Вопрос о происхождении славян интересовал ученых еще в Средние века. Историки полагают, что предками славян были древние ираноязычные народы: скифы, сарматы, аланы. Исследования, проведенные в XIX в., позволяют отнести славян к индоевропейской язычной группе. Индоевропейские языки схожи между собой и образуют несколько языковых групп, к которым относятся: славянскую, германскую, кельтскую, романскую, иранскую и др.
Индоевропейская общность начала распадаться в IV-III тысячелетии до н.э.
Восточные славяне возникли после слияния праславян с другими народами Восточной Европы, южные славяне – в результате объединения фракийцев с иллирийцами. Есть немало сведений, что праславяне отделились от балтов в середине I тысячелетия до н. э.
Первые упоминания о венедах (праславянах) относятся к тому периоду, когда римляне достигли Среднего Дуная, Паннонии и Норика. Существуют предположения, что территория предков славян на западе простиралась до Эльбы, на севере - до Балтийского моря, на востоке - до Волги и Оки. Южной границей была широчайшая полоса лесостепи, которая проходила от левого берега Дуная на восток к Киеву. В лесостепной полосе происходило смешение славян с сарматами. Есть мнение, что скифы-пахари, скифы-земледельцы, которые жили в Среднем Приднепровье, - это славянские племена с их древней земледельческой культурой. Славяне, проживавшие на юго-востоке, вывозили свое зерно в Грецию. Литовско-латышские племена во второй половине I тысячелетия до н. э. практически не отличались от славян по языку и образу жизни. У финно-угорской языковой семьи население проживало в таких же поселках.
Большой след оставили исчезнувшие народы: скифы и сарматы. Они относятся по языку к североиранской ветви индоевропейских народов. Культура славян и кочевых племен имела много общего, однако скифы и сарматы никогда не составляли единого политического целого. На больших территориях их проживания формировались союзы племен и государственные объединения рабовладельческого характера. У синдских племен на Таманском полуострове, в Приазовье, в степях близ Дуная возникли государства. Но самым сильным было Скифское государство с центром в Крыму.
У скифов развиваются ремесла, торговля, архитектура. Представителей верхушки скифской знати с женами, слугами, животными хоронили в курганах, высота которых достигала семиэтажного дома. В III в. до н.э. Скифское царство подвергалось нашествиям сарматов, завоевавших ко II-I вв. до н.э. огромную часть Скифии. Но у скифов остается Крым, где формируется новое царство, столицей которого становится Неаполь Скифский. Скифские цари стремились захватить греческие города Причерноморья, однако им удалось заполучить только Ольвию – и то на короткое время. Эти события послужили толчком к объединению греческих колоний. Но в самом Боспорском царстве началось восстание скифов. Этот мятеж подавил понтийский царь, который также захватил и разгромил Неаполь Скифский. Однако скифы небыли полностью исчезнувшим народом, часть их смешалась со славянами. В современном русском языке имеется немало скифо-сарматских слов, например, «хорошо», «топор», «собака» и др.
Предыдущие статьи: |
Отечественная история: Шпаргалка Автор неизвестен
3. ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Этногенез – весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.
На территории России было обнаружено значительное количество археологических памятников каменного века. По мнению ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI–V тысячелетии до н. э. Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV–II тысячелетии до н. э. Они населяли лесные области между Одером и средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями их хозяйства являлись земледелие и скотоводство. Наиболее известным памятником славянской протоцивилизации является Трипольская археологическая культура, охватывающая пространство от Юго-Восточной Трансильвании до Днепра.
В середине I тысячелетия до н. э. среди славян началось распространение железа. К этому же периоду относится постепенное разложение родового строя Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тысячелетии до н. э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась натри ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.).
Во II в. н. э. в северное Причерноморье из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно-племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы – так называемое Великое переселение народов. Вторгшиеся из Азии тюркские кочевники – гунны разбили готов, и последние ушли в Центральную и Западную Европу. В течение V–VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. К этому периоду территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере – река Волхов, на юге – река Днестр, на западе – река Западный Буг, на востоке – река Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточно-славянская цивилизация, характеризовавшаяся общностью хозяйственного уклада, социально-политического устройства в форме военной демократии, общими особенностями поведения, обрядов и т. д.
Сложные природно-климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства. В социальном плане указанные обстоятельства вели к приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладанию коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества. Исторический пример Византии с эффективной самодержавной властью, построением социума на основе жестких вертикальных связей, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества стал в известной степени образцом для русской государственности.
Из книги История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Киселев Александр Федотович§ 5. ЖИЗНЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Занятия. Большинство восточнославянских племён занимались земледелием и скотоводством. Охота, рыбная ловля и другие промыслы играли важную, но второстепенную роль.Лесостепи Среднего Приднепровья – это область развития древнейшего
Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автораОбособление славян восточных Изучая начало нашей истории, мы сейчас видели, как выделялись славяне из этнографической массы с неопределёнными племенными обликами, некогда населявшей восточную припонтийскую Европу. В VII в., когда уже было известно собственное родовое
Из книги Славяне. Историко-археологическое исследование [С иллюстрациями] автора Седов Валентин ВасильевичЯзыкознание и проблема этногенеза славян Лингвистика свидетельствует, что язык славян принадлежит? индоевропейской семье, куда входят также балтские, германские, италийские, кельтский, греческий, армянский, индоиранские, албанский, а также распространённые в древности
Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар НиколаевичНапитки восточных славян Выдающийся знаток истории пищевых продуктов, напитков и мировой кулинарии В. В. Похлебкин писал, что на Руси основным сырьем для производства напитков стали естественные продукты лесов: ягодные соки (брусничный, малиновый, клюквенный,
Из книги Краткий курс по русской истории автора Ключевский Василий ОсиповичБыт Славян восточных Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев изменился во
Из книги Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. автора Гудзь-Марков Алексей ВикторовичСоюз восточных славян Для понимания процесса сложения восточнославянской общности раннего средневековья обратимся к карте распространения пражско-корчакской и пражско-пеньковской археологических культур V–VII вв. Памятники названных культур, и в первую очередь
Из книги Происхождение и ранняя история славян [С иллюстрациями] автора Седов Валентин ВасильевичЗначение топонимики в изучении этногенеза славян Попытки использовать топонимические материалы для локализации славянской прародины предпринимались многими исследователями. Установлено, что из всех географических названий для этноисторических выводов наиболее
Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь МихайловичБыт и занятия восточных славян Длительное время у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Каждое племя состояло из родов – совокупности родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых старейшинами. Родовые старейшины
Из книги Славянские древности автора Нидерле ЛюборБоги восточных славян Наряду с упоминаемыми уже богами, культ которых был распространен среди всего славянства или большей его части, у отдельных славянских народов были и другие боги, имевшие местное значение и у прочих славян вообще не засвидетельствованные. Такие
Из книги Лучшие историки: Сергей Соловьев, Василий Ключевский. От истоков до монгольского нашествия (сборник) автора Ключевский Василий ОсиповичБыт Славян восточных Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев
автора Керов Валерий Всеволодович3. Занятия восточных славян 3.1. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в
Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович5. Религия восточных славян 5.1. Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности – в эпоху
Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.Соседи восточных славян По соседству с восточными славянами в IX в. жило несколько инородных племен. На востоке, по Волге, у Каспийского моря жил и хазары, народ турецко-татарского происхождения. Хотя у хазар были уже города (например, Итиль, при устье Волги), но все-таки
Из книги Древние китайцы: проблемы этногенеза автора Крюков Михаил ВасильевичПроблема этногенеза древних китайцев в исторической науке Хотя отдельные аспекты этой проблемы затрагивались многими китайскими историками еще в древности и средневековье, как таковая она возникла лишь в новое время: традиционная китайская историография исходила в
Этногенез – весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.
На территории России было обнаружено значительное количество археологических памятников каменного века. По мнению ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI–V тысячелетии до н. э. Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV–II тысячелетии до н. э. Они населяли лесные области между Одером и средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями их хозяйства являлись земледелие и скотоводство. Наиболее известным памятником славянской протоцивилизации является Трипольская археологическая культура, охватывающая пространство от Юго-Восточной Трансильвании до Днепра.
В середине I тысячелетия до н. э. среди славян началось распространение железа. К этому же периоду относится постепенное разложение родового строя Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тысячелетии до н. э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась натри ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.).
Во II в. н. э. в северное Причерноморье из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно-племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы – так называемое Великое переселение народов. Вторгшиеся из Азии тюркские кочевники – гунны разбили готов, и последние ушли в Центральную и Западную Европу. В течение V–VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. К этому периоду территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере – река Волхов, на юге – река Днестр, на западе – река Западный Буг, на востоке – река Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточно-славянская цивилизация, характеризовавшаяся общностью хозяйственного уклада, социально-политического устройства в форме военной демократии, общими особенностями поведения, обрядов и т. д.
Сложные природно-климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства. В социальном плане указанные обстоятельства вели к приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладанию коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества. Исторический пример Византии с эффективной самодержавной властью, построением социума на основе жестких вертикальных связей, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества стал в известной степени образцом для русской государственности.
Вопрос о происхождении славян интересовал ученых еще в Средние века. Историки полагают, что предками славян были древние ираноязычные народы: скифы, сарматы, аланы. Исследования, проведенные в XIX в., позво-ляют отнести славян к индоевропейской языковой группе. Индо-европейские языки схожи между собой и образуют несколь-ко языковых групп, к которым относят:
1. славянскую;
2. германскую;
3. кельтскую;
4. романскую;
5. иранскую и др.
Индоевропейская общность начала распадаться в IV-III тысячелетии до н.э.
Востонные славяне возникли после слияния праславян с другими народами Восточной Европы, южные славяне - в результате объединения фракийцев с иллирийцами. Есть немало сведений, что праславяне отделились от балтов в се-редине I тысячелетия до н.э.
В лесостепной полосе происходило смешение славян с сарма-тами. Есть мнение, что скифы-пахари, скифы-земледельцы, которые жили в Среднем Приднепровье, - это славянские племена с их древней земледельческой культурой. Славяне, проживавшие на юго-востоке, вывозили свое зерно в Грецию. Литовско-латышские племена во второй половине I тысяче-летия до н.э. практически не отличались от славян по языку и образу жизни. У финно-угорской языковой семьи население проживало в таких же поселках.
Большой след оставили исчезнувшие народы: скифы и сарматы. Они относятся по языку к североиранской ветви индоевропейских народов. Культура славян и кочевых племен имела много общего, однако скифы и сар-маты никогда не составляли единого политического целого.
У скифов развиваются ремесла, торговля, архитекту-ра. Представителей верхушки скифской знати с же-нами, слугами, животными хоронили в курганах, вы-сота которых достигала семиэтажного дома. В 111 в. до н.э. Скифское царство подверглось нашествиям сарматов, заво-евавших ко II-I вв. до н.э. огромную часть Скифии. Но у ски-фов остается Крым, где формируется новое царство, столи-цей которого становится Неаполь Скифский. Скифские цари стремились захватить греческие города Причерноморья, од-нако им удалось заполучить только Ольвию - и то на корот-кое время. Эти события послужили толчком к объединению греческих колоний (Херсонес заключил союз с Боспорским царством). Но в самом Боспорском царстве началось восста-ние скифов. Этот мятеж подавил понтийский царь, который также захватил и разгромил Неаполь Скифский. Однако ски-фы не были полностью исчезнувшим народом, часть их сме-шалась со славянами. В современном русском языке имеется немало скифо-сарматских слов, например, «хорошо», «топор», «собака» и др.
Предыдущие статьи: |