Главная » Дом » Конкурсно-игровая программа "на заставе богатырской". Сценарий спортивного праздника «Богатыри земли русской

Конкурсно-игровая программа "на заставе богатырской". Сценарий спортивного праздника «Богатыри земли русской

Сценарий «Богатыри земли русской»

Тема защиты Отечества волнует многие поколения. Хочется верить, что и вы вырастите неравнодушными к своей истории, будете знать своих героев.
У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше - тем ярче и светлее становится в памяти потомков светлый образ народных героев. Они, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения своему Отечеству.

- Ребята, как называется наша Родина? (Россия, РФ)

В древности наше государство называлось Киевская Русь или просто Русь. И жили в ней русы – люди о которых слагали легенды.

Для того, чтобы узнать на какую тему мы сегодня с вами будем беседовать нужно отгадать загадку:


Силен, как вольный ветер, Могуч, как ураган Он защищает землю От злобных басурман!

Он силой доброю богат, Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Кто это?
Дети: это богатырь.

Сегодня мы поговорим о Богатырях русских. Тема нашего классного часа «Богатыри Земли русской»

Какова Цель нашего классного часа?

Расширить знания о защитниках земли русской

Какие задачи вы перед собой сегодня поставите?(узнать о богатырях и их подвигах) Чем славится богатырь? (Своим подвигом)

Какие ассоциации возникают у вас со словом «богатырь»? (сильный, смелый, бесстрашный, защитник, заступник, справедливый воин силач …)

А как трактует значение этого слова толковый словарь?

Обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова. (Слайд 4)

Богатырь 1) герой русских былин, совершающий воинские подвиги во имя Родины.

2) человек безмерной силы, стойкости, отваги.

Русский художник - Виктор Михайлович Васнецов, (Слайд 12) изобразил на своей знаменитой картине портреты самых известных богатырей. (Слайд 13)

Как вы думаете, как называется эта картина? Картина так и называется "Богатыри".

(демонстрируется репродукция картины В.М. Васнецова "Богатыри")

Что вам помогло догадаться, что название картины "Богатыри"?

Над картиной "Богатыри" Васнецов работал около 20 лет.

На фоне безбрежной степи художник изобразил трех богатырей, стоящих на страже границ.

Назовите, какие богатыри на ней изображены? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Где тут самый старший богатырь?(это Илья Муромец)

А где самый молодой богатырь?(Алеша Попович)

Чем заняты богатыри? (Все трое зорко всматриваются в даль; не грозит ли русской земле беда.)

Они готовы встать на защиту Родины. За ними вся русская земля - ее поля, леса, реки.

А как богатыри защищали нашу Родину? Илья Муромец – одержал победу над соловьём разбойником, Алёша Попович одержал победу над Тугарином змеем. Кто может рассказать о тугарине змее? это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз " змея ". Добрыня Никитич защищал от монголо- татарского иго.

    Откуда был родом богатырь Илья?


(Из Мурома, из села Карачарова)

    Откуда родом был Алеша Попович (из Ростова)


3. Назовите имя богатыря, который грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п.. (Алеша Попович)


4.Назовите имя богатыря, который в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну. (Добрыня Никитич)

5. О каком богатыре идёт речь? Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости. Память о нём, народная любовь к нему сохранилась до сих пор. Ему воздвигнуты памятники. Его именем называют военную технику (Илья Муромец)

Как называются народные песни, в которых прославляются подвиги богатырей? (былины)

Издавна любили на Руси в долгие зимние вечера или непогоду собираться вместе. Плели сети, чинили рыболовные снасти, мастерили разную домашнюю утварь, а сказитель (исполнитель народных былин) нараспев сказывал былину.

- А что же такое «былина»?

Давайте Обратимся к словарю . (Слайд 7)

Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.

(русское народное песенное сказание)

Слово «былина» - происходит от слова «быль», то есть то, что ты было на самом деле. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.

Давайте послушаем игру на гуслях.

Кто может рассказать былину об Илье Муромце, в которой говорится о том, что Илья 33 года не мог вставать?

Его ноги были парализованы. Но однажды в дом пришли странники. Они так просили больного принести им воды, что Илья не выдержал и попытался встать. Ему это удалось, он принес воды, но странники велели ему пить самому. Он выпил воды, исцелился и приобрел огромную силу. Странники рассказали Илье, где найти богатырского коня и доспехи и отправили Илью к князю Владимиру. По дороге русский богатырь совершил подвиг, защитив город Чернигов от кочевников.

- Каждый может стать богатырем. Что для этого необходимо . (Ученики отвечают смелость, сила, смышленность и находчивость.)

Когда богатыри собирались все вместе, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят. Я вам сейчас предлагаю померится силами в знании военных пословиц. Я буду называть начало пословицы, а вы должны её продолжить.

Не родом богатырь славен, …………. а подвигом.

Лучше того дела нет, …………. чем родную землю от врагов защищать.

Смелому горох хлебать, ……… а несмелому и щей не видать.

1.Наша армия не одна, а с нею вся (страна).

2.Бой не каравай - рта (не разевай).

3.В бою нужна смекалка, отвага и (закалка).

4.Большая заслуга – выручить в бою (друга).

5.Сам погибай, а товарища (выручай).

6.Чем крепче дружба - тем легче (служба).

7.Паникёр и трус – как на плоту лишний (груз).

8.В разведку ходи – да лучше (гляди).

- В жизни каждого есть место подвигу. В наше время на земле русской есть ли Богатыри?

(Ребята отвечают) ДА. Охарактеризуйте людей, которые в наше время являются богатырями – это люди разных профессий, которые охраняют нашу землю, делают её богаче, а также отдают свои жизни для спасения других, защищают её от врага? Кого вы можете назвать богатырями нашей земли? (танкисты моряки, подводники, пехотинцы, пограничники, дисантники, лётчики, ракетчики)(пятилетняя девочка из Воронежской обл, которая при пожаре спасла своих братьев и сестер была награждена медалью «За отвагу при пожаре»

Лётчика Олега Пешкова, который погиб в Сирии во время выполнения боевого задания. Погибшему пилоту Олегу Пешкову посмертно присвоено звание Героя РФ.

Александра Позынич, который был убит во время спасательной операции. Он был награжден орденом мужества.

Этой же награды удостоен выживший штурман бомбардировщик Константин Мурахтин. )

И сегодня на классном часе, мы вспомним, каких героев - защитников земли русской вы знаете, а о ком - то расскажем вам что - то новое. Ребята нашего класса приготовили доклады о некоторых героях -защитниках. Вы должны внимательно слушать докладчиков, так как впереди у на будет работа по группам и эта информация может вам пригодится

II. Рассказ об Александре Невском. _______
- "Не в силе Бог, а в правде". Эти слова святого князя Александра, сказанные перед битвой на Неве, стали символом всех ратных подвигов нашего народа. После этой победы над шведами благоверный князь получил прозвище Невский. Бесстрашный воин, искусный дипломат, прозорливый государственный деятель - все эти дарования Господь соединил в личности князя Александра Невского. "Солнце земли Русской…" - так называл князя его современник митрополит Кирилл. Таковым остался он в памяти народной от лет древних до наших дней. Вы, конечно, слышали, что в конце прошлого года в телевизионном проекте "Имя России" всенародным голосованием таковым именем назван князь Александр Невский.
Послушайте рассказ о нём.

Рассказ об Александре Суворове. ______
- Благодарные потомки вот уже несколько столетий вспоминают имя
Александра Васильевича Суворова . Блестящий полководец, бесстрашно воевал с турками и французами. Его воспитанниками были не менее известные полководцы - защитники нашего Отечества: Кутузов, Багратион, Раевский.
Послушайте небольшой рассказ об
Александре Васильевиче Суворове .

* Выступление учащегося 6 класса.

VI. Рассказ о М. И. Кутузове. ________________________________________
- Хочу проверить, вы внимательно слушаете. О каком не менее известном и великом полководце - ученике А. В. Суворова, я уже упоминала? (О Кутузове)
Это российский полководец и дипломат. С военных лет он отличался военными и дипломатическими достоинствами.

Послушайте рассказ об Михаиле Илларионовиче Кутузове.

VII. Рассказ о К. Г. Жукове. ______________
- А сейчас вопрос на засыпку. За выдающиеся заслуги в нашей стране до 1991 года присваивалось высокое звание Героя Советского Союза. Какому единственному человеку в нашей стране звание Героя Советского Союза было присвоено четыре раза?

(Маршалу Георгию Константиновичу Жукову.

И за какие заслуги?

Первое звание он получил за окружение и разгром крупной группировки японских войск в районе реки Халхин - Гол в 1939 г.; второе - за успешно проведённую летом 1944 г. стратегическую операцию "Багратион", в ходе которой от фашистской оккупации была освобождена Белоруссия; третье - за Берлинскую наступательную операцию в апреле - мае 1945 г., по завершении которой была разгромлена крупнейшая группировка гитлеровских войск и взят Берлин. В 1956 г. за большую организационную работу в Вооружённых Силах СССР на посту министра обороны страны Г. К. Жуков был награждён четвёртой Золотой Звездой Героя Советского Сою-за.)

Послушайте рассказ о детстве Георгия Константиновича.

* Выступление учащегося 6 класса.

Спасибо нашим докладчикам. Они поделились с нами очень интересной и полезной информацией. А сейчас я вас попрошу разделиться на 2 группы. Каждая группа получит свою карточку с вопросами. Вы должны совместно выполнить это задание, после чего мы вместе со всеми выслушаем ваши ответы.

Заключение:

Давайте, подведём итоги нашего классного часа. Имена каких великих людей – защитников нашей земли русской, сегодня мы вспомнили?
(Ответы детей: Александр Невский, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Г. К. Жуков; полководцы Багратион, Раевский; русские богатыри; защитники Москвы)


- Обо всех ли героях-богатырях мы поговорили сегодня? Конечно, нет. Их тысячи. И каждый из вас может стать героем, богатырем. Как говорится, Богатырями не рождаются, Богатырями становятся. И происходит у всех по-разному )
Что необходимо сделать, что бы стать героем, богатырем.
(оберегать и защищать простых людей, защищать собственную землю)

Ученики делают вывод, что богатырь, герой никогда не предаст Родину.

Что вы узнали нового СЕГОДНЯ?об истории нашей родины и о её первых защитниках, о героях нашего отечества, о былине об Илье Муромце

Что вам больше запомнилось?

(Героические подвиги богатырей, и подвиги героев отечества)

Готовы ли вы стать на защиту нашей страны, если это будет необходимо? (поднимите руки)

Мы Отчизне верно служим

- Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом-

Слава им, борцам суровым,

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

Спасибо за работу. Занятие окончено.

Валентин Иванович ДикУль (род. 1947) - выдающийся атлет нашего времени. Он выполнял на арене цирка два неповторимых силовых номера: удерживал на своем теле металлическую «пирамиду» весом в одну тонну, а на спине - автомобиль «Волга» (при этом нагрузка составляла 1570 килограммов). Уникальность этих номеров еще и в том, что выполнял их атлет после травмы позвоночника. Почти семь лет он не мог двигаться. С помощью тренажеров собственной конструкции сумел восстановить прежнюю форму. Сейчас В. И. Дикуль возглавляет Центр реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями церебрального паралича.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением математики»

«Богатыри земли русской»

Тип – внеклассное мероприятие в 5 классе, посвященное Дню защитника Отечества

«Вариативные формы в системе патриотического воспитания детей»

Кустова Лариса Иосифовна,

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 5 «В» класса,

Домашний адрес: г.Каргополь ул. Капустина д.16

Адрес места работы: г.Каргополь ул. 3 Интернационала,31

Рабочий телефон - 2-14-42

1.Пояснительная записка

Сценарий внеклассного мероприятия «Богатыри земли Русской» разработан для обучающихся 5 класса и посвящен Дню защитника Отечества. В основу сценария положены две формы работы: просмотр видеофильма и игра. Для обучающихся данной возрастной категории такие формы, на наш взгляд, являются оптимальными, так как просмотр видеофильма (куда включен и мультипликационный фильм «Илья Муромец») обеспечивает информационную составляющую мероприятия, а игра позволяет обучающимся показать знания на предложенную тему, проявить свои творческие и организаторские способности. Тема мероприятия также соответствует времени его проведения – честь, доблесть и отвага богатырей Русских и защита Отечества в наши дни.

Цель:

помочь обучающимся понять и представить «дела давно минувших дней», вовлечь в процесс самостоятельного поиска знаний, способствовать развитию воображения, внимания, памяти.

Задачи:

Способствовать формированию представления о защите Родины, подвиге, патриотизме;

Содействовать воспитанию у обучающихся любви к Отчизне, чувства товарищества, доброты и справедливости;

Воспитывать самостоятельность, инициативу.

Предварительная подготовка:

обучающиеся знакомятся с русскими былинами и сказаниями о богатырях по книге «Былины» (М.: Дет.лит., 1969), рассматривают репродукции картин и иллюстрации книг. Классный руководитель готовит фильм о русских богатырях. Девочки готовят именные открытки мальчикам. Родители готовят грамоты и призы (пироги).

Оформление и оборудование:

мультимедийное оборудование, фильм о богатырях русских.

Мероприятие было проведено в 5 «В» классе 22 февраля 2013 года. По отзывам обучающихся, можно сделать вывод, что цель была достигнута, задачи, которые стояли перед ними, выполнены. Большой интерес вызвал фильм, который был подготовлен классным руководителем. Игра в форме «Что? Где? Когда?» также запомнилась обучающимся. Обмен мнениям о мероприятии проходил в неформальной обстановке, за чашкой чая.

2.Основная часть.

Сценарий внеклассного мероприятия «Богатыри земли русской», посвященного 23 февраля, Дню защитника Отечества

5 «В» класс

Действующие лица: ведущие (1) и (2)- учитель и обучающийся. В качестве гостей приглашаются родители обучающихся (желательно, папы).

Ведущий (1):

Ой вы, гой еси, добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на почетный пир, а на беседу добрую да складную, чтоб был у нас мир да лад и согласие. И велась б беседа наша речью плавною… А беседовать мы будем о делах былинных, о славных богатырях земли нашей Русской…

Ведущий (2):

Ой, вы, красны девицы и добры молодцы!

Слушайте и глядите!

Да не говорите, что слыхом не слыхивали

И видом не видели!

Поведем ж рассказ сегодня

Про седую старину…

Про дела бывалые…

Подвиги удалые…

Чтоб красны девицы послушали,

Добры молодцы призадумались.

Ведущий (1): Сильна и могуча Русь. 23 февраля мы отмечаем большой праздник – День защитника Отечества. Всегда Россия гордилась своими воинами-богатырями. Откуда же черпают русские войны свою великую силу? Говорят, что она досталась им от предков, о которых сложены песни и сказания, - от былинных богатырей. Любит русский народ богатырей, славит и чествует, складывает песни об их подвигах – о том, как берегут и защищают они родную Русь.

Ведущий (2): А сейчас мы предлагаем вам посмотреть фильм, который был специально создан к сегодняшнему мероприятию.

20 минут – фильм (включающий и мультипликационный фильм «Илья Муромец») –Приложение №1

Ведущий (1): Надеемся, что фильм вам понравился, и вы сможете ответить на наши вопросы (класс делится на 7 команд по 3 человека, игра по типу «Что? Где?Когда?», проигравшая команда покидает игровой стол). В одном раунде задаются 3 вопроса.

Ведущий (2):

1 раунд:

Кого считают отцом богатырей русских? (Святогор)

Кого из богатырей изобразил на своей картине Василий Михайлович Васнецов «Богатыри»? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Какая беда случилась с Ильей Муромцем в детстве? (Отнялись ноги, не мог ходить)

2 раунд:

Откуда родом Илья Муромец? (Из села Карачаева, из-под Мурома)

Как исцелился Илья от своей болезни? (Старики-странники, калики перехожие пить попросили – и он соскочил с печи)

С кем воевал Илья Муромец? (С Соловьем-разбойником, с Идолищем поганым, с Калином-царем, татарскими разбойниками)

3 раунд:

Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка)

Что вы знаете о Добрыне Никитиче? (Знатного рода, боярского, степенен и тверд, благороден)

Откуда родом Добрыня? (Из Рязани)

4 раунд:

Как звали девушку, которую освободил Добрыня, одолев Змея? (Забава)

Как звали коня Добрыни? (Белеюшка)

Откуда родом Алеша Попович? (Из Ростова)

5 раунд:

Чем отличается Алеша Попович от своих товарищей богатырей? (Самый молодой из них, веселый, удалой, бесшабашный, врага одолевает не силой, а хитростью и смекалкой)

Как назвался головной убор богатыря? (шлем)

Как назывался тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец? (кольчуга)

6 раунд:

Рубящее холодное оружие, которое состояло из клинка и рукоятки? (меч)

Колющее оружие на длинном древке. (Копье, пика)

Оружие оборонительного назначения, при сражении воин прикрывал им свое тело. (Щит)

7 раунд:

Оружие для удара по противнику, которое состояло из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава)

Разбойник, сидевший на двенадцати дубах. (Соловей-разбойник)

Художник, создавший картину «Богатыри» (В.М.Васнецов)

Ведущий (1): А сейчас мы подведем итоги нашей игры. (Команда-победительница награждается грамотой и пирогом – в награждении принимают участие родители обучающихся).

Ведущий (2): Сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданию, и пошла сила русских воинов. Эти герои сражались, защищая родную землю.

Ведущий (1): И конечно, мы сегодня хотим поздравить. С наступающим праздником – Днем защитника Отечества – наших пап и мальчиков. Им тоже предстоит встать на защиту нашей Родины. Желаем вам быть честными, смелыми, умными и добрыми. (девочки вручают открытки и подарки).

Список литературы:

1.Богатырская застава. Сост.В П.Аникина. – М.: Дет.лит., 1975

2.Былины: русские эпические песни-сказания. Переск.А.Н.Нечаева.-М.:Стрекоза, 2001

3.Ветрова Г.Е. Великие полотна.-М.: Белый город, 2005. – (История России).

4.Казиева М.В. Сказка в русской живописи. – М.: Белый город, 2002. – (Энциклопедия живописи для детей).

5.Русские богатыри: былины и героические сказки. Переск.И.В.Карнауховой.

Ленинград: Дет.лит., 1988

6.Хаткина М.А. Мифы древних славян. –Донецк:ПКФ БАО, 2006

7.Я познаю мир: Мифология. Сост.О.Могила.-М.:Олимп: АСТ, 2001

8.Яковлева Н.А.Русская историческая живопись: дет.энцикл.- М.: Белый город, 2001

План конспект в подготовительной группе « Богатыри земли Русской»

Задачи:

- воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину

- формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;

Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, бармица), названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава);

Воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;

Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы;

Приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Продолжать формировать начальные представления у детей о здоровом образе жизни;

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;

Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане и его славном сыне царе Гвидоне».

Изобразительная деятельность: рисование: «Русский богатырь», «Щит богатыря»; лепка «Богатырский конь».

Словарная работа:

Русь, русичи, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава); застава.

Оборудование :

Иллюстрации богатырей, элементы одежды, оружия; изображения соловья разбойника, тугарина змея, змея горыныча, кощея бессмертного; дуба памятника Илье Мурамцу; сказателей; музыкального инструмента- гусли

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель обращает внимание детей на гостей.

Воспитатель : «Здравствуйте. Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Молодцы!

Ребята, а вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие в прошлое древнерусского государства.

А сейчас закроем глазки и представим, что мы с вами попали в прошлое нашей страны. Одеваем свои шапки невидимки….раз, два,три….

Вот и произошло волшебство. Открываем свои глазки..

Воспитатель:

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказ начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издавне на этой земле жили славяне. Их соседи - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины, стихотворения.

Мы тоже знаем стихотворения, кто расскажет?

Чтение стихотворения о богатыре (читает ребенок) Силен, как вольный ветер Могуч, как ураган, Он защищает землю! От злобных басурман! Он силой доброго богат, Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей И стариков и матерей!

А как вы думаете. что такое былина?

Кто их рассказывал эти былины?

Под какой музыкальный инструмент?

2. Беседа о богатырях

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель : Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?

Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.

Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости).

3.Рассматривание картины Васнецова

Воспитатель :

Давайте внимательно рассмотрим картину.

В центре Илья Муромец! Он прост и могуч. В нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом.

Богатырь справа - самый младший, «напуском смелый» - Алеша Попович. Он полон отваги, смелости, он душа-парень, певец и гусляр. У него в руках лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

Третий богатырь - Добрыня Никитич - в былине он представителен и величав. Он может выполнять самые сложные поручения.

Богатырей мы видим всех вместе. Это олицетворяет народную силу и говорит о надежности этих защитников Русской земли.

А посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажете? А почему, если бы они были маленькими, выдержали ли они своих богатырей? Правильно! Не выдержали бы.

Чем вооружены богатыри? (Воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации с изображением оружия: щит, меч, булава, палица.)

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга )

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем )

Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ )

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч )

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Как называется эта картина?

Воспитатель: Да, дети, эта картина называется «Три богатыри», и написал ее художник В.М. Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам стать богатырями.

4. Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков: (Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри?

Дети: С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель: Дети, а каких еще богатырей вы знаете?

Дети : Святогор, Никита Кожемяка,

Чем отличается Святогор от других богатырей?

С кем он поделился своей силой?

В городе Муроме, есть памятник богатырю- илье мурамцу!

На доске появляется дуб.

Воспитатель: Дети, раньше сильных и крепких людей сравнивали с этим деревом. А вы знаете, что это за дерево?

Дети : Дуб.

Воспитатель : Верно, это дерево называется – дуб.

Воспитатель: Дуб – это крепкое, сильное дерево, которому поклонялись древние славяне – русичи. Из его ветвей изготовлялось оружие – палица, с помощью которой богатыри защищали русскую землю.

6.Игра «Да- нет »

Наша Родина сильна ……………………………..да.

И у нас она одна…………………………………..да.

На Руси богатыри есть……………………………да.

Им всегда хвала и честь…………………………..да.

Илья Муромец герой ……………………………..да.

Он был самый молодой………………………….нет.

Соловья он победил………………………………да.

Из автомата подстрелил…………………………нет.

Алёша Попович тоже герой……………………..да.

Он сильный, смелый, молодой………………….да.

Он в Киеве граде дружинником был……………да

Карабаса в бою победил………………………..нет.

На танках боролись богатыри с врагом………..нет.

Они воевали с мечом и копьём…………………да.

Добрыня Никитич был слабым и хилым………нет.

Он змея сумел победить своей силой…………..да.

Гордимся мы нашими богатырями……………..да.

Хотим ли быть такими же сами…………………да.

7.Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине:

- Какие вы знаете пословицы?

Смелость силе воевода.

Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.

9. Подведение итогов

Нам пришла пора возвращаться в детский сад, закрываем глазки,раз, два три…и мы оказались в нашей группе. Снимаем свои шапки невидимки.

О ком мы сегодня узнали?

Что нового узнали?

Чтение стихотворения.

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую! Не затмить им солнце красное! Век стоит Русь - не шатается. И века простоит не шелохнется! А преданья старины Забывать мы не должны Слава русской стороне! Слава русской старине!

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

детский сад « Солнышко»

Конспект занятия НОД на тему:

« Богатыри зели Русской»

Подготовила:

Логинова А.С.

БОГАТЫРСКАЯ ЗАСТАВА-игра для учащихся 5-х классов.

Звучит музыка.

Ведущий 1: Сильна и могуча Русь. Всегда Россия гордилась своими воинами-и солдатами, и генералами. Легендарный полководец Александр Васильевич Суворов считал, что нет лучше русского солдата: он и сам не пропадет, и товарища спасет, а где силы убудет, там он смекалкой дойдет. Мы верим генералиссимусу не проигравшему не одного сражения,-русский солдат правдой богат.

Ведущий 2: Это Россия почти десять веков назад встала на пути монголо-татарских полчищ и заслонила собой Европу. Из России с позором бежал Наполеон, который к 1812 году завоевал почти полмира. Это наши солдаты в 1945 году освободили мир от немецко-фашистских захватчиков, подняли над Европой красное Знамя Победы и сегодня совершают подвиги, встают на защиту мирных людей.

Ведущий 1: Откуда же черпают русские воины свою великую силу? Говорят она досталась им от предков, о которых сложены песни и сказания,-от былинных богатырей. Издавна русский народ воспевает подвиги храбрых силачей, справедливых защитников, мудрых воинов.

Ведущий 2: Любит русский народ богатырей, славит и чествует, складывает песни об их подвигах-о том, как берегут и защищают они родную Русь. Как называют такие песенные сказания о богатырях? (Былины, старины). Я не случайно говорю-«песенные сказания», ведь в старину былины сказывали под гусли.

Ведущий 1: Былинники-сказители были людьми с сильным голосом, с прекрасным музыкальным слухом и даром импровизаторов. Перестроил гусли на другой лад Боян-и получилось сказание о новых героях. Много в памяти своей хранили былинники. За то мудрыми слыли в народе.

Ведущий 2: Сказания о богатырях исполнялись во время княжеских пиров, народных собраний, и в воинских походах их хором пели княжеские дружинники. А в наше время композиторы часто используют былинные напевы, когда хотят донести до нас могучую красоту древних сказаний. Так, например, и сейчас для нас зазвучат слова древней былины…

Звучит фрагмент хора из оперы Садко.

Ведущий 1: А былина эта о русском богатыре по имени Вольга. В его честь сложена. Ведущий 2: Знаете ли вы богатыря по имени Вольга? А других русских богатырей? Сейчас мы это проверим. Внимание вопросы:

1. Когда родился Вольга?

2. Каким премудростям выучился Вольга?

3. Сколько «молодцов» было у Вольги в дружине?

4. А кто из богатырей не только воевал, но и землю пахал, да о себе говорил: «Меня любит мать сыра-земля?»

5. Как произошла встреча Вольги и его дружины с Микулой Селяновичем

6. Как былина говорит о силе Микулы Селяновича?

7. Какого еще богатыря удивил Микула Селянович?

8. Почему Святогор не смог поднять с земли сумку Микулы?

9. Что былина рассказывает о силе Святогора-богатыря?

10. Кому передал Святогор свой меч-кладенец?

Ведущий 1: Вот и богатыри, имена которых известны всем с детства. Их изобразил на знаменитом полотне художник Виктор Михайлович Васнецов.

Демонстрируется репродукция картины Васнецова «Богатыри».

Звучит первая часть богатырской симфонии Бородина А.

11. Ведущий 2: Картина эта давно известна каждому из вас. Она так и называется-Богатыри» Давайте поговорим об этих богатырях.

1. Назовите имена богатырей изображенных на картине.

2. Почему у Ильи такое прозвище-Муромец?

3. А где родились Добрыня и Алеша?

4. Мы помним отчество Добрыни-Никитич, а как уважительно называли других богатырей?

5. Из каких семей родом наши богатыри?

6. Какому князю служили богатыри и в каком городе он правил?

Ведущий 1: На высоких горах стоит Киев-град. В старину опоясывал его земляной вал, окружали глубокие рвы. Под Киевом трудились пахари, на речных берегах корабельщики строили челны: на лугах паслись стада…

Ведущий 2: За киевскими пригородами да селами тянулись дремучие леса. Бродили в чащах охотники, добывали зверей видимо-невидимо.

Ведущий 1: А за лесами тянулись степи без конца и без края. Приходило из этих степей горе горькое: налетали на русскую землю кочевники, жгли, грабили, уводили крестьян в плен…;

Ведущий 2: И вот, чтобы сберечь от врагов землю русскую, стали ставить в степи богатырские заставы-маленькие крепости. Сторожили они путь на Киев, защищали от злых людей, от незваных гостей.

Ведущий 1: Разъезжали вокруг богатыри на могучих конях, зорко всматривались в степную даль: не видать ли вражеских огней, вслушивались — не слыхать ли вражеских коней?

Ведущий 2: Илья Муромец, Добрыня, Алеша — все они в чистом поле несли службу воинскую. Изредка съезжались богатыри к князю Владимиру на двор — отдохнуть, попировать, гусляров послушать, с друзьями потолковать.

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 13th Июнь, 2015
Вы находитесь:

чт, 11/09/2017 - 20:03 | administrator

Управление образования администрации Еманжелинского муниципального района

МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

Сценарий праздника: "Русские богатыри"

Педагог дополнительного образования

Ламтюгова О.Д.

ЦЕЛЬ:

  • Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырей – защитниках Земли русской;
  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
  • Развивать быстроту, ловкость, силу, выносливость;
  • Создавать положительный эмоциональный настрой, веселое, бодрое настроение.

ХОД ПРАЗДНИКА:

Под песню «Богатырская сила» » А.Н.Пахмутовой. в зал входят девочки, и мальчики останавливаются в центре зала.

Ребенок: Дорогие папы, деды

Мы вам рады от души.

С днем Защитников Отечества

Всех поздравить вас спешим.

Мы желаем вам здоровья,

Крепкого на много лет,

И от всей души сегодня

Шлем вам праздничный…..

Все дети: Привет!(дети садятся под музыку)

Ведущая – княжна. (Под фоновую музыку произносит слова) В древние, древние времена охраняли родную землю от врагов первые русские защитники – славные богатыри. Много ратных подвигов на счету богатырском! Есть чему поучиться и позавидовать. Вот почему сегодня, через много лет и веков, в канун праздника Дня Защитника Отечества решили мы вспомнить с вами про дела ратные, про честь богатырскую, про удаль молодецкую. Чтобы добрые люди послушали, чтобы наши молодцы призадумались и себя показали, и самое главное - чтобы веками не меркла слава русская.

А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей!

Ведущая – княжна. Покой всех городов и сел старинных

Стерег дозор богатырей былинных.

Пускай те дни прошли, но слава вам,

Не давшим Русь врагу богатырям!

Звучит «Богатырская музыка» в зал входит Илья Муромец с копьем и мечом. Он обходит зал, встает в центре.

Илья Муромец: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон от нас, русских богатырей и от меня лично, Ильи Муромца! Уж как мы старались в свое время, прославляли русское воинство! И с Чудом-юдом боролись, и с Соловьем-разбойником! Ничего не боялись!

Ведущая – княжна. А где же Алеша Попович и Добрыня Никитич?

Илья Муромец: На заставе остались землю русскую защищать. Да, мало нас богатырей, вот и решили мы позвать к себе на помощь других добрых молодцев. Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!

Готовы ли вы к богатырским состязаниям?(ответ детей)

А перед началом испытания повелеваю клятву произнесть!
Мальчики «богатыри", произносят клятву, повторяя слова за богатырем. (Под музыку)

Ведущая – княжна. А вы, девицы-красавицы, за молодых богатырей радейте, словом добрым помогайте, а коли надо – выручайте!

Илья Муромец: Вот колчан (показывает). В нём лежат стрелы. Победителям состязаний я буду вручать стрелы. Отряд, набравший больше стрел, я возьму в свою дружину. Для начала поприветствуйте друг друга дружины славные.

Приветствие команд.

«Витязи»: Витязи в строю едином

Всех дружнее и храбрей.

И на честный поединок

Мы зовем богатырей!

«Богатыри»: Победить желает каждый

И в команде слабых нет!

От богатырей отважных

Славным «Витязям» - привет!

Илья Муромец: Для начала молодцам надо размяться.

Ведущая – княжна. Накануне вы познакомились с былинами. Давайте сейчас проверим, хорошо ли вы их запомнили.
Разминка «Викторина»

  1. Каких русских богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор)
  2. Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома, с. Карачаево)
  3. Кто передал Илье Муромцу меч-кладенец? (Святогор)
  4. Чем прославился Добрыня Никитич? (победил Змея Огненного)
  5. Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)
  6. Что означает имя Добрыни Никитича? (Добрыня - добрый, великий)
  7. Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело. (Щит)
  8. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… (Меч)
  9. Какому князю служили эти богатыри? (Владимиру)
  10. Кто из богатырей носил прозвище "тихий"? (Добрыня Никитич)
  11. С кем сражался Алеша Попович? (Тугарином Змеем)
  12. Как назвал коня Ильи Муромца? (Бурушкой)
  13. Как называется головной убор богатыря? (Шлем)
  14. Как называется тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец, который защищал тело богатыря? (Кольчуга)
  15. Главное оружие Соловья-разбойника. (Свист)
  16. Не крылата, а перната, как летит, так свистит. (Стрела)
  17. Кто из всех богатырей был богатырём-пахарем? (Микула Селянинович).
  18. А как называлась наша страна раньше? (Русь)

Вручается стрела победителю.

Илья Муромец: Вот теперь можно переходить к состязаниям.

Ведущая – княжна.
Вот преграды на пути!
Их непросто обойти!
Надо лихо проскакать,
Но барьеры не сбивать!
1 состязание. «Проскачи на коне»( под музыку)

Препятствия: для каждой команды ставятся средних размеров модули - горы; кегли-деревья на расстоянии. Надо преодолеть "гору", проскакать между «деревьями». Каждому участнику дают "лошадку" (палку с головой лошади).

Илья Муромец: Какой же богатырь без коня? Надо на коне пройти препятствия и вернуться обратно. Передать эстафету другому участнику.
Вручается стрела победителю.
2 состязание. «Назови оружие»

Илья Муромец: Хочу проверить ваш ум да смекалку. Забава эта трудная, поэтому на помощь молодым богатырям могут прийти девицы-разумницы.

(Дети из двух команд по очереди называют оружие, изображенное на картинках, которые держат Илья Муромец и Княжна). Вручается стрела победителю.

3 состязание. «Составить щит» (под музыку)

Ведущая – княжна: Из разрезанных частей нужно составить щит. Команда из 6 человек. Вручается стрела победителю.

Илья Муромец: А теперь я вас испытаю вас на ловкость, на силу молодецкую.

4 состязание: «Бой на булавах» (под музыку)

Ведущая – княжна: Участники из двух командвстают в обруч и пытаются булавой, сделанной из ткани и ваты, вытолкнуть соперника из обруча. Вручается стрела победителю.

5 состязание «Кто сильнее» (армрестлинг для пап или отжаться - кто больше).

Победитель получает стрелу.

Ведущая – княжна: Думаю, что нашим добрым молодцам нужно немного отдохнуть. А чтобы они не скучали, наши красны девицы их позабавят танцем задорным.

Русский танец в исполнении девочек.

Илья Муромец: Издавна богатыри сражались с нечистой силой. А, ну-ка, ребята, чья это избушка? (ответы детей) Избушка- избушка повернись к лесу задом, а ко мне передом.

Под музыку выходит из домика Баба-Яга.

Баба-Яга. Что-то русским духом пахнет! Ишь ты, сколько молодцев в мой лес забрело! А ну, отвечайте, откуда вы и куда путь держите?

Ведущая – княжна: Здравствуй, Баба-Яга! Ты бы лучше нас накормила, напоила, одежду починала. Путь у нас нелегкий, а потом бы уж и расспрашивала.

Баба-Яга. Ой, простите старую, касатики. Да как же я всех накормлю, напою? Вас вон сколько, а я одна.

Ведущая – княжна: Баба-яга, посмотри, сколько помощниц сидит (показывает на девочек) они помогут.

Баба-Яга. А вы, что делать-то умеете, красавицы?

Ведущая – княжна: Да всё, что девочке положено уметь делать: ткать, штопать, щи варить. Всему их матушки обучали. Девицы, покажите Бабе-Яге, на что вы годны, да помогите ей.

6 состязание для девочек "Собери рыбу". Вручается стрела победителю.

Баба-Яга. И вправду всё умеют делать. Спасибо, красавицы, помогли старушке. Но и добрых молодцев тоже хочу испытать. Ну – ка, скажите, на каком виде транспорта я передвигаюсь? (ответы)

7 состязание « Бег в мешках». Вручается стрела победителю.

Баба-яга. 0й, соколики вы мои, а находится зло в сундуке, а сундук в дремучем лесу на дереве висит, на широком дубе. Ведут к этому дубу две дороги. Одна длинная, но безопасная, а вторая короткая, но с преградами и испытаниями.

Илья Муромец: Трудностей мы не боимся, показывай, где короткая дорога, нам торопиться надо.

8 состязание « Перейди болото».

Баба-яга. Вот болото на пути,
Не проехать, не пройти.Перейдете болото, а там и до заветного дуба рукой подать. Удачи, а мне пора. (Уходит)
Дети разбиваются по 3 человека и встают на кирпичики. Берут второй кирпичик и переходят на него, передвигаясь, таким образом, в другой конец помещения.Вручается стрела победителю.

Ведущая – княжна: И еще одно испытание. Хотим посмотреть, какие вы дружные. Ведь не зря говорят: один в поле не воин.9 состязание. «Перетягивание каната» (Без музыки)

Вручается стрела победителю.
Илья Муромец: Ну что ж убедился я, что вы не только умные, но и сильные. Значит, пора к следующему испытанию отправляться. Победить Кощея. Чтобы победить Кощея, надо первым делом найти его смерть. А где она? Правильно! В яйце. А яйцо, где? (в сундуке) А сундук, где? (на дубе)

Вот и могучий, заветный дуб. А на нем сундук висит высоко. Просто так нам его не достать. Попробуем его сбить мячами.

"Кто собьет сундук". По одному участнику от каждой команды. («Попади в цель». Участникам необходимо с определенного расстояния поразить цель дротиком (игра дартс). Каждый участник имеет три попытки.)Победителю вручается стрела.

В сундуке – 2 детских яйца для игры и 1 большое – шар, спица, сюрприз, конфеты и медали.

10 состязание. « Перенеси Яйцо» (под музыку)

(Дети должны пронести теннисный мячик в ложке до стойки и обратно.) Вручается стрела победителю.

Ведущая – княжна: Вот и кончились страданья
И большие испытанья!
И с победою желанной
Едут витязи домой.
Славит их народ честной!
А красавицы девицы
Петь большие мастерицы,
Их встречают у ворот
И заводят хоровод.
Дети исполняют рус.нар. песню «Солдатушки- бравы ребятушки»

Ведущая – княжна: Пора Илья Муромец подвести итоги состязаний, посчитать полученные стрелы. (Считаем стрелы вместе с детьми).

Илья Муромец: Вот что, молодцы, решил я, что оба ваших отряда к себе в дружину возьму.

Ведущая – княжна.
Поздравляем вас, ребята!
Заслужили вы награды!

Раздают детям конфеты и медали под музыку.

Илья Муромец: Еще раз спасибо вам, молодцы, за службу верную, а вам, девицы, за то, что богатырей своих не забывали, в трудную минуту им помогали! Прощайте, люди добрые, пора мне в путь. (Под музыку уходит).

Ведущая – княжна.

Защитники нашей прекрасной страны

Вы дороги нам и безумно нужны.

Пусть будет достаток на вашем столе,

Пусть мир укрепиться на нашей земле!

Ребята приготовили подарки для наших пап.(Дарят подарки под музыку)

Всего всем самого доброго!

Общее фото на память.

Оформление зала: Посередине центральной стены – дуб (крона из органзы).

Цепи из бумаги, кот-игрушка. Перед дубом на самом верху крепится картонный сундук. В сундуке - конфеты. По одну сторону - домик Бабы-Яги.

Оборудование: булавы, колчан со стрелами, меч,щит или копье для богатыря, модули, кегли, 2 лошади, картинки с доспехами, пазлы «Щит», 2 детских столика, 2 стульчика, 2 тарелочки,2 булавы, обручи, 2 ведерка с рыбками и удочки, канат, кирпичики-кочки для перехода через болото, 2 мешка, 2тенисных мяча и ложки. Сундук, леска, цепи, кот (нарисованный), ткань из органзы (крона дуба). Домик на курьих ножках. Эмблемы для команд. Конфеты и медали.

Предварительная работа: разучивание музыкального материала, просмотр мультфильмов о богатырях,беседы по картине В.М.Васнецова « Богатыри»,чтение книг и объяснение детям понятий для чего нужны шлем, палица, булавы, копьё, доспехи,меч и чем он отличается от других, ножны, збруя на коне и другие непонятные, и не знакомые детям слова и понятия…

Приложение

Слова песни «Солдатушки - бравы ребятушки»

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды?
- Наши деды - славные победы,
Вот где наши деды!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?
- Наши сестры - пики, сабли остры,
Вот где наши сестры!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши жены?
- Наши жены - пушки заряжены,
Вот где наши жены!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши детки?
- Наши детки - пули наши метки,
Вот где наши детки!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
- Наша слава - Русская держава,
Вот где наша слава!..





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта