Цель урока: создание условий для раскрытия особенностей модерна в живописи и архитектуре через аналитический и творческий потенциал гимназистов.
Задачи:
Оборудование урока:
Развернутое схематическое планирование урока:
ХОД УРОКА
I. Приветствие
Объявления о предстоящей творческой работы по созданию рисунка в новом стиле. Демонстрация трёх произведений в новом (неизученном стиле): «Поцелуй» Г.Климта, «Демон» М.Врубеля, «Дом Мила» А.Гауди (Приложение 1 , слайд 1)
II. Учитель:
– Давайте вспомним то, что мы изображали на прошлом уроке (Два яблока, одно в духе импрессионизма, а другое в постимпрессионизме).
– Чем эти два яблока отличаются? (Отмечаются
средства выразительности и идея, которые
вкладывается в этот образ, что будет значимым в
нем для импрессионистов и постимпрессионистов)
– Как вы думаете, какие средства выразительности
импрессионизма или постимпрессионизма
используются в представленных произведениях? (По
средствам выразительности эти произведения
будут близки к постимпрессионизму, благодаря
линейному рисунку, четкости силуэта)
Вывод:
Главное – это изображения символа
Объединения художников «Мир искусства»
«Сецессион» (слайд 10).
Модерн ориентирован на традиции,
противоположные античности и Ренессансу, на
доренессансное искусство, на русское и западное
Средневековье (слайд 11).
Для Модерна характерна тяга к «гибридным»
образам – русалкам, кентаврам, сфинксам (слайды
12-16).
Используются жуткие символы мрака, ночи.
Цветовая гамма Модерна создаёт у зрителя
ощущение пребывания в подводном царстве, в
мире многозначных символов (слайды 17- 19).
Характерны грезы о прекрасном, нездешнем (слайды
20-21).
Прослеживается приверженность к образам природы
и особенно к водной стихии. Он стремится
восстановить связь человека с природой, что
проявляется в широком проникновении
«растительных» мотивов (слайды 22-29).
Модерн открывает дизайн. Единство стиля и
ансамбля (слайды 30-31).
Предмет, мотив есть знак иного содержания,
всеобщего и вечного. Внешнее и внутреннее,
видимое и незримое неразрывны.
Модерн склонен к стилизации (слайд 33).
Задание:
Из предложенных слов
выберите только те, которые будут характерны для
стиля Модерн.
Слова: красота, пустота, духовность,
реалистичность, символ, парадность,
декоративность, гармония, фривольность,
примитивность, недосказанность,
повествовательность, национальность,
ориентализм, каноничность., самовыражение.
Задание: Предположите и опишите следующее:
VI. Творческая работа
Изображение цветка в стиле Модерн. Перед
творческой работой демонстрируются 34, 35 слайды Приложения 1
, где
гимназисты из предложенных эмблем разных
искусств выбирают выполненные в стиле модерн.
На доске учитель изображает обыкновенный,
простой по форме цветочек. Гимназистам
предлагается этот цветок изобразить в духе
модерна, усложнив его форму, добавив
орнаментальный узор.
Пример выполненной творческой работы
V. Из предложенных афоризмов, цитат, высказываний уч-ся предлагается выбрать наиболее отражающие тему урока.
Курс МХК весьма сложен как для педагогов, так и для учащихся. Он требует большой подготовки от педагогов и готовности к восприятию объемного материала учащимися, широты творческого мышления, умения сопоставлять и анализировать произведения.
Чтобы решить задачи, стоящие перед кураОм МХК, отметим некоторые методические особенности преподавания этого предмета.
Мировая художественная культура - самый объемный предмет в школе, объединяющий в себе элементы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, театра; поэтому уроки не следует перегружать информацией. Обилие информации усложняет работу и педагога, и учащихся.
На уроке нужно оставить время (паузы, мгновения) для созерцания, любования, восхищения, переживания, прочувствования искусства, особенно на первом этапе обучения, когда ученики еще только «входят» в этот предмет.
Чтобы заинтересовать учащихся красотой человеческого творчества, нужно дать им свободу для высказываний и сохранить право на субъективную оценку произведений. Она может быть отрицательной и неверной с точки зрения общепринятого. При этом учитель без раздражения и возмущения принимает эту оценку. В классе может возникнуть беседа, спор, в котором будут высказаны разные взгляды. Педагог тоже высказывает свое видение, но не в категоричной форме. Ученики, конечно, к нему прислушаются. Но в классе нужно оставить психологический момент недосказанности, «многоточия».
Задача преподавателя - научить школьника быть объективным в суждениях и для этого дать ему краткую схему анализа произведений: оригинальное, интересное и актуальное для своего времени содержание; опора на сложившиеся ранее традиции (жанр, содержание); мастерство создателя данного произведения; соответствие выразительных средств замыслу и содержанию произведения; характерные черты эпохи, направление к которому принадлежит анализируемое произведение (народное, религиозное, светское); выражение в нем мировоззрения времени, понимания мира и места человека в этом мире.
Личное эмоциональное восприятие произведения, свое отношение к нему (по желанию).
Подход к художественной культуре, особенно на первых порах, должен быть не академически сухой, построенный на анализе выразительных средств (что многим сложно и не нужно), а на понимании главного замысла произведения, общего содержания, эмоционального отношения к увиденному, прочитанному, услышанному. Это во многом зависит от педагога, как он сам будет рассказывать о Произведениях.
Вспомним рассказ В. Дорошевича «Петроний оперного партера», посвященный известному музыкальному критику прошлого века С.Н. Кругликову:
« ...Можно и Венеру Милосскую описать так:
У нее правильное лицо. Грудь развита нормально. Дефектов в сложении не замечается. И, к сожалению, недостает рук.
Так тысячи критиков, добросовестных критиков изо дня в день описывают спектакли, искусство, артистов.
Но кого интересует эта:
Безрукая статуя?
Эта женщина:
:- С нормально развитой грудью, лицом чистым, носом умеренным, подбородком обыкновенным?
Восторгался ли Кругликов Венерою Милосской или бранил ее, - но он судил ее как Дон Жуан, а не Лепорелло.
И в этом был секрет его обаяния на публику.
Он писал с улыбкой».
Затронув проблему «.исполнения» урока, ибо от исполнительского мастерства педагога зависит и успех занятия, скажем несколько слов о речи педагога.
Речь может быть сдержанной, интонационно маловыразительной, ритмически однообразной. Для ее восприятия такой речи нужно большое напряжение, сосредоточенность и внимание. Но при таком внешне скромном «звучании» содержание речи может быть очень интересным, захватывающим логикой мысли, ясностью изложения.
Речь может быть, наоборот, очень эмоциональной, в большом динамическом интонационном диапазоне, ритмически разнообразной: с включением небольших смысловых пауз, ускорением и замедлением темпа. Такая речь близка к артистической, ораторской, увлекающей темпераментом и страстностью. В сочетании с глубокой содержательностью она, как правило, производит очень сильное впечатление. Но нередко такая речь служит и «внешним» прикрытием для отсутствия настоящего серьезного содержания.
Наконец, третий тип речи, когда эмоциональность находится на оптимальном среднем уровне: не воспринимается однообразной и вялой и не претендует на артистическую яркость.
Интересно сравнить различные по характеру речи известных судебных адвокатов из книги «Судебные речи известных русских адвокатов» (М., 1958).
К.К. Арсеньев. «Ему не были свойственны эффектные тирады, красивые фразы и пламенное красноречие. Его речь отличалась скупостью красок и художественных образов. Он старался убедить суд скупыми, но четкими суждениями, точными характеристиками и доводами... Стиль его речей, так же как и печатных произведений, - ровный, деловой, спокойный, лишенный нервных порывов и резкостей. Как отмечают современники К.К. Арсеньева, он говорил плавно, но быстро».
Ф.Н. Плевако. «Главная его сила заключалась в интонациях, в подлинной, прямо колдовской заразительности чувства, которыми он умел зажечь слушателя. Поэтому речи его на бумаге и в отдаленной мере не передают их потрясающей силы».
Д. Спасович. «В числе многих и многие годы я восхищался его оригинальным, непокорным словом, которое он вбивал, как гвозди, в точно соответствующие им понятия, - любовался его горячими жестами и чудесной архитектурой речи, неотразимая логика которых соперничала с глубокой их психологией и указаниями долгого, основанного на опыте житейского раздумья». I
А. Андреевский. «Основной особенностью его как судебного оратора является широкое внесение литературно-художественных приемов в защитительной речи. Рассматривая адвокатскую деятельность как искусство, он защитника называл «говорящим писателем»... Его современники говорили, что слог С.А. Андреевского прост, ясен, хотя и несколько напыщен... Речи его стройные, плавные, полные ярких запоминающихся образов...»
П.А. Александров. «Наиболее характерным для судебного оратора мастерства П. А. Александрова является твердая логика и последовательность суждений... Не обладая способно? стью создавать яркие образы, он, однако, всегда стремился к упрощению речи, прилагал много усилий к тому, чтобы сделать ее доступной и понятной».
Конечно, речь педагога камернее, скромнее, проще. Она должна сохраняться в пределах «педагогической профессии» и не переходить в профессию адвоката, оратора, артиста. Тем не менее те достоинства, которые отмечаются в выступлениях адвокатов,
могут быть и достоинствами речи педагога. Владение богатым образным литературным языком, несомненно, поможет в работе. Отказ от шаблонов и ходовых выражений позволит придать объяснению, рассказу живой, увлекательный характер.
Педагогу нужно обратить внимание на то, как он ведет объяснение. Использование искусствоведческих терминов будет усложнять его восприятие. Речь не должна быть чрезмерно сложной или, наоборот, слишком упрощенной. Но при любом уровне сложности существуют условия: простота, убедительность, ясность изложения.
«В отношении слов, употребляемых в собственном значении, достойная задача оратора заключается в том, чтобы избегать затасканных и приевшихся слов, а пользоваться избранными и яркими, в которых обнаруживается известная полнота и звучность» (Цицерон).
Урок желательно наполнить радостью от общения с красотой, с великим наследием мировой культуры, радостью познания, эстетического наслаждения, радостью размышлений, рассуждений, радостью узнавания уже известного. На уроке нужно создать атмосферу «влюбленности», ожидания открытий, запланировать материал «для удивления». Это может быть ваше как бы неожиданное наблюдение, догадка или сомнение, которое вы предлагаете классу разрешить.
Необходимо учитывать готовность или неготовность учащихся к восприятию той или иной темы или произведения. Отсюда определяются степень глубины и сложности их раскрытия. Быть может, для первого-знакомства нужно сознательно ограничить информацию об изученном произведении.
Уроки не должны быть однотипными по строению и непременно иметь кульминацию. Она может быть в начале урока, в середине или в конце. Наконец, важно продумать, какая будет кульминация: торжественная, восторженная, драматическая, трагедийная, лирическая. Конечно, это зависит от содержания произведения, которое педагог «приберег» для кульминации урока. Но кульминация может быть не только «громкой» , но и «тихой», когда педагог говорит почти шепотом, или возникает немая сцена, когда замирают звуки музыки, или все в восхищении смотрят на картину, потрясшую воображение учеников.
Урок должен волнообразно развиваться, иметь подъем и спад, ускорение и замедление темпа, усиление и затухание громкости речи. В этом есть некая закономерность пульсации жизни.
Урок должен строиться на принципе контраста, что также будет оживлять его. Контраст может возникнуть при смене" произведений, относящихся к разным видам искусств: литературе, архитектуре, ИЗО, музыке, театру, или при разборе разных по содержанию произведениях: о Вселенной, о природе, об обществе, о человеке.
Не следует стремиться к одинаково глубокому разбору всех произведений. На это просто не хватит времени. Поэтому ознакомление должно быть «разноуровневым». Какие-то произведения проходят как фон (но обязательно в соответствии с данной эпохой и темой урока). Например, несколько картин образуют фоновый изобразительный ряд или фоном звучит музыка. О некоторых произведениях дается лишь краткая информационная справка. И, наконец, одно или несколько произведений достаточно широко разбираются как наиболее характерные, раскрывающее суть темы.
На одном уроке обязательно должны рассматриваться два-три вида искусства (литература, ИЗО, музыка), чтобы выявить единство в художественном отражении мира.
Чтобы активизировать мышление учащихся, необходимо обращаться к их знаниям по истории, литературе, музыке, ИЗО.
Для развития самостоятельного мышления педагог сначала сообщает краткую информацию о произведении: кем создано, когда, т. е. подводит к восприятию произведения; затем произведение читают, смотрят, слушают и определяют свое эмоциональное отношение. После этого дается анализ: принадлежность к направлению искусства (народному, религиозному, светскому профессиональному); содержание, замысел, предназначение, выразительные средства (особенность литературного языка, архитектурных форм, цветовой гаммы, линий, звучания музыки и т. д.) как отражение в данном произведении времени, страны, эпохи, мировоззрения.
Схемы примерного расположения материала на уроке.
характеристика эпохи - показ произведений - выводы.
Объяснение нового материала: от общего к частному и вывод.
После характеристики культуры страны или стиля рассматриваются общие положения на примере конкретных произведений, которые выбирает педагог. В конце урока дается обобщение, делаются выводы, логический «мостик» к началу объяснения;
показ и разбор произведений - обобщение, вывод. Объяснение нового материала: от частного к общему. Происходит знакомство с тремя произведениями или более разных видов искусства. В конце урока делается вывод;
тезис урока (главная мысль) - произведение (разбор) - тезис (главная мысль) - произведение (разбор) - вывод (обобщение). Такая схема урока подходит, когда нужно подтвердить главную мысль, каждый раз поясняя ее, на разных произведениях;
обсуждение двух-четырех произведений - выводы.
Для обсуждения предлагаются контрастные по содержанию,
или разностилевые, или принадлежащие разным эпохам произведения. Сначала дается информация, необходимая для дальнейшего обсуждения, или сразу учащимся предлагается самостоятельное осмысление. В заключение педагог приводит конкретную информацию, связанную с историей создания этих произведений.
При раскрытии каждой темы нужно хотя бы кратко отметить сквозные линии: представление о мире и о месте человека; нравственный и эстетический идеалы эпохи, представление о красоте; характерные черты культуры данной страны: природа, общественный строй, мировоззрение, религия, быт, фольклор, легенды, сказки, мифы; стиль искусства: романский, готический или стиль древнеегипетского, древнегреческого, древнеримского, византийского, древнерусского искусства и т. д.
Имея такой обширный материал необходимо использовать метод сравттрчий, сопоставляя произведения одинаковых жанров, видов искусства, но относящихся к разным эпохам. Например, архитектуру Древнего Египта и Древней Греции; романский стиль и готику; мифы Древнего Египта и Древней Греции; два образа природы; две иконы разных эпох или картину и икону с изображением Богородицы.
Контролировать знания учащихся необходимо в разнообразных формах: устный, письменный опросы, диалог, диспут, обсуждение, беседа, выступление (небольшое сообщение), сочинение.
МХК - самый объемный предмет в школе, при этом на него отводится меньше всего часов. Перегруженность информацией на уроках не вызовет положительной реакции ни у учащихся, ни у самого педагога. Поэтому необходимо учитывать возраст учащихся при рассмотрении художественных произведений.
Педагог сам выбирает те произведения из большого списка программы, которые он считает нужным изучать в данном классе.
Итак, каждый раз решается задача, в которой известна информация и нужно определить путь, выбрать наиболее подходящую формулу для ее решения. В информационный матери
ал надо «вдохнуть жизнь», определить темп, форму, характер и образ урока.
И последнее. Чтобы учащимся дать широкое представление о развитии мировой культуры во всем ее многообразии, нужно обращаться к тому материалу, который они изучают на уроках обще- ственно-гуманитарного цикла, к знаниям и умениям, полученным на занятиях по истории, литературе, ИЗО, музыке.
Урок 1. Введение в предмет МХК.
Класс: 7 класс
Цель урока: познакомить с предметом МХК и пробудить интерес к нему; расширить представление о понятиях «культура», «искусство».
· формирование осознания у учащихся особой роли искусства в жизни отдельного человека и общества;
· воспитание эстетического восприятия прекрасного;
· развивать умение слушать, видеть и интерпретировать произведения искусства.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: Введение в предмет МХК. Понятие культуры и искусства. Предназначение искусства. История взаимодействия художественной культуры и личности.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Есть интересные исследования, что человек реализует только 10% своих возможностей. Вдумайтесь, что это значит! Это значит, что человек видит только 10% красоты окружающего мира. Он слышит только 10% окружающей его музыки и поэзии вселенной. Он обоняет лишь 1/10 благоухания мироздания и вкушает лишь 1/10 прелести быть живым. Он лишь на 10 процентов даёт открыться таящимся в нём чувствам нежности, восхищения, удивления и благоговения. Его разум охватывает лишь малую часть того, что он мог бы узнать, обдумать и понять. Его сердце испытывает 10% той любви, которую он мог бы испытать.
Мы не рождаемся со всеми названными способностями. Способности воспринимать мир развиваются и взрослеют вместе с нами. Этому надо учиться - не просто смотреть, но и видеть. В одно окно смотрели двое: Один увидел - дождь и грязь, Другой - листвы зеленой вязь, Весну и небо голубое! ... В одно окно смотрели двое.
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА МХК Бадаева Галина Васильевна, учитель МХК МБОУ «Цаганаманская гимназия»
«Прекрасное пробуждает доброе». Д. Кабалевский «Искусство есть извечный символ стремления человечества к добру, истине, совершенству.» Т. Манн
На уроках мы с вами будем «путешествовать» по самым разным странам, знакомиться с культурой разных стран. Но мы будем путешествовать не в настоящем времени, а вернемся на много веков и даже тысячелетий назад, узнаем, как жило человечество на заре своего существования. РОССИЯ ИТАЛИЯ ФРАНЦИЯ ЯПОНИЯ... Много тысяч лет тому назад примитивное существо, живущее на окраине дремучих лесов, уже испытывало потребность улучшить, изменить условия своего существования; чтобы укрыться от стужи и зноя, иметь постоянную пищу, дикарь научился строить жилища, шить одежду, создавать орудия труда. Чтобы предупредить себе подобных о грозящей опасности, призвать к бою или выразить радость победы, он научился произносить определенные сочетания звуков - боевые кличи, звуков-напевов и др.; научился рисовать или выскабливать на скалах и стенах пещер примитивные значки и рисунки.
Но, создавая искусственную среду для существования в сложном, таящем множество опасностей мире, первобытное существо одновременно стало изменять и самого себя. Стадо превратилось в общество. Зверь стал человеком. И вот на Земле уже много тысячелетий живет человек, и столько же существуют его творения. Все, что создал человек - орудия труда, жилище, одежда или музыка, театр, изобразительное искусство, язык - это культура общества.
Слово «культура» употребляется в различных смыслах: возделывание, обработка, улучшение, совершенствование - «культурное растение», «культуризм», «культиватор» и т. д.; воспитание, соблюдение правил, этикета - «культурный человек», «культура речи», «некультурное поведение» и т. д.; цивилизация, историческая эпоха («культура готов», «славянская культура»); искусство, творчество - «дом культуры», «художественная культура», «колледж культуры» и т. д. Известно, что чем сложнее и многограннее явление, тем труднее охарактеризовать его сущность, тем больше определений оно порождает. Американские ученые подсчитали, что в 1964 г. определений было - 257; считается, что к настоящему времени их число возросло в 2 раза. Чтобы лучше понять смысл этого слова обратимся к его происхождению.
«Культура" в переводе с латинского (cultura, от основы colere - возделывать) – «уход за землей», "возделывание", "взращивание". Цицерон ввёл новый смысл понятия «культура». Культура - возделывание души. Из этого формируются определенные качества humanitas, что в переводе с латинского означает «человечность». То есть культура меняет человека, возделывает его, перепахивает его, как трактор перепахивает землю. Культура- всё, что создано человеком в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.
КУЛЬТУРА КУЛЬТУРА Мировая Национальная Духовная Материальная Наука Искусство Нравственность
В ы в о д: культура - порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том, чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.
Бесконечен и разнообразен мир искусства, неисчерпаемы пути его познания. Как разобраться в нем, постичь его тайны, язык, особенности развития? Как сквозь «магический кристалл» искусства художник изображает «невидимое посредством видимого»? Как рождаются и почему не устаревают вечные творения великих мастеров? "Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться" Демокрит Научиться понимать и интерпретировать произведение искусства - задача не из легких. Этому можно учиться всю жизнь. Что же необходимо для этого? Прежде всего, чтобы в вашем сердце была струна, которая, по словам К.Г.Паустовского, могла отзываться «даже на слабый призыв прекрасного». Важно не уподобится тем, кто, имея глаза и уши, ничего не видит и не слышит, оказавшись в волшебном мире красок, слов или звуков.
Можно ли научиться этому постижению теперь? Конечно. Для этого необходимо развивать в себе тонкий вкус, воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному, надо научиться жить, как говорил художник М.К. Чюрленис, «широко открыв глаза на все, что прекрасно». Именно в этом главная задача предмета МХК. Не каждый в будущем станет поэтом, художником или музыкантом, но каждый может быть слушателем, читателем или зрителем – человеком для которого создаются великие произведения.
Изменялись названья королевств и империй. Пролетели столетья. Идеалы летели. А былое геройство то забавно, то грустно Все на свете уходит – остается искусство. Революция, войны – время все уничтожит. Или строчкой в учебник их уложит быть может, Император и канцлер, заговорщик Якушин – Все забудут потомки – возвысится Пушкин. Кто их нынче припомнит, бывших кесарей имя, При которых писали Апулей и Вергилий? На спесивых могилах даже камни истлели, Но бессмертны творенья Фальконе, Растрелли. Цепь веков не прервется голосами поэтов. Смотрят фрески соборов и полотна портретов. На земле одряхлевшей будет горько и грустно. Только пусто не будет, пока живо искусство. В.Беровицкая
Домашнее задание: Подумайте, можете ли вы назвать те вещи, которые оставили у вас неизгладимый след в душе, будь то книга, театральная постановка, кинофильм или полотно художника?
Конспект урока МХК 10 класс
По программе Даниловой Г.И.
Учитель МХК и музыки
г.Амурск
Хабаровского края
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ МХК.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ. ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Ц е л и :
расширение представлений о понятии «культура»;
рассмотрение эволюции этого понятия в историческом аспекте;
развитие умения обосновывать собственную эстетическую оценку;
развитие умения терпимо относиться к альтернативным суждениям.
Тип урока : вводный урок.
Прекрасное пробуждает доброе.
Д. Кабалевский
Ход урока
Организационный момент.
Знакомство с учащимися; требования, предъявляемые к уроку.
II. Введение темы урока.
СЛАЙД
С сегодняшнего дня вы начнете изучение нового интересного предмета - МХК. На уроках мы с вами будем «путешествовать» по самым разным странам, знакомиться с культурой разных стран. Но мы будем путешествовать не в настоящем времени, а вернемся на много веков и даже тысячелетий назад, мы узнаем, как жило человечество на заре своего существования.
Много тысяч лет тому назад примитивное существо, живущее на окраине дремучих лесов, уже испытывало потребность улучшить, изменить условия своего существования; чтобы укрыться от стужи и зноя, иметь постоянную пищу, дикарь научился строить жилища, шить одежду, создавать орудия труда. Чтобы предупредить себе подобных о грозящей опасности, призвать к бою или выразить радость победы, он научился произносить определенные сочетания звуков - боевые кличи, звуков-напевов и др.; научился рисовать или выскабливать на скалах и стенах пещер примитивные значки и рисунки.
Но, создавая искусственную среду для существования в сложном, таящем множество опасностей мире, первобытное существо одновременно стало изменять и самого себя. Стадо превратилось в общество. Зверь стал человеком.
И вот на Земле уже много тысячелетий живет человек, и столько же существуют его творения. Все, что создал человек, - будь то орудия труда, жилище, одежда или музыка, театр, изобразительное искусство, язык, - есть культура общества.
Предмет, который мы будем изучать, называется «Мировая художественная культура».
Разберем, что означает это название, и таким образом выясним в общих чертах содержание предмета.
III. Изучение нового материала.
Уточним смысл понятия «культура».
В о п р о с ы:
Что такое культура?
Что такое культурный человек?
Какие виды человеческой деятельности вы можете отнести к культуре?
Как культурный человек должен относиться к природе, к жизни?
СЛАЙД
Альберт Швейцер - немецкий ученый, видный гуманист XX века, считал, что культура обречена на упадок, если она утрачивает восприятие любой жизни как великой ценности. «Я есть жизнь, которая хочет жить». Принцип «благоговения перед жизнью» определяется гуманистической связью культуры с природой как областью бытия живого.
Итак, культура - неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека. Она проявляется во всем, что им создано и создается. Мы говорим о культуре труда и производства, культуре общения, культуре речи, культуре быта.
Таким образом, культура характеризует самые разнообразные стороны человеческой жизни.
Известно, что чем сложнее и многограннее явление, тем труднее охарактеризовать его сущность, тем больше определений оно порождает. Нечто подобное произошло с понятием «культура». Это
понятие столь многогранно, что до сих пор не существует его единого определения. Американские ученые А. Кербер и К. Клакхон уже в 1964 г. отобрали 257 дефиниций; считается, что к настоящему времени их число возросло в 2 раза.
Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.
Первоначально латинское слово cultura означало «уход за землей», «возделывание земли» и противопоставлялось значению слова «натура», т. е. природа («необработанная земля»).
Таким образом, в исходном значении этот термин означает обработку природного сырья; «культура» - преобразование, улучшение чего-либо, производимое в процессе целесообразной деятельности.
Позднее этот термин стал употребляться в близких значениях: изначально - улучшение, преобразование, затем - воспитание, развитие, совершенствование.
Таким образом, «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.
СЛАИД
Культура - это процесс духовной и материальной деятельности человека, а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей, определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.
П оэтому культура не существует вне человеческой деятельности. История человеческого общества - это и есть история мировой художественной культуры.
Разберем, что представляет собой структура культуры, какие виды человеческой деятельности относятся к понятию «культура».
СЛАЙД
Культуру обычно подразделяют на мировую и национальную, на материальную и духовную.
Такое подразделение, разумеется, очень условно. В силу теснейшей взаимосвязи между материальными и духовными ценностями часто бывает трудно однозначно отнести многие явления или к материальной, или к духовной культуре. Какое место, например, отвести науке, которая является и формой общественного сознания, и непосредственной производительной силой, или книгопроизводству, или средствам массовой информации? Критерием различия между ними можно считать зависимость от того, какие потребности при этом удовлетворяются - материальные или духовные.
Например, египетские пирамиды вполне можно отнести к духовной культуре, ибо основной целью их построения было внушение простым людям трепета и ужаса перед величием фараона, как наместника Бога на земле.
Дискуссия на тему : «Культура сегодня. Нужна ли она современному человеку?».
СЛАЙД
В ы в о д : культура - порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том, чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.
IV. Итог урока.
СЛАЙД
Анкетирование.
1.Мои пожелания к урокам МХК (т.е. какими на мой взгляд должны быть уроки МХК)
2.Что мне дает изучение МХК?
3.Нужен ли мне этот предмет?
Список используемой литературы:
Вальчьяц.А.М. Вариации прекрасного. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь:учеб.пособие.М.:ООО «Фирма МХК»,2000.
Гатенбринк.Р.Загадки египетских пирамид. м.: Вече,2000
Древний Египет,Шумер Вавилония. Древняя Греция:тексты/сост.Г.Н.Кудрина,З.Н.Новлянская.-М.:ИНТОР,2000
Мировая художественная культура: учебн. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. -М.:Издательский центр «Академия»,1999
elite-home.narod.ru
Мультимедийное учебное пособие по курсу "Мировая художественная культура"
Мировая художественная культура - предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей.
Цель предмета - силой воздействия различных искусств в их комплексе сформировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость.
Задачи преподавания мировой художественной культуры состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке, внеклассных занятиях и во внешкольной жизни:
Образовательные цели и задачи курса:
Воспитательные цели и задачи курса:
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно - чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно - практических конференциях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их осознанному выбору будущей профессии.
Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе образования.
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов материалов, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравственно - эстетическом аспекте, то в 10 (11)классе античность осознается как уникальная культурно - историческая эпоха, колыбель человеческой цивилизации.
Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла. Во - первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во - вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.
Принцип вариативности. Изучение МХК - процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства - процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами, возможность выбора в основной и профильной школе - залог успешного развития творческих способностей школьников.
В условиях многонациональной российской системы образования учителю предоставляется возможность более широкого использования национально - регионального компонента за счет вариативной части Базисного учебного плана. При этом учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями о мире. Так, например, отбирая материал для изучения о народных промыслах, героическом эпосе, праздниках и обрядах, танцах и музыке, учитель вправе обратиться к лучшим художественным достижениям своего народа, дать учащимся почувствовать их национальное своеобразие, уникальность и самобытность.
Это особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаимное уважение к культурам других народов.
Окружающая жизнь человека предлагает разные понимания мира, разные точки зрения на осмысление его. Сегодня человек ищет ответ на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что является сегодня нравственным эталоном? Что есть красота и что является эстетическим идеалом?
Предмет МХК нужен школе, и нужен именно как предмет искусства, имеющий уникальные возможности влияния на духовный мир школьника, возделывающий, культивирующий их души. На уроке учитель должен обладать высоким педагогическим мастерством, заключающемся в свободном владении приемами и средствами организации художественно - педагогического общения, мастерством, которое можно сравнивать с художественным творчеством.
Одной из главной проблем преподавания предмета в современной школе является проблема выбора методов обучения, составление календарно - тематического планирования, а так же разработка урока на основе метода художественно- педагогической драматургии. Преподавание МХК зависит и от особенностей каждого учебного заведения, которые определяют систематичность изучения предмета по годам, количество часов на изучение предмета в неделю, отбор художественного материала, выбор той или иной программы обучения.
Концепцию изучения художественной культуры можно представить следующим образом:
Для того чтобы освоение мира художественной культуры учащимися было более эффективным в процессе обучения нужно предусмотреть три обязательных и взаимосвязанных звена:
Кратко охарактеризуем каждую из названных форм:
· Классные уроки проходят в условиях учебной аудитории, класса.
Урок предполагает наличие нескольких необходимых частей: опрос домашнего задания - ответ - объяснение нового материала (лекция) - заключение - домашнее задание. Состав и порядок следования частей урока можно менять в зависимости от целей и задач занятия, от его темы, от места, которое занимает данной занятие в процессе изучения курса, от уровня активности учащихся их подготовленности к уроку и т.д.
Объяснение нового материала (лекционная часть) необходима как информационная и методологическая основа для самостоятельной деятельности учащихся. В лекции важно излагать ведущие идеи и понятия, раскрывая сущность художественной культуры. Поскольку содержание лекций охватывает большой по объему материал, учащимся важно помогать систематизировать информацию, получаемую на лекциях. Этой цели может служить опорный конспект. Необходимо на таких уроках и иллюстрирование - эмоциональная и познавательная составляющая лекции.
· Самостоятельная часть - один из компонентов обучения. Основная цель самостоятельной работы - развитие способности к самостоятельному восприятию и анализу художественных явлений в их взаимосвязях, выявление личной позиции в сфере художественной культуры.
В самостоятельной части учащиеся демонстрируют выполнение заданий, именно здесь закладываются критерии деятельности учащихся, определяются эталоны оценки проделанной работы. Задача заключается в том, чтобы шаг за шагом, на основе совместных усилий совершенствовать уровень выполнения заданий, мастерство и вкус учеников. В процессе выполнения разнообразных заданий учащимися приходится демонстрировать поведенческие, речевые и другие навыки и умения.
Продуктивная часть - третий компонент занятий МХК. Значение его в том, что в продуктивной части реализуются результаты деятельности учителя и учащихся. В ней они демонстрируют выполнение зданий, предложенных в самостоятельной части занятия. Именно здесь закладываются критерии деятельности учащихся, определяются эталоны оценки проделанной работы. Задача заключается в том, чтобы шаг за шагом, на основе совместных усилий совершенствовать уровень выполнения заданий, мастерство и вкус учеников.
Необходимым условием эффективности занятий по МХК должна стать опора на принцип активной личной вовлеченности каждого в учебный процесс и это нельзя путать с простым повышением активности учеников на уроках.
Как контролировать процесс освоения содержания курса МХК? Деятельность не может быть саморегулирующейся системой, если учащиеся не получат информации об эффективности проделанной работы, представления о ее результатах.
Процесс оценивания осуществляется в несколько этапов:
Итоговый анализ и оценка имеют значение не только для учащихся, но и для учителя, поскольку позволяет ему все более глубоко осуществлять диагностику знаний и умений, отношения к обучению учеников.
Педагог должен построить изучение различных видов искусств таким образом, чтобы доминировали не научные категории, а чувства и эмоции, учить важно не искусству, а искусством.
Важными являются такие качества личности учителя: призвание и многогранность проявляемых интересов, интуицию, педагогический такт, эмоциональную уравновешенность, эмпатию, толерантность, высокий уровень профессионализма, проявляющийся в знании своего предмета, а также комплекса социально - философских, психолого-педагогических и прикладных наук.
Эти составляющие педагогического мастерства одинаково важны для учителя любого профиля, в том числе и художественно - эстетического. Педагогическое мастерство способствует выполнению требований к преподаванию конкретного учебного предмета.
В области преподавания предметов искусства среди таких требований стоит выделить следующие:
Выбор данных требований связан с той спецификой художественного познания мира, которая характерна для всех предметов художественно - эстетического профиля и придает им статус предметов искусства. Вместе с тем учебный предмет «Мировая художественная культура”, обладает и другим своеобразием - мировоззренческой направленностью, интегрированным характером, полихудожественностью, множеством подходов к содержанию предмета и его преподаванию. Рассмотрим перечисленные требования к преподаванию через призму такого своеобразия.
Личностно - ориентированная направленность преподавания мировой художественной культуры (как и других предметов искусств) связана с целевыми установками образования и социальными функциями искусства. Условно сгруппируем их парами:
Концептуальная линия, выдвинутая Л.М. Предтеченской, в основе личностно - ориентированного преподавания мировой художественной культуры лежит художественный способ познания окружающего мира. Такой способ познания предполагает эмоционально - нравственный отклик школьников на искусство и окружающую действительность на основе художественно - образного восприятия.
Полипрофессиональный подход к преподаванию заложен в полипредметной основе МХК. Преподавание этого предмета имеет широкие возможности в личностном развитии обучающихся, связанные с представленностью в нем разных видов искусств. Этому способствует и тот факт, что предмет «Мировая художественная культура”, имея полипредметную основу и включая в свое содержание объекты многих гуманитарных дисциплин, позволяет школьникам рассматривать знания о мире и человеке на качественно новом целостном уровне.
Исследования известных педагогов, работающих в системе базовой подготовки педагога художественного профиля, обращали внимание на полипрофессиональные функции их деятельности (О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Неменская, Т.В. Челышева), а значит, и на полипрофессиональный подход к преподаванию предмета МХК. Такое деление весьма условно. Оно необходимо, чтобы подчеркнуть многогранность профессиональных действий учителя, требующих от него предполагаемого эффекта по каждой из этих функций, но проявляющихся на практике целостно.
С одной стороны, преподавание МХК обусловлено общепедагогическими функциями учителя, реализующимися при решении воспитательных и обучающих задач. С другой -- психологическими функциями, обеспечивающими многогранное развитие личности обучающегося и межличностное взаимодействие на уровне субъект-субъектного общения в триаде «автор -- учитель -- ученик». Данные функции реализуются, как известно, в процессе преподавания любого предмета искусства. Однако в МХК они окрашены специфическими функциями, отличающимися от предметов «Музыка», «Литература», «Изобразительное искусство». В «Мировой художественной культуре» более глубоко осуществляется искусствоведческое и культурологическое образование старшеклассников, которое имеет как обобщающий, так и конкретный характер. Выстраивается цепочка: исходная эпоха -- художественное направление (течение) -- авторская позиция -- ее транслятор (исполнитель) -- ее адресат (читатель, зритель, слушатель) -- система эмоционально-интеллектуальных отношений, взглядов, позиций -- социум и новая эпоха.
Существует некоторое отличие творческой направленности преподавания МХК от других художественных дисциплин. В процессе преподавания музыки, литературы и изобразительного искусства активно осуществляется прикладное исполнительство учащихся, которое носит весьма конкретный характер (пение, рисование, художественное конструирование, танцы, чтение стихов и прозы и пр).. Преподавание МХК не исключает такого исполнительства, но предполагает еще художественное творчество старшеклассников в разных интегративных видах, таких как сочинительство, режиссура, актерское творчество, творчество сценариста и др.
Целесообразно рассматривать художественно-творческий характер занятий как одно из важных требований к преподаванию мировой художественной культуры, как существенный компонент специфической деятельности учителя. Такой характер обусловлен психологией искусства, его творческим потенциалом и педагогической организацией художественно-творческого процесса.
Художественно-творческий характер преподавания следует рассматривать через три психологических свойства искусства: искусство как познание, искусство как катарсис, искусство и жизнь.
Опираясь на исследования Л.С. Выготского, определим искусство как «особый способ мышления», так как «механизм психологических процессов, соответствующих произведению искусства», заключается в том, что «основой художественного переживания становится образность, а общим его характером делаются обычные свойства интеллектуального и познавательного процесса».
В связи с этим художественно-творческий характер преподавания МХК (как и любого другого предмета искусства) проявляется прежде всего в эмоциональном отклике учеников на художественный образ, что мотивирует их на его осознание. Мыслительные процессы, интеллектуальные операции -- это «как бы результат, следствие, вывод, последействие художественного произведения» . Следовательно, художественно-творческий характер как одно из требований к преподаванию МХК выражается в том, что разное толкование произведений искусства есть результат разного их проживания, а это, в свою очередь, зависит от свойств конкретной личности.
Другой важной стороной художественно-творческого характера преподавания МХК является «катарсис эстетической реакции», заключающийся, по мнению Л.С. Выготского, в превращении аффектов, которые являются особенностью всякого искусства, «в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны…». То есть при восприятии искусства, с одной стороны, у обучающегося возникают чувства, с другой -- фантазии, которые основаны на аффектах и вызывают эстетическую реакцию. «На этом единстве чувства и фантазии и основано всякое искусство».
Произведение любого вида искусства, рассматриваемое в процессе преподавания МХК, «становится сильнейшим средством для наиболее целесообразных и важных разрядов нервной энергии». Это делает проживание произведения искусства моментом душевной разрядки (гр. кatharsis -- очищение), которую испытывает обучающийся в процессе сопереживания, что и определяет его эмоционально-ценностное развитие.
Психологическим фактором в художественно-творческом характере преподавания МХК является то, что искусство, совершая катарсис и вызывая в человеке самые важные личные потрясения, осуществляет при этом социальное действие. По меткому выражению Л.С. Выготского, «искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». То есть искусство есть механизм как личностного, так и общественного развития.