Главная » Красота и здоровье » Состав и свойства акварельных красок. Акварель и ее свойства. В роли связующего вещества часто применяются

Состав и свойства акварельных красок. Акварель и ее свойства. В роли связующего вещества часто применяются

Дорогие читатели, в данной статье мы расскажем вам о живописи акварелью, ее составе, видах, технике писания и новинках в области рисования данным материалом.

Характеристика живописи с применением акварельных красок

Акварель – это живопись с использованием водорастворимых прозрачных красок.

Ее свойства – это воздушность, легкость, тонкие переходы цвета.

Акварельная техника объединяет в себе черты графики и живописи. У графики акварель взяла ключевую роль бумаги и отсутствие рельефного мазка, у живописи – позаимствовала построение форм и пространства цветом, наличие множественных тонов.

В основном, акварелью рисуют на бумаге. Работая, приходится очень часто ее смачивать водой. Характерный размытый мазок может образоваться только на мокрой бумаге. Существуют разные способы ее смачивания. Бумагу можно натянуть на специальную рамку и затем смочить. Также ее выкладывают на мокрую фланель или на стекло. Степень смачивания непосредственно зависит от требуемого результата. Нередко художники используют и другие способы.

Чтобы вода полностью впиталась в бумагу, рекомендуется оставить маленькие лужицы на ее поверхности. Благодаря этому можно добиться различных эффектов.

Состав акварели

Акварельная краска состоит из красящего связующего пигмента (декстрин и гуммиарабик), пластификатора (инвертированный сахар и глицерин) и различных добавок. Не применив пластификатор, краска быстро становилась бы хрупкой и пересыхала. При помощи добавления антисептирующего вещества – фенола – предотвращается появление плесени. Еще одна чрезвычайно важная добавка, которая вводится для препятствия скатывания краски в капли, – это желчь быка.

Виды акварельных красок

Акварельные краски бывают двух видов: «школьные» и «художественные».

Школьные акварельные краски Профессиональные акварельные краски

Школьные краски значительно уступают художественным краскам по дисперсности, ровному слою, возможности лессировки и стойкости свету. Но самое главное – это уметь ими пользоваться. Настоящий мастер может создать шедевр, используя самые обычные школьные краски.

Новинка: акварельные карандаши

Недавно в продаже появились акварельные карандаши. Рисовать этими карандашами можно двумя способами: сначала раскрашивают необходимый участок, а потом размывают его водой, или же смачивают бумагу и потом рисуют карандашами. Благодаря второму способу можно достичь более насыщенного и яркого цвета.

Акварель (фр. аquarelle - водянистая; итал. acquarello) - живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварельные краски наносятся, как правило на бумагу, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка.

Акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи; еще в 1829 году Монтабер в упоминает о ней лишь вскользь, как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания. Однако, несмотря на ее позднее возникновение, она в короткое время сделала такие успехи, что может соперничать с живописью масляными красками. Акварель только тогда стала сильною и эффектною живописью, когда для нее начали употреблять прозрачные краски, с ретушью теней. Живопись водяными красками, но густыми и непрозрачными (живопись, гуашью) существовала гораздо ранее прозрачной акварели.

Акварель - один из поэтичных видов живописи. Лирическую, полную зарисовку или новеллу часто называют акварелью. С ней сравнивают и музыкальное сочинение, чарующее нежными прозрачными мелодиями. Акварелью можно передать безмятежную синеву небес, кружева облаков, пелену тумана. Она позволяет запечатлеть кратковременные явления природы.

Но акварели доступны и произведения капитальные, графические и живописные, камерные, монументальные, пейзажи и натюрморты, портреты и сложные композиции.

Лист белой зернистой бумаги, коробочка с красками, мягкая, послушная кисть, вода в небольшом сосуде - вот и все > акварелиста. Плюс к этому - зоркий глаз, твердая рука, знание материалов и владение техникой этого вида живописи.

Можно писать по сырой или сухой бумаге сразу, в полную силу цвета. Можно работать в многослойной технике, постепенно уточняя цветовое состояние, каждую частность. Можно избрать смешанную технику: идти от общего к детали или, напротив, от детали к общему, целому. Но в любом случае нельзя или почти нельзя исправить испорченное место: акварель не выносит малейшей затертости, замученности, неясности. Прозрачность и блеск придает ей бумага, которая должна быть белой и чистой. Белила акварелисту, как правило, не нужны.

Еще в конце 15 века выдающийся мастер немецкого возрождения А. Дьер создал много великолепных акварелей. Это были пейзажи, изображения животных и растений.

Но в полной мере акварель утвердилась в странах Европы сравнительно недавно - в конце 17 - начале 18 века одними из первых ее оценили английские живописцы, в 19 веке особенно прославился своими акварелями У. Тернер, певец лондонских туманов и пенистых волн, сумрачных скал и солнечного света.

В России позапрошлого века было немало выдающихся акварелистов. К. П. Брюллов доводил листы с жанровыми сценками, портретами и пейзажами до филигранной завершенности. А. А. Иванов писал просто и легко, соединяя живой безупречный рисунок с чистыми сочными красками.

П. А. Федотов, И. Н. Крамской, Н. А. Ярошенко, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель, В. И. Суриков. каждый из них внес богатейший вклад в русскую акварельную школу.

Нередко художники используют акварель в сочетании с другими материалами: гуашью, темперой, углем. Но в этом случае теряются главные ее качества - насыщенность, прозрачность, светоносность, т. е. именно то, что отличает акварель от любой другой техники.

Гуммиарабик (от лат. gummi - камедь и arabicus - аравийский) - вязкая прозрачная жидкость, выделяемая некоторыми видами акаций. Относится к группе растительных веществ (коллоидов), хорошо растворимых в воде. По своему составу гуммиарабик не является химически чистым веществом. Это смесь сложных органических соединений, состоящих большей частью из глюкозидо-гуммикислот (например, арабиновой кислоты и ее кальциевых, магниевых и калиевых солей). Применяется в производстве акварельных красок как клеящее вещество. После высыхания образует прозрачную, хрупкую пленку, не склонную к растрескиванию и не гигроскопичную.

Мед - смесь равных количеств фруктозы и глюкозы с примесью воды (16 - 18%), воска и небольшого количества белковых веществ.

Патока - продукт, получаемый осахариванием (гидролизом) крахмала (главным образом картофельного и маисового) разбавленными кислотами с последующим фильтрованием и увариванием сиропа до нужной консистенции.

Глицерин - густая сиропообразная жидкость, смешивающаяся с водой в любых соотношениях. Глицерин принадлежит к группе трехатомных спиртов. Весьма гигроскопичен и вводится в связующее акварельных красок для сохранения их в полусухом состоянии.

Пигменты (от лат. pigmentum - краска), в химии - окрашенные химические соединения, применяемые в виде тонких порошков для крашения пластмасс, резины, химических волокон, изготовления красок. Подразделяются на органические и неорганические.

Теоретическая часть.

Состав и свойства красок.

Акварельные краски приготовляются на водорастворимых связующих веществах, главным образом на клеях растительного происхождения, поэтому они называются водяными красками. Краски для акварельной живописи должны обладать следующими качествами.

Большой прозрачностью, ибо вся красота красочного тона при нанесении тонким слоем заключается в этом свойстве. Хорошо браться влажной кисточкой и легко размываться. Красочный слой должен легко смываться водой с поверхности бумаги или грунта.

Акварельная краска, разжиженная водой, должна ровно ложиться на бумагу и не образовывать пятен и точек. При действии прямых солнечных лучей краска должна быть светостойкой и не изменять цвета. После высыхания давать прочный, не трескающийся слой. Не проникать на обратную сторону бумаги.

Главные составные части акварельной краски - краситель и вода, но есть и другие обязательные компоненты. Прежде всего, такие вещества, которые скрепляют краску с бумагой, например гуммиарабик или древесные клеи - вещества с повышенной липкостью. Далее, нужны вязкие вещества, они помешают краске растекаться по бумаге, заставят ее лечь ровным слоем; хороши для этого мед, патока, глицерин. И последняя добавка - антисептик и дезинфицирующее вещество. Ведь мы имеем дело с веществами растительного происхождения, а их надо защищать от действия микроорганизмов(плесневелых грибков, которые обязательно захотят питаться нашими красками).

Производство красок.

Акварельные краски выпускаются в фарфоровых чашечках и тюбиках. Техника производства этих видов красок не имеет принципиального различия и в основном проходит следующие стадии обработки:

1) смешение связующего с пигментом;

2) перетир смеси;

3) подсушка до вязкой консистенции;

4) наполнение краской чашечек или тюбиков;

5) упаковка.

Для смешения пигментов со связующим веществом применяются обычно механические смесители с опрокидывающимся кузовом. Для небольших количеств чаще всего замесы приготовляются вручную в металлических эмалированных бачках при помощи деревянных лопаток. В смеситель загружается связующее вещество и вводится небольшими порциями пигмент в сухом виде или водной пастой.

При перетире на краскотерочной машине пигмент тщательно смешивается со связующим веществом в однородную красочную пасту.

Перетертая краска поступает на подсушку с целью удаления излишней влаги и получения густой пасты для фасовки в чашечки или тубы.

Подсушка пасты ведется в специальных сушильных камерах или на гранитных плитах при температуре 35 - 40° С.

После удаления части воды сгустившаяся паста раскатывается в ленты толщиной в 1 см, разрезается на отдельные квадратные кусочки размером по площади кюветки и укладывается в чашечку.

Сверху краска закладывается листочком целлофана и, наконец, обертывается фольгой и бумагой с этикеткой. При выпуске акварельных красок в тубах, наполнение туб пастой производится автоматически тубонабивочными машинами.

Особенности акварельных красок.

Акварельная живопись прозрачна, чиста и ярка по тону, что трудно достигнуть посредством лессировок масляными красками. В акварели легче достигнуть тончайших оттенков и переходов. Акварельные краски употребляются также в подмалевке для масляной живописи.

Оттенок акварельных красок при высыхании изменяется - светлеет. Изменение это происходит от испарения воды, в связи с этим промежутки между частицами пигмента в накраске заполняются воздухом, краски значительно более отражают свет. Разница показателей преломления воздуха и воды вызывает изменение цвета высохшей и свежей накраски.

Сильное разбавление красок водой при тонком нанесении на бумагу уменьшает количество связующего вещества, и краска теряет в тоне и становится менее прочной. При нанесении нескольких слоев акварельной краски на одно место получается перенасыщение связующим веществом, и появляются пятна.

При покрытии картин, исполненных акварелью, очень важно, чтобы все краски более или менее равномерно и в достаточном количестве были насыщены связующим веществом.

Если отдельные части красочного слоя содержат недостаточное количество клея, то лак, проникая в красочный слой, создает для пигмента иную среду, не сходную в оптическом отношении с клеем, и сильно изменит ее в цвете. Когда же краски содержат достаточное количество связующего, то при покрытии лаком восстановится их интенсивность и первоначальный блеск.

Практическая часть.

В старых книгах часто встречаются названия экзотических красителей: красный сандал, кверцитрон, кармин, сепия, кампешевое дерево. Некоторые из этих красителей применяют и поныне, но в очень небольших количествах, главным образом для приготовления художественных красок. Ведь природные красители с такими красивыми названиями получают из растений и животных, а это дорого и сложно. Зато натуральные красящие вещества очень ярки, прочны, светостойки.

Любопытно было бы проверить. Но каким образом? Кампешевое дерево растет в Южной Америке, сандал - в Южной Азии, сепию добывают из каракатиц, кармин - из кошенили (крошечных насекомых).

И все же получить природные красители даже в домашних условиях, даже в средней полосе нашей страны вполне возможно! И в привычных для нас растениях есть красящие вещества, пусть даже не такие и не такие стойкие. Наши предки часто ими пользовались. Мы тоже попробовали извлечь красители из растений, а потом на их основе изготовили акварельные краски.

Все красители готовились одним и тем же способом: измельчением растений или каких-либо их частей и получением концентрированных отваров путем долгого кипячения в воде.

Очень важное замечание: для опытов мы брали только те растения, которые разрешено собирать, и ни в коем случае не использовали растения, взятые под охрану.

Опыт 1. Получение красного красителя.

Мы получили его из стебля зверобоя (отвар подкислили столовым уксусом). Можно также использовать ольховую кору, которую необходимо положить в воду на несколько дней, а потом приготовить отвар. Красный краситель можно извлечь также из корней конского щавеля, но в этом случае необходимо прибавить к готовому отвару немного алюминиевых квасцов - иначе цвет будет тусклым.

Опыт 2. Получение синего красителя

Этот цвет получили из корней девясила (он, как зверобой, относится к лекарственным травам). Для этого корни сначала подержали (2-3 часа) в нашатырном спирте - водном растворе аммиака. Так же синий краситель можно добыть также из цветов живокости и корней птичьей гречишки.

Опыт 3. Получение желтого и коричневого красителя

При отваре сухой кожуры репчатого лука получили коричневый краситель разных оттенков, от почти желтого до темно - коричневого (результат зависит от времени кипячения). Другой источник такого красителя - сухая кора жостера.

Опыт 4. Получение черного красителя

Черный пигмент получают из отвара ягод и корней воронца. Но мы получили его другим, более простым способом: добавили железный купорос к одному из полученных ранее отваров. Почти все наши отвары содержат дубильные вещества типа танина. И в присутствии солей двухвалентного железа они становятся черными.

После того, как мы запаслись достаточным количеством густых разноцветных отваров, приступили к изготовлению акварельных красок. Вместо гуммиарабика в качестве клеящего вещества мы использовали вишневую камедь, натеки на стволах, которые можно собирать прямо с деревьев. Правда, такой клей в воде растворяется с трудом, но для ускорения процесса мы добавили немного кислоты.

Для краски каждого цвета приготовили 5-7 мл клеевого раствора примерно 50%-ной концентрации. Смешали его с равным количеством меда, добавили немного глицерина. В качестве антисептика использовали 5%-ный раствор фенола (карболовую кислоту). Этого вещества нужно очень мало, буквально несколько капель.

Все компоненты будущей краски смешали. Основа краски готова, нет только самого важного - красителя. Добавляли его в последнюю очередь в виде густого отвара, взяв его примерно столько же, сколько у нас получилось основы для краски.

Вот, собственно и вся процедура. Краска у нас получилась не твердая, какую продают в магазинах. Однако художники пользуются похожими по консистенции полужидкими акварельными красками в тюбиках.

Лёгкие, как бы воздушные, цветовые линии, кажущаяся полупрозрачность композиции - такой эффект достигается при использовании техники акварель.

Для приготовления акварельных красок можно применять минеральные, анилиновые и растительные краски. Анилиновые краски редко применяются, так как, впитываясь в бумагу, они прокрашивают ее насквозь, вследствие чего их нельзя отмыть с рисунка и ослабить тон. Не смываются они также с кисти.

Полный состав акварели у производителей указывать не принято. Чаще всего на упаковке мы найдём лишь указание пигментов, на основе которых сделана краска. Но давайте разберёмся, что ещё может скрываться внутри тюбика и какую роль выполняют различные ингредиенты.

Всё, что мы рассмотрим в этой статье - это лишь общая информация, на основании которой вы можете составить представление о рецептуре красок.
В действительности же, рецептура каждой краски каждого производителя уникальна и является коммерческой тайной.

Итак, приступим!

Красящий агент

Основой любого красящего состава является красящий агент. Именно он определяет цвет будущей краски, её красящую способность, светостойкость и многие другие свойства. Красящие агенты можно разделить на пигменты и красители.

Краситель - способное окрашивать другие материалы вещество, обычно растворимое в воде.
Пигмент - окрашенное вещество, нерастворимое в воде. Проще говоря, это цветной порошок (перетертый очень мелко), частицы которого никак не связаны друг с другом.

Если речь идёт о профессиональной акварели, то в большинстве случаев мы имеем дело именно с пигментами.

Мало того, что частицы пигмента сами по себе никак не связаны друг с другом, они ещё и не образуют никакой связи с поверхностью, на которую нанесены. Если бы мы попытались рисовать смесью пигмента с водой, после высыхания эта смесь начала бы осыпаться с листа.



Для того, чтобы обеспечить сцепление частиц пигмента с поверхностью и чтобы краска взаимодействовала с бумагой привычным нам способом, используется так называемое связующее вещество.

Также именно связующее определяет тип будущей краски. Конечно, мы с вами говорим об акварели, где используется водорастворимое связующее. Но, если вместо него взять, например, льняное масло, то мы могли бы получить масляные краски. Ведь пигменты, по большей части, в красках используются одни и те же.

Главным преимуществом связующего для акварели является то, что оно может быть повторно растворено в воде даже после полного высыхания. Именно поэтому подсохшие на палитре акварельные краски достаточно смочить водой для повторного использования, именно поэтому мы можем протирать и выбирать краску с листа и после высыхания красочного слоя.

Что может служить связующим для акварели?

Исторически люди использовали целое многообразие различных веществ - это могли быть смолы, крахмалы, клеи животного происхождения и так далее.
То есть единого варианта не было. Кстати, по одной из теорий именно поэтому акварель получила своё название не в честь связующего (как масло или акрил), а в честь своего растворителя - воды.

В XVIII века в Европе начали использовать гуммиарабик, и до сих пор именно он остаётся самым популярным акварельным связующим. Гуммиарабик - это твёрдая прозрачная смола желтоватого оттенка, состоящая из высохшего сока некоторых видов акаций.

Цена гуммиарабика достаточно высока, поэтому в бюджетных сериях и в красках общего назначения используются более дешёвые связующие. Например, активно используется декстрин - вещество, получаемое из различных крахмалов. Также в качестве замены существуют достойные варианты не только растительных, но и синтетических связующих.

Добавки и наполнители

Первая коммерческая акварель состояла в основном из пигмента, воды и гуммиарабика и представляла собой твёрдые плитки. Перед применением такие плитки необходимо было натирать на тёрке и длительное время размачивать в воде.

Чтобы наша краска имела привычную пастозную консистенцию, а в высохшем виде размачивалась от прикосновения влажной кистью, в неё добавляют различные пластификаторы и увлажнители.

Одним из наиболее популярных пластификаторов в акварели является глицерин, а в качестве увлажнителя может использоваться сахарный сироп или мёд.

И это только самые основные добавки! Помимо этого в акварели так же могут содержаться различные диспергаторы, консерванты, загустители и так далее. Важно понимать, что всё это находится в составе не просто так.

Каждый пигмент обладает своими характеристиками, и для того, чтобы изготовить из них краски примерно похожие по консистенции и поведению, требуются индивидуальный подход и уникальные рецептуры.

Стоит ещё добавить, что специальные наполнители могут использоваться для понижения концентрации пигмента и уменьшения конечной стоимости краски. Такие наполнители часто используются в красках на основе наиболее дорогих пигментов. Также нормальной практикой считается их использование в ученических сериях, это делает краски более доступными. Добавление таких наполнителей обычно не сказывается на свойствах сохранности краски. Однако чрезмерное их использование может приводить к так называемой мылкости краски и снижению её насыщенности.

Добавки и наполнители играют важную роль в составе краски и в большинстве случаев работают в пользу потребителя, если только производитель не злоупотребляет их количеством в погоне за удешевлением производства.

На этом наш краткий экскурс подошёл к концу. Теперь вы знаете наверняка, что акварельная краска - это не просто неопределённая субстанция какого-то цвета, а сложносоставное вещество, каждый элемент которого исполняет своё предназначение.

Статья подготовлена экспертами акварельной лаборатории watercolor.lab.

Термин Акварель (франц. aquarelle, англ. painting in water colours, итал. aquarelle или aqua-tento, нем. Wasserfarbengemalde, Aquarellmalerei; от лат. aqua - вода) имеет несколько значений.
Во-первых, он означает живопись специальными водорастворимыми (т.е. свободно растворяющимися в обычной воде) красками. И в данном случае принято говорить о технике акварели (т.е. определенном процессе творчества в изобразительном искусстве).
Во-вторых, его употребляют, собственно, для непосредственного обозначения самих водорастворимых (акварельных) красок. При растворении в воде они образуют прозрачную водную взвесь тонкого пигмента, входящего в основу краски, благодаря которой удается создавать неповторимый эффект лёгкости, воздушности и тончайших цветовых переходов.
И, наконец, в-третьих, так принято называть сами работы, выполненные в данной технике акварельными красками. Их отличительные особенности заключаются, главным образом, в прозрачности тончайшего красочного слоя, остающегося на бумаге после высыхания воды. При этом белила не используются, так как их роль выполняет белый цвет бумаги, просвечивающий сквозь красочный слой или вообще не закрашенный.

Во всем многообразии существующих красок, акварельные краски по праву принято считать одними из самых древнейших и любимых художниками самых разных школ и направлений.
Ученым известны образцы работ, выполненных акварелью, современные египетским папирусу и иероглифам. В византийском искусстве с помощью акварели украшали церковные богослужебные книги. Позднее ею пользовались для раскрашивания рисунков и подмалёвки на досках. Мастера эпохи Возрождения акварелью делали эскизы к своим станковым и фресковым произведениям. До наших дней дошло немало рисунков, оттушёванных карандашом и раскрашенных затем акварелью. В их числе можно назвать работы таких великих художников как Рубенс, Рафаэль, Ван Остаде, Лессюер и др.
Благодаря сравнительной простоте их использования и относительной доступности, акварельные краски получили весьма широкое употребление в изобразительном искусстве.

Состав акварельных красок.
Основой состава акварельных красок является тонко перетертый пигмент к которому в качестве связующего добавляется незначительное количество различных клеев растительного происхождения (гуммиарабика, декстрина, траганта, вишневого клея и др.). Так же в состав в определенных пропорциях входят еще мед (или сахар, глицерин), воск, некоторые виды смол (преимущественно смолы-бальзамы), благодаря добавлению которых краски обретают твердость, мягкость, пластичность, а также другие необходимые качества.
Как правило, акварель бывает твердой - в виде плиток, размещаемых в специальных маленьких емкостях (кюветах) или мягкой - в тюбиках.

Российские производители акварельных красок
Из числа крупнейших самых известных производителей акварельных красок в России существующих в настоящее время необходимо выделить два. Это московское ОАО «Гамма» и питерский ЗКХ «Невская палитра». Оба предприятия выпускают высококачественную краску, как для профессиональных художников, так и для любителей, учащихся, школьников.
Лучшей по качеству акварелью среди продукции «Гаммы» можно назвать серию «Студия» (выпускается как в кюветах, 2,5 мл., так и в тубах, 9 мл.).
У «Невской палитры» бесспорно лучшей акварелью является серия «Белые ночи» (так же выпускается в кюветах, 2,5 мл. и в тубах, 18 мл.). Лично я предпочитаю работать именно этими красками (пользуюсь в основном кюветами), но у каждого художника, естественно, свои вкусы и пристрастия.
Кроме «Белых ночей» ЗКХ «Невская палитра» выпускает акварель серий «Сонет» и «Ладога», но и та и другая заметно уступают первой.

В качестве примера приведу образцы полной палитры (выкраски) московской «Студии» и питерских «Белых ночей».
Выкраска Акварели ОАО «Гамма» (материал взят с сайта «Гамма»)

Выкраска Акварели ЗКХ «Невская палитра» (материал взят с сайта «Невская палитра»)

Кроме того, ЗКХ «Невская палитра» производит так же серию красок «Сонет». Их качество немного хуже вышеупомянутых акварелей, и палитра не такая богатая, но зато стоят они дешевле.

Зарубежные производители акварельных красок
Многие широко известные в мире зарубежные компании-производители художественных красок выпускают акварель. Как правило, каждая фирма представляет свою продукцию двумя линиями. Обычно одна из них - это дорогие, высококачественные акварельные краски, изготовленные на основе натуральных пигментов, для профессиональных художников. Такая палитра содержит большое количество цветов и оттенков, а сами краски весьма долговечны и светостойки. Другая линия предназначена для студентов, учащихся, любителей живописи. Эти краски могут изготовляться на основе синтетических заменителей, по характеристикам близки к натуральным краскам, но все же уступают им по качеству, благодаря чему значительно дешевле и более доступны. Они менее долговечны и светостойки. Палитра содержит соответственно меньшее количество цветов (оттенков).

Голландские акварельные краски
Известнейшим производителем акварельных красок в Голландии является фирма «Old Holland», берущая свое начало в середине 17-го века. Ее акварель представлена богатейшей палитрой в 160 цветов.


Другим, не менее знаменитым, производителем акварели является фирма «Royal Talens», основанная в 1899 году. Ее продукция на современном рынке представлена двумя линиями:
«Rembrandt» (палитра 80 цветов)


«Van Gogh» (палитра 40 цветов)



Английские акварельные краски
Одним из известных производителей акварели в Англии является компания «Winsor & Newton», основанная в 1832 году в Лондоне. В настоящий момент ее акварель представлена двумя линиями:
«Artists Water Colour» (палитра 96 цветов)

«Cotman Water Colour» (палитра 40 цветов)


Другим английским производителем акварели является фирма «Daler-Rowney». Ее продукция также представлена двумя линиями:
«Artists" Watercolour» (палитра 80 цветов)

«Aquafine» (палитра 37 цветов)


Итальянские акварельные краски
Известнейшим итальянским производителем акварельных красок является фирма «Maimeri». В настоящий момент ее акварель представлена двумя линиями:
«Maimeri Blu» (палитра 72 цвета)

«Venezia» (палитра 36 цветов)

Французские акварельные краски
Известный французский производитель «Pebeo», фирма основана в 1919 году. На сегодняшний день в ассортименте ее продукции представлены две линии акварельных красок:
«Fragonard extra fine watercolour» (палитра 36 цветов)

Введение

Восприятие акварели часто связывалось с представлением о каком-то очень простом и даже несерьезном способе живописи, подходящем скорее для начального этапа обучения, предваряющем обучение масляной технике. Акварельная техника не вызывала у профессионалов должного серьезного отношения. И сегодня такое устоявшееся мнение не является редкостью. Современные художники стали обращать пристальное внимание на развитие акварельной техники, предприняты первые шаги возрождения классической акварели.. Проблема данного исследования заключена в том, что методы, технологии и приемы акварельной техники недостаточно глубоко изучены. На сегодняшний день в педагогических и художественных учебных заведениях накопился большой методический опыт обучения акварели. Его необходимо изучать, подвергать научному анализу, делать достоянием педагогической и художественной общественности. Таким образом, исследование художественно-выразительных особенностей акварели как средства живописи и графики, анализ методического опыта акварельной живописи и ведущих художников акварелистов, определение наиболее эффективных методических и технических приемов в акварели - все это актуальные проблемы теории и методики обучения будущих художников акварелистов. Акварель незаменима в преподавании изобразительного искусства в различных формах образования детей, ибо среди художественных материалов для школьников выделяется своей доступностью, не требует сложных специальных приспособлений. Но для того, чтобы обучать этой "доступной" технике, педагог должен сам уверенно владеть навыками письма акварелью, однако подготовка учителей в этой области является недостаточной. Поэтому в высшей педагогической школе искусству акварели должно быть уделено более серьезное внимание. В настоящее время в курсе живописи она часто играет второстепенную роль, становится предварительным этапом к освоению масляной живописи. Важнейшей и вечно актуальной проблемой изобразительного искусства является воспитание зрителя. Чтобы воспринять и оценить достоинства произведения, выполненного акварелью, зритель должен быть знаком с ее возможностями, проникнуться уважением к ней как средству художественного отражения мира

Суть акварели и ее свойства

акварель краски живопись пейзаж

АКВАРЕЛЬ (aquarelle)

Суть акварели в отражённом бумагой свете, проходящем через прозрачные слои красок.

Техника акварели проста. Надо всего лишь уметь соотносить количества воды и краски на кисти и бумаге одновременно.

Техника акварели легка: за искусством не видно труда. Путь к этой лёгкости лежит через десятки килограммов изведённых листов (акварель не переносит поправок), через соблазны использования белил и иных химических арсеналов (акварель не нуждается в макияже).

Всякий художник может работать акварелью, но не каждый может написать акварель

Каждая акварель неповторима: залогом тому соавторство Воды.

Константин Кузема

Акварель (образовано от латинского слова aqua - вода) - клеевые водорастворимые краски. Живопись, выполненная этими красками, тоже носит название акварель. В этой статье рассматриваются особенности, свойства и ее состав акварели.

Особенность акварели - исключительная прозрачность цвета. Отталкиваясь от данного свойства можно выстроить и остальные. К производным свойствам акварели относятся изменение оттенков путем нанесения высохших слоев краски поверх предыдущих. Таким же образом увеличивается и насыщенность цвета, если используется один и тот же красящий состав. Иными словами, можно наложить краску так, чтобы просвечивала бумага, можно наложить цвет на цвет, чтобы просвечивал нижележащий слой, образуя новый цветовой оттенок. Это достигается чистотой применяемых материалов, а так же высокой дисперсностью пигментов.

В отличие от гуаши, акварель не предназначена для пастозного нанесения, так как весь смысл теряется. Свойства акварели диктуют нам правила, основное из которых - применение большого количества воды, ведь даже название акварели происхотит от слова "вода". Още одно отличие - сложно обойтись тремя основными цветами. Поэтому выпуск акварели всегда "многоцветный" (от 16 цветов и более). При механическом смешении цветов свойства акварели значительно теряются, снижается прозрачность и чистота.

Контейнеры с акварелью всегда небольшого объема, в отличие от гуаши, так как, опять же, требуют большего количества воды при использовании, в то время как гуашь можно использовать и без воды, если краски свежие.

Выпускают акварель в тюбиках (полужидкая акварель), в пластмассовых тюбиках (мягкая акварель).

Работу с акварелью чаще всего ведут кистями из волоса белки больших номеров (кисти от 4 номера), а вот доработку деталей выполняют кистями младших номеров. Обязательным условием для кисти при работе с акварелью - способность удерживать большой запас влаги и иметь тонкий каплевидный кончик. Опытные мастера-художники могут выполнить качественную работу одним пятым или даже седьмым номером, вплоть до мелких деталей.

Состав акварели:

пигменты (тонкодисперсные порошки),

связующее - гуммиарабик, декстрин, вишневая или терновая камедь,

пластификатор (глицерин или инвертированный сахар),

поверхностно активное вещество - бычья желчь - позволяет легко разносить краску по бумаге, препятствует скатыванию краски в капли, антисептик - фенол, предохраняет краску от плесени.

Акварельные краски:

Художественные (для живописных работ).





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта