Главная » Отношения » Положение о обязанностях воспитателя на музыкальных занятиях. Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках. Роль воспитателя на музыкальном занятии

Положение о обязанностях воспитателя на музыкальных занятиях. Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках. Роль воспитателя на музыкальном занятии

Екатерина Полежаева
Роль воспитателя на музыкальных занятиях

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания , выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов . А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных : от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального , но и общего эстетического развития дошкольников.

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки , педагоги - «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки .

Нам, музыкальным руководителям , хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия . Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии , ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя .

Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия .

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей .

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей :

Умственное : дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т. е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.

Нравственное - волевое : воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах, воспитывается умение слушать , петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое : в танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетическое : чтобы уметь слушать и понимать музыку , нужно ее чувствовать, познавать прекрасное.

Певческие навыки : чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов :

Вводная часть : движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу, ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.) . Движения под музыку создают бодрое , веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

Слушание музыки

Пение и песенное творчество

Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю , т. к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений . Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя .

В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки , пению, музыкально -ритмическим движениям, игре на ДМИ.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия . Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре , пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии .

В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима . Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем , исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей , за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно.

Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами. При проведении музыкально -ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними , показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях , активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал.

Педагогу-воспитателю необходимо :

1. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях .

2. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара , показывать образцы точного выполнения движений.

3. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя .

4. Разучивать движения с отстающими детьми.

5. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

6. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

7. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.) .

8. Осуществлять музыкальное развитие детей , используя все разделы работы : пение, слушание музыки , музыкально -ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры .

9. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

10. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях , прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

11. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

12. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

13. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

14. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов .

15. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов , кукольных спектаклей.

16. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам .

17. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя на музыкальном занятии .

Роль воспитателя , чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач .

Слушание музыки :

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение , выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение :

1. В распевании не участвует

2. При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, правильную артикуляцию движения, высоту звуков.

3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах» .

5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)

Музыкально -ритмические движения и игры :

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей) .

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия .

Чем активнее воспитатель делает эту работу , тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях , в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т. е. «топтание на месте» .

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним . Чем меньше подготовлен воспитатель , тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях :

Воспитатель сидит с безучастным видом.

Воспитатель перебивает исполнение.

Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала) .

Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях , но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей , интересов, способностей.

Умения, полученные на занятиях , обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку . Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием .

Праздники и развлечения

А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 23 февраля, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе группе.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль , свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя , потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Итак : на праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

Перед утренником, так же как и перед музыкальным занятием зал должен проветриваться, а помощник воспитателя должен провести влажную уборку. В группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу : украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т . д.

Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей : постараться каждому найти какую-либо роль или стихотворение . Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.

На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям . Перед утренником ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.

Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.

На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь ведущего уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям , гостям (например : Вы не видели как наши малыши пляшут с платочками?»).

Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют детей.

Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети н успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др .). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений) .

Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

По окончании праздника необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения - поблагодарить гостя (взрослый персонаж, попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).

Воспитатель , не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Он поет и танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы).

Костюмы для праздника берутся воспитателями заранее , чтобы была возможность все проверить : постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их , иначе на празднике может случиться, что резинки на шапочках петрушек - порвутся, атрибуты сломаются и т. п.

Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников : помочь в украшении помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или чтении стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.

Объявление о празднике вешается заранее, чтобы родители точно знали когда и во сколько утренник.

Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на пед. совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.

Перед утренниками – воспитатели должны помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место) .

И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

| Должность: музыкальный руководитель, д.с.7

Роль воспитателя на музыкальных занятиях.
Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. Воспитатель выполняет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.
На музыкальных занятиях происходит реализация разностороннего воспитания детей (умственного, эстетического, физического и т.д.).
Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е. знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.
Нравственное- волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. А так же целеустремленно заниматься, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.
Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
Эстетические: Умение слушать и понимать музыку воспитывает любовь к искусству, к познанию прекрасного.
Певческие навыки: Развиваются чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.
Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:
1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитательстоит или садится на стул перед детьми (если муз.руководитель находится за инструментом), чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
2. При обучении детей музыкально - ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре).
3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, учебный процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте. Кроме того, часто муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ воспитателя.

5. Повторяет с детьми слова песен, причем не только заучивает, как стихи, но и поет с детьми. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку и движения для репетиций в группе.
Иногда воспитатели могут допускать следующие ошибки на занятиях:
1. Воспитатель сидит с безучастным видом.
2. Воспитатель перебивает исполнение.
3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).
4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).
Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
Активность воспитателя зависит от трех факторов
1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.
3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал.
Чем активнее воспитатель взаимодействует с музыкальным руководителем, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, тем легче достичь наибольших успехов в музыкальном развитии детей.

Роль воспитателя на музыкальном занятии

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.
Разделы музыкального занятия:
1. Музыкально - ритмические движения: ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, хороводный шаг и прочее).
2. Развитие чувства ритма: чтение ритмических цепочек, прохлопывание, проигрывание на музыкальных инструментах. Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Игра в оркестре.
3. Слушание музыки: прослушивание музыкальных произведений, беседы по содержанию, определение характера музыки, знакомство с композиторами.
4. Пение и песенное творчество: распевки, дыхательные упражнения, пение (подпевание у малышей), придумывание своих песенок.
5. Танец: разучивание различных танцев, хороводов, танцевальное творчество.
6. Игра: игры с пением, без пения, музыкально - дидактические.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Но, так как воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, он не может оставаться в стороне и от музыкально - педагогического процесса.
Если воспитатель любит музыку, любит петь, то и дети его группы с большим интересом относятся к музыкальным занятиям.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
1. Воспитатель сидит с безучастным видом.
2. Воспитатель перебивает исполнение.
3. Дает словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).
4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

Активность воспитателя на занятии зависит от трех факторов:
1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая - при слушании.
3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал.

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей!

На занятие приходить вовремя, чтобы построить и настроить детей на музыкальную деятельность.

Дети должны быть одеты в удобную одежду и обувь (чешки).

Воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении он садится на стул перед детьми, чтобы показывать, при необходимости, движение мелодии, высоту звуков, прохлопывать ритм и прочее.

При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) - участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах - по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре). Тем более, когда музыкальный руководитель находится за инструментом и не может в этот момент показывать движения.

Следит за правильным выполнением движений детьми.

Разучивает вместе с детьми песни, танцы, игры.

Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.

Следит за дисциплиной на занятии.

Перед занятием (в группе) необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон (другие источники музыки), так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.
В свободной деятельности закреплять материал с детьми, полученный на занятии. Повторять слова песен (причем не заучивать, как стихи, а петь их), закреплять движения танцев. Включать знакомые игры, песни, пляски в самостоятельную деятельность детей в группе, на прогулке.

Чем активнее воспитатель закрепляет музыкальный материал с детьми, тем больше нового они могут узнать на музыкальных занятиях, чтобы занятие не превращалось в бесконечное повторение одного и того же.

Роль воспитателя на праздниках и развлечениях

Воспитатель - активный организатор и участник праздника!

Воспитатели групп не только знакомятся со сценарием праздника, но и распределяют между собой роли и обязанности: кто займется подготовкой атрибутов, костюмов, оформлением помещения и т.д.

  • На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника. Одежду приносят заранее. Воспитатель проверяет пуговицы, резинки, обувь, чтобы ничего не оторвалось в зале.
  • Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты.
  • Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
  • На празднике задействовать по возможности всех детей: постараться, чтобы каждый исполнил или роль, или стихотворение, был задействован в танцах, играх, оркестре.
  • Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
  • Перед началом праздника проверить еще раз атрибуты, расставить стулья по количеству детей.
  • На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
  • Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
  • Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
  • По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников,
    когда дети фотографируются с Дедом Морозом).
  • Воспитатели помогают украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты.

Самой ответственной на празднике является роль ведущего.

Ведущий - это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в единое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность в происходящем.

Слова ведущего, поздравления, выступления детей другой группы, загадки, сюрпризные моменты, ребята должны увидеть и услышать только на празднике. Тогда этот материал вызывает у них интерес, внимание, желание принять участие в празднике.

Так как на празднике собирается большая аудитория (родители, гости, сотрудники), ведущий должен тщательно подготовиться: внимательно прочесть сценарий, выучить ход действия праздника, стихи, приготовить подсказку (эстетично оформленную). Тогда мероприятие пройдет без лишних пауз, на одном дыхании.

В младшей группе ведущий постоянно руководит не только действиями малышей, но и их восприятием, фиксирует детское внимание на появлении новых персонажей, позволяет хорошо рассмотреть их, затем приступает к действиям: вместе поет, танцует, играет, что вызывает у малышей уверенность в действиях.

В средней группе у ребят появляется больше возможностей проявить себя в индивидуальных выступлениях, причем это может быть не только чтение стихотворений, но и показ несложных инсценировок, маленьких танцев, исполнение на музыкальных инструментах и т.п.
Дети старшего дошкольного возраста во многом самостоятельны, у них уже есть опыт поведения на праздниках, однако и им необходима помощь взрослого. Ведущий должен хорошо знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.

Ведущий на празднике должен держаться свободно, естественно, говорить достаточно громко, отчетливо, выразительно, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

Если возникают непредвиденные обстоятельства (пропустили музыкальный номер, не вовремя вышел персонаж) нужно быть готовым обыграть ситуацию, пошутить, загадать загадку, ведь зрители не знают сценария.

В конце утренника еще раз поздравить с праздником и организованно вывести детей из зала.

Воспитатель, не занятый ни в каких ролях, также находится с детьми на празднике. Он должен знать весь праздничный репертуар и участвовать детских выступлениях, помогать в подготовке к сценкам.

Взрослые - персонажи участвуют в играх, танцах, хороводах. Заранее берут костюмы, чтобы почистить, подшить, добавить детали.

Воспитатели напоминают родителям о сменной обуви на празднике.

После утренников на педсовете целесообразно провести обсуждение положительных моментов праздника и допущенных ошибок.

Таким образом, музыкальный руководитель и воспитатели должны вместе приобщать детей к музыке, выполняя каждый свои роли, как на занятиях, так и на праздниках.

Роль воспитателя на музыкальных занятиях

Музыкальные занятия – это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. На музыкальных занятиях используются разные виды деятельности:

Слушание. Основной вид музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном два вида музыки: вокальная, инструментальная. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Старшие дети слушают инструментальную музыку. Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней(характер), дать некоторые названия(танец, марш, колыбельная), познакомит со средствами выразительности(темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведения, дети постепенно запоминают его, у детей развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения.

Пение и песенное творчество – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. В процессе разучивания песенного репертуара у детей развивается: память, мышление, воображение. На первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка). В дальнейшем расширяется диапазон. Усовершенствуются навыки певческого дыхания, звукоизвлечения.

Музыкально – ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы, упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, художественно – творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок, танцевальных движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передавать сходство с персонажами. В старших группах нужно добиваться от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно, развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирования песен.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого). В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов.

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов: Вводная часть.(движения в различных построениях: колонны, шеренги, звенья, парами, по кругу, ходьба, бег, танцевальные шаги, поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг).

Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

Слушание музыки.

Пение и песенное творчество.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах.

Танец.

Игра.

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, следовательно, он не может оставаться в стороне от музыкально- педагогического процесса. Если все музыкальное воспитание сводится к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, так как он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе « движение», музыкальный руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем. Ведущую роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя!

Часто воспитатель допускает следующие ошибки на занятиях: Воспитатель сидит с безучастным видом. Воспитатель перебивает исполнение. Дают словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).

Нарушает ход занятий (входит и выходит из зала).

Активность воспитателя зависит от трех факторов:

От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при прослушивании музыкального произведения.

От программного материала: в зависимости новый или пройденный материал.

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей: Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). Воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости: движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и. При обучении детей музыкально – ритмических движений(особенно в младших группах) воспитатель участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости показывать то или иное движение, напоминая построение или давая отдельные указания в пляске, игре. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал. Воспитатель повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет вместе с детьми.

Таким образом, чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, так как организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении зависит от тесного рабочего взаимодействия всего педагогического коллектива.


консультация для педагогов

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей:

  • Умственное: дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.
  • Нравственное - волевое: воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности
  • Физическое : в танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
  • Эстетические : чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.
  • П евческие навыки: чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

  • Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.
  • Слушание музыки
  • Пение и песенное творчество -
  • Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах
  • Танец

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

  • Воспитатель сидит с безучастным видом.
  • Воспитатель перебивает исполнение.
  • Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).
  • Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:

  • Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
  • При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
  • Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
  • Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
  • Повторяет движения танцев.

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте» .

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта