Главная » Звезды » Леди макбет мценского уезда чему учит. Анализ произведения леди макбет мценского уезда лескова. Жизнь без мужа

Леди макбет мценского уезда чему учит. Анализ произведения леди макбет мценского уезда лескова. Жизнь без мужа

Идея произведения Н. С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" Идея произведения и проблемы. и получил лучший ответ

Ответ от Алена Сократова[гуру]
Катерина Львовна Измайлова, главная героиня повести, - героиня трагическая. Обычно ее воспринимают как эгоистичную хищницу, сметающую все на своем пути в удовлетворении собственной страсти. Но нет никакого повода для такого понимания. Это очень одностороннее и предвзятое толкование образа.
В самом начале повести нет никаких намеков на эгоизм и хищничество Катерины Львовны. Она без любви отдана замуж за богатого купца. Ей «мала» такая среда. Ей скучно, сила ее характера не востребована, а ее богатый духовный потенциал требует выхода. И этот выход находится в любви: Катерина Львовна влюбляется в приказчика Сергея. Она бросается в эту любовь без оглядки. Любовь-страсть, любовь-ненависть становится главной в ее жизни. Перед этой любовью блекнет все ее прошлое. И Катерина Львовна ничего и никого не пожалеет, чтобы сберечь эту страсть. В борьбе за нее она убивает свекра, мужа, племянника. По силе воли она подобна толстовской Анне Карениной. Разрушительная сила этой страсти в конце концов губит и ее саму. Но она поступает так не из жестокости и не из корысти. Ею владеют подспудные силы, вложенные в нее Богом. Но в то же время Катерина Львовна – не Анна Каренина. У Лескова возникает вопрос: могла ли она уберечь себя от этих преступлений? И он отвечает на него: нет, не могла.
Героиню можно сравнить и с Катериной Кабановой из "Грозы". Лесков нигде не говорит о ее нравственности. В ее душе нет тех моральных границ, которые нельзя переступать, и это приводит ее к преступлению. А Катерина Кабанова как раз нашла в себе силы не переступить ту грань, которую человек не должен переступать. Она привержена Богу, в ней есть глубокое нравственное чувство, чувство греха. Эта нравственная граница должна быть в человеке всегда, а иначе он обречен на гибель – вот основная мысль Лескова.
Много места в повести уделяется описанию любви Катерины и Сергея. Много в ней и лирических пейзажей, на фоне которых разворачивается эта любовь. Кажется, что герои попали в рай. И Катерина Львовна за этот рай на земле кого угодно убьет. И в этом главная ошибка героини – ведь рая на земле по истинным христианским догматам быть не может. Это понятие внеземное. Его можно иметь в душе, духовно совершенствуясь. А все попытки строить рай на земле заканчиваются кровавыми преступлениями. Это подтвердила и дальнейшая история России с попытками установить новую социалистическую власть. Но Лесков еще задолго до этого показал невозможность осуществления и преступность подобных замыслов на примере судьбы отдельного человека. В соответствии с этой христианской идеей Лесков и строит свою повесть.
Повесть имеет двухчастную структуру. В первой части героиня пытается строить рай на земле, совершая преступления. Уже в этой части эпизодически возникает мотив покаяния и искупления (во сне она видит кота, превращающегося в свекра или мужа и требующего возмездия. Кот, по мифологическим представлениям, - символ смерти). Во второй части героиня несет наказание, ее судят, она отправляется на каторгу и гибнет на этапе. В этой части Катерина Измайлова оказывается в роли жертвы. От нее отказывается любовник, над ней все смеются. Иного конца, кроме гибели, по отношению к ней и представить было нельзя, ведь она так и не раскаялась и даже не осознала своих преступлений, и только смертью она может искупить свои грехи.
Имя «леди Макбет» нужно Лескову как символ: он показывает, что речь в повести идет о трагедии человеческой души, наделенной невероятной силой, направляемой на зло. «Вечная», общечеловеческая тема переносится Лесковым на русскую почву. Но масштаб трагедии от этого не становится меньше. Весь свой потенциал, всю богатырскую силу души Катерина Измайлова направляет на разрушение.
А К. И. так и не одумалась (

Повесть «Леди Макбет Мценского уезда» увидела свет в январе 1865 года. Ее опубликовал под заглавием «Леди Макбет нашего уезда» журнал «Эпоха». Согласно первоначальной задумке, произведение должно было стать первым в цикле, посвященном характерам русских женщин. Предполагалось, что за ним последуют еще несколько историй, но Лесков эти планы так и не реализовал. Вероятно, не в последнюю очередь из-за закрытия журнала «Эпоха», который намеревался опубликовать весь цикл. Окончательное название повести появилось в 1867 году, когда она вышла в составе сборника «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого» (М. Стебницкий – псевдоним Лескова).

Характер главной героини

В центре повествования – Катерина Львовна Измайлова, молодая купеческая жена. Она вышла замуж не по любви, а из-за нужды. За пять лет брака ей не удалось нажить детей с супругом – Зиновием Борисовичем, который был почти в два раза ее старше. Катерина Львовна сильно скучала, томясь в купеческом доме, словно птица в клетке. Большую часть времени она просто слонялась из горницы в горницу и зевала. При этом никто ее страданий не замечал.

Пока муж был в долгом отъезде, Катерина Львовна влюбилась в приказчика Сергея, работающего на Зиновия Борисовича. Любовь вспыхнула мгновенно и полностью захватила женщину. Чтобы сохранить и Сергея, и свое социальное положение, Измайлова решилась на несколько убийств. Последовательно она избавилась от свекра, супруга и малолетнего племянника. Чем дальше развивается действие, тем больше читатель убеждается в том, что у Катерины Львовны нет никаких моральных барьеров, способных сдержать ее.

Любовная страсть сначала полностью поглотила героиню, а в финале сгубила. Измайлову вместе с Сергеем отправили на каторгу. По пути туда мужчина показал свое истинное лицо. Он нашел себе новую любовь и начал откровенно издеваться над Катериной Львовной. Потеряв возлюбленного, Измайлова потеряла и смысл жизнь. В конце ей осталось только утопиться, прихватив с собой любовницу Сергея.

Как отмечают литературоведы Громов и Эйхенбаум в статье «Н. С. Лесков (Очерк творчества)», трагедия Катерины Львовны «полностью предопределена прочно сложившимся и неуклонно регламентирующим жизнь личности бытовым укладом купеческой среды». Измайлову часто противопоставляют Катерине Кабановой – героине пьесы «Гроза» Островского. Обе женщины живут с нелюбимыми супругами. Обоих тяготит купеческий быт. И у Кабановой, и у Измайловой жизнь кардинально меняется из-за незаконной любви. Вот только в похожих обстоятельствах женщины ведут себя по-разному. Кабанова воспринимает охватившую ее страсть как большой грех и в итоге признается во всем мужу. Измайлова бросается в любовный омут без оглядки, становясь решительной и готовой разрушать любые преграды, которые встанут на их с Сергеем пути.

Персонажи

Единственный персонаж (помимо Катерины Львовны), которому уделено много внимания в повести и чей характер обрисован более или менее подробно, - это Сергей. Перед читателями предстает красивый молодой мужчина, умеющий соблазнять женщин и отличающийся ветреностью. С предыдущего места работы его прогнали из-за романа с супругой хозяина. Катерину Львовну он, видимо, никогда не любил. Сергей завязал с ней отношения, так как надеялся с их помощью получше устроиться в жизни. Когда Измайлова все потеряла, мужчина повел себя с ней подло и низко.

Тема любви в повести

Основная тема повести «Леди Макбет Мценского уезда» - тема любви-страсти. Этот вид любви – больше не духовный, а физический. Обратите внимание, как Лесков показывает времяпрепровождение Катерины Львовны и Сережи. Любовники практически не разговаривают. Когда они вместе, их в основном занимают плотские утехи. Физическое удовольствие для них важнее духовного. В начале повести Лесков замечает, что Катерина Львовна книг читать не любит. Сергея тоже сложно назвать обладателем богатого внутреннего мира. Когда он впервые приходит соблазнять Измайлову, то просит у нее книгу. Эта просьба обусловлена исключительно желанием понравиться хозяйке. Сережа хочет показать, что он интересуется чтением, интеллектуально развит, несмотря на низкий социальный статус.

Любовь-страсть, которая охватила Катерину Львовну, губительна, так как низменна. Она не способна возвысить, духовно обогатить. Напротив, от нее в женщине пробуждается нечто, носящее животный, первобытный характер.

Композиция

Повесть состоит из пятнадцати небольших глав. При этом произведение можно условно разделить на две части. В первой действие разворачивается в ограниченном пространстве – доме Измайловых. Здесь рождается и развивается любовь Катерины Львовны. После начала романа с Сергеем женщина счастлива. Она будто пребывает в раю. Во второй части действие происходит по пути на каторгу. Катерина Львовна словно попадает в ад, отбывая наказание за совершенные грехи. Кстати, женщина абсолютно не раскаивается. Ее разум по-прежнему затмевает любовь. Поначалу рядом с Сережей для Измайловой «и каторжный путь цветет счастием».

Жанр произведения

Лесков назвал «Леди Макбет Мценского уезда» очерком. Основной признак жанра – «писание с натуры», но нет никакой информации о прототипах Катерины Львовны. Возможно, при создании этого образа Лесков частично опирался на материалы уголовных дел, к которым у него был доступ во время службы в Орловской уголовной палате.

Жанр очерка выбран писателем неслучайно. Для него было важно подчеркнуть документальный характер «Леди Макбет Мценского уезда». Известно, что основанные на реальных событиях художественные произведения зачастую сильнее воздействуют на публику. Видимо, этим и хотел воспользоваться Лесков. Совершенные Катериной Львовной преступления шокируют больше, если думать о них, как о реальных.

  • «Человек на часах», анализ рассказа Лескова

Катерина Львовна Измайлова, девушка из бедной семьи, ныне жена богатого купца Зиновья Борисовича, живёт в доме с мужем и свекром Борисом Тимофеевичем. Девушка все время страдает от скуки, посколько привыкла жить хоть и бедно, зато весело, книги читать не любит, приглашает гостей и ходит в гости редко, посколько это не доставляет ей особого удовольствия. Однажды Катерина слышит смех крестьян, заходит к ним и видит, как они дурачаться и веселятся. Не в силах удержаться, она к ним присоединяется и веселится вместе с ними. Во время этого веселья к ней все время пристает мужик Сергей (Филиппыч). Позже кухарка Аксинья рассказывает Катерине, что Сергей завладел уже многими девушками, и с ним надо быть осторожнее. Но когда Зиновий Борисович находится в отъезде, Сергей пробирается к Катерине в комнату, признается в любви, и она отвечает ему взаимностью.

Об их отношения позже узнает Борис Тимофеич, прячет Сергея в подвале. Катерина пытается узнать, где находится ее любовник, но безуспешно. Через некоторое время Борис умирает, отравившись грибами со сметаной (Катерина подсыпала туда крысиного яда). Об их отношениях вскоре узнают все, слухи доходят и до мужа. Он возвращается, и Катерина с Сергеем не без труда его душат и закапывают в подвале, чтобы тело не нашли. Выясняется, что у Зиновия есть племянник Федор Захаров Лямин. Они с матерью приезжают к Катерине, ребенок заболевает, и Катерина с Сергеем душат его подушкой (его смерть списали бы на болезнь). Эту сцену видит один мужик, об этом сразу все узнают, Катерину и Сергея отправляют в ссылку. В пути Катерина подкупает надзирателей, чтобы проводить время с Сергеем, но ему она уже не нужна. Сначала он изменяет ей с доброй Фионой, потом с Сонеткой. Он отдает ей её чулки, Катерина из ненависти плюет ему в глаз, её ночью обворовывают. И когда они переправляются через Волгу, она сначала спокойно и задумчиво смотрит в даль, а потом неожиданно хватает Сонетку и прыгает вместе с ней в воду.

Основная проблема - "на что способна любовь". Чувства настолько завладели душой Катерины, что она думает только о любимом, делает все для него, не думая о последствиях. Поэтому портрет Сергея меняется по ходу повествования, а Катерина остаётся одинаково бездушной и одержимой. Лишь в конце, потеряв его любовь, Катерина не любит уже ни себя, ни его, ни свою жизнь. Ведь она посвящает ему всю себя, а в ответ не получает ничего (и понимает, что испытывал ее муж). Также ее мучает совесть: к ней являются убитые, и мы понимаем, что любовь - не оправдание злу, ведь истинная, чистая любовь не должна приносить зла. Эту мысль автор доносит до читателя в своём произведении, указывая на безнравственность его героев.

Первоначально произведение представляло собой очерк из серии женских портретов, задуманной в конце 1864 года. В письме к Н. Н. Страхову, сотруднику и критику журнала «Эпоха», 7 декабря 1864 года Н. Лесков пишет: «"Леди Макбет нашего уезда" составляет 1-й номер серии очерков исключительно одних типических женских характеров нашей (окской и частично волжской) местности. Всех таких очерков я предполагаю написать двенадцать...»

В отношении остальных очерков замысел написания так и остался неосуществленным.

Что касается «Леди Макбет...», то из очерка, по первоначальному замыслу «местного» характера, это произведение при его создании выросло до художественного шедевра мирового значения.

Катерина Измайлова - «злодейка поневоле», а не по субъективным данным, убийца не по рождению, а по обстоятельствам окружающей ее жизни. Оказавшись рабыней собственных чувств, Катерина последовательно преодолевает целый ряд препятствий, каждое из которых представляется ей последним на пути к полному освобождению и счастью. Настойчивость, с которой героиня пытается подчинить своей воле обстоятельства, свидетельствует о незаурядности и силе ее характера. Она не останавливается ни перед чем, идет до конца в своей страшной и, главное, бесполезной борьбе и погибает, лишь полностью исчерпав недюжинный запас духовных и жизненных сил, отпущенных ей природой.

Лесков легкой самоиронией, выраженной в названии повести, как бы указывает на перевод шекспировского характера в более «низкую» социальную сферу.

Вместе с тем самоирония - это сознательно используемая писателем, чисто лесковская черта социальной сатиры, придающая ей оригинальную окраску в рамках гоголевского направления русской литературы.

Пихтёрь - большая плетеная корзина раструбом для носки сена и другого корма скоту.

Оброчный бурмистр - староста из крестьян, поставленный помещиком для сбора оброка.

Ясмен сокол - удалой молодец.

Киса - кожаный затягивающийся мешок, мошна.

Патерик - сборник житий преподобных отцов.

Престол - престольный, или храмовый, праздник - день памяти события или «святого», во имя которого сооружен данный храм.

Форшляг (нем.) - небольшая мелодическая фигура (из одного или нескольких звуков), украшающая мелодию, трель. Вместный - общий.

Иов - библейский праведник, безропотно переносивший ниспосланные ему богом испытания.

«За окном в тени мелькает...» - не вполне точно переданный отрывок из стихотворения Я. П. Полонского «Вызов», в подлиннике - не «полой», а «плащом».

Источники:

    Лесков Н. С. Повести и рассказы / Сост. и примеч. Л. М. Крупчанова.- М.: Моск. рабочий, 1981.- 463 с.

Произведение посвящено преступлению, тому, как люди становятся на этот путь, а также как люди два разных человека пошли на убийство.

Купчиха Катерина Львовна и работник Сергей первоначально производят впечатление обычных людей. Жена Зиновия Борисовича просто женщина приятной наружности, которая очень скучает, так как заняться ей особенно нечем, а муж уже немолод. Сергей же молодой, но любвеобильный человек. Он обладает резким и дерзким характером, достаточно смел, чтобы не бояться хозяев и заводить романы с их женами. За один из них Сергей был изгнан с предыдущего места работы.

Познакомившись, оба главных героя быстро нашли общий язык, почувствовав свое психологическое родство. Сергей быстро приходит к купчихе, говорит ей о любви и между ними сразу завязывается роман. Этот эпизод показывает, как они относятся к другим людям. Причиной связи послужила не чувство или непреодолимая потребность. Оба они ни во что ни стали интересы других, в силу своего непреодолимого эгоизма.

Сергей и жена купца быстро почувствовали сладость своего положения. Теперь они избавились от скуки и ощутили удовлетворение от вседозволенности. Однако свекр Катерины Львовны, Борис Тимофеевич однажды видит спускающегося из ее окна Сергея и угрожает рассказать обо всем мужу, поэтому Катерина Львовна отравила отца своего мужа крысиным ядом.

После возвращения Зиновия Борисовича уже работник проявляет инициативу и предлагает любовнице избавиться от мужа, что должно было дать ей свободу, а ему достаток. Мешавший муж был убит, труп же так и не нашли.

Убийцы продолжили свой преступный путь, убив мальчика, племянника Зиновия Борисовича, Федора Ляпина. Инициатором выступает Сергей, убийство должно было дать возможность не отдавать Федору деньги впоследствии. Однако истинной причиной стала не корысть, а желание продолжить захватывающую игру.

Сергей был обычным увлекающимся человеком, поэтому на следствии, после слов священника, говорившего о Страшном Суде, сдал и себя и свое сообщницу. Она же не раскаялась и даже отказалась смотреть на своего новорожденного ребенка. Катерина Львовна отрицала бы все до конца.

На этапе Сергей продолжил быть просто легкомысленным человеком, любящим женщин, который пошел на убийство, только заигравшись в чужую игру.

Катерина Львовна же сохранила свою твердость. Она, в свое время захотела владеть Сергеем, несмотря любой ценой. Это превратилось в манию, сделавшую сильного человека очень опасным. В конце концов, она, обхватив заключенную Сонетку, которой увлекся Сергей, бросилась в реку, убив себя и ее.

Легкомысленное поведение с игнорированием возможных последствий и твердая воля в сочетании с эгоизмом ведут к роковым последствиям.

Анализ 2

Женщины – нежные и хрупкие создания от природы, но по коварности им нет равных. Не заставит труда найти пример из жизни. Не обошел женский драматический образ и Николай Лесков в произведении «Леди Макбет Мценского уезда». Оно о сильной женской любви, которая намного сильней ума и нравственных звконов.

Катерина Измайлова

Кто же такая леди Макбет Мценского уезда? Это женщина, у которой на главном месте оказалась страсть, и наличие каких-то нравственных устоев неважно, она на них не обращает, а слепо идёт на поводу страсти.

Героине 23 года, она по происхождению из крестьянской семьи. Когда начинает развёртываться события она уже замужем 5 лет за немолодым мужчиной из купеческой среды. В душе у неё пустота, поэтому её жизнь кажется скучной. Детей с мужем нет, хотя от первого брака у супруга детей тоже нет. У героини отсутствуют какие-либо душевные привлекательные качества.

Сергей .

Уехавший на долгое время муж Катерины Львовны оставляет её жить с его отцом Борисом Тимофеевичем. И молодая женщина обращает внимание на дерзкого красивого работника. Он ей незнаком, поэтому она узнаёт некоторые факты о мужчине от кухарки. Он в их доме недавно, а с предыдущего места изгнан за отношения с хозяйкой.

Первое убийство.

Отношения развиваются между ними довольно стремительно, героиня влюбляется, и рада появившемуся у неё счастью и очень боится его потерять.

И лишь только свёкру становится известно о их связи она Бориса Тимофеевича отравляет крысиным ядом.

Второе убийство

Сергей понимает, что как будет вести себя Катерина Львовна, зависит от него, поэтому он её убеждает, что они должны быть в законном браке. Сергей понимает на перёд как будет действовать героиня.

Вернувшийся муж обвиняет её в измене, она, без сомнений показывает Сергея и начинает душить мужа, а Сергей ей помогает.

Сразу после знакомства с Сергеем героиня начинает сильно меняться и ей начинает руководить лишь зов плоти. И когда на каторге Сергей отрекается от неё, она убивает себя.

Федя

Единственный наследник убитого мужа, и когда он приезжает Катерина уже ждёт ребёнка. Даже это не останавливает её от убийства мальчика. На этот раз настаивает на убийстве сам Сергей, говоря, что он единственное препятствие к их счастью. Героиня начинает колебаться. Но переступает черту. Мальчик был верующим, и здесь показано, что даже ожидая собственного ребёнка она переступает окончательную черту падения нравственности.

Несколько интересных сочинений

    Успех – это когда достижение всего того, чего ты хотел становится возможным. Успех это если дело, которое ты долго планировал, очень сильно желал исполнить, становится лёгким.

  • Образ и характеристика Собакевича в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

    Михайло Семёнович Собакевич - один из помещиков поэмы Гоголя "Мёртвые души", к которому направился главный герой. После посещения Ноздрёва Чичиков направляется к Собакевичу.

  • Я считаю, что у меня есть жизненные принципы – правильные и самые лучшие (для меня). Я очень принципиальный человек. Многие удивляются, почему в моём возрасте я такой принципиальный. Мои сверстники, в основном, играют-гуляют и ни о чём не думают.

  • Смысл названия, заглавия романа Отцы и дети Тургенева сочинение

    Взаимоотношения разных поколений являются одной из вечных проблем, которую пытаются решить психологи и журналисты, писатели и критики, художники и композиторы. В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» эта тема звучит уже в самом его названии

  • Сочинение Экология моего района 5 класс

    Машин немного, есть стоянка. У нас чистый воздух и поют птицы... Мне нравится! Правда, сюда пока не ходят автобусы. Не все таксисты знают, где наш квартал.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта