Главная » Мода » Какие работы есть в музее. О профессии музейный работник для детей. Понятие «музейный работник» объединяет сразу несколько профессий

Какие работы есть в музее. О профессии музейный работник для детей. Понятие «музейный работник» объединяет сразу несколько профессий

The Village продолжает рассказывать о том, как планируют свои доходы и расходы люди разных профессий. В этом выпуске - работник музея. По данным Минкультуры, средняя зарплата сотрудников учреждений культуры, к которым относятся и музеи, за 2016 год составила порядка 59 тысяч рублей в Москве и 50 тысяч в Петербурге. Также в прошлом году ведомство опубликовало отчет о заработках руководителей государственных музеев, согласно которому генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский ежемесячно получал 839 тысячи рублей, а генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова - 437 тысяч рублей. Молодой сотрудник крупного государственного музея, расположенного в Петербурге, рассказал нам, что входит в его обязанности, какую он получает зарплату и на что тратит деньги.

Должность

Сотрудник музея

Доход

30 000 рублей

(c учетом квартальных премий)

Расходы

10 000 рублей

9 000 рублей

возврат долгов

3 000 рублей

транспорт

3 000 рублей

2 000 рублей

алкоголь

2 000 рублей

1 000 рублей

развлечения

Как попасть на работу в музей

Я вырос в семье, связанной с искусством, помню, как ребенком оказывался с родителями в музее. Я еще не думал, какую специальность выберу, но мне казалось какой-то магией, что человек смотрит на картину и видит не просто сюжет, холст и масло, а контекст, связи этой работы с другими, историю создания и попадания в музей, приемы художника. Я пошел учиться на искусствоведа в Санкт-Петербургскую академию художеств имени Репина. Это очень важное место, где в одном здании соседствуют искусствоведы, графики, скульпторы, архитекторы, где ты можешь заходить в мастерские и смотреть, как они работают. Нет такой ситуации, как в некоторых вузах, где тоже преподают искусствоведение, когда студент изучает историю искусств, но художников в глаза не видел.

Значительная часть людей, которые работают в петербургских музеях, - это выпускники Академии художеств. В музеях необходимость в лаборантах существует всегда, потому, если появляется ставка, вспоминают тех, кто стажировался, проходил практику и как-то себя проявил. Так получилось и со мной. Сейчас мне 23 года и я работаю в музее уже четыре года.

Иногда человек, который хочет попасть на работу в музей, думает, что будет заниматься исследованиями, но не все понимают, что музей - это огромная система, в которой, помимо отделов, связанных с наукой и искусством, есть еще очень много всего - даже электрики и механики, служба безопасности. Часто бывает так, что нужную ставку приходится ждать годами. Например, ты изучаешь японское искусство, потому хочешь работать в отделе Востока, но ставка появилась в отделе научной документации или научно-просветительском отделе. Приходится идти туда и ждать, когда, возможно, тебя пригласят в нужный отдел. Сотрудники у нас совершенно разные. Есть те, кто приходит с горящими глазами. Кому-то нужен статус работы в крупном государственном музее, и я даже знаю много судеб, которые могли бы сложиться лучше, если бы люди не останавливались перед переходом в другие музеи или организации из-за боязни лишиться этого статуса. Но понятно, что никто не приходит на работу ни в один музей России из-за материальной выгоды.

Особенности работы

Миссия лаборанта в любом отделе - снимать рутинные обязанности с научных сотрудников, чтобы они занимались научной работой, подготовкой к выставкам и конференциям. Я общался с коллегами из разных научных отделов, и у меня сложилось впечатление, что мы делаем одни и те же вещи, просто иногда они различаются за счет специфики отдела: где-то хранятся картины, где-то - археология. Лаборант - это такая смесь секретаря, курьера, такелажника и разнорабочего. Часто нам звонят по телефону, чтобы получить какую-то информацию о картинах, мероприятиях, и я отвечаю на такие звонки. Если в отдел приходят сотрудники другого отдела, их сопровождаю тоже я. Государственный музей - это всегда бюрократия, здесь мы зависим от огромного количества бумаг, подписей, печатей.

Особенно много бумажной работы появляется во время подготовки к выставке, если экспонаты не из российских собраний, а из-за рубежа. Составлять служебные записки, проверять акты, собирать подписи и печати - это тоже работа лаборанта. Когда к нам приезжают коллеги, например из Лувра или Британского музея, нужно встретить их в аэропорту, сопроводить в Петергоф и Гатчину - этим, опять же, занимается лаборант. В качестве курьера, бывает, нужно сходить в канцелярию, получить посылки и письма. Иногда приходишь ни свет ни заря и проверяешь, все ли готово к конференции, работает ли проектор. У каждого научного отдела в музее есть библиотека, и по большей части работают там девушки. Книг много, они тяжелые и пыльные, и лаборанты всегда готовы помочь отнести эти книги куда нужно.

Вообще, за все перемещения пыльных и тяжелых предметов - стопок книг, коробок, свертков - отвечают лаборанты. Не будут же этим заниматься старшие научные сотрудники, почтенные мэтры и дамы в шалях. Лаборанты - это в основном молодые люди, только что окончившие высшее учебное заведение или еще получающие образование заочно, им от 20 до 30 лет. Это как раз тот самый возраст, когда ты можешь выполнять такую работу наилучшим образом. Если нужно очень быстро получить подпись в другой части здания, ты можешь буквально сбегать туда, параллельно вспоминая все известные тебе фильмы, где герои бегали по музеям.

Следующая ступень после лаборанта - должность младшего научного сотрудника, потом идет научный сотрудник, ведущий, старший научный сотрудник и хранитель. Научные сотрудники - это уже люди, которым 30–35 лет, ведущие и старшие, соответственно, еще старше. Но эти повышения идут не только за счет стажа, но и за счет публикаций и других достижений. При этом нужно постоянно развиваться, следить за тем, что происходит с областью твоего исследования во всем мире. А для этого необходимо постоянно ходить в библиотеку, посещать другие музеи, сравнивать вещи, общаться на международных конференциях со своими коллегами.

Есть сотрудники, которые где-то после 30 лет решают, что их вполне устраивает должность лаборанта или младшего научного сотрудника, и перестают развиваться. Это достаточно консервативные люди, с которыми мне бывает тяжело обсуждать темы науки и искусства. Они иногда позволяют себе высказываться таким образом, который непозволителен даже для обывателя, например, могут сказать: «Малевич - это вообще не художник, мой ребенок и то лучше нарисует».

Я работаю пять дней в неделю с 09:00 до 18:00, но для сотрудника музея работа не заканчивается с завершением трудового дня, а продолжается еще и в свободное время. После работы я часто хожу на выставки, читаю книги по искусству. У работников музеев есть важная привилегия: они имеют право бесплатного входа в музеи России и некоторых других стран по специальной карте ИКОМ. Среди моих знакомых очень популярен такой вид досуга в выходные: ты приобретаешь самый дешевый билет в плацкарт на поезд, который приходит в Москву с утра. С вокзала бежишь в Третьяковку, Пушкинский, Музей архитектуры, смотришь выставки, и так до шести часов. Вечером идешь в галерею, которая может работать до восьми, потом встречаешься со своими московскими знакомыми, тоже работниками музеев или других культурных институций, а затем ночным поездом уезжаешь назад.

Люди из Петербурга гораздо чаще ездят в Москву на выставки, чем наоборот. Все же Москва - очень крутой город в плане выставочной политики. У нас тоже много музеев, но далеко не у всех есть свои программы, интересные проекты. Музейные практики, которые используются в Москве, приходят к нам только через несколько лет и то не всегда в правильном виде. Зачастую это происходит за счет петербургского снобизма и стереотипа о культурной столице.

Доходы

Моя заработная плата - 22 тысячи рублей в месяц. Кому-то покажется, что это мало, но есть петербургские музеи, где сотрудники получают гораздо меньше. Еще раз в несколько месяцев бывает квартальная премия - примерно 30–40 тысяч. Премия зависит от сезона, посещаемости музея, но точно просчитать ее могут, наверное, только люди в бухгалтерии. Когда получаешь 22 тысячи, расходы часто превышают эту сумму, и получается так, что накапливаются долги, а после получения премии возвращаю деньги всем, у кого занимал.

Все лаборанты, которых я знаю, так или иначе принимают помощь от родителей. Кому-то дают деньги, кому-то оплачивают жилье, кому-то покупают одежду или приносят продукты. Родители понимают, что их дети не справятся без такой поддержки. Мои родители взяли на себя часть моих расходов - на жилье и мобильную связь.

Расходы

В среднем в месяц не менее 3 тысяч я трачу на книги по истории искусства и музейным практикам. Я хожу в книжный магазин «Все свободны», где работают классные ребята. Когда у меня нет денег и я вижу, что книга осталась в одном экземпляре, я прошу ее отложить для меня на неделю или две. Иногда бывает так, что мне звонят из этого книжного и говорят, что в наличии есть книга, которая может быть мне интересна. Тогда я влезаю в очередной долг, приобретаю ее и перехожу на питание овощной смесью за 60 рублей.

Бесплатно я хожу не только в музеи, но и на национальные кинонедели в «Родину» или «Великан Парк». Я стараюсь поддерживать уровень знания иностранных языков, чтобы коммуницировать с коллегами из других стран, и для этого смотрю фильмы без перевода. В Петербурге есть несколько кинотеатров, которые показывают кино на языке оригинала с субтитрами, но на дневные сеансы я не попадаю из-за работы, а билет на вечерний сеанс стоит сопоставимо с ценой не самой дорогой книги по истории искусств или кураторству. Иногда приглашаю друзей в гости составить мне компанию в просмотре фильма, который они заранее как-то загрузили, потому что у меня дома нет интернета. Я не боюсь, что с интернетом я погружусь в пучину прокрастинации, я в этом абсолютно уверен. Закончится тем, что книги, которые я покупаю, будут вырастать в огромную стопку и пылиться. А так я сам себя оградил от соблазна зайти в интернет, почитать статью на Colta, потом еще одну, потом зайти на «Артгид» и вдобавок посмотреть пару документалок за вечер.

На транспорт я трачу около 3 тысяч в месяц. На одежду тоже выходит в среднем около пары тысяч. Я не покупаю ее каждый месяц, а обычно жду, пока начнется распродажа в Uniqlo, и я там возьму себе несколько базовых вещей. Так на три-четыре месяца буду спокоен, потому что у меня есть простая одежда, выдерживающая пыль и грязь, с которыми сопряжена часть музейной работы. Ведь есть такой закон: когда ты приобретаешь себе новую белую рубашку и приходишь в ней на работу, именно в этот день нужно будет перетаскивать пыльные архивные папки.

На питание в месяц у меня уходит около 8–10 тысяч. Обед - это очень интересная часть моего рабочего дня. У нас с друзьями есть такая теория: именно когда ты начнешь брать с собой из дома еду в контейнере, ты перестанешь быть молодым. К тому же музей - место достаточно пыльное, потому неплохо хотя бы на час в течение рабочего дня выходить из него подышать свежим воздухом и размяться. Поскольку значительная часть музеев находится в центре, в обед можно успеть на какую-то выставку, а потом просто на ходу взять шаверму или фалафель. Иногда посещаем новые места, которые открываются недалеко от музея, оцениваем развитие гастрономии - это тоже интересно и заслуживает внимания. У нас в музее есть столовая, но там готовят из ингредиентов, которые не все едят по тем или иным причинам, потому мы там не питаемся.

Поскольку я живу в Петербурге, у меня есть постоянные расходы на алкоголь. Я не выпиваю по бутылке вина каждый вечер, но в среднем на это тратится пара тысяч в месяц. Вот недавно бар «Хроники» праздновал свой день рождения, и там точно было оставлено не меньше тысячи.

Когда выдают премию и появляются какие-то дополнительные деньги, то я, как правило, раздаю долги. Еще могу поехать на выставку в Москву или другой город, где у меня есть знакомые, готовые предоставить ночлег.

32.9

Для друзей!

Справка

Музей или «мусеон» - слово греческого происхождения, переводится как «храм муз». В этот храм древние греки собирали все, что считали ценным: картины, статуи, астрономическое оборудование, книги, чучела животных, медицинские инструменты, анатомические бюсты и прочие предметы просвещения. Среди этого многообразия можно было легко потеряться. Чтобы помочь посетителям отыскать тот или иной экспонат, в музее появился специальный человек - хранитель.

Одно столетие сменяло другое, число ценных предметов возрастало. Для удобства музейные экспонаты распределяли по эпохам, принадлежности к географическим местам и назначению. Профессия хранителя тоже менялась, появились новые обязанности. Теперь музейный хранитель не просто знал, для чего нужен тот или иной экспонат, но и мог рассказать посетителям о том, что он значил для своего времени, какие научные открытия помог совершить. Иначе говоря, музейный работник стал проводником не только по музею, но и в историю культурного наследия человечества.

Описание деятельности

Неважно куда вы отправитесь, - в краеведческий музей, музей военный или музей изобразительных искусств, - везде вас первым встретит музейный работник. От внешнего вида сотрудника, его умения поддерживать дружелюбную атмосферу и сглаживать конфликтные ситуации зависит имидж музея. Поэтому студенты, изучающие , обязательно посещают мастер-классы по созданию имиджа, участвуют в тренингах по конфликтологии.

Музейному работнику скучать не приходится. Список обязанностей, как правило, зависит от того, в музее какого уровня он служит. Существуют совсем маленькие музеи, занимающие буквально одну комнату, а есть целые галереи, музейные комплексы. В крупных хранилищах работает целая армия сотрудников: , организаторы выставок, . В музеях всех этих специалистов заменяет один человек - музейный работник.

Сотрудники крупных музеев, особенно государственных, владеют несколькими иностранными языками. Если вы когда-нибудь посещали музеи Москвы и Санкт-Петербурга, то наверняка видели, что экскурсии предлагаются на различных языках - от английского до китайского.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Особенности карьерного роста

Музейный сотрудник должен идти в ногу со временем: изучать возможности информационных технологий, компьютерные программы и приложения, которые активно применяются в музейном деле. Важно постоянно работать над своей памятью, эрудицией, путешествовать и посещать музеи других городов, стран, набираться опыта. Учреждения дополнительного образования регулярно проводят курсы повышения квалификации для музейных работников.

За последние годы в Москве открывается всё больше новых музеев, а старые не стесняются переезжать в новые места, расширять свои территории и полностью себя изменять. Из хранилища артефактов музеи становятся культурными центрами, которые сочетают в себе досуговую, исследовательскую и социальную формы деятельности. И в этом они не могли бы преуспевать без новой волны молодых сотрудников, которые, окончив гуманитарные вузы, отправляются работать хранителями, методистами и исследователями в художественные, научные и исторические музеи. The Village нашёл нескольких таких человек в главных музеях города и поговорил с ними о том, каково быть молодым человеком в музее и как меняются эти институции.

Фотографии

иван анисимов

Николай Боганцев, 24 года

сотрудник научно-исследовательской группы Политехнического музея

Те люди, которые пять лет назад согласились на новые тротуары и хорошие музеи и отказались от политических свобод, 50 лет проходят по этим новым тротуарам в новые музеи и в большей степени осознают потребность политических свобод. И я надеюсь, что в этот раз получат их

Лилиана Маррэ, 25 лет

куратор инклюзивных программ и специалист выставочного отдела

Главный куратор «Гаража» Кейт Фаул как-то рассказывала про один из первых музеев современного искусства MoMA и Альфреда Барра, который стал его директором: «Он пришёл туда в 27 лет. Сейчас бы сказали: „О боже, какой старик!“ »

Я училась в Санкт-Петербургском государственном университете на истории искусства, а после поступила в магистратуру в МГУ и переехала в Москву. Первое, что мне надо было сделать, - найти работу, продолжив исследования в сфере современного русского искусства, и выбор пал на «Гараж». В «Гараже» я участвовала в работе инклюзивного отдела, и довольно скоро мне предложили работу специалиста в выставочном отделе Музея русского импрессионизма.

В плане прикладного образования в сфере арт-менеджмента в России есть небольшой провал. Или, по крайней мере, был. Я думаю, что через пару лет мы увидим новых выпускников, которые уже на выходе из университета будут понимать, как заниматься менеджментом искусства. Четыре года назад всё это познавалось сразу на практике. Сейчас, когда появляется всё больше и больше узкоспециализированных курсов в высших учебных заведениях, есть возможность получить теоретическую базу до фазы проб и ошибок. Это преимущество, и это здорово.

Я пришла с определёнными идеями в музей, и мне сразу дали свободу для их воплощения. Например, для меня была очень важна доступная среда в музее, и в этом мы сошлись с моим руководством и всей командой. В итоге прошло всего два месяца после открытия музея, а у нас уже работает первый в Москве глухой гид Виктор Палёный и первый мультимедийный видеогид. С осени мы думаем запустить программы для детей и взрослых с нарушением зрения, цикл лекций для глухих, мастер-классы и экскурсии для детей и взрослых с ментальной инвалидностью.

Главный куратор «Гаража» Кейт Фаул как-то рассказывала про один из первых музеев современного искусства MoMA и Альфреда Барра, который стал его директором: «Он пришёл туда в 27 лет. Сейчас бы сказали: „О боже, какой старик!“» Ответственность воспитывает тебя. У нас очень молодой коллектив, у всех гигантская ответственность. При выборе музейных сотрудников возраст не должен являться чем-то решающим. Можно брать на работу людей, которые не достигли 30 лет: у молодых людей хватает сознания и образования делать что-то важное хорошо. Это веяние времени: молодым людям сказали, что можно и нужно брать на себя ответственность. И все послушали.

Если ты работаешь в музейной сфере, то должен быть готов вкладываться полностью в то, что ты делаешь, как и в любом другом деле. Если ты горишь чем-то, видишь это в своей голове, и даже если всё в полном хаосе, то тебе помогут его собрать. Вся команда встанет горой за хорошую идею, даже если сначала она покажется сомнительной. Так было с видеогидом для глухих. Потому что если ты не вертишься в этой сфере, то довольно сложно понять, почему это важно и какому количеству людей это нужно.

Музей русского импрессионизма - это уже музей будущего. Идеальный музей должен одновременно приносить эстетическое удовольствие, нести образовательную функцию и, самое главное, быть максимально комфортным и открытым для всех.

Нам уже не так важно, сколько мы будем получать , что с нами будет происходить в материальном плане. Но для нас важно делать то, что нам кажется правильным, крутым, то, во что мы верим

Примечание: Наталья Кудрявцева, участвовавшая в создании материала, является сотрудником Политехнического музея.

Государственное бюд жетное образовательное учреждение города

Департамент образования города Москвы

Юго-Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 2115»

Городской Фестиваль «Времен связующая нить: урок в школьном музее»

Номинация № 2 – для учащихся начальных классов

Интерактивное занятие «ХРАНИТЕЛИ ИСТОРИИ»

Учитель начальных классов

Снегирева Ольга Владимировна

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Постановка цели и определение темы занятия

Ведущий: Сегодня мы отправимся в путешествие по удивительному миру музеев. Наше занятие называется «Хранители истории». (Слайд 1)

А чтобы узнать, кто же они такие, давайте заглянем в этот музей. (Слайд 2)

В: - Но мы зайдем не через главный вход! Сегодня нам нужна.. вот эта дверь! (слайд 2)

Что значит эта надпись? Для кого этот вход? (ответы детей )

Предположите, какова будет тема и цель сегодняшнего занятия? (ответы детей )

Сегодня вы познакомитесь с людьми, которые работают в музеях. (Слайд 3) Узнаете, чем они занимаются, что входит в их обязанности. А ещё мы обсудим, какими качествами должны обладать люди этих профессий.

II . Работа по теме занятия

В: Занятие мы проведем в форме игры. Разделимся на четыре группы. Каждая группа выступит в роли музейных сотрудников.

А поможет нам в этом один очень симпатичный персонаж.

Давайте представим такую ситуацию. (Слайд 4) В один из музеев пришла маленькая девочка и принесла подарок. (слайд и показ коробки )

Может ли игрушка стать музейным экспонатом? (ответы детей ) Посмотрим, что находится в коробке? (обсуждение игрушки «Олимпийский Мишка» )

Ведущий: - Давайте узнаем, что же происходит с предметом, когда он становится музейным экспонатом.

1. Первый сотрудник, с работой которого мы познакомимся, это…

Ученик: ХРАНИТЕЛЬ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ Слайд 5

У: Главные хранители есть во всех музеях. Наша основная обязанность - это работа с музейными предметами и ответственность за их хорошую судьбу. Мы принимаем все поступающие в музей предметы. Хранитель должен определить ценность нового предмета и занести его в определенную коллекцию музея. Мы постоянно контролируем сохранность экспонатов, следим за их состоянием. Также, хранитель музея составляет планы выставок, пишет доклады по работе музея.

В: - При получении в дар предметов истории и культуры, хранитель музейных фондов оформляет особый документ, который называется акт приёма .(Слайд 6) Он составляется в двух экземплярах: один – останется в музее, другой – у дарителя. Представитель группы «Хранители музея» заполнит этот документ. (на листе А3 )

В: - Одновременно с поступлением предмета хранитель музея производит запись в Главную инвентарную книгу. (Слайд 7) Это - самый важный документ учета и охраны всех экспонатов музея. (показать инвентарную книгу музея )

Давайте попробуем составить такую запись (Один ученик из группы «Хранители музея» выполняет записи на листе А3 )

После того, как в книге предмету присвоен учётный номер, он наносится и на сам экспонат. Как его следует разместить? (ответы детей )

Верно, надпись делается так, чтобы не испортить внешний вид предмета. (хранители ставят номер маркером )

Хранитель музея выясняет у дарителя сведения о данном предмете. Такие сведения называются «легенды»

Вот как могла быть составлена легенда на нашего Мишку (Слайд 8)

Ученик: У хранителей музейного фонда есть ещё одна важная задача: занести новый экспонат в картотеку музея (Слайд 9) В каждой карточке содержится вся информация о предмете, его легенда, иногда – даже фотография.

У: - Как вы думаете, для чего нужна картотека? (ответы детей) Карточки расположены в алфавитном порядке и позволяют быстро найти информацию о любом экспонате.

В: Итак, Мишка стал одним из экспонатов музея. Группа хранителей музейного фонда успешно справилась со своими обязанностями. Давайте подумаем, какими качествами должен обладать человек этой профессии? (ответы детей )

    глубокие знания по истории, истории искусства,

    ответственность;

    аккуратность и точность в работе;

    хорошая память.

Ведущий: - Продолжим знакомство с сотрудниками музея. Хранители музейного фонда записали в Инвентарной книге, что у нашего Мишки полная сохранность. Но так бывает далеко не всегда. Посмотрите на эту игрушку (показ ) Кто из вас догадался, с какой профессией нам предстоит познакомиться?

2. РЕСТАВРАТОР Слайд 10

Ученик: Реставратор – специалист по сохранению и восстановлению музейных предметов. Задача реставратора не просто обновить предмет, а сохранить его особенности; дух времени, в котором он появился.

Каждый предмет требует особого подхода. Поэтому перед началом работы реставратор советуется с историками, археологами, химиками и другими экспертами. Порой реставраторам приходится восстанавливать сильно поврежденные экспонаты. Но, благодаря кропотливому труду этих мастеров, происходит настоящее чудо! (Слайды 11,12)


Ведущий: - Недавно мы были на выставке в Кремле. Вспомните, как мы рассматривали старинное царское полотенце. На нем было много маленьких дырочек.. Но, почему же реставраторы не восстановили его? (примерный ответ: заштопанное или с заплатками царское полотенце выглядело бы нелепо.. Реставраторы лишь укрепили ткань с изнанки, чтобы повреждения не увеличивались и были меньше заметны!)

Уважаемые реставраторы, осмотрите Мишку. Наметьте, пожалуйста, ход реставрационных работ. (Ответы детей )

Какими качествами должен обладать реставратор? (ответы детей )

Трепетное, бережное отношение к музейным предметам,

Склонность к ручному труду,

Интерес к изобразительному и прикладному искусству,

Усидчивость, аккуратность,

Умение концентрировать внимание.

В: Благодарим наших реставраторов за хорошую работу! А Мишка попадает в надежные руки следующего специалиста.

3. (Слайд 13) ЭКСПОЗИЦИОНЕР

В: –Попробуйте догадаться, чем занимаются люди этой профессии? (ответы детей )

Это научный сотрудник музея, участвующий в создании экспозиции . Музейная экспозиция – группа предметов, связанных единым содержанием. (Слайд 14)

Можно ли сказать, что на этом слайде показана музейная экспозиция? Почему? (ответы детей )

В экспозиции все предметы как бы «помогают» друг другу: подчёркивают особенности каждого из них, дополняют заключенную в них информацию.

Более подробно расскажет про работу экспозиционеров … (имя ученика).

(По слайду 15)

Ученик: - Размещать предметы можно по-разному. Можно создать какой-то сюжет (показ на слайде) или разместить музейные предметы в чёткой системе (показ на слайде)

Около каждого экспоната размещаются этикетки (показ). На этикетке указано название предмета, сведения о материале из которого он сделан, время, в которое он был создан. Рядом может находиться пояснительный текст. Он содержит более подробную информацию о данном предмете.

В: - Скажите, пожалуйста, в музее должен быть яркий свет, чтобы всё было видно?

У: Нет, чаще всего свет в залах музея бывает приглушенным, неярким.

В: А как же рассматривать экспонаты?

У: С помощью подсветки! (Слайд 16) Направленный свет очень хорошо выделяет отдельные предметы, позволяет рассмотреть все детали.

В: Теперь мы попросим группу экспозиционеров оформить витрину музея. Вы можете использовать не только Мишку, но и другие экспонаты. Не забудьте главное правило:

они должны быть связаны каким-либо общим содержанием! (Творческая работа группы детей: из набора игрушек, сувениров и этикеток учащиеся отбирают предметы с олимпийской символикой и создают музейную экспозицию )

Ведущий: - Создание музейной экспозиции процесс длительный, требующий кропотливой творческой работы. Что зависит от грамотной работы экспозиционера? (ответы детей )

Назовите важные для этого специалиста качества (ответы)

Художественный вкус,

Творческие способности

Внимательность, аккуратность

Итак, экспозиция готова. Мишка занял достойное место в нашем музее. И сейчас мы увидим работу ещё одного сотрудника. Догадались, о ком идёт речь? (ответы детей )

Расскажет о профессии...(имя ученика)

4 . ЭКСКУРСОВОД (Слайд 17)

У: Экскурсовод проводит экскурсию по музею, сопровождает осмотр экспонатов рассказом и пояснениями. Экскурсовод сам подбирает и изучает исторические материалы и готовит текст экскурсии на определенную тему.

Экскурсоводы могут увлекательно рассказать о каждом экспонате музея, ответить на множество дополнительных вопросов. Чем больше знает специалист, тем интереснее будет его рассказ. Экскурсовод должен быть артистичным человеком, должен уметь выступать перед публикой.



В: Давайте попробуем дополнить перечень качеств, необходимых для людей этой профессии. (ответы детей )

Важные качества

Хорошая память,

Культура речи,

Интерес к новым знаниям,

Доброжелательность, вежливость, терпеливость в обращении с людьми.

А сейчас приглашаем вас на небольшую экскурсию!

(Ученик проводит небольшую экскурсию-экспромт)

III . Подведение итогов занятия. Рефлексия деятельности.

В: Предлагаю вам пройти небольшой тест «Узнай профессию». Перед вами - фотографии. Каждая группа должна узнать «свою» профессию и поднять карточку с этим номером.

Слайд 19 (на столы раздать сигнальные карточки )

течение минуты группы обсуждают слайд, затем, по сигналу педагога, поднимают карточки. Проверка ответов. )

В: - Наша игра подошла к концу. Давайте вспомним, как называлось наше занятие. (Хранители истории) Слайд 20 Кого можно так назвать? Почему? (ответы детей )

Всех сотрудников музея можно назвать хранителями истории. Они изучают и сохраняют старинные, уникальные предметы; экспонируют их, рассказывают о них людям. За каждым экспонатом стоит труд многих музейных работников.

И пусть в заключение прозвучат слова благодарности всем Хранителям истории!

Ученики:

История не любит суетиться.
Она лишь усмехнется свысока,
Когда на пожелтевшие страницы
Посмотрим через годы и века.
Беседовать неторопливо с нею,
Хранить дыханье древней старины

Способны вы, работники музеев.

И вам за это благодарны мы!

Кого мы не видим, когда приходим в музей

До «Ночи музеев», самой нервной и суматошной ночи для всех работников музеев в году, осталось 10 дней. «Труд» посмотрел, легко ли работать в музее.

«Это суматошная работа каждый день в году, — говорит бывший работник Третьяковской галереи и Исторического музея Владимир Гуляев. — Музейный работник всегда занят тем, что или сверяет движение экспонатов, или заполняет книгу поступления новых экспонатов».

Описание музейного экспоната — длительная и трудоемкая процедура, она нужна для того, чтобы в случае пропажи, а затем находки можно было опознать предмет. Представьте, как описать скифскую статуэтку так, чтобы не перепутать ее с другой? Или фарфоровую тарелку династии Цинь? Или меч крестоносцев?

Только высшее образование

Чаще всего работники музеев -это выпускники искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов или истфаков крупных университетов и педагогических институтов. Они должны знать особенности культуры разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. Среди музейных работников есть те, кто в вузах изучал техническую экспертизу и знает особенности холстов и красок, может сказать о том, как они изменяются со временем.

Каждый научный сотрудник музея специализируется на определенном периоде или даже личности. «Я всю жизнь занималась историей декабристского восстания и судьбы декабристов», — рассказывает Анна Леонидовна из Москвы. Но узкая специализация не мешает сотруднику, и водить экскурсии — это дополнительный заработок, пусть и совсем небольшой. В разных регионах экскурсовод может получать от 100 до 1000 рублей за экскурсию. Больше всего получают те, кто знает иностранный язык и может работать с иностранцами. «По-этому среди экскурсоводов много выпускников инязов. Особенно в городах Золотого кольца — Суздале, Ростове, Переславле-Залесском» , — резюмирует экскурсовод Ксения из Ростова.

Работа за идею

В большинстве музеев на должность смотрителей набирают людей в возрасте, чаще всего на пенсии. Нередко это бывшие преподаватели в школах. Зарплата у таких работников самая маленькая — она редко превышает 8 тысяч рублей в месяц.

График работы: 2/2 или пять дней в неделю, но обязательно в выходные, потому что музеи работают шесть дней. Выходной — в будни, так как в субботу и воскресенье больше всего посетителей.

Сотрудники фондового отдела, где хранятся экспонаты, начинают работать чуть позже. Их зарплата составляет 10-15 тысяч рублей в месяц в зависимости от научных званий сотрудника и стажа работы. Например, старший научный сотрудник в музее с опытом работы от 10 лет и публикациями может получать 25 тысяч рублей в месяц. В крупных музеях Москвы и Санкт-Петербурга зарплата чуть выше, чем в региональных, но и работы там куда больше: музейный фонд огромный, он может занимать несколько помещений. Попробуй уследить за наличием и сохранностью экспонатов!

«Подавляющее число сотрудников музея — очень чест-ные люди, они отличаются самоотверженностью», — говорит Владимир Гуляев.

Сотрудники в тени

У сотрудников музейных фондов есть план работы на день и на год. Они должны сверять наличие произведений с тем, что есть в книгах учета.

Сотрудники, которые работают непосредственно с музейными ценностями и фондами, как правило, совмещают несколько должностей. Они трудятся экскурсоводами, причем не только по своей тематике. «Мы проводим костюмированные праздники для малышей, на которых рассказываем об истории края, пьем чаи из самовара», — рассказывает Марина из подмосковного музея. Она играла Бабу-ягу.

Второй вариант заработка научных сотрудников, абсолютное большинство которых — кандидаты наук, — это преподавание в колледжах или вузах. Они учат студентов истории, философии, религиоведению, истории цивилизаций, социологии. За преподавание можно получить еще 20-30 тысяч в месяц.

И, наконец, самый рискованный способ заработать деньги — это участие в археологических раскопках, которые проводятся музеями или научно-исследовательскими институтами летом. Попасть туда достаточно сложно — нужно иметь подходящий профиль. Так, если научный сотрудник музея специализируется на эпохе Ярослава Мудрого и на раскопках планируется изучать памятники как раз этой эпохи, то добро пожаловать.

Рукописные фонды

До последнего времени музейные работники вели учет экспонатов по «амбарным книгам» — каждое произведение искусства заносилось в книгу учета вручную. Рукописный учет был требованием старых, написанных еще в 1980-е инструкций. Сейчас в музеях переходят на электронные системы учета, но не везде.

Экспонаты часто перемещаются: из фондов на экспозицию, из зала в зал, они «гаст-ролируют» по музеям других городов и возвращаются назад.

Если кто и скучает в музеях, говорит Гуляев, то только смотрители. И то в основном в небольших экспозициях. Это, как правило, пожилые люди с высшим образованием. «Но если много работать, скучать не приходится. Вот в Третьяковке они все как на иголках сидят: поток посетителей большой, не дай бог что случится», — комментирует он.

Кражи

Неспокойная работа

1. 11 декабря 1994 года из помещения Российской национальной библиотеки были вынесены 92 древние уникальные рукописи общей стоимостью около 140 млн. долларов.

2. В этом же году электрик Эрмитажа украл из музея древнеегипетскую чашу стоимостью около 500 тысяч долларов.

3. 6 апреля 1999 года в результате вооруженного налета на Русский музей в Санкт-Петербурге были похищены две картины Василия Перова. Произведения обнаружили в камере хранения на Варшавском вокзале.

4. 5 декабря 1999 года из музея Российской академии художеств было похищено 16 картин русских художников, в том числе Репина и Шишкина.

5. 22 марта 2001 года из подрамника в Эрмитаже была вырезана картина французского художника Жан-Леона Жерома, в свое время купленная лично Александром III.

6. 28 мая 2002 года из Музея Морского корпуса Петра Великого были украдены две картины художников-маринистов. Произведения стоимостью около 190 тысяч долларов вынес из музея курсант Военно-морского института.

7. В августе 2003 года стало известно о пропаже из Астраханской государственной картинной галереи двух картин Айвазовского и Саврасова стоимостью около 2 млн. долларов. Четыре года назад реставратор вывезла из музея подлинники, а вернула копии.

8. В августе 2004 года в городе Плес Ивановской области из Музея пейзажа была похищена картина Шишкина.

9. 31 июля 2008 года стало известно о пропаже из Эрмитажа 221 экспоната, оцениваемого в 130 млн. рублей.

10. 1 апреля 2008 года из квартиры-музея Рериха в Москве были украдены четыре его картины. Стоимость пропавших картин исчисляется миллионами евро.

11. 15 февраля 2010 года коллекция икон Михаила де Буара исчезла из Государственного музея-заповедника «Царицыно», где находилась на хранении. Стоимость икон составляет порядка 30 млн. долларов.

Правила

Международный совет музеев при ЮНЕСКО (ИКОМ) организован в 1946 году. На данный момент в него входит около 17 тысяч членов из 150 стран мира со своим Кодексом музейной этики. При переводе на русский текст проходил музейную и лингвистическую проверку.

По кодексу музейный работник в первую очередь должен вести себя подобающим образом всегда и везде. Ему разрешено противостоять действиям, которые наносят вред музею. Отдельным пунктом для музейных работников прописано, что они не могут поддерживать незаконный рынок ценностей. Также музейному работнику в общении с людьми полагается выполнять свои профессиональные обязанности компетентно и на высоком уровне.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта