Задание 9. ЕГЭ Литература.
В каких произведениях русской литературы автор, подобно Н. В. Гоголю, смеётся над своими персонажами и в чём эти произведения можно сопоставить с «Мёртвыми душами»?
Пояснение.
Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже не над крепостным правом. Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над душевной омертвелостью, над нелепостью и глупостью людей, лишивших себя духовных интересов, ценностей и идеалов. Да и вообще все творчество Гоголя представляется как галерея «знакомых незнакомцев». Вспомним Хлестакова из комедии «Ревизор». Разве нельзя утверждать, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени? «Пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, чтобы не указал кто-нибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться», - писал сам Гоголь.
Чем вызван протест Катерины в драме «Гроза» и в каких произведениях русской литературы XIX века изображаются герои-бунтари?
Пояснение.
Катерина – натура сильная, она не вписывается в порядки «тёмного царства». Не смотря на учтивость и внешнее подчинение Кабановой, Катерина не хочет и не может жить так, как заведено в Калинове: ложью, обманом, подчиняясь безраздельной власти самодуров. Именно этим и вызван протест Катерины.
Бунтарём можно назвать и Базарова, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он своим образом жизни, своими взглядами и убеждениями колеблет мир дворян-либералов, под его натиском пошатнулось благополучие Кирсановых, развенчана их несостоятельность.
Бунтарь по натуре и Печорин, бросивший вызов «водяному обществу», взбудораживший его спокойствие и вызвавший на себя шквал негодования и ненависти.
Вообще русская литература XIX века глубоко и всесторонне показала нарастание противоречий между силами, желавшими или требовавшими коренных преобразований, и силами, всячески старающимися сохранить прежний порядок.
В каких произведениях отечественной классики звучит тема «гордого человека» и в чем эти произведения созвучны горьковскому рассказу?
Пояснение.
Тема гордого человека звучит в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» на примере Ларры. В Ларре чувство гордости доведено до тщеславия и эгоизма. Он сильный, красивый, но не считается с другими людьми, поэтому наказан за свою гордыню.
В драме Горького «На дне» монолог Сатина о человеке - гимн свободной, сильной, гордой личности, способной справиться с любыми невзгодами: «Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!»
Гордости не лишена и Катерина, героиня драмы Островского «Гроза». Она уважает себя, потому презирает ложь, лицемерие, ханжество. Её гордость не позволяет ей приспособиться к нравам «тёмного царства», как это делают Варвара, Тихон, Борис. За это ей и пришлось заплатить собственной жизнью.
В каких произведениях русской литературы изображены любовные драмы и в чём эти произведения можно сопоставить с «Тёмными аллеями»?
Пояснение.
Любовные драмы изображены в романе Пушкина «Евгений Онегин», романе Лермонтова «Герой нашего времени». Эти произведения можно сопоставить с «Темными аллеями».
Генерал Николай Алексеевич, уже старик, приезжает на почтовую станцию и встречает здесь свою возлюбленную, которую не видел около 35 лет. В свое время сословные предрассудки помешали соединить судьбу будущему генералу с простолюдинкой. Но любовь из сердца главного героя не ушла и мешала стать счастливым с другой женщиной, воспитать достойно сына, продолжала его любить и Надежда. Драматизм приведённого эпизода в том, что ничего нельзя исправить, ничего нельзя возвратить и «переписать набело».
В романе М. Ю. Лермонтова трагичны отношения Печорина с Верой. Эта женщина поняла Печорина полностью и приняла его целиком. Хотя ее любовь, глубокая и серьезная, принесла Вере одни лишь страдания.
А что же Печорин? Он любит Веру, как умеет, как позволяет ему его искалеченная душа. Но счастье недоступно для него, он несчастен сам и делает несчастной свою возлюбленную.
В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно с опоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?
Пояснение.
Конфликт разных поколений, развивающийся на страницах романа «Отцы и дети», не нов для русской классической литературы. Это не просто конфликт поколений, это конфликт разных социальных формаций: у Тургенева - дворян и разночинцев.
В комедии Грибоедова «Горе от ума» между Чацким и Фамусовым также разгораются бурные споры по животрепещущим проблемам совремеености: приемлемости различных способов для получения повышений по службе и наград, о значимости общественного мнения, об образовании. Конфликт этот - социальный; с одной его стороны - Чацкий и некоторые внесценические персонажи (брат Скалозуба, князь Федор, племянник Тугоуховской), с другой - московское дворянское общество во главе с Фамусовым.
Как и у Тургенева, это противостояние не двух людей, а двух мировоззрений, общественных позиций; Чацкий и Фамусов - лишь наиболее яркие их представители.
В каких произведениях русской литературы звучит тема женитьбы? В чем эти произведения можно сопоставить с рассказом А. П. Чехова «Человек в футляре»?
Пояснение.
Тема женитьбы раскрывается в творчестве Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.П. Чехова
В рассказе Чехова главный герой Беликов спрятался в футляр, никто и ничто не может сподвигнуть его выбраться из этого футляра, даже любовь. Вполне естественно, что эту «серую мышку» никто не любит, да и от него любви не ожидает. Разговоры о необходимой женитьбе заставляют Беликова взглянуть на Вареньку. Но тут Беликов «прячет голову в песок»: все надо обдумать, проверить. Даже свадьба у Беликова должна быть строго «регламентирована», а то «женишься, а потом, чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю». Принять ответственное решение Беликову очень трудно. Ему надо долго готовиться, собираться, а там, глядишь, и проблема сама собой решится, все будет вновь тихо и спокойно.
Герой гоголевской «Женитьбы» Подколёсин очень похож на Беликова: он тоже хочет подтверждать статус, осознавая своё холостое положение как не соответствующее статусу и, таким образом, как непосредственную для него угрозу. Устранение этой угрозы совершенно необходимо для него. Женитьба есть обременительная, крайне неприятная, но неизбежная мера, ибо - «положено».
В отличие от Беликова и Подколёсина, любит свою избранницу Карандышев в драме А.Н. Островского «Бесприданница». Однако, есть и у него свои виды на женитьбу. Став женихом Ларисы, Карандышев сияет от счастья, красуется и выглядит очень гордым. Он самолюбивый и завистливый человек. Эта женитьба должна сыграть свою роль, когда он будет баллотироваться в мировые судьи.
Поразительно, что такие разные авторы, разные исторические периоды, разные по жанру произведения, а в звучании темы женитьбы немало общих нот. Это происходит потому, что женитьба рассматривается Гоголем, Островским, Чеховым во взаимосвязи с социальными пороками, порождаемыми самим устройством русского общества.
В каких произведениях русских писателей отображены взаимоотношения различных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с «Отцами и детьми»?
Пояснение.
Так же, как романе Тургенева «Отцы и дети», в «Недоросле» Фонвизина, в «Горе от ума» Грибоедова конфликтуют два мира, две идеологии: «век нынешний» и «век минувший». Мир Кирсановых, Простаковых и Фамусовых может быть поколеблем, если их научатся правильно оценивать, различать естественное и напускное, истинное и ложное. В просвещенный век этот мир пошатнется, а сдавать свои позиции Простаковы и Фамусовы не хотят. Вот почему им так невыгодно ученье, для них жить во тьме сподручнее. Вот почему и Павел Петрович открыто, а Николай Петрович тайно ненавидят Базарова.
В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения простых людей с власть имущими и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с «Капитанской дочкой»?
Пояснение.
Проблема взаимоотношений власть имущих с народом нашла отражение в таких произведениях, как «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Борис Годунов» А. С. Пушкина, романах и сказках Салтыкова-Щедрина.
Тема взаимоотношений народа и государства явственно проступает буквально с первых страниц романа А. Толстого «Петр Первый». На пути к преобразованиям свою опору Петр видит в народе. Во время сражений царь Петр сливается со своей армией. Он помогает своим солдатам тянуть пушки, повозки во время переходов, находится в самой гуще сражения в схватке с врагом. Царь воюет простым бомбардиром. Противостояния нет, нет государя и его слуг. Есть только русский народ, единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества. Основная трагедия в том, что власть после войны снова видит в народе лишь средство, лишь орудие для воплощения своих замыслов. Это оборачивается неисчислимыми страданиями, гибелью сотен людей, новым ростом противостояния народа царю.
В романе «Капитанская дочка» Екатерина предстает перед нами как мудрая и справедливая правительница. Недовольство ее правлением вызвало народную войну под предводительством Пугачева. Однако, самое главное, что она законная правительница, и потому, какую бы политику она не проводила, это должно восприниматься как должное - таково мнение Пушкина.
В каких произведениях русской классики звучат песни и в чём соответствующие эпизоды можно сопоставить с приведённым фрагментом «Тихого Дона»?
Пояснение.
Народная песня в приведенном отрывке имеет глубокий смысл. Ее основная мысль - нелегка доля казака, а без верного коня казак вообще не может быть казаком. Конь уходит от казака - плохой знак. Поющие предчувствуют свою судьбу. Песня звучит как предсказание. Сопоставить данный отрывок можно с главой «Незваный гость» из «Капитанской дочки». В главе особое место занимает «заунывная бурлацкая» песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка». Ее очень вдохновенно пели разбойники на пиру, посвященном взятию крепости. Гринев, несмотря на свою молодость, все же понял ее глубокий смысл и был поражен услышанной «песней про виселицу, распеваемой людьми, обреченными виселице». Цель этой песни заключается в том, чтобы показать силу русского народа, который готов открыто бороться за свои права, не пугаясь предстать перед судом.
Аркадий не решается предложить тост за своего друга вслух?
Аркадий не решается предложить тост за своего друга вслух, потому что у каждого из членов семьи Кирсановых имеются неприятные воспоминания о Базарове. У Павла Петровича это дуэль и ранение, у Николая Петровича – развязное поведение Базарова в доме и сильное влияние на взгляды его сына, у Фенечки – поцелуй в беседке.
Самому Аркадию также стыдно вспоминать, как он подражал другу и хотел казаться нигилистом. "Ты нежная душа, ранимая", – сказал однажды Евгений, понимая, что Аркадий не может быть его сподвижником. Это подтверждает тот факт, что к концу романа Аркадий отказывается от нигилистической теории своего друга и примыкает к лагерю дворян-либералов. Базаров внёс в семью Кирсановых разлад, поэтому даже упоминание об этом герое за столом разрушило бы семейную идиллию, сложившуюся в доме.
Таким образом, автор, изображая сцену семейного застолья Кирсановых, исключает существование Базарова и его нигилистической теории.
8.
Какие черты Тихона раскрываются в диалоге с Кулигиным ?
По этому диалогу можно судить о таких чертах Тихона как несамостоятельность, безответственность, слабоволие.
Герой предстаёт человеком слабовольным, действующим по наущению маменьки ("А маменька-то", "поди-ка, поговори с маменькой"). Всеми его действиями руководит Кабанова, а он настолько не привык жить по собственному разумению, что готов даже бить жену против своей воли.
Отправившись в Москву, Тихон поступает безответственно: вместо того, чтобы позаботиться о Катерине, защитить её от произвола своей родительницы, он уехал, оставив её, и "всю дорогу пил", "про дом-то и не вспомнил". Так может поступить человек, не имеющий никакого чувства ответственности перед близкими.
Вместе с тем Тихон – мягкий, по-своему добрый человек, способный к состраданию. Он жалеет Катерину, не хочет её мучить ("мне её жаль пальцем тронуть"), а также испытывает сочувствие к её соблазнителю Борису ("Уж я вижу, что ему проститься хочется").
Итак, реплики героя характеризуют его как личность незрелую, не способную жить своим умом, но умеющую сочувствовать.
8. (по фрагменту из рассказа А.П. Чехова «Ионыч»)
В чём приведённый отрывок может послужить
иллюстрацией к высказыванию А.П. Чехова о том, что «мещанство – страшное зло»?
Приведённый фрагмент может послужить отличной иллюстрацией к словам
А.П. Чехова о том, что «мещанство – страшное зло».
В нём показана пошлость одного
из лучших семейств города С. – Туркиных. Она страшна тем, что затягивает людей
мыслящих, готовых трудиться. Атмосфера праздности, банальности подчёркивается
такими деталями, как игра Котика на фортепиано (при этом Старцеву казалось, что с
высокой горы сыплются камни), чтение Верой Иосифовной романов, в которых говорилось о том, чего никогда не бывает в жизни. Отец семейства, Иван Петрович, острит, используя выдуманные им словечки «большинский», «недурственно». Даже лакей
Пава, подражая трагическому актёру, встаёт в позу и произносит: «Умри, несчастная!».
Этот мир пошлости и банальности оказывает губительное влияние на доктора Дмитрия Старцева, превращает его просто в Ионыча, который постепенно забывает о своём долге врача и главной целью которого становится нажива.
Композиция ответа на задание 9 (сопоставительное)
1. Краткий ответ на 1-ую часть вопроса:
дать два
произведения и назвать двух
авторов.
2. Позиция сопоставления №1:
– обоснование
– сопоставление.
3. Позиция сопоставления №2:
– обоснование
– сопоставление.
Сопоставление:
Что сближает и чем отличаются:
– тематически
– сюжетно
– композиционно
– с точки зрения значения образов
– с точки зрения использования изобразительно-выразительных средств
– с точки зрения авторского отношения.
Обоснование
Анализ привлекаемого текста с точки зрения:
– темы, сюжетных линий
– авторской позиции
– особенностей образов, функций этих образов
– используемых автором изобразительно-выразительных средств
– композиции
– обращения к какому-либо жанру.
Например:
1. К проблеме, поднятой N, обращались такие поэты, как... в произведении... и... в произведении....
2. ... (первый) использует... приёмы, показывая... (кого? что?). Этот поэт, так же как и N, изображает... (что? каким образом? –
точечная цитата). Однако, в отличие от N, который... (что?), первый... (что делает?).
3. В центре внимания... (второго) – ... (что? и кто?). Его герой, так же, как и герой N (что делает? показан каким? – точечная
цитата). Однако, в отличие от авторского отношения N, которое...(какое?), эмоции второго... (какие? в каких словах они выражены?
– точечная цитата).
9.
В каких еще произведениях литературы мы встречаем сцены, в которых семья собирается за столом, и как они перекликаются с приведенным отрывком (или с произведением И.С. Тургенева в целом)?
Вспомним роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка" и роман-эпопею "Война и мир" Л.Н. Толстого. Именно в этих произведениях изображается такая семейная идиллия, как и у Кирсановых в эпилоге романа "Отцы и дети".
Во время сцены семейного ужина в "Капитанской дочке" только что прибывший в Белогорскую крепость Пётр Гринёв ближе знакомится с семьёй Мироновых и впервые видит Машу. Застолье очень похоже на то, что описано в "Отцах и детях". Ужин проходит душевно: все герои рады друг другу: "Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно и обошлась со мною как бы век была знакома". У Тургенева же: "всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо". Подобная неловкость прослеживается и в сцене из романа А.С. Пушкина, это отражает описание Маши: при упоминании о приданом "она вся покраснела, и даже слёзы капнули на её тарелку". Однако это не омрачает общую дружественную и мирную, тёплую обстановку.
Л.Н. Толстой описывает именины Наташи как большое семейное застолье. Все герои рады собраться вместе, и у Ростовых царит настоящая идиллия. Приезд всеми уважаемой графини Марьи Дмитриевны не делает обстановку напряжённо-официальной, ведь даже строгую гостью охватывает эмоционально-духовная стихия этого дома. Эпизод схож с застольем из романа "Отцы и дети", потому что в нём мы видим изображение абсолютной гармонии и любви в семье.
Таким образом, И.С. Тургенев, А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой показывали в своих произведениях сцены, где семья собирается вместе за столом для того, чтобы изобразить взаимоотношения героев и показать семью как одну из главных ценностей жизни.
9.
В каких произведениях русской классики герои обращаются к воспоминаниям о прошлом и в чём этих героев можно сопоставить с персонажами пьесы «На дне» ?
Во многих произведениях русских писателей и поэтов герои обращались к
воспоминаниям о прошлом.
Например, в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» Раневская
часто вспоминает своё детство, время, проведённое в родительском доме с вишнёвым
садом. Слёзы умиления и радости наворачиваются у неё на глазах, когда она приходит в свою детскую. Для неё, как и для Актёра из пьесы Горького, с прошлым связаны
приятные и дорогие сердцу воспоминания, что-то, что уже не может повториться в настоящем (для Раневской – беззаботное счастливое детство и юность, для Актёра – игра
на сцене, аплодисменты публики). Только если Любовь Андреевна живёт этими
«сладкими» грёзами, то герои «На дне» живо осознают контраст между прошлым и
действительностью (Актёр забыл «любимое» стихотворение, хочет избавиться от своего порока и вернуться на сцену, но, не найдя в себе сил бороться с пьянством, лишённый надежды и веры, кончает жизнь самоубийством).
Герои романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» тоже обращаются к своему прошлому, рассказывают свои истории (например, Мастер – поэту Бездомному в
клинике Стравинского). Из этого монолога мы узнаём, что Мастер, как и герои пьесы
Горького, тоже оказался выброшенным из привычного течения жизни, из-за травли
критиков (таких, как ненавидимый Маргаритой Латунский) он сжигает свою гениальную рукопись, теряет любимую и попадает в психиатрическую лечебницу. Ситуация
его кажется «беспросветной», так же, как и у героев драмы.
У М.Булгакова, как и у
М.Горького, обращение героев к прошлому позволяет понять логику их судьбы.
9.
В каких произведениях отечественной литературы отражён конфликт частного человека и государства и в чём эти произведения могут
быть сопоставлены с рассказом А.И. Солженицына «Матрёнин двор» ?
Конфликт частного человека и государства нередко встречается в произведениях отечественной литературы.
Героя повести Н.В. Гоголя «Шинель» Акакия Акакиевича Башмачкина с Матрёной сближает беззащитность перед произволом чиновников. Оба они ничего не могут сделать со своим положением, пусть даже Акакий Акакиевич жаловался должностному лицу, а Матрёна рассказала о своих «обидах» Игнатьичу, человеку, который просто был рядом с ней в этот момент.
Мастера, героя романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», нельзя назвать беззащитным, но даже он, как и Матрёна, бессилен против произвола чиновников. В данном случае – чиновников от литературы, деятелей МАССОЛИТА, превративших творчество в средство наживы.
Мастеру чужд этот мир, но сделать он ничего не может: слишком слаб и незначителен человек по сравнению с целым государством.
В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения властных и подначальных и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с пьесой А. Н. Островского «Гроза»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.
Кабанова . Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.
Феклуша уходит.
Пойдём в покои!
Дикой . Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.
Кабанова . Чем же тебя рассердили-то?
Дикой . Ещё с утра с самого.Кабанова .Должно быть, денег просили.
Дикой . Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.
Кабанова . Должно быть, надо, коли пристают.
Дикой . Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому - только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.
Кабанова . Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.
Дикой . Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.
Кабанова . А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.
Дикой . Как так нарочно?
Кабанова . Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!
Дикой . Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!
Глаша входит.
Кабанова . Марфа Игнатьевна, закусить поставлено, пожалуйте!
Кабанова . Что ж, кум, зайди! Закуси чем бог послал!
Дикой . Пожалуй.
Кабанова . Милости просим! (Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним.)
А.Н. Островский «Гроза»
Укажите авторское определение жанра пьесы А. Н. Островского «Гроза».
Пояснение.
Островский считал «Грозу» драмой. В драме изображается напряженная борьба героев и острый, преимущественно, социальный конфликт.
Ответ: драма.
Каролина Аджунцева (Москва)
08.11.2015 18:01
Драма - не жанр произведения, а род.
Татьяна Стаценко
Очень распространённое заблуждение. Безусловно, драматический род никто не отменял, но и как жанр драма существует. Определение драмы как жанра дано в пояснении.
Фамилия Дикого несёт в себе определённую образно-смысловую нагрузку и является средством характеристики персонажа. Как называются подобные фамилии?
Пояснение.
Подобные фамилии берут свое начало из классицизма и называются говорящими.
Ответ: говорящие.
Ответ: говорящие|говорящая
В приведённой сцене герои беседуют друг с другом, обмениваясь репликами. Укажите термин, которым обозначается данная форма общения между персонажами художественного произведения.
Пояснение.
Диалог - разговор двух или более лиц.
Ответ: диалог.
Ответ: диалог
Установите соответствие между тремя персонажами «Грозы» и родом их занятий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В |
Пояснение.
А-3. Дикой - купец;
Б-2. Кудряш - конторщик;
В-1. Кулигин - часовщик-самоучка.
Ответ: 321.
Ответ: 321
В приведённой сцене фигурирует Глаша - девка в доме Кабановой. Каким термином обозначается персонаж второго ряда, изредка появляющийся на сцене?
Пояснение.
Персонаж второго ряда, изредка появляющийся на сцене, каким является Глаша, называется второстепенным.
Ответ: второстепенный.
Ответ: второстепенный|эпизодический
Саша Майданюк
25.02.2017 18:32
Я отвечала на это задание несколько раз, и в одном случае правильный ответ "второстепенные", во втором "внесценические". Так какой вариант все же верный?
Татьяна Стаценко
Внесценические персонажи - это те, которые не появляются на сцене, а лишь упоминаются. В данном случае речь идёт о второстепенном персонаже, а не о внесценическом. По поводу другого задания: дайте ссылку - я проверю.
Александра Севостьянова
26.04.2017 15:06
А разве "эпизодический" не будет в данном случае являться правильным ответом?
Татьяна Стаценко
Да, можно и так.
Как называются авторские пояснения и замечания по ходу действия («Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним»)?
Пояснение.
Ремарка (в литер.) - (от франц. remarque - замечание, примечание) - внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования, разъяснение, содержащее краткую или подробную характеристику драматургического действия, бытовых деталей, внешнего вида персонажей.
Ответ: ремарки.
Ответ: ремарки|ремарка
Рая Рейникова
06.05.2016 00:00
А как нужно записывать ответ в бланк? Разве не просто "ремарка"? Или именно в той форме, в которой задан вопрос. Подскажите, пожалуйста.
Татьяна Стаценко
При возникновении вопросов о формате записи ответа обязательно смотрите инструкции к заданиям ЕГЭ! Относительно формы слова в инструкции нет рекомендаций, следовательно, ошибок, связанных с записью ответа в каком-то конкретном падеже, не может быть. Я бы посоветовала Вам писать ответ все же в именительном падеже.
Каким образом рассуждения Дикого подтверждают слова Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова?
Пояснение.
Дикой - типичный самодур. В городе его все боятся, поэтому он творит бесчинства не только у себя в доме («за высокими заборами»), но и в пределах всего Калинова. Дикой считает себя вправе унижать людей, всячески над ними издеваться - ведь на него нет управы. Так этот герой поступает со своими домашними («с бабами воюет»), так ведет себя со своим племянником Борисом. Да и все жители города покорно терпят издевательства Дикого - ведь он очень богат и влиятелен. В приведенном отрывке «грозы» Дикой своими репликами сам себя выдает: «...у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому - только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.» Дикой не боится говорить о себе правду, потому что ему никто не указ, ничьего мнения он не уважает, ему безразличны окружающие.
Пояснение.
В «Грозе» А. Н. Островский резко критикует «неподвижность» и косность «темного царства», которое в пьесе представляет провинциальный волжский город Калинов. «Темное царство» Калинова, психология его жителей противоестественны, уродливы, страшны, потому что разрушают красоту истинных человеческих чувств, человеческой души.
Тема отношений власть имущих и подчиняющихся, поднятая Островским в драме «Гроза», получила продолжение в произведениях Чехова. Но Чехов по-новому решает излюбленный в нашей классике конфликт самодура и жертвы. В рассказе «Смерть чиновника» поведение «жертвы» неправдоподобно, Червяков преувеличенно глуп, труслив и назойлив - так в жизни не бывает. Главным объектом осмеяния в рассказе Чехова стал маленький чиновник, который подличает и пресмыкается, когда его к этому никто не вынуждает. Повышенное, болезненное внимание Червякова к мелочам повседневности проистекает из его духовной пустоты и самонедостаточности, его «малости» и никчемности. В рассказе сочета-ется смешное, горькое и даже трагическое: смешное до нелепости поведение; горькое сознание ничтожной цены человеческой жизни; трагическое понимание того, что червяковы не пресмыкаться не могут, они всегда найдут своих бризжаловых.