Главная » Отношения » Николай Цискаридзе: «В Щелкунчике я был принцем, а он - королем мышей. Николай Цискаридзе: «Долго не мог представить себя в роли ректора В детстве был урок, который остался важен

Николай Цискаридзе: «В Щелкунчике я был принцем, а он - королем мышей. Николай Цискаридзе: «Долго не мог представить себя в роли ректора В детстве был урок, который остался важен

Экс-премьер Большого театра дал показания в защиту солиста балета Большого Павла Дмитриченко, обвиняемого в организации покушения на художественного руководителя балетной труппы театра Сергея Филина, совершённого 17 января 2013 года

Николай Цискаридзе возле Мещанского районного суда 25 ноября 2013 года

25 ноября в Мещанском районном суде прошли слушания по делу о нападении на худрука Сергея Филина. Помимо Николая Цискаридзе, которого сам худрук называл одним из возможных заказчиков преступления, были допрошены обвиняемый Павел Дмитриченко и его подруга — бывшая балерина Большого, а ныне прима Михайловского театра Анжелина Воронцова.

На допросе в суде Николай Цискаридзе заявил, что его хотят «притянуть» к истории с покушением на Филина, что у него «уже пошло отторжение от этой истории». Он посетовал также, что Филин, впутав его к конфликт, решил на нем «попиариться»: «Очень много статей с ним выходило, где в заголовке стояла моя фамилия, а обо мне не было ни слова», - возмущался экс-премьер.

О том, что Филин подозревает в нападении именно его, Цискаридзе узнал от следователей, когда спрашивал, почему его допрашивают одним из первых. Сначала, мол, следователь ответил ему: «Мы начали допрос с премьеров». «Допустим, но даже в этом списке я должен быть последним, моя фамилия на букву «Ц»! - возмутился Цискаридзе. Так, по словам экс-премьера, и открылась правда.

Цискаридзе рассказал, что проработал в Большом театре 21 год. С Павлом Дмитриченко они познакомились в 2004 году, сблизило их то, что в это время они занимались в одном зале и оба восстанавливались после травмы. Через некоторое время Цискаридзе стал педагогом Дмитриченко: «Данные у молодого человека были очень и очень хорошие. Он был один из самых талантливых артистов из молодежи. Я все время Паше говорил, что если он будет работать усиленнее, у него будет блистательная карьера». Нерабочих отношений и встреч за пределами театра у артистов практически не было, в одной компании не отдыхали, пояснил Цискаридзе.

На протяжении последних пяти лет, по словам Цискаридзе, они оба играли «второстепенные главные роли», причем он играл положительных персонажей, а Дмитриченко - отрицательных: «В балете «Раймонда» я был Жан де Бриеном, а он Абдурахманом, в «Жизели» я был графом Альбертом, он был Гансом, в Щелкунчике я был принцем, а он - королем мышей».

Цискаридзе пояснил, что изначально своими ролями Дмитриченко был обязан Юрию Григоровичу (бывший худрук Большого театра - The New Times ), однако с приходом на эту должность Сергея Филина, у него начались проблемы. И хотя многие из предыдущих свидетелей говорили, что у Дмитриченко и Филина не было конфликтов, лишь «рабочие моменты», Цискаридзе подтвердил, что конфликты всё же имели место.
«Сергей Филин мог влиять на назначения на роли Дмитриченко, но исключительно мешал ему. Я был свидетелем некрасивой сцены осенью 2012 года, это был период, когда начинались генеральные репетиции «Ивана Грозного». Сергей Юрьевич (Филин) протежировал одну пару для первого состава, но Григорович (который был хореографом-постановщиком этого балета –
The New Times ) выбрал Дмитриченко. Я выходил из кабинета канцелярии, в этот момент распахнулась дверь кабинета Филина - оттуда вылетел Паша, а за ним неслась брань. Сергей Юрьевич говорил очень нехорошие слова, такие как: «я тебе покажу, натяну и так далее». Было понятно, что там происходила ссора».

Обвиняемый Павел Дмитриченко в зале Мещанского районного суда 6 ноября 2013 года

Цискаридзе пояснил, что Павла несколько раз властью Сергея Филина неожиданно отстраняли в обход традиций: «У нас было такое правило: если артист попадал на афишу где-то за месяц до спектакля, то его уже нельзя было снять. Замена состава считалась чрезвычайным происшествием. Павел пожаловался генеральному директору Анатолию Иксанову, но тот предпочел устраниться от конфликта».

Истерик и провокатор

Говоря о Сергее Филине, Николай Цискаридзе вспоминал, как отвратительно тот вел себя с самим премьером. Оказалось, что с худруком Цискаридзе знаком гораздо дольше: с 1987 года, с того момента, как поступил в Московское хореографическое училище. До момента назначения Филина на должность худрука они дружили, но потом отношения испортились, так как Филин стал притеснять Цискаридзе: «Огромное количество раз Сергей орал на меня, заставлял творческий коллектив подписывать против меня какие-то бумаги. Было давление на всех актеров - Филин добивался, чтобы мои ученики написали отказ от меня, а если они это не делали, он отказывал им в спектаклях». С Цискаридзе остались двое учеников: Анжелина Воронцова и Денис Родькин. «Если бы не они - я бы был полностью неуязвим. Когда ты занимаешься с учеником, он становится для тебя как родной ребенок. Иногда актеры педагогов даже папой зовут. Если свое унижение я мог вынести легко, я опытный артист, мне на это плевать, но представьте, когда издеваются над твоими детьми!» - восклицал он.

По словам Цискаридзе, Сергей Филин, работавший раньше худруком балета музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко привел в Большой театр свою команду, чем вызвал недовольство коллектива. В частности, вместе с ним пришла заместитель худрука Диляра Тимергазина: «Уже 2,5 года балетом фактически руководит эта дама. Не понятно, кто это, но это так есть». Кроме того, из Станиславского и Немировича-Данченко в Большой пришли двое режиссеров: на эту позицию берут обычно только тех, кто проработал в Большом чуть не всю жизнь. Освоились новички, по словам Цискаридзе, только спустя 2,5 года.

В целом, премьер охарактеризовал Филина как человека, «отличающегося истеричностью, провокатора, подбивающего других людей».

Шерше ля фам

Цискаридзе подтвердил, что в конфликт между Филиным и Дмитриченко вплелась еще и любовная история: якобы Сергей Филин хотел добиться расположения балерины Анжелины Воронцовой, девушки Дмитриченко, и обижался на то, что она ушла от него из театра Станиславского и Немировича-Данченко. «Театр слухами полнится, - загадочно произнёс премьер, - мне в коридорах не раз передавали, что Сергей Филин кричал: «Пока я на Воронцовой хоть раз не женюсь, она не затанцует».

Один раз, когда Цискаридзе, по его словам, пришел просить за Воронцову, чтобы Филин вернул ей роли, он ответил ему: «Она не в форме, крупна. Пусть, для того, чтобы сбросить вес, она забеременеет и сделает аборт». После этого Цискаридзе к худруку не ходил.

Положение артистки ухудшилось после того, как она начала встречаться с Павлом Дмитриченко. «Я узнал об этом так. После спектакля «Спящая красавица» Паша пришел ко мне, хитро улыбаясь, со словами: «Давай я тебя кое с кем познакомлю». Он представил мне мою ученицу Анжелину как свою девушку, и пояснил, что они вместе едут в Венецию, - говорит Цискардзе. - К этому моменту мои отношения с Филиным зашли в тупик, и я тогда еще подумал: «Несчастная Анжелина, теперь на ней сошлись два врага Филина». Сама балерина на допросе подтвердила эту информацию, сказав, что после того, как Сергей Филин пришел в театр, ее сняли с парижских гастролей и стали отказывать в ролях. Впрочем, в суде Воронцова была дипломатична, назвав конфликты «рабочими моментами».

«Ударить в нос разок»

Обвиняемый солист Павел Дмитриченко на суде еще раз рассказал о конфликтах с Сергеем Филиным. Однако когда прокурор попросила судью зачитать прошлые протоколы его допросов, в показаниях, данных сразу после задержания обнаружились значительные расхождения. Например, там говорилось о том, что Павел Дмитриченко тщательно планировал и подготавливал избиение Филина, дал 50 тысяч Юрию Заруцкому (35-летний, ранее судимый безработный житель Ступинского района, подозреваемый в исполнении покушения на Сергея Филина - The New Times ), именно для того, чтобы побить Филина, а не в долг, как об этом Дмитриченко говорил на суде. Кроме того, в первоначальных показаниях было написано, что они с третьим подозреваемым Липатовым заранее готовились к преступлению, осматривая видеокамеры, установленные на доме худрука. Сходятся показания, данные в разное время лишь в одном: Дмитриченко не мог и подумать, что Заруцкий, вместо того, чтобы ударить худрука, плеснет ему в лицо кислотой.

Судья несколько раз переспросила артиста, читал ли он показания, которые дал после задержания. «Не читал, но подписывал, - ответил Дмитриченко. - Меня взяли в два часа ночи, больше суток меня возили, не кормили. Я почти ничего не помню из этого дня. Первый документ, который я прочитал, находясь в трезвом сознании, был уже в тюрьме в Бутырке. Кроме того, со мной производилась беседа оперативной группой. Они давили на меня, предлагали называть в качестве заказчика преступления Николая Цискаридзе, потом Антона Гетмана, Руслана Пронина (заместитель генерального директора и заведующий балетной труппой Большого театра - The New Times )», - пояснил Дмитриченко.

Однако полностью отказываться от показаний, данных на первом допросе, солист балета не стал: «Там все скомкано, - уклончиво отвечал он. - В мотивах преступления пишется, что шла борьба за партии. Такое может говорить только человек, который не знает специфики. Во время подготовки к балету «Спартак» я сбросил 4 килограмма. Когда мне дали партию Ивана Грозного, я готовил ее три месяца - приходил домой, сразу ложился спать, а утром опять шел в репетиционный зал. Нагрузка колоссальная, а конечный результат - один выход на сцену. Поэтому я как артист ни за какие партии не держался».

На вопрос, почему первые показания на допросе не соответствовали действительности, Дмитриченко пояснял: «Все потому что следователю Дмитрию Алтынову нужно было отчитаться перед руководством. Он мне на допросе еще просил: откажись от меня, откажись - я ведь больше по экономическим делам! А я ему ответил: Нет, Дмитрий Александрович, я от вас не откажусь!»

На суде Дмитриченко постоянно озвучивал разные версии того, как собирался поступить с Филиным: «Серьезно поговорить, но не трогать», «Ударить разок, чтобы он понял, как вести себя с женщинами», «Поговорить и один раз ударить в нос». Но, по его словам, с исполнителем Юрием Заруцким он это не обговаривал.

Шутка не удалась

На протяжении почти пятичасового допроса Дмитриченко не уставал повторять, что происшествие с Филиным видел скорее как шутку, не понимая, к чему это может привести.

Вы не боялись, что даже если вы его побьете, это тоже преступление и что Филин все равно пойдет с заявлением в полицию? - спрашивала судья.
- Я об этом не думал. Я сам в детстве много дрался, - замешкался с ответом Дмитриченко.
- А что вы сами Филина не побили? Почему вы как мужчина сами не дали бы ему в морду?, - вступала представитель потерпевшего.
- У меня не было идеи-фикс, чтобы побить. Если бы я желал, я бы сам набил бы ему лицо. Заруцкий предложил, я был не против. Я даже не был уверен, что он приедет. Двенадцатого числа он тоже приезжал, говорил, что побьет Филина, но не побил. Просто я не отказался, был не против, - ответил Дмитриченко.

Фотографии: Сергей Карпухин, Михаил Шеметов/REUTERS

Цискаридзе рассказал, что никогда не знал родного отца. Мальчика воспитывали мама, которая привила Николаю любовь к балету, и няня. Ламара Николаевна не скрывала от сына подробности его судьбы, поэтому он никогда не назвал отчима папой.

«Отчим появился в моей жизни, когда я еще не разговаривал. Мне сразу объяснили, что я родился от другого мужчины. Как это случилось, мама, конечно, не говорила. Она с такой легкостью умела перевести разговор... Я же у нее появился, когда ей было 43 года. Она меня приучила с детства к дорогим вещам. Мама хотела быть всегда молодой, поэтому я называл ее по имени. В семье все работали, все пахали с утра до вечера. Так как я родился поздно, бабушки умерли, меня воспитывала няня. Это была фантастическая женщина. Уже повзрослев, я понял, что она мне не родная. Няня была настоящей киевлянкой, мой первый язык - украинский», - поделился Николай.

Цискаридзе рассказал, что советские врачи ставили Ламаре Николаевне диагноз «бесплодие». Она уже отчаялась родить, пока не сходила в храм. «Как-то мама пришла в церковь, она была очень верующая, там какая-то бабушка рассказала ей, что в горах есть разрушенный храм, состоящий из одной стены, на ней - изображение девы Марии», - объяснил Цискаридзе.

Пожилая женщина наказала Ламаре Николаевне отправиться к стене и попросить у высших сил ребенка. «Она туда пошла, попросила... Потом мамин гинеколог меня все время называла чудом», - добавил артист.

Николай отметил, что мама обладала необычными способностями, она умела гадать. По словам артиста, сам он скептически относился к предсказаниям Ламары Николаевны, однако перед экзаменами во время учебы в училище всегда спрашивал у нее номер билета. Мама звезды ни разу не ошиблась.

Дату своей смерти Ламара Николаевна также знала заранее. Последние месяцы она провела в больнице: у нее случился инсульт. Николай настоял, чтобы родительница прошла полное обследование в клинике. Женщина разговаривала с сыном перед уходом. Артист поведал, что его шокировало, когда он увидел маму в морге.

«У нее был свежий маникюр. Я тогда подумал: «Господи, какие услуги в морге?!» Оказывается, мама знала, что она на днях уйдет и попросила санитарок позвать маникюршу в реанимацию… Сделать ей маникюр и педикюр. Я ни разу не видел маму без макияжа или с неухоженными руками. Поэтому я всегда первым делом, знакомясь с человеком, смотрю на его руки», - отметил Николай.

Связанные новости

45-летний Цискаридзе собирает деньги на свои похороны

Цискаридзе разрешат ненадолго вернуться в Большой театр

Самые интересные люди - это сильные люди. Те, которые идут вперёд несмотря ни на какие препятствия и интриги, те, которые постоянно работают над собой, оттачивая мастерство. И вот таким интереснейшим человеком является Николай Цискаридзе , который на встрече в Центральном Доме Журналиста в проекте "Один на один" известного телеведущего Владимира Глазунова рассказал о себе, о некоторых тайнах закулисья, о журналистах, о многом.

01.


Николай Цискаридзе " "Я пообещал своему педагогу Петру Антоновичу Пестову, это было 5 июня 1992 года, мне вручали диплом, и я ему пообещал, что я протанцую 21 год. И вдруг я спустя ровно 21 год, подхожу к расписанию и вижу, что мне поставили спектакль, и он получался последним по контракту. Я увидел, что стоит 5 июня. Я обрадовался,потому что я знал, что всё. Я это никогда нигде сильно не афишировал. И я, когда станцевал спектакль, то гримёру сказал: "Я всё!". Она мне не поверила. Но я своё обещание сдержал и больше в том амплуа, в котором обычно выходил веселить публику, этого не делаю".

02. Николай Цискаридзе и Владимир Глазунов

"Дедушка с кем-то разговаривал. Но мама была такая женщина активная, большая и всем руководила. И когда приходил дедушка, она становилась очень мягкой и незаметной. Меня это в детстве поражало, потому что с ней разговаривать было нельзя. Обычно, когда я себя плохо вёл, она говорила: "Ника, нам надо поговорить". Я выходил в ванную и должен был сидеть ждать её. Она могла зайти сразу, могла зайти через час. Всё равно я должен был тихо там ждать. Разговор мог плохо закончиться для меня. И как-то она разговаривала, а дедушка, он был очень высокий мужчина, и она прервала его и сказала: "Папочка, мне кажется..." Он не поворачивая головы сказал: "Ламара, а вообще, кто тебя спрашивал твоё мнение. Место женщины на кухне". И мама так раз и исчезла. Я подумал: "Как хорошо!" И со временем, когда я уже стал зарабатывать деньги, я маме сказал: "Дорогая, сейчас вот всё поменялось

03.

"Надо было поступать в хореографическое училище, а документы были у мамы. Представляете, как тяжело было их получить. Она не считала это профессией. Как, на сцене в колготках. Мама не понимала этого. Она любила ходить в балет, она любила ходить в театр, но как профессию для своего ребёнка она, конечно, это не воспринимала".

04.

"Няня у меня была простая украинская женщина. У неё не было высшего образования. Она великолепно говорила на русском языке, но, когда мы оставались вдвоём,она говорила на суржике. Всё это было с матерком. В общем она так мыслила. И, естественно, так же разговаривал я. Я говорил на русском, но с сильным украинским акцентом и иногда переходил просто на украинский. Она великолепно готовила. Для меня самое вкусное, всё то,что из украинской кухни, всё что было сделано няней".

05.

О Сталине : "Он писал хорошие стихи. Иосиф Виссарионович Сталин был вундеркиндом. Его стали печатать, когда ему было 15 лет. Илья Чавчавадзе искал молодых поэтов. Он выбрал Иосифа Джугашвили, который был в тот момент студентом Горийской семинарии. И благодаря этому гранту его перевели в Тифлисскую семинарию. В Тифлисской семинарии могли учиться только дети священнослужителей и княжеских родов. Там не учились дети простолюдинов. Для Сталина сделали исключение, потому что это был выдающийся ребёнок. И его стихи мы учили в школе в детстве. Там Иосифа Джугашвили по сей день изучают в школе, потому что он был признан до того, как стал вождём".

Николай Цискаридзе читает стихотворение Сталина

"Я стал сразу очень почитаемым учеником так. Пестов поставил арию из "Дона Карлоса" и сказал: "Мне сейчас важно, чтобы вы не сказали что это. Понятно, что вы это не знаете. Но хотя бы вы определили национальность композитора. Это немецкая опера или это итальянская опера. Какой период это? 19-й век или 18-й век?" Закончилась ария. Он говорит: "Ну кто скажет?" А у него были любимчики. А я новичок был в классе. Все какую-то ересь несут. И когда я понял, что уже никто не ответит, я так тихо ручку поднимаю. Он говорит: Ну что, Цыцадрыца ты можешь сказать?" Я ему говорю: "Верди. "Дон Карлос". Ария принцессы" И он падает просто и говорит: "Садись, Цыцадрыца. Пять!". И с этого момента я был любимым учеником, потому что я знал оперу". А вообще я был Цесарочка, Цаплечка, всё что на Ц".

06.

О Большом театре : "Очень сложно многим было пережить то, что дама в солидном возрасте выбирает мальчика и начинает с ним работать. И на самом деле, последние два-три года у Улановой были плохие отношения в Большом театре. Её выживали очень серьёзно. Все балерины с которыми я танцевал, были ученицами Улановой. Здесь надо оговориться. Большой театр прекрасный, я его обожаю. Но место это сложное. Это на чумном кладбище всё стоит. Там много подводных течений. Галину Сергеевну выживали. И выживали очень жестоко. Ей не давали работать. Она всё время приходила, просила учениц новых. и тут получилось так, что один мой педагог скончался, а другой попал в больницу. Мне было не с кем репетировать. И мы с ней заговорили просто в коридоре. Я говорю, что так-то и так-то. Она мне сказала: "Коля, а давайте я вам помогу". Представляете, открылась дверь и вам господь Бог говорит: "Давай я помогу тебе". Я говорю: "Давайте". Я стал брать репетиции. Но чтобы нам нагадить, нам давали репетиции в самое неудобное для Улановой время. Дама она была авторитарная и много лет привыкшая жить в определённых условиях. Репетиции, в основном, у неё были в двенадцать. А ставили ей репетиции в четыре-пять дня. Это было для неё ненормально. И нам так всё время делали. И она приезжала. И многие не могли смириться. Ну как это? Опять ему повезло. Мало того, что ноги такие выросли, ещё и Уланова приезжает. Я работал с ней всего два сезона".

07.

"Сейчас, когда я переступаю порог Большого театра я не испытываю никаких ощущений. Для меня было прощание с театром, когда его сносили в 2005 году. Сейчас это не имеет никакого отношения к Большому театру. Ты танцуешь,но ничего не узнаёшь. Ни запаха, ни ауры. К сожалению. Это очень грустно говорить, но это факт. И, я думаю,что это скажут все старые артисты".

08.

"Стать министром культуры можно, а вот что делать с этой должностью, кто мне объяснит? Это сложнейшая должность. Я на месте ректора-то гибну".

09.

О передаче "Большой балет" и телеканале "Культура" "Я не смотрю передачу "Большой Балет" на телеканале "Культура". Я отказался в этом участвовать. Я сразу сказал, или я буду ведущим этой программы или я не буду ни в какой роли. Мне сказали, что видеть ведущим они не хотят. А давать оценку я не могу, потому что я скажу правду. Я до программы знал, кто выиграет. Потому что у них подписано всё. Я сказал такую вещь, мне не стыдно за это. Есть такая программа "Танцы со звёздами". Это шоу. Это идёт на канале, который не посвящён конкретно культуре. А это канал "Культура". И это разговор о моей профессии, которой я отдал жизнь. Пусть каждый считает как угодно, как я в этой профессии отслужил, но я служил честно. И говорить какой-то Пупкиной, которая является фаворитом того-то, который проплатил уже ей первое место, что деточка ты так небесно хороша, как ты станцевала, я сразу увидел в тебе ленинградскую спину. Я не хочу этого и никогда не произнесу. Я первое, что произнесу, что деточка, тебе заходить в этот зал должно быть стыдно. Ты не должна выходить в пачке на сцену, у тебя кривые ноги. Я это скажу. После этого все скажут, что я сволочь, гадина и ненавижу молодёжь. Поэтому я от этого сознательно отказался. Когда делалась первая передача, должны были сниматься Анжелина и Денис, они должны были представлять Большой театр. Но, потому что была фаворитка определённого человека, их выкинули. Я такие вещи не понимаю. Мне это очень неприятно, потому что телеканал "Культура" не должен делать шоу. Он должен отвечать за тех, кого показывает. Но в шоу я участвую с удовольствием. Там я сыграю, что хотите".

10.

О журналистах : "Господа, когда я читаю статьи, я про себя узнаю столько нового. Я поражаюсь очень часто бестактности людей, которые представляют эту профессию, потому что они перевирают факты регулярно. Но когда они свои ошибки приписывают тому, о ком они пишут, то это тоже очень неприятно. Многие видели фильм "Большой Вавилон". Меня очень долго уговаривали сняться в этом фильме. Я поставил условие, что пока я не отсмотрю свой материал, я не позволю себя вставлять. Я поставил это условие после того, как ко мне обратилось несколько людей, которые имеют отношение к политической элите нашей страны. Этот фильм был политическим с самого начала. Сейчас авторы этого фильма дают интервью и рассказывают, что якобы это не политическая история. Вот я хочу, чтобы все не верили в это. Потому, что если ко мне обращались люди, имеющие отношение к политике, значит задействована в этом деле была политика. Я поставил условие, что говорить о Большом театре я буду как о явлении, а ни о каких скандалах говорить не хочу. Я закончил всю эту дребедень, мне не хочется об этом вспоминать. Всё равно там были вставлены фразы, они были так порезаны, что это становилось с политической окраской всё время. И я запретил им это использовать. Они всё равно меня вставили, надёргав из разных других интервью. Это на их совести. Но сейчас авторы, которые дают интервью, что было то-то и то-то. Это настолько неправда, это настолько всё неприятно по одной простой причине: потому что, когда сам автор рассказывает в начале в интервью, что фильм без политики, что он сделан о людях театра. А там сидят какие-то обрюзгшие толстые люди, которых не знает никто, которые не служат в театре ни артистами, ни певцами, ни работниками хора, ни работниками художественно-постановочной части и дают комментарии к происходящему в театре и тут же он рассказывает, что они сняли интервью с Григоровичем и оно у них не вошло. Понимаете? На этого обрюзгшего человека у них место нашлось в полуторачасовом фильме, а на интервью Григоровича, даже на тридцать секунд, у них места не нашлось. Когда он тут же рассказывает, что было снято интервью с женщиной, которая 52 года работает в художественно-постановочной части и тоже не поместилось. Тогда о каких людях идёт речь? Поэтому мне настолько неприятна вся эта грязь, мне неприятно, как это преподнесено потому, что на самом деле в последнее время мой родной дом захлестнула гадость какая-то несусветная и чернуха. Но она не имеет отношение к тому, чему служил я и чему служили мои педагоги и мои старшие коллеги. Мы служили в другом Большом театре. Мы принадлежали к другой культуре. Мы по другому строили свою жизнь".

11.

Вопрос от прекрасной atlanta_s - балерины Большого театра озвучил я, так как у неё в это время шёл спектакль и она не смогла приехать на встречу: "Николай Максимович, вы закончили московское хореографическое училище - московскую школу. Сейчас является ректором питерской школы. Всегда считалось что московская и питерская школа различны, даже, можно сказать являются антагонистами. Приверженцем какой школы вы считаете себя в настоящий момент?"

12.

Николай Цискаридзе" : "Хорошей! Все мои педагоги, которые меня учили, они все ленинградцы. С 1934 года вся страна училась по одной книге Вагановой: "Основы классического танца. Программа, по которой мы учимся по сей день. Разницы нет. Есть разница в моменте подачи".

Ответ Николая Цискаридзе о разнице между питерской и московской школах балета.

"У артиста балета должно быть сознание киллера, потому что спектакль приводит в ажиотаж. Как бы ты не был подготовлен, у тебя организм в адреналине. Если ты не умеешь с ним справляться,то ты не сделаешь всё, что нужно. Поэтому если ты не хладнокровно подходишь к фуэте, ты просто упадёшь мордой в пол. Потому что ты уставший, ты задохнувшийся. Надо крутить всё на одном месте. Сознание должно быть трезвое".

13.

О путче 1991 года "В 1991 году во время путча мы были в США. Нам сразу предложили американское гражданство. Сутки мы сидели запертые в отеле. Мы просыпаемся, а отель окружён корреспондентами. Просто легион стоял корреспондентов, которые все пытались проникнуть в отель что-то у нас выведать. А мы даже не знаем, что там произошло. Если Головкина узнала, ей сообщили, что в России переворот, то нам никто даже не сообщил. Мы не знали английского языка. Мы включаем телевизор, там показывают Кремль. Что там в Кремле делается? Откуда мы знаем? Это был ужасный день. Нас не выпускали никуда. Нам хотелось в бассейн, хотелось погулять, но сидели в здании. Потом нас всех посадили в автобус, увезли в Денвер, из Денвера тут же в Нью-Йорк, из Нью-Йорка в самолёт. И мы зашли в самолёт, а тогда летал "Panam". Самолёт был огромный. Нас было около пятидесяти человек и больше никого. Весь самолёт был пустой. И стюардессы понимая, что они нас везут в тюрьму, нас кормили. Они нам всем выдали по пакетику, там кока-кола, чипсы. И они нас чуть ли не целовали. Мол что это конец, что всё, в тюрьму. Мы приземлились, стояли танки рядом с полосой. Мы выходим, в Шереметьево никого. Танки и никого. И стоит только дядя Гена Хазанов, потому что Алиса моя одноклассница была и он встречал дочку. Чемоданы нам выдали в секунду. Мы в автобус и едем. Никого на Ленинградке. Город тихий. Нас привезли на Фрунзенскую в этом автобусе. Перед нами ехала милицейская машина. Мы когда уже увидели родителей на Фрунзенской, мы тогда узнали, что произошло".

14. Владимир Глазунов читает стихотворение Киплинга "Если" в переводе С.Маршака

Николай Максимович Цискаридзе. Родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Российский артист балета, педагог, Народный артист РФ (2001).

Отец - Максим Николаевич Цискаридзе, скрипач.

Мать - Ламара Николаевна Цискаридзе (1931-1994), физик-ядерщик, работала на атомной электростанции в Обнинске, позже преподавала физику и математику в средней школе в Тбилиси.

Бабушка по отцовской линии имела французские корни, была актрисой.

Его родители развелись, когда он был еще маленьким. Николая воспитывал отчим.

Большое влияние на него оказала няня, благодаря которой он уже в раннем возрасте приобщился к творчеству Уильяма Шекспира и Льва Толстого. Вместе с мамой часто посещал концерты.

По его словам, большое впечатление на него оказал просмотр фильма «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли. В детстве и юности любил декламировать стихи, петь, разыгрывать небольшие сценки.

В 1984 году он поступил в Тбилисское хореографическое училище, с 1987 года продолжил обучение в Московском хореографическом училище, классическим танцем занимался в классе П.А. Пестова. Позднее Цискаридзе высоко оценил жёсткую преподавательскую манеру своего учителя, готовившего ученика к преодолению жизненных трудностей.

Уже в школе юноша выделялся своими физическими данными, в концертах сценической практики ему поручались сольные партии и па-де-де.

Закончил училище в 1992 году и, благодаря председателю экзаменационной комиссии Ю.Н. Григоровичу, был принят в труппу Большого театра. Сначала танцевал в кордебалете, затем начал исполнять сольные партии в балетах Григоровича, первой из которых стал Конферансье в «Золотом веке» (1992), затем последовали Меркуцио в «Ромео и Джульетте» и Французская кукла в «Щелкунчике» (1993).

Настоящий взлёт карьеры для танцовщика начался в 1995 году, когда он за короткий период исполнил главные партии в таких балетах, как «Щелкунчик» Ю. Григоровича, «Чиполлино» Г. Майорова, «Шопениана» М. Фокина, «Сильфида» А. Бурнонвиля.

В 1996 году он дебютировал в Голубой птице в «Спящей красавице» и в миниатюрах Касьяна Голейзовского «Нарцисс» и Михаила Фокина «Видение Розы», начиная с 1997 года одну за другой осваивал главные мужские партии в балетах, идущих в репертуаре Большого театра. В том же году вместе с балериной Марией Александровой участвовал в Международном конкурсе артистов балета в Москве, где завоевал I премию в номинации «Дуэты».

Свои первые партии в театре готовил с Н. Р. Симачёвым, при подготовке номера К. Я. Голейзовского «Нарцисс» своими советами молодому танцовщику помогала Г. С. Уланова, репетировавшая этот номер с его первым исполнителем - Владимиром Васильевым. В дальнейшем готовил свои партии с Н. Б. Фадеечевым, занимался в женском классе М. Т. Семёновой.

В 1998 году Николай Цискаридзе участвовал в показе Вивьен Вествуд в Нью-Йорке.

В 1996 году получил диплом о высшем образовании, закончив Московский государственный хореографический институт. В 2000 году стал членом Союза театральных деятелей России.

В 2001 году стал первым исполнителем партии Германна в балете Ролана Пети «Пиковая дама», созданном специально для Большого театра. В том же году травмировался в автомобильной аварии, из-за чего прервалась его деятельность телеведущего в программе «Взгляд» на Первом канале.

В 2006-2009 годах был участником первых трёх программ танцевального проекта «Короли танца» (Kings of the Dance), в рамках которого для него поставили номера Ролан Пети («Кармен. Соло») и Борис Эйфман («Падший ангел»).

Участвовал в телевизионном шоу «Танцы со звёздами» на телеканале «Россия» в качестве постоянного члена жюри танцевального конкурса. Является постоянным ведущим программы «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура».

Занимался педагогической деятельностью в Московской академии хореографии и в Большом театре, где вёл балетный класс для артистов.

В 2012 году поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии, окончил её с красным дипломом в 2014 году.

Каждый год в свой день рождения 31 декабря Николай Цискаридзе выходит на сцену Большого в балете «Щелкунчик». Как признался артист, для него это лучший способ отметить день рождения, потому что с детства «Щелкунчик» ассоциируется с праздником.

Николай Цискаридзе - Щелкунчик

Скандалы Николая Цискаридзе

Конфликт в Большом театре разгорелся в ноябре 2011 года. Тогда Цискаридзе подверг критике проведённую за 6 лет реставрацию Большого и обвинил руководство театра в некомпетентности. Особенно Цискаридзе не понравилось качество реконструкции исторической сцены, где вместо старинной лепнины он обнаружил дешёвую пластмассу и папье-маше, а внутренней отделкой помещений театр, по мнению Николая, стал напоминать большой пятизвёздочный турецкий отель.

9 ноября 2012 года появилось письмо деятелей культуры к с просьбой уволить прежнего генерального директора Большого театра А. Иксанова и назначить на эту должность Цискаридзе.

С января 2013 года Николай оказался вовлечён в скандал вокруг «кислотной атаки» на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина. В ряде печатных и электронных СМИ публиковалась информация о серьёзном конфликте между Цискаридзе и Филиным, о своих подозрениях в адрес Николая публично говорил и сам Филин. Тогдашний гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов в интервью журналу «Сноб» не исключил причастности Цискаридзе к нападению на Филина. Артист побывал на допросе в Следственном комитете РФ. После этой истории отношения Цискаридзе с администрацией Большого театра обострились до предела.

В марте 2013 года в эфире Первого канала Николай выразил тревогу по поводу перспектив своей дальнейшей работы в Большом театре. К этому времени, по признанию Цискаридзе, он получил уже два выговора за нарушение трудовой дисциплины. В апреле суд отменил один из двух выговоров, наложенный за интервью Цискаридзе газете «Московский комсомолец».

1 июля 2013 года был вынужден покинуть Большой театр в связи с истечением срока трудового договора, который не был продлён.

Конфликт в Академии русского балета начался вскоре после начала нового учебного года, 28 октября 2013 года. Николай Цискаридзе вместе с министром культуры Владимиром Мединским неожиданно прибыл в Санкт-Петербург, в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой, где в нарушение устава этого учебного заведения был представлен педагогическому коллективу как исполняющий обязанности ректора. При этом предыдущий ректор, Вера Дорофеева, осуществлявшая чисто хозяйственное управление школой, неожиданно переводилась на работу в Михайловский театр.

В связи с таким изменением структуры управления Академией её художественный руководитель с 2000 года, балерина Алтынай Асылмуратова, попавшая в подчинённое положение к другому артисту, была вынуждена покинуть свой пост. Новым художественным руководителем была объявлена действующая прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина, в отличие от Цискаридзе ещё не окончившая свою танцевальную карьеру.

4 ноября 2013 года представители профессорско-преподавательского состава Академии и балетной труппы Мариинского театра обратились в Минкультуры РФ с письмом, в котором потребовали пересмотреть решение о назначении Цискаридзе на должность ректора и Лопаткиной на должность худрука академии (сама балерина не давала никаких комментариев по этому поводу).

Чуть позднее Цискаридзе заявил, что продлил договор с Алтынай Асылмуратовой как с худруком Академии - однако уже в начале декабря 2013 года та уволилась по собственному желанию, отказавшись сообщить о причинах своего ухода. В итоге первым проректором и художественным руководителем Академии вскоре стала педагог-репетитор Михайловского театра Жанна Аюпова.

29 ноября 2014 года Николай Цискаридзе был избран ректором академии, за его кандидатуру проголосовали 227 человек, против - 17. Тем самым он стал первым руководителем Академии русского балета, не окончившим это учебное заведение и не знающим его исполнительских и педагогических традиций. Ранее Цискаридзе высказывал противоположные убеждения, утверждая, что не раз отказывался руководить другими балетными коллективами (кроме Большого театра).

По словам телеведущей , его назначению на эту должность поспособствовала жена главы государственной корпорации «Ростех» Сергея Чемезова Екатерина. По словам самого Цискаридзе, принять должность его уговорила «небольшая солидная группа людей».

Общественно-политическая позиция Николая Цискаридзе

Предлагал ввести для выпускников обязательную отработку нескольких лет в театрах России, без возможности отъезда за рубеж: «Я считаю, так как они получили бесплатное образование в России, они должны работать в России, хотя бы первое время они должны принести пользу государству, которое заплатило за их обучение».

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Николай Цискаридзе. Наедине со всеми

Рост Николая Цискаридзе: 183 сантиметра.

Личная жизнь Николая Цискаридзе:

Не женат и никогда не был. В интервью заявлял, что и не собирается жениться.

По слухам, относится к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации.

Осенью 2019 года 19-летний студент актерского факультета МосГУ . В Сети Акперов стал публиковать фотоколлажи с изображением себя и знаменитого артиста, показывая явное внешнее сходство. Акперов утверждает, что Цискаридзе знал о его существовании и сознательно бросил его. Обращаясь к звезде, Тимур заявил: «Ты меня кинул, ты даже не поинтересовался мной! Прошло 19 лет и за эти 19 лет ты не пытался меня найти, ты очень хорошо знал и до сих пор знаешь, что у тебя есть сын!». По словам Тимура, он до сих пор не может простить отца, однако это не мешает ему испытывать к Николаю теплые чувства: «Да, у меня к тебе есть очень большая обида, но, несмотря на все это, я очень рад, что у меня отец есть! Я безумно рад этому!».

Фильмография Николая Цискаридзе:

1998 - Жизель (спектакль Большого театра) - Граф Альберт
2003 - Собор Парижской богоматери (спектакль Большого театра) - Квазимодо
2006 - Пиковая дама (спектакль Большого театра) - Германн
2007 - Бенефис Николая Цискаридзе: Видение Розы - Призрак Розы
1999 - Николай Цискаридзе. Быть звездой... (документальный фильм)
2012 - Ералаш № 265, «Мир, в котором я живу» - камео
2017 - Революция online

Репертуар Николай Цискаридзе в Большом театре:

1992 «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева - Солист (Сверстники Джульетты);
1992 - «Золотой век» Д. Шостаковича - Конферансье;
1993 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Меркуцио;
1993 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Французская кукла;
1993 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Принц Фортюне;
1993 - «Раймонда» А. К. Глазунова - Кавалер (гран па, четвёрка кавалеров);
1993 - «Любовью за любовь» Т. Хренникова - Дон Хуан;
1993 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Солист (солисты вальса);
1994 - «Золотой век» Д. Шостаковича - Матрос;
1995 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Щелкунчик-принц;
1995 - «Чиполлино» К. Хачатуряна - Граф Вишенка;
1995 - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена - Юноша;
1995 - «Сильфида» Х. С. Лёвенскольда - Джеймс;
1995 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского - Ротбарт;
1995 - «Баядерка» Л. Минкуса - Золотой божок;
1995 - «Паганини» на музыку С. Рахманинова - Паганини;
1995 - «Дон Кихот» Л. Минкуса - Джига;
1995 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева Меркуцио / Трубадур;
1996 - «Легенда о любви» А. Меликова - Ферхад;
1996 - «Антигона» М. Теодоракиса - солист;
1996 - «Нарцисс», миниатюра на музыку Н. Черепнина;
1996 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Голубая птица;
1996 - «Видение Розы» на музыку фортепианной пьесы К. М. фон Вебера - Призрак розы;
1996 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского - Король;
1997 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Принц Дезире;
1997 - «Жизель» А. Адана - Граф Альберт;
1997 - «Баядерка» Л. Минкуса - Солор;
1998 - «Раймонда» А. Глазунова - Жан де Бриен;
1999 - «Симфония до мажор» Ж. Бизе - солист III части;
2000 - «Дочь фараона» Ц. Пуни - Лорд Вильсон / Таор;
2001 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Злой Гений / Принц Зигфрид;
2001 - «Пиковая дама» на музыку Шестой симфонии П. Чайковского - Германн;
2003 - «Собор Парижской богоматери» М. Жарра - Квазимодо;
2004 - «Спящая красавица» П. Чайковского - фея Карабос;
2004 - «Светлый ручей» Д. Шостаковича - Классический танцовщик;
2004 - «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети - Тезей / Оберон;
2005 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского - па-де-де из II акта балета;
2006 - «Урок» Ж. Делерю - Учитель;
2007 - «Корсар» А. Адана - Конрад;
2008 - Alter Ego на музыку В. А. Моцарта;
2010 - «Пахита» - Люсьен д’Эрвильи, гран па из балета

Репертуар Николай Цискаридзе в других театрах:

2001 - «Легенда о любви» А. Меликова (Мариинский театр) - Ферхад;
2001 - «Баядерка» Л. Минкуса (Парижская национальная опера, сцена театра «Опера Бастилии») - Солор;
2001 - «Рубины», «Драгоценности» на музыку Каприччио для фортепиано с оркестром И. Стравинского (гастроли Мариинского театра в Лондоне, Ковент-Гарден) - солист;
2001 - «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова (гастроли Мариинского театра в Лондоне, Ковент-Гарден) - Золотой Раб;
2002 - «Лебединое озеро» П. Чайковского (Мариинский театр) - Принц Зигфрид;
2003 - «Баядерка» Л. Минкуса (Мариинский театр) - Солор;
2003 - «Юноша и Смерть» на музыку И. С. Баха (Новый национальный театр, Токио) - Юноша;
2004 - мюзикл «Ромео и Джульетта» («Московская оперетта») - Судьба-Смерть;
2005 - «Манон» на музыку Ж. Массне (Мариинский театр) - Кавалер де Грие;
2005 - «Там, где висят золотые вишни» на музыку Т. Вилемса (Мариинский театр);
2005 - «Смерть Полифема» (Лиликанский театр) - Полифем;
2005 - «Синий бог» на музыку А. Скрябина (Кремлёвский балет, Москва) - Синий Бог;
2006 - бенефис в рамках фестиваля «Русские сезоны. XXI век»: «Видение розы», «Послеполуденный отдых фавна», «Шехеразада» (Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко);
2007 - «Баядерка» Л. Минкуса (Мариинский театр) - Солор;
2008 - «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (Латвийская национальная опера, Рига);
2009 - «Щелкунчик» П. Чайковского (Парижская национальная опера) - Дроссельмейер / Принц;
2014 - «Тщетная предосторожность» (Михайловский театр) - вдова Симона

Знаменитый артист - о балете и не только

Николая Цискаридзе совершенно не случайно называют гением современного балета. Судьба его достойна удивления. Мальчик, в 13 лет переведенный из Тбилисского хореографического училища в Москву, на выпускном экзамене поразил Юрия Григоровича, и тот выдал краткую оценку: «Грузину — „пять“ и взять в театр».

"Начав заниматься балетом в раннем возрасте, я посвящал ему все свое время. Наверное, только поэтому достиг успехов и обогнал многих моих коллег".

Николая ЦИСКАРИДЗЕ совершенно не случайно называют гением современного балета. Судьба его достойна удивления. Мальчик, в 13 лет переведенный из Тбилисского хореографического училища в Москву, на выпускном экзамене поразил Юрия Григоровича, и тот выдал краткую оценку: «Грузину — „пять“ и взять в театр». Не задержавшись в кордебалете, Цискаридзе начал получать небольшие сольные партии, через три года — партии большие, и теперь уже и не вспомнить, сколько лет он небрежно носит титул первого танцовщика страны. У него масса званий, премий и призов — от «Восходящей звезды» журнала «Балет» и первой премии Международного конкурса артистов балета до звания народного артиста России и полученной дважды подряд «Золотой маски» за лучшую роль сезона. И всего он добился сам — умом и талантом.

— Николай, говорят, все начинается с детства. А какой яркий эпизод вспоминается, когда вы сейчас оглядываетесь туда, в сторону своего отрочества?


— Я как-то давно об этом не задумывался, но почему-то сейчас вспомнилось, как однажды мы с нашим хореографическим училищем ездили в Америку на гастроли. Проезжая через один захолустный городок, в магазине игрушек я увидел зайца за 60 долларов. Для нас, советских детей, которые вместо туалетной бумаги пользовались резаной газетой, это была астрономическая сумма. Но я заболел этим зайцем. В тот момент мне купить его не удалось, это можно было сделать только через две недели на обратном пути. Все время я думал об этом зайце. Обратно прилетели ночью, все магазины закрыты — и только один, где продавался заяц, был открыт! И я его купил. Для всех это был шок. Но я ничего другого не хотел. И до сих пор я берегу этого зайца.

— Николай, ваши родители имели отношение к театру?

— Нет, никакого, я вырос в семье, далекой от театра. И, наверное, поэтому мое увлечение балетом никем из родственников не воспринималось всерьез. Но этот мир меня страшно привлекал. Не будучи ребенком актера, я не мог бывать за кулисами, но я так мечтал туда пробраться, за эту рампу! Я завидовал моим одноклассникам, у которых родственники работали в театре. Сами они туда не ходили, а я не понимал: как можно туда не рваться?! Мне казалось, что настоящая жизнь — там. Я точно знаю, что как бы ни складывалась моя судьба, я бы оказался в театре. Не стал бы артистом балета — был бы театральным художником или художником по свету. Я думаю, это все благодаря моей маме. Балет — это квинтэссенция прекрасного, а любовь к красоте и гармонии у меня от нее. Мама в себе это даже культивировала. Она работала педагогом, у нее не было излишка денег, но три раза в неделю она ходила в парикмахерскую, укладывала волосы, делала маникюр. Она говорила: дети все запоминают и не прощают просчеты, я всегда должна быть комильфо. Меня всегда окружали женщины, за собой следящие. Это очень важно.

«Готов расписаться кровью, что современный балет — самое целомудренное искусство»

— Есть такая поговорка: «Через тернии к звездам». Наверное, пришлось пройти очень через многое, чтобы оказаться на сцене Большого?

— Да, через многое. На этом пути мне постоянно приходилось преодолевать противодействие самых разных людей. Меня все время останавливали, говорили: «не ходи», «не получится», «театральный мир некрасивый», «Большой театр — вертеп разврата»… Когда в 13 лет с огромным трудом я переводился в Москву, все родственники мне твердили: «Лучше быть большим человеком в маленьком городе, чем маленьким — в большом». Но знаете, сколько человека ни предупреждай, пока он сам не ударится, ничего не поймет. Например, моя няня много раз говорила: не подходи к плите. А однажды взяла мою руку и поднесла к огню. И я больше близко к плите не подходил. А здесь я сам полез в огонь, потому что был уверен: попаду в Большой театр и стану здесь первым. Так и получилось. Конечно, это вела судьба, и все, что со мной произошло, это чудо.

— Неужели, вы верите в судьбу?

— Разумеется. То, что я оказался в Большом театре, — пример судьбы.

— Вас нередко критикуют даже те, кто никак не связан с балетом. Как вы думаете, почему?

— Может быть, потому, что в своей работе я являюсь очень жестким человеком. Меня критикуют на самом деле лишь потому, что я постоянно чего-то добиваюсь, доказываю свою правоту, отстаиваю свою точку зрения, а это, как вы догадываетесь, мало кому нравится. Никаких звездных капризов, как у некоторых, у меня нет. Я выступаю только по делу, пусть иной раз и резко. Есть два человека, мнение которых для меня чрезвычайно важно. Это мои педагоги: Николай Борисович Фадеичев и Марина Тимофеевна Семенова. А все остальное я выслушиваю, но близко к сердцу не принимаю. Журналисты порой вообще пишут обо мне бог знает что, но я к этому уже привык. Вы же понимаете, что газету читать никто не будет, если там в 1001-й раз напишут, что Цискаридзе лучше всех. Об этом уже столько всего написано, что никому не интересно.

— Кто-то назвал балет «возвышенным стриптизом». Вас не задевает такое сравнение?

— Нисколько — более того, скажу вам, что отчасти так и есть. По крайней мере, на сегодняшний день. Ведь в прошлые эпохи все было иначе. И артисты балета, так сказать, «раздевались» постепенно. Сначала едва показывали щиколотку, потом стали становиться короче женские юбки, потом у мужчин укоротились трусы-кюлоты. И дальше шло по нарастающей, но все равно можно сказать, и за это я готов расписаться кровью, что современный балет — самое целомудренное искусство.

«Я всегда что-то меняю, что-то прибавляю, что-то убираю»

— Какие детали для вас важны при работе над новой ролью?

— Стараюсь узнать как можно больше. Национальность, социальное положение, круг знакомств героя. Эти детали накладывают очень сильный отпечаток на поведение. Например, горожанин никогда не держится, как сельский житель. У него другая пластика и мимика. Но это только первый опыт построения образа, потому что дальше ты выстраиваешь характер в зависимости от той ситуации, которая есть в пьесе. Очень часто я призываю на помощь свой личный опыт. Мне повезло в том смысле, что детство и юность я провел в Тбилиси, а это очень демократичный город, в котором проживают люди разных конфессий, национальностей. Я был наблюдательным мальчишкой и всегда замечал, насколько поведение людей зависит от их природных данных.

— Но тогда получается, что от спектакля к спектаклю багаж знаний о том или ином герое увеличивается, а значит, и рисунок танца должен каким-то образом меняться.

— Разумеется. Например, танцуя «Жизель» несколько раз подряд, глупо делать одно и то же. Да и не способен я на это. И я всегда что-то меняю, что-то прибавляю, что-то убираю. Иногда чувствую, что все хорошо, иногда, что сегодня, хуже, чем вчера. Что-то из таких спонтанных находок остается, что-то отсеивается. Но должен быть непрерывный процесс, постоянный поиск, иначе будет неинтересно.

— Вы говорите: непрерывный процесс, постоянный поиск. Другими словами, вся ваша жизнь посвящена работе?

Долгое время это было так. Начав заниматься балетом в раннем возрасте, я посвящал ему все свое время. Наверное, только поэтому достиг успехов и обогнал многих моих коллег. Но в какой-то момент почувствовал, что накопилась огромная усталость. И около 30 я опомнился. Возник вопрос, а правильно ли, что вся моя жизнь — это только зал. Может, в ней должно быть и что-то помимо этого? Тогда я первый раз нарушил режим и провел ночь в клубе. Это казалось необыкновенно смелым поступком. Но, неожиданно ничего страшного не произошло. Жизнь прекрасно продолжалась дальше, никто этого «преступления» и не заметил. После этого «загула» я взглянул на свою жизнь с другой точки зрения. Стал больше отдыхать, чаще встречаться с друзьями, иногда позволяю себе посидеть до пяти утра. Конечно, я и сейчас много занимаюсь, но если встает выбор между лишним заработком или отдыхом, выбираю отдых.

— Но если беретесь за работу выполняете ее блестяще, никогда не халтурите. И даже иногда сами украшаете свои сценические костюмы.

— Да спустя рукава я никогда не работаю. Я люблю, чтобы все было выполнено на высоком уровне. Конечно, костюм Квазимодо ничем украшать не надо, но на сцене граф должен выглядеть графом, а принц — принцем. И когда у меня появляется возможность вышить костюм натуральным жемчугом, настоящими камнями Сваровски, я не буду лепить на костюм стекло. В свое время мне шили камзол принца из «Спящей красавицы» по эскизу, сделанному на основе костюма Людовика XIV — на нем только бриллиантов было нашито на 14 000 ливров (средневековая серебряная монета во Франции. — «РД» ). Я сделал все, чтобы выглядеть как настоящий принц: покупал жемчуг, камни, французскую парчу, и поэтому мой костюм просто горит на сцене. И, танцуя в нем, я получаю колоссальное удовольствие.

«Нынешними тетками восхищаться не хочется»

— Как же при вашей любви к красоте вы танцуете партию Квазимодо в «Нотр-Дам де Пари»? Не возникает ли ощущение какого-то диссонанса?

— Нет, я ни один раз за свою жизнь чувствовал себя гадким утенком. А теперь мечтаю состариться красиво: как, например, Жан Марэ, который в свои 80 лет выглядит еще прекраснее, чем в молодости. Вся внутренняя гармония (или дисгармония) человека проявляется у него на лице. Как говаривала Коко Шанель: «В 16 лет мы имеем то лицо, которое дал нам Господь, в 25 — то, которое мы сделали, а в 40 — то, которое мы заслужили».

— Красота на сцене это одно, а в повседневной жизни совсем иное, что для вас входит в понятие красоты человека?

— Конечно, сначала внешность. Для меня очень важны руки. Это такая существенная деталь, которая много говорит о характере человека. Движения рук, их форма, рукопожатие. Иногда я могу начать уважать человека только за его руки. И еще для меня очень важна аккуратность. Не обязательно быть одетым в дорогие марки, главное, чтобы это было чисто. Я могу понять, что у человека нет денег, чтобы купить дорогую майку, но чтобы эта майка не была постирана и заштопана — не могу понять. И тут мне ничего объяснять не надо. Я никогда не оправдываю женщину, пусть даже умную, образованную, доктора наук, но с дыркой на кофте.

— Не будем говорить о дырках на женских кофтах, а вот какой яркий пример женщины как воплощения красоты и стиля вы могли бы привести?

— Например, Барбра Стрейзанд. Вот стиль, который стал эталоном. Казалось бы, ее природные данные нельзя причислить к канонической красоте, но она их преподносит настолько пикантно, индивидуально, что это становится красивым. Из дня сегодняшнего, новой волны артисток мне сложно какой-то пример привести. Ощущение такое, что ушел класс, как-то все обнищало, измельчало. Все эти тусовочные люди, которые не сходят со страниц журналов… Даже говорить не хочется.

Вспомните Наталью Гундареву. Кого она только ни играла: поварих, неустроенных женщин или, наоборот, женщин-тиранов, властных самодурш. В обычной жизни она никогда не изображала из себя звезду, была очень аккуратной, красивой, пунктуальной. В любой компании вокруг нее сразу образовывался круг поклонников. А почему? Потому что она была личность, в ней чувствовался класс.

Если говорить о «звездах» балета, то, например, Галина Сергеевна Уланова всегда приходила в театр в перчатках, летом — в белых, кружевных. Смотреть, как она их снимала, надевала, было отдельное удовольствие. Какая элегантность! Сейчас почти все приходят в перчатках — ну и что? Думаешь — чего она пришла вообще? Или Майя Михайловна Плисецкая. Когда все ходили на репетиции в драном, она входила в зал с шикарным маникюром, в очень красивых «шерстянках». Ее рабочие вещи были красивыми и элегантными. Я уже не говорю про то, как она появлялась в фильме «Анна Каренина» в сцене скачек. Всех остальных актеров можно просто попросить выйти из кадра, потому что рядом с ней они выглядят смешно, неуютно. Она ничего не делает, просто идет и разговаривает, но вы понимаете, как в 19-м веке двигалась и говорила аристократическая красавица. Нет, нынешними тетками восхищаться не хочется.

— Хотя красота — это не только внешний вид. Какое поведение с вашей точки зрения является красивым для мужчины?

— Для меня важно, как мужчина ведет себя с женщинами, которые были и есть в его жизни. Однажды я попал в театр, где до этого гастролировала одна из наших балерин. Блистательная балерина, но с совершенно несносным характером. Весь театр рассказывал мне, какая она нехорошая, все перемывали ей кости и ругали на чем свет стоит. И вот я разговариваю с танцовщиком, который с ней непосредственно работал. Он сказал: «Я с ней танцевал». И все, ни одного нелицеприятного слова! Я в этого человека сразу влюбился. И хотя, судя по рассказам коллег, для него это был тяжелый период в жизни, он поступил по-мужски по отношению к ней и это ценно. Я на такие детали очень обращаю внимание.

— Какой должна быть женщина, чтобы вам понравиться?


— Женщина должна привлекать внимание прежде всего умом. Воспитанностью. Интеллигентностью. А красота? Она в глазах смотрящего: то, что мне кажется красивым, вы сочтете совсем не интересным. С красивой пустышкой жить до невозможности скучно. Покрасоваться на публике — да, а жить — это совсем другое. Покрасовался раз, другой, а потом что? Дома и поговорить не о чем, и делать она толком ничего не умеет, и посоветоваться с ней нельзя. Нет, в девушке все должно быть прекрасно. И, честно сказать, мне гораздо важнее, что у нее в душе и в голове. Ведь почему люди влюбляются друг в друга? Видимо, так сошлись звезды. Это необъяснимые вещи и раскладывать по полочкам их не следует — для счастья этого совсем не нужно. Помните рассказ Горького о старухе Изергиль? Там орел коршуну говорит о том, что лучше один раз почувствовать вкус крови, чем всю жизнь питаться падалью. Лучше любить 3 дня, чем жить с высчитанной любовью.

«Семья — это другая фаза жизни»

— Звучит, конечно, красиво, но одно дело короткий роман, и другое — долгая совместная жизнь в браке. Кстати, в роли отца семейства вам себя представить легко или сложно?

— С фантазией у меня все в порядке, представить-то могу хоть сейчас, но вот спешить, думаю, не стоит. Я очень ответственный человек во всем. Семья — это другая фаза жизни. О ней можно серьезно подумать лет после сорока. Для мужчины это вполне нормальный возраст, когда он твердо стоит на ногах (если стоит) и знает свои возможности. А мне надо еще вольно пожить и поработать. Кроме того, пока еще не вижу подходящей девушки для себя. Красавиц-то полно, а вот в духовном плане они далеко не так прекрасны.

— То есть вас одной внешностью не возьмешь?

— Мне кажется, любого глубокого, умного и чего-то стоящего мужчину одной внешностью не возьмешь.

— Что, на ваш взгляд, можно простить женщине из того, что нельзя простить мужчине?

— Глупость. Мужчине нельзя простить, а женщине можно, если она красивая. А внешне — все, кроме неопрятности.

— А что вы легко можете простить любому человеку?

— …Обжорство! Просто я понимаю, как трудно все время держать себя в форме.

— Теперь я понимаю, почему вас нередко называют «настоящим гедонистом».


— А я, кстати, очень удивился, когда узнал об этом. Хотя приятно, когда по отношению к тебе такие иностранные слова употребляют. (Смеется.) Конечно, мне нравится получать от жизни удовольствие. Моя самая большая мечта — дом на берегу теплого моря, вечная весна и никакой физической работы. Гулять по пляжу, кататься на скутере, валяться на матрасе, играть в карты. Я тяготею к праздному образу жизни, может быть, потому, что с 10 лет очень много работаю.

— Интересно, и чем же себя балует гедонист Цискаридзе?

— Ем сладкое, еду отдыхать, покупаю себе что-нибудь. Вижу какую-нибудь вещь, она мне нравится, сначала думаю: надо ли мне это? Потом говорю себе: вчера я удачно станцевал спектакль, дай, сделаю себе подарок. И покупаю.

— Думаю, что у вас, как и у каждого человека, бывают приступы отчаяния. Как вы с ними справляетесь?

— Много лет на моей стене висел большой плакат с известным изречением царя Соломона: «И это пройдет». И он мне всегда помогал. Когда случается какая-то неприятность, первое, что надо сказать себе: «Пройдет». У нас всегда находится много поводов, чтобы расстраиваться, в результате мы сами себе создаем трудности. Зачем?





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта