Вводный курс истории и обществознания «Моё Отечество».
Урок 8. «Золотые ворота» в Древнюю Русь.
Цели:сформировать у ученика образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших далёких предков;
создать образ быта монахов средневековой Руси и монастырей как центров культуры, творческой деятельности, нравственного поведения;
развивать умение осмысленно использовать в своей речи понятия и термины при решении творческих заданий;
воспитывать чувство гордости за культуру своей Родины.
Ход урока.
1. Орг. моментПусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит вам открыть много нового.
История – процесс развития, её можно сравнить с неудержимым движением вперёд. На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о Древней Руси. А о чём конкретно мы будем говорить сегодня, вы узнаете, если продолжите предложение:
Древняя Русь славилась своими богатыми городами, в которых возникала неповторимая … (культура).
А что такое культура? (Все достижения человечества, всё то полезное или красивое, что было сделано человеком.)
Приведите примеры.
На прошлом уроке вы поняли, что такое культура и памятники культуры. А сегодня мы постараемся определить. Какие памятники культуры помогают нам рассказать о временах Древней Руси.
В какие века наше государство называлось Древней Русью? Откройте учебник на с. 22 и скажите. (9-13 вв.)
Откройте учебник на с. 30, посмотрите на карту и назовите, какие города входили в Древнюю Русь. (Киев, Галич, Пинск, Туров, Чернигов, Смоленск, Владимир, Суздаль, Рязань, Курск и др.)
Встретились ли знакомые для вас названия городов, которые существуют в настоящее время?
А хотели бы вы совершить путешествие по Древней Руси, чтобы ещё лучше познакомиться с сохранившимися памятниками культуры?
А зачем вам это надо?
Мы побываем сегодня в городе Владимире. Посмотрите на карту и найдите, где находится Владимир.
Оглянись на предков наших,Прежде, чем отправиться в путешествие, я предлагаю вам определить, какие понятия мы уже знаем и какие не знаем.
На доске понятия: культура, памятники культуры, фрески, алтарь, икона, кириллица, монах, монастырь, летопись.
(Распределить все понятия в 2 столбца)
Какое из этих понятий самое широкое? (культура)
Все ли остальные понятия можно отнести к культуре? Почему?
Проследим, пополнятся ли наши знания к концу урока.
Отправимся мы путешествовать не одни, а с героями нашего учебника.
Родители Анюты и Илюши решили продлить своё путешествие. Когда они приехали на вокзал Владимира, то отправились гулять по городу. На одной из площадей внимание Анюты и Илюши привлекло старинное сооружение. (Показ иллюстрации)
Рядом с ребятами стоял художник. Он зарисовывал это сооружение в свой альбом. Неожиданно он повернулся к детям и сказал: «Перед нами Золотые ворота крепостной стены Древнего Владимира. Они построены в 12 веке».
(Редчайший памятник древнерусской культуры. Здание построено из белого камня в 1158– 1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые.Дети спросили: «А зачем вы их рисуете?» На что художник ответил: «Хочу нарисовать наш город таким, каким он был во времена Древней Руси. Для этого я должен хорошо изучить все уцелевшие в водовороте времени древнерусские здания, вещи, книги. Одним словом – все …(памятники культуры), которые сохранились до наших дней.
Итак, какие же памятники культуры помогут рассказать нам о временах Древней Руси?
Сравним наш вывод с выводом в учебнике, с.46.
Это основная мысль нашего урока и об этом мы будем сегодня говорить.
Вам интересно оказаться в Древней Руси?
Ну, что ж, можно попробовать.
Закройте глаза и прислушайтесь к современному городскому шуму. А теперь представьте, что мы подошли к Золотым воротам, прошли в проём ворот, нас окутал полумрак. За спиною шумел город, гудели автомобили, доносился запах бензина. Впереди мы тоже слышим городской шум, но другой, и пахнет иначе: свежеструганным деревом и душистым мёдом (зажечь свечу для запаха). Мы прошли вперёд и перед нами предстал город Владимир 12-го века. Мы зачарованно смотрим на оживший древний город. В это время зазвонили колокола (запись звучания колоколов). Все горожане оставили свои дела и направились к верхней крепости, где сиял золотыми куполами белокаменный храм. Откройте глаза и посмотрите: это главный храм Владимира – Успенский собор.
Послушайте стихотворение и скажите, какие слова поэта доказывают, что собор или храм является памятником культуры.
...Но вверх взгляни - над серыми холмамиИтак, какие слова поэта доказывают, что собор или храм является памятником культуры?
Выберите те слова, которые подходят для характеристики Успенского собора:
величественный
белокаменный
торжественный
неприглядный
убогий
стройный
выразительный
златоглавый
А что же было внутри храма, мы узнаем, прочитав из учебника, с. 47.
Чтение текста, работа с понятиями и размещение их из области неизвестного в область известного на доске.
Фрески
Каким более коротким словом можно заменить слово священнослужитель? (священник)
Продолжение на с 48.
алтарь
икона
Рассматривание иллюстраций.
Дети увидели на одной из икон затейливые буквы, но прочитать не смогли. Буквы вроде бы были знакомы, но в слова не складывались. Как вы думаете, почему?
Посмотрите на старославянскую азбуку, которая называется кириллица . Чем она похожа на современную? Чем отличается?
Из истории кириллицы
Специально для славян эту азбуку придумали два брата, Кирилл и Мефодий. Как вы думаете, почему азбука называется кириллица? На с. 49-ой
На иллюстрации слева вы видите этих братьев. Как вы думаете, что это за изображение? (икона)
А теперь давайте рассмотрим иллюстрации на с. 50 и определим, на чём же писали такими замысловатыми буквами?
Рассматривание и обсуждение.
В 12-ом веке на Руси ещё не умели изготавливать бумагу и даже не знали, что на свете существует такой материал. Но грамотой владели многие и для каждодневных записей использовали берёзовую кору (бересту). Буквы на ней продавливали заострённой палочкой. А вот книги писали на пергаменте - специально обработанной коже животных. Книга была очень тяжёлой. Обложки делали из тонких досок и обтягивали кожей. Украшали обложку золотыми и серебряными пластинами и драгоценными камнями. Писали их от руки. Рассматривание иллюстрации на с. 49 и 53. А кто же их писал, мы узнаем из учебника, с. 51, последний абзац.
Кто же писал в Древней Руси книги?
А кто их переписывал от руки?
Чтение и рассматривание иллюстрации.
Кто такие монахи ?
Где они жили? (в монастыре )
Чтение текста на с52
Какую очень важную работу выполняли монахи?
Рассматривание иллюстрации.
Чем занимались в монастыре монахи?
После иллюстрации на с. 52 прочитайте текст самостоятельно и найдите ответ на вопрос «что такое летописи? ».
Чтение текста на с 52-53
Что такое летописи ?
Разговаривая с художником, Анюта и Илюша, а вместе с ними и мы вновь прошли под сводами Золотых ворот.
5. Обобщение.
На доске: Золотые ворота Владимирской крепости – ворота в Древнюю Русь. Почему мы можем так сказать?
Давайте ещё раз повторим, какие памятники культуры помогают нам узнать о временах Древней Руси.(дома, храмы, книги)
6. Применение знаний на практике.
Все понятия в течение урока из колонки незнания были перенесены в колонку знания. А сейчас мы проверим, как вы усвоили эти понятия.?
Откройте рабочие тетради на с.12 и самостоятельно выполните задание №21.
Проверка.
7. Итог урока.
Оценить работу учащихся.
Подведём итог урока. Начните с любых слов.
Я узнал…
Я удивился…
Я задумался…
8. Дом задание.
С.46-53 (уч). с.12№22(тет.)
51. Обведи то, что является объектом культуры.
Напиши, какие памятники культуры времён Древней Руси ты знаешь.
Собор Святой Софии в Новгороде и в Киеве, Успенский собор во Владимире, летописи, иконы, фрески.
Рассмотри рисунок на стр. 33 учебника и вставь пропущенные слова.
В Древней Руси крупные города
отличались от других укреплённых селений тем, что в них жили правители, торговцы и мастеровые люди.
В каждом древнерусском городе жили ремесленники
, то есть мастера, которые ковали из железа инструменты и оружие, лепили из глины красивую посуду, шили одежду, строили дома, церкви.
В древнерусских городах было много богатых купцов
, которые торговали разными товарами, ездили в далёкие страны и привозили диковинные вещи.
Продолжи предложения.
Самыми образованными людьми в Древней Руси были монахи . Благодаря им мы много знаем о прошлом нашей страны, потому что монахи умели писать . Они вели летописи, в которых рассказывали обо всех важнейших событиях, происходивших на Руси: о строительстве новых храмов, о военных походах, о начале правления новых князей и т.д.
3. Укажи века, в которых были построены эти города.
В дополнительной литературе найди данные о возникновении других городов, продолжи таблицу. Обведи название самого старого и самого молодого города.
Годы основания других городов России:
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУПрочитайте текст проблемы урока на стр. 32.
Как путешественники называли
Древнюю Русь?
«Страной городов»
Где жили большинство жителей Древней Руси?
Золотые ворота
во Владимире.
В деревне.
Какое вы заметили противоречие?
Городов было мало, но Русь называли «страной городов».
Какой возникает вопрос?
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по Древней Руси и очень много интересного узнаем о памятниках культуры того времени. А для начала вспомним, какие вам известны города-центры древнерусской культуры? Какие памятники древнерусской культуры сохранились в этих городах?
Почему города считаются центром культуры?
Что относится к культурным ценностям?
Откройте учебник с.46. Перед вами Золотые ворота крепостной стены древнего Владимира. Они построены в XII веке.
Как вы думаете, почему они так называются? (версии детей)
Чтобы пройти через Золотые ворота нам нужно сказать пароль. А паролем служат важные понятия. Стража пропустит только тех, кто знает исторические понятия.
Словарная работа.
Я называю определение, а вы на листочках записываете название понятия.
1. Укреплённое селение, в котором жили правители, торговцы и мастеровые люди. (Город)
2. Мастера, которые ковали из железа инструменты и оружие, лепили из глины красивую посуду, шили одежду, строили дома, церкви. (Ремесленники)
3. Люди, которые торговали разными товарами, ездили в далёкие страны и привозили диковинные вещи. (Купцы, торговцы.)
4. Здание, в котором христиане собирались для богослужений, произнесения молитв, обращенных к Богу. (Храм)
5. Одна из самых распространенных в мире религий, вера в единого Бога Иисуса Христа. (Христианство)
/Взаимопроверка, одного учащегося спросить на оценку. Листочки сдать/
III. Формирование новых знаний.
Войдём в город. Перед нами главный храм Владимира – Успенский собор. В этом соборе на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов, находилась величайшая русская святыня – икона Владимирской Богоматери, шедевр византийского искусства. Внутреннее убранство храма ослепительно сверкало золотом, серебром и драгоценными каменьями, что вызывало сравнение с легендарным библейским храмом царя Соломона.
1. Видеосюжет “Храм Божий”.
2. Чтение текста учебника с.47-48.
3. Видеосюжет “Святые лики”.
4. Рассматривание икон в учебнике с.48. Сообщения учащихся об
иконах Владимирской Божьей Матери, Святого Георгия, Ильи-пророка.
Такие памятники, как Успенский собор, Золотые ворота - величайшие шедевры русского искусства. Не найти им подобных в иных странах, ибо могли они возникнуть только на русской земле, олицетворяя тот идеал красоты, который сложился и достиг столь замечательного расцвета в тогдашнем главном центре этой земли. Ведь именно в этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период его исторического развития, равно как сознание его национальной самобытности, любовь к своей земле, красоту которой они были призваны увенчать не только для своего времени, но и для всех последующих поколений русских людей.
Физминутка.
5. Чтение текста учебника с.48-49
6. Беседа по иллюстрации с.49. На доске плакат.
Буква Читается Обозначает Аз Я Буки Буква, книга Веди Ведать, знать Глагол Говорю, слово Добро Добро Есть Есть Живете Жизнь Земля Земля И И Како Как Люди Люди Мыслите Мыслить
Посмотрите на первый славянский алфавит – кириллицу. Найдите на знакомые и незнакомые вам начертания букв.
Первая буква пишется А, читается – аз, а обозначает - я. Вторая буква пишется Б, читается – буки, а обозначает – буква книга.
Почему буквы стоят именно в таком порядке? Что хотели сказать потомкам создатели азбуки? Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий? Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составьте текст, объясните его. (Групповая работа)
/Я, книга, знающая слово добра, есть жизнь земли и как люди мыслю.
Я – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю./
Каждое название буквы несло большой смысл и нравственное содержание. Овладевший грамотой впитывал огромной глубины нравственные понятия, вырабатывал для себя линию поведения в жизни, получал понятия о добре и морали. Вы правильно перевели фразы: “Я буквы ведаю (знаю).” Далее “Глагол добро есть”. В перечислении этих букв подряд заложена заповедь человеку, чтобы зря словами не бросался, не словоблудничал, поскольку “Слово добро есть”. “Рцы слово твердо”, т.е. “Говори слово внятно,” отвечай за свои слова”. Хорошо бы многим из нас этому научиться как в произношении, так и в ответственности за свои слова.
7. Рассматривание рисунка-комикса (с.50)
Как вы можете ответить на вопрос, Илюши о грамотности Древней Руси?
В XII веке на Руси ещё не умели изготавливать бумагу и даже не знали, что на свете существует такой материал. Но грамотой владели многие и для каждодневных занятий использовали берёзовую кору (бересту). Берёзовую кору подчищали изнутри, обрезали края и распаривали. После этого она становилась очень прочной. Писали на внутренней стороне костяной, железной или медной палочкой, заостренной с одного конца (“писало”). Другой конец затачивался в виде лопаточки, которой заглаживали написанный текст. Когда кончали писать, бересту свёртывали в свиток так, чтобы текст оказался на наружной стороне. В свитке было отверстие для подвешивания письма к поясу.
Чернила готовили сами, смешивая сажу и клей. Другой рецепт – смесь дубовых орешков, вишневого клея и кислого мёда.
Большинство книг было написано на пергаменте – специально обработанной телячьей или бараньей кожи. Пергамент – очень дорогой материал. На одну книгу, например, шла кожа целого стада телят. Славянские книги были настоящей драгоценностью. Златокузницы изготавливали переплёт – оклад, окованный серебром, сверкающий драгоценными камнями и золотыми пластинками, и делали металлическую застёжку. Украшал книгу художник-златописец. Поля страниц расписывались цветными рисунками с изображением зверей, птиц, змей, сказочных чудовищ. Особенно затейливы были начальные буквы. Их рисовали красной краской – киноварью и золотом, украшали узорами. Любовное написание книг – свидетельство огромного уважения наших предков к написанному слову. Недаром в Древней Руси во время пожаров книги старались спасти прежде всего.
8. Видеосюжет “Какие же были наши первые книги.
Центрами грамотности и просвещения были монастыри. Монахи стали первыми летописцами.
9. Чтение текста учебника с.51-52.
10. Видеосюжет “Монастыри России”
IV. Первичное закрепление.
1. Работа в “Рабочей тетради” /работа в паре/
Откройте рабочую тетрадь (с.12). Выполните задание 21.
/Проверка: правильное высказывание - хлопок, неверное – тишина/
2. Компьютерное тестирование /фронтальная работа/
Задание 22.
Мы с вами не заметили, кА вновь прошли под сводами Золотых ворот – ворот в Древнюю Русь.
V. Итог.
1. Разгадывание кроссворда.
По горизонтали:
2. Главная часть храма.
3. Брат Кирилла.
4. Старославянская азбука.
6. Изображение, сделанное красками.
7. Человек, посвятивший свою жизнь Богу.
8. На чем писали в Древней Руси?
По горизонтали:
1. Город, в котором находятся Золотые ворота.
5. Запись событий русской истории по годам.
2. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
С помощью книг соверши путешествие во времена Древней Руси, узнай побольше о созданных тогда храмах, иконах, книгах.
Ход урока.
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний.
История - процесс развития, её можно сравнить с неудержимым движением вперёд. На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о Древней Руси. А о чём конкретно мы будем говорить сегодня, вы узнаете, если продолжите предложение:
… (культура).
Приведите примеры.
А зачем вам это надо?
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им борцам суровым!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…
(Редчайший памятник древнерусской культуры. Здание построено из белого камня в 1158- 1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни — Золотые.
Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью.)
Дети спросили: «А зачем вы их рисуете?» На что художник ответил: «Хочу нарисовать наш город таким, каким он был во времена Древней Руси. Для этого я должен хорошо изучить все уцелевшие в водовороте времени древнерусские здания, вещи, книги. Одним словом - все …(памятники культуры), которые сохранились до наших дней.
Закройте глаза и прислушайтесь к современному городскому шуму. А теперь представьте, что мы подошли к Золотым воротам, прошли в проём ворот, нас окутал полумрак. За спиною шумел город, гудели автомобили, доносился запах бензина. Впереди мы тоже слышим городской шум, но другой, и пахнет иначе: свежеструганным деревом и душистым мёдом (зажечь свечу для запаха). Мы прошли вперёд и перед нами предстал город Владимир 12-го века. Мы зачарованно смотрим на оживший древний город. В это время зазвонили колокола (запись звучания колоколов). Все горожане оставили свои дела и направились к верхней крепости, где сиял золотыми куполами белокаменный храм. Откройте глаза и посмотрите: это главный храм Владимира - Успенский собор.
Увидишь ты ожившую мечту.
Как дым костра в безветрие, как пламя,
Как песня, храм струится в высоту;
Он рвется в высь торжественен и строен,
Певучей силой камень окрылен, -
Для бога он аль не для бога строен
Но человеком был воздвигнут он.
(Шефнер. Б.)
величественный
белокаменный
торжественный
неприглядный
стройный
выразительный
златоглавый
Фрески
Продолжение на с 48.
алтарь
икона
Рассматривание иллюстраций.
кириллица
Из истории кириллицы
Е.М.Верещагин
Рассматривание и обсуждение.
Кто такие монахи ?
Где они жили? (в монастыре )
Чтение текста на с52
Рассматривание иллюстрации.
летописи? ».
Чтение текста на с 52-53
Что такое летописи ?
5. Обобщение.
На доске: Золотые ворота Владимирской крепости - ворота в Древнюю Русь. Почему мы можем так сказать?
Проверка.
7. Итог урока.
Оценить работу учащихся.
Я узнал…
Я удивился…
Я задумался…
8. Дом задание.
С.46-53 (уч). с.12№22(тет.)
Вводный курс истории и обществознания «Моё Отечество».
Урок 8. «Золотые ворота» в Древнюю Русь.
Цели:
сформировать у ученика образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших далёких предков;
создать образ быта монахов средневековой Руси и монастырей как центров культуры, творческой деятельности, нравственного поведения;
развивать умение осмысленно использовать в своей речи понятия и термины при решении творческих заданий;
воспитывать чувство гордости за культуру своей Родины.
Ход урока.
1. Орг. момент
Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит вам открыть много нового.
2. Актуализация знаний.
История – процесс развития, её можно сравнить с неудержимым движением вперёд. На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о Древней Руси. А о чём конкретно мы будем говорить сегодня, вы узнаете, если продолжите предложение:
Древняя Русь славилась своими богатыми городами, в которых возникала неповторимая … (культура).
А что такое культура? (Все достижения человечества, всё то полезное или красивое, что было сделано человеком.)
Приведите примеры.
На прошлом уроке вы поняли, что такое культура и памятники культуры. А сегодня мы постараемся определить. Какие памятники культуры помогают нам рассказать о временах Древней Руси.
В какие века наше государство называлось Древней Русью? Откройте учебник на с. 22 и скажите. (9-13 вв.)
Откройте учебник на с. 30, посмотрите на карту и назовите, какие города входили в Древнюю Русь. (Киев, Галич, Пинск, Туров, Чернигов, Смоленск, Владимир, Суздаль, Рязань, Курск и др.)
Встретились ли знакомые для вас названия городов, которые существуют в настоящее время?
А хотели бы вы совершить путешествие по Древней Руси, чтобы ещё лучше познакомиться с сохранившимися памятниками культуры?
А зачем вам это надо?
Мы побываем сегодня в городе Владимире. Посмотрите на карту и найдите, где находится Владимир.
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им борцам суровым!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…
3. Создание проблемной ситуации.
Прежде, чем отправиться в путешествие, я предлагаю вам определить, какие понятия мы уже знаем и какие не знаем.
На доске понятия: культура, памятники культуры, фрески, алтарь, икона, кириллица, монах, монастырь, летопись.
(Распределить все понятия в 2 столбца)
Какое из этих понятий самое широкое? (культура)
Все ли остальные понятия можно отнести к культуре? Почему?
Проследим, пополнятся ли наши знания к концу урока.
4. Совместное открытие новых знаний.
Отправимся мы путешествовать не одни, а с героями нашего учебника.
Родители Анюты и Илюши решили продлить своё путешествие. Когда они приехали на вокзал Владимира, то отправились гулять по городу. На одной из площадей внимание Анюты и Илюши привлекло старинное сооружение. (Показ иллюстрации)
Рядом с ребятами стоял художник. Он зарисовывал это сооружение в свой альбом. Неожиданно он повернулся к детям и сказал: «Перед нами Золотые ворота крепостной стены Древнего Владимира. Они построены в 12 веке».
(Редчайший памятник древнерусской культуры. Здание построено из белого камня в 1158– 1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые.
Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью.)
Дети спросили: «А зачем вы их рисуете?» На что художник ответил: «Хочу нарисовать наш город таким, каким он был во времена Древней Руси. Для этого я должен хорошо изучить все уцелевшие в водовороте времени древнерусские здания, вещи, книги. Одним словом – все …(памятники культуры), которые сохранились до наших дней.
Итак, какие же памятники культуры помогут рассказать нам о временах Древней Руси?
Сравним наш вывод с выводом в учебнике, с.46.
Это основная мысль нашего урока и об этом мы будем сегодня говорить.
Вам интересно оказаться в Древней Руси?
Ну, что ж, можно попробовать.
Закройте глаза и прислушайтесь к современному городскому шуму. А теперь представьте, что мы подошли к Золотым воротам, прошли в проём ворот, нас окутал полумрак. За спиною шумел город, гудели автомобили, доносился запах бензина. Впереди мы тоже слышим городской шум, но другой, и пахнет иначе: свежеструганным деревом и душистым мёдом (зажечь свечу для запаха). Мы прошли вперёд и перед нами предстал город Владимир 12-го века. Мы зачарованно смотрим на оживший древний город. В это время зазвонили колокола (запись звучания колоколов). Все горожане оставили свои дела и направились к верхней крепости, где сиял золотыми куполами белокаменный храм. Откройте глаза и посмотрите: это главный храм Владимира – Успенский собор.
Послушайте стихотворение и скажите, какие слова поэта доказывают, что собор или храм является памятником культуры.
Но вверх взгляни - над серыми холмами
Увидишь ты ожившую мечту.
Как дым костра в безветрие, как пламя,
Как песня, храм струится в высоту;
Он рвется в высь торжественен и строен,
Певучей силой камень окрылен, -
Для бога он аль не для бога строен
Но человеком был воздвигнут он.
(Шефнер. Б.)
Итак, какие слова поэта доказывают, что собор или храм является памятником культуры?
Выберите те слова, которые подходят для характеристики Успенского собора:
величественный
белокаменный
торжественный
неприглядный
стройный
выразительный
златоглавый
А что же было внутри храма, мы узнаем, прочитав из учебника, с. 47.
Чтение текста, работа с понятиями и размещение их из области неизвестного в область известного на доске.
Фрески
Каким более коротким словом можно заменить слово священнослужитель? (священник)
Продолжение на с 48.
алтарь
икона
Рассматривание иллюстраций.
Дети увидели на одной из икон затейливые буквы, но прочитать не смогли. Буквы вроде бы были знакомы, но в слова не складывались. Как вы думаете, почему?
Посмотрите на старославянскую азбуку, которая называется кириллица . Чем она похожа на современную? Чем отличается?
Специально для славян эту азбуку придумали два брата, Кирилл и Мефодий. Как вы думаете, почему азбука называется кириллица? На с. 49-ой
На иллюстрации слева вы видите этих братьев. Как вы думаете, что это за изображение? (икона)
А теперь давайте рассмотрим иллюстрации на с. 50 и определим, на чём же писали такими замысловатыми буквами?
Рассматривание и обсуждение.
В 12-ом веке на Руси ещё не умели изготавливать бумагу и даже не знали, что на свете существует такой материал. Но грамотой владели многие и для каждодневных записей использовали берёзовую кору (бересту). Буквы на ней продавливали заострённой палочкой. А вот книги писали на пергаменте - специально обработанной коже животных. Книга была очень тяжёлой. Обложки делали из тонких досок и обтягивали кожей. Украшали обложку золотыми и серебряными пластинами и драгоценными камнями. Писали их от руки. Рассматривание иллюстрации на с. 49 и 53. А кто же их писал, мы узнаем из учебника, с. 51, последний абзац.
Кто же писал в Древней Руси книги?
А кто их переписывал от руки?
Чтение и рассматривание иллюстрации.
Кто такие монахи ?
Где они жили? (в монастыре )
Чтение текста на с52
Какую очень важную работу выполняли монахи?
Рассматривание иллюстрации.
Чем занимались в монастыре монахи?
После иллюстрации на с. 52 прочитайте текст самостоятельно и найдите ответ на вопрос «что такое летописи? ».
Чтение текста на с 52-53
Что такое летописи ?
Разговаривая с художником, Анюта и Илюша, а вместе с ними и мы вновь прошли под сводами Золотых ворот.
5. Обобщение.
На доске: Золотые ворота Владимирской крепости – ворота в Древнюю Русь. Почему мы можем так сказать?
Давайте ещё раз повторим, какие памятники культуры помогают нам узнать о временах Древней Руси.(дома, храмы, книги)
6. Применение знаний на практике.
Все понятия в течение урока из колонки незнания были перенесены в колонку знания. А сейчас мы проверим, как вы усвоили эти понятия.?
Откройте рабочие тетради на с.12 и самостоятельно выполните задание №21.
Проверка.
7. Итог урока.
Оценить работу учащихся.
Подведём итог урока. Начните с любых слов.
Я узнал…
Я удивился…
Я задумался…
8. Дом задание.
С.46-53 (уч). с.12№22(тет.)