ТАТЬЯНА ДОВГАЛЁВА
Опыт работы «Приобщение детей к искусству»
1. Введение
1.1. Актуальность опыта .
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства . Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердцу доброту и красоту, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности.
Знакомство детей с искусством должно начинаться как можно раньше, а именно, с дошкольного детства. Не случайно эстетическое воспитание рассматривается как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и искусстве . Только через искусство , по мнению Б. М. Неменского, человек способен не только понять, но и «пережить опыт предшествующих поколений» . Живопись, скульптура, графика, архитектура обогащают и украшают нашу жизнь. Чтобы искусство достигало своей цели, радовало нас, волновало, расширяло наши познания, надо уметь его видеть. По моему мнению, каждый человек ежедневно сталкивается с искусством , но не все могут понять его, увидеть вокруг себя все живое и прекрасное. Воспринимая произведения искусства , ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать.
Актуальность опыта заключается в том , что современное общество имеет потребность в творческой личности. На эту проблему нацелен и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому понимание произведений искусства , развитие творческих способностей– одна из главных задач дошкольного воспитания.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы . Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию, интерес к искусству . Образовательной программой дошкольной организации не предусмотрено глубокое изучение нетрадиционного рисования. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом . Использование нетрадиционных техник удовлетворит его любопытство . За время работы с дошкольниками , обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, а следовательно имеет возможность приобщения к искусству .
1. 2. Теоретическое обоснование темы углубленной работы .
По мнению педагогов и психологов, (таких как Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства .
Для успешной работы с детьми в приобщении к искусству я использовала авторскую программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, которая способствует развитию эстетического восприятия художественных образов и произведениях искусства ; предмет (явлений) окружающего мира как эстетических объектов; созданию условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами; ознакомлению с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности; воспитанию художественного вкуса и чувства гармонии.
Я изучила и использовала в практической работе следующие труды :
С. А. Лебедева (педагог) из опыта работы «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»- которая считала, что изобразительное искусство через зримые красочные образы помогают ребенку познавать истину, добро, красоту. От поколения к поколению оно прославляет эти прекрасные качества души человека;
И. И. Дьяченко (кандидат педагогических наук) «Волшебные ладошки» , «Волшебные краски» - искусство побуждает детей к собственной художественной деятельности (изобразительной и словесной, где реализуется его творческий замысел, речевые и изобразительные усилия.
- Опыт работы «Приобщение детей к искусству »
педагога Шайдуровой Нелли Владимировны - в основе которого лежит взаимосвязь информационного, эмоционального, действенно-мыслительного и преобразовательного компонентов, направленных на эмоционально-чувственную и мотивационно - потребностную сферу личности детей , потребности в расширении интеллектуально-художественного опыта в виде знаний , представлений об искусстве и практической их реализации в художественно-творческой деятельности.
В истории дошкольной педагогики проблема детского творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника. Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей . Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Что касается детского творчества, то понимание его важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для осознания зрелого творчества, поскольку в его истоках заложено и, может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства . Проблема формирования выразительного образа в рисунках средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения детьми доступными художественными техниками изображения. В исследованиях Е. А. Флериной (1940, Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой (I960, Р. Г. Казаковой, Т. Г. Казаковой (1970) вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках : карандашами в деревянной оправе и без (уголь, сангина и др., красками гуашь и акварель и др. Исследования Т. С. Комаровой посвящены специальному изучению проблем обучения детей технике рисования и раскрывают не только зависимость выразительности детских рисунков от техники рисования, но и систему обучения детей дошкольного возраста реалистическому рисованию.
Однако до последних лет обучение детей рисованию рассматривалось только как усвоение детьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых проявлялось только в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных рисовальных движений. При этом многообразие графических, в том числе и печатных техник, не изучалось, не исследовалось на предмет их использования в детском рисовании как средств повышения выразительности изображаемых детьми образов и предметов, что послужило основанием называть эти техники «нетрадиционными» для дошкольного образования и выбрать их в качестве объекта педагогического исследования по формированию выразительного образа в детских рисунках.
Постановка проблемы требует ее рассмотрения в нескольких аспектах : многообразие художественных техник в изобразительном искусстве и их роль в создании художественного образа, формирование выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник. Проблема формирования художественного образа находилась под пристальным вниманием философов, искусствоведов , психологов, педагогов. Своими философскими корнями она уходит в учение Г. Гегеля, которое затем дало толчок многим отечественным и зарубежным исследованиям таких философов, как Ю. Б. Борев, В. В. Скатерщиков, А. К. Дремов, В. А. Разумный и др., давших определение художественного образа и рассматривающих его как особую форму отражения действительности, как диалектическое единство содержания и формы, как диалектический процесс, выражающий взаимосвязь эстетического объекта и воспринимающего его субъекта на основе практической преобразующий художественной деятельности. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем.
1.3. Цель : формировать интеллектуально – художественный опыт , представления об искусстве и практической их реализации в художественно – творческой деятельности.
1.4. Задачи. Для достижения поставленной общей цели мною сформулированы следующие задачи :
Изучение современных подходов к приобщению детей к искусству ;
Создание условий, способствующих развитию и сохранению творческого потенциала.
Использование современных технологий для воплощения у детей своих фантазий .
Развитие эстетического чувства формы, цвета, ритма, композиции, творческой активности, желания рисовать.
Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
1.5. Ожидаемый результат : повышение у детей интереса к овладению искусства через применение нетрадиционных техник рисования. Умение творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобретение опыта эстетического восприятия. Умение применять и комбинировать разные способы изображения в одном рисунке, думать и самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
1.6. Этапы реализации опыта работы :
Свою работу я начала с анкетирования родителей (провела анкетирование на темы «Любит ли ваш ребёнок рисовать» , «Нужно ли ребёнка приобщать к искусству » , «Искусство дома » беседы по данной тематике). Анализ показал, что родители заинтересованы приобщать детей с раннего возраста к искусству . Мною было проведено диагностирование, направленное на обследование у детей творческих способностей. Была отобрана группа детей по запросу родителей и интересу самих детей . Так и стала расти и развиваться группа «Фантазёры» в количестве 12 человек.
Мною были постепенно изучены индивидуальные особенности каждого ребёнка; при тесном сотрудничестве с родителями была создана развивающая среда (большое внимание я уделила эстетике, а так же удобству и комфорту детей ., поэтому центр оснастила необходимым материалом для развития творческих способностей у детей (акварельные и гуашевые краски, цветные и простые карандаши, фломастеры, восковые мелки, шариковые и гелевые ручки, кисти разных номеров, трафареты, печати, тычки, оттиски, и т. д
В игровых и познавательных центрах имеются разнообразные игры на развития мышления, внимания, мелкой моторики, (пазлы, шнуровки, мозайки, мелкий и крупный конструктор и т. д.) Дети с удовольствием играют, рисуют, творят, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Была подобрана литература по используемым техникам; был постепенно дополнен уголок изодеятельности различными нетрадиционными материалами; также были подобраны дидактические пособия и развивающие игры :
1. «Обведи по контуру» (ватные палочки)
2. «Нарисуй овощ» (картофель, морковь)
3. «Нарисуй фрукт» (картофель)
4. «Нарисуй гусеницу» (знакомство с цветоведением, пробки)
5. «Автопортрет» (зубная щетка, ватные палочки)
6. «Сложи пополам» (монотипия предметная – частично трафарет)
7. «Нарисуй цветок» (пальцем)
8. «Нарисуй по шаблону» (треугольник-елочка, круг – солнышко, ножницы – девочка) .
9. «Обведи и раскрась» (ватные палочки) .
Продумывая каждое занятие я подбирала тот материал, в котором изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. На занятиях предоставляю детям выбор материалов и средств, для создания своих работ .
В уголок для родителей поместила консультации, папки-передвижки и рекомендации.
Я разработала рабочую программу дополнительного образования кружка «Фантазёры» на 3 года по приобщению детей к искусству через нетрадиционное рисование на основе программ художественно – эстетической направленности «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, «Волшебные краски» И. И. Дьяченко. Занятия проводила один раз в неделю во вторую половину дня.
Искусство… Пожалуй, это самый важный показатель уровня развития общества. Что же необходимо каждому человеку для познания замысла автора?
Много ли внимания нужно уделять подробному самостоятельному изучению искусства? Именно над этой проблемой размышляет С. Львов.
Вопрос необходимости саморазвития в искусстве является очень актуальным, так как в наше время многие молодые люди игнорируют великое культурное наследие.
Данная проблема является социально-философской. Такой вывод можно сделать благодаря тому, что искусство существует
Только в обществе, и именно через творчество люди пытаются познать мир. Поднятая проблема рассматривается на примере жизни студентов Института истории, философии и литературы, которые занимались саморазвитием.
Автор обращает внимание на то, что большую часть знаний об искусстве молодые люди получали по собственному желанию, добровольно посещая театры, литературные вечера. С. Львов с огорчением отмечает, что иногда человек может почувствовать себя неловко при разговоре об определенном виде творчества из-за неосведомленности. Однако автор утверждает, что нельзя сразу опускать руки, сталкиваясь с чем-то непонятным: уделив внимание и время тому или иному виду искусства, можно познать его самостоятельно.
Моя позиция подтверждается опытом художественной литературы. Многие писатели поднимали эту тему в своих произведениях. Например, в книге Р. Брэдбери “451 градус по Фарингейту” искусство полностью вычеркнуто из жизни общества, но некоторые герои, благодаря книгам, имеют возможность познакомиться с великими произведениями самостоятельно.
Также об этом говорится в произведении М. Влади “Владимир, или Прерванный полет”. Высоцкий и его жена всю жизнь посещали выставки, музеи, концерты, знакомились с искусством всего мира.
Таким образом, чтобы изучать и понимать творчество музыкантов, писателей, художников, необходимо прикладывать максимум усилий и внимания. Самообразование в искусстве необходимо, ведь именно благодаря познанию культуры человек обогащает свой внутренний мир.
(1
votes, average: 5.00
out of 5)
Роль самовоспитания в приобщении к искусству
Человек рано или поздно приобщается к искусству, будь то самодеятельный школьный хор или специальная школа особого направления.
Проблему текста можно обозначить так: поиски путей к искусству. Бывает иногда: в начале жизненного пути подрастающий человек, школьник, не очень охотно участвует в том, что связано с искусством. И всё же приобщение к эстетической стороне жизни ему или подсказывают обстоятельства (например, он с хором должен выступить на конкурсе песни), или собственное стремление, допустим, рисовать или научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Комментируя проблему, можно сказать, что человек намерен творчески проявить себя лишь в тех случаях, если его талант и старания будут по заслугам оценены окружающими, которые поддержат и ободрят его, вселят веру в свои силы.
При этом позиция автора такова. Только углублённая работа над собой, связанная с обогащением чувств, расширением кругозора, даст свои результаты. Нельзя научиться хорошо играть на каком-либо инструменте, не выучив ноты, не постигнув основы музыкальной грамоты. Нельзя написать серьёзную картину без предварительных «заготовок» - этюдов. Работа эта требует терпения, времени, упорства. Только при этих условиях результаты будут успешными.
Я согласен с позицией автора и подтверждаю её первым примером. Великий итальянский скрипач и композитор конца XVIII - первой половины XIX веков Николо Паганини учился под надзором сурового отца, который приобщал сына к искусству, едва ли не истязая его. И юный музыкант стал со временем великим мастером скрипичной музыки, основоположником романтического в ней направления. Именно он показал при мер исполнения наизусть, без нот, огромного количества сольных партий на скрипке. Так, жестокие внешние обстоятельства и пробудившаяся в душе музыканта великая любовь к инстру менту сделали мастера гениальным.
Второй пример в подтверждение позиции автора можно при вести из рассказа В. Шукшина «Хозяин сада и огорода». Между двумя соседями, сельскими жителями, возникает спор на тему о том, что важнее: потратить деньги на ремонт бани или при гласить учителя музыки, чтобы тот обучил сына игре на баяне. Хозяйственный крестьянин упрекает непрактичного соседа, пожелавшего приобщить сына к прекрасному, за то, что тот зря потратил деньги, не отремонтировав прежде баню в собственном дворе. Но сосед уверен в своей правоте: баня - вещь преходящая, а он сделает сына счастливым на всю жизнь.
Вывод. Подлинный талант человека и его целеустремлённость - залог его успеха в искусстве. И в любом деле тоже.
МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Учимся анализировать результаты выполнения задания 25
(сочинения-рассуждения)
в ЕГЭ по русскому языку
Подготовила учитель
русского языка и литературы
П.Колонтаевка, 2016 год
Задание 1.
Прочитайте исходный текст.
Исходный текст.
(4) Безусловно, искусство скорее и охотнее раскрывается тому, кто сам отдаёт ему силы, раздумья, время, внимание. (5)Рано или поздно каждый может почувствовать, что он среди знакомых и друзей в неравном положении. (6)Их, например, интересует музыка или живопись, а для него они - книги за семью печатями. (7)Реакция на такое открытие возможна различная.
(8)Когда я стал студентом Института истории, философии и литературы, многое связало меня сразу с новыми товарищами. (9)Мы серьёзно занимались литературой, историей, языками. (10)Многие из нас пробовали писать сами. (11)Словно предчувствуя, каким недолгим будет наше студенчество, спешили успеть как можно больше. (12)Не только слушали лекции на своих курсах, но и ходили на лекции, читавшиеся старшекурсникам. (1З)Успевали на семинары молодых прозаиков и критиков. (14)Старались не пропускать театральные премьеры и литературные вечера. (15)Как мы всё успевали, не знаю, но успевали. (16)Меня приняли в свою среду студенты, которые были на курс старше нашего. (17)Интереснейшая то была компания.
(18)Я старался не отставать от неё, и мне это удавалось. (19)3а одним исключением. (20)Мои новые товарищи горячо интересовались музыкой. (21)У одного из нас была большая по тем временам редкость: радиола с устройством для переворачивания пластинок - долгоиграющих тогда ещё не было, - которая позволяла прослушать целую симфонию, концерт или оперу без перерывов. (22)И коллекция камерной, оперной и симфонической музыки.
(23)Когда начиналась эта непременная часть нашего вечера, товарищи слушала и наслаждались, а я скучал, томился, мучился: музыки я не понимал, и радости она мне не доставляла. (24)Конечно, можно было притвориться, прикинуться, придать лицу подобающее выражение, проговорить вслед за всеми: «Прекрасно!»
(25)Но притворяться, изображать чувства, которых не испытываешь, у нас было не в обычае. (26)Я забивался в угол и страдал, чувствуя себя выключенным из того, что так много значит для моих товарищей.
(27)Хорошо помню, как произошёл перелом. (28)Зимой 1940 года был объявлен авторский вечер тогда ещё молодого Д.Д. Шостаковича - первое исполнение его фортепианного квинтета. (29)Друзья взяли билет и мне. (З0)Вручали его торжественно. (31)Я понял: то, что предстоит, - событие!
(32)Не стану утверждать, что я в тот вечер сразу и навсегда излечился от невосприимчивости к музыке. (ЗЗ)Но поворот - решительный и важный - произошёл. (34)Как я благодарен своим друзьям тех давних лет, что они не махнули рукой, не исключили из слушания музыки - а ведь и исключать не нужно было, при тогдашнем по-юношески ранимом самолюбии хватило бы иронической реплики, чтобы я почувствовал себя среди них, понимающих и знающих, лишним. (35)Этого не случилось.
(З6)Прошло много лет. (37)Уже давно серьёзная музыка для меня - необходимость, потребность, счастье. (38)А ведь можно было - навсегда и непоправимо - разминуться с ней. (39)И обездолить себя.
(40)Этого не случилось. (41)Во-первых, я не встал в позу человека, который, не понимая чего-нибудь, говорит вслух или мысленно: «Ну и не надо!» (42)И потому, что не захотел притворяться, делая вид, что понимаю, когда ещё был очень далёк от этого. (43)А больше всего - благодаря моим друзьям. (44)Им мало было наслаждаться самим. (45)Им хотелось и меня приобщить к своему пониманию, к своей радости.
(46)И это им удалось!
(По С. Львову)
2. Вспомните формулировку задания 25.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Объем сочинения – 150-300 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3.Сформулируйте сами «информацию о тексте».
Основные проблемы:
4.Внимательно прочитайте работу учащегося; справа на полях отметьте все виды ошибок, встретившихся в тексте.
Какую роль играет музыка в жизни человека? Именно над этой проблемой
размышляет С.Л.Львов в своем тексте.
В данном тексте рассказчик говорит о том, как ему было трудно сидеть и
слушать музыку и получать удовольствие. Но он не сдался и приобщился к
музыке и помогли ему в этом его собственное терпение и друзья.
Д.Д.Шостаковича, благодаря этому произошел важный и решительный
поворот. Именно это приобщило его к музыке.
Я полностью разделяю точку зрения С.Л.Львова. Ведь во все времена
музыка играла важную роль в жизни людей.
Вспомним рассказ В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Через незатейливую
музыку конюха Иохима Петрусь, герой рассказа, с рождения лишенный зрения,
открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли, обрел согласие с самим
собой и окружающими. Глаза его остались незрячими, но душа его исцелилась.
Герой рассказа Глеба Мехеда «Скрипач» Игнатий Семенович Музов
человек одинокий, неудачливый скрипач, который пытается скрыться от прозы
жизни в мире музыки. В мучительные для него минуты он доставал из футляра
скрипку и переносился в «далекий от хаоса жизни, затерянный в вечности мир
музыки, где обитали чудесные и светлые образы».
В заключение хочу сказать, что с давних времен человек создавал музыку
как что-то большее, чем развлечение, и до сих пор мы открываем новое в мире
музыкальных произведений. «Музыка – народная потребность», -- так говорил
великий немецкий композитор и пианист Л. Бетховен.
5. Пользуясь таблицей критериев оценки, пошагово оцените работу учащегося.
6. Проверьте правильность своего ответа по таблице «Информация о тексте».
Основные проблемы:
Проблема постижения произведений искусства. (Кому доступно постижение произведений искусства?)
Проблема самовоспитания и самообразования. (Кто достигает успеха в самовоспитании и самообразовании?)
Проблема роли близких людей в становлении человека. (Могут ли близкие люди помочь человеку постичь настоящее искусство?)
Проблема роли музыки в жизни человека. (Что дает людям музыка?)
Произведения искусства постигает тот человек, который отдает этому постижению «силы, раздумья, время, внимание».
Успеха в самовоспитании и самообразовании достигает тот человек, который не лукавит с самим собой, честно может себе признаться, что он чего-то не понимает, и пытается понять непонятое ранее.
Близкие люди, друзья могут помочь человеку в приобщении к искусству, в становлении человека как личности.
Музыка играет важную роль в жизни людей. Для многих серьезная музыка – «необходимость. Потребность, счастье».
7.Проверьте правильность выставления вами баллов.
8. Обоснуйте выставление баллов экспертами в графе «Комментарии». Для обоснования пользуйтесь критериями оценки работы.
Примечание.
Цифры слева в экзаменационной работе нужны для того, чтобы, не переписывая фрагмент текста, указать номер строки, в которой допущена какая-либо ошибка: фактическая, логическая, орфографическая, пунктуационная, грамматическая, речевая, этическая.
Критерий
На каникулах все стараются куда-нибудь выбраться: в музей, картинную галерею, на худой конец - в кино. Что делать, если хочется сидеть дома? Или просто время неподходящее: бывает, что любовь к искусству неожиданно накрывает поздно вечером. Автор книги «Как искусство может сделать вас счастливее» Бриджит Пейн рассказывает, что любоваться шедеврами можно из дома в любое время дня и ночи.
Рай форм и цветов всегда доступен.
ТИТ НАТ ХАН
Есть много плюсов в том, чтобы выйти в мир, туда, где концентрируется искусство, но неплохо наслаждаться искусством и прямо из дома. Не нужно собираться с духом для встречи с толпой или погодой. Не нужно искать место для парковки. Не нужно бояться или бороться со страхом. Только вы и искусство. Вы наслаждаетесь диалогом там, где чувствуете себя свободнее всего, ощущаете себя самим собой. Сделайте чаю, пододвиньте стул, вытяните ноги и наслаждайтесь!
Если вы когда-то интересовались искусством или книгами, то, скорее всего, когда-то купили одну или две книги по искусству. Это довольно популярный подарок, так что кто-то мог подарить вам такую книгу по тому или иному поводу. Еще более вероятно, что эти книги по искусству стоят на книжных полках или красиво разложены на журнальном столике - в любом случае их никто не просматривает, они просто лежат и собирают пыль. Если у вас нет никаких книг
по искусству, возьмите несколько из библиотеки и воспользуйтесь описанным ниже трюком.
Самый приятный и простой способ любоваться искусством дома.
Записывайте свои впечатления от прочитанного: так «общение» с искусством пойдет продуктивнее.
Неважно, какой вид искусства вам нравится (и даже не страшно, если вы еще не знаете, какой вид искусства вам нравится), у вас под рукой есть множество онлайн-ресурсов. Многообещающие художники и иллюстраторы? Современная фотография? Современное изобразительное искусство? Работы предыдущих эпох? Произведения искусства определенного региона или культуры? Скульптура? Перформанс? Искусство аутсайдеров? Граффити? ? Критика и теория искусства? История искусства? Что бы вам ни нравилось, если вы немного покопаете, то практически гарантированно найдете несколько хороших блогов на эту тему. Сайты, сделанные отдельными энтузиастами, рассчитанные на то, чтобы показывать вам новые работы. Каждый день.
Есть более формальные и официальные сайты, которыми вы также можете воспользоваться. Все больше и больше музеев оцифровывает свои коллекции, а это значит, что вы можете смотреть на прекрасные фотографии в хорошем разрешении, причем увидеть не только те работы, которые висят в залах, но и многие, многие замечательные вещи, которые большинство музеев не могут показать публике из-за нехватки места. Это значит, что вы можете увидеть больше произведений искусства мирового уровня, лежа в кровати в пижаме, чем если бы вы отправились в Париж, Рим или Киото. У огромных международных галерей, таких как Саатчи, также есть свои сайты, на которых полно интересного; нельзя пропустить и Artsy.net.
Благодаря интернету лучшие картинные галереи мира окажутся у вас дома.
Посвятите субботние послеобеденные часы или вечер воскресенья тому, чтобы найти лучший, по вашему мнению, сайт об искусстве, и вы будете вознаграждены. Скоро у вас в распоряжении будет список закладок с адресами сайтов, на которые вы сможете в любое время зайти и насладиться произведениями искусства, от которых у вас бегут мурашки. Неплохо для нескольких часов работы.
Задача повесить что-то на стены своего дома может пугать. Мы все знаем людей, у которых ничего не висит на стенах их новых домов, несмотря
на то что они живут там уже много лет, и не потому, что они не хотят, чтобы у них на стенах было что-то, на что можно смотреть, а потому что они парализованы или страхом сесть в лужу. Давайте не будем такими, хорошо? Давайте просто купим картину, которая нам нравится, и повесим ее на стену. Хорошо? Договорились!
Подождите, возможно, вы говорите себе: «Она что, сказала „купим картину“? Какого черта? Я никогда не смогу себе позволить купить настоящее подлинное произведение искусства! Да вы что!»
Но тут вы ошибаетесь. Одна из наиболее замечательных тенденций, которые мы наблюдаем последние десять лет или около того, заключается в распространении легкодоступного, приемлемого по цене искусства, которым вы - да, вы! - можете владеть. Не верите? Поищите в интернете «доступное оригинальное искусство» или «доступные репродукции картин» и убедитесь сами!
Сочинение написано учеником общеобразовательной школы. Могут быть ошибки.
Текст Сергея Львовича Львова:
(1)Приобщение к искусству может происходить и в просторном, специально построенном здании, и в четырёх стенах, и под открытым небом. (2)Показывают ли зрителям очередную кинокартину, ведут ли занятия драматического кружка, самодеятельного хора или кружка по изобразительному искусству - во всём этом должен и может подолгу жить огонь творчества. (3)И тот, кто однажды приложит свои собственные усилия к одному из этих дел, со временем будет вознаграждён.
(4) Безусловно, искусство скорее и охотнее раскрывается тому, кто сам отдаёт ему силы, раздумья, время, внимание. (5)Рано или поздно каждый может почувствовать, что он среди знакомых и друзей в неравном положении. (6)Их, например, интересует музыка или живопись, а для него они - книги за семью печатями. (7)Реакция на такое открытие возможна различная.
(8)Когда я стал студентом Института истории, философии и литературы, многое связало меня сразу с новыми товарищами. (9)Мы серьёзно занимались литературой, историей, языками. (10)Многие из нас пробовали писать сами. (11)Словно предчувствуя, каким недолгим будет наше студенчество, спешили успеть как можно больше. (12)Не только слушали лекции на своих курсах, но и ходили на лекции, читавшиеся старшекурсникам. (1З)Успевали на семинары молодых прозаиков и критиков. (14)Старались не пропускать театральные премьеры и литературные вечера. (15)Как мы всё успевали, не знаю, но успевали. (16)Меня приняли в свою среду студенты, которые были на курс старше нашего. (17)Интереснейшая то была компания.
(18)Я старался не отставать от неё, и мне это удавалось. (19)3а одним исключением. (20)Мои новые товарищи горячо интересовались музыкой. (21)У одного из нас была большая по тем временам редкость: радиола с устройством для переворачивания пластинок - долгоиграющих тогда ещё не было, - которая позволяла прослушать целую симфонию, концерт или оперу без перерывов. (22)И коллекция камерной, оперной и симфонической музыки.
(23)Когда начиналась эта непременная часть нашего вечера, товарищи слушала и наслаждались, а я скучал, томился, мучился: музыки я не понимал, и радости она мне не доставляла. (24)Конечно, можно было притвориться, прикинуться, придать лицу подобающее выражение, проговорить вслед за всеми: «Прекрасно!»
(25)Но притворяться, изображать чувства, которых не испытываешь, у нас было не в обычае. (26)Я забивался в угол и страдал, чувствуя себя выключенным из того, что так много значит для моих товарищей.
(27)Хорошо помню, как произошёл перелом. (28)Зимой 1940 года был объявлен авторский вечер тогда ещё молодого Д.Д. Шостаковича - первое исполнение его фортепианного квинтета. (29)Друзья взяли билет и мне. (З0)Вручали его торжественно. (31)Я понял: то, что предстоит, - событие!
(32)Не стану утверждать, что я в тот вечер сразу и навсегда излечился от невосприимчивости к музыке. (ЗЗ)Но поворот - решительный и важный - произошёл. (34)Как я благодарен своим друзьям тех давних лет, что они не махнули рукой, не исключили из слушания музыки - а ведь и исключать не нужно было, при тогдашнем по-юношески ранимом самолюбии хватило бы иронической реплики, чтобы я почувствовал себя среди них, понимающих и знающих, лишним. (35)Этого не случилось.
(36)Прошло много лет. (37)Уже давно серьёзная музыка для меня - необходимость, потребность, счастье. (38)А ведь можно было - навсегда и непоправимо - разминуться с ней. (39)И обездолить себя.
(40)Этого не случилось. (41)Во-первых, я не встал в позу человека, который, не понимая чего-нибудь, говорит вслух или мысленно: «Ну и не надо!» (42)И потому, что не захотел притворяться, делая вид, что понимаю, когда ещё был очень далёк от этого. (43)А больше всего - благодаря моим друзьям. (44)Им мало было наслаждаться самим. (45)Им хотелось и меня приобщить к своему пониманию, к своей радости.
(46)И это им удалось!
(По С. Львову)
Сочинение по тексту:
С
ергей Львович Львов - прозаик, критик и публицист, в своем произведении затрагивает проблему роли близких людей в становлении человека.
Я
считаю, что данная проблема будет актуальна всегда, ибо человек всегда прислушивается к мнению окружающих его людей. Возможно, кто-то не делает то, что ему говорят, но прислушивается обязательно.
А
втор, от первого лица повествует о том, что раньше его товарищи увлекались музыкой, а он не понимал всей её сути. Но однажды произошел перелом. Это случилось, когда его пригласили на концерт. С.Л.Львов изменился. Он начал воспринимать музыку по-другому!
А
втор считает, что близкие люди помогают становлению человека. Он благодарен своим друзьям, за то, что они не махнули рукой, не исключили из слушания музыки.
Я
не могу не согласится с Сергеем Львовичем, ведь близкие люди на самом деле могут изменить человека, его интересы и даже мнение!
О
братимся к произведению А.Н. Толстого, которое всем знакомо с раннего детства «Золотой ключик, или приключения Буратино». В этой сказке, когда главный герой начал общаться с лисой Алисой и котом Базилио, стал меняться, и как нам всем известно, не в лучшую сторону. Его характер стал походить на тот, которым обладали эти отрицательные герои.
В
реальной жизни, роль близких людей также имеет большое значение. Раньше, я не любил ходить в школу, я не хотел делать уроки, но мои родители поддерживали меня, они объясняли мне о важности школы в жизни человека. Я изменился, моя успеваемость возможно не стала лучше, но я стараюсь добиваться новых высот в учебе.
В
заключение хочу сказать, что важно иметь людей, которые будут дороги, ведь без них жизнь будет достаточно пуста…
С опорой на текст, обществоведческие знания, собственный социальный опыт приведите два аргумента, почему человеку необходимо приобщение к искусству.
Е. А. Маймин в своей книге для учащихся старших классов «Искусство мыслит образами» (Маймин Е. А. Искусство мыслит образами. М. , 1977) пишет: «Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием. Это свойство искусства и делает его общественным явлением неизмеримого нравственного значения». Лев Толстой говорил об «объединяющем начале» искусства и придавал этому его качеству первостепенное значение. Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости.
Но понимать произведения искусства далеко не просто. Как же научиться понимать искусство? Как совершенствовать в себе это понимание? Какими качествами нужно для этого обладать?
Искренность в отношении к искусству - это первое условие его понимания, но первое условие - еще не все. Для понимания искусства нужны еще знания. Фактические сведения по истории искусства, по истории памятника и биографические сведения о его создателе помогают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Они не принуждают читателя, зрителя или слушателя к какой-то определенной оценке или определенному отношению к произведению искусства, но, как бы «комментируя» его, облегчают понимание.
Фактические сведения нужны, прежде всего, для того, чтобы восприятие произведения искусства совершалось в исторической перспективе, было пронизано историзмом, ибо эстетическое отношение к памятнику всегда и историческое.
Всегда, чтобы понимать произведения искусства, надо знать условия творчества, цели творчества, личность художника и эпоху. Искусство нельзя поймать голыми руками. Зритель, слушатель, читатель должны быть «вооружены» - вооружены знаниями, сведениями. Вот почему такое большое значение имеют вступительные статьи, комментарии и вообще работы по искусству, литературе, музыке.
Народное творчество учит понимать условность искусства. Почему это так? Почему все-таки именно народное искусство служит этим исходным и наилучшим учителем? Потому что в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий. Обычаи создаются не зря. Они тоже результат многовекового отбора по их целесообразности, а искусство народа - отбора по красоте. Это не значит, что традиционные формы всегда наилучшие и всегда нужно им следовать. Надо стремиться к новому, к художественным открытиям
(традиционные формы тоже были в свое время открытиями) , но новое должно создаваться с учетом прежнего, традиционного, как итог, а не как отмена старого и накопленного. Народное искусство не только учит, но и является основой многих современных художественных произведений.
(Д. С. Лихачев)
Приобщение к искусству может происходить и в просторном, специально построенном здании, и в четырех стенах, и под открытым небом. Показывают ли зрителям очередную кинокартину, ведут ли занятия драматического кружка, самодеятельного хора или кружка по изобразительному искусству – во всем этом должен и может жить живой огонь творчества. И тот, кто однажды приложит свои собственные усилия к одному из этих дел, со временем будет вознагражден.
Искусство скорее и охотнее раскрывается тому, кто сам отдает ему силы, раздумья, время, внимание.
Рано или поздно каждый может почувствовать, что он среди знакомых и друзей в неравном положении. Их, например, интересует музыка или живопись, а для него они – книги за семью печатями. Реакция на такое открытие возможна различная. У одних раздраженно-отрицательная. «Мне это неинтересно, значит, тут и интересоваться нечем. А они только делают вид, что без этого жить не могут!» А лучше отнестись к тому, что нам непонятно, по-другому.
Когда я стал студентом Института истории, философии и литературы, многое связало меня сразу с новыми товарищами. Мы серьезно занимались литературой, историей, языками. Многие из нас пробовали писать сами. Словно предчувствуя, каким недолгим будет наше студенчество, спешили успеть как можно больше. Слушали лекции не только на своих курсах, но и ходили на лекции, читавшиеся старшекурсникам. Посещали занятия по истории изобразительного искусства. Успевали на семинары молодых прозаиков и критиков. Старались не пропускать театральные премьеры и литературные вечера. Как мы все успевали, не знаю, но успевали. Меня приняли в свою среду студенты, которые были на курс старше нашего. Интереснейшая то была компания.
Я старался не отставать от нее и мне это удавалось. За одним исключением. Мои новые товарищи горячо интересовались музыкой. На наших встречах не было вина. Мы читали стихи и слушали музыку. У одного из нас была большая по тем временам редкость: радиола с устройством для переворачивания пластинок – долгоиграющих тогда еще не было,– которая позволяла прослушать целую симфонию, концерт или оперу без перерывов. И коллекция камерной, оперной и симфонической музыки.
Когда начиналась эта непременная часть нашего вечера, товарищи слушали и наслаждались, а я скучал, томился, мучился – музыки я не понимал и радости она мне не доставляла. Конечно, можно было притвориться, прикинуться, придать лицу подобающее выражение, проговорить вслед за всеми: «Прекрасно!» Но притворяться, изображать чувства, которых не испытываешь, у нас было не в обычае. Я забивался в угол и страдал, чувствуя себя выключенным из того, что так много значит для моих товарищей.
А кроме музыки дома были еще и концерты. Я шел на них вместе со всеми и среди людей, для которых это было праздником, ощущал себя отделенным от них и обделенным. Конечно, можно было просто в следующий раз не пойти – ну, не понимаю я музыки, неинтересна мне она, не изгонят же они меня за это из своей компании! Но я продолжал ходить вместе со всеми. У меня хватило ума не прикидываться понимающим, не высказываться...
Хорошо помню, как произошел перелом. Конечно, он готовился незаметно и исподволь: столько вечеров слушания музыки не прошли бесследно. Я просто еще не подозревал об этом. Зимой 1940 года был объявлен авторский вечер тогда еще молодого Д. Д. Шостаковича – первое исполнение его фортепианного квинтета. Друзья взяли билет и мне. Вручали его торжественно. Я понял: то, что предстоит – событие! Концерт состоялся в Малом зале консерватории. Сказать, что в переполненном зале была приподнятая атмосфера,– значит не сказать ничего. Было ожидание чуда. О квинтете в музыкальной Москве уже много говорили.
Мы сидели на балконе среди студентов-консерваторцев. У некоторых из них на коленях лежали развернутые партитуры – кажется, еще не отпечатанные, переписанные от руки.
Не стану утверждать, что я в тот вечер сразу и навсегда излечился от невосприимчивости к музыке. Но поворот – решительный и важный – произошел. Как я благодарен своим друзьям тех давних лет, что они не махнули на меня рукой, не исключили из слушания музыки – а ведь и исключать не нужно было, при тогдашнем юношески-ранимом самолюбии хватило бы иронической реплики, чтобы я почувствовал себя среди них, понимающих и знающих, лишним. Этого не случилось.
Прошло много лет. Уже давно серьезная музыка – для меня, необходимость, потребность, счастье.
А ведь можно было – навсегда и непоправимо – разминуться с ней. И обездолить себя,
Этого не случилось. И потому, что я не встал в позу человека, который, не понимая чего-нибудь, говорит – вслух или мысленно: – Ну и не надо! И потому, что не захотел притворяться, делая вид, что понимаю, когда еще был очень далек от этого. А больше всего – благодаря моим друзьям. Им мало было наслаждаться самим. Им хотелось и меня приобщить к своему пониманию, к своей радости. И это им удалось! (Сергей Львович Львов
Помогите пожалуйста написать сочинение по тексту,заранее спасибо!
Приобщение к искусству через чтение - расширение познаний в сфере культуры посредством чтения книг.
Наверное, многим из нас хотелось бы лучше разбираться в искусстве и больше знать об известных композиторах, художниках и литературных деятелях. Такие знания повышают общий культурный уровень человека, открывают для него новые миры и горизонты, а также представляют собой источник удовольствия и вдохновения. Но с чего начать, как войти в эти миры, которые, как иногда кажется, доступны только избранным?
Не обязательно сразу нырять в мир классической музыки и слушать все без разбору, часами топтаться в Третьяковке, после чего многие картины могут превратиться в одно размытое пятно, а имена художников - перемешаться в голове, или же браться скрупулёзно перечитывать классиков из школьной программы. Знания, которые насаждаются по обязательной программе, как правило, ненадолго задерживаются в голове и быстро испаряются. Их ничто не держит. Другое дело, если эти знания подкрепляются созданием более прочных нитей и связей, тогда одно тянет за собой другое, ко второму отлично крепится третье, а третье прекрасно дополняется четвертым. Например, прочитав «Девушку с жемчужной сережкой» Трейси Шевалье, вы уже вряд ли забудете имя голландского живописца Яна Вермеера, вам непременно захочется познакомиться с его работами, а может быть, у вас проснется интерес и к творчеству других голландских художников. А книга Анастасии Цветаевой «Воспоминания» может открыть для вас не только творчество ее сестры Марины, но и целое созвездие имен Серебряного века.
Художественная литература – прекрасный способ для новичка проникнуть в мир искусства. Написано множество увлекательных художественных книг о выдающихся художниках, музыкантах и скульпторах. Конечно, художественная литература всегда содержит долю вымысла автора, и все же она дает возможность узнать о прекрасном в увлекательной форме. Одно имя тянет за собой другое, и вот вы уже забредаете в Википедию, движимые желанием узнать больше. Еще неделю назад вы и понятия не имели об этих людях или знали о них что-то смутное и туманное из школьного курса, а сегодня перед вами вдруг открылась вся жизнь выдающегося человека, вы размышляете над его судьбой и с удовольствием – из интереса, а не «по обязаловке» – обращаетесь к его творчеству.
Огромную ценность представляют также мемуары выдающихся людей. Нередко в них встречается множество других имен, о которых стоит узнать поподробнее; вы можете открыть для себя новые замечательные произведения. А кроме того, мемуары, как правило, это еще и свидетельство эпохи, и описание быта, отношений между людьми, событий, свидетелем которых был автор, и о которых мы знаем разве что из учебников истории. Прочитать хорошие мемуары – это как прожить дополнительную жизнь, приобщить жизненный опыт автора к своему собственному. Кроме того, нередко в них можно встретить то, что, может быть, вы захотите взять себе на вооружение, то, что вдохновит вас на собственные достижения и укрепит вашу мотивацию.
Художественные книги о выдающихся людях воспринимаются легче, но если вы всерьез заинтересовались каким-то художником, писателем или музыкантом, то тут могут пойти в ход и книги из серии «Жизнь замечательных людей», и биографии, и документальные фильмы, которые можно найти на youtube. Теперь вам вдвойне интереснее будет рассматривать альбом с работами этого художника или слушать диск с композициями этого музыканта, ведь теперь вы будете знать предпосылки и историю появления этих шедевров. От одного музыканта/художника/писателя вы можете гармонично перейти к другому, ведь многие из них дружили между собой и оказывали влияние друг на друга.
Можно углубить свои знания в искусстве и другими способами. Узнайте, проводятся ли в музеях вашего города лекции. Например, в Москве Третьяковская галерея располагает прекрасным лекторием tretyakovgallery.ru/ru/education/lectures , где проводятся лекции для взрослых и детей. Следите за новыми выставками. Сходите в ближайшие дома-музеи писателей, художников и музыкантов. Нередко в них также устраиваются лекции, музыкальные и литературные вечера и другие мероприятия, приуроченные к важным датам данного музея.
Различные издательства периодически выпускают журнальные коллекции, посвященные выдающимся композиторам и художникам, которые включают как биографические данные, так и сведения о творчестве и образцы их работ – музыкальные диски или репродукции картин.
К миру искусства можно приобщиться по-разному. Кто-то вхож в него с детства, воспитан в любви к хорошей литературе, музыке и живописи. Но даже если вам и не посчастливилось получить «билет» в мир искусства в детстве, то вполне можно заработать этот билет и в зрелом возрасте, самостоятельно. Для этого нужно лишь желание, интерес и готовность впустить искусство в свою душу.