Самые совершенные образцы у Бальзака – романы “Утраченые иллюзии” и “Крестьяне”. В этих произведениях историком действительно становится само общество. В “Утраченных иллюзиях” впервые у писателя и тогдашней литературе возникло будто “самодвижение” общества: в романе начали самостоятельно жить, показывая свои нужды, свою сущность, разнообразнейшие социальные прослойки.
Провинциальная буржуазия в лице братьев Куэнте и отца Сешара смогла разорить и опозорить честного талантливого изобретателя Давида Сешара.
Провинциальные аристократы и провинциальные буржуа проникают в парижские салоны, заимствуют их способы делать карьеру, уничтожая соперников. Сами парижане… бескровны, но в жестокой борьбе состояния чванства, политических, и салонных интриг завоевывают привилегированное положение, вызывая тем самым зависть и ненависть побежденных.
Бальзак показывает, как продается и покупается успех в личной жизни, искусстве, политике, коммерции. Мы видим, что ценится в этом мире лишь сила и беспринципность, которые создают внешний блеск. Человечность, честность, талант не нужны этому обществу. Самая примечательная для законов жизни общества история Давида Сешара, талантливого изобретателя, которому пришлось отказаться от работы над своим открытием, и – особенно – поэта Люсьена Шардона.
Это их путь – путь потери иллюзий, характерного явления во Франции. Люсьен похож на юного Растиньяка, но без силы воли и циничной готовности продавать себя, и на Рафаэля де Валантена – который увлекается, но не имеет достаточно сил, чтобы самому победить этот мир.
От Давида Сешара Люсьен сразу же отличается тягой к уважению и эгоизмом. Его наивность, мечтательность, способность подпадать под чужие влияния приводят к катастрофе: он фактически отрекается от своего таланта, становится продажным журналистом, осуществляет бесчестные поступки и заканчивает самоубийством в тюрьме, ужаснувшись цепи содеянных им поступков. Бальзак показывает, как рассеиваются иллюзии молодого человека, который познал нечеловеческие законы современного мира.
Эти законы едины и для провинции, и для столицы – в Париже они более циничные и вместе с тем более скрыты под паволокой лицемерия.
Романы Бальзака свидетельствуют о том, что общество обрекает человека на отказ от иллюзий. Для честных людей это означает углубление в личную жизнь, как это случилось с Давидом Сешаром и его женой Евойю. Некоторые герои учатся с пользой торговать своими убеждениями и талантом.
Но победить могут лишь те, кто, как Растиньяк, имеет сильную волю и не подвергается соблазну чувственности. Исключением являются члены Содружества, к которым на определенное время присоединяется Люсьен Шардон. Это объединение бескорыстных и талантливых служителей науки, искусства, общественных деятелей, которые живут в холодных мансардах, которые живут впроголодь, но не отрекаются от своих убеждений.
Эти люди помогают друг другу, не ищут славы, но вдохновлены идеей принести пользу обществу и развития своей области знания или искусства.
В основе их жизни – работа. Возглавляет Содружество Даниэль Д’Артез, писатель и философ, эстетичная программа которого похожа на программу самого Бальзака. В Содружество входит республиканец Мишель Кретьен, который мечтает о европейской федерации. Но сам автор сознает, что Содружество – это мечта, из-за этого его члены в основном лишь схематично изображены, сцены их собраний в чем-то сентиментальны, что несвойственно таланту автора “Человеческой комедии”.
Роман “Крестьяне” сам Бальзак называл “исследованием”, исследовал он противостояние нового дворянства, которое появилось во времена Наполеона, буржуазии и крестьянства, а это для него класс, который “когда-нибудь проглотит буржуазию, как буржуазия в свое время сожрала дворянство”.
Бальзак не идеализирует крестьян – тем не менее, они у него не только мелкие вымогатели и обманщики: они хорошо помнят 1789 год, знают, что революция их не освободила, что весь их достаток, как и когда-то, – мотыга, и господин тот же, хотя его называют теперь – Работа. Нечистый на руку, лживый и темный крестьянин Фуршон возникает перед читателями своеобразным философом, революционером в душе, который помнит о годах революции: “Проклятие бедности, ваше превосходительство, – говорит он, обращаясь к генералу, – быстро растет и вырастает намного выше высочайших ваших дубов, а из дубов делают виселицы…”.
Дух революции жил в памяти народа. Именно из-за этого угнетенный крестьянин оказывается обвинителем не уважающих его господ. Таким является результат “исследования”, проведенного Бальзаком в этом романе.
Мелодраматический финал произведения принадлежит не его автору, а дописан по желанию вдовы писателя Эвелины Ганской.
Посетив в 1843 г. Петербург, Бальзак не встретился ни с одним из русских писателей; имена А. Пушкина, Н. Гоголя, М. Лермонтова ему не были известными. Те, кто случайно мог с ним встретиться, оставили убогие и безграмотные свидетельства, на манер того, которое было послано племянницей В. К. Кюхельбекера: “Недавно видели мы Бальзака, который приехал в Россию на несколько месяцев; нет, не можете вы себе вообразить, что это за мерзостная физиономия. Матушка заметила, и я целиком с ней согласна, что он похож на портреты и описания, которые мы читаем о Робеспьере, Дантоне и других похожих на них лиц французской революции: он мал ростом, толстый, лицо у него свежее, румяное, глаза умные, но все выражение лица имеет что-то звериное”.
Культурный уровень “автора” письма виде по сохраненному стилю изложения. Официальная Россия высказала свое непринятие французского писателя еще понятнее: за ним был установлен тайный надзор полиции, а книги, которые приходили ему из Франции, подвергались продолжительной и тщательной проверке. Неоднозначным было и отношение критики к Бальзаку.
В 30-х годах в России он воспринимался в основном как знаток человеческого сердца, мастер-психолог В. Белинский, который сначала восхищался произведениями французского романиста, видя мастерство писателя в изображении самых сложных порывов души, в создании галереи никогда не повторяемых персонажей, в скором времени стал резко вражеским к нему из-за его легитимизма”.
О произведениях Бальзака вспоминает в повести “Музыкант” Т. Шевченко. И. Франко в многочисленных статьях считал Бальзака одним из величайших представителей реалистической традиции в мировой литературе. Леся Украинка в письме к брату М. Косачу в конце 1889 г. подала развернутый проспект произведений выдающихся писателей, которые желательно было бы перевести на украинский язык.
В частности, она советовала членам кружка “Плеяда” перевести и романы Бальзака “Тридцатилетняя женщина”, “Утраченные иллюзии”, “Крестьяне”.
(No Ratings Yet)
Аргументы к итоговому сочинению по направлениям: "Человек и общество", "Смелость и трусость". М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Часть 2.
В чем заключается конфликт между человеком и обществом?
Конфликт между человеком и обществом появляется тогда, когда сильная, яркая личность не может подчиняться правилам общества. Так, Григорий , главный горой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», – незаурядная личность, бросающая вызов нравственным законам. Он «герой» своего поколения, вобравший в себя его худшие пороки. Молодой офицер, наделенный острым умом и притягательной внешностью, с пренебрежением и скукой относится к окружающим людям, они кажутся ему жалкими и смешными. Он чувствует свою ненужность. В тщетных попытках найти самого себя он приносит лишь страдания неравнодушным к нему людям. С первого взгляда может показаться, что Печорин – крайне отрицательный персонаж, но, последовательно погружаясь в мысли и чувства героя, мы видим, что виной тому не только он сам, но и общество, породившее его. По-своему он тянется к людям, к несчастью, общество отвергает лучшие его порывы. В главе «Княжна Мери» можно увидеть несколько таких эпизодов. Приятельские отношения Печорина и Грушницкого превращаются в соперничество и вражду. Грушницкий, страдающий от уязвленного самолюбия, поступает подло: стреляет в безоружного и ранит его в ногу. Однако даже после выстрела Печорин дает шанс Грушницкому поступить достойно, готов простить его, он хочет извинений, но гордыня последнего оказывается сильнее. Доктор Вернер, играющий роль его секунданта, является чуть ли не единственным человеком, понимающим Печорина. Но даже он, узнав об огласке дуэли, не поддерживает главного героя, лишь советует уехать из города. Человеческая мелочность и лицемерие ожесточают Григория, делают неспособным любить и дружить. Таким образом, конфликт Печорина с обществом заключался в том, что главный герой отказался притворяться и скрывать свои пороки, как зеркало показывая портрет всего поколения, за что общество его и отвергло.
Может ли человек существовать вне общества?
Человек не может существовать вне общества. Являясь существом социальным, человек нуждается в людях. Так, герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин вступает в конфликт с обществом. Он не принимает законы, по которым живет социум, чувствуя фальшь и наигранность. Однако жить без людей он не может, и, сам того не замечая, инстинктивно тянется к окружающим. Не веря в дружбу, сближается с доктором Вернером, а играя с чувствами Мери, с ужасом начинает осознавать, что влюбляется в девушку. Главный герой намеренно отталкивает людей, которые к нему неравнодушны, оправдывая свое поведение любовью к свободе. Печорин не понимает, что люди нужны ему даже больше, чем он им. Его финал печален: молодой офицер в одиночестве умирает по дороге из Персии, так и не найдя смысла своего существования. В погоне за удовлетворением своих потребностей он утратил жизненные силы.
Направление "Смелость и трусость".
Как связаны понятия смелость и самоуверенность (глупость)? С мелость признать неправоту.
Смелость, выраженная в чрезмерной самоуверенности, может привести к непоправимым последствиям. Принято считать, что смелость – положительное качество характера. Это утверждение верно, если оно сопряжено с интеллектом. же глупца порой бывает опасна. Так, в романе «Горой нашего времени» М.Ю. Лермонтова можно найти этому подтверждение. Молодой юнкер Грушницкий, один из персонажей главы «Княжна Мери», является примером человека, уделяющего большое внимание внешним проявлениям храбрости. Он любит производить эффект на людей, разговаривает пышными фразами и уделяет своей военной форме чрезмерное внимание. Его нельзя назвать трусом, но и храбрость его показная, не направлена на реальные угрозы. У Грушницкого и Печорина возникает конфликт, и оскорбленное самолюбие требует дуэли с Григорием. Однако Грушницкий решается на подлость и не заряжает пистолет противника. Узнав об этом, Печорин ставит его в трудную ситуацию: просить прощения или быть убитым. К сожалению, юнкер не может победить свою гордыню, он готов храбро встретить смерть, ведь признание для него немыслимо. Его «смелость» не приносит никому пользы. Он погибает, потому что не осознает то, что смелость признать свои ошибки порой бывает важнее всего.
Как связаны понятия смелость и самоуверенность (глупость)?
Еще одним персонажем, смелость которого была глупа, является Азамат, младший брат Бэлы. Он не боится риска и свистящих над головой пуль, но его отвага глупа, даже фатальна. Он крадет свою сестру из дома, рискуя не только отношениями с отцом и своей безопасностью, но и счастьем Бэлы. Его храбрость не направлена ни на самозащиту, ни на спасение жизней, поэтому приводит к печальным последствиям: его отец и сестра погибают от рук разбойника, у которого он украл коня, а сам он вынужден бежать в горы. Таким образом, смелость может привести к ужасным последствиям, если она используется человеком ради достижения целей или защиты своего эго.
Человек – это часть общества. Он существует среди себе подобных, связан с ними тысячами незримых нитей: личных и социальных. Поэтому нельзя жить и не зависеть от тех, кто живёт с тобою рядом. С самого рождения мы становимся частью окружающего нас мира. Подрастая, задумываемся о своём месте в нём. В разных отношениях может быть человек с обществом: гармонично сочетаться с ним, противостоять ему или быть такой личностью, которая влияет на ход общественного развития. Вопросы взаимоотношений личности и общества всегда интересовали писателей и поэтов, поэтому нашли отражение в художественной литературе.
Обратимся к примерам.
Вспомним комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Главный герой произведения Александр Андреевич Чацкий противопоставлен фамусовскому обществу, в которое попадает после трёхлетнего путешествия. У них разные жизненные принципы и идеалы. Чацкий готов служить на благо Родины, но не желает прислуживаться («Служить бы рад, прислуживаться тошно.»), искать тёплого местечка, заботиться только о карьере и доходах. А для таких, как Фамусов, Скалозуб и им подобных, служба – это возможность карьеры, повышения доходов, тесных связей с нужными людьми. В своём монологе «А судьи кто?» Чацкий резко отзывается о крепостничестве и крепостниках, которые не считают простой народ людьми, продают, покупают и обменивают своих рабов. Именно такими крепостниками являются члены фамусовского общества. Также герой пьесы непримиримо относится к поклонению всему иностранному, которое так распространено было в то время в России, к «французикам из Бордо», к увлечению французским языком в ущерб русскому. Чацкий – защитник просвещения, потому что он считает, что книги, учение приносят только пользу. А люди из общества Фамусова готовы «собрать все книги бы да сжечь». Герой Грибоедова покидает Москву, здесь он получил только «горе от ума». Чацкий одинок и пока не в силах противостоять миру Фамусовых и Скалозубов.
В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» тоже говорится о личности и обществе. В повести «Княжна Мери» автор рассказывает о Печорине и «водяном обществе». За что же так не любят Печорина окружающие? Он умён, образован, очень хорошо разбирается в людях, видит их достоинства и недостатки и умеет играть на этом. Печорин – «белая ворона» среди других. Люди не любят тех, кто во многом лучше их, сложнее, непонятнее. Конфликт Печорина с «водяным обществом» заканчивается дуэлью нашего героя с Грушницким и смертью последнего. Чем же виноват бедный Грушницкий? Только тем, что он пошёл на поводу у своих приятелей, согласился на подлость. А что же Печорин? Ни любовь княжны, ни победа над членами «водяного общества» не сделали его счастливее. Он не может найти своего места в жизни, у него нет цели, ради которой стоит жить, поэтому он всегда будет чужим в окружающем его мире.
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» также говорится о взаимоотношениях человека и того общества, в котором он находится. Главная героиня произведения Катерина попадает после замужества в «тёмное царство», где властвуют такие, как Кабаниха и Дикой. Именно они устанавливают здесь свои законы. Ханжество, лицемерие, власть силы и денег – вот чему они поклоняются. Ничего живого нет в их мире. И Катерине, которую Добролюбов называет «лучом света в тёмном царстве», тесно и тяжело здесь. Она как птица в клетке. Её свободная и чистая душа рвётся на волю. Героиня пытается бороться с тёмным миром: ищет поддержки у мужа, пытается найти спасение в любви к Борису, но всё напрасно. Рассказывая о гибели Катерины, писатель подчёркивает, что она не смогла противостоять окружающему обществу, но, как писал Добролюбов, на миг осветила мир «тёмного царства», пробудила протест против него даже в таких людях, как Тихон, расшатала его устои. И в этом заслуга такой личности, как Катерина.
В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» есть легенда о Ларре. Ларра – это сын женщины и орла. Гордый, сильный и смелый. Когда он пришёл в «могучее племя людей», откуда была родом его мать, то вёл себя как равный даже среди старейшин племени, сказал, что будет поступать так, как хочет. И люди увидели, что он считает себя первым на земле и придумали для него самую страшную казнь. «Наказание ему – в нём самом», — сказали они, дали ему свободу, то есть освободили (отгородили) от всех. Оказалось, что это самое страшное для человека – быть вне людей. «Вот так был поражён человек за гордость», — говорит старуха Изергиль. Автор хочет сказать, что нужно считаться с тем обществом, в котором живёшь, и уважать его законы.
В заключение хотелось бы отметить, что данная тема заставила меня задуматься о своём месте в нашем обществе, о людях, рядом с которыми я живу.
Что есть общество для человека? Насколько оно важно для каждого из нас? Для ответа на эти вопросы, в первую очередь, нужно разобраться в том, что же подразумевает под собой слова «общество» и «человек». Человек – это существо, обладающее даром речи и мысли, способное создавать что-то новое. Несмотря на то, что понятия «личность» и «человек» несут совершенно разную смысловую нагрузку, в наше время они находятся очень близко, фактически заменяют друг друга. Однако личность – это человек выдающийся, заметно отличающийся от остальных. Общество же – это группа людей, волею судьбы оказавшихся вместе в какой-то период времени или истории. В обществе всегда можно найти выделяющегося человека – личность. Такие люди, как правило, задумываться о состоянии того общества, в котором находятся, и зачастую выражают своё недовольство существующей системой, устоями, задают себе вопрос: общество для человека или человек для общества?
Тема «человек и общество» волновала очень многих мыслителей на протяжении всей нашей истории.
Примером этому может случить социально-психологический роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Главный герой произведений, Григорий Александрович Печорин, человек неординарный, инакомыслящий. Его, как и пушкинского Онегина, можно поместить в галерею «лишних людей». В этих двух образах много общего, однако, вопрос взаимодействия человека с обществом в случае с Печориным стоит острее. Он «бешено гоняется за жизнью», но так ничего от неё и не получает. Он относится именно к тем личностям, которым наскучила жизнь, которые презирают её радости за бессмысленность и быстротечность, а общество современником за то, что в нём не ценятся ни ум, ни знания, ни честь, ни благородство. Примеров такого общества в романе является так называемое «водяное общество». Это собирательный образ представителей дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются черты эпохи – первой половины девятнадцатого века, когда выше всего люди ставили чины и праздные удовольствия. Быт и нравы посетителей минеральных вод, над которыми иронизирует Григорий Александрович, обусловлены историей и традициями, нежеланием и невозможностью из-за ограниченности мышления двигаться вперёд. Печорин с недовольством отмечает любовь представителей «водяного общества» к сплетням, интригам. В целом, всё это общество противопоставляется Печорину, однако, некоторые герои ещё и сопоставляются с ним. Например, Грушницкий, который является своеобразной пародией, двойником на Печорина – всё то, что у Григория является сутью его характера, у него – поза, выставленная на показ. Он любит «пышные фразы», «драпируется» в чувства, не испытывая их, «производить эффект - его наслаждение». Он и Печорин – давние приятели, бывшие «наружно в самых дружеских отношениях». Грушницкий является типичным представителем того общества, которое так чуждо Григорию Александровичу, и поэтому конфликт с ним кажется Печорину конфликтом со всем общество в частности. Печорин полон бунтарского неприятия устоев и ценностей существующего общества, поэтому его попытки приблизиться к людям совершенно бесплодны. Можно сказать, что Печорин – человек не для общества, а общество – не для него.
Итак, как правило, в каждом обществе находятся люди, сильно от него отличающиеся, «лишние люди». Они недовольны существующей в этом обществе политической, экономической, социальной или культурно-нравственной картиной; в целом фактически всем, что в этом обществе происходит. Зачастую и это общество отказывается понимать таких людей – и они вступают в конфликт; с одной стороны – личность, с другой – группа людей, иначе - общество. Пожалуй, такой человек обречён на одиночество, ведь жить в обществе и быть свободным от него невозможно.
Обновлено: 2018-05-11
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Комментарий ФИПИ по направлению «Человек и общество»
:
"Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации."
Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению "Человек и общество". Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)
Направление | Примерный список литературных произведений | Носители проблемы |
---|---|---|
Человек и общество | А. С. Грибоедов "Горе от ума" | Чацкий бросает вызов фамусовскому обществу |
А. С. Пушкин "Евгений Онегин" | Евгений Онегин, Татьяна Ларина – представители светского общества – становится заложниками законов этого общества. | |
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» | Печорин – отражение всех пороков молодого поколения своего времени. | |
И. А. Гончаров "Обломов" | Обломов, Штольц – представители двух типов, порожденных обществом. Обломов –продукт уходящей эпохи, Штольц – новый тип. | |
А. Н. Островский. «Гроза» | Катерина – луч света в «темном царстве» Кабанихи и Дикого. | |
А. П. Чехов. «Человек в футляре». | Учитель Беликов своим отношением к жизни отравляет жизнь всем окружающим, и его смерть рассматривается обществом как избавление от чего-то тяжелого | |
А. И. Куприн "Олеся" | Любовь «естественного человека» (Олеси ) и человека цивилизации Ивана Тимофеевича не смогла выдержать испытания общественным мнением и общественным устройством. | |
В. Быков «Облава» | Федор Ровба - жертва общества, живущего в непростой период коллективизации и репрессий. | |
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» | Иван Денисович Шухов – жертва сталинских репрессий. | |
Р. Брдбери. «И грянул гром» | Ответственность каждого человека за судьбу всего общества. | |
М. Карим «Помилование» | Любомир Зух – жертва войны и законов военного времени. |
«Человек и общество» – одна из тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2020 года. С каких позиций можно рассмотреть в работе эти два понятия?
К примеру, вы можете написать о личности и обществе, об их взаимодействии, причем как о согласии, так и о противостоянии. Примерные идеи, которые могут прозвучать в этом случае, разнообразны. Это и человек как часть социума, невозможность его существования вне общества, и влияние социума на что-то связанное с человеком: его мнение, вкусы, жизненную позицию. Можно также рассмотреть противостояние либо конфликт отдельно взятой личности и общества, в этом случае в сочинении нелишним будет привести примеры из жизни, истории или литературы. Это не только сделает произведение менее скучным, но и даст шанс повысить свою оценку.
Еще один вариант, о чем писать в сочинении, – это способность или, наоборот, неспособность посвятить свою жизнь общественным интересам, человеколюбие и его противоположность – мизантропия. Или, возможно, в своей работе вы захотите детально рассмотреть вопрос общественных норм и законов, морали, взаимной ответственности общества перед человеком и человека перед обществом за все бывшее и будущее. Интересным будет также сочинение, посвященное человеку и обществу в государственном или историческом плане, роли личности (конкретной или абстрактной) в истории.