Вопрос.
Техника – это язык художника. Не владея этим языком, художник не может донести до зрителя замысел своего произведения.
В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение.
Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.п.), умение использовать художественные возможности этого материала;
В более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов.
Таким образом,
Техника рисунка – владение материалами и инструментами, способы их использования для изображения и художественного выражения.
В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.
Вопрос.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Конечно, не все из них можно использовать в детском саду. Некоторые слишком сложны для детей, некоторые требуют специальной подготовки, что в условиях детского сада не представляется возможным. Однако некоторое расширение знаний о художественных материалах по сравнению с существующим все же необходимо.
Материалы могут подразделяться на неоформленные и полуоформленные.
Неоформленные - бумага, ткань, нитки, проволока, фольга, шерсть, веревки. В каждом из этих материалов изначально не задано ничего, кроме их фактуры и размера. Ребенок эмоционально реагирует на каждый из этих материалов, связывая его с каким-либо реальным образом. Он создает что-то новое, изменяя форму, исследуя свойства и возможности материала.
Полуоформленные несут в себе какую-то изначально заданную смысловую нагрузку. Подразделяются они на искусственные и природные. Искусственные - коробки, пробки, детали каких-либо машин или приборов, пуговицы, браслеты, бусы и т. д. По-своему видоизменяя их, дети создают новые целостные композиции. Свойства и формы таких материалов близки к игрушкам-конструкторам: когда ребенок строит что-либо из коробок, он складывает и закрепляет их различными способами, и такая постройка ассоциируется у него с чем-то виденным в действительности.
Природные - опавшие плоды, веточки, листья, цветы и др. Из них можно создавать оригинальные поделки. Красота естественных красок и форм способствует развитию эстетического восприятия. При этом у ребенка не только формируется чувство прекрасного, но и развивается способность находить творческое применение всем этим предметам. Занимаясь с различными подобными материалами, ребенок одновременно развивает моторику кистей рук, художественное видение, обогащает свои знания и умения.
Педагог должен как можно лучше знать особенности различных изобразительных материалов, чтобы правильно подбирать и рационально использовать их, а также знакомить детей с доступными способами работы с каждым материалом в отдельности.
Каждая техника предполагает использование различных инструментов. Каждый изобразительный инструмент имеет свою специфику, что определяет способы работы с ним. Рассмотрим особенности каждого инструмента.
Карандаши (цветные, простые) позволяют более четко выделить линию контура, точнее всего передать форму и конструкцию. Карандашом можно провести узкую линию. При этом для получения более широкой линии требуется неоднократное движение, заполнение же цветом всего рисунка связано с многократными повторными движениями (сверху вниз, слева направо или же по косой). Чем большую поверхность нужно закрасить, тем дольше будут совершаться эти движения. Овладение карандашной техникой рисования необходимо потому, что контурный линейный рисунок - основа изображения.
Фломастеры всевозможных оттенков и цветов могут обладать специфическим запахом, при соприкосновении с бумагой оставляют сочные, яркие линии без особого нажима руки. Рисунок таким инструментом может быть выполнен как контурно, так и штрихом.
Возможные ошибки
♦ Не учитывается тип карандаша. Для дошкольного возраста предпочтительнее использовать карандаши ТМ, М, 2М. Твердые карандаши не дают возможности показать толщину и цвет линии, что в свою очередь сказывается на качестве работы и усвоении материала. Мягкий карандаш позволяет производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим - более светлый цвет, сильный нажим - более интенсивный цвет.
♦ Неправильно подбирается формат бумаги. Часто можно видеть, как для небольшого карандашного рисунка выдаются такие же большие листы бумаги, как и для работы краска ми. В результате лист оказывается незаполненным (много неоправданно пустого белого пространства, из-за чего рисунок плохо смотрится), или же ребенок, стремясь его заполнить, создает слишком крупное изображение и не успевает закончить рисунок.
♦ Для работы с цветными карандашами предлагается цветная бумага, на которой полученное изображение плохо смотрится. Все это снижает качество рисунков, лишает их выразительности.
♦ При работе с фломастерами следует объяснить детям правила обращения с материалом: обязательно закрывать колпачок, не набирать много фломастеров, не закрашивать большие пространства, расходуя цвет (с таким же успехом это можно сделать краской). Из-за длительного закрашивания рука устает, отчего у ребенка пропадает желание выполнять работу дальше.
Кисти - колонковые, беличьи, щетинные. Щетинные кисти предназначены для работы масляными красками, но могут быть использованы и в живописи темперными и гуашевыми красками («набрызг» - встряхивание кистью, в результате чего получаются различные по форме и расположению точки, «сухая» кисть - для передачи фактуры пушистой шерсти животных). Беличьи и колонковые кисти используются в основном в акварели и гуаши. По форме они бывают плоские и круглые. Величину кисти обозначают номером. Номера плоских кистей соответствуют их ширине в миллиметрах, а номера круглых кистей - диаметру (также выраженному в миллиметрах).
Кисть - мягкая. Работа с ней не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, характерное для работы с карандашом, поэтому при работе с кистью рука устает меньше. Линия контура кистью получается расплывчатой, недостаточно четкой. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка без затраты усилий. Рисуя кистью, можно получить широкую линию, если опереться всем ворсом, и тонкую, если касаться бумаги только ее концом. Научившись прикладывать кисть ворсом плашмя, ребенок получает в свободное распоряжение прием «примакивание», с помощью которого могут создаваться разнообразные элементы узора (цветы, листья, лепестки). Однако мягкий ворс кисти портится при неотрывном движении кисти туда-обратно.
Возможные ошибки
♦ Ни в коем случае нельзя давать кистям засыхать или ставить кисти в банку ворсом вниз, так как происходит деформация. После работы акварельными красками или гуашью кисти лучше мыть теплой водой. Вымытую кисть нужно поставить в специально отведенный стаканчик ворсом вверх или завернуть в бумагу, тогда она сохранит свою форму.
♦ Для практических занятий каждому ребенку необходимо иметь в наборе не меньше 2-3 кистей разной толщины и фактуры.
Краски - акварельные, гуашь, масляные, темперные. Акварельные - водно-клеевые из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, глицерином, иногда с медом или сахарным сиропом. Выпускаются сухие - в виде плиток, полусырые - в фарфоровых чашечках или полужидкие - в тюбиках. Акварелью можно писать по сухой или сырой бумаге сразу, в полную силу цвета, а можно работать лессировками, постепенно уточняя цветовые отношения натуры.
Гуашь - водная краска, обладающая большими кроющими возможностями. Эти краски после высыхания быстро светлеют и нужен немалый опыт, чтобы предвидеть степень изменения их тона и цвета, Гуашевыми красками пишут на бумаге, картоне, фанере. Готовые работы имеют матовую бархатистую поверхность.
Масляные - красители, смешанные с растительным маслом: льняным, маковым или ореховым. От воздействия света и воздуха масляные краски постепенно затвердевают. Многие основы (холст, дерево, картон) перед работой на них красками загрунтовывают.
Темперные - водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтком, разведенным клеевой водой. В настоящее время производятся также полужидкие краски, заключенные в тюбики и изготовленные на желтке. Темперными красками можно писать густо, как масляными, или жидко, как акварельными, разбавляя их водой. Сохнут они медленнее гуаши. Недостатком является разница в оттенках сырой и высохшей краски. Картины, написанные темперными красками, имеют матовую поверхность, поэтому их иногда покрывают специальным лаком, устраняющим эту матовость.
Возможные ошибки
♦ Акварель не выносит исправлений, многочисленных повторных прописок смешанными красками. Нередко педагоги используют технику акварели в сочетании с другими материалами: гуашью, темперой, углем. Однако в этом случае теряются главные качества акварельной живописи - насыщенность, прозрачность, чистота и свежесть, то есть именно то, что отличает акварель от любой другой техники. С дошкольниками лучше практически начинать работать с акварелью со старшей группы, когда дети владеют навыками и умениями в работе с изобразительным материалом.
Угольный карандаш «ретушь» мягче обычных цветных карандашей и позволяет получить более широкую линию бархатистого цвета.
Сангина - короткие палочки-карандаши. Они могут быть разнообразных оттенков коричневого цвета.
Оба эти материала по-своему выразительны, они дают разную фактурную линию. Особенно выразительно получаются угольным карандашом и сангиной изображения деревьев. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной толщины (утолщение ствола, тонкость веток), работать с ними легче, чем с обычными цветными карандашами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов.
Пастель - цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка. Их получают путем смешивания красочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Рисуют пастелью на бумаге, картоне или холсте. Цвет наносят штрихами, как в рисунке, или же втирают пальцами с растушевкой, что позволяет добиться тончайших красочных нюансов и нежнейших переходов цветов, матовой бархатистой поверхности. При работе пастелью можно легко снимать или перекрывать красочные слои, так как она свободно соскабливается с грунта.
Возможные ошибки
♦ Угольный карандаш, пастель и сангина хрупки, поэтому при рисовании ими нужно лишь слегка касаться бумаги, иначе грифель карандаша и палочка сангины быстро сломаются. Карандаш «ретушь», как и цветные карандаши, не нужно остро затачивать. Сангина же совсем не затачивается.
♦ Не стоит пытаться закрашивать рисунок сангиной или пастелью так же, как цветным карандашом, близко проводя штрихи. При этом материал ссыпается, а просветы остаются.
♦ Введение этих материалов для рисования целесообразно
только в старшей и подготовительной к школе группах, когда детьми уже должны быть освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью.
Вопрос.
Техники рисования.
Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достичь, используя разные способы работы уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель и т.д.), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику. Сочетание разных материалов в одном рисунке позволяет добиваться большей выразительности изображения.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
2. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: 1967г. 4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.
5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.
6. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.12.
7. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.
8. Г.Н Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.-М.,2013
9. Дошкольное воспитание. 2002 г
(25,4 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Назад
Вперёд
Назад
Вперёд
Назад
Вперёд
Введение
Данную работу можно использовать на вводных уроках по предметам художественного цикла, как правило, это первые ознакомительные уроки в 1 четверти учебного года, а также при смене задания и материалов исполнения. Можно применять на последних уроках 4 четверти для ознакомления с новыми материалами на будущий учебный год, а также материалами, применяемыми на пленэре. Удобно применять в работе с родителями, как на родительских собраниях, так и в индивидуальном порядке.
1. Материалы 1-4 класс (Презентация)
1.1. Материалы для рисунка
Пастель (классическая)
Представляет собой разноцветные мягкие мелки, спрессованные в виде палочек. Пастель получила свое название от итальянского слова "a pastello", которым в XVI веке называли технику рисования черным карандашом с подцветкой красной сангиной или другими цветными карандашами. Изготавливается из порошка очень тонкотертых красочных пигментов с добавлением связующих (клеящих) и разбеливающих веществ. Разбеливающие вещества вводятся для получения различных оттенков цвета по насыщенности и светлоте. Хорошего качества пастель должна легко ложиться на бумагу, не царапать и не скользить по ней, легко растираться. По опыту работы хорошего качества пастель "Koh-i-noor" или " Faber-Castell". Необходимое количество цветов в наборе 18-24.
Пастель (на масляной основе)
Представляет собой разноцветные мягкие мелки, спрессованные в виде палочек. В отличие от классической пастели связующим красочных пигментов служит воско-масляная основа. Не растушевывается, наносится штрихами. По опыту работы хорошего качества пастель "Faber-Castell" в наборе 18-24 цветов. Закрепитель для масляной пастели не требуется.
Бумага для пастели. Закрепитель (Фиксатив)
Для работы на учебный год могут потребоваться как теплые, так и холодные оттенки. Размер листа для работы 50х65 см, плотность160 g/m2. Так как пастель (классическая) содержит большое количество наполнителей и небольшое количество связующего, скрепление частиц пастели между собой и бумагой в основном механическое. Все это делает работу, выполненную пастелью, уязвимой перед механическими прикосновениями, воздействием влаги, для этого необходим закрепитель для мягких графических материалов. Можно использовать в качестве закрепителя красочного слоя лак для волос в аэрозольной упаковке.
Тушь. Кисти для туши
Потребуется черная тушь, на учебный год 1-2 флакончика 50мл. Кисти для работы тушью в сечении круглые из волоса колонка или белки тонкие - № 2-3, средние - № 6-8, толстые - № 9-10.
Бумага белая "Ватман", на учебный год понадобится 10 листов 60х80 см. Нужный формат бумаги для работы, в соответствии с заданием и задачами урока, учитель нарезает сам.
Бумага серых оттенков. Клей ПВА, цветная бумага, ножницы
Предназначается для определенных заданий, связанных со знакомством учащихся с понятиями "воздушная перспектива", тоновые градации, светлота и т.д. Оттенков от светло-серого до черного должно быть минимум 7. Можно использовать бумагу для пастели (листы размером 50х65 см, плотность160 g/m2), можно подобрать оттенки из самоклеящейся бумаги "Оракал".Клей ПВА (если бумага не самоклеящаяся), ножницы (с закругленными концами).
Фломастеры, маркеры
Основные характеристики: писать должны длительное время, и позволять проводить линии от 1мм до 5 мм толщиной. Набор цветов 12-24.
Цветные акварельные карандаши
Необходимое количество 18-24 шт. в наборе. Выбор обусловлен качеством нанесения на поверхность бумаги. В отличие от обыкновенных цветных карандашей, акварельные карандаши лучше ложатся на бумагу, работа, выполненная акварельными карандашами ярче и выразительнее. Обязательное дополнение к набору карандашей - точилка.
Графитовые карандаши
В 1-4 классах выступают как вспомогательный материал. Требование мягкости "ТМ", "М". Только не в пластиковой основе, она трудно затачивается точилкой. Учащийся начальной школы может не справиться.
1.2. Материалы для живописи
Гуашь
Слово "гуашь" в переводе с итальянского означает "влажный", "водяная краска". Гуашь приготавливается на сравнительно небольшом количестве связующего вещества при большой концентрации пигмента (порошка), поэтому она даже при небольшой толщине красочного слоя она непрозрачна. Благодаря непрозрачности красочного слоя гуашь дает возможность художнику вносить поправки в работу. Разбавителем гуашевых красок служит вода. Гуашевые краски в готовом виде должны иметь следующие качества:
Хранить гуашь следует в плотно закрытых баночках.
Обязательные цвета в наборе:
Дополнительно необходимо закупить баночки "белила" и "желтая", так как эти краски у детей при работе заканчиваются первыми.
Хранить работы, выполненные гуашью, следует в папках. Сворачивать в рулоны такие работы не рекомендуется из-за хрупкости красочного слоя.
Понадобятся кисти круглые в сечении, из волоса колонка или белки: тонкие - № 2-3, средние - № 6-8, толстые - № 9-10. Кисти плоские в сечении, из волоса колонка или белки, можно синтетические: тонкие - № 2-3; средние - № 6-8; толстые - № 9-10. Хранить кисти желательно в специальном пенале, зафиксированными внутри него, тогда ворс не будет менять свою форму. Брошенные как попало, с непросушенным ворсом кисти, очень часто похожи на метлу.
Бумага смотри пункт 1.1.
Палитра - небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. Необходима пластмассовая белая палитра размером 30х40 см, с небольшими чашечкообразными углублениями по краям. Пользоваться бумагой в качестве палитры не рекомендуется, так как бумага, размокая от воды, дает ворс, а связующие клеящие вещества из гуаши впитываются в бумажную палитру в результате чего на рисунок попадает только пигмент, который осыпается по высыхании работы.
1.3. Материалы для композиции
Цветная бумага
Понадобится бумага широкого спектра оттенков. Можно покупать наборы бумаги разных фирм-производителей, у каждого производителя своя колористическая шкала, в результате соберется большой выбор оттенков каждого цвета. Самоклеящаяся бумага тоже пригодится.
Палитра смотри пункт 1.2.
Кисти смотри пункт 1.2.
Гуашь смотри пункт 1.2.
Бумага смотри пункт 1.1.
2. Материалы 5-9 класс (Презентация)
2.1 Материалы для рисунка
Графитовые карандаши
В 5-9 классах выступают как ведущий графический материал. Требование мягкости: "Т" ("H"), "F", "ТМ" ("HB"), "М" ("B"). Только не в пластиковой основе, она трудно затачивается. Карандаши затачиваются канцелярским ножом 1 см. затачивается графит, 2 см затачивается деревянный корпус. Резинка для стирания выбирается по критерию: чем больше резинки остается на бумаге, в процессе стирания, тем выше ее качество. Важное дополнение мягкий ластик "Клячка", легко разминается в руках, предназначен для удаления лишнего слоя графита с поверхности бумаги. Способ применения: ластик катают по поверхности бумаги или слегка прижимают к тем частям рисунка, которые осветляют: графит пристает к клячке и удерживается ею, после того как она будет отнята от бумаги.
Пастель (классическая) смотри пункт 1.1.
Пастель (на масляной основе) смотри пункт 1.1.
Бумага для пастели. Закрепитель (Фиксатив) смотри пункт 1.1.
Для работы на учебный год могут потребоваться как теплые, так и холодные оттенки. Размер листа для работы 50х65 см, плотность160 g/m2. Дополнительно для некоторых заданий потребуется цвет " Vanilla" или "CREMA". Так как пастель (классическая) содержит большое количество наполнителей и небольшое количество связующего, скрепление частиц пастели между собой и бумагой в основном механическое. Все это делает работу, выполненную пастелью, уязвимой перед механическими прикосновениями, воздействием влаги, для этого необходим закрепитель для мягких графических материалов. Можно использовать в качестве закрепителя красочного слоя лак для волос в аэрозольной упаковке.
Бумага серых оттенков. Клей ПВА, ножницы смотри пункт 1.1.
Бумага смотри пункт 1.1.
Планшет с зажимом формат А-4
Пачка бумаги для офисной техники формат А-4
Пастельные карандаши цвета "сепия", темно-коричневая
Пастельные карандаши - это пастель в деревянной оправе, являются мягким графическим материалом наравне с классической пастелью, растушевываются по поверхности, также как и классическая пастель: пальцем или растушкой. Работу, выполненную пастельными карандашами необходимо закрепить закрепителем для мягких графических материалов. Можно использовать в качестве закрепителя красочного слоя лак для волос в аэрозольной упаковке.
Пастельные карандаши цвет: белый, серый, черный. См. пункт выше
Растушка
Цилиндрической формы палочка с заостренными в форме конуса окончаниями. В продаже встречается из плотно скрученной тонкой оберточной бумаги или войлока разного диаметра в сечении. Применяется для растушёвывания и получения тонких красочных или тональных нюансов в работе.
Тушь. Кисти для туши смотри пункт 1.1.
Фломастеры, маркеры смотри пункт 1.1.
Цветные акварельные карандаши смотри пункт 1.1.
2.2. Материалы для живописи
Палитра смотри пункт 1.2.
Кисти смотри пункт 1.2.
Гуашь смотри пункт 1.2.
Бумага смотри пункт 1.1.
2.3. Материалы для композиции
Бумага смотри пункт 1.1.
Бумага для пастели. Закрепитель (Фиксатив) смотри пункт 2.1.
Цветная бумага смотри пункт 1.3.
Фломастеры, маркеры смотри пункт 1.1.
Гуашь смотри пункт 1.2.
Палитра смотри пункт 1.2.
Кисти смотри пункт 1.2.
Пастель (классическая) смотри пункт 1.1.
Пастель (на масляной основе) смотри пункт 1.1.
Графитовые карандаши смотри пункт 2.1
3. Материалы для декоративно-прикладного искусства (Презентация)
3.1. Материалы, используемые на уроках декоративно-прикладного искусства, в 5 классе (вышивка нитками мулине и плетение "ЧИ")
ВЫШИВКА НИТКАМИ МУЛИНЕ
Существует мнение, чтобы возникло желание сделать какую - либо работу хотелось бы увидеть ее конечный результат, то есть уже готовую работу, поразившую тебя красотой и изысканностью. Поэтому презентация, с которой начинаются наши вводные уроки и родительские собрания наглядно демонстрирует, то к чему в конечном итоге приведут этапы нашей работы. А уж если ее до тебя выполнил твой ровесник, то руки сами тянутся к таким радужным ниткам мулине и всевозможным интересным приспособлениям.
Особенностью работ в материале является то, что все они выполнены по собственным эскизам учащихся. И поэтому, работу на уроках ДПИ можно разбить на несколько этапов - это сбор материалов для выполнения эскизов будущей работы, выполнение эскизного ряда, подготовка приспособлений и материалов для вышивки, и работа в материале.
Материалы необходимые для выполнения эскизов вышивки:
Материалы необходимые для выполнения вышивки (работа в материале):
Для копирования эскиза вышивки на ткань используются: специальный маркер, мел, простой карандаш, копировальная бумага.
В качестве ткани основы использованы различные ткани: креп - сатин, бархат, хлопчатобумажные, шелковые с выраженной фактурой и гладкокрашеные, лен:
Для тренировочных упражнений нам понадобятся пяльцы. Это специальное приспособление для закрепления ткани в натянутом состоянии и предохранения ткани от стягивания. Пяльцы бывают из дерева, пластмассы, металла и различной формы - круглые, овальные, квадратные. Для нас важен их диаметр, желательно чтобы он был не менее 25 - 30 см.
Работы выполняем на подрамнике формата А-4. Подрамник - приспособление прямоугольной формы, выполненное из деревянных брусков. На подрамнике ткань фиксируется кнопками.
В работах использованы нитки мулине, это нитки высокого качества, имеют приятный блеск и достаточную прочность. Цвет подбираем в соответствии с выполненным эскизом.
Иголки для вышивания должны быть с овальным широким ушком, чтобы нитка в несколько сложений (три или шесть, в зависимости от того, что вышиваем - ствол дерева, или стебелек цветка) легко проходила в ушко и не перетиралась в процессе работы. Номера 3-5.
Ножницы средней длины с загнутыми концами, считаются универсальными в работе.
И обязательным условием успешной работы является соблюдение всех правил безопасной работы на уроках и во время подготовки к ним. Все приспособления и инструменты должны хранится и использоваться должным образом, с соблюдением всех правил.
ПЛЕТЕНИЕ "ЧИ"
Историческая справка. "ЧИ" - один из древнейших видов плетения. Чий - циновка, сплетенная из стеблей травы чий (отсюда и название) или камыша. Плетение издавна распространено у народов Средней Азии, казахов. Искусно сплетенные циновки широко применялись для украшения стен юрты. В хозяйстве казахов - на них сушили молочные продукты, раскладывали и сортировали шерсть, в нее заворачивали шерсть в процессе валяния войлока, служили они и ширмой для разграничения жизненного пространства юрты. Узорными циновками оборачивали основание юрты для украшения стен и сохранения тепла внутри жилища.
В прошлом чий также широко использовался в изобразительном искусстве у народов Центральной Азии. Неотъемлемой частью кыргызского народного творчества являются циновки, изготовляющиеся из стеблей чия, оплетенных цветной шерстью. Чий, представляет собой высокую жесткую степную траву, стебли которой идут на изготовление циновок с узором или без узора. Изделия из чия широко используются в повседневной жизни сельского населения. Циновку из чия ставят при ветре как заслон возле очага. Её расстилают под войлочные ковры, оберегая их от сырости и порчи. Циновка из чия опоясывает всё юрту, утепляет и украшает её.
В настоящее время техника чий сохранилась в национальном и современном изобразительном искусстве. Мастерицы выбирают эскиз и делают разметку элементов узора. Затем каждый стебель отдельно оплетается шерстью различных цветов, и соединяются между собой.
Немалый интерес техника плетения представляет и для нас. Изучив технологию и приемы плетения, ученики с удовольствием выполняют работы в технике плетения "ЧИ", создавая декоративные композиции для украшения интерьера. Прежде чем приступить к выполнению работы в материале, самостоятельно разрабатывают эскизы на модульной сетке, продумывая заданные темы, цветовые сочетания. Затем выбирают необходимые материалы и приспособления.
Материалы необходимые для выполнения эскизов плетения "ЧИ"
Материалы, инструменты и приспособления для выполнения работы в технике "ЧИ"
В процессе работы обязательно соблюдение всех правил безопасности. Все материалы, приспособления и инструменты должны хранится и использоваться должным образом, с соблюдением всех правил.
3.2. Материалы для уроков декоративно-прикладного искусства в 6 классе (пэчворк)
ПЭЧВОРК
Это особый стиль шитья из кусочков ткани, развивающий художественный вкус и умение, воспитывающий терпение, приучающий к аккуратности. Лоскутная техника - достаточно популярный вид рукоделия, т.к. не требует больших материальных затрат и предполагает возможность использования содержимого "бабушкиных сундуков". Для пэчворка можно использовать любые ткани как новые, так и бывшие в употреблении. Шитье из лоскутов - пэчворк вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пестрых кусочков ткани с определенным рисунком. В процессе работы создается полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Лоскутные стеганые вещи передавались по наследству и служили долгие годы.
История техники пэчворк насчитывает около 3000 тысяч лет. Несмотря на древность корней, он становится все популярней с каждым годом. Если раньше лоскутное шитье было излюбленным хобби экономных домохозяек, то теперь это модный дизайнерский тренд. Сегодня изделия, выполненные в этом стиле весьма актуальны. Это не только одежда, обувь и аксессуары, но даже мебель и всевозможные предметы интерьера. Особенно красивые произведения - впечатляющие по разнообразию и оригинальности материалов, форм, структур и цветовых сочетаний - принято вешать на стены как картины или ковры.
Цель наших занятий показать, что лоскутное шитье не только ремесло, а полноценная творческая работа, в которой ценится, прежде всего, ее эстетический аспект. В презентации представлены работы, выполненные на уроках декоративно-прикладного искусства.
Материалы необходимые для выполнения эскизов.
Материалы, инструменты и приспособления для выполнения работы в материале.
Список используемой литературы
Адреса сайтов
Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу клиента. Они побуждают его видеть и осязать. Они порождают эмоциональный подъем и осознание. Сами по себе являясь частицами реальности, эти материалы побуждают клиента к соприкосновению с реальностью. Таким образом, между творцом и художественным материалом происходит динамическое взаимодействие. Арт-терапевту особенно интересно выяснить, какой материал вызывает наибольшую экспрессивность клиента. Тем самым свободный выбор материала является важнейшей движущей силой в процессе художественной работы (Романова Е.С., 1992).
Важно, чтобы материал, с которым идет работа на занятии, был добротным, ярким, красивым. Краски, карандаши, пластилин, бумага должны иметь аккуратный вид. Ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех детей, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.
Арт-терапевтическая работа предполагает большой набор различных изобразительных материалов:
1) краски.
2) карандаши, восковые мелки
3) для создания коллажей или объемных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки,текстиль;
4) природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;
5) для лепки - глина, пластилин, дерево, специальное тесто;
6) бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;
7) кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.
Помимо практических соображений существует ряд серьезных моментов, касающихся выбора материалов в соответствии с целями занятий :
1. Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы, такие как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие: пастель, краска и глина способствуют более свободному выражению (Шоттенлоэр Г., 2001). Краски больше, чем другие материалы, позволяют эмоциям, настроениям и образам перетекать через руки (рисование пальцами) прямо в материал и отображаться с минимальным контролем. Акварель можно наносить по-разному: они могут быть яркими и тусклыми, четкими и размытыми, тяжелыми и легкими. Использование красок прибавляет рисунку выразительности. Очень удобно использовать краски (например, гуашь), которые можно закрашивать сверху, смешивать цвета, изменять рисунок. Краски являются более выгодными для использования именно из-за возможности больше экспериментировать. При работе с рисунком, особенно с красками, важно предоставить клиенту возможность выбирать не только краски, но и инструмент, с помощью которого он будет рисовать (Шевченко Ю.С., Крепица А.В., 1998). Интересным является не использование кисточек, а рисование руками. Такая возможность дает больше свободы и возможностей для исследования. Также как еще одна форма рисования может быть использовано разукрашивание лица. Единственное, что стоит учесть, что нужно предоставить клиентам соответствующие краски
2. Если клиент не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать. У восковых мелков очень интенсивный цвет. Они существенно тверже, чем выше перечисленный материал, и таким образом, открывают только часть возможностей психической саморегуляции. Фломастеры требуют во время рисования сильного контроля. Использование фломастеров вскроет момент подавления страха перед богатством собственных переживаний и ощущений. Если ребенок, несмотря на предложенный цветовой материал, часто выбирает простой карандаш , значит, что-то, возможно, препятствует его эмоциональному выражению. Зачерненные места часто указывают на депрессивные расстройства или глубокую депрессию (Шевченко Ю.С., Крепица А.В., 1998).
3. При индивидуальной работе с детьми или группами, чье поведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов.
4. Многие чувствуют себя неуверенно в отношении своих художественных способностей. Вырезание картинок из журнала для создания коллажа «уравнивает» участников и позволяет даже очень неуверенным клиентам присоединиться к работе.
5. Как только все клиенты с удовольствием начнут участвовать в упражнении, такие материалы, как краска или глина, могут дать возможность более глубокого самовыражения, особенно при изучении чувств или реакций.
6. Работа с «выразительными» материалами может быть терапевтичной для многих клиентов. Она не только помогает выразить широкий спектр эмоций; работа с глиной или размазывание пастелей или красок с безоценочной реакцией на конечный продукт могут стать целительными сами по себе.
Бумага большого формата побуждает к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами.
Абстрактные рисунки в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения личности. Здесь снимаются ограничения, накладываемые уровнем сформированности художественных навыков ребенка, приобретенными стереотипами рисования (девочки рисуют однотипных принцесс, а мальчики - одинаковые машины) (Шевченко Ю.С., Крепица А.В., 1998).
При обсуждении рисунков следует избегать оценок технического мастерства автора (в том числе красиво - некрасиво), а следует обращать внимание на приемы (цвет, характер линий и т. д.), позволяющие передать настроение, переживания. При правильной организации обсуждения детских рисунков дети обычно сами приходят к пониманию преимущества свободного рисования.
При восприятии продуктов изобразительного творчества арт-терапевту необходимо обращать внимание на следующие аспекты:
· какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура
· что выглядит странным
· чего не хватает у данного объекта
· что находится в центре. То, что в центре, часто указывает на суть проблемы или на то, что для этого человека является главным
· каковы размеры и пропорции изображенных объектов и людей (Копытин А.И., 1999, Романова Е.С., Потемкина С.П., 1992, Шевченко Ю.С., Крепица А.В., 1998, Шоттенлоэр Г., 2001). Непропорциональные объекты заставляют искать ответ на вопрос, что преувеличено; большие фигуры призваны усилить, а чрезмерно уменьшенные - принизить. Искажение формы, пропорции может символизировать проблемную область, большее внимание и более глубокое понимание, которые могут способствовать восстановлению нормального положения
· есть ли повторяющиеся объекты. Число объектов во многих случаях играет для клиента большую роль, поскольку имеет отношение к единицам отсчета времени или значимым событиям в прошлом, настоящем или будущем
· в какой перспективе выполнена работа и как она используется автором. Совмещение нескольких видов перспектив в одной работе может иметь отношение к наличию противоречий в жизни автора
· есть ли подписи на работах, так как они могут использоваться для того, чтобы внести ясность и уменьшить возможность неправильной интерпретации данной работы, что, возможно, отражает степень доверия к невербальному способу общения.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детской культуры (искусств) «Радуга»
План-конспект занятия
«Знакомство
с художественными материалами»
для учащихся 7-10лет
педагог дополнительного образования
Сячина Татьяна Александровна
Городской округ город Выкса, 2016г
ЦЕЛЬ:
Формирование у учащихся активной познавательной и творческой деятельности через ознакомление с художественными материалами.
ЗАДАЧИ :
Формировать знания о живописных и графических художественных материалах ;
Обучать приемам работы художественными материалами.
Развивать креативные способности учащихся.
Развивать интерес и любовь к изобразительному искусству.
Воспитывать у детей интерес к процессу и результату работы (умение планировать работу и доводить начатое дело до конца);
Воспитывать трудолюбие;
Воспитывать аккуратность при работе с художественным материалом и в организации рабочего места.
Методы обучения, используемые на занятии:
Словесные;
Наглядные:
Практические:
Материалы и оборудование:
листы бумаги А4;
различные графические и живописные материалы;
компьютер;
медиа – ресурсы и презентация «Художественные материалы».
Ход занятия
1.Организационный момент.
Проверка готовности к занятию.
Сообщение темы, цели и задач занятия. Напоминание правил техники безопасности на занятиях в студии «Акварелька».
Педагог: Посмотрите на доску и скажите, о чём мы сегодня будем говорить? Какие материалы относятся к художественным?
2.Сообщение новых знаний
Педагог: Все материалы делятся на графические и живописные. Рассмотрим графические материалы.
Графические – это карандаши, разнообразные мелки, палочки обожжённого древесного угля, фломастеры, различные ручки, соус, сангина, сепия, а также тушь и перо, вместо которого иногда применяют заострённую палочку или кисть.
Графитный карандаш . Он имеет сероватый тон, с легким блеском, без интенсивной черноты. Проведенные карандашом штрихи плотно ложатся на бумагу и не требуют закрепления. Карандаши различают по твердости (или мягкости) и обозначаются буквами Т, МТ, М (зарубежные марки – Н, НВ, В) с цифрой – показателем перед буквой, указывающей на большую твердость или мягкость карандаша. Обычно работу начинают карандашом средней мягкости – ТМ или М – и затем переходят к более мягким номерам.
Выбор определенной мягкости или твердости карандаша зависит от задачи, стоящей перед рисующим. Например, очень мягкими карандашами типа 5М и более, удобнее выполнять быстрые наброски.
Применение мягкого карандаша мы можем наблюдать в «Портрете художника С. Комисаренко» выполненного И.И. Тартаковским.
Перед началом любой работы карандаш следует хорошо заточить. Точим карандаши не точилкой, а канцелярским ножом. Заточка тоже бывает разной – острой, тупой, плоской (лопаточкой), в зависимости от того, какую по характеру необходимо провести линию.
Во время рисования карандаш держат на значительном расстоянии от заточенного кончика грифеля двумя пальцами – большим и указательным, опираясь при этом на лист бумаги мизинцем. Когда требуется более детальная проработка рисунка, карандаш держат тремя пальцами. Необходимо помнить, что на начальном и конечном этапах работы не следует держать карандаш тремя пальцами, так как при таком варианте, ребро ладони опирается на лист и пачкает рисунок. Лучше держать карандаш двумя пальцами и опираться на лист бумаги мизинцем, тем более, что при таком варианте удобнее проводить длинные, легкие линии и штрихи. Карандаш довольно легко стирается резинкой.
Уголь рисовальный приготавливается из высушенных, очищенных от коры древесных прутиков ивы или березы путем обжига без доступа кислорода. Уголь для рисования обладает теплым черным цветом, легко ложится на поверхность бумаги. Его можно растушевывать, получая при этом оттенки от черного до светло-серого цвета.
Бывает также прессованный уголь, который прессуется из угольного порошка. Он дает более черный цвет, нежели рисовальный.
Уголь обладает большими изобразительными возможностями. При его помощи можно использовать и линию, и пятно, закрывая большие поверхности бумаги, работая то острым кончиком угля, то его широкой боковой поверхностью, держа кусочек палочки плашмя. Также углем работают в штриховой технике, как карандашом. Очень выразительны графические работы выполненные углем на тонированной бумаге. Бумагу выбирают шероховатую, так как на гладкую поверхность уголь плохо ложится и осыпается.
Густав Курбе в своей работе «Мужчина с трубкой (Автопортрет)» использует уголь плашмя, закрывая большие участки работы. Выразительная игра контрастов черного и белого передается за счет работы острым кончиком угля на границах света и тени. Особо интересны приемы работы углем в «Портрете актрисы Элеоноры Дузе», художника И.Е. Репина, выполненном на холсте. Уголь оставляет и широкие густые линии, и тонкие трепещущие штрихи, и лепит форму едва уловимыми прозрачными полутонами.
Иногда уголь используется и для линейного рисунка с небольшой тональной проработкой. Примером может служить работа Н.Н. Жукова «Портрет скульптора С.И. Эрьзи»). Интересны графические портреты Н.И. Фешина, выполненные углем. В каждом из них автор передаёт тонкие движения человеческой души, раскрывает характер в повороте фигур, наклоне головы, жесте рук, выразительности взгляда. В человеке он ищет, прежде всего, индивидуальность облика и характера.
Соус представляет собой жирные черные палочки цилиндрической формы. Он дает приятный бархатистый тон. Соусом можно работать сухим и мокрым способом. В первом случае можно работать линией, штрихами и пятнами с применением растирки. Во втором случае его необходимо растереть и развести вожжой до желаемой консистенции. Работа мокрым соусом позволяет выполнять переход от линии к тону и наоборот, что очень важно для выявления общих отношений и характерных деталей. Отличительная особенность соуса заключается в том, что после его нанесения кистью на бумагу и, дав ему высохнуть, изображение можно моделировать резинкой, стирая соус в нужных местах до белой бумаги.
Особый интерес представляют работы российского художника Н.Д. Блохина. Портреты, выполненные соусом дают эффект материальности, естественности, случайности состояния и настроения. В работе «Алиса» художник мастерски передает состояние трепетности, нежности молодой девушки. Точные линии создают выразительный контур лица модели, подчеркивают плавность ее округлых форм. В другой работе «Весельчак», Блохин заостряет внимание на эмоциональной характеристике лица мужчины. Остро подмечена и передана мимика лица: верхняя губа и крылья носа приподняты, щеки более выпуклые, глаза сужены, образуются морщинки в уголках глаз. Работа наполнена мощным эмоциональным зарядом, свежестью первого впечатления. Художник использует разнообразные возможности материала. Работая плашмя, прекрасно передается фактура шапки, используя жирные, с нажимом линии передаются глубокие контрастные тени.
Сангина , так же как и уголь широко применяется в графических портретах. Изготавливается сангина в виде коричневых или рыже-красных палочек и дает теплый красноватый или темно-коричневый цвет. Сангина имеет большую мягкость и хорошо размазывается по бумаге. В работе с данным материалом применяются те же приемы, что и с углем. При растирании сангина несколько меняет цвет, тон и фактуру. Мякишем белого хлеба, размятого в руке, можно протирать светлые участки. Рисунки, выполненные сангиной, обычно имеют очень живую, теплую фактуру.
Ярким примером графической работы, выполненной сангиной, могут служить работы Аннибали Каррачи «Портрет мужчины», Ж.Б. Греза «Голова девочки», З.Е. Серебряковой «Портрет А.Н. Бенуа», «Лидочка Иванова».
Приведенные примеры показывают, какими большими выразительными возможностями обладает сангина, красивый живописный материал с богатством теплых оттенков, с глубоким бархатистым тоном.
Тушь. Рисунок тушью обладает большими художественно-выразительными возможностями. В настоящее время тушь изготавливают разных цветов. Для рисунка тушью применяют кисть и перо. Кисти выбирают мягкие, обычно колонковые. Работы, выполненные при помощи туши и кисти, приближаются к акварели. Используя кисть и разбавив тушь водой, можно добиться, как и в акварели, разнообразных тональных переходов. Таким образом, на первое место выступает не контур, определяющий границы форм, а тональность, создаваемая сочетанием темных и светлых пятен. Тушь является несмываемым материалом поэтому, требует большой аккуратности в работе. Перовой рисунок дает возможность выполнения разнообразных по толщине штрихов и линий, которые позволяют передать большую форму или прорисовать мельчайшие детали.
В работе В.А. Серова «Портрет Н.З. Рапопорт» можно наблюдать применение кисти и туши. П.В. Митурич в своей работе «Портрет мужчины» также использует тушь и кисть. Работа кистью плашмя позволяет художнику делать заливку в тенях, а использование кончика кисти помогает в прорисовке деталей. В рисунке Леонардо да Винчи «Голова старика» сделана тончайшая моделировка объема средствами перового рисунка.
Фломастер (англ.flowmaster) –инструмент для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара. Фломастер в 1960-е годы произвёл революцию в мире пишущих средств. А теперь прочно вошёл в быт и технику рисования. Он легко скользит по бумаге и оставляет за собой красивую плавную линию, которую нельзя стереть, поэтому работать им надо твёрдой и уверенной рукой. Фломастеры бывают толстые и тонкие, различных цветов. Это расширяет их художественные возможности. Ими можно работать,используя штрих, линию или декоративные пятна. Хороши фломастеры для набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративно-оформительской работы. Дети любят рисовать фломастерами.
Живописные материалы – это краски, которые дают художнику богатые возможности в изображении мира. В глубокой древности человек научился получать красящие вещества, растирая в порошок разноцветные глины и камни. Эта красочная основа – порошок - называется «пигмент» Чтобы из него сделать краску, надо найти подходящее связующее вещество. Для этого применяют воск, яичный желток, рыбий клей. Художнику для живописи требуются разные виды красок – акварель, гуашь, темпера, масло, потому что нужны разные по характеру краски: одни- чтобы расписывать стены, другие - чтобы создавать живописные картины или маленькие живописные произведения.
Акварель (фр. Aquarelle,от лат. Aqua-вода) приготовляют на основе растительного клея, добываемого из коры вишнёвых и др. деревьев. Обязательный признак акварели - её прозрачность. Вода, которой растворяется краска, способствует тонкому распределению её на поверхности бумаги. Акварелью можно рисовать по влажной бумаге. Ею можно покрывать просохшую поверхность, на которой уже имеется слой краски.
Гуашь – краска не прозрачная, плотная высыхая, она приобретает матовую бархатистость. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном холсте, на ткани, картоне, фанере. Её преимущества: легко отмывается или отстирывается, быстро высыхает на любом материале, поверх просохшей гуаши можно рисовать другим цветом.
(Слайд 23) Масляные краски разводят не водой, а специальной жидкостью (лаки, растворители). Они густые и непрозрачные. Такими красками работают в основном профессиональные художники.
3.Физкультминутка.
Раз - согнуться, разогнуться,
Два - нагнуться, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
4.Пракическая часть.
Педагог: А сейчас предлагаю познакомиться со свойствами художественных материалов на практике. Начнем с простых карандашей, для этого нам понадобятся карандаши разной мягкости. Упражнения: «косой дождик», «волны», «точки».
5.Рефлексия.
6.Подведение итогов и анализ работы.
Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве – 2-е изд., доп – М.: Просвещение, 1988. – 172 с.: ил.
В рисунке самым распространенным материалом является графитный карандаш. Однако помимо него может применяться множество других, самых разнообразных материалов – тушь, сангина, уголь, пастель, соус, мел, и т.д.
Все художественные материалы имеют различные характерные особенности , отличающие их друг от друга по возможностям применения. К слову сказать, если вам все-таки покажется сложным такое начало художественного творчества, то можно попробовать раскраски по номерам http://homeartshop.ru/ , которые помогают набить руку. Ну так вот, каждый из материалов обладает совокупностью только ему присущих свойств (цветом, степенью твердости, прозрачностью и т.д.), которые напрямую зависят от способа изготовления и входящих в его состав красящих веществ – пигментов и связующего вещества (клея и специальных примесей). Изобразительные материалы могут быть как черно-серыми (черная тушь, акварель, сангина, маркеры, фломастеры) преимущественно минерального происхождения как природными, так и приготовленными искусственным путем.
Начинающему рисовальщику очень важно научиться примерять различные материалы, иметь представление об их свойствах, знать особенности и возможности каждого из них.
Система средств и приемов работы графическими материалами, с помощью которых на бумаге реализуется зрительный образ — это техника рисунка . Основные ее стороны: организация рабочего места, выбор материалов и приемов работы карандашом и ластиком, краской и кистью; вариантов рисования всевозможных линий, тушевки, окраски и т.д. Знание приемов и средств, а также умение их применять дает возможность реалистично изображать увиденное, выразительно повествовать о нем.
Овладение техникой рисунка позволяет развивать глазомер и чувство руки, и при этом воспитывает привычку к самоконтролю. Следует уметь грамотно пользоваться художественным материалом. Например, при рисовании с помощью карандаша не стоит растирать пальцем рисунок, поскольку это делает рисунок грязным и невыразительным. Для свинцового карандаша будут выигрышными ясные, четкие и чеканные рисунки. При работе же углем, соусом, сангиной растирание позволяет добиваться всевозможных нюансов. Правильный выбор материалов и приемов работы помогает лучше и убедительнее выразить форму на плоскости.
Существует большое количество приемов работы карандашом, пастелью, сангиной, углем и иными материалами. можно только в процессе длительных и упорных занятий. У любого вида техники есть специфические особенности. И нужно знать, какие приемы работы подходят к какому-либо материалу, чего можно добиться посредством сангины, угля, карандаша, пастели, как одним и тем же материалом достигнуть различных эффектов.
Графические материалы принято разделять на «сухие» и «мокрые» (разводятся водой). Использование различных материалов и техник открывает перед художником неожиданные возможности в передаче фактуры объекта, его характера, собственного отношения к нему. Очень полезно поработать над рисунком углем. Уголь позволяет обобщенно начинать и заканчивать рисунок, потому как обладает большим тональным диапазоном — начиная от легких светло-серых градаций до самых глубоких черных бархатных тонов. Вместе с тем при известных навыках уголь позволяет осуществлять и тонкую прорисовку деталей. Итак, в рисунке при помощи угля можно весьма эффективно сочетать тщательную манеру с широкой.
Чрезвычайно полезна работа над рисунком в технике «отмывка» . Отмывкой называется акварельная работа одним цветом по сырому (тушь, соус, акварель). При длительной работе в этой технике целесообразно сначала легкими штрихами карандаша нанести основное построение рисунка. После чего, начиная с самых светлых мест, постепенно нагружать рисунок, усиливая тон. Но эту технику можно очень успешно применять и в быстрых набросках одной кистью без первоначального рисунка карандашом. Такая работа развивает способность видеть общую форму, чувство тона, отбирать нужные моменты из жизни, что очень важно для серьезной творческой работы.
В процессе работы весьма полезно чередовать различные техники. Долговременные рисунки разбавлять быстрыми зарисовками, карандашную технику – отмывкой либо техникой угля, что развивает скорость рисования, чувство пространства, а также художественный вкус.
Более подробно на каждом из художественных материалах в следующих статьях. Подписывайтесь на обновления.
Творческих Вам успехов!