Главная » Звезды » Можно ли назвать Челкаша романтическим героем? Характеристика и образ гаврилы в рассказе челкаш горького сочинение Почему челкаш не остался работать на земле

Можно ли назвать Челкаша романтическим героем? Характеристика и образ гаврилы в рассказе челкаш горького сочинение Почему челкаш не остался работать на земле

Гаврила является одним из центральных героев рассказа М.А. Горького «Челкаш». Повествование построено на противопоставлении Челкаша (опытного и ловкого вора и пьяницы со стажем) и Гаврилы (молодого безработного крестьянина). Остановимся подробнее на анализе образа последнего.

Гаврила – коренастый деревенский юноша. Он потерпел крах, пытаясь заработать в городе, чтобы прокормить себя и свою мать. Теперь ему оставалось только возвращаться домой, жениться на состоятельной невесте и стать батраком. Челкаш сразу же невзлюбил его за силу и здоровье, которые излучал молодой человек: «...возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки...», при этом главного героя с первого взгляда привлекло добродушие и доверчивость крестьянина.

При этом Гаврила труслив – соглашаясь на дело с вором-контрабандистом, он предстает перед читателем трусом. Ему страшно до слёз, он не хочет доводить дело до конца и хочет, чтобы Челкаш отпустил его. Уже здесь видно противопоставление бесстрашного и, главное, свободного пьяницы-авантюриста запуганному невольнику своей жизни. Челкаш убеждает довести дело до конца, но далее сущность героя раскрывается для читателя в новом свете.

Гаврила получает малую часть от всей выручки и в его душе просыпается алчность. Бедного крестьянина охватывает бесконтрольное чувство жадности, при этом он ощущает себя слабее своего напарника, падая на колени и вымаливая у него деньги. Он зависим, в отличии от Челкаша, зависим от своего состояния, зависим от своих страстей (от жадности), зависим от едва ему знакомого пьяницы. Эмоции, которые возникают у несчастного человека, толкают его на необдуманный поступок – он бросает камень в Челкаша. Его метания – он то убегает, то возвращается и горько раскаивается в соделанном – вновь свидетельствуют нам о слабости его личности. Он и здесь не может быть последователен. Пугливость, трусость – вот немощь его человеческой души.

Важно сказать о том, как сам Челкаш видит своего напарника. Он не понимает, как можно так измучить себя ради денег, жалость к бедному человеку сочетается с отвращением к подобному видению мира. Челкаш чувствует своё превосходство над Гаврилой, он называет его "молоденьким теленком" и "дитятком". Он отдаёт деньги крестьянину, понимая, что такую душу уже ничто не исправит. Именно в сравнении Челкаша и Гаврилы мы понимаем всю мелочность и подлость второго.

Отсутствие собственного достоинства, стойкости характера и моральных ценностей, пугливость и жадность Гаврилы – вот те качества, которые подчеркиваются М. Горьким. У него отсутствует та жажда свободы, которая присуща Челкашу, поэтому, несмотря на то, что в конце большая часть денег остается у Гаврилы, именно Челкаш выходит из маленькой драмы на берегу моря победителем.

В раннем творчестве писателя основное место занимают романтические настроения. Нераздельная связь между человеком и природой, особое внимание к личности, в которой сочетается одиночество и свобода, вызов обществу и его законам, конфликт главного героя и героя-антагониста – эти черты романтизма находят своё отражение и в рассказе «Челкаш».

Вариант 2

В своем произведении (Челкаш) Максим Горький уделяет особое внимание личности и внутренней оболочки человека, раскрывает перед читателем то, насколько внешняя оболочка бывает обманчива. Главная тема романа – противостояние двух героев, Челкаша (вора и пьяницы) и безработного обычного крестьянина Гаврилы.

Гаврила – это крепкий, здоровый парень, с русыми волосами и широкими плечами. Заработать на Кубани не получилось, и он снова был вынужден вернуться к себе обратно в деревню. После смерти своего отца, Гаврила был вынужден пойти работать батраком, чтобы прокормить себя и мать. У юноши добрый нрав, красивая внешность и открытый взгляд. Именно за это и он был неприятен Челкашу. Хотя, с другой стороны, ему нравилась простота и добрая душа Гаврилы.

Их встреча произошла совершенно случайно. Спор между ними о ловкости и смелости привел к тому, что молодой юноша соглашается пойти на «темное дело» с вором-контрабандистом. Именно этот случай полностью обнажает всю сущность и натуру Гаврилы. Он оказывается обычным трусом.

Гаврила испытывает панический страх и всячески пытается избежать происходящего. Но Челкаш убеждает Гаврилу довести задуманное до конца. Получив небольшую сумму, молодого человека захватывает чувство жадности и алчности. Он падает перед Челкашом на колени и начинает умолять дать ему еще денег. Этот момент показывает всю внутреннюю сущность Гаврилы, он зависим от обстоятельств и собственной жадности.

Юношу так сильно терзают вспыхнувшие эмоции, что он от безысходности, не задумываясь, бросает камень в Челкаша. Слабость личности заключается в постоянном смятении и собственной слабости. Молодой парень то трусит и убегает, то вновь возвращается и раскаивается в содеянном. У Челкаша же возникают двоякие чувства к Гавриле. С одной стороны это жалость и непонимание, как можно ради денег так терзать себя. С другой стороны, ему противно это состояние человеческой души. В конце концов он отдает большую часть денег Гавриле. Челкаш понимает всю мелочность и подлость натуры молодого человека.

Образ Гаврилы – это сущность мелочного, подлого и жадного человека, у которого отсутствует чувство собственного достоинства и моральных ценностей. Он полностью зависим от собственных желаний и обстоятельств. Трусость и слабость, вот главные черты Гаврилы.

Сочинение про Гаврилу из произведения Челкаш

Рассказ Максима Горького «Челкаш» повествует о воре. Григорий Челкаш хорошо знаком людям, которые живут на побережье. Все его знают как заядлого пьяницу и смелого вора.

Гаврила, обычный крестьянский мужик. В рассказе Горького он предстаёт перед читателем, как славный парень, который трудится для того, чтобы содержать маму и дом.

Такие два разных человека встречаются совершенно случайно. Между ними разыгрывается спор, кто лучше и ловчее. Челкаш решает взять Гаврилу на дело. Для этого он угощает парня в таверне и тем самым входит в доверие к нему. Челкаш для Гаврилы становится кем-то вроде хозяина. Он чувствует в Григории силу, начинает доверять ему и Гаврила проникается к нему некоторым чувством благодарности и подчинения.

Во время того, когда мужчины плывут воровать, Гаврилу много раз охватывает страх. Здесь читатель понимает, что этот «славный парень», простой крестьянин, на самом деле трус. Гаврила просит у Челкаша отпустить его. Из-за чего в лодке возникает шум и их чуть не настигают хранители порядка. Но все обходится успешно, дело завершается, и мужчины плывут сбывать свою добычу.

Гаврила, который трусил и робел перед морем, увидев сколько денег получил Челкаш за ворованную вещь, начинает размышлять о том, сколько бы он смог сделать на своей земле, будь у него столько денег. Тут в «славном парне» просыпается самый страшный человеческий порок – жадность. Автор рассказа описывает возникшее чувство в Гавриле как очень будоражащее, возбуждающее и раскрывающее в человеке все самое ужасное, что только может быть.

Челкаш хоть и вор, но слово свое сдержал и дал Гавриле денег. Но герою этого показалось мало. Тогда Гаврила решил выпросить у Челкаша все деньги. Драма, которая разыгралась на берегу моря между двумя людьми, показывает читателю последствия жадности. В данном рассказе Гаврила готов был убить человека, только бы получить все деньги за украденную вещь.

В начале рассказа Максима Горького «Челкаш» Гаврила предстаёт обычным крестьянином, который занимается землей и работает, чтобы прокормить семью. Но впоследствии автор открывает в этом герое самые низкие и ужасные человеческие качества такие, как трусость, жадность и злость.

Данный рассказ учит читателя тому, что человек должен быть честным, уметь жить по средствам и находить хорошие стороны в своей жизни.

Каждый год, летом я езжу в деревню к бабушке. Всё лето провожу там. Там очень хорошо. У меня там много друзей. А больше всех я люблю проводить время со своей лошадкой

  • Темы и проблемы комедии Горе от ума Грибоедова (проблематика произведения)

    В актуальной по сей день пьесе «Горе от ума» А. С. Грибоедов поставил множество проблем современной ему действительности. Автор затрагивает не только общечеловеческие темы, как любовь

  • Образ матери в повести Тарас Бульба сочинение

    В произведении Гоголя «Тарас Бульба» много информации о поведении самого Тараса, его сыновей Андрия и Остапа. Но вот жена и мать была описана вкратце, всего несколькими предложениями

  • Потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. Оно почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел, пароходных винтов, острыми килями турецких фелюг и других судов, бороздящих по всем направлениям тесную гавань. Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом.
    Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко в небе над гаванью, – к ним вздымаются с земли все новые и новые волны звуков – то глухие, рокочущие, они сурово сотрясают все кругом, то резкие, гремящие, – рвут пыльный, знойный воздух.
    Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда и люди – все дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию. Но голоса людей, еле слышные в нем, слабы и смешны. И сами люди, первоначально родившие этот шум, смешны и жалки: их фигурки, пыльные, оборванные, юркие, согнутые под тяжестью товаров, лежащих на их спинах, суетливо бегают то туда, то сюда в тучах пыли, в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами, грудами товаров, гремящими вагонами и всем, что они создали. Созданное ими поработило и обезличило их.
    Стоя под парами, тяжелые гиганты-пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают, и в каждом звуке, рожденном ими, чудится насмешливая нота презрения к серым, пыльным фигурам людей, ползавших по их палубам, наполняя глубокие трюмы продуктами своего рабского труда. До слез смешны длинные вереницы грузчиков, несущих на плечах своих тысячи пудов хлеба в железные животы судов для того, чтобы заработать несколько фунтов того же хлеба для своего желудка. Рваные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди и могучие, блестевшие на солнце дородством машины, созданные этими людьми, – машины, которые в конце концов приводились в движение все-таки не паром, а мускулами и кровью своих творцов, – в этом сопоставлении была целая поэма жестокой иронии.
    Шум – подавлял, пыль, раздражая ноздри, – слепила глаза, зной – пек тело и изнурял его, и все кругом казалось напряженным, теряющим терпение, готовым разразиться какой-то грандиозной катастрофой, взрывом, за которым в освеженном им воздухе будет дышаться свободно и легко, на земле воцарится тишина, а этот пыльный шум, оглушительный, раздражающий, доводящий до тоскливого бешенства, исчезнет, и тогда в городе, на море, в небе станет тихо, ясно, славно…
    Раздалось двенадцать мерных и звонких ударов в колокол. Когда последний медный звук замер, дикая музыка труда уже звучала тише. Через минуту еще она превратилась в глухой недовольный ропот. Теперь голоса людей и плеск моря стали слышней. Это – наступило время обеда.

    I

    II

    – Ну, готов? – вполголоса спросил Челкаш у Гаврилы, возившегося с веслами.
    – Сейчас! Уключина вот шатается, – можно разок вдарить веслом?
    – Ни-ни! Никакого шуму! Надави ее руками крепче, она и войдет себе на место.
    Оба они тихо возились с лодкой, привязанной к корме одной из целой флотилии парусных барок, нагруженных дубовой клепкой, и больших турецких фелюг, занятых пальмой, сандалом и толстыми кряжами кипариса.
    Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь от борта судов о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мачты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день.
    – Едем! – сказал Гаврила, спуская весла в воду.
    – Есть! – Челкаш сильным ударом руля вытолкнул лодку в полосу воды между барками, она быстро поплыла по скользкой воде, и вода под ударами весел загоралась голубоватым фосфорическим сиянием, – длинная лента его, мягко сверкая, вилась за кормой.
    – Ну, что голова? болит? – ласково спросил Челкаш.
    – Страсть!.. как чугун гудит… Намочу ее водой сейчас.
    – Зачем? Ты на-ко вот, нутро помочи, может, скорее очухаешься, – и он протянул Гавриле бутылку.
    – Ой ли? Господи благослови!..
    Послышалось тихое бульканье.
    – Эй ты! рад?.. Будет! – остановил его Челкаш. Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертясь среди судов… Вдруг она вырвалась из их толпы, и море – бесконечное, могучее – развернулось перед ними, уходя в синюю даль, где из вод его вздымались в небо горы облаков – лилово-сизых, с желтыми пуховыми каймами по краям, зеленоватых, цвета морской воды, и тех скучных, свинцовых туч, что бросают от себя такие тоскливые, тяжелые тени. Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы, поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые… Что-то роковое было в этом медленном движении бездушных масс. Казалось, что там, на краю моря, их бесконечно много и они всегда будут так равнодушно всползать на небо, задавшись злой целью не позволять ему никогда больше блестеть над сонным морем миллионами своих золотых очей – разноцветных звезд, живых и мечтательно сияющих, возбуждая высокие желания в людях, которым дорог их чистый блеск.
    – Хорошо море? – спросил Челкаш.
    – Ничего! Только боязно в нем, – ответил Гаврила, ровно и сильно ударяя веслами по воде. Вода чуть слышно звенела и плескалась под ударами длинных весел и все блестела теплым голубым светом фосфора.
    – Боязно! Экая дура!.. – насмешливо проворчал Челкаш.
    Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной. И ему было обидно слышать такой ответ на вопрос о красоте того, что он любил. Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади.
    На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, – охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену. По ночам над морем плавно носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты…
    – А снасть-то где? – вдруг спросил Гаврила, беспокойно оглядывая лодку. Челкаш вздрогнул.
    – Снасть? Она у меня на корме.
    Но ему стало обидно лгать пред этим мальчишкой, и ему было жаль тех дум и чувств, которые уничтожил этот парень своим вопросом. Он рассердился. Знакомое ему острое жжение в груди и у горла передернуло его, он внушительно и жестко сказал Гавриле:
    – Ты вот что – сидишь, ну и сиди! А не в свое дело носа не суй. Наняли тебя грести, и греби. А коли будешь языком трепать, будет плохо. Понял?..
    На минуту лодка дрогнула и остановилась. Весла остались в воде, вспенивая ее, и Гаврила беспокойно завозился на скамье.
    – Греби!
    Резкое ругательство потрясло воздух. Гаврила взмахнул веслами. Лодка точно испугалась и пошла быстрыми, нервными толчками, с шумом разрезая воду.


    Большинство произведений М. Горького написаны в стиле реализма, но в его ранних рассказах присутствует романтический дух. Главные герои этих рассказов живут в тесной связи с природой. Писатель отождествляет природу и человека. В своих произведениях он отдает предпочтение людям, которые свободны от законов общества. Эти герои имеют интересные взгляды, поведение. У главного персонажа всегда есть антагонист - герой, который имеет противоположный взгляд на мир. Между этими героями возникает конфликт, который и положен в основу произведения, на нем раскрывается сюжет произведения.

    Подобно большинству рассказов Горького, «Челкаш» повествует о человеческих взаимоотношениях, в произведении изображается природа, и ее взаимосвязь с душевным состоянием персонажей.

    События, о которых Горький рассказывает в “Челкаше”, происходили на берегу моря, в портовом городе. Главными героями являются Челкаш и Гаврила. Эти персонажи противопоставляются друг другу. Челкаш - довольно немолодой вор и пьяница, не имеющий собственного дома. Гаврила - молодой крестьянин, который попал в эти места после неудавшейся попытки найти работу, чтобы заработать денег.

    Гришка Челкаш известен всем в порту как заядлый пьяница и ловкий вор. Его внешность была подобна другим “босяцким фигурам”, встречающимся в порту, но он удивлял своим сходством со “степным ястребом”. Это был “длинный, костлявый, немного сутулый» человек, «с горбатым хищным носом и холодными серыми глазами». У него были густые и длинные усы бурого цвета, которые «то и дело вздрагивали», руки он держал заложенными за спину и постоянно потирал ими, нервно перекручивая свои длинные, кривые и цепкие пальцы. Походка у него была на первый взгляд спокойная, но зоркая, словно полет птицы, которую напоминал весь облик Челкаша.

    Челкаш промышлял в порту воровством, порой его сделки удавались и тогда у него появлялись деньги, которые он тут же пропивал.

    Челкаш и Гаврила встретились тогда, когда Челкаш шел по гавани и размышлял, как ему выполнить предстоящее сегодняшней ночью “дело”. Напарник его сломал ногу, что очень осложнило все дело. Челкаш был очень раздосадован.

    Гаврила же возвращался домой после неудавшейся попытки подзаработать денег на Кубани. У него тоже был повод для огорчения – после смерти отца выбраться из нищеты он мог только одним способом - “идти в зятья в хороший дом”, что означало - стать батраком.

    Челкаш совершенно случайно увидел молодого крепкого парня, одетого в оборванный рыжий картуз, обутого в лапти и сидевшего прямо у тротуара.

    Челкаш затронул парня, разговорился с ним и неожиданно решил взять его с собой на “дело”.

    Встреча героев описана Горьким подробно. Мы слышим разговор, внутренние переживания и мысли каждого героя. Особое внимание автор уделяет Челкашу, замечая каждую деталь, малейшее изменение в поведении своего персонажа. Это и размышления о прежней жизни, о крестьянском парне Гавриле, оказавшемся по воле судьбы в его “волчьих лапах”. То он чувствует господство над кем-то, испытывая при этом гордость за себя самого, то у него меняется настроение, и он хочет обругать или ударить Гаврилу, то вдруг хочет его пожалеть. Он когда-то имел дом, жену, родителей, но потом превратился в вора и отпетого пьяницу. Однако читателю он не кажется законченным человеком. Мы видим в нем гордую и сильную натуру. Невзирая на то, что он имеет непрезентабельный внешний вид, в герое чувствуется неординарная личность. Челкаш ко всем может найти подход, со всеми может договориться. Он имеет свое особое отношение к морю и природе. Являясь вором, Челкаш любит море. Его внутренний мир автор даже сравнивает с морем: «кипучая нервная натура», он был жаден на впечатления, глядя на море, он испытывал «широкое теплое чувство», охватывающее всю его душу и очищающее ее от житейской скверны. Среди воды и воздуха Челкаш чувствовал себя лучшим, там его мысли о жизни, да, впрочем, и сама жизнь теряли ценность и остроту.

    Гаврилу же мы видим совершенно иным. Сначала перед нами предстает “забитый” жизнью, недоверчивый деревенский парень, а затем -перепуганный до смерти раб. После успешного завершения “дела”, когда Гаврила впервые в жизни увидел большие деньги, его словно “прорвало”. Автор описывает обуревающие Гаврилу чувства очень ярко. Нам становится видна ничем не прикрытая алчность. Сразу же исчезли сострадание и жалость к деревенскому парню. Когда же, упав на колени, Гаврила стал умолять Челкаша отдать ему все деньги, читатель увидел уже совсем другого человека - “подлого раба”, забывшего обо всем, желая лишь выклянчить у своего хозяина побольше денег. Испытывая к этому жадному рабу острую жалость и ненависть, Челкаш бросает ему все деньги. В этот миг он чувствует себя героем. Он уверен, что таким никогда не станет, несмотря на то, что он вор и пьяница.

    Однако после слов Гаврилы о том, что он хотел убить Челкаша и бросить в море, тот испытывает жгучую ярость. Челкаш забирает деньги, поворачивается спиной к Гавриле и уходит.

    Не мог пережить этого Гаврила, схватив камень, он бросил его в голову Челкаша. Увидев, что натворил, снова стал молить прощения.

    И в этой ситуации Челкаш был выше. Он понял, что у Гаврилы подлая и мелкая душонка, и бросил деньги прямо ему в лицо. Гаврила сначала глядел вслед Челкашу, пошатывающемуся и держащемуся за голову, но потом вздохнул, словно освободившись, перекрестился, спрятал деньги и направился в противоположную сторону.

    Он звал прекрасное мечтою...

    На мир насмешливо глядел —

    И ничего во всей природе

    Благословить он не хотел.
    А.С.Пушкин

    Сам М.Горький говорил о своём раннем творчестве так: с одной стороны, в детстве и юности его окружала «томительно бедная, серая жизнь», которую он хотел украсить, внести в неё мечту о свободном человеке; с другой стороны, у будущего писателя «на заре туманной юности» (А.В.Кольцов) было так много тяжёлых впечатлений, что он «не мог не писать» правду о жизни, то есть не мог избежать реалистического изображения действительности, а подобное изображение неминуемо вело к обличению современного общества. Это сложное мировосприятие отразилось в ранних рассказах Горького о босяках — «бывших людях» («Бывшие люди» (1897) — название рассказа М.Горького). Именно эти герои принесли писателю громкую славу в самом начале его творческого пути.

    Главный герой рассказа «Челкаш» (1894) - Гришка Челкаш, заядлый пьяница и ловкий, смелый портовый вор. Изображение босяка, который сам себя поставил вне общества, — тема этого произведения. По социальной характеристике (вор) герой принадлежит к «отбросам общества». Кажется, что в подобных людях не может сохраниться ни человеческого достоинства, ни убеждений, ни совести. Но писатель ломает привычный взгляд на босяка и показывает своего героя как яркую личность со сложным характером и собственной жизненной философией. Так представлена идея произведения.

    Рассказ «Челкаш» — остросюжетная новелла, построенная на психологическом парадоксе: когда в финале портовый вор приступает к дележу денег, он, вопреки распространённому взгляду на босяков, неожиданно проявляет широту характера и душевную чуткость, а добропорядочный крестьянин-бедняк Гаврила демонстрирует отвратительную жадность и мещанскую агрессивность. Увидев в руках Челкаша пачку денег, он мгновенно забывает все христианские нравственные заповеди и готов убить своего напарника, оправдываясь тем, что этот босяк — «ненужный на земле» (III) человек, что за его смерть никто не взыщет.

    Горький изображает Челкаша как романтического героя. Сначала романтическая необычность облика портового вора подчёркивается его сходством с ястребом: «Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и спокойной с виду, но внутренне возбуждённой и зоркой, как лёт той хищной птицы, которую он напоминал» (I).

    Челкаш предстаёт перед читателем таинственной, романтической личностью. Во-первых, из рассказа неизвестны история его жизни и причины превращения парня из богатой крестьянской семьи, каким он видит себя в воспоминаниях (II), в портового вора. Во-вторых, Горький не даёт «историю души» (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: Предисловие к журналу Печорина) главного героя, то есть эволюцию его взглядов и убеждений. Автор показывает глубину и оригинальность характера Челкаша, но этот характер остаётся статичным, как и должно быть у романтического героя. Каким Челкаш вступает в рассказ, таким и уходит в финале по берегу моря — человеком трагической судьбы, носильным, решительным, мужественным.

    Любовь Челкаша к морю свидетельствует о его романтическом душевном настрое: в бескрайнем море (экзотический пейзаж) герой чувствует абсолютную свободу, к которой стремится сам: «Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой тёмной широты, бескрайной, свободной и мощной» (II). Может быть, поэтому изменчивость морского пейзажа ему никогда не надоедает. Писатели-романтики любили изображать созвучие чувств героя и дикой природы, видя в этом тонкие душевные переживания, которые делали романтических героев необычными среди заурядных людей.

    Рисуя своего героя, Горький исходит из убеждения: личность, конечно, формируется средой, но важнее, что «человека создаёт его сопротивление окружающей среде». Сопротивление Челкаша обществу (основная черта романтического героя) выразилось в отрицании общепринятых ценностей и норм поведения. Герой живёт, презирая все людские законы. Например, в порту знают, что он вор, и говорят ему это в глаза. Однако «правдолюбы» как-то стыдливо замалчивают, что в порту воруют все: и таможенные чиновники, и сторожа, и грузчики. Поэтому Челкаш только ухмыляется на обидные слова в свой адрес: пусть называют его как угодно, ведь никто не может поймать его с поличным. За воровскую ловкость его, «старого, травленого волка» (I), таможенный сторож Семёныч, и грузчики, и босяки уважают, а за острый язык — боятся.

    Челкаш создал для себя собственную жизненную философию, в которой главной ценностью является высшая и абсолютная (то есть романтическая) свобода — от земли-собственности, от денег, от любого человеческого общества, от Бога. Этот босяк готов отказаться от нормальных бытовых условий, от всех личных привязанностей, жить впроголодь, но быть совершенно свободным. Для нею дороже всего чувство превосходства, которое он испытывает, когда проходит мимо усталых грузчиков в порту (несчастных, подневольных людей, с его точки зрения) или когда нанимает Гаврилу и ведёт его в трактир: «И они шли по улице рядом друг с другом, Челкаш — с важной миной хозяина, подкручивая усы, парень — с выражением полной готовности подчиниться...» (I). Челкаш до конца остаётся верным своей философии, так как в финале отказывается от денег, которым поклоняются все вокруг. Босяк ощущает себя героем, наблюдая поведение крестьянского парня, только что получившего пачку радужных купюр: «Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искажённое восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного, — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!» (III).

    На протяжении всего рассказа, с момента встречи, между босяком и деревенским парнем ведётся философский спор-диалог о свободе. Гаврила понимает свободу так: «Сам себе хозяин, пошёл — куда хошь, делай — что хошь... Ещё бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, — первое дело! Гуляй знай, как хошь, Бога только помни...» (I). Гаврила постоянно думает о своих обязанностях перед матерью, хозяйством, планирует жениться и завести детей, он вовсе не стремится к абсолютной свободе, которую так ценит Челкаш, убегая в прямом и переносном смысле из своей прежней жизни (мотив бегства часто используется писателями-романтиками, достаточно вспомнить поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри»), Поэтому босяк презрительно спрашивает деревенского парня: «А что тебе — свобода?.. Разве ты любишь свободу?» (I). Портовый вор возмущён, что деревенский «сосунок» «смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна» (I). Но именно Гаврила развенчивает философию абсолютной свободы, столь дорогую для Челкаша: наивный парень называет гордого босяка «ненужным на земле»: «Пропащий ведь ты... Нет тебе пути...» (III). При этих словах вор чувствует, что «никогда, за всю жизнь его не били так больно, и никогда он не был такозлоблен»(III). Именно после этих слов Челкаш отбирает у Гаврилы деньги, которые за несколько минут до того сам великодушно отдал.

    Почему босяка так задели слова Гаврилы? Возможно, потому, что в душе он понимал их справедливость: абсолютная свобода в принципе недостижима. Однако последний поступок Челкаша опровергает «правильную», умеренную правду Гаврилы, что делает рассказ ультраромантическим: босяк отдаёт почти все деньги Гавриле, переживая миг абсолютной свободы и доказывая, что человек может быть «выше сытости» (М.Горький «На дне», IV), что идеальное начало живо в человеческой душе. Благодаря этому портовый вор-босяк становится для Горького безусловно положительным героем.

    Подводя итог, необходимо сказать, что рассказ «Челкаш» является в такой же мере романтическим, как и «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». В рассказах о босяках Горький продолжает тему свободы, которую поднимал уже в образах Лойко и Радды, Ларры и Данко, Ужа и Сокола, но переносит эту тему из легендарно-фантастического мира в современную действительность. Поэтому в рассказе «Челкаш» присутствует реальный фон (порт, трактир, море), вполне реалистично описан Гаврила, причём автор подчёркивает в его образе, наряду с крестьянским трудолюбием, мещанское, агрессивное чувство собственника. Писатель трезво (то есть реалистично) оценивает характер и возможности Челкаша: босяк, будучи даже гордым мечтателем, не способен к настоящему делу и подвигу и может быть только «рыцарем на час» («Рыцарь на час» (1863) — стихотворение Н.А.Некрасова). Это выражение обозначает слабовольного человека, который испытывает минутные благородные порывы, но не имеет душевных сил, чтобы воплотить их в жизнь.

    И всё-таки в образе Челкаша преобладают черты романтического героя, что особенно заметно при сравнении его с Гаврилой. На первый взгляд такой вывод кажется неожиданным, так как обычно романтические герои были блестящими аристократами (Чайльд-Гарольд у Дж.Г.Байрона), великими богоборцами (Каин у Дж.Г.Байрона, Демон у М.Ю.Лермонтова), выдающимися людьми (Манфред у Дж.Г.Байрона, Аммалат-Бек у А.А.Бестужева-Марлинского). И вдруг гордое человеческое я, противопоставленное всему окружающему миру, Горький обнаруживает в босяке-оборванце Гришке Челкаше. Однако внешние различия героев Дж.Г.Байрона, М.Ю.Лермонтова, А.А.Бестужева-Марлинского и М.Горького не отменяют глубокую внутреннюю общность всех этих образов. Противопоставление себя окружающим, одиночество, сложная духовная жизнь, желание абсолютной свободы подчёркивают необычность романтического героя, выделяя его среди других персонажей произведения.

    Александрова Виктория 7А класс МОУ<<СОШ с УИОП>>

    Александрова Вика, ученица 7А класса, создала научную работу по литературе в результате изучения творчества М.Горького. Она представила доклад на тему: " Гришка Челкаш-герой или жертва?"(По рассказу М.Горького "Челкаш".)

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Средняя образовательная школа № 95

    с УИОП»

    Школьная конференция «Мариинские чтения»

    «Босяк Гришка Челкаш – герой или жертва?»

    (По рассказу М. Горького «Челкаш».)

    Выполнила

    Александрова Виктория,

    ученица 7А класса МОУ «СОШ №95 с

    УИОП»,

    Руководитель –

    Колесникова Тамара Васильевна,

    учитель русского языка и литературы

    МОУ «СОШ №95с УИОП»,

    адрес – 2 Садовая, 23,

    телефон 20-37-80.

    2016 год

    Введение. . ……………………………………………………….. 3

    Глава 1. История создания рассказа «Челкаш». .………. 4-5

    Глава 2. Судьба главных героев в рассказе М. Горького…………………………………………..……….. 6-8

    Глава 3. Образы «босяков» в литературной критике. .. 9-10

    Глава 4. Так кто же Челкаш? Герой или жертва?.......................................................................... 11

    Заключение. .…………………………………………………... 12

    Список использованной литературы. ....………………… 13

    Введение.

    Жизнь сера, а русская в особенности, но зоркий глаз М. Горького скрашивал тусклость обыденщины. Полный романтических порывов, Горький сумел найти живописную яркость там, где до него видели одну бесцветную грязь, и вывел перед изумлённым читателем целую галерею типов, мимо которых прежде равнодушно проходили, не подозревая, что в них столько захватывающего интереса. Неизменно воодушевляла его природа. Почти в каждом из удачных рассказов есть прекрасные и чрезвычайно своеобразные описания природы. Это не обычный пейзаж, связанный с чисто эстетической эмоцией. Как только Горький прикасался к природе, он весь поддавался очарованию великого целого, которое ему менее всего казалось бесстрастным и равнодушно-холодным.

    В какой бы подвал судьба ни забросила героев Горького, они всегда подсмотрят «кусочек голубого неба». Чувство красоты природы захватывает автора и его героев, эта красота – самое светлое из доступных босяку наслаждений. Любовь к природе у Горького совершенно лишена сентиментальности; он изображал её всегда мажорно, природа его подбодряла и давала смысл жизни. При таком глубоком отношении к красоте эстетизм писателя не может ограничиться сферой художественных эмоций. Как это ни удивительно для «босяка», но Горький через красоту приходит к правде. В пору почти бессознательного творчества, в самых ранних его произведениях – «Макаре Чудре», «Старухе Изергиль» - искренний порыв к красоте отнимает у творчества Горького главный недостаток всякой вычурности – искусственность. Конечно,он – романтик; но в этом главная причина, почему писатель обращается в своём творчестве к теме босячества.

    Интерес к необычным героям, к необычным судьбам обусловил выбор мною темы данного исследования.

    Целью данной работы является исследование психологии людей, брошенных на «дно» жизни.

    Задачи:

    1. дать анализ образов романтических героев;

    а) как они показаны в критической литературе;

    б) какими я представляю их себе;

    2. выявить общечеловеческие ценности, присущие людям, отвергнутым обществом.

    Глава 1. История создания рассказа «Челкаш».

    Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде, умер 18 июня 1936 года. Горький является одним из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Рассказ «Челкаш» был написан в 1895 году и опубликован в журнале «Русское богатство». В нём описывается судьба Гришки Челкаша, босяка, вора и пьяницы. Он встречается с Гаврилой, простодушным крестьянином, после чего они идут на опасное дело, которое резко изменяет ход этой истории.

    В рассказе говорится о том, что босяки такие же люди, как и мы, они не жадные и не будут убивать ради своей же пользы. Другие же, у которых довольно много богатства, готовы пойти на всё, чтобы заполучить деньги. Почему же Горький обращается к теме босячества?

    Потому что в 80-ые годы произошёл промышленный кризис, наступил тягчайший экономический гнёт, когда писатель проходил в Казани свои «университеты», там на 120 000 населения приходилось 20 000 босяков. Бродячий люд привлекал Горького свободолюбивым настроением, нежеланием подчиняться буржуазному строю, стихийным протестам, но он показывает, что это мнимая вольность, не борьба с буржуазным обществом, а уход из него.

    Написание рассказа связано со следующим событием: в июле 1891 года Алексей Пешков в селе Кандыбово Херсонской области вступился за истязаемую женщину, за что сам был избит до полусмерти. Считая его мёртвым, мужики выбросили его в кусты, в грязь, где его подобрали проезжие люди (история эта описана в рассказе Горького «Вывод»). В больнице города Николаева будущий писатель встретился с лежащим там босяком, о котором потом вспоминал: «...Изумлён был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе «Челкаш».

    Три года спустя Горький возвращался с поля, где гулял ночью, и встретил писателя В. Г. Короленко у крыльца его квартиры.

    «Было уже часов девять утра, – пишет Горький, – когда мы воротились в город. Прощаясь со мною, он мне напомнил:

    – Значит, пробуйте написать большой рассказ, решено?

    Я пришёл домой и тотчас же сел писать «Челкаша»... Написал в два дня и послал черновик рукописи Владимиру Галактионовичу. Через несколько дней он сердечно, как только он умел делать, поздравил меня.

    – Вы написали недурную вещь, даже прямо-таки хороший рассказ!..

    Расхаживая по тесной комнате, потирая руки, он сказал:

    – Радует меня удача ваша...

    Незабвенно хорошо было мне в этот час с этим лоцманом, я молча следил за его глазами - в них сияло так много милой радости о человеке – ее так редко испытывают люди, а ведь это величайшая радость на земле».

    Я думаю, что, хотя это довольно обычное происшествие, оно было очень значимым, ведь иначе Максим Горький никогда бы не написал рассказ «Челкаш».

    Глава 2. Судьба главных героев в рассказе М. Горького.

    Прочитав рассказ «Челкаш», я заинтересовалась тем фактом, что Горький обращается к жизни босяков. Я задалась вопросом: почему? Чтобы узнать ответ на него, я сделала анализ этого произведения и обратилась к мнению критиков.

    В рассказе два действующих лица: Гришка Челкаш и Гаврила. Казалось бы, они одного происхождения. Хоть Челкаш и босяк, он в прошлом тоже был крестьянином, но он не смог больше находиться в деревне и уехал в приморский город, чтобы жить независимой жизнью, и сейчас чувствует себя абсолютно свободным. А Гаврила только мечтает о свободе, и цена его свободы – полторы сотни рублей, чтобы иметь своё хозяйство и не зависеть от тестя. Они полная противоположность друг другу. Основной проблематикой произведения является антитеза главных героев; развивая и всячески изменяя её, автор преподносит противоречие персонажей с разных сторон. Челкаш свободолюбив и своенравен, его сравнивают с «травленым волком», потому что он вор и за свою жизнь уже поучаствовал в различных опасных делах, он уже довольно известен за кражи, что преследуется законом. Челкаша сравнивают с «хищным ястребом», это раскрывает его натуру и отношение к другим людям, «он всматривается в толпу, выискивая себе добычу», окружающие не имеют для него никакой ценности, он с лёгкостью может выбрать себе «товарища» по контрабанде. В начале произведения автор как бы создаёт отрицательное отношение к Челкашу.

    Гаврила же совершенно другой: он из довольно хорошей крестьянской семьи. «Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом…», в отличие от Челкаша, с его не очень приятной наружностью, «он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей». И сам Гаврила наивен и с доверчивостью относится к окружающим, наверное, из-за того, что он ни разу не усомнился в людях, с ним никогда не происходило ничего плохого. Гаврила показывается как положительный герой.

    Челкаш чувствует своё превосходство и понимает, что Гаврила никогда не был в его положении и ничего не знает о жизни. Пользуясь этим, он пытается заманить его в свои нечистые дела. Гаврила же, наоборот, считает Челкаша своим хозяином, потому что тот внушает доверие к себе своими словами и действиями, к тому же Челкаш пообещал вознаграждение за работу, от чего Гаврила никак не мог отказаться.

    Герои различаются и в понимании свободы. Хоть Челкаш и вор, но любит море, такое обширное и неохватное, именно в море он может быть свободным, именно там он независим ни от кого и ни от чего, он может позабыть о горе и печали: «На море в нем всегда поднималось широкое, тёплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало её от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют - первые - остроту, вторая - цену». Совсем иные чувства вызывает море у Гаврилы. Он видит его как чёрную тяжёлую массу, враждебную, несущую смертельную опасность. Единственное чувство, которое вызывает у Гаврилы море, - страх: «Только боязно в нем».

    Для Челкаша главное в жизни - это свобода: «Главное в крестьянской жизни - это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе. У тебя твой дом - грош ему цена - да он твой. У тебя земля своя - и того её горсть - да она твоя! Король ты на своей земле!.. У тебя есть лицо... Ты можешь от всякого требовать уважения к тебе...». У Гаврилы же другое мнение. Он считает, что свобода заключается в богатстве, в том, что можно своё время проводить в безделье и празднике, не работать и ничего не делать: «А кабы мне рублей ста полтора заробить, сейчас бы я на ноги встал и - Антипу-то - на-кося, выкуси! Хошь выделить Марфу? Нет? Не надо! Слава богу, девок в деревне не одна она. И был бы я, значит, совсем свободен, сам по себе...». Свободолюбие – неотъемлемая часть натуры Челкаша, поэтому он чувствует ненависть по отношению к Гавриле. Как он, деревенский мальчик, может знать что-то о свободе?! Челкаш чувствует и злобу к себе, потому что он позволил себе разозлиться на такую мелочь. Тут мы уже видим, что он довольно самолюбивый.

    Преодолев много опасностей, герои благополучно возвращаются на берег. Именно в этот момент и проявляются их истинные натуры. Они уже меняются местами. «Молодой телок» раздражает Григория, он не принимает его жизненной философии, его ценностей, но, тем не менее, ворча и ругаясь на этого человека, Челкаш не позволяет себе подлости или низости по отношению к нему. Гаврила же, добрый и наивный человек, оказался совершенно иным. Он оказался жадным и корыстным, настолько жаждущим денег, что даже готов был убить Челкаша. Позже он проявляется и как слабый, не имеющий своего достоинства человек, выпрашивающий деньги у Григория. Гаврила ставит себя уже выше Челкаша, в отличие от того, что было в начале их знакомства, он думает: «Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться - как да кто. Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!.. Ненужный на земле! Кому за него встать?». У Григория такое поведение вызывает лишь отвращение и омерзение, он никогда бы не пал так низко, тем более ради денег, он никогда бы не убил человека за это. Хоть Челкаш босяк, и у него ничего нет – ни дома, ни семьи – он гораздо благороднее, чем Гаврила.

    Глава 3. Образы «босяков» в литературной критике.

    Проанализировав рассказ М. Горького, я обратилась к критическим статьям.

    Вот что пишет о рассказе критик Н. Михайловский: «М. Горький разрабатывает если не совсем новый, то очень малоизвестный рудник – мир босяков, босой команды, золоторотцев. Босяки от всех берегов отстали, но ни к какому не пристали. Горький готов видеть в них особый класс. Между босяками есть и злые, и не очень злые, а даже очень добрые, есть, конечно, и глупые, всякие есть. Достойны они внимания как общественное явление, но чтобы босяки составили «класс», в этом позволительно сомневаться. Герои Горького крайние индивидуалисты, все общественные отношения, в которые они вступают, случайны и кратковременны. Работники они плохие, да и бродяжнический инстинкт не даёт засиживаться на одном месте. Чтобы «швырять себя, куда хочешь, и нести, куда вздумается… нужна свобода… свобода от всяких постоянных обязанностей, от всяких уз, законов». Челкаш считает себя свободным, он наслаждается, чувствуя себя господином другого человека. Горький как бы заявляет: «Как бы низко ни пал человек, он никогда не откажет себе в наслаждении почувствовать себя сильнее, умнее, хотя бы даже светлее своего ближнего».

    Исходя из выше сказанного, Михайловский не сочувствует босякам, не видит в натуре Челкаша ничего благополучного, а тем более героического.

    Затем я обратилась к мнению другого критика, Е. Тагер. Она пишет: «Либерально-буржуазная критика объявила Горького «певцом босячества». Нетрудно показать, что босяцкий анархизм был всегда не только чужд, но и враждебен Горькому. Но, раскрывая в своих бродягах, героях «дна», сознание гордого человеческого достоинства, внутренней свободы, высокую нравственную требовательность, Горький не просто украшал босяка незаслуженным ореолом. Этим исключительным, романтически живописным образам присуща глубокая художественная правда. В статье «О том, как я учился писать», Горький говорит, что, с детства возненавидев «комариную жизнь обыкновенных людей, похожих друг на друга, как медные пятаки чекана одного года», он увидел в босяках людей «необыкновенных». «Необыкновенно было в них то, что они, люди «деклассированные», – оторвавшиеся от своего класса, отвергнутые им, – утратили наиболее характерные черты своего классового облика… Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных» людей, но чувствуют и осознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят денег». Нельзя винить бедняка Гаврилу за то, что он жаждет денег, чтобы избежать горькой батрацкой участи. Но когда он ползает в ногах у Челкаша, вымаливая эти деньги, и Челкаш с внезапно вспыхнувшим чувством острой жалости и ненависти кричит: «Эх, войлок! Нищий!.. Разве из-за денег можно истязать себя?» - мы понимаем: Челкаш больше человек, чем Гаврила».

    Глава 4.Так кто же Челкаш? Герой или жертва?

    Познакомившись со статьями известных критиков, я встала перед вопросом: как же я отношусь к босякам, в частности, к Челкашу? Я согласна с мнением Е.М.Тагер. Я думаю, что босяки хоть и оторваны от богатой жизни, часто вынуждены воровать и обманывать, они имеют больше человечности, чем зажиточные люди, которые, казалось бы, опрятны и порядочны. Босяки не жадные, не стремятся к богатству, они не корыстны и уж тем более они бы не убили ради денег человека, что хочет сделать Гаврила. Я думаю, что именно богатство делает человека алчным, ведь чем больше у человека благ, тем больше он жаждет ещё. А ведь потом оказывается, что человеку и не нужно это богатство, это всё потаённые желания, которые портят его, подавляют.

    Однако встаёт ещё один вопрос: Гришка Челкаш – герой или жертва? Я думаю, что он является и героем, и жертвой. С одной стороны, он жертва, жертва судьбы, бедности и в конце концов - жадности людей. С другой, он герой. Челкаш оказался героем, потому что, несмотря на то, что он босяк и вор, он любит море, у него есть что ценить и любить, он не корыстен и не жаден, он остался настоящим человеком.

    Заключение.

    В результате проведённого исследования я пришла к следующим выводам:

    1. Рассказ «Челкаш» романтически-реалистический. Горький идеализирует своего героя, он хочет реабилитировать вора и убийцу Челкаша, увидев в нём бескорыстие, свободу от власти денег над личностью. Это авторская позиция.
    2. На примере рассказа Горький показал несправедливость общества, где правят деньги, а также непредсказуемость нашей жизни, ложное и настоящее, ведь часто внешность человека не соответствует его внутреннему содержанию; дал ответ на вопрос: в чем смысл жизни.
    3. По моему мнению, объективный смысл рассказа в том, что страшен мир, в котором люди, подчинившись его волчьим законам, цинично начинают выживать один другого, вплоть до покушения на убийство.

    Практическая направленность моей работы заключается в возможности использовать эти материалы на уроках литературы, в кружковой работе.

    Список использованной

    Литературы

    1. Горький М. «Макар Чудра и другие рассказы», Волго-Вятсякое книжное издательство, 1975.
    2. Тагер Е.Б. «Молодой Горький», М., «Детская литература», 1970.
    3. Михайловский Н.К. «О г. Максиме Горьком и его героях», [Электронный ресурс], http://az.lib.ru/m/mihajlowskij_n_k/text_0101.shtml




    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта