Главная » Красота и здоровье » Тест по произведению мы замятина. Дидактический материал к изучению романа Е.Замятина "Мы". Анализ романа "Мы"

Тест по произведению мы замятина. Дидактический материал к изучению романа Е.Замятина "Мы". Анализ романа "Мы"

Находит свое воплощение в поэме и "крик" - "Долой ваше искусство!". Уже во второй главе Маяковский начинает и продолжает развивать в третьей тему отношений искусства и действительности.

Еще в 1909 году А.Блок писал: "Современная жизнь есть кощунство перед искусством; современное искусство - кощунство перед жизнью" (43; 63). На наш взгляд, эту фразу можно понимать таким образом, что жизнь настолько грязна и пошла, что искусство, обращенное в высокое и прекрасное, не в состоянии отобразить ее во всей полноте, и в этом кощунство жизни перед искусством. Но в свою очередь и искусство не очень-то и силится отразить эту жизнь, оно постоянно уводит читателя в какой-то мистический мир сладостных грез, и в этом кощунство искусства перед жизнью.

Маяковский осознал бессилие искусства (в частности, - поэзии) воздействовать на окружающую действительность:

Пока выкипячивают, рифмами пиликая,

из любвей и соловьев какое-то варево,

улица корчится безъязыкая

Ей нечем кричать и разговаривать.

Пришло понимание социальной задавленности улицы ("Улица муку молча перла") и необходимости вводить в поэтическую речь не совсем "поэтичные" слова, чтобы отразить жизнь такой, какая она есть на самом деле. Отсюда и соответствующая лексика:

А улица присела и заорала:

"Идемте жрать!"

умерших слов разлагаются трупики,

только два живут, жирея, -

"сволочь"

и еще какое-то,

кажется, - "борщ".

Поэт, переживший войну как личную трагедию (вспомним стихотворение "Вам!") теперь вершит суд над теми, кто этой трагедии не увидел. Это нашло свое поэтическое воплощение и в "Облаке в штанах":

Как вы смеете называться поэтом

и, серенький, чирикать, как перепел!

кастетом

кроиться миру в черепе!

В одной статье Маяковский утверждал: "Сегодняшняя поэзия - поэзия борьбы" (28; 11, 42). И эта публицистическая формула нашла в поэме свое поэтическое воплощение:

Выньте, гулящие, руки из брюк -

берите камень, нож или бомбу,

а если у которого нету рук -

пришел, чтоб и бился лбом бы! (...)

Понедельники и вторники

окрасим кровью в праздники!

Поэзией, не соответствующей требованиям времени, Маяковский считал творчество И.Северянина, и потому в поэме выводится нелицеприятный портрет поэта:

А из сигарного дыма

ликерною рюмкой

вытягивалось пропитое лицо Северянина.

Здесь дискредитируется не столько поэзия Северянина, сколько образ самого поэта, живущий в сознании публики. В стихотворении "Вам!" Маяковский также упоминает о Северянине, говоря о поручике Петрове:

Если б он, приведенный на убой,

Вдруг увидел, израненный,

Как вы измазанной в котлете губой

Похотливо напеваете Северянина...

Здесь нет прямой отрицательной оценки творчества Северянина, и тем не менее она присутствует: нельзя положительно относиться к тому, что можно "похотливо" напевать, тем более "измазанной в котлете губой". Развлекательная поэзия Северянина отвергается негативным эмоциональным фоном.

Напомним, что именно в этом стихотворении Маяковский утверждает, что для поэта достойнее прислуживать женщине свободной профессии, нежели бездумной буржуазной публике.

  1. В чем заключается суть теории «неореализма» (синтетизма, экспрессионизма) по Е. Замятину?
  2. История создания и публикации романа "Мы".
  3. Форма повествования. Жанр. Сюжет. Композиция романа "Мы".
  4. Какое утверждение вам ближе: «очень растянут роман и тяжело читается» (А. К. Воронский) или «“Мы” — блестящая, сверкающая талантом вещь; среди фантастической литературы редкость тем, что люди — живые и судьба их очень волнует» (А. Солженицын)?
  5. Поэтика, смысл названия романа "Мы".
  6. Как воплощена в романе идея всеобщего счастья (Часовая Скрижаль и др.)? Проанализируйте систему ограничений, созданную Единым Государством, как влияет она на сознание нумеров (цена человеческой жизни, история «Трех отпущенников» и др.). Почему герой-повествователь противопоставляет американского инженера-изобретателя Ф. Тейлора (1856 -1915), основоположника научной организации труда, немецкому философу И. Канту (1724-1804)?
  7. Роль искусства в Едином Государстве. Каким вы себе представляете архитектурный облик Единого Государства?
  8. Официальный государственный язык Единого Государства; как связаны язык и тип сознания нумеров? Речевая характеристика персонажей.
  9. Образная система романа: какие персонажи понадобились автору для раскрытия центральной идеи произведения?
  10. Как соотносятся имя, внешний портрет и внутренняя суть персонажей в романе? Символика имен.
  11. Д-503 и другие нумера: общее и отличительное. Чем центральный герой близок автору? В чем заключается суть конфликта Д-503 с государством? Как развивается и как разрешается этот конфликт?
  12. Любовная линия в романе. Образы О-90 и I-330 в ро мане. Какая точка зрения вам ближе: I-330 — это героическая мужественная революционерка и одновременно душевная благодетельница Д-503 (Л. В. Полякова) - или I-330 — это коварная шпионка, которая использовала любовь Д-503 для достижения своих корыстных целей (А. Штейн) 1 ?
  13. Как вы понимаете финал («итог») романа?
  14. Библейские мотивы, лексика и символика (в том числе цветовая) в романе "Мы" («хлеб древних христиан», нефтяная пища жителей ЕГ и др.).
  15. Особенности портретной характеристики персонажей, роль художественной детали (символики).
  16. Цветовой колорит романа "Мы", символика цвета.
  17. Характер противостояния Единого Государства и мира за Зеленой Стеной (на уровне идеологии, предметного мира, портретных деталей персонажей, образа жизни, цветового колорита и т.д.).
  18. Автор о романе "Мы". От повести «Островитяне» к роману "Мы". Сатирический (политический) и общечеловеческий коды прочтения романа.
  19. Роман "Мы" и литературные антиутопии ХХ века (Дж. Оруэлл «1984», О. Хаксли «О дивный новый мир»).

Читайте также статьи по творчеству Е.И. Замятина и анализу романа "Мы".

2. Исправленный ответ будет засчитан как неправильный.

1. Почему О-90 не могла стать матерью?

А) по причине несовпадения гормонов

Б) по физическим характеристикам

В) по интеллектуальному уровню

2. О чем эта фраза «оглушительно пестрая, путаная толчея людей, колес, животных»?

А) Мир за Зеленой стеной

Б) Картина в музее

В) Древний дом

А) указать на абсурдность необходимости объяснения устройства жизни в Едином государстве

Б) указать на глупость жителей других планет

В) продемонстрировать превосходство над древними

4. Что представляла собой Двухсотлетняя война?

А) Война между двумя поколениями

Б) Война между государствами

В) Война между городом и деревней

5. Какой сон предвещал болезнь Д-503?

А) Иегова и паук

Б) будда и сок

В) литургия и хор

6. С какой целью I-330 выбрала из всех нумеров именно Д-503?

А) потому что полюбила его

Б) потому что он строитель «Интеграла»

В) случайно

7. Какой момент являлся самым величественным в день Единогласия?

А) когда был задан вопрос «Кто за?»

Б) когда был задан вопрос «Кто против?»

В) когда начался бунт

8. Е. Замятин – мастерски использует детали при описании героев и пространства. Проведите параллели:

1. «В глаза мне глядят ее пурпурные на золотом поле цифры» А) I 330

2. «какой-то странный раздражающий икс» Б) Скрижаль

3. «Странное, хрупкое, слепое сооружение» В) Благодетель

4. «Неподвижная, как из металла, фигура» Г) S 47

5. «66 концентрических кругов» Д) Интеграл

6. «изящный удлиненный эллипсоид» Е) Площадь Куба

7. «розовые крылья-уши» Ж) Древний дом

А) тоненький доктор

Б) Д 503

В) S 4711

10.Когда I 330 обращается к Д 503 со словами: «Ты понимаешь, что все известное кончилось? Новое, невероятное, невиданное»

А) в День Единогласия

Б) во время первого путешествия за Зеленую стену

В) во время испытания Интеграла

11. Д 503 называет себя

А) микробом

Б) фагоцитом

В) химическим раствором

12. В связи с каким мероприятием выдавались юнифы жителям Единого Государства?

А) праздник Правосудия

Б) день Единогласия

В) запуск Интеграла

13. Какие чувства испытывает Д 503, когда видит, что вырвавшаяся из прогулочных рядов девушка не I 330?

А) разливающееся негодование

Б) бешеная, хлещущая радость

В) всепоглощающее удивление

14. «…она существовала только как метафизическая субстанция оскорбления, нанесенного Единому Государству». О ком так отзывается главный герой романа?

А) об I 330

Б) об О 90

В) о веснушчатой, рыжей девушке

15. С каким религиозным праздником древних Д 503 сравнивает День Единогласия?

А) с Пасхой

Б) с Троицей

В) с Рождеством

Евгений Иванович Замятин

1920 г. – написан роман «Мы», в 1921 г. рукопись была отправлена в Берлин. 1924 г. - выясняется, что вследствие цензурных затруднений роман «Мы» в Советской России не может быть напечатан. Весной 1927г. появляются отрывки из романа «Мы» в пражском журнале «Воля России», без ведома писателя. Началась травля писателя. На русском «Мы» вышел в 1952 в Нью-Йорке в Издательстве им. Чехова, в России впервые вышел лишь в 1988 году.

Е.И. Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевизмом. Он вышел из Союза писателей и написал заявление с просьбой разрешить ему и его семье уехать за границу. В просьбе ему было отказано. Е.Замятин написал смелое письмо И. Сталину, в котором потребовал, чтобы ему дали возможность печатать свои произведения на родине или разрешили уехать за границу.

Как писатель он всегда был честен: «Я знаю, что у меня очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то что мне кажется правдой, в частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и приукрашиванию: я считал -и продолжаю считать - что это одинаково унижает как писателя, так и революцию», - писал Замятин в письме Сталину.

По редкому стечению обстоятельств Замятину удалось получить право на легальный выезд для себя и жены, и в ноябре 1931 года он уехал из России.

Антиутопия - изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. Жанр антиутопии начал активно развиваться в XX веке и приобрел статус «романа-предупреждения».

В 1920 году Маяковский написал поэму «150 000 000». Его имя демонстративно отсутствует на обложке - он один из миллионов: «Партия - рука миллионнолапая, сжатая в один громящий-кулак ». «Единица! Кому она нужна?!... Единица - вздор, единица - ноль...». « Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слёзы из глаз».

Подписи к слайдам:

«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики», - писал Евгений Замятин в статье «Я боюсь».

Иллюстрации к роману Е. Замятина ""Мы"". О. К. Вуколов, 1989 г...


Дидактические материалы к уроку по творчеству Е.И.Замятина

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ «Первомайская сош»

Первомайского района Тамбовской области

Халяпина Л.Н.

Роман «Мы»

История создания и жанр

Роман не был напечатан в СССР, ею публикация появилась за грани­цей на английском языке. В нашей стране он увидел свет лишь в 1988 г. При жизни писателя критика травила его даже за неопубликованные произведения. В 1931 г. Замятин навсегда покинул Родину. Неудовлетво­рённость советской действительностью заставила его задаться вопросом: каким должно быть будущее, в котором можно чувствовать себя счаст­ливым. Роман признан классической антиутопией XX в. Если жанр уто­ пии предполагает светлое будущее, то антиутопия не даёт такой надеж­ды. Роман предсказал, что тоталитарный режим погубит миллионы лю­ дей - и в нравственном, и в физическом смысле. Многое из того, что предсказал Замятин, сбылось. В России было создано тоталитарное госу­дарство, просуществовавшее 70 лет.

Краткое содержание

У Д-503 есть женщина 0-90, которая приходит к нему по розовому талончику. Неожиданно Д-503 встречает женщину 1-330 и влюбляется в неё. Она приводит его в Древний Дом, где он впервые видит то, что давно ушло из их жизни: рояль, яркие краски и необычные формы, статую Пушкина. Оказывается, 1-330 участвует в заговоре против Благодетеля. Она хочет, чтобы Д-503, строи­тель интеграла, тоже участвовал в плане «Мефи»: во время пробного полёта нужно разрушить Зелёную стену, за которой протекает естественная жизнь. Если разрушить эту стену, то можно покончить с Единым Государством. Д-503, как верный подданный, хочет донести на возлюбленную, но сначала он идёт в Медицинское Бюро: ему кажется, что в него врос вирус. В своих записях Д-503 с ужасом сообщает, что не может выполнять свои обязанности перед Единым Государством, что его «я» выделилось из «мы». Д-503 взят на заметку: его надо лечить, ведь у него «образовалась душа». А задуманный против госу­дарства план «Мефи», конечно же, провалился. Все арестованы, всех ждёт на­казание.

Над Д-503 производят Великую Операцию по удалению фантазий, после чего ему становится легко и он рассказывает Благодетелю всё, что ему известно о врагах Счастья. Д-503 становится свидетелем казни своей возлюбленной, но теперь она всего лишь та, которая хотела разрушить счастье «многомиллионно­го тела».

Единое Государство жестоко расправилось со страшной для себя угрозой - с любовью, которая пробуждает в человеке Личность, Красоту и Добро. Единое Государство может существовать лишь тогда, когда его граждане - это нумера, которые лишены возможности любить.

Изображение будущего

Общество будущего представлено в фантастическом и гротескном виде. Это «математически совершенная жизнь Единого Государства» (ЕГ). Без­душная техника и деспотическая власть превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспитали в добровольном рабстве. Всем здесь управляет Благодетель через своих Хранителей. В ЕГ всё про­думано, учтены вес черты бунтарской натуры человека и найдены все рычаги для их подавления. Любовь в ЕГ запрещена, она сводится к сексу и закону деторождения. Для каждого определяют подходящий табель сексуальных дней и выдают розовые талончики. Перед нами мир без любви, без души, без поэзии. Человеку - «нумеру», лишённому даже имени, было внушено, что счастье заключается и отказе от собственного «я» и растворении в безличном «мы».

Главный конфликт

Главным является конфликт идей: идеи Свободы и идеи Единого Госу­ дарства . Единое Государство в романе - это тоталитарное государство с мошной системой подавления в человеке его «я».

Роман даёт описание будущего тоталитарного государства и предупреждает об опасности, которую несёт в себе идеология, лишающая личность свободы.

Главный герой - Д-503

В своих записях Д-503 рассказывает о размеренной и правильной жизни нуме­ров. Это описание очень похоже на описание жизни сумасшедших, которые в один и тот же час и в одну и ту же минуту встают, начинают и заканчивают работу, подносят ложки ко рту и отходят ко сну. Д-503 восхваляет эту жизнь, не догадываясь, что его сознание всего лишь результат идеологической обра­ботки, цель которой - приобретение для Благодетеля послушного винтика, которым легко управлять.

Тематические задания по типу ЕГЭ

    Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните В 1- В7; С1- С2.

Установленный обычаем пятиминутный предвыборный перерыв. Установленное обычаем предвыборное молчание. Но сейчас оно не было тем действительно молитвенным, благоговейным, как всегда: сейчас было как у древних, когда еще не знали наших аккумуляторных башен, когда неприрученное небо еще бушевало время от времени «грозами». Сейчас было, как у древних перед грозой.

Воздух - из прозрачного чугуна. Хочется дышать, широко разинувши рот. До боли напряженный слух записывает: где-то сзади мышино-грызущий, тревожный шепот. Неподнятыми глазами вижу все время тех двух - 1 и R - рядом, плечом к плечу, и у меня на коленях дрожат чужие - ненавистные мои - лохматые руки.

В руках у всех - бляхи с часами. Одна. Две. Три... Пять минут... с эстрады - чугунный, медленный голос:

- Кто «за» - прошу поднять руки.

Если бы я мог взглянуть Ему в глаза, как раньше, - прямо и преданно: «Вот я весь. Весь. Возьми меня!» Но теперь я не смел. Я с усилием - будто заржавели все суставы - поднял руку.

Шелест миллионов рук. Чей-то подавленный «ах»! И я чувствую, что-то уже началось, стремглав падало, но я не понимал - что, и не было силы - я не смел посмотреть...

Кто «против»?

Это всегда был самый величественный момент праздника: все продолжают сидеть неподвижно, радостно склоняя главы благодетельному игу Нумера из Нумеров. Но тут я с ужасом снова услышал шелест: легчайший, как вздох, он был слышнее, чем раньше медные трубы гимна. Так последний раз в жизни вздохнет человек еле слышно - а кругом у всех бледнеют лица, у всех - холодные капли на лбу.

Я поднял глаза - и...

Это - сотая доля секунды, волосок. Я увидел: тысячи рук взмах­нули вверх - «против» - упали. Я увидел бледное, перечеркнутое крестом лицо I, ее поднятую руку. В глазах потемнело.

Еще волосок; пауза; тихо; пульс. Затем - как по знаку какого-то сумасшедшего дирижера - на всех трибунах сразу треск, крики, вихрь взвеянных бегом юниф, растерянно мечущиеся фигуры Храни телей, чьи-то каблуки в воздухе перед самыми моими глазами - возле каблуков чей-то широко, раскрытый, надрывающийся от неслышного крика рот. Это почему-то врезалось острее всего: тысячи беззвучно орущих ртов - как на чудовищном экране.

Ответы на задания В1-В7 дайте в виде слов или словосочетаний.

В1. Какой официальный праздник Единого Государства описан в данном эпизоде?

В2. На строительстве какого объекта занят герой-повествова­тель (запишите слово в именительном падеже)?

В3. Какая комбинация цифр и букв служит именем герою-рас­сказчику?

В4. Какой стилистической фигурой является повтор словосочета­ния «установленный обычаем» в начале фрагмента?

В5. Найдите выразительный эпитет в последнем предложении отрывка (запишите слово в именительном падеже).

В6. Какое изобразительно-выразительное средство использова­но в следующем предложении: «Я с усилием - будто заржавели все суставы - поднял руку»?

В7. Как называется стилистическая фигура, основанная на со­единении в одном предмете или явлении несоединимого (например, «надрывающийся от неслышного крика рот»; «тысячи беззвучно орущих ртов»)?

Ответы на задания В1-В7

В1

    Задания с развернутым ответом ограниченного объема (5 - 10 предложений)

С1. Почему когда-то любимый праздник теперь вызывает у ге­роя-рассказчика не благоговение, а тревогу? С2. В каких произведениях русской литературы изображены кар­тины восстания или бунта против власти и в чем они близки роману Е. Замятина «Мы»?

    Дайте полный, развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необхо­димые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по воз­можности раскрывая собственное видение проблемы.

С5. Почему свои личные записи герой романа Е. Замятина реша­ет озаглавить «Мы»?

Используемая литература

    Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010

    Кучина Т.Г., Леденёв А.В. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2010





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта