Главная » Отношения » Художественные материалы и возможности их использования. Художественные материалы и техники работы ими — Гипермаркет знаний. Рассмотрим основные группы материалов и их свойства

Художественные материалы и возможности их использования. Художественные материалы и техники работы ими — Гипермаркет знаний. Рассмотрим основные группы материалов и их свойства


Занятия по изобразительной деятельности требуют педагогически продуманного материального оснащения: специального оборудования, инструментов и изобразительных материалов. К оборудованию относятся все те предметы, которые создают условия для проведения занятий - доски, мольберты, подставки и т. д.; инструменты: карандаши, кисточки, ножницы и пр., Необходимые в процессе изображения; изобразительные материалы для создания изображения.
Заведующий вместе с воспитателем-методистом предусматривает приобретение всего необходимого для успешного проведения занятий по изобразительной деятельности и для развития детского творчества, проверяет, как используются материалы и оборудование, воспитывается ли у детей бережное отношение к ним. Разные виды изобразительной деятельности оснащаются по-разному.
Для занятий рисованием (предметным, сюжетным, декоративным, по замыслу) необходимы доски (настенная и напольная), покрытые линолеумом; доска с тремя рейками для демонстрации детских рисунков; подставка для натуры; настольные доски - складные мольберты (для старших групп) и т. д.
Целесообразно иметь в группе комбинированную настенную доску с тремя секциями, у которой одна секция покрыта линолеумом, другая фланелью, а на третьей - прибиты рейки. В целях охраны зрения детей в старших группах следует иметь индивидуальные доски с наклонной плоскостью, которые обеспечивают перпендикулярное, а не скользящее под углом направление зрительного луча.
Карандаши. Для рисования детям нужен набор цветных карандашей: в младших группах - из пяти карандашей (красный, синий, зеленый, желтый и черный); в средней - из шести карандашей (красный, синий, зеленый, желтый, черный и коричневый); в старших группах, кроме того, добавляются оранжевый, фиолетовый, темно-красный, розовый, голубой, светло-зеленый.
В младших группах карандаши должны быть круглыми. Детям старшей группы рекомендуются мягкие графитные карандаши («Школьный», «Искусство» № 1, 2). Готовя карандаш к работе, стачивают деревянную оправу на 25-30 мм и обнажают графит на 8-10 мм (деревянную оправу цветных карандашей надо стачивать на меньшую длину, так как стержни их более толстые и при сильном нажиме они крошатся, ломаются).
Кисти. Для рисования красками нужны круглые волосяные кисточки с мягким и эластичным ворсом - колонковые, беличьи, хорьковые и др. Кисточки различаются по номерам: № 1-8 - тонкие, № 8-16 - толстые.
Детям младшей группы рекомендуется давать кисточки № 12-14. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета. Детям средней и старших групп можно давать как тонкие, так и толстые кисточки. Наблюдая за тем, как дети действуют кистью, необходимо обратить особое внимание на то, умеют ли дети правильно держать ее, напоминает ли воспитатель им об этом или показывает; во время занятия и по окончании его кладут ли дети кисточки на подставки (воспитатель может сделать их из плотного картона или разрезанной вдоль на две половинки катушки). Ни в коем случае нельзя разрешать детям оставлять кисти в банке с водой, так как при этом волос загибается и расходится в разные стороны, теряя форму. Волосяные кисточки будут долго служить и хорошо красить, если с ними бережно обращаться. При приготовлении краски для занятия не нужно размешивать ее кистью: это гораздо удобнее делать палочкой. Во время рисования акварелью краску набирают легкими полукруглыми движениями, не нажимая на кисть, чтобы ворс не расходился веером. По окончании работы кисть тщательно промывают, чтобы остатки краски не засохли. Хранить кисточки рекомендуется в стаканах ворсом кверху.
Еще до начала занятия заведующий смотрит, какая заготовлена бумага. Для рисования нужна достаточно плотная, немного шероховатая бумага (лучше полуватман). Заменить ее можно плотной писчей бумагой. Не годится для рисования глянцевая бумага, по поверхности которой карандаш скользит, почти не оставляя следа, и тонкая бумага, которая рвется от сильного нажима. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и ровно (исключение составляет декоративное рисование, в процессе которого дети могут менять положение листа).
Детям младшей группы рекомендуется давать для рисова-йия бумагу размером в писчий лист - он соответствует размаху детской руки. Детям средней и старших групп для изображения отдельных предметов рекомендуется бумага в половину писчего листа (но можно использовать и целый лист); для сюжетных рисунков следует давать бумагу большего формата. Заготавливая бумагу для рисования, воспитатель должен учитывать строение и размер изображаемого предмета.
При рисовании гуашевыми красками используется цветная бумага насыщенных и мягких тонов. Дети старших групп могут самостоятельно подготовить бумагу нужного цвета. (Для тонирования бумаги используются гуашевые и акварельные краски и толстые мягкие кисточки; удобно применять небольшие по размеру плоские малярные кисти - флейцы. Краску накладывают вначале горизонтальными мазками, поверх которых наносят вертикальные.)
Краски. Для рисования применяют два вида водяных красок - гуашь и акварель. Для детей дошкольного возраста удобнее всего краски кроющие, пастозные, непрозрачные - гуашь.
Краску нужно разводить до густоты жидкой сметаны, так чтобы она держалась на кисточке, не капала с нее. Лучше всего краску наливать в прозрачные баночки с низкими краями, чтобы дети могли видеть цвет.
Удобно пользоваться красками гуашь в полиэтиленовых банках с закрытыми крышками: в них воспитатели готовят краску и оставляют после занятий, никуда не переливая. При этом краска расходуется экономнее и на ее приготовление нужно меньше времени.
Воспитатель должен уметь составлять нужные цвета красок.
Акварельные краски рекомендуются для детей старшей и подготовительной к школе групп. Отличительной особенностью акварельных красок является очень тонко растертый пигмент и большой процент клеющих веществ (в качестве связующего). Благодаря тонкой растирке акварельные краски приобретают свое главное достоинство - прозрачность. В настоящее время акварель выпускается разных видов: твердая - в плитках, полумягкая - в фарфоровых формочках и мягкая - в тюбиках. В условиях детского сада лучше всего применять акварель полумягкую (в формочках).
Просматривая конспект занятия, заведующий отмечает, планирует ли воспитатель обучение детей навыкам правильного пользования акварельными красками (перед рисованием смачивать их, аккуратно набирать на кисточку, пробовать на пластиковой или бумажной палитре цвет, наносить негустым слоем, чтобы просвечивала бумага и был виден цвет), закрепляет ли приобретенные умения.
Не следует допускать, чтобы акварельными красками дети рисовали так же, как гуашевыми. Рисуя акварельными красками, контуры предметов дети наносят на бумагу простым карандашом. Для занятий и самостоятельной художественно-творческой деятельности детей рекомендуется пастель - толстые стерженьки разного цвета. Наборы пастели имеют пять цветов, по нескольку тональностей каждого, что составляет уже готовую палитру для работы. Пастель делится на твердую, среднюю и мягкую. Для детей рекомендуется мягкая пастель. Эта краска требует бережного обращения, так как легко крошится, ломается. Поэтому каждый пастельный стержень надо обернуть в фольгу.
Цветные восковые мелки продаются в виде стержней набором от 12 до 36 цветов. Ими рисуют так же, как пастелью. Преимущество цветных восковых мелков состоит в том, что они могут дать линию почти карандашной толщины. Поэтому восковыми мелками рисунок выполняется без применения простого карандаша.
Цветные мелки используются для рисования на доске в свободное от занятий время. Для стирания нужно иметь две тряпки - сухую и слегка увлажненную: сухой устраняют ошибки и наносят тушовку растиркой меловой пыли; влажной освежают наиболее темные места, а в конце стирают рисунок с доски. Уголь для рисования представляет собой крупный стерженек длиной 10-12 см и диаметром 5-8 мм. Это мягкий, ломкий, крошащийся материал, поэтому его следует обернуть в фольгу. Уголь дает глубокий матово-черный след. Углем работают на ворсистой бумаге, задерживающей угольную пыль,- обойной, оберточной, рисовальной. Закрепить рисунок, выполненный углем, можно слегка подслащенной водой, нанесенной на бумагу легкими вертикальными движениями с помощью ватного тампона.
Для занятий лепкой необходимо специальное оборудование: станок с поворотным кругом (для старших групп), блюдце для воды, тряпочка; для раскрашивания детских поделок - грунтовка; кроме того, для раскрашивания используются специальные краски - ангобы.
Для обжига детской скульптуры желательно иметь муфельную печь.
Для демонстрации натуры или образца может использоваться подставка для натуры. К оборудованию относятся также каркасы - обыкновенные палочки разной длины и ширины. Использование каркасов помогает детям более совершенно изображать ноги животных, делать их фигурки устойчивыми и динамичными.
Для занятий лепкой нужны пластические материалы - глина, пластилин, при этом основным, наиболее подходящим материалом для лепки является глина.
В младших группах используется только глина, так как из пластилина детям этого возраста лепить трудно. В средней группе дети лепят также преимущественно из глины. Цветной пластилин применяется в старших группах в сюжетной лепке.
Как заготовить глину для лепки. Добытая в разных местах глина различается цветом: он может быть желтовато-коричневый, красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой, бурый. Глина будет жирной, если в ней мало песка, примеси песка делают ее сыпучей. Глину можно выбирать прямо из грунта. Хорошие пласты наносной жирной глины встречаются вблизи рек и ручьев. Поэтому городским детским садам нужно заготавливать глину летом, при выезде на дачу.
Пластилин - искусственная пластическая масса, приготовленная из глины, воска, сала, красок и других добавок. Он мягок и подвижен, долго не твердеет, однако при повышении температуры размягчается и плавится. Не рекомендуется при лепке долго мять пластилин в руках. Перед работой с пластилином его слегка подогревают, помещая коробки вблизи источника тепла.
У воспитанников старших групп должны быть индивидуальные готовые наборы пластилина, за состоянием которых дети должны следить, раскладывая оставшийся пластилин по цветам.
Для занятий аппликацией нужны: подносы и плоские коробки для готовых форм, бумаги, обрезков; клеенка; пластмассовая дощечка (20х15 см) для намазывания форм клеем; тряпочка; баночки для клейстера с низкими краями; подставки для кисти; кисточки щетинные; ножницы с тупыми концами (длина рычагов- 18 см).
Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу различных сортов. Для фона - более плотную: белую из альбомов для рисования, или цветную настольную, или тонкий картон. Части предметов вырезывают из тонкой бумаги, лучше всего глянцевой: она имеет яркий цвет, приятна на ощупь. Старшие дошкольники используют и матовую цветную бумагу различных цветов и оттенков. В старших группах целесообразно иметь для каждого ребенка конверт с набором бумаги разных цветов и оттенков.
Все материалы для изобразительной деятельности должны быть рассортированы и сложены в порядке, каждый на определенном месте. Ножницы хранятся в коробке. Краска после занятий сливается в банки (банки необходимо плотно закрыть, чтобы краска не высыхала). Гуашевые краски в баночках нужно залить водой. Бумагу следует хранить в стопках; цветную бумагу можно разрезать на небольшие листы и положить под пресс (затем в старших группах ее раскладывают по индивидуальным конвертам).
Аккуратно разложенные материалы занимают мало места, лучше сохраняются, ими удобнее пользоваться.
Оборудование и материалы уголка («зоны») самостоятельной изобразительной деятельности детей. В детском саду должны быть созданы условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей вне занятий. Для этого отводится хорошо освещенная часть групповой комнаты, по возможности удаленная от игрового уголка. Целесообразно использовать приоконную часть, где ставятся два-три стола. Если подоконники низкие, к ним прикрепляются на кронштейнах доски, которые можно опускать, когда дети не занимаются. На открытых полочках ближайшего шкафа, на столах должны находиться принадлежности для рисования, лепки, аппликации. В младшей группе в свободное пользование детям даются только цветные карандаши. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы с небольшими ограничениями: вместо глины - предлагается пластилин.
Свои рисунки дети раскладывают по тематическим папкам - «Народные сказки», «Труд людей», «Декоративные узоры», «О природе» и т. д.
В «зоне» изобразительной деятельности должны быть коробки с природным материалом и наглядные пособия, которые дети творчески используют в своих работах.

"Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

В рисунке самым распространенным материалом является графитный карандаш. Однако помимо него может применяться множество других, самых разнообразных материалов – тушь, сангина, уголь, пастель, соус, мел, и т.д.

Все художественные материалы имеют различные характерные особенности , отличающие их друг от друга по возможностям применения. К слову сказать, если вам все-таки покажется сложным такое начало художественного творчества, то можно попробовать раскраски по номерам http://homeartshop.ru/ , которые помогают набить руку. Ну так вот, каждый из материалов обладает совокупностью только ему присущих свойств (цветом, степенью твердости, прозрачностью и т.д.), которые напрямую зависят от способа изготовления и входящих в его состав красящих веществ – пигментов и связующего вещества (клея и специальных примесей). Изобразительные материалы могут быть как черно-серыми (черная тушь, акварель, сангина, маркеры, фломастеры) преимущественно минерального происхождения как природными, так и приготовленными искусственным путем.



Начинающему рисовальщику очень важно научиться примерять различные материалы, иметь представление об их свойствах, знать особенности и возможности каждого из них.

Система средств и приемов работы графическими материалами, с помощью которых на бумаге реализуется зрительный образ — это техника рисунка . Основные ее стороны: организация рабочего места, выбор материалов и приемов работы карандашом и ластиком, краской и кистью; вариантов рисования всевозможных линий, тушевки, окраски и т.д. Знание приемов и средств, а также умение их применять дает возможность реалистично изображать увиденное, выразительно повествовать о нем.

Овладение техникой рисунка позволяет развивать глазомер и чувство руки, и при этом воспитывает привычку к самоконтролю. Следует уметь грамотно пользоваться художественным материалом. Например, при рисовании с помощью карандаша не стоит растирать пальцем рисунок, поскольку это делает рисунок грязным и невыразительным. Для свинцового карандаша будут выигрышными ясные, четкие и чеканные рисунки. При работе же углем, соусом, сангиной растирание позволяет добиваться всевозможных нюансов. Правильный выбор материалов и приемов работы помогает лучше и убедительнее выразить форму на плоскости.

Существует большое количество приемов работы карандашом, пастелью, сангиной, углем и иными материалами. можно только в процессе длительных и упорных занятий. У любого вида техники есть специфические особенности. И нужно знать, какие приемы работы подходят к какому-либо материалу, чего можно добиться посредством сангины, угля, карандаша, пастели, как одним и тем же материалом достигнуть различных эффектов.

Графические материалы принято разделять на «сухие» и «мокрые» (разводятся водой). Использование различных материалов и техник открывает перед художником неожиданные возможности в передаче фактуры объекта, его характера, собственного отношения к нему. Очень полезно поработать над рисунком углем. Уголь позволяет обобщенно начинать и заканчивать рисунок, потому как обладает большим тональным диапазоном — начиная от легких светло-серых градаций до самых глубоких черных бархатных тонов. Вместе с тем при известных навыках уголь позволяет осуществлять и тонкую прорисовку деталей. Итак, в рисунке при помощи угля можно весьма эффективно сочетать тщательную манеру с широкой.

Чрезвычайно полезна работа над рисунком в технике «отмывка» . Отмывкой называется акварельная работа одним цветом по сырому (тушь, соус, акварель). При длительной работе в этой технике целесообразно сначала легкими штрихами карандаша нанести основное построение рисунка. После чего, начиная с самых светлых мест, постепенно нагружать рисунок, усиливая тон. Но эту технику можно очень успешно применять и в быстрых набросках одной кистью без первоначального рисунка карандашом. Такая работа развивает способность видеть общую форму, чувство тона, отбирать нужные моменты из жизни, что очень важно для серьезной творческой работы.

В процессе работы весьма полезно чередовать различные техники. Долговременные рисунки разбавлять быстрыми зарисовками, карандашную технику – отмывкой либо техникой угля, что развивает скорость рисования, чувство пространства, а также художественный вкус.

Более подробно на каждом из художественных материалах в следующих статьях. Подписывайтесь на обновления.

Творческих Вам успехов!

Для занятий изобразительным искусством необходим кабинет, в котором имеется одна или две раковины с подводкой воды, расположенные рядом с входной дверью. Желательно, чтобы при кабинете была лаборантская для хранения оборудования, фонда детских работ и художественных материалов.

Оборудование . Типовой школьный кабинет ИЗО должен быть оборудован следующими предметами: шкафы, столы (мольберты), стулья, классную доску, рисовальные доски, осветительные приборы, уголки и подставки для установки натурных постановок и др. Оборудование места учителя определяется технологией обучения.

Рациональное оснащение рабочих мест учащихся помогает достигнуть наилучших результатов в обучении. Место ученика должно быть удобным. Очень хороши специальные столы для учащихся с подъемными планшетами─мольбертами. Столы для занятий художественным творчеством можно расставлять в зависимости от форм организации урока (в виде каре, по кругу, поперек класса, парами, по четыре и др.).

Шкафы или стеллажи для учебных пособий, книг, журналов и хранения художественных материалов лучше устанавливать вдоль задней или боковой стены кабинета. Необходимо предусмотреть место и приспособление для хранения и сушки работ учащихся (стеллажи или полки). Желательно, чтобы вся мебель в кабинете была удобной и выполнена в одном стиле, а не представляла набор случайных предметов.

На передней стене класса должны быть закреплены классная доска (рекомендуется зеленого цвета) с креплениями для демонстрации таблиц и равномерным освещением. Рекомендуется использовать доску с открывающимися створками, то есть пятью рабочими поверхностями, что позволяет демонстрировать заранее подготовленный наглядный материал только в необходимый момент урока. Под доской могут быть ящики для таблиц. Проекционный выдвижной экран обычно располагают над доской.

Кроме стандартной школьной доски желательно иметь магнитную доску, белую доску и кассету. Могут быть и не стандартные авторские решения: соединение зеленой и белой досок, раздвижная доска с экраном, стеклянная доска, позволяющая показывать теневой театр и др.

В кабинете ИЗО необходима белая доска для рисования на ней грифелем, углем, цветными карандашами и мелками, сангиной, акварелью или гуашью. Ее можно изготовить самостоятельно ─ десятимиллиметровая фанера (размер 150х150 см) покрывается белой эмалью.

Кассету (размер 30х50 см) можно сделать из 10-миллиметровой фанеры, цветного фона (сменного) и прозрачного пластика. Применяется для поиска композиции, понимания ритма узора, выбора фона, колорита и др. Пример работы с кассетой – учащийся рисует или дорисовывает изображение на прозрачном пластике специальным жирным карандашом или фломастером, фон подбирает сам ученик. Могут быть и другие конструкции кассет с вырезанными окошками, подвижными элементами и др.

Кабинет ИЗО должен быть хорошо освещен в соответствии с санитарными нормами. Для дополнительного освещения рекомендуется использовать ряд светильников с равномернымрассеивателем света. Желательно, чтобы на окнах были жалюзи, регулирующие проникновение солнечного света, и плотные шторы для того, чтобы показывать слайды. Качество преподавания во многом зависит от того, насколько целесообразно оборудован и освещен кабинет.

Технические средства обучения. В современных условиях кабинет ИЗО необходимо оборудовать техническими средствами (телевизор, видеомагнитофон, проигрыватель, проектор, экран, компьютер и др.). Для использования различных технических средств обучения кабинет должен иметь электроснабжение, установленное в соответствии с соблюдением правил безопасности

Материально-учебная база. К ней следует отнести художественные материалы (кисти, краски, карандаши, бумагу и др.), натурный фонд, наглядные пособия и специальную литературу.

Оптимальной организации деятельности учащихся способствует возможность выбора ими инструментов и материалов в зависимости от задач урока. В кабинете хорошо иметь большой фонд альбомных листов, цветной бумаги, круглых и плоских кистей разного размера, акварельных и гуашевых красок, карандашей, мелков, а также запас ножниц, клея, пластилина и других материалов для художественного творчества.

Натурный фонд учитель должен составлять из красивых предметов различной формы и назначения в соответствии с рекомендованным перечнем, который может быть дополнен по желанию учителя. Натурный фонд обычно составляют: старинные и современные предметы быта (керамические кувшины, фарфоровая посуда, металлические сосуды, бытовая техника, настольные и др.), спортивный инвентарь (мяч, ракетка, коньки и др.), музыкальные инструменты, драпировки (различной фактуры, гладкоокрашенные в теплых и холодных тонах, с цветовыми переходами, орнаментом и др.), муляжи (фруктов, овощей, грибов), гипсовые геометрические тела, розетки, капители и др. Все перечисленные предметы должны быть в достаточном количестве для того, чтобы из них одновременно можно было составить 3-4 постановки на одну тему и в течение учебного года еще несколько постановок. Обычно в стандартной классной комнате необходимо ставить 3-4 натюрморта на специальных уголках и подставках так, чтобы с любого места учащимся было хорошо видно. При необходимости постановки освещают специальными софитами.

Наглядные пособия являются действенным средством повышения художественного творчества. Для того чтобы уроки ИЗО проходили эффективно, учитель должен демонстрировать большое количество наглядных пособий, к которым относятся: репродукции, открытки, таблицы и динамические наглядные пособия по всем темам программы, изданные или изготовленные самим учителем. В качестве наглядных пособий могут использоваться натуральные объекты, предметы декоративно-прикладного и народного искусства, культуры и быта. Очень хорошо, если есть возможность показать на уроке подлинные произведения живописи, графики, мелкой пластики, а не репродукции с их изображением.

Процесс обучения народному и декоративно-прикладному искусству будет не полноценным без демонстрации высокохудожественных образцов ткачества, батика, керамики, резьбы по дереву, народной игрушки (Дымка, Филимоново, Каргополь, Полхов-Майдан и др.), росписи и др.

В кабинете должен быть достаточный комплект методической литературы, включающий образовательный стандарт по искусству, программы обучения изобразительному искусству в данном учебном заведении, нормативную документацию (типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, бланки заказа, методические письма и др.), журналы по предмету («Искусство в школе», «Юный художник», «Художественный совет», «Художественная галерея» и др.), справочную и энциклопедическую литературу. Кроме этого необходимо создать картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, картотека средств обучения, систематизированных по классам, по темам, тематическая картотека, содержащая индивидуальные и групповые задания для обучающихся.

Художнику-новичку необходимо хорошо знать те материалы, с которыми он будет иметь дело при рисовании, владеть техникой работы с ними и постоянно изучать их свойства. Эти знания помогут избежать многих ошибок, неизбежных у не обладающего еще достаточным опытом молодого художника.

Карандаш

Первое, чем пробует рисовать каждый начинающий,- это . Но для того, чтобы использовать все полезные для художника свойства, которыми обладает карандаш, необходимо приобрести некоторые знания. Художник может сделать карандаш послушным орудием в своих руках, извлечь из него все богатство его цветовых возможностей, или же использовать его только для набросков.

Карандаши для рисования бывают различной твердости и различного оттенка. Жесткие карандаши употребляются чаще всего в черчении, в рисунке же предпочтительнее пользоваться карандашами мягкими или же средней твердости, дающими большие возможности переходов цвета и различных оттенков.

Лучшие карандаши делают из графита (разновидность кристаллического углерода). Графитные рисовальные карандаши выпускаются обычно под номерами: 1-й - самый мягкий, 2-й - средний и 3-й - твердый.

Высший сорт карандашей для рисования имеет четырнадцать номеров твердости: от 1 до 6Н - твердые, от 1 до 6В - мягкие и 1-2 - средние.

Из мягких карандашей хорош «негро» - мягкий, очень черный карандаш приятного бархатистого тона. Для учебной работы вполне пригодны карандаши разной степени мягкости.

Для карандашных набросков можно использовать любые сорта бумаги белого или других светлых оттенков, для длительных и серьезных рисунков нужна бумага с высокой тепенью шероховатости (ватман, полуватман, «александрийская» бумага).

Уголь

Чаще всего используют для быстрых набросков, хотя им можно пользоваться также и для длительных законченных рисунков. Кроме того, углем обычно наносятся первоначальные контуры фигур и предметов для исполняемой масляными красками картины. Приготовляется уголь из березовых палочек.

Уголь можно приготовить и самому. Для этого наполните пустую консервную банку ровными, гладкими березовыми палочками, плотно закройте крышкой, замажьте банку глиной или замазкой и поставьте ее на несколько часов в печь на раскаленные угли, оставшиеся после топки.

Уголь для многих удобен тем, что он легко смахивается с бумаги и допускает многочисленные поправки в рисунке. Это свойство угля делает его незаменимым в первоначальных быстрых набросках и эскизах.

Углем можно работать только на шероховатой бумаге, так как на гладкой он не держится и осыпается.

Для первичных набросков углем можно брать любую бумагу, вплоть до некачественной оберточной. Для длительного рисунка углем нужна хорошая шероховатая бумага (ватман, александрийская и др.).

Недостатком угля является то, что он при малейшем сотрясении, толчке стряхивается с бумаги и для длительного хранения требует специального закрепления.

Самый простой «дедовский» способ закрепления состоит в пульверизации жидким молоком, в котором растворено небольшое количество сахара (на полстакана молока четверть ложки сахарного песку). При закреплении рисунок кладется горизонтально на стол и обрызгивается не слишком сильно, иначе крупные капли жидкости могут испортить рисунок. После того как бумага просохнет, следует закрепление повторить еще раз.

Сангина

Для рисования можно также пользоваться и сангиной. - это довольно мягкий карандаш, с более толстым стержнем, обычно коричневато-красного цвета, без деревянной оправы.

Тушь

Кроме карандаша и угля, для набросков и рисунков употребляется также и тушь, но работа с тушью требует большой точности и уверенности в рисунке, так как выполненный тушью рисунок трудно исправить (тушь не стирается и не смывается).

Однотонная акварель (монохромная монотипия)

Материалом для рисунка может служить также и , при работе которой художник не ставит себе задачей передать цветовое многообразие окружающей его действительности, ограничиваясь передачей формы, объема, относительной светлоты и характера изображаемого.

Пастели

Это живопись сухими красками, приготовленными в виде карандашей, не имеющих деревянной оправы. Сухая краска втирается в шероховатую поверхность бумаги. Для работы пастелью требуется большой выбор карандашей различных тонов и полутонов, так как возможность смешивать один цвет с другим, а также с белилами в пастели крайне ограничена. Работать пастелью можно не только на шероховатой бумаге, но и на специально загрунтованном для пастели холсте, который во избежание сотрясения обязательно должен быть наклеен на доску или картон.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детской культуры (искусств) «Радуга»

План-конспект занятия

«Знакомство

с художественными материалами»

для учащихся 7-10лет

педагог дополнительного образования

Сячина Татьяна Александровна

Городской округ город Выкса, 2016г

ЦЕЛЬ:

Формирование у учащихся активной познавательной и творческой деятельности через ознакомление с художественными материалами.

ЗАДАЧИ :

    Формировать знания о живописных и графических художественных материалах ;

    Обучать приемам работы художественными материалами.

    Развивать креативные способности учащихся.

    Развивать интерес и любовь к изобразительному искусству.

    Воспитывать у детей интерес к процессу и результату работы (умение планировать работу и доводить начатое дело до конца);

    Воспитывать трудолюбие;

    Воспитывать аккуратность при работе с художественным материалом и в организации рабочего места.

Методы обучения, используемые на занятии:

Словесные;

Наглядные:

Практические:

Материалы и оборудование:

    листы бумаги А4;

    различные графические и живописные материалы;

    компьютер;

    медиа – ресурсы и презентация «Художественные материалы».

Ход занятия

1.Организационный момент.

Проверка готовности к занятию.

Сообщение темы, цели и задач занятия. Напоминание правил техники безопасности на занятиях в студии «Акварелька».

Педагог: Посмотрите на доску и скажите, о чём мы сегодня будем говорить? Какие материалы относятся к художественным?

2.Сообщение новых знаний

Педагог: Все материалы делятся на графические и живописные. Рассмотрим графические материалы.

Графические – это карандаши, разнообразные мелки, палочки обожжённого древесного угля, фломастеры, различные ручки, соус, сангина, сепия, а также тушь и перо, вместо которого иногда применяют заострённую палочку или кисть.

Графитный карандаш . Он имеет сероватый тон, с легким блеском, без интенсивной черноты. Проведенные карандашом штрихи плотно ложатся на бумагу и не требуют закрепления. Карандаши различают по твердости (или мягкости) и обозначаются буквами Т, МТ, М (зарубежные марки – Н, НВ, В) с цифрой – показателем перед буквой, указывающей на большую твердость или мягкость карандаша. Обычно работу начинают карандашом средней мягкости – ТМ или М – и затем переходят к более мягким номерам.

Выбор определенной мягкости или твердости карандаша зависит от задачи, стоящей перед рисующим. Например, очень мягкими карандашами типа 5М и более, удобнее выполнять быстрые наброски.

Применение мягкого карандаша мы можем наблюдать в «Портрете художника С. Комисаренко» выполненного И.И. Тартаковским.

Перед началом любой работы карандаш следует хорошо заточить. Точим карандаши не точилкой, а канцелярским ножом. Заточка тоже бывает разной – острой, тупой, плоской (лопаточкой), в зависимости от того, какую по характеру необходимо провести линию.

Во время рисования карандаш держат на значительном расстоянии от заточенного кончика грифеля двумя пальцами – большим и указательным, опираясь при этом на лист бумаги мизинцем. Когда требуется более детальная проработка рисунка, карандаш держат тремя пальцами. Необходимо помнить, что на начальном и конечном этапах работы не следует держать карандаш тремя пальцами, так как при таком варианте, ребро ладони опирается на лист и пачкает рисунок. Лучше держать карандаш двумя пальцами и опираться на лист бумаги мизинцем, тем более, что при таком варианте удобнее проводить длинные, легкие линии и штрихи. Карандаш довольно легко стирается резинкой.

Уголь рисовальный приготавливается из высушенных, очищенных от коры древесных прутиков ивы или березы путем обжига без доступа кислорода. Уголь для рисования обладает теплым черным цветом, легко ложится на поверхность бумаги. Его можно растушевывать, получая при этом оттенки от черного до светло-серого цвета.

Бывает также прессованный уголь, который прессуется из угольного порошка. Он дает более черный цвет, нежели рисовальный.

Уголь обладает большими изобразительными возможностями. При его помощи можно использовать и линию, и пятно, закрывая большие поверхности бумаги, работая то острым кончиком угля, то его широкой боковой поверхностью, держа кусочек палочки плашмя. Также углем работают в штриховой технике, как карандашом. Очень выразительны графические работы выполненные углем на тонированной бумаге. Бумагу выбирают шероховатую, так как на гладкую поверхность уголь плохо ложится и осыпается.

Густав Курбе в своей работе «Мужчина с трубкой (Автопортрет)» использует уголь плашмя, закрывая большие участки работы. Выразительная игра контрастов черного и белого передается за счет работы острым кончиком угля на границах света и тени. Особо интересны приемы работы углем в «Портрете актрисы Элеоноры Дузе», художника И.Е. Репина, выполненном на холсте. Уголь оставляет и широкие густые линии, и тонкие трепещущие штрихи, и лепит форму едва уловимыми прозрачными полутонами.

Иногда уголь используется и для линейного рисунка с небольшой тональной проработкой. Примером может служить работа Н.Н. Жукова «Портрет скульптора С.И. Эрьзи»). Интересны графические портреты Н.И. Фешина, выполненные углем. В каждом из них автор передаёт тонкие движения человеческой души, раскрывает характер в повороте фигур, наклоне головы, жесте рук, выразительности взгляда. В человеке он ищет, прежде всего, индивидуальность облика и характера.

Соус представляет собой жирные черные палочки цилиндрической формы. Он дает приятный бархатистый тон. Соусом можно работать сухим и мокрым способом. В первом случае можно работать линией, штрихами и пятнами с применением растирки. Во втором случае его необходимо растереть и развести вожжой до желаемой консистенции. Работа мокрым соусом позволяет выполнять переход от линии к тону и наоборот, что очень важно для выявления общих отношений и характерных деталей. Отличительная особенность соуса заключается в том, что после его нанесения кистью на бумагу и, дав ему высохнуть, изображение можно моделировать резинкой, стирая соус в нужных местах до белой бумаги.

Особый интерес представляют работы российского художника Н.Д. Блохина. Портреты, выполненные соусом дают эффект материальности, естественности, случайности состояния и настроения. В работе «Алиса» художник мастерски передает состояние трепетности, нежности молодой девушки. Точные линии создают выразительный контур лица модели, подчеркивают плавность ее округлых форм. В другой работе «Весельчак», Блохин заостряет внимание на эмоциональной характеристике лица мужчины. Остро подмечена и передана мимика лица: верхняя губа и крылья носа приподняты, щеки более выпуклые, глаза сужены, образуются морщинки в уголках глаз. Работа наполнена мощным эмоциональным зарядом, свежестью первого впечатления. Художник использует разнообразные возможности материала. Работая плашмя, прекрасно передается фактура шапки, используя жирные, с нажимом линии передаются глубокие контрастные тени.

Сангина , так же как и уголь широко применяется в графических портретах. Изготавливается сангина в виде коричневых или рыже-красных палочек и дает теплый красноватый или темно-коричневый цвет. Сангина имеет большую мягкость и хорошо размазывается по бумаге. В работе с данным материалом применяются те же приемы, что и с углем. При растирании сангина несколько меняет цвет, тон и фактуру. Мякишем белого хлеба, размятого в руке, можно протирать светлые участки. Рисунки, выполненные сангиной, обычно имеют очень живую, теплую фактуру.

Ярким примером графической работы, выполненной сангиной, могут служить работы Аннибали Каррачи «Портрет мужчины», Ж.Б. Греза «Голова девочки», З.Е. Серебряковой «Портрет А.Н. Бенуа», «Лидочка Иванова».

Приведенные примеры показывают, какими большими выразительными возможностями обладает сангина, красивый живописный материал с богатством теплых оттенков, с глубоким бархатистым тоном.

Тушь. Рисунок тушью обладает большими художественно-выразительными возможностями. В настоящее время тушь изготавливают разных цветов. Для рисунка тушью применяют кисть и перо. Кисти выбирают мягкие, обычно колонковые. Работы, выполненные при помощи туши и кисти, приближаются к акварели. Используя кисть и разбавив тушь водой, можно добиться, как и в акварели, разнообразных тональных переходов. Таким образом, на первое место выступает не контур, определяющий границы форм, а тональность, создаваемая сочетанием темных и светлых пятен. Тушь является несмываемым материалом поэтому, требует большой аккуратности в работе. Перовой рисунок дает возможность выполнения разнообразных по толщине штрихов и линий, которые позволяют передать большую форму или прорисовать мельчайшие детали.

В работе В.А. Серова «Портрет Н.З. Рапопорт» можно наблюдать применение кисти и туши. П.В. Митурич в своей работе «Портрет мужчины» также использует тушь и кисть. Работа кистью плашмя позволяет художнику делать заливку в тенях, а использование кончика кисти помогает в прорисовке деталей. В рисунке Леонардо да Винчи «Голова старика» сделана тончайшая моделировка объема средствами перового рисунка.

Фломастер (англ.flowmaster) –инструмент для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара. Фломастер в 1960-е годы произвёл революцию в мире пишущих средств. А теперь прочно вошёл в быт и технику рисования. Он легко скользит по бумаге и оставляет за собой красивую плавную линию, которую нельзя стереть, поэтому работать им надо твёрдой и уверенной рукой. Фломастеры бывают толстые и тонкие, различных цветов. Это расширяет их художественные возможности. Ими можно работать,используя штрих, линию или декоративные пятна. Хороши фломастеры для набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративно-оформительской работы. Дети любят рисовать фломастерами.

Живописные материалы – это краски, которые дают художнику богатые возможности в изображении мира. В глубокой древности человек научился получать красящие вещества, растирая в порошок разноцветные глины и камни. Эта красочная основа – порошок - называется «пигмент» Чтобы из него сделать краску, надо найти подходящее связующее вещество. Для этого применяют воск, яичный желток, рыбий клей. Художнику для живописи требуются разные виды красок – акварель, гуашь, темпера, масло, потому что нужны разные по характеру краски: одни- чтобы расписывать стены, другие - чтобы создавать живописные картины или маленькие живописные произведения.

Акварель (фр. Aquarelle,от лат. Aqua-вода) приготовляют на основе растительного клея, добываемого из коры вишнёвых и др. деревьев. Обязательный признак акварели - её прозрачность. Вода, которой растворяется краска, способствует тонкому распределению её на поверхности бумаги. Акварелью можно рисовать по влажной бумаге. Ею можно покрывать просохшую поверхность, на которой уже имеется слой краски.

Гуашь – краска не прозрачная, плотная высыхая, она приобретает матовую бархатистость. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном холсте, на ткани, картоне, фанере. Её преимущества: легко отмывается или отстирывается, быстро высыхает на любом материале, поверх просохшей гуаши можно рисовать другим цветом.

(Слайд 23) Масляные краски разводят не водой, а специальной жидкостью (лаки, растворители). Они густые и непрозрачные. Такими красками работают в основном профессиональные художники.

3.Физкультминутка.

Раз - согнуться, разогнуться,

Два - нагнуться, потянуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре - руки шире.

Пять, шесть - тихо сесть.

4.Пракическая часть.

Педагог: А сейчас предлагаю познакомиться со свойствами художественных материалов на практике. Начнем с простых карандашей, для этого нам понадобятся карандаши разной мягкости. Упражнения: «косой дождик», «волны», «точки».

5.Рефлексия.

6.Подведение итогов и анализ работы.

Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве – 2-е изд., доп – М.: Просвещение, 1988. – 172 с.: ил.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта