Главная » Звезды » ЭГЭ Русский язык. С1. Список проблем и примеры литературных произведений, которые можно использовать для приведения аргументов, подтверждающих позицию ученика по данной проблеме. (Для моих учеников). Сборник идеальных эссе по обществознанию В каких произв

ЭГЭ Русский язык. С1. Список проблем и примеры литературных произведений, которые можно использовать для приведения аргументов, подтверждающих позицию ученика по данной проблеме. (Для моих учеников). Сборник идеальных эссе по обществознанию В каких произв

Задание 9. ЕГЭ Литература.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры автор, по­доб­но Н. В. Гоголю, смеётся над сво­и­ми пер­со­на­жа­ми и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Мёртвыми душами»?

Пояснение.

Несомненно, что смех Го­го­ля за­ро­дил­ся за­дол­го до Гоголя: в ко­ме­дии Фонвизина, в бас­нях Крылова, в эпи­грам­мах Пушкина, в пред­ста­ви­те­лях фа­му­сов­ско­го об­ще­ства у Грибоедова. Над чем же сме­ял­ся Гоголь? Он сме­ял­ся не над монархией, не над цер­ко­вью и даже не над кре­пост­ным правом. Го­голь сме­ял­ся над че­ло­ве­че­ской бездуховностью, над ду­шев­ной омертвелостью, над не­ле­по­стью и глу­по­стью людей, ли­шив­ших себя ду­хов­ных интересов, цен­но­стей и идеалов. Да и во­об­ще все твор­че­ство Го­го­ля пред­став­ля­ет­ся как га­ле­рея «знакомых незнакомцев». Вспом­ним Хле­ста­ко­ва из ко­ме­дии «Ревизор». Разве нель­зя утверждать, что его черты при­су­щи каж­до­му че­ло­ве­ку в той или иной степени? «Пусть вся­кий оты­щет ча­сти­цу себя в этой роли и в то же время осмот­рит­ся вокруг, без бо­яз­ни и страха, чтобы не ука­зал кто-нибудь на него паль­цем и не на­звал бы его по имени. Вся­кий хоть на минуту, если не на не­сколь­ко минут, де­лал­ся или де­ла­ет­ся Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет толь­ко признаться», - писал сам Гоголь.

Чем вы­зван про­тест Ка­те­ри­ны в драме «Гроза» и в каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры XIX века изоб­ра­жа­ют­ся герои-бунтари?

Пояснение.

Катерина – натура сильная, она не вписывается в порядки «тёмного царства». Не смотря на учтивость и внешнее подчинение Кабановой, Катерина не хочет и не может жить так, как заведено в Калинове: ложью, обманом, подчиняясь безраздельной власти самодуров. Именно этим и вызван протест Катерины.

Бунтарём можно назвать и Базарова, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он своим образом жизни, своими взглядами и убеждениями колеблет мир дворян-либералов, под его натиском пошатнулось благополучие Кирсановых, развенчана их несостоятельность.

Бунтарь по натуре и Печорин, бросивший вызов «водяному обществу», взбудораживший его спокойствие и вызвавший на себя шквал негодования и ненависти.

Вообще русская литература XIX века глубоко и всесторонне показала нарастание противоречий между силами, желавшими или требовавшими коренных преобразований, и силами, всячески старающимися сохранить прежний порядок.

В каких про­из­ве­де­ни­ях оте­че­ствен­ной клас­си­ки зву­чит тема «гордого человека» и в чем эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны горь­ков­ско­му рассказу?

Пояснение.

Тема гордого человека звучит в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» на примере Ларры. В Ларре чувство гордости доведено до тщеславия и эгоизма. Он сильный, красивый, но не считается с другими людьми, поэтому наказан за свою гордыню.

В драме Горького «На дне» монолог Сатина о человеке - гимн свободной, сильной, гордой личности, способной справиться с любыми невзгодами: «Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!»

Гордости не лишена и Катерина, героиня драмы Островского «Гроза». Она уважает себя, потому презирает ложь, лицемерие, ханжество. Её гордость не позволяет ей приспособиться к нравам «тёмного царства», как это делают Варвара, Тихон, Борис. За это ей и пришлось заплатить собственной жизнью.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры изоб­ра­же­ны лю­бов­ные драмы и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Тёмными аллеями»?

Пояснение.

Любовные драмы изоб­ра­же­ны в ро­ма­не Пушкина «Евгений Онегин», ро­ма­не Лермонтова «Герой на­ше­го времени». Эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Темными аллеями».

Генерал Ни­ко­лай Алексеевич, уже старик, при­ез­жа­ет на поч­то­вую стан­цию и встре­ча­ет здесь свою возлюбленную, ко­то­рую не видел около 35 лет. В свое время со­слов­ные пред­рас­суд­ки по­ме­ша­ли со­еди­нить судь­бу бу­ду­ще­му ге­не­ра­лу с простолюдинкой. Но лю­бовь из серд­ца глав­но­го героя не ушла и ме­ша­ла стать счаст­ли­вым с дру­гой женщиной, вос­пи­тать до­стой­но сына, про­дол­жа­ла его лю­бить и Надежда. Дра­ма­тизм приведённого эпи­зо­да в том, что ни­че­го нель­зя исправить, ни­че­го нель­зя воз­вра­тить и «переписать набело».

В ро­ма­не М. Ю. Лер­мон­то­ва трагичны от­но­ше­ния Печорина с Верой. Эта жен­щи­на поняла Пе­чо­ри­на полностью и при­ня­ла его целиком. Хотя ее любовь, глу­бо­кая и серьезная, при­нес­ла Вере одни лишь страдания.

А что же Печорин? Он любит Веру, как умеет, как поз­во­ля­ет ему его ис­ка­ле­чен­ная душа. Но сча­стье недоступно для него, он не­сча­стен сам и де­ла­ет несчастной свою возлюбленную.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской клас­си­ки отображён кон­фликт между пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных по­ко­ле­ний и в чём эти про­из­ве­де­ния можно с опо­ста­вить с тур­ге­нев­ски­ми «Отцами и детьми»?

Пояснение.

Конфликт раз­ных поколений, раз­ви­ва­ю­щий­ся на стра­ни­цах ро­ма­на «Отцы и дети», не нов для рус­ской клас­си­че­ской литературы. Это не про­сто кон­фликт поколений, это кон­фликт раз­ных со­ци­аль­ных формаций: у Тур­ге­не­ва - дво­рян и разночинцев.

В ко­ме­дии Гри­бо­едо­ва «Горе от ума» между Чац­ким и Фа­му­со­вым также раз­го­ра­ют­ся бур­ные споры по жи­во­тре­пе­щу­щим про­бле­мам совремеености: при­ем­ле­мо­сти раз­лич­ных спо­со­бов для по­лу­че­ния по­вы­ше­ний по служ­бе и наград, о зна­чи­мо­сти об­ще­ствен­но­го мнения, об образовании. Кон­фликт этот - социальный; с одной его сто­ро­ны - Чац­кий и не­ко­то­рые внес­це­ни­че­ские пер­со­на­жи (брат Скалозуба, князь Федор, пле­мян­ник Тугоуховской), с дру­гой - мос­ков­ское дво­рян­ское об­ще­ство во главе с Фамусовым.

Как и у Тургенева, это про­ти­во­сто­я­ние не двух людей, а двух мировоззрений, об­ще­ствен­ных позиций; Чац­кий и Фа­му­сов - лишь наи­бо­лее яркие их представители.

В каких произведениях русской литературы звучит тема женитьбы? В чем эти произведения можно сопоставить с рассказом А. П. Чехова «Человек в футляре»?

Пояснение.

Тема женитьбы раскрывается в творчестве Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.П. Чехова

В рассказе Чехова главный герой Беликов спрятался в футляр, никто и ничто не может сподвигнуть его выбраться из этого футляра, даже любовь. Вполне естественно, что эту «серую мышку» никто не любит, да и от него любви не ожидает. Разговоры о необходимой женитьбе заставляют Беликова взглянуть на Вареньку. Но тут Беликов «прячет голову в песок»: все надо обдумать, проверить. Даже свадьба у Беликова должна быть строго «регламентирована», а то «женишься, а потом, чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю». Принять ответственное решение Беликову очень трудно. Ему надо долго готовиться, собираться, а там, глядишь, и проблема сама собой решится, все будет вновь тихо и спокойно.

Герой гоголевской «Женитьбы» Подколёсин очень похож на Беликова: он тоже хочет подтверждать статус, осознавая своё холостое положение как не соответствующее статусу и, таким образом, как непосредственную для него угрозу. Устранение этой угрозы совершенно необходимо для него. Женитьба есть обременительная, крайне неприятная, но неизбежная мера, ибо - «положено».

В отличие от Беликова и Подколёсина, любит свою избранницу Карандышев в драме А.Н. Островского «Бесприданница». Однако, есть и у него свои виды на женитьбу. Став женихом Ларисы, Карандышев сияет от счастья, красуется и выглядит очень гордым. Он самолюбивый и завистливый человек. Эта женитьба должна сыграть свою роль, когда он будет баллотироваться в мировые судьи.

Поразительно, что такие разные авторы, разные исторические периоды, разные по жанру произведения, а в звучании темы женитьбы немало общих нот. Это происходит потому, что женитьба рассматривается Гоголем, Островским, Чеховым во взаимосвязи с социальными пороками, порождаемыми самим устройством русского общества.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей отоб­ра­же­ны вза­и­мо­от­но­ше­ния раз­лич­ных по­ко­ле­ний и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Отцами и детьми»?

Пояснение.

Так же, как ро­ма­не Тур­ге­не­ва «Отцы и дети», в «Недоросле» Фонвизина, в «Горе от ума» Гри­бо­едо­ва кон­флик­ту­ют два мира, две идеологии: «век нынешний» и «век минувший». Мир Кирсановых, Про­ста­ко­вых и Фа­му­со­вых может быть поколеблем, если их на­учат­ся пра­виль­но оценивать, раз­ли­чать есте­ствен­ное и напускное, ис­тин­ное и ложное. В про­све­щен­ный век этот мир пошатнется, а сда­вать свои по­зи­ции Про­ста­ко­вы и Фа­му­со­вы не хотят. Вот по­че­му им так не­вы­год­но ученье, для них жить во тьме сподручнее. Вот по­че­му и Павел Пет­ро­вич открыто, а Ни­ко­лай Пет­ро­вич тайно не­на­ви­дят Базарова.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры по­ка­за­ны вза­и­мо­от­но­ше­ния про­стых людей с власть имущими и в чём эти про­из­ве­де­ния могут быть со­по­став­ле­ны с «Капитанской дочкой»?

Пояснение.

Проблема вза­и­мо­от­но­ше­ний власть иму­щих с на­ро­дом нашла от­ра­же­ние в таких произведениях, как «Путешествие из Пе­тер­бур­га в Москву» Радищева, «Борис Годунов» А. С. Пушкина, ро­ма­нах и сказ­ках Салтыкова-Щедрина.

Тема вза­и­мо­от­но­ше­ний народа и го­су­дар­ства явственно про­сту­па­ет буквально с пер­вых страниц ро­ма­на А. Тол­сто­го «Петр Первый». На пути к пре­об­ра­зо­ва­ни­ям свою опору Петр видит в народе. Во время сра­же­ний царь Петр сли­ва­ет­ся со своей армией. Он по­мо­га­ет своим сол­да­там тянуть пушки, по­воз­ки во время переходов, на­хо­дит­ся в самой гуще сра­же­ния в схват­ке с врагом. Царь воюет про­стым бомбардиром. Про­ти­во­сто­я­ния нет, нет го­су­да­ря и его слуг. Есть толь­ко русский народ, единый, могучий, рас­кры­ва­ю­щий все свои луч­шие качества. Ос­нов­ная трагедия в том, что власть после войны снова видит в на­ро­де лишь средство, лишь ору­дие для во­пло­ще­ния своих замыслов. Это обо­ра­чи­ва­ет­ся неисчислимыми страданиями, ги­бе­лью сотен людей, новым ро­стом противостояния на­ро­да царю.

В ро­ма­не «Капитанская дочка» Ека­те­ри­на предстает перед нами как муд­рая и спра­вед­ли­вая правительница. Не­до­воль­ство ее прав­ле­ни­ем вызвало на­род­ную войну под пред­во­ди­тель­ством Пугачева. Однако, самое главное, что она за­кон­ная правительница, и потому, какую бы по­ли­ти­ку она не проводила, это долж­но восприниматься как должное - та­ко­во мнение Пушкина.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской клас­си­ки зву­чат песни и в чём со­от­вет­ству­ю­щие эпи­зо­ды можно со­по­ста­вить с приведённым фраг­мен­том «Тихого Дона»?

Пояснение.

Народная песня в при­ве­ден­ном от­рыв­ке имеет глу­бо­кий смысл. Ее ос­нов­ная мысль - не­лег­ка доля казака, а без вер­но­го коня казак во­об­ще не может быть казаком. Конь ухо­дит от ка­за­ка - пло­хой знак. По­ю­щие пред­чув­ству­ют свою судьбу. Песня зву­чит как предсказание. Со­по­ста­вить дан­ный от­ры­вок можно с гла­вой «Незваный гость» из «Капитанской дочки». В главе осо­бое место за­ни­ма­ет «заунывная бурлацкая» песня «Не шуми, мати зе­ле­ная дубравушка». Ее очень вдох­но­вен­но пели раз­бой­ни­ки на пиру, по­свя­щен­ном взя­тию крепости. Гринев, не­смот­ря на свою молодость, все же понял ее глу­бо­кий смысл и был по­ра­жен услы­шан­ной «песней про виселицу, рас­пе­ва­е­мой людьми, об­ре­чен­ны­ми виселице». Цель этой песни за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы по­ка­зать силу рус­ско­го народа, ко­то­рый готов от­кры­то бо­роть­ся за свои права, не пу­га­ясь пред­стать перед судом.

Аркадий не решается предложить тост за своего друга вслух?

Аркадий не решается предложить тост за своего друга вслух, потому что у каждого из членов семьи Кирсановых имеются неприятные воспоминания о Базарове. У Павла Петровича это дуэль и ранение, у Николая Петровича – развязное поведение Базарова в доме и сильное влияние на взгляды его сына, у Фенечки – поцелуй в беседке.
Самому Аркадию также стыдно вспоминать, как он подражал другу и хотел казаться нигилистом. "Ты нежная душа, ранимая", – сказал однажды Евгений, понимая, что Аркадий не может быть его сподвижником. Это подтверждает тот факт, что к концу романа Аркадий отказывается от нигилистической теории своего друга и примыкает к лагерю дворян-либералов. Базаров внёс в семью Кирсановых разлад, поэтому даже упоминание об этом герое за столом разрушило бы семейную идиллию, сложившуюся в доме.
Таким образом, автор, изображая сцену семейного застолья Кирсановых, исключает существование Базарова и его нигилистической теории.

8.
Какие черты Тихона раскрываются в диалоге с Кулигиным ?

По этому диалогу можно судить о таких чертах Тихона как несамостоятельность, безответственность, слабоволие.
Герой предстаёт человеком слабовольным, действующим по наущению маменьки ("А маменька-то", "поди-ка, поговори с маменькой"). Всеми его действиями руководит Кабанова, а он настолько не привык жить по собственному разумению, что готов даже бить жену против своей воли.
Отправившись в Москву, Тихон поступает безответственно: вместо того, чтобы позаботиться о Катерине, защитить её от произвола своей родительницы, он уехал, оставив её, и "всю дорогу пил", "про дом-то и не вспомнил". Так может поступить человек, не имеющий никакого чувства ответственности перед близкими.
Вместе с тем Тихон – мягкий, по-своему добрый человек, способный к состраданию. Он жалеет Катерину, не хочет её мучить ("мне её жаль пальцем тронуть"), а также испытывает сочувствие к её соблазнителю Борису ("Уж я вижу, что ему проститься хочется").
Итак, реплики героя характеризуют его как личность незрелую, не способную жить своим умом, но умеющую сочувствовать.

8. (по фрагменту из рассказа А.П. Чехова «Ионыч»)
В чём приведённый отрывок может послужить иллюстрацией к высказыванию А.П. Чехова о том, что «мещанство – страшное зло»?
Приведённый фрагмент может послужить отличной иллюстрацией к словам А.П. Чехова о том, что «мещанство – страшное зло».
В нём показана пошлость одного из лучших семейств города С. – Туркиных. Она страшна тем, что затягивает людей мыслящих, готовых трудиться. Атмосфера праздности, банальности подчёркивается такими деталями, как игра Котика на фортепиано (при этом Старцеву казалось, что с высокой горы сыплются камни), чтение Верой Иосифовной романов, в которых говорилось о том, чего никогда не бывает в жизни. Отец семейства, Иван Петрович, острит, используя выдуманные им словечки «большинский», «недурственно». Даже лакей Пава, подражая трагическому актёру, встаёт в позу и произносит: «Умри, несчастная!».
Этот мир пошлости и банальности оказывает губительное влияние на доктора Дмитрия Старцева, превращает его просто в Ионыча, который постепенно забывает о своём долге врача и главной целью которого становится нажива.

Композиция ответа на задание 9 (сопоставительное)
1. Краткий ответ на 1-ую часть вопроса:
дать два произведения и назвать двух авторов.
2. Позиция сопоставления №1:
– обоснование
– сопоставление.
3. Позиция сопоставления №2:
– обоснование
– сопоставление.

Сопоставление:
Что сближает и чем отличаются:
– тематически
– сюжетно
– композиционно
– с точки зрения значения образов
– с точки зрения использования изобразительно-выразительных средств
– с точки зрения авторского отношения.

Обоснование
Анализ привлекаемого текста с точки зрения:
– темы, сюжетных линий
авторской позиции
– особенностей образов, функций этих образов
– используемых автором изобразительно-выразительных средств
– композиции
– обращения к какому-либо жанру.

Например:
1. К проблеме, поднятой N, обращались такие поэты, как... в произведении... и... в произведении....
2. ... (первый) использует... приёмы, показывая... (кого? что?). Этот поэт, так же как и N, изображает... (что? каким образом? – точечная цитата). Однако, в отличие от N, который... (что?), первый... (что делает?).
3. В центре внимания... (второго) – ... (что? и кто?). Его герой, так же, как и герой N (что делает? показан каким? – точечная цитата). Однако, в отличие от авторского отношения N, которое...(какое?), эмоции второго... (какие? в каких словах они выражены? – точечная цитата).


9.
В каких еще произведениях литературы мы встречаем сцены, в которых семья собирается за столом, и как они перекликаются с приведенным отрывком (или с произведением И.С. Тургенева в целом)?

Вспомним роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка" и роман-эпопею "Война и мир" Л.Н. Толстого. Именно в этих произведениях изображается такая семейная идиллия, как и у Кирсановых в эпилоге романа "Отцы и дети".
Во время сцены семейного ужина в "Капитанской дочке" только что прибывший в Белогорскую крепость Пётр Гринёв ближе знакомится с семьёй Мироновых и впервые видит Машу. Застолье очень похоже на то, что описано в "Отцах и детях". Ужин проходит душевно: все герои рады друг другу: "Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно и обошлась со мною как бы век была знакома". У Тургенева же: "всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо". Подобная неловкость прослеживается и в сцене из романа А.С. Пушкина, это отражает описание Маши: при упоминании о приданом "она вся покраснела, и даже слёзы капнули на её тарелку". Однако это не омрачает общую дружественную и мирную, тёплую обстановку.
Л.Н. Толстой описывает именины Наташи как большое семейное застолье. Все герои рады собраться вместе, и у Ростовых царит настоящая идиллия. Приезд всеми уважаемой графини Марьи Дмитриевны не делает обстановку напряжённо-официальной, ведь даже строгую гостью охватывает эмоционально-духовная стихия этого дома. Эпизод схож с застольем из романа "Отцы и дети", потому что в нём мы видим изображение абсолютной гармонии и любви в семье.
Таким образом, И.С. Тургенев, А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой показывали в своих произведениях сцены, где семья собирается вместе за столом для того, чтобы изобразить взаимоотношения героев и показать семью как одну из главных ценностей жизни.
9.
В каких произведениях русской классики герои обращаются к воспоминаниям о прошлом и в чём этих героев можно сопоставить с персонажами пьесы «На дне» ?

Во многих произведениях русских писателей и поэтов герои обращались к воспоминаниям о прошлом.
Например, в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» Раневская часто вспоминает своё детство, время, проведённое в родительском доме с вишнёвым садом. Слёзы умиления и радости наворачиваются у неё на глазах, когда она приходит в свою детскую. Для неё, как и для Актёра из пьесы Горького, с прошлым связаны приятные и дорогие сердцу воспоминания, что-то, что уже не может повториться в настоящем (для Раневской – беззаботное счастливое детство и юность, для Актёра – игра на сцене, аплодисменты публики). Только если Любовь Андреевна живёт этими «сладкими» грёзами, то герои «На дне» живо осознают контраст между прошлым и действительностью (Актёр забыл «любимое» стихотворение, хочет избавиться от своего порока и вернуться на сцену, но, не найдя в себе сил бороться с пьянством, лишённый надежды и веры, кончает жизнь самоубийством).
Герои романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» тоже обращаются к своему прошлому, рассказывают свои истории (например, Мастер – поэту Бездомному в клинике Стравинского). Из этого монолога мы узнаём, что Мастер, как и герои пьесы Горького, тоже оказался выброшенным из привычного течения жизни, из-за травли критиков (таких, как ненавидимый Маргаритой Латунский) он сжигает свою гениальную рукопись, теряет любимую и попадает в психиатрическую лечебницу. Ситуация его кажется «беспросветной», так же, как и у героев драмы.
У М.Булгакова, как и у М.Горького, обращение героев к прошлому позволяет понять логику их судьбы.
9.
В каких произведениях отечественной литературы отражён конфликт частного человека и государства и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с рассказом А.И. Солженицына «Матрёнин двор» ?

Конфликт частного человека и государства нередко встречается в произведениях отечественной литературы.
Героя повести Н.В. Гоголя «Шинель» Акакия Акакиевича Башмачкина с Матрёной сближает беззащитность перед произволом чиновников. Оба они ничего не могут сделать со своим положением, пусть даже Акакий Акакиевич жаловался должностному лицу, а Матрёна рассказала о своих «обидах» Игнатьичу, человеку, который просто был рядом с ней в этот момент.
Мастера, героя романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», нельзя назвать беззащитным, но даже он, как и Матрёна, бессилен против произвола чиновников. В данном случае – чиновников от литературы, деятелей МАССОЛИТА, превративших творчество в средство наживы.
Мастеру чужд этот мир, но сделать он ничего не может: слишком слаб и незначителен человек по сравнению с целым государством.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры по­ка­за­ны вза­и­мо­от­но­ше­ния власт­ных и под­на­чаль­ных и в чём эти про­из­ве­де­ния могут быть со­по­став­ле­ны с пье­сой А. Н. Ост­ров­ско­го «Гроза»?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Кабанова . Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.

Феклуша уходит.

Пойдём в покои!

Дикой . Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.

Кабанова . Чем же тебя рассердили-то?

Дикой . Ещё с утра с самого.Кабанова .Должно быть, денег просили.

Дикой . Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.

Кабанова . Должно быть, надо, коли пристают.

Дикой . Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому - только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.

Кабанова . Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.

Дикой . Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.

Кабанова . А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.

Дикой . Как так нарочно?

Кабанова . Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!

Дикой . Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!

Глаша входит.

Кабанова . Марфа Игнатьевна, закусить поставлено, пожалуйте!

Кабанова . Что ж, кум, зайди! Закуси чем бог послал!

Дикой . Пожалуй.

Кабанова . Милости просим! (Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним.)

А.Н. Островский «Гроза»

Укажите ав­тор­ское опре­де­ле­ние жанра пьесы А. Н. Ост­ров­ско­го «Гроза».

Пояснение.

Островский счи­тал «Грозу» драмой. В драме изоб­ра­жа­ет­ся на­пря­жен­ная борь­ба ге­ро­ев и острый, преимущественно, со­ци­аль­ный конфликт.

Ответ: драма.

Каролина Аджунцева (Москва) 08.11.2015 18:01

Драма - не жанр произведения, а род.

Татьяна Стаценко

Очень распространённое заблуждение. Безусловно, драматический род никто не отменял, но и как жанр драма существует. Определение драмы как жанра дано в пояснении.

Фамилия Ди­ко­го несёт в себе определённую образно-смысловую на­груз­ку и яв­ля­ет­ся сред­ством ха­рак­те­ри­сти­ки персонажа. Как на­зы­ва­ют­ся по­доб­ные фамилии?

Пояснение.

Подобные фа­ми­лии берут свое на­ча­ло из клас­си­циз­ма и на­зы­ва­ют­ся говорящими.

Ответ: говорящие.

Ответ: говорящие|говорящая

В приведённой сцене герои бе­се­ду­ют друг с другом, об­ме­ни­ва­ясь репликами. Ука­жи­те термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ет­ся дан­ная форма об­ще­ния между пер­со­на­жа­ми ху­до­же­ствен­но­го произведения.

Пояснение.

Диалог - раз­го­вор двух или более лиц.

Ответ: диалог.

Ответ: диалог

Установите со­от­вет­ствие между тремя пер­со­на­жа­ми «Грозы» и родом их занятий. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в таблице.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

Пояснение.

А-3. Дикой - купец;

Б-2. Куд­ряш - конторщик;

В-1. Ку­ли­гин - часовщик-самоучка.

Ответ: 321.

Ответ: 321

В приведённой сцене фи­гу­ри­ру­ет Глаша - девка в доме Кабановой. Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся пер­со­наж вто­ро­го ряда, из­ред­ка по­яв­ля­ю­щий­ся на сцене?

Пояснение.

Пер­со­наж вто­ро­го ряда, из­ред­ка по­яв­ля­ю­щий­ся на сцене, каким яв­ля­ет­ся Глаша, на­зы­ва­ет­ся второстепенным.

Ответ: второстепенный.

Ответ: второстепенный|эпизодический

Саша Майданюк 25.02.2017 18:32

Я отвечала на это задание несколько раз, и в одном случае правильный ответ "второстепенные", во втором "внесценические". Так какой вариант все же верный?

Татьяна Стаценко

Внесценические персонажи - это те, которые не появляются на сцене, а лишь упоминаются. В данном случае речь идёт о второстепенном персонаже, а не о внесценическом. По поводу другого задания: дайте ссылку - я проверю.

Александра Севостьянова 26.04.2017 15:06

А разве "эпизодический" не будет в данном случае являться правильным ответом?

Татьяна Стаценко

Да, можно и так.

Как на­зы­ва­ют­ся ав­тор­ские по­яс­не­ния и за­ме­ча­ния по ходу дей­ствия («Пропускает вперёд Ди­ко­го и ухо­дит за ним»)?

Пояснение.

Ремарка (в литер.) - (от франц. remarque - замечание, примечание) - вне­сю­жет­ный эле­мент произведения; композиционно-стилистический приём, за­клю­ча­ю­щий­ся в от­ступ­ле­нии ав­то­ра от не­по­сред­ствен­но­го сю­жет­но­го повествования, разъяснение, со­дер­жа­щее крат­кую или по­дроб­ную ха­рак­те­ри­сти­ку дра­ма­тур­ги­че­ско­го действия, бы­то­вых деталей, внеш­не­го вида персонажей.

Ответ: ремарки.

Ответ: ремарки|ремарка

Рая Рейникова 06.05.2016 00:00

А как нужно записывать ответ в бланк? Разве не просто "ремарка"? Или именно в той форме, в которой задан вопрос. Подскажите, пожалуйста.

Татьяна Стаценко

При возникновении вопросов о формате записи ответа обязательно смотрите инструкции к заданиям ЕГЭ! Относительно формы слова в инструкции нет рекомендаций, следовательно, ошибок, связанных с записью ответа в каком-то конкретном падеже, не может быть. Я бы посоветовала Вам писать ответ все же в именительном падеже.

Каким об­ра­зом рас­суж­де­ния Ди­ко­го под­твер­жда­ют слова Ку­ли­ги­на о «жестоких нравах» го­ро­да Калинова?

Пояснение.

Дикой - ти­пич­ный самодур. В го­ро­де его все боятся, по­это­му он тво­рит бес­чин­ства не толь­ко у себя в доме («за вы­со­ки­ми заборами»), но и в пре­де­лах всего Калинова. Дикой счи­та­ет себя впра­ве уни­жать людей, вся­че­ски над ними из­де­вать­ся - ведь на него нет управы. Так этот герой по­сту­па­ет со сво­и­ми до­маш­ни­ми («с ба­ба­ми воюет»), так ведет себя со своим пле­мян­ни­ком Борисом. Да и все жи­те­ли го­ро­да по­кор­но тер­пят из­де­ва­тель­ства Ди­ко­го - ведь он очень богат и влиятелен. В при­ве­ден­ном от­рыв­ке «грозы» Дикой сво­и­ми ре­пли­ка­ми сам себя выдает: «...у меня серд­це такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё доб­ром не могу. Друг ты мне, и я тебе дол­жен отдать, а приди ты у меня про­сить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. По­то­му - толь­ко за­ик­нись мне о деньгах, у меня всю нут­рен­ную раз­жи­гать станет; всю нут­рен­ную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что об­ру­гаю человека.» Дикой не бо­ит­ся го­во­рить о себе правду, по­то­му что ему никто не указ, ни­чье­го мне­ния он не уважает, ему без­раз­лич­ны окружающие.

Пояснение.

В «Грозе» А. Н. Ост­ров­ский резко кри­ти­ку­ет «неподвижность» и кос­ность «темного царства», ко­то­рое в пьесе пред­став­ля­ет про­вин­ци­аль­ный волж­ский город Калинов. «Темное царство» Калинова, пси­хо­ло­гия его жи­те­лей противоестественны, уродливы, страшны, по­то­му что раз­ру­ша­ют кра­со­ту ис­тин­ных че­ло­ве­че­ских чувств, че­ло­ве­че­ской души.

Тема от­но­ше­ний власть иму­щих и подчиняющихся, под­ня­тая Ост­ров­ским в драме «Гроза», по­лу­чи­ла про­дол­же­ние в про­из­ве­де­ни­ях Чехова. Но Чехов по-новому ре­ша­ет из­люб­лен­ный в нашей клас­си­ке кон­фликт са­мо­ду­ра и жертвы. В рас­ска­зе «Смерть чиновника» по­ве­де­ние «жертвы» неправдоподобно, Чер­вя­ков пре­уве­ли­чен­но глуп, трус­лив и на­зой­лив - так в жизни не бывает. Глав­ным объ­ек­том осме­я­ния в рас­ска­зе Че­хо­ва стал ма­лень­кий чиновник, ко­то­рый под­ли­ча­ет и пресмыкается, когда его к этому никто не вынуждает. Повышенное, бо­лез­нен­ное вни­ма­ние Чер­вя­ко­ва к ме­ло­чам по­все­днев­но­сти про­ис­те­ка­ет из его ду­хов­ной пу­сто­ты и самонедостаточности, его «малости» и никчемности. В рас­ска­зе сочета-ется смешное, горь­кое и даже трагическое: смеш­ное до не­ле­по­сти поведение; горь­кое со­зна­ние ни­чтож­ной цены че­ло­ве­че­ской жизни; тра­ги­че­ское по­ни­ма­ние того, что чер­вя­ко­вы не пре­смы­кать­ся не могут, они все­гда най­дут своих бризжаловых.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта