Химик — это любой специалист по химическим веществам. Работа учёного химика, лаборанта, технолога. Вузы, техникумы, колледжи для будущих химиков. Профессия подходит тем, кого интересует химия (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Химия — это наука о веществах и их превращениях: о строении элементов, их свойствах и механизмах химических реакций. Каждое вещество состоит из молекул, а те, в свою очередь, состоят из атомов. Химия изучает взаимодействие атомов, закономерности, по которым они складываются в молекулы. Химия — это довольно обширная область естествознания, тесно связанная с биологией и физикой. Химию принято делить на неорганическую и органическую, хотя это деление условное.
Сейчас в химии выделяют множество разделов, многие из которых имеют дело и с неорганическими, и с органическими веществами.
Есть ещё множество отраслей химической науки, и наверняка будут появляться новые.
Однако химия — это не только чистая наука. Её ценность для человечества состоит в том, что без неё невозможно представить ни одной современной технологии. Всё, чем мы пользуемся в быту или в работе, — от стеклянной вазочки до книги, от железного молотка до мыла — создано с помощью знания химии и управляемых химических реакций. Исключение составляют лишь деревянные предметы, но и то если они не покрыты какой-нибудь краской.
Скажем, изготовлением лекарств занимается фармация, а также фармацевтика, которая разрабатывает не только лекарства, но и промышленные технологии их выпуска, способы дозировки, упаковки и распространения. Вся лекарственная отрасль построена на химических исследованиях и технологиях.
То же можно сказать о пищевом производстве, нефтепереработке, производстве чугуна и стали, бумаги, текстиля, лаков и красок, пластиков, цемента… Список может оказаться бесконечным.
Таким образом, специалистов по химии можно разделить на теоретиков и практиков. Теоретики развивают науку химию, изобретают новые материалы, а практики внедряют новые производственные технологии, следят за их соблюдением.
На производстве химик может выступать как инженер, технолог, специалист по контролю качества (аналитик). Химик-технолог (или инженер-химик) налаживает технологический процесс, определяет стандарты работы. Разрабатывает инструкции и нормативы, следит за соблюдением технологии. Аналитики контроля качества исследуют качество сырья и готовой продукции предприятия (лекарств, стройматериалов, косметики и пр.). Если обнаруживается брак, технолог выясняет причины и решает, как их можно устранить.
Химики работают в отраслевых научно-исследовательских институтах (нефтяных, пищевых, медицинских и пр.).
А также в химико-технологических отделах заводов и фабрик: на химических предприятиях (выпускают удобрения, пластмассы, синтетические волокна и пр.), на предприятиях пищевой, парфюмерной, целлюлозно-бумажной промышленности, горно-обогатительных, металлургических комбинатах и пр.
Кроме того, химик может заниматься преподаванием в школе, вузе, или колледже.
Россия 15000—65000 ₽
Москва 30000—75000 ₽
Профессия химик предполагает интерес к этой науке, аналитический склад ума, умение систематизировать большое количество данных, склонность к кропотливой работе, умение концентрироваться на работе, хорошую память, ручную моторику, хорошее зрение и различение цветов, тонкое обоняние, любознательность.
Химик должен кроме общих знаний по химии, владеть методами анализа химических соединений, проведения опытов. Специализируясь в каком-то конкретном разделе химии, он приобретает узкоспециальные познания. Это относится и к учёным химикам, и к производственникам. Для химика-технолога важна специализация. Например, для работы в пищевой промышленности нужно знать существующие технологии пищевого производства. Для работы в металлургии - технологию получения металла из руды.
Специальности, полученные в колледже позволяют работать на производствах, использующих химические процессы.
Специальности:
«химическая технология органических веществ»,
«химическая технология неорганических веществ»,
«переработка нефти и газа»,
«коксохимическое производство»,
«электрохимическое производство»,
«биохимическое производство»,
«технология разделения изотопов»,
«производство изделий и покрытий из полимерных материалов»,
«технология кинофотоматериалов и магнитных носителей»,
«аналитический контроль качества химических соединений»
и др.
Ссузы (техникумы, колледжи):
и многие другие ссузы в разных регионах России.
Начальное профессиональное образование (НПО)
НПО готовит специалистов, непосредственно работающие в цехах, применяющих химические технологии.
Рабочие профессии:
«лаборант-аналитик»,
«лаборант-эколог»,
«лаборант по физико-механическим испытаниям»,
«аппаратчик-оператор в биотехнологии»,
«аппаратчик-оператор экологических установок»,
«машинист-оператор в производстве изделий из пластмасс»
и др.
Ссузы (техникумы, колледжи):
и многие другие профессиональные учебные заведения в разных регионах России.
Подготовка специалистов ведется на кафедре теоретической и прикладной химии . Заведующий кафедрой - доктор химических наук, профессор, академик МАНЭБ и РАИН, заслуженный деятель науки РФ Боголицын К.Г.
Важным фактором экономического развития Архангельской области являются ее природные ресурсы. Традиционно основу экономики региона составляют предприятия химико-лесного комплекса. Кроме того, по перспективам развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплекса область занимает одно из лидирующих мест на Европейском Севере. Наиболее предпоч¬тительна не только добыча, но и глубокая переработка сырья. Необходимое условие успешной работы таких предприятий – химико-аналитический контроль производственного процесса. Поэтому потребность региона в специалистах в области химии природных соединений постоянно возрастает.
Решение многих экономически и общественно значимых вопросов возможно только с учетом результатов химического анализа. Неотъемлемая часть системы государственного управления природопользованием – организации, контролирующие состояние окружающей среды. Возросшие требования к вопросам охраны окружающей среды на предприятиях привели к необходимости соз¬дания производственного экологического контроля. Поэтому многочисленные лаборатории предприятий, аналитические центры и целый ряд организаций, осуществляющих мониторинг окружающей среды, остро нуждаются в квалифицированных химиках-аналитиках.
Для удовлетворения потребности региона в специалистах с фундаментальным высшим профессиональным образованием в области химии в АГТУ с 2007 года был начат прием на специальность «» со специализациями «Аналитическая химия
» и «Химия природных соединений
». Срок обучения – 5 лет, квалификация – специалист (химик).
Опыт подготовки в АГТУ специалистов-химиков берет отсчет с 1990 года, когда на кафедре физической и коллоидной химии стала проводиться целевая интенсивная под¬готовка (ЦИПС) инженеров-исследователей в области физической химии процессов хими¬ческой переработки древесины и промышленной экологии. С 1993 по 2007 г. по специализации «Физико-химия растительных полимеров» специальности «Технология химической переработки древесины» выпущено 96 специалистов. Из них к настоящему времени 20 % защитили диссертации или обучаются в аспирантуре.
Выпускники по специальности «Химия» могут работать
:
- в научно-исследовательских институтах и организациях (в Архангельской области 23 организации занимаются научными исследованиями и разработками);
- в организациях, занимающихся вопросами экологии и контролем состояния окружающей среды;
- на крупных промышленных предприятиях, в том числе в целлюлозно-бумажной и нефтегазовой отрасли;
- в аналитических центрах и лабораториях;
- в правоохранительных органах (криминалистические лаборатории).
Важное преимущество наших студентов-химиков – возможность практически познакомиться с целым рядом современных методов химического анализа, так как приборное оснащение лабораторий кафедры – одно из лучших на Северо-западе России. Все студенты занимаются научно-исследовательской работой, участвуют в научных конференциях.
В 2001 году заключен договор о сотрудничестве с кафедрой аналитической химии МГУ им. М.В.Ломоносова и образована Межуниверситетская кафедра МГУ-АГТУ-ПГУ. В рамках деятельности межуниверситетской кафедры в АГТУ читаются лекции профессорами МГУ, проводится совместная научно-исследовательская работа, научные стажировки преподавателей, аспирантов и студентов.
Для студентов старших курсов возможны стажировки и прохождение практики в университетах и институтах Европы, таких как Ягеллонский университет (г. Краков, Польша), Университет прикладных исследований (г. Эмден, Германия), Университет г.Оулу, (Финляндия), Политехнический институт (г. Нарвик, Норвегия). Начиная с 2001 г. ежегодно направляются студенты IV–V курсов на годичное обучение в Технический университет г. Лулео (Швеция).
Слово «Химия» впервые встречается в 336 году в книге римского астронома Юлия Матерна Фирмика. Наиболее вероятной версией происхождения этого слова является та, которая связывает слово «химия» с древним названием Египта – Kham. Египетские жрецы умели выплавлять и проверять на чистоту такие металлы, как золото, серебро, свинец, готовить из них сплавы, знали рецепты приготовления лекарств, красителей, косметических препаратов.
За 3 тысячи лет до н.э. люди научились выплавлять из руд медь и делать ее сплав с оловом – бронзу, и это ознаменовало переход человека из каменного в бронзовый век. Около 1500 лет до н.э. человечество открыло секрет выплавки железа и перешло в железный век. Постепенно люди научились обжигать керамику, окрашивать ткани, дубить кожи, варить пиво и сбраживать виноградный сок. В последующее время, вплоть до XVII века химия развивалась как тайная наука, главной целью которой стало превращение неблагородных металлов в золото с помощью магического философского камня.
Основоположником химии как науки можно считать английского химика Роберта Бойля. Его именем назван газовый закон – закон Бойля-Мариотта. Великий русский ученый М.В. Ломоносов стоял у истоков корпускулярной (атомистической) химии.
В начале XIX века химия стала самостоятельной наукой. Тогда же химия разделилась на неорганическую и органическую. Как самостоятельная дисциплина сложилась аналитическая химия.
За этой наукой, без преувеличения, будущие открытия и достижения человечества.
Химический анализ и исследование состава вещества, продукта, полупродукта (промежуточного соединения), сырья реакционной смеси;
- изучение свойств различных веществ;
- исследование закономерностей протекания химических процессов,
- создание и разработка новых перспективных материалов и химических технологий
- прогнозирование использования веществ в народном хозяйстве;
- химический синтез (получение определенного продукта, обладающего заданным химическим составом и строением);
- получение, производство различных веществ в промышленных масштабах;
- разработка способов и подбор условий синтеза (температуры, давления, последовательности, количественного соотношения компонентов);
- химические исследования: анализ и синтез новых продуктов, испытание их свойств;
- создание технологических проектов (описание характеристик исходных веществ, типа, числа, габаритов, мощности и последовательности включения аппаратов технологической цепочки; определение материальных и энергетических расходов; контроль за количеством и качеством отходов, способом их хранения и утилизации);
- наблюдение, управление химическим процессом (теплообмен и теплопроводность, диспергирование (измельчение), сепарация (разделение) – фильтрование, дистилляция и т.п.);
- решение фундаментальных и прикладных задач в области химии и химической технологии.
Технические способности;
- математические способности;
- высокий уровень концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени удерживать внимание на одном предмете или виде деятельности);
- способность воспринимать большое количество информации;
- умение анализировать и систематизировать большое количество информации;
- способность заниматься длительное время кропотливой работой;
- высокая помехоустойчивость;
- умение воспринимать и различать широкий спектр цветов и их оттенков;
- хорошая память на символы и знаки;
- способность принимать и внедрять новое на практике;
- тонкая ручная моторика;
- хорошее обоняние.
Организованность
- четкость, собранность;
- аккуратность;
- упорство;
- самоконтроль;
- терпеливость;
- любознательность;
- усидчивость.
Отсутствие аналитических способностей;
- отсутствие технических способностей;
- неаккуратность;
- неряшливость;
- рассеянность, невнимательность;
- неорганизованность;
- безынициативность;
- безответственность;
- отсутствие склонности к исследовательской деятельности;
- низкое развитие моторных навыков;
- дальтонизм.
Отраслевые и академические научно-исследовательские институты;
- химические предприятия и комбинаты;
- образовательные учреждения (школы, техникумы, институты, университеты);
- предприятия целлюлозно-бумажной промышленности.
- горно-обогатительные комбинаты;
- медицинские учреждения (фармацевтическая промышленность);
- центральные заводские лаборатории и контрольные станции;
- предприятия пищевой промышленности.
Наименование профессии
- инженер-химик
Доминирующий способ мышления
- Адаптация – координация
: Такие люди могут согласовывать цели и решения различных многочисленных задач одновременно, стремятся к развитию и инновациям. Профессии, которые подходят людям с этим способом мышления, требуют оценки и решения нескольких задач одновременно, согласования противоречивых целей.
Область базовых знаний №1 и их уровень
- Естественные науки (химия, физика, биология), уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень
- Естественные науки (химия, физика, биология), уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область
-
Межличностное взаимодействие
- частое по типу «рядом»
: Человек стремится находиться рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Здесь предпочтение отдается таким профессиональным ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой человек сохраняет некоторую самостоятельность в работе, при том, что работает не в одиночку.
Доминирующий интерес
– исследовательский (интеллектуальный) тип
: сообразителен и наблюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению. Предпочитает научные профессии.
Дополнительный интерес
– реалистический (практический) тип
: любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Он ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Занимается конкретными объектами и их практическим использованием. Хорошо развито практическое мышление.
Условия работы
- в помещении, мобильный
1) Что подразумевает под собой подготовка по специальности химии в вузе?
Специальность «химия» (020100.65, код подготовки 04.03.01) научит вас таким углублённым знаниям:
Форма обучения существует как очная (от 4 лет), так и заочная (от 5 лет).
2) Какие существуют требования при поступлении?
Для того чтобы быть зачисленным в вуз, вам потребуется успешно сдать ЕГЭ по таким предметам:
Проходной балл на бюджетное обучение должен составить не менее 364.
Данная специальность имеет большое разнообразие факультетов. В зависимости от их выбора и зависят ваши узкие профильные знания. Ниже их рассмотрим.
Специальность 04.05.01 фундаментальная прикладная химия даст вам знания в области хим. процессов, которые происходят в природе, проводить их анализ, создавать и внедрять новейшие выгодные материалы и технологии, решать задачи прикладного характера в области химии и их технологий.
По завершению обучения химия специальность 19.02.07 вы получите образование в сфере технологии молока и молочных продуктов. Вы приобретаете знания технологических процессов молока и их продуктов, требований к качеству производимого сырья.
Специальность медицинская химия, предметом которой является нахождение биологически активных веществ, объяснение механизма их действия на молекулярном уровне, исходя из этого – создание новых лекарственных препаратов.
Факультет неорганической химии охватывает собой область исследования хим. связей и структуру неорганических соединений, способность реакций неорганических соединений в разных агрегатных состояниях и условиях.
Факультет органической химии подразумевает под собой изучение предмета органической химии, виды реагентов, реакций, углеводородов, оптической изомерии органических соединений, галогенопроизводных углеводородов.
На кафедре аналитической химии обычно развивают несколько главных направлений научной работы.
Первая – это разработка новых и улучшение уже имеющихся физико-химических методов анализа, вторая - это моделирование физ. и хим. процессов на грани раздела сред, проведение аналитики, химических исследований, производства новых материалов.
Специальность фармацевтическая химия изучает лекарственные средства, так же основу ее методологии составляет комплекс физико-химических, биохимических, биофармацевтических методов.
Специальность физическая химия даёт вам область исследования в экспериментальном определении и расчёте параметров молекул веществ, химическую термодинамику и кинетику.
Если вы хотите получить специальность учитель химии, то придётся получать знания только на очной форме обучения. Закончив обучение, вы становитесь учителем химии и биологии.
Если Вы получили специальность химия, задаетесь вопросом: где работать?
Получив образование в области знаний химии, исходя из профильного образования, вы сможете работать в научных институтах и компаниях, малых и крупных промышленных предприятиях, лабораториях, больницах, аналитических центрах, учебных заведениях, правоохранительных органах.
Специальность - химия, кем работать?
Ниже приведён список самых популярных профессий, на которые идут работать выпускники специальности химия:
Возможно Вас заинтересуют.
Наш мир стремительно меняется год за годом. Быт людей стал разительно отличаться от того, каким он был 50-100 лет назад. Мы стали свидетелями внезапного развития технологий, в связи с чем появились новые востребованные . Химия, физика, биология – предметы, что занимают одну из главенствующих ролей в огромном количестве областей человеческой деятельности .
Без открытий великих человечество вряд ли достигло бы тех высот, которые когда-то казались недостижимыми. Поэтому профессии, связанные с этой важнейшей наукой, сейчас являются одними из самых популярных и в этой статье мы познакомим вас кем можно работать.
Химик-технолог или инженер-химик – это специалист, непосредственно принимающий участие в исследованиях и разработке нового вещества.
Есть как химики-теоретики, основная задача которых научная деятельность, создание новых веществ; а также практики, внедряющие новшества на производстве и контролирующие эти процессы.
Плюсы этой профессии в том, что она востребована в различных областях. Например:
Специалист должен иметь общие знания по химии, методам анализа хим. соединений, уметь проводить опыты. Также необходимо быть экспертом в специализации, в которой он применяет свои навыки. В металлургии необходимо знать технологию получения руды из металла, в косметологии – знать как сделать полезный для кожи состав крема и т.д.
– одна из самых нужных профессий на данных момент. И чтобы суметь создавать инновационные технологии, нужно постоянно изучать новейшие исследования и быть в курсе последних трендов в науке.
Лаборант химического анализа осуществляет анализ различных веществ, чтобы впоследствии использовать эти данные в производстве. Такой специалист незаменим в различных отраслях , связанных с химией. Таких как:
Лаборант должен иметь общие знание по химии, а также навыки проведения анализа химических объектов и умение математически обработать данные результатов анализа.
Эта профессия подходит тем, кто готов заниматься кропотливой работой, обладает хорошей концентрацией и точностью.
Также лаборант может быть ассистентом специалиста более высокого по рангу, перенимать его опыт и постепенно добиться повышения и больших успехов в своей отрасли.
– это специалист, изучающий химические процессы, что происходят в живых организмах. За счет того, что эта профессия появилась на стыке двух наук – химии и биологии, она имеет широкий спектр применения во многих сферах деятельности.
Например:
Биохимия – наука, которая динамично развивается, поэтому для биохимика очень важно продолжать учиться и прокачивать свои профессиональные навыки, чтобы оставаться востребованным специалистом.
Предметы, которые необходимо изучить для этой профессии: неорганическая и органическая химия, биология, математика.
Одна из самых распространенных профессий, связанных с химией – это, конечно же, преподаватель
, хотя зарплата невысокая. Если предыдущие специальности охватывают исследовательскую и созидательную часть данной науки, то здесь на первом месте стоит передача знаний подрастающему поколению. Для хорошего учителя химии важно не только обладание профильными знаниями и навыками, образование, но и способность взаимодействовать с людьми, знание методик преподавания, чтобы заинтересовать учеников предметом, дать им образование и хорошая психологическая устойчивость.
Учитель – это тот человек, который может как привить любовь к своему предмету, так и сделать процесс его изучения настоящей пыткой. Востребованный учитель химии тот, кто всегда ищет новые, интересные подходы к преподаванию своего предмета, знакомит учеников с последними исследованиями и сам продолжает образовывать себя, параллельно давать образование ученикам.
В школах нужно и можно работать, не смотря на зарплату, ведь образование для подрастающего поколения очень важно.
Специалист в области химии может профессионально заниматься популяризацией этой науки. Примеров этому множество.
Кто-то ведет блог, в котором раскрывает секреты составов косметических средств и их эффективное применение. Человек, обладающий харизмой и даром красноречия, может снимать образовательные видео-ролики, в которых делится интересными опытами и открытиями. Есть много путей популязации любимой науки, главное найти тот, который ближе и развиваться в нем.
Основные качества, которыми должен обладать тот, кто хочет применить себя в этой сфере деятельности – это способность заинтересовать публику, умение донести сложные химические процессы до среднестатистического человека и, конечно же, творческий подход к своему делу. Человек, заинтересованный химией, может найти для себя огромное количество возможностей для раскрытия своего потенциала. Существует множество узких специальностей, основанных на стыке нескольких сфер деятельности и это прекрасно, потому что позволяет множеству студентов найти свое любимое дело и реализовывать себя в нем.
Изучайте различные сферы любимой науки и вы обязательно найдете то, что вам будет по душе.
Ранее этот государственный стандарт имел номер 011000
(согласно Классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования) Министерство образования Российской Федерации УТВЕРЖДАЮ: Заместитель Министра образования Российской Федерации
Проект 5-1
___________________ В.Д.Шадриков
“_10 __” __марта _____2000 г.
Гос.рег. № 127 ЕН/сп.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 011000 - Химия
Квалификация - химик
Вводится с момента утверждения
Москва, 2000 г.
1. Общая характеристика специальности 011000 - Химия
1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. N 686.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста при очной форме обучения -- 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника
Дипломированный специалист по специальности 011000 - Химия подготовленк работе в должностях, преимущественно:
Объектами профессиональной деятельности дипломированного специалиста по специальности 011000 - Химия являются научно-исследовательские и производственные организации химического и смежного профиля, образовательные учреждения, сфера услуг, экономические и другие учреждения, требующие специалистов с высшим химическим образованием.
Дипломированный специалист может работать в должностях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и ведомственными документами для специалистов с высшим профессиональным образованием с учетом направленности подготовки и стажа работы.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника
выпускника по специальности 011000 - Химия
цикл ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН - Общие математические и естественно-научные дисциплины; цикл ОПД - Общепрофессиональные дисциплины направления; цикл ДС - Дисциплины специализации; цикл ФТД - Факультативные дисциплины.
программы подготовки дипломированного специалиста
по специальности 011000 - Химия
Наименование дисциплин и их основные разделы |
Всего часов |
|
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины |
||
Федеральный компонент: |
||
Иностранный язык: Иметь представление об основных способах сочетаемости лексических единиц и основных словообразовательных моделях. Владеть навыками и умениями речевой деятельности применительно к сфере бытовой и профессиональной коммунмкации, основами публичной речи. Владеть формами деловой переписки, навыками подготовки текстовых документов в управленческой деятельности. Уметь работать с оригинальной литературой по специальности, иметь навык работы со словарем, владеть основной иноязычной терминологией специальности, знать русские эквиваленты основных слов и выражений профессиональной речи. Владеть основами реферирования и аннотирования литературы по специальности . |
||
Физическая культура: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; социально-биологические основы физической культуры; основы здорового образа и стиля жизни; оздоровительные системы и спорт (теория, методика, практика); профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. |
||
Отечественная история: Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древне-русские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промыш-ленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально - экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. |
||
Культурология: Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, социальные институты культуры, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Локальные культуры. Место и роль современной России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация. |
||
.05. |
Политология: Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. Истории политических учений. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические системы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертные политические знания: политическая аналитика и прогностика. |
|
Правоведение: Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и норматьивно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушения и юридическая ответственность. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Трудовой договор (контракт). Административные нарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. |
||
Психология и педагогика: Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознательного и бессознательного. Познавательные процессы. Эмоции и чувства. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Педагогика: предмет, объект, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность. Образование как общечеловеческая ценность. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Управление образовательными системами. |
||
Русский язык и культура речи: Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. |
||
Социология: Знать основные этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории. Уяснить определение общества как надындивидуальной реальности и целостной саморегулирующейся системы; знать предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого. Иметь представление об основных социальных институтах, обеспечивающих воспроизводство социальных отношений. Уметь анализировать основные проблемы стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов. |
||
Философия: Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. |
||
Экономика: Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики. |
||
История и методология химии: история химии как часть химии и как часть истории культуры, содер-жание и основные особенности современной химии; методологиче-ские проблемы химии, фундаментальные понятия химии и их эволю-ция, закон постоянства состава и структуры как основной закон хи-мии, классификация физических методов исследования в химии; основные этапы истории развития системы химических наук, научные достижения наиболее выдающихся зарубежных и российских химиков. |
||
Национально- |
||
Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом) |
||
Общие математические и естественно-научные дисциплины |
||
Федеральный компонент: |
||
Математика: аналитическая геометрия и основы алгебры: прямая линия, линии второго порядка на плоскости, плоскость, прямая, простейшие поверх-ности в пространстве; матрицы, определители, системы линейных уравнений; векторная алгебра; линейные пространства, линейные операторы; основы теории групп, основы теории представлений групп, приложения к кристаллографии; математический анализ: предельный переход, дифференциальное и интегральное исчисление функций одного и нескольких переменных; векторный анализ, элементы теории поля; числовые и функциональные последовательности и ряды, ряды Фурье; обыкновенные дифференциальные уравнения; уравнения с частными производными; основы математического моделирования природных процессов; теория вероятностей, математическая статистика и ее приложения к обработке результатов наблюдений. |
||
Информатика (Информационные технологии): теория информации и типичные информационные технологии; компь-ютер, программное обеспечение, операционные системы; обработка текста и экспериментальных данных, визуализация; базы данных и компьютерные сети, основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации; компьютерный практикум. |
||
механика; кинематика и динамика материальной точки, твердого тела; законы сохранения энергии, импульса и момента импульса; колебания и волны; молекулярная физика; молекулярно-кинетическая теория; основы термодинамики; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электричество и магнетизм; электростатика; электрические токи в сре-дах; теория электростатического поля Максвелла; оптика; интерферен-ция, дифракция, поляризация и дисперсия света; тепловое излучение; лазер; атомная и ядерная физика; теория атома Бора; квантовомехани-ческое описание атома; элементарные частицы; строение ядра. |
||
Биология с основами экологии: живые системы; особенности биологического уровня организации ма-терии; принципы воспроизведения и развития живых систем; законы генетики, их роль в эволюции; клетки, их размножение и специали- зация; разнообразие организмов, их классификация; гомеостаз и адап-тация, регуляция и функциональные системы, связь с окружающей средой; физиология, экология и здоровье, биосоциальные особенности человека; биоэтика; надорганизменные системы; экосистемы и биосфера, их структура, динамика, устойчивость; роль антропогенных воздействий; охрана природы и ее рациональное использование; перспективы развития биологии; биотехнология. |
||
Численные методы и программирование: элементы программирования и основные языки программирования; численные методы: математические модели и особенности вычислений на ЭВМ; решение различных математических задач в химии; статистическая обработка экспериментальных данных. |
||
Региональный (вузовский) компонент |
||
Дисциплины по выбору студента |
||
Общепрофессиональные дисциплины |
||
Федеральный компонент: |
||
Неорганическая химия: строение атома, химическая связь, основы химии твердого тела, начала химической термодинамики, кинетика и механизм химических реакций, растворы; основные понятия геохимии и радиохимии; перио-дический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева; свойства химических элементов; особенности химии элементов-металлов и элементов-неметаллов; строение комплексных соединений, методы исследования неорганических соединений. |
||
Аналитическая химия: метрология химического анализа; теоретические основы и приемы пробоподготовки; основные закономерности равновесий и протекания реакций: кислотно-основных, окислительно-восстановительных, комп-лексообразования и осаждения; химические и физические методы об-наружения, разделения и концентрирования веществ (экстракция, хро-матография и др.); гравиметрические, титриметрические, кинетиче-ские, биохимические, электрохимические, спектроскопические, масс-спектрометрические, термические, биологические методы анализа; автоматизация и компьютеризация анализа; анализ промышленных, природных, органических и биологических объектов. |
||
Органическая химия: предмет органической химии, классификация реагентов и реакций, углеводороды (алканы, циклоалканы, алкены, алкадиены, алкины, аре-ны), оптическая изомерия органических соединений, галогенопроиз-водные углеводородов, магний- и литийорганические соединения, гидроксилпроизводные углеводородов, простые эфиры, карбонильные соединения, карбоновые кислоты и их производные, нитросоединения, амины, азосоединения, гетерофункциональные и гетероциклические соединения. |
||
Физическая химия: постулаты и законы химической термодинамики, термохимия, термодинамические функции и фундаментальные уравнения Гиббса; термодинамическая теория растворов; правила фаз Гиббса и его применение к гетерогенным равновесиям; химические и адсорбционные равновесия; основы линейной неравновесной термодинамики; постулаты статистической термодинамики, сумма по состояниям, вычисления термодинамических функций, статистическая термодинамика реального газа и конденсированного состояния вещества; химическая кинетика, кинетические уравнения различных типов реакций, теория кинетики; гомогенный и гетерогенный катализ, теории катализа; теория электролитов, термодинамика и кинетика электрохимических процессов. |
||
Высокомолекулярные соединения: основные понятия и определения макромолекулярных соединений; классификация полимеров и их важнейших представителей; поведе-ние макромолекул в растворах, свойства полимерных тел (пластики, эластомеры, покрытия); молекулярная и надмолекулярная структура; механические свойства, химические свойства и модификация полимеров; синтез полимеров. |
||
Химическая технология: химическое производство как сложная система, сырье и энергоресурсы в химической промышленности, фундаментальные критерии эффек -тивности их использования, комплексное использование сырья, энерготехнологические схемы ; макроскопическая теория физико-химических явлений как теоретическая база химической технологии; механические, тепловые, массообменные и химические реакционные процессы; основные типы химических реакторов; аппаратурное оформление и математическое моделирование процессов разделения смесей веществ; роль материалов в химической технологии; анализ технологических схем важнейших химических производств. |
||
Квантовая механика и квантовая химия: основные постулаты и математический аппарат квантовой механики; приближенные методы решения квантово-механических задач; основные положения квантовой химии; неэмпирические и полуэмпирические методы изучения электронного строения атомов и молекул, качественная теория реакционной способности. |
||
Коллоидная химия: свободная поверхностная энергия поверхности раздела фаз; взаимо-связь свободной поверхностной энергии и молекулярных взаимодейст-вий в конденсированной фазе; капиллярные явления; строение адсорбционных слоев поверхностно-активных веществ (ПАВ); электроповерхностные явления в дисперсных системах; лиофильные и лиофобные дисперсные системы, их свойства и применение; устойчивость дисперсных систем; основы физико-химической механики; коллоидно-химические основы охраны природы. |
||
Физические методы исследования: характеристика и классификация методов, теоретические основы масс-спектрометрических и спектроскопических методов, проблемы полу-чения и регистрации спектров, методы определения электрических дипольных моментов молекул, геометрия молекул и веществ, методы электронной, колебательной и вращательной спектроскопии, магнето-химические и электрооптические методы, резонансные методы. |
||
Кристаллохимия: предмет и задачи кристаллохимии, кристаллическая структура и спо-собы ее моделирования; основы рентгеноструктурного анализа; груп-пы симметрии и структурные классы; общая кристаллохимия (типы химических связей в кристаллах, систематика кристаллических струк-тур, шаровые упаковки и кладки, кристаллохимические радиусы атомов, изоморфизм и полиморфизм); избранные главы систематической кристаллохимии (простые вещества, бинарные и тернарные соединения, силикаты, органические вещества);обощенная кристаллохимия. |
||
Строение вещества: основы современной теории химического строения; квантовые состояния молекул; симметрия молекулярных систем, их электрические и магнитные свойства; межмолекулярные взаимодействия; строение конденсированных фаз (жидкостей, аморфных веществ, мезофаз, кристаллов), их поверхностей и границ раздела. |
||
Методика преподавания химии: принципы обучения и методики преподавания химии; деятельностный подход к обучению; формирование творческого химического мышле-ния; системный подход к определению содержания обучения; постро-ение курса химии на основе переноса системы науки на систему обучения и на основе системного представления предмета химии (хими-ческий процесс и вещество); продуктивно-поисковое и традиционное (информационное обучение); проблемное и программированное обучение; компьютеризация обучения; проверяющая, обучающая и воспитательная функции контроля за усвоением знаний; оценка и диагностика качества знаний; педагогический эксперимент в преподавании химии. |
||
Техногенные системы и экологический риск: проблема безопасного развития общества, окружающая среда как система, природные и антропогенные воздействия на человека и окру-жающую среду, основные направления и методы борьбы с загрязнени-ем окружающей среды, место химической науки в концепции устойчи-вого развития, принципы обеспечения безопасности человека и окру-жающей среды, правовые основы обеспечения экологической безопасности. |
||
Дисциплины по выбору студента |
||
Дисциплины специализации |
||
Региональный (вузовский) компонент |
||
Факультативные дисциплины |
||
Региональный (вузовский) компонент |
||
Военная подготовка |
Всего часов теоретического обучения:
8316Практики
648 8964по специальности 011000 - Химия
*) 18 недель по 18 часов еженедельно.
программы подготовки выпускника по специальности 011000 - Химия
дипломированного специалиста
Дисциплины по выбору студента, самостоятельно выбранные студентами в пределах часов, указанных в циклах дисциплин, являются обязательными. Факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка.
Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности. Наименование специализаций устанавливается учебно-методическим объединением университетов РФ (отделением химии) по представлению высших учебных заведений. Перечень реализуемых дисциплин специализаций и их содержание устанавливается высшим учебным заведением.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса
Все дисциплины циклов ГСЭ, ЕН и ОПД должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями в соответствии с утвержденными программами учебных дисциплин в количестве не менее 1 единицы на 2 студентов. Лабораторные работы, включая цикл ДС, должны быть обеспечены методическими разработками к задачам в количестве, достаточном для проведения групповых занятий.
Неорганическая химия
Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. М.: Высш. шк., 1988. 639 с.
Спицын В.И., Мартыненко Л.И. Неорганическая химия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991, 1994. Ч.1,2.
Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Современная неорганическая химия. М.: Мир, 1969. Т.1,2,3.
Горшков В.И., Кузнецов И.А. основы физической химии. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1993. 336 с.
Практикум по неорганической химии /Под ред. В.П.Зломанова М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 320 с.
Воробьева О.И., Лавут Е.А., Тамм Н.С. Вопросы, упражнения и задачи по неорганической химии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 180 с.
Гольбрайх З.Е., Маслов Г.И. Сборник задач и упражнений по химии. М.: Высш. шк., 1997. 384 с.
Суворов А.В., Никольский А.Б. Общая химия. С.-Петербург: Химия, 1997.623 с.
Аналитическая химия
Основы аналитической химии: В 2 кн. / Под ред. Ю.А. Золотова. М.: Высш. шк., 1999. Кн. 1. 351 с.; Кн. 2. 495 с.
Васильев В.П.
Аналитическая химия: В 2 ч. М.: Высш. шк., 1989. Ч. 1. 320 с.; Ч. 2. 384 с.Скуг Д., Уэст Д. Основы аналитической химии: В 2 т. М.: Мир, 1979. Т. 1-2.
Фритц Дж., Шенк Г. Количественный анализ. М.: Мир, 1978. 557 с.
Юинг Г. Инструментальные методы химического анализа. М.: Мир, 1989. 608 с.
Кунце У., Шведт Г. Основы качественного и количественного анализа. М.: Мир, 1997. 424 с.
Лайтинен Г.А., Харрис В.Е. Химический анализ. М.: Химия, 1979. 624 с.
Дерффель К. Статистика в аналитической химии. М.: Мир, 1994. 268 с.
Органическая химия
Шабаров Ю.С. Органическая химия. М.: Химия. 1994. Т.1,2.
Терней А. Современная органическая химия. М.: Мир, 1981. Т.1,2.
Робертс Дж., Кассерио М. Основы органической химии. М.: Мир, 1978. Т.1,2.
Органикум: В 2 т. М., 1992. Т. 1,2.
Моррисон Р., Бойд Р. Органическая химия. М.: Мир, 1974.
Несмеянов А.Н., Несмеянов А.Н. Начала органической химии. М.: Мир, 1974. Т.1,2.
Нейланд О.Я. Органическая химия. М.: Высш. шк., 1990.
Физическая химия
Полторак О.М. Термодинамика в физической химии. М.: Высш. шк., 1991.
Герасимов Я.И. и др. Курс физической химии: В 2 т. М.: Химия. 1969. Т.1-2.
Дамаскин Б.Б., Петрий О.А. Электрохимия: М.: Высш. шк., 1987. 296 с.
Еремин Е.Н. Основы химической кинетики: М.: Высш. шк., 1976. 374 с.
Кондратьв В.Н., Никитин Е.Е. Кинетика и механизмы фазовых реакций. М.: Наука, 1974. 558 с.
Смирнова Н.А. Методы статистической термодинамики в физической химии: М.: Высш. шк., 1982. 456 с.
Высокомолекулярные соединения
Киреев В.В. Высокомолекулярные соединения. М.: Высш. шк., 1992.
Семчиков Ю.Д., Жильцов С.Ф., Кашаева В.Н. Введение в химию полимеров: М.: Высш. шк., 1988. 148 с.
Кулезнев В.Н., Шершнев В.А. Химия и физика полимеров: М.: Высш. шк., 1988. 311 с.
Шур А.М. Высокомолекулярные соединения: М.: Высш. шк., 1981. 656 с.
Химическая технология
Берд Р., Стьюарт В., Лайтфут Е. Явления переноса. М.: Химия, 1974.
Бесков В.С., Сафронов В.С. Общая химическая технология и основы промышленной экологии. М.
: Химия, 1999.Вольфкович С.И. и др. Общая химическая технология: В 2 т. Л.,1952. Т.1; Л., 1959. Т.2.
Дытнерский Ю.И. Процессы и аппараты химической технологии: В 2 кн. М.: Химия, 1995.
Кутепов А.М. и др. Общая химическая технология. М.: Высш.шк., 1990.
Лебедев Н.Н. Химия и технология основного органического и нефтехимического синтеза. М.: Химия, 1988.
Сафонов М.С. Критерии термодинамического совершенства технологических систем. М.: МГУ, Химфак, 1998.
Квантовая механика и квантовая химия
Мелёшина А.М. Курс квантовой механики для химиков: М.: Высш. шк., 1980. 215 с.
Фларри Р. Квантовая химия. М.: Мир, 1985. 472 с.
Заградник Р., Полак Р. Основы квантовой химии. М.: Мир, 1979. 504 с.
Мелёшина А.М. Курс квантовой химии. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1981. 198 с.
Яцимирский К.Б., Яцимирский В.К. Химическая связь. Киев: Вища шк., 1975. 304 с.
Абаренков И.В., Братцев В.Ф., Тулуб А.В. Начала квантовой химии. М.: Высш.шк., 1989.
Болотин А.Б., Степанов Н.Ф. Теория групп и ее применение в квантовой механике молекул. Вильнюс: Изд-во “Элком”, 1999. 246 с.
Степанов Н.Ф., Пупышев В.И. Квантовая механика молекул и квантовая химия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 384 с.
Коллоидная химия
Щукин Е.Д., Перцов А.В., Амелина Е.А. Коллоидная химия. М.: Высш. шк., 1992. 416 с.
Фридрихсберг Д.А. Курс коллоидной химии. Л.: Химия, 1995. 385 с.
Фролов Ю.Г. Курс коллоидной химии. М.: Химия, 1989. 462 с.
Физические методы исследования
Вилков Л.В., Пентин Ю.А. Физические методы исследования в химии. Структурные методы и оптическая спектроскопия. М.: Высш. шк., 1987. 366 с.
Вилков Л.В., Пентин Ю.А. Физические методы исследования в химии. Резонансные и электрооптические методы. М.: Высш. шк., 1989. 288 с.
Кузьменко Н.Е. Гл. 11. Спектроскопические методы // Основы аналитической химии. Кн. 2. Методы химического анализа. М.: Высш. шк., 1996. С. 199–352; 2-е изд., 1999.
Минкин В.И., Осипов О.А., Жданов Ю.А. Дипольные моменты в органической химии. Л.: Химия, 1968. 246 с.
Семин Г.К., Бабушкина Т.А., Якобсон Г.Г. Применение ядерного квадрупольного резонанса в химии. Л.: Химия, 1972. 536 с.
Кристаллохимия
Зоркий П.М. Симметрия молекул и кристаллических структур. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
Бокий Г.Б. Кристаллохимия. М.: Наука, 1971.
Порай-Кошиц М.А. Основы структурного анализа химических соединений. М.: Высш. шк., 1982.
Строение вещества
Татевский В.М. Строение молекул и физико-химические свойства молекул и веществ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
Минкин В.И., Симкин Б.Я., Миняев Р.М. Теория строения молекул. Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 1997. 570 с.
Вилков Л.В., Пентин Ю.А. Физические методы исследования в химии. Структурные методы и оптическая спектроскопия. М.: Высш. шк., 1987.
Вилков Л.В., Пентин Ю.А. Физические методы исследования в химии. Резонансные и электрооптические методы. М.: Высш. шк., 1989.
Харгиттаи И., Харгиттаи М.
Симметрия глазами химика. М.: Мир, 1989.Методика преподавания химии
Зайцев О.С. Методика обучения химии. М., 1999.
Зайцев О.С. Химия. Современный краткий курс. М., 1987. 416 с.
Методика преподавания химии / Под ред. Н.Е.Кузнецовой. М., 1984. 415с.
Общая методика обучения химии: В 2 т. / Под ред. Л.А.Цветкова. М, 1981-1982. Т.1. 224 с.; Т. 2. 223 с.
Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984. 344 с.
Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе. М., 1996. 288 с.
Чернобельская Г.М. Основы методики обучения химии. М.,. 1987. 256 с.
Шаповаленко С.Г. Методика обучения химии. М., 1963. 668с.
Техногенные системы и экологический риск
Демин В.Ф. Научно-методические аспекты оценки риска// Атомная энергия. 1999. № 1.
Быков А.А., Мурзин Н.В. Проблемы анализа безопасности человека, общества, природы. СПб.: Наука, 1997.
Белов П.Г. Теоретические основы системной инженерии безопасности. Киев: Кмуга, 1997.
Быков А.А. Моделирование природоохранной деятельности. М.: НУМЦ Госкомэкологии России, 1998.
Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния среды. М.: Гидрометеоиздат, 1984.
Скуратов Ю.И., Дука Г.Г., Мизити А. Введение в экологическую химию. М.: Высш. шк., 1994. 400 с.
Мягков С.М. География природного риска. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
Экология: охрана природы и экологическая безопасность В 2 т. / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. М.: МНЭПУ, 1997. 744с.
История и методология химии
Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. М.: Высш. шк., 1991. 656 с.
Азимов А. Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии. М.: Мир, 1983. 187 с.
Шамин А.Н. История биологической химии. Формирование биохимии. М.: Наука, 1983. 262с.
Проведение учебного процесса должно быть обеспечено:
7.1.Требования к професиональной подготовленности дипломированного специалиста
7.1.1.. Общие требования к образованности дипломированного специалиста
Дипломированый специалист отвечает следующим требованиям:
в области философии, отечественной истории, педагогики и психологии:
в области физической культуры:
в области филологии:
в области истории и методологии химии:
7.1.3. Требования по общим математическим и естественно-научным дисциплинам
Дипломированный специалист должен иметь представление о:
Дипломированный специалист должен знать и уметь использовать:
7.1.4. Требования по общепрофессиональным дисциплинам
Сформированность химического мышления выпускников определяется пониманием особенностей химической формы организации материи, места неорганических и органических систем в эволюции Земли, единства литосферы, гидросферы и атмосферы и роли химического многообразия веществ на Земле.
Знакомство с концептуальной базой и экспериментальными методами современной химии должно служить основанием для сравнения и критической оценки естественно-научных и теоретических построений, технологических решений, а также для прогноза последствий своей профессиональной деятельности для окружающей природы и человека.
Методологическая подготовленность подразумевает знание уровней организации вещества и химических систем, умение для каждого из уровней идентифицировать исходные структуры, определять их взаимосвязи, принципы организации, условие функционирования, механизмы сохранения и пределы устойчивости.
На основе освоения основных химических объектов и закономерностей выпускник должен уметь моделировать течение биологических процессов и прогнозировать последствия антропогенных воздействий на окружающую среду.
Зрелость химического мировоззрения выпускника определяется также пониманием того, что химия является основой производительной силы общества и четкой ценностной ориентацией на охрану окружающей среды.
Дипломированный специалист должен:
7.1.5. Требования по дисциплинам специализаций
Конкретные требования к специализированной подготовке дипломированного специалиста устанавливаются высшим учебным заведением.
дипломированного специалиста
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности дипломированного специалиста-химика к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в соответствии с п. 1.4 данного стандарта.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации, должны соответствовать основной образовательной программе подготовки дипломированного специалиста-химика.
Основным обязательным видом итоговой государственной аттестации дипломированного специалиста является защита квалификационной (дипломной) работы. Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной (дипломной) работе
Выпускная квалификационная (дипломная) работа дипломированного специалиста представляет собой законченную исследовательскую экспериментальную (расчетную или теоретическую) разработку, которая отражает умение выпускника анализировать научную литературу по разрабатываемой теме, планировать и проводить экспериментальную (содер-жательную) часть работы, обсуждать полученные
результаты и делать обоснованные выводы. Выпускная работа, представляемая в форме рукописи, завершает обучение дипломированного специалиста и отражает возможность самостоятельно решать поставленную научную проблему.Тема выпускной работы определяется научным руководителем в соответствии с разрабатываемой тематикой кафедры и утверждается заведующим кафедрой.
Защита выпускной работы проводится на заседании ГАК.
Составители:
Учебно-методическое объединение университетов РФ
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен Пленумом Совета по химии УМО университетов РФ 25 ноября 1999 года
Председатель Совета УМО университетов РФ,
ректор МГУ им. М.В.Ломоносова, академик В.А. САДОВНИЧИЙ
Председатель Совета по химии УМО университетов РФ,
декан химического факультета МГУ,
чл.-корр. РАН, профессор В.В. ЛУНИН
Зам. председателя Совета по химии
УМО университетов РФ, доцент В.Ф. ШЕВЕЛЬКОВ
Согласовано:
Управление образовательных программ и стандартов
высшего и среднего профессионального образования
Начальник управления Г.К. Шестаков
Зам. начальника управления В.С. СЕНАШЕНКО
Главный специалист Н.Р. СЕНАТОРОВА