В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перелома в общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев, а также проблема положения и роли женщины в семье и обществе.
В пьесе «Гроза» можно выделить несколько конфликтов. С одной стороны, показаны два уклада жизни, старый, «домостроевский» и новый, представленный молодым поколением. Поэтому можно сказать, что пьеса посвящена социальному конфликту поколений, где новое наступает на пятки старому, старое не хочет уступать новому. Взаимоотношения невестки и свекрови, неволю женщины в купеческой семье тоже можно рассматривать как часть социального конфликта. Но пьеса гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина борется сама с собой, конфликтуют разные стороны ее личности. Это духовный конфликт. В этом отношении «Гроза» по своему жанру близка к трагедии. Попробуем разобраться во всех этих конфликтах по отдельности.
Представителями старого времени, эпохи «Домостроя» являются Кабанова и Дикой. Уже одни имена рисуют характеры этих людей. Кабанова - последняя блюстительница «домостроевского» уклада в городе. Она придерживается старых порядков, взглядов и стремится навязать их своим домочадцам: «...никакого порядка, проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится... Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». Кабаниха деспотична и своевольна, требует полного себе подчинения. И добилась этого прежде всего от собственного сына, который не отваживается пойти против воли матери. Ее еще больше заставляет держаться за старый мир вера в то, что за пределами Калинова творится невероятное, там «просто содом», люди в суете друг друга не замечают, запрягают «огненного змия» и сам дьявол ходит между них, никем не замеченный. Старых порядков придерживается и Дикой. Для него главное в жизни - деньги и богатство, недаром он, разбогатев, даже городничего может «потрепать по плечу».
Кабанихе и Дикому противопоставлен в пьесе Кулигин - человек прогрессивных взглядов, изобретатель. Каждый из противников старается отстоять свои идеалы. В арсенале Дикого дикое церковное суеверие. Кулигин защищает свое человеческое достоинство ссылками на авторитет Ломоносова и Державина. Символична в этом отношении сцена спора Кулигина с Диким. Если присмотреться к ней повнимательнее, то мы увидим в спорящих не просто жадного купца и талантливого меха- ника-самоучку, но человека, рьяно отстаивающего патриархальные устои, и лицо, пытающееся их опрокинуть. С этой точки зрения роли Кулигина и Дикого очень важны. В этом заключается суть социального конфликта.
Другой конфликт - духовный. Он развивается внутри главной героини пьесы - Катерины. Катерина выросла в мире, где царили любовь, доброта, нежность. Мать в Катерине «души не чаяла». Девушка ходила в церковь, слушала богомолок, жила в единении с природой. Катерина воспитана так, что не может нарушить моральные и нравственные законы, всякое отклонение от них приводит ее в смятение. Из этого мира Катерина попала совсем в другую среду, где людей заботят иные ценности. Свекровь Катерины, Кабаниха, делает вид, что ее семья - образец благополучия: ее боятся и уважают невестка и сын, Катерина боится своего мужа. Но на самом деле ей все равно, что происходит в действительности, для нее важна только видимость. Старый уклад жизни разрушается внутри самой Катерины. Большую роль здесь играет и Варвара - представительница молодого поколения, но носительница других взглядов, отличных от взглядов Катерины. Именно Варвара подбивает Катерину на свидание с Борисом. Без Варвары вряд ли Катерина решилась бы на это. Мир Варвары устроен гораздо проще, она может закрыть на все глаза. Следуя этой весьма упрощенной морали, Варвара не видит ничего предосудительного во встречах Катерины с Борисом. Для Катерины же измена мужу что-то постыдное, она в глаза ему потом не может глядеть. Но и Тихон, муж, не соответствует ее понятиям об идеальном супруге. Муж - это опора, поддержка, властелин. Тихон же не оправдывает ожиданий Катерины. Это разочарование приводит ее к Борису. Это новое чувство для Катерины - грех, оно порождает укоры совести. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, этого не случилось бы. Да и если бы Тихон настоял на своем и взял ее с собой, она бы забыла о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что эта чистая, с высокими нравственными требованиями натура не умеет приспосабливаться к жизни. Катерина не смогла жить дальше, нарушив один раз моральные законы «Домостроя». Замученная укорами совести, она признается во всем мужу, но и в прощении мужа не находит избавления от душевных страданий. В этом суть духовного конфликта.
Таким образом, в пьесе показаны два основные конфликта - социальный и духовный. Гибель Катерины доказывает ее моральное превосходство над «темным царством» и невежественными людьми.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Кафедра русской и зарубежной литературы
Своеобразие конфликтов в драме А.Н. Островского «Гроза»
Курсовая работа
Студента II курса,
факультета русской филологии
Паторского Леонида Анатольевича
Научный руководитель:
Карпушин Сергей Владимирович
Минск 2006.
Введение
3
История создания, идея, герои
5
Характер, конфликт и особенности сценического
Действия
9
Проблема взаимоотношений между миром и
Личностью
11
Идея обреченности «темного царства»
14
Протест Катерины
15
Особенности конфликта 17
Заключение
22
Список использованной литературы 23
ВВЕДЕНИЕ
В каждом драматическом произведении связь между композицией, конфликтом и жанром очень тесная, эти три компонента произведения просто не могут не перекликаться друг с другом, и достаточно часто, обозначив его жанровое определение, выделенное мелким шрифтом на титульном листе, мы угадываем не только формопроявление и сюжетное разрешение, а вместе с ним и идейно-тематическую основу произведения, но и основной конфликт, порождающий эти идеи. Иногда само жанровое определение (в этом случае зачастую подчеркнутое автором) может просто не соответствовать основным традициям жанрового деления в литературе. Тот факт, что жанровое определение автора вдруг не соответствует форме или содержанию, наводит на мысль, что и конфликт тут намного глубже, чем диктуют рамки одного избранного жанра. Если же писатель нарочно подчеркивает это несоответствие между формой и содержанием, то исследователи, критики сталкиваются с еще одной загадкой, разрешение которой важно для понимания конфликта, а, следовательно, и идеи произведения. Ярким примером могут служить гоголевские «Мертвые души», не случайно названные поэмой. Своим произведением Н.В. Гоголь как бы подводит итог развития литературы, заставляя отточенные до совершенства уже существующие жанры работать по-новому, и целью такой работы является выявление более глубокого конфликта.
Картины в пьесе «Гроза», и история ее создания обнаруживает множество сходств и различий постижения формально-содержательных элементов художественной ткани произведения. А.Н. Островский не подводил итоги, не синтезировал новые жанры, тем не менее, жанровое определение «Грозы» как бытовой социальной драмы, данное им самим, является не совсем точным, а соответственно, и один, лежащий на поверхности конфликт, по сути, заменяется другим, более глубоким и сложным. Жанровое определение А. Островского явилось лишь данью литературной традиции. Конфликту же здесь суждено сыграть совсем иную роль.
Островский показал, что и в окостенелом мире Калинова может возникнуть народный характер поразительной красоты и силы, вера в которого – истинно Калиновская – все же основана на любви, на свободной мечте о справедливости, красоте, какой-то высшей правде.
Цель исследовательской работы: проанализировать художественное произведение на уровне раскрываемых в нем конфликтов.
Задачи: рассмотреть систему конфликтогенов на формально-содержательном уровне организации текстового материала; проанализировать роль главных героев, их поступков в процессе организации конфликтной ситуации.
Объект исследования: раскрытие эврестического потенциала социально-бытового конфликта в рамках художественного произведения.
Предмет исследования: раскрытие специфики проявления социально-бытового конфликта сюжетно-композиционной и языковой основах художественного произведения.
Методы исследования: психологический анализ художественного произведения.
Прогнозные предложения о развитии объекта исследования: В драме «Гроза» можно исследовать огромное количество проблем. Для произведения продуктивным является исследование таких проблем, как: взаимоотношение между «старым» и «новым» поколением в произведении; новые взгляды на жизнь «молодого» поколения людей Калинова; будущее Калинова и др.
Научная новизна исследовательской работы определяется характером привлекаемого материала и способами её литературоведческой интерпретации.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ИДЕЯ, ГЕРОИ
Александр Николаевич Островский (1823-1886) – великий русский драматург. Развивая традиции реалистической драматургии Грибоедова, Пушкина, Гоголя, он своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии, утвердил реализм на русской сцене. Его театр явился школой ряда поколений русских актеров.
Существует версия, что Островский писал "Грозу", будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла. Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя - она любила другого, который позже довел ее до нищеты и ранней смерти. Но тогда, в 1859 году, Любовь Павловна играла словно свою судьбу, жила понятными ей чувствами, создав образ юной трогательной Катерины, покорившей даже самого императора.
Пьеса была написана в 1859 году в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества, и в душной атмосфере действительности собиралась гроза. Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками домашних забот. За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство. Представителями "темного царства" являются Дикой и Кабаниха. Первый - законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Островский показал из жизни. Властная и суровая Кабаниха - еще более зловещая и мрачная представительница домостроя. Она строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, поедом "ест" домашних, разводит ханжество, одаряя нищих, не терпит ни в ком проявления личной воли. Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу устоев "темного царства". Но даже в своей семье, где все безропотно ей подчиняются, она видит пробуждение чего-то нового, чуждого и ненавистного ей. И Кабаниха горько сетует, чувствуя, как жизнь разрушает привычные для нее отношения: "Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего". Под этой смиреной жалобой Кабанихи - человеконенавистничество, неразлучное с религиозным ханжеством.
«Гроза», опубликованная в 1860 году, явилась своеобразным итогом творческих достижений Островского. В ней более отчетливо, нежели во всех предшествующих пьесах, раскрылась и его сатирическая мощь, и его способность к утверждению возникающих в жизни прогрессивных тенденций.
Образами Дикого, Кабанихи, Феклуши, полусумасшедшей барыни драматург показал, что господствовавшие в тогдашней жизни общественные отношения основаны были на диком произволе, деспотизме и жестоком насилии. Дикой и Кабаниха, богатейшие люди города Калинова, держат всю власть в своих руках. Они делают все, что им заблагорассудится.
В пьесе «Гроза» драматург изобразил не только мертвящие условия темного царства, но и проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличение естественно слилось в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил, положительных, светлых, поднимающихся на борьбу за свои человеческие права.
В центр драмы «Гроза» Островским поставлена Катерина – натура поэтическая, чистая, открытая, созидательница по сути своего сильного характера. Она сама говорит о себе, что уродилась такая горячая. «Если очень мне тут опостынет, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» - говорит она. – «Здесь все как будто из-под неволи».
В главной героине драмы писатель нарисовал новый тип – самобытной, цельной, самоотверженной русской женщины, решительностью своего протеста предвещавшей наступление конца темного царства.
Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство.
Добролюбов назвал Катерину характером народным, национальным, «светлым лучом в темном царстве», имея в виду действенное выражение в ней непосредственного протеста, освободительных стремлений народных масс. Указывая на глубокую типичность этого образа, на его общенародное значение, критик писал, что он представляет «художественное соединение однородных черт, проявляющихся в разных положениях русской жизни, но служащих выражением одной идеи» .
Цельность, решительность характера Катерины выразилась в том, что она отказалась подчиняться распорядкам кабанинского дома и предпочла жизни в неволе смерть. И это было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости, горячей ненависти к гнету и деспотизму. Героиня Островского отразила в своих чувствах, в своих поступках стихийный протест широких народных масс против ненавистных условий темного царства.
Ведущие образы «Грозы» раскрываются на широком социально-бытовом фоне, органически включенном в развитие действия. В «Грозе» второстепенные действующие лица (Кулигин, Феклуша) не участвуют прямо в развитии основной сюжетной интриги, но они необходимы, они служат воплощению темы и идеи произведения и помогают драматургу нарисовать в пьесе многостороннюю картину русской жизни. Искусно используя самые разнообразные изобразительные средства общенародного языка, Островский делает речь персонажей «Грозы» социально типичной и одновременно отчетливо индивидуальной, конкретной, образной, живописной.
Композицию «Грозы» драматург мастерски подчиняет естественному раскрытию лежащего в основе пьесы конфликта, отражающего борьбу между изжившей себя крепостнической моралью и прогрессивными стремлениями к проявлению человеческих прав. Действие «Грозы», отличаясь эпической широтой, глубоко драматично, оно непрерывно нарастает в своем внутреннем и внешнем динамизме. Повышая драматичность и сценичность пьесы, Островский прибегает к контрастному изображению, к параллелизму между переживаниями действующих лиц и явлениями, происходящими в природе (гроза), к резким поворотам в развитии действия, насыщает пьесу эпизодами высокого эмоционального напряжения. Эта пьеса, действие которой выносится и на улицу, и на площадь, - произведение огромной социальной масштабности, отчетливой демократической идейности, глубоко типических характеров и высокой театральности.
Наиболее глубокое раскрытие идейного смысла и художественных особенностей «Грозы» дал Н.А. Добролюбов. Незадолго до появления «Грозы» он выступил со статьей «Темное царство», в которой гениально истолковал творчество Островского как обличителя темного царства самодержавной России, как писателя, обладавшего «глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и ярко существенные ее стороны».
«Гроза» послужила новым доказательством справедливости положений, высказанных революционно-демократическим критиком. Добролюбов разъяснял, что народность «Грозы», как и всего творчества Островского, заключается в том, что его пьесы, показывая господствующие в жизни сложные отношения со всеми их последствиями, служат «отголоском стремлений, требующих лучшего устройства» .
ХАРАКТЕР, КОНФЛИКТ И ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО
ДЕСТВИЯ
Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги раскинулся город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля, леса. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» - восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть счастливой. Однако это не так. Идет борьба новых сил, молодого поколения с отжившими общественными порядками и их защитниками. Молодое поколение в пьесе представляют Катерина, Варвара, Кудряш, Тихон. Каждый из них по-своему противостоит «темному царству», основными представителями которого являются Кабаниха и Дикой. В основе композиции «Грозы» лежит любовная драма. Завязка действия начинается с признания Катерины в том, что она не любит Тихона, а любит Бориса. Любовь Катерины драматична, так как она воспитана в религиозной семье. Ее чувства входят в противоречие с теми взглядами, которые ей привили с детства. Поэтому она считает свою любовь к Борису грехом, который не в силах побороть. Ее страдания усиливаются еще и тем, что она правдивый и искренний человек: «обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». Чувство Катерины ни в ком не вызывает самочувствия, одна Варвара жалеет ее и старается ей помочь. Однако Варвара предлагает Катерине помощь, которая противоестественна для Катерины и только усиливает ее страдания. Варвара, воспитанная в семье Кабанихи, научилась лгать и изворачиваться, увидев в этом возможность противостоять гнету матери. Варвара живет по принципу: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». По этому же принципу живет ее возлюбленный Кудряш, работающий у Дикого. В образе Дикого показана грубая сила самодурства. Речь Дикого невежественна. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Дикой постоянно воюет, но только с теми, кто его боится или зависит от него материально. Домашние прячутся от него по чердакам и подвалам, Борис, племянник, терпит его ругань, так как зависит от него. Дикой жаден. Смысл его жизни - приобретать и увеличивать свое богатство. Для этого он не брезгует никакими средствами. Имея тысячи, он чувствует свою силу и нагло требует всеобщего уважения и покорности. Однако в облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комичного. Кабаниха же самая зловещая фигура в городе. Она соблюдает в доме изжившие себя порядки и обычаи, основанные на религиозных предрассудках и Домострое. Жертву свою она «поедом ест», «точит, как ржа железо». Речь властной Кабанихи звучит как приказ. Кабаниха - выразитель идей и принципов «темного царства». Она понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. Она хочет убить в домашних волю, всякую способность к сопротивлению. Ни Тихон, ни Варвара не смеют ей открыто противоречить. Однако их не устраивают патриархальные порядки в доме. Варвара говорит: « что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски...» Она тайно встречается с Кудряшом и предлагает такой же способ Катерине. Катерине трудно пойти на это, но она решает: «Будь, что будет, а я Бориса увижу!» Однако она не может долго скрывать свою любовь и решается на покаяние. Публичное покаяние показывает всю глубину ее страданий, нравственное величие, решительность и силу воли. Она говорит Борису: «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда». Но публичное покаяние не приносит ей облегчения. Катерина остается совершенно одна, ей неоткуда ждать поддержки. Вся будущая жизнь представляется ей сплошным мучением за совершенный грех. Ее положение в семье становится невыносимым. В таком состоянии Катерина могла опереться только на любимого человека. Но Борис не мог быть такой опорой. Материально зависимый от Дикого, он подчиняется его воле и уезжает в торговую слободу Кяхту. Что же осталось Катерине? «Куда теперь? Домой идти?.. Опять жить? - спрашивает она себя. - Нет, нет, не надо, нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!.. Умереть бы теперь...» Единственный выход, который она находит, - броситься в Волгу. Испытав свободу и подлинное счастье, она не может смириться с гнетом зловещей Кабанихи. Против этого восстала вся ее несгибаемая натура, но противостоять этому миру в неравной борьбе она не имела сил. Гибель Катерины - стихийный вызов «темному царству». Именно в непримиримости и решительности протеста Катерины Добролюбов увидел «шаткость и близкий конец самодурства». Бегут в другие края Кудряш и Варвара, Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой: «Хорошо тебе. Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться...» Добролюбов воспринимал гибель Катерины не только как «горькую», но и «отрадную»: в ней он увидел «протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».
В центре авторского внимания находится кризис патриархального мира и патриархального сознания. Но вместе с тем пьеса оказывается гимном живой душе, которая отважилась на смелый протест, на противостояние окаменевшему миру. А эта проблема будет актуальна во все времена.
Классицистическая “окаменелость”
персонажей глубоко соответствует всей системе патриархального мира. Это его неспособность
к изменениям, его яростное сопротивление всему, что не соответствует его
законам, порабощает всех, входящих в круг патриархального мира, формирует души,
неспособные существовать вне его замкнутого круга. Безразлично, нравится им эта
жизнь или нет - в другой они жить просто не сумеют. Герои пьесы принадлежат к патриархальному
миру, и их кровная с ним связь, их подсознательная от него зависимость -
скрытая пружина всего действия пьесы; пружина, заставляющая героев совершать по
большей части “марионеточные” движения. Автор постоянно подчеркивает их
несамостоятельность, несамодостаточность. Образная система драмы почти
повторяет общественную и семейную модель патриархального мира. В центр
повествования, как и в центр патриархальной общины, помещены семья и
семейные проблемы. Доминанта этого малого мирка - старшая в семье, Марфа
Игнатьевна. Вокруг нее группируются на различном отдалении члены семейства -
дочь, сын, невестка и почти бесправные обитатели дома: Глаша и Феклуша. Та же
“расстановка сил” организует и всю жизнь города: в центре Дикой (и не
упомянутые в пьесе купцы его уровня), на периферии - лица все менее и менее
значительные, не имеющие денег и
общественного положения.
От мира Калинов отгородился столь
прочно, что вот уже больше века не проникает в город ни одно веяние живой
жизни. Посмотрите на калиновского “прогрессиста и просветителя” Кулигина! Этот
механик-самоучка, чьи любовь к науке и страсть к общественному благу ставят его
на грань юродства в глазах окружающих, все пытается изобрести “перпету-мобиль”:
он, бедный, и не слыхал, что в большом мире давным-давно доказана
принципиальная невозможность создания вечного двигателя... Он вдохновенно
декламирует строки Ломоносова и Державина,
и даже сам пишет стихи в их духе... И оторопь берет: будто не было еще ни
Пушкина, ни Грибоедова, ни Лермонтова, ни Гоголя, ни Некрасова! Архаизм, живое
ископаемое - Кулигин. И его призывы, его идеи, его просветительские монологи об
общеизвестном, о давно открытом кажутся
калиновцам безумными новшествами, дерзостным потрясением основ:
«Д и к о й. Да гроза-то что такое, по-твоему? А? Ну, говори!
Кулигин. Электричество.
Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? Говори! Татарин?
Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:
Я телом в
прахе истлеваю,
Умом громам
повелеваю.
Ни громоотводы, ни Ломоносов, ни
вечный двигатель Калинову не нужны: всему этому попросту нет места в
патриархальном мире. А что же происходит за его границами? Там бушует океан,
там разверзаются бездны - словом, “Сатана там правит бал”. В отличие от Толстого,
полагавшего возможным параллельное и независимое существование двух миров:
патриархального, замкнутого на себе и неизменного, и современного,
постоянно меняющегося, Островский видел их принципиальную несовместимость, обреченность
застывшей, не способной к обновлению жизни. Сопротивляясь надвигающимся
новшествам, вытесняющей его
“всей стремительно несущейся жизни”, патриархальный мир вообще отказывается эту
жизнь замечать, он творит вокруг себя особое мифологизированное пространство, в
котором - единственном - может быть оправдана его угрюмая, враждебная всему чужому
замкнутость. Вокруг Калинова творится невообразимое: там с неба падают
целые страны, населенные кровожадными народами: например, Литва «на нас с неба упала...
и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны». Там живут люди «с песьими
головами»; там вершат свой
неправедный суд султан Махнут персидский и султан Махнут турецкий.
«Нечего делать, надо покориться! А
вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю”. Этот миллион даст Кулигину
на судилище «право
сноса», будет самым веским аргументом в его пользу. А пока миллиона нет, умница
Кулигин «покоряется». Покоряются, ведя свою тихую обманную игру, все: Варвара,
Тихон, лихой Кудряш, покоряется затянутый уже в
замкнутое пространство Калинова Борис. Катерина же покориться не может.
Выродившаяся в патриархальном сознании в пустой обряд Вера жива в ней, ее
ощущение вины и греха прежде всего личностно; она верует и кается с пылом
первых христиан, не закостеневших еще в религиозной обрядности.
И это личностное восприятие жизни, Бога, греха, долга выводит Катерину из
замкнутого круга и противопоставляет ее калиновскому миру. В ней увидели
калиновцы явление куда более чужеродное, чем горожанина Бориса или
декламирующего стихи Кулигина. Потому Калинов устраивает над Катериной суд.
В блестящем этюде “А судьи кто?”
В. Турбин тонко исследует тему суда в “Грозе”: “Никого не хочет судить Кулигин.
С усмешкой уклоняется от роли судьи простушка Варвара: «Что мне тебя судить? У
меня свои грехи есть».
Но не им противостоять охватившему Калинов массовому психозу. А психоз
разжигают две мельтешащих на сцене чудачки: странница
Феклуша и барыня с лакеями. Феклушины повествования о Махнутах и людях в
песьими головами представляются Турбину важнейшим
элементом поэтики пьесы: «И глядятся друг в друга, будто в зеркало, два мира:
фантастический и реальный». И опять мы встречаемся со сборищем монстров, кентавров.
Правда, на сей раз их причудливые фигуры - только фон, на котором, по мысли скиталицы-странницы,
яснее выступает праведность суда, творимого здесь, в Калинове.
Этот суд затаился в ожидании жертвы. И жертва является: в раскатах грома, в сверкании молнии раздается естественное, честное слово взалкавшей очищения грешницы. А что было дальше, слишком известно. Где-то в царстве Махнутов турецкого и персидского Катерину, может быть, помиловали бы; но в Калинове пощады ей нет.
Гонимая в бездну, в пропасть всепроникающим,
всенастигающим
словом самодеятельного суда, грешница уходит из жизни: «В омут лучше... Да
скорей, скорей!»
ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ «ТЕМНОГО ЦАРСТВА»
Развитие действия в "Грозе"
постепенно обнажает конфликт драмы. Еще велика власть Кабанихи и Дикого над
окружающими. "Но чудное дело, - пишет Добролюбов в статье "Луч света
в темном царстве", - самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать
какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему.., выросла
другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько,
но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу
самодуров". Таково "темное царство" - воплощение всего строя жизни
царской России: бесправие народа, произвола, угнетения человеческого
достоинства. В этот мир Диких и Кабаних попадает Катерина - натура поэтическая,
мечтательная, свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений сформировался в
родительском доме, где она была окружена заботой и лаской матери. В атмосфере
ханжества и назойливости, мелочной опеки конфликт между "темным
царством" и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишь
до поры. "А уж коли мне очень здесь опостылеет, так не удержать меня никакой
силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хоть
ты меня режь!" - говорит она. Не найдя отзвука в сердце недалекого и
забитого мужа, ее чувства обращаются к человеку, непохожему на всех окружающих.
Любовь к Борису вспыхнула с силой, свойственной такой впечатлительной натуре,
как Катерина, она стала смыслом жизни героини. Катерина вступает в конфликт не
только с окружающей средой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини.
Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней была бы показана непобедимость
"темного царства". Но драма завершается нравственной победой Катерины
и над силами, сковывавшими ее свободу, и над темными представителями,
сковывавшими ее волю и разум. Катерина решается на самоубийство. Самоубийство героини
- это протест никчемной жизни, темным силам царства домостроя. Если женщина,
самое бесправное существо, да еще в темной, косной среде купечества, не может
больше мириться с гнетом "самодурной силы", значит, среди
обездоленных, забитых людей зреет возмущение, которое должно побудить народ к
решительной борьбе. Для своего времени, когда Россия пережила период громадного
общественного подъема перед крестьянской реформой, драма "Гроза"
имела важное значение. Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщин не
только в творчестве Островского, но и во всей русской и мировой художественной
литературе.
ПРОТЕСТ
КАТЕРИНЫ
Образ Катерины является самым ярким образом в пьесе Островского "Гроза". Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее "лучом света в темном царстве". Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме. Здесь она чувствовала себя "на воле". Жила Катерина легко, беззаботно, радостно. Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами. Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: "Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю".
Катерина отличается от всех представителей "темного царства" глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью. Воспитываясь в хорошей семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, искренняя, горячая натура, открытая душа, которая не умеет обманывать. "Обманывать- то я не умею; скрыть-то ничего не могу", - говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Эта же Варвара называет нашу героиню какой-то "мудреной", "чудной". Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была способна на смелые поступки. Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая свою горячую натуру, она говорит: "Такая уж я зародилась горячая!". Катерина очень любила природу, ее красоту, русские песни. Поэтому речь ее - эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная - проникнута высокой поэзией и иногда напоминает нам народною песню.
Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение обычаям. Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок и воспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие Катерину воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти. Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома. Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины невыносимой. В ее душе начинает зарождаться глухой протест против "темного царства", которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс развивается... Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над "темным царством".
ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ
Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского «Гроза» несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий «темного царства» и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует определить жанр пьесы как социально-бытовую драму. Драма - это произведение, в котором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизнь оказываются под угрозой гибели со стороны не зависящих от них внешних сил. В пьесе также присутствует конфликт поколений между Катериной и Кабанихой: новое всегда наступает на пятки старому, старое не хочет сдаваться новому. Но пьеса гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина прежде всего борется сама с собой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой. Поэтому пьесу «Гроза» можно определить как трагедию. Трагедия - произведение, в котором присутствует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и сверхличными законами жизни, которые происходят в сознании главного героя. Вообще пьеса очень похожа на античную трагедию: хор заменяют некоторые внесюжетные герои, развязка заканчивается гибелью главного героя, как и в античной трагедии. Гибель Катерины - это результат столкновения двух исторических эпох. Некоторые герои пьесы как бы различаются временем, в которое они живут. Например: Кулигин - это человек XVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще в античности, или перпетуум-мобиле, что является отличительной чертой средневековья, или громоотвод. Он сам доходит умом до того, что давно уже изобрели, а он только мечтает об этом. Он цитирует Ломоносова и Державина - это тоже черта человека XVIII века. Борис - это уже просветитель XIX века, образованный человек. Катерина же - героиня допетровских времен. Рассказ о ее детстве - это рассказ об идеальном варианте патриархальных домостроевских отношений. В этом мире царей только всепроникающая взаимная любовь, человек не отделяет себя от общества. Катерина была воспитана так, что не могла отказаться от моральных и нравственных законов, всякое нарушение их - неминуемая смерть. Катерина оказывается как бы старше всех в городе по своему мировоззрению, даже старше Кабанихи, которая осталась как последняя блюстительница домостроевского уклада в Калинове. Ведь Кабаниха только делает вид, что в семье у нее все как положено: ее боятся и уважают невестка и ее сын, Катерина боится своего мужа, и ей все равно, как происходит все на самом деле, для нее важна только видимость. Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе, и патриархальный уклад внутри Катерины разрушается прямо на глазах. Во многом Варвара решает судьбу Катерины, подбивая последнюю идти на свидание. Без Варвары вряд ли она решилась бы на это. Варвара относится к молодежи города Калинова, которая сформировалась на переломе патриархальных отношений. Катерина, попадая в новую для нее среду, не может сжиться с обществом, оно чуждо ей. Для нее идеальный муж - это опора, поддержка, властелин. Но Тихон не подтверждает ожиданий Катерины, она разочаровывается в нем, и в этот момент происходит зарождение нового чувства - чувства личности, которое принимает форму чувства любви. Это чувство для Катерины - страшный грех. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, то этого чувства не было бы. Даже если бы Тихон показал свою мужскую волю и просто взял бы ее с собой, она бы забыла о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что она не умеет лицемерить и притворяться, как Кабаниха. Главная героиня пьесы, нравственная, с высокими нравственными требованиями, не умеет приспосабливаться к жизни. Она не смогла жить дальше, нарушив один раз законы «Домостроя». То чувство, которое зародилось в Катерине, не может воплотиться в ней до конца, и она, не смиряясь с содеянным, совершает еще больший грех - самоубийство. Пьеса «Гроза» - это трагедия главной героини, в которой немаловажную роль сыграла эпоха перелома патриархальных отношений.
Если рассматривать «Грозу» как социально-бытовую драму, то и вытекающий из этого конфликт выглядит довольно просто: он как бы внешний, социальный; внимание зрителей поровну распределено между героями, все они, как шашки на доске, играют почти одинаковые роли, необходимые для создания сюжетной канвы, они запутывают и потом, мелькая и перестраиваясь, как в пятнашках, помогают разрешить запутанный сюжет. Если система персонажей раскладывается таким образом, что и конфликт возникает и разрешается как бы с помощью всех действующих лиц. Тут мы и имеем дело с драмой бытового характера, ее конфликт прост и легко угадывается. Что же происходит в «Грозе»? Замужняя женщина, довольно богобоязненная, полюбила другого человека, тайно встречается с ним, изменяет мужу. Единственное, что волнует ее - это ее отношения со свекровью, которая является представителем «века минувшего» и свято охраняет именно букву закона, а не само содержание, говоря иносказательно. Катерина при такой раскладке конфликта и таком его понимании в свете жанрового определения «Грозы» как социально-бытовой драмы является олицетворением нового времени, «века нынешнего», и наряду с Тихоном, Варварой, Кудряшом борется против пережитков прошлого, против домостроя, против самой атмосферы застойника отмерших правил и порядков, олицетворением которого является дореформенный Калинов. Легко выявляются и главные антагонисты - Катерина и Кабаниха. В таком духе понимали «Грозу» многие критики и, в частности, Н. А. Добролюбов. Вот сталкиваются сильные личности, два антагониста, кто-то из них должен уйти, и вдруг... Этим, казалось бы, обреченным человеком оказывается не старая Кабаниха со своими архаическими взглядами на жизнь, а молодая, полная сил Катерина, окруженная своими единомышленниками. В чем же дело? Что же произошло? Конфликт старого и нового, «века нынешнего и века минувшего», казалось бы, разрешен, но несколько странным образом. Все это приводит нас к мысли о том, что конфликт в пьесе гораздо глубже, сложнее и тоньше, чем на первый взгляд кажется. Безусловно, искусно выстроенная сюжетная линия, противостояние двух сильных личностей - Катерины и Кабанихи имеют место и дают нам возможность наблюдать конфликт социально-бытового характера, напоминающий любой нынешний телесериал. Но глубоко скрытый конфликт выявляется здесь при несколько ином прочтении пьесы и другом жанровом определении, при другой трактовке сюжета «Грозы». Определение жанра «Грозы» и понимание конфликта как социально-бытового, данного А. Н. Островским, является здесь не только данью традиции, но и, пожалуй, единственно возможным вариантом в то время. А. И. Журавлева так объясняет это явление: «...вся история предшествовавшей Островскому русской драматургии не давала образцов такой трагедии, в которой героями были бы частные лица, а не исторические деятели, хотя бы и легендарные» . Итак, жанровое определение «Грозы» при другой трактовке - трагедия, а трагедия, соответственно, предполагает более высокую ступень конфликта, чем в драме. Противоречие осуществляется не на уровне системы персонажей, а на более сложном уровне. Конфликт возникает, прежде всего, в сознании героя, который борется с самим собой.
История трагедии уходит далеко в глубь веков, но обычно действующими лицами, начиная от античной трагедии, являлись исторические личности. Достаточно вспомнить Антигону Софокла, которая не знает, как ей поступить, не нарушив своих моральных, внутренних нравственных принципов (а отнюдь не «внешних», синтезированных государственных законов).
Таков и конфликт у А. Н. Островского, он внутренний, нравственный, только его переживает не царская дочь или знатная дама, а простая купеческая жена. Воспитанная на христианской морали и домостроевских принципах, она с ужасом видит их крушение не только вокруг, но и внутри себя, в своей душе. Все вокруг нее рушится, «время стало в умоленье приходить», говорит странница Феклуша. Сознание своей" греховности и в то же время понимание того, что она ни в чем не виновата и не в ее силах противостоять страсти, доводит ее до неразрешимого противоречия внутри себя.
Катерина не может не любить Тихона - ведь так она предает Бога в своей душе, но тем не менее случается страшное, и Катерина не в силах что-либо изменить. Конфликт состоит не в антагонизме Кабанихи и Катерины, которая на первый взгляд добивается права на свободу выбора чувств, конфликт заложен в самой Катерине, видевшей в такой борьбе преступление против Бога и не сумевшей смириться с этим. И не Кабаниха губит Катерину, как в финале восклицает Тихон, воспринимающий все происходящее с точки зрения человека нового времени, - Катерину губит собственная гнетущая противоречивость ее чувств. Но понимание внутренних переживаний Катерины недоступно Тихону, как и всем другим персонажам пьесы. Они как бы отодвигаются на второй план, служат лишь фоном, декорацией для проявления характера Катерины, как, например, Дикой или барыня. А по сути, один из главных героев, Борис, вообще характеризуется как «принадлежащий более к обстановке». Все герои как бы образуют единое целое - их неверие вкупе с прогрессивным мировоззрением Кулигина выступает своеобразным противовесом фанатичной вере Катерины. В то же время почти сектантская вера Катерины приводит к неразрешимому противоречию в ее душе, тогда как все остальные давно примирились со своей совестью. Это противоречие не может мирно разрешиться, и Катерина не способна пойти на компромисс с самой собой.
Катерина резко отличается от всех остальных героев, тем не менее она очень похожа на Кабаниху. Обе фанатично верят, обе осознают ужас проступка Катерины, но если Кабаниха охраняет старое, отжившее, то Катерина к тому же верит всей душой, и для нее все эти испытания во много раз тяжелее, чем для Кабанихи. Не выдерживая состояния неопределенности, Катерина видит выход в покаянии, но и это не приносит ей облегчения. Покаяние уже не играет особой роли, возмездие неотвратимо, Катерина, как все истинные верующие, фаталистка и не верит в то, что можно что-либо изменить. Покончить с трагическим конфликтом в душе можно лишь одним способом - лишиться ее, лишить ее бессмертия, и Катерина совершает самый тяжкий грех - самоубийство.
Итак, мы видим, что кульминация и развязка этой трагедии диктуется самим жанром, и это уже не социально-бытовая драма с ее внешним конфликтом. Пьеса строится по законам трагедии; жанр, композиция, сюжет - все влияет на конфликт, делая его тонким и многогранным, глубинным и многозначительным.
Можно с уверенностью сказать: «Гроза» является как бы началом возникновения новой традиции и одновременно остается по своеобразности конфликта «уникальным явлением в русской литературе XVIII века».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любовь – это не только самое возвышенное чувство человека, но и самое человечное. Иногда поднимает человека из самых глубин жизни, со всеми его недостатками и несовершенствами, и ведет к белоснежным вершинам духа. А иногда оно столь огромно, что может найти себе только трагический исход. Именно так, трагически, оборвалась жизнь главной героини драмы А.Н. Островского «Гроза». И во всём случившимся она винила только себя, ни на кого, и ни на что не обижаясь. Её уход из жизни станет, наверное, горьким упрёком тем, кто знал её и любил, укором в их нерешительности, неумении и даже нежелании понять своих любимых.
Драму «Гроза» можно назвать трагедией «горячего сердца». Всё в ней овеяно дыханием сжигающей страсти, все полно трагических контрастов и конфликтов. Все столкновения характеров, чувств, интересов доведены до крайности, исключающей компромиссы и примирения.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что только русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.
В своем произведении А.Н. Островский показал трагедию женской судьбы в
условиях, мещанской семья, которая следовала заветам и традициям домостроя.
Писатель показал, как из жизнерадостной и наивной девушки жестокая семья делает
человека, способного на самоубийство,
то есть человека доведенного до крайней степени отчаяния и разочарования в
жизни.
Несмотря на то, что этому произведению более 140 лет, оно до сих пор остается во многом современным. Ведь еще во многих семьях женская доля остается такой же тяжелой, как и доля Катерины.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аникин А.А. К прочтению пьесы А.Н. Островского «Гроза». // Лит. в шк. – 1998. - №3
2. Грачёва И.В. Художественная деталь в пьесе Островского «Гроза». // Лит. в шк. – 2003. - №8
3. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений, в 3-х т., т. III
4. Журавлева А.И. «Гроза» А.Н. Островского. // Лит. в шк. – 1984 - №2
5. Журавлева А.И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский. - М.: Изд-во Моск. ун-та. 1998. - с. 35-56
6. Орлов П. Драма Островского «Гроза» в оценке Добролюбова и Писарева. // Лит. в шк. – 1967. - №3
7. Петрова С.М. История русской литературы XIX века. - М.: Просвещение. 1974. - с 225-241
8. Писарев М.И. Гроза. Драма А.Н. Островского. «Оберточный листок». 1860. - №20
9. Подрубная Е.А. В жизни всегда есть место подвигу. // Рус. яз и лит. – 2000. - №5
10. Репина Л.Г. Тема «Горячего сердца» в творчестве А.Н. Островского. // Рус. яз и лит. – 2001. - №5
11. Фокин П.Е. Гроза в «Грозе». // Рус. речь. – 1985. - №2
Н.А. Добролюбов. Собрание сочинений, в 3-х т., т. III, стр. 198.
Н.А. Добролюбов. Собрание сочинений, в 3-х т., т. III, стр.
177
А.И. Журавлева
Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях.В пьесе Островского <Гроза> несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литерату-роведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихий-ного протеста народных масс против сковывающих условий <темно-го царства> и воспринимать гибель Катерины как результат столк-новения ее с самодуркой свекровью, следует определить жанр пьесы как социально-бытовую драму. Драма - это произведение, в котором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизнь оказываются под угрозой гибели со стороны не зави-сящих от них внешних сил.В пьесе также присутствует конфликт поколений между Кате-риной и Кабанихой: новое всегда наступает на пятки старому, ста-рое не хочет сдаваться copyright 2005 ALLSoch.ru новому. Но пьеса гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина прежде всего борется сама с собой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой. Поэтому пьесу <Гроза> можно опреде-лить как трагедию. Трагедия - произведение, в котором присутст-вует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и сверхличными законами жизни, которые происходят в сознании главного героя. Вообще пьеса очень похожа на античную трагедию: хор заменяют некоторые внесюжетные герои, развязка заканчива-ется гибелью главного героя, как и в античной трагедии (кроме бес-смертного Прометея).Гибель Катерины - это результат столкновения двух истори-ческих эпох. Некоторые герои пьесы как бы различаются време-нем, в которое они живут. Например: Кулигин - это человек XVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще в античности, или перпетуум мобиле, что является отличитель-ной чертой средневековья, или громоотвод. Он сам доходит умом до того, что давно уже изобрели, а он только мечтает об этом. Он ци-тирует Ломоносова и Державина - это тоже черта человека XVIII века. Борис - это уже просветитель XIX века, образованный чело-век. Катерина же - героиня допетровских времен. Рассказ о ее детстве - это рассказ об идеальном варианте патриархальных до-мостроевских отношений. В этом мире царей только всепроникаю-щая взаимная любовь, человек не отделяет себя от общества. Кате-рина была воспитана так, что не могла отказаться от моральных и нравственных законов, всякое нарушение их - неминуемая смерть. Катерина оказывается как бы старше всех в городе по свое-му мировоззрению, даже старше Кабанихи, которая осталась как последняя блюстительница домостроевского уклада в Калинове. Ведь Кабаниха только делает вид, что в семье у нее все как положе-но: ее боятся и уважают невестка и ее сын, Катерина боится своего мужа, и ей все равно, как происходит все на самом деле, для нее важна только видимость. Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе, и патриархальный уклад внут-ри Катерины разрушается прямо на глазах. Во многом Варвара решает судьбу Катерины, подбивая последнюю идти на свидание. Без Варвары вряд ли она решилась бы на это. Варвара относится к мо-лодежи города Калинова, которая сформировалась на переломе пат-риархальных отношений. Катерина, попадая в новую для нее среду, не может сжиться с обществом, оно чуждо ей. Для нее идеальный муж - это опора, поддержка, властелин. Но Тихон не подтверждает ожиданий Катерины, она разочаровывается в нем, и в этот мо-мент происходит зарождение нового чувства - чувства личности, которое принимает форму чувства любви. Это чувство для Катери-ны - страшный грех. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, то этого чувства не было бы. Даже если бы Тихон показал свою мужскую волю и просто взял бы ее с собой, она бы за-была о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что она не умеет лицемерить и притворяться, как Кабаниха. Главная героиня пьесы, нравственная, с высокими нравственными требованиями, не умеет приспосабливаться к жизни. Она не смогла жить дальше, нарушив один раз законы <Домостроя>. То чувство, которое зародилось в Ка-терине, не может воплотиться в ней до конца, и она, не смиряясь с содеянным, совершает еще больший грех - самоубийство.Пьеса <Гроза> - это трагедия главной героини, в которой немаловажную роль сыграла эпоха перелома патриархальных отношений.
Конфликт – обязательная составляющая драматического произведения. Он реализуется через сюжет на различных уровнях и трансформируется вместе с изменением литературного направления.
Так, в пьесе Островского «Гроза», написанная всего за два года до отмены крепостного права, автор описывает людей, которые не хотят жить по-новому. Общество держится за патриархальный порядок, тем самым останавливает прогресс. Невежество и пресмыкательство считается нормой.
Конфликт проявляет себя через взаимоотношения персонажей. Ярким противостоянием в пьесе является пара Катерины и Кабанихи. Находиться под одной крышей женщинам пришлось в силу обстоятельств. Семья Кабановых влиятельная и зажиточная. У Марты Игнатьевны есть взрослые сын и дочь. Мать любит манипулировать детьми, в особенности сыном. Считает правильным лишь свое мнение, не скупится на унижения и оскорбления для всех членов семьи.
Катерина вступила в брак с Тихоном в юном возрасте, поэтому и надеялась, что после замужества будет жить так, как она хочет. В реальности девушка сталкивается с жестокостью со стороны свекрови. Катерина и Марфа разные, но обе имеют сильный характер. Молодая девушка всеми силам пытается противостоять Кабанихе.
Любовный конфликт наблюдается в паре Катерины и Бориса. Катя влюбляется в недавно приехавшего молодого человека. Ей нравится, что он не похож на жителей города, его взгляды близки ей. Между парой начинается роман. Катерина не боится ни осуждения, ни позора. Однако Борис не готов взять на себя ответственность. Для него это лишь развлечение, ведь основная цель его приезда в Калинов – это получение наследства от дяди.
Серьезный конфликт происходит между парой Дикого и изобретателя-самоучки Кулигина. Дикой держит весь город в страхе: ворует, оскорбляет, пьет и ко всем относится свысока. Кулигин наоборот пытается помочь людям, хочет изобрести что-то полезное для всех. Однако на свои задумки у него не хватает денег.
Таким образом, в произведении разворачиваются несколько конфликтных ситуаций: между человеком и обществом, поколениями, старым и новым, а также конфликт внутри самой личности.
Произведение Быкова «Сотников» было написано в 1969 году. Вначале автор назвал свое творение «Ликвидацией». В своих произведениях автор затрагивал проблемы, связанные с нравственностью
Вопрос отношений младших и старших поколений тревожил, тревожит и будет тревожить людей. Во многих произведениях раскрывалась данная проблема. Писатели и поэты всех времён пытались объяснить причины столкновений между
Произведение по жанровому направлению относится к трагедии, названной автором маленькой и созданной в соответствии с единством места, времени и действия в стиле классицизма.
Проблематика отцов и детей всегда будоражила умы самых разных слоев населения. Не зря даже сам Тургенев посвятил этому вопросу свой величайший труд, который сделал писателя известным во всем мире
Фёдор Михайлович Достоевский-русский писатель, который впервые принялся за написание психологических произведений. Над такими произведениями читатель должен задуматься, вынести что-то полезное для себя
Старине приходит конец!
А. Островский
В основе драмы “Гроза” лежит протест Катерины против вековых традиций и старозаветного уклада жизни “темного царства”. Автор показывает глубокую внутреннюю драму Катерины: страстный порыв к свободе и счастью сталкивается с ее собственными представлениями о нравственности, которые сложились под воздействием того же “темного царства”, против которого она “восстала”.
Действие пьесы происходит в очень красивом месте на берегу Волги. Пейзаж создает определенный настрой,
Который позволяет по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев. Невежество и полный умственный застой характерны для быта города Калинова.
За внешним спокойствием жизни кроются суровые, мрачные нравы. “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” – говорит Кулигин. Живут здесь по принципу: “У кого деньги, тот старается бедного закабалить”. И хотя в “Грозе” внимание сосредоточено на семейных отношениях, из отдельных реплик героев складывается картина грубого произвола, грабежа и стяжательства.
Дикой откровенно обсчитывает мужиков, когда же они жалуются на него городничему, цинично заявляет: “Стоит ли нам, ваше благородие, с вами о таких пустяках разговаривать!” Настоящий деспот он со своими домашними: на чердаках да в чуланах прячутся от его гнева члены семьи, вконец затравил он племянника.
Но еще тяжелее в домашнем быту деспотизм Кабанихи. Дикой покричит, поругается, сгоряча даже прибьет, но тут же и остынет. Кабаниха же мучит и преследует свою жертву изо дня в день, ест поедом, “как ржа железо”.
Она ни в ком не терпит противоречия, всех поучает, заставляя жить по законам “старой жизни”. Это властная, суровая, непреклонная блюстительница устоев “темного царства”.
Но с лживой и жестокой атмосферой дома Кабановой не хочет и не может мириться Катерина. Намечается главный конфликт: нежелание светлой личности мириться с “темным царством”.
Катерина не смогла научиться лгать, лицемерить. С самого начала пьесы мы чувствуем неприятие ею той жизни, которую ей навязывают. Она глубоко оскорблена наставлениями свекрови, которая хочет привести ее к полной покорности.
Во время отъезда мужа Катерина “стоит, как будто в оцепенении”. Она понимает, что муж не хотел ее обидеть, что он действовал против своей воли, и не сердится на него. Но любить и уважать его не может.
Чем больше унижают Катерину, тем сильнее в ее душе пробуждается стремление к свободе, любви, счастью. Катерина считает это стремление греховным, боится самой себя, боится остаться наедине со своими мыслями и чувствами. Отчаяние и обреченность слышатся в ее словах: “Куда мне, бедной, деться?
За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!” Катерина делает отчаянную попытку предупредить беду, заставить себя полюбить мужа. Но Тихон не способен понять ее состояние.
Катерина не может жить в обмане, она считает великим грехом свою любовь. Полюбив Бориса, она “точно жить снова” начинает. В ней есть внутренняя сила, решительность: “Такая уж я зародилась, горячая!” Она готова отстоять свою свободу, хотя бы ценой гибели: “Коли мне очень здесь опостынет, так не удержат меня Никакой силой.
В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!”
Положение Катерины тяжело, она воспитана на тех же домостроевских нравах. Она “мужняя жена” и идти ей некуда. Оставалось два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни.
Она выбрала последнее. Своим поведением Катерина отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.
Под влиянием Катерины и ее трагической судьбы в той или иной форме выражают протест против деспотизма самодуров и другие герои драмы. Варвара и Кудряш бегут из Калинова, Кулигин впервые обращается с горьким упреком к самодурам и, наконец, безропотный Тихон, до сих пор не выходивший из повиновения матери, бросает ей суровое обвинение: “Вы ее погубили! Вы! Вы!”
В гибели Катерины виновно все то, что так фанатично защищает Кабаниха, все те сложившиеся общественные отношения, которые приводят человека к трагедии. Но в “темном царстве” возможна личность, способная на протест. Добролюбов писал о смерти Катерины: “Конец этот кажется нам отрадным… в нем дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…”
Смерть Катерины подтвердила мрачные предчувствия Кабанихи и Дикого: приходит конец их силе, наступают новые времена.
(No Ratings Yet)