Главная » Отношения » Нации и межнациональные отношения. Межнациональные отношения Как складываются отношения между народами разных стран

Нации и межнациональные отношения. Межнациональные отношения Как складываются отношения между народами разных стран

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.

(5-й класс)

Урок 14.

Тема: «Мир добрых соседей». (Второй урок по теме.)

Цели:

1-я линия развития личности:

Анализировать и объяснять понятия: народ, национальность, толерантность, агрессивное поведение, нравственность, нравственный кодекс, благородство, честь, достоинство .

Развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Формировать внутреннюю установку поступать согласно своей совести.

Воспитывать нравственные качества, основанные на свободе совести и вероисповедания .

Воспитывать уважение к истории и культурным традициям народов России.

2-я линия развития личности:

Развивать готовность определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки.

Развивать готовность к самостоятельным поступкам и действиям, нести ответственность за результаты.

Учить действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, на которых основаны мировые религиозные культуры и светская этика.

Развивать умение определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

Предметные умения:

Объяснять значение понятий: народ, национальность, толерантность, агрессивное поведение .

Объяснять разницу между дружескими и соседскими отношениями.

Воспринимать мир как единое целое при разнообразии культур, национальностей, религий.


Оборудование: листы и маркеры для работы в группах.

Заслушиваются ответы детей, внимание обращается на выставку детских проектных работ по теме.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Строить речевое выска-зывание в устной форме.

3. Анализировать и оценивать содержание текста, его языковые особенности и структуру, определять роль иллюстративного ряда в тексте.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

6. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

7. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

8. Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.

2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

3. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

1 2 3 4 5 1 2 1 2 3 5 1 2 3

– Мы рассмотрели случаи из жизни людей разных национальностей. Что же общего у людей всех национальностей в соседских взаимоотношениях ? (Все стремятся к доброжелательности.) Почему это считается важным?

– К чему приводят доброжелательные отношения? (К взаимоподдержке, взаимовыручке в трудных ситуациях.)

– Вернёмся к разговору Володи и его отца. Почему отец настаивает на выполнении просьбы соседей?

– Что будет с теми, кто не умеет поддерживать доброжелательные отношения с соседями? (Будет труднее жить.)

Работа с текстом «Что такое толерантность?» до чтения.

– Какое слово в заглавии вы считаете ключевым?

– Как вы понимаете его значение?

– Обратите внимание на иллюстрацию. Кого изобразил художник? Выскажите свои предположения о содержание текста.

Учитель организует комментированное чтение текста.

Работа с текстом «Что такое толерантность?» после чтения.

– Почему от толерантного отношения людей друг к другу выигрывают все люди?

– Какими будут последствия агрессивного поведения людей по отношению друг к другу?

– Будут ли в этой ситуации победители? Объясните своё мнение.

1 2 3 4 5 1 2 1 2 3 5 1 2 3

– Зачем же нужно поддерживать хорошие отношения с соседями? (Добрые соседи могут помочь в беде, разделить радость.)

– Как вы это объясните Володе?

Современный мир сделал разных людей ближе друг другу, но не избавил от различий. Живя рядом, мы не станем одинаковыми, но можем быть добрыми соседями, помогать друг другу в беде, делить радости, строить общую жизнь. Для этого нужно лишь признать право каждого быть не похожим на других, а вместе с этим правом принять на себя обязанность уважать чужие обычаи и традиции.

1 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3

– Нужно ли учиться добрососедским отношениям? Каким образом?

– Давайте попробуем составить несколько правил. А поможет нам в этом дедушка Ахмеда Магомед, который прожил долгую жизнь и много чего видел.

(с. 100– 101) и в парах вставить в текст пропущенные слова.

Меня отец учил, а моего отца его отец наставлял: cтарайся жить дружно с … (соседями ). Обращайся с ними, как с близкими …(родственниками ), старайся … (помогать ) им, как можешь. Заслужи их … (уважение ) и … (дружбу ) – тогда и ты сможешь рассчитывать на их … (помощь ) в трудную минуту».

– Когда же можно рассчитывать на отклик соседей? Что для этого нужно сделать? Как об этом говорит дедушка Магомед?

Радуйся их счастью и грусти вместе с ними.

– Какие советы дедушки вам показались самыми важными?

Учащиеся в группах формулируют правила добрососедских отношений, пишут их маркерами на листах бумаги, затем представители групп вывешивают их на доску и комментируют.

– А сейчас давайте сравним несколько пословиц:

«Соседей, как и родственников, не выбираешь».

«Где ни жить, везде служить и с соседом дружить».

«Без брата проживёшь, а без соседа не прожить».

«С соседом жить в миру – всё к добру».

«Соседство – взаимное дело».

«Можно жить без друзей, но нельзя без соседей».

«Близкий сосед лучше дальнего родственника».

– С какими из этих пословиц вы согласны? Посоветуйтесь в парах и приведите пример жизненной ситуации, к которой можно было бы подобрать одну из них.

Ребята совещаются и приводят примеры жизненных ситуаций. Также можно предложить для выполнения продуктивные задания на с. 107.

Проверка домашнего задания.

* Отметить учеников, успешно представлявших проекты.

Решение проблемы, открытие новых знаний.

* Работа в учебнике: отметить учеников, которые отвечали на вопросы.

Выполнение продуктивных заданий по теме.

* Отметить учеников, успешно представлявших работу группы у доски, отметить учеников, которые привели свой пример жизненной ситуации.

Итог урока.

* Отметить учеников, которые сделали грамотные выводы по теме урока.

Блок внеклассной работы «За страницами учебника»

Деятельность учителя в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» непосредственно вытекает из содержания программы 4 класса и опирается на ценностно-смысловой потенциал отечественной и мировой культуры. Рассмотрим более подробно особенности этой работы.

Четвёртый класс . Тема года: «Зная прошлое - преобрази будущее!»

Работа в течение предшествующих трёх лет обучения в системе «Перспектива» в целом и по учебникам «Окружающий мир» в частности создала условия для духовно-нравственного развития детей, воспитания в них любви к природе, чувства патриотизма, гражданственности. Это - хороший фундамент для работы по программе следующего, 4 класса не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Последний год занятий по программе предполагает обобщение знакомого материала, его освоение на более высоком уровне, а также расширение круга уже накопленных естественнонаучных и гуманитарных знаний, нравственных представлений на занятиях «За страницами учебника».
Отталкиваясь от житейских проблем, волнующих ребят, во время этих занятий следует стремиться, по возможности, переводить их внимание на патриотические темы о героях - защитниках Родины, их смелости, стойкости и верности долгу, о том, что воины, которые жили много лет назад, отстаивали не только свободу нашего государства, но и нашу личную свободу, свободу каждого из нас, живущего спустя десятилетия и даже столетия после свершения их подвигов. Былинные богатыри и богатыри духа - наши святые князья, великие учёные, творцы отечественного искусства и солдаты Великой Отечественной войны равно достойны уважения и восхищения. Их имена, достижения и подвиги нашему современнику знать необходимо, чтобы научиться отличать истинную храбрость от показной бравады, честность - от изворотливости, верность долгу - от пустого упрямства, преданность любимому творческому делу - от стремления к мимолетным развлечениям. Зная героев своих учеников, педагогу будет легче использовать их авторитет для обсуждения проблемных ситуаций и объяснения хорошего и плохого в жизни. Нравственные истины, правила поведения легче усваиваются детьми, когда они сообщаются в игровой форме и от лица полюбившихся героев.
Необъятный и глубочайший по своему духовному смыслу материал исторических жанров фольклора каждого народа, преданий, сказаний, легенд; красота и многообразие локальных певческих, хореографических, художественно-ремесленных традиций, промыслового народного опыта, народного зодчества даёт нам ещё одно направление в содержании внеурочной деятельности и духовно-нравственного просвещения, построенных на основе народной культуры. Благодаря этому богатейшему культурному наследию можно убедительно, наглядно показать, как происходило и происходит историческое становление и развитие национального характера и самосознания народов России; как в образах прекрасных храмов, былин, исторических и лирических песен, в особенностях ремёсел, быта отразился каждый этап великого жизненного пути нашей страны, развития культуры всех её народов, всегда взаимно обогащавших друг друга. Использование через призму проблемы «человек и история» этого пласта народной культуры наряду с материалом календарной и семейной обрядовой традиции - благодатная почва для углубленной разработки региональной, местной специфики в программах внеурочной деятельности для каждой области, города, села, школы. Тут неисчерпаемые возможности для конкретной работы педагогов, для реализации их самых разнообразных художественных способностей, склонностей, пристрастий к тому или иному виду народного творчества; здесь заложены перспективы действительного возрождения и развития старинных народных художественных традиций, а в дальнейшем - и создания новых художественных направлений на их живительных родниках. Пройдя такую школу личностного осмысления историко-культурного наследия Отечества, младший школьник не просто обретёт отвлечённые знания о редких и фрагментарных памятниках давно минувшего прошлого. Он деятельностно для себя лично разрешит проблемы гражданско-патриотической этики, осознает личную связь с историей, с настоящим и будущим России и мира, что чрезвычайно актуально на современном витке мировой исторической спирали.
Программа 4 класса, развёрнутая «За страницами учебника», даёт возможность предложить очные и заочные путешествия по святым местам нашей Родины: вновь в Московский Кремль, в Троице-Сергиеву Лавру, на остров Валаам, на Соловецкие острова - все эти святыни занимают важнейшее место в истории и культуре страны. Заочным путешествиям предшествует серьёзная подготовка, чтобы дать детям не только общее представление об этих замечательных местах, но и пробудить у них интерес и желание когда-нибудь их посетить.
Тема путешествия «По родным просторам» во внеурочной деятельности даёт возможность выполнить интереснейшие проекты для более детального знакомства с природой разных природных зон России. Тем самым многообразие мира растений и животных, величие живой и неживой природы становится объектом проектной деятельности и продолжением того содержания, которое изучается на уроках. Очевидно, что многие естественнонаучные темы содержат нравственный заряд, тем более, что человек всё больше начинает осознавать свою связь с природой, свою ответственность за неразумное использование окружающей среды. Известные слова А. Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили» сегодня звучат чрезвычайно актуально и приобретают значение взаимосвязанности всего живого на планете.
Вновь можно обсудить и некоторые вопросы этикета: как вести себя в дороге, в чужом доме, в общественных местах. А также глубже освоить темы, предлагаемые в Рабочей тетради по ОБЖ. Ведь в них предмет изучения - жизнь человека, полная неожиданностей и порой опасных ситуаций. Дети в результате понимают, что выход из создавшегося положения зависит, как правило, от умения сделать верный нравственный выбор.
Тема года ориентирует на знакомство с достаточно сложными явлениями, с людьми, которые внесли значительный вклад в отечественную и мировую культуру и историю. Ребята с интересом узнают о художниках, ученых, путешественниках, мыслителях, которые своей жизнью и творчеством показали пример высокого, истинно нравственного служения людям, прославившихся своими ратными и духовными подвигами, своим творчеством, научными открытиями. Их смелость и доброта, стойкость и мудрость противостоят злу и жестокости. Образы этих людей помогают всем - детям и взрослым - становиться лучше. Знакомясь с их жизнью и сделав при этом акцент на тех нравственных качествах, которыми обладали герои, о силе их духа, об умении жертвовать собой во имя Родины, лучше понимаешь, как бороться со многими своими недостатками: ленью и равнодушием, жадностью и эгоизмом.
Особенность содержания программы 4 класса заключается в том, что широта её тем позволяет педагогу ориентироваться на реальную жизнь и те проблемы, которые часто возникают. Тематические рамки лишь помогают выбрать определённое направление работы, но не сковывают его. Программа позволяет добиваться определённой логичности и последовательности во внеурочной деятельности, даёт возможность вести детей от относительно простых - к более сложным вопросам духовно-нравственной жизни. Чтобы, наконец, привести к прямому вопросу о том, что каждый из нас может и должен стать творцом собственной судьбы и, начав с себя, совершенствуя свой внутренний мир, развивая свои способности, стать творцом будущего России. И преобразить окружающий мир, сохраняя и развивая в своей деятельности то лучшее, что сделали до нас и для нас наши предшественники.
Как и в прошедшие три года обучения, усвоение и осознание воспитательного содержания курса за страницами учебника должно происходить путем его расширения в ходе чтения, рассуждения, а также дополнительных наблюдений ребёнка за окружающим миром. Диапазон произведений по внеклассному чтению может быть расширен за счёт произведений писателей, принадлежащих в духовном смысле к конфессиям, традиционным для России - православию, исламу, иудаизму, буддизму (по выбору).
В работе с детьми следует применять методы музейной педагогики, позволяющие включить память и эмоции ребёнка через различные предметы, имеющие то или иное историческое значение или их имитирующие. Держа в руках предмет, имеющий свою собственную «жизнь», ребёнок легко может представить человека, которому он принадлежал. Он задумается над связью времён и поколений, осознаёт необходимость уважать прошлое, ценить и беречь его материальные свидетельства - старые книги, семейные фотографии, письма. Эти доступные исторические реликвии станут поводом для интересного и серьёзного разговора. Кроме того, подобные приёмы полезны для развития качеств, которые важны и для учебной деятельности: они тренируют память, внимание, способствуют внутреннему раскрепощению. При этом происходит активизация всех каналов информации - зрительного, слухового, мышечного, моторного, - и - как следствие - расширение рамок видения мира, ассоциативных связей, развивается интуиция, богаче становится эмоциональная сфера. Подобные приёмы помогают в концентрации внимания, пробуждении фантазии, создании творческой атмосферы. С их помощью эффективнее создаются условия, стимулирующие познавательную и творческую деятельность детей.
Приведённые примеры показывают, каким образом во внеурочной деятельности за страницами учебника реально происходит интеграция основного и дополнительного образования.
Содержание бесед по духовно-нравственной проблематике в течение года ориентировочно можно представить для каждого раздела таким образом:
I раздел:

  1. Что изменилось за лето: мы или мир?
  2. Вера, Надежда, Любовь: для чего люди объединяются вместе и что такое общество?
  3. В чём заключаются права ребёнка и когда у него появляются обязанности?
  4. Что помогает строить добрые отношения между народами в России и за её пределами?

II раздел:

  1. Почему мы называем Россию великой страной?
  2. Как особенности земной поверхности в разных регионах России сказываются на жизни и деятельности людей, обычаях и традициях народов, её населяющих?
  3. Какие реки и озёра России считаются святыми?
  4. Какую природную зону России мне хотелось бы исследовать и почему?

II I раздел

  1. Что мы можем сделать сейчас для сохранения памяти о прошлом своего города (села)?
  2. Какие идеи служат основой нравственного выбора для наших соотечественников и для нас? Что значит - творить добро втайне?
  3. Как растолковать мысль: «Любовь - это труд души»? Кто из наших знаменитых земляков жил и живёт в соответствии с этой мыслью?
  4. Различаются ли слова «Милость, милосердие и милостыня»? Кто из соотечественников и моих близких может служить примером милосердного отношения к людям?
  5. Смерть и бессмертие: какие дела и события в истории нашей страны имеют право называться бессмертными и почему?

I V раздел

  1. Почему важно развивать сельское хозяйство России?
  2. Для чего необходимо содружество науки и промышленного производства в нашей стране?
  3. Зачем сохранять традиционные промыслы народов России?
  4. Каков мой проект будущего России?

Конкретные советы для работы за страницами учебника даются в рубрике «Рекомендации для занятий в семье», в поурочных описаниях занятий в классе. Таково общее содержание работы за страницами учебника в 4 классе. Теперь конкретизируем его в соответствии с разделами учебника «Окружающий мир».

За страницами учебника (раздел «Мы - граждане единого Отечества»)

Продолжайте совершать воображаемые путешествия в республики и другие края Российской Федерации. Приглашайте к участию в этой игре своих друзей и старших родственников. По результатам ваших путешествий оформите выставку «Гербы, флаги и столицы субъектов Российской Федерации». Организуйте фестиваль художественного творчества и традиционной игровой культуры народов России. Совместно с товарищами из параллельного класса и с помощью старшеклассников вашей школы организуйте конкурс видео-презентаций «Красота природы моего Отечества» на основе материалов из сети Интернет.

За страницами учебника (раздел «По родным просторам»)

Постарайтесь лучше узнать природу родного края, разберитесь в её экологических проблемах, примите участие в интересных для вас экологических проектах. Проведите в классе конференцию на тему «Как решить экологические проблемы края». Со своим классом или со своими родными постарайтесь побывать в разных уголках страны, в заповедниках и национальных парках, в музеях под открытым небом, которые знакомят с традиционной хозяйственной деятельностью и домашним бытом народов того или иного края. Фотографируйте увиденное и составляйте свой «Альбом путешествий». Организуйте в классе выставку таких альбомов. Проведите викторины на темы «Красная книга России», «Заповедники и национальные парки России», «Музеи под открытым небом».
Читайте книги о природе и культуре разных краёв России. Проведите праздник «С книгой - в природу». На празднике можно организовать конкурс «Самый внимательный читатель». Представьте на выставке ваши любимые книги о природе и культуре народов нашего Отечества.
Познакомьтесь с древними песнями и сказаниями народов своего края, где есть описания труда, который издавна был основой их жизни.

За страницами учебника (раздел «Путешествие по Реке времени»)

Узнайте, каковы народные предания о происхождении города, села, деревни, улицы, микрорайона, где вы живёте, что значат названия вашего местожительства, рек, озёр в его окрестностях. Также узнайте, какой город является центром края, области, района, где вы живёте, когда он возник, кто были его основатели и первые жители, есть ли устные предания или письменные документы, связанные с его историей.
Вместе с родными посетите достопримечательности и святыни вашего края, города (села). Узнайте, в память о каких событиях российской истории возведены храмы вашего края. Организуйте очные или заочные экскурсии по городам Золотого кольца России. Подготовьте фоторассказы или выставки рисунков по итогам ваших путешествий.
По мере знакомства с российской историей составьте «Календарь памятных дат нашего Отечества», включая в него страницы, посвящённые событиям истории вашего края и вашим землякам.
К Дню Победы оформите выставку «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны». По семейным воспоминаниям составьте «Книгу Памяти» о жизни родственников и друзей семьи в годы Великой Отечественной войны. Включите туда фрагменты фронтовых писем и документов военного времени.

За страницами учебника (раздел «Мы строим будущее России»)

Примите участие во встрече со специалистами сельского хозяйства или работниками пищевой промышленности вашего края; побывайте на выставках местной пищевой продукции. Постарайтесь узнать о старинных секретах и современных передовых способах выращивания, хранения и заготовок самых полезных для здоровья продуктов сельского хозяйства вашего края.
Организуйте экскурсию на промышленное предприятие вашего края. Постарайтесь узнать, какие новые научные разработки применяются для его развития, что делается для улучшения условий труда и благоустройства жизни его работников, есть ли перспективы интересной работы для молодёжи.
Устройте конкурс проектов «Я строю будущее России» с участием старшеклассников и членов своих семей. Пригласите в оргкомитет конкурса представителей местных властей города (района, села).

Сай Александра

Реферат. В нем рассмотрены основные признаки нации, национальное самосознание, отношения между нациями, история и традиции народа. Особое место занимают такие вопросы, как межнациональные отношения, а также основные причины вознникновения и пути преодоления межнациональных конфликтов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14 пос. Приэтокского»

НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Реферат

Подготовила:

ученица 9 класса

Сай Александра

2014 год

Введение

  1. Нация и ее основные признаки
  2. Национальное самосознание
  3. Отношения между нациями
  4. Отношение к истории и традициям народа
  1. Межнациональные конфликты: основные причины возникновения и пути их преодоления

Используемая литература

Введение

Сегодня толерантность в обществе – необходимая составляющая дальнейшего успешного развития. Толерантность, то есть равное признание возможности всех людей реализоваться в обществе, независимо от религиозных, национальных, расовых различий, - залог экономической и политической стабильности в обществе. Толерантность дает людям возможность реализовать себя, сотрудничать между собой. В обществе, в котором существует высокий уровень толерантности, люди защищены и чувствуют себя свободно, а значит, будут работать на укрепление такого общества. В связи с этим необходимо рассматривать теоретические и практические аспекты воспитания толерантности в молодежной среде.

Вашему вниманию предлагается реферат, который поможет углубить знания об исторически сложившихся формах социального общества людей, о ведущих тенденциях развития наций и межнациональных отношений в современном мире и в нашей стране, возможных путях межнациональной интеграции гармонизации межнациональных отношений. Мы рассмотрим ряд идей, составляющих ценностную базу культуры межнациональных отношений как часть общей нравственно-правовой культуры. В ее основе лежит принятый современной цивилизацией принцип гуманистического подхода к этническим проблемам, суть которого рассматривается в реферате.

  1. Нация и ее основные признаки

Человечество всю обозримую историю состояло из различных народов, или, выражаясь в терминах науки, этносов. Сопоставим общее число народов, живущих сегодня на Земле (по разным подсчетам, от двух до трех тысяч, если учитывать малые народы), с общим количеством существующих ныне суверенных государств (около двухсот). Почти все современные государства многонациональны. Многонациональные все столицы мира, все крупные города и даже крупные села. Коллективы с пестрым национальным составом в наши дни стали нормой не только в самых отдаленных уголках земли, но и в космическом пространстве.

Многонациональная среда есть объективно существующая, типичная черта и условие жизни современного человека, народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют, процесс взаимодействия также осуществлялся практически на протяжении всей истории человечества.

Из истории нам известно о взаимодействии народов и континентов, разных государств и различных цивилизаций, национальных групп и отдельных людей. Современная научно-техническая революция подняла интенсивность взаимодействия на новый уровень: оно стало в полной мере глобальным. Всюду, где соседствуют, сотрудничают, взаимодействуют люди, происходили и происходят не только деловые, но и личные, физические контакты. Возникают так называемые смешанные браки самых разных народов, родится новая семья, в которой дети соединяют в себе разные этнические ветви в одно древо человеческой жизни. Наука утверждает: сегодня нет не только чистокровных народов, но и отдельных людей, среди предков которых не присутствовали бы наверняка (или с большей долей вероятности) представители разных этносов.

Крупнейший русский ученый-этнолог Л.Н.Гумилев не раз подчеркивал, что нельзя говорить ни о какой «чистоте крови», «исключительности», «избранности».

Основываясь на убедительных научных аргументах, сформулируем важное в нравственном отношении положение: любые претензии на «чистокровность» как с позиций науки, так и с позиций морали есть расистская фантазия или расчетливая политическая демагогия, обман. И обман не безобидный: именно на этой почве вырастают национализм, шовинизм, фашизм, означающие тупик на пути к будущему, причем тупик кровавый, о чем говорят и опыт истории, и опыт наших дней.

Принадлежность человека к той или иной нации не является ни достоинством, ни недостатком. Национальная принадлежность вообще не подлежит какой-либо моральной оценке, ибо оценивать собственно нечего: в ней не заключено никакого человеческого (социального) поступка, действия, отношения, свершения и т.д., которые можно было бы рассматривать с позиции добра и зла. Вместе с тем в реальной действительности нередки случаи, когда грубо принижается, оскорбляется достоинство человека. Такое поведение можно расценивать только как аморальное, как поступок подлый. Недостойный порядочного человека, ибо фактически он унижает личное достоинство человека, которое, если исходить из цивилизованных, гуманных принципов, следует понимать как право каждого на уважение независимо от происхождения, социального положения, мировоззрения и т.д. Это во-первых, а во-вторых, такое поведение противоправно. Во всем цивилизованном мире действуют нормы международного права, защищающие права и достоинства личности независимо от национального происхождения (Всеобщая декларация прав человека, ст. 1-2), действуют они в каждой стране (Конституция РФ, ст. 19,21).

Как следует строить свои отношения с людьми другой национальности, как относиться к ним? Как вести себя с ними?

Современная цивилизованная этика межнациональных отношений дает четкий, совершенно определенный ответ: эти отношения всегда, в любой ситуации должны строиться только на основе моральных и правовых норм. Эту мысль можно выразить конкретнее: поскольку все мы всегда жили, и будем жить в многонациональной среде, каждый из нас обязан проявлять особую деликатность и ответственность в отношении к людям другой национальности. Ответственный человек всегда должен предвидеть последствия своих поступков и знать, что за них придется отвечать по законам морали и права. А слово «деликатность» в русском языке всегда означало и означает вежливость, предупредительность, тактичность, тонкость в обращении.

  1. Национальное самосознание

Если говорить о национальном самосознании, то разговор коснется таких сложных и сокровенных понятий, как «патриотизм» и «национальная гордость». Данные понятия взаимосвязаны общностью составляющих их аспектов. К таким аспектам можно отнести прежде всего сознание принадлежности к своему народу и чувство любви к Отечеству. Само же чувство любви – это бесконечно сложный внутренний мир, включающий и чувство уважения к историческому наследию (материальному и духовному), чувство ответственности за судьбу Отечества, и боль за него, и вместе с тем критическое отношение к недостаткам, желание видеть Родину процветающей, свободной и т.д. В нем нет места высокомерию, гордыне и чванству, но оно непременно включает чувство уважения к творческому опыту других народов и общечеловеческим ценностям.

  1. Отношения между нациями

В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы (общности), объединяющие людей по национальному признаку. Национальность человека – это его принадлежность к определенной нации или народности. На 3емле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Они входят в состав l80 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.

Из курса истории мы знаем, что в первобытном обществе людей объединяло племя. После появления классов и государств (в период рабовладельческого и феодального общества) складываются народности: на основе усиления межплеменных связей и смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

Капитализм значительно усилил экономические связи внутри народности, благодаря чему народности превратились в нации. Нации возникли как из родственных, так и неродственных друг другу племен и народностей в результате их соединения, «перемешивания», «сплавления». Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, территории, культуры. Они говорят на одном языке. Им присущи общие черты национального характера.

История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними возникали распри, кровавые конфликты. Правящие классы, стремясь увеличить территорию и богатства, которыми они владели, не раз натравливали один народ на другой. Разжигая национальную рознь, они использовали обстановку напряженности для усиления антидемократических режимов. И в современном мире продолжаются национальные конфликты.

Мечтой лучших людей всех времен и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями. А. С. Пушкин думал «о временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».

  1. Отношение к истории и традициям народа.

Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Когда германские фашисты задумали уничтожить целые народы или значительную их часть - славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, цыган, - их преступные действия поломали судьбы миллионов семей, принесли несчастье бесчисленному множеству людей. Поэтому человек не может быть безразличным к успехам или бедам своего народа. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая: «Все свое – хорошо, все чужое (т.е. свойственное другой нации) – плохо». Люди, разделяющие такую позицию, готовы, не задумываясь, оправдывать все, что было в истории своего народа, - и хорошее, и плохое, и чернить все, что было в истории другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, а значит, и к новым бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Достижения материальной и духовной культуры народа вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к данной нации, но и у представителей других наций. Но если в истории есть мрачные страницы, то и воспринимать их надо соответственно с болью или негодованием. Не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду.

Но бывают и другие традиции. Например, кровная месть.

Молодое поколение не может слепо воспринимать любые национальные традиции и обычаи. Оно должно самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно преклонения, а что – осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941г. на Советский Союз, рассчитывали на возникновение в СССР национальных столкновений. Они просчитались. Все народы страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди 11 тысяч Героев Советского Союза тысячи русских и украинцев, сотни белорусов, татар, евреев, десятки казахов, грузин, армян, узбеков, мордвин, чувашей, азербайджанцев, башкир, осетин, марийцев, туркмен, таджиков, латышей, киргизов, воинов многих других национальностей.

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями, достигнутое в любой многонациональной стране, - великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять.

  1. Межнациональные отношения в современном обществе

Во второй половине 80-х годов в некоторых районах нашей страны произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Они выбивали людей из нормальной жизненной колеи, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия могут привести к всеобщей беде.

От проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать опасность обострения отношений между людьми разных национальностей, опасность для общества, для каждой семьи, для каждого человека. Необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем.

Многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставлением наций, с установкой на вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.

Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это – высший принцип гуманизма.

Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы территориальной, национально-территориальной и персональной автономии. Последнее означает гарантию прав человека: права национального самоопределения, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации. В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным, по традициям и обычаям, которые он соблюдает, по культуре, которая ему наиболее близка.

Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на народном языке. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы с преподаванием на родном языке.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Международное право содержит такую норму: в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять обряды, а также пользоваться родным языком.

И еще одна важная норма международного права: всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. Законы нашей страны предусматривают уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства. Уголовное наказание влечет за собой и всякая пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

  1. Межнациональные конфликты:

основные причины возникновения и пути их преодоления

Какие жизненные причины межнациональной напряженности считаются актуальными

сегодня? Ныне все субъекты Федерации, согласно Конституции РФ, равны, тенденция к росту самоуправления нарастает. Исправляются просчеты в культурной и языковой политике – намечается рост культурной автономии и пр. можно сделать вывод о том, процесс реформирования, демократизации общественной жизни, построения правового государства в нашей стране положительно сказывается на характере межнациональных отношений. И наоборот: когда национальной политике не хватает мудрости, когда отступают от демократических принципов, попирают права человека, возникает напряженность и даже конфликты.

Всегда и везде есть люди, заинтересованные в разжигании межнациональной розни. Кто они? Возможно, это политиканы-карьеристы, которые на волне национализма хотели бы взобраться на ключевые административные посты, или некомпетентные руководители, которые любят списывать свои промахи за счет «инородцев», постоянно «подбрасывающих» что-то «очень плохое и вредное для народа»; это те писатели, журналисты, которые стремятся снискать дешевую популярность за счет нагнетания шовинистских идей в своих сочинениях. Это, конечно, мафиозные группы, алчущие легкой наживы в условиях нестабильности и слабости правоохранительных органов; это, наконец, люди с больной психикой, комплексом неполноценности, которые пытаются самоутвердиться, оскорбляя и преследуя людей другой национальности.

Можно ли жить без межнациональных конфликтов? Есть ли такие страны, где национальный вопрос успешно разрешен? Каковы пути гармонизации межнациональных отношений?

Анализируя относительно успешный опыт гармонизации межнациональных отношений ряда стран мира (Швейцария, Швеция, Финляндия, Бельгия, США), специалисты полагают, что последовательная демократизация, соблюдение принципов гуманизма в решении этнических проблем и, как главное условие свободы всего народа, защита прав человека проявляют себя в ряде конкретных условий, в том числе:

В предоставлении всем народам, живущим в данной стране, максимально широкого самоуправлении – автономии (во всех ее видах);

В отказе национальных меньшинств от сепаратизма, т.е. обособления, отделения с целью создания нового самостоятельного государства, что нарушает суверенитет страны, несет угрозу ее целостности, создает массу сложных проблем (Россия – проблема Чечни; Канада – проблема франко-канадцев; Испания – проблема басков; Индия – проблема сикхов, тамилов; Эфиопия – проблема эритрейцев; Индонезия – проблема молукски, сумтранских сепаратистов и др.);

В постоянном поиске консенсуса;

Наконец, в настойчивой борьбе с труднопреодолимым пороком – бытовым национализмом и шовинизмом, противопоставляя ему последовательное проведение принципа уважения к людям иной национальности. Это долг каждого мыслящего гражданина, просто порядочного человека.

В заключении хочется ознакомиться с мнением специалистов. Наука утверждает: в абсолютном смысле – нет, а в относительном – да. Иначе говоря, построение гармоничных межнациональных отношений – задача не безнадежная. Сдержанный же оптимизм ученых имеет основания. Мир полон противоречий и конфликтов – это реальность, которую нельзя приукрашивать. И пока существуют социальные и даже межличностные конфликты (а они, видимо, будут существовать всегда), в любом многонациональном обществе сохраняется опасность перевода конфликта в межнациональную плоскость, то есть возможность взвалить вину за все беды на «инородцев». Помимо мудрой национальной политики вообще, этому можно противопоставить только одно – личную культуру межнациональных и шире – межличностных отношений, которую каждый должен вырабатывать в себе. Такая культура, говорил русский ученый Л.Н.Гумилев, считавший дружбу народов бесценным даром, строится на простой формуле: уважай национальное своеобразие другого, будь терпим, отзывчив и искренне доброжелателен, короче – проявляй к другим такое отношение, какое ты ждешь от них.

Используемая литература

  1. Введение в обществознание: Учеб. пособие для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова. – 6 изд. – М.: Просвещение, 2001.
  2. Все различны – все равны: Учеб сб. Идеи, средства, методы и работа в области межкультурного воспитания взрослых и молодежи / Европейский Молодежный центр. – Страстбург.
  3. Конституция Российской Федерации. 2004.
  4. Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира: [этнопсихологический аспект]/Е.В.Мельникова. – М.: Диалог культур, 2006.
  5. Селищева Л. Толерантность – ключ к благополучию общества/Л.Селищева // Библиополе. – 2008. - №5.
  6. Элиасберг Н.И. Обществознание. Социальная практика: Учеб. пособие по обществознанию для 6-7 кл. основной общеобр. шк. – СПб.: Союз, 2006.
  7. http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/8.html

Сочинение ЕГЭ:

В чём смысл жизни? Что объединяет людей? Чем отличается честь истинная от ложной? Ответы на эти и многие другие нравственные вопросы можно найти в статьях академика Д.С.Лихачёва. Одна из самых актуальных в современном обществе - проблема отношения к другим нациям и народам - поднимается публицистом в предложенном мне тексте.

Чтобы привлечь внимание читателя к волнующей проблеме, автор рассказывает о чувствах героя, впечатлённого разговором с молодыми людьми. Мы видим, какое искреннее недоумение у рассказчика вызывает нежелание собеседников воспринимать проблемы малых народов, населяющих Россию, как свои. Не случайно он называет собеседников «милыми и думающими»: Д.С.Лихачёву важно показать, насколько масштабно неприятие одного народа другим, если вполне образованные люди уверены в превосходстве своей нации. Обосновывая несостоятельность этой точки зрения, публицист показывает, как «много ценного для ми-ровой культуры и науки» даёт сотрудничество русских, татар, мордвы, марийцев. Для этого автор перечисляет заслуги русских востоковедов, искусствоведов, историков, отдавая дань национальному обмену «научным опытом между народами». Финальная часть текста - это предупреждение о двух путях развития многонационального государства. И если один (автор является её убеждённым сторонником) ведёт к процветанию страны, то второй (национализм) разрушает её.

Позиция автора не вызывает сомнений. Д.С.Лихачёв справедливо считает, что помощь другим народам - «это есть осознание силы, уверенность в себе» и «настоящая мощь», а национализм «губит свою собственную культуру, иссушает».

Чтобы обосновать свою точку зрения, мне хотелось бы обратиться к замечательной повести Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». В центре нашего внимания два героя -подростка: Бруно и Шмуэль. Мы убеждаемся в том, что дети очень похожи: оба чувствуют себя одинокими, увлекаются игрой в «экспедиции», хотят подружиться. Страшно, что мир, в котором в людях ценятся умение понимать друг друга, верность, грубо разрушает идеология нацизма. И если Шмуэль живёт за колючей проволокой, потому что принадлежит еврейскому народу, то Бруно, как представитель «чистой» арийской нации, не должен даже видеться с заключённым лагеря. Читая повесть, понимаешь, к каким страшным последствиям приводит политика ксенофобии: ни в чём не повинные подростки становятся заложниками взрослой «игры» в превосходство одной нации над другими.

Пример гонения на народ описал белорусский прозаик В.Быков в повести «Сотников». Мы становимся свидетелями страшной трагедии маленького местечка, в котором были истреблены все люди еврейской национальности. Немало досталось и Басе, тринадцатилетней девочке, оказавшейся в подвале вместе с ожидавшими ликвидации партизанами. Смерть родственников, скитания, голод, издевательства полицаев - всё это выпало на её долю только потому, что девочка отличалась от других национальностью. История Баси помогает понять: идея превосходства одной нации приводит к нарушению общечеловеческих законов нравственности.

Текст Д.С.Лихачёва обращён к каждому из нас. Поставив себя на место героев, задумываешься о том, что ценность человека заключается не в принадлежности к какой-либо расе, народу, нации, а в качествах, которые позволяют нам оставаться людьми.

Текст Д. С.Лихачёва:

Много лет назад, ещё до образования Общества охраны памятников культуры и истории, я встретился молодыми людьми, которые как я, были обеспокоены тем небрежением, в котором находились, особенно тогда, памятники культуры.Вместе мы перечисляли, что мы теряем и теряем и что можем ещё потерять, вместе были обеспокоены делились своей тревогой о будущем. Я стал говорить, о том что, мы недостаточно заботимся о памятниках малых народов: Ижора ведь исчезает бесследно. И вдруг мои молодые люди насупились: "Нет, мы будем заботиться только о русских памятниках".- "Почему?" - "Мы русские". - "Но разве не долг России помогать тем народам, которые волею истории связали свою судью судьбой России?".

Мои мальчики быстро согласились со мной. "Вы помните, - говорил я.- Делать доброе гораздо отраднее, чем плохое. Принято делать подарки. В благотворительности, в добром отношении к людям есть сознание силы, уверенность в себе, настоящая мощь". Лица мальчиков просветлели. Точно груз спал с их плеч.

Я говорил, между прочим, и о том, как много ценного для мировой культуру дают народы Поволжья, живущие по великой русской реке Волге. А разве Волга не река других народов- татар, мордвы, марийцев, и прочих? Далеко ли от неё до народа коми или башкир? Сколько мы, русские, получили культурный ценностей от других народов именно потому, что сами давали им много! А культура-это как неразменный рубль: расплачиваешься этим рублём, а он всё у тебя в кармане и даже, глядишь, денег становится больше.

Какие крупные русские учёные изучали языки средней Азии, Сибири и Кавказа! Сколько у нас было выдающихся востоковедов и как выросла сама русская филология благодаря изучению культур народов Востока, какой авторитет завоевала во всём мире!

А искусствоведение, историческая наука, фольклористика, литературоведение, да и в многое другое! Русская наука не проиграла оттого, что русские учёные принимали участие организации национальных научных центров и национальных учебных заведений. Она обогатилась и продолжает обогащаться изучением идей, возвращающихся к нам в Россию из Еревана, Баку, Тбилиси, Ташкента, Минска,Петрозаводска,Вильнюса, Риги...

Вряд ли в этом беспорядочном перечислении научных центров я упомянул всех и вся. Дело не в полноте перечисление, а в полноте осознания той роли, которую играет национальный обмен научным опытом между народами.

Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других и самому обогащаться духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит собственную культуру, иссушает её.

(По Д.Лихачёву)

Первым условием правильных отношений между народами является осознание ими того факта, что в мире есть могучая сила, заинтересованная в их разрушении. И не просто заинтересованная, а способная их разрушить и разрушающая их весьма успешно. Эта сила - капитализм с его масонскими и другими, зависимыми от масонства, структурами. Примером такого разрушения могут служить европейские народы, утрачивающие как бы естественно свои национальные черты, чем дальше, тем больше. Но на самом деле эти народы разрушаются потому, что ставятся в условия, в которых они не могут не разрушаться. Если современные темпы их разрушения сохранятся, то, по подсчётам демографов, эти народы исчезнут практически полностью примерно через сто лет.

Глубинной причиной вражды масонских руководителей к народам является то обстоятельство, что они созданы Богом и в качестве Его созданий заключают в себе начала, препятствующие торжеству Его противников. Т.е. тех же самых масонов. Поэтому противники Бога и не могут не разрушать эти Его создания.

Если войти в логику разрушителей, то нетрудно понять, что начинать это дело они должны не с разрушения всех народов подряд, а с разрушения самых опасных для них народов и с использования ради этого дела менее опасных. А самые опасные для них народы это бывшие христианские народы, потомки которых сохраняют в своей глубине возможность религиозного и национального их возрождения.

Из христианских народов самым опасным для разрушителей является русский народ. Об этом свидетельствуют те чрезвычайные усилия, которые прилагают разрушители для его дискредитации в глазах других народов и для создания таких условий его жизни, в которых он должен разрушаться особенно быстро.

После его уничтожения или, как минимум, после его духовной нейтрализации разрушители примутся за уничтожение российских народов, ныне науськиваемых ими на русский народ. И тогда они окажутся совершенно беспомощными перед той антинациональной силой, о которой у нас речь. Вот когда они поймут, что их спасение было в спасении русского народа и в их союзе с ним. Но будет уже поздно.

То же самое нужно сказать вообще обо всех народах. Их спасение в их общем союзе против их разрушителей. Их спасение в максимально быстром гашении их вражды друг к другу. Потому что в борьбе друг с другом они обессиливают себя и помогают тем самым своим смертельным врагам.

Чтобы предотвратить катастрофу России и последующую за ней катастрофу всех народов Земли, каждый народ, большой он или маленький, должен понять, что в одиночку никто из них не спасётся. Спастись можно только сообща. И чем больше народов поймут эту истину и войдут в общий их союз, тем больше будет у них шансов на спасение. Ибо противник их располагает на сегодняшний день куда большими научно-техническими, военными и другими возможностями, чем они сами. Но окажутся ли эти возможности достаточными для торжества разрушителей - это вопрос.

Итак, вот первое условие правильных отношений между народами. Оно же и первое условие спасения русского народа.

Вторым условием правильных взаимоотношений народов является правильная их самоорганизация. Если её не будет, то никакие правильные нормы их взаимоотношений их не спасут. Даже если будут провозглашаться официально. Они так и останутся на бумаге. А в реальной жизни будет происходить по-прежнему самоубийственная борьба народов друг с другом, которая будет не только их обессиливать, но и развращать, подготавливая их тем самым к капитуляции перед их разрушителями.

Правильная самоорганизация шовинистических или склонных к шовинизму российских народов в их отказе от шовинизма ради их собственного спасения в будущем. Если эти народы сумеют осознать направленность современной жизни и логически следующий из неё финал, то начнут перестраивать себя для служения общим интересам всех российских народов. И, в первую очередь, для укрепления дружественных отношений с русским народом как с основой общероссийского единства.

Я не говорю, что такое случится непременно, но только то, что без этой перестройки национального сознания эгоистических ныне народов их ожидает общий их крах.

Можно только сказать, что настроенность российских народов будет зависеть в сильнейшей степени от господствующих настроений в русском населении. Если оно будет по-прежнему демонстрировать свою полную беспомощность в идейном и организационном отношении, то лучшим силам в российских народах будет не на кого указывать как на русский народ. Где он, этот ваш русский народ? - спросят их с усмешкой их соплеменники. И будут по-своему правы.

Но если настроение в русском населении начнёт меняться в лучшую сторону; если русские поймут, наконец, необходимость своей национальной самоорганизации снизу; если они начнут стягиваться в союзы русских людей по месту жительства (чтобы решать сообща свои местные проблемы, насколько это в их силах, и дорастать постепенно до понимания своих общенациональных задач), то и отношение к русским со стороны российских народов будет тоже меняться. Не сразу, постепенно, но будет. Если этот процесс приобретёт более или менее массовый характер.

Лишь превратившись из разрозненного и потому бессильного населения в идейно и нравственно организованный русский народ, русские донесут свою идею союза народов до российских народов. И не только до российских.

А для того, чтобы стать русским народом, русским нужна зрелая русская национальная идеология, т.е. система идей, ориентирующих их разумно в мировоззренческом и социально-политическом отношении. Если она будет выработана, то вслед за ней будет выработана и зрелая система норм русской жизни. В этом случае у русских будет общее представление о том, каким должен быть правильный человек, какой должна быть правильная семья, какой должна быть правильная национальная община. Каким должно быть правильное государство. Какой должна быть правильная внутренняя и внешняя политика государства.

В этом случае у русских появится взаимопонимание, и, как следствие, они будут не противоречить друг другу и не удаляться в раздражении друг от друга, а помогать друг другу. И жить им будет тогда намного отраднее, чем сегодня. У них появятся такие силы, каких нет сегодня.

Но кто будет вырабатывать и усваивать эту зрелую русскую идеологию? Ясно, что подавляющее большинство современных русских на это заведомо не способны. При том почти нулевом уровне их религиозного и национального образования они не способны не только находить созидающие их идеи, но даже правильно понимать уже найденные. А православные интеллектуалы-националисты тоже не способны сегодня на это по причине своей разрозненности.

Чтобы созидать зрелую русскую национальную идеологию, необходимо сочетание личных усилий по этой части с усилиями других заинтересованных в этом деле лиц. Нужны регулярные их собрания для совместного обсуждения этой большой темы. Что такое национальная идеология? Из каких идейных блоков она должна состоять? В каком виде она была в прошлом и почему не сумела в прошлом организовать русский народ? В каком виде она должна раскрываться сегодня? Эти и другие важные вопросы должны ставиться, чтобы участники собраний искали и находили на них всё более правильные и всё более полные ответы.

Нужны не просто разговоры о русской национальной идеологии, а её выработка, т.е. отбор наиболее правильных идей с точки зрения большинства участников того или иного собрания. Это большинство может ошибаться в чём-то или даже во многом, но если оно выработает свой проект современной русской идеологии (хотя бы в самом простейшем его виде), то позволит не согласному с ним меньшинству подвергнуть этот проект критике. Если критика будет убедительной, то большинство рано или поздно согласится с ней и выправит свой проект. А если не согласится, то меньшинство выработает свой проект, и сопоставление того и другого будет способствовать работе русских умов. Будет способствовать постоянному совершенствованию их представления о том, какой должна быть правильная русская идеология.

Но русских не спасёт даже самая правильная русская идеология, если они не поймут, что они, как уже сказано, в своём подавляющем большинстве, невежды в религиозном и национальном отношении, и не сделают из этого открытия правильные выводы.

Первый из этих правильных выводов будет в том, что их невежество в столь важном вопросе это духовная их слепота. А духовно слепые народы бессильны даже тогда, когда велики количественно и обладают большой физической силой. Представители этих народов могут собираться на митинги и кричать хором лозунги, но на правильную самоорганизацию они не способны. А без неё они не способны на правильные отношения с другими народами. А без правильных отношений с другими народами их ожидает в будущем только гибель, о чём уже говорилось.

Второй правильный вывод будет в том, что русским для их спасения как нации нужна система религиозного и национального самообразования. Существующая официальная система образования имеет космополитический и, как правило, безрелигиозный характер. Она формирует духовных невежд, умеющих производить и потреблять большое количество услуг и товаров, но не умеющих думать о смысле человеческой жизни и происходящих в человечестве процессах. А если не умеющих думать о самом главном, то и не способных строить правильное общество. Если русские не сумеют противопоставить этой порочной системе свою положительную систему самообразования, то их будущее будет временем их таяния и исчезновения как нации.

Речь идёт, естественно, не о том, чтобы русские игнорировали существующие учебные заведения. Они должны брать от них все знания, какие могут потребоваться им в жизни. Речь идёт о том, чтобы они, осознав недостаточность этих знаний для достойной человека жизни, со всей серьёзностью взялись за организацию своих регулярных национальных собраний по домам, имеющих целью религиозное и национальное самообразование.

О том, какими должны быть эти собрания, нельзя рассказать в немногих словах. Поэтому я не буду касаться здесь столь значительной темы. Кому она интересна, могут ознакомиться с моими соображениями о русских собраниях в двух статьях. Первая из них так и называется: «О русских собраниях». Название второй: «Апология русских собраний». Они расположены на моём сайте (вторая статья опубликована, кроме того, в журнале «Молодая Гвардия», № 4 за 2010-й год).

Выработка зрелой национальной идеологии и организация в русском и российских народах регулярных малых собраний с целью религиозного и национального самообразования будут, на мой взгляд, третьим условием правильных отношений между народами.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта