Главная » Отношения » Медный всадник подавление маленького человека. Трагедия маленького человека в поэме «Медный всадник. Взгляд Петра и Евгения

Медный всадник подавление маленького человека. Трагедия маленького человека в поэме «Медный всадник. Взгляд Петра и Евгения

Более глубокую трактовку темы маленького человека мы находим в поэме Пушкина «Медный всадник». Здесь пробле­ма решается уже в социально-философском ключе, а цен­тральным конфликтом становится противоречие между ма- леньким человеком и государством. Мелкий петербургский чиновник Евгений в результате наводнения теряет любимое существо, сходит с ума и в конце концов погибает. Казалось бы, какое отношение имеет эта история к проблеме государст­ва? Оказывается, имеет: ведь судьба Евгения решается в Пе­тербурге, который волею самодержца Петра построен на бере­гу Невы. Выходит так, что если бы Петр не основал этого города, то и Евгений остался бы жив. Эту парадоксальную, но по сути очень глубокую мысль Пушкин воплощает при помо­щи всей образной системы поэмы. Не случайно и не только в результате сумасшествия видит Евгений своего врага и про­тивника в «кумире на бронзовом коне» - Медном всаднике, не случайно этот всадник гонится за сумасшедшим Евгением по улицам Петербурга и в конце концов убивает его. В симво­лической форме Пушкин делает отчетливой мысль о противо­положности интересов отдельного, частного, маленького че­ловека интересам государства, которое мыслит слишком масштабно и не учитывает судеб конкретного человека.

На чьей же стороне Пушкин в этом конфликте? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. При всей жалости к Евгению, сочувствии ему, Пушкин все-таки признает и историческую оп­равданность действий Петра. Недаром именно в «Медном всад­нике» звучит вдохновенный гимн Петербургу, который своим великолепием воплощал для Пушкина идею великого русского государства (а великой сделали Россию во многом именно пет­ровские дела). Пушкин не ставит своей задачей заклеймить го­сударство или, наоборот, возвысить его. Сохраняя гуманистиче­ский подход к проблеме личности и державы, видя страдания простого человека и сочувствуя им, Пушкин все же видит и дру­гую сторону медали: великая Россия - это тоже важная цен­ность, и на стороне Медного всадника своя, историческая прав­да. Не решая вопроса о личности и государстве, Пушкин лишь констатирует неизбежную трагичность их взаимоотношений, видя в этих противоречиях диалектику реального развития дей­ствительности. Но следует при этом подчеркнуть, что гуманизм остается важнейшей частью идейного мира поэмы.

0

Forget

В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» рассматривается проблема «маленького человека». Это острая проблема в какой-то степени является неразрешимой, поэтому многие писатели обращаются к ней снова и снова в своих произведениях, количество которых достаточно велико. Каждый из писателей подходит к данной проблеме по-своему.

Обратимся к вышеуказанной поэме и разберемся в главной проблеме произведения.

В данной поэме «маленьким человеком» является Евгений – бедный городской житель. Великий поэт не дает ему даже фамилии: «Прозванья нам его не нужно…». Евгений честно трудится «где – то служит». Он мечтает жениться на своей возлюбленной Параше, обзавестись с ней семьей, воспитать будущих детей. Ради всего этого он готов «трудиться день и ночь». Но, к сожалению, этому не суждено было сбыться. Погода решила иначе. Нева «на город кинулась». Многие части города были затоплены, некоторые смыло. Евгений, пришедший к дому Параши, его не заметил. Тогда он и пришел в ужас, начал сходить с ума, ведь он потерял человека, ради которого ему хотелось жить, несмотря на сложные жизненные обстоятельства.

Героя начинает преследовать «Медный всадник», олицетворяющий собой государство и его правителя. Памятник представлен грозным не зря.

Образ Евгения выступает в поэме не как отдельная личность, а как бедный народ в целом со всеми проблемами, которыми он страдает. В данном случае такие люди пострадали из-за целей государства («прорубить окно в Европу»). То есть, при осуществлении различных планов государство мало волнуют интересы маленьких людей, ведь для него главное поднять статус, увеличить свою мощь. А эти цели чаще всего выполняются за счет его жителей, которые из-за этого лишаются много. Таких как Евгений в государстве огромное множество, каждый день в их жизни приходят те ил иные проблемы, исходящие, в первую очередь, от государства.

К сожалению, эта трагедия существует и на сегодняшний день. Часто простые люди погибают по вине государства, мыслящего масштабно, так как их судьбы не учитываются. Эта проблема может просуществовать до тех пор, пока государство не начнет учитывать интересы своих поданных.

0

Ninaarc
16.03.2019 оставил(а) комментарий:

А.С. Пушкин в своих произведениях не раз поднимал тему «маленького человека», ведь она была особенно актуальна в низших сословиях общества того времени. Люди без денег и связей, неспособные к подлости и хитрости, часто становились жертвами неблагоприятного стечения обстоятельств, так как о простом народе никто не заботился. Именно эту повседневную драму равнодушия показывает автор «Медного всадника».

На первых страницах поэт представляет нам образ главного героя Евгения. Он живет и служит в Коломне, мелкий чиновник, беден. Все стремления и амбиции этого молодого человека обосновываются вокруг мечты о создании семьи с девушкой по имени Параша. Пушкин даже не дает ему фамилию, потому что характер и положение Евгения типичны для того времени. Он - не личность, а отражение петербургской жизни вдали от дворцов и поместий. Так было со всеми маленькими людьми. Правитель уходил далеко вперед со своими реформами, а народ страдал от их последствий где-то вдалеке от знати: тихо, робко и тяжело.

Сам поэт не разделяет взглядов Евгения на жизнь, ведь он не стремится к чему-то высокому, его амбиции и желания ограничены бытовыми идеалистическими радостями: дом, семья, очаг. Нет в нем того, чтобы выдавало личность, чтобы отличало его среди массы серых петербургских сослуживцев.

В привычную жизнь Евгения врывается наводнение 1824 года, переворачивая «с ног на голову» обычное течение бытия. Погибает его надежда и любовь – Параша, а вместе с ней и светлый ум героя. Смысл жизни унесла Нева и глубоко утаила в своих пучинах. Евгений не способен к перерождению, что указывает на хрупкую духовную организацию «маленького человека». Украденный наводнением кирпичик из построенного в мыслях замка сразу поставил Евгения в тупик, поскольку воздвигнуть новое будущее, хотя бы из воздуха, у подобного героя нет сил. Он не способен проанализировать и пережить трудности.

0

spring
16.03.2019 оставил(а) комментарий:

В 1833 году А.С. Пушкин создал занимательную поэму «Медный всадник», в которой читатель знакомится с несколькими тематическими линиями. Конечно, это тема построения Петербурга и его прославление во всем мире. В тексте поэмы автор уделяет внимание и персоне царя – Петра I, под руководством котрого и возводился город.

Вторая проблемная линия, которая раскрыта в строках поэмы, касалась «маленького человека», то есть обычного жителя города. Такие простые, трудолюбивые жители и составляли целый русский народ. Значит, тема «маленького человека», которым стал Евгений, раскрывает суть существования целого народа.

Хорошо ли живется Евгению? В его мечтах простые человеческие слабости – еда, вода да жилье. Его старенький домик давно уже износился и стал совершенно ветхим и непрочным. Таких домов было очень много на территории Петербурга. В основном, располагались они по обе стороны Нивы, которая распрокинула свои воды на многие сотни километров. В таком домике жила и любимая девушка Евгения – Параша. Оба героя были совершенно бедными, поэтому, стремились найти свое счастье в маленьких радостях. Но, на земли русские пришла беда. Стихия разбушевалась, Нива вышла из берегов и затопила близлежащие дома. В одном из таких домов жила Параша. Девушка погибла и эта новость стала шокирующей для Евгения.

На фоне всех событий герой сходит с ума. Он во всем винит памятник Медному всаднику, который был установлен в честь Петра I.

Кто же виноват в случившемся? Однозначного ответа не найти. Конечно, царь, как управитель, как заботливый государь, во время строительства Петербурга должен был позаботиться о всех его жителях. Первым делом нужно было бороться с бедность и нищетой, помогать простым людям. Возможно, они бы не оказались в такой беде. Но, всего этого не произошло. Как и все великие цари, Петр заботился о себе, своем состоянии, о величие города, а про народ особо не думал. Поэтому, «маленький человек» был совершенно не защищенным в те времена.

И вот, ненастная стихия застает людей врасплох. Гибнет много жителей, разрушаются дома и мосты. Человек совершенно ничтожен в такой ситуации. Ему остается только покориться воле и своей судьбе. Евгений во всем стал винить медный памятник, который, в конечном итоге, привел его к гибели. Вот такая судьба у «маленького человека» в поэме А.С. Пушкина.

Поэма «Медный всадник» (1833) - одно из наиболее ярких и совершенных произведений Пушкина. В ней автор убедительно показывает всю сложность и противоречивость переломной эпохи в истории нашей страны. Следует подчеркнуть, что поэма занимает в творчестве Пушкина особое место. В этом произведении поэт попытался решить проблему взаимоотношения личности и государства, эта проблема составляла сущность духовных исканий Пушкина. Поэт видел возможность достижения согласия, гармонии между личностью и государством, знал, что человек может одновременно сознавать себя частью великого государства и яркой индивидуальностью, свободной от гнета. По какому же принципу должны строиться отношения личности и государства, чтобы частное и общественное сливались в одно целое Пушкинская поэма «Медный всадник» была своеобразной попыткой ответить на этот вопрос. К моменту создания «Медного всадника» в русской литературе назрела необходимость в стиховой повести о современном, не экзотическом и не надчеловечном герое.
Сюжет пушкинской поэмы вполне традиционен. В экспозиции автор представляет нам Евгения, скромного чиновника, «маленького человека», приметы быта которого сведены к минимуму: «стряхнул шинель, разделся, лег». Евгений из обедневших дворян, о чем Пушкин упоминает мельком, сообщив, что предки героя значились в «Истории Карамзина». Сегодняшний быт Евгения весьма скромен: он «где-то» служит, любит Парашу и мечтает жениться на^любимой девушке. В «Медном всаднике» частная жизнь и жизнь государственная представлены как два замкнутых мира, в каждом из которых существуют свои законы. Мир Евгения - мечты о тихих радостях семейной жизни. Мир государства, у истоков которого стоял Петр, - великие свершения и подчинение всего мира своей воле, своему порядку («Все флаги в гости к нам»). Мир частной личности и мир государства не просто отделены друг от друга, они враждебны, каждый из них несет другому зло и разрушение. Так, Петр свой город закладывает «назло надменному соседу» и уничтожает то, что добро и евято для бедного рыбака. Петр, который пытается подчинить, укротить стихию, вызывает ее злую месть, то есть становится виновником крушения всех личных надежд Евгения. Евгений хочет мстить, его угроза («Ужо тебе!») нелепа, но полна стремления к бунту против «кумира». В ответ он получает злую месть Петра и безумие. Восставший против государства был страшно наказан.
Таким образом, в основе отношений личности и государства лежит взаимное желание зла. И конфликт этот разрешить невозможно. Но для самого Пушкина в этом противоречии не было ничего трагического. Как для себя автор решает кон фликт личности и государства, мы можем понять, если обратимся к месту вступления поэмы «Медный всадник». Пушкин пишет:
Люблю тебя, Петра творенья. Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит...
По мнению Пушкина, в основу отношений между частным и государственным должна быть положена любовь, и поэтому жизнь государства и личности должны обогащать и дополнять друг друга. Пушкин разрешает конфликт личности и государства, преодолевая односторонность и мировоззрения Евгения, и взгляда на жизнь противоположной герою стороны. Кульминацией же этого столкновения является бунт «маленького» человека. Пушкин, поднимая бедного безумца до уровня Петра, начинает использовать возвышенную лексику. В момент гнева Евгений поистине страшен, ведь он осмелился угрожать самому Медному Всаднику! Однако бунт сошедшего с ума Евгения, - бунт бессмысленный и наказуемый. Кланяющиеся кумирам становятся их жертвами. Не исключено, что «бунт» Евгения содержит скрытую параллель с судьбой декабристов. Это подтверждает трагический финал «Медного всадника».
Анализируя пушкинскую поэму, мы приходим к выводу о том, что поэт проявил себя в ней как истинный философ. «Маленькие» люди будут бунтовать против высшей силы столько, сколько будет существовать государство. В этом-то и заключается трагичность и противоречие вечной борьбы слабых и сильных. Кто же все-таки виноват: великое государство, которое потеряло интерес к частной личности, или «маленький человек», который перестал интересоваться величием истории, выпал из нее? Читательское восприятие поэмы оказывается крайне противоречивым: по мнению Белинского, Пушкин обосновал трагическое право империи со всей ее государственной мощью распоряжаться жизнью частного человека; в XX веке некоторые критики предполагали, что Пушкин стоит на стороне Евгения; существует также мнение, что конфликт, изображенный Пушкиным, трагически неразрешим. Но очевидно, что для самого поэта в «Медном всаднике», по формуле литературоведа Ю. Лотмана, «правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря перейти в другой, а в том, чтобы «приподняться над жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни других людей». Понимания и даже ненависти. Он сознает, что готовность принести себя в жертву - это прямая обязанность поэта.
Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Пушкин на протяжении всей своей жизни подтверждал собственные идеалы и стремления, высказанные в стихах. Он не боялся немилости сильных мира сего, он смело высказывался против крепостничества; выступал в защиту декабристов. Жизнь поэта была непростой, он сознательно отказывался от спокойствия и умиротворенности, считая назначением поэта - открывать миру правду.
В сатире праведной порок изображу И нравы сих веков потомству обнажу.
Поэту удалось донести до потомства свои мысли. Имя Пушкина всегда будет дорого для тех, кто любит и понимает русскую историю и литературу.

А. С. Пушкин стал основоположником темы маленького человека в русской литературе. В своей поэме «Медный всадник» поэт оригинально раскрыл ее, описав трагическую судьбу главного героя Евгения, ставшего жертвой из-за честолюбия главы государства.

Сюжет произведения строится на приеме антитезы: образ бедного чиновника противопоставлен великому императору Петру I и буйной стихии. И это не случайно: именно преобразования могущественного правителя и неожиданно постигшее Петербург наводнение стали причиной всех бед Евгения. При этом оба явления очень похожи между собой: реформы Петра обрушились на народ также, как волны разгневанной Невы на город. Да, с одной стороны отстроить на болотных топях новую прекрасную столицу, перед которой «померкла старая Москва», и тем самым «в Европу прорубить окно» - это, несомненно, великое свершение. Но чем в итоге обернулось такое насилие над природой? Страшным наводнением, разрушившим судьбы маленьких людей.

Изначально, автор восхищенно в деталях описывает прекрасный город, «Петра творенье», к чьим богатым пристаням стремятся «корабли толпой со всех концов земли», но, прежде, чем перейти к самому повествованию, он внезапно использует явно контрастные предложения:

Была ужасная пора,

Об ней свежо воспоминанье...

И тут в произведении появляется тот самый «маленький человек», Евгений, чья трагическая судьба стала наглядным примером противостояния бедняка и великого государя. Герой, как и многие русские люди, стремился к тихой и размеренной жизни: трудом себе доставить «независимость и честь», построить «приют смиренный и простой», завести семью и пройти весь жизненный путь рядом с одним единственным человеком. Но мечты и планы Евгения за один день разрушила «бурлива» Нева, подобная царскому произволу, ломающему судьбы многих людей, нарушая привычный ход их жизни. Стихия, гневаясь, уничтожила все, что было дорого герою: возлюбленную Парашу, ее мать и дом...

Отныне жизнь бедного чиновника потеряла всякий смысл. Его «смятенный ум» не смог вынести таких «ужасных потрясений». Оглушенный «шумом внутренней тревоги», Евгений просто скитался по Петербургу: «ни зверь, ни человек, ни то ни се, ни житель света, ни призрак мертвый», он просто доживал свой век.

А. С. Пушкин предоставляет своему «маленькому человеку» возможность взбунтоваться против Петра, «чьей волей роковой под морем город основался». Император предстает перед героем в образе Медного Всадника, который в этот страшный момент был для Евгения не «мощный властелин судьбы», а всего лишь «горделивым истуканом». Поэтому несчастный бедняк и осмелился угрожать государю:

«Добро, строитель чудотворный! -

Шепнул он, злобно задрожав, -

Ужо тебе!..»

Бессмысленный бунт против Петра, чье честолюбие принесло горе многим простым, беспомощным людям, обернулся для Евгения трагедией: герой впадает в безумие, ему кажется, что всадник преследует его. В итоге восставший против государства Евгений заканчивает свой век на маленьком острове в ветхом домике своей любимой, который когда-то туда принесло наводнение.

Александр Сергеевич Пушкин является автором множества известных и ставших классическими во всем мире произведений. «Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама», «Медный всадник» и другие произведения актуальны и читаемы сегодня. В своем творчестве автор поднимает ряд важных социальных проблем и вопросов. Как и во многих других произведениях, автор описывает взаимоотношения личности и государства.

Главным персонажем поэмы является Евгений. Он скромный чиновник и «маленький человек». Читатель не знает ни о его происхождении, ни место его службы, какие-либо иные факты из жизни Евгения автор не указывает. Тем самым автор хотел показать, насколько малозначителен главный персонаж, а именно, что он – «маленький человек».

Автор описывает два мира: личный мир Евгения и мир государства. В каждом существуют и действуют свои законы. Мир Евгения состоит из грез, мечтаний о тихой мирной жизни. Мир государства – великое свершение и подчинение своей воли, своему порядку «Все флаги в гости к нам». Два этих мира враждуют, поэтому и ярко отделены друг от друга.

В поэме идет обвинение в адрес Петра Первого (царя-реформатора) в том, что если бы не он, то Евгений остался бы знатным дворянином. На этой почве Евгений угрожает самому Медному всаднику, поднимает бунт – бессмысленный и наказуемый. От этого главный герой сходит с ума. Он бродит по улицам ненавистного ему города, а в ушах его слышится шум ветра и Невы. Прогулка приводит его к Медному всаднику- памятнику Петра. Евгений начинает размышлять и осознает, в чем состоят беды и несчастья, как его личные, так и окружающих людей. И это толкает его на бунт и протест!

Перед читателем встает вопрос: кто же виноват? Государство, которому безразлична частная жизнь граждан, или граждане, которые отказываются изучать истоки государства?

Стоит отметить, что подобная тема описывает человека, который мал в социальном плане. Его духовный мир до крайности беден, узок и состоит из огромного количества запретов. Философские размышления его не волнуют, его интересуют только личные жизненные интересы.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Бунт маленького человека в поэме «Медный всадник» читают:

Поэма "Медный всадник" была написана в 1833 году в Болдине. К печати её не допустил Николай I.


В поэме рассказывается о бедном государственном служащем Евгении, жителе Петербурга. Он влюблён в Парашу, живущую на другом берегу реки. Казалось бы, ничто не тревожит их счастья, кроме временной разлуки, Евгений мечтает о семье и достатке, "И вдруг, как зверь остервенясь,/ На город кинулась" Нева.


Она уничтожила все запасы, затопила дома и убила многих людей, в том числе и Парашу. Евгений, узнав о смерти любимой, сошёл с ума. Целый год он скитался по городу и увидел памятник Петру I. Евгений обвинил "медного всадника" во всех своих бедах, и тут ему показалось, что этот величественный истукан погнался за ним. Прошло немного времени, и Евгений умер.


Трагедия "маленького человека" - одна из наиболее значимых и востребованных тем в русской литературе. Каждый писатель раскрывает эту тему по-своему, но цель произведения этой тематики - показать жизнь заурядных людей. Так поступил и Пушкин, описавший судьбу "маленького человека" Евгения. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


В своей поэме он показал образ Евгения в сравнении с силами, имевшими огромное влияние, - стихия и государственная власть.


К теме петровских преобразований также обращались многие писатели. Александр Сергеевич относится к Петру I двояко: в начале поэмы от отзывается о нём, как о достойном правителе, прорубившем окно в Европу; но Петр I не знает жизни "маленького человека", поэтому совершает реформы на благо государства в целом. Петр I считал, что Санкт-Петербург сможет вывести Россию на новый уровень, но он забыл про "убогих чухонцев" - людей, не готовых к преобразованиям. Слово царя - закон. Мечты Петра I сбылись, несмотря на трудности строительства. Пушкин восхищён "младшей столицей".


И тут же Александр Сергеевич переносит в жизнь Евгения - "маленького человека" в большом городе. Мысли Петра I Пушкин описывает так: "Какая дума на челе! Какая сила в нём сокрыта!" Как мы знаем, Петр I думал о Петербурге. Мысли Евгения выглядят мизерно: "О чём же думал он? о том,/ Что был он беден, что трудом/ Он должен был себе доставить/ И независимость и честь..." Он мечтает о достатке и счастливой семье: "Жениться? Мне? зачем же нет? Пройдёт, быть может, год-другой - /Местечко получу, Параше/ Препоручу семейство наше/ И воспитание ребят..." В этих помыслах нет ничего дурного, но от лица Евгения Пушкин выразил желания простого народа.


Я считаю, что Пушкин на примере сломанной из-за наводнения жизни Евгения хотел показать несостоявшиеся мечты "маленьких людей", в чьи жизни реформы ворвались, словно Нева в дом. Народ - в лице Евгения - грозит царю: "Ужо тебе!..", но всё-таки боится царя, даже "медного всадника".


Полезный материал





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта