Главная » Отношения » Смена организационной правовой формы предприятий. Необходимые документы для реорганизации предприятия. Специфика преобразования МУП

Смена организационной правовой формы предприятий. Необходимые документы для реорганизации предприятия. Специфика преобразования МУП

Реорганизация АО (акционерного общества) на добровольной основе может проводиться в любой допускаемой законодателем форме, включая преобразование в ООО или производственный кооператив. Рассмотрим особенности процедуры реорганизации АО, возможные варианты преобразования, а также практику судебных органов по разрешению спорных ситуаций в этой сфере.

Правовое регулирование реорганизации АО. Общие положения

Законодательное регулирование реорганизации акционерных обществ осуществляется ст. 104 Гражданского кодекса в совокупности с рядом иных норм кодекса и законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее ― Закон). В соответствии с п. 1 ст. 104 ГК и п. 1 ст. 15 Закона соответствующее решение может быть принято общим собранием акционеров. При этом, по общему основанию, такое решение носит добровольный характер и зависит от воли акционеров.

Обязательная реорганизация или запрет ее добровольного проведения

В то же время указанные нормы отдельно оговаривают, что реорганизация может иметь характер обязательной процедуры в случаях, которые прямо оговорены законом. Так, АО должно быть реорганизовано в обязательном порядке (или не может быть реорганизовано на основании решения акционеров) в следующих случаях:

  • при наличии зафиксированных в установленном порядке случаев нарушения антимонопольного законодательства предприятиями, занимающими доминирующее положение на рынке, ― ч. 1 ст. 38 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ;
  • при соответствии кредитной организации основаниям, установленным законом для требования Банком России ее реорганизации (нарушение норматива ликвидности, неудовлетворение требований кредиторов в 7-дневный срок и др.) -― пп. 1-3 ч. 1 ст. 189.26, ст. 189.45 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;
  • если организация является специализированным финансовым обществом ― ч. 3. ст. 15.2 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ.

Существуют и иные ситуации, при которых реорганизация в добровольном порядке не может быть проведена или при которых она должна быть проведена в обязательном порядке. Кроме того, законодатель устанавливает некоторые изъятия из общего правила проведения процедуры. Например, в отношении реорганизации акционерного инвестиционного фонда (ст. 9 закона «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 № 156-ФЗ).

Разделение и выделение АО

Разделению и выделению АО посвящены ст. 18, 19 Закона соответственно. Данные формы имеют ряд схожих характеристик. Главное их различие заключается в том, что при разделении общества возникают новые юридические лица с прекращением существования разделяемого, в то время как юрлицо, из которого выделяется новое общество, продолжает осуществлять свою деятельность.

По смыслу п. 2 ст. 19 Закона выделение может быть произведено лишь в форме акционерного общества, т. е. законодатель не предполагает изменение организационно-правовой формы выделяемой организации. Об этом, в частности, свидетельствует упоминание в подп. 3 п. 3 ст. 19 Закона о том, что при принятии решения о выделении решается вопрос о способе размещения акций выделяемого общества. Аналогичный вывод следует и из подп. 3 п. 3 ст. 18 Закона в отношении разделения общества.

К выводу о невозможности изменения формы выделяемого из акционерного общества нового юридического лица, а также вновь образованных в результате разделения организаций приходит и судебная практика. Так, обобщая сложившуюся практику судов и обозначая свою позицию, Пленум Высшего арбитражного суда в п. 20 постановления «О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах"» от 18.11.2003 № 19 (далее ― Постановление) указал, что разделение или выделение юридических лиц из АО в иной форме, нежели акционерное общество, невозможно.

Реорганизация АО в форме слияния и присоединения

При слиянии акционерных обществ в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона возникает новое юридическое лицо с прекращением существования тех, что участвуют в слиянии. Подп. 3 п. 3 этой нормы указывает, что при заключении договора, являющегося основанием для реализации процедуры слияния, в нем необходимо указывать условие о порядке конвертации акций объединяемых юридических лиц в акции вновь создаваемого в результате реорганизации общества. Такое же требование к содержанию договора о присоединении установлено и подп. 3 п. 3 ст. 17 Закона.

Постановление ВАС в п. 20 озвучивает аналогичную позицию, согласно которой изменение формы при слиянии и присоединении не представляется возможным. Суд исходит из того, что ст. 16, 17 Закона не предусматривают возможности АО присоединиться или объединиться с организацией иной формы. Единственной целью рассматриваемых форм реорганизации может являться создание акционерного общества, но только более крупного.

Особенности преобразования АО в ООО

Преобразование акционерной компании в общество с ограниченной ответственностью подчиняется правилам ст. 20 Закона. Так, процедура реорганизации в указанной форме включает в себя следующие основные этапы:

  • вынесение исполнительным органом общества на рассмотрение общего собрания акционеров вопроса о реорганизации АО в ООО;
  • принятие общим собранием решения о реорганизации (его содержание должно соответствовать требованиям п. 3 ст. 20 Закона);
  • составление и направление в инспекцию налоговой службы заявления о регистрации реорганизации;
  • обмен акций общества на доли в уставном капитале вновь создаваемого ООО;
  • завершение процедуры (получение документов из налоговой инспекции по результатам рассмотрения заявления о реорганизации).

Практические трудности вызывает процедура обмена акций на доли в уставном капитале ООО. В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 20 Закона в решении о преобразовании акционеры должны определить порядок такого обмена. При четкой регламентации процедура реализуется без серьезных проблем, что подтверждает постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.04.2016 по делу № А12-26775/2015.

Смена ЗАО на АО

С вступлением в силу нововведений Гражданского кодекса, внесенных законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, такие понятия, как закрытое или открытое акционерное общество, перестали существовать. Вместо них введены понятия непубличного и публичного акционерного общества.

В связи с этим в силу ч. 5 ст. 3 закона 99-ФЗ с 01.09.2014 создание организаций в форме закрытого акционерного общества становится невозможным. При урегулировании правоотношений с участием ЗАО и в отношении организаций данной формы применяются вновь введенные в ГК нормы об акционерных обществах. То есть ЗАО фактически считаются АО, и изменения организационно-правовой формы дополнительно не требуется (ч. 10 названного закона).

Однако внести изменения в учредительные документы бывшего ЗАО с целью приведения их в соответствие с действующими нормами ГК все же необходимо. Но на основании ч. 7 ст. 3 закона 99-ФЗ сделать это следует при очередном внесении изменений, не связанных с необходимостью приведения документов в соответствие с новеллами законодательства.

В заключение подведем некоторые итоги:

  • при разделении акционерного общества или выделения из него юридического лица организационно-правовая форма АО должна быть сохранена;
  • слияние и присоединение акционерных обществ возможно только с организациями, имеющими ту же организационно-правовую форму;
  • цель реорганизации в форме слияния или присоединения ― укрупнение акционерного общества, соединение активов нескольких АО;
  • преобразование акционерного общества, в том числе в ООО, осуществляется по правилам ст. 20 Закона;
  • с 01.09.2014 предприятие невозможно зарегистрировать в форме ЗАО, а ранее созданные ЗАО приравниваются к АО;
  • приведение учредительных документов ранее созданных ЗАО в соответствие с нормами ГК должно быть осуществлено вместе с очередным внесением изменений в указанные документы.

Компания сменила организационно-правовую форму, делать ли новые локальные нормативные акты? Проверяющий из военкомата выписал повестки на сборы управленцам компании, это правомерно?

Компания сменила организационно-правовую форму. Делать ли новые локальные нормативные акты?

Вопрос

В нашей компании - реорганизация. Сменилась форма собственности: вместо ЗАО стало ОАО. Для сотрудников фактически ничего не изменилось - ни режим работы, ни объем должностных обязанностей. Да и работодатель тот же. Трудовые договоры мы не меняем, лишь заключаем дополнительное соглашение, где и прописываем смену ЗАО на ОАО. Но как поступить с локальными нормативными актами? Ведь формально организация теперь другая. Да и как мы будем давать новым сотрудникам знакомиться с этими актами, если в них указана старая организационно-правовая форма? Петр Д., вице-президент по управлению персоналом (г. Москва)

Ответ

Трудовое законодательство не дает прямого ответа на этот вопрос. Но можно сделать определенный вывод, анализируя положения Трудового кодекса . В статье 75 Трудового кодекса говорится, что реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. А в статье 43 кодекса отмечается: коллективный договор продолжает действовать и в тех случаях, когда изменяется наименование организации, проводится реорганизация в форме преобразования либо расторгается трудовой договор с руководителем организации. Как видим, законодательство гарантирует стабильность трудовых отношений при реорганизации. Значит, эта стабильность может распространяться и на ЛНА. Исходя из сказанного выше предполагаем, что Вам не нужно менять локальные нормативные акты (если, конечно, Вы сами по своей инициативе не захотите это сделать). Достаточно лишь поменять название компании (организационно-правовую форму) в штатном расписании, а также в формах приказов по личному составу и издать приказ, в котором написать: нормативные акты ЗАО используются до того момента, как будут заменены на ЛНА ОАО . На документы можно поставить штампик, свидетельствующий о том, что организация преобразована из ЗАО в ОАО.

Проверяющий из военкомата выписал повестки на сборы управленцам компании. Это правомерно? И как избавить их от сборов?

Вопрос

В нашу организацию пришел проверяющий из военкомата и сказал, что у нас должна быть автоматизированная программа, в которой надо вести учет сотрудников-мужчин как допризывного возраста, так и уволенных в запас. А затем взял и демонстративно выписал пять повесток на военные сборы руководителям, включая гендиректора. Повестки он дал мне, чтобы я передала их руководителям. Правомерны ли действия представителя военкомата и как не допустить, чтобы руководство оказалось на сборах? Наталия К., Директор по персоналу (г. Москва)

Ответ

Законодательство не обязывает работодателей устанавливать автоматизированную программу учета лиц, подлежащих призыву на военную службу. Утверждение проверяющего не основано на законе. То, что он выписал повестки о призыве руководителей компании на сборы, так сказать, на месте, скорее всего, неправомерно. Чтобы призвать гражданина на сборы, военный комиссар должен издать приказ. Ваши работники могут его оспорить. Одновременно с заявлением в суд пусть подадут ходатайство о том, чтобы запретить военному комиссару приводить в исполнение решение о призыве на сборы до того, как суд рассмотрит заявление. Если Вы как должностное лицо компании не передадите повестки, то на Вас могут наложить штраф от 500 до 1000 рублей (ст. 21.2 КоАП). Если же работники, получив повестки, не явятся на сборы, то их могут оштрафовать на 500 рублей (ст. 21.5 КоАП). На юридическое лицо штраф за это не налагается . А должностные лица компании не могут быть дисквалифицированы, даже если повторно допустят правонарушение - не явятся на сборы, получив еще одну повестку.

Компания-арендодатель, у которой мы снимаем помещение, сменила организационно-правовую форму: была ЗАО, а стала ОАО. В договоре аренды теперь фигурирует ОАО, а вот в свидетельстве о праве собственности на недвижимость указано по-прежнему ЗАО. Нужно ли арендодателю менять свидетельство о праве собствен­ности? И нужно ли нам требовать от арендодателя какие-либо дополнительные документы в связи с произошедшими изменениями? Может ли это как-то повлиять на арендные отношения?

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Поэтому арендные отношения продолжают существовать в прежнем виде.

Изменение организационно-правовой формы организации представляет собой реорганизацию юридического лица в форме преобразования. С 1 сентября 2014 г. вступили в силу изменения, внесенные в ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». В том числе в новой редакции действуют и ст. 57—60, устанавливающие основные правила реорганизации юридических лиц и правопреемства при реорганизации.

По новым правилам при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ). При этом при реорганизации в форме преобразования не надо составлять передаточный акт, и к отношениям, возникающим при преобразовании, не применяются правила ст. 60 ГК РФ, устанавливающие гарантии прав кредиторов при реорганизации юридического лица.

Ранее п. 5 ст. 58 ГК РФ предусмат­ривал, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Таким образом, при преобразовании возникало новое юридическое лицо и имело место универсальное правопреемство (п. 1 ст. 129 ГК РФ).

В действующей редакции п. 5 ст. 58 ГК РФ законодатель закрепил долгое время обсуждавшуюся позицию о том, что при преобразовании организации правопреемства не происходит, поскольку не происходит фактического изменения юридического лица (новая организация не образуется) и перехода объектов гражданских прав от одного лица к другому. При преобразовании изменяются только обязанности организации в отношении учредителей и система ее управления.

Поэтому после преобразования обязанности юридического лица в отношении его контрагентов не изменяются. Все прежние договоры продолжают действовать, и арендатору нет необходимости запрашивать у арендодателя какие-либо дополнительные документы.

В отношении необходимости вносить изменения в свидетельство о праве собственности отметим следующее. До 1 сентября 2014 г. при преобразовании юридического лица требовалось составление передаточного акта, удостоверяющего переход прав и обязанностей к вновь возникшему юридическому лицу. Поскольку признавалось, что в результате преобразования возникает новое юридическое лицо, право собственности прежней организации на недвижимость прекращалось. Следовательно, требовалось получить новое свидетельство о праве собственности на недвижимость, уже для преобразованного юридического лица (постановление ФАС Уральского округа от 08.08.2007 № Ф09-6233/07-С6). Основанием для государственной регистрации прав на недвижимость преобразованной организации являлся передаточный акт (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», письмо Минфина России от 03.02.2012 № 03-05-04-03/06).

Как уже было сказано выше, с 1 сентября преобразование организации не означает создание нового юридического лица, а потому право собственности на все активы сохраняется за той же компанией. Следовательно, получать свидетельство о праве собственности заново нет необходимости.

Г ражданское законодательство нашей страны вступило в очередную фазу революционных изменений. По сути, на наших глазах меняются правила игры в корпоративной сфере. Существенно изменилось правовое регулирование некоммерческих организаций и хозяйственных обществ. Более того, в этом году мы ожидаем столь существенные изменения в законы об АО и об ООО, что практически можно говорить, что они будут приняты заново.

Итогом этих событий сначала стала не затихшая до настоящего времени волна реорганизаций закрытых акционерных обществ в общества с ограниченной ответственностью, а затем - волна изменения наименования организационно-правовой формы всех акционерных обществ - в большинстве случаев:

  • вместо «Открытое акционерное общество» в уставах и реестрах скоро будет «Публичное акционерное общество»;
  • вместо «Закрытое акционерное общество» более короткое «Акционерное общество».

В настоящей статье мы расскажем читателю, что за события так всколыхнули «АОшки», кого они затронули и какие действия необходимо ­совершить для того, чтобы внести изменения в документацию компаний.

Что произошло?

Можно сказать, что лавину стронуло введенное законодателем требование об обязательной передаче реестра всеми акционерными обществами профессиональным регистраторам . В соответствии с все АО, осуществляющие самостоятельное ведение реестра акционеров, обязаны передать его лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию, то есть профессиональному ­регистратору (ст. 149 ГК РФ).

Такая передача, как специально отметил Центробанк РФ, должна быть осуществлена без исключений, независимо ни от каких условий, в том числе от количества акционеров (менее 50), типа общества (публичное или непубличное), наличия иных лицензий (в том числе на осуществление банковских операций, депозитарной деятельности, деятельности по ведению реестра), финансового состояния общества, транспортной удаленности регистратора, наличия в штате общества лиц, имеющих квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по ведению реестра (третьего типа), и иных условий.

Установленный Законом № 142-ФЗ срок на исполнение данной обязанности истек 1 октября 2014 г.

Его нарушение может привести опоздавшие компании к серьезным проблемам. Штраф может составить от 700 000 до 1 000 000 рублей (ст. 15.22 КоАП РФ).

Ведение реестра профессиональным регистратором - удовольствие не самое дешевое; в зависимости от числа акционеров речь может идти о десятках и сотнях тысяч рублей в год, а ряд преимуществ (реальных или мнимых) при ведении реестра регистратором теряется. Поэтому многие ЗАО начали процедуры реорганизации в ООО . Однако процесс реорганизаций и передачи реестров до настоящего времени не завершен. Кто-то получил отказ регистрационных органов по поданным документам (согласно ряду информационных источников в октябре-ноябре процент таких отказов составлял более 50% от поданных заявлений, а в ряде регионов превышал и 60%). Кто-то решил, что последующая реорганизация «спишет» нарушение срока. А кто-то передал реестры регистраторам, а затем посчитал свои расходы и «прослезился». В итоге предпринимательские запросы на смену организационно-правовой формы с ЗАО на ООО продолжают поступать в профильные юридические компании, а сама проблема остается актуальной. Соответственно, ­реорганизационные мероприятия продолжаются во многих АО.

Однако требование о передаче реестров было только первой ласточкой, по сути, небольшой волной, следом за которой случился цунами. С 1 сентября 2014 г. вступил в силу :

  • все хозяйственные общества были разделены на публичные и непубличные . ОАО и ЗАО в зависимости от ряда показателей (см. цитату ст. 66.3 ГК РФ далее) стали либо публичными акционерными ­обществами, либо непубличными акционерными обществами;
  • добавим к этому, что закрытые акционерные общества были ликвидированы как класс .

И получим необходимость внесения изменений в наименование всем существовавшим на 1 сентября 2014 г. акционерным обществам . Благо, законодатель дал рассрочку для осуществления данных действий. В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц . Это позволило разгрузить налоговые органы от большого потока заявителей, распределив их на достаточно протяженный срок. Более того, многие юристы сейчас рекомендуют подождать со сменой наименования и внесением изменений в учредительные документы, поскольку в настоящее время в Государственной Думе обсуждаются поправки в профильные законы об ООО и АО. Лучше дождаться, когда новые законы вступят в силу, чтобы не делать работу дважды.

Кроме того, согласно п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами действующего законодательства не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование . Для компаний это означает, например, что:

  • нет необходимости платить госпошлину за получение новых свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество;
  • нет необходимости подписывать дополнительные соглашения к гражданско-правовым договорам, заключенным до этой даты;
  • в отношении трудовых договоров ситуация не так однозначна. Гражданское законодательство не регулирует трудовые отношения, а в рамках сложившейся практики изменения наименования организации должны находить свое отражение в документах, регулирующих трудовые отношения. Кроме того, необходимо понимать, что многие кадровые документы связаны с пенсионными вопросами, а большинство общавшихся с органами пенсионного и социального страхования сотрудников подтвердит своему руководителю, что в этой ситуации лучше проявить «здоровую паранойю». Поэтому мы рекомендуем работодателям внести соответствующие изменения в документы, регулирующие отношения с работниками организации.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Гражданский кодекс РФ. Статья 66.3 «Публичные и непубличные общества»

1. Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

2. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными...

Вносим изменения в учредительные документы

Как мы уже говорили, изменение наименования можно произвести одновременно с первым внесением изменений в учредительные документы организации. Поэтому среди пионеров данного процесса оказались акционерные общества с обширной филиальной сетью, кроме того, в этой же ситуации оказались многие компании, решившие поменять свой юридический адрес.

Процесс внесения изменений в единый государственный реестр достаточно стандартен:

Комплекс мероприятий в связи со сменой наименования организации

Комплекс мероприятий, которые необходимо провести в связи со сменой наименования организации, достаточно разнообразен. Начиная со смены бланка организации и заканчивая внесением записи в трудовые книжки. Чтобы ни одна из сфер приложения усилий не осталась без внимания, необходимо определить лиц, ответственных за каждую, и установить конкретные сроки для этих работ. Делается это путем издания приказа по основной деятельности (см. Пример 1).

Нужно продумать план работ: что после чего будет делаться и сколько времени займет каждый этап (например, какие-то действия можно будет сделать только после изготовления новой печати).

На внесение исправлений в наименование организации во все используемые типовые формы документов, бланки нужно время (новые формы нужно утвердить и физически настроить их электронные шаблоны, изготовить бумажные бланки в типографии). Поэтому с момента уведомления работников о смене наименования до «перенастройки системы» может пройти несколько дней. Как в этот период поступать исполнителям? Можно дать им возможность вручную самостоятельно править старые электронные формы, обязать не использовать старые бумажные бланки. Можно и наоборот: до момента официального утверждения новых обязать пользоваться устаревшими. Оба варианта имеют свои недостатки: в первом случае в организации возникает «махновская вольница», а во втором - возможно введение контрагентов в заблуждение.

См. статью «Альбом электронных форм документов в MS Word» про шаблоны документов в МS Word и статью про формы документов в СЭД в следующих номерах журнала

А после настройки / изготовления новых форм / бланков важно, чтобы все сотрудники пользовались ими. Например, можно ввести дисциплинарную ответственность за изготовление документов по старым формам и на старых бланках, квалифицируя это как нарушение инструкции по делопроизводству. Это сделает людей более внимательными (ведь так легко не заметить визуально несущественное изменение организационно-правовой формы при сохранении прежнего логотипа и общего дизайна). Можно ввести ­соответствующий пункт в приказ об утверждении новых форм и ­бланков.

Вводим в работу новую печать

Поскольку наименование общества изменилось, замене подлежат и все его печати, штампы, используемые в повседневной деятельности. Соответственно, необходимо разработать и утвердить эскизы новых ­печатей / штампов, а также утилизировать старые.

Эскизы печатей и штампов могут быть разработаны как силами самой организации (обычно в этом нет ничего сложного), так и с привлечением сторонних специалистов. Дизайнеров, как правило, привлекают при необходимости «вписать» в печать товарный знак или совместить сложное изображение с текстом. После изготовления эскизов их необходимо утвердить приказом (Пример 2) и направить изготовителю печатей для воплощения пожеланий организации в реальность.

Пример 1

Свернуть Показать

Пример 2

Свернуть Показать

Изготовлением печатей в настоящее время занимается достаточно большое число организаций и индивидуальных предпринимателей. В ­отдельных компаниях вас попросят предоставить:

  • документы, подтверждающие, что вы заказываете собственную печать (обычно это копии свидетельства о постановке на налоговый учет и внесения записи об организации в Единый государственный реестр юридических лиц);
  • доверенность , подтверждающую полномочия человека, ­обратившегося за изготовлением печати организации.

Однако в Москве такие «правильные» изготовители печатей, скорее, редкость. Если на ваших печатях нет государственной символики или слова «нотариус», в большинстве небольших конторок у вас попросят лишь эскизы того, что требуется изготовить, и деньги за работу. Однако в таких организациях, как правило, можно заказать только самые простые печати. Если вы хотите заказать печать с высокой степенью защиты от подделок, вам ­необходимо будет обратиться в более серьезные фирмы.

Регистрация печати в каких-либо реестрах в настоящее время не требуется. После изготовления печати и штампы вводятся в действие приказом по организации. С момента издания такого приказа использование устаревших печатей прекращается, а сами они подлежат ликвидации.

Пример 3

Как в едином приказе можно утвердить эскиз и сразу ввести в действие новую печать, изготовленную по нему (распорядительная часть текста)

Свернуть Показать

Пример 4

Свернуть Показать


Часто единым приказом сразу и утверждают эскизы печатей, и вводят их в действие, в этом случае к приказу прилагают их эскизы (Пример 3). Если ввод в действие новых печатей, штампов оформляют после их изготовления отдельным приказом, то лучше прямо в нем (или его ­приложении) проставить реальные оттиски этих устройств.

Ликвидация утративших актуальность печатей осуществляется комиссией, чтобы исключить возможные злоупотребления. Сам процесс ликвидации обычно не вызывает особых затруднений. В зависимости от материала печати выбирается способ воздействия - механический или термальный. Печать снимается с оснастки и либо режется на части, либо сжигается. Металлические или изготовленные из твердого пластика штампы и печати (их еще используют на практике, хотя и довольно редко, обычно для проставления оттисков на сургуче или пластике) доводят до состояния утраты функции с помощью напильника или несколькими ударами молотка. Результаты в обязательном порядке фиксируются актом (показан в Примере 4). В нем обычно указываются:

  • состав комиссии, на основании чего возникли ее полномочия и во исполнение какого документа она действует;
  • наименования и оттиски ликвидируемых печатей, штампов;
  • время и место совершения действий;
  • способ уничтожения;
  • заключение комиссии о том, что печати и штампы приведены в состояние, не допускающее их дальнейшее восстановление;
  • подписи членов комиссии.

Уведомляем контрагентов и банки

Об изменении наименования организации необходимо сообщить в банк . Причем, как всегда с банковскими учреждениями, одним ­письмом дело не ограничится:

  • с практически 100-процентной вероятностью организацию попросят представить подтверждение внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ и ­нотариально заверенные изменения в устав либо устав в новой редакции;
  • кроме того, могут попросить:
    • заново заполнить (актуализировать, как это обычно называют банковские сотрудники) и подписать весь пакет анкет, ранее представленных в банк при открытии расчетного счета,
    • подготовить новую карточку с образцами подписей лиц, имеющих право давать банку распоряжения о списании денежных средств с расчетного счета организации,
    • подписать дополнительные соглашения к договору об ­обслуживании банковского счета,
    • представить комфортные письма (что это такое, мы пояснили далее в Справке), анкеты на бенефициаров бизнеса и т.п.;
  • в связи со сменой наименования будут вноситься и уточнения в программу дистанционного (электронного) обслуживания, причем, ­возможно, понадобится и замена ключей электронной подписи.

В общем, по трудозатратам уведомление банка о смене наименования организации сопоставимо с заключением договора о расчетно-кассовом обслуживании (открытии расчетного счета).

Свернуть Показать

Комфортные письма в деловой практике представляют собой заверения подписанта данного письма о наличии либо отсутствии каких-либо фактов или событий в его хозяйственной деятельности.

Банки, в зависимости от ситуации, обычно запрашивают письма о:

  • порядке и размере оплаты уставного капитала;
  • отсутствии или наличии ограничений полномочий единоличного исполнительного лица;
  • нахождении организации по юридическому адресу;
  • отсутствии изменений в учредительных документах;
  • наличии или отсутствии судебных, налоговых, административных разбирательств в отношении организации;
  • отсутствии сведений, подлежащих обязательному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, но по каким-либо основаниям в него не внесенных;
  • отсутствии / наличии возбужденной процедуры банкротства или ликвидации.

После прошлогодних изменений в законодательстве стали появляться требования предоставить письма:

  • об отсутствии / наличии корпоративных соглашений между бенефициарами;
  • отсутствии / наличии лиц, имеющих право давать безусловные распоряжения лицу, выполняющему функции единоличного исполнительного органа (генеральному директору) организации и т.п.

Особо хотелось бы обратить внимание на необходимость внесения изменений в договор с компанией, предоставляющей услуги по электронному взаимодействию между организацией и налоговой инспекцией . Непосредственно после смены наименования следует внести соответствующие изменения в подаваемую в налоговые органы отчетность, а у ряда операторов такие действия связаны с необходимостью полной замены электронных подписей. Если этого не сделать своевременно, ­налоговая инспекция может «не увидеть» вашу вовремя сданную ­отчетность.

Одновременно с уведомлением банка необходимо уведомить и контрагентов . При этом даты такого уведомления надо согласовать. В противном случае может возникнуть ситуация, когда денежные средства, подлежащие зачислению на ваш расчетный счет, «зависнут», оказавшись в невыясненных платежах из-за несовпадения наименования получателя денежных средств и информации, указанной в платежном поручении.

В этой ситуации возможно формальное нарушение условий граж­дан­ско-правовых договоров, заключенных с контрагентами, поскольку в большинстве из них предусмотрен срок уведомления контрагента о факте изменения реквизитов организации. Причем в отдельных случаях (часто встречается в договорах государственного или муниципального заказа) возможно и наличие договорной ответственности за нарушение данного требования в договоре. Получается, что возможна ситуация, когда компании придется выбирать между возможностью нарушить условия договора и риском, что денежные средства поступят на ­расчетный счет на один-два дня позднее, после уточнения их ­получателя.

Пример 5

Оговорка в договоре об изменении реквизитов без установления ответственности

Свернуть Показать

9.11. Договор остается в силе в случае изменения реквизитов Сторон, изменения их учредительных документов, включая, но не ограничиваясь изменением собственника, организационно-правовой формы и др. Сторона, реквизиты которой изменились, обязана в течение 5 (пяти) рабочих дней письменно уведомить другую Сторону о произошедших изменениях.

Пример 6

Оговорка об изменении реквизитов с «формальной» ответственностью

Свернуть Показать

11.5. При изменении реквизитов (наименование, адрес, телефон, руководитель и главный бухгалтер, номер расчетного счета и т.д.) Сторона, реквизиты которой изменились, обязана в течение 3 (трех) рабочих дней письменно уведомить другую Сторону о произошедших изменениях и сообщить новые реквизиты. В противном случае такая Сторона несет все возможные негативные последствия, связанные с ­несвоевременным уведомлением контрагента.

Информировать контрагента принято путем направления ему официального письма (если иной особый порядок не предусмотрен заключенным между организациями договором). См. Пример 7.

В рамках данного типа изменений, в соответствии с общепринятой деловой практикой, поддержанной и судебными инстанциями, не требуется каких-либо двусторонних документов. Однако в ряде случаев юристы рекомендуют даже такие изменения скреплять двусторонним документами, например, подписывая дополнительное соглашение к договору (Пример 8), тогда предложение о подписании этого документа нужно включить в ­уведомительное письмо о смене наименования.

Пример 7

Свернуть Показать

Пример 8

Свернуть Показать

В отношении уведомлений государственных органов хотелось бы отметить тот прогресс, которого за последнее десятилетие удалось добиться нашему государству в вопросах электронного взаимодействия между его структурами. В результате организация избавлена от достаточно большого числа «уведомлений». Так, информацию об изменении наименования организации от регистрационных органов в электронной форме получат фонды и органы статистики. Впрочем, оговоримся, что никто не гарантирует организации, что информация пройдет своевременно и без искажений. Тот самый пресловутый человеческий фактор и несоответствия в техническом обеспечении регистрационных органов и фондов могут сыграть с компанией не очень приятную шутку. Подстраховаться в этом случае можно, ­направив в фонды письмо по каналам электронного документооборота.

Еще одним «государственным контрагентом», которого необходимо уведомить о факте изменения наименования, является «мегарегулятор» финансового рынка - Центральный банк Российской Федерации . Такая необходимость вытекает из п. 59.1 «Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг», утв. Банком России 11.08.2014 № 428-П. Срок такого уведомления - в течение 30 дней с момента возникновения соответствующих изменений (п. 5.8.2 указанного Положения).

Работа с кадровыми документами

Изменение наименования организации затрагивает еще одну достаточно большую сферу хозяйственной деятельности организации - трудовые правоотношения.

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником. Причем данное соглашение должно быть оформлено в письменной форме. Согласно ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре указываются фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя, заключивших трудовой договор. Следовательно, изменение наименования Работодателя должно найти в нем отражение. Изменения в текст трудового договора могут быть внесены путем:

  • подготовки дополнительного соглашения (Пример 9) либо
  • полного переподписания сторонами документа целиком .

Оба варианта грамотные, но требуют значительных трудозатрат, особенно в крупных организациях.

Более того, в некоторых случаях это может породить еще и конфликты, например, если работников давно не устраивают условия заключенных с ними трудовых договоров и они ищут повод и способ оказать давление на работодателя. В этом случае они могут решить, что отказ от подписи дополнительного соглашения к трудовому договору в их интересах. Логика здесь обычно простая: «Если у меня что-то просят, значит, они мне будут обязаны что-то предоставить взамен».

Поэтому необходимость подписывать дополнительные соглашения в этой ситуации представляется многим предпринимателям и практикующим юристам излишней. Действительно, поскольку смена наименования работодателя никоим образом не зависит от работника (отсутствия или наличия его согласия), то двусторонних договоренностей между работодателем и работником здесь достигать не надо. Бытует мнение, что такое изменение должно происходить в уведомительном порядке, без ­отражения в трудовом договоре между сторонами.

На наш взгляд, это не совсем правильный подход к проблеме. Необходимо учитывать интересы не только работодателя, но и работника. Ситуации бывают разные, и нельзя исключить, что через некое количество лет работник не окажется с этим трудовым договором перед пенсионной машиной государства, и, возможно, именно строчки о переименовании ему не хватит для благоприятного рассмотрения вопроса. Поэтому, на наш взгляд, необходимо любые изменения так или иначе отражать в ­ключевых кадровых документах.

Если руководство упорно отказывается вступать в диалог с персоналом по поводу допсоглашений к трудовым договорам, то можно найти и другой способ документального оформления. Это может быть сделано, например:

  • путем издания соответствующего приказа работодателя, который доводится до каждого работника «под подпись» и выписка из которого вкладывается в трудовой договор (работника и работодателя) , либо
  • другим «вкладышем» в договор может послужить уведомление о смене наименования за подписью полномочного лица и печатью организации (Пример 11). Один экземпляр при этом также логично передать ­работнику.
Как оформить выписку, мы подробно объяснили в ответе на вопрос читателя «Как правильно оформить выписку из коллективного договора? Ведь это многосторонний и многостраничный документ. Кто и как должен удостоверять такую выписку - какие нужны подписи, печати, формулировки? »
Как собрать подписи об ознакомлении с документом на нем самом, на листе ознакомления или в специальном журнале, показано в статье «Оформляем актуализацию локальных нормативных актов »

Как видите, в этом случае возможны самые разные варианты. Их ­плюсы и минусы мы озвучили. Вам осталось выбрать.

С отражением изменения наименования работодателя в трудовых книжках все просто и однозначно. Порядок внесения записей в них закреплен в Инструкции, утв. постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69. Согласно п. 3.2 указанного документа, если за время работы работника наименование организации изменяется, то об этом отдельной строкой в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки делается соответствующая запись, а в графе 4 указывается основание переименования - приказ (распоряжение) или иное решение работодателя, его дата и номер.

Пример 9

Свернуть Показать

Пример 10

Свернуть Показать

Тут, пожалуй, стоит пояснить, какие документы могут выступить в качестве оснований и куда их вписывать в трудовой книжке:

  • решение о смене наименования может быть принято на общем собрании акционеров, что фиксируется протоколом (отмечен цифрой 1 в Примере 10);
  • факт госрегистрации изменения наименования подтверждается Свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ (цифра 2 там же);
  • дата начала использования нового официального наименования отражается в приказе (цифра 3 там же).
  • 1 номер журнала

Переход от одной формы собственности к другой, иными словами это преобразование организации. Под этим словом понимается изменение, при котором организация, имевшая одну организационно-правовую форму, передает свои права и обязанности организации, имеющей другую форму собственности, и при этом реорганизуемое юридическое лицо прекращает свое существование. На основании передаточного акта вновь создаваемому обществу переходят права и обязанности реорганизуемого. Существуют ограничения в данном виде реорганизации, установленные действующим законодательством. К данным ограничениям относят запрет перехода ООО в такую форму собственности как хозяйственное товарищество. ООО может преобразоваться в ОАО или в ЗАО, а также в производственный кооператив. ОАО и ЗАО, также могут поменять организационно-правовую форму на ООО. Производственный кооператив, может реорганизоваться в ЗАО, хозяйственное товарищество, ООО, ОАО, а также в некоммерческую организацию.

Общим собранием участников преобразуемого общества , принимается решение о такой реорганизации, подробно обсуждаются условия реорганизации в форме преобразования, устав общества с новой формой собственности, передаточный акт, обмен долей участников юридического лица на акции ОАО, ЗАО, или паи членов производственного кооператива.

Участники нового Общества путем принятия решения выбирают органы, которые будут осуществлять действия, необходимые для государственной регистрации Общества, путем преобразования. Процедура государственной регистрации нового Общества, может повлечь за собой дополнительные финансовые затраты, связанные с регистрацией выпуска акций в ФСФР (требуется для реорганизации ООО в АО).

Рассмотрим подробно данный вид преобразования, а именно что подразумевает под собой переход ООО в АО.

Как правило, к данному виду преобразования переходят в результате планирования расширения числа учредителей. В составе ООО могут находиться до 50 участников, но на практике управление компании с таким количеством участников будет затруднительно, так как все решения ООО принимаются единогласно всеми учредителями, согласно закону. В данном случае отношения участников, не должны подразумевать под собой разногласий.

При выходе участника из Общества , могут возникнуть определенные финансовые сложности для Общества. В связи с тем, что участник в результате выхода получает полностью свою долю, вложенную в уставной капитал ООО, а если это доля значительна, Общество может понести временные финансовые потери для бизнеса. В свою очередь, для АО, выход участника из Общества подразумевает под собой процедуру переуступки акций другому учредителю.

Этапы преобразования ООО в АО

Рассмотрим наиболее основные моменты пошагово.

  • Единогласное принятие решения всеми участниками реорганизуемого общества о проведении реорганизации, обсуждение порядка преобразования вкладов участников ООО в акции акционерного общества. В результате обсуждения выносится итоговое решение, а именно решение о преобразовании, а также утверждается новый устав, вносятся изменения в соответствующие документы.
  • Обязательно необходимо уведомить кредиторов ООО об изменении формы собственности, которое предполагает переход прав и обязанностей к АО.
  • Проведение инвентаризации имущества, по итогам которой составляется акт инвентаризации. На собрании участников, большинством голосов утверждается Передаточный акт, а также на данной стадии утверждается новый устав будущего Общества.
  • Составление заключительной и вступительной бухгалтерской отчетности происходит после того как утверждается устав.
  • Последним этапом преобразования является решение о выпуске ценных бумаг (акций) АО и регистрация в ФСФР выпуска акций АО.

Преобразование АО в ООО.

  • Проводится заседания совета директоров АО, и принимается решение созвать общее собрание акционеров, которое в свою очередь выносит решение о преобразовании.
  • Составляется список лиц и акционеров, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров и требования выкупа акций общества.
  • Акционерам сообщается о проведении общего собрания акционеров по вопросу преобразования Общества.
  • Принятым решением о реорганизации общим собранием акционеров, утверждается «Акт передачи».
  • Кредиторы оповещаются о решении реорганизовать АО.
  • Выполняются все обязанности перед кредиторами АО досрочно.
  • Формируются органы управления создаваемого Общества, происходит утверждение его учредительных документов.
  • Происходит процедура государственной регистрации юридического лица.

Необходимые документы для изменения формы собственности

  1. Устав, Учредительный договор, если были изменения приложить все изменения;
  2. Свидетельство ОГРН;
  3. Свидетельство ИНН;
  4. Решение о создании или Протокол общего собрания;
  5. Свидетельство Петростата;
  6. Извещение из ПФР и ФСС о постановке на учет;
  7. Печать Общества;
  8. Расшифровка кредиторской задолженности
  9. Уведомление о регистрации выпуска акций (в случае преобразования из АО в ООО)




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта