Главная » Звезды » Роль классической литературы в нашей жизни. Сочинение на тему «Литература в жизни человека». Литература художественная и нехудожественная

Роль классической литературы в нашей жизни. Сочинение на тему «Литература в жизни человека». Литература художественная и нехудожественная

Руководитель: Герасимова В.Ф., учитель русского языка и литературы.

Эссе

Роль литературы в жизни человека

Я хочу ответить на эти поставленные мною вопросы словами В.А. Сухомлинского, что ч тение - это один из истоков мышления и умственного развития.

Я думаю, что именно чтение художественной литературы помогает нам жить в этом мире. Если мы не будем читать, то мы просто будем «дикарями».

Писатели и поэты вложили всю душу в написание своих произведений. Они старались донести до нас всю действительность на каждой эпохе жизни.

М.Ю.Лермонтов написал прекрасные произведения, которые заставляют задуматься о жизни людей того времени, вызывая глубокую печаль и сопереживание к героям. Мне порой кажется, что в любом стихотворении Лермонтова о Родине оно или об одиноком парусе средь моря, о смерти поэта или о первом января, есть грустные мотивы, какая-то печаль, или даже обида на всё то, что происходило вокруг самого автора.

Многие поэты, сочиняя стихотворения о Родине, пишут о ней с восхищением и открытой радостью, в то время как Лермонтов пишет о своей глубокой любви к Родине, народу; о самодержавной власти, призывая народ к борьбе за свободу, за освобождение от крепостного права:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ!

Да, жизнь Лермонтова была мгновенна, но ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Он писал обо всём, что видел, чувствовал, чем жил. Его стихи - отражение его великой души и неизмеримого таланта. Они учат нас быть честными, справедливыми, не продаваться, а быть верными себе и народу. Его произведения и в настоящее время являются образцом нравственности.

Если бы не было такого яркого явления в жизни человека, как произведения литературы, то, я не знаю, откуда бы мы узнавали о жизни нашего народа, всего мира, откуда бы мы черпали все прекрасное, нужное для себя?

Сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» открыла мне глаза на некоторые вечные истины. В его философской сказке звучит стремление заставить людей вновь задуматься о том, что на самом деле важно в человеческой жизни. Главный герой напоминает нам, что должно быть самым важным в ней: понимание, гармония с окружающим миром, способность радоваться таким простым вещам, которые не купишь ни за какие деньги: рассвет, аромат цветка, сияние звезд. И главное - любовь и дружба. Именно эти простые истины дают возможность душе стать чище, взять ответственность за жизнь и заботу о другом человеке. Словами Лиса звучит одна из истин: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Только настоящая дружба способна открыть человеку глаза и помочь принять правду. Трогательная, но в то же время глубокая по смыслу, эта сказка заставляет нас, читателей, посмотреть на себя со стороны, прислушаться к своему сердцу и понять, насколько уникальна человеческая душа, и как важно сохранить ее чистой и светлой, как у ребенка.

Точно отметил роль чтения в жизни каждого читателя великий французский писатель Виктор Мари Гюго, он сказал, что в сякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг. Да, я согласна со словами мастера, что неизмерима роль книг и чтения, которые нас, действительно, учат жизни, правильной, честной, справедливой.

Таким образом, произведения литературы дают нам очень многое для жизни, ведь как говорил Нестор-летописец, что е сли поищешь в книгах мудрости внимательно, то найдешь большую пользу для души своей.

Лично я для себя нахожу в произведениях художественной литературы очень много поучительного, умного, мудрого для жизни.

Нет, нельзя обходить стороной творчества таких писателей-классиков, как А.Пушкина, М.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.С.Тургенева и многих других. О них мы должны знать, помнить. Ведь они писали для нас, они нас учат жизни!

Переформатирование культуры приводит и к тому, что литература уходит на дальний план, и мы с трудом можем предсказать, насколько дальний. Читают, несомненно, меньше - и думаю, что удельный вес литературы как таковой будет меняться. Как и сама литература. С ней тоже что-то происходит: помню, как лет 30 назад я впервые увидела комикс, роскошный роман про мышей. Я посмотрела на него с недоумением, а моя подруга-художница назвала это книгами будущего. Я фыркнула, но она была права. Наши каналы восприятия расширяются, они меняют направление своей работы. Человеческое творчество, безусловно, останется, только человек будет не книжки писать. Но на рисунках, как мы знаем, выросла целая культура.

Там, где есть соприкосновение нескольких искусств, произрастает что-то новое. Когда мы увидели первые фильмы Феллини, мы поняли, что это не кинематограф, а что-то иное. Видимо, все будет другое. Дико интересно! Обратите внимание, что если 40 лет назад главным жанром была фантастика и мы читали Брэдбери, то сейчас фантастика малоинтересна: мы живём в том времени, которое нам спроектировали фантасты 20 века.

Поэтому мне ужасно хочется зафиксировать происходящее. Я всю жизнь пишу записные книжки. Последние годы мне становятся интереснее эти самоотчеты. Я уже мало помню и с трудом вспоминаю, что было на прошлой неделе. Жизнь такая интенсивная и скоростная, что памяти не хватит: я не Дима Быков. Такое даже чувство, что я жизнь собственную не успеваю догонять.

Предыстория: будучи студентом филфака, я проводила опрос среди одногруппниц, касательно литературы: их предпочтения и объемы прочитанного за последний год. В 80% случаев мне нагло врали, дабы показаться умнее, образованнее и т.д.

На сегодняшний день чтение стало трендом, а значит дело плохо. Выбрать достойную книгу очень сложно, потому что на полках с бестселлерами лежать второсортные романы, рейтинги наполнены мусором, знакомые зачитываются пустышками.

Книга становится чем-то вроде аксессуара. Читающие почему-то думают, что совершают нечто из ряда вон выходящее.

На самом же деле, чтение никогда не было показателем ума. Ум приобрести невозможно, его развивают. Если развивать нечего, нужно быть просто хорошим человеком.

Если же отделить зерна от плевел, то все просто - книга, как и во все времена, может служить источником информации, но информации настолько сокрытой сюжетом и метафорами, что не всякий разберет, в чем собственно соль. Художественная литература показывает нам историю человечества во всем ее великолепии.

Почему не фильм? Существует огромное количество книг, которые увлекательнее самых новых кинолент (тем более кинематограф последнее время чаще огорчает).

И наконец: в мировой литературе зародились все архитипы, сюжеты, конфликты, композиции, поэтому знание этой литературы делает Вас образованным человеком: и режиссер и астрофизик должны цитировать Мильтона, Бокаччо и Чехова.

Книги – это то, что окружает нас почти с рождения. Пока мы крохотные младенцы, нам читают колыбельные песенки, когда мы подрастаем, родители читают сказки на ночь, а после каждый из нас сам готов взять книжку в руки и погрузиться в удивительный мир приключений и волшебства.

Выходя из детства, юноша или девушка забирают любимые книги с собой. Литература окружает человека всю его жизнь. Даже не являясь заядлыми книжными фанатиками, мы часто слышим популярные цитаты из некоторых книг, фамилии персонажей, ставшие нарицательными в нашей обычной жизни. Даже многие фильмы сняты по мотивам той или иной книги.

Литература – часть нас и нашего существования в мире, кто и что бы ни говорил. Безусловно, она играет большую роль в жизни людей. Исходя из масштаба целого человечества, произведения литературы – очень ценный и незаменимый помощник в развитии и эволюции. Именно благодаря памятникам письменности мы узнали о жизни в Древней Руси или, например, о философских деятелях эпохи Античности. В книгах всех времен собраны удивительные факты, какими мы пользуемся до сих пор. Географические открытия, познания всех научных дисциплин, история той или иной нации – все это известно нам именно благодаря произведениям письменности.

Оценить роль литературы для каждого отдельного человека также не составляет труда. Для ребенка книга – первый источник знаний и толчок к развитию, не считая, конечно, его родителей. Благодаря детской литературе малыш учится мечтать, фантазировать и создавать в голове удивительные образы, развивает навыки общения и умственную деятельность. Все это очень важно в процессе социализации ребенка.

В школе обучение детей не может происходить без книг и учебников. Каждый раз ребенку нужно самостоятельно обращаться к учебникам по истории, биологии, физике и химии. Только там он может найти ценную информацию и расширить круг своих знаний.

Для взрослого человека книга служит источником вдохновения и ответов на многие жизненно важные вопросы. Кто-то ищет смысл жизни и приходит к философской литературе. Кто-то мечтает развить бизнес с нуля и выбирает в помощника книгу известного бизнесмена с его рассказами о достижении успеха. Некоторые с большой страстью читают книги по психологии и с помощью них раскрывают секреты успешных собеседований по работе и узнают о способах гармоничных отношений с окружающими. Книги с рецептами известных блюд, обзорами стран, с именами выдающихся мировых личностей – все это используется человеком постоянно. Что уж говорить про художественную литературу? К ней человек обращается в период душевных терзаний или одиночества и просто для того, чтобы отдохнуть и хорошо провести время.

Литература – это действительно очень ценный продукт, созданный человеком для человека. Ее роль в нашей жизни огромна, потому мы так тесно переплетаем любую нашу деятельность с книгой.

Вариант 2

Не смотра на то, что литература – это любые письменные тексты, чаще всего, под этим словом подразумевают художественные произведения, вид искусства. Она присутствует в жизни каждого человека и оставляет там свой след. Так какое же влияние литература оказывает на нас?

Знакомство большинства людей с художественной литературой начиналось еще в глубоком детстве. Все знают о том, что родители читают своим детям сказки перед сном. Таким образом, ребенку прививаются положительные черты характера, понимание, что хорошо и что плохо.

Позднее, литература, с которой справляется человек, становится более серьезной, поучительной. Роль подобной литературы – это обучение читателя. Мы получаем уроки через познания автора, его взгляды на различные вещи, его ценности. С помощью художественных произведений, человек может перенять жизненный опыт, которого у него еще не было. Однако не всегда стоит воспринимать уроки из чужих произведений, как аксиому. Нередко литература требует от нас размышлений, анализа, провоцирует на несогласие. Это еще один способ влияния книг и рассказов на читателей. Они развивают критическое мышление, умение не соглашаться и провоцируют находить собственные решения.

Помимо развития литература может вызывать и целый ряд сильных эмоций. Хорошая история способна удерживать внимание читателя часами, дарить массу удовольствия от погружения в книгу. Кто из нас не сопереживал героям книг, болел за их победу, восхищался их силой воли и высокими моральными принципами, негодовал от несправедливости и так далее. Все те эмоции, которые смазаны в ежедневной жизни, литература подает людям во всей их красе.

Так же литература помогает реализовать человеческую тягу к творчеству. Огромный жизненный опыт либо свой взгляд на какой-то вопрос мы можем выразить через рассказ или книгу. Создание собственных произведений – это сложная задача, но в итоге люди получают огромное удовольствие от процесса. Так же их историю прочитают сотни людей. Таким образом, автор повлияет на абсолютно незнакомых читателей.

Подводя итоги можно сказать, что основная роль литературы в жизни человека состоит в обучении, воспитании, обмене опытом и идеями. Но не стоит забывать и о возможности самореализации с ее помощью, пусть и не многие становятся авторами рассказов или всемирно известными писателями. Так же, при правильном выборе литературы. Она способна принести и моральное удовольствие от чтения.

Итоговое. Декабрьское.

Несколько интересных сочинений

  • Тропинин В.А.

    19-го марта 1776 г. в семье крепостного графа А. С. Минина родился Василий Андреевич Тропинин. Отец мальчика вольный человеком, управляющим поместья, а вот семья была крепостными селянами.В 1823 г. парень получил свободу.

  • Анализ рассказа Продкомиссар Шолохова

    Действия произведения «Продкомиссар» происходит в одной деревне, где находится огромное количество полей. И все их каждый год засеивают хлебом, потом его пропалывают, а потом время приходит его собирать и вот тут начинаются настоящие проблемы.

  • Анализ поэмы Василий Теркин Твардовского

    Произведений посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в советской литературе множество. Но из всех произведений нельзя не выделить поэму А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

  • Сочинение по картине (рисунок) Войско фараона в походе (описание)

    Передо мной иллюстрация одного из многих исторических сюжетов – поход войска фараона.

  • Внешность Левши из рассказа Лескова 6 класс

    В первую очередь Левша ассоциируется с настоящим русским человеком. Автор описывает его очень сжато, без лишних подробностей упоминая только, что он оружейник, на щеке небольшая родинка, а на висках выдранные волосы, это произошло на учениях

Роль литературы в современном обществе

(Казаченко Юлия, студентка 3 курса специализации

Хореографическое творчество)

Литература в обществе всегда занимала большое место и имела конкретные задачи и определенные функции. Прежде всего, — эстетические и информационные. Литература могла быть для общества, как лучшим другом, так и самым жестоким критиком. Но и конечно литература всегда была отражением общественной жизни и являлась одним их двигателей культурологического процесса.

На разных этапах своего развития человечество размышляло о роли литературы в обществе. С изменениями, происходящими в жизни, люди тоже становятся другими. Процесс самовыражения захватывает все, превращая человека в раба своего времени, где все продается и покупается. Общество реальное разделяется на бедных и богатых, успешных и неуспешных. Чаще говоря о некоторых достижениях демократических прав свобод, при этом мы забываем о падении нравов. И именно литература является главной основой любого общества, носителем новых идей и духовного насыщения: в художественных произведениях пережитое страной предстает во всей своей полноте.

Литература способна очень серьезно влиять на своего читателя. Специалистами уже научно доказано, что художественная литература способна существенно влиять на массовое сознание, создавать ориентиры для развития людей. И если литература действительно учит прекрасному, учит распознавать добро и зло, представляя собой суть мыслей и размышлений лучших умов человечества, то сегодня она представляется одним из наиболее эффективных средств, которые могут сделать этот мир лучше, добрее. Ещё М. Горький писал: Цель литературы — помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты .

Современная литература явление чрезвычайно неоднозначное. С одной стороны, литература и авторы стали более раскрепощенными, больше не ограничены ни цензурой, ни какими-либо рамками или канонами, как это было на протяжении многих веков в предыдущие годы. С другой же стороны, именно в связи с тем, что литература ничем и никем не ограничена, сегодня на рынке можно увидеть сотни наименований произведений, которые не только не имеют никакой художественной ценности, но и негативно влияют на современных читателей, формирование их художественного вкуса и на весь литературный процесс в общем.

Изменился и современный читатель. Как правило это человек среднего или пожилого возраста, которому чтение было привито еще во время Советского Союза (когда образование тоже не отличалось особой направленностью на развитие личности, а растило серую массу). Несмотря на то, что новый век информационных технологий дал людям безграничный доступ к лучшим библиотекам мира, возможность читать электронные книги и быть в курсе всего, чем живет современный литературный процесс, люди практически перестали читать книги.

Современные школьники и студенты в большинстве своем не читают вообще, умудряясь удачно и без ущерба успеваемости пропускать даже издания, ознакомление с которыми предполагает учебный курс. И это сказывается не только на общей грамотности современных молодых людей, но и на их мировоззрении, ценностных ориентирах, морали.

Размышляя о значении литературы в современном мире, обращаемся к Нобелевской лекции А.И. Солженицына, произнесённой на церемонии вручения, спустя несколько лет после присуждения ему премии. В своем выступлении он называет важные функции литературы: 1. Литература создает единую систему отсчета для злодеяний и благодеяний, для нетерпимого и терпимого; 2. Дает возможность человеку усваивать чужой жизненный опыт как собственный; 3. Передавать его от поколения к поколению, то есть быть живой памятью нации. Многое из сказанного и написанного А. Солженицыным сейчас воспринимается как пророчество. Не потеряли актуальность его высказывания о значении писательского слова в современном мире, прозвучавшие более 30 лет назад.

Он отмечает такую особенность мировой литературы, как единство: Я думаю, что мировой литературе под силу в эти тревожные часы человечества помочь ему верно узнать самого себя вопреки тому, что внушается пристрастными людьми и партиями; перенести сгущённый опыт одних краёв в другие, так чтобы перестала у нас двоиться и рябить в глазах, совместились бы деления шкал, и одни народы узнали бы верно и сжато истинную историю других с тою силой узнавания и болевого ощущения, как будто пережили её сами, — и тем обережены бы были от запоздалых жестоких ошибок. А сами мы при этом, быть может, сумеем развить в себе и мировое зрение: центром глаза, как и каждый человек, видя близкое, краями глаза начнём вбирать и то, что делается в остальном мире. И соотнесем, и соблюдем мировые пропорции . Писателя же он называет выразителем национального языка, главной скрепой нации. По его мнению, литература может помочь миру в его раскаленный час.

Литература вносит свою лепту в воспитание и развитие новых поколений, помогает открыть новые горизонты совершенствования человека, оставляя и свой заметный след для будущих поколений. От современной литературы требуется новый взгляд на обыденные вещи. Как бы не менялся человек, и как бы не смотрело на жизнь время, вечные ценности остаются неизменными. Он живет, наслаждается жизнью до тех пор, пока чувствует под ногами твердую почву. Но стоит этой почве пошатнуться, как человек открывает страницы откровения. И, конечно же, лучшим путеводителем в поисках истины всегда был и остается огромный пласт культурного наследия, несущий в себе опыт многих поколений.

Особенно большое влияние оказывает литература на подрастающее поколение. Поэтому литературное воспитание является одним из внешних факторов, способных повлиять на то, какая личность вырастет, какими чертами характера будет обладать.

Список литературы

Айзерман, Л.С. Время понимать. Проблемы русской литературы советского периода. М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1997.

М.Горький. Собрание сочинений в издании Книга. Рассказ Читатель. 1923.

Солженицын, А.С. Нобелевская лекция. [Текст] / Нобелевская лекция А.Солженицына. 1972. с.7

Книги. Тихий шелест бумаги, напоминающий шепот ветра, аромат книжных страниц, соединяющий в себе нотки древесины, краски и прикосновений человека. Маленькие черные буковки, словно бисер, рассыпанные по белому небу страниц. В этих буквах – вечность.
Что значат книги для человека? Ответить на этот вопрос гораздо сложнее, чем представляется на первый взгляд, ведь люде вокруг так много и невозможно заглянуть в их головы, чтобы прочесть их мысли. Но можно попробовать.

Кто-то ищет в книгах знания, как, например, тот седеющий мужчина в очках, который сидит на соседнем с тобой сидении автобуса. Взгляд его проницательных блекло-голубых глаз запоминает каждый новый психологический термин, который попадается ему в книге. Книги, которые он читает, не имеют ярких, кричащих обложек, но в них скрывается точная информация о количестве населяющих планету людей, о привычках австралийских опоссумов или о том из каких деталей состоит двигатель машины. С таким же упоением внук этого седеющего мужчины в этот же самый момент читает дома учебник по истории, с жадностью запоминая все, что происходило в прошлые века, когда его еще и в помине не было на свете.
А вот эта милая блондинка с мечтательным взглядом и губками бантиком, которая сидит напротив тебя, ищет в книгах свою любовь. Принц на белом коне, на черном, принц на мерседесе, на волге, на велосипеде или, в конце концов, принц на своих двоих – это ее мечтания, это ее грезы. Книги, которые она читает, спрятаны под розовыми переплетами с сердечками, на их обложках красуются целующиеся парочки, а название написано золотом и обязательно витиевато. Такие как она, влюбляются без памяти в книжных героев, ибо в реальности героев не встречают. И читает она только в свободное время, например, когда едет в автобусе или принимает ванну.
А вон там, в углу, сидит милая девушка с каштановыми волосами и отрешенными серыми глазами. Она читает постоянно. Куда бы она ни отправлялась, она берет с собой книгу. Читает она много и любит разные жанры. Она не обращает внимания на обложку, лишь бы написано было увлекательно и со смыслом. Что же ищет она под кожаными переплетами? Наверно, другую реальность, которая будет ей дороже настоящей. Может ей хочется в книгах найти уголок, который ее приютит. Она – книжная путешественница. Человек, который проживает сотни жизней в сотнях миров. Она мечтатель, словно Питер Пен в юбке, который не хочет взрослеть и не признает жестоких реалий.
А вот ты. Ты сидишь и читаешь очередной детектив или фантастический роман о жизни на других планетах, а может и классику, например, Булгакова или Уайльда. Не знаю. Ты можешь читать что угодно. Но вот твоя остановка. Ты закрываешь книгу и кладешь ее в синий потертый рюкзак, а может и вовсе не в синий, а в ярко-желтый. Опять же не знаю. Ты выходишь на улицу и полной грудью вдыхаешь осенний воздух. Что ты ищешь в книгах? Может, ты просто читаешь? Читаешь ради того, чтобы получить удовольствие. Ты просто читаешь, ты просто читатель. А что ты ищешь в книгах ты поймешь лишь когда найдешь.

Так какую же роль играет литература в жизни человека? Ты еще не понял? Я скажу. Самую главную роль. Книжные страницы хранят знания, мечты, секреты, тайны, иллюзии. Книги помогают понять себя и понять мир вокруг. Книги связывают нас с прошлым, предвидят будущее и делают лучше настоящее.
Книги – бумажные двери в огромные новые миры, которые умещаются на маленькой книжной полке.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта