Галина Видяйкина
Проект создания мини-музея «Чудо-росток»
Проект : Мини – музей «Чудо – росток »
Актуальность : Дети в любом возрасте - «любознайки» и «почемучки» . Они задают множество вопросов о том, что им кажется необычным и интересным. Ребенок, который только открывает для себя мир многого не знает, и каждая вещь или явление для него удивительны. Важно поддерживать в каждом ребенке жажду знаний и открытий, донести суть в достаточно краткой, понятно увлекательной форме. Ребенок не только хочет понимать, как устроены вещи, но и пытается оценивать мир вокруг себя, формирует свое отношение к нему.
Участники проекта : Педагоги, воспитанники, родители.
Тип проекта : информационно – исследовательский.
Продолжительность проекта : долгосрочный (9 месяцев – учебный год) .
Цель : Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи. Познакомить со злаковыми культурами на примере пшеницы, ржи.
Задачи :
1. Обогащать знания детей о злаковых растениях, о значимости растений в жизни человека.
2. Формировать представления о продуктах получаемых и злаков.
3. Уточнить знания о процессе выращивания пшеницы, ржи как полезного и необходимого продукта для жизни человека.
4. Обобщать полученные знания, отражение детьми в рисунках и игровой деятельности.
5. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Разделы и экспонаты мини-музея «Чудо – росток » :
1. Раздел «Процесс выращивания»
В этом разделе мы знакомим ребят с тем, где и как выращивают пшеницу, рожь, кто принимает участие в этом нелёгком труде. Раздел представлен иллюстрациями с разными работами в поле, с процессом обрабатывания, сбора, сортировки и хранения зерновых культур. С помощью макета дети могут познакомиться с этапами созревания злаков.
2. Раздел «Что получают из зерна»
Данный раздел знакомит детей с продукцией, которую получают из зёрен пшеницы, ржи (мука, крупы – манная, пшеничная, отруби и другая продукция)
3. Раздел «Использование в медицине, быту»
Раздел направлен на формирование знаний детей о том, как применяют злаки в медицине, быту. Пшеничные отруби используют в медицине для лечения сердечно - сосудистой системы, как успокоительное средство и корм для животных. Данные злаки используют при изготовлении кремов, мыла, шампуней. Из соломы делают соломенные шляпы, хлебницы, различные сувениры.
4. Раздел «Книжная страница»
Дети знакомятся с художественными произведениями, репродукциями картин А. Васнецова «На пашне. Весна» ; Шишкина «Рожь» и другие. Хлебный словарь знакомит детей с разными видами хлебобулочных изделий в странах мира.
5. Раздел «Театрализованная деятельность»
Познакомившись с произведениями, ребята могут проявить себя в роли актёров. Для этого в мини -музее находятся настольные театры по сказкам «Колосок» , «Жерновцы» , «Мышь и колос» и другие; вязанные и резиновые игрушки для инсценировок.
6. Раздел «Своими руками»
Целью данного раздела является привлечь внимание родителей и детей активно принимать участие в пополнении мини-музея экспонатами , выполненными своими руками. Здесь находятся картины из соломки, солёного теста, манной крупы, макаронных изделий. Картины «колосков» выполненных в различных техниках – квиллинг, объёмная аппликация и т. д.
Краткая аннотация проекта : В данном проекте представлено знакомство с процессом выращивания, переработки, применения злаков. Реализация осуществляется через игровые занятия и различные виды деятельности : беседы, игры, творческие работы.
Предполагаемый результат проекта :
1. Понимание детьми ценности злаковых культур.
2. Знание детей о технологии выращивания, переработки.
3. Знания о том, как выращивали злаки в старину на Руси, и в настоящее время.
4. Сближение родителей и детей благодаря совместным мероприятиям.
Данный проект предполагает интеграцию следующих образовательных областей : «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .
Ресурсы проекта :
1. Иллюстрации, макеты, презентации, гербарии злаковых культур.
2. Центр экспериментирования в группе.
3. Художественная литература, картины, энциклопедии.
Этапы проекта
1этап (Организационный)
Вид деятельности : Групповая консультация для родителей детей о целях и задачах внедренного проекта . Дидактическое и методическое обеспечение.
Сроки проведения : Сентябрь.
2 этап (Практический)
Вид деятельности : Мероприятия по реализации проекта с детьми . Мероприятия с родителями.
Сроки проведения : Сентябрь – май.
3 этап (Заключительный)
Вид деятельности : Проведение викторины для детей «На поле» . Презентация проекта . Рекомендации родителям.
Сроки проведения : Май.
Перспективное планирование
Сентябрь
Рассматривание и сравнение травяных и зерновых колосьев.
Объёмная аппликация «Колосок»
Заучивание пословиц и поговорок.
Беседа о труде хлеборобов, рассматривание иллюстраций.
Игры «Угадай на ощупь» , «Кто больше назовёт?»
Создание «Книги рецептов» (работа с родителями)
Исследовательская деятельность с семенами зерновых культур (замачивание, рассматривание через лупу, измельчение камнями)
Драматизация сказки «Колосок»
Изготовление соломенных кукол.
Беседа «Как из зёрен получают муку»
Изготовление макета мельницы и «Чудо меленки »
Инсценировка сказки «Мышь и колос»
Беседа «Откуда хлеб и каша приходят к нам в дом?»
Экскурсия на кухню «Как пеку пирожки»
Чтение рассказа В. Даукевич «От зерна до каравая»
Лепка «Мы маленькие пекари»
Рассматривание иллюстраций к сказкам, где изображены старинные орудия труда.
Чтение сказок «Мальчик с пальчик» , «Мужик и медведь» , «Жерновцы»
Разучивание хороводов «Каравай» , «Лады, лады, ладушки»
Беседа о работе трактористов на тракторах различных видов
Творческая работа – сочинение загадок, сказок вместе с взрослыми
Игры «Что сначала, что потом» , «Найди меня» , «От зёрнышка до булки»
Посев семян пшеницы, ржи – наблюдение за проростками в разных условиях и почвах
Чтение «Упало зерно в землю» С. Шуртакова
Пополнение мини-музея экспонатами , выполненными своими руками (работа с родителями)
Рассматривание репродукций картин
Коллективная работа «Букет из колосков» (макаронные изделия, манка)
Вечер загадок
Викторина «На поле»
Результаты проекта :
Дети получили знания о процессе выращивания злаков, о продукции, получаемой из пшеницы, ржи;
Дети поняли, что злаки важны в нашей жизни, что к ним необходимо бережно относиться.
Дети научились делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи по результатам своих экспериментов.
Совместная деятельность больше сплотила детско - взрослый коллектив группы.
Детсадовские музеи начинаются с малого - тематического уголка, посвящённого какой-либо интересной сфере. По мере пополнения коллекции формируется полноценная музейная экспозиция. Дети той группы, в которой она находится, вскоре получают возможность попробовать себя в роли экскурсоводов, проводя познавательные экскурсии для воспитанников других групп. Огромный плюс - интерактивность музейной работы в детсаду. При которой дети могут трогать руками и близко изучать экспонаты; чувствуют свою причастность к процессу. И, как следствие, растёт их интерес к познанию нового; легче усваиваются знания и учебный материал. Ценный опыт, накопленный педагогами в музейной педагогике, обобщён на страницах данного раздела. Здесь представлены иллюстрированные фотографиями подробные материалы о мини-музеях самой разной направленности.
Показаны публикации 1-10
из 1989
.
Все разделы
| Музеи в детском саду. Мини-музеи в группах
Цель создания музея - обогащение предметно – развивающей среды группы . Расширять знания детей о древних обитателях нашей планеты. Задачи : -Познакомить детей с разными видами динозавров через познавательный рассказ, просмотр мультфильмов, картинок. Воспитывать интерес к...
В 2019 году в конкурсе "Предметно-развивающая среда на прогулочном участке" нашу группу вновь отметили , как одну из лучших. На летней веранде мы разместили "Мини- музей старины ". Некоторые экспонаты предоставили прабабушки наших воспитанников. У ребят есть возможность...
Публикация «Консультация для родителей «Путешествуем с помощью...» Консультация для родителей «Путешествуем с помощью коллекционирования» (использование коллекции магнитов. (Материал может быть использован воспитателями) Почти у всех дома есть коллекция магнитов на холодильнике. Здесь магниты не только из мест, которые Вы посетили, но и подарки...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Организация мини-музея в детском саду Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают что, дошкольникам еще рано посещать такие...
Мини-музей поделок из природного материала в детском са ду. Воспитатель Захарова У.В. МДОУ детский сад "Золотые зернышки" Малоярославецкий район, с.Детчино. Осень - это период, когда можно найти огромное количество разнообразного природного материала. Дети с самого раннего...
Музейная педагогика в образовательном процессе ДОО В нашем саду успешно применяется социально-педагогическое проектирование, связанное с образовательным учреждением и средой, в котором реализуются процессы обучения, формирования и в том числе социально-личностное воспитание...
Проект на тему: Мини - музей: "С книгой дружить - век не тужить!" выполнила воспитатель МКДОУ д/с №16 "Светлячок "Жукова М.Ю. г.Чкаловск Нижегородской обл. 1.Анализ ситуации (актуальность темы): В настоящее время книга в семье как воспитательное и образовательное воздействие на...
Проект: Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников Проект краткосрочный с 01.12.по 31.12.2017 Назначение материала: Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе должна способствовать развитию личности,...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 34»
Проект мини-музея «ЧУДО - ДЕРЕВО»
Выполнила воспитатель
Угрюмова Е.В.
г.Ленинск – Кузнецкий 2015 г
Если мы рассмотрим Что-то,
Это Что-то –для чего-то,
Это Что-то из чего-то,
Это Что-то – часть чего-то.
Чем-то было раньше Что-то,
Чем-то будет это Что-то.
Есть противники у Что-то,
Много ест друзей у Что-то.
Всё нейтральное у Что-то
Делает своё чего-то.
Что-то ты теперь возьми
На экранах рассмотри.
(М.С.Гафитулин.)
Образовательная область:
Ознакомление детей с различными видами лесов, деревьев, что даёт нам дерево, и что мы можем ему дать, как использовали дерево в древности и современности.
Вид проекта:
Исследовательский, творческий.
Актуальность:
Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок - дошкольник.
Мы создали данный музей, потому что хотели вызвать интерес, положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным, обогатить предметно-развивающую среду группы, привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников, познакомить детей со свойствами дерева.
Рассказать детям, как люди используют свойства дерева при изготовлении игрушек и других предметов.
Идея создания музея появилась, когда в подготовительной группе возник вопрос «Были ли дети нашей группы в музеях?». Оказалось, что дети не посещали и мало что знают о музеях. Мы решили подарить им такую возможность и создать в нашем детском саду мини – музей.
Размышляя над темой музея, мы стали рассматривать, что нас окружает, и стало бы интересным для детей. Тема дерева возникла сама собой:
1. В группе имеются некоторые предметы, выполненные из дерева представляющие музейную ценность.
2. Изучая объект (дерево), мы можем рассмотреть его надсистему (то чем был объект в прошлом) и подсистему (будущее объекта), соответственно надсистема и подсистема имеет свои позиции прошлого и будущего.
3. Не возникнет трудностей при создании детских коллекций.
Следующим важным шагом было определить место расположения мини-музея. Для него выделили угловую полку, чтобы разделить зоны, разделы мини-музея. Расположили её в групповой комнате, что представляет возможность выстраивать материал музея постепенно. Можно в любое время обратиться к материалам музея, а дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности и задавать вопросы.
Значение и использование мини-музеев в дошкольном учреждении
В группах у детей – игрушки, а в мини-музее их привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые – орудия труда, предметы быта, украшения. Дети берут в руки экспонаты (в настоящих музеях нельзя трогать, а в детском музее – можно), начинают исследовать, познавать, пробовать действовать с ними. В детском музее, что дети видят, все что их окружает и все что происходит на занятиях, влияет на них, и даже маленькая деталь оказывает прекрасное воздействие. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатываются в их чувствительных сердцах, впечатление сказывается на характере ребёнка.
Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знания, полученные в первые годы жизни никогда не исчезнут из памяти. Красивые музейные экспонаты, сама обстановка создают условия для проведения различных занятий, игр, бесед. Для развития речи воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение.
Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музеев организовывались выставки. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создание детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они приносят из дома экспонаты. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Каждый мини-музей – результат общения совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Цель проекта: познакомить детей со свойствами дерева с помощью
экспериментальных действий, так же расширять представления детей о
разнообразии деревянных изделий, их назначении. Дать ребенку
возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир
Задачи проекта:
5. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность;
6. Активизировать личностную позицию ребенка.
Участники проекта:
Заведующая МДОУ № 34, старший воспитатель, музыкальный руководитель, дети подготовительной группы, родители подготовительной группы, воспитатели.
Продолжительность проекта:
Долгосрочный.
Основная форма реализации проекта:
Занятия, игры, мини-выставки, экскурсия, досуг, опыты.
Обеспечение:
1. Материально-техническое: фото и видео съёмка, фотоальбом, канцелярские принадлежности: цветные бумага и картон, клей, гуашь, восковые карандаши, пластилин.
2. Учебно-методическое:
3. Вохринцева С. Окружающий мир «Деревья и листья» - Страна фантазий, 2003, 16 с.
4. Ерофеева И. Времена года – ООО Линг-книга, 2008, 10с.
5. Муцетони В.М. Жил – был листок.- М.: Издательский дом Карапуз, 2004, 16 с.
4. Мини – энциклопедия в картинках «Деревья» - Махаон, 2001, 56 с.
5. Популярное пособие для родителей и педагогов. 100 загадок – Я.:Академия холдинг, 2010, 224 с.
6. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. Линка-Пресс Москва 2008. - 245 с.
7. Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево». – М.: Карапуз – ДИДАКТИКА – ТЦ Сфера, 2006, 256 с.
8. Рыжова Н.А. Методическое издание «Коллекция увлечений» «Линка-Пресс», 2004 г. 80 с.
9. Степанов В. Учебник для малышей «Родная природа» - ООО Фламинго, 2004, 48 с.
10. Травина И.В. В лесу (детская энциклопедия) Москва 2014, 24 с.
11. Хомич О.Е. Растения (детская энциклопедия). АСТ Москва 2014 г. – 48 с.
Этапы проведения проекта:
Этапы | Мероприятия | Ответственные | |
Подготовительный этап | |||
Сентябрь |
1.Выбор темы для мини-музея. Выделение разделов и правил (Приложение 1) |
Воспитатели Ст.воспитатель |
|
2.Определение месторасположения мини-музея |
Воспитатели Ст.воспитатель |
||
3. Сбор и анализ литературы по данной теме |
Воспитатели Ст.воспитатель |
||
4. Составление перспективного плана |
Воспитатели Ст.воспитатель |
||
Основной этап | |||
Октябрь |
|||
1. Письменное обращение к родителям (Приложение 2) | Воспитатели | ||
2.Создание папки «Деревья и сказки» |
Воспитатели Семья Молоствовых |
||
3.Сбор экспонатов | Воспитатели | ||
4.Создание альбома «Чудесный мир салфеток» | Воспитатели | ||
Ноябрь |
1. Родительское собрание «Мини-музей – как развивающая среда для ребёнка» (Приложение 3) | Воспитатели | |
2.Создание альбома «Легенды о деревьях» |
Воспитатели Семья Тришкиных |
||
3.Оформление коллекции «Разнообразие листвы» |
Воспитатели Семья Казанцевых |
||
Декабрь |
1. Занятие «Через добрые дела можно стать юным экологом» (Приложение 4) | Воспитатели | |
2.Создание папки «Дятел – лекарь леса» |
Воспитатели Семья Сычёвых |
||
3.Занятие «Беседа о лесе» (Приложение 4) | Воспитатели | ||
Январь | 1. Создание альбома «Дерево – от старины к современности» |
Воспитатели Семья Переверзевых |
|
2. Сбор коллекции «Лесная аптека» | Воспитатели | ||
3. Экскурсия в мини-музей «Чудо-дерево» (Приложение 5) |
Воспитатели Воспитанники |
||
Февраль |
1. Создание папки «Целебные свойства деревьев» |
Воспитатели Семья Тришкиных |
|
2. Досуг для родителей «Добро пожаловать в мини – музей!» |
Воспитатели Родители |
||
3. Папка – раскладушка «Времена года» |
Воспитатели Семья Яковкиных |
||
Март | 1. Оформление папки «Враги леса» |
Воспитатели Семья Колмаковых |
|
2.Создание папки «Виды лесов на разных материках» |
Воспитатели Семья Сычёвых |
||
3.Сбор коллекции «Семена» |
Воспитатели Семья Бренинг |
||
Апрель |
1.Пополнение экспонатов мини-музея |
Воспитатели Родители |
|
2. Создание альбома «Декоративная роспись деревянных изделий» |
Воспитатели Семья Молоствовых |
||
3.Оформление папки «Музыкальные инструменты выполненные из дерева» |
Воспитатели Семья Волобуевых |
||
Завершающий этап | |||
1. День открытых дверей в мини-музее «Чудо-дерево» с презентациями от семей. |
Воспитатели Родители |
||
2. Фотовыставка «Я, лес – друзья!» (Приложение 6) |
Воспитатели |
Предполагаемый результат:
Продукт проективной деятельности:
Фотоальбом «Я, лес – друзья!», коллекция деревянных экспонатов, папки и альбомы на различные темы о деревьях, копилка детских работ и т.д.
Презентация проекта:
День открытых дверей в мини-музее «Чудо-дерево» с презентациями от семей.
ОПЫТ РАБОТЫ «Организация работы по созданию мини-музея в ДОУ»
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой.1. Основные характеристики опыта
1.1. Краткая аннотацияРодители и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем "погружать" детей в мир культуры и искусства, педагоги знакомят их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея.
В ходе практического этапа реализации проекта педагоги разработали перспективный план работы с детьми и родителями.
При проведении экскурсий мы стараемся строить познавательный процесс
в следующей логической последовательности: «от простого - к сложному
и неизведанному».
«Простое» – информативная часть, которая преподносится, в готовом виде экскурсоводом или додумывается детьми на основе ранее полученных знаний;
«Сложное» – предполагает участие детей в проблемно- поисковой деятельности;
«Неизведанное» – в эту часть включается материал, который основывается на гипотезах, легендах, и требует дальнейшего осмысления и изучения.
Нам представляется, что именно включение этой части, заставляет детей воспринимать тему, как нечто личное, затрагивает естественное желание каждого ребёнка к разгадыванию загадок, их тягу к необычному и интерес к необъяснимому.
Для детей младшего дошкольного возраста целесообразно постепенное введение в мир музея. Мы считаем, что первую экскурсию в музей, непосредственное знакомство с понятием «Музей», с правилами поведения в музее лучше проводить в средней группе. До этого необходимо так построить работу в «предмузейном периоде» с детьми младших и средних групп, чтобы часть экспонатов стала им хорошо знакома. Тогда первое посещение музея для них и станет во многом «встречей со старыми знакомыми».
Первые знакомства с предметами обихода русских людей, изделиями народно-прикладного творчества, разумнее всего проводить в форме комплексных занятий, расширяя и обобщая познания детей и в различных видах деятельности: ознакомление с окружающим миром, музыкальное развитие, детская художественная литература, развитие речи, математика.
Ещё один наиболее эффективный подход в «предмузейном» периоде - это «истории с продолжением», когда после полученной информации, дети включаются в продуктивную деятельность. Например, после знакомства с глиняной игрушкой дошкольники сами «превращаются» в настоящих русских умельцев и изготавливают игрушки из глины.
Содержание экскурсий для старших дошкольников претерпевает изменения: усложняются задачи, формы и методы. Информационная часть (преподносимая экскурсоводом) становится значительно короче и состоит только из фактов абсолютно новых для детей. Основанная часть экскурсии строится на диалогическом взаимодействии взрослых и детей.
Дети постоянно включаются в работу: анализируют, экспериментируют, высказывают гипотезы. В конце экскурсий юные посетители всегда имеют возможность индивидуально рассмотреть те экспонаты, которые вызвали их особый интерес, задать вопросы взрослым.
Дети старшего дошкольного возраста уже готовы к знакомству с миром музея.
Задача воспитателя, не только познакомить детей с правилами поведения в музее, но и учить их «общаться» с музейными экспонатами, внимательно слушать рассказ экскурсовода, задавать вопросы, обращать внимание на мельчайшие детали, уметь выделять главное, анализировать и сравнивать. А также бережно относится к музейным экспонатам, видеть их уникальность и красоту, уважительно относится к историческому и культурному наследию страны.
На данном этапе необходимо подчеркнуть для детей разницу между музеями в ДОУ и «взрослыми» музеями, куда они в ближайшее время отправятся с родителями. Если в детском саду посетители могут взять в руки отдельные экспонаты, рассмотреть их, исследовать, то в музеях города это чаще всего сделать невозможно.
Большое значение имеет активное включение детей в формулировании основных правил для посетителей музея в детском саду. Только при условии личной заинтересованности каждого ребёнка эти правила будут естественно принятыми,а не навязанными.
Правила поведения в музее
1. Не перебивать экскурсовода и задавать свои вопросы только по окончанию экскурсии.
2. Можно брать в руки отдельные предметы с разрешения экскурсовода.
3.Стараться рассмотреть даже мелкие детали.
4.Запомнить как можно больше интересного, чтобы потом рассказать об увиденном своим родным и друзьям, нарисовать интересные рисунки.
Возможно в стихах:
Мы пришли в музей и вот
Встретил нас ЭКСКУРСОВОД.
Он здесь – главный - помни это
и прислушайся к совету:
Экскурсовода не перебивай,
От своей группы не отставай.
Вопросы задавай не сразу,
а дождись конца рассказа.
Не все экспонаты трогай руками,
а смотри на некоторые глазами.
Постарайся по больше узнать,
чтоб другим про музей рассказать.
Рекомендации по организации мини-музея в ДОУ
Организация размещения музея
1.Если вы вынуждены ограничиваться небольшим помещением для создания музея, то:
- стройте работу с детьми по подгруппам – не более 10 человек, чтобы экспонаты были доступны для обзора каждого посетителя.
- тщательно продумайте мини – зоны, которые соответствуют содержанию музея и формату имеющейся площади;
- заранее планируйте порядок сменяемости экспонатов музея и варианты их хранения вне музея (в так называемых «запасниках»)
2. Не перегружайте помещение музея витринами и стендами, оставьте место для музейного экспериментирования и организации тематических выставок для интерактивной работы с детьми.
3. Заранее продумайте освещение музея. Лучше всего дополнительно использовать элементы подсветки выставочных шкафов.
4. Не перегружайте помещение музея цветовыми оттенками. Пусть всё внимание будет обращено на экспозицию, а цвет стен и пола целесообразно выдержать в лаконичной гамме. На окна лучше всего подойдут жалюзи – они не отягощают пространства.
Продумывая содержание:
1. Заранее подбирайте разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения. В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются впрок и до времени хранятся в «запасниках».
2. Определяя тематику экспозиций, придерживайтесь правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
3. Если вы на начальном этапе и не имеете разнообразие материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
4. Обязательно выстройте перспективу работы музея. Не гонитесь за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.
Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку»
СПИСОК литературы по созданию музеев в детском саду
1. Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.
2. «Музейная педагогика», под редакцией А.Н.Морозовой,О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.
3.О.Л.Князева, М.Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры», Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 2008г.
4. Н.А.Рыжова Л.В., Логинова, А.И. Данюкова «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008 г.
МДОУ детский сад №1 «Солнышко» п. Новохайский ВоспитателЬ: Мурзина Оксана Юрьевна Средняя группа «Звездочка» В нашем детском саду № 1» Солнышко», реализующем программу Васильевой М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду» педагогами, родителями и детьми создан музей природы. Целесообразно ли создание такого музея в детском саду? Ведь детей привлекает все движущееся, цветущее, яркое, а не застывшие экспонаты природы. Я считаю, что создание такого музея не только возможно, но и необходимо по ряду объективных причин: Использование экспонатов музея помогает выйти за круг явлений, доступных ребенку для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо ребенку. Важная особенность экспонатов – их статичность, дающая возможность подробно рассмотреть их, описать, установить между ними содержательные связи. Расширилось образовательное пространство детского сада, позволяющее разнообразить детскую деятельность, что в конечном итоге дает высокий личностный развивающий эффект. Учитывается стремление детей к коллекционированию. Ни для кого не секрет, что дети собирают и хранят как сокровища всевозможные, ненужные, по мнению взрослых, вещи: фантики, вкладыши и прочие предметы. Дети с радостью откликнулись на предложение собирать коллекции для музея. Экспозиции музея помогают формировать в течение всего года не только конкретные представления об объектах природы, но и знания о взаимосвязях живых организмов в экосистемах, обобщенные представления о явлениях природы, которые позволяют детям в дальнейшем ориентироваться в новых фактах в других условиях. Цели: Формирование знаний детей о явлениях природы в разное время года. Создание условий для экологического образования дошкольников. Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы. Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников. Задачи: Воспитание природоохранительных знаний, умений, воспитание любви к природе, личной ответственности за её сохранность. Конкретизировать знания детей о разнообразии мира растений и животных. Показать соответствие строения растений условиям их обитания. Выявить причины разнообразия растений и животных. Воспитывать культуру общения с природой Проблемы: Повышение заболеваемости детей. Отчуждение детей от мира природы. Снижение уровня экологического сознания детей и взрослых. Неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира. Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания. Окружающий мир многообразен, это и семья, и детский сад, и родной поселок. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность. В помещении музея расположены несколько экспозиций: 1. Экспозиция природных зон расположена на стене музея в приемной. 2. Экспозиция “Природа нашего края” представлена различными коллекциями: Семена дикорастущих и культурных растений Гербарии травянистых растений и древесных пород Спилы различных деревьев с хорошо заметными годичными кольцами Разнообразные камни, полезные ископаемые Насекомые Коллекция засушенных букетов, злаков и тд. 3. Экспозиция лучших подделок из природного материала. 4. Комнатные растения в уголке природы в группе. Составлена музейно-образовательная программа и разработан методический комплект, включающий в себя сценарии дополнительных занятий экскурсий и описание различных тематических выставок в музее природы. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ МУЗЕЯ Название, цель Естественно – научное Передача суммы знаний об окружающем мире, о среде и месте обитания организмов, об условиях существования, о взаимоотношениях между организмами и объектами неживой природы о цикличности природных процессов. Эмоционально – чувственное Учить детей восхищаться окружающим миром, чувствовать природу и выражать свое отношение к ней литературными средствами. Эколого – оздоровительное Учить заботиться о своем здоровье, задумываться о своем месте на планете. Эколого – краеведческое Формировать начальные представления об эколого-климатических условиях проживания жителей северных регионов, воспитывать уважение к традициям народов края. Знакомить с декоративноприкладным искусством, фольклором (песнями, танцами, народными инструментами), подвижными играми народов края. Деятельность С детьми проводятся познавательные занятия и совместная опытноэкспериментальная деятельность. Заучивание стихотворений о природе; рассказывание экологических сказок; чтение художественных произведений о природе рассматривание иллюстраций, открыток о природе. Экскурсии в мини-музеи старшей группы, Экскурсии в лес или в школьный парк Детям предлагаются следующие формы занятий: наблюдения за сезонными изменениями в природе, викторины краеведческого характера, вечера развлечений. ЦЕНТР КРАЕВЕДЕНИЯ. Младший возраст (4 год жизни). Стихи о родном посёлке, рассказы и легенды, потешки, скороговорки. Папки-передвижки с иллюстрациями: «Природа родного края», сезонные изменения в природе. Подвижные игры. Книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”. Картинки-иллюстрации: “Труд взрослых”, “Дети живущие в других посёлках, городах”. Рисунки детей и взрослых о себе, посёлке, окружающей природе. Совместные работы из бросового и природного материала. Средний возраст. (5 лет) Художественная литература. “Папка-передвижка”: “Я живу в Красноярском крае”, заповедник «Столбы»). Посёлок в разное время года. Подвижные игры России. Картинки-иллюстрации с усложнённым содержанием. Игрушки. Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток. Аудио и видеокассеты о природе родного края. Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых. Презентации (в электронном виде) на разные темы о природе, например: «Развитие лягушки», «Развитие цветка», «Птицы леса», «Дикие, домашние животные», «Детеныши животных» и многое другое. Подготовлены и проводятся беседы о природе нашего края и других климатических зон. Разработан перспективный план занятий по разделу «Краеведение» П Р А З Д Н И К И – РАЗВЛЕЧЕНИЯ и папки – передвижки по темам: ОСЕНЬ. День защиты животных. День здоровья. Синичкин день. ЗИМА. День здоровья. ВЕСНА. Праздник воды. Неделя книги. День птиц. Праздник здоровья. Неделя экологии. День Земли. Праздник цветов. Начало Результат Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, дошкольники начинают гордиться своими музеями, своим детским садом, своим поселком, своей страной. Таким образом, у нас происходит работа по патриотическому воспитанию через музейную педагогику. Работу по данному вопросу мы продолжим развивать, пополнять мини- музеи экспонатами. Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи.