Главная » Мода » Методика определения историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, с точки зрения истории. Основные принципы определения предмета охраны объектов культурного наследия

Методика определения историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, с точки зрения истории. Основные принципы определения предмета охраны объектов культурного наследия

Приказ Минкультуры России от 13.01.2016 N 28 Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ,

ВКЛЮЧЕННОГО В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ

КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ)

НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 64

КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ)

НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"


Судебная практика и законодательство - Приказ Минкультуры России от 13.01.2016 N 28 Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации


Согласно пункту 15 Приказа орган государственной власти, утвердивший предмет охраны объекта культурного наследия, направляет копию указанного акта в орган государственной власти, прекративший осуществление полномочий по государственной охране указанного объекта, в целях отмены ранее принятого акта об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия.


Распоряжение Комитета по культурному наследию г. Москвы от 2 августа 2010 г. N 9
"Об утверждении методических указаний в области государственной охраны объектов культурного наследия"

В целях научно-методического обеспечения государственной охраны объектов культурного наследия, выработки единых стандартов по составу, полноте, форме предоставления исследовательских и проектных материалов:

1. Утвердить следующие методические указания:

- "Методические указания по проведению комплексных историко-культурных исследований";

- "Методические указания по определению предмета охраны для объектов, предложенных к включению в реестр объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия и объектов культурного наследия федерального и регионального значения (памятников истории и культуры)";

- "Методика формирования границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)";

- "Методические указания по проведению визуально-ландшафтного анализа условий восприятия объектов культурного наследия в их исторической и природной среде";

- "Методические указания по проектированию зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия";

- "Методика выполнения историко-культурных исследований с определением территорий объектов культурного наследия (произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства), зон их охраны, предметов охраны и режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия (произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства)".

2. В срок до 15.08.2010 заместителю председателя Емельянову А.А. обеспечить представление "Методических указаний" для согласования в Росохранкультуру.

3. В срок до 30.08.2010 заместителю председателя Емельянову А.А. обеспечить размещение текста "Методических указаний" на официальном сайте Москомнаследия (www.mkn.com.mos.ru) и опубликование текста "Методических указаний" в правовой базе "Koнcультaнт плюc".

4. Структурным подразделениям Москомнаследия, осуществляющим рассмотрение, утверждение и согласование исследовательских и проектных материалов руководствоваться методическими указаниями, являющимися приложением к настоящему распоряжению.

5. При размещении Москомнаследием государственного заказа на разработку исследовательских и проектных материалов в договоре и технических требованиях к разработке таких материалов указывать обязательное их соответствие методическим указаниям, являющимися приложением к настоящему распоряжению.

6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя Савину И.А., заместителя председателя Емельянова А.А., и.о. заместителя председателя Сафронова В.М., заместителя председателя Филяева А.Е. в соответствии с закрепленными за ними полномочиями.

Общий контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Методика определения историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, с точки зрения истории.

Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 01.01.2001 г. (далее – федеральный закон) в научный оборот в области охраны объектов культурного наследия введено понятие «предмет охраны».

Этот термин, предложенный специалистами из г. Санкт-Петербурга, был заложен в закон как «описание особенностей объекта, послуживших основанием для включения его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ и подлежащих обязательному сохранению».

На практике это означает, что частью процедуры постановки объекта под государственную охрану является определение и анализ историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, выявление его предмета охраны и, затем, проведение государственной историко-культурной экспертизы по результатам анализа. Одобренные экспертизой позиции предмета охраны объекта являются характеристикой объекта культурного наследия и включаются в реестр, указываются в учетных документах по объекту культурного наследия.

В связи с этим определение историко-культурной ценности объекта и его предмета охраны становится важным этапом в деле постановки под государственную охрану объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Процедура определения нуждается в разработке методики, по которой должны осуществляться анализ и оценка подобных объектов, причем - с нескольких позиций. Необходимо определить ценность объекта с точки зрения архитектуры, градостроительства, монументального и монументально-декоративного искусства, археологии и истории.


Каждое направление требует особой методики, которая учитывала бы специфику данного вида историко-культурной деятельности. Особое место здесь занимает история, где оценка объекта , обладающего признаками объекта культурного наследия, особенно сложна.

Сложность состоит в определении и в сравнении значимости лиц и событий, с которыми связан объект, для истории поселения (населенного пункта, страны (народа), мира), в уточнении значимости самого объекта в жизни той или иной персоналии, или событии, а также - в анализе типологической сохранности объекта, т. е. выявлении аналогичных объектов и уточнения степени их сохранности. Сохранность объекта вычисляется с точки зрения единственности или распространенности подобных объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия или объектов, уже состоящих под государственной охраной.

В связи с тем, что термин «предмет охраны» ранее не был сформулирован и в настоящее время только входит в научный оборот, то и подход к методике определения историко-культурной ценности объекта и его предмета охраны является новым.

Вместе с тем, следует отметить, что формулировкой понятия «предмет охраны» занимались специалисты из Санкт-Петербурга, заложившие некоторые позиции, которые должны учитываться в системе историко-культурной оценки объекта для определения его предмета охраны.

Однако, полностью система еще не разрабатывалась, тогда как необходимость методических разработок в данной области является насущной проблемой и важной необходимостью в деле охраны объектов культурного наследия.

Специалистами НИМЦ ГУОП г. Москвы был разработан один из вариантов методики определения историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, с точки зрения истории, который мы предлагаем для обсуждения и апробировании на практике.

Для осуществления историко-культурной оценки объекта и определения «предмета охраны» объекта как памятника истории, необходимо учесть ряд позиций, характеризующих историко-культурный облик объекта.

Для определения данных позиций, необходимо, опираясь на различные источники, создать перечень исторических сведений (фактов, связанных с лицами и событиями), связанных с объектом.

Историко-культурная значимость объекта, связанного с персоналиями (лицами), зависит от полученных коэффициента значимости персоналии, коэффициента значения объекта в жизни данной персоналии и результатов определения типологической сохранности объекта. Анализ этих характеристик определяет историко-культурную ценность объекта и персоналии, с ним связанной.

Рассматривая историко-культурную ценность объекта с точки зрения связанных с ним событий, необходимо учесть значение этих событий в истории поселения, а также роль объекта по отношению к данному событию и типологическую сохранность объекта, связанного с данным событием. В процессе анализа предложенных характеристик может быть сформирована историко-культурная ценность события в истории поселения и ценность объекта, связанного с данным событием.

Далее, учитывая историко-культурную ценность объекта по отношению к персоналии или ценность объекта, связанного с историко-значимым событием, формируются историко-культурная ценность этого объекта и его предмет охраны. Процесс определения предмета охраны, т. е. подлинных элементов объекта и его особенностей, относящихся к установленному историко-значимому событию или персоналии, осуществляется путем соотношения имеющихся исторических данных (из архивных и библиографических источников) с современной ситуацией по объекту.

Предложенная методика призвана определять историко-культурную ценность и предмет охраны объекта культурного наследия в наиболее сложном в методическом отношении ракурсе – с точки зрения истории.

Вместе с тем, сотрудниками НИМЦ ГУОП г. Москвы разрабатываются методики определения историко-культурной ценности и «предмета охраны» объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, с точки зрения архитектуры, археологии, градостроительства, а так же ценности в художественном отношении (как объекта монументального и монументально-декоративного искусства).

Минкультуры РФ распространило инструктивное письмо «по выработке единой правовой позиции относительно возможности изменения ранее установленных предметов охраны объектов культурного наследия». Документ (№106-01.1-39-01 от 11 апреля 2017 года) за подписью замминистра Олега Рыжкова адресован региональным госорганам охраны памятников и экспертам, проводящим государственную историко-культурную экспертизу. Он опубликован Правовым порталом в сфере культуры.

Письмо содержит два основных положения.

Во-первых, оно накладывает запрет на изменение ранее утвержденных предметов охраны с помощью государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ) – вероятно, отталкиваясь от практики.

Аргументация: в соответствии с федеральным законом «Об объектах культурного наследия» ГИКЭ может проводиться «в целях уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в единый государственный реестр» или выявленном объекте. Однако согласно подпункту «а» пункта 20 Постановления Правительства РФ от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» это уточнение сведений возможно лишь в части уточнения наименования, времени создания, дат основных изменений памятника или связанных с ним исторических событий. Уточнение предмета охраны здесь не фигурирует, поэтому и «изменение предмета охраны объекта культурного наследия путем подготовки экспертизы, целью которой является уточнение сведений об объекте культурного наследия, не является правомерным ».

Министерство при этом напоминает о действующем порядке разработки и утверждения предметов охраны, «в соответствии со статьей 64 Федерального закона».

Во-вторых, Минкультуры РФ распорядилось, как поступать в случае необходимости изменения предметов охраны, «утвержденных федеральным органом исполнительной власти». Судя по контексту письма, речь идет о случаях, когда полномочия по госохране объекта перешли от федерального органа охраны памятников к региональному.

Утвердив измененный предмет охраны, региональный орган «направляет копию указанного акта в орган государственной власти, прекративший осуществление полномочий по государственной охране указанного объекта (т.е. в Минкультуры - Ред.), в целях отмены ранее принятого акта об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия».

Но при этом изменение предмета охраны не может быть произвольным. Согласно пункту 13 приказа Минкультуры России от 13.01.2016 № 28 «Об утверждении порядка определения предмета охраны…», изменение утвержденного предмета охраны возможно только «на основании документов или результатов историко-культурных исследований, отсутствовавших при подготовке проекта предмета охраны объекта культурного наследия и дающих основания для изменения предмета охраны объекта культурного наследия».

Поэтому «для рассмотрения вопроса об изменении ранее утвержденного предмета охраны объектов культурного наследия и признании утратившим силу приказов Минкультуры России в части утверждения предметов охраны объектов культурного наследия необходимо сформировать проект предмета охраны и материалы согласно пунктам 4 и 5 Приказа и представить в Минкультуры России в 2-х экземплярах на рассмотрение».

Материалы должны содержать обоснование предлагаемого решения и анализ «документов, отсутствовавших при подготовке проекта предмета охраны объекта культурного наследия и дающих основания для изменения предмета охраны объекта культурного наследия». И все это должно быть подкреплено «фотографическими и архивными материалами».





Предыдущая статья: Следующая статья: