Главная » Дом » Пособие по истории отечества. Советское изобразительное искусство Изобразительное искусство 20 30 годов 20 века

Пособие по истории отечества. Советское изобразительное искусство Изобразительное искусство 20 30 годов 20 века

Важнейшими задачами этого периода являлись ликвидация неграмотности населения и осуществление всеобщего начального обучения. В идеологизированном обществе каждый человек обязан был уметь прочитать хотя бы лозунги правящей партии, ее установки на построение социализма, по газетам разбираться в том кто друг, а кто «враг народа». В 30-е гг. с неграмотностью было окончательно покончено. По данным переписи 1939 г. доля грамотных в РСФСР в возрасте от 9 до 49 лет составила около 90%. С 1930 г. начали вводить всеобщее начальное (четырехклассное) образование (в царской России по столыпинской реформе всеобщее бесплатное образование детей от 8 до 13 лет было введено еще в 1908 г.).

Строилось большое количество школ, осуществлялась широкая программа подготовки педагогических кадров. Значительно расширилась сеть высших учебных заведений. К 1940 г. в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Численность специалистов с высшим образованием выросла с 233 тыс. в 1928 г. до 900 с лишним тыс. в 1940 г., т. е. более чем в три раза.

В средней школе в 1934 г. было восстановлено преподавание гражданской истории, отменное после Октябрьской революции. Открылись ликвидированные в 1918 г. исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах.

Научные исследования в 30-е гг. осуществлялись академическими, отраслевыми (ведомственными) и вузовскими научными силами. Академия наук СССР стала центром фундаментальной науки. Характерной особенностью в ее работе были выездные научные сессии для помощи в решении конкретных задач по модернизации экономики. В то же время механическое перенесение в науку форм и методов организации промышленности и сельского хозяйства наносило фундаментальным исследованиям ущерб, так как от ученых требовалось, например, участвовать в социалистическом соревновании под лозунгом «Догнать и перегнать науку капиталистических стран!» (только в 1939 г. этот лозунг был отменен как ошибочный).

Советские ученые в 30-е гг. добились многих выдающихся достижений. Под руководством академика С. Лебедева в 1932 г. впервые в мире был получен в промышленном масштабе синтетический каучук. В 1932 г. прошли испытания первой советской ракеты и тогда же был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Успешно велись исследования в области ядерной физики (научная школа академика А. Иоффе) и др. Ускоритель элементарных частиц, пущенный в Радиевом институте в Ленинграде в 1936 г., стал самым крупным в Европе. Больших успехов достигла советская наука в освоении Арктики, началось интенсивное изучение стратосферы.

Вместе с тем в 30-е гг. наука понесла и серьезные потери в результате репрессий и некомпетентного вмешательства властей. Так, гонениям подверглась гелиобиология – наука о взаимосвязи солнечных явлений и живых существ, а ее основатель А. Чижевский и его исследования были преданы забвению. Репрессированы были физик-теоретик Л. Ландау, конструктор ракет С. Королев и многие другие. Подверглась разгрому педология – наука о возрастных особенностях ребенка.

В обществоведении разрешалось вести исследования только в рамках марксизма-ленинизма и партийных установок. В исторической науке подверглась разгрому научная школа академика М. Покровского. Главным историческим трудом была признана книга «История ВКП(б). Краткий курс», изданная в 1938 г. В ее написании непосредственное участие принимал Сталин.

Значительные успехи были достигнуты в советской литературе и искусстве. Появились романы М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина» (первая книга). Одним из самых распространенных произведений советской литературы стал роман Н. Островского «Как закалялась сталь». Популярными были книги писателей А. Толстого (трилогия «Хождение по мукам», роман «Петр I»), А. Новикова-Прибоя («Цусима»), В. Шишкова («Угрюм-река») и др. Появилось много книг для детей. Наибольшую известность получили книги А. Гайдара «Школа», «Военная тайна», «Тимур и его команда». Среди поэтов наиболее известными были М. Светлов, Н. Асеев, И. Уткин и др.

В киноискусстве произошел переход от немого к звуковому кинематографу. Популярными были фильмы о событиях революции и Гражданской войны: «Чапаев» (режиссеры Г. и С. Васильевы), «Мы из Кронштадта» (Е. Дзиган), трилогия о Максиме (Г. Козинцев и Л. Трауберг), а также «Трактористы» (И. Пырьев). Большим успехом пользовались кинокомедии «Веселые ребята», «Волга-Волга» и «Цирк» (Г. Александров).

В изобразительном искусстве ведущими были художники, отображавшие события революции, Гражданской войны, социалистического строительства: Б. Иогансон («Допрос коммунистов», «На старом уральском заводе»), А. Дейнека («Будущие летчики»), Ю. Пименов (серия зарисовок и портретов «Новая Москва»). Активно действовала студия, руководимая основоположником советской батальной живописи М. Грековым. Художники студии посвящали картины Гражданской войне.

Известный живописец М. Нестеров написал глубокие острохарактерные портреты («И. Павлов», «В. И. Мухина»). Скульптор и художник В. Мухина в 1937 г. выполнила сразу ставшую широко известной скульптурную группу «Рабочий и колхозница».

На подъеме находилась музыкальная культура. В стране работали такие выдающиеся композиторы, как Д. Шостакович (опера «Катерина Измайлова», балеты «Золотой век», «Светлый ручей») и С. Прокофьеф (балет «Ромео и Джульета»). Музыку к кинофильмам писали И. Дунаевский, братья Дм. и Дан. Покрасс и др. Сразу популярными становились песни М. Блантера и В. Соловьева-Седового на стихи М. Исаковского, А. Суркова, В. Лебедева-Кумача. Повсюду в стране и за рубежом распевали песню «Катюша» (1939 г.: музыка М. Блантера, стихи М. Исаковского).

В то же время уже в 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», в результате чего были ликвидированы все разноплановые литературные объединения и группировки и создан единый Союз писателей СССР. Первый съезд писателей состоялся в 1934 г. Впоследствии аналогичные единые союзы были созданы среди композиторов, архитекторов и других деятелей творческой интеллигенции. Литература и искусство оказались под неусыпным жестким и партийно-государственным контролем. Главным творческим методом в литературе и искусстве объявлялся социалистический реализм, что обязывало писателей, художников и композиторов создавать произведения на основе партийных установок. В литературе первостепенное внимание рекомендовалось уделять производственной теме, отражать героические усилия народа в период индустриализации и коллективизации. Появилась «производственная» проза. В романах и повестях Ф. Панферова «Бруски», М. Шагинян «Гидроцентраль», Ф. Гладкова «Энергия» и многих других объектом изображения стали трудовые подвиги и производственные отношения рабочих и крестьян. Реальностью стала модель «социального заказа».

В 30-е гг. многие выдающиеся деятели литературы и искусства вынуждены были работать, не надеясь на прижизненную публикацию или общественное признание своих произведений. Такова была судьба романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, повести «Котлован» и романа «Чевенгур» А. Платонова, поэмы «Реквием» А. Ахматовой и ряда других. К числу запрещенных писателей и поэтов были отнесены С. Есенин, М. Цветаева, М. Зощенко.

Травля и грубая критика стали уделом многих талантливых представителей советской культуры. Музыкальные произведения Д. Шостаковича объявлялись сумбуром, театральные постановки В. Мейерхольда – формализмом и т. п.

В результате репрессий погибли поэты Н. Клюев и О. Мандельштам, писатели И. Бабель, Д. Хармс, Б. Пильняк, режиссер В. Мейерхольд и многие другие.

В изобразительном искусстве в качестве образца пропагандировались только художники-передвижники XIX в. Другие направления или отвергались, или замалчивались. Так было с работами П. Филонова и К. Малевича – ярких представителей русского авангарда в живописи. В то же время на многих полотнах художники в 30-е гг. изображали Сталина, что свидетельствовало о благонадежности живописца.

В 30-е гг. советское правительство продолжало целенаправленную политику государства на разгром религиозных организаций в СССР, в которых компартия видела своего врага. Были закрыты или разрушены многие православные монастыри, соборы, церкви, а также культовые здания других религиозных конфессий. Лишь за один 1929 г. в стране было закрыто 1119 церквей. В 1931 г. был взорван Храм Христа Спасителя. Все это привело почти к полному истреблению легального духовенства.

Трагедией стал раскол отечественной культуры, когда многие ее деятели оказались в эмиграции. Однако, несмотря на оторванность от Родины, русские эмигранты вели интенсивную творческую жизнь. Выходили газеты и журналы на русском языке, издавались книги, устраивались выставки. В 1933 г. писателю И. Бунину была присуждена Нобелевская премия по литературе. Он стал первым русским писателем, удостоенным столь высокого признания.

Среди изгнанников были философы Н. Трубецкой и Л. Карсавин (расстрелян после занятия советскими войсками Прибалтики в 1940 г.). Осмысливая исторический путь России, они основали достаточно одиозное евразийское движение, главной задачей которого было доказать, что Россия принадлежит к двум мирам – Европе и Азии, что у России особое место в истории – быть связующим звеном между двумя этими континентами.

Выходец из России инженер и изобретатель В. Зворыкин в 1931 г. в США создал иконоскоп – первую передающую телевизионную трубку. Российский авиаконструктор И. Сикорский основал в США фирму, где им были сконструированы и запущены в серию военные и пассажирские самолеты и вертолеты, получившие международное признание.

К концу 30-х гг. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов и по темпам подготовки специалистов. В то же время огосударствление культуры, науки и образования дополнилось в 30-е гг. тотальной политизацией и идеологизацией. Даже буквари стали инструментом для нужной ориентации юного человека, входившего тогда в политический мир. В борьбе за умы детей тоталитарная система одержала победу над семьей. Советские буквари воспитывали у детей не только готовность к подвигу, но и жертвенность: «Товарищ Ворошилов, я быстро подрасту и встану вместо брата с винтовкой на посту». Непременным элементом школьной образовательной программы являлась подготовка к будущей войне.

Наряду с темой внешнего врага в учебниках обязательно присутствовала тема «врага народа». Версия об их существовании внедрялась в головы детей на уровне подсознания, а имена «врагов народа» вымарывались из учебников в обязательном порядке.

Для детей того времени радио, кино и трактор были реальными чудодеяниями советской власти, рядом с которыми меркли «поповские сказки», поэтому школьники легко врастали в тоталитарное общество.

Пропагандистская работа принимала все более однобокий характер. В условиях ликвидации безграмотности взрослых, совпавшей с новым витком обострения классовой борьбы, азы преподаваемой грамоты обязательно сочетались с базовыми политическими установками ВКП(б). Обучающийся должен был наряду с основами грамоты получать полную меру политических знаний. Каждый урок на селе завершался, например, впечатыванием в мозг лозунгов: «Не кланяйся кулакам», «Коммуна – кулаку мука» (Сибирский букварь для взрослых). Такая психологическая «социализация» личности создавала нужную власти перспективу успешности намечаемых компартией преобразований.

В СССР к концу 30-х гг. сложилась целостная политико-общественно-экономическая система – социализм, означавшая обобществление частной собственности. Социализм был «государственным», так как функции по распоряжению собственностью и политическая власть осуществлялись не обществом, а лично Сталиным и партийно-государственным аппаратом. (Как показал исторический опыт, иного «негосударственного» социализма не может быть в принципе).

Объективно главной исторической задачей, которая ценой огромных жертв решалась в ходе строительства социализма в СССР, был форсированный завершающий рывок от аграрного общества к индустриальному. Эту систему целый ряд исследователей определяет как левототалитарный режим.

Знакомясь с произведениями советского изобразительного искусства, сразу замечаешь, что оно очень отличается от предыдущего периода в истории искусства. Это отличие состоит в том, что все советское искусство пронизано советской идеологией и было призвано быть проводником всех идей и решений советского государства и коммунистической партии, как руководящей силы советского общества. Если в искусстве 19-го - начала 20-го века художники подвергали серьезной критике существующую действительность, то в советский период такие произведения были недопустимы. Красной нитью через все советское изобразительное искусство был приложен пафос строительства социалистического государства. Сейчас, спустя 25 лет после распада СССР, к советскому искусству повышен интерес со стороны зрителей, особенно оно становится интересным для молодежи. Да и более старшее поколение многое переосмысливает в прошедшей истории нашей страны и также интересуется казалось бы очень знакомыми произведениями советской живописи, скульптуры, архитектуры.

Искусство периода Октябрьской революции, гражданской войны и 20-х - 30-х годов.

В первые годы после революции и в годы гражданской войны огромную роль сыграл боевой политический плакат . Классиками искусства плаката по праву считаются Д.С.Моор и В.Н.Дени. Плакат Моора "Ты записался в добровольцы?" и сейчас покоряет выразительностью образа.

Помимо печатного плаката в годы гражданской войны возникли плакаты, рисованные от руки и размножающиеся с помощью трафарета. Это "Окна РОСТА" , где активное участие принял поэт В. Маяковский.

В период гражданской войны работал план монументальной пропаганды , составленный В.И.Лениным, смысл которого состоял в сооружении по всей стране памятников известным людям, которые так или иначе содействовали подготовке и свершению социалистической революции. К исполнителям этой программы относятся прежде всего скульпторы Н.А. Андреев И.Д. Шадр.

В 20-х годах образовалось объединение, сыгравшее значительную роль в построении нового советского общества -России" (АХРР) "Ассоциацию художников революционной России (АХРР).

В 30-х годах был создан единый Союз художников СССР, объединивший всех художников, которые в своем творчестве должны были следовать методу социалистического реализма. Художники старшего поколения (Б.Кустодиев, К.Юон и др .) и более молодые стремились отразить новое в советской действительности.

В творчестве И.И. Бродского нашла отражение историко-революционная тема. Эта же тема в произведениях М.Грекова и К.Петрова-Водкина носит возвышенно-романтический характер.

В эти же годы было положено начало эпопее "Лениниана", создавшей бесчисленное за советский период количество произведений, посвященных В.И.Ленину.

Жанристами (мастерами бытового жанра) и портретистами 20-х-30-х годов следует в первую очередь назвать М.Нестерова, П.Кончаловского, С.Герасимова, А.Дейнеку, Ю.Пименова, Г.Ряжского и других художников.

В области пейзажа работали такие художники, как К.Юон, А.Рылов, В.Бакшеев и д р.

После революции и гражданской войны шло бурное строительство городов, в которых было создано много памятников видным деятелям революции , партии и государства. Известными скульпторами были А.Матвеев, М.Манизер, Н.Томский, С.Лебедева и другие.

Советское изобразительное искусство 1941 -1945 г.г. и первых послевоенных лет

В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение, что "когда гремят пушки, музы молчат". Нет, в период самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш и резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом.

Героический подъем народа, его моральное единство стали той основой, на которой поднялось советское искусство времени Отечественной войны. Его пронизывали идеи патриотизма. Эти идеи вдохновляли художников-плакатистов, воодушевляли живописцев на создание картин, повествующих о подвигах советских людей, определяли содержание произведений во всех видах искусства.

Огромную роль в это время, как и в годы гражданской войны, сыграл политический плакат, где работали такие художники, как В.С.Иванов, В.Б.Корецкий и другие. Их произведениям присущ гневный пафос, в образах, ими созданных, раскрывается несгибаемая воля людей, грудью вставших на защиту Отечества.

Подлинное возрождение переживает в войну рисованный плакат. По примеру "Окон РОСТА" в 1941 - 1945 годах создавались многочисленные листы "Окон ТАСС". Они высмеивали захватчиков, разоблачали истинную сущность фашизма, призывали народ на защиту Родины. Среди художников, работающих в "Окнах ТАСС", в первую очередь следует назвать Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов).

Убедительно рассказывают о переживаниях советских людей в годы войны графические серии этого времени. Сердечной болью отмечена великолепная серия рисунков Д.А.Шмаринова "Не забудем, не простим!" Тяжесть жизни блокадного Ленинграда запечатлены в цикле рисунков А.Ф.Пахомова "Ленинград в дни блокады".

Трудно было работать в годы войны живописцам: ведь для создания законченной картины требуется время и соответствующие условия, материалы. Тем не менее, тогда возникло немало полотен, вошедших в золотой фонд советского искусства. О трудных буднях войны, о героях-воинах рассказывают нам живописцы студии военных художников имени А.Б.Грекова. Они ездили по фронтам, принимали участие в военных действиях.

Военные художники запечатлели на своих полотнах все то, что сами видели и пережили. Среди них П.А.Кривоногов, автор картины "Победа", Б.М.Неменский и его картина "Мать", крестьянская женщина, приютившая у себя в избе солдат, много пережившая в тяжелую для Родины годину.

Полотна большой художественной ценности создали в эти годы А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Кукрыниксы . Их картины, посвященные героическим подвигам советских людей советских людей на фронте и в тылу, проникнуты искренним волнением. Художники утверждают нравственное превосходство советского народа над грубой силой фашизма. В этом проявляется гуманизм народа, его вера в идеалы справедливости и добра. О мужестве русских людей говорят исторические полотна, созданные во время войны, в том числе такие, как цикл картин Е.Е.Лансере "Трофеи русского оружия" (1942), триптих П.Д.Корина "Александр Невский", полотно А.П.Бубнова "Утро на Куликовом поле".

О людях военной поры много поведала нам и портретная живопись. В этом жанре создано немало произведений, отмеченных незаурядными художественными достоинствами.

Портретная галерея периода Отечественной войны была пополнена и многими скульптурными произведениями. Люди несгибаемой воли, мужественных характеров, отмеченные яркими индивидуальными отличиями, представлены в скульптурных портретах С.Д.Лебедевой, Н.В.Томского, В.И.Мухиной, В.Е.Вучетича.

В годы Отечественной войны советское искусство с честью выполнило свой патриотический долг. Художники пришли к победе, пройдя через глубокие переживания, что позволило в первые послевоенные годы создать произведения, обладающие сложным и многогранным содержанием.

Во второй половине 40-х - 50-х годов искусство обогащается новыми темами и образами. Его основные задачи в этот период - отражение успехов послевоенного строительства, воспитание нравственности, коммунистических идеалов.

Расцвету искусства в послевоенные годы в немалой степени способствовала деятельность Академии художеств СССР, куда входят наиболее значительные мастера.

Искусству послевоенных лет свойственны и другие особенности, которые прежде всего касаются его содержания. В эти годы усиливается интерес художников к внутреннему миру человека. Отсюда внимание, которое уделяют живописцы, скульпторы, графики портрету и жанровым композициям, позволяющим представить людей в самых различных жизненных ситуациях и показать своеобразие их характеров и переживаний. Отсюда особая человечность и теплота многих произведений, посвященных жизни и быту советских людей.

Естественно, что в это время художников продолжают волновать события недавней войны. Вновь и вновь обращаются они к подвигам народа, к тяжким переживаниям советских людей в суровую годину. Известны такие полотна тех лет, как"Машенька"Б.Неменского, "Письмо с фронта" А.Лактионова, "Отдых после боя" Ю.Неменского , "Возвращение" В.Костецкого и многие другие.

Полотна этих художников интересны тем, что тема войны решается в них в бытовом жанре: они рисуют сцены из жизни советских людей на войне и в тылу, рассказывают об их страданиях, мужестве, героизме.

Примечательно, что и картины исторического содержания также нередко решаются в этот период в бытовом жанре. Постепенно мирная жизнь советского народа, пришедшая на смену тяжелым испытаниям военных лет, находит все более полное и зрелое воплощение в творчестве многих художников. Пояляется большое количество жанровых картин (т.е. картин бытового жанра), поражающих разнообразием тем и сюжетов. Это быт советской семьи, с ее нехитрыми радостями и огорчениями ("Опять двойка!" Ф.Решетникова), это горячий труд на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах ("Хлеб" Т.Яблонской, "На мирных полях" А.Мыльникова) . Это жизнь советской молодежи, освоение целины и т.п. Особенно важный вклад в жанровую живопись сделали в этот период художники А.Пластов, С.Чуйков, Т.Салахов и другие.

Успешно продолжала развиваться в эти годы портретная живопись - это П.Корин, В.Ефанов и другие художники. В области пейзажной живописи в этот период помимо старейших художников, в том числе М.Сарьяна, работали Р.Нисский, Н.Ромадин и другие.

В последующие годы изобразительное искусство советского периода продолжало развиваться в том же направлении.

Владимир

1 вопрос Положение в области культуры и образования Одной из важнейших задач, стоящих перед обществом, являлось осуществление кардинальных преобразований в сфере культуры и образования. В связи с тем, что большинство населения Украины не умело Читати и писать, были приняты действенные меры по ликвидации массовой неграмотности. В 1921 г. была создана Всеукраинская чрезвычайная комиссия по борьбе с неграмотностью. Благодаря ее усилиям к 1927 г. в Украине научились Читати и писать 2 млн. человек. В 1928/1929 учебном году численность учащихся в школах возросла до 2,6 млн. человек, хотя еще почти третья часть детей школьного возраста не посещала школу. Но уже в 1932/1933 учебном году в Украине насчитывалось 21,7 тыс. школ, в которых обучалось 4,5 млн. учащихся. В 1934 г. было установлено три типа общеобразовательных школ: начальная (четырехлетний курс обучения), неполная средняя (семилетний), средняя (десятилетний). В это же время закончился переход к обязательному всеобщему начальному образованию, а в городах - всеобщему семилетнему. К концу 30-хгг. неграмотность среди взрослого населения в основном была ликвидирована. Значительным недостатком в развитии народного образования являлось то, что в учительской среде 30-хгг. было еще мало подготовленных специалистов, людей с высшим образованием. Почти треть педагогов имела незаконченное среднее образование. Еще меньше учителей имели специальное педагогическое образование. 133 Быстрыми темпами происходило формирование новой интеллигенции. Основную роль в этом процессе играли высшие и средние учебные заведения. Если в 1914-1915 учебном году в Украине насчитывалось 88 средних специальных учебных заведения, в которых училось 12,5 тыс. учеников, то в 1940-1941 учебном году их было уже 693, а число учащихся в них увеличилось до 196,3 тыс. человек. Массовая образовательная кампания проводилась на украинском языке. Благодаря деятельности народного комиссара по вопросам образования Н.Скрыпника более 80\% общеобразовательных школ и 30\% высших учебных заведений осуществляли обучение исключительно на украинском языке. Аналогичное возрождение переживала украинская печать. К 1927 г. на украинском языке в республике печаталось более половины книг, ав 1933 г. из 426 республиканских газет 373 выходили на украинском языке. В украинской литературе 20-хгг. сочетались демократические и революционные традиции. В это время сформировалось яркое революционно-романтическое течение, которое представляли П.Тычина, В.Чумак, В.Сосюра, Н.Бажан. Активно выступали представители других творческих течений - М.Рыльский, П.Филиппович и др. Значительным событием в литературной жизни были памфлеты Н.Хвылевого, новеллы и рассказы Г.Косынки, сатира и юмор О.Вишни, драматургия и проза Н.Кулиша, И.Днепровского, А.Головко. Характерной особенностью литературного процесса в Украине в 20-х гг. было возникновение и распад многих литературных организаций, таких как "Гарт", "Плуг", "Авангард", "Молодняк", "Нова генерація" идр. В 1925 г. возникла Вольная академия пролетарской литературы (ВАПЛИТЕ), идейным руководителем которой был Н.Хвылевой. Все это свидетельствовало о настоящем возрождении украинской литературы и культуры в целом. Однако на литературный процесс отрицательно повлияла подмена общечеловеческих ценностей классовыми, что привело к идеологизации всего искусства. А в конечном итоге - к беспочвенным обвинениям многих деятелей искусства в "национализме". В центре этой кампании одним из первых оказался Н.Хвылевой. В 20-хгг. в Украине интенсивно происходило становление украинского советского театра, связанное с творчеством таких мастеров сцены, как Л.Курбас, Г.Юра и др. Развивались все виды изобразительного искусства, представленного как художниками старшего поколения - М.Бойчуком, К.Трохименко и др., так и молодыми художниками - А.Петрицким, В.Касияном, скульптором М.Лысенко и др. Первые и сразу заметные шаги делало украинское киноискусство. В 1928 г. вышел на экраны первый фильм А.Довженко «Звенигора»

Важной составной частью культурно-политических процессов в Украине в 20-30-х гг былаполитикакоренизации, провозглашенная XII съездом РКП (б). В Украине эта политика дисталла название "украинизации".

Политика коренизации ("украинизации") была обусловлена многими внешними и внутренними причинами:

1. Формированием на международной арене привлекательного имиджа СССРкак государства, в которой якобы обеспечен гармоничный и свободное развитие советскихреспублики гарантировано свободное развитиенациональныхменьшинств.

2. Потребностьюдостижения своеобразного компромисса скрестьянством(основной массой национальных республик было крестьянство) и национальнойинтеллигенциейпутемлиберализациинациональных отношений.

3. Попыткой большевистской партии расширить социальную базу своей системы, привлекая к партиям и к управлению республикой представителей нерусских народов [В 1920 г. в ВКП (б) У Украинская составляли лишь 19%, тогда как они составляли 80% населения УССР, и только 11% коммунистов считали родным языком украинский, а разговаривали ней лишь 2%].

4. Попыткой советского руководства возглавить и поставить под контроль процесс национального возрожденияокраин, чтобы он не вылился в антицентробижни направления.

5. Необходимостью укрепления новообразованного государственного образования - СССР, предоставлением прав "культурно-национальной автономии" хоть частично компенсировать республикам потерю их политическогосуверенитетаи т.д.

В практическом осуществлении "украинизации" в Украине можно выделить следующие последствия:

1. Устранение от властиоткровенных шовинистов первого секретаря ЦК КП (б) У Э. Квиринга и второго секретаря Д. Лебедя, который провозгласилтеориюборьбы двух культур,прогрессивной,революционной, городского русского иконтрреволюционной, отсталой сельской украинской культуры. В их борьбе украинская культурадолжнаотступить и погибнуть.

2. Расширение сферы употребления украинского языка в государственной жизни. [С августа 1923 г. для государственных чиновников и партийных функционеров организуются курсы украинского языка. Тот, кто не прошел их и не сдал экзамена, рисковал потерять должность. С 1925 г. было введено обязательное употребление украинского языка в государственном делопроизводстве. С 1927 г. партийную документацию переведены на украинский язык].

3. Растет количество украинский в партийном и государственном аппарате. Так, в 1923 г. их доля составляла 25-35%, а в 1927 г. - 52-54%. По количественным ростом стояли важные структурные изменения. Одной из них было появление новой государственно-политической, хозяйственной и культурной элиты, костяком которой были так называемые национал-коммунисты, выходцы из бывших украинских левых партий.

4. Наибольшее влияние "украинизация" оказала на развитие национального образования. Она совпала по времени с развертыванием большевиками так называемой культурной революции, одним из главных направлений которой была ликвидация неграмотности. В 1930 г. в Украине начали внедрять общеобязательное первоначальное обучение. В 1927 г. - 97% украинских детей учились на украинском языке. Этот показатель так и не был превзойден за годы советской власти (в 1990 г. он составил лишь 47,9%). Рост сети украиноязычных учебных заведений шло параллельно с развитием научных исследований в различных областях украиноведения.

5. Резко увеличивалось количество украинской прессы (в 1933 г. она составляла 89% всего тиража газет в республике).

6. Украиноязычные стационарные театры в 1931 г. составляли 3 / 4 всех театров в Украине; в 1927/29 гг в Киеве построено наибольшее в Европе того времени киностудии.

7. Город начал терять позиции цитадели российской идентичности.

8. Разноплановая культурно-образовательная работа проводилась среди компактно проживающих за пределами Украины Украинский (на 1925 г. за пределами Украины проживало 6,5 млн. Украинский).

9. Большое внимание уделялось развитию национальных меньшинств в Украине. Так, в течение 1925 г. было образовано 7 немецких, 4 болгарских, один польский и один еврейский национальные районы, а также 954 сельских совета национальных меньшинств, 100 городских советов. В настоящее время в Украине действовали 966 школ с немецким языком обучения, 342 - с еврейской, 31 - с татарской и т.п., а вообще начальный всеобуч осуществлялся более 20-ти языках.

Следует сказать, что ни одна из республиканских "коренизаций" не зашла так далеко как украинская. За десять лет "украинизации" (1923-1933) украинский превратились в структурно полноценную нацию.

Однако, в начале 30-х годов "украинизацию", которую справедливо называли украинским Возрождением, начали постепенно сворачивать. Начинается борьба с буржуазным национализмом, на волне этой борьбы застрелились Хвылевой и Н.Скрипник(1933 г.), что стало своеобразным сигналом конца "украинизации". Окончательно политика "украинизации" была свернута в 1938 г., когда вышло постановление Совнаркома УССР об обязательном преподавании русского языка во всех нерусских школах, которая способствовала процессу русификации, и постановление Политбюро ЦК КП (б) У о ликвидации национальных административно-территориальных образований т.д.

Итак, провозглашенный партией курс на "украинизацию" и его последствия имели огромное значение. Однако было бы большой ошибкой считать его только результатом целенаправленных усилий большевистской партии. Она была прежде далеким отголоском украинской национальной революции 1917-1920 гг Если национал-коммунисты выступали руководящими кадрами политики "украинизации", то огромная армия исполнителей состояла преимущественно из украинской интеллигенции, значительная часть которой принимала участие в национально-освободительной борьбе. Особую группу среди них составляли украинские эмигранты и выходцы из Галичины, которые поверили в серьезность курса на "украинизацию". В целом курс на "украинизацию" был тактическим шагом, который не соответствовал стратегическим планам коммунистической партии.

Искусство 20-30-х годов

Основные идеи и направления в развитии искусства. Живопись. В межвоенный период в искусстве появились новые течения и направления, развивались старые. До Первой мировой войны в европейском изобразительном искусстве господствовал реализм. Мир тогда представлялся достойным его реалистического изображения. Личность художника, его вкусы и предпочтения могли оказаться в выборе жанра, композиции, в превосходстве формы или цвета.

Первая мировая война и послевоенная нестабильность привели к тому, что мир утратил свою гармоничность и рациональность в глазах художников, его реалистическое отражение вроде теряло смысл. Произошла смена в понимании художника. Она заключалась не в адекватном отражении мира, а в выявлении художником его видение мира. А такое понимание мира могло встать, например, к определенному соотношению линий и геометрических фигур. Такой вид живописи получил название абстракционизм. Основателем его был русский художник Василий Кандинский. Сюрреалисты (сюрреализм по-французски означает надреализм) во главе с Сальвадором Дали пытались изобразить иррациональный мир. На их картинах, в отличие от картин абстракционистов, присутствуют предметы, которые можно познать, но иногда они странно выглядят и находятся в необычных композициях, как в сновидениях.

Одним из новых направлений в литературе и искусстве был авангардизм. Авангардизм условное название многих антиреалистических течений в литературе и искусстве XX в. Возник на почве анархического, субъективного миропонимания. Отсюда разрыв с предыдущей реалистической традицией, формалистические поиски новых средств художественного выражения. Предшественниками авангардизма были модернистские направления первой трети XX ст. фовизм, кубизм, футуризм, сюрреализм и додекафония в музыке. Среди представителей авангардизма и неоавангардизму-художники П.Мондриан, сдал, писатели Р.Деснос, А.Арто, С.Беккет, композиторы-С.Буссоти, Дж.Кейдогс.

Модернизм основное направление искусства эпохи 20-30-х годов, характеризуется разрывом с идейными и художественными принципами классического искусства. Зародился в 20-30-х годах XX ст., Охватил все виды творчества. Художники-модернисты Е.Кирхнер, Д.Енсор, Е.Мунк, Е.Нольде, Кандинский, П.Клее, О.Кокошка предлагали интуитивизм и автоматизм в творческом процессе-использование физических свойств геометрических фигур и цвета, отказ от иллюзий пространства, деформацию предметов в изображении символов, субъективизм в содержании.

Реализм одним из основных свойств искусства и литературы, которая заключается в стремлении к правдивому объективного отражения и воспроизведения действительности в формах, что ей отвечают. В более узком смысле течение в искусстве, противостоявшей модернизма и авангардизма в межвоенный период XX ст. ее представителями были, в частности, художники Ф.Мазерель (Бельгия), фужеров и Таслицкий (Франция), Р. Гуттузо (Италия), Г.Ерни (Швейцария).

Театр. Весомые успехи были достигнуты в области театрального искусства и киноискусства. Это касается прежде всего стран Западной Европы и США. Достаточно полно происходило развитие театрального искусства в США. Здесь было основано театры, в которых работали режиссеры Г.Клерман, Е.Казан, Л.Старсберг, Р.Маму-лян, актеры К.Корнелл, Дж.Барримор, Х.Хейс, Е.Ле Гальенн. В репертуаре были пьесы молодых американских драматургов К.Одетса, Ю.ОНила, ДжЛоусона, А.Мальцы и др..

Кино. Кинопроизводство в США начинается с 1896 p., С 1908 г. сосредоточивается в Голливуде. Выдающаяся фигура американского кино в те годы режиссер Д.У.Гриффит, который в своих исторических фильмах заложил основы кино как самостоятельного искусства. Этому способствовала деятельность режиссеров Т.Х.Инса, который начал фи-льмы-вестерны, и М.Сеннетта, обозначена высокой профессиональной культурой. Крупнейшим мастером кинокомедии стал Чарли Чаплин. Самые звезды 20-30-х годов М.Пикфорд, Д.Фербенкс, Р.Валентино, Г.Гарбо, Л.Гирш, Б.Китон, К.Гейбл, Ф.Астор, Г.Купер, Х.Богарт. В это время В. Дисней разработал основы мультипликационно-, го фильма. Следует отметить, что среди фильмов были и такие, которые поднимали интеллектуальные проблемы, например, Гражданин Кейн (1941 p., Режиссер О.Уеллес).

В СССР развитие киноискусства проходил в том же направлении, что и в других странах, но имел свои особенности, связанные с существованием тоталитарного государства. В 20-30-е годы были сняты фильмы Броненосец Потемкин, Чапаев, творили выдающиеся режиссеры Эйзенштейн, Довженко и другие.

В других частях мира киноискусство находилось в зачаточном состоянии, зато активно развивалось театральное искусство. Исключение составила Индия, где первый фильм был снят еще в 1913 г. В 30-х годах здесь было выпущено картины Алам Ара режиссера Иране, Девдас режиссера Баруа.

Архитектура. В искусстве 20-30-х годов продолжался интенсивный поиск ответа на вопрос о роли и месте человека в обществе, о принципах ее взаимодействия с окружающей средой и о будущем человечества. Французский архитектор Ле Корбюзье рассматривал архитектуру как часть общественного прогресса и предпочитал разработке удобных жилых домов и комплексов, поддерживал необходимость серийного проектирования и индустриализации строительства. С помощью архитектуры зодчие пытались ликвидировать существующую несправедливость, усовершенствовать общество. Появилась идея рассредоточить население крупных городов в городах-спутниках, создать город-сад. Подобные проекты осуществлялись в Англии, Франции, Голландии. В разных формах идею гармоничного сочетания человеческого жилья и природы реализовали в США, Финляндии, Чехословакии, Швеции и других странах. ее подхватили в СССР, но при этом выхолостили суть, сведя к пропагандистским лозунгам. Я знаю город будет, я знаю саду цвести, когда такие люди в стране советской есть! писал поэт Маяковский в 1929 г. о развитии города Кузнецка. Однако до сих пор там преобладает добывающая и металлургическая промышленность и слабой остается общественная инфраструктура.

В странах с тоталитарным режимом искусству стремились навязать идеи превосходства одного общественного строя над другим, привить символы вечности и незыблемости существующей власти, которая заботится о благосостоянии народа и его духовную чистоту. В архитектуре и скульптуре Германии и Италии воплощались идеи беспрекословного повиновения, национальной и расовой пренебрежительности, культивировались сила и грубость. В СССР поддерживали тех художников, которые сумели отчетливее и убедительнее показать пафос социалистического строительства и заслуги в нем большевистской партии и ее вождей. Выдающимся явлением интернациональной художественной культуры здесь долгое время называли скульптурную группу Мухиной Рабочий и колхозница, созданную специально для Всемирной выставки 1937 г. в Париже.

Украинский архитектурный модерн (укр.Український архітектурний модерн ), УАМ - один из украинскихархитектурных стилей, разновидность стилямодерн, которая развивалась на территорииУкраинына протяжении почти 40 лет, с1903по1941 годы.

В основе УАМ лежат народные традиции домашнего и церковного строительства и достижения украинской профессиональной архитектуры и прежде всего барокковой(см.украинское барокко) влияние которой, начиная с1910 годабыло заметным и даже возрастающим. Сильным было также влияние европейскогомодерна.

Образование

30-е гг. - один из самых противоречивых периодов в истории не только политического, экономического, но и культурного развития Советского государства. В области образования, прежде всего, продолжалась борьба с неграмотностью. Всеобщее обязательное начальное обучение в целом по стране было осуществлено к концу второй пятилетки (1937 г.). В 1937 г. в городах было введено всеобщее обязательное семилетнее (неполное среднее) образование, а в 1939 г. поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию (десятилетке). Однако обучение в старших классах стало с 1940 г. платным (300 руб. в год). Это переключило интерес большинства городской молодежи с общеобразовательной школы на ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), готовившие кадровые резервы квалифицированной рабочей силы.

В начале 30-х г.г. была отвергнута господствовавшая в 20-е г.г. теория отмирания школы. Всеобуч сопровождался серьезной реформой начальной и средней школы, поворотом к традициям дореволюционной школы с ее фундаментальностью знаний. В школах ввели строго определенное расписание занятий, жесткую регламентацию учебной и общественной работы школьников. Основной формой организации учебного процесса стал урок. Вместо «рассыпных книг» вводились стабильные учебники по основам наук. Но, как и в 20-е г.г., обучение стремились приблизить к производству. Большинство школьников вело общественную работу в рамках пионерской и комсомольской организаций. В 1934 г. постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР было восстановлено преподавание истории в школах, а в Московском и Ленинградском университетах открылись исторические факультеты, готовившие высококвалифицированных учителей-историков.

В высшем образовании с 1932 г. упор был сделан на качество и фундаментальность подготовки специалистов. Были восстановлены вступительные Экзамены в вузы, бригадно-лабораторный метод обучения заменен лекционно-семинарским, коллективная ответственность за качество учебы - индивидуальной. Отменялись партийные мобилизации на учебу в вузы (парттысячники), бронирование мест для женщин, социальные ограничения при приеме в вузы и; наконец, знаменитые рабфаки. Для повышения ответственности и роли преподавателей в учебном процессе СНК установил в 1934 г. ученые степени и звания.

Наука

В 1930-е гг, главной особенностью развития науки стал крутой поворот к нуждам экономического развития страны. Как и прежде, главным научным центром страны была Академия наук СССР, филиалы которой с 1932 г. стали создаваться в столицах союзных республик. Более тысячи научно-исследовательких институтов АН СССР и хозяйственных наркоматов разрабатывали основные научно-технические проблемы, предусмотренные государственными планами.

В начале 1930-х г.г, на основе разработок советских химиков во главе с академиком С.В.Лебедевым было налажено производство синтетического каучука из этилового спирта. В 1932 г. геологи под руководством академика И.М.Губкина открыли новые нефтеносные районы на Урале и в Башкирии, названные «Вторым Баку». Академик Н.И.Вавилов собрал крупнейшую в мире уникальную коллекцию культурных растений пяти континентов для изучения и практического использования. Особенно значительными были научные разработки физиков - А.Ф.Иоффе, С.И.Вавилова, Д.С.Рождественского, П.Л.Капицы, И.Е.Тамма, И.В.Курчатова, Л.Д.Лан-дау и многих других, работавших на оборону. В 1933 г. группа изучения реактивного движения (ГИРД) создала и запустила первые советские ракеты. В эту группу входили и будущий создатель первого в мире реактивного оружия («Катюши») АТ.Костиков и будущий главный конструктор космических кораблей С.П.Королев. К этому времени относится начало изучения советскими учеными стратосферы. В 1933 г. первый советский стратостат «СССР» поднялся на высоту 19 км. В 1934 г. второй стратостат «Осоавиахим-1» с экипажем поднялся на высоту 22 км. Вторая разведка космоса закончилась гибелью экипажа, но это не остановило научные разработки.

Особую страницу в научную летопись 30-х г.г. вписали исследователи Арктики во главе с О.Ю.Шмидтом. В июле 1933 г. он возглавил научную экспедицию через Ледовитый океан на корабле «Челюскин», который вскоре попал в ледовое сжатие и в феврале 1934 г. затонул. В далеком Чукотском море на дрейфующей льдине полярники создали «лагерь Шмидта». Только в апреле их сняли с льдины. За героизм при спасении полярников Советское правительство впервые присвоило звание Героев Советского Союза летчикам. В 1937 г. изучение и освоение Арктики продолжили И.Д.Папанин, Э.Т Кренкель, Е.К.Федоров, П.П.Ширшов. За 274 суток четверка полярников продрейфовала на льдине в океане от Северного полюса более 2500 км. В районе Северного полюса были созданы опорные метео- и радиостанции. Благодаря им в 1937 г. летчики В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков впервые по кратчайшей прямой совершили через полюс беспосадочный перелет в США.

Значительных успехов достигло также советское авиастроение (разработка конструкции цельнометаллического самолета А.Н.Туполевым и др.), однако в конце 1930-х гг. многие ученые и в том числе авиаконструкторы, были арестованы. Некоторые из них продолжили свои работы в заключении в сцециальных лабораториях системы НКВД.

В области общественных наук особое значение придавалось новому прочтению истории коммунистической партии. За работами историков внимательно следил лично И.В.Сталин, требовавший искоренить троцкистские концепции в историко-партийной науке. В 1938 г. под редакцией ЦК ВКП(б) при участии И.В.Сталина вышел «Краткий курс истории ВКП(б)», который на многие годы стал главным ориентиром общественно-политических исследований.

В 1937-1938 гг. резкой критике была подвергнута научная историческая школа умершего в 1932 г. академика М.Н.Покровского. Его имя было снято с названия Московского государственного университета, которому в 1940 г. присвоили имя М.В.Ломоносова.

Во второй половине 1930-х г.г. резко усилился процесс политизации и идеологизации советской науки. В научных дискуссиях стали активно использовать политические ярлыки. Оппоненты часто лишались не только работы по специальности, но свободы и жизни. Президент ВАСХНИЛ Н.И.Вавилов в 1935 г. был отстранен от руководства академией и вскоре арестован. Два последующих президента были расстреляны, а ВАСХНИЛ возглавил Т.Д.Лысенко, пообещавший Сталину решить зерновую проблему путем выведения ветвистой пшеницы.

Литература и искусство

Развитие литературы и искусства в 1930-е гг.определялось постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932). Все объединения творческой интеллигенции были ликвидированы, начался процесс создания единых «отраслевых» организаций республиканского и всесоюзного масштаба. В 1932 г. были созданы Союз советских архитекторов, Союз советских писателей, республиканские союзы советских композиторов и художников. Крупным событием в культурной жизни страны стал I съезд советских писателей, состоявшийся в августе 1934 г. и избравший председателем правления Союза писателей А.М.Горького. Горький, окончательно вернувшийся на родину в 1931 г., стал активным пропагандистом социалистического реализма, который провозглашался основным художественным методом. Соцреализм требовал сочетать историческую конкретность художественного изображения действительности с воспитанием трудящихся «в духе социализма».

В 1936-1937 гг. развернулась борьба с формализмом в литературе и искусстве. Новаторство в музыкальном и театральном искусстве осуждалось; современная драма, сатира, любовная лирика фактически запрещались; неполитические темы сворачивались. В книгах, фильмах, пьесах, музыке господствовала военная тема.

К числу важнейших достижений советской литературы 1930-х г.г. относятся романы «Жизнь Клима Самгина» A.M. Горького, «Поднятая целина» М.А.Шолохова, «Как закалялась сталь» Н.А.Островского, «Петр Первый» А.Н.Толстого, книги для детей А.П.Гайдара и др. Продолжалось поэтическое творчество А.А.Ахматовой, Б.Л.Пастернака, О.Э. Мандельштама. Следует отметить также драматургию Н.Погодина, Л.Леонова, Вс.Вишневского и др.

Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С.С.Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А.И.Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д.Д.Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г. «за формализм»). Широкую популярность приобрели песни И.Дунаевского, А.Александрова, В.Соловьева-Седого.

Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография (фильмы «Чапаев» С. и Г.Васильевых, «Депутат Балтики» И.Хейфица и А.Зархи, «Александр Невский» С.Эйзенштейна, комедии Г.Александрова «Веселые ребята», «Цирк»).

В живописи активно разрабатывались историко-революционная тематика («Смерть комиссара» К. Петрова-Водкина, «Оборона Петрограда» А.Дейнеки, «Трубачи Первой конной армии» М.Грекова и др.), а также портретный жанр (произведения М.Нестерова, П.Корина и др.). Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930-х гг. стал монумент В.Мухиной «Рабочий и колхозница».

Культура советского и постсоветского периода является ярким крупномасштабным витком русского наследия. События 1917 года стали отчётной точкой в развитии нового уклада жизни, формировании нового мышления. Настроения общества к.XIX- н.XX вв. вылились в Октябрьскую революцию, переломный момент в истории страны. Теперь её ждало новое будущее со своими идеалами и целями. Искусство, которое в некотором смысле является зеркалом эпохи, стало и орудием для воплощения в жизнь догматов нового режима. В отличие от других видов художественного творчества, живопись, формирующаяся и формирующая мысль человека, самым аккуратным и непосредственным образом проникала в сознание людей. С другой стороны живописное искусство меньше всего подчинялось пропагандистской функции и отражало переживания народа, его мечты и прежде всего дух времени.

Русский авангард

Новое искусство не избегало в абсолютной мере старых традиций. Живопись, в первые послереволюционные годы, впитала влияния футуристов и авангарда в целом. Авангард со своим презрением к традициям прошлого, что так близко было к разрушительным идеям революции, нашёл себе приверженцев в лице молодых художников. Параллельно с этими течениями в изобразительном искусстве развивались реалистические тенденции, жизнь которым дал критический реализм XIX в. Эта биполярность, назревшая в момент смены эпох, сделала жизнь художника того времени особо напряжённой. Два пути, которые наметились в послереволюционной живописи хоть и являлись противоположностями, тем не менее, мы можем наблюдать влияние авангарда на творчество художников реалистического направления. Сам реализм в те годы был разнохарактерным. Работы этого стиля имеют символический, агитационный и даже романтический облик. Совершенно точно передаёт в символической форме грандиозную перемену в жизни страны произведение Б.М. Кустодиева - “Большевик” и, наполненная патетическим трагизмом и неудержимым ликованием “Новая планета” К.Ф. Юона.

Живопись П.Н. Филонова с его особым творческим методом - “аналитическим реализмом ” - являет собой сплав двух контрастных художественных течений, который мы можем увидеть на примере цикла c агитационным наименованием и значением “Ввод в мировой расцвет”.

П.Н. Филонов Корабли из цикла Ввод в мировой расцвет. 1919 ГТГ

Беспрекословность общечеловеческих ценностей, непоколебимых даже в такое смутное время выражает образ прекрасной “Петроградской мадонны” (офиц. название “1918 год в Петрограде”) К.С. Петрова-Водкина.

Позитивным отношением к революционным событиям заражает светлое и наполненное солнечной, воздушной атмосферой творчество пейзажиста А.А. Рылова. Пейзаж “Закат”, в котором художник выразил предчувствие пожара революции, который разгорится от возрастающего пламени судного костра над минувшей эпохой, представляет один из воодушевляющих символов этого времени.

Вместе с символическими образами, организующими подъём народного духа и увлекающими за собой, подобно одержимости, существовало и направление в реалистической живописи, с тягой к конкретной передаче действительности.
По сей день произведения этого периода хранят искру мятежа, способную заявить о себе внутри каждого из нас. Многие работы, не наделённые такими качествами или противоречащие им, уничтожались или были забыты, и никогда не представятся нашему взору.
Авангард навсегда оставляет свой отпечаток в реалистической живописи, но наступает период интенсивного развития направления реализма.

Время художественных объединений

1920-е годы - время создания нового мира на развалинах, которые оставила Гражданская война. Для искусства - это период, в который в полную силу развернули свою деятельность различные творческие объединения. Их принципы отчасти сформированы ранними художественными группировками. Ассоциация художников революции (1922 - АХРР, 1928 -АХР), лично выполняла заказы государства. Под лозунгом "героического реализма" художники, входившие в её состав, документально запечатлевали в своих произведениях жизнь и быт человека - детища революции, в различных жанрах живописи. Главными представителями АХРР были И.И. Бродский, впитавший реалистические влияния И.Е. Репина, работавший в историко-революционном жанре и создавший целую серию работ с изображением В.И. Ленина, Е.М. Чепцов - мастер бытового жанра, М.Б. Греков, писавший батальные сцены в довольно импрессионистической марене. Все эти мастера были основателями жанров, в которых выполняли большинство своих работ. Среди них выделяется полотно "Ленин в Смольном", в котором И.И. Бродский в наиболее непосредственной и искренней форме передал образ вождя.

В картине "Заседание членской ячейки" Е.И. Чепцов очень достоверно, без надуманности изображает события происходившие в жизни народа.

Великолепный радостный, шумный образ, наполненный бурным движением и праздником победы создаёт М.Б. Греков в композиции "Трубачи Первой конной армии".

Идею нового человека, нового образа человека выражают тенденции наметившиеся в жанре портрета, яркими мастерами которого были C.В. Малютин и Г.Г. Ряжский. В портрете писателя-бойца Дмитрия Фурманова С.В. Малютин показывает человека старого мира, сумевшего вписаться в новый мир. Заявляет о себе новая тенденция, зародившаяся в творчестве Н.А. Касаткина и получившая развитие в высшей мере в женских образах Г.Г. Ряжского - "Делегатка", "Председательница", в которых стирается личностное начало и устанавливается тип человека, сотворённого новым миром.
Совершенно точное впечатление складывается о развитии пейзажного жанра при виде работы передового пейзажиста Б.Н. Яковлева - "Транспорт налаживается".

Б.Н. Яковлев Транспорт налаживается. 1923

В этом жанре изображается обновляющаяся страна, нормализация всех сфер жизни. В эти годы на передний план выходит индустриальный пейзаж, образы которого становятся символами созидания.
Общество художников станковистов (1925) - следующее художественное объединение в этот период. Здесь художник стремился передать дух современности, тип нового человека прибегая к более отстранённой передаче образов за счёт минимального числа выразительных средств. В работах "Остовцев" часто демонстрируется тема спорта. Их живопись наполнена динамикой и экспрессией, что видно в работах А.А. Дейнеки "Оборона Петрограда", Ю.П. Пименова "Футбол" и др.

За основу своего художественного творчества члены ещё одного известного объединения - "Четыре искусства" - избрали выразительность образа, за счёт лаконичной и конструктивной формы, а также особое отношение к его колористической насыщенности. Самым запоминающимся представителем объединения является К.С. Петров-Водкин и одна из самых выдающихся его работ этого периода - "Смерть комиссара", которая посредством особого живописного языка раскрывает глубокий символический образ, символ борьбы за лучшую жизнь.

Из состава "Четырёх искусств" выделяется и П.В. Кузнецов, работами, посвящёнными Востоку.
Последним крупным художественным объединением этого периода представляется Общество московских художников (1928), отличающееся от остальных манерой энергичной лепки объёмов, вниманием к светотени и пластической выразительности формы. Почти все представители являлись членами "Бубнового вольта" - приверженцами футуризма - что сильно сказалось на их творчестве. Показательными стали работы П.П. Кончаловского, который работал в разных жанрах. Например, портреты его жены О.В. Кончаловской передают специфику не только авторской руки, но и живописи всего объединения.

Постановлением "О перестройке литературно-художественных организаций" 23 апреля 1932 года были распущены все художественные объединения и создан Союз художников СССР. Творчество попалось в зловещие путы жёсткой идеологизации. Нарушилась свобода самовыражения художника - основа творческого процесса. Несмотря на такой надлом, продолжали свою деятельность художники ранее объединённые в сообщества, но ведущее значение в живописной среде заняли новые фигуры.
Б. В. Иогансон испытал влияние И.Е. Репина и В.И. Сурикова, в его полотнах виден композиционный поиск и интересные возможности в колористическом решении, но картины автора отмечены излишним сатирическим отношением, неподходящим в столь натуралистической манере, что мы можем наблюдать на примере картины "На старом уральском заводе".

А.А. Дейнека не остаётся в стороне от "официальной" линии искусства. Он всё так же верен своим художественным принципам. Теперь он продолжает работать в жанровой тематике, к тому же пишет портреты и пейзажи. Картина "Будущие лётчики" хорошо показывает его живопись в этот период: романтичная, лёгкая.

Большое количество работ художник создаёт на спортивную тему. От этого периода остались его акварели, написанные после 1935 года.

Живопись 1930-х годов представляет выдуманный мир, иллюзию светлой и праздничной жизни. Легче всего художнику было оставаться искренним в жанре пейзажа. Развивается жанр натюрморта.
Интенсивному развитию подвержен и портрет. П.П. Кончаловский пишет серию деятелей культуры («В. Софроницкий за роялем»). Работы М.В. Нестерова, впитавшие в себя влияние живописи В.А. Серова, показывают человека, как создателя, суть жизни которого - творческий поиск. Такими мы видим портреты скульптора И.Д. Шадра и хирурга С.С. Юдина.

П.Д. Корин продолжает портретную традицию предыдущего художника, но его живописная манера состоит в передаче жёсткости формы, более остром, экспрессивном силуэте и суровом колорите. В целом, большое значение в портрете играет тема творческой интеллигенции.

Художник на войне

С приходом Великой Отечественной войны, художники начинают принимать активное участие в военных действиях. Из-за непосредственного единения с событиями, в ранние годы появляются произведения, суть которых - фиксация происходящего, "живописная зарисовка". Часто таким картинам не доставало глубины, но в их передаче выражалось совсем искреннее отношение художника, высота нравственной патетики. К относительному расцвету приходит жанр портрета. Художники, видя и испытывая на себе разрушительное влияние войны, восхищаются её героями - людьми из народа, стойкими и благородными духом, проявлявшими наивысшие гуманистические качества. Такие тенденции вылились в парадные портреты: «Портрет маршала Г.К. Жукова» кисти П.Д. Корина, жизнерадостные лица с полотен П.П. Кончаловского. Важное значение имеют портреты интеллигенции М.С. Сарьяна, созданные в годы войны - это образ академика «И.А. Орбели», писательницы «М.С. Шагинян» и др.

С 1940 по 1945 годы также развивается пейзаж и бытовой жанр, которые объединил в своём творчестве А.А. Пластов. "Фашист пролетел" передаёт трагичность жизни этого периода.

Психологизм пейзажа здесь ещё больше наполняет произведение грустью и молчанием человеческой души, только вой преданного друга прорезает ветер смятения. В конечном итоге значение пейзажа переосмысляется и и начинает олицетворять суровый образ военного времени.
Отдельно выделяются сюжетные картины, например, "Мать партизана" С.В. Герасимова, которой характерен отказ от героизации образа.

Историческая живопись своевременно создаёт образы национальных героев прошлого. Одним из таких непоколебимых и, внушающих уверенность, образов является "Александр Невский" П.Д. Корина, олицетворяющий непокорённый гордый дух народа. В этом жанре к концу войны намечается тенденция наигранной драматургии.

Тема войны в живописи

В живописи послевоенного времени сер. 1940 - кон. 1950-х в живописи ведущие позиции занимает тема войны, как нравственного и физического испытания, из которого советский человек вышел победителем. Развивается историко-революционный, исторический жанры. Основной темой бытового жанра становится мирный труд, о котором мечтали долгие военные годы. Полотна этого жанра пронизаны жизнерадостностью и счастьем. Художественный язык бытового жанра становится повествовательным и тяготеет к жизнеподобию. В последние годы этого периода пейзаж тоже претерпевает изменения. В нём возрождается жизнь края, вновь укрепляется связь между человеком и природой, появляется атмосфера умиротворённости. Любовь к природе воспевается и в натюрморте. Интересное развитие получает портрет в творчестве разных художников, для которого характерна передача индивидуального. Одними из выдающихся произведений этого периода стали: "Письмо с фронта" А.И. Лактионова, произведение, подобное окну в лучезарный мир;

композиция "Отдых после боя", в которой Ю.М. Непринцев добивается такой же жизненности образа, как и А.И. Лактионов;

работа А.А. Мыльникова "На мирных полях", радостно ликующая о прекращении войны и о воссоединении человека и труда;

самобытный пейзажный образ Г.Г. Нисского - "Над снегами" и др.

Суровый стиль на смену соцреализму

Искусство 1960-1980-х гг. является новым этапом. Идёт разработка нового "сурового стиля", задача которого состояла в воссоздании действительности без всего того, что лишает произведение глубины и выразительности и губительно влияет на творческие проявления. Ему были присущи лаконичность и обобщение художественного образа. Художниками этого стиля воспевалось героическое начало суровых трудовых будней, которое создавалось особым эмоциональным строем картины. "Суровый стиль" был определённым шагом к демократизации общества. Главным жанром, к котором работали приверженцы стиля стал портрет, также развивается групповой портрет, бытовой жанр, исторический и историко-революционный жанр. Яркими представителями этого периода в контексте развития "сурового стиля" стал В.Е. Попков, писавший множество автопортретов-картин, В.И. Иванов сторонник группового портрета, Г.М. Коржев, создававший исторические полотна. Раскрытие сути "сурового стиля" можно увидеть в картине "Геологи" П.Ф. Никонова, "Полярники" А.А. и П.А. Смолиных, "Шинели отца" В.Е. Попкова. В жанре пейзажа появляется интерес к северной природе.

Символизм эпохи застоя

В 1970-1980-х гг. формируется новое поколение художников, искусство которых повлияло в какой-то степени на искусство сегодняшнего дня. Им характерен символический язык, театральная зрелищность. Их живопись достаточно артистична и виртуозна. Главными представителями этого поколения являются Т.Г. Назаренко ("Пугачёв"),

излюбленной темой которой стал праздник и маскарад, А.Г. Ситников, который использует метафору и притчу, как форму пластического языка, Н.И. Нестерова, создательница неоднозначных полотен ("Тайная вечеря"), И.Л. Лубенников, Н.Н. Смирнов.

Тайная вечеря. Н.И. Нестерова. 1989

Таким образом, это время предстаёт в своём разностилье и разноплановости завершающим, формирующим звеном сегодняшнего изобразительного искусства.

Нашей эпохе открыто огромное богатство живописного наследия предыдущих поколений. Современного художника не ограничивают практически никакие рамки, которые были определяющими, а подчас и враждебными для развития изобразительного искусства. Некоторая часть современных художников старается придерживаться принципов советской реалистической школы, кто-то находит себя в других стилях и направлениях. Очень популярны тенденции концептуального искусства, неоднозначно воспринимаемого обществом. Широта художественно-выразительных средств и идеалов, которые предоставило нам прошлое, должна быть переосмыслена и послужить основой для новых творческих путей и создания нового образа.

Наши мастер-классы по истории искусства

Наша Галерея современного искусства не только предлагает большой выбор советского искусства, и постсоветской живописи, но и проводит регулярные лекции и мастер-классы по истории современного искусства.

Вы можете записаться на мастер класс, оставить пожелания по мастер классу, на который Вы бы хотели попасть, заполнив предложенную ниже форму. Мы обязательно прочитаем для Вас интересную лекцию на выбранную Вами тему.

Ждем Вас в нашем ЛЕКТОРИУМЕ!





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта