Главная » Звезды » Человек и общество в произведении олеся. Проблема человека и общества в произведении олеся. А. И. Куприн, "Олеся": анализ произведения, проблемы, тема, главные герои. Несколько интересных сочинений

Человек и общество в произведении олеся. Проблема человека и общества в произведении олеся. А. И. Куприн, "Олеся": анализ произведения, проблемы, тема, главные герои. Несколько интересных сочинений

Олеся Ивановна Седешева
Конференция «Человек и общество»

Каждый человек обществе

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе . Общение -это главное условие и основной способ жизни человека , только в общении и отношениями с другими людьми, человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Общение всегда направлено на другого человека . Этот другой человек выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения .

Отсюда следует, что общение-это всегда взаимная , обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров.

В современных условиях быстроразвивающегося общества наиболее важно умения взаимодействия в процессе коммуникаций с окружающим миром. Хорошо развитые коммуникативные умения имеют особое значение на всех возрастных этапах формирующейся личности.

Первый социальный опыт человек приобретает очень рано. Ребёнок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем всё более усложняются и преобразуются, благодаря общению со взрослыми и сверстниками.

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором дети занимают различное положение, устанавливают социальные контакты со взрослыми, сверстниками. Дети старшего дошкольного возраста умеют согласовывать свои действия со сверстниками, соотносят свои действия с общественными нормами поведения .

По мнению, Вартанян Г. А., на этом этапе дошкольного детства происходят изменения в эмоциональной сфере, обусловленные появлением новых интересов и потребностей, а также установлением иерархии мотивов.

Каждое новая социальная среда предъявляет ребёнку серьёзные требования, и задача взрослого помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, так как ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение , быть интересным окружающим не может.

Вторым важным социальным объединением детей является – школа.

Начальная школа предъявляет такие требования к речевой подготовке, как умение отвечать на вопросы, умение слушать собеседника и в ходе диалога задавать вопросы, при ответе адекватно подбирать языковые средства, умение занять себя, желание вступать в общение , заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение произвольно управлять своим поведением.

Л. С. Выготский показал, что истоки произвольного поведения ребёнка нужно искать именно в общении ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения , являются : желание длительно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способность к эмоциональному сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком , готовность принять другую точку зрения.

Личность, у которой высоко развиты такие коммуникативные способности, в психологии определён, как субъект общения . Ребёнок становится субъектом не сразу и не случайно. Его развитие, становление активности, сознательности и самостоятельности происходит совместно с родителями и близкими, а затем с помощью педагога.

По мнению М. И. Лисиной, основным фактором, влияющим на становление дошкольника - субъекта деятельности, выступает общение со взрослыми и сверстниками.

Б. Ф. Ломов подчёркивал, что отличительной характеристикой субъект-субъектного взаимодействия в общении выступает его самостоятельность, индивидуальность и активность. Он считал, что существуют две формы активности субъекта - деятельность и общение .

Общение и совместная деятельность - важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребёнок познает и оценивает самого себя, окружающих, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается.

Умение общаться положительно влияет : - на взаимодействие с окружающими; - на самооценку ребёнка, её внутренние характеристики : адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность, помогает усвоить правила поведения в разных ситуациях общения .

Неумение ребёнка организовать общение может спровоцировать личностные и поведенческие нарушения, способствовать появлению замкнутости или чувства отверженности.

В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребёнка со взрослыми :

ситуативно-личностное;

ситуативно-деловое;

внеситуатитвно-познавательное;

внеситуативно-личностное (по М. И. Лисиной) .

Изменяется содержание общения , его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативный.

Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, учитывать характерные формы поведения ребёнка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении .

И чем раньше начнётся знакомство с правилами общения , тем более осознанными и естественными будут те речевые средства (вербальные и невербальные, с помощью которых ребёнок сможет выразить себя через речь и понять, что он сам, его собственные мысли, чувства, слова и действия могут быть путём к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

В контексте общей проблемы развития речи одним из актуальных аспектов её исследования - является формирование коммуникативной готовности детей к школе.

Коммуникативная готовность ребёнка к школьному обучению - рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, включающая в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его взрослых, детей, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

Актуальность этой проблемы в наше время определяется тем, что современный ребёнок испытывает сильную психологическую нагрузку, так

как число его контактов с миром сверстников и взрослых всё увеличивается

(семья, дошкольное учреждение, школа, интернет - пространство, магазины, общественный транспорт ). Ребёнок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, владеть основами культуры речи, что во многом облегчает создание доброжелательной атмосферы общения и уменьшает возможность возникновения конфликтов .

В современных условиях дошкольного образования коммуникативная готовность дошкольников к школе часто остаётся за пределами внимания педагогов, так как большее внимание уделено развитию познавательных процессов : внимания, памяти, мышления.

Низкий уровень развития коммуникативных способностей : развитие умений общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта , делают процесс формирования коммуникативной готовности к школе является общественно необходимым .

Причина тому :

Теоретическая неподготовленность педагогов, отсутствие в методических разработках взаимосвязи основных компонентов (эмоционального, когнитивного, поведенческого) коммуникативной готовности старших дошкольников к школьному обучению.

Педагогическая некомпетентность родителей по данной проблеме :

1) родители в основном занимаются проблемами быта и материального обеспечения семьи и крайне мало внимания уделяют детям, общению с ними , почти не интересуются их внутренним миром, их жизнью в сообществе сверстников ;

2) дети дома больше всего «общаются» с телевизором, смартфоном и прочими девайсами;

3) родители сами не владеют педагогическими знаниями, по проблеме формирования коммуникативных умений и навыков

Коммуникативная функция общения , наиболее естественная и привычная, не дана человеку от рождения . Ее осваивают также как и любой вид деятельности, в процессе взаимодействия с более опытным партнером- носителем коммуникативной культуры. Воспитание и умение могут передаваться последующим поколением только через систему живого и непосредственного общения с ними .

Коммуникация включает в себя обмен представлений, идеалами, установками между людьми.

В отечественной психологии термин коммуникация в широком значении этого понятия, выражающая «смысловой аспект социального взаимодействия» , и термин «общение » чаще всего употребляется как эквивалентный.

«Такой подход предполагает прежде всего ясное осознание того факта, что коммуникация (общение , есть не столько процесс внешнего взаимодействия изолированных личностей, сколько способ внутренней организации и внутренней эволюции общества как целого »

В последнем психологическом словаре, статья «Коммуникация» ограничивается ссылкой «общение » . Близость терминов, «коммуникация» и»общение » подтверждается также наличием в психологической литературе многих синонимических производных и словосочетаний «средства коммуникации» и»средства общения », «коммуникативная потребность» и»потребность в общении ».

Массовая коммуникация-сообщение , передача. Систематическое распространение специально подготовленных, имеющих социальную значимость сообщений , с целями удовлетворения информационных потребностей массовой аудитории и воздействия на поведение, взгляды, убеждения, мнения людей; технически осуществляется с помощью разнообразных средств : социальные сети,ТВ, В социальной психологии массовая коммуникация понимается как одна из форм опосредованного общения . Чаще всего выделяют следующие основные функции массовой коммуникации :

1. Информационную (предоставление сведений по различным сферам общественной деятельности );

2. Регулятивную (формирования общественного сознания , общественного мнения , создания аттитюдов и стереотипов, манипулирование, социальный контроль);

3. Культурологическую (ознакомление с достижениями человечества , сохранение культурных традиций, межкультурные взаимодействия).

В идеале массовая коммуникация нацелена на оптимизацию социальной деятельности, консолидацию общества и социализацию индивидов.

В «Словаре массовой коммуникации» Ж. Фаже функции массовой коммуникации определяются на основе предложенного Р. Якобсоном подхода : отправитель (адресант) само выражается (экспрессивная функция, он делает ценностью процесс общения (поэтическая, или эстетическая функция, соотносится с реальностью, контекстом (коммуникативная, или референтивная функция, входит в контакт со своим собеседником (фатическая функция) .Согласно схеме Лассуэлла, анализ структуры коммуникационного процесса состоит из пяти элементов :

1)кто сообщает? (адресант, коммуникатор) ;

2)что сообщает? (анализ содержания) ;

3)по какому каналу? (анализ средств) ;

4)кому сообщает? (анализ аудитории : адресат, реципиент, коммуникант) ;

5)с каким успехом? (анализ эффективности) . В зависимости от характера канала связи реципиенты могут выступать в качестве слушателей, читателей, зрителей, участников. Канал соединяет адресанта и адресата, причем сообщения направлены либо к известным адресатам, либо их вероятному множеству,

Сегодня во многих психологических, социологических и философских работах «коммуникация» рассматривается как важнейший фактор совместной деятельности, предполагающий активность его участников.

Невербальная коммуникация является важнейшей наряду со звуковой речью средством общения людей .

Невербальная коммуникация - это выразительные движения (мимика и пантомимика, жесты, использование предметов.) Средства невербальной коммуникации значительно расширяют возможность общения , часто выразительны и лаконичны. В процессе воспитания и обучения каждый человек овладевает определенной системой вербальной и невербальной коммуникации, использует ее в общении

Одним из самых противоречивых вопросов является связь человека и природы. Несмотря на то, что человеческое общество достаточно отделилось от дикой среды, человек и природа все же являются понятиями неделимыми. Связь с природой действует на человека благотворно: тот, кто живёт в гармонии с окружающим миром, не может не обладать внутренней красотой.

Истинную связь человеческого мира и мира природы прекрасно описывает А.

И. Куприн в своей повести «Олеся». Сама главная героиня произведения – образ нравственно чистой, невинной души, ассоциируемый, в первую очередь, с лесной природой. Она тонко чувствует окружающий мир, который наделил ее естественностью и своеобразием. Но одна из ключевых ролей в повести достается пейзажам. Обратимся к сюжету произведения. Приезд Ивана Тимофеевича сопровождается весьма тихой, безветренной и холодной погодой. Зимние пейзажи будто показывают холодную натуру Ивана Тимофеевича, которую отметила и Олеся. Другой пейзаж – цветущая и жизнерадостная весна, ставшая олицетворением зарождения теплых чувств главного героя к Олесе. «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку. Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес» - такой сказкой видится герою природа в лунную летнюю ночь, когда чувство любви волной накрыло его. Благодаря красочным описаниям природы, автору удалось передать внутренние переживания героев, их чувства и эмоции в определенные моменты, поэтому именно природа играет важнейшую роль в данном произведении.

Помимо Куприна близким к природе является великий писатель И. А. Бунин. Как говорил А. А. Блок: «Так любить природу мало кто умеет, как это умеет Бунин. Мир Бунина - это мир зрительных и звуковых впечатлений. Невозможно не согласиться со словами А. А. Блока. Бунин уделяет огромное внимание зрительному восприятию окружающей природы, а также обонянию. Это хорошо заметно в произведении «Антоновские яблоки», в котором Бунин умело передает не только образное великолепие природы, но и красочность запахов. Именно запах антоновских яблок заставляет его мысленно вернуться в самое детство. Кроме того, автору особенно близка тема природы родного края и ее влияния на человека. Бунин очень любит русскую природу, жадно наблюдает за ней и в мельчайших подробностях передает ее красоту читателям. Поэтому, я считаю, что довольно трудно представить писателя, знающего больше красок жизни, чем Бунин, и наполняющего свои произведения яркой палитрой. Пожалуй, в этом и состояло новаторство Бунина в русской литературе.

Таким образом, природа в произведениях русских писателей, а именно – А. И. Куприна, является зеркалом души главных героев, помогающим читателем осознать крепкую взаимосвязь человека с природой.

Дорогие друзья! В программу 11-го класса по русской литературе включено большое количество литературных произведений: стихотворения, драматические и прозаические произведения. Многие из них достаточно объёмны и представляют собой значительный по образовательному уровню материал. Программа знакомит вас с различными периодами в развитии и становлении русской литературы, с разными литературными направлениями. Вы познакомитесь с лирикой Серебряного века, прочитаете стихи А. А. Блока, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина. Вас ждёт изучение рассказов и повестей И. А. Бунина, А. И. Куприна, М. Горького, В. М. Шукшина, А. И. Солженицына, романов М. А. Шолохова, М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака. Все художественные тексты, которые вам предстоит изучить, необыкновенно глубоки и интересны. Для того чтобы получать удовольствие от чтения литературных произведений, необходимо многое узнать и осмыслить, погрузиться во время и обстановку описываемых событий. Вы познакомитесь с новыми литературными жанрами и художественными приёмами, научитесь понимать и чувствовать красоту авторского слова. После разбора и обсуждения каждого произведения в классе обычно следует домашнее задание учителя написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в книге готовые сочинения помогут вам в этом. Используя план, который даётся к каждому сочинению, вы сможете выразить свои мысли, привести примеры из текста, дополнить или изменить сочинение. Помните, что каждое сочинение – индивидуальная творческая работа, выражение ваших личных суждений и впечатлений. При этом не забывайте, что любое ваше мнение должно опираться прежде всего на хорошее знание содержания произведения, о котором вы пишете, и на теоретические знания, которые вы получаете на уроках литературы в школе. Не торопитесь механически переписать готовое сочинение в свою тетрадь. Учитесь самостоятельно выражать мысли и чувства, формулировать собственное мнение. Пусть приведённые в нашей книге сочинения станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии вашей письменной речи. Желаем успехов!

Из серии: Средняя школа (Литера)

* * *

компанией ЛитРес .

Столкновение природы и цивилизации в повести А. И. Куприна «Олеся»

Как ни грустно в этом непонятном мире, но он всё же прекрасен…

И. А. Бунин

План

I. Вступление.

Проза А. И. Куприна.

II. Основная часть.

Основной конфликт повести «Олеся».

1. Образ главной героини повести.

2. Иван Тимофеевич – образ цивилизованного человека.

3. Мир природы и мир человека.

III. Заключение.

Трагедия любви в повести «Олеся».


Русская литература начала ХХ века отразила пессимистическое, трагическое восприятие жизни писателями. Многие их произведения полны мистических предчувствий, ощущения надвигающейся катастрофы. Выдающийся русский писатель Александр Иванович Куприн также создавал свои рассказы и повести в это время. Он продолжил реалистические традиции русской литературы. Герои его произведений обычные люди, как правило, не очень удачливые, с множеством нерешённых проблем. Но рассказы и повести Куприна не производят мрачного впечатления, не вызывают тягостных ощущений. Проза писателя человечная, светлая и лёгкая, его слог мягкий и немного грустный.

Куприн любит своих героев и сочувствует им. Такова его знаменитая повесть «Олеся», печальное произведение о любви в жестоком реальном мире.

Главная героиня повести, Олеся, живёт в лесу вместе с бабушкой, которую считают в Полесье ведьмой. Олеся – дитя природы, естественное и непосредственное. Она грациозна, красива и без труда пленяет сердце столичного жителя Ивана Тимофеевича. «Прелесть её лица заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности». Перед нами «цельная, самобытная, свободная натура». Олеся умна и одновременно по-детски наивна. Она выросла на природе и способна тонко чувствовать её красоту.

Любовь героини к Ивану Тимофеевичу искренняя, крепкая и беззаветная. Олеся – воплощение природной красоты и силы. Она отдаётся первому чувству без остатка. Именно Олеся заставляет сердце главного героя забиться сильнее. Он начинает замечать красоту окружающей природы и ценить её. «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку. Взошёл месяц, и его сияние причудливо, пестро и таинственно расцветило лес… Тонкие стволы берёз белели и резко и отчётливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы… И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем». Не случайно только лес становится немым свидетелем любви главных героев, сохраняя их тайну.

Ради любимого Олеся не побоялась пойти в церковь, проявив немалое мужество и не испугавшись последствий. Но нравы деревни жестокие. Жители не могут принять того, что внучка ведьмы оказалась в церкви. «Послышались грубые насмешки… сопровождающиеся хохотом, потом отдельные восклицания слились в общий пронзительный бабий гвалт… Вслед ей вместе с бранью, хохотом и улюлюканьем полетели камни». Героине едва удаётся избежать расправы, но её душевные переживания оказываются сильнее физических страданий.

Олеся чувствует, что её любовь не имеет будущего. Перед лицом разлуки именно она утешает главного героя, а не наоборот. Сильная духом девушка говорит любимому ободряющие слова, вселяя надежду на лучшее: «Так и знай же, мой дорогой, что никогда ты обо мне не вспомнишь дурно или со злом… Как расстанемся мы с тобой, тяжело тебе в первое время будет, ох как тяжело… Плакать будешь, места себе не найдёшь нигде. А потом всё пройдёт, всё изгладится. И без горя ты будешь обо мне думать, а легко и радостно».

Иван Тимофеевич – главный герой повести, от лица которого и ведётся повествование. Барин, интеллигентный и образованный, житель столицы, светский человек оказывается в Полесье, глухой провинции. Иван Тимофеевич – типичный герой русской литературы. Умный, добрый по характеру, он устал жить, его сердце «ленивое». Герою посчастливилось встретить истинную любовь, безоглядную и жертвенную. Но в этой ситуации он ведёт себя, как слабый человек. Не понимая страхов главной героини, Иван Тимофеевич настаивает на её посещении церкви. В данном случае его больше заботят внешние приличия, волнует мнение общества, а не чувства возлюбленной. Герой воплощает в себе современного цивилизованного человека, не плохого, культурного, умного, но слабого, не чуткого, не способного на решительные поступки.

Основные события повести разворачиваются в лесу, где живёт Олеся и где она встречается с главным героем. Дикая величественная природа прекрасно описана Куприным. Даже такой уставший от жизни человек, как Иван Тимофеевич, проникается этой красотой. Только в лесу он и Олеся находят душевный покой. Природа спокойна и торжественна. Но она может быть грозной и неуправляемой стихией. Словно в ответ на оскорбление Олеси дождь и ветер разоряют хозяйства жителей Полесья.

Любовь Олеси и Ивана Тимофеевича, взаимная и искренняя, оказывается несчастливой. Она, как нечто естественное и природное, стихийное и необыкновенное, невозможна в прозаичном мире людей. Любовь у Куприна – «всегда трагедия».

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовые сочинения по литературе. 11 класс (М. С. Селиванова, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром -

(356 слов)

Что такое отдельный человек в бесконечной сети общественных отношений? Это главный элемент общества, который постоянно с ним взаимодействует. С самого детства мы социализируемся, приспосабливаемся и живем по тем правилам, которые диктует нам общественность. Вовсе не случайно еще древнегреческий философ Аристотель называл человека «общественным животным». Но социум не всегда благотворно влияет на индивидуума, иногда под его влиянием он теряет свою индивидуальность и не только.

Так, в повести Куприна «Олеся» героиня становится жертвой общественных предрассудков. Крестьяне верят, что она — ведьма, так как живет в лесу и собирает лечебные травы. Люди ненавидят бедную девушку лишь за то, что она от них отличается. В попытке сблизиться с коллективом ради возлюбленного она покидает уединенный край и идет в церковь. Тогда толпа набросилась на нее и едва не убила. Вот так попытка войти в систему общественных отношений едва не окончилась для героини трагедией, и такое обращение часто заставляет личность покориться давлению и стать такой же, как все. Олесю от такой участи спасло бегство, но не все могут применить этот радикальный метод.

Некуда бежать обитателям ночлежки, героям пьесы Горького «На дне». Если рассматривать каждого из них по отдельности, то перед нами неплохой человек, и ничто в его жизни не предвещало такой судьбы. Но все вместе люди дна образовали клоаку, из которой не выбраться никому из них. Например, Сатин был успешным и благополучным человеком, пока не наказал обидчика сестры, получив в результате наказание в виде тюремного заключения. Даже там мужчина сохранял достоинство, отбыл срок, но на воле он обнаружил, что за человека его теперь не считают, и общество нормальных людей от него отвернулось. Чтобы не умереть от голода, ему оставалось только продолжать идти по кривой дорожке. Так, одна социальная группа его погубила своим равнодушием, а другая затянула его в свои порочные сети, не давая очиститься. Сатин — жертва социума, который мыслит предрассудками и шаблонами.

Итак, нередко возникают ситуации, когда человек не способен нормально жить в сложившейся системе общественных отношений. Иногда он борется с точкой зрения и поведением большинства, но чаще всего забывает о личном мнении и транслирует коллективные установки. Однако, безусловно, люди должны стремиться изменить общество в лучшую сторону, при этом не боясь с его стороны упреков и порицаний. Только тогда можно добиться прогресса.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В 90-е годы XIX столетия в русской литературе появился целый ряд новых писателей, в творчестве которых ярко прослеживалось тяготение к реализму. Сознавая все недостатки и пороки общества, эти писатели объективно освещали их в своих произведениях, разоблачали сами основы общественных отношений. Высказывая решительный протест общественному злу и насилию, писатели и поэты стремились к поиску высоких идеалов, старались художественно исследовать и переосмысливать эпоху. Одним из ярких представителей этого направления является Александр Иванович Куприн. Он вошел в историю русской литературы как певец самых светлых и здоровых человеческих чувств. Реальная действительность, которую описывал Куприн в своих произведениях, обусловливала в большинстве случаев трагические мотивы. Но при всем этом в его повестях и рассказах чувствуется своеобразное жизнерадостное, оптимистическое мировидение. Оптимизм и вера в живую человеческую душу, которые, на мой взгляд, наиболее ярко проявились в повести "Олеся", побуждали его к поискам идеала некоего "естественного человека".

В этом произведении Куприн углубляется в сферу народной жизни, показывая как всегда неповторимое мастерство психологического анализа. Автор с глубокой симпатией относился к простому русскому человеку, именно в нем видя истоки духовного возрождения всего русского народа. Потому такими светлыми и радужными красками, с такой нежностью и любовью воссоздает он психологический портрет главной героини.

Большую роль в понимании этого образа играет ее портрет, отражающий в полной мере внешние и внутренние особенности Олеси, в их единстве и непосредственной связи. Перед нами "высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти", которая " держалась легко и стройно". "Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своеобразном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом". Уже один этот портрет выделяет героиню среди всех других жителей села, противопоставляя ее местным "дивчатам", "лица которых под уродливыми повязками, прикрывающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое однообразное, испуганное выражение". С мастерством настоящего психолога рисует писатель и внутренний мир Олеси, такой не похожий на внутренний мир других героев.

Внимательно анализируя взаимоотношения между людьми, автор показывает различные состояния мыслей и чувств персонажей. Герои повести, при всех различиях в характерах и чувствах, сходны в одном - на них словно бы лежит печать общего неблагополучия, а как следствие - духовной опустошенности. И все эти люди, объединенные общей скупостью чувств, пустотой души, безрадостностью жизни, не могут и не хотят понять и принять "лесную колдунью" Олесю, называя "ведьмой", "чертовкой", обвиняя ее и ее бабку во всех мыслимых и немыслимых несчастьях, хотя сами жители (и никто другой!) виноваты во всех своих бедах. А Олеся - девушка чистая и светлая, наделенная чуткой душой, способная по-настоящему сопереживать, любить, радоваться и грустить. Она может даже пожертвовать собой, если этого требует ее натура, ее сердце, ее чувства и убеждения. Только она и заслуживает настоящего счастья, которое, к сожалению, в реальной жизни не может для нее длиться вечно.

По твердому убеждению Куприна, только естественная жизнь на лоне природы, какую вела Олеся, близкое общение с ее гармоничным миром способны сохранить и воспитать человеческую душу незамутненной, неиспорченной, искренней и прекрасной. Стремлению наиболее полно раскрыть духовный мир дочери лесов Олеси подчинено все в повести Куприна.

Особая роль отведена автором описанию богатейшего прекрасного нетронутого мира природы Полесья. Окружающая природа живет своей полноценной, насыщенной, постоянно меняющейся жизнью. И главное в этом мире - абсолютная гармония, яркость и полнота чувств. Именно чувства героев призваны подчеркнуть все явления природы. Да и сама природа оживает под пером писателя: "сердито пенясь", бегут ручейки, "быстро вертя щепки и гусиный пух", в глубоких лужах отражается бескрайнее голубое небо с "круглыми, точно крутящимися, белыми облаками", "звонкие капли" сыплются с крыш, наполняя все вокруг волшебным звучанием, а воробьи кричат "так громко и возбужденно, что ничего нельзя... расслышать за их криком". Повсюду в мире природы чувствуется "радостная, торопливая тревога жизни".

Именно природа, отношение к ней выступает в повести своеобразным критерием человеческих чувств. Только человек с богатым внутренним миром, способный на искренние, настоящие чувства, может увидеть красоту окружающего мира, ощутить себя неотъемлемой его частью. Таким богатым внутренним миром, чистой и светлой душой обладает и герой Куприна. Потому вместе с весенним воздухом вдыхает он и "весеннюю грусть, сладкую и нежную, исполненную беспокойных ожиданий и смутных предчувствий". И вместе с этим воздухом возникает перед его мысленным взором образ прекрасной Олеси.

На фоне природы, все видящей, все понимающей и хранящей все человеческие тайны, происходят важнейшие события повести. Именно природа освещает самые прекрасные моменты в жизни героев. Ночь, которую проводят молодые люди вдвоем, когда они забывают обо всем, наслаждаясь своим счастьем, сливается "в какую-то волшебную, чарующую сказку". "Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мрака неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох.

Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были набросаны серебристые, прозрачные, газовые покровы. Местами свет вовсе не проникал под густой навес сосновых ветвей... И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и жутким безмолвием леса".

И все же, при всей безмерности их счастья, любовь героев обречена. Иначе просто не может быть в мире, где чувства людей умирают, где сердца очерствели под влиянием внешних обстоятельств.

Трагедия их любви в том, что они рискнули остаться в этом мире самими собой, сохранили нетронутой и чистой свою душу. И мир, который отверг в свое время Олесю и ее бабку, обрекает на гибель и героиню, и ее любовь. Трагедию героев, гибель их счастья автор также рисует на фоне разбушевавшейся природной стихии. Природа чувствует неминуемое горе и разражается грозой: "Молния блистала почти беспрерывно, и от раскатов грома дрожали и звенели стекла в окнах моей комнаты". И словно в подтверждение свершившейся непоправимой беды, "в одно из стекол вдруг с такой силой ударил громадный кусок льду, что оно разбилось, и осколки его со звоном разлетелись по полу комнаты". Казалось бы, разъяренная "громада" побеждает. Но на самом деле у нее нет сил победить настоящие чувства, настоящую любовь. Потому что не в силах толпа бездушных, пустых людей победить саму природу.

Неповторимый художник слова, А. И. Куприн очаровывает точностью, ясностью и благородной простотой преображения психологической жизни людей. Он обладает простым и удивительно мудрым волшебством слова. Мастер языка, мастер сюжета и композиции, мастер в изображении природы и человеческих чувств, писатель оставил нам наследие, которое по художественному уровню является достойным образцом русской классики.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта