Главная » Звезды » План открытого урока по предмету "сольфеджио для учащихся фортепианного отделения". План открытого урока по предмету "сольфеджио для учащихся фортепианного отделения" Интервалы от ноты ДО вниз

План открытого урока по предмету "сольфеджио для учащихся фортепианного отделения". План открытого урока по предмету "сольфеджио для учащихся фортепианного отделения" Интервалы от ноты ДО вниз

Интервалы в музыке – это расстояние между двумя звуками, и еще это созвучие двух нот. Вот такое простое определение можно дать этому понятию. На уроках сольфеджио интервалы поют и слушают, чтобы потом узнавать их в музыкальных произведениях, но сначала нужно научиться строить их от разных нот.

Простых интервалов всего восемь штук, они обозначаются обычными цифрами от 1 до 8, а называются особыми латинскими словами:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава

Что означают эти названия? В переводе с латинского языка прима – первый, секунда – второй, терция – третий и т.д.

Интересные факты про названия интервалов

Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).

Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).

Интересными с этой точки зрения являются интервалы «септима» и «октава» . Помните, как по-английски сказать «сентябрь» и «октябрь»? Это «September» и «October» ! То есть эти названия месяцев имеют те же корни, что и названия интервалов. «Но ведь септима – это семь, а октава – восемь, а указанные месяцы по счету в году девятый и десятый», – скажете вы, и будете совершенно правы. Дело в том, что были времена, когда каждый новый год отсчитывали не от января, как сейчас, а от марта – первого весеннего месяца. Если посчитать так, то все становится на свои места: сентябрь будет седьмым месяцем, а октябрь – восьмым.

Мы еще не сказали ни слова о кварте и терции. С терцией все понятно – ее просто нужно запомнить, но особо наблюдательные, вероятно, заметят, что если прочитать слово «терция» , пропуская каждую вторую букву, то получится обыкновенное «три» .

В русском языке есть слова, похожие на «кварту» : это, например, квартира или квартал. Что такое «квартал» ? Это слово имеет два значения: 1) деление года на 4 равных части; 2) участок городской застройки, который с четырех сторон окружен улицами. Так или иначе здесь фигурирует число 4, и, если запомнить эту ассоциацию, то кварту ни за что не перепутаешь с каким-нибудь другим интервалом.

Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?

Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).

Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.

Обратимся к конкретным интервалам:

Прима – обозначается числом 1, что говорит нам: два звука находятся на одной и той же ступени . Значит, прима – это обыкновенное повторение звука, шаг на месте: до и еще раз до, или ре и ре, ми-ми и т.д.

Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.

Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.

Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты : хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.

Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.

Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.

Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.

А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!

Интервалы от ноты ДО вверх

Интервалы от ноты СОЛЬ вверх

Интервалы от ноты ДО вниз

Интервалы от ноты ЛЯ вниз

Упражнения: играем интервалы на фортепиано

При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной . Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание.

Поэтому если нет подходящего инструмента под рукой, то можно воспользоваться виртуальной клавиатурой или приложением «Пианино» на телефоне (планшете). Важно, чтобы вы работали не в немом режиме, а со звуком (желательно).

Упражнение 1. Играем примы

Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).

Упражнение 2. Играем секунды

Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.

Упражнение 3. Играем терции

Терция – любимый интервал маленького В.А. Моцарта – гения мировой музыки. Известно, что в детстве Моцарт-малыш подходил к клавесину отца (инструмент – предшественник фортепиано), клавиши он не видел (по росту), но дотягивался до них ручками. Моцарт играл всякие созвучия, но больше всего радовался, когда ему удавалось «поймать» терцию – так красиво и мелодично звучит этот интервал.

Попробуйте поиграть терции и вы. Возьмите терцию «ДО-МИ» и запомните это расстояние: звуки расположены на клавиатуре через одну клавишу (через одну ступеньку). Играйте терции вверх и вниз от разных нот. Играйте звуки терций одновременно или поочередно, то есть вразбивку.

Упражнение 4. Играем кварты и квинты

Кварты и квинты – это интервалы, которые звучат воинственно, призывно и очень торжественно. Недаром с кварты начинается наш российский гимн. Возьмите кварту «ДО-ФА» и квинту «ДО-СОЛЬ», сравните их по звучанию, запомните расстояние. Играйте кварты и квинты от разных нот. Постарайтесь научиться мгновенно находить эти интервалы глазами на клавиатуре.

Упражнение 5. Играем сексты

Сексты, как и терции, тоже очень мелодичные и красивые по звучанию. Чтобы быстро сыграть сексту можно мысленно представить себе квинту (ее число 5) и добавить к ней еще одну ступеньку (чтобы было 6). Сыграйте сексты вверх «ДО-ЛЯ», «РЕ-СИ» и от всех других нот и вниз «ДО-МИ», «РЕ-ФА» и т.д.

Упражнение 6. Играем октавы

Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу. Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в , вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы. То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.

Упражнение 7. Играем септимы

Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!

Еще пример: построим септиму от МИ вниз. Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот.

Дорогие друзья, если вы выполнили предлагаемые упражнения, то вы просто молодцы! Вы многое постигли, но это только начало, первое знакомство с интервалами. Интервалы в таком виде обычно проходят в 1-2 классах музыкальных школ, а потом все становится немного сложнее. И мы приглашаем вас отправиться за новыми знаниями вместе с нами.

В следующих выпусках вы узнаете, о том, что такое , что такое и как можно получить . До новых встреч!

Учебно-тематический план

Отсеиваются из ДМШ и ДШИ по различным причинам. Занятия хорового класса проходят только... школьного возраста. – М.: Композитор, 1992. Андреева М. От примы до октавы : Сборник мелодий для пения и музыкального разбора на...

  • Рабочая программа по предмету «Сольфеджио» срок реализации программы 7 лет

    Рабочая программа

    ... класса ДМШ . – М. 1989. Андреева М. От примы до октавы . – М., 1976. Баева Н. Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ . – М., 1975. Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы ДМШ ...

  • Рабочая программа по предмету «Сольфеджио» срок реализации программы 5 лет

    Рабочая программа

    Учебник для подготовительного класса ДМШ . – М. 1989год. 10. Андреева М. От примы до октавы . – М., 1976. 11. Баева Н. Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ . – М., 1975год...

  • Программа курса «Русский язык»

    Программа курса

    ... «тональность». Понятие «интервал». Интервалы от примы до октавы . Интервалы и мелодия. Интервалы и... пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ. Общая редакция М. Андреевой и... и ритмике. Для подготовительных групп ДМШ и школ искусств...

  • Тип урока: изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

    Вид урока: традиционный.

    Цель: освоение теоретически и практически понятий мажора и минора.

    • раскрыть особенности музыкальных ладов, выяснить основные отличия мажора и минора;
    • развивать визуальные и слуховые представления учащихся;
    • воспитывать "искусство слышать"- творчески воспринимать - познавать музыкальное произведение.

    Форма работы: групповая.

    Перечень наглядных пособий, раздаточных материалов, источники информации:

    • Наглядные пособия: репродукции картин И.И.Левитана.
    • Технические средства: музыкальный центр.
    • Учебное оборудование: доска.
    • Раздаточный материал:
    • словарь "Как звучит музыка" из сборника Первозванской Т. "Мир музыки" 2 класс;
    • мажорная и минорная гаммы с иллюстрациями из сборника Александровой Н.Л. "Рабочая тетрадь" 1 класс;
    • нотный материал: "Песня Маши и подружек" из сборника Андреевой М. "От примы до октавы".
    • Литература: стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро".
    • Музыкальные произведения для прослушивания: Свиридов Г.В. "Весна и осень".

    Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

    Структура урока:

    1. организационный момент - 3 мин.
    2. сообщение нового материала, осознание и осмысление учебной информации, первичное закрепление нового материала - 15 мин.
    3. применение знаний (практическая работа) - 5 мин.
    4. информация о домашнем задании - 1 мин.
    5. подведение итогов работы - 1 мин.
    Действия учителя Действия преподавателя и учащихся
    1 Организационный момент Приветствие. Вступительное слово педагога: эпиграф к уроку, объявление темы и цели урока. Исходная мотивация.
    2 Актуализация знаний Преподаватель предлагает учащимся вспомнить определения "лада" и "тоники", проводит распевание учащихся в тональности C-dur.

    Запись на доске:

    3 Сообщение нового материала Преподаватель: "Лад - это прекрасное слово. В семье - это дружба, согласие. "На что и клад, коли в семье лад" - гласит народная мудрость. Согласованность между звуками позволяет воспринимать музыку как ясную, понятную речь, а не звуковой хаос. Наиболее распространенные лады - мажор и минор. Мажор принято обозначать частицей латинского алфавита - dur, которая переводится как "твердый". Таким образом, мажорный лад - светлый и яркий. Минор обозначается частицей латинского алфавита - moll, переводится как "мягкий". Минорный лад - матовый, темный".
    4 Осознание и осмысление учебной информации Преподаватель: "Подумайте, если бы вас попросили изобразить светлое, яркое, радостное - какие краски вы бы выбрали? А если бы вам предложили изобразить печальное, темное и таинственное?

    Учащиеся отвечают на вопросы, предлагают свои варианты оттенков - красный, оранжевый, зеленый, синий; черный, коричневый, темно-серый.

    5 Первичное закрепление нового материала Преподаватель предлагает рассмотреть две репродукции русского художника XIX века И.И.Левитана: "Над вечным покоем" и "Золотая осень".

    Вопрос: "Какие краски использует в своих работах художник, какое настроение хочет передать?"

    Учащиеся высказывают свои мысли.

    Вопрос: "Скажите, а можно ли найти мажорное и минорное настроение в поэзии?"

    Преподаватель читает отрывки из стихотворения А.С. Пушкина, предлагает учащимся прочесть, затем все вместе определяют настроение, которое хотел передать поэт.

    Вопрос: "А так ли красивы мажор и минор в музыке, как свет и тень в живописи?"

    Учащиеся слушают музыкальное произведение Г.В.Свиридова "Весна и осень".

    Происходит обсуждение прослушанного произведения.

    6 Применение знаний (практическая работа) Выдается раздаточный материал (картинка). Задание: раскрасить картинки, придумать и записать слова, соответствующие мажору и минору. Обсуждение.

    Преподаватель выдает нотные примеры детской песенки. Учащиеся с преподавателем делают разбор музыкального материала, затем исполняют песню.

    7 Информация о домашнем задании Выучить определения мажора и минора. Нарисовать рисунок.
    8 Подведение итогов урока В форме вопросов и ответов закрепляются понятия и основные характеристики мажорного и минорного ладов.

    Список литературы

    1. Александрова, Н.Л. Рабочая тетрадь по сольфеджио 3 класс./Н.Л. Александрова.- Новосибирск.: Окарина, 2006. - 60 с.
    2. Андреева, М.П. От примы до октавы./М.П. Андреева.-М.: Советский композитор, 1976.-113с.
    3. Боголюбова, Н.Х. Тайны музыкального мира./Н.Х. Боголюбова.- С-П.: Композитор,2006.-95с.
    4. Дадиомов, А.В. Начальная теория музыки./А.В. Дадиомов.- М.: В. Катанского,2002.- 241с.
    5. Первозванская, Т.Е. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей./ Т.Е. Первозванская.- С-П.: Композитор, 2001.- 77с.
    6. Фридкин, Г.А. Практическое руководство по музыкальной грамоте./ Г.А. Фридкин.- М., 1987.- 270с.




    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта