Главная » Красота и здоровье » Каким человеком показывает толстой наполеона. Образ и характеристика Наполеона в романе «Война и Мир» Льва Толстого (для сочинения по Литературе). Наполеон - глубоко несчастный человек

Каким человеком показывает толстой наполеона. Образ и характеристика Наполеона в романе «Война и Мир» Льва Толстого (для сочинения по Литературе). Наполеон - глубоко несчастный человек

Многие русские писатели в своих произведениях упоминают исторических личностей. В своем произведении Толстой описал Наполеона Бонапарта. Полководец имел неприметную внешность и был полным. У полководца постоянно выпирал живот. Руки героя были толстыми и маленькими. Лицо сильно располнело. Глаза были выразительными, а лоб широким. При невысоком росте полководец имел полные плечи, ноги и руки. Толстой называл Наполеона жирным. Его внешний вид был лишен шика. Полководец одевался довольно типично как все люди той эпохи. Наполеон имел резкий голос и всегда четко выговаривал каждое слово. Он ездил верхом на своем арабском коне.

Главной чертой императора была чрезмерная самовлюбленность. Он всегда ставил себя выше других. Автор не отрицал превосходства и таланта героя, но при этом считал, что тот стал императором по чистой случайности. Простых жителей, не добившихся каких-либо высот, Наполеон считал недостойными его величия. Также в полководце присутствуют эгоцентризм и эгоизм. Писатель подчеркнул избалованность Бонапарта. Во время своего становления Наполеон довольствовался малым, но став императором отдалился от солдат, выбрав комфорт и роскошь. По мнению автора, император не принимал советов и не учитывал мнения, кроме собственного. Император считал, что добился больших успехов среди всех.

В эпопее Толстого Наполеон не имеет эмпатии и никаких эмоций. Данные черты он проявлял по отношению к своим солдатам. Он интересовался делами своей армии только от скуки, а не оттого, что он хотел помочь солдатам. При разговоре с армией полководец проявлял высокомерие. По словам автора, его показную заботу замечал каждый солдат.

В целом, Толстой выражает негативное отношение к образу императора. Интеллект и черты характера полководца говорили о том, что он не приложил особого труда, чтобы добиться успехов. В глазах писателя Наполеон является выскочкой и обманщиком. Автор считал, что Бонапарт просто хотел самоутвердиться. Полководец готов пойти на самые подлые поступки ради того, чтобы добиться своего. Гениальность исторической личности была простой выдумкой и полнейшим обманом. Наполеон мог совершать нелогические поступки и побеждал на войне по чистой случайности.

В романе образ Наполеона является противоположностью Кутузову. Бонапарт не отличался положительным характером. Единственным его достоинством был военный опыт. Благодаря своим знаниям он побеждал на многих битвах. При сопоставлении героя с настоящим Бонапартом читатели могут заметить некую разницу. Наполеон был очень образованным человеком и обладал навыками в области политики и в военной отрасли.

2 вариант

Роман «Война и мир» заслуженно считается самым лучшим творением титана русской литературы Льва Николаевича Толстого. Многие читатели с большой серьезностью относятся к событиям, описанным в книге, как к документально зарегистрированным бумагам. Но они забывают о том, что, как и в любом литературном произведении, в романе «Война и мир» присутствуют элементы художественного вымысла для создания более четкой, яркой и красивой картины.

Толстой использовал в своем романе-эпопеи большое количество персонажей. Их насчитывается около пяти сотен, из которых около двухсот– реально существовавшие люди. Большое количество исторических личностей в романе позволило сделать ему действительно важным для мировой литературы и тяжелым для чтения, восприятия неподготовленному читателю.

Одним из героев романа, существовавших в самом деле, является Наполеон Бонапарт. Он относится к числу абсолютно отрицательных героев «Войны и мира». Автор уделил достойное количество слов на описание и характеристику этого героя.

Наполеон Бонапарт, по описаниям Толстого, не владеет красивой внешностью. У него грузное тело, оплывшее лицо. Лев Николаевич пишет, что в 1805 году Наполеон не был таким некрасивым и объемным, а лицо его было даже худым. Но в 1812 году (нападение на Россию) Наполеон стал выглядеть противно: он располнел, приобрел большой жирный живот, который выпирался вперед. Поэтому с большим сарказмом Лев Николаевич Толстой называет Бонапарта «сорокалетним брюшком».

Несмотря на то, что лицо Наполеона выглядело довольно молодо, оно было располневшим. Лоб был широкий, а глаза, как ни странно, выразительные. А руки его были коротенькие, пухленькие и бледные. Про ноги Толстой пишет то же самое. Выражая свое искреннее отвращение к данному персонажу, писатель называет его «жирным».

Одежда Наполеона вроде бы типична для того времени, однако она отличается какой-то изюминкой.

Наполеон как бы является противопоставлением Кутузову.

По характеру Наполеона можно отнести к гадким людям, ведь он плохо обращается со своими солдатами. Этот герой – самовлюбленная до мозга костей личность. Наполеон считает, что он лучше всех.

Таким образом, Лев Николаевич мастерски представил Наполеона Бонапарта с худшей стороны в своем лучшем произведении.

Характеристика Наполеона

Наполеон Бонапарт – историческая личность, автор произведения уделяет ей большое внимание. Герои романа относятся к нему неоднозначно. Великий полководец Франции у одних вызывает восхищение, а других отвращение. Бонапарт прошел через многое: поднял революцию, пришел к власти, завоевал многие земли. Герой был очень большого мнения о себе. В его планах было завоевание русских земель и Европы. Наполеон был слишком самоуверен, это его и сгубило.

Судьба Бонапарта невероятно интересная. Наполеон, как и все, начинал с обыкновенных низов, при первой же возможности герой смог завладеть властью. Его сногсшибательные победы будоражили не только французов, но и другие народы. Фигура Наполеона приводила в восторг многих военнослужащих. Например, Андрей Болконский мечтал о таком же взлете, какой был у Бонапарта.

Многие возводили Бонапарта в ранг кумира. Однако, мало кто задумывался о том, какие жертвы и разрушения стояли за этим героем. Он скорее был страшен, чем прекрасен. Лев Николаевич знакомит читателей с другой стороной характера полководца.

По сравнению с Кутузовым можно отметить ряд отрицательных качеств. Михаил Илларионович был истинным патриотом, которого интересовали заботы родного государства. Кутузов делал всё, чтобы уберечь как можно больше подчиненных. Бонапарта же интересовала только собственная слава. Наполеон предпринимал всё, чтобы прославиться ещё больше. Ему было безразлично сколько жертв и разрушений принесет вторжение на чужие территории.

Бонапарт был помрачен мыслями о власти и величии. Он грезил мыслями о порабощении Российской империи и Европы. Наполеона не волновало сколько судеб будет сломано от его нашествия. Матери потеряли сыновей на этих жестоких и кровопролитных войнах. Нарушился мирный ход жизни. Многие дома и селения были уничтожены.

Андрей Болконский по началу восхищался Бонапартом, мечтал стать таким же, как его кумир. Однако, встреча с Наполеоном нисколько не впечатлила Болконского. После ранения он лежал и смотрел в небо Аустерлица. Бонапарт проходил мимо и похвалил подвиг Андрея. Герой даже не шевельнулся. Он понял, что гонка за славой – полнейшая глупость.

Внешность Бонапарта отталкивает. Выражение его лица отражало тщеславие и гордость. Наполеон был невысокого роста, плотного телосложения с уродливым лицом. Герой всегда считал, что всеми его действиями должны восхищаться. Юные русские бойцы мечтали собственноручно убить французского полководца.

  • Герои произведения Ася Тургенева

    Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» – это одно из самых лиричных и популярных произведений русской классики. Секрет успеха повести в искренности её главных героев.

  • Сочинение Время в произведении Отцы и дети Тургенева

    В данном романе, написанным Тургеневым, говорится об эпохе, связанной с существованием Российской империи в конце девятнадцатого века. Помимо того, что автор хотел показать свою страну с исторической и политической точки зрения

  • Лирика Тютчева - сочинение

    Лирика – это род литературных произведений, выражающих чувства и переживания. В творчестве Тютчева, лирическая поэзия занимает значимое место.

  • Образ Наполеона в “Войне и мире”

    Образ Наполеона в “Войне и мире” – одно из гениальных художественных открытий Л.Н. Толстого. В романе французский император действует в тот период, когда он превратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя. Дневниковые записи Толстого в период работы над “Войной и миром” показывают, что он следовал сознательному намеренью – сорвать с Наполеона ореол ложного величия. Кумир Наполеона – слава, величие, то есть мнение о нем других людей. Закономерно, что он стремится словами и внешностью производить на людей определенное впечатление. Отсюда его страсть к позе и фразе. Они не столько качества личности Наполеона, сколько обязательные атрибуты его положения “великого ” человека. Актерствуя, он отказывается от настоящей, подлинной жизни, “с ее существенными интересами, здоровья, болезни, труда, отдыха…с интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей ”. Та роль, которую выполняет в мире Наполеон, не требует высших качеств, наоборот, она возможна только для того, кто отказывается от человеческого в себе. “Не только гения и каких-нибудь особенных качеств не нужно хорошему полководцу, но напротив, ему нужно отсутствие самых высших и лучших человеческих качеств- любви, поэзии, нежности, философского, пытливого сомнения. Для Толстого Наполеон- не великий человек, а неполноценный, ущербный человек.

    Наполеон - “палач народов”. По Толстому, зло несет людям человек несчастный, не знающий радостей истинной жизни. Писатель хочет внушить своим читателям мысль, что оправдывать все жестокости и преступления войны может только человек, потерявший истинное представление о себе и мире. Таким и был Наполеон. Когда он осматривает поле Бородинской битвы поле сражения, усеянное трупами, то здесь впервые, как пишет Толстой, “личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго. Он на себе переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминала ему о возможности и для него страданий и смерти”. Но это чувство, пишет Толстой, было кратким, мгновенным. Наполеону приходится скрывать отсутствие живого человеческого чувства, имитировать его. Получив в подарок от жены портрет сына, маленького мальчика, “он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, - это то, чтоб он с своим величием… чтоб он выказал, в противоположности этого величия, самую простую отеческую нежность”.

    Наполеон способен понимать переживания других людей (а для Толстого это все равно, что не чувствовать себя человеком). Это делает Наполеона готовым “…исполнять ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена”. А между тем, по Толстому, человек и общество живы именно “личным человеческим чувством”.

    “Личное человеческое чувство” спасает Пьера Безухова, когда его, подозреваемого в шпионаже, приводят на допрос к маршалу Дава. Пьер, пологая, что его приговорили к расстрелу, размышляет: “Кто же это наконец казнил, убивал, лишал жизни его – Пьера, со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями? Кто делал это? И Пьер чувствовал, что это был никто. Это был порядок, склад обстоятельств”. Но если в людях, исполняющих требования этого “порядка”, появляется человеческое чувство, то оно враждебно “порядку” и спасительно для человека. Это чувство и спасло Пьера. “Оба они в эту минуту смутно предчувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, сто они оба дети человечества, что они братья”.

    Когда Л.Н. Толстой говорит об отношении историков к “великим людям”, и в частности к Наполеону, он оставляет спокойную эпическую манеру повествования и мы слышим страстный голос Толстого – проповедника. Но при этом автор “Войны и мира” остается последовательным, строгими и оригинальным мыслителем. Нетрудно иронизировать над Толстым, оказывающим в величии признанным историческим лицам. Труднее разобраться в существе его взглядов, оценок и сопоставить их. “И никому в голову не придет, - заявлял Толстой, - что признание величия, неизмеримого мерой хорошего и дурного, есть только признание своей ничтожности и неизмеримой малости”. Многие упрекали Л.Н. Толстого за его необъективное изображение Наполеона, но, насколько нам известно, никто не опроверг его аргументов. Толстой, как это ему свойственно, переводит проблему из объективно-отвлеченной плоскости в жизненно-личностную, он обращается не только к разуму человека, но к целостному человеку, к его достоинству.

    Автор справедливо полагает, что человек, оценивая какое-либо явление, оценивает и самого себя, обязательно придавая себе то или иное значение. Если человек признает великим то, что никак не соизмеримо с ним, с его жизнью, чувствами, или даже враждебно всему, что он любит и ценит в своей личной жизни, то, значит он признает свое ничтожество. Ценить то, что презирает и отрицает тебя, значит не ценить себя. Л.Н. Толстой не согласен с представлением о том, будто ход истории определяется отдельными личностями. Этот взгляд он считает “…не только неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому”. Ко всему “существу человеческому”, а не только к разуму своего читателя и обращается Лев Николаевич Толстой.

    Образ Наполеона в “Войне и мире” – одно из гениальных художественных открытий Л.Н. Толстого. В романе французский император действует в тот период, когда он превратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя. Дневниковые записи Толстого в период работы над “Войной и миром” показывают, что он следовал сознательному намеренью – сорвать с Наполеона ореол ложного величия. Кумир Наполеона – слава, величие, то есть мнение о нем других людей. Закономерно, что он стремится словами и внешностью производить на людей определенное впечатление. Отсюда его страсть к позе и фразе. Они не столько качества личности Наполеона, сколько обязательные атрибуты его положения “великого ” человека. Актерствуя, он отказывается от настоящей, подлинной жизни, “с ее существенными интересами, здоровья, болезни, труда, отдыха…с интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей ”. Та роль, которую выполняет в мире Наполеон, не требует высших качеств, наоборот, она возможна только для того, кто отказывается от человеческого в себе. “Не только гения и каких-нибудь особенных качеств не нужно хорошему полководцу, но напротив, ему нужно отсутствие самых высших и лучших человеческих качеств- любви, поэзии, нежности, философского, пытливого сомнения. Для Толстого Наполеон- не великий человек, а неполноценный, ущербный человек.

    Наполеон- “палач народов”. По Толстому, зло несет людям человек несчастный, не знающий радостей истинной жизни. Писатель хочет внушить своим читателям мысль, что оправдывать все жестокости и преступления войны может только человек, потерявший истинное представление о себе и мире. Таким и был Наполеон. Когда он осматривает поле Бородинской битвы поле сражения, усеянное трупами, то здесь впервые, как пишет Толстой, “личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго. Он на себе переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминала ему о возможности и для него страданий и смерти”. Но это чувство, пишет Толстой, было кратким, мгновенным. Наполеону приходится скрывать отсутствие живого человеческого чувства, имитировать его. Получив в подарок от жены портрет сына, маленького мальчика, “он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, - это то, чтоб он с своим величием… чтоб он выказал, в противоположности этого величия, самую простую отеческую нежность”.

    Наполеон способен понимать переживания других людей (а для Толстого это все равно, что не чувствовать себя человеком). Это делает Наполеона готовым “…исполнять ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена”. А между тем, по Толстому, человек и общество живы именно “личным человеческим чувством”.

    “Личное человеческое чувство” спасает Пьера Безухова, когда его, подозреваемого в шпионаже, приводят на допрос к маршалу Дава. Пьер, пологая, что его приговорили к расстрелу, размышляет: “Кто же это наконец казнил, убивал, лишал жизни его – Пьера, со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями? Кто делал это? И Пьер чувствовал, что это был никто. Это был порядок, склад обстоятельств”. Но если в людях, исполняющих требования этого “порядка”, появляется человеческое чувство, то оно враждебно “порядку” и спасительно для человека. Это чувство и спасло Пьера. “Оба они в эту минуту смутно предчувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, сто они оба дети человечества, что они братья”.

    Когда Л.Н. Толстой говорит об отношении историков к “великим людям”, и в частности к Наполеону, он оставляет спокойную эпическую манеру повествования и мы слышим страстный голос Толстого – проповедника. Но при этом автор “Войны и мира” остается последовательным, строгими и оригинальным мыслителем. Нетрудно иронизировать над Толстым, оказывающим в величии признанным историческим лицам. Труднее разобраться в существе его взглядов, оценок и сопоставить их. “И никому в голову не придет, - заявлял Толстой, - что признание величия, неизмеримого мерой хорошего и дурного, есть только признание своей ничтожности и неизмеримой малости”. Многие упрекали Л.Н. Толстого за его необъективное изображение Наполеона, но, насколько нам известно, никто не опроверг его аргументов. Толстой, как это ему свойственно, переводит проблему из объективно-отвлеченной плоскости в жизненно-личностную, он обращается не только к разуму человека, но к целостному человеку, к его достоинству.

    Автор справедливо полагает, что человек, оценивая какое-либо явление, оценивает и самого себя, обязательно придавая себе то или иное значение. Если человек признает великим то, что никак не соизмеримо с ним, с его жизнью, чувствами, или даже враждебно всему, что он любит и ценит в своей личной жизни, то, значит он признает свое ничтожество. Ценить то, что презирает и отрицает тебя, значит не ценить себя. Л.Н. Толстой не согласен с представлением о том, будто ход истории определяется отдельными личностями. Этот взгляд он считает “…не только неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому”. Ко всему “существу человеческому”, а не только к разуму своего читателя и обращается Лев Николаевич Толстой.

    Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир», создавая широкие эпические картины военной и мирной жизни, развивая мысль о ходе исторического процесса, рассматривая поступки отдельных людей, считает, что истинно великой оказывается та личность, воля и стремление которой совпадают со стремлением народа.

    По мнению Л. Н. Толстого, в исторических событиях так называемые великие люди суть только ярлыки, дающие наименование событию, если за их деятельностью стоят эгоизм, бесчеловечность, стремление оправдать преступления, совершаемые во имя корыстных целей. К таким историческим деятелям писатель относит французского императора Наполеона, не признавая в нём «гениальности», показывая на страницах своего произведения как ничтожного, тщеславного актёра, обличая его как узурпатора и захватчика чужой земли.

    Впервые имя Наполеона звучит в салоне Анны Павловны Шерер. Большинство их её гостей ненавидят и боятся Бонапарта, называя его «антихристом», «убийцей», «злодеем». Передовая дворянская интеллигенция в лице князя Андрея Болконского и Пьера Безухова видит в нём «героя» и «великого человека». Их привлекает военная слава молодого генерала, его мужество, отвага в сражениях.

    В войне 1805 года, которая велась за пределами России, Толстой рисует реальный образ полководца Наполеона, обладающего трезвым умом, непреклонной волей, расчётливой и дерзкой целеустремлённостью. Он хорошо знает и понимает любого противника; обращаясь к солдатам, вселяет в них уверенность в победе, обещая, что в критический момент, «если победа будет хоть минуту сомнительна», он первым встанет под удары неприятеля.

    В Аустерлицком сражении французская армия, хорошо организованная и талантливо управляемая Наполеном, одерживает бесспорную победу и полководец-победитель объезжает поле боя, великодушно и по достоинству оценивая побеждённого противника. Увидев убитого русского гренадёра, Наполеон говорит: «Славный народ!» Глядя на князя Болконского, лежащего навзничь с брошенным подле него древком знамени, французский император произносит свои знаменитые слова: «Вот прекрасная смерть!» Самодовольный и счастливый, Наполеон отдаёт должное командиру эскадрона, князю Репнину: «Ваш полк честно исполнил долг свой».

    Во время подписания Тильзитского мира Наполеон с достоинством держится с русским императором, награждает орденом Почётного легиона «храбрейшего из русских солдат», проявляя своё показное великодушие.

    Победитель союзных австрийской и русской армий не лишён некоторого ореола величия. Но в дальнейшем поведение и поступки фактического повелителя Европы, его намерения и распоряжения характеризуют Наполеона как тщеславного и вероломного человека, жаждущего славы, эгоистичного и жестокого. Это проявляется в сцене переправы через широкую реку Вилию польского уланского полка, когда сотни уланов бросаются в реку, чтобы показать своё геройство императору, и тонут «под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали».

    Л. Н. Толстой в войне 1812 года, носившей грабительский, захватнический характер со стороны армии Наполеона, сатирически изображает внешность этого «великого человека», ничтожного и смешного. Писатель постоянно подчёркивает маленький рост императора Франции («маленький человек с белыми руками», у него «маленькая шляпа», «маленькая пухлая ручка»), снова и снова рисует «круглый живот» императора, «жирные ляжки коротких ног».

    По мнению писателя, человек, опоённый успехом, приписывающий себе движущую роль в ходе исторических событий, оторванный от народных масс, не может быть великой личностью. Развенчивание «наполеоновской легенды» происходит в случайной встрече имперетора с Лаврушкой, крепостным Денисова, в беседе с которым выявляется пустое тщеславие и мелочность «властелина мира».

    Наполеон ни на минуту не забывает о своём величии. С кем бы он ни разговаривал, он всегда думает о том, что сделанное и сказанное им будет принадлежать истории. И «только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Всё, что происходило вне его, не имело для него значения, потому что всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Когда императору преподносят аллегорический портрет сына, на котором наследник изображён играющим в бильбоке земным шаром, Наполеон смотрит на портрет и чувствует: то, что «скажет и сделает теперь, - есть история... Он приказал вынести портрет перед палаткой с тем, не лишить старую гвардию, стоявшую около его палатки, счастья видеть римского короля, сына и наследника их обожаемого государя».

    Писатель подчёркивает холодность, самодовольство, напускное глубокомыслие в выражении лица Наполеона и его позёрство. Перед портретом сына он»сделал вид задумчивой нежности», жест его «грациозно-величествен». Накануне Бородинского сражения, совершая утренний туалет, Наполеон с удовольствием «поворачивался то толстою спиной, то обросшею жирною грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело. Другой камердинер, придерживая пальцем склянку, брызгал одеколоном на выхоленное тело императора...»

    В описаниях Бородинского сражения Л. Н. Толстой развенчивает гениальность, приписываемую Наполеону, который замечает, что для него это кровопролитное сражение - игра в шахматы. Но во время битвы император Франции находится так далеко от поля боя, что его ход «ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено». Будучи опытным полководцем, Наполеон понимает, что битва проиграна. Он подавлен и морально уничтожен. Живший до поражения под Бородином в призрачном мире славы, император на короткое мгновение переносит на себя страдания и смерть, увиденные на поле боя. В эту минуту он «не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы» и желал теперь одного - «отдыха, спокойствия и свободы».

    В Бородинской битве в результате гигантских усилий всего народа, его физических и нравственных сил Наполеон сдал свои позиции. Победило глубоко человеческое патриотическое чувство русских солдат и офицеров. Но, как носитель зла, Наполеон не может переродиться и не в силах отказаться от «призрака жизни» - величия и славы. «И никогда, до конца жизни своей, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого...»

    В последний раз Наполеон играет роль победителя на Поклонной горе, воображая себе вступление в Москву торжественным, театрализованным представлением, в котором он продемонстрирует своё великодушие и величие. Как опытный актёр, он разыгрывает всю встречу с «боярами» и сочиняет свою речь к ним. Используя художественный приём «внутреннего» монолога героя, Л. Н. Толстой обнажает во французском императоре мелочное тщеславие игрока, его никчёмность.

    Деятельность Наполеона в Москве - военная, дипломатическая, юридическая, армейская, религиозная, торговая т. д. - была «так же изумительна и гениальна, как и везде». Однако в ней он «подобен ребёнку, который, держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».

    Провидением Наполеону была предназначена печальная роль палача народов. Сам же он стремится уверить себя, что цель его поступков - «благо народов и что он мог руководить судьбами миллионов и путём власти делать благодеяния». В Отечественной войне 1812 года действия Наполеона становятся противными «тому, что всё человечество называет добром и даже справедливостью». Л. Н. Толстой говорит, что французский император не может обладать величием, быть великой личностью, так как «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

    По мнению писателя, деятельность Наполеона, его личность представляют «лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история». Наполеон, человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями «выносится на заметное место». Как главу армии его выдвигают «невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая самоуверенность и самоуверенная ограниченность этого человека». Военную славу ему составили... блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность». Ему сопутствовало везде «бесчисленное количество так называемых случайностей». В России, в которую так стремился Наполеон, «все случайности постоянно теперь уже не за, а против него».

    Л. Н. Толстой не только не признаёт «гениальности» Наполеона, но и осуждает его индивидуализм, безмерное властолюбие, жажду славы и почестей в сочетании с тупым равнодушием к людям, по трупам которых можно спокойно шагать к власти, хотя, как полководец, он не ниже Кутузова. Но как личность, Наполеон не может равняться с Кутузовым, потому что ему чуждо сострадание, боль других людей, милосердие и интерес к внутреннему миру народа. В нравственном плане он злодей, а злодей не может быть гениален, так как «гений и злодейство - две вещи несовместны».

    В четырехтомном романе Л.Н. Толстого изображено множество людей, как выдуманных героев, так и реальных исторических персонажей. Наполеон - один из них и один из немногих, кто присутствует в романе буквально с первой и чуть ли не до последней страницы.

    Причем для Толстого Наполеон не просто исторический деятель, полководец, двинувший войска на Россию и разгромленный здесь. Писателя он интересует и как личность, наделенная своими человеческими качествами, достоинствами и недостатками, и как воплощение индивидуализма, человек, уверенный, что он выше всех и ему все позволено, и как фигура, с которой романист связывает сложнейшие нравственные вопросы.

    Раскрытие этого образа важно как для восприятия всего романа в целом и ряда главных героев: Андрея Болконского, Пьера Безухова, Кутузова, Александра I, так и для понимания философских взглядов самого автора. Образ Наполеона - не великого человека и полководеца, а завоевателя и поработителя позволил Толстому дать в романе свою картину видения реальных сил истории и роли выдающихся личностей.

    В романе есть целый ряд эпизодов, говорящих о несомненном полководческом опыте и таланте Наполеона. В продолжение всей Аус-терлицкой кампании он показан полководцем, который прекрасно разбирается в боевой обстановке и которого не обошли воинские успехи. Он быстро понял и тактический план Кутузова, предложившего перемирие под Голлабруном, и досадную ошибку Мюрата, согласившегося начать переговоры о мире. Перед Аустерлицем Наполеон перехитрил русского парламентера Долгорукова, внушив ему ложную мысль о своей боязни генерального сражения, чтобы усыпить бдительность противника и подвести свои войска как можно ближе к нему, что потом обеспечило победу в сражении.

    При описании переправы французов через Неман Толстой упомянет, что овации надоедали Наполеону, когда он отдавался военным заботам. В картине Бородинского сражения, которая иллюстрирует философский тезис Толстого о невозможности для главнокомандующего поспевать со своими приказами за быстро меняющейся обстановкой в ходе сражения, Наполеон обнаруживает знание тонкостей боевой обстановки. Он принимает во внимание уязвимость обороны левого крыла позиции русских. После просьбы Мюрата о подкреплении Наполеон подумал: «Какого они просят подкрепления, когда у них в руках половина армии, направленной на слабое, неукрепленное крыло русских».

    При описании Бородинской битвы Толстой дважды говорит о многолетнем опыте Наполеона-полководца. Именно опыт помог Наполеону понять трудность и результаты Бородинской битвы: «Наполеон же после своего долгого опыта войны знал хорошо, что" значило в продолжение восьми часов, после всех употребленных усилий, невыигранное атакующим сражение». В другом месте автор снова говорит о военной эрудиции полководца, который «с большим тактом и опытом войны спокойно и радостно исполнял свою роль...».

    И нет ничего удивительного, что в 1805 году, в разгар возвышения и побед Наполеона, двадцатилетний Пьер бросается на защиту французского императора, когда в салоне Шерер его называют узурпатором, антихристом, выскочкой, убийцей и злодеем, а Андрей Болконский говорит о несшненном величии Наполеона.

    Но Толстой хочет показать в романе не жизнь одного человека или группы людей, он стремится воплотить в нем мысль народную. Поэтому Наполеон у него бывает смешон в своем убеждении, что он руководит битвами и ходом истории; а сила Кутузова в том, что он опирается на стихийно выраженную народную волю, учитывает настроение народа.

    И вообще, в первых двух томах писатель предпочитает, чтобы читатель видел Наполеона не его, толстовскими, глазами, а глазами героев романа. Треугольная шляпа и серый походный сюртук, смелая и прямая походка - таким его представляют князь Андрей и Пьер, таким знала его поверженная Европа. У Толстого он на первый взгляд тоже такой: «Войска знали о присутствии императора, искали его газами, и, когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки, кричали: “Виват! На лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе».

    Таков Наполеон Толстого и в день, когда он приказал своим войскам переходить реку Неман, тем самым начав войну с Россией. Но вскоре он станет другим, потому что для писателя этот образ прежде всего -воплощение войны, а война есть «противное человеческому разуму и человеческой природе событие».

    В третьем томе Толстой уже не скрывает своей ненависти к Наполеону, он даст волю сарказму, будет зло издеваться над человеком, которого обожали тысячи людей. За что Толстой так ненавидит Наполеона?

    «Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения... Человек сорок улан потонуло в реке... Большинство прибилось назад к этому берегу... Но как только они вылезли... они закричали: “Виват!”, восторженно глядя на то место, где стоял Наполеон, но где его уже не было, и в ту минуту считали себя счастливыми».

    Все это не нравится Толстому, более того, возмущает его. Наполеон равнодушен, когда видит, что люди бессмысленно погибают в реке из одной преданности ему. Наполеон допускает мысль, что он - почти божество, что он может и должен вершить судьбы других людей, обрекать их на гибель, делать их счастливыми или несчастными... Толстой знает: такое понимание власти приводит к преступлению, несет зло. Поэтому как писатель он ставит перед собой задачу развенчать Наполеона, разрушить легенду о его необыкновенности.

    Впервые мы видим Наполеона на берегу Немана. Второй раз -в доме, где еще четыре дня назад жил Александр I. Наполеон принимает посланца русского царя. Толстой описывает Наполеона без малейших искажений, но подчеркивая детали: «Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах... Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который всегда имеют живущие в холе сорокалетние люди».

    Все - правда. И круглый живот, и короткие ноги, и толстые плечи. Толстой несколько раз говорит о «дрожанье икры в левой ноге Наполеона», еще и еще раз напоминает о его грузности, о короткой фигуре. Ничего необыкновенного не хочет видеть Толстой. Человек, как все, в свой срок располневший; просто человек, позволивший себе поверить, что он не такой, как другие люди. А из этого вытекает еще одно свойство, ненавистное Толстому, - неестественность.

    В портрете Наполеона, вышедшего навстречу посланцу русского царя, настойчиво подчеркнута его склонность «делать себя»: он только что причесался, но «одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба» - это была известная всему миру прическа Наполеона, ей подражали, ее нужно было сохранять. Даже то, что от него пахло одеколоном, вызывает гнев Толстого, потому что означает, что Наполеон очень занят собой и тем впечатлением, которое он производит на окружающих: «Видно было, что уже давно для Наполеона в его убеждении не существовало возможности ошибок и что в его понятии все то, что он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это».

    Таков Наполеон Толстого. Не величественный, а нелепый в своем убеждении, что история движется его волей, что все люди должны на него молиться. Толстой показал и как боготворили Наполеона, и как он сам все время желал казаться великим человеком. Все его жесты рассчитаны на то, чтобы вызвать к себе особое внимание. Он постоянно актерствует. Сигнал для начала Аустерлицкой битвы он подает перчаткой, снятой с руки. В Тильзите перед почетным караулом он разрывает, снимая с руки, перчатку и бросает ее на землю, зная, что это будет замечено. А накануне Бородинской битвы, принимая приехавшего из Парижа придворного, разыгрывает небольшой спектакль перед портретом своего сына. Словом, Толстой все время показывает в Наполеоне откровенное желание славы и то, как он постоянно разыгрывает роль великого человека.

    Образ Наполеона позволяет Толстому поставить вопрос: можно ли вообще величие и славу принимать за жизненный идеал? И писатель, как мы видим, дает на него отрицательный ответ. Как пишет Толстой, «разоблаченные владыки мира не могут противопоставить наполеоновскому идеалу славы и величия, не имеющему смысла, никакого разумного идеала». Отрицание этого эгоистического, искусственного, призрачного идеала является одним из главных способов развенчания самого Наполеона в романе «Война и мир».

    Поэтому Андрей Болконский в канун Бородинской битвы говорит об отсутствии у Наполеона «самых высших, лучших человеческих качеств - любви, поэзии, нежности, философского, пытливого сомнения». По словам Болконского, он был «счастливым от несчастья других».

    Наполеону посвящены семь глав из двадцати, описывающих Бородинский бой. Он тут одевается, переодевается, отдает распоряжения, объезжает позицию, выслушивает ординарцев... Бой для него - та же игра, но именно эту главную игру он и проигрывает. И с этого момента Наполеон начинает испытывать реальное «чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения».

    По теории Толстого, Наполеон-захватчик был бессилен в русской войне. В какой-то мере это так. Но лучше вспомнить другие слова того же Толстого о том, что Наполеон просто оказался слабее своего противника - «сильнейшего духом». И такой взгляд на Наполеона нисколько не противоречит ни истории, ни законам художественного восприятия личности, каким следовал великий писатель.





    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта