Мировая художественная культура, как было отмечено выше, является базовым школьным предметом культурологического цикла. Данная дисциплина появилась в школе относительно недавно, с чем связаны основные сложности его преподавания.
Первая проблема возникает при определении предмета изучения МХК в школе. Название курса – Мировая художественная культура – оказывается очень широким, так что ограничивать объем и глубину изучаемого материала необходимо самому педагогу по собственному усмотрению. Заостряет данную проблему и то, что отсутствуют единый государственный стандарт образования по предмету (см.) и универсальная учебная программа.
Вторая сложность взаимосвязана с первой. Она заключается в резком несоответствии большого объема материала очень незначительному количеству учебного времени, выделяемому на его изучение. Одним из неблагоприятных условий решения этой проблемы является то, что в настоящее время Мировая художественная культура входит в региональный компонент среднего образования, то есть школы выбирают по своему усмотрению, в каких классах и в каком объеме будет преподаваться предмет. Это приводит к обострению несоответствия объемов материала и учебного времени.
Не менее значимой проблемой является отсутствие разработанной методической базы или обобщенного в публикациях опыта педагогов-культурологов.
Таким образом, преподаватель Мировой художественной культуры вынужден руководствоваться только собственными представлениями о предмете и вариантах реализации целей и задач его преподавания в средней школе.
Вместе с тем, Мировая художественная культура является необходимой для изучения в средней школе, так как усиливает гуманитарный цикл предметов (состоящий в старших классах из истории, литературы, основ права и основ современных цивилизаций – последние два преподаются обычно в течение полугода). Кроме того, в силу своей специфики позволяет школьнику создать более-менее целостную картину мира, объединяемую общим понятие «культура».
Исходя из этого, мы понимаем Мировую художественную культуру в школьном изучении не только как историю искусства, хотя этот компонент очень важен, и тем более не как исключительно изобразительное искусство, как иногда представляется на практике. Предмет изучения задается через базовое понятие – художественную культуру как совокупный процесс и результат творческой деятельности человека. Такой подход наиболее точно выражает специфику предмета и одновременно значительно усложняет задачу учителя тем, что еще больше расширяет предмет изучения, под которым подразумевается художественная культура в целом. Тогда Мировая художественная культура – название учебного курса, главной особенностью которого является интегративность, то есть способность собрать в единую картину мира разнородные знания учеников по разным учебным предметам, что позволяет сформировать у них целостное сознание.
Курс Мировая художественная культура в средней школе направлен на развитие учеников средствами художественной культуры; приобщение их к миру художественных ценностей; осмысление учащимися значения художественной деятельности в развитии индивидуума и общества в целом.
Таким образом, можно сформулировать цель курса МХК: приобщить обучаемого к художественной культуре; сформировать в нем готовность, способность и потребность в самостоятельно восприятии художественных ценностей; способствовать разностороннему развитию личности обучающегося. Данное понимание цели курса предполагает формирование в процессе изучения курса МХК самостоятельно мыслящей и активно воспринимающей художественные явления личности, которая способна обращаться к произведениям искусства в повседневной жизни за пределами школы.
Этим определено содержание курса, которое складывается из нескольких компонентов:
– изучение различных видов художественной деятельности в их взаимосвязи и противоречиях;
– изучение мировоззренческих оснований творчества в разные эпохи у разных народов;
– изучение общих закономерностей художественного развития человечества.
Итогом изучения курса должны быть следующие знания, умения и навыки учеников:
– осмысление связей художественной культуры с другими сферами деятельности людей, ее связи с материальным и духовным миром человека;
– усвоения навыков общения с художественными произведениями разных видов искусства и жанров;
– создание художественной картины мира;
– создание образных представлений о разных типах культур в разные эпохи;
– владение эмпирическим материалом, навыком анализа произведений различных видов искусства.
Последний пункт не является самоцелью, хотя на практике ему отводится наибольшее внимание. Однако следует учесть, что механическое заучивание специфических черт разных видов искусства не даст ученику возможности составить целостное представление о мире и месте художественной культуры в нем, а лишь добавит еще одну строчку в дневниковой расписание. Акцент в учебной деятельности должен ставиться не на механическое заучивание новых понятий, а на общение и приобщение через материальную основу произведения (художественную форму) к его духовному смыслу и личностное развитие с помощью этого общения.
Структура школьного курса МХК. В настоящее время в большинстве школ на изучение Мировой художественной культуры отводится 3 года (8, 10 и 11 классы). В ряде школ ведется изучение предмета только в базовой средней школе (5–9 или 5–8 классы). Это обусловлено переводом МХК из обязательного (федерального) компонента образования в разряд предметов по выбору школы (региональный компонент образования), а также значительно возросшей в последние годы учебной нагрузкой детей в школе. В течение года на изучение МХК выделяется обычно 1 час в неделю, то есть всего 34 часа.
Цель урока: создание условий для раскрытия особенностей модерна в живописи и архитектуре через аналитический и творческий потенциал гимназистов.
Задачи:
Оборудование урока:
Развернутое схематическое планирование урока:
ХОД УРОКА
I. Приветствие
Объявления о предстоящей творческой работы по созданию рисунка в новом стиле. Демонстрация трёх произведений в новом (неизученном стиле): «Поцелуй» Г.Климта, «Демон» М.Врубеля, «Дом Мила» А.Гауди (Приложение 1 , слайд 1)
II. Учитель:
– Давайте вспомним то, что мы изображали на прошлом уроке (Два яблока, одно в духе импрессионизма, а другое в постимпрессионизме).
– Чем эти два яблока отличаются? (Отмечаются
средства выразительности и идея, которые
вкладывается в этот образ, что будет значимым в
нем для импрессионистов и постимпрессионистов)
– Как вы думаете, какие средства выразительности
импрессионизма или постимпрессионизма
используются в представленных произведениях? (По
средствам выразительности эти произведения
будут близки к постимпрессионизму, благодаря
линейному рисунку, четкости силуэта)
Вывод:
Главное – это изображения символа
Объединения художников «Мир искусства»
«Сецессион» (слайд 10).
Модерн ориентирован на традиции,
противоположные античности и Ренессансу, на
доренессансное искусство, на русское и западное
Средневековье (слайд 11).
Для Модерна характерна тяга к «гибридным»
образам – русалкам, кентаврам, сфинксам (слайды
12-16).
Используются жуткие символы мрака, ночи.
Цветовая гамма Модерна создаёт у зрителя
ощущение пребывания в подводном царстве, в
мире многозначных символов (слайды 17- 19).
Характерны грезы о прекрасном, нездешнем (слайды
20-21).
Прослеживается приверженность к образам природы
и особенно к водной стихии. Он стремится
восстановить связь человека с природой, что
проявляется в широком проникновении
«растительных» мотивов (слайды 22-29).
Модерн открывает дизайн. Единство стиля и
ансамбля (слайды 30-31).
Предмет, мотив есть знак иного содержания,
всеобщего и вечного. Внешнее и внутреннее,
видимое и незримое неразрывны.
Модерн склонен к стилизации (слайд 33).
Задание:
Из предложенных слов
выберите только те, которые будут характерны для
стиля Модерн.
Слова: красота, пустота, духовность,
реалистичность, символ, парадность,
декоративность, гармония, фривольность,
примитивность, недосказанность,
повествовательность, национальность,
ориентализм, каноничность., самовыражение.
Задание: Предположите и опишите следующее:
VI. Творческая работа
Изображение цветка в стиле Модерн. Перед
творческой работой демонстрируются 34, 35 слайды Приложения 1
, где
гимназисты из предложенных эмблем разных
искусств выбирают выполненные в стиле модерн.
На доске учитель изображает обыкновенный,
простой по форме цветочек. Гимназистам
предлагается этот цветок изобразить в духе
модерна, усложнив его форму, добавив
орнаментальный узор.
Пример выполненной творческой работы
V. Из предложенных афоризмов, цитат, высказываний уч-ся предлагается выбрать наиболее отражающие тему урока.
«Искусство и духовная жизнь» - Искусство и духовная жизнь. Тесная связь с магией. Искусство. Виды искусства. Пространственные искусства Временные искусства. Особенности искусства. Слуховые Зрительные. Эстетика. 10 класс. Речевые Изобразительные. Обществознание. Первое искусство. Наука, изучающая искусство. Задание: прочитайте в учебнике пункт «Особенности искусства» и перечислите особенности искусства.
«Духовная жизнь» - Причины появления искусства: Что такое искусство? Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич www.dmsuslin.narod.ru. Биологонизаторские. Работу выполнила Койсаренко Ирина. Игровая. Истоком искусства стал труд. Основные черты. 3. Образность. Магическая. §11. Трудовые. Особенности искусства. Искусство и духовная жизнь.
«Культурология» - Лингвокультурология. История мировой культуры. Издание иллюстрировано. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Мировая культура и искусство. Теория, философия, история культуры. Е.М. Кульбацкого - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 208 с: ил. - (Профессиональное образование). Культура дома.
«Искусство и культура» - Мы получаем возможность вести диалог с партнерами любой эпохи. НАУКА (научные ценности). ИСКУССТВО (художественные ценности). Предмет мхк. Мы представляем себе человека, который красками и кистями создает картину. Важными в искусстве являются понятия "художник", "творчество, "произведения искусства".
«Массовая культура» - Молодежная субкультура: Культурология изучает плоды человеческой деятельности. Типы культур: Духовная культура: Элита - избранная часть, верхушка общества, стоящая выше остальных людей. Архитектура. Профессиональная культура: Металлисты. Ростоманы. Мифологическая Религиозная Научная уфологическая. Функции культуры:
«Вузы культуры и искусства» - Основные нормативные документы, связанные с ЭБС. 2. Организационно-технологические задачи вузов: Пример решения организационно-технологических задач в ЧГАКИ. - Федеральные государственные образовательные стандарты. Краткосрочные результаты работы в ЧГАКИ (ноябрь 2009 – апрель 2011 гг.). Решение основных проблем ЭБС через создание «консорциумов».
Курс МХК весьма сложен как для педагогов, так и для учащихся. Он требует большой подготовки от педагогов и готовности к восприятию объемного материала учащимися, широты творческого мышления, умения сопоставлять и анализировать произведения.
Чтобы решить задачи, стоящие перед кураОм МХК, отметим некоторые методические особенности преподавания этого предмета.
Мировая художественная культура - самый объемный предмет в школе, объединяющий в себе элементы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, театра; поэтому уроки не следует перегружать информацией. Обилие информации усложняет работу и педагога, и учащихся.
На уроке нужно оставить время (паузы, мгновения) для созерцания, любования, восхищения, переживания, прочувствования искусства, особенно на первом этапе обучения, когда ученики еще только «входят» в этот предмет.
Чтобы заинтересовать учащихся красотой человеческого творчества, нужно дать им свободу для высказываний и сохранить право на субъективную оценку произведений. Она может быть отрицательной и неверной с точки зрения общепринятого. При этом учитель без раздражения и возмущения принимает эту оценку. В классе может возникнуть беседа, спор, в котором будут высказаны разные взгляды. Педагог тоже высказывает свое видение, но не в категоричной форме. Ученики, конечно, к нему прислушаются. Но в классе нужно оставить психологический момент недосказанности, «многоточия».
Задача преподавателя - научить школьника быть объективным в суждениях и для этого дать ему краткую схему анализа произведений: оригинальное, интересное и актуальное для своего времени содержание; опора на сложившиеся ранее традиции (жанр, содержание); мастерство создателя данного произведения; соответствие выразительных средств замыслу и содержанию произведения; характерные черты эпохи, направление к которому принадлежит анализируемое произведение (народное, религиозное, светское); выражение в нем мировоззрения времени, понимания мира и места человека в этом мире.
Личное эмоциональное восприятие произведения, свое отношение к нему (по желанию).
Подход к художественной культуре, особенно на первых порах, должен быть не академически сухой, построенный на анализе выразительных средств (что многим сложно и не нужно), а на понимании главного замысла произведения, общего содержания, эмоционального отношения к увиденному, прочитанному, услышанному. Это во многом зависит от педагога, как он сам будет рассказывать о Произведениях.
Вспомним рассказ В. Дорошевича «Петроний оперного партера», посвященный известному музыкальному критику прошлого века С.Н. Кругликову:
« ...Можно и Венеру Милосскую описать так:
У нее правильное лицо. Грудь развита нормально. Дефектов в сложении не замечается. И, к сожалению, недостает рук.
Так тысячи критиков, добросовестных критиков изо дня в день описывают спектакли, искусство, артистов.
Но кого интересует эта:
Безрукая статуя?
Эта женщина:
:- С нормально развитой грудью, лицом чистым, носом умеренным, подбородком обыкновенным?
Восторгался ли Кругликов Венерою Милосской или бранил ее, - но он судил ее как Дон Жуан, а не Лепорелло.
И в этом был секрет его обаяния на публику.
Он писал с улыбкой».
Затронув проблему «.исполнения» урока, ибо от исполнительского мастерства педагога зависит и успех занятия, скажем несколько слов о речи педагога.
Речь может быть сдержанной, интонационно маловыразительной, ритмически однообразной. Для ее восприятия такой речи нужно большое напряжение, сосредоточенность и внимание. Но при таком внешне скромном «звучании» содержание речи может быть очень интересным, захватывающим логикой мысли, ясностью изложения.
Речь может быть, наоборот, очень эмоциональной, в большом динамическом интонационном диапазоне, ритмически разнообразной: с включением небольших смысловых пауз, ускорением и замедлением темпа. Такая речь близка к артистической, ораторской, увлекающей темпераментом и страстностью. В сочетании с глубокой содержательностью она, как правило, производит очень сильное впечатление. Но нередко такая речь служит и «внешним» прикрытием для отсутствия настоящего серьезного содержания.
Наконец, третий тип речи, когда эмоциональность находится на оптимальном среднем уровне: не воспринимается однообразной и вялой и не претендует на артистическую яркость.
Интересно сравнить различные по характеру речи известных судебных адвокатов из книги «Судебные речи известных русских адвокатов» (М., 1958).
К.К. Арсеньев. «Ему не были свойственны эффектные тирады, красивые фразы и пламенное красноречие. Его речь отличалась скупостью красок и художественных образов. Он старался убедить суд скупыми, но четкими суждениями, точными характеристиками и доводами... Стиль его речей, так же как и печатных произведений, - ровный, деловой, спокойный, лишенный нервных порывов и резкостей. Как отмечают современники К.К. Арсеньева, он говорил плавно, но быстро».
Ф.Н. Плевако. «Главная его сила заключалась в интонациях, в подлинной, прямо колдовской заразительности чувства, которыми он умел зажечь слушателя. Поэтому речи его на бумаге и в отдаленной мере не передают их потрясающей силы».
Д. Спасович. «В числе многих и многие годы я восхищался его оригинальным, непокорным словом, которое он вбивал, как гвозди, в точно соответствующие им понятия, - любовался его горячими жестами и чудесной архитектурой речи, неотразимая логика которых соперничала с глубокой их психологией и указаниями долгого, основанного на опыте житейского раздумья». I
А. Андреевский. «Основной особенностью его как судебного оратора является широкое внесение литературно-художественных приемов в защитительной речи. Рассматривая адвокатскую деятельность как искусство, он защитника называл «говорящим писателем»... Его современники говорили, что слог С.А. Андреевского прост, ясен, хотя и несколько напыщен... Речи его стройные, плавные, полные ярких запоминающихся образов...»
П.А. Александров. «Наиболее характерным для судебного оратора мастерства П. А. Александрова является твердая логика и последовательность суждений... Не обладая способно? стью создавать яркие образы, он, однако, всегда стремился к упрощению речи, прилагал много усилий к тому, чтобы сделать ее доступной и понятной».
Конечно, речь педагога камернее, скромнее, проще. Она должна сохраняться в пределах «педагогической профессии» и не переходить в профессию адвоката, оратора, артиста. Тем не менее те достоинства, которые отмечаются в выступлениях адвокатов,
могут быть и достоинствами речи педагога. Владение богатым образным литературным языком, несомненно, поможет в работе. Отказ от шаблонов и ходовых выражений позволит придать объяснению, рассказу живой, увлекательный характер.
Педагогу нужно обратить внимание на то, как он ведет объяснение. Использование искусствоведческих терминов будет усложнять его восприятие. Речь не должна быть чрезмерно сложной или, наоборот, слишком упрощенной. Но при любом уровне сложности существуют условия: простота, убедительность, ясность изложения.
«В отношении слов, употребляемых в собственном значении, достойная задача оратора заключается в том, чтобы избегать затасканных и приевшихся слов, а пользоваться избранными и яркими, в которых обнаруживается известная полнота и звучность» (Цицерон).
Урок желательно наполнить радостью от общения с красотой, с великим наследием мировой культуры, радостью познания, эстетического наслаждения, радостью размышлений, рассуждений, радостью узнавания уже известного. На уроке нужно создать атмосферу «влюбленности», ожидания открытий, запланировать материал «для удивления». Это может быть ваше как бы неожиданное наблюдение, догадка или сомнение, которое вы предлагаете классу разрешить.
Необходимо учитывать готовность или неготовность учащихся к восприятию той или иной темы или произведения. Отсюда определяются степень глубины и сложности их раскрытия. Быть может, для первого-знакомства нужно сознательно ограничить информацию об изученном произведении.
Уроки не должны быть однотипными по строению и непременно иметь кульминацию. Она может быть в начале урока, в середине или в конце. Наконец, важно продумать, какая будет кульминация: торжественная, восторженная, драматическая, трагедийная, лирическая. Конечно, это зависит от содержания произведения, которое педагог «приберег» для кульминации урока. Но кульминация может быть не только «громкой» , но и «тихой», когда педагог говорит почти шепотом, или возникает немая сцена, когда замирают звуки музыки, или все в восхищении смотрят на картину, потрясшую воображение учеников.
Урок должен волнообразно развиваться, иметь подъем и спад, ускорение и замедление темпа, усиление и затухание громкости речи. В этом есть некая закономерность пульсации жизни.
Урок должен строиться на принципе контраста, что также будет оживлять его. Контраст может возникнуть при смене" произведений, относящихся к разным видам искусств: литературе, архитектуре, ИЗО, музыке, театру, или при разборе разных по содержанию произведениях: о Вселенной, о природе, об обществе, о человеке.
Не следует стремиться к одинаково глубокому разбору всех произведений. На это просто не хватит времени. Поэтому ознакомление должно быть «разноуровневым». Какие-то произведения проходят как фон (но обязательно в соответствии с данной эпохой и темой урока). Например, несколько картин образуют фоновый изобразительный ряд или фоном звучит музыка. О некоторых произведениях дается лишь краткая информационная справка. И, наконец, одно или несколько произведений достаточно широко разбираются как наиболее характерные, раскрывающее суть темы.
На одном уроке обязательно должны рассматриваться два-три вида искусства (литература, ИЗО, музыка), чтобы выявить единство в художественном отражении мира.
Чтобы активизировать мышление учащихся, необходимо обращаться к их знаниям по истории, литературе, музыке, ИЗО.
Для развития самостоятельного мышления педагог сначала сообщает краткую информацию о произведении: кем создано, когда, т. е. подводит к восприятию произведения; затем произведение читают, смотрят, слушают и определяют свое эмоциональное отношение. После этого дается анализ: принадлежность к направлению искусства (народному, религиозному, светскому профессиональному); содержание, замысел, предназначение, выразительные средства (особенность литературного языка, архитектурных форм, цветовой гаммы, линий, звучания музыки и т. д.) как отражение в данном произведении времени, страны, эпохи, мировоззрения.
Схемы примерного расположения материала на уроке.
характеристика эпохи - показ произведений - выводы.
Объяснение нового материала: от общего к частному и вывод.
После характеристики культуры страны или стиля рассматриваются общие положения на примере конкретных произведений, которые выбирает педагог. В конце урока дается обобщение, делаются выводы, логический «мостик» к началу объяснения;
показ и разбор произведений - обобщение, вывод. Объяснение нового материала: от частного к общему. Происходит знакомство с тремя произведениями или более разных видов искусства. В конце урока делается вывод;
тезис урока (главная мысль) - произведение (разбор) - тезис (главная мысль) - произведение (разбор) - вывод (обобщение). Такая схема урока подходит, когда нужно подтвердить главную мысль, каждый раз поясняя ее, на разных произведениях;
обсуждение двух-четырех произведений - выводы.
Для обсуждения предлагаются контрастные по содержанию,
или разностилевые, или принадлежащие разным эпохам произведения. Сначала дается информация, необходимая для дальнейшего обсуждения, или сразу учащимся предлагается самостоятельное осмысление. В заключение педагог приводит конкретную информацию, связанную с историей создания этих произведений.
При раскрытии каждой темы нужно хотя бы кратко отметить сквозные линии: представление о мире и о месте человека; нравственный и эстетический идеалы эпохи, представление о красоте; характерные черты культуры данной страны: природа, общественный строй, мировоззрение, религия, быт, фольклор, легенды, сказки, мифы; стиль искусства: романский, готический или стиль древнеегипетского, древнегреческого, древнеримского, византийского, древнерусского искусства и т. д.
Имея такой обширный материал необходимо использовать метод сравттрчий, сопоставляя произведения одинаковых жанров, видов искусства, но относящихся к разным эпохам. Например, архитектуру Древнего Египта и Древней Греции; романский стиль и готику; мифы Древнего Египта и Древней Греции; два образа природы; две иконы разных эпох или картину и икону с изображением Богородицы.
Контролировать знания учащихся необходимо в разнообразных формах: устный, письменный опросы, диалог, диспут, обсуждение, беседа, выступление (небольшое сообщение), сочинение.
МХК - самый объемный предмет в школе, при этом на него отводится меньше всего часов. Перегруженность информацией на уроках не вызовет положительной реакции ни у учащихся, ни у самого педагога. Поэтому необходимо учитывать возраст учащихся при рассмотрении художественных произведений.
Педагог сам выбирает те произведения из большого списка программы, которые он считает нужным изучать в данном классе.
Итак, каждый раз решается задача, в которой известна информация и нужно определить путь, выбрать наиболее подходящую формулу для ее решения. В информационный матери
ал надо «вдохнуть жизнь», определить темп, форму, характер и образ урока.
И последнее. Чтобы учащимся дать широкое представление о развитии мировой культуры во всем ее многообразии, нужно обращаться к тому материалу, который они изучают на уроках обще- ственно-гуманитарного цикла, к знаниям и умениям, полученным на занятиях по истории, литературе, ИЗО, музыке.
Изучение предмета МХК предполагает знакомство школьников и студентов с основными вехами, периодами, путями, направлениями, течениями, школами, стилями развития зарубежного и русского искусства. Основными целями курса являются формирование художественной культуры школьников и студентов как части их духовной культуры и создание у них целостной системы представлений об искусстве, а также развитие гармоничного мировосприятия и способности к самостоятельному постижению художественных ценностей. Культурный уровень учащихся с каждым годом становится все ниже. Зачастую сталкиваешься с непониманием и нежеланием детей изучать предмет МХК, поэтому вопрос: как повысить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность обучающихся – становится актуальным на каждом уроке. А кроме этого главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении МХК переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого обучающегося . Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.
Использование активного обучения в педагогической практике становится решением проблемы мотивации учащихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения – педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.
Экспериментальные данные в области педагогики и психологии свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой – до 50%, при проговаривании – до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности – до 90%. В связи с этим напрашивается вывод, что усвоение учебного материала не должно быть пассивным, необходимо обеспечивать постоянное активное участие в образовательном процессе самих обучающихся.
Сегодня существуют различные подходы к классификации методов и форм активного обучения. Чаще всего используют классификацию по характеру учебно-познавательной деятельности, согласно которой методы и формы активного обучения подразделяют на: неимитационные и имитационные. К неимитационным относят нетрадиционные формы проведения лекций, семинары, дискуссии, коллективно-мыслительную деятельность. Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций, разбор деловой почты руководителя, действия по инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации и игровые приемы и процедуры, тренинги в активном режиме.
Во многих образовательных учреждениях, в частности учреждениях СПО (среднего профессионального образования), на изучение МХК отводится ограниченное количество часов – 38 (2 часа в неделю), а стандарты никто не менял. Приходится мобилизовать все силы, возможности, способности как свои, так и учащихся, чтобы за это короткое время выполнить программу. Огромным подспорьем в этом нелегком деле становится использование лекций-визуализаций.
Лекция - визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента. Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему.
Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления учащимся через технические средства обучения (мультимедийный проектор, мультимедийная доска, ПК). Пример лекции-визуализации по теме «Художе6ственная культура Древнего Египта» смотри в Приложении 1 . Чтение лекции превращается в развернутое комментирование преподавателем подготовленных наглядных материалов.
К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения. Студенты эту работу могут выполнять как в классе, дополняя лекцию учителя, так и дома, создавая свою небольшую лекцию-визуализацию. Приложение 2 .
Одним из наиболее эффективных активных методов обучения является игра . Педагогическая суть игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность, внести дух творчества в обучение. Главным вопросом в игре становится «что было бы, если бы...». Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.
В процессе подготовки и проведения игры преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.
В преподавании МХК целесообразнее использовать ролевую игру . Цель данной игры – сформировать определенные навыки и умения студентов в их активном творческом процессе. Социальная значимость ролевой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.
В подготовке ролевой игры можно выделить следующие этапы:
Игра должна быть практическим дополнением изучения конкретной теоретической темы, продолжением и завершением (раздела), дисциплины в целом. Так после изучения темы «Художественная культура Западноевропейского Средневековья» предлагается игра «Модный журнал». Перед учащимися ставится цель: «Вы редакторы журнала мод, вам необходимо подготовить выпуск номера, посвященный моде эпохи Средневековья». Говорить о моде Средневековья в целом можно много и подготовить не один выпуск журнала, поэтому необходимо ориентировать студентов на конкретную тему, например, романские и готические причёски, готическое платье, мужской костюм, головные уборы, цветная мода и т.д. Предлагаю посмотреть один из получившихся журналов в Приложении 3 . Завершая разговор об особенностях архитектуры и живописи любого периода, учащимся можно предложить перевоплотиться в экскурсоводов: «Вы экскурсовод маршрута N, подготовьте материал и проведите экскурсию к памятнику архитектуры», или «Вы экскурсовод в музее одного художника, подготовьте экспозицию работ этого художника, придумайте название экспозиции, составьте сопроводительный текст и проведите экскурсию» (смотри Приложение 4 ). Вариантов проведения таких игр может быть множество: редактор литературного альманаха, режиссёр театра, ведущий музыкальной передачи и т.д.
Ведущая Коломбина: Здравствуйте, вы узнали меня? Я Коломбина, раньше меня называли Серветтой и Франческой. Я девушка простая, вечно влюбленная, веселая, интриганка. И друзей у меня много: и простодушный арлекин, и находчивый пульчинелла, скупой купец Панталоне, И Жиль-Пьеро, признаюсь по секрету, - мой воздыхатель. Они с Арлекином постоянно соперничают. И все мы из комедии масок дель арте, возникшей в Италии в эпоху Возрождения.
Да, действительно, человеку эпохи Возрождения в ослепительном блеске и многообразии открывался новый мир… Этот мир запечатлен в архитектурных сооружениях Флоренции, Рима и Венеции, портретах, созданных кистью и резцом Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Дюрера. Он своеобразно преломляется в любовной лирике Петрарки, сатирических персонажах Боккаччо, Рабле и Сервантеса. Он отражается в страстях шекспировских героев и философских утопиях Томаса Мора и Эразма Роттердамского.
Предлагаю вам отправиться познавать этот удивительный мир. Давайте сначала заглянем во дворец Елизаветы и узнаем, что там происходит…
Инсценирование отрывка из пьесы Бернарда Шоу «Смуглая леди Сонетов» (1910)
Елизавета. Мистер Шекспир, я поговорю об этом с лордом-казначеем.
Шекспир. Тогда я пропал, ваше величество, ибо не было еще лорда-казначея, у которого нашелся бы сверх необходимых правительственных расходов хоть один пенни на что-либо, кроме войны или жалованья собственному племяннику.
Елизавета . Мистер Шекспир! Вы сказали истинную правду, но не в моих силах как-либо помочь делу… поверьте, мистер Вилль, пройдет 300 лет, а может быть, и того больше, пока мои подданные поймут, что не одним хлебом жив человек, но и словом, исходящим из уст тех, кого вдохновляет всевышний… Впрочем, к тому времени и ваши произведения, быть может, обратятся в прах.
Шекспир . Они пребудут в веках, ваше величество, за них не опасайтесь.
Елизавета . Возможно. Но в одном я уверена, ибо я знаю моих соотечественников, - пока все другие страны христианского мира вплоть до варварской Московии и селений невежественных германцев не станут содержать театры за счет казны, Англия ни за что не решится на такой шаг…
Шекспир . И все-таки я открою театр, потому что я Вильям Шекспир!
Исполняется танец «Павана» под музыку Каччини «Аве Мария»
Инсценирование отрывка из пьесы Вильяма Шекспира (из любой пьесы)
Ведущая Коломбина: Говоря об эпохе Возрождения, нельзя ни упомянуть знаменитую «Джоконду» Леонардо да Винчи.
С мечтательной, загадочной улыбкой
Позирует она… Задумчив и велик,
Воспроизводит он своею кистью гибкой
Ее роскошный стан и несравненный лик…
Но вдруг кладет он кисть. Торжественно и важно
Он говорит: ««Пускай пройдут века!
Я кончил этот труд: я к цели шел отважно;
Я сердцем трепетал, но не дрожит рука!
Ты, вечно русая, с небесными очами,
С улыбкой счастия на розовых устах,
Как ныне, будешь властвовать сердцами,
Когда мы оба превратимся в прах!
Века веков тебя не переменят
Всегда бела, румяна и нежна…
Пусть зимы лютые ряд зим суровых сменят;
В твоей улыбке – вечная весна!
О смерть, приди! Я жду тебя спокойно.
Весь мир свой внутренний я в этот образ влил:
Я подвиг совершил вполне ее достойный.
Я обессмертил ту, кого, как жизнь, любил».
Чтец (во время чтения демонстрируется презентация «Архитектурные шедевры эпохи Возрождения»)
В объеме чудной панорамы
Плавучие дворцы и храмы,
Как бы на якоре суда,
Как будто ждут, чтоб ветр попутный
Расшевелил их паруса!
Глядит задумчиво и смутно
Дворцов мастистая краса!
На их стенах столетий почерк,
Но нет их прелестям цены,
Когда рисуется их очерк
Под белым заревом луны.
Резец твердыням этим мрачным
Дал мягкость выпуклость и грань,
И, словно кружевом прозрачным,
Сквозит их каменная ткань.
Как все таинственно, как странно
В сем царстве дивной красоты:
На все ложится постоянно
Тень поэтической мечты…
Ведущая Коломбина: Перенесемся на Север Европы: Нидерланды, Францию, Германию – и посмотрим картины художников той эпохи. Итальянский купец Джованни Арнольфини женился на Джованне … и заказал свадебный портрет художнику ван Эйку. Новобрачные, соединив руки, клянутся хранить верность друг другу, причем жених подтверждает святость договора жестом руки, обращенной к небесам. А быть может, это сам ван Эйк, придворный живописец, и его юная супруга?
Постановка живой картины Яна ван Эйка «Портрет супругов Арнольфини»
Ведущая Коломбина: Вглядитесь! Без руля и без ветрил плывет утлый челн по морям житейской суеты. Его пассажиры, забыв о земле отправления, не ведая о берегах, к которым им рано или поздно придется пристать, предаются грубым утехам плоти. Они плывут давно, мачта проросла и стала деревом, в ней уже угнездилась смерть, а монах и монашка горланят песни, забыв о святости. Безумие и пороки переплелись между собой в жизни, непонятно становится, что движет человечеством. Иероним Босх ставит перед собой и людьми вопрос: «Куда мы плывем? К какому берегу хотим пристать?
Постановка живой картины Иеронима Босха «Корабль дураков»
Чтец (во время чтения демонстрируется презентация «Великие открытия эпохи Возрождения»)
Настали сроки: струны вновь запели,
И краски вновь зардели с полотна.
И дряхлой Византии в жизнь – весна
Вошла, напомнив о любви, о теле;
В своих созданьях Винчи, Рафаэль
Блеск бытия исчерпали до дна.
Стремились все – открыть, изобрести,
Найти, создать… Царила в эти годы
Надежда – вскрыть все таинства природы.
Каким видим, для повышения познавательной активности студентов, преподавателю предлагается множество различных разработанных методов, которые он может использовать в своей преподавательской деятельности. Мы рассмотрели только малую часть из них.
Литература