Современный этап развития нашего государства предъявляет не только новые требования к росту экономики, военной отрасли, сельского хозяйства, не обходят стороной реформы и российское образование.
Если вспомнить советскую школу, то главной задачей педагогов было вложить в головы школьников определенное количество знаний, которые им могли бы пригодиться во взрослой жизни. В настоящее время урок в условиях ФГОС должен стать развивающим, и деятельность учителя должна быть направлена на то, чтобы научить ребят учиться и добывать знания самостоятельно. Развивать такие качества и черты характера у школьников, которые помогут им стать успешными людьми в жизни.
На учителя сейчас возлагается большая работа по формированию современной личности школьника. В статье попробуем разобраться, какие требования к уроку предъявляются в условиях новых образовательных стандартов.
В современной школе основной является урок. На каждый отводится определенное количество времени, которое регламентируется школьным уставом. Педагог во время занятий должен руководить различными видами деятельности обучающихся, контролировать, направлять в нужное русло, создавать благоприятные условия для овладения новыми знаниями.
Для достижения этой цели тип урока по ФГОС может быть разным, так же как и методы и средства, используемые на нем. Современный урок должен соответствовать некоторым требованиям. Рассмотрим их более подробно.
Готовясь ежедневно к занятиям, учитель должен опираться на требования, определяющие форму их проведения. Они должны иметь определенную структуру, которая соответствует следующим положениям:
Только предварительно тщательно подготовленный урок может стать настоящим кладезем информации и полезных знаний для современных школьников.
Готовясь к уроку, современный учитель не должен упускать из виду следующие моменты:
Только поистине любящий всем сердцем своих учеников и полностью отдающийся работе учитель может подготовить и провести незабываемые занятия, где время для ребят пролетит совсем незаметно, а в головках отложится ценная и нужная информация.
В современном образовательном процессе по новым стандартам образования можно выделить несколько типов занятий:
Если спросить любого педагога, то все эти типы уроков ему прекрасно знакомы. Но в образовательном процессе чаще всего проводятся комбинированные занятия, независимо от того, это урок русского языка по ФГОС или какой-то другой.
Каждая разновидность урока имеет свою определенную структуру, под которой подразумевается совокупность различных этапов, взаимосвязанных между собой. Рассмотрим некоторые из них.
Структура типов уроков по ФГОС обычно имеет схожие этапы, но в зависимости от разновидности занятия есть и свои особенности. Если большая часть времени отводится для усвоения нового материала, то выделяют следующие этапы:
Этих этапов предлагают придерживаться, когда занятие проводится в соответствии с новыми стандартами образования.
Этот тип урока по ФГОС имеет следующие этапы:
Независимо от того, к какому типу относятся занятия, они могут проводиться в различной форме. В современной школе, когда учащиеся сейчас подкованы с точки зрения использования всех гаджетов, а также для наиболее эффективного усвоения материала очень важно преподносить информацию в различной форме. В зависимости от этого выделяют не только тип урока по ФГОС, но еще и его вид:
У каждого учителя в своем арсенале имеется много различных форм занятий, которые он периодически использует в своей практике. Конечно, надо отметить, что не каждый урок можно провести, используя всю палитру форм занятий. Чаще всего педагоги приберегают их, чтобы дать открытый урок. Все-таки надо помнить, что учеба - это не развлечение, а серьезная работа.
Современное общество предъявляет большие требования к образованию, так как от полученных в школе знаний будет зависеть дальнейшая жизнь выпускников, их умение приспосабливаться к жизни в наше нелегкое время, найти свое место под солнцем.
Не важен по ФГОС, но имеются некоторые признаки, показывающие, насколько урок будет эффективным:
Когда проводится открытый урок, педагоги всегда обращают внимание на то, как учитель во время урока организует работу с разными категориями учащихся.
Проведение занятий в соответствии с новыми образовательными стандартами в корне отличается от привычных традиционных представлений о процессе. Вот некоторые отличительные черты:
Опытные педагоги за много лет работы уже наработали некоторые методы, которые помогают им в профессиональной деятельности, и вот их рекомендации молодым специалистам, чтобы сделать урок максимально эффективным:
Чтобы провести современный урок, который не только даст ученикам необходимые знания, но и научит их умению находить выход из сложных ситуаций, отстаивать свое мнение, не пасовать перед трудностями, необходимо всей душой любить своих воспитанников и посвящать себя целиком своей работе.
Перед школой сейчас стоит сложная задача по формированию современной личности. И более важным является привить ребятам умение учиться, находить нужную информацию, адекватно воспринимать различные ситуации в жизни, ставить перед собой цели и упорно к ним идти. Конечно, без участия родителей это невозможно, но это уже тема совсем другого разговора.
1. Первое, с чего нужно начать урок – зажечь доминанту – очаг активного внимания, добиться чтобы у ребенка возник интерес к уроку, возник рефлекс «Что такое?».
2. Продолжительность одного вида умственного труда (чтения, письма, счета, объяснение нового материала и др.) в каждой возрастной группе не должна превышать длительности активного внимания. Особенно это относится к дошкольникам и учащимся I-IV классов. Структура урока (продолжительность этапов, частей его) должна соответствовать динамике умственной работоспособности в течение урока (период врабатываемости, оптимум работоспособности, время появления первой фазы утомления, после которой необходимо менять вид умственного труда).
Продолжительность счета для учащихся 1 класса не должна превышать 5-7 мин, письма - 10 мин, чтения - 15 мин.
3. Учитель должен уметь во время переключить активное внимание детей, включить в работу другую группу нервных центров. Особое место при смене вида деятельности во время урока занимают физкультминутки, которые предоставляю учащимся возможность отдохнуть от умственной работы, переключиться на другой вид деятельности. Проводить их необходимо на всех уроках в течение 1,5-2 минут в виде небольшого комплекса - трех, четырех простых физических упражнений, повторяющихся четыре, пять раз. Физкультминутки целесообразно проводить на 20-25 минуте урока или два раза (в начальных классах) в течение одного урока (на 15 и 30 мин).
4. Урок должен проходить эмоционально, не монотонно, с положительными эмоциями (чтобы не вызвать охранительного торможения) и обязательно на чувственном восприятии, т.е. с использованием наглядных пособий, чтобы были задействованы все анализаторы. Особенно это важно для младших школьников при организации урока необходимо использовать наглядные пособия, раздаточный материал, постановку опытов, так как у них первая сигнальная система преобладает над второй и поэтому необходимо рассчитывать в первую очередь на чувственное восприятие предмета.
5. Непосредственное отношение к психогигиене имеет ряд положений учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности, из которых вытекает, что:
а) количество новой информации, поступающей в большие полушария, должно соответствовать функциональным и возрастным возможностям школьников;
б) количество информации должно уменьшаться к концу каждого урока, к концу учебного дня, учебной четверти и учебного года.
Если первое положение в основном учитывается педагогами при составлении учебных программ, продолжительности урока, учебного дня, учебной четверти и учебного года, то второе практически не учитывается. Количество информации в последние минуты урока не меньше, чем в начале урока, в конце учебного дня не меньше, чем в начале его, и в конце учебной недели не меньше, чем в начале ее.
6. Отсюда особое значение приобретает правильное составление расписания уроков .
К расписанию уроков предъявляется ряд требований. Прежде всего количество уроков в неделю по каждой учебной дисциплине в каждом классе должно строго соответствовать учебному плану.
Другим основным валеологическим требованием к составлению расписания уроков является учет динамики умственной работоспособности школьников в течение учебного дня и учебной недели.
Наиболее высокий уровень умственной работоспособности наблюдается с 9 до 11 ч у младших школьников и с 8 до 12 ч у старших школьников. Затем начинается снижение работоспособности. В 15-17 ч у младших школьников и в 16-18 ч у старших школьников наблюдается второй, относительно меньший, подъем работоспособности, который по продуктивности значительно уступает первому.
У младших школьников уроки должны начинаться не ранее 8 ч 30 мин, а заканчиваться в 12ч. У старших школьников уроки должны начинаться не ранее 8 ч, а заканчиваться в 13 ч. У младших школьников умственная работоспособность увеличивается от 1-го ко 2-му уроку, а у старших от 1-го к 3-му уроку (период врабатывания и оптимум работоспособности). Начиная с 3-го урока у младших школьников и с 4-го урока у старших, работоспособность начинает снижаться, но остается еще выше, чем была на 1-м уроке. На 4-м уроке у младших школьников и на 5-м уроке у старших школьников умственная работоспособность уже ниже, чем была на 1-м уроке. Если вводится 5-й урок у младших школьников, а 6-й урок у старших, то на этих уроках работоспособность снижается на 50 % по сравнению с 1-м уроком. 6-е уроки у младших школьников и 7-е уроки у старших школьников педагогически неэффективны, так как к этому времени развивается третья фаза утомления.
Аналогичная динамика умственной работоспособности наблюдается в течение учебной недели. Если принять нормальную работоспособность за 100 %, то в понедельник она будет равняться 98 % (период врабатывания), во вторник (105 %) и среду (109 %) наблюдается наибольшая работоспособность (оптимум), в четверг работоспособность начинает снижаться (96 %), в пятницу она еще ниже (95 %) и в субботу самая низкая (94 %).
В соответствии с динамикой умственной работоспособности необходимо трудные уроки, т.е. требующие абстрактного внимания (математика, физика, иностранный язык, русский язык, контрольные работы) ставить в период наибольшей работоспособности, т. е. 1- 2-ми у младших школьников и 1-3-ми у старших школьников.
К моменту начала снижения работоспособности, т. е. 3-ми уроками у младших школьников и 4-ми уроками у старших (или предпоследними) надо ставить труд, физкультуру, ИЗО, музыку и другие уроки не связанные с интенсивным умственным трудом (уроки качественно иной деятельности).
Последними уроками надо ставить уроки, не требующие большого умственного напряжения (природоведение, биология, история, география и др.). Однако нельзя ставить все уроки по данной дисциплине последними. Если у младших школьников 5 уроков, а у старших 6 уроков, то лучше после 3-го урока у младших школьников и 4-го урока у старших школьников проводить час здоровья (с 11 ч 30 мин до 12 ч 30 мин) на открытом воздухе.
В понедельник и субботу расписание должно быть облегчено за счет уменьшения количества часов и включения в него более легких уроков. Запрещено сдваивать уроки. (Раньше, как исключение, разрешалось сдваивать урока труда. Это было связано с дефицитом преподавателей труда.) Необходимо следить, чтобы в какой-нибудь день не скапливались уроки, /требующие много времени для выполнения домашних заданий. На выходные и праздничные дни запрещено давать домашние задания, поэтому на понедельник надо ставить уроки, не требующие подготовки дома.
В соответствии с недельной динамикой умственной работоспособности в четверг надо делать "разгрузочный" день с уменьшенным объемом учебной нагрузки, с экскурсиями, и прогулками.
7. Наряду с расписанием уроков имеет большое значение и организация перемен с введением подвижных игр.
Подвижные игры на переменах способствуют повышению умственной работоспособности на следующих уроках. Игры должны организовываться переменах, незанятых завтраком или переодеванием детей (урок физкультуры, экскурсия и т. п.). Если позволяет погода, то лучше их проводить на открытом воздухе и отдельно с каждым классом. За 10-15-минутную перемену дети могут поиграть в 2-3 игры.
Школьники начальных классов нуждаются в руководстве играми. Руководитель должен вносить поправки, устранять конфликты, подбадривать, следить за правилами игры. Учащиеся старших классов играют самостоятельно.
Следует поощрять самостоятельно возникающие игры. В этих случаях, как правило, не требуется прямого руководства, но наблюдение обязательно. При организации самостоятельных игр надо использовать не приказную, а товарищескую форму общения в виде совета: "В какую игру будем играть?",. "Давайте поиграем в...", "Знаете ли вы игру..." и.т. п.
Как бы правильно не был организован урок и правильно составлено, расписание уроков, как бы не отвечал учебный процесс валеологическим требованиям охраны нервной системы школьника, учебная нагрузка неизбежно представляет определенные трудности, в преодолении которых и происходит умственное развитие учащихся. Умственная работа всегда должна доводиться до утомления. Важно только, чтобы утомление не переходило допустимые пределы и не превращалось в переутомление. Отсюда огромная роль принадлежит отдыху. Правильная организация отдыха не менее важна, чем организация учебной деятельности.
Современные требования
к организации и проведению учебного занятия
Из цикла: «В помощь
преподавателю и мастеру
производственного обучения»
Составитель: ,
УО ГГПК
Данные методические рекомендации предназначены для оказания помощи преподавателям и мастерам производственного обучения при подготовке к проведению различного вида учебных занятий. В данном издании рассматриваются вопросы дидактических и психологических требований к занятиям, методы и способы организации познавательной деятельности учащихся. Для педагогов предложена методика анализа занятия с позиции личностно-ориентированного образования.
Предлагаемый материал может быть использован в работе преподавателями и мастерами производственного обучения для организации и проведения занятий, соответствующих современным требованиям образовательного стандарта.
DIV_ADBLOCK185">
· определение оптимального содержания занятия в соответствии с требованием учебной программы и целями занятия, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
· прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на занятии, так и на отдельных его этапах;
· выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе занятия, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на занятии и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
· реализация на занятии всех дидактических принципов;
· создание условий успешного учения учащихся.
2. Психологические требования к занятию
Психологическая цель занятия:
· проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретной учебной дисциплины и конкретного занятия;
· учет в целевой установке занятия психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
· предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль занятия
1) Определение содержания и структуры занятия в соответствии с принципами развивающего обучения:
· соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
· определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
· планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов педагога, учебника, пособия и т. д.) и в процессе самостоятельного поиска;
· выполнение педагогом и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, кто формирует-формулирует, кто решает);
· учет контроля, анализа и оценки деятельности учащихся, осуществляемых педагогом, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
· соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т. д.) и принуждения (напоминания об отметке, резкие замечания, нотации и т. п.).
2) Особенности самоорганизации педагога:
· подготовиться к занятию и главное – осознание психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению;
· рабочее самочувствие педагога в начале занятия и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью занятия, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему предстоящему, педагогическая находчивость и др.);
· педагогический такт (случаи проявления);
· психологический климат на занятии (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт или др.).
Организация познавательной деятельности учащихся
1) Определение мер для обеспечения условий для продуктивной работы мышления и воображения:
· планирование путей восприятия учащимися изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
· использование установок в форме убеждения, внушения ;
· планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
· использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для восприятия новых (индивидуальный опрос, беседа, тесты по повторению).
2) Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:
· определение уровня сформированности знаний и умений учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул и т. п.);
· опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации деятельности мышления и воображения учащихся;
· планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и «лишними» данными, организация поисковой, исследовательской работы на занятии и др.);
· руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного, к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
· использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение темы и цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).
3) Закрепление результатов работы:
· формирование навыков путем решения задач;
· обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
· отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
· возможные группы учащихся по уровню обученности, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на занятии.
Учет индивидуальных особенностей учащихся:
4. Требования к технике проведения занятия:
· занятие должно быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
· темп и ритм занятия должны быть оптимальными, действия педагога и учащихся завершенными;
· необходим полный контакт во взаимодействии педагога и учащихся на занятии, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
· доминировать должна атмосфера доброжелатель-ности и активного творческого труда;
· по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
· обеспечить соблюдение единого орфографического режима учебного заведения;
· педагог должен обеспечить активное учение каждого учащегося.
2. Формы организации деятельности учащихся на занятии | Недостатки | Фронтальная (групповая) | Форма нацелена на некоего абстрактного учащегося, т. е. на «среднего» учащегося (учащиеся с низкими учебными возможностями не успевают, а сильные учащиеся нуждаются в более сложных заданиях). |
Достоинства | Способствует установлению доверительных отношений и общения между педагогом и учащимися; Воспитывает чувство коллективизма; Позволяет учить учащихся рассуждать; Формирует устойчивые познавательные интересы; Педагог получает возможность излагать материал всей группе и свободно влиять на весь коллектив. |
||
В ходе объяснения нового материала. В ходе самостоятельной работы учащихся, когда многие сделали одну и ту же ошибку, и преподаватель (мастер) останавливает работу для проведения повторного объяснения всем. Во время подведения итогов в конце занятий. |
|||
Особенности, признаки | Преподаватель (мастер) работает сразу со всей группой. Учебная цель и задачи для всех общие. Работают по принципу «каждый за себя». Одни внимательно слушают, другие отвлекаются. Одни отвечают на вопросы, другие не слышат ни вопросов, ни ответов. Одни выполняют упражнения быстро и качественно, другие не успевают, третьи быстро и некачественно. |
||
Недостатки | Индивидуальная | Форма несколько ограничивает общение между учащимися, их стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. | |
Достоинства | Способствует воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели; Позволяет вырабатывать необходимые умения и навыки, опыт познавательной деятельности; Способствует формированию у учащихся потребности в самообразовании. | ||
В каком случае выбираем форму | В ходе самостоятельной работы учащихся, когда проводится письменный опрос по карточкам-заданиям, при выполнении контрольных, расчетно-графических и других видов работ по индивидуальным заданиям. В ходе практической работы, когда все выполняют одинаковые или совсем разные задания, но работа каждого не зависит от другого. | ||
Особенности, признаки | Учебная цель для всех общая, но работают все самостоятельно в индивидуальном темпе, каждый на своем месте. | ||
Недостатки | Парная | Учащиеся не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале. | |
Достоинства | Способствует установлению доверительных отношений и формированию умения сотрудничать при выполнении общего дела; Способствует воспитанию взаимоконтроля и взаимопомощи . | ||
В каком случае выбираем форму | В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая практическая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время подведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. | ||
Особенности, признаки | Преподаватель (мастер) организует выполнение работы парами: сильный – слабый учащийся или два равных по успеваемости. | ||
Недостатки | Коллективная (бригада, звено) | Трудности при комплектовании групп и организации работы в них; В группах учащиеся не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. | |
Достоинства | Способствует воспитанию у учащихся активности и самостоятельности; Способствует формированию умения сотрудничать с другими при выполнении общего дела; Способствует формированию социальных качеств личности. | ||
В каком случае выбираем форму | Во время формирования новых заданий могут быть организованы звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решений. В ходе самостоятельной работы могут быть организованы постоянные или временные бригады, звенья для выполнения работ, требующих кооперации и разделения труда. Во время подведения итогов может быть организована деловая игра , когда команды оценивают уровень знаний и умений соперников по итогам рабочего дня. | ||
Особенности, признаки | Цель общая только для членов команды (бригады, звена). Зато задачи в этой бригаде у всех могут быть разные, так как возможно разделение труда и кооперация. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. Контроль частично осуществляется членами коллектива, хотя ведущая роль остается за преподавателем (мастером). | ||
3. Методика анализа занятия с позиции
личностно-ориентированного образования
1. Подготовка педагога к занятию:
· Какую роль педагог отводит занятию в личностном развитии учащихся.
· Задачи занятия, их связь с задачами образовательной области дисциплины и темы.
· Проводилась ли диагностика личностного развития обученности, воспитанности учащихся, как использовались результаты диагностики при постановке задач занятия и определение его содержания.
· Какая индивидуальная работа проектировалась педагогом на занятии.
· Как педагог оценивает результаты работы отдельных учащихся на занятии (в чем продвинулись на занятии сильные, слабые учащиеся).
2. Организация занятия
· Какие задачи были поставлены на занятии педагогом перед учащимися, удалось ли привлечь учащихся к реализации поставленных задач, как учащиеся поняли задачу занятия, как педагог выяснил степень понимания учащимися задач предстоящей работы.
· Была ли создана мотивация деятельности учащихся, как был разбужен интерес, возникло ли у них желание овладеть новыми знаниями и продвинуться в развитии.
· Как учащиеся участвовали в организации занятия, имело ли место взаимное обучение, коллективный или взаимный контроль и оценка. Какие роли выполняются учащимися на занятии. Кто принял на себя ответственность за организацию, порядок и дисциплину.
· Какова организационная структура занятия, можно ли выделить этапы занятия на пути движения учащихся к цели. Как изменяется деятельность учащихся на каждом этапе, какие задачи они решали.
· Организация рефлексии учащихся по поводу услышанного на занятии.
· Какие ценности были положены в основу содержания обучения и стали ли они предметом обсуждения с учащимися.
· Какие глобальные (планетарные) и более частные проблемы развития человечества были включены в содержание занятия.
· Какими способами личностного развития овладели учащиеся: умением ставить перед собой задачи и добиваться их реализации; коммуникативными умениями; умением сотрудничества и взаимопомощи; умением саморегуляции, самоконтроля и самодисциплины; умением самопознания, рефлексии и др.
· В чем состоял развивающий характер содержания обучения на занятии.
· Имели ли место дифференциация и интеграция содержания.
4. Технология обучения:
· Как была организована самостоятельная, творческая работа учащихся.
· Какими методиками педагог приводил учащихся в состояние активности.
· Имело ли обучение диалогический характер. Возникали ли у учащихся вопросы к педагогу, друг к другу, к учебнику.
· Какими средствами и способами педагог осуществлял поддержку учащихся на занятии. Была ли индивидуальная поддержка.
· Как осуществлялось развитие гуманитарного мышления учащихся.
· Как предупреждались затруднения учащихся и устанавливалась обратная связь.
· Какие из современных технологий обучения использовал преподаватель.
· Каков эффект технологий, использованных преподавателем.
5. Экология занятия:
· Состояние здоровья учащихся группы, его учет на занятии.
· Какое настроение было у учащихся. Не возникали ли акты агрессии, подавленности, неудовлетворительности, пассивности. Что было причиной и не переутомились ли учащиеся.
· Достаточно ли были загружены учащиеся и пережили ли они радостное чувство успеха.
· Доброжелательность, сердечность, душевность, взаимная забота педагога и учащихся – с каким настроением ушли с занятия педагог и учащиеся.
6. Педагогическая культура и профессионализм педагога на занятии:
· Проявлялись ли в поведении и общении педагога с учащимися любовь, доброта, уважение независимо от их успехов в обучении.
· Понимает ли педагог психологию учащихся, понимает ли поведение учащихся и все ли поступки педагога были педагогически целесообразны и справедливы.
· Хорошими ли профессиональными знаниями владеет преподаватель, может ли выстроить свою систему доказательств и умеет ли увлечь своей дисциплиной учащихся.
· Были ли на занятии педагогические находки, вдохновение педагога, фантазия, импровизация, артистизм, индивидуальный почерк.
· Умеет ли педагог гибко ставить проблемные вопросы по ходу изучения темы. Обладает ли способностью вести занятия на уровне эвристической беседы.
· Не проявляет ли педагог раздражительности и недовольства учащимися, не повышал ли на них голос, не нарушал ли норм общей и педагогической этики.
· Как педагог относится к неверным ответам учащихся, вовлекает ли в их опровержение других учащихся. Не допускает ли пренебрежения или невнимания к вопросам учащихся.
7. Общая оценка занятия как элемента системы личностно-ориентированного образования:
· Занятие было хорошо подготовлено (или нехорошо подготовлено) для решения задач развития учащихся. Обеспечило (не обеспечило) учащихся в продвижении и усвоении знаний.
· Занятие полностью отвечало (не отвечало) принципам природосообразности, культуросообразности и индивидуальному подходу к учащемуся.
· Учащиеся чувствовали (не чувствовали) себя хозяевами занятия, его соавторами и проявили ли свои субъектные свойства, активность, ответственность, самодисциплину, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию.
· Преподаватель использовал (не использовал) гуманистическую педагогическую технологию, реализовал (не реализовал) стратегию сотрудничества. Сочетал (не сочетал) фронтальную работу группы с индивидуальной работой. Поощрял (не поощрял) индивидуальные достижения.
· Общая атмосфера и образовательная среда занятия способствовали (не способствовали) саморазвитию, самообразованию, самовыражению, самоопределению учащихся; использование их жизненного опыта и стимулирование личностного смысла учения.
Анкета
Преподаватель глазами учащегося:
Позволяют ли занятия приобрести необходимые знания и умения по дисциплине. Последовательны ли и логичны занятия. Имеется ли хороший подбор примеров и иллюстраций. Содержат ли занятия информацию, которую можно получить только в аудитории. Вызывают ли занятия интерес к изучаемой дисциплине. Стимулируют ли занятия активную и творческую работу.
Оценка личности педагога:
Уверенно ли держится педагог перед аудиторией. Владеет ли высокой культурой речи и соблюдает ли должный темп изложения. Считается ли с мнением учащихся. Требователен ли. Объективен ли в оценке знаний и умений. Корректен ли и практичен.
4. Педагогический анализ занятий теоретического обучения | Причины недостатков | Другие причины | |||||
подго-товился | |||||||
Не имеет возмож- ности | |||||||
Знает, но не умеет | |||||||
Не знает как | |||||||
Организация занятия: нерациональная структура; неправильно определено время на элементы занятия (подчеркнуть). | Методы и методические приемы активизации учащихся не применяются; применяются недостаточно (подчеркнуть). | Контроль знаний учащихся: не проводится; не применяются фронтальные формы; проводится формально (подчеркнуть). | Самостоятельная работа учащихся по ходу изучения материала: не проводится; проводится неэффективно (подчеркнуть). |
||||
Причины недостатков | Другие причины | ||||||
подго-товился | |||||||
Не имеет возмож- ности | |||||||
Знает, но не умеет | |||||||
Не знает как | |||||||
Типичные недостатки при проведении занятия | Самостоятельная работа по закреплению знаний: не проводится; проводится неэффективно (подчеркнуть). | Наглядные пособия: не применяются; применяются педагогически неправильно (подчеркнуть). | Технические средства обучения: не применяются; применяются педагогически неправильно (подчеркнуть). | Не осуществляются межпредметные связи. | Не отражаются современные достижения науки и техники. | ||
Причины недостатков | Другие причины | ||||||
подго-товился | |||||||
Не имеет возмож- ности | |||||||
Знает, но не умеет | |||||||
Не знает как | |||||||
Типичные недостатки при проведении занятия | Использование воспитательных возможностей материала занятия: не используются; используются недостаточно (подчеркнуть). | Закрепление материала занятия: не проводится; носит формальный характер (подчеркнуть). | Домашние задания: не выдаются; выдаются формально без инструктажа; не содержат элементов творческой работы учащихся (подчеркнуть). | Педагогическая техника преподавателя: слабо владеет техникой речи; нарушения педагогического такта; нет установившегося стиля в работе (подчеркнуть). | Другие недостатки занятия. | ||
Литература
1. Дереклева завуча. – М., «ВАКО», 2008.
2. Журнал «Завуч». № 7, 2005.
3. Ильин к современному уроку. – Мн., РИПО, 2005.
4. Онищук в современной школе. – М., Просвещение, 1981.
5. Педагогический анализ урока: пособие. / . – 2008.
6. Скакун и анализ уроков по специальным и общетехническим предметам. – М., «Высшая школа», 1984.
7. Хуртова профессионального обучения педагогов. – Волгоград, «Учитель», 2008.
8. Яночкина -методическая литература для педагогических работников учреждений ПТО и ССО. – Мн., РИПО, 2007.
; г. Гродно, УО ГГПК, методический кабинет
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ .
1.Урок должен быть эффективным, а не эффектным.
2.Материал должен излагаться на научный основе, но в доступной форме.
3.Построение урока должно строго соответствовать теме.
4.Поставленные задачи урока- развивающие, образовательные, воспитывающие должны иметь конечный результат.
5.Учащиеся должны четко представлять себе, для чего и с какой целью изучают данный материал, где пригодится в жизни.
6.На уроке должна создаваться атмосфера сопричастности и интереса учащихся к изучаемому материалу.
7.Добиваться того, чтобы учащиеся сами выдвигали программу поиска знаний, что является высшим уровнем проблемности.
8.В процессе урока необходимы:
Рациональное использование наглядности, дидактического материала и ТСО;
Разнообразие активных форм и методов обучения;
Дифференцированный подход в обучении;
Четкая организация мыслительной деятельности учащихся;
Создание атмосферы педагогики сотрудничества, творческой атмосферы;
Правильное соотношение индукции и дедукции в процессе работы над соответствующим материалом.
Наличие на каждом конкретном уроке своих дидактических задач, которые зависят прежде всего от целевого назначения и типа урока.
Совершенствование учащимися навыков самоконтроля;
Урок любого типа должен не только давать знания, но и воспитывать учащихся, т.е. готовить всесторонне развитую личность.
9.Логичность, последовательность, умение выделить главное в изученном материале, умение грамотно поставить вопрос, нацелив на вдумчивый ответ.
10.Последовательная постановка целей урока и его этапов.
11.Проверка домашнего задания с установкой на усвоение нового материала (актуализация знаний).
12.Изучение нового материала, начиная с простого, и постепенное его усложнение.
13.Подготовка учащихся к восприятию домашнего задания и готовности его выполнить.
14.Комментирование домашнего задания.
15.Методически правильно использовать наглядность, ТСО и др.
16.Использовать активные формы опроса, позволяющие вовлечь всех учащихся в работу при проверке домашнего задания.
17.Закрепление знаний.
18.Организационный момент.
19.Знание типов, форм, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке.
Для взаимопосещений
Схема наблюдения за ходом урока с целью
определения качества преподавания.
1.Тема урока. Учебные и воспитательные цели.
2.Качество подготовки учителя к уроку. Знания им требований к современному уроку.
3.Организация урока, его структура, тип, распределение времени.
4.реализация учителем дидактических принципов- создание проблемных ситуаций на уроке.
6.Психологический климат урока.
7.Методы работы учителя и учащихся на уроке. Проверка и оценка знаний, умений, навыков.
8.Воспитание учащихся в процессе обучения.
9.Система самостоятельной, творческой и домашней работы учащихся, дифференцированный подход к учащимся.
10.Вооружение учащихся навыками самообразования работы (как учитель учит детей учиться).
11.Оборудование урока. Эффективность его применения.
12.Санитарно-гигиенический режим урока. Предупреждение утомляемости.
13.Соблюдение учителем технологических требований к уроку.
15.итоги урока, его результат, достижение поставленных целей.
Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занял свое место в советской школе в качестве основной организационной формы обучения.
Среди многообразия используемых в общеобразовательной школе организационных форм обучения урок продолжает сохранять ведущее значение.
Хороший урок - дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.
Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К дидактическим, или образовательным, требованиям относятся:
1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков.
2. Определение оптимального содержания урока в соответ ствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на от дельных его этапах.
3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.
4 Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей.
Воспитательные требования к уроку:
1. Постановка воспитательных задач урока, обеспечение идейно-политической направленности, коммунистической идейности и партийности.
2. Формирование у учащихся на основе приобретенных научных знаний диалектико-материалистического мировоззрения, высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства.
3. Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями переноса знаний, творческой инициативы и активности.
4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.)
5. Соблюдение учителем педагогического такта.
Следует иметь в виду, что требования, выражающие воспи тательные задачи школы, реализуются и в других формах организации обучения и во всей системе внеучебной воспитательной работы с учащимися, проводимой школой и семьей.
Организационные требования к уроку:
1 Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования.
2. Организационная четкость проведения урока (своевре менность начала, максимальное использование каждой его мину ты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока).
3. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и ТСО.
Выполнение перечисленных требований является необходи мым условием эффективности урока, т. е достижения же лаемых результатов. Учитель должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении.