Главная » Звезды » Геральдический язык. Основные правила западно-европейской геральдики Геральдические мифические существа

Геральдический язык. Основные правила западно-европейской геральдики Геральдические мифические существа

Или словесным способом изображения на гербе или флаге разными методами, благодаря чему сохранялась возможность, в последующем, воспроизводить его с достаточной точностью.

Геральдические описания ещё известны как «блазонирование» (от старонемецкого «blasen» - «дуть в рог»), и берут начало из эпохи средневековых рыцарских турниров , когда герольд, под сопровождение фанфар, обязан был громогласно выкрикивать имена, титулы, описывать гербы, рассказывая о знаменитых предках и происхождении участников состязания.

Геральдический язык в разных странах

Термины геральдического языка, используемые англоязычными герольдами для объяснения герба, происходят от нормандского французского времён Вильгельма Завоевателя и крестовых походов , когда складывались правила европейской геральдики. В это время на северо-французском наречии говорила знать Англии и Франции .

В других странах, например в Германии , язык которой не подвергался столь сильному влиянию завоевателей, геральдический язык ближе к современному разговорному.

Хотя геральдический язык, сложившийся в западно-европейской культуре, предельно краток, русские описания гербов порой требуют нескольких слов, чтобы представить сложный рисунок, поскольку культура описания гербов в русском языке начинается только в 1672 году , с Царского Титулярника

Введение в геральдический язык

Порядок описания гербов

Блазонирование - громкогласное описание на турнире герба рыцаря-участника. Современное значение этого, нуждающегося в замене на русский эквивалент, технического термина - научное описание герба в геральдических терминах.

При блазонировании вначале называют цвет, затем фигуру на гербе. О гербовом щите говорят, каков он по членению - рассеченный (полосы идут вертикально), пересеченный (полосы расположены горизонтально), скошенный справа или слева (когда поле рассечено по диагонали) или других, более сложных сечений.

После этого следует указание на изображения, помещенные на гербе: вначале называется их местоположение (в центре, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д.), затем то, что они собой представляют (эмблема, символический знак, фигура), и их описание согласно правилам блазонирования гербов.

Деление щита

Левая (от зрителя) сторона называется правой, а правая левой. Это легко запомнить: стороны считаются от рыцаря, несущего щит, а не от зрителя. Существует множество способов деления щита. Например, надвое щит делится по горизонтали (пересечённый), по вертикали (рассечённый), по диагонали слева направо (скошенный справа) или справа налево (скошенный слева). Существуют и более сложные деления щита.

Линии деления

Основная статья: Линии деления

Это прямая, плавно изогнутая или ломаная линия, разделяющая одноцветное поле простого щита на различно окрашенные части поля или (фигуры деления) щита сложного. Независимо от своего вида линии деления - и прямые, и фигурные - могут иметь только горизонтальное (пересечение ), вертикальное (рассечение ) и диагональное (скошение ) направления.

Тинктуры (цвета)

Правило тинктур

Один из важнейших принципов геральдики: никогда не помещать финифть на финифть, а металл на металл .

Почётные геральдические фигуры

Эти фигуры занимали специальное место в геральдике, отсюда термин «почётные» . Почётная геральдическая фигура, как правило, занимает третью часть площади щита. В описании герба данная фигура провозглашается первой, непосредственно после упоминания щита.

Как все первоначальные деления отождествляются с вооружением и щитом рыцаря, так и для каждой из второстепенных, более сложных геральдических фигур отыскивают основание в том же источнике, а именно: столб представляет копье рыцаря, перевязь - его перевязь, пояс - шарф, крест - меч, оконечность - сапоги, а кайма и щиток кольчугу и броню.

Простые гербовые фигуры

Основная статья: Простые гербовые фигуры

Могут присутствовать на гербе как самостоятельно, так и в группах. Большая их часть восходит к металлическим усилениям средневекового щита.

  • Кайма - окаймление вокруг края щита. В испанской и португальской геральдике включает в себя уменьшенные щиты близких родственников. Также см. бризуры .
  • Узкая внутренняя кайма - узкая полоса отделяющая кайму от основной композиции щита, может нести на себе мелкие символические украшения.
  • Вольная часть - квадрат либо прямоугольник в правом вернем углу щита, размеров меньше четверти. Применяется в гербах городов, где помещается эмблема губернии или области.
  • Клин - треугольник, обыкновенно используется группами, а поле описывается как «разделённое клиновидно на… частей»
  • Сердцевой малый щиток (или «щиток притязания» ) - располагается в центре щита (если один), в гербах знати могут встречаться по нескольку щитков.
  • Внутренняя кайма - «фальшивый щиток» или «сквозной сердцевидный щиток».
  • Ромбовидная фигура - расположена в центре щита, или касается углами стенок, имеет несколько вариантов: «сквозной ромб» (окаймление), «просверленный ромб» (с круглым отверстием), «веретено» (вытянутый ромб). Поле щита, полностью замощённое ромбовидными фигурами называется «разделённое ромбовидно», замощённое квадратами - «разделённое шахматно».
  • Гонт - центральная прямоугольная фигура, стоящая вертикально. Щит с частым расположением гонтов называется «усыпанный гонтами».
  • Дугообразные боковики - две арочные дуги с каждой стороны щита, начинаются в верхних углах щита, до основания щита немного не доходят.
  • Решетчатое сплетение - в виде ромбовидной каймы, в которую по диагонали вплетены две ленты, шириною с кайму. Может применяться как самостоятельная фигура, но чаще замощает переплетениями всё поле щита, который получает описание: «покрытый решёткой».

Негеральдические фигуры

Негеральдические фигуры делятся на естественные, Фантастические и искусственные.

Если фигура смотрит вправо (влево от зрителя), при блазонировании это никак не отмечается. Для фигуры, которая смотрит влево (вправо от зрителя), добавляется слово «обращённый». Для фигуры, которая смотрит на зрителя, добавляется слово «впрям». Если фигура движется в сторону и смотрит на зрителя, добавляется «смотрящий впрям».

Каждая из поз фигуры имеет своё описание. Например, направленный в сторону лев может быть вздыбленным, шествующим, стоящим, сидящим и т. д.

См. также

Литература

  • Арсеньев Ю. В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году. - М .: ТЕРРА - Книжный клуб, 2001. - 384 с. ISBN 5-275-00257-2
  • Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия / пер. с англ. И. Жилинской. - 2-е изд. - М .: ЭКСМО, 2005. - 264 c. ISBN 5-699-13484-0
  • Фрайер С., Фергюсон Д. Геральдика. Гербы - Символы - Фигуры / пер. с англ. М. Б. Борисова. М .: АСТ: Астрель, - 2009. - 208 с. ISBN 978-5-17-061418-9

Ссылки

  • Винклер П. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907. .
  • Типольт Н. А.

Птица Анзуд. Шумер

Известны также: змея Египта, орёл в Персии и Риме, коронованный лев Армении. В Древней Греции - сова Афин , крылатый конь Коринфа, роза Родоса, павлин Самоса и др.

Монета с изображением совы. Афины

Около тысячи лет назад, в Средние века, на полях боёв и на специальных воинских соревнованиях - турнирах - в Европе сражались профессиональные конные воины, которые считались людьми благородного происхождения. Их называли рыцарями (от немецкого слова, обозначающего «всадник»).

Они имели тяжёлое вооружение, закрывавшее металлическим доспехом всё тело, а голову у них защищал шлем, который часто скрывал лицо воина.


Рыцари.

В боях и на турнирах рыцари придерживались определённых правил: сражаться только с другим рыцарем, а не с простолюдином, нападать только после вызова на бой, оказывать уважение противнику; победитель получает в качестве трофея оружие и коня побеждённого.


Поединок рыцарей.

Чтобы выбрать на поле боя или на турнире достойного противника, нужно было узнать, принадлежит ли он к благородному сословию, достойному роду, совершил ли он уже какие подвиги. Даже если шлем был открытый, рыцарь не всегда мог узнать другого рыцаря в лицо. Рыцари стали использовать специальные отличительные изображения - гербы .


Рыцарские гербы на щитах.

Они наносились на щиты и на знамёна рыцарей, изображались на шлемах, вышивались на одежде владельцев и попонах лошадей. Ими украшали ворота замков и домов, посуду и мебель, вырезали на печатях. Гербы имели такое же значение, как и имя их владельца, только имя можно было услышать или прочитать, а герб - увидеть издалека.

Облачение английского рыцаря.

Изучением гербов занимается особая наука - геральдика. Корни ее уходят во времена раннего средневековья, когда появились первые фамильные, городские и государственные гербы. Тогда же были разработаны и первые правила геральдики, согласно которым полагалось размещать на гербах фигуры, надписи и даже цвета в строго определенном порядке. Ведь в те, пропитанные мистицизмом времена каждое изображение должно было нести некий скрытый высший смысл, поэтому каждому геральдическому элементу было приписано конкретное символическое толкование.

Если вам интересно узнать, что такое герб, вы можете подробнее прочитать об этом . Здесь же мы подробно рассмотрим виды гербов.К основным геральдическим символам, в первую очередь, относятся цвета (по-научному их называют тинктурами). Всего в геральдике разрешено использовать девять тинктур. К ним относятся геральдические металлы, финифти (цвета) и меха.

Что означают геральдические символы: тинктуры

  • Металлы. Их в геральдике всего два. Золото символизирует, конечно же, богатство, а серебро - невинность.
  • Финифти. В геральдике используется пять основных цветов. Каждый из них имеет следующие значения: красный означает храбрость и неустрашимость, лазурный - верность и честность, изумрудный - надежду и свободу, пурпурный - умеренность во всем и благочестие, а черный - это символ печали и осторожности.
  • Меха. На гербах можно изображать два вида меха - беличий и горностаевый. Оба они символизируют знатность происхождения хозяина герба.

Следующая многочисленная группа гербовых фигур - птицы и животные, в том числе и мифические. Это, пожалуй, самые интересные геральдические символы, поэтому о них стоит рассказать более подробно.

Что означают геральдические символы: животные

Многочисленные представители животного мира красуются на фамильных гербах не просто так. Все они призваны отображать те или иные качества владельцев герба. Чаще всего на гербах можно увидеть орлов и львов, что впрочем, и понятно: царственные особы всегда были в особом почете.

  • Орел - это символ власти, могущества и силы. Недаром во многих религиях орлы считались неизменными спутниками богов. В геральдике орлы бывают не только обычными - одноглавыми. Орел с двумя головами встречается на гербах не реже своего одноглавого собрата. Происхождение этого символа не совсем понятно. Большинство ученых, однако, сходятся во мнении, что две головы символизируют собой объединение двух частей страны в единое целое. Бесспорным доказательством данной версии является российский двуглавый орел, символизирующий собой единство европейской и азиатской частей России.
  • Лев, наверное, самый распространенный в геральдике символ. Он символизирует храбрость, силу и власть. Иногда льва на гербах заменяет леопард, но на изображении внешнего облика животного это никак не сказывается. Пятна на шкуре, свойственные леопарду, на гербах не рисуются. Отличить льва от леопарда можно лишь по позе зверя. Если он стоит на двух задних лапах и смотрит в сторону - это лев, а если на трех лапах с одной поднятой и при этом смотрит прямо на зрителя, значит, это леопард.
  • Волк помещается на гербе в знак победы, одержанной над алчным, коварным и злым противником.
  • Змея, кусающая себя за хвост (ее еще называют уроборос), символизирует вечную жизнь и бесконечность.
  • Пеликан - это общепризнанный символ самопожертвования и бескорыстного служения во благо других.
  • Петух - символ бдительного стража и неустрашимого бойца, готового ринуться в битву по первому сигналу своего командира.

Помимо реально существующих животных, на гербах часто изображаются разные вымышленные существа, подробно описанные в бестиариях - средневековых книгах о фантастических чудовищах. Что означают символы на гербах с изображениями мифических существ?

  • Грифон - монстр с телом льва и орлиной головой. Частый гость на средневековых гербах. Символизирует собой сочетание силы льва и гордости и независимости, присущих орлу.
  • Дракон - еще один очень распространенный геральдический символ. Крылатый четырехлапый ящер по одной из версий символизировал собой отважного и бесстрашного защитника замка. Дракон же с опущенной головой, так называемый «побежденный дракон», изображался на гербах в знак победы добра над злом.
  • Мартлет - странная птица, чем-то похожая на ласточку, но начисто лишенная лап. Да и зачем они ей нужны! Мартлет - посланница богов, пребывающая в вечном полете, ей некогда отдыхать. Поэтому размещали ее на гербе четвертого в роду сына, которому по закону не полагалось наследства, и он был вынужден неустанными трудами сам добывать себе хлеб насущный.
  • Феникс - легендарная вечная птица, раз за разом возрождающаяся из пепла. На гербах изображается подобной орлу, окрашенному в алый и золотой цвета. Символизирует собой вечное обновление и бессмертие.
  • Единорог - белоснежный конь с витым рогом на лбу. Согласно христианским традициям, считается символом невинности и чистоты.

На гобелене из Байё изображена битва при Гастингсе: множество рыцарей, практически не различающихся по внешнему виду. Согласно легенде, герцогу Вильгельму (будущему королю Вильгельму Завоевателю) тогда пришлось снять шлем, чтобы его узнавали в бою. Этот способ показался его преемникам опасным, и они изобрели геральдику. Языком ее «перевода» и по сей день остается нормандский. Геральдика занимается изучением гербов. Это искусство процветало в Европе в Средние века и в эпоху Возрождения, когда символам придавалось большое значение. Геральдические цвета (их называли тинктурами) подтверждали тесную связь геральдики и алхимии и были связаны с планетами, драгоценными камнями, знаками зодиака и т.д. Так, например, синий (лазурь) соответствовал Юпитеру, сапфиру и воздуху; красный (червлень) — Марсу, рубину и огню. Большой популярностью пользовались «металлы» — цвета золота и серебра.

Геральдические животные

В средневековых бестиариях (книгах о животных) описываются как хорошо известные, так и вымышленные мифические существа. Обычно в бестиариях давались изображение животного, его описание и некая мораль. Считалось, что у каждого живого существа есть символическое значение, поэтому, подобно «языку цветов», существовал и «язык животных». Когда человеку жаловали герб, подбирались символы, соответствующие качествам, которыми он обладал или которые стремился приобрести. В некоторых случаях символика гербов демонстрирует и чувство юмора.

Геральдические мифические существа

Мартлет — фантастическая птица, похожая на ласточку, но лишенная лап. Лапы ей не нужны: она всегда в полете и не будет отдыхать, пока не одержит победу. Эдуард III жаловал эту птицу рыцарям, которые неустанно трудились на поле брани во Франции, принося Англии желанные победы.

Мартлет — символ четвертого сына. Старший сын становился наследником, второй отправлялся на военную службу, третий — в церковь, а четвертому приходилось самому зарабатывать себе на жизнь.

Дракона с головой змеи, раздвоенным языком, туловищем льва, чешуйчатыми когтистыми лапами символизировал отважного защитника. В средневековой Европе его называли вестником грядущего несчастья и связывали с гневом и завистью. На Востоке считали знамением удачи и богатства. Центральноамериканское божество Кецалькоатль, пернатый змей, дал человечеству знания и был символом смерти и возрождения.

Единороги, символы чистоты и невинности, нередко становились геральдическими вестниками. Их популярность доказывают гобелены из парижского музея Клюни, посвященного Средневековью. На многих из них изображена женщина с единорогом слева и львом справа. Нередко на гобеленах запечатлены обезьяна и другие животные. По наиболее распространенной версии, гобелены символизируют пять чувств: слух, зрение, вкус, прикосновение, обоняние — и любовь. Фон гобелена — мильфлёр («тысяча цветов»), в котором переплетаются столько символов, что остается ощущение неудовлетворенности: мы не видим того, что казалось совершенно очевидным тем, кто ткал и некогда рассматривал эти гобелены.

Виверна — двуногое крылатое существо, напоминающее дракона, -символизирует силу, мужество и защиту. Грифон с туловищем льва и крыльями, головой и когтями орла считается быстрым, умным и отважным. Он символизирует могущество и власть.

Один из гобеленов цикла «Дама с единорогом» (музей Клюни, Париж, Франция).

Грифоны в лондонском Сити.

Положение животного В геральдике животных изображают в разном положении. Львы и лошади могут быть вздыбленными — стоящими на задних лапах. Шествующие животные опираются на три лапы (четвертая приподнята) — это символизирует решительность или твердость. Прыгающие животные (возможно, атакующие) — символ смелости и готовности храбро сражаться.

Цветы и деревья В геральдике также могут использоваться цветы и деревья. Например, символ «флёр-де-лис» (как правило, стилизованное изображение лилии или ириса) обычно связан с Францией и французским королевским домом, но в наши дни используется по всему миру. Символ города Флоренции — алый «флёр-де-лис». Сейчас он стал символом движения скаутов и часто встречается на флагах и логотипах.

Современная геральдика В Англии геральдика с 1484 года находится в ведении геральдической палаты, но древность ее происхождения не препятствует современным толкованиям.

На гербе Пола Маккартни соединены символы Ливерпуля и музыки: «птица лайвер» с гитарой в лапе. Происхождение этой загадочной птицы неизвестно до сих пор. Она появилась на печати города в середине XIV века и считалась бакланом, орлом или просто мифической птицей. Четверка «битлов» отмечена четырьмя резными эмблемами, напоминающими спинки жуков. Девиз на гербе — «Узрите мое сердце» («Ессе Cor Meum»).

На гербе Элтона Джона изображены клавиатура и футбольный мяч.

Красный вздыбленный лев на королевском флаге Шотландии.

Прекрасные лилии из часослова (ок. 1500).

Головокружительный орнамент из лилий на стенах аббатства Сен-Мишель-де-Фриголе (Прованс, Франция).

Раньше лорд-мэр Лондона ездил верхом, но после того, как в 1710 году его выбила из седла цветочница, пересел в золотую карету.

Лодочники Компаний виноторговцев и красильщиков на Темзе (Лондон, Англия).

Помимо собственно гербов (которые называются также геральдическим щитом), в качестве опознавательных знаков использовались гребни шлемов, которые позволяли узнать носящего и избежать проблем герцога Вильгельма.

Гильдии и ливрейные компании Гильдии — объединения ремесленников, существовавшие в древности в

Индии, Египте, Риме, Китае и мусульманских странах. В ХII-ХХ веках гильдии активно действовали в Европе, и отдельные их привилегии сохранились до наших дней.

В средневековой Англии ливреей называли еду, питье и одежду, которую выдавали слугам в знатных домах. Затем это слово стало означать определенную узнаваемую одежду и эмблемы, символизирующие привилегии и защиту, поэтому группы, занимающиеся разными ремеслами, стали называться ливрейными компаниями. В 1878 году на встрече ливрейных компаний был учрежден специальный экзамен «Сити энд Гилдс» («City and Guilds — «Город и гильдия») для проверки профессионализма мастеров. Изменения в торговле и производстве привели к некоторому упадку: стало меньше подмастерьев, обучающихся традиционным навыкам, и экзамен изменился под стать эпохе.

Лондонская Компания ювелиров до сих пор тестирует драгоценные и клеймит их своими символами. Компания рыботорговцев следит за санитарными условиями на главном рыбном рынке Лондона.

В лондонском Сити существует 118 ливрейных компаний. Все они принимают участие в шоу лорд-мэра, когда из лондонского музея вывозят золотой экипаж и мэр приветствует толпу, проезжая по улицам.

Члены гильдий до сих пор надевают традиционную форму по особым случаям. Пример — Компании виноторговцев и красильщиков, члены которых в алой униформе отправляются по Темзе на церемонию кольцевания лебедей (в прошлом лебедей не кольцевали, а делали отметины на клюве).

Полковник индийской армии и ею офицерская тросточка.

Вождь ашанти в традиционном кенте с булавой. Ткань изобилует символическими узорами.

Королевский кольцеватель лебедей и гильдиеры выезжают на шести гребных скифах под соответствующими флагами. Кольцевание занимает пять дней. Проплывая мимо Виндзорского замка, все встают по стойке смирно и отдают честь королеве, которой по закону принадлежит треть лебедей на Темзе. Данная церемония была важной, когда лебедей ели, а сейчас этот на первый взгляд бессмысленный обычай служит очень серьезной цели: помогает определить численность и здоровье птиц на реке. Молодых лебедей осматривают и взвешивают.

Сферы деятельности современных гильдий средневековым ремесленникам показались бы невероятными: Компания пилотов и навигаторов авиалиний, Компания изготовителей научных инструментов, Компания всемирных торговцев. У каждой гильдии есть собственный герб.

В США существуют Гильдия киноактеров и Гильдия писателей. Это профессиональные объединения того же плана.

Животные

Представители семейства кошачьих часто используются в геральдике. Леопарды и львы символизируют королевскую семью, доблесть и силу. В Египте обожествляли кошек. Черная кошка в Англии символизирует удачу, а в Европе в целом — несчастье. Кошки — ранний символ санкюлотов времен Великой и знак свободы. Изящная черная кошка стала символом «Чёрного кота» — парижского кабаре на Монмартре, существовавшего в конце XIX века.

Нередко в геральдике встречаются и медведи. Считается, что носящий их может перенять положительные свойства этого животного — силу и хитрость. Медведи обладают выносливостью и силой, важными для воина качествами. Пробуждение их от зимней спячки означает воскрешение. У викингов берсерки носили медвежьи шкуры в надежде перенять качества этих свирепых животных.

Египтяне считали кошку священным животным.

Павлин на фреске в Раджастхане (Индия).

Огромный скарабей в Карнаке (Египет).

Брошь-пчела.

Некоторые полки британской армии носят медвежьи шапки. Американские индейцы тоже хорошо относились к медведям, считая их сильными и скромными. Медведица — образец хорошей матери.

Пчела символизирует трудолюбие, усердие и творчество. Нередко пчел изображают в упорядоченном улье.

Скарабей (навозный жук) в Древнем Египте был связан с Хепри, богом солнца. Хепри катит днем по небу (а по ночам — под землей), как жук, катящий навозные шарики.

Много символов среди водных существ. Дельфины, например, означают безопасное путешествие, быстроту, милосердие и любовь, поэтому их часто изображают на картах.

Штандарты

Знамя как знак для сбора и объединения воинов появилось еще в древние времена. Знамена освящались и в полевых условиях могли использоваться как алтари. Их никогда не уничтожали — старые знамена передавали в часовни или соборы. Потеря знамени означала бесчестье, поэтому его бдительно охраняли.

Церемония «Вынос знамени».

Яростный дракон бросает вызов всем пришедшим.

Слон сражается со змеей (бестиарий XIV века).

За захват в бою вражеского знамени давались особые награды.

В Лондоне ежегодно проводится церемония «Вынос знамени» — парад королевской гвардии в честь английской королевы.

23.07.18
Новость
09.07.18
Новость
11.05.18
Новость
04.05.18
Новость
27.04.18
Новость
20.04.18
Новость
Герб Прокопьевского района Панно без рамки на алюминиевом композите с пластиковым гербом РФ (серебро) Герб Свердловской области Эмблема Метрологической службы МО РФ Декоративные тарелки с гербом РФ в технике пике (point-to-point) Герб Курской области

100 геральдических терминов (определения и значения).

Примечание: часто используемые трактовки значений многих геральдических фигур являются во многом адаптацией для использования вне геральдики, т.к. в каждом конкретном гербе каждый элемент имеет собственное значение, которое в него вложил автор герба и подчас это значение не совпадает с условно "общепринятым".

1. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЛЕНТА – лента красного цвета, применявшаяся в гербах областей, градоначальств и в гербах уездных городов.

2. АНДРЕЕВСКАЯ ЛЕНТА – лента голубого цвета, применявшаяся в гербах губернских городов, гербах столиц и городов временного пребывания царствующих особ.

3. АРМАТУРА – украшение из военных и других эмблем и предметов, располагающихся вокруг щита или за щитом.

4. БОЕВОЙ КЛИЧ – восклицание, призыв в форме изречения возвышенного, чаще всего воинственного характера. Помещается над гербовым щитом и его верхними украшениями на ленте.

5. БУРЕЛЕТ – фигура в виде матерчатого жгута с чередующимися цветами, повторяющими цвета герба. Помещается поверх шлема.

6. БЫК – символ труда и терпения, плодородия и скотоводства.

7. ВЕНЕЦ – основание короны в виде обруча.

8. ВЕНЗЕЛЬ – фигурное декоративное сплетение одной или нескольких букв с цифрой или без нее, имеющее отношение к гербовладельцу.

9. ВЗЛЕТАЮЩИЙ – положение птицы с поднятыми вверх крыльями.

10. ВИЛООБРАЗНЫЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образуемая слиянием в центре щита двух полос, выходящих из верхних углов щита, и одной полосы, выходящей из середины нижней кромки щита.

11. ВОЗРАСТАЮЩИЙ – положение фигуры, когда над горизонтальной линией возвышается только часть основной фигуры.

12. ВОЛК – символ алчности, злости и прожорливости. Помещается в гербах как знак победы над алчным, злым противником.

13. ВОЛЬНАЯ ЧАСТЬ – почетная геральдическая фигура в виде прямоугольника в одном из углов щита. Ее размер определяется площадью фигуры, называемой прямым крестом. Вольная часть применяется в гербах городов, где помещается эмблема губернии или области.

14. ВОССТАЮЩИЙ – положение животного, стоящего на задних ногах, когда правая нога впереди, а левая сзади. Символизирует готовность напасть на врага или добычу. Если в тексте описания герба сказано, что в поле щита лев, то это означает, что он изображен именно в этом положении.

15 . ВОРОН – символ предусмотрительности и долголетия.

16. ГАРПИЯ – женщина-птица с головой и грудью женщины, телом и крыльями орла и железными когтями. Символ омерзительных порочных страстей. Помещается в гербах как знак победы над низменным противником.

17. ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА – лента с тремя черными и двумя оранжевыми полосами. Применялась как элемент украшения в гербах городов-крепостей, отличившихся во время осады неприятелем.

18. ГЕРАЛЬДИКА – наука о составлении, описании и расшифровке гербов. В геральдике имеются свои правила, терминология, семантика и символика, позволяющие не только кратко и ясно описывать герб, но и проводить гербовую экспертизу.

19. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МЕТАЛЛЫ – золото и серебро. Золото изображается желтым цветом или множеством точек на поверхности. Серебро изображается белым цветом.

20. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МЕХА – беличий и горностаевый. В зависимости от цвета и положения стилизованных фигур, изображающих мех, имеется большое разнообразие видов этих мехов.

21. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – геометрические фигуры, занимающие определенную часть щита и представляющие собой площадь для помещения на ней других фигур. Геральдические фигуры делятся на почетные и второстепенные. Среди почетных выделяются глава, пояс, столб, перевязь, стропило, прямой крест, косой крест, вилообразный крест, оконечность, кайма, вольная часть, четверть и средний щиток.

22. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЦВЕТА – голубой (лазурь), зеленый, красный (червлень), пурпурный и черный. Негеральдические фигуры могут изображаться в натуральном цвете.

23. ГЕРБ – совокупное изображение условных или естественных фигур, составленных на основе правил геральдики.

24. ГЕРБОВНИК – гербовая книга, в которой помещено собрание гербов с их описанием и родословными данными.

25. ГЛАВА – почетная геральдическая фигура в виде горизонтальной полосы шириной в 2/7 щита, примыкающей к верхней кромке щита.

26. ГОЛУБОЙ ЦВЕТ – символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперед, надежду, мечту. Изображается горизонтальными линиями.

27. ГОЛУБЬ – символ смирения и чистоты, святого Духа.

28. ГРИФОН – чудовищная птица с орлиным клювом и телом льва. Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу.

29. ДЕВИЗ – выразительное изречение, афоризм, имеющий прямое или аллегорическое отношение к гербовладельцу. Помещается на узкой ленте под или над щитом. Цвет ленты и букв должен соответствовать цвету или металлу герба.

30. ДЕСНИЦА правая рука с вытянутыми указательным и средним пальцами. Символизирует верность клятве, присяге, обещанию.

31. ДРАКОН – фантастическое существо с головой и ногами орла, языком в виде жала, туловищем змея, крыльями летучей мыши и толстым кольчатым хвостом. Символизирует силу и могущество. Как змий (змей), которого поражает всадник, символизирует зло и смуту.

32. ДУБОВЫЙ ЛИСТ – символизирует силу, могущество, прочность, борьбу и победу. Дубовые листья помещались в гербах губерний.

33. ЕДИНОРОГ – мифическое животное с телом лошади и длинным рогом на лбу. Символизирует силу, непобедимость, устрашение. В христианстве – символ чистоты и девственности.

34. ЖУРАВЛЬ – символ бдительности.

33. ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – символизирует изобилие, плодородие, радость, свободу, покой и мир. Изображается диагональными линиями справа налево.

36. ЗЕРКАЛО – символ осторожности и общественной власти, честного выполнения общественного долга, правдивости и чистоты помыслов.

37. ЗМЕЯ – символ мудрости, добра и предосторожности. Змея, свернувшаяся кольцом – символ здоровья; держащая во рту хвост – символ вечности, бесконечности, бессмертия; ползущая – символ печали; пьющая из чаши – символ врачевания, медицины.

38. ЗОЛОТО – символизирует справедливость, милосердие и смирение, а также богатство, знатность, самостоятельность.

39. КАБАН – символ неустрашимости и могущества.

40. КАДУЦЕЙ (жезл Меркурия) – жезл, обвитый глядящими друг на друга змеями. Символ торговли, изобилия, острого разума, красноречия и прилежания в труде, мирного разрешения споров.

41. КАЙМА – почетная геральдическая фигура в виде полосы, проходящей вдоль всей кромки щита.

42. КОЛОС – символизирует земледелие, богатство земли. Помещался в гербах городов и посадов, отличающихся земледелием.

43. КОРОНА – символизирует господство и власть. В гербах используется множество различных корон: античная, баронская, герцогская, графская, дворянская, императорская и многие другие. В гербах городов широко применялись и стенные (башенные) короны, различавшиеся по цвету и количеству зубцов на них: золотого цвета – в гербах губернских, серебряного – в гербах уездных городов. Башенная корона о пяти зубцах – в гербах городов с населением больше 50 тысяч человек, о трех зубцах – в гербах городов с населением меньше 50 тысяч человек.

44. КОСОЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образуемая двумя диагональными полосами шириной в 2/7 ширины щита, выходящими из углов щита. Такой крест называют и андреевским.

45. КОШКА – символ независимости.

46. КРАСНЫЙ ЦВЕТ – символизирует любовь, мужество, смелость, великодушие, а также кровь, пролитую за веру, государя, отечество.

47. КРЕСТ – символ христианства и верности четырем его добродетелям – умеренности, благоразумию, справедливости и мужеству. Как древний знак – символ огня (огонь добывали трением двух палочек), спасения и благополучия.

48. ЛАВРОВЫЙ ВЕНЕЦ – символ нерушимости, твердой славы, величия и победы.

49. ЛЕВ – символ власти, силы, храбрости и великодушия.

50. ЛЕОПАРД – символ стойкости, смелости и отваги в бою.

51. ЛЕСТНИЦА – символ больших возможностей для развития, новых средств для повышения благосостояния.

52. МАНТИЯ – накидка в виде плаща или палатки, прикрывающая герб. Применяется в гербах государей, принцев и князей. Изготавливается из темно-малинового бархата, подбитого горностаевым мехом и отделанного золотой бахромой. Верхние углы мантии перевязаны золотыми шнурами с кистями.

53. МЕДВЕДЬ – символ предусмотрительности и силы.

54. МЕЧ – старинное оружие в виде длинного обоюдоострого ножа с рукоятью и эфесом. Символизирует готовность к защите отечества, рода, города от врагов, а также участие в сражениях. В гербах часто изображается и так называемый огненный (пламенеющий) меч – символ не только военного, но и духовного оружия, которое символизирует просветительство, свет, добро.

55. МОЛОТ – символизирует упорный нелегкий труд ремесленников и рабочих. Помещался в гербах городов, отличающихся промышленным производством.

56. НАМЕТ – композиция из украшений в виде причудливых листьев, соединенных между собой и выходящих из верхней части шлема вправо и влево. Изображается финифтью сверху и металлом снизу.

57. НАШЛЕМНИК – фигура, помещаемая на шлеме, короне или поверх буралета. Символизировал особое отличие у рыцарей. В качестве нашлемника употреблялись фигуры, обычно повторяющиеся в щите, а также страусовые или павлиньи перья и другое.

58. НЕГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – фантастические, а также фигуры, взятые из жизни, созданные природой или человеком. Изображаются в гербах натуральными цветами.

59. ОВЦА – символ кротости, доброты и сельской жизни.

60. ОКОНЕЧНОСТЬ – почетная геральдическая фигура, образованная линией, соединяющей боковые кромки щита на высоте, равной 2/7 ширины щита. Нижняя кромка оконечности совпадает с нижней кромкой щита.

61. ОЛЕНЬ – символ воина, перед которым бежит неприятель.

62. ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ – символ мира и процветания.

63. ОРЕЛ – символ власти, господства, независимости, силы, а также великодушия и прозорливости. Двуглавый российский орел – символ единства европейской и азиатской частей России, преемственности христианства от Византии, символ высшей власти.

64. ПАВЛИН – символ тщеславия и суетности. Помещался в гербах как знак победы над гордым противником.

65. ПЕЛИКАН – символ бескорыстия и самопожертвования, благотворительной помощи и заботы.

66. ПЕРЕВЯЗЬ – почетная геральдическая фигура в виде диагональной полосы шириной в 2/7 ширины щита, проходящей по диагонали из верхнего угла щита в нижний, поэтому перевязь может быть справа или слева.

67. ПЕРЕСЕЧЕННЫЙ – поле щита, разделенное посередине горизонтальной линией.

68. ПЕТУХ – символ бодрствования, бдительности, верного стражника, символ боя, сражения, борьбы. Петух также символизирует мужское активное начало, силу и энергию.

69. ПОЛУМЕСЯЦ – полукруг с вогнутой средней частью. Может изображаться с человеческим профилем. Символизирует победу над мусульманством или связь с ним.

70 .ПОСОХ – символ духовной власти и святительства.

71. ПОЯС – почетная геральдическая фигура в виде полосы шириной в 2/7 ширины щита, проходящей горизонтально посередине щита.

72. ПРЯМОЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образованная двумя полосами шириной 2/7 ширины щита, выходящими из середины противоположных кромок щита.

73. ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ – символ достоинства, благочестия, умеренности, щедрости и верховного господства. Изображается диагональными линиями слева направо.

74. ПЧЕЛА – символ трудолюбия и неутомимости.

75. РАЗДЕЛЕННЫЙ ВИЛООБРАЗНО – деление щита тремя линиями, выходящими из верхних углов и середины нижней кромки щита и сходящимися в центре щита.

76. РАЗДЕЛЕННЫЙ ГОНТОВИДНО – деление щита на прямоугольники четырьмя вертикальными и тремя горизонтальными линиями.

77. РАЗДЕЛЕННЫЙ ЧЕТВЕРОЧАСТНО – деление щита на четыре части линиями, выходящими из середины противоположных кромок щита.

78. РАЙСКАЯ ПТИЦА (ГАМАЮН) – мифическая птица счастья. Символизирует также мир, богатство, благополучие, величие. На Руси считалась и вещей птицей. Связана с удивительными преданиями и легендами, уходящими в глубокую древность Востока.

79. РАССЕЧЕННЫЙ – деление щита пополам вертикальной линией.

80. СВЕЧА – символ бескорыстного служения делу, созидания и освобождения. В христианстве огонь свечи – символ Христа. Погасшая свеча – символ смерти.

81. СВИТОК – символ учености, отношения к большой науке.

82. РУКА С МЕЧОМ – символ верности воинскому долгу.

83. СЕНЬ – фигура шатрообразной формы или в виде балдахина, изображаемая в гербе поверх мантии. Изображается золотым цветом, оторачивается бахромой и венчается короной.

84. СЕРЕБРО – геральдический металл, изображаемый белым цветом. Символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности.

85. СКИПЕТР – фигура в виде жезла с наконечником сверху. Символизируя высшую власть монарха, изображался в гербах столиц и городов постоянного пребывания царствующих особ.

86. СКОШЕННЫЙ – деление щита диагональной линией, проходящей из верхнего угла щита в нижний. В зависимости от направления и количества диагональных линий щит может быть скошенный слева, справа или четверочастно.

87. СОБАКА – символ верности, преданности, бдительности и послушания. Редко – символ врачевания (зализывает раны).

88. СОВА – символ мудрости, смекалки и расторопности.

89. СОКОЛ – символ храбрости, ума и красоты.

90. СОЛНЦЕ – символ истины, провидения, богатства и изобилия.

91. СТОЛБ – почетная геральдическая фигура в виде вертикальной полосы шириной 2/7 ширины щита, проходящей посередине щита.

92. СТРОПИЛО – почетная геральдическая фигура, образованная двумя полосами шириной 2/7 ширины щита, выходящими из нижних углов щита и соединяющимися у середины верхней кромки щита.

93. ФАКЕЛ – символ правды, стремления к знаниям, духовного горения и желания творить, готовности к самопожертвованию. Факел, склоненный к земле – символ смерти.

94. ФЕНИКС – мифическая птица, возрождающаяся из огня и пепла. Символ возрождения и бессмертия.

95. ЧЕТВЕРТЬ – почетная геральдическая фигура в виде прямоугольника, образованного двумя линиями, выходящими из середины двух прилегающих сторон щита.

96. ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ – символ образованности, скромности, осторожности, постоянства в испытаниях, скорби и печали. Изображается пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями.

97. ШЛЕМ – символ принадлежности к титулованному роду. В гербах применялись шлемы самой различной формы для указания титула владельца герба: княжеский, графский, дворянский и многие другие. Как украшение применялся и древний русский шлем.

98. ЩИТ геометрическая фигура, на которой помещаются гербовые фигуры. В русской геральдике принят так называемый французский щит – четырехугольной формы с закругленными нижними углами, с заострением в средней части нижней кромки щита, с соотношением ширины к высоте, равной 7:8. Среди других форм щита выделяются треугольный (варяжский), круглый (английский), овальный (итальянский), фигурный (немецкий), плоский сверху и закругленный внизу (испанский) и многие другие.

99. ЩИТОДЕРЖАТЕЛИ – фигуры, изображенные по сторонам щита и как бы поддерживающие его. Ими могут быть изображения человека, святых, животных, а также фантастических существ. Щитодержатели изображаются натуральными цветами. Они могут повторять фигуры, помещенные в щите, или иметь какое-либо отношение к владельцу – например, могут изображать подчиненных гербовладельца, его покровителей, национальность владельца герба и другое.

100. ЯЙЦО – символ начала всего живого, надежды и новой жизни.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта