Главная » Отношения » Гейнор поет биография. Генрих гейне - биография, информация, личная жизнь. Политические взгляды, переезд в Куксгавен

Гейнор поет биография. Генрих гейне - биография, информация, личная жизнь. Политические взгляды, переезд в Куксгавен

Генрих Гейне (полное имя Христиан Иоганн Генрих Гейне), родился в Дюссельдорфе в семье обедневшего еврейского купца в 1797 году.

Первая публикация стихов пота состоялась в 1821-м году (впоследствии, он часто посмеивался, вспоминая об этом), назывался сборник «годы учения» и был написан в совершенно разных манерах, что свидетельствовало о ещё не сформировавшемся собственном стиле. А вот настоящее признание, Гейне принёс сборник стихов под названием «Лирическое интермеццо» и опубликованные в этой же книге вышедшей в 1823-м году, трагедии «Ратклифф» и «Альмазор», В 1825-м году Гейне получает звание доктора права, но адвокатура его не привлекает и он продолжает свою литературную деятельность.

Первый же том его «Путевых картин», вышедший в 1826-м году, вызывает как бурю восторга у читателей, так и неприятие его властью за то, что он осмеливается осмеивать националистическую политику.

В 1827-м году выходит, пожалуй, лучшее произведение Гейне - «Книга песен». Тут сочетается романтизм и политический сарказм, сентиментализм и душевный холод.

Но неприятие властей, всё-таки вынудило поэта покинуть Родину в 1931 году и навсегда переехать в Париж. Там Гейне знакомится с девушкой по имени Кресанс Эжени Мира, которую мы можем узнавать в его произведениях под именем Матильда. В 1941 году они обвенчались. Во Франции у Гейне появилась возможность познакомится с настоящей политической борьбой в лице буржуазии и пролетариата и хотя предпринимал попытки уйти от неё(«Атта Тролль, сон в летнюю ночь», «Новые стихотворения»)), но эти попытки были тщетны, а уж после знакомства в 1843-м году с Карлом Марксом, он стал по настоящему поэтом-политиком, ярким примером можно назвать его стихотворение «Ткачи», в котором ткут погребальный саван для монархии Германии. Так же благодаря влиянию Карла Маркса, Гейне пишет своё знаменитое произведение «Германия. Зимняя сказка», которое зачастую называют вершиной политической лирики.

Тем не менее поэт, не опустил руки и продолжает писать, к примеру в в 1851 году вышел последний его поэтический сборник под названием «Романсеро», который правда не отличался оптимистическим настроением, но это легко можно объяснить.

17-го февраля 1856-го года великий поэт Германии умер, похоронен он, и это очень символично, на кладбище Монмартра.

Полное имя писателя Генриха Гейне - Христиан Иоганн, оно ему было дано при рождении. Родился Генрих 13 декабря 1797 года в Дюссельдорфе, Священной Римской империи. В Римской империи Гейне был выдающимся деятелем, поэтом, публицистом и литературным критиком. Все его произведения были написаны в основном в жанре романтизма; писал он на двух языках - немецком и французском.

Этот писатель признан одним из последних поэтов «эпохи романтизма» и в то же время сыгравшим главную роль в этом жанре. Он сделал из обычного разговорного языка лиричный, а также сделал немецкий язык элегантно лёгким. На стихотворения этого поэта писали песни такие композиторы как Франц Шуберт, Рихард Вагнер, Роберт Шуман, Чайковский, Иоганн Брамс и др.

Гейне родился в семье обедневшего еврейского купца, который торговал тканями. У поэта было еще два брата и сестра - Густав, Максимилиан и Шарлотта. Свое начальное образование он получил в католическом лицее, где ему привили любовь к католическим богослужениям.

Мать Генриха Бетти серьезно занялась его воспитанием. Она была для тех времен довольно образованной и мудрой женщиной. Бетти стремилась обеспечить сыну высшее образование.

После того как французов изгоняют из страны, и Дюссельдорф присоединяется к Пруссии, Генрих начинает обучение в экономическом училище. После чего юного писателя отправили на стажировку во Франкфурт-на-Майне. Это был способ сделать из юноши продолжателя родовой торгово-финансовой традиции семьи. Но эта попытка оказалась провальной, и Генрих возвратился в родной город. А в 1816 году родители его отправляют в Гамбург к его дяде по имени Соломон Гейне, у которого был банк. Его дядя был истинным педагогом, который смог дать племяннику всю необходимую информацию, с помощью которой Генрих смог раскрыть свой потенциал и способности и он стал во главе небольшой фирмы. Но за шесть месяцев он «успешно» провалил и это дело.

Затем Соломон решил назначить его бухгалтером, следившим за всеми счетами, но Генрих всё больше углублялся в лирику. В конечном итоге юный поэт окончательно поссорился со своим дядей и опять вернулся в родные края. В этот период биография Генриха Гейне резко изменилась - он влюбился, и эта любовь была безответной. Он был влюблен в свою кузину по имени Амалия, в те три года, что провел у своего дяди. Амалия была дочерью Соломона. Вследствие безответной любви юный поэт написал свое стихотворение «Книга песен».

Получив согласие родителей, Гейне поступил в университет. Вначале поэт решил попробовать себя на юридическом факультете Боннского университета. Но, приняв участие лишь в одной лекции, Генрих решил посетить лекции по истории поэзии и немецкого языка, которую преподавал Август Шлегель. С 1820 года писатель продолжает свое обучение в Гёттингенском университете, но его снова исключают за то, что он вызвал на дуэль одного студента. 1821-1823 годы писатель продолжил обучение в ином университете - Берлинском, где присутствовал на лекциях Гегеля. В эти времена Генрих начинает приобщаться к здешним литературным кругам. В 1825 году он был крещен, потому что дипломы доктора выдавались лишь крещеным христианам.

В 1830 году Гейне переехал жить в столицу Франции Париж, который устал от постоянной цензуры. Лишь через 13-ть лет, которые он провел в Париже, писатель опять возвратился в родные края.

В середине 1848 г. по всей территории Европы распространились слухи о гибели поэта, а на самом деле он был болен и из-за болезни был прикован к кровати, поэтому не выходил в общество. Начиная с 1846 года, у писателя начался развивающийся паралич, но он в оптимистичном настроении все еще сочинял новые произведения. Его болезнь прогрессировала в течение восьми лет, но он не сдавался ей и даже шутил.

Последний сборник «Романсеро» Гейне был опубликован в 1851году, в котором уже просочились пессимистическое настроение и скептицизм. В этом произведении, скорее всего, отразилось состояние, в котором пребывал поэт.

Генрих Гейне умер от паралича 17 февраля 1856 года в Париже во времена Второй Французской Империи и был похоронен на кладбище Монмартр.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Гейне Генриха представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Произведения Гейне легко читаются - отчасти потому, что он умел о многом сказать просто и коротко, а отчасти потому, что он никогда не вдавался в пространную полемику, предпочитая короткие стихи или прозу и легко переходя от одной темы к другой.


Его ставят в один ряд с И.В.Гете, Ф.Шиллером и Г.Э.Лессингом. Родился 13 декабря 1797 в Дюссельдорфе в еврейской семье. Французская оккупация внесла в атмосферу раздробленной Германии прогрессивные идеи, в т.ч. новые принципы гражданского и религиозного равенства, которые на всю жизнь сделали Гейне "либералом" в традициях Французской революции. Полученное им смешанное образование несомненно способствовало формированию его в целом космополитического мировоззрения. После частной еврейской школы он учился в лицее, где уроки велись на французском языке и даже католическими патерами.

Безуспешными оказались попытки Гейне заняться коммерцией, сначала во Франкфурте-на-Майне (1815), затем в Гамбурге (1816-1819). Он учился в Бонне (1819), Геттингене (1820) и Берлине (1821-1823), где испытал сильное влияние Гегеля. В итоге, вернувшись в Геттинген, в 1825 получил звание доктора права. После того как Пруссия в 1823 отняла у евреев гражданские права, Гейне сделался заклятым врагом прусского режима, хотя, по примеру многих современников, принял лютеранство (1825). Официальная перемена вероисповедания не дала ему никаких преимуществ, ибо его сочинения раздражали власти куда больше, чем его религия. Сложности с объединенной австро-прусской цензурой начались очень скоро и преследовали его всю жизнь.

В сфере интересов Гейне главное место всегда занимала литература. В Бонне он познакомился с А.В.Шлегелем и посещал его лекции; в Берлине уже состоявшимся литератором был вхож в литературный кружок Рахили фон Энзе. Первые свои стихи Гейне опубликовал в 1817; первый сборник, Стихотворения (Gedichte), вышел в свет в 1821, а первый стихотворный цикл, Лирическое интермеццо (Lyrisches Intermezzo), - в 1823. Попробовал он свои силы и в политической публицистике.

После университета Гейне предполагал заняться в Гамбурге юридической практикой, но в конечном счете предпочел литературную деятельность и весьма быстро укрепил свои позиции как в прозе, так и в поэзии. Первый из четырех томов его Путевых картин (Reisebilder, 1826), о пешем странствии в горах Гарца (Путешествие по Гарцу - Die Harzreise), принес ему широкую известность, и впредь он зарабатывал на жизнь литературным трудом. Путевые картины ознаменовали также начало его многолетнего сотрудничества с гамбургским издателем Ю.Кампе. В эти годы Гейне много разъезжает, проводит 3-4 месяца в Англии (1827), затем в Италии (1828), где задерживается чуть дольше; эти поездки послужили материалом для следующих томов Путевых картин (1829, 1831). Одновременно он перерабатывал свои стихи и составил Книгу песен (Buch der Lieder, 1827), снискавшую широкое признание не в последнюю очередь потому, что многие стихи были положены на музыку Ф.Шубертом и Р.Шуманом. В 1829 Иоганн Котта предложил Гейне стать соиздателем своей мюнхенской газеты "Новые всеобщие политические анналы" ("Neue Allgemeine Politische Annalen"). Гейне принял предложение, но уже в 1831, возможно, рассчитывая на профессорскую должность (он ее так и не получил), оставил должность редактора.

Отныне Гейне был профессиональным литератором. Июльская революция 1830 дала ему ответ на вопрос, что делать дальше: в мае 1831 он уезжает из Германии и навсегда поселяется в Париже. Париж круто изменил его жизнь, он поднялся на новую ступень как прозаик и публицист. Его репортажи о Франции были посвящены общественной жизни, политике, искусству и театру; репортажи о Германии - литературе и философии. Начал он с серии статей о Париже в коттовском "Утреннем листке" ("Morgenblatt"), продолжив эту работу циклом публикаций для "Всеобщей газеты" ("Allgemeine Zeitung") того же издателя. Эти последние вызвали недовольство австрийского канцлера К.Меттерниха и полностью были напечатаны только отдельной книгой под названием Французские дела (Franzsische Zustnde). Книга эта посвящена режиму Луи Филиппа и содержит знаменитое предисловие с резкой критикой Вильгельма IV Прусского, призывающее его дать народу обещанную конституцию. Статьи Гейне о Германии выходили на двух языках и включают работы Романтическая школа (Die romantische Schule, 1833) и К истории религии и философии в Германии (Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutschland, 1834).

В 1834 Гейне познакомился с молоденькой продавщицей Кресанс Эжени Мира, которую увековечит в стихах под именем Матильды. В 1841 они поженились.

В 1835 в Пруссии рейхстаг запретил произведения ряда политически прогрессивных авторов "Молодой Германии" ("Das junge Deutschland"). Имя Гейне стояло в списке рядом с именами К.Гуцкова, Г.Лаубе, Т.Мундта и Л.Винбарга. Не сумев снискать благосклонность официальной Пруссии, Гейне не ладил и с немецкими революционерами-реформаторами, которых в Париже объединил вокруг себя Л.Берне. Берне резко обрушился на Гейне в своих Письмах из Парижа (Briefe aus Paris), и Гейне был вынужден ответить. Сделал он это уже после смерти Берне в работе Людвиг Берне. Книга воспоминаний (Ludwig Brne, eine Denkschrift, 1840), которую ожидал на родине весьма холодный прием. В том же 1840 Гейне возобновил во "Всеобщей газете" разносторонние публикации о жизни Парижа, в 1854 вышедшие отдельной книгой под названием Лютеция (Lutezia). Это были его последние опыты в области журналистики; он начал писать стихи, которые вновь заняли доминирующее положение в его творчестве, о чем свидетельствуют вышедшие одна за другой книги Атта Тролль (Atta Troll, 1843), Новые стихотворения (Neue Gedichte, 1844) и Германия. Зимняя сказка (Deutschland, ein Wintermrchen, 1844), итог состоявшейся годом раньше поездки на родину и одно из самых сильных его произведений.

К тому времени здоровье поэта было сильно подорвано; семейные ссоры, последовавшие за смертью дяди в 1844, обострили болезнь, которая в 1848 приковала Гейне к постели. Это несчастье, однако, не положило конец его литературной деятельности. Хотя болезнь превратила его жизнь в сплошное страдание, творческая энергия Гейне неизмеримо возросла, свидетельством чему Романсеро (Romanzero, 1851) и Стихотворения 1853 и 1854 годов (Gedichte 1853-1854), за которыми последовал еще один сборник, опубликованный посмертно. Умер Гейне в Париже 17 февраля 1856; похоронен на Монмартрском кладбище.

Произведения Гейне легко читаются - отчасти потому, что он умел о многом сказать просто и коротко, а отчасти потому, что он никогда не вдавался в пространную полемику, предпочитая короткие стихи или прозу и легко переходя от одной темы к другой. Его популярность, но отнюдь не истинное его место в литературе, зиждется на стихах, на блестящих и неподражаемых песнях (Lieder), широко известных во всем мире. Он был не только прирожденным поэтом, но и блестящим прозаиком, соединяя в своих произведениях ясность Лессинга, которым он восхищался, с гением Ницше, который восхищался им. Проза Гейне в Книге Le Grand (Das Buch Le Grand), повествующая о вступлении французов в Дюссельдорф, стоит в одном ряду с балладой Гренадеры (Die Grenadiere), посвященной тому же событию. В целом путевые заметки Гейне дают яркую картину его дарования - острого ума, едкой иронии, сатирического дара. Впрочем, на фоне стихов, написанных Гейне в последние 15 лет жизни, все прочее отходит на второй план. Как поэт-лирик он достиг непревзойденного мастерства.

Родился в семье обедневшего еврейского купца в Дюссельдорфе, Самсона Гейне (1764-1828). Первоначальное воспитание Гейне получил в местном католическом лицее, где у него проявилась любовь к пышности католического богослужения, не покидавшая его всю жизнь. Во время войны с французами молодой Гейне в течение короткого времени был заражён патриотизмом, который быстро остыл после победы реакции над Наполеоном, когда с приходом пруссаков в Рейнской провинции воцарились опять старые феодально-бюрократические порядки, уничтожившие также и провозглашённое Наполеоном равноправие евреев с другими религиозными группами.

Эти политические события оставили яркий след в его духовном развитии и во всём его поэтическом творчестве. Рейнская провинция, где рос Гейне была самой передовой областью Германии в промышленном отношении.

Родители Гейне, мечтавшие видеть сына генералом наполеоновской армии, после поражения Наполеона мечтали о профессии купца для Гейне. Но молодой Гейне не подавал соответствующих надежд ни в местной торговой школе, ни во Франкфурте на Майне; и когда Гейне в июле 1816 г. отправился в Гамбург к дяде-миллионеру, Соломону Гейне, для изучения купеческого дела, он уже сознавал себя поэтом, далёким от торгашеской прозы.

Его стихотворения этого периода (поскольку их возможно выделить из позднейших «Junge Leiden» - «Юношеские страдания») и его письма, основным содержанием которых является его несчастная любовь к старшей дочери дяди-миллионера - Амалии, проникнуты мрачным настроением и реминисценциями «романтики ужаса»; в них выступают характерные для позднего романтизма мотивы любви-смерти, двойника, зловещих снов и т. п.

Учёба

Убедившись, что из Гейне купца не сделаешь, родственники дали ему возможность учиться в университете. С 1819 - он в Бонне, где слушает лекции Э. М. Арндта и Шлегеля; на развитие романтических склонностей Гейне значительное влияние оказал Шлегель: Гейне переводит стихи Байрона, пытается усвоить строгие формы романской строфики (сонет, венок сонетов, октава впервые на короткий период появляются в его поэзии), пишет статью о романтизме, отмежёвываясь однако резко от мистицизма.

В Бонне участвует в жизни студенческой организации - буршеншафт, проникнутой смутно либеральными и националистическими настроениями. Отражением этих настроений является формально ещё очень слабое «Deutschland» (Германия), начинающееся словами: «Sohn der Torheit» (Сын безумия).

В 1820 Гейне - в Геттингенском университете, в мещанском городе, где он знакомится с узко ограниченным миром тогдашнего филистерства. Здесь поэт почерпнул материал для своих «Путевых картин».

Большое влияние на развитие Гейне оказали годы его пребывания в Берлинском университете, где он слушал ещё лекции Гегеля.

Лучшие дня

В Берлине он охотно посещает литературные салоны, например, Рахили и К. А. Варнгагена фон Энзе и другие, где он впервые, хотя и очень поверхностно, знакомится с утопическим французским социализмом, и литературные кафе, где ему приходилось встречаться с эпигонами романтизма - с Э. Т. А. Гофманом (вскоре прикованным к постели смертельной болезнью), Граббе и другими.

Карьера

В Берлине же Гейне вступает в «Verein für Kultur und Wissenschaft der Juden» (Еврейское общество культуры и науки), националистические настроения которого находят отголоски в его творчестве. В декабре 1821 вышел первый томик стихов Гейне, отражающий его поэтические «годы учения».

Большинство пьес этого сборника свидетельствует об отсутствии у поэта установившейся «своей» манеры. Но наравне с ними здесь помещены и такие перлы поэзии, как «Два гренадера» и «Валтасар»: первая вещь написана в ясном и простом тоне немецкой народной песни, вторая - оригинальное преломление байронического мотива. Из отдельных частей сборника наиболее интересны «Traumbilder» (Сновидения), использующие - частью иронически - тематику народной баллады и позднего романтизма.

«Gedichte» Гейне прошли мало замеченными; славу ему создаёт «Lyrisches Intermezzo» (Лирическое интермеццо) - сборник стихов, опубликованный вместе с трагедиями «Альманзор» и «Ратклифф» (1823).

В «Лирическом интермеццо» Гейне нашёл «свою» форму, которая изживается им лишь в «Neuer Frühling» (Новая весна, 1831). Напротив, обе его трагедии не представляют художественного интереса, хотя поэт пытался в них осветить представлявшиеся ему основными проблемы эпохи - проблему еврейства и христианства в романтических ямбах «Альманзора», проблему социального неравенства в «трагедии рока» «Ратклиффе». В эту эпоху еврейский вопрос особенно привлекает поэта; националистические настроения его не только находят выражение - порой очень острое - в лирических пьесах («An Edom», - «Эдому», «Brich aus in lauten Klagen» - «Разразись громкими сетованиями», «Almansor», «Donna Klara»), но и побуждают поэта приняться за исторический роман «Der Rabbi von Bacharach» (Бахарахский раввин), первая глава которого, написанная под заметным влиянием Вальтер Скотта, своим выдержанно простым стилем и спокойной манерой письма резко отличается от манеры других прозаических произведений Гейне.

Националистические искания Гейне получают типичное для еврейских ассимиляторских течений XVIII-XIX веков разрешение. В 1824 Гейне опять в Геттингене, где он заканчивает своё юридическое образование. Через год он - доктор прав и, чтобы получить «входной билет в европейскую культуру», переходит в христианство. Однако, из его намерений стать известным адвокатом ничего не вышло и он принимается опять писать и издаёт весной 1826 первый том своих «Путевых картин» (Reisebilder, II т. 1827, III т., 1830 и IV т., 1831), вызвавших сначала восторженный приём, а потом бурю негодования. В них Гейне высмеивает реакционные, узкие, традиционные и вообще все отрицательные черты немецкой общественной жизни. В них он намечает - наряду с резким осмеянием своих прежних националистических настроений - свой новый идеал свободной и гармонической индивидуальности. Старые романтические мотивы несчастной любви и воспоминания детства перебиваются апологией Наполеона, как воплощения Великой французской революции.

Наконец в последнем томе - в «Englische Fragmente» (Английские фрагменты) - Гейне овладевает формой политического фельетона. Не случайно, что Гейне излагал свои мысли в фрагментах и путевых очерках, что он облекал свои впечатления от путешествий по Гарцу, в Италию и т. д. именно в такие художественные формы.

Для него описание путешествия - предлог для беспощадной критики строя, удобная форма политической и литературной полемики. В «Reisebilder» создаётся прозаическая манера Гейне - лирическая гибкая проза, изобилующая словесными pointe и каламбурами, передающая тысячи оттенков и настроений и вместе с тем рисующая вещи реалистически.

Стиль Гейне в «Путевых картинах» - характерное художественное оформление стремлений нового бюргерства, которое к этому времени постепенно врастает в юнкерско-бюрократическую структуру Германии, разрушая во всех областях феодальной идеологии (философии, истории, богословия и т. п.) старые понятия, не исключая и художественной литературы (романтизм).

Стиль путевых впечатлений Гейне (ранний реализм), преодолевавший традиции романтизма, стал господствующим в 1830-х и 1840-х гг. («Молодая Германия»).

Но и в «Путевых картинах» Гейне, однако, далеко ещё не свободен от романтических настроений. Романтик он и в изданной в 1827 знаменитой «Книге песен» (Buch der Lieder), являющейся шедевром лирики в мировой литературе, переведённым на все культурные языки. В ней собрана лирика Гейне от юношеских «Gedichte» до стихов из «Путевых картин» включительно.

«Книга песен» является одним из высших достижений немецкой романтической поэзии и, в то же время, её отрицанием. В ней ограблены все сады романтизма, но надо всем - печать мировой скорби, рассеянной, но не побеждённой смехом Мефистофеля. Если в «Путевых картинах» в основном намечены новые вехи немецкого бюргерства конца 1820-х и начала 1830-х гг., то в «Книге песен», написанной большей частью раньше этого времени, отражается душевное состояние бюргерства после победы реакции и начала 1820-х гг. Эта победа, приведшая к временному застою, поколебала уверенность бюргерства в своих силах, создала психологию неустойчивости, создала гамлетовские настроения. Эта неустойчивость, раздвоенность видна и в «Книге песен» и в других произведениях Гейне Поэт предаётся сентиментальным настроениям, но вдруг обдаёт и себя и читателя холодным душем и разражается кощунственным смехом.

В «Путевых картинах» и «Книге песен» представлен весь Гейне дофранцузского периода: это - индивидуалист, живущий мгновением, он разрушает старую мораль, не зная, однако, чем её заменить. Его идеология - выражение беспомощности немецкого общества: историческое развитие он понимает в смысле Гегеля как столкновение идей; он - противник аристократии и церкви, но не трона и алтаря, а лишь их представителей; он ещё за монархию и за «эмансипацию королей» от плохих советчиков; он за Наполеона и Великую французскую революцию.

В 1827 Гейне предпринял краткосрочную поездку в Англию, не оказавшую большого влияния на его творчество. После неудач с получением профессуры в Мюнхене и с редактированием политической газеты, он возвращается в Гамбург. Известия об июльской революции, эти «солнечные лучи, завёрнутые в бумагу», застали его на Гельголанде; они зажгли в его душе «самый дикий пожар» - и он в 1831 уехал в Париж.

В Париже Гейне получил возможность познакомиться с тем, чего он не знал в Германии: с развитой буржуазией и промышленным, сознательным пролетариатом. Следя за борьбой финансовой олигархии Луи-Филиппа с рабочим классом, поэт скоро убедился, что не идеи, а интересы правят миром. Там же он ближе узнал социализм сен-симонистов, прудонистов и других; он посещает их собрания, дружит с Анфантеном, Шевалье, Леру и другими социалистами.

Но скоро он убеждается и в отрицательных сторонах утопического социализма - в его полной беспомощности в разрешении социальных вопросов. Когда он встречал рабочих на улицах Парижа, то ему слышался «тихий плач бедноты», а иногда и что-то похожее на «звук оттачиваемого ножа». И ему уже мерещится победа коммунистов, разбивающих весь старый мир, «ибо коммунизм владеет языком, понятным всем народам, - элементы этого мирового языка так же просты, как голод, ненависть или смерть».

Свои наблюдения над жизнью во Франции он излагал в корреспонденциях в аугсбургскую «Всеобщую газету», и когда Меттерних, втайне наслаждавшийся произведениями Гейне, добился запрещения этих корреспонденций, Гейне издал их как «Французские дела» (Französische Zustände", 1833), снабдив их резким предисловием. Это сочинение, наряду с «Гессенским вестником» Гейне Бюхнера и Вейдига, представляет собою первый и классический образец политического памфлета в Германии.

Из других работ Гейне этого периода выделяются те, в которых он поставил себе целью содействовать взаимному культурному сближению французов и немцев: для французов он писал «К истории религии и философии в Германии» и «Романтическую школу», а для немцев, кроме книги «Французские дела», - статьи о французском искусстве, литературе, политическом движении, собранные впоследствии в 4 томах под заглавием «Салон» (1834-1840). В произведениях этого периода Гейне поёт отходную романтизму, в то же время мастерски используя романтические формы (например, приём синкретизма ощущений во «Флорентийских ночах»).

Дальнейшее развитие буржуазии в Германии выделило своих идеологов и в литературе: выступил ряд писателей, выражавших идеи и настроения развивающегося и наступающего класса - бюргерства, считавших себя приверженцами Гейне и Бёрне. После доноса В. Менцеля Германский союзный совет запретил произведения так называемой «Молодой Германии», в том числе и произведения Гейне, не только уже написанные, но и будущие. Несмотря на просьбы (он даже обещал редактировать в Париже немецкую газету в прусском духе), ему не удалось добиться отмены этого запрещения, нанёсшего ему сильный удар в связи с его плохим материальным положением.

Он крайне резко разделался с Менцелем и швабской школой, представлявшей оппозицию отсталого земледельческого юга более промышленному северу Германии. Для такого воинствующего публициста, каким был Гейне, становилось неизбежным столкновение с тогдашним немецким либерализмом в лице его классического представителя Людвига Бёрне.

В первое время эмиграции Гейне ещё принимал, наравне с Бёрне, участие в пропаганде среди многочисленных немецких подмастерьев и ремесленников Парижа, организованных по примеру французских тайных обществ. Но Гейне был слишком индивидуалистичен для того, чтобы понять необходимость работы в массах или даже подчинения партийной программе. Узость кругозора, «тенденциозность» этого либерализма, имевшего также своих «тенденциозных» поэтов в Германии, оттолкнули его. Гейне вдруг стало жаль «бедных муз», которым запретили «скитаться по свету без цели».

Отказу от этих тенденций посвящена книга о Бёрне (1840), вызвавшая резкий протест и среди большинства младогерманцев. В ней Гейне делит всех людей на «назаритян», - к которым он относит иудеев и христиан с их узкопартийными догмами, - и на «эллинов» - со свободным, терпимым и светлым мировоззрением. Эта теория «свободного интеллектуального индивида» и связанная с ней идея освобождения плоти определяют содержание художественного творчества Гейне за первый период пребывания во Франции: в собрании лирических стихотворений - «Verschiedene» (Разные, 1834), - формально повторяющем манеру «Лирического интермеццо» и «Heimkehr», в прозаических «Memoiren des Herrn von Schnabelewopski» (Мемуары г-на фон Шнабелевопски, 1834) и в написанной может быть лишь в это время последней главе «Бахарахского раввина» (напечатан в 1840) поэт бросает решительный вызов «назарейству» в религии, жизни, любви.

Из политического поэта Гейне опять хочет превратиться в романтика: против всех «тенденциозных медведей» в политике, поэзии и т. д. он пишет «последнюю вольную песнь романтизма» - «Атта Троль, сон в летнюю ночь» (1841). В действительности, получилось произведение насквозь тенденциозное, хотя и мастерски использующее весь комплекс излюбленных романтических мотивов (испанская экзотика, проклятый охотник, пещера колдуньи и т. д.). Именно, в неожиданных переломах стиля, в причудливых переходах от экзотических картин природы и ночной фантастики к злободневной полемике - заключается мастерство поэта, впервые овладевшего большой поэтической формой.

Все противники политической поэзии возликовали опять; Гейне как будто перешёл в их лагерь. Но лучший период его политической поэзии был ещё впереди: осенью 1843 в Париж переехал Карл Маркс и его друзья. Маркс вербовал виднейших членов немецкой эмиграции в сотрудники «Немецко-французских ежегодников»; в число этих сотрудников входит и Гейне С этого момента между величайшим мыслителем и поэтом завязалась дружба, не прекращавшаяся до самой смерти Гейне. Под непосредственным влиянием Маркса начинается самый плодотворный период творчества Гейне как политического поэта. Хотя он и не мог следовать за быстрым процессом «самопознавания» своего гениального друга, но частые встречи и дружеские собеседования в 1844, когда оба - по рассказам дочери Маркса - целыми часами, до глубокой ночи, проводили в горячих дискуссиях, дали и поэту более ясное представление о многих явлениях общественной жизни, освободили его от разных иллюзий.

Маркс прежде всего дал Гейне совет оставить наконец вечное воспевание любви и показать политическим лирикам, как нужно писать - кнутом. Произведения Гейне 1844 - его «Zeitgedichte» (Современные стихотворения), составившие вместе с «Neuer Frühling» и «Verschiedene» сборник «Neue Gedichte» (Новые стихотворения), впервые в немецкой литературе отражают в высоко художественных формах революционное мировоззрение. На восстание силезских ткачей летом 1844 Гейне отзывается своим знаменитым стихотворением «Ткачи», где рабочие ткут могильный саван для монархической Германии, - здесь в поэзии впервые выражено понимание роли рабочего класса как могильщика старого мира.

Всю силу своего сарказма, все мастерство своего бичующего остроумия Гейне изливает в многочисленных сатирических «Zeitgedichte», направленных против правительств Пруссии и Баварии, против многочисленных обскурантов старой Германии и против не менее многочисленных его личных недругов.

Но самое ценное произведение, написанное под влиянием Маркса, - это поэма «Deutschland. Ein Wintermärchen» ("Германия. Зимняя сказка, 1844); в ней не только политическая лирика Гейне, но и немецкая политическая лирика XIX века вообще достигла своего апогея.

В этой поэме Гейне сумел сочетать блестящую сатиру на предмартовскую немецкую действительность с тонким лирическим чувством, мастерски используя старые романтические формы для нового содержания, «Зимняя сказка» является шедевром Гейне как величайшего немецкого лирика и политического публициста. И если раньше вопрос о монархии или республике казался ему неважным, то теперь он требует для монархов гильотины. В некоторых местах поэмы сквозит светлое, уверенное и радостное материалистическое мировоззрение, как оно сложилось под воздействием Маркса.

Как высоко Гейне и Маркс понимали и ценили друг друга, видно из их переписки после высылки последнего из Парижа в январе 1845. Вскоре после этого Гейне подружился и с Лассалем, хотя и ненадолго. Для уяснения тогдашних взглядов поэта представляет интерес письмо от 3 января 1846 к Варнгагену фон Энзе, где Гейне пишет, говоря о Лассале: «нам на смену идут люди, великолепно знакомые с жизнью, умеющие к ней подойти и знающие, чего они хотят». «Тысячелетнее царство романтизма кончилось, и я был его последним сказочным царём, сложившим с себя корону». - Личная жизнь Гейне в «изгнании» сложилась крайне неудачно: брак с женщиной, во всех отношениях стоявшей ниже поэта; постоянная близость к раззорению благодаря полному неумению Гейне вести свои денежные дела (авторское право на все его сочинения было продано им его издателю Кампе за ежегодную пенсию в 2 400 франков); семейные неурядицы, повлекшие отказ родных Гейне выплачивать ему обещанную Соломоном Гейне (умер в 1844) пенсию, - все это вместе с политической борьбой подрывало и без того слабое здоровье поэта, отягчённое к тому же дурной наследственностью. С 1845 Гейне борется со все усиливающейся болезнью, поражающей его зрение, способность двигаться, ощущать, есть.

Последние годы

Революция 1848 года застаёт Гейне уже в «матрацной могиле», куда его уложила болезнь спинного мозга и где он пролежал до самой своей смерти. Болезнь усилила мрачные настроения последнего периода жизни поэта. Этому содействовало и то обстоятельство, что в опубликованном после революции списке лиц, получавших субсидии из секретного фонда Гизо, значилось и имя Гейне И хотя поэт имел достаточно веские основания для оправдания своего поступка, тем не менее этот факт был использован его врагами, а у некоторых его друзей, как напр. у Маркса, оставил неприятный осадок.

К дальнейшему развитию революции Гейне относится крайне критически: во временном французском правительстве он скоро увидел негодных комедиантов и также очень рано предсказал и крах немецкой революции вследствие половинчатости немецких демократов, постоянных колебаний буржуазии. В своих «Zeitgedichte» Гейне ядовито высмеивал избрание германского императора и издевался над поведением демократов во франкфуртском парламенте. Некоторые из произведений этой эпохи - лучшие образцы Гейневской сатиры. Правда, его издевательства - смех сквозь слезы; он находит утешение в мысли, что немецкие коммунисты раздавят «потомков тевтоманов 1815 года», как червей, но победа реакции, невозможность уследить за политическими событиями из «матрацной могилы» наводили все более мрачные мысли.

Претерпевая страшные боли, отрезанный от живого мира, Гейне, естественно, приходит к пересмотру своего разрешения проблемы «эллинства» и «назарейства». В «Bekenntnisse» (Признания) он как будто возвращается к «назарейским» (национально-иудаистическим) идеалам своей юности, но возвращение это в значительной степени только мнимое: религиозные спекуляции часто становятся для великого насмешника лишь материалом для злейшей словесной игры, их пародирующей. Важнейшим произведением периода «матрацной могилы» является последний изд. при жизни Гейне сборник стихотворений - «Romanzero». Глубочайшим пессимизмом проникнуто это последнее произведение умирающего Гейне: богатая локальная и временная экзотика, фантастика романтических образов, отзвуки последней любви (к загадочной Mouche - К. Сельден), отголоски политической и религиозной полемики, - все это сливается в одном безнадёжном лейтмотиве: «Und das Heldenblut zerrinnt, und der schlechte Mann gewinnt» (И проливается кровь героя и побеждают дурные люди).

Из посмертного наследия Гейне особенный интерес, судя по сохранившемуся фрагменту - образцу мастерской романтической прозы, представляли его «Memoiren». Печальная судьба этого произведения, уничтоженного по проискам гамбургской родни, оправдала зловещее предсказание поэта: «Wenn ich sterbe, wird die Zunge ausgeschnitten meiner Leiche» (Когда я умру, они вырежут язык у моего трупа).

Статьи - немецкий поэт Генрих Гейне. Биография и творчество поэта, интересные факты его жизни, критика его произведений и признание современников, влияние поэта на культуру рассматриваются в этой статье.

Детские годы

Будущий великий поэт родился в 1797 году, 13 декабря, в городке Дюссельдорфе. Полное имя - Христиан Иоганн Генрих Гейне. Родители его были очень небогаты, занимались торговлей тканями и очень хотели видеть в сыне продолжателя в торговом деле. В семье помимо Генриха было ещё трое детей. Воспитанием детей занималась мать - Бетти. Как говорили о ней, женщина очень умная, образованная, увлекавшаяся идеями французских просветителей. Позже маленький Генрих отдан на обучение во францисканский монастырь, откуда он перейдет в городской лицей, где продолжит свое образование. Вообще, детские годы Генриха прошли во время оккупации большей части Европы французами под началом Наполеона.

После того, как Дюссельдорф стал частью Пруссии, Генрих поступает в экономическое училище, после окончания которого отправляется на стажировку во Франкфурт-на-Майне. Именно тогда Генрих осознает, что заниматься торговлей он не желает, и возвращается домой. Спустя несколько лет, в 1816 году, Генриха отправляют на попечительство дяди в Гамбург, где у последнего есть собственный банк. Дядя Генриха ставит племянника во главе небольшого отделения своего банка, но Генрих "проваливает" все дела, за которые берется. Ровно полгода Генрих Гейне был руководителем банковского отделения, и спустя этот срок дядя отстраняет его от должности. Зато будущий поэт именно в этот период своей жизни увлекается дядиной дочерью - своей кузиной. Чувство остается без ответа, зато побуждает Генриха к написанию стихотворений. Происходит ссора с дядей, Генрих возвращается домой, но успевает дебютировать в журнале "Гамбургский страж" в 1817 году.

Первые попытки писать

Публикации в журнале "Гамбургский страж" остаются совершенно незамеченными ни критиками, ни простыми любителями поэзии. Еще незрелые стихотворения не напоминают даже отдаленно того, кого впоследствии поставят в один ряд с Гете или Шиллером, говоря, что "он смог в своих стихах дать немецкому языку легкость и нежность".

Публикации и оценки современников

Пожалуй, именно с 1820 года начинаются стабильные публикации Генриха Гейне в журналах и признание его как пусть и начинающего, но талантливого поэта. В 1820 г. в свет выходит сборник "Юношеские страдания", где Генрих обобщил свой первый любовный опыт и влечение к кузине. Переехав учиться в Берлин, Генрих знакомится со многими представителями светского общества и представителями немецкого искусства того времени. Чтобы зарабатывать, он продает свои стихи в немецкие газеты, но в основном безрезультатно. Из наиболее известных стихотворений этого периода можно выделить следующие: "Баллада мавра", "Минезингеры" и "Грозная ночь".

Признание поэта

В 1826 году в свет вышли путевые заметки «Путешествие в Грац», которые принесли автору известность в литературных кругах. Потом была издана первая часть «Путевых картин», а спустя всего год - «Книга песен», где Гейне собрал свои лирические стихотворения "берлинского" периода жизни. "Книга песен" просто околдовала читателей богатой палитрой эмоций, красотой слов и высотой чувств. Лирический герой - это совсем молодой человек, который в силу возвышенности своих чувств очень трагично воспринимает окружающий мир, который, как кажется лирическому герою, не понимает и не принимает его. Данная "Книга песен" состоит из четырех частей, а многие стихотворения из этого сборника известны в России в переводе Михаила Лермонтова.

В конце двадцатых годов восемнадцатого века Гейне работает над созданием очередного своего шедевра - над сборником очерков "Подорожные картины". В них писатель предстает не только как человек творческий, но и как простой гражданин своей страны, описывающий все слабые и сильные стороны Германии как государства.

После 1830 года, когда свершается июльская революция во Франции, Гейне уезжает в Париж и в Германии побывает только дважды. Один раз навестит мать, а еще один приезд будет связан с издательской деятельностью. В Париже Генрих Гейне не испытывает проблем с цензурой, потому и писать может в полную силу. К этому периоду жизни и творчества поэта относится издание книги под названием "Французские дела", в которой мыслитель делится своими наблюдениями за революцией, за событиями, происходящими в Европе. Дух книги - это разочарование в идеях социализма. В 1834-м выходит книга под названием «Для истории, религии и философии в Германии», где автор обобщил свои публичные выступления и лекции.

Также в сороковых годах девятнадцатого века Генрих Гейне создает одну из лучших своих поэм - "Германия. Зимняя сказка". Данной поэмой автор выразил тяжесть своих ощущений и глубину переживаний из-за утраты родины.

В 1851 году вышел последний сборник стихотворений Генриха Гейне под названием "Романсеро". Книга появилась, когда поэт уже очень сильно болел и был прикован к постели, поэтому большинство стихотворений очень тяжелы и трагичны.

17 февраля 1856 года в Париже после продолжительной болезни скончался великий немецкий поэт Генрих Гейне, биография которого была неотрывно связана с судьбой не только родной Германии, но и всей Европы.

Стиль и особенности творчества

Генрих Гейне, несмотря на то что являлся большим лириком и его стихотворения полны любовными переживаниями, остался личностью очень активной в контексте политики и общественно-значимых событий первой половины восемнадцатого века. Его стихотворения отличаются легкостью, которая, как казалось, просто неприемлема для немецкого языка. Его же статьи, эссе, труды, касающиеся истории и политики, отличались очень ясной и четкой позицией, которая не принимала буржуазный строй. Но, несмотря на свою "антибуржуазную" позиции, Гейне разочаровался и в социализме, приверженцем которого изначально являлся. Социализм Генрих Гейне сравнивал с утопией и считал, что такой строй на земле не будет построен.

Личная жизнь, семья

Крессения-Энжени-Мира - именно так звали женщину, на которой женился Генрих Гейне. Биография супруги рисует ее нам как простую женщину: жена Генриха не умела даже писать и читать и имела крестьянское происхождение, переехала в Париж, когда её родители уехали из деревни на заработки в большой город. Многие знакомые Гейне совершенно не понимали данного брака, отношение их к женщине было отрицательным. Пожалуй, единственный человек, которого не смущала шумиха вокруг его личной жизни, был Генрих Гейне. Биография кратко рассказывает о его жене, но специалисты обычно не заостряют внимание на личности девушки, ибо ничего необычного в ней нет.

Влияние

Для немецкого языка и немецкой литературы значение Генриха Гейне сопоставимо, пожалуй, с влиянием Пушкина на русский язык. Гейне сделал немецкую речь более мягкой, более выразительной и поспособствовал созданию так называемого литературного языка .

На его стихи писали музыку такие композиторы, как Шуберт и Шуман, Вагнер и Чайковский, Брамс и многие другие.

Своим любимым поэтом Гейне называли австрийская императрица Елизавета, Альберт Эйнштейн, Геббельс, Бухарин.

В 1933 году была издана биография Генриха Гейне на русском языке. Она вышла в серии "Жизнь замечательных людей".

Генрих Гейне: биография, интересные факты

  • Гейне был далеким родственником Карла Маркса, с которым дружил и одно время разделял взгляды.
  • После прихода к власти нацистов его книги попали в "черный список" и сжигались.
  • Последние годы жизни Гейне называл "пребывать в матрасной могиле". Поэт был прикован к постели из-за болезни спины.

В странах меняется власть, меняется политический курс. Одни попадают в опалу, другие становятся национальными героями. Так было и так будет всегда, вне зависимости от страны и материка. К сожалению, Генрих Гейне, биография которого связана с двумя странами, Германией и Францией, так и не вернулся на родину, хотя, будучи уже больным человеком, писал письмо правительству Пруссии, чтобы ему позволили умереть дома, но получил отказ. Спустя сто лет нацисты жгли его книги. И только в конце двадцатого века в его родном городе Дюссельдорфе был поставлен памятник великому классику немецкой литературы.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта