Главная » Красота и здоровье » Сочинение на тему: «Проблема «Отцов и детей. Родители и дети: как построить доверительные отношения? Проблема отцов и детей в нравственных приоритетах

Сочинение на тему: «Проблема «Отцов и детей. Родители и дети: как построить доверительные отношения? Проблема отцов и детей в нравственных приоритетах

Текст из ЕГЭ

(1)В редакцию журнала пришло интересное письмо. (2)Автор -семидесятидвухлетиий москвич — пишет: «Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин, — так он не похож на мать, на меня, на свою бабушку. (З)Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери — моей дочери — по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне «дед» я порой чувствую привязанность… (4)Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими «прикидами» и «приколами», его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, — всё это делает его настоящим инопланетянином в нашей семье… (5)Глядя на внука и его приятелей, проходя мимо шумных компаний подростков, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? (6)Кто сделал их такими?». (7)Спорить с автором письма не приходится. (8)То, о чём он пишет, наверняка знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. (9)Единственное, с чем нельзя безоговорочно согласиться, — это с вопросом «Кто сделал их такими?». (10)Мы так привыкли во всём искать виновных, что спокойный взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом. (11)Конечно, куда проще сказать, что во всём виноваты телевидение, американские фильмы, школа, рыночная экономика, правительство, чем постараться понять причину так пугающе расширившейся пропасти между отцами и детьми, не говоря уже о внуках. (12)А пропасть эта, между прочим, была всегда. (13)Об этом сто сорок лет тому назад И.С. Тургенев написал свой знаменитый роман «Отцы и дети». (14)Да что Тургенев! (15)В одном из древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится. (16)Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас. (17)Изучал влияние убыстрившегося хода истории во второй половине XX века психологи даже ввели термин «шок будущего». (18)Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестаёт поспевать за чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях. (19)Что же говорить о нас когда за одно десятилетие — неуловимое мгновение по меркам истории -мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация политический строй, исчезла привычная страна. (20)Это не просто шок будущего, это супершок. (21)Приходится только удивляться душевно? стойкости, которая позволила людям выстоять перед таким историческими цунами. (22)Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похож на нас? (23)Просто они живут в другое время, в другую эпоху. (24)А кто лучше, мы или они, — вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (25)Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае — странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся. (26)Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас. (27)Прежде всего нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чуждыми они нам ни казались. (28)И это разумеется, трудно, но необходим.

(По Е. Кореневской)

Вступление

На протяжении многих веков людей творческих волнует проблема взаимоотношения поколений. Этой теме посвящено множество литературных произведений, фильмов и театральных постановок. Да и в реальной жизни сложно найти человека, ни разу не сталкивавшегося с непониманием или неодобрением старших.

Проблема

Е. Керенеевская заявляет проблему «отцов» и «детей», размышляя над письмом семидесятилетнего мужчины, возмущенного непохожестью на него внука-подростка.

Комментарий

В письме пожилого человека отчетливо звучит вопрос: почему молодое поколение так отличается от старшего? Он выражает беспокойство по поводу внешнего вида четырнадцатилетнего внука, его речи, пестрящей молодежным сленгом. Других претензий у дедушки нет – мальчик показывает себя хорошо в учебе и помогает матери по хозяйству.

В конце письма звучит просьба найти ответ на вопрос: «Кто сделал их такими?». Возможно, виновато телевидение, зарубежные фильмы, современное образование, политика правительства. Но ведь над этой проблемой задумывались люди и в былые времена, особенно на пороге величайших перемен в обществе.

Авторская позиция

Е. Керенеевская убеждена, что для примирения «отцам» и «детям» следует быть более терпимыми друг к другу, проявлять уважение к интересам близких. Тогда возможно будет наладить продуктивное общение.

Своя позиция

С автором нельзя не согласиться. Если бы мы были толерантнее к консерватизму старших, а они не так поражались всем «странностям» молодежи, жизнь для многих стала бы проще. В конце концов, не так уж мы различны.

Аргумент №1

Об этом пишет И.С. Тургенев, величайший русский классик 19 века, в своем романе «Отцы и дети». Автор рассматривает столкновение двух поколений, двух противоположных по взглядам миров – мир дворян-аристократов, либералов Кирсановых и мир революционеров-разночинцев Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова.

С самого начала романа конфликт между «отцами» и «детьми» плавно нарастает, доходя до кульминации в сцене дуэли Павла Петровича и нигилиста Базарова. Но уже во второй половине произведения мы видим, как правила родителей становятся близки Аркадию, как принимает многое из того, что ранее отрицал, Евгений.

В результате, Аркадий становится примерным семьянином, живет дружно и с отцом, и с дядей. А Базаров, чуждый простому человеческому счастью, умирает в одиночестве. Возможно, меньшее следование идеям нигилизма позволили бы Евгению лучше понять стариков Кирсановых и собственных родителей. Может и жизнь его сложилась бы менее трагично.

Аргумент №2

Вспоминается еще одно произведение, где проблема неприятия поколений друг другом привела к гибели главной героини. Это пьеса «Гроза» А.Н. Островского.

Кабанова – мать большого семейства, очень властная и требовательная женщина, заставляла своих детей и их семьи жить по тем правилам, которые ей подсказывал домострой. Она не допускала ни малейшего отступления от сложившегося у нее в голове сценария, унижала и оскорбляла всех своих домочадцев, чтобы содержать их в постоянном страхе.

Не выдержав столь гнетущей атмосферы, Катерина, привыкшая к открытому проявлению чувств и всем сердцем мечтающая о свободе, сначала изменяет мужу, а затем и вовсе бросается в Волгу, покончив жизнь самоубийством. Тихон, узнав о ее смерти, обвиняет в произошедшем свою мать.

Разобщенность героев, приведшая к трагедии, вызвана неумением людей мириться со слабостями других, с особенностями их мировосприятия. Будь купчиха Кабанова немного умнее, она не осталась бы одна на старости лет, а обрела бы большую и дружную семью.

Заключение

Непонимание между родителями и детьми – это закономерность, диктуемая ходом времени. Чтобы избежать излишних неприятностей, нужно быть более чуткими друг к другу, стараться понимать и уважать интересы и ценности каждого, насколько бы странными они нам не казались.

(362 слова)

Время рождает противоречия. И неважно, какой это век, девятнадцатый или двадцать первый. Проблема «отцов» и «детей» вечна. Конфликт поколений сохраняется и в 19 веке, но имеет свою отличительную особенность. Какие события дали виток «новому» конфликту?

20 мая 1859 года. Тургенев выбрал эту дату неслучайно: страна готовилась принять реформу по отмене крепостного права. Вопрос, каким «путём» пойдёт развитие страны после реформы, волновал многие неспокойные умы. Мнения в обществе разделились: отцы хотели оставить все по-старому, дети хотели радикальных преобразований.

Яркий представитель революционно – демократического лагеря («детей») в романе – Евгений Базаров. Он отрицает сами основы существующего миропорядка, при этом ничего не предлагая взамен. Его не интересует, что будет дальше. «Сперва надо место расчистить», — уверенно заявляет герой. Базаров — прагматик. «Романтизм» во всех его проявлениях он именует не иначе как «чепухой и гнилью». Евгений Васильевич проходит испытания любовью, а затем и смертью, из которого «выходит победителем», признав свою ошибку – крайний радикализм взглядов.

Его точку зрения отцы никак не могли принять, так как Евгений был слишком категоричен и отрицал все то, что составляет основу мировоззрения старшего поколения. Однако это старческое упрямство и нежелание понимать новые веяния можно истолковать, как стремление затормозить прогресс. Отцы на своем веку ничего не сделали, никак не помогли народу, зато хотят помешать другим что-то изменить.

Братья Кирсановы представляют в романе либеральное дворянство («отцов»). Николай Петрович боится потерять духовную связь с сыном. Он пытается «идти в ногу со временем», чтобы предостеречь Аркадия от ошибок. Однако Павел Петрович резко отвергает перемены. Закоренелый крепостник ценит народ за покорность и не хочет его освобождать. Если отец Аркадия сам готов признать равенство с крестьянами, влюбившись в крепостную девушку и женившись на ней, то его брат негодует и отрицает возможность мезальянса.

Отцы хоть и не понимают надобности изменений, все равно несут в себе много полезного опыта. От их наследия отказываться нельзя, поэтому Базаровым надо научиться такту, это будущему тоже не повредит. Новые люди пока тоже не понимают народа и его нужд, также ничего не сделали, но у них есть шанс исправить ошибки старшего поколения. А как это сделать, если не прислушиваться к нему и не знать его? Ничего. Автор доказывает нам это, показывая, что прогрессивный Евгений является двойником консервативного Павла Петровича, который повторяет его неудачную судьбу, только делает ее еще трагичнее.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Проблема отцов и детей.

Эта проблема была актуальна во все времена, и она затрагивает все поколения. Конфликт между отцами и детьми существовал как раньше, так и сейчас. Тема эта стара как мир. Является она лишь частью той бесконечной естественной борьбы старого с новым, из которой новое не всегда выходит победителем, и трудно сказать, хорошо это или плохо. Кроме того, в семье, от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от взаимоотношений в семье, между родителями и детьми, зависит то, как в будущем человек будет относиться к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что для него будет самым главным и святым.

Конфликт заключается в том, что старшее поколение учит младшее «как жить», навязывает им свое мнение, стараясь передать свой накопленный опыт, и между поколениями возникают разногласия во взглядах на какие-либо вещи, проблемы. Однако не всегда только родители способны чему-то научить своих детей, нередко и дети могут многое дать своим родителям. Недавно, просматривая фильм «Литр слез», я услышала такую фразу от матери девушки с неизлечимой болезнью: « Я всегда думала, что только я воспитываю свою дочь, а оказалось, что и с помощью неё я поняла очень многое».

Проблема отцов и детей не раз поднималась в русской литературе.

К этой проблеме разные авторы подходят по-разному. Кроме романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», само название которого показывает, что эта тема самая важная в романе, данная проблема существует практически во всех произведениях: в одних она представлена более ярко, в других появляются лишь намеки для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял проблему отцов и детей. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах литературных произведений. Фонвизин тоже затрагивал эту проблему в своем произведении «Недоросль»

Проблема отцов и детей включает в себя целый ряд важных нравственных проблем. Это и проблема образования, благодарности, непонимания. Они подняты в различных произведениях, и каждый автор пытается по-своему взглянуть на них.

Вспоминается пословица: «Каков батька, таковы и детки». Но, хотя эта пословица часто бывает права, иногда все оказывается наоборот. Тогда появляется проблема непонимания. Родители не понимают детей, а дети - родителей. Родители навязывают детям свою мораль, принципы жизни, а дети не хотят принять их, но не всегда могут и хотят сопротивляться. Такова Кабаниха из «Грозы» Островского. Она навязывает детям свое мнение, приказывает поступать лишь так, как хочет она. Кабаниха не давала нормально жить своему сыну Тихону и его жене, Катерине.

Проблема «отцов и детей» актуальна во все времена, потому что это глубоко нравственная проблема. Все то, что для человека является святым, передается ему родителями. Прогресс общества, его развитие порождает разногласия между старшими и молодым поколением.

Проблема отцов и детей - одна из важнейших проблем в русской классике. Очень часто в литературных произведениях новое, молодое поколение оказывается более нравственным, чем старшее. Оно отметает старую мораль, заменяя её новой. Но нам все-таки не надо забывать своих «отцов», ужасно, когда молодое поколение менее нравственно, чем предыдущее. Поэтому проблема «отцов и детей» живет и сейчас, приобретая несколько другое направление.

Проблема "отцов и детей" издавна волновала философов, да и просто мыслящих людей. Она занимала если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Может быть, огонь этой идеи угас во времена средневековья, когда мысли ученых были заняты поиском философского камня, а глаза горели пламенем наживы.

Но во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы - консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети - "двигатели прогресса", стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. Отцов и детей я беру в более широком смысле, чем семейные узы.

"Отцы" и "дети" смотрят на мир с разных точек зрения. "Дети", по мнению "отцов", ведут человечество к катастрофе (культурной, экологической и др.). Но катастрофы, как и утопии, предсказывали многие, но пока не было катастрофы, ставящей под угрозу существование человечества. Это потому, что, чем больше опасностей, вызванных прогрессом, тем больше средств противостояния этим опасностям, тем же прогрессом созданных.

"Отцы", по мнению "детей", - торы на пути прогресса. Но нет такой горы, которую нельзя преодолеть.

Со временем "дети" становятся "отцами". В этом отношении наблюдается цикличность. Вся история человечества состоит из таких циклов .

В противостоянии "отцов" и "детей" есть свой смысл: "отцы" сдерживают прогресс, вызываемый "детьми”, чтобы переход от старого к новому прошел более гладко.

По моему мнению, не существует проблемы, а существует явление "отцов и детей".

Это явление может вызвать местные конфликты, но в целом это неотъемлемая часть человеческого существования.

Проблема отцов и детей возникает перед близкими людьми, относящимися к разным поколениям. Каждому из них предназначен свой исторический период. В связи с этим, из поколения в поколение меняются взгляды на жизнь и система ее ценностей, которую любой из нас готов решительно отстаивать.

В прежние времена люди почитали за основу бытия принципы старших. Однако, довольно часто, дети, впитывая в себя семейный опыт, желают выйти из-под влияния взрослых. При этом они отрицают все догмы старшего поколения. Детям кажется, что они смогут построить свою жизнь намного лучше, ярче и интереснее. Им хочется как можно скорее решать все вопросы самостоятельно.

Проблема отцов и детей возникает практически во всех формированиях человеческого общества: - в семье; - в трудовом коллективе; - в целом в общественной формации. С самого рождения ребенка учат родители. Когда он ходит в детский сад - воспитатели. Школьника - учителя. В определенное время в этой цепочке возникает такой момент, когда всякие поучения начинают вызывать отторжение. Обычно это наступает тогда, когда у ребенка начинают развиваться личностные качества, осознание права собственного выбора, а также ответственности за него .

Проблема отцов и детей в наше время довольно сложная. В некоторых случаях задачу по установлению равновесия во взглядах поколений решить попросту не получается. Одни из нас вступают в открытое противостояние с представителями другого поколения, другие, для возможности мирного сосуществования, уходят в сторону, позволяя себе и другим обрести свободу в реализации идей и планов. Проблема отцов и детей в наши дни весьма актуальна. Она очень остро стоит перед людьми, принадлежащими к разным поколениям. Однако необходимо помнить, что только взаимная терпимость и уважение друг к другу позволит не пойти на серьезную конфронтацию. Самым главным является любовь и понимание. Советы родителей по своей сути служат принуждением или диктатом. По мере становления личности у человека все реже и реже возникает желание подчиняться. Родителям необходимо вовремя это осознать и перевести стрелку отношений с детьми на нейтральные способы подачи своей информации. В противоположном случае конфликты неизбежны. Самым сложным для родителей является то, что они должны своего ребенка принимать таким, каков он есть, мириться со всеми его недостатками, а также особенностями характера. Кроме того, старшее поколение должно прощать обиды и неверные поступки своих детей. Сложно также смириться с тем, что ребенок вырастет и уйдет в свою взрослую жизнь, имеющую собственные заботы и дела. Проблема отцов и детей в литературе поднималась довольно часто. Этот вопрос в той или иной мере затрагивался многими писателями .

Наиболее ярким отголоском актуальной во все времена темы является роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". Кроме этого произведения, само название которого указывает на его основную тему, взаимоотношения поколений освещались во многих шедеврах литературы. Кто впервые затронул этот вопрос, сказать сложно. Проблема настолько жизненна во все времена, что ее описание всегда существовало на страницах творений литературы. Не обошел вниманием сложную проблему А.С. Грибоедов в своей комедии "Горе от ума". Затронул ее и Л.Н. Толстой в романе "Война и мир".





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта