Главная » Дом » Наполеон анализ война и мир. Образ и характеристика Наполеона в романе «Война и Мир» Льва Толстого (для сочинения по Литературе). Отношение Толстого к французскому императору

Наполеон анализ война и мир. Образ и характеристика Наполеона в романе «Война и Мир» Льва Толстого (для сочинения по Литературе). Отношение Толстого к французскому императору

Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир», создавая широкие эпические картины военной и мирной жизни, развивая мысль о ходе исторического процесса, рассматривая поступки отдельных людей, считает, что истинно великой оказывается та личность, воля и стремление которой совпадают со стремлением народа.

По мнению Л. Н. Толстого, в исторических событиях так называемые великие люди суть только ярлыки, дающие наименование событию, если за их деятельностью стоят эгоизм, бесчеловечность, стремление оправдать преступления, совершаемые во имя корыстных целей. К таким историческим деятелям писатель относит французского императора Наполеона, не признавая в нём «гениальности», показывая на страницах своего произведения как ничтожного, тщеславного актёра, обличая его как узурпатора и захватчика чужой земли.

Впервые имя Наполеона звучит в салоне Анны Павловны Шерер. Большинство их её гостей ненавидят и боятся Бонапарта, называя его «антихристом», «убийцей», «злодеем». Передовая дворянская интеллигенция в лице князя Андрея Болконского и Пьера Безухова видит в нём «героя» и «великого человека». Их привлекает военная слава молодого генерала, его мужество, отвага в сражениях.

В войне 1805 года, которая велась за пределами России, Толстой рисует реальный образ полководца Наполеона, обладающего трезвым умом, непреклонной волей, расчётливой и дерзкой целеустремлённостью. Он хорошо знает и понимает любого противника; обращаясь к солдатам, вселяет в них уверенность в победе, обещая, что в критический момент, «если победа будет хоть минуту сомнительна», он первым встанет под удары неприятеля.

В Аустерлицком сражении французская армия, хорошо организованная и талантливо управляемая Наполеном, одерживает бесспорную победу и полководец-победитель объезжает поле боя, великодушно и по достоинству оценивая побеждённого противника. Увидев убитого русского гренадёра, Наполеон говорит: «Славный народ!» Глядя на князя Болконского, лежащего навзничь с брошенным подле него древком знамени, французский император произносит свои знаменитые слова: «Вот прекрасная смерть!» Самодовольный и счастливый, Наполеон отдаёт должное командиру эскадрона, князю Репнину: «Ваш полк честно исполнил долг свой».

Во время подписания Тильзитского мира Наполеон с достоинством держится с русским императором, награждает орденом Почётного легиона «храбрейшего из русских солдат», проявляя своё показное великодушие.

Победитель союзных австрийской и русской армий не лишён некоторого ореола величия. Но в дальнейшем поведение и поступки фактического повелителя Европы, его намерения и распоряжения характеризуют Наполеона как тщеславного и вероломного человека, жаждущего славы, эгоистичного и жестокого. Это проявляется в сцене переправы через широкую реку Вилию польского уланского полка, когда сотни уланов бросаются в реку, чтобы показать своё геройство императору, и тонут «под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали».

Л. Н. Толстой в войне 1812 года, носившей грабительский, захватнический характер со стороны армии Наполеона, сатирически изображает внешность этого «великого человека», ничтожного и смешного. Писатель постоянно подчёркивает маленький рост императора Франции («маленький человек с белыми руками», у него «маленькая шляпа», «маленькая пухлая ручка»), снова и снова рисует «круглый живот» императора, «жирные ляжки коротких ног».

По мнению писателя, человек, опоённый успехом, приписывающий себе движущую роль в ходе исторических событий, оторванный от народных масс, не может быть великой личностью. Развенчивание «наполеоновской легенды» происходит в случайной встрече имперетора с Лаврушкой, крепостным Денисова, в беседе с которым выявляется пустое тщеславие и мелочность «властелина мира».

Наполеон ни на минуту не забывает о своём величии. С кем бы он ни разговаривал, он всегда думает о том, что сделанное и сказанное им будет принадлежать истории. И «только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Всё, что происходило вне его, не имело для него значения, потому что всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Когда императору преподносят аллегорический портрет сына, на котором наследник изображён играющим в бильбоке земным шаром, Наполеон смотрит на портрет и чувствует: то, что «скажет и сделает теперь, - есть история... Он приказал вынести портрет перед палаткой с тем, не лишить старую гвардию, стоявшую около его палатки, счастья видеть римского короля, сына и наследника их обожаемого государя».

Писатель подчёркивает холодность, самодовольство, напускное глубокомыслие в выражении лица Наполеона и его позёрство. Перед портретом сына он»сделал вид задумчивой нежности», жест его «грациозно-величествен». Накануне Бородинского сражения, совершая утренний туалет, Наполеон с удовольствием «поворачивался то толстою спиной, то обросшею жирною грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело. Другой камердинер, придерживая пальцем склянку, брызгал одеколоном на выхоленное тело императора...»

В описаниях Бородинского сражения Л. Н. Толстой развенчивает гениальность, приписываемую Наполеону, который замечает, что для него это кровопролитное сражение - игра в шахматы. Но во время битвы император Франции находится так далеко от поля боя, что его ход «ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено». Будучи опытным полководцем, Наполеон понимает, что битва проиграна. Он подавлен и морально уничтожен. Живший до поражения под Бородином в призрачном мире славы, император на короткое мгновение переносит на себя страдания и смерть, увиденные на поле боя. В эту минуту он «не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы» и желал теперь одного - «отдыха, спокойствия и свободы».

В Бородинской битве в результате гигантских усилий всего народа, его физических и нравственных сил Наполеон сдал свои позиции. Победило глубоко человеческое патриотическое чувство русских солдат и офицеров. Но, как носитель зла, Наполеон не может переродиться и не в силах отказаться от «призрака жизни» - величия и славы. «И никогда, до конца жизни своей, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого...»

В последний раз Наполеон играет роль победителя на Поклонной горе, воображая себе вступление в Москву торжественным, театрализованным представлением, в котором он продемонстрирует своё великодушие и величие. Как опытный актёр, он разыгрывает всю встречу с «боярами» и сочиняет свою речь к ним. Используя художественный приём «внутреннего» монолога героя, Л. Н. Толстой обнажает во французском императоре мелочное тщеславие игрока, его никчёмность.

Деятельность Наполеона в Москве - военная, дипломатическая, юридическая, армейская, религиозная, торговая т. д. - была «так же изумительна и гениальна, как и везде». Однако в ней он «подобен ребёнку, который, держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».

Провидением Наполеону была предназначена печальная роль палача народов. Сам же он стремится уверить себя, что цель его поступков - «благо народов и что он мог руководить судьбами миллионов и путём власти делать благодеяния». В Отечественной войне 1812 года действия Наполеона становятся противными «тому, что всё человечество называет добром и даже справедливостью». Л. Н. Толстой говорит, что французский император не может обладать величием, быть великой личностью, так как «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

По мнению писателя, деятельность Наполеона, его личность представляют «лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история». Наполеон, человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями «выносится на заметное место». Как главу армии его выдвигают «невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая самоуверенность и самоуверенная ограниченность этого человека». Военную славу ему составили... блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность». Ему сопутствовало везде «бесчисленное количество так называемых случайностей». В России, в которую так стремился Наполеон, «все случайности постоянно теперь уже не за, а против него».

Л. Н. Толстой не только не признаёт «гениальности» Наполеона, но и осуждает его индивидуализм, безмерное властолюбие, жажду славы и почестей в сочетании с тупым равнодушием к людям, по трупам которых можно спокойно шагать к власти, хотя, как полководец, он не ниже Кутузова. Но как личность, Наполеон не может равняться с Кутузовым, потому что ему чуждо сострадание, боль других людей, милосердие и интерес к внутреннему миру народа. В нравственном плане он злодей, а злодей не может быть гениален, так как «гений и злодейство - две вещи несовместны».

Личность императора Франции будоражит умы историков и литераторов всех времен. Тайну злого гения, погубившего миллионы человеческих жизней, пытались раскрыть многие ученые и писатели.

Лев Толстой выступил объективным критиком, образ и характеристика Наполеона в романе «Война и мир» высветлена всесторонне, не предупреждено.

Как выглядит император Франции

Худое лицо Наполеона в 1805 году под Аустерлицем свидетельствовало о его напряженном графике, усталости, молодецком задоре. В 1812 году император Франции выглядит иначе: круглый живот указывает на увлечение жирной пищей. Из воротника синего мундира выглядывает пухлая шея, а выпуклости толстых ляжек хорошо прорисовываются через обтягивающую ткань белых лосин.

Военная натренированная осанка позволяла Бонапарту до последних дней выглядеть величественно. Он отличался маленьким ростом, коренастой фигурой и невольно выпяченным животом, постоянно носил ботфорты – жизнь проходила верхом на коне. Мужчина прославился ухоженным франтом с белыми красивыми руками, любил парфюм, его тело постоянно окутывал густой аромат одеколона.

Военную кампанию против России Наполеон затеял в сорокалетнем возрасте. Сноровка и движения стали менее проворными, чем в молодости, но шаг оставался твердым и быстрым. Голос императора звучал громко, он старался четко выговаривать каждую букву, особенно красиво договаривал последний слог в словах.

Как характеризуют Наполеона герои романа «Война и мир»

Хозяйка Петербургского салона Анна Шеррер повторяет слухи, распространенные из Пруссии о том, что Бонапарте непобедим, Европа не сможет остановить его армию. Идет только 1805 год, часть гостей, приглашенных на званый вечер, отзывается восхищенно о деятельности нового французского правительства, его амбициозного предводителя.

В начале романа Андрей Болконский считает военного деятеля перспективным. На упомянутом вечере молодой князь вспоминает благородные поступки полководца, вызывающие уважение: посещение госпиталей, общение с инфицированными чумой солдатами.

После Бородинской битвы, когда русскому офицеру пришлось умирать среди множества убитых солдат, он услышал над собой Наполеона. Тот говорил о картине смерти, развернувшейся перед глазами, восхищаясь, с восторгом, вдохновенно. Князь Андрей осознал, что слышит слова больного человека, одержимого чужими страданиями, подлого и приземленного нездоровыми инстинктами.

Аналогично разочаровался в образе французского военачальника Пьер Безухов. Молодой граф подчеркивал государственный профессионализм деятеля, сумевшего отделить злоупотребления революции, принявшего равенство граждан, как основу нового политического правления. Особенно старательно Пьер старался объяснить русской знати положительное значение свободы слова, зародившейся в юной Франции.

На пепелище Москвы Безухов поменял свое мнение на противоположное. Под театральным величием души Наполеона Пьер увидел масштаб беззакония, творимого единолично императором. Следствием действия человека, стоявшего у власти, стала нечеловеческая жестокость. Массовое бесправие было результатом алчности и ничтожности.

Николай Ростов в силу молодости и прямоты считал Наполеона преступником, а как эмоционально зрелый представитель молодежи ненавидел полководца вражеской армии всей силой юношеской души.

Государственный русский деятель граф Растопчин сравнивает деятельность злого гения с пиратскими традициями, имевшими место на захваченных ими судах.

Черты характера Наполеона

Будущий завоеватель Европы имел итальянские корни, мог, как большинство представителей этой нации самопроизвольно менять мимику лица. Но современники утверждали, что выражение самодовольства и счастья присутствовало на лице маленького человека часто, особенно в минуты сражений.

Автор многократно упоминает самовлюбленность, самообожание данного персонажа, эгоизм доходит до уровня безумия. Откровенная ложь срывается с его губ, подчеркнутая искренним выражением глаз. Война для него - благородное ремесло, он не замечает, что за этими словами стоит красная картина миллионов погубленных жизней, реки крови текут с полей сражения.

Массовое убийство народов превращается в привычку, страстную зависимость. Наполеон сам называет войну своим ремеслом. Военная карьера стала его жизненной целью еще с юности. Добравшись к власти, император ценит роскошь, организовывает пышный двор, требует почета. Его приказания выполняются беспрекословно, он сам, по словам Толстого, начал верить в правоту своих мыслей, как едино правильных.

Император находится в заблуждении, что его убеждения безошибочны, идеальные и совершенны в своей истинности. Толстой не отрицает, опыт ведения войны у Бонапарта значительный, но персонаж не является образованным человеком, а наоборот, является ограниченной личностью во многих отношениях.

Многие писатели обращаются в своем творчестве к историческим личностям. XIX век был насыщен различными событиями, в которых участвовали выдающиеся персоны. Одним из ведущих лейтмотивов для создания литературных произведений стало изображение Наполеона и наполеонизма. Некоторые писатели романтизировали эту личность, наделив ее мощью, величием и свободолюбием. Другие видели в этой фигуре эгоизм, индивидуализм, желание господства над людьми.

Ключевым стал образ Наполеона в романе "Война и мир" Толстого Льва Николаевича. Писатель в этой эпопее развеял миф о величии Бонапарта. Толстой отрицает концепцию "великого человека", потому что она связана с насилием, злом, подлостью, трусостью, ложью и предательством. Лев Николаевич считает, что только человек, обретший мир в своей душе, нашедший путь к умиротворению, может познать истинную жизнь.

Бонапарт глазами героев романа

О роли Наполеона в романе "Война и мир" можно судить уже с первых страниц произведения. Герои называют его Буонапарте. Впервые о нем начинают разговаривать в гостиной Анны Шерер. Многие фрейлины и приближенные императрицы активно обсуждают политические события в Европе. Из уст хозяйки салона исходят слова о том, что в Пруссии объявили Бонапарта непобедимым, и Европа ничего не может ему противопоставить.

Все представители высшего общества, приглашенные на вечер, по разному относятся к Наполеону. Одни его поддерживают, другие им восхищаются, третьи - не понимают. Образ Наполеона в романе "Война и мир" Толстой показал с разных точек зрения. Писатель изобразил, каким он был полководцем, императором и человеком. На протяжении всего произведения герои высказывают свое мнение о Бонапарте. Так, Николай Ростов называл его преступником. Наивный юноша ненавидел императора и осуждал все его действия. Молодой офицер Борис Друбецкой с уважением относится к Наполеону, хотел бы его увидеть. Один из представителей светского общества, граф Растопчин, сравнивал действия Наполеона в Европе с пиратскими.

Видение великого полководца Андреем Болконским

Мнение Андрея Болконского о Бонапарте менялось. Сначала он видел его великим полководцем, "великим гением". Князь считал, что такой человек способен только на величественные дела. Многие поступки французского императора Болконский оправдывает, а некоторые не понимает. Что же окончательно развеяло у князя мнение о величии Бонапарта? Аустерлицкое сражение. Князь Болконский смертельно ранен. Он лежал на поле, глядел в голубое небо и размышлял о смысле жизни. В это время к нему подъехал его герой (Наполеон) на коне и произнес слова: "Вот прекрасная смерть". Болконский узнал в нем Бонапарта, но это был самый обыкновенный, маленький и ничтожный человек. Потом, когда осматривали пленных, Андрей понял, насколько ничтожно величие. Он полностью разочаровался в своем бывшем герое.

Взгляды Пьера Безухова

Будучи молодым и наивным, Пьер Безухов с рвением защищал взгляды Наполеона. Он видел в нем личность, которая стояла выше революции. Пьеру казалось, что Наполеон дал гражданам равенство, свободу слова и печати. Сначала Безухов видел во французском императоре великую душу. Пьер учитывал убийства Бонапарта, но допускал, что для блага империи это допустимо. Революционные действия французского императора казались ему подвигом великого человека. Но Отечественная война 1812 года показала Пьеру истинное лицо его кумира. Он увидел в нем ничтожного, жестокого, бесправного императора. Теперь он мечтал убить Бонапарта, но считал, что такой геройской участи тот не заслуживает.

Наполеон перед Аустерлицким и Бородинским сражением

В начале военных действий Толстой показывает французского императора, наделенного человеческими чертами. Его лицо наполнено самоуверенности и самодовольства. Наполеон счастлив и выглядит как "влюбленный и успешный мальчик". Его портрет излучал "задумчивую нежность".

С возрастом его лицо наполняется холодностью, но все еще выражает заслуженное счастье. А каким читатели видят его после вторжения в Россию? Перед Бородинской битвой он очень изменился. Облик императора невозможно было узнать: лицо пожелтело, опухло, глаза помутнели, нос покраснел.

Описание внешности императора

Лев Николаевич, рисуя образ Наполеона в романе "Война и мир", очень часто прибегает к его описанию. Сначала он показывает его среди маршалов на серой кобыле и в серой шинели. Тогда еще ни один мускул не шевелился на его лице, ничто не выдавало его нервозности и переживаний. Вначале Бонапарт был худощавым, а к 1812 году сильно располнел. Толстой описывает его круглый большой живот, белые лосины на жирных коротких ляжках, высокие ботфорты. Это напыщенный человек с белой пухлой шеей, от которого пахло одеколоном. Толстым, маленьким, плечистым, неповоротливым видят читатели Наполеона в дальнейшем. Несколько раз Толстой акцентирует внимание на невысоком росте императора. Также он описывает маленькие пухлые руки правителя. Голос Наполеона был резким и четким. Он выговаривал каждую букву. Ходил император решительно и твердо, делая быстрые шаги.

Цитаты Наполеона в романе "Война и мир"

Бонапарт говорил очень красноречиво, торжественно, не сдерживал раздражительности. Он был уверен, что все им восторгаются. Сравнивая себя и Александра I, он сказал: "Война - мое ремесло, а его дело царствовать, а не войсками командовать..." Об удаче император рассуждает следующей фразой: "...фортуна -настоящая распутница..." Военные действия он сравнивает с обычными делами, которые нужно доводить до конца:"...вино откупорено, надо его пить..." Рассуждая о действительности, правитель говорил:"Наше тело есть машина для жизни". Часто полководец размышлял о военном искусстве. Самым важным он считал оказаться сильнее неприятеля в определенный момент. Ему же принадлежат слова:"Легко ошибиться в пылу огня".

Цели Наполеона в романе "Война и мир"

Французский император был очень целеустремленным человеком. Бонапарт шаг за шагом двигался к своей цели. Поначалу все были в восторге от того, что этот человек из обычного поручика стал великим правителем. Что же им руководило? У Наполеона было честолюбивое стремление завоевать весь мир. Будучи властолюбивой и грандиозной натурой, он был наделен эгоизмом и тщеславием. Внутренний мир этого человека пугающий и безобразный. Желая властвовать над миром, он растворяется в тщеславии и теряет себя. Императору приходится жить напоказ. Честолюбивые цели превратили Бонапарта в тирана и завоевателя.

Равнодушие Бонапарта, изображенное Толстым

Личность Наполеона в романе "Война и мир" постепенно деградирует. Его поступки противоположны добру и правде. Судьбы других людей его совершенно не интересуют. Читателей поражает равнодушие Наполеона в "Войне и мире". Люди оказываются пешками в его игре с могущестом и властью. В реальности Бонапарт не замечает людей. Его лицо не выражало ни единой эмоции, когда он объезжал Аустерлицкое поле после сражения, все усеянное трупами. Андрей Болконский заметил, что несчастья других доставляли императору удовольствие. Страшная картина Бородинского сражения вызывает у него легкую радость. Взяв для себя лозунг "Победителей не судят", Наполеон ступает по трупам к могуществу и славе. Это очень хорошо показано в романе.

Другие черты Наполеона

Французский император считает войну своим ремеслом. Он любит воевать. Его отношение к солдатам притворное и напыщенное. Толстой показывает, насколько этому человеку важна роскошь. Пышный дворец Бонапарта просто поражал. Писатель изображает его изнеженным и избалованным упырем. Он любит, чтобы им восхищались.

Настоящий облик Бонапарта становится очевидным после сопоставления его с Кутузовым. И тот и другой являются выразителями исторических веяний времени. Мудрый Кутузов смог возглавить народное освободительное движение. Наполеон же стоял во главе захватнической войны. Наполеоновская армия погибла. Сам он стал ничтожеством в глазах многих, потеряв уважение даже тех, кто им некогда восхищался.

Роль личности в историческом движении на образе Бонапарта

Характеристика Наполеона в романе "Война и мир" нужна для того, чтобы показать реальный смысл событий. К сожалению, народные массы иногда становятся орудием в руках великих личностей. Толстой в своей эпопее попробовал показать свое видение того, кто руководит историческим процессом: случайности, вожди, народ, высший разум? Писатель не считает Наполеона великим, потому что в нем нет простоты, правды и добра.

Отношение Толстого к французскому императору

Наполеон в произведении "Война и мир" изображен Толстым следующим образом:

  1. Ограниченный человек. Он слишком уверен в своей военной славе.
  2. Приписанная людьми гениальность. В сражениях он не щадил свою армию.
  3. Шулер, действия которого нельзя назвать великими.
  4. Выскочка и личность без убеждений.
  5. Глупое поведение Бонапарта после взятия Москвы.
  6. Подлый человек.

Какую концепцию жизни Наполеона показал Лев Николаевич? Французский император отрицал целесообразность исторической воли. За основу истории он берет единичные интересы, поэтому она видится ему беспорядочным столкновением чьих-то желаний. Наполеоном одолевает культ личности, он не верит во внутреннюю мудрость бытия. Чтобы достичь своих собственных целей, он использует интриги и авантюры. Его военный поход в Россию - это утверждение авантюры в качестве мирового закона. В попытке навязать миру свою волю он бессилен, поэтому терпит поражение.

Лев Толстой изумлен самодовольством, ложным рыцарством, высокомерием, фальшивой галантностью, раздражительностью, властностью, актерством, манией величия французского правителя, который угрожает стереть Пруссию с европейской карты. Толстому очень хотелось доказать, что все великие правители являются злой игрушкой в руках истории. Ведь Наполеон - очень хороший полководец, почему же он проиграл? Писатель считает, что он не видел боль других людей, не интересовался внутренним миром других, не имел милосердия. Образом Наполеона в романе "Война и мир" Толстой показал нравственно бездарного человека.

Лев Николаевич не видит в Бонапарте гения, потому что в нем больше злодейского. Изображая личность Наполеона в романе "Война и мир", Толстой применил гуманистический нравственный принцип. Власть наделила императора эгоцентризмом, который развился в нем до крайних пределов. Победы Наполеона опирались на тактику и стратегию, но он не учел дух российского войска. По мнению Толстого, ход истории вершит народ.

Портрет Наполеона

Лев Николаевич подчеркивает ограниченность и самоуверенность этого полководца, которая проявляется во всех его словах, жестах и поступках. Портрет Наполеона иронический. У него "короткая", "потолстевшая" фигура, "жирные ляжки", суетливая, стремительная походка, "белая пухлая шея", "круглый живот", "толстые плечи". Таков образ Наполеона в романе "Война и мир". Описывая утренний туалет французского императора перед Бородинским сражением, Лев Николаевич разоблачительный характер портретной характеристики, данной первоначально в произведении, усиливает. У императора "выхоленное тело", "обросшая жирная грудь", "желтое" и "опухшее" лицо. Эти детали показывают, что Наполеон Бонапарт ("Война и мир") был человеком, далеким от трудовой жизни и чуждым народным корням. Предводитель французов показан самовлюбленным эгоистом, который думает, что его воле повинуется вся Вселенная. Для него люди никакого интереса не представляют.

Поведение Наполеона, его манера говорить

Образ Наполеона в романе "Война и мир" раскрывается не только через описание его внешности. В его манере говорить и поведении также сквозят самовлюбленность и ограниченность. Он убежден в собственной гениальности и величии. Хорошо - то, что пришло ему в голову, а не то, что на самом деле хорошо, как отмечает Толстой. В романе каждое появление этого персонажа сопровождается авторским беспощадным комментарием. Так, например, в третьем томе (первая часть, шестая глава) Лев Николаевич пишет о том, что по этому человеку видно было, что для него имело интерес лишь происходившее в его душе.

В произведении "Война и мир" характеристика Наполеона отмечена также следующими деталями. С тонкой иронией, которая иногда переходит в сарказм, писатель разоблачает претензии на мировое господство Бонапарта, а также его актерство, непрестанное позирование для истории. Все время французский император играл, в его словах и поведении не было ничего естественного и простого. Это показано очень выразительно Львом Николаевичем в сцене, когда тот любовался на Бородинском поле портретом сына. В ней образ Наполеона в романе "Война и мир" приобретает некоторые весьма важные детали. Опишем эту сцену вкратце.

Эпизод с портретом сына Наполеона

Наполеон подошел к картине, ощущая, что то, что он сделает и произнесет теперь, "есть история". Портрет изображал сына императора, который играл земным шаром в бильбоке. В этом выражалось величие предводителя французов, однако Наполеон хотел показать "отеческую нежность". Конечно, это было чистой воды актерство. Не выражал здесь Наполеон никаких искренних чувств, он лишь лицедействовал, позировал для истории. Данная сцена показывает самонадеянность этого человека, который считал, что вся Россия будет покорена с завоеванием Москвы и осуществятся таким образом его планы господства над всем миром.

Наполеон - актер и игрок

И в ряде дальнейших эпизодов описание Наполеона ("Война и мир") указывает на то, что это актер и игрок. Он произносит накануне Бородинской битвы, что шахматы уже поставлены, завтра начнется игра. В день сражения Лев Николаевич замечает после пушечных выстрелов: "Игра началась". Далее писатель показывает, что она десяткам тысяч людей стоила жизни. Князь Андрей думает, что война - это не игра, а лишь жестокая необходимость. Принципиально другой подход к ней заключался в этой мысли одного из главных героев произведения "Война и мир". Образ Наполеона оттеняется благодаря этому замечанию. Князь Андрей выразил мнение мирного народа, который был вынужден при исключительных обстоятельствах взяться за оружие, поскольку угроза порабощения нависла над родиной.

Комический эффект, производимый французским императором

Не имело значения для Наполеона то, что было вне его самого, так как ему казалось, что все в мире зависело лишь от его воли. Такое замечание Толстой дает в эпизоде встречи его с Балашевым ("Война и мир"). Образ Наполеона в нем дополняется новыми деталями. Лев Николаевич подчеркивает контраст между ничтожеством императора и его завышенной самооценкой. Комический конфликт, возникающий при этом, - лучшее доказательство пустоты и бессилия этого исторического деятеля, который притворяется величественным и сильным.

Духовный мир Наполеона

В понимании Толстого духовный мир предводителя французов - это "искусственный мир", населенный "призраками какого-то величия" (том третий, часть вторая, глава 38). На самом же деле Наполеон представляет собой живое доказательство одной старой истины о том, что "царь есть раб истории" (том третий, часть первая, глава 1). Считая, что он исполняет собственную волю, этот исторический деятель всего лишь играл "тяжелую", "печальную" и "жестокую" "нечеловеческую роль", которая ему предназначалась. Едва ли он смог бы вынести ее, если бы у этого человека не были помрачены совесть и ум (том третий, часть вторая, глава 38). Писатель видит помрачение ума этого главнокомандующего в том, что он сознательно в себе воспитывал душевную черствость, которую принимал за истинное величие и мужество.

Так, например, в третьем томе (часть вторая, глава 38) говорится, что он любил рассматривать раненых и убитых, испытывая тем самым свою душевную силу (как считал сам Наполеон). В эпизоде, когда реку Неман переплывал эскадрон польских улан и адъютант на его глазах позволил себе обратить на преданность поляков внимание императора, Наполеон подозвал Бертье к себе и начал ходить с ним по берегу, отдавая тому приказания и недовольно изредка посматривая на утонувших улан, которые развлекали его внимание. Для него смерть - надоевшее и привычное зрелище. Наполеон воспринимает как должное беззаветную преданность собственных солдат.

Наполеон - глубоко несчастный человек

Толстой подчеркивает, что этот человек был глубоко несчастен, но не замечал этого лишь благодаря отсутствию хоть какого-то нравственного чувства. "Великий" Наполеон, "европейский герой" нравственно слеп. Он не может понять ни красоты, ни добра, ни истины, ни значения собственных поступков, которые, как замечает Лев Толстой, были "противоположны добру и правде", "далеки от всего человеческого". Наполеон просто не мог понять значение своих деяний (том третий, часть вторая, глава 38). Прийти к правде и добру, по мнению писателя, можно, лишь отказавшись от мнимого величия своей личности. Однако к такому "героическому" поступку совсем не способен Наполеон.

Ответственность Наполеона за содеянное им

Несмотря на то, что он обречен играть в истории отрицательную роль, Толстой отнюдь не умаляет нравственной ответственности этого человека за все, содеянное им. Он пишет о том, что Наполеон, предназначенный на "несвободную", "печальную" роль палача множества народов, тем не менее уверял себя в том, что их благо было целью его поступков и что он мог распоряжаться и руководить судьбами множества людей, делать путем своей власти благодеяния. Наполеон воображал, что война с Россией произошла по его воле, его душу не поражал ужас совершившегося (том третий, часть вторая, глава 38).

Наполеоновские качества героев произведения

В других героях произведения наполеоновские качества Лев Николаевич связывает с отсутствием у персонажей нравственного чувства (например, Элен) или же с их трагическими заблуждениями. Так, в молодости увлекавшийся идеями французского императора Пьер Безухов остался в Москве для того, чтобы убить его и стать тем самым "избавителем человечества". На ранних этапах духовной жизни Андрей Болконский мечтал о том, чтобы возвыситься над другими людьми, даже если требуется для этого пожертвовать близкими и семьей. В изображении Льва Николаевича наполеонизм - опасная болезнь, которая разъединяет людей. Она заставляет их блуждать слепо по духовному "бездорожью".

Лев Николаевич Толстой закончил в 1867 году работу над своим романом "Война и мир". События 1805 и 1812 годов, а также военные деятели, принявшие участие в противостоянии Франции и России, являются основной темой произведения.

Как и всякий миролюбивый человек, Лев Николаевич осуждал вооруженные конфликты. Он спорил с теми, кто находил в военных действиях "красоту ужаса". Автор выступает при описании событий 1805 года как писатель-пацифист. Однако, рассказывая о войне 1812 года, Лев Николаевич переходит уже на позиции патриотизма.

Изображение Наполеона и Кутузова

Созданные в романе образы Наполеона и Кутузова - яркое воплощение принципов, используемых Толстым в изображении деятелей истории. Далеко не во всем герои совпадают с реальными прототипами. Лев Николаевич не стремился к тому, чтобы нарисовать достоверные документально портреты этих деятелей, создавая роман "Война и мир". Наполеон, Кутузов и другие герои выступают прежде всего как носители идей. Опущены в произведении многие известные факты. Преувеличены некоторые качества того и другого полководца (например, пассивность и дряхлость Кутузова, позерство и самовлюбленность Наполеона). Оценивая французского и русского главнокомандующего, как и остальных исторических лиц, Лев Николаевич применяет к ним жесткие нравственные критерии. Образ Наполеона в романе "Война и мир" - тема данной статьи.

Французский император является антитезой Кутузову. Если Михаила Илларионовича можно считать положительным героем того времени, то в изображении Толстого Наполеон является главным антигероем в произведении "Война и мир".

Портрет Наполеона

Лев Николаевич подчеркивает ограниченность и самоуверенность этого полководца, которая проявляется во всех его словах, жестах и поступках. Портрет Наполеона иронический. У него "короткая", "потолстевшая" фигура, "жирные ляжки", суетливая, стремительная походка, "белая пухлая шея", "круглый живот", "толстые плечи". Таков образ Наполеона в романе "Война и мир". Описывая утренний туалет французского императора перед Бородинским сражением, Лев Николаевич разоблачительный характер портретной характеристики, данной первоначально в произведении, усиливает. У императора "выхоленное тело", "обросшая жирная грудь", "желтое" и Эти детали показывают, что Наполеон Бонапарт ("Война и мир") был человеком, далеким от трудовой жизни и чуждым народным корням. Предводитель французов показан самовлюбленным эгоистом, который думает, что его воле повинуется вся Вселенная. Для него люди никакого интереса не представляют.

Поведение Наполеона, его манера говорить

Образ Наполеона в романе "Война и мир" раскрывается не только через описание его внешности. В его манере говорить и поведении также сквозят самовлюбленность и ограниченность. Он убежден в собственной гениальности и величии. Хорошо - то, что пришло ему в голову, а не то, что на самом деле хорошо, как отмечает Толстой. В романе каждое появление этого персонажа сопровождается авторским беспощадным комментарием. Так, например, в третьем томе (первая часть, шестая глава) Лев Николаевич пишет о том, что по этому человеку видно было, что для него имело интерес лишь происходившее в его душе.

В произведении "Война и мир" характеристика Наполеона отмечена также следующими деталями. С тонкой иронией, которая иногда переходит в сарказм, писатель разоблачает претензии на мировое господство Бонапарта, а также его актерство, непрестанное позирование для истории. Все время французский император играл, в его словах и поведении не было ничего естественного и простого. Это показано очень выразительно Львом Николаевичем в сцене, когда тот любовался на портретом сына. В ней образ Наполеона в романе "Война и мир" приобретает некоторые весьма важные детали. Опишем эту сцену вкратце.

Эпизод с портретом сына Наполеона

Наполеон подошел к картине, ощущая, что то, что он сделает и произнесет теперь, "есть история". Портрет изображал сына императора, который играл земным шаром в бильбоке. В этом выражалось величие предводителя французов, однако Наполеон хотел показать "отеческую нежность". Конечно, это было чистой воды актерство. Не выражал здесь Наполеон никаких искренних чувств, он лишь лицедействовал, позировал для истории. Данная сцена показывает человека, который считал, что вся Россия будет покорена с завоеванием Москвы и осуществятся таким образом его планы господства над всем миром.

Наполеон - актер и игрок

И в ряде дальнейших эпизодов описание Наполеона ("Война и мир") указывает на то, что это актер и игрок. Он произносит накануне Бородинской битвы, что шахматы уже поставлены, завтра начнется игра. В день сражения Лев Николаевич замечает после пушечных выстрелов: "Игра началась". Далее писатель показывает, что она десяткам тысяч людей стоила жизни. Князь Андрей думает, что война - это не игра, а лишь жестокая необходимость. Принципиально другой подход к ней заключался в этой мысли одного из главных героев произведения "Война и мир". Образ Наполеона оттеняется благодаря этому замечанию. Князь Андрей выразил мнение мирного народа, который был вынужден при исключительных обстоятельствах взяться за оружие, поскольку угроза порабощения нависла над родиной.

Комический эффект, производимый французским императором

Не имело значения для Наполеона то, что было вне его самого, так как ему казалось, что все в мире зависело лишь от его воли. Такое замечание Толстой дает в эпизоде встречи его с Балашевым ("Война и мир"). Образ Наполеона в нем дополняется новыми деталями. Лев Николаевич подчеркивает контраст между ничтожеством императора и его Комический конфликт, возникающий при этом, - лучшее доказательство пустоты и бессилия этого который притворяется величественным и сильным.

Духовный мир Наполеона

В понимании Толстого духовный мир предводителя французов - это "искусственный мир", населенный "призраками какого-то величия" (том третий, часть вторая, глава 38). На самом же деле Наполеон представляет собой живое доказательство одной старой истины о том, что "царь есть раб истории" (том третий, часть первая, глава 1). Считая, что он исполняет собственную волю, этот исторический деятель всего лишь играл "тяжелую", "печальную" и "жестокую" "нечеловеческую роль", которая ему предназначалась. Едва ли он смог бы вынести ее, если бы у этого человека не были помрачены совесть и ум (том третий, часть вторая, глава 38). Писатель видит помрачение ума этого главнокомандующего в том, что он сознательно в себе воспитывал душевную черствость, которую принимал за истинное величие и мужество.

Так, например, в третьем томе (часть вторая, глава 38) говорится, что он любил рассматривать раненых и убитых, испытывая тем самым свою душевную силу (как считал сам Наполеон). В эпизоде, когда переплывал эскадрон польских улан и адъютант на его глазах позволил себе обратить на преданность поляков внимание императора, Наполеон подозвал Бертье к себе и начал ходить с ним по берегу, отдавая тому приказания и недовольно изредка посматривая на утонувших улан, которые развлекали его внимание. Для него смерть - надоевшее и привычное зрелище. Наполеон воспринимает как должное беззаветную преданность собственных солдат.

Наполеон - глубоко несчастный человек

Толстой подчеркивает, что этот человек был глубоко несчастен, но не замечал этого лишь благодаря отсутствию хоть какого-то нравственного чувства. "Великий" Наполеон, "европейский герой" нравственно слеп. Он не может понять ни красоты, ни добра, ни истины, ни значения собственных поступков, которые, как замечает Лев Толстой, были "противоположны добру и правде", "далеки от всего человеческого". Наполеон просто не мог понять значение своих деяний (том третий, часть вторая, глава 38). Прийти к правде и добру, по мнению писателя, можно, лишь отказавшись от мнимого величия своей личности. Однако к такому "героическому" поступку совсем не способен Наполеон.

Ответственность Наполеона за содеянное им

Несмотря на то, что он обречен играть в истории отрицательную роль, Толстой отнюдь не умаляет нравственной ответственности этого человека за все, содеянное им. Он пишет о том, что Наполеон, предназначенный на "несвободную", "печальную" роль палача множества народов, тем не менее уверял себя в том, что их благо было целью его поступков и что он мог распоряжаться и руководить судьбами множества людей, делать путем своей власти благодеяния. Наполеон воображал, что война с Россией произошла по его воле, его душу не поражал ужас совершившегося (том третий, часть вторая, глава 38).

Наполеоновские качества героев произведения

В других героях произведения наполеоновские качества Лев Николаевич связывает с отсутствием у персонажей нравственного чувства (например, Элен) или же с их трагическими заблуждениями. Так, в молодости увлекавшийся идеями французского императора Пьер Безухов остался в Москве для того, чтобы убить его и стать тем самым "избавителем человечества". На ранних этапах духовной жизни Андрей Болконский мечтал о том, чтобы возвыситься над другими людьми, даже если требуется для этого пожертвовать близкими и семьей. В изображении Льва Николаевича наполеонизм - опасная болезнь, которая разъединяет людей. Она заставляет их блуждать слепо по духовному "бездорожью".

Изображение Наполеона и Кутузова у историков

Толстой отмечает, что историки превозносят Наполеона, думая, что он был великим полководцем, а Кутузова обвиняют в чрезмерной пассивности и военных неудачах. На самом деле французский император развил в 1812 году бурную деятельность. Он суетился, отдавал приказы, которые ему и окружающим казались гениальными. Одним словом, этот человек вел себя так, как и следует "великому полководцу". Изображение же Кутузова у Льва Николаевича не соответствует представлениям о гении, принятым в то время. Сознательно писатель преувеличивает его дряхлость. Так, Кутузов во время военного совета засыпает не для того, чтобы показать "презрение к диспозиции", а просто потому, что хотел спать (том первый, часть третья, 12 глава). Этот главнокомандующий приказов не отдает. Он только одобряет то, что считает разумным, а все неразумное отвергает. Михаил Илларионович не ищет сражений, не предпринимает ничего. Именно Кутузов на сохраняя внешнее спокойствие, принимает решение оставить Москву, которое стоило ему больших душевных мук.

Чем определяется подлинный масштаб личности, по мнению Толстого?

Почти во всех сражениях победил Наполеон, Кутузов же проиграл практически все. Неудачи потерпела русская армия под Березиной и Красным. Однако именно она в конце концов победила в войне армию под командованием "гениального полководца". Толстой подчеркивает, что историки, преданные Наполеону, считают, что это был именно великий человек, герой. По их мнению, для личности такого масштаба не может быть дурного и хорошего. Образ Наполеона в литературе часто представлен под этим углом. Вне нравственных критериев, считают различные авторы, оказываются поступки великого человека. Этими историками и литераторами даже позорное бегство французского императора от армии оценивается как поступок величественный. По мнению Льва Николаевича, настоящий масштаб личности не измеряется "лживыми формулами" различных историков. Великой исторической ложью оказывается величие такого человека, как Наполеон ("Война и мир"). Цитаты из произведения, приведенные нами, это доказывают. Толстой нашел истинное величие в Кутузове Михаиле Илларионовиче, скромном труженике истории.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта