Главная » Звезды » Внутренний мир избы интерьер. Конспект урока по ИЗО «Внутренний мир русской избы. связывали крестьяне разные части дома

Внутренний мир избы интерьер. Конспект урока по ИЗО «Внутренний мир русской избы. связывали крестьяне разные части дома

Внутренний мир русской избы

Можно использовать для дистанционного обучения.

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом

В. Федотов

В низенькой светелке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам - укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, - гармонично и совершенно.

Потолок - небо, пол - земля, подпол - подземный мир, окна - свет.

Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.

Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил - полати . На полатях спали.

Почти в каждой избе имелся ткацкий станок - красна, на нем женщины ткали.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась - стол, лавки, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и всё.

Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

Пол символизировал - землю; домотканые половики - дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Подпол символизировал нижний, подземный мир.

Окно-око - связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами - очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра - духовный и материальный.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ - кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

"Догадлив крестьянин, на печи избу поставил" - гласит русская пословица. Действительно, печь - душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово "изба" произошло от древнего "истба", "истопка". Изначально избой называлась отапливаемая часть дома. Расположение печи определяло планировку избы. Ее обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. Рядом с печью стоят ухваты, кочерга, лопаты, которыми ставят хлеб в печь, деревянный ушат с водой, на полках стоят чугунки, горшки и прочая кухонная утварь. Выемку где горит огонь закрывает заслонка. Внизу печи подпечье считается, что это жилище домового.

В переднем углу избы располагался красный угол . Это было самое почётное место - духовный центр дома. В углу на полочке стояли иконы, украшенные тканым или вышитым полотенцем, пучки сухих трав, рядом стоял обеденный стол. В этой части избы происходили важные события в жизни крестьянской семьи. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу за стол накрытый нарядной скатертью - столешником. От двери до боковой стены была устроена широкая лавка с крышкой. На ней мужчины обычно занимались хозяйственными работами. Подшивали обувь, мастерили сбрую и предметы домашней утвари. Под потолком шли полавошники , на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли дощатый настил - полати . На полатях спали а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством наблюдала за происходящим или слушали интересные рассказы взрослых членов семьи о том как жили до них. Передавая тем самым из уст в уста историю своей семьи и происходящих попутно событий.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу ; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний колосья урожая устанавливали в красном углу. Наделенные, по народным преданиям, магической силой, они сулили благополучие семье, дому, всему хозяйству. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти в красный угол только по особому приглашению хозяев. Его старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название "красный " означает "красивый ", "хороший ", "светлый ". Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы.

Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.

В русской избе мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь - под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное - на лавке под полатями или на помосте около печи. Каждый член семьи знал свое место и за столом.

Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду.

Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях. В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. Каждая лавка в избе имела свое название

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы - это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Внутренний мир русской избы Выполнила: Охапкина Надежда Николаевна, учитель ИЗО МБОУ «Средняя школа № 35» Г. Дзержинск Нижегородской области

Русские деревни удивительно гармонично вписывались в окружающую природу. Ощущая свой дом частицей природы, где все подчинено порядку, целесообразности и красоте, крестьянин чувствовал себя защищенным и сильным, а значит, и свободным.

Свое жилище крестьянин воспринимал как особый мир. Дом имел три вертикальных яруса, напоминавших о трех мирах. Потолок, чердак и крыша уподоблялись миру вышнему, светлому, преображенному.

Изба напоминала о мире освоенном, земном, освященном, в котором протекала жизнь человека.

Подклет (подполье) напоминал о мире недоброй, нечистой силы. Большим наказанием считалось, если проказника запрут в подполье.

Все крыльцо украшалось резными ажурными подзорами. На крыльцо вели ступеньки. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями.«Жить в соседях – быть в беседах». Давай поднимемся на крыльцо и откроем дверь.

Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Порогу придавали особое значение: он считался рубежом между миром внутренним и внешним. Переступали его с молитвой и крестным знамением.

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, печеного теста. Войдя в избу, сразу обратишь внимание на печь, она занимает почти пол-избы. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Не даром говорится: «Печь греет и варит, печет и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу.»

Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.

Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки.

А так же у печи находился деревянный ушат с водой.

Сбоку печь закрывали стенкой или пристраивали ящик в виде шкафчика с дверцами – голбец. Часто его расписывали яркими красками, изображали на нем птиц, зверей.

Правый от печки угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи.

Другой, левый от печки угол назывался красный, то есть красивый. Красный угол был обращен к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю. Здесь на нарядной угловой полке (божнице) устанавливались иконы, горела лампада. В красном углу ставили стол, за которым обедала вся семья. Эта часть дома была самой почетной. Если хозяин хотел оказать гостю особое почтение, то приглашал его в передний угол.

От двери до боковой стены была устроена лавка – конник, это было место мужской половины. Здесь мужчины осенними и зимними вечерами занимались ремонтом обуви, мастерили, чинили конскую упряжь.

Под потолком укрепляли полавочники с утварью, а у печи устраивали деревянные настилы – полати, на них спали. А во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе.

Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий стан – кросно, на нем женщины ткали. Его отдельные детали нередко украшались круглыми розетками – знаками солнца, а также скульптурными изображениями коней.

Для новорожденного подвешивали к потолку нарядную люльку. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.

Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец.

По полу тянулись радужные домотканые половики-дорожки. Они и впрямь напоминали дорогу, стелющуюся по земле. Во многих северных деревнях сохранились дома с расписными интерьерами. Иногда кажется, что весь мир вместился в старинном доме: деревья и травы, птицы и животные, земное и небесное, видимое и невидимое.

Дом напоминает корабль, на котором по неспокойному житейскому морю плывет и спасается семья, где все живут в ладу друг с другом и в согласии. Простая деревенская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Литература Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса. 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренний мир русской избы

Разработка урока для 5 класса по теме:«Внутренний мир русской избы». Материал представлен в доступной форме для детей, возможность вести диалог. Через урок учащиеся знакомятся с основными понятиями в...

План-конспект урока ИЗО в 5 классе Внутренний мир русской избы

План -конспект урока ИЗО составлен на основе Программы "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека", автора Б.М.Неменского. Урок составлен в соответствии с новыми положениями и требования...

Электронная презентация урока изобразительного искусства I четверти. Тема: «Внутренний мир русской избы»

Электронная презентация урока изобразительного искусства I четверти. Тема: «Внутренний мир русской избы» ...

Отправить

Класснуть

Запинить


Цели: познакомить с основными понятиями внутреннего убранства русской избы, развивать творческие навыки учеников.
Материалы: иллюстрации с изображениями предметов народного быта, внутреннего мира избы; краски, бумага, кисти.

1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

2. Беседа учителя

Сегодня мы поговорим о внутреннем убранстве русской избы.
Сколько интересного и мудрого «впитала» русская изба! Внутренний мир русского дома был особенным, неповторимым. Предметы быта, наполняющие его, играли в жизни людей определенную роль.

Изба на Руси начиналась с крыльца, которое «зазывало» гостей войти внутрь дома. В каждом доме обязательно была лавка. Лавки и скамьи отличались друг от друга. Лавка чаще всего располагалась вдоль стены и стояла неподвижно. Скамья же имела ножки, и ее легко можно было передвинуть. Если хозяин дома усаживал гостя на лавку, это расценивалось как знак уважения со стороны семьи. Так гость мог судить об отношении к нему хозяина.

Самое важное место в избе занимала печь. Русская печь – неотъемлемая национальная принадлежность нашего народа. И путь развития она прошла столь же долгий, как и изба.

Древние люди, конечно же, готовили пищу и обогревались возле костров. Но позже, когда появились первые избы, изобрели печь. Она хорошо нагревала дом, надолго сохраняла тепло и была гораздо менее пожароопасной, нежели костер.

Самым первым видом печи стала печь-каменка. Она была невысокой, прямоугольной формы, размером 1 × 1 м. Нижняя часть стенок выкладывалась из крупных плоских камней, для верхней же части использовали мелкие камни.

Строили печи, в основном, из камня или глины. Порой эти два материала совмещали. Печи имели разнообразную форму – они были круглыми или прямоугольными – это зависело лишь от того, в какой местности жили люди и согласно каким традициям обустраивали свое жилище. Для печи, конечно, заготавливали дрова. Происходило это, как правило, зимой. Считалось, что такие дрова меньше гниют и лучше горят в печи.

Перед тем как использовать дрова, их выдерживали год, чтобы они лучше высохли.
Процесс приготовления пищи в печи не менее интересен. Высота устья печи составляла не более 25 см, этого хватало лишь для того, что сунуть туда полено. Горшок с пищей на семью вставить туда было невозможно. А если бы посудину с едой ставили на печь сверху, то температуры не хватило бы для разогрева. Хлеб пекли в иных печах – с более широкими устьями. Но как же тогда решали вопрос с другой пищей? Где она готовилась? В печи делали специальное круглое отверстие диаметром 20 см. Отверстие это во время затапливания печи чем-то прикрывали. Этим «чем-то» и были горшки с пищей. В них пища варилась, словно на плите. Но все же стоит отметить, что печь была лишь вторым по значению местом в доме – после красного, Божьего угла.

Красный угол иначе называли большим, святым или Божьим углом в доме. Располагался он, как правило, по диагонали к печке. Иногда он находился прямо у входа, недалеко от двери. Красный угол служил, в первую очередь, духовным местом в избе, в нем усаживали самых знатных и дорогих сердцу гостей. В нем стояла «красная» лавка. Усиление значения красного угла часто связывают с христианством. В язычестве центром дома была печь. Получается, что красный угол и печь – это христианский и языческий центры, которые находятся в борьбе друг с другом, олицетворяя свет и тьму.

Мебели в крестьянском доме было немного. В основном это были столы, лавки, сундуки, различные полки. Главным предметом мебели служил обеденный стол, который обязательно стоял в красном углу. Вокруг него вдоль стен тянулись лавки, на которых не только сидели, но и спали.

Достаток семьи измерялся количеством сундуков в доме, в которых хранилась вся одежда. В сундуках, конечно же, хранили и приданое для девочки.

Убранство крестьянской избы было необычайно гармонично. Интерьер избы – столь же прекрасное творение, как и все, что создавал крестьянин.

3. Творческое задание

Итак, теперь мы знаем, каким было жилище наших предков. И сегодня нам предстоит изобразить внутренний мир русской избы.

Нарисуйте любую часть дома или предмет быта (печь, ткацкий стан, красный угол и т. д.).
Но сначала следует наметить четкие границы пола, стен, потолка, и уж затем приступать к изображению отдельных предметов. В свой рисунок вы можете также включить фигуры людей, изобразив процесс чаепития, или русских девушек, занятых работой над вышивкой.
Смело фантазируйте, используя краски различных цветов. Эта работа поможет вам окунуться в загадочный мир наших предков.

4. Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)

Вместе с этим также читают:

Разработка урока по изобразительному искусству учителя изобразительного искусства МБОУ СОШ №2

Кокорина Г.Н. Программа: Б.М. Немецкого.

Первая учебная четверть. Урок №3. Класс: 5

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Тема : «Дом – космос. Внутренний мир русской избы»

Тип урока: урок комплексного использования знаний

Цели урока: Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).

Предметная цель:

Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы интерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Метопредметная цель:

УУД

Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства;

Понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

Регулятивные:

уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

Находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

Уметь организовать место занятий.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; способность к созданию художественного образа, эстетической оценке значения вещи и интерьера крестьянского жилища, и работ учащихся.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач

уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Наглядный и дидактический материалы:

Общеклассный: плакаты «Этапы построения интерьера», «Солярные знаки».

Литературный ряд: стихотворения И. Денисов.

Музыкальный ряд: народные песни.

Видео ряд: презентация

Учебные понятия (на доске): декор, конструкция, интерьер, конник, красный угол.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.

План урока:

    Организационный момент;

    Сообщение нового материала;

    Практическая работа;

    Выставка работ;

    Закрепление новых знаний

    Подведение итогов. Презентация

Ход урока:

    Здравствуйте ребята, буду рада сегодня нашему общению и ожидаю удивиться вашим рисункам.

    (Учитель демонстрирует классу первый слайд)

С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство. «ДОМ» почему именно так стало называться это пространство?

(Размышления учащихся)

На самом деле эти три буквы очень символичны:

Д – похоже на строение, сооружение;

О – практически у всех народов, является символом оберега;

М – напоминает нам забор, ограду, отделяющую от внешнего мира.

(демонстрация второго слайда)

В восприятии древних славян, наших предков, изба являлась олицетворением вселенной. Их мировоззрение строилось на понятии трёхмерности мира, то есть мир делился на три части:

Правь(верхний мир) – мир богов, где боги разъезжали по небу в колесницах запряжёнными крылатыми конями. Символ этого мира – птица, которая ещё и символизирует в себе женское начало. Как ласково в сказках женщину часто называют? В какой сказке женщину сравнивают с птицей?

(ответы учеников: утушкой, лебёдушкой; Царевна – лебедь) и т.д.

Явь (средний мир) – мир где мы с вами живём. Мы явились на белый свет, чтобы творить добро. Мир Яви – союз неба и земли, рождение рода человеческого. Символом среднего мира является конь – это сила, доблесть, добро и храбрость. Он символизирует мужское начало, вспомните, в каких сказках конь помогает человеку?

(ответы учеников – «Конёк Горбунок»; «Сивка – бурка»)

Навь (нижний мир) - тёмный мир мёртвых, тот свет. Символом этого мира является змея. А каких отрицательных героев сказок вы знаете?

(ответы учащихся: Змей Горыныч, баба Яга, Кощей бессмертный, Вий…)

На самом деле в древних легендах (русских ведах) говорится о князе тьмы, который правил миром Нави, и было у него двое детей: прекрасная, но коварная и злая дочь - Яга Виевна, и жестокий, статный, высокий брюнет, сын - кощей Виевич. Позже в русских сказках народ сделал их не такими красивыми и привлекательными.

Давайте, попробуем определить, как понятие трёхмерности мира отразилось в архитектуре русского жилища – избы.

(размышления учащихся)

- Крыша дома – почесть небу. Символ небесной колесницы, поэтому каждый хозяин венчал свою крышу коньком (охлупень), Крышу венчает горделивый конь - охлупень. Он парит как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом – гнездо, где обитают люди.

Вспомните, что символизировал образ коня? (Солнце).

Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизируют полудённое солнце в зените , левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее.

Рассмотрите узорочье доски – полотенца, доски причелены. Что за изображение вы увидели? (Круги с ромбами, ромбы и прямоугольники, небольшие отверстия, зигзаги, выступы.)

Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды. А что вы увидели ещё на фронтоне?

Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа.

Какие? Кто скажет? (полулюди – полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы, устрашающие гривастые львы-собаки).

Сказочно – диковинные образы олицетворяли нижний, подземный мир, который представлялся человеку таинственным и загадочным. Фронтон крыши обязательно украшался солярными знаками. Потолок в доме красили в голубой цвет, символ неба.

Стены в избе белились белой известью, почесть миру Яви. Окна, как глаза избы, так же украшались знаками оберегами, а оконные рамы изготавливались в виде креста, что являлось защитой и символизировало четыре стороны света и солнце.

Пол – почесть нижнему миру (Нави) – окрашивали в коричнево-охристые тона, отдавая дань уважения матери – Сырой Земле, таинственному нижнему миру.

(демонстрация 3 слайда)

Внутренняя часть избы, условно, делилась на две половины: женскую и мужскую.

Но по прежнему верю я после мороза,

Русской печке, привету её и теплу,

Где не раз под тулупом,

Тяжёлым как туча,

Благодарный своей человечьей судьбе,

Забываясь от всех неурядиц грядущих,

Засыпал я счастливый под песни в трубе.

И. Денисов.

(Чья половина у печи?)

Русская печь – домашний очаг, место окружённое почитанием всей крестьянской семьи: она является источником существования и благополучия. Печь – место чистое, нельзя плевать на печь и сжигать в ней мусор. Гость вошедший в избу, первым делом, прислонялся ладонями к печи, таким образом отдавая почесть хозяйке дома и прося благосклонности у домового.

У окна находилась лавка со спинкой с одной стороны (Конник) – это место считалось мужской половиной. В долгие зимние вечера мужчины рукодельничали здесь, плели лапти, вырезали ложки из дерева и тд.

Духовная часть избы располагалась в «красном» углу. Самым главным в избе был левый (красный) угол, в который помещали ИКОНУ украшенную рушниками. Икону всегда вешали лицевой стороной к востоку, где всходит солнце – воплощение доброты. Этому правилу следовали все: будь то крестьянская изба, царские покои или купеческие хоромы. При любой беде или пожаре первой из избы выносилась икона.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь ставили стол, за которым проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, обряды. Во время уборки урожая первые и последние колосья устанавливали в красном углу – это сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления. Красный угол старались держать всегда в чистоте и нарядно украшали. Красный цвет означает в нашей традиции прежде всего божественный огонь – сравни слова «красный», «красивый» и «крада», т.е. жертвенный огонь. Красный резко амбивалентен. В древности он символизировал божество, жизнь, оберег, силу, очищение, мужское начало, действие, здоро-вье, любовь, владычество, солнце, с одной стороны, и войну, гнев, охоту, молнию, кровь, жертву, огонь подземного мира, смерть – с другой. Его украшали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полке возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили ценные бумаги, предметы. люди очень заботились о своей душе, так как верили в загробную жизнь.

(демонстрация 4 слайда)

Словно птицы зазвенели-

Сколько света и тепла…

Бабка радугу постелит

От порога до стола.

Все сомнения отбросте:

Хоть избушка на земле,

Но идут по небу гости

Прямо к солнцу на столе.

Каждый ноги вытирает

И проходит не дыша

Там, где радуга играет,

Словно бабкина душа.

Радугой называли длинные половички в избе. У русского народа было принято всё укрывать, прятать от чужих глаз. Потому в доме было огромное количество самотканых украшенных вышивкой занавесок, скатертей, полотенец. В мифологии радуга символизирует связь между миром естественным и сверхъестественным, мост между небом и землёй. Радуга является символом плодородия, самой жизни (радуга, посланная Ною после потопа), её многоцветья. Такое многоцветье присуще раю,

идеальному образу природы, праздничной брачной одежде женщины

в традиционных культурах.

(демонстрация 5 слайда)

В каждой избе на потолке есть крюк, кто знает, зачем он?

(размышления учеников)

На этот крюк вешалась люлька, где качали младенца.

(демонстрация 6 слайда)

Люлька тоже обязательно украшалась узорами оберегами.

    –Сколько интересного мы с вами сегодня узнали, и я предлагаю вам нарисовать интерьер русской избы.

С чего начнём?

(размышления учащихся)

Выбор композиционного решения.

Детальная прорисовка предметов.

Подмалёвок.

Передача в цвете деталей.

-Требования к самостоятельной работе учащихся:

Эстетичность работы.

Передача в рисунке особенностей уклада жизни русских крестьян.

Законченность композиции в цвете.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5 . Выставка работ (самооценивание).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

В чем проявилась мудрость устроения жилой среды русской избы?

Какие новые термины вы сегодня узнали на уроке?

Д/З - Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта