Главная » Красота и здоровье » Вальтер Скотт. Сведения о жизни и творчестве английского писателя. Исторический роман «Айвенго». методическая разработка по литературе (8 класс) на тему. Выпуск ежемесячного школьного периодического издания «Литературный вестник» – Вальтер Скотт. «Айвенго

Вальтер Скотт. Сведения о жизни и творчестве английского писателя. Исторический роман «Айвенго». методическая разработка по литературе (8 класс) на тему. Выпуск ежемесячного школьного периодического издания «Литературный вестник» – Вальтер Скотт. «Айвенго

Роман Вальтера Скотта «Айвенго» - первый исторический и приключенческий роман девятнадцатого века, который впоследствии был переведён на русский язык. Известно, что его продажи были огромными.

Так, всего лишь за 10 дней был распродан первый большой тираж книги: в 10 тысяч экземпляров. Сюжет романа переносит читателя за пределы Шотландии, и в нём описываются события 1194 года, когда состоялась известная битва при Гастингсе.

Несмотря на то что события, которые описывает Вальтер Скотт, произошли 128 лет назад, они интересны были читателю того времени.

Вконтакте

История создания романа

В своём произведении «Айвенго» Вальтер Скотт показывает то , насколько сильной была вражда между норманнами и англосаксов в те времена, когда на английском престоле находился Ричард Первый.

Известно, что сначала Скотт желал опубликовать свой роман без указания авторства. Желая понять, насколько читатель знаком с его произведениями, он мечтал в дальнейшем издать другой роман и конкурировать с самим собой. Но издатель отговорил его от этого плана, предположив, что на литературной карьере писателя это может отрицательно сказаться, а гонорары и успех уже будут не такими потрясающими.

Описание событий в главах с 1 по 10

Действие этой главы начинает развиваться в лесу, где между собой беседовали двое простолюдинов. Они обсуждали то положение, которое сложилось в обществе. Это был шут и свинопас.

К этому месту во второй главе подъехала небольшая группа всадников. Они были необычно одеты, словно чужеземцы. Был в этом отряде и духовник высокого ранга - аббат Эймер. Но особо выделялся мужчина старше 40 лет. Автор даёт ему следующую характеристику:

  1. Высокий рост.
  2. Худощавый.
  3. Мускулистый и сильный.
  4. Тёмные и проницательные глаза.
  5. Роскошная одежда.

Эймер и его путник поинтересовались у шута и свинопаса тем, как проехать в замок Ротервуд. Но шут решил показать им неверную дорогу. Этот спутник аббата был рыцарь Бриан де Буагильбер. Но по дороге всадник встретился незнакомец, который и проводил их к замку.

В третьей главе читателю предстоит познакомиться с Седриком Сакса, к которому и направлялись путники. Он был человеком простодушным, но вспыльчивым. Ходили слухи о том, что он выгнал из дома своего единственного сына за то, что тот посмотрел влюблёнными глазами на прекрасную леди Ровену. Сакс привык воевать, но в последнее время он стал уставать и от сражений, и от охоты, так как ему уже шёл 60 год.

Всадники прибыли в замок как раз к ужину. Вскоре поздние гости вошли в зал, а старик Сакс поспешил отослать служанку к прекрасной хозяйке замка, чтобы она не выходила к ужину.

В четвёртой главе читатель знакомится не только со всадниками, которые вошли в залу, где собирался ужинать Сакс, но и с леди Ровена, которая ослушалась приказания хозяина замка и появилась перед гостями. Автор использует много эпитетов , пытаясь описать красоту леди Ровена:

  1. Рост высокий.
  2. Прекрасно сложена.
  3. Кожа Ровены отличалась ослепительной белизной.
  4. Ясные голубые глаза и длинные ресницы.
  5. Густые светло-русые волосы.

Весь разговор за ужином касался лишь только рыцарского турнира, о котором уже давно говорили все в округе. Гости предложили Седрику сопровождать их пару на этот турник. Но тот не принял это предложение, считая себя отважным бойцом. Но беседа была прервана тем, что слуга сообщил о страннике, который просится на ночлег.

Зашел разговор и о самых сильных рыцарях, среди которых был назван и Айвенго.

В шестой главе читатель подробно узнаёт о рыцаре Айвенго, который заинтересовал леди Ровену, и она стала расспрашивать о нём.

Седьмая и восьмая главы переносят читателя на рыцарский турнир. Здесь же был и богатый еврей Исаак вместе со своей прекрасной дочерью Ревекка. Принц Джон напоминает аббату о том, что всё-таки необходимо выбрать самую прекрасную девушку, чтобы назначить её королевой красоты и любви. Королеве предстоит на второй день турнира раздавать награды.

В разгар турнира появился новый рыцарь, надпись на панцире которого гласила о том, что он был лишён наследства. Он легко победил рыцаря Де Буагильбера, а затем также легко выиграл сражения и с остальными. Так он стал победителям рыцарского турнира.

В девятой главе рыцарь не только отказывается открыть лицо, но выбирает королевой красоты леди Ровену. В десятой главе он отказался взять выкуп от побеждённого де Буагильбера, так как тот был его смертельным врагом.

Основное содержание глав с 11 по 20

На Гурта, который самостоятельно перешёл на службу к рыцарю Лишённого наследства, ночью напали разбойники. Грабители пытались не только забрать его деньги, но и желали узнать, кто его хозяин. Гурт рассказал, что его хозяин богат, и что он желает отомстить своему обидчику.

На второй день турнира сражения продолжились. В 12 главе храмовник и рыцарь Лишённый наследства опять встречаются в бою. Несмотря на численное превосходство противников, новый рыцарь не желал сдаваться. Свалив на землю обидчика, незнакомый для всех рыцарь требовал от храмовника признать поражение, но принц Джон остановил поединок. Когда рыцарь Лишённый наследства снял шлем с головы, чтобы королева красоты его наградила, и Ровена узнала в нём своего возлюбленного Айвенго.

В 13 и 14 главах Айвенго передаёт принцу Джону записку, в которой Ричард, брат принца, писал о том, что жив и здоров, и в скором времени желает вернуться обратно. Чтобы завоевать популярность у своих подданных, Джон устраивает пир, на котором у Седрика расспрашивает о том, за что он выгнал своего сына Айвенго. Он видел, с какой радостью поднимали гости тосты за короля Ричарда, и это его огорчало.

В пятнадцатой главе де Браси собирает сторонников, которые могли бы поддержать принца Джона и противостоять Ричарду. Был задуман и план по захвату леди Ровены.

В 16 и 17 главах читатель переносится в лес, где обитает Айвенго вместе со своими «разбойниками». В хижине отшельника ужинали Чёрный рыцарь и сам отшельник . Вскоре они уже состязались в игре на арфе и в рыцарской поэзии. После этого пир продолжился.

В 18 главе Седрик Сакс вспоминает о сыне. На турнире, когда Айвенго упал, он хотел ему помочь. Но он вовремя остановился, так как общество его поступок не приняло бы. Седрик пожертвовал своим сыном ради независимости саксов. Саксу казалось, что именно Ательстван должен будет стать их новым королём. Но многие считали, что это первенство нужно было отдать леди Ровене, которая тоже была королевского происхождения.

Теперь же Седрик полагал, что необходимо было женить Ательстана на Ровене и тогда смогут соединиться две партии, которые были ему так близки. Но этому мешал его сын, поэтому-то он и был изгнан из родительского дома.

В 19 главе Седрик возвращался вместе в леди Ровеной, Ательстаном и свитой домой. Но как только они углубились в тёмный лес, тут же встретили Исаака и его прекрасную дочь Ревекку. Они рассказали о том, что на них напали разбойники. Вскоре и перед попутчиками предстали разбойники, но только это были переодетые люди де Буагильбера и де Браси. Шут и Гурта незаметно удалились и неожиданно встретили другую шайку разбойников. Они решили выручить Седрика .

В 20 главе Гурд попадает на поляну, где находился лагерь разбойников. Локсли, которого они встретили в лесу, рассказывает своим товарищам о пленниках. Чёрный рыцарь тоже желал помочь в освобождении Седрика.

Краткий пересказ дальнейших событий

В 21 и 22 главе повествуется о том, в какие условия были помещены пленники в замке Торкилстон. Седрика держали с Ательстаном. Старик уже догадывался, почему он сюда попал. Исаака повели в подвалы, где собирались пытать, если он им немедленно не заплатит серебряных монет. Но еврей упирался, требуя отдать ему дочь.

Не лучшее положение было и у прекрасных женщин. В 23 главе де Берси приставал к Ровене, требуя, чтобы она стала его супругой, иначе никогда не покинет этот замок. А де Буагильбер не смог добиться расположения Ревекки, которая потом стала ухаживать за раненым Айвенго.

В 30 главе началась атака замка . А внутри замка, пытаясь отомстить своим обидчикам, разожгла огонь Ульрика. Едва удалось спасти пленников, как огонь объял весь замок. Но храмовник в этой суматохе успел украсть и увезти Ревекку.

Принц Джон в своём замке опять организовал пир, на котором и узнал, что Ричард вернулся. Но и сторонников с каждой минутой становилось меньше. Но спаслись в ту ночь не все, а Ревекку решили казнить, как колдунью. Её спас от сожжения Айвенго и король Ричард, который опять стал править своей страной. Айвенго женился на Ровене, а Ревекке решила помогать бедным и немощным.

Вклад сэра Вальтера Скотта в дело создания исторического романа переоценить невозможно. Его произведениями лет сто пятьдесят зачитывалось не одно поколение читателей. «Айвенго» — одна из наиболее интересных вещей, написанных этим автором.

Историческая обстановка романа

Норманны завоевали около 150 лет назад исконные земли саксов всего в одном сражении. Действие романа происходит в XII веке на фоне борьбы двух братьев за трон. Это законный король Ричард I и его брат Джон, который, по сути, хочет узурпировать власть в королевстве. Династия Плантагенетов вполне утвердилась на острове и вытеснила ее коренных жителей на худшие земли. Саксонская знать мечтает вернуть себе прежнее положение. И страна оказывается в трех противоборствующих лагерях. Такова расстановка сил в начале романа, где главным должен быть образ Айвенго, созданный воображением писателя. Завязка романа начинается с возвращения Айвенго на родину, где он не знает, что его ждет.

Характеристика образа Айвенго

Уилфред Айвенго лишен наследства своим отцом Седриком, но глубоко влюблен в его подопечную Ровену, которой Седрик готовит более высокую участь, чем брак с его сыном. Айвенго — саксонский рыцарь, который верен Ричарду I, королю Англии, представителю пришедшей из Франции династии Плантагенетов. От своего сюзерена он получил желание следовать куртуазным законам чести. Доблесть, смелость, верность для него не пустой звук. Такова характеристика образа Айвенго в целом.

Участвуя в Ричарда, он завоевал большую славу как истинный защитник веры и христианства. Там он покрывает себя славой, но и вызывает к себе ненависть рыцаря Буагильбера, которого он победил на турнире в Палестине. Это одна из сторон, которой охарактеризован образ Айвенго. Он — идеальное воплощение рыцарского кодекса чести и героизма. Для него примером служит Ричард Львиное Сердце. Отважный рыцарь долгое время провел, сражаясь за Святую Землю. Он не юнец, но истинный который не будет действовать сгоряча, — таким предстает образ Айвенго перед читателем. Во время двухдневного турнира в Ашби он получил тяжелое ранение, но, собрав всю силу и выдержку, довел турнир до победы. А затем Айвенго, не выздоровев до конца, отправится защищать честь еврейской девушки Ревекки. Это еще одна грань, которая входит в образ Айвенго. К своему королю, доблесть и мужество которого безупречны, рыцарь относится с большой долей критики из-за его любовных приключений. Сам же главный герой романа однолюб, и никаким соблазнам он не подвержен. Образ Айвенго в романе Вальтера Скотта написан достаточно однообразно. Этот персонаж положительный, и его достаточно трудно нарисовать ярко.

Бриан де Буагильбер

Это рыцарь Ордена Тамплиеров. Рыцари-тамплиеры являются представителями мощной международной военной религиозной организации, которая якобы посвятила себя завоеванию Святой Земли. Но на самом деле они часто вмешиваются в европейскую политику. Бриан де Буагильбер — грозный боец, который перенес много испытаний, опасностей и бурных страстей. Он суров и выглядит зловеще. Мораль он не признает. Он потакает своим страстям и соблазнам. Так, зная, что состоятельный еврей Исаак собирается поехать в Шеффилд, рыцарь не гнушается простым нападением на него с целью ограбления. Жадность, похотливое отношение к женщинам, далекое от возвышенных куртуазных представлений того времени, характеризуют этот персонаж.

Он не стесняется похитить дочь старого Исаака, Ребекку, и добиваться у своей пленницы любви. Однако с течением романа его образ претерпевает романтические изменения благодаря его любви к Ревекке. Он, поняв, что девушка не ответит на его чувства, потерял интерес к жизни и погиб в поединке с Айвенго, но сделал свою гибель сознательной. Таков образ рыцаря ордена храма в романе Вальтера Скотта «Айвенго». Он противоположен главному герою, но очень интересен и ярок.

Леди Ровена

Трудно анализировать образ белокурой леди Ровены, потому что в романе он дан намеком и без развития. Мы многое узнаем о ее окружении, а о ней самой можем судить только косвенно. Из текста мы узнаем, что она справедливая и красивая. Еще сообщается, что девушка — это существо «мягкое, доброе, нежное», хотя благодаря своему воспитанию она весьма гордая и серьезная.

Леди Ровена служит только пешкой в руках мужчин, которые пытаются ею манипулировать. Так, Морис де Браси сразу захотел жениться на ней, когда узнал, какое у нее приданое. Седрик желает связать ее браком с Ательстаном, чтобы они могли родить новое сильное королевское саксонское поколение. И никому нет дела до чувств самой леди Ровены. Она мужчинами не воспринимается как человек с собственными желаниями. Даже Айвенго относится к ней как к предмету. Когда он возвращается на родину, то не спешит обрадовать леди Ровену своим появлением, а держит и от нее все в глубокой тайне. Выигрывая турнир, Айвенго называет Ровену королевой любви и красоты, хотя она, возможно, предпочла бы простую теплую встречу.

Даже когда в конце романа Айвенго наконец добивается у Седрика согласия на свадьбу, то оказывается, что читатель даже не видел, как Айвенго ухаживал за своей невестой. Можно только предположить, что некогда ухаживания были, и у Ровены возникло чувство любви к Айвенго. Этот молодой мужчина — средневековый романтичный рыцарь, и ему нужна прекрасная дама для выражения куртуазной любви и борьбы за нее. Это и делает Ровену чем-то вроде пешки для самого писателя, чтобы поддерживать любовную интригу, поэтому мало привлекает к ней интерес, любовь и сочувствие читательской аудитории. Положительный образ писателю не удался. Он слишком схематичен.

Ревекка

Не совсем справедливо сравнивать Ревекку и Ровену, потому что в романе они играют разные роли. Если о любви Ровены и Айвенго читатель знает как о свершившемся факте и не видит в ней никакой интриги, то отношения Ревекки к Айвенго даны в развитии. Любовь прекрасной черноволосой еврейки не находит отклика в душе главного героя. Ревекка — человек гордый, смелый, мужественный и свободный, так как она не принадлежит к высшей знати. Она — лицо презираемое в силу своей национальности. Но красавица-еврейка почти всегда уверена в себе.

И всякий раз, когда она находится под угрозой насилия, то ведет споры с храмовником. Ревекка имеет возможность выбирать свою судьбу — умереть с достоинством на суде Тамплиеров или поехать в Испанию и посвятить себя работе в больнице. В финальной сцене она дарит Ровене ларец с драгоценностями и отвергает предложение перейти в христианство и остаться в Англии.

Такими вырисовываются главные женские образы в романе Вальтера Скотта «Айвенго».

Заключение

Этим романом сразу после его написания зачитывались самые известные писатели всех стран, не говоря уж о массовом читателе. Затем он перешел в разряд детской литературы. Но современного ребенка роман вряд ли заинтересует. Эта красочно описанная эпоха раннего Средневековья может вызвать интерес у взрослого вдумчивого человека, знающего историю и склонного к анализу.

В 20-е годы XIX века читающий мир охватила настоящая вальтер-скоттовская лихорадка. Романы «великого неизвестного» многократно переиздавались в Великобритании и очень быстро переводились на европейские языки. Скоттом увлекались люди разных возрастов и сословий. Коллеги по перу завидовали его успеху, но упоминали его книги в своих произведениях. Так, в ночь перед дуэлью роман «великого неизвестного» читает лермонтовский Печорин , от семейных неурядиц в мир благородных героев и прекрасных дам «убегает» главная героиня романа «Жены и дочери» Молли, а с «Робом Роем » знакомятся в гостиной Нехлюдовых в толстовской «Юности ».

Особенно популярным после дебютного «Уэверли» оказался « » - первая книга, действие которой происходит в средневековой Англии, а не в Шотландии XVI-XVII веков. Изначально это был коммерческий проект, призванный привлечь еще больше читателей к творчеству Вальтера Скотта , но литературоведы уверены: упрямый автор не смог бы написать ничего стоящего, если бы не надеялся на то, что это произведение станет его лептой в современной ему политической дискуссии. И даже сейчас, когда «Айвенго» считается детской книгой («первым и последним романом для мальчиков»), в нем легко можно увидеть важные темы постнаполеоновской эпохи.

Вальтер Скотт

Рыцарский роман о XIX веке

Если оставить в стороне романтическую историю о рыцаре, лишенном наследства, и его прекрасной возлюбленной, то на первый план в романе выходит Англия конца XII века, раздираемая спорами англосаксов и норманнов. Профессиональные историки часто упрекали Вальтера Скотта в том, что он утрировал эти разногласия. Мол, через сто с лишним лет после вторжения Вильгельма Завоевателя, обеим сторонам почти нечего было делить. Писатель, конечно, ничего не выдумал, остатки этого противостояния до сих пор видны в английском языке, где высокий стиль формируют слова с романскими корнями, а простую речь маркируют лексемы германского происхождения. Однако сопротивление англосаксов действительно было не таким явным.

Мог ли Вальтер Скотт допустить подобную ошибку? В «Айвенго» действительно есть ряд исторических неточностей, но в контексте романа их, скорее, можно отнести к оговоркам. К этой книге писатель приступил после работы над статьей «Chivalry» («Рыцарство») для Британской энциклопедии. Статья вышла в 1818 году и во многом объясняла различие между военно-феодальным knighthood (англосаксонский термин, обозначающий категорию профессиональных воинов-всадников) и норманнским понятием chivalry, включающим социальные и культурные коннотации. Основываясь на собранном материале, через год автор «Уэверли» опубликовал «Айвенго».

Сегодня ряд исследователей творчества Вальтера Скотта сходится во мнении, что конец XII века в романе легко накладывается на ситуацию первой половины века XIX, а спор англосаксов и норманнов - это метафора разногласий англичан и шотландцев. Последние вошли в состав Соединенного Королевства лишь в 1707 году, но не смирились со своим «вассальным» положением.

Как шотландский патриот, Вальтер Скотт верил в национальную идентичность своего маленького народа, любил его культуру и сожалел об умирающем диалекте, но как человек, знающий политику и понимающий ситуацию в стране, он мог оценить выгоды объединения с Англией. В этом контексте «Айвенго» стоит рассматривать как попытку примирить два лагеря.

В самом деле, Скотт создал роман не о конце англосаксонского сопротивления, а о рождении единой английской нации. У обеих враждующих групп в книге есть свои достоинства и недостатки. Так, писатель явно симпатизирует коренному населению, но саксонского тэна Седрика он выводит косным и сварливым стариком, а главную надежду всей «партии» - Ательстана Конингсбургского - ленивым и нерешительным человеком. В то же время, неприятные во всех отношениях норманны при более детальном анализе оказываются мастерами своего дела, сильными и целеустремленными воинами. Коренные жители справедливы и свободолюбивы, захватчики же умеют «постоять за себя».

Лишенный наследства Айвенго и его покровитель король Ричард Львиное Сердце здесь - лучшие представители своих народов. Причем Ричард даже больший «англичанин», чем Айвенго, он - истинный последователь Вильгельма Завоевателя, смелый и куртуазный рыцарь, но в то же время справедливый и мудрый правитель, не боящийся замарать свою репутацию общением с людьми, оказавшимися вне закона (история Локсли). Безусловно, Вальтер Скотт идеализировал правителя, чей крестовый поход, закончившийся выкупом из плена, едва не привел страну к экономическому краху.

Материал по теме Мнения 10 цитат из книг Вальтера Скотта

Литературное влияние «Айвенго»

Писатель следовал балладной традиции изображения благородного короля-воина. И, нужно сказать, реабилитировал Ричарда I в культуре. В 1825 году Вальтер Скотт во второй раз использовал его образ в своем романе. Речь идет о книге «Талисман», где Львиное Сердце стал главным героем.

«Айвенго» повлиял и на литературную судьбу другого полулегендарного персонажа - Робина Гуда, который здесь именуется Локсли. Благодаря Вальтеру Скотту в традиции прочно укрепилось мнение о том, что благородный разбойник жил в XII веке и был современником Иоанна Безземельного и его брата-крестоносца. Однако писатель сам себе противоречит, ведь Локсли в романе становится победителем лучного турнира, а такие соревнования начали проводиться в Англии не раньше XIII столетия. К сожалению, как было сказано ранее, в «Айвенго» не обошлось без ошибок и анахронизмов.

В большинстве преданий о Робине Гуде оговаривается, что он происходит из знатного рода. Впервые эту точку зрения поставил под сомнение британский антикварий и собиратель фольклора Джозеф Ритон. Согласно его версии, исторический прототип Робина был йоменом (мелким землевладельцем), родившимся в деревне Локсли под Ноттингемом (отсюда и второе прозвище героя). Скотт взял на вооружение именно эту гипотезу, чтобы сделать из Робина Гуда борца за сильную единоличную власть, способную противостоять частным интересам феодалов. Локсли и его отряд - верные союзники Ричарда, помогающие ему в борьбе с Фрон де Бефом, де Браси и другими. Как ни претенциозно это звучит, но писатель превратил благородного разбойника в символ народного сопротивления. Некоторые литературоведы даже называют взаимоотношения между людьми в его отряде примитивным коммунизмом.

Идеальное Средневековье

С середины XIX столетия популярность книг Вальтера Скотта начала падать. Рациональной эпохе не пригодились романтические герои автора «Уэверли», новая волна интереса к ним возникла только в начале XX века. Но, как пишет французский историк-медиевист Мишель Пастуро, до сих пор в европейских книжных магазинах весьма сложно найти полную, не адаптированную для детей, версию романа, что подрывает уважение к произведению в глазах литературной и университетской критики. При этом образы рыцаря Айвенго, Ровены, Ребекки или Локсли стали культурными топосами и продолжают влиять на свою аудиторию, если не напрямую, то через фильмы.

«В опросе, проведенном в 1983-1984 годах журналом „Меdievales“ среди молодых исследователей и признанных историков, фигурировал вопрос: „Откуда у вас появился интерес к Средневековью?“ Среди примерно трехсот опрошенных треть утверждали, что рано пробудившемуся интересу к Средним векам они обязаны „Айвенго“», - пишет Пастуро.

Эжен Делакруа «Ребекка и раненый Айвенго»

Что же такого находят современные читатели в не слишком точном историческом произведении? Дело в том, что Вальтеру Скотту удалось создать образ идеального Средневековья с рыцарскими турнирами, геральдикой, процессами против ведьм и борьбой феодалов и короля, словом, всем тем, что, независимо от исторических деталей, повторяется в любой научной или художественной книге. История, построенная как волшебная сказка, помещена в мрачную атмосферу эпохи непрерывных войн, не позволяющих выезжать из дома без вооруженного отряда, и тяжелых условий жизни, где даже покои знатной леди настолько проницаемы, что портьеры и гобелены колышутся на ветру.

После выхода «Айвенго» наука и литература ненадолго поменялись местами. Роман пробудил столь живой интерес к Средневековью, что в 1825 году Огюстен Тьерри, выпускник Высшей нормальной школы, преподаватель и пионер научной истории, публикует первый из своих трудов - «Историю завоевания Англии норманнами, с изложением его причин и последствий для Англии, Шотландии, Ирландии и континентальной Европы от древности до современности».

195 лет со времени выхода романа

Вальтера Скотта «Айвенго» (1819)

Вальтер Скотт вошел в мировую литературу как создатель исторического романа. Главное в его романах – не изображение быта или нравов, а человек в различные эпохи своего существования. От своих предшественников в литературе Скотт отличается стремлением объяснить психологию и поведение героев того исторического периода, в котором они живут, извлечением героями различных уроков: нравственных, психологических, исторических. «Айвенго» - бесспорно, один из лучших романов Вальтера Скотта. Глубокий знаток «средневековых древностей» и к тому же величайший художник, он умел оживить события, «покрывшиеся пылью времен». Его литературное наследие -28 романов, несколько повестей и рассказов. Писатель отличался огромной работоспособностью. Ежедневно он поднимался на рассвете и с пунктуальностью небесных светил усаживался за письменный стол, чтобы провести за ним пять-шесть часов.

История создания романа

Из 28 исторических романов, написанных Вальтером Скоттом, выделяется «Айвенго». Исторически правдиво отобразив время правления английского короля Ричарда Первого Плантагенета, прозванного « Львиное Сердце», отступая иногда от правды в портретах исторических деятелей (короля Ричарда I и его брата принца Джона) в целях утверждения более высоких идеалов, «шотландский чародей» изобразил в вымышленном образе Уилфреда Айвенго подлинного «рыцаря без страха и упрёка», символ победы добра над социальным и бытовым злом. Образ Айвенго останется на века. В предисловии к роману Скотт писал: «Мне само собой пришло в голову, что древние традиции и благородный дух народа, который живет в условиях цивилизованного века и государства и сохраняет столь многое от обычаев и нравов, присущих обществу на заре его существования, должны послужить благодатной темой для романа, если только не выйдет по поговорке: «Рассказ-то хорош, да рассказчик плох».

История родного края, родной Шотландии, переживания и боль за её судьбу, отголоски народных баллад присутствует в «Айвенго». В любом случае романы Скотта читали, читают и будут читать. И не только потому, что они верно воссоздают прошлое во всём его историческом колорите, но и потому, что они показывают связь частной жизни, судеб людей обычных, рядовых с жизнью общества, с историческими событиями своего времени, с судьбами великих мира сего и народов. И если не всегда в пример нынешнему поколению исторических личностей прошлого не удаётся сделать лучше, чем они были, можно дать добрые примеры из тех героев, которых создаёт воображение автора. Присутствует в снятом виде в романе и знание Вальтером Скоттом истории и культуры Англии и Шотландии, знание писателем шотландских и английских народных баллад, которые Вальтер Скотт собирал долгие годы. Отголоски многих из них мы видим в романе «Айвенго».


Цитаты из «Айвенго»


  • Читайте с удовольствием!

  • Учредитель: МБОУ «Гимназия № 5»

    Адрес: Красноярский край, г. Норильск, ул. Богдана Хмельницкого, 12

    Сайт: Акбутаева Татьяна Яковлевна

    Члены редакционной коллегии: Кошелева Ульяна, Кривощекова Вероника, Сирота Марина,

    Стяжкина Элина, Сукач Анастасия, Шикалина Ольга

Вальтер Скотт

Ва?льтер Скотт, создатель жанра исторического романа, был одним из наиболее значительных новаторов в литературе XIX века. Его творчество оказало огромное влияние не только на английскую, но и на всю европейскую и американскую литературу. Литературная деятельность этого писателя начинается в конце XVIII века. Вначале писатель выступает как поэт и собиратель народных поэтических произведений. Изданный им трехтомный сборник «Песни шотландской границы» (1802–1803) является классическим фольклорным источником. В раннем оригинальном творчестве В. Скотта отчетливо проявляется использование фольклорных традиций и поэтики английских предромантиков. Уже в этот период В. Скотт выступает как самобытный и талантливый поэт, заслуженно пользовавшийся широкой известностью. Его баллады (такие, как «Иванова ночь») и поэмы («Песнь последнего менестреля», «Ма?рмион», «Дева озера» и др.) были крупным явлением в английской литературе.

В. Скотт был родоначальником исторического романа, жанра, в котором романтический историзм мог быть реализован полностью. Писатель первым попытался с позиций современности написать роман о прошлом, оценивая это прошлое с учетом опыта и знаний, накопленных человечеством. Он ищет в прошлом истоки настоящего, зная реальный ход исторического процесса, не идеализируя отдельные исторические эпохи, а стремясь показать их взаимообусловленность.

Поскольку цель исторического романа – показать характерные признаки эпохи, В. Скотт избирает для своих произведений ключевые, переломные моменты в жизни общества и государства, когда определяющие черты эпохи проявляются наиболее наглядно или когда происходит исторически закономерная смена эпох. Так, роман «Айве?нго» изображает период образования английской нации, «Кве?нтин До?рвард» – централизацию французского государства, «Ву?дсток» – Английскую буржуазную революцию, «Роб Рой» – якобитское движение в Шотландии.

«Исторический роман В. Скотта, в отношении к нравам, обычаям, колориту и духу известной страны в известную эпоху, достовернее всякой истории», – писал В. Г. Белинский.

Для создания широкой панорамы, показа переплетения интересов различных слоев населения В. Скотт вводит в повествование несколько сюжетных линий, связанных между собой общей интригой, по-разному освещающих отношение разных сословий к происходящим событиям, причем, как правило, все основные сословия имеют в романах В. Скотта своих представителей.

Заметьте, внимание автора всегда сосредоточено на личных интересах героев, частных, казалось бы, событиях. Главными героями его произведений почти никогда не бывают исторические деятели. Писатель оставляет себе свободу в выборе времени, места действия, передвижений героев, в мотивировке их поступков, то есть оставляет широкое поле деятельности для творческой фантазии. Однако частная жизнь людей тесно связана с окружающей их действительностью, с исторической атмосферой, и в романах В. Скотта, уловившего эту закономерность, частное событие становится типичным проявлением общего исторического процесса, отражает в себе те черты, которые определяли жизнь общества в целом. Семейные, личные отношения переплетаются с историческими событиями, вбирают в себя их характерные признаки, зависят от них.

Переломные эпохи изобилуют драматическими конфликтами, поэтому романы английского писателя, изображающие эти эпохи, драматичны.

Заслуга В. Скотта заключается в том, что он не ограничивается односторонней оценкой исторического прошлого, но дает различным героям возможность высказать свое мнение, которое часто оказывается более верным, чем мнения главных героев, выражающих авторскую точку зрения. Именно такое положение главных героев писателя в повествовании отчасти обусловливает то, что они зачастую оказываются лишь связующим звеном различных сюжетных линий, определяют композиционный, но не идейный центр произведения.

Важнейшим достижением писателя было отражение социальных конфликтов эпохи и изображение народных масс как движущей силы исторического прогресса (хотя народ в его романах лишен творческой энергии и полностью зависит от своих предводителей). Реалистические принципы отражения действительности зарождались внутри романтического метода В. Скотта, не противореча ему и не ослабляя его позиций, но дополняя его, придавая особое очарование произведениям писателя и помогая читателю понять объективные закономерности исторического процесса. Именно поэтому В. Г. Белинский говорил, что В. Скотт «дал историческое и социальное направление новейшему европейскому искусству».

Одно из лучших произведений В. Скотта, в котором проявились все основные черты романтического исторического романа, – «Айвенго» (1819). Роман описывает события XII века, когда Англия уже была завоевана норманнами, сопротивление саксов было окончательно сломлено и в стране начался процесс образования английской нации. Период, привлекший внимание романиста, знаменателен и в том отношении, что победа норманнов и укрепление их власти в царствование Ричарда I Плантагене?та открывали дорогу феодальным междоусобицам. Борьба саксов с норманнами заставляла баронов поддерживать короля и вождей, от единства борющихся сторон во многом зависела победа. Достижение норманнами своих целей привело к разрушению временных союзов, и в романе В. Скотта читатель уже ясно видит первые вспышки неповиновения баронов своему государю, начало того периода средневековья, который определяется как феодальная раздробленность.

Все эти исторические процессы находят непосредственное отражение в «Айвенго». Писатель избирает для своего повествования тот момент, когда английский король Ри?чард Львиное Сердце возвращается в королевство из австрийского плена. В это время в стране действуют различные силы, пытающиеся извлечь для себя максимальную выгоду из создавшегося положения. Несмотря на очевидность победы норманнов, в стране остались влиятельные представители саксонской знати, мечтающие о возрождении былой независимости (наиболее ярким их представителем является в романе Се?дрик Саксонец). В то же время убежденность в невозможности победы саксов развязывает руки баронам, и первый акт неповиновения королю связан с деятельностью его брата, принца Джона Анжу?йского, вокруг которого группируются феодалы, надеющиеся извлечь выгоду из предстоящей смуты. Слабость королевской власти проявляется в тех эпизодах романа, где Джон заигрывает с баронами, уговаривает их поддержать притязания принца. В то же время отсутствием короля пытаются воспользоваться руководители ордена рыцарей Храма, стремящиеся укрепить в стране позиции своего ордена. (Духовно-рыцарские ордены – это своеобразные независимые от короля феодальные объединения.) Так в романе сталкиваются различные интересы, отражающие реальную историческую обстановку и определяющие пути, по которым предстоит развиваться государству в будущем.

Роман строится как история сына Седрика Саксонца, рыцаря Айвенго, возвратившегося из Палестины в страну, где его ждет проклятие отца и куда еще не вернулся его покровитель – король. Роман заканчивается благополучной женитьбой Айвенго на любимой им леди Ровене. Формально герой объединяет повествование, именно к нему сходятся различные сюжетные линии произведения. Айвенго стоит в центре системы образов, и с этой точки зрения именно он является главным героем, хотя от его деятельности менее всего зависит развитие сюжета. В соответствии с этой ролью в произведении Айвенго выражает авторское отношение к историческим процессам, происходившим в стране. Характерно, что герой выступает сторонником компромисса между норманнами и саксами, между законной королевской властью и подданными короля. Однако не Айвенго оказывает решающее влияние на развитие событий. Более того, когда происходит решительное столкновение борющихся сторон, он лежит раненый и не может принять никакого участия в происходящем. Айвенго – характерный образец главного героя романов В. Скотта. Но этот персонаж позволяет романисту так построить повествование, что различные интересы и различные социальные силы сталкиваются в одном общем конфликте.

«Компромиссный характер» этого героя позволяет ему связать в единое художественное целое проблему борьбы саксов за независимость и их неизбежного поражения (Айвенго является сыном Седрика, предводителя саксов, а его женитьба на наследнице саксонских королей Ровене мешает объединению группировок порабощенного народа), проблему взаимоотношений короля и феодалов (Айвенго – сторонник единой королевской власти и выступает против непокорных баронов), проблему борьбы с духовно-рыцарскими орденами (Айвенго – враг Буагильбера, одного из предводителей ордена Храма), проблему взаимоотношений феодалов с широкими народными массами и ряд других проблем. Айвенго выражает стремление к примирению конфликтующих сил на основе подчинения королевской власти, которая в свою очередь должна учитывать интересы всех слоев населения и защищать их законные права. Эта программа, безусловно, отражает мировоззрение самого В. Скотта, его удовлетворение результатами «Славной революции» 1688 года.

Однако читатель выясняет особенности исторического развития Англии в XII веке, не безоговорочно следуя за рассуждениями и действиями Айвенго, а исходя из общего содержания романа. Иначе говоря, идейное звучание произведения определяется исторически верным отражением самих противоречий эпохи и тех социальных сил, которые вступают в конфликты, выражающие эти противоречия.

Творчество В. Скотта высоко оценили в России, о нем восторженно отзывался А. С. Пушкин: «В наше время под словом роман разумеем целую историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании. В. Скотт увлек за собою целую толпу подражателей. Но как они все далеки от шотландского чародея!» А позднее В. Г. Белинский отметил главное мировое достижение писателя: «За Вальтером Скоттом остается слава создания новейшего романа».

Вопросы и задания

1. Расскажите, какой исторический момент в жизни Англии выбирает для повествования В. Скотт и почему.

2. Объясните идейную и композиционную роль образа Айвенго в романе.

4. Проследите, как показаны в романе представители различных социальных слоев английского общества.

5. Объясните идейную и композиционную роль образа Ричарда Львиное Сердце в романе.

6. Дайте характеристику образу Бриана де Буагильбера. К какому литературному типу относится этот персонаж:?

7. Назовите основные жанровые признаки исторического романа и проиллюстрируйте их примером «Айвенго» В. Скотта.

8. Объясните смысл и художественное назначение эпиграфов и вставных баллад в этом произведении.

9. На примере романа «Айвенго» покажите основные принципы романтического историзма.

Из книги Лучшие книги XX века. Последняя опись перед распродажей автора Бегбедер Фредерик

№46. Фрэнсис Скотт Фицджеральд «ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ» (1925) Когда Скотт Фицджеральд (1896-1940) публикует «Великого Гэтсби», ему всего 29 лет, и, однако, он находится на вершине своего творчества. Он понял, что такое Америка, и вот тому доказательство: Америка у его ног. Он женат на самой

Из книги Джим Джармуш: Интервью автора Джармуш Джим

Из книги Режиссерская энциклопедия. Кино США автора Карцева Елена Николаевна

Из книги Рождение гения. Джон Кеннеди Тул автора Скотт Лиз

Из книги Зарубежная литература XX века: практические занятия автора Коллектив авторов

Лиз Скотт. Рождение гения New Orleans Magazine, май 1993 г.…Это, в конечном итоге, роман о жирном парняге, который обильно рыгает и много забавляется сам с собой. Не всякая мать увидит в таком блеск таланта - хоть его и напишет ее единственный сын, гений. Однако, Тельма Тул увидела. А

Из книги При свете Жуковского. Очерки истории русской литературы автора Немзер Андрей Семенович

Фрэнсис Скотт Фицджеральд Francis Scott Key Fitzgerald 1896 – 1940 ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ THE GREAT GATSBY 1925 Русский перевод Е.Калашниковой

Из книги 100 великих литературных героев [с иллюстрациями] автора Еремин Виктор Николаевич

Вальтер-Скоттовский историзм, его русские изводы и «Князь Серебряный» В сравнительно недавно опубликованной работе А. А. Долинин убедительно показал, сколь существенны различия между романами Вальтера Скотта, в конечном счете утверждающими торжество прогресса

Из книги Влюбленный демиург [Метафизика и эротика русского романтизма] автора Вайскопф Михаил Яковлевич

Айвенго Доблестному и благородному рыцарю Айвенго скоро исполнится двести лет. Все эти годы подвиги его, мытарства и достойные деяния тревожили сердца юных, да и не только юных читателей. Конечно, сегодня образ Айвенго значительно поблек на фоне героев многочисленных

Из книги Политика & Эстетика. Коллективная монография автора Бодлер Шарль

11. Негативный вариант космологического синтеза и его связь с рассказом о художнике-демиурге: «Вальтер Эйзенберг» К. Аксакова В эскапистских версиях сюжета даже сама интеграция природных стихий в женском образе могла носить инфернальный характер. Теоретическую

Из книги автора

Жан-Пол Маду ВАЛЬТЕР БЕНЬЯМИН В КОЛЛЕЖЕ CОЦИОЛОГИИ У нас мало сведений о том, как состоялось знакомство Беньямина с Жоржем Батаем и Пьером Клоссовски. Я присоединяюсь к точке зрения Жан-Мишеля Пальмье, который полагает, что отношения, завязавшиеся между Беньямином





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта