Главная » Звезды » Деятельность 1 и 2 государственных дум. Деятельность первой и второй государственной думы

Деятельность 1 и 2 государственных дум. Деятельность первой и второй государственной думы

Конспект по истории России

В апреле 1906 г. открылась Государственная Дума – первое в истории страны собрание народных представителей, обладающее законодательными правами.

I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума преимущественно кадетская. Первое совещание открылось 27 апреля 1906 г. Распределение мест в думе: октябристы - 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18. Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель.

В мае 1906 г. глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал Думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство.

Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) - открылась 20 февраля 1907 г. и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался центральным.

Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г. Столыпин, использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики.

Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. 3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.

III Государственная дума (1907-1912 гг.) - 442 депутата.

Деятельность III Думы:

3.06.1907 г. - изменение избирательного закона.

Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско- кадетский блок.

Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши.

Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек).

За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

Основные вопросы :

1) рабочий : было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин. фин. Коковцева (о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации закона, карающего за участие в забастовках). Они были приняты в 1912 году в ограниченном виде.

2) национальный вопрос : о земствах в западных губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно 6 губерний из 9); финляндский вопрос (попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского сейма).

3) аграрный вопрос : связан со столыпинской реформой.

Вывод : третьеиюньская система - второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию.

Выборы : многоступенчатые (происходили по 4 неравноправным куриям: землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) были лишены избирательного права.

1-ая Государственная дума открылась в конце апреля 1906 в зимнем дворце из 448 депутатских мест в думе 179 принадлежали кадетам, 105- беспартийным депутатам, 107- «трудовикам» представители черносотенных партий в думу не попали. Крайне «левые» партии (большевики) бойкотировали думу, но Ленин позднее признал тактику бойкота ошибочной представителем Думы был избран кадет С.А. Муромцев. Первая Государственная Дума проработала 72 дня. Рассматривалось два аграрных законопроекта - от кадетской партии за подписью 42 депутатов и 104-х депутатов трудовой группы Думы. И тот и другой предлагали создание «государственного земельного фонда» для наделения землей безземельного и малоземельного крестьянства. Центральное место в обсуждениях занял огранный вопрос, рассматривались два проекта: кадетский и «трудовиков». Кадеты предложили из казенных, монастырских, и др. земель создать «государственный земельный фонд», помещичьи земли в основном не трогать, лишь часть их отдать крестьянам за выкуп. Трудовики предлагали всю землю отдать в «общенародный земельный фонд» безвозмездно и из этого фонда наделять крестьян землей по уравнительной трудовой норме. По существу, это означало национализацию земли, ликвидацию помещичьего землевладения. Помещики должны получить компенсацию за потерянную землю.Острые дебаты в Думе по аграрному вопросу вызвали житейскую реакцию крестьян. В Думу поступило масса крестьянских наказов с требованием радикально решить крестьянский вопрос вплоть до конфискации помещичьих земель. Из правительства стали раздаваться реплики, дескать, Дума выбирали для успокоения народа, а она «разжигает смуту».

Правительство отвергло аграрные проекты думы. Представитель правительства И.Л. Горемыкин также отказал думе в праве расширить избирательные права граждан России, упразднить Госсовет, провести политическую амнистию. И хотя депутатов Думы избрали на пятилетний срок, терпение у правительства хватило только на два месяца. Горемыкин гарантировал, что страна спокойно отнесется к выборного учреждения.

9 июля 1906 г. Государственная Дума была распущена под предлогом, что депутаты «уклонились в не принадлежащую им область». Председателем совета министров был назначен Б.А. Столыпин. Столыпин энергично взялся за наведения порядка в августе 1906 г. в ответ на взрыв эсерами его дачи на

Аптекарском острове были введены военно-полевые ссуды, отправлявшие на виселицу по малейшему подозрению в причастности к террору. Закрывались профсоюзы, преследовались революционные партии. Но царь еще не отказался от Манифеста 17 октября, поэтому было объявлено о созыве 2-ой Государственной Думе на основе старого избирательного закона.

20 февраля 1907 г. начала работу 2-ая Государственная Дума. Она оказалась левее первой. Хотя главенствующее положение в Думе продолжали занимать кадеты, она потеряли 80 депутатских мест. Правительство кадетов сократилось 43- 19 %. Октябристом удалось провести 42 своих депутатов. Социал-демократы, отказавшиеся от тактике бойкота получили 65 мест, а вместо левые партии завоевали 222 мандата (43%). В Думу были избраны также черносотенцы - 30 депутатов .

В начале марта в Думу выступил председатель Совета министров Столыпин с правительственной декларации о проведении либеральных реформ. В декларации говорилось,что правительство рассмотрело законопроекты о не прикосновенности личности, не наказуемости участников экономических стачек, реформах в народном образовании и т.д.

Как и раньше, центральным был аграрный вопрос. Правительственный проект не получил поддержки Думы. Левые требовали радикального решения: полный и безвозмездный конфискации помещичьей земли и превращении всего земельного фонда страны в общенародную собственность. В высших сферах было принято решение распустить Думу и изменить избирательный закон. Черносотенцы организовали массовую кампанию, по приказу их Главного совета местные отделы начали присылать тысячи телеграмм с требованием роспуска Думы. Так создавалось видимость «народного гласа». В качестве предлога для роспуска Думы было использовано политическая провокация. 55 депутатов социал-демократов были обвинены в подготовке государственного переворота.

Правительство потребовало отстранить их от заседания. Власти не захотели дождаться ответа на свой ультиматум. 3 июня 1907 г. 2-ая Государственная Дума была досрочно распущена. В тот же день был издан новый закон. Изменивший порядок выборов. Этот акт явился прямым нарушением Манифеста 17 октября, по которому не один новый закон не мог быть принят без санкции Думы. События 3 июня получили название «третьеиюньского государственного переворота»

Итоги революции противоречивы. Она заставила власть осуществить ряд неотложных преобразований: создать законодательный представительный орган - Государственную думу, гарантировать фундаментальные политические свободы, пересмотреть «Основные законы империи», разрешить легальную деятельность политических партий, профсоюзов, прессы, отменить выкупные платежи, сократить продолжительность рабочего дня и др. Самые сложные вопросы оставались нерешенными (в первую очередь аграрный). Власть была вынуждена прислушаться к мнению общества, но продолжала воспринимать его как докучливого просителя. Общество в лице оппозиционных партий, в свою очередь, осталось при своем - настороженном и недовольном - отношении к власти, И те, и другие оказались не готовы к диалогу, начавшемуся в столь драматических обстоятельствах.

Так, в политической жизни надо, прежде всего, отметить главное событие - создание законодательной Думы в соответствии с Манифестом 17 октября. При всей ограниченности ее прав, сословном характере ее представительства это был первый в истории опыт российского парламентаризма, возможность легального сопоставления различных политических позиций по важнейшим проблемам жизни страны. Работа Думы проходила в условиях гласности, речи депутатов печатались в газетах. Издавались полные стенографические отчеты практически всех заседаний.

Важнейший итог революции - устранение полного политического бесправия народа. Манифест 17 октября даровал неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний, союзов. Провозглашение политических свобод открыло простор для формирования политических партий.

Источник - Википедия
Государственная дума Российской империи II созыва
Парламент Государственная дума Российской империи
Срок 20 февраля-3 июня 1907 года
Предыдущий созыв I
Следующий созыв III
Членство 518 депутатов
Председатель Государственной думы Ф. А. Головин
Доминирующая партия Трудовая крестьянская фракция (104 депутата)
Государственная дума Российской империи II созыва - представительный законодательный орган Российской империи, созванный после досрочного роспуска I Государственной думы. Избиралась практически по тем же правилам, что и предыдущая Дума и также вступила в резкую конфронтацию с Советом министров, также провела всего одну сессию, с 20 февраля по 3 июня 1907 года, когда была распущена (Третьеиюньский переворот). После этого избирательное законодательство было изменено. II Дума проработала 102 дня.

Выборы
II Государственная дума Российской империи просуществовала с 20 февраля по 2 июня 1907 года.

Выборы во II Думу проходили по тем же правилам, что и в I Думу (многоступенчатые выборы по куриям). При этом сама избирательная компания проходила на фоне хотя и затухающей, но продолжающейся революции: «беспорядки на аграрной почве» в июле 1906 года охватили 32 губернии России, а в августе 1906 года крестьянскими волнениями было охвачено 50% уездов Европейской России.

В течение 8 месяцев революция была подавлена. По Закону от 5 октября 1906 года крестьяне были уравнены в правах с остальным населением страны. Второй Земельный закон от 9 ноября 1906 года разрешал любому крестьянину в любой момент потребовать причитающуюся ему долю общинной земли. По «сенатским разъяснениям» избирательного закона (январь - февраль 1907 года) от выборов в Думу была отстранена часть рабочих и мелких землевладельцев.

Правительство любым путём стремилось обеспечить приемлемый для себя состав Думы: от выборов отстранялись крестьяне, не являющиеся домохозяевами, по городской курии не могли избираться рабочие, даже если они имели требуемый законом квартирный ценз, и т. д. По инициативе П. А. Столыпина в Совете министров дважды обсуждался вопрос об изменении избирательного законодательства (8 июля и 7 сентября 1906 года), но члены правительства пришли к выводу о нецелесообразности такого шага, поскольку он был связан с нарушением Основных законов и мог повлечь обострение революционной борьбы.

На этот раз в выборах участвовали представители всего партийного спектра, в том числе и крайне левые. Боролось, в общем, четыре течения: правые, стоящие за укрепление самодержавия; октябристы, принявшие программу Столыпина; кадеты; левый блок, объединивший социал-демократов, эсеров и другие социалистические группы. Устраивалось много шумных предвыборных собраний с «диспутами» между кадетами, социалистами и октябристами. И всё же избирательная кампания носила иной характер, чем при предыдущих выборах в Думу. Тогда никто не защищал правительство. Теперь же борьба шла внутри общества между избирательными блоками партий.

Состав
Всего было избрано 518 депутатов. Депутаты распределились следующим образом:

По возрасту: до 30 лет - 72 человека, до 40 лет - 195 человек, до 50 лет?145 человек, до 60 лет - 39 человек, свыше 60 лет - 8 человек.
по уровню образования: высшее образование имели 38 % депутатов, среднее - 21 %, низшее - 32 %, домашнее - 8 %, неграмотных 1 %.
по роду занятий: 169 крестьян, 32 рабочих, 20 священников, 25 земских городских и дворянских служащих, 10 мелких частных служащих, 1 поэт, 24 чиновника (в том числе 8 из судебного ведомства), 3 офицера, 10 профессоров и приват-доцентов, 28 других преподавателей, 19 журналистов, 33 юриста (адвокатура), 17 коммерсантов, 57 землевладельцев-дворян, 6 промышленников и директоров заводов.
Только 32 члена Думы (6 %) являлись депутатами первой Думы. Столь малый процент объяснялся тем, что после роспуска I Думы 180 депутатов подписали Выборгское воззвание, за что были лишены избирательных прав и не могли участвовать в новых выборах.

Участие в выборах большего числа политических сил привело к большей пестроте политических сил по сравнению с прежней думой. По партийным фракциям они распределялись так: трудовая крестьянская фракция - 104 депутата, которая состояла из собственно трудовиков - членов Трудовой группы (71 человек), членов Всероссийского крестьянского союза (14 человек) и сочувствующих (19), кадеты - 98, социал-демократическая фракция - 65, беспартийные - 50, польское коло - 46, фракция октябристов и группа умеренных - 44, социалисты-революционеры - 37, мусульманская фракция - 30, казачья группа - 17, народно-социалистическая фракция - 16, правых монархистов - 10, к партии демократических реформ принадлежал один депутат.

Председателем Думы стал избранный от Московской губернии правый кадет Фёдор Александрович Головин . Товарищами председателя - Н.Н. Познанский (беспартийный левый) и М.Е. Березин (трудовик). Секретарем - М.В. Челноков (кадет).

Работа Думы
Дума продолжила борьбу за влияние на деятельность правительства, что вело к многочисленным конфликтам и стало одной из причин краткого периода её деятельности. В целом II Дума оказалась ещё более радикально настроена, чем её предшественница. Депутаты изменили тактику, решив действовать в рамках законности. Руководствуясь нормами статей 5 и 6 Положения об утверждении Государственной Думы от 20 февраля 1906 депутаты образовали отделы и комиссии для предварительной подготовки дел, подлежащих рассмотрению в Думе. Созданные комиссии приступили к разработке многочисленных законопроектов. Основным оставался аграрный вопрос, по которому каждая фракция представила свой проект. Кроме того, II Дума активно рассматривала продовольственный вопрос, обсуждала Государственный бюджет на 1907, вопрос о призыве новобранцев, об отмене военно-полевых судов и т. д. В ходе рассмотрения вопросов кадеты проявляли уступчивость, призывая «беречь Думу» и не давать правительству повода для её роспуска.

Основным предметом дебатов в Думе весной 1907 стал вопрос о принятии чрезвычайных мер против революционеров. Дума 17 мая 1907 проголосовала против «незаконных действий» полиции. Такое неповиновение не устраивало правительство. Аппаратом министерства внутренних дел был подготовлен втайне от Думы проект нового избирательного закона. 1 июня 1907 П. Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократов и лишения 16 из них депутатской неприкосновенности, обвинив их в подготовке к «ниспровержению государственного строя» и заговоре против царской семьи.

На основании этого Николай II 3 июня 1907 объявил о роспуске II Думы и изменении избирательного закона. Депутаты Второй Думы разъехались по домам. Как и ожидал П. Столыпин, никакой революционной вспышки не последовало. Считается общепринятым, что акт 3 июня 1907 (Третьеиюньский переворот) означал завершение российской революции 1905-1907.

Итоги
В целом законодательная деятельность второй Думы в течение 102 дней, как и в случае с первой Государственной думой, носила следы политической конфронтации с властью.

В парламент было внесено 287 правительственных законопроектов (в том числе бюджет на 1907 г., законопроект о реформе местного суда, ответственности чиновников, аграрной реформе и др.). Дума одобрила только 20 законопроектов. Из них лишь 3 получили силу закона (об установлении контингента новобранцев и два проекта помощи пострадавшим от неурожая).

Интересные факты
В. И. Ленин в 1907 году выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Депутат Второй Государственной Думы Алексей Кузнецов впоследствии прославился тем, что являлся наводчиком в преступной группировке, совершившей ряд ограблений, в том числе Строгановского дворца.

Ссылки:
1. Первый общепартийный съезд ПСР
2. Разгон II Государственной думы (июль 1906 г.)
3.

В историческом зале Таврического дворца более 100 лет тому назад начала свою работу I Государственная Дума Российской империи. Это событие вызвало различные отклики и реакцию в России того времени – от восторженно-оптимистических до тревожно-пессимистических.
Манифест 17 октября 1905 года провозглашал о созыве Государственной Думы. Задачей её было возбуждение дел об отмене, изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных государственных. В отличие от многих стран мира, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название - Государственная Дума и просуществовало около 12 лет, вплоть до падения самодержавия. Всего было четыре созыва Государственной Думы.

Одни считали, что образование Государственной Думы – это начало вступления России в общеевропейскую жизнь. Другие были уверены, что это конец российской государственности, основанной на принципе самодержавия. В целом же выборы в Государственную Думу и сам факт начала ее работы вызвали в российском обществе начала XX в. новые ожидания и надежды на позитивные перемены в стране.Зал заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург

Зал заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург

Только что пережившая революцию 1905 г., страна ожидала глубокого реформирования всей государственной системы Российской империи.

Хотя в России долгое время не было парламента и принципа разделения властей, но это отнюдь не значит, что представительных учреждений не было – они были в виде Вече в Древней Руси, городских дум и земств в последующие эпохи. Но все они были законосовещательными по отношению к верховной власти, теперь же ни один закон не мог быть принят, если он не одобрен Государственной Думой.

Во всех четырех созывах Государственной Думы преобладающее положение среди депутатов занимали представители трех социальных слоев - поместного дворянства, городской интеллигенции и крестьянства.

Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были не подотчётны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.

Первая Государственная Дума

Выборы в Первую Государственную думу проходили в феврале-марте 1906 г., когда революционная ситуация в стране уже начинала поддаваться контролю со стороны властей, хотя в некоторых окраинных районах продолжала сохраняться нестабильность, и там не удалось провести выборы.

в Первую Думу было избрано 478 депутатов: кадетов – 176, октябристов – 16, беспартийных – 105, крестьян-трудовиков – 97, социал-демократов (меньшевиков) – 18, а остальные входили в состав регионально-национальных партий и объединений, в значительной части примыкавших к либеральному крылу.

Выборы не были всеобщими, равными и прямыми: исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств;
— один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской - на 4 тысячи;
— избирателей, в крестьянской - на 30 тысяч, в рабочей - на 90 тысяч;
— для рабочих и крестьян устанавливалась трех- и четырех степенная система выборов.

Перед созывом I Государственной думы Николаем II был утверждён свод «Основных государственных законов». Статьи свода подтверждали священность и неприкосновенность особы царя, устанавливали, что он осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Думой, верховное руководство внешними отношениями, армией, флотом, финансами и так далее. В одной из статей закреплялась власть Государственной думы и Государственного совета: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной Думы и Государственного совета и воспринять силу без утверждения государя императора».

Открытие Думы стало крупным общественным событием; его подробно описывали все газеты.

Председателем был избран кадет С. А. Муромцев, профессор Московского университета. Товарищами председателя стали князь П. Д. Долгоруков и Н. А. Гредескул (оба кадеты). Секретарем - князь Д. И. Шаховской (кадет).

Главным вопросом в работе I Государственной Думы был земельный вопрос. 7 мая кадетская фракция за подписью 42 депутатов выдвинула законопроект, предусматривавший дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель.

За всё время работы депутатами было одобрено 2 законопроекта - об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесённый правительством.

6 июля 1906 г. вместо непопулярного И. Л. Горемыкина председателем Совета министров был назначен решительный П. А. Столыпин (сохранивший к тому же пост министра внутренних дел). Правительство, усмотрев в действиях Думы признаки «незаконности», 8 июля распустило Думу. Первая Дума просуществовала всего 72 дня.

Вторая Государственная Дума

Выборы во Вторую Государственную Думу проходили в начале 1907 г., и первая сессия ее открылась 20 февраля 1907 г. В общей сложности было избрано 518 депутатов: кадетов – 98, трудовиков – 104, социал-демократов – 68, эсеров – 37, беспартийных – 50, октябристов – 44.

Председателем думы был избран один из лидеров кадетов Федор Александрович Головин.

Аграрный вопрос опять оказался в центре внимания, но теперь уже существовала правительственная программа переустройства землевладения и землепользования, ставшая объектом ожесточенных нападок.

Правые депутаты и октябристы поддержали указ 9 ноября 1906 года о начале Столыпинской аграрной реформы. Кадеты пытались найти компромисс по земельному вопросу с трудовиками и автономистами, сведя к минимуму требования по принудительному отчуждению помещичьих земель. Трудовики отстаивали радикальную программу отчуждения помещичьих и частновладельческих земель, превышавших «трудовую норму», и введения уравнительного землепользования по «трудовой норме». Эсеры внесли проект социализации земли, социал-демократическая фракция - проект муниципализации земли. Большевики защищали программу национализации всей земли.
Большинство заседаний Второй Государственной Думы, как и ее предшественницы, было посвящено процедурным вопросам. Это стало формой борьбы за расширение компетенции депутатов думы. Правительство, ответственное только перед царем, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в качестве народной избранницы, не хотела признать узкие рамки своих полномочий. Такое положение дел стало одной из причин роспуска Государственной Думы.

Дума была распущена, просуществовав 102 дня. Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с «военной организацией РСДРП», которая готовила вооружённое восстание в войсках 3 июня 1907 года. Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах. Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 года, который подчеркивал, что «никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной Думой».

Третья Государственная Дума

В III Государственную Думу было выбрано правых — 51, октябристов — 136, прогрессистов — 28, кадетов — 53, националистов — 90, трудовиков – 13, социал-демократов — 19. Председателями Государственной думы третьего созыва становились: Н.А. Хомяков, А.И. Гучков, М.В. Родзянко.

Как и следовало ожидать, в составе III Государственной Думы сложилось большинство правых и октябристов. Она продолжала свою работу с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 год и провела за этот срок 611 заседаний, рассмотрела 2572 законопроекта, из которых 205 было выдвинуто самой думой.
Основное место в по-прежнему занимал аграрный вопрос, связанный с проведением реформы Столыпина, рабочий и национальный. Думой было утверждено 2197 законопроектов, большинство которых касалось смет различных ведомств и управлений, ежегодно в государственной думе утверждался государственный бюджет. В 1909 году правительство, ещё раз нарушив основной закон, изъяло из ведения Думы военное законодательство.

За пять лет существования Третья Государственная дума приняла ряд важных законопроектов в области народного просвещения, укрепления армии, местного самоуправления. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок – с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий.

Четвертая Государственная Дума

В июне 1912 года полномочия депутатов III Государственной Думы истекли, а осенью состоялись выборы в IV Государственную думу. Дума IV созыва начала свою работу 15 ноября 1912 года и продолжала её до 25 февраля 1917. Председателем всё это время был октябрист М.В. Родзянко. Состав Государственной Думы IV созыва: правые и националисты — 157 мест, октябристы — 98, прогрессисты — 48, кадеты – 59, трудовики — 10 и социал-демократы — 14.

Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 года.

Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года, в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактически существовала.

Новая Государственная Дума возобновила свою работу только в 1993 г.

Подведем итоги

За время существования Государственной Думы были приняты прогрессивные по тем временам законы об образовании, об охране труда на производстве; благодаря последовательной линии думцев выделены значительные бюджетные ассигнования на перевооружение армии и флота, серьезно пострадавших во время русско-японской войны.

Но дореволюционные Думы так и не смогли решить многие насущные вопросы своего времени, в частности, земельный вопрос.

В России это было первое представительное учреждение парламентского типа.

Россия как страна с традиционным патриархальным укладом общества довольно долго обходилась без законосовещательного органа - Парламента. Первая Государственная Дума была созвана только в 1906 году, по указу Николая II. Такое решение было необходимым, но довольно-таки запоздалым, особенно если принимать во внимание годы появления её аналогов в других государствах. В Англии, например, Парламент появился ещё в позднее Средневековье, во Франции - тогда же. США, которые образовались в 1776 году, создали подобный орган власти практически сразу.

А что же Россия? В нашей стране всегда придерживались позиции сильной централизованной власти царя-батюшки, который должен был сам раздумывать над всеми предложенными министрами законами. Благодаря этому Первая Государственная Дума не появилась ни после Смуты, ни при ни даже при Екатерине II, которая планировала созыв органа, похожего по исполняемым функциям на Парламент. Были устроены только коллегии.

На протяжении всего XIX века сторонники (а в России таких было пруд пруди) высказывались за парламентскую систему. Согласно ей, император или министры должны были разрабатывать законопроекты, Дума бы обсуждала их, вносила правки и отправляла принятые ею документы на подпись к царю.

Однако из-за политики некоторых государей, в частности 1 Государственная Дума так в XIX веке в России и не появилась. С точки зрения правящей верхушки это было добрым знаком, потому что можно было абсолютно не волноваться о своеволии в принятии законов - все нити держал в руках царь.

И только рост протестных настроений в обществе заставил императора Николая II подписать манифест об учреждении Думы.

Первая открылась в апреле 1906 года и стала отличным портретом политической ситуации в России того исторического периода. В неё попали депутаты от крестьян, землевладельцев, купцов, рабочих. По национальному составу Дума также была неоднородна. Были в ней украинцы, белорусы, русские, грузины, поляки, евреи и представители иных этнических групп. В общем, именно Первая Государственная Дума 1906 года стала настоящим эталоном политкорректности, которой могли бы позавидовать даже сегодня в США.

Печален, однако, тот факт, что Первая Дума оказалась совершенно недееспособным политическим монстром. Причин этому две. Первая заключается в том, что Дума первого созыва стала не законосовещательным органом, а своего рода политической жертвой эпохи. Вторая причина - в бойкоте Думы со стороны левых сил.

Из-за этих двух факторов Первая Государственная Дума уже в июле того же года "докатилась" до роспуска. Недовольны этим были многие, в обществе пошли слухи из области фантастики насчёт окончательного упразднения Думы, которые, к слову, не подтвердились. Вскоре была созвана Вторая Дума, которая оказалась несколько продуктивнее Первой, но об этом уже в другой статье.

Дума первого созыва стала для российской истории своего рода точкой отсчёта демократических преобразований. Хоть она и была организована поздно, свою роль в развитии парламентаризма Первая Дума сыграла.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта