Главная » Звезды » Православие и образование: кто кого? О сложностях православного образования

Православие и образование: кто кого? О сложностях православного образования

Коваленко Е.В.

педагог-психолог, МБДОУ «Ручеек»

г. Ноябрьск

Православие и образование, воспитание

Роль православия в образовании

Православие - это чистая и неискаженная Истина, принесенная на землю для спасения людей Христом Спасителем. Христианин живет, ощущая свою связь с всемирной историей и с будущим. Наверное, переход от космогонического к историческому мировосприятию, происшедший с русскими людьми на рубеже IX—Х вв., и вызвал появление такого неповторимого явления, как русские летописи, которые буквально пронизаны острым ощущением потока движущегося времени. Древнерусскому государству требовалось много грамотных людей — для службы у князя, управления государством, связи с чужими землями, торговли. Судя по летописям, князья того времени не только были знакомы с иностранными языками, любили собирать и читать книги, но и проявляли заботу о создании школ. Первые учебные заведения возникли при Владимире Крестителе. Именно он велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры. Вера положила основание нашей письменности, живописи, архитектуре.

Анализируя роль православия в русской истории, И.Ильин писал: "Все русское искусство изошло из православной веры, искони впитывая в себя дух сердечного созерцания, молитвенного парения, свободной искренности и духовной ответственности. Русская живопись пошла от иконы, русская музыка была овеяна церковным песнопением, русская архитектура пошла от храмового и монастырского зодчества; русский театр пошел от драматических "действ" на религиозные темы, русская литература пошла от церкви и монашества".

После вступления на престол императора Александра III, с 1882 г. начинается возрождение церковно-приходских школ. Прекрасный опыт работы церковно-приходской школы был накоплен в конце прошлого века в с. Татево Смоленской губернии, которой несколько лет руководил Сергей Александрович Рачинский.

Религиозное воспитание и обучение включало проведение так называемых "образовательных путешествий", когда дети летом шли на богомолье, к святым местам или в ближайший монастырь. Кроме посещения святых мест дети во время таких походов узнавали свой край, его историю, собирали песни и сказки, записывали обряды и игры Смоленского и Тверского краев. Самый любимый детьми праздник славянской письменности.

Вторым предметом были русский язык и чтение, третьим обязательным предметом была арифметика. Рачинский ввел церковное пение, арифметику дробных чисел и элементарную геометрию, географию и отечественную историю. Его школу называли школой искусств. Он помог стать портретистом Т. Никонову, иконописцем - И. Петерсону, известным художником - сыну батрачки Н.П. Богданову-Бельскому, чья мастерская была в доме Рачинских.

"Для нас, - писал Ушинский, - нехристианская педагогика - вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади, без результатов впереди».

Так можно ли русскую классику XIX в. понять вне православия. Откуда патриотический пафос "Истории государства Российского"? Куда устремлены помыслы Гоголя? Как понять героев Достоевского и Толстого? Философские идеи русских философов? Владимира Соловьева? А русский религиозно-философский ренессанс, русский космизм, выдвинувший русскую мировоззренческую мысль на мировой уровень? Что питало их? Где искать побудительные причины всего того, что составляет духовную гордость земли русской? Русская культура и православие в основе нерасторжимы.

Необходимо вернуть Православие, как общественную идеологию - это и есть главное условие спасения русского народа.

Совершенно очевидно, что важнейшей задачей на этом пути является образование и воспитание детей и молодежи.

Думаю, нам необходимо познакомиться с краткими извлечениями из книги Святейшего Патриарха Алексия «Церковь и духовное возрождение России»

Главная составляющая духовного образования есть сама духовность, то есть умение не говорить о Христе, о Церкви, а жить во Христе и в Церкви. Без духовного благословения и водительства Церкви оказались расшатанными и подорванными вековые нравственные устои, без которых ни государство, ни народ существовать и процветать не способны.

Судьба России, ее будущее в руках педагогов, воспитателей, учителей.

Россия нужна не только самой себе, но и всему миру, как Россия Феофана Грека, Андрея Рублева, Пушкина, Достоевского, Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

Было бы хорошо всем нам вместе, совместными усилиями глубже уяснить традиционные основы образования и воспитания в России… попытаться создать концепцию и программу духовного просвещения России. Задача образования всегда была одной из важнейших общественных задач.

(Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II)

С целью воспитания детей в православно-христианской традиции, Тобольско-Тюменская епархия создала комплексную систему религиозного образования, в которую сегодня кроме Тобольских духовных школ входят также Тюменское Духовное училище и 12 православных общеобразовательных гимназий, которые расположены в городах Тюмени. 6 мая 2000 года в день Великомученика Георгия Победоносца в Ноябрьской гимназии прозвучал первый звонок, который возвестил о рождении первой духовной школы - Ноябрьской Православной Гимназии. Владыка Димитрий благословил первоклассников на хорошую и усердную учебу

Надо подчеркнуть, что в Ноябрьске при храме Архистратига Михаила, организована работа воскресной школы для взрослых. Я с удовольствием посещаю занятия в этой школе. Мы изучаем такие предметы, как катехизис, Новый завет, Ветхий завет, богослужебный устав. Занятия по изучению катехизиса и богослужебного устава ведут священники - протоиерей Роман Маркелов, иерей Евгений Косолапов; Ветхий Завет и Новый Завет преподает Величко Л.П.

14 декабря 2013 в Ноябрьске состоялось пленарное заседание III Епархиальных Рождественских образовательных чтений по теме «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее». В работе пленарного заседания приняли участие- духовенство, специалисты системы образования, молодежной политики, культуры, социальной защиты населения.

К участникам Чтений с приветственными словами обратились Епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай, заместитель Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Татьяна Бучкова, Глава Администрации города Ноябрьска Жанна Белоцкая, директор департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа Ирина Сидорова, писатель, кандидат философских наук М.Ю.Бакулин.

В своих докладах авторы делились работой, направленной на формирование у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей и основ, а также размышляли над проблемами современности и причинами кризисных явлений в обществе.

Завершились Рождественские Чтения незабываемым выступлением хора Православной Ноябрьской гимназии.

Многие молодые люди и дети ведут активную общественную деятельность.

Так в проведении всероссийского конкурса детского творчества «700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского» участвовали и дети Ямала. Этот конкурс проводился по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. - «Очень важно приобретать духовные знания. Ведь образование от слова «образ», мы должны идти к этому образу, подражать образу Божиему… Поэтому взаимосвязь знания, веры, заповедей Божиих и светской науки воспитывает, образует сильную личность».

Все-таки существуют традиции, благодаря которым не прерывается связь между поколениями. В новое время, как и в прошлом, религиозные традиции не столько разъединяют, сколько объединяют народы и культурные миры. «Самобытность конкретного народа создается соединением всех факторов этнообразия, а главное — неповторимостью исторического пути каждого народа, включая историю его религиозного развития» (Гузенко В.Н.)

Используемая литература:

1. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры. М.:Наука 1990.

2. Аверкий. Что такое православие//Москва. 1996. №3.

3. Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М.:Политическая литература, 1990.

4. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М.:Просвещение 1992.

5. Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М.:Политическа литература, 1993. 6. Малягин В. К. Православие и Россия//Юность.1994.№3.

7. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.:Терра, 2000.

8. Русская Православная Церковь. «Салехардская епархия» официальный сайт www.yamalrpc.ru

  • puchkool 13 ноября 2014 г.

    Структура и содержание статьи не совсем соответствует тематике рождественских чтений, состоит из слабо связанных между собой частей. Сначала речь идёт временах о князя Владимира, затем без должного перехода о приходских школах, о Тюменско-Тобольской епархии, о рождественских чтениях и о учёбе автора в воскресной школе. Трудно понять логику автора и суть его призывов таких как: "Необходимо вернуть Православие, как общественную идеологию - это и есть главное условие спасения русского народа". Совершенно несогласен с подобным призывом. Опыт господства идеологии в общественном сознании у нас уже есть, от чего давно отказались и кроме того в современной России, в условиях многонациональности и многоконфессиональности навязывание принципов какой-либо одной идеологии чревато социальными конфликтами.

  • Oliga 13 ноября 2014 г.

    Структура и содержание легко читаются неискушенными специальным образованием читателями. Статья больше предназначена для родителей детей образовательных учреждений, среди которых немало простых работников, которым будет понятен несложный язык изложения. А по поводу господства идеологии в общественном сознании. Господа! Мы ощутили и господство общей идеологии и господство плюрализма мнений и многоконфессиональности. Спросите в первую очередь себя, а потом ближайшее окружение людей, когда они чувствовали себя защищенными в большей мере? Вы получите ясный ответ на этот вопрос. Речь идет не о навязывании одной идеологии и запрещении других конфессий. Речь в статье идет о связи поколений и объединении народов. Православие доказало свою способность к объединению народов. В России всегда мирно уживались разные религии и никогда не было противостояния. А вот когда народ стал отходить от православия в силу многих причин, вот тогда и появились беспорядки. Автор прав по поводу роли православия в объединении людей.

  • ludmila555 16 ноября 2014 г.

    Я не согласна, что структура и содержание статьи не соответствует тематике Рождественских чтений. Пусть и вкратце, но затронута тема о крещении Руси князем Владимиром и его великое влияние в организации обучения детей. Я не буду повторяться, так как полностью согласна с предыдущим комментарием Oliga. Мне кажется автор хотел показать читателям, что влияние православия на образование - это не пустые разговоры,а действительность, что мы и видим на примере Тобольско-Тюменской епархии и в г.Ноябрьске. И как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: "....взаимосвязь знания, веры, заповедей Божиих и светской науки воспитывает, образует сильную личность.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

«СЕЯХИНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ДОКЛАД


«Православная культура русского народа как

основа духовно – нравственного воспитания»

Направление: «Православие, образование и воспитание»


Контактный телефон: 89924005358

с. Сеяха


2013

«Для гражданина России особенно важны

моральные устои. Именно они составляют

стержень патриотизма, без этого России

достоинстве и о национальном

суверенитете»

Путин В.В.

В настоящее время большое внимание уделяют проблеме нравственного воспитания личности как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне государства. Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения является приоритетным направлением государственной молодежной политики, концепции модернизации образования. Этот вопрос на протяжении долгого времени остается актуальным. По данным последних социологических опросов, в настоящее время подавляющее большинство населения России тяготеет к православной культуре. Это не случайно. В течение многих веков для любого русского человека понятие о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести исходили из православной культуры. Именно православная культура наиболее полно, ясно и обоснованно выражает нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение человека. Православная культура имеет необходимый духовный потенциал, многовековый положительный опыт в области духовно-нравственного воспитания. Сегодня мы живем в жестокое, сложное время, когда рушатся идеалы, нравственные устои, происходит разложение и извращение базовых свойств самого человека, его воли, мышления, веры, совести. В это время, как никогда, важно воспитание в созидательном духе. А дело воспитания не может осуществляться без прочных нравственных идеалов в обществе .

Новая идеология, пришедшая к нам с запада, практически совершенно не включает в себя положительные созидательные ценности. И мы должны найти способы противостоять внедрению в души подростков вирусов растления, безнравственности, цинизма, жестокости, грубой силы. Если нет в сердце святыни, в нем проявляется мерзость запустения. Это трагедия наших подростков, взрослых и целых поколений.

За многие века своего существования православие накопило колоссальный эстетический потенциал. Православная культура – это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева , и фрески Дионисия - это богатейшие архитектурные традиции, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это прикладное искусство – богослужебные сосуды, традиции которого живы до сих пор.

Православная культура, сопряженная со всей культурой наших предков, должна занять важное место в образовании. Совершенно очевидно, что и церковное искусство и православное учение вытекают из православного вероучения. Невозможно понять нравственное учение церкви, не познакомившись с ее историей, нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.

Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение знаний о православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает совершение обрядовых правил. И в этом главное разделение между православной культурой, как учебной дисциплиной и православной религией, как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирования у него:


  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобливости);

  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявлении духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия, своего места в нем.

Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира , человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основах возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

В этой связи методологической основой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи становятся традиции православной культуры и педагогики, представленные в различных аспектах:


  • культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры);

  • нравственно-этическом (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром);

  • этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа).
Первостепенность православной культуры для духовно-нравственного воспитания школьников также необходима:

  • в сфере личностной самореализации учащихся;

  • в сфере социализации личности в современном российском обществе;

  • в сфере интеграции в культурное пространство России;

  • в сфере подготовки к профессиональной деятельности в обществе.
Мы, педагоги, прежде всего сами должны обрести святыню, с тем, чтобы передать ее нашим подросткам, тогда их жизненный путь будет иметь подлинный смысл жизни, они обретут цельность характера, фундамент, который позволит крепко стоять на земле, полной противоречий, драм, жестокости насилий, страданий. Как важно, чтобы дух (ум) наших подростков был направлен на добро, а не на зло!

Сегодня многие понимают, что мы обязаны сохранить родную культуру, свое традиционное мировоззрение. Каждое новое поколение должно приходить не для того, чтобы опрокинуть существующую традицию, а чтобы в нее вписаться, важно помочь в этом детям, помочь проникнуться уважением к исторической судьбе своей Родины и стремлением преумножить то доброе, что накоплено отцами, прадедами, то есть способствовать духовному и гражданскому становлению личности. Сообщить им импульс живого нравственного идеала, заронить в их сердца огонек смысла, огонек разума. Невозможно воспитать детей без духовного начала. В этом мы убеждаемся каждый день . В России же основу для духовной жизни всегда давала православная церковь. Именно православие является историкообразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом русского народа. Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности, нашей культуры и воспитания. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения нельзя.Необходимо подчеркнуть, что каждый урок модуля « Основы православных культур » имеет воспитательную направленность, так как вбирает в себя сведения о Боге, Церкви и ее развитии, о проявлениях Православной духовности и нравственном отношении к миру. В нашей школе в 2013-2014 учебном году модуль « Основы православных культур» посещает 18 человек, из них 15 ненцев. Среди родителей ежегодно проводится анкетирование по выбору модулей, наряду с мировыми религиями , растет интерес и к православию. Я думаю, что это не случайно.

При обучении ненецких детей, в силу особого духовно-этического содержания предмета, обязательно соблюдение психолого-педагогических принципов:

Приоритет национальных духовных ценностей

Уважение к внутреннему миру ребенка

Единство образовательного и воспитательного процесса

Важным критерием для этого, по моему мнению, должна быть доброжелательность и тактичность педагога, отсутствие давления на воспитанников. Педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на исторические факты, Священное Писание, научные данные. Необходимо уважать внутренний мир воспитанников, исторический опыт другого народа, их нравственные обычаи и устои.

Для знакомства детей с многогранным, чудесным, но в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия, показывая его значение в развитии всех сфер жизни общества, считаю нужным использовать такие методы работы,как:

Игровые методы

Работа с притчами, сказками, мифами

Использование мультимедиа-технологий

Проектные технологии

Метод кейсов

Думаю, что изучая историю Русской Православной Церкви, можно сформировать не только интерес к истории Православия, но и воспитать морально-этические поведенческие нормы жизни, привить навыки самосовершенствования, развить культуру общения, способность к сопереживанию.
Список литературы:


  1. Духовные истоки воспитания. - М., Координационный совет по взаимодействию МО РФ и Московской Патриархии РПЦ, №1, 2002.

  2. Основы православной культуры. Для детей школьного возраста (книга для учителя). - М., изд. дом «Покров», 2002.

  3. Основы православной культуры. - Богородск (Ногинск), методический совет Богородского благочиния. 2000.

  4. Основы православного мировоззрения. Фонд духовной культуры и образования «Новая Русь». - М., изд. Планета 2003

В стандарты нового поколения введено понятие духовно-нравственное воспитание», которое, очевидно, должно чем-то отличаться от прежнего. Хотелось бы разобраться чем же?

Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание чаще всего представлено уроками, беседами, классными часами, мероприятиями. Это, скорее всего, обучение и воспитание на основе духовности.

Как пишет игумен отец Георгий (Шестун) в своей книге «Православная педагогика» «Хаос и неразбериха современной жизни, развал семьи, общественных институтов, дискредитированные высокие идеи- все это следствие утраты ответственности.

Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безграмотной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности, в современном обществе безжалостно ликвидированы»[ 3].

Что же такое духовность и духовное воспитание?

В словаре С.И. Ожегова « духовность- это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».

Духовность в православной традиции - это Богоподобие, степень близости человека к Богу, состояние близости души к миру Вышнему, не материальному.

На XVII Международных Рождественских образовательных чтениях Кирилл Святейший Патриарх Московский и всея Руси говорил: « Многие острые проблемы, в частности, нравственное оскудение общества беспокоят не только православную совесть. Голос совести как верный и надежный критерий, как самый отзывчивый камертон должен объединять людей перед лицом всех нынешних угроз и опасностей. Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большей части людей в России и мире».

«Сегодня в России уже широко распространилась практика преподавания в школах основ религиозной культуры - православной, исламской и некоторых других. Эта практика очевидна учащимся и их родителям, не вызывает никаких конфликтов, кроме дискуссий в пределах заинтересованных кругов столичных элит».

Считаю, что обращение к опыту православной педагогики в этих условиях очень актуально. Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все ее сферы глубоко связаны с православием, поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. В современной России во всех областях общества растет интерес к духовно - нравственному, культурно - историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на образование, сложившийся в обществе, фиксируется в форме образовательного стандарта.

  • Духовно-нравственное развитие личности россиянина в границах общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного принятия школьником ценностей:
  • семейной жизни;
  • культурно-регионального сообщества;
  • культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий;
  • российской гражданской нации;
  • мирового сообщества.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро.

Образовавшийся духовный вакуум заставляет школу искать пути совершенствования образовательного процесса.

В данный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и, прежде всего, через культуру своего народа. На основании приказа Министерства образования и науки №74 от 01. 02. 2012г. В школах России введен курс «Основы православной культуры». Целью данного курса является развитие системы духовно- нравственного воспитания, направленного на формирование и развитие духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма.

  • Программа предусматривает решение следующих задач:
  • Формирование духовно- нравственных качеств личности, делающих ее способной противостоять духовной деградации современного общества и выстраивать свою жизнь на основе традиционных российских ценностей
  • Возрождение и развитие традиционной системы духовно- нравственного воспитания
  • Формирование гражданского и патриотического сознания нашего подрастающего поколения
  • Восстановление системы традиционной отечественной культуры

На уроках учителя знакомят младших школьников с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим миром православия в развитии всех сфер жизни российского общества, в личной жизни каждого человека.

Истоки духовно-нравственного воспитания в современной школе - в конструктивном диалоге православной педагогики и православной этики с отечественной научной, природосообразной педагогикой, обогащенной идеями К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, А.С. Макаренко, а также современных учителей.

На своих уроках курса «Основы православной культуры» пользуюсь фрагментами замечательной книгой «Уроки нравственности», учителя из Подмосковья, Т.Мельниковой. Ее уроки предназначены для младших школьников, не имеющих опыта церковной жизни. Поэтому они отличаются простотой и краткостью изложения, напрямую связаны с привычной жизнью ребенка, сказками, стихами и рассказами, которые он читал, тем опытом, который ему знаком и понятен. В привычном педагог указывает на необычное, в знакомом - на прежде невидимое, незнакомое.

Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Считаю, что введение курса «Основы православной культуры» на этом этапе развития современного общества является существенным дополнением в формировании духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Только совместно, объединив усилия государства и общества, обратив особое внимание на семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения XXI века, а значит, и процветания России.

Образование - та сфера общественной жизни, где воспроизводится нация, где передается от поколения к поколению социально-культурный опыт, накопленный народом за века и тысячелетия его исторического развития.

Литература

  1. Кирилл Святейший Патриарх Московский и всея Руси. «Воспитать полноценную личность, живущую и осмысленно и одухотворенно…»Журнал «Духовно -нравственное воспитание» №2,2009г.
  2. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка».4-е издание.Москва.2009г.
  3. В.П.Созонов.Истоки современного духовно-нравственного воспитания.с.196 «Народное образование» №4 .2012г. Издательский дом «Народное образование».

Эфир программы «Церковь и мир» от 23. 02.2013 года

Беседа митрополита Волоколамского Илариона Алфеева с ректором МГУ В.А. Садовничим в эфире программы «Церковь и мир». Образование и Церковь: как наука соотносится с религией?

Владыка : Здравствуйте дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим о церкви и образовании. И у меня в гостях ректор Московского Государственного университета Виктор Садовничий . Здравствуйте Виктор Антонович!

Садовничий : Здравствуйте владыка! Я хотел давно поговорить с Вами об очень многих вопросах, которые волнуют и университетскую общественность, и научную общественность и это вопросы старые, но, тем не менее, они не уходят из общества, волнуют. Я имею такую традицию, придерживаюсь ее — каждый год первокурсникам читаю лекцию. Это 7 тысяч первокурсников и я им рассказываю о каком-то выдающемся человеке Московского университета, ученом, и вот о трех я хотел вспомнить и сегодня. Это отец Павел Флоренский . Выдающийся математик, изобретатель, ученый. Но он стал священником и его работы, просто выдающиеся работы, связывающие науку, теорию множеств, понятие мнимости, с верой в Бога, с религией. Второй — это Дмитрий Федорович Егоров . Это математик тоже, который в последние годы жизни очень много сил отдавал вере, был репрессирован, умер в тюрьме. И это конечно такой образец профессора Московского университета, ученого, выдающегося ученого. И, конечно, Иван Александрович Ильин , наш профессор. Собственно, его диссертация об учении Гегеля, конкретности Бога и человека тоже находятся в этом поле интересов.

Я написал однажды работу «Наука как метафора» и попытался в этой работе вот обсуждать эти вопросы – наука и религия.

И я привел там цитату Хокинга — это выдающийся физик. Он сказал, что вера в теорию большого взрыва и расширяющейся Вселенной не противоречит вере в Бога.

Владыка : Вы упомянули сразу нескольких лиц. Если говорить о Хокинге, то это интересный пример человека, который является одновременно ученым и популяризатором науки, и который в своих книгах как раз и показывает, что существуют различные теории происхождения Вселенной, развития Вселенной. Ни одна из них не противоречит вере в Бога. Хокинг не является верующим человеком, но его самая популярная книга «Краткая история времени» как раз каждая глава там фактически заканчивается вопросом о том, есть ли Бог или нет.

Это интересный пример человека, который несмотря на очень тяжелую болезнь продолжает научные исследования, продолжает популяризировать науку и продолжает искать ответы на вечные вопросы бытия. А те люди, которых вы упомянули — Флоренский, Егоров, Ильин – это, конечно, те выдающиеся личности, которые в своем собственном опыте и научном, и жизненном сочетали эти две составляющие — научную и религиозную. И у Флоренского например, все это очень естественно сочеталось. Он был личностью гениальной, личностью экстраординарной, и для него научный поиск естественно заканчивался религиозным поиском. И то, что он создал в своих трудах — это очень необычный синтез научного и религиозного мировоззрений.

И те примеры, которые вы привели, как раз и показывают, что между наукой и религией противоречий нет.

То, что внушали нам в советское время — что наука, изгоняет религию, что наука доказывает, что Бога нет… Пример этих и очень многих людей как раз показывает, что все обстоит наоборот. Вера – это личный выбор человека. Но если человек такой выбор сделал, то никакие научные знания не смогут его отвратить от этого выбора. Малое знание уводит от Бога, а большое знание, наоборот, приводит к Богу.

Садовничий : Наука, в принципе — тоже это вера. Надо верить в свой результат, надо что-то предполагать, что может быть казаться невероятным, но в итоге становится реальностью. Ну и Вы более глубоко обобщили, что у человека есть внутренний мир. Он верит во что-то, это его личное убеждение, личная духовная жизнь, и здесь абсолютно нет противоречий.

Мы можем привести огромное число ученых, которые были и верующими и сделали замечательные, выдающиеся научные открытия.

И если это противопоставление во многом искусственно.

Владыка : Не случайно те три человека, которых Вы упомянули— двое из них закончили жизнь в лагерях, а один из них закончил жизнь в эмиграции. То есть, все трое, каждый по-своему, пострадали за веру. И это было связано с тем, что вера была искусственно вычеркнута из жизни людей. Быть верующим означало бросать вызов атеистическому государству, атеистической власти. И власть не хотела мириться с существованием религии. Но исходили-то из того, что религия должна отмереть, и были уверены в том, что религия – это пережиток прошлого. Что по мере развития науки, по мере все новых и новых успехов социалистического строя, религия отпадет сама собой. А мы с Вами пережили и ту эпоху, и живем сейчас в эпоху, когда значение религии не только не умаляется, оно возрастает. Мы видим это на примере арабского мира, где происходит значительное усиление ислама, причем ислама не только в его традиционной форме, но и в весьма радикальных выражениях. Мы видим, что религия продолжает оставаться, и даже, может быть, все больше и больше становится фактором политической жизни. И мы видим, что религия занимает очень важное место в умах и сердцах людей.

И если говорить о системе образования, то мы все больше и больше понимаем, что образование, оторванное от воспитания, оторванное от нравственности, не принесет тех плодов, которые должно приносить образование, воспитывающее не просто человека, как обладателя некой суммы знаний, но человека, как личность, человека как гражданина, человека, способного жертвовать собой ради каких-то высших идеалов.

И здесь религия является очень мощной союзницей системы образования, потому что она как раз помогает наполнить весь этот образовательный процесс неким высшим смыслом.

Садовничий : Вот тот период безверия, о котором Вы сказали, безусловно, был трудным, но все-таки общество не соглашалось с этим, и тому существует масса примеров. Я помню мое крещение, ну вернее я его не помню, по рассказам помню. Родители простые люди, утром ребенка отнесли в церковь, крестили. Думаю, что тот период не был простым, и о нем, конечно, надо говорить с сожалением. Но сейчас новое время, и новые реалии и мы, на мой взгляд, сделали уже одну ошибку. Вначале 90-х годов увлеклись тем, что его величество рынок, его величество карьера человека все решает, все делает, определяет, и главное — открыть эти траектории и забыть обо всем, что сопутствует этому. А молодой человек — это ведь очень богатая душа. Он ищет, он формируется, он определяется в своей будущей жизни. И вычеркнув элемент воспитания, элемент отношения к своему отечеству, к своей родине, к своей истории, мы безусловно очень много сделали неправильно. И сейчас, слава Богу, время немножко другое, и поворачивается и общественное мнение, и побеждают другие убеждения и другие теории в обществе, но очень трудно поворачивать в молодежной среде этот вектор. И, наверное, сейчас одна из главных задач — я с этим полностью согласен — всеми силами нашего образовательного учреждения, в школе, в университетах, да и всему обществу обратить на это внимание. Обратить внимание на то, что человек, прежде всего, должен быть богат внутренне.

Владыка : Эта ошибка, о которой Вы сказали, и которая заключается в навязывании молодому человеку идеалов потребительского общества, имеет, конечно, очень тяжелые и губительные последствия для душ молодых людей.

Надо прямо сказать, что и те идеалы, которые внедряются часто через средства массовой информации, и те идеалы, которые существуют в молодежной среде, никуда не ведут молодого человека. Просто потребительским отношением к жизни человек не может приобрести ни счастья, ни внутреннего мира, ни какого-то целеполагания в своей деятельности .

Мол, карьера – это то, что может сопутствовать человеку. Материальный успех – это то, что может сопутствовать человеку. Но когда это превращается в самоцель, тогда человек перестает понимать, зачем он живет. И у человека исчезает вот этот внутренний стержень, эта внутренняя мотивация, особенно если речь идет о, например, каких-то актах самопожертвования, которые неизбежно требуются от человека. И тогда человек спрашивает себя: а почему я должен жертвовать собой, почему я вообще должен жертвовать чем-то, если я могу все это приобрести для себя, если я могу жить в соответствии вот с этим потребительским идеалом, зачем я должен чем-то жертвовать? И вся система ценностей тогда рушится. Само понятие ценностей исчезает. Ведь потребительское общество приучает человека к тому, что никаких абсолютных нравственных ценностей нет, что все нравственные нормы относительны. Что каждый человек может для себя установить шкалу нравственных ценностей и ей следовать, коль скоро она не нарушает права других людей. И та солидарность, которая на протяжении веков скрепляла людей, и которая была основана на том, что у людей были общие ценности, общие представления об абсолютных нормах, сейчас исчезает. И вот в этом конечно тоже роль университета.

Университет — это не только учебное заведение, где люди приобретают те или иные знания в области математики, физики, литературы, в других областях. Но университет – это и то место, где люди должны получить воспитание, где они должны получить закваску для всей своей последующей жизни. И конечно не случайно, что у университета и Церкви оказывается очень много общих задач. И вполне естественным становится присутствие храма в университете, как в Московском университете, где с Вашей помощью, с вашим непосредственным участием был восстановлен исторический храм святой Татьяны, который стал сегодня центром притяжения для очень многих студентов.

И это вполне естественно, причем я глубоко убежден в том, что это ни коем образом не нарушает ни светский характер государства, ни светский характер университета, потому что светское – это не синоним атеистического. Светское – это синоним, ну скажем так, права выбора для человека. Но в нашей страны мы хорошо знаем, сколько людей сделало выбор в пользу христианства, в пользу Православной Церкви. И у этих людей должно быть право исповедовать свой религиозный выбор не просто как какое-то частное и личное дело, а в том числе, исповедовать его и в гражданском обществе, и в своих профессиональных обязанностях.

Садовничий : Молодые люди тоже сейчас ищут. Вот я встречаюсь с ними на олимпиадах, на различных форумах, видно, что они тоже хотели бы быть внутренне богаче. Просто им надо дать эту возможность. Вы правильно сказали, что задача университета — дать эту возможность развиваться внутренне. Университет – светское учебное заведение, это понятно, но мы сейчас говорим о главном, о том, что такое человек, как он формируется. Человек — удивительное создание, созданное Богом, природой, природой или Богом — это идет спор тот самый, или не спор, а обсуждение. Но, тем не менее, это удивительное и единственное существо, которое относится к такому совершенному созданию, и конечно, ему надо сделать все, чтобы он имел возможность прожить так, чтобы он становится совершенством. Это задача и университета в том числе. И поэтому Вы вспомнили храм святой мученицы Татьяны.

Это было непростое время и непростой выбор. Это как раз было время, еще было время, когда отношение к решению о передаче храма, помещения храму, восстановления традиций университетских воспринималось и властью в то время, и слоями общества определенными, воспитанными в атеистическом таком ключе, очень агрессивно. И просто вплоть до угроз. Мне кажется, это очень правильное решение было Московского университета, и я принял решение воссоздать храм Татьяны в Московском университете и тем самым восстановить традицию и историю.

Этот храм был стержнем духовной и моральной жизни университета на протяжении столетий. И когда все это оборвалось, университет почувствовал, что заменить нечем. И хорошо, что сейчас храм великолепно существует. В него ходят студенты, профессора. Наш день рождения – Татьянин день – мы обязательно утром встречаем в храме. И это великая традиция. Это ведь вот то, что объединяет всех людей. Мы как бы чувствуем все лучше, богаче, увереннее, спокойнее, когда мы вот так живем в университете дружной семьей, корпорацией и каждый верит в свои идеалы, но то, что это удалось каким-то образом обогатить каждого человека — это успех. И я думаю, что храм послужил примером воссоздания храмов и в других университетах России. Мы этому рады.

Владыка : Наша общая задача – это воспитать личность цельную и целостную.

Садовничий : Да.

Владыка : И для того, чтобы это происходило, необходимо не только усвоение знаний в профессиональных областях, но необходимо и воспитание личности человека. И здесь, конечно, присутствие храма в светском университете — очень важная составляющая. Вот я учился в Оксфорде. Это университет светский. Но в каждом колледже есть храмы, там совершаются богослужения. В некоторых случаях студенты, вне зависимости от своих убеждений, в них участвуют. Сохранились даже какие-то традиции. Ну, например, во многих колледжах ужин начинается с молитвы на латинском языке. Веришь ты или не веришь, но ты должен встать и прослушать эту молитву. И никто не считает, что тем самым кому-то что-то навязывается. Это естественная составляющая академической жизни. Но более важно, что такие очаги религиозности и духовности, которые существуют сейчас во многих светских учебных заведениях, останавливают молодых людей от дурных поступков, они помогают им становиться лучше, и они играют огромную моральную и воспитательную роль. И я хотел бы сказать еще о том, что наличие храма в университете не противоречит не только светскому характеру государства, но и его многоконфессиональному характеру, поскольку сейчас у нас в стране есть и исламские университеты. Я посещал в Казани исламский университет, встречался с нашими студентами-мусульманами. Есть центры поклонения Богу, принадлежащие другим конфессиям. И мы все существуем в мире, и это вполне естественно.

Изгнание религии из общественной жизни — это противоестественно.

А мирное сосуществование религий, в том числе в рамках одного учебного заведения, в рамках одного университета — это вполне естественно.

Я хотел бы поблагодарить Вас, Виктор Антонович, за то, что Вы были гостем нашей передачи, пожелать успехов Вам, Московскому университету и да хранит Господь наше студенчество и наших профессоров!

Садовничий : Спасибо, спасибо, владыка!

Владыка : Гостем нашей передачи был ректор Московского государственного университета Виктор Антонович Садовничий. Оставайтесь с нами.

Крещение само по себе, без духовной жизни, не спасительно. Это лишь семя, которое может прорасти и дать плод, а может и, засохнув, умереть. Как же воспитывать ребёнка после Крещения? Об этом небольшая подборка рекомендаций одного из православных отцов. Изначально они собирались для себя, а не для публикации. Это не всегда личные мысли, иногда это цитаты из книг, которые автор заметки счёл полезными.

Образование и нравственное воспитание

  1. Православие интересно для ребенка. Оно интересно не только разукрашенным храмом, завораживающим обрядом, необычными одеждами, пением и прочим. Православие интересно самим учением, ведь оно учит о том, что духовный мир это такая же реальность, как и мир наш, земной, и этот духовный мир рядом, он просто невидим.
  2. Образец веры для детей - их родители. Тлеющая вера родителей неспособна воспламенить сердца их детей горячей верой Богу. У ребёнка огонь веры разгорается не от правил (они помогают вере не угаснуть), а от окружающего его духа веры и любви. Он должен узнавать Христа не из книжки с картинками, а из настроения, образа мыслей, из образа жизни, взаимных отношений членов семьи.
  3. Необходимо в первую очередь дать ребёнку не только знание о Боге (усвоение религиозных истин), а Знание Бога (восприятие Бога внутренним чувством). Ребёнка следует учить (в т.ч. собственным примером) обращаться к Богу (с благодарностью, просьбой, покаянием) и оценивать любую ситуацию с точки зрения воли Божией, выраженной в Евангелии. Само слово «религия» означает не простое понятие о Боге, а живую связь с Ним. Задача религиозного руководства заключается в том, чтобы помочь ребёнку сохранить правильное соотношение между собой и Богом, не дать развиваться соблазнам чувственности и гордости.
  4. Не пугайте ребёнка Богом. При этом можно сказать, что его поведение неприятно (противно) Богу, что Бог создал нас для любви и добра, а мы сами стремимся быть несчастными и отворачиваемся от Отца Небесного. Можно объяснить, что любой грех лишает нас божественной благодати и мы становимся беззащитны перед злом.
  5. Старайтесь дать ребёнку гармоничное знание о Боге , о том, что Творец Вселенной не просто «добрый фокусник», выполняющий любое желание, что у Него Своя воля, что Он премудр и никогда не ошибается, никогда не перестаёт быть благим, даже, если нам не вместить Его волю. Бог уважает нашу волю, но и мы должны смиренно принимать Его волю и не роптать.
  6. С раннего детства объясните ребёнку, что смерть - не конец, смерть - это дверь в иной мир; что есть смерть физическая, а есть смерть духовная - нежелание знать Бога и исполнять Его волю, выраженную в Его Заповедях. Объясните, что души всех людей бессмертны, временно смертны лишь наши тела.
  7. Важно дать ребёнку не просто умозрительную, но деятельную веру. Если у нас есть неверующие родственники, то нужно не мучать себя вопросами об их участи, а молиться за них. Если кто-то из близких умер, то нужно помочь ему молитвой, а не просто изводить себя горем, ведь его душа очень нуждается в нашей помощи!
  8. Необходимо опережение нравственным образованием рационально-информационного.
  9. Оценивайте поведение детей через призму Заповедей Божиих. Выучите их вместе с ними. При нарушении объясняйте, какую заповедь Божию они нарушили, какой грех совершили. Ребёнок должен осознавать, что своими делами он радует и огорчает не только родителей, но и Бога.
  10. Паломнические поездки имеет смысл совершать только с церковными паломническими службами , экскурсоводы которых могут грамотно излагать церковное вероучение.
  11. Твёрдо пресекайте ложь ребёнка. Делайте акцент, что первый лжец - дьявол.
  12. Важно сформировать у детей навыки духовной безопасности, систему нравственных оценок.
  13. Научение ребенка христианскому прощению обид не исключает умение дать сдачи, постоять за ближних, ведь к трусу сложно применить понятие «прощение».
  14. Милосердие воспитывается через жертву. Можно начать с малого - отдавать уже ненужные игрушки. Важно предоставить ребенку возможность оказаться в ситуации, когда кто-то ждет от них милости или нуждается в их милосердии, а не только зубрить «Блаженны милостивые…».
  15. Как однажды заметил английский писатель Честертон, религиозное воспитание малыша начинается не тогда, когда отец начинает ему рассказывать о Боге, но когда мать учит говорить «спасибо» за вкусно испечённый пирог. Душа должна учиться быть благодарной.
  16. Не утаивайте от ребёнка сложные вопросы, особенно от подростка. Если Вы не поможете найти взвешенный ответ, то за вас это сделают отпавшие от Церкви или богоборцы в выгодном им ракурсе. Объясните, что Церковь - это аналог больницы, а одно из имён Бога - Врач. И с нашей стороны неразумно судить других за то, что они больны не теми же страстями, что и мы.

Духовное чтение

  1. Следует ежедневно читать Евангелие. Обучение основам веры издревле было обязанностью отца. Желательно возвести это в ежевечернюю традицию. В наше время существует множество пособий для религиозного воспитания детей.
  2. Полезно читать и жития святых, адаптированные для детей. Ребёнок не должен быть пассивным слушателем, после прочтения следует обсуждать прочитанное, задавать вопросы. Важно показать святых не как легендарных героев давно минувших времён, а как наших вечных наставников и помощников, к которым мы можем обращаться. Показать, что было главным в жизни всех этих великих людей.
  3. Полезная традиция для детей и взрослых - ежедневно выписывать и заучивать тронувший сердце стих из прочитанной главы Евангелия.

Молитва

  1. День всех членов семьи начинается и заканчивается молитвой. Для детей правило может состоять из нескольких кратких молитв, например т.н. «начало обычное» (с него начинаются молитвы утренние и на сон грядущим) в любом молитвослове.
  2. Молитва перед едой и после неё - мощнейшее средство духовного воспитания.
  3. Перед завтраком принято вкушать небольшой кусочек просфоры (её можно приобрести в храме и нарезать) и святой воды (всегда можно набрать в храме) с молитвой «На принятие просфоры и святой воды».
  4. Когда ребёнок выходит из дома (а также перед сном), его нужно перекрестить с молитвой. Например, такой: «Господи, благослови» или «Огради́ (имя ребёнка) , Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́ и сохрани́ его от вся́каго зла́». Или: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти, сохрани силою животворящего Креста Твоего»; Если у вас строптивый подросток, то можно сделать это вслед ему, так, чтобы он не видел.
  5. Не налагайте на ребёнка большого молитвенного правила. При научении молитвы особо важны внимание и искренность.
  6. К молитвенному правилу имеет смысл добавлять молитвы в зависимости от обстоятельств : праздников, святого дня, постов, чей-нибудь болезни, какого-нибудь радостного или печального события.
  7. При домашней молитве зажигайте свечу или лампаду, желательно, чтобы это было обязанностью ребёнка.
  8. Не молитесь поздно, когда ребёнок мечтает только о сне и его внимание расслаблено.
  9. Следует приучить чадо к кратким молитвам: «Благослови Господи», «Слава Тебе, Господи», «Господи помилуй», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Слава Богу за всё»; «Господи, благослови меня на учение» (искренне, не автоматически).
  10. Помогите ребёнку сделать помянник. Все имена там должны вписываться только им самим по собственному зову сердца, ведь это его помянник.
  11. В комнате ребёнка (как и в других комнатах и столовой) должны быть иконы. Главной и большей по размеру должна быть икона Спасителя или Пресвятой Троицы.

Церковные Таинства и службы

  1. В воскресные дни христиане участвуют в Таинстве Святого Причащения. Дети до 7-ми лет могут приступать к Таинству без исповеди. Не следует директивно руководить подготовкой ребёнка к этому Таинству. Можно мягко посоветовать, напомнить, но не требовать. Доверьтесь священнику, он сам поможет ребёнку. При подготовке к исповеди ребёнок должен подумать о своих грехах и о каждом попросить у Бога прощения.
  2. Перед Литургией дети должны хорошенько выспаться, тогда для них утренние сборы не будут в тягость.
  3. Младенец идёт в храм потому, что так делают его родители. Затем можно объяснять «Тебя ждёт Господь, Он будет рад, если ты придёшь в Его дом». Задача не в том, чтобы дети беспрекословно шли в храм, но в том, чтобы они полюбили Церковь.
  4. Для того чтобы полюбить службы, нужно их изучить. Используйте пособия для детей по изучению Божественной Литургии. Включайте молитвословия богослужений в молитвенное правило ребёнка: то, что поёт хор, но не молитвы священников или ектении.
  5. Приучить к богослужебному кругу постов и праздников. Встреча праздников накапливает в душе запас святых впечатлений, радостных и чистых переживаний, что станет фундаментом будущей сознательной религиозной жизни. Три компонента праздника: праздничная одежда; вкусная еда; праздничное времяпровождение.
  6. Перед началом учебного года во многих храмах служится молебен для учащихся.
  7. Дети должны стоять близко к алтарю и наблюдать за действиями служителей, а не в притворе или рядом с родителями, глядя в спину впереди стоящего взрослого.

Аскетика

  1. Объясните ребёнку механизм совершения греха (от помысла до действия). Если человек не отсечёт свои страсти в юности, то, с годами, сила его воли ослабеет и страсти станут сильнее.
  2. Приучать к тому, что душа - владычица тела, а не наоборот. Учить ребёнка превозмогать лень, усталость, обосновывать свои желания. Дети должны почувствовать ограничение как необходимость. Они должны знать, что родители ограничивают их от любви. Ребенок, который не может сознательно и совершенно свободно отказаться от удовольствия, - просто ребенок с неразвитой волей.
  3. Следует определить круг обязанностей детей (уборка кровати, помойка, накрывать на стол, магазин).
  4. Ребёнок должен понимать цели постов и их смысл. Для него пост должен стать путешествием, школой воспитания духа, а не временем уныния и зависти тем, кто может себе всё позволить. Продолжительность многодневных постов должна соответствовать возможностям ребёнка. Например, продолжительный Петров пост (в те годы, когда он более 8-ми дней) можно свести до одной, последней седмицы.

Прочее

  1. Воцерковляющимся семьям следует пригласить священника из ближайшего храма освятить квартиру. И жилище освятите, и с батюшкой потом сможете ближе познакомиться и пообщаться.
  2. Привлекайте к воспитанию ребёнка крестных, в сложных случаях обращайтесь к духовнику семьи.
  3. Для гармоничной духовной жизни важны доверительные отношения с детьми. Родители должны знать о том, какие духовные проблемы есть у их ребёнка - для того чтобы ему помочь.
  4. В семье должна быть иерархия. Младшие должны осознавать уважение, подчинение и благодарность старшим как закон. Старшие, в свою очередь, должны питать к младшим любовь, помогать и защищать их. Из В. Розанова: «Житейское правило, что дети должны уважать родителей, а родители должны любить детей, - нужно читать наоборот: родители именно должны уважать детей, - уважать их своеобразный мирок и их пылкую, готовую оскорбиться каждую минуту натуру; а дети должны только любитьродителей, - и уже непременно они будут любить их, раз почувствовав это уважение к себе».
    Иерархичность будет усвоена детьми тогда, когда они видят её у родителей, когда мать не перечит отцу, когда родители не осуждают бабушек и дедушек, когда не ропщут на начальников.

И самое главное! Молитесь за ребёнка, молитесь всё оставшуюся часть земной жизни, молитесь, даже, если кажется, что изменить уже ничего невозможно. Для Бога возможно всё.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта