15. Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б.Л. Пастернака? ("ИЮЛЬ")
В данном стихотворении Б. Пастернак изображает особенности июльской поры. Лирический герой стихотворения сравнивает летний месяц с привидением, домовым, затем и с «дачником-отпускником», наделяя его человеческими свойствами. Присутствие этого гостя в доме героя не мешает ему, а наоборот, вызывает нежность и поднимает настроение. Изображение июля проникнуто загадочным, но в то же время веселым и игривым духом. Таким образом, июль в данном стихотворении – это долгожданный, желанный месяц, вызывающий у героя большое счастье.
16. Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.
Изображая природные явления очеловеченными, Пастернак продолжает традицию М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева.
В стихотворении «Тучи» Лермонтов, сравнивая себя с тучами, очеловечивает их: он называет их «вечно-свободными», «вечными странниками», которые мчатся по небу. Как и у Пастернака, у Лермонтова звучит мотив свободы: июльская погода свободно вторгается в дом лирического героя, «мешается во все дела», а тучки плывут куда хотят, не скованные ничем.
В стихотворении «Ты, волна моя морская…» Тютчева море, которое «покоясь иль играя», «чудной жизни» и смеха полна, приносит лирическому герою счастье. Так же и у Пастернака приход июля привносит в жизнь лирического героя радость и безмятежное счастье.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
1912
Определение поэзии
Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок.
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.
Это - сладкий заглохший горох,
Это - слезы вселенной в лопатках,
Это - с пультов и с флейт - Figaro
Низвергается градом на грядку.
Всё. что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.
Площе досок в воде - духота.
Небосвод завалился ольхою,
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная - место глухое.
1917
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.
1956
Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
Стихи бывают разные. Иные прочтешь и забудешь. А есть такие, к которым тянет вернуться и прочесть еще и еще раз, заучить наизусть. К таким произведениям, мне кажется, относятся и стихи Бориса Пастернака. Они заставляют задуматься о жизни, о взаимоотношениях между людьми, о собственном понимании и восприятии мира. Философский подход свойственен всему творчеству этого русского поэта серебряного века. Критики справедливо называют его поэтом-мыслителем. Главная тема философской поэзии Пастернака – «живая жизнь», которая объединяет людей и их окружение:
Казалось альфой и омегой-
Мы с жизнью на один покрой;
И круглый год, в снегу, без снега,
И я назвал ее сестрой.
(«Все наклоненья и залоги…»)
Говоря в своих стихах о природе, поэт не довольствуется просто описанием, изображает ее как живую личность. Он встречает рассветы, гуляет по аллеям и лесным тропам, а окружающие его деревья, дожди живут в его душе. Состояние поэта сливается воедино с природой, как, например, в стихотворениях « Зимняя ночь» или «Июльская гроза».
Философская направленность лирических произведений Пастернака определена его постоянными мыслительными усилиями, которые направлены на поиск основ, целей:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Желание «докопаться до самой сути» характерно для многих произведений поэта, написанных в разные годы. Поэтому он хочет показать читателю не только внешнее, но и проникнуть в самую суть каких-то обычных вещей, явлений. Например: «Мой друг, ты спросишь, кто велит, Чтоб жглась юродивого речь? В природе лип, в природе плит, В природе лета было жечь» ,- это узнаваемая мысль Пастернака. Главное «не лето было жарким», а именно «в природе лета…», то есть сущность летнего времени. Иногда поэт строит стихотворение таким образом, что раскрывается не только визуальное восприятие предмета, но и его понятие, идея, как к примеру стихи «Определение души», «Определение поэзии».
Для позднего периода творчества Бориса Пастернака характерно философское осмысление судьбы и взаимоотношений человека и истории. Он стремится донести до понимания, что человек с высокими нравственными идеалами, может быть незаметен в общей массе, но способен совершить подвиг,утверждая силу жизни, торжество бытия:
Твой поход изменит местность.
Под чугун твоих подков,
Размывая бессловесность,
Хлынут волны языков.
Крыши городов дорогой,
Каждой хижины крыльцо,
Каждый тополь у порога
Будут знать тебя в лицо.
(«Художник» )
Пастернак поднимает в своем творчестве основную философскую проблему — бытия. В некотором смысле для него ее не существует. Просто есть жизнь – и все. Без лишних вопросов: « Не надо толковать, Зачем так церемонно Мареной и лимоном Обрызнута листва». Утверждение существующего мира и есть главное содержание всей поэзии Пастернака. Она – отражение удивления и преклонения перед торжеством жизни.
Иначе и не может быть. Жизнь – это чудо, дарованное свыше, способное исцелить любую боль: «На свете нет тоски такой, Которой снег бы не излечивал».
Пастернак пережил тяжелые времена: мировые войны, революции, сталинские репрессии, послевоенную разруху. Обо всей его жизни можно сказать словами из его стихов: «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно - что жилы отворить».
Читать стихи Пастернака нелегко. И не потому, что сложна поэтика. Скорее, тяжело читать произведения наполненные глубиной и динамичностью мысли. Когда он сказал, что философия это листва поэзии и читая произведения мастера, убеждаешься в его правоте. Отличной чертой философской лирики Пастернака является то, что в каждую строку надо вчитаться и задуматься. И, тем не менее, философские произведения Бориса Пастернака полны жизнеутверждающей силы и оптимизма. Да в мире много драматического, несчастий, но через трагедии и горести человек идет к новому пониманию жизни. Миром правит любовь. Люди должны это понять и принять.
Б. Пастернак ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ Это - круто налившийся свист, Это - щелканье сдавленных льдинок, Это - ночь, леденящая лист, Это - двух соловьев поединок. Это - сладкий заглохший горох, Это - слезы вселенной в лопатках, Это - с пультов и с флейт - Figaro Низвергается градом на грядку. Все, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях. Площе досок в воде - духота. Небосвод завалился ольхою. Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная - место глухое. 1. Как называется стилистическая фигура, использованная Пастернаком в семи первых строках стихотворения? 1. Как называется стилистическая фигура, использованная Пастернаком в семи первых строках стихотворения?
Б. Пастернак ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ Это - круто налившийся свист, Это - щелканье сдавленных льдинок, Это - ночь, леденящая лист, Это - двух соловьев поединок. Это - сладкий заглохший горох, Это - слезы вселенной в лопатках, Это - с пультов и с флейт - Figaro Низвергается градом на грядку. Все, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях. Площе досок в воде - духота. Небосвод завалился ольхою. Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная - место глухое. 2. Какой фонетический приём использует Пастернак для усиления выразительности в выделенных словах? 2. Какой фонетический приём использует Пастернак для усиления выразительности в выделенных словах?
Б. Пастернак ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ звездам к лицу б хохотать Это - круто налившийся свист, Это - щелканье сдавленных льдинок, Это - ночь, леденящая лист, Это - двух соловьев поединок. Это - сладкий заглохший горох, Это - слезы вселенной в лопатках, Это - с пультов и с флейт - Figaro Низвергается градом на грядку. Все, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях. Площе досок в воде - духота. Небосвод завалился ольхою. Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная - место глухое. 3. Какой вид тропа, основанный на сходстве неодушевлённых предметов с живыми существами, использован в выделенных строках? 3. Какой вид тропа, основанный на сходстве неодушевлённых предметов с живыми существами, использован в выделенных строках?
Б. Пастернак ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ Это - круто налившийся свист, Это - щелканье сдавленных льдинок, Это - ночь, леденящая лист, Это - двух соловьев поединок. Это - сладкий заглохший горох, Это - слезы вселенной в лопатках, Это - с пультов и с флейт - Figaro Низвергается градом на грядку. Все, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях. Площе досок в воде - духота. Небосвод завалился ольхою. Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная - место глухое. 4. Каким трёхсложным размером написано стихотворение? 4. Каким трёхсложным размером написано стихотворение?
Б. Пастернак ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ Низвергается градом завалился ольхою Это - круто налившийся свист, Это - щелканье сдавленных льдинок, Это - ночь, леденящая лист, Это - двух соловьев поединок. Это - сладкий заглохший горох, Это - слезы вселенной в лопатках, Это - с пультов и с флейт - Figaro Низвергается градом на грядку. Все, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях. Площе досок в воде - духота. Небосвод завалился ольхою. Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная - место глухое. 5. Назовите приём соотнесения различных явлений, использованный поэтом в выделенных словосочетаниях. 5. Назовите приём соотнесения различных явлений, использованный поэтом в выделенных словосочетаниях.
Борис Пастернак (1890-1960)
В 1920-х гг. Пастернак присоединяется к «лефовцам» (литературную группу «Леф» возглавлял В. В. Маяковский) и обращается к большим монументальным формам, в частности к поэме, тяготеющей к эпической традиции. Темами его поэм становятся события, так или иначе связанные с революционным движением в России. «Высокая болезнь» (1924) посвящена IX съезду Советов и выступлению на нем В. И. Ленина. Значительным событием в советской поэзии стали две поэмы: «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», изданные также во второй половине 1920-х гг. Следующая поэма - «Спекторский» (1930), которую сам поэт называет романом, предвосхищает появление нового писателя-прозаика - Бориса Пастернака. Вослед поэме появляется прозаическая «Повесть» (1934). Их взаимосвязь сам Пастернак объяснял следующим образом: «Часть фабулы в романе, приходящуюся на военные годы и революцию, я отдал прозе, потому что характеристики и формулировки, в этой части всего более обязательные и разумеющиеся, стиху не под силу. С этой целью я недавно засел за повесть, которую пишу с таким расчетом, чтобы, являясь прямым продолжением всех до сих пор печатавшихся частей «Спекторского» и подготовительным звеном к стихотворному его заключению, она могла бы войти в сборник прозы, - куда по всему своему духу и относится, - а не в роман, часть которого составляет по своему содержанию. Иными словами, я придаю ей вид самостоятельного рассказа. Когда я ее кончу, можно будет приняться за заключительную главу «Спекторского». Еще в «футуристический» период творчества Пастернак выразил свое поэтическое кредо: «Не надо обманываться; действительность разлагается. Разлагаясь, она собирается у двух противоположных полюсов: Лирики и Истории. Оба равно априорны и абсолютны». Творчество поэта 1920 - 1930-х гг. опровергло этот тезис: Лирика и История начали сближаться, пока не слились в единый поток - особый пространственно-временной континуум пастернаковской поэзии. Лирика, созданная Пастернаком в тот же период, что и его поэмы, составила два сборника: «Стихи разных лет» и «Второе рождение» (1932). Преобразования в стране, новая «массовая и классовая» культура, когда «телегою проекта нас переехал новый человек», приходящие в противоречие с потребностями духовного развития, столь необходимого каждому не «новому» человеку, обусловили содержание поэзии 1920 - 1930-х гг. Пастернак пытается отстраниться от социализма, он смиряется с окружающей его действительностью и наблюдает ее. Создается впечатление, что он пытается стать сопричастным ей, но некое свойство души поэта не позволяет ему слиться с общим потоком:
Ты рядом, даль социализма.
Ты скажешь - близь?
- Средь тесноты,
Во имя жизни, где сошлись мы,
- Переправляй, но только ты.
Пастернак осознает, что никогда не был «всем детством - с бедняком, всей кровию - в народе», и ощущение, что он «в родню чужую втерся», не покидает поэта. Эта раздвоенность исчезла перед лицом трагедии Отечества - войны 1941 - 1945 гг. В эти годы Пастернак пишет цикл стихотворений, посвященных борьбе с фашизмом, работает в качестве военного корреспондента на Орловском участке фронта. Стихотворения, написанные в годину бед, вошли в книгу «На ранних поездах» (1944), но главное их содержание не война, а мир, творчество, человек. После войны выходят книги «Земной простор» (1945), «Избранные стихи и поэмы» (1945). В 1958 г. Б. Л. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. Последние годы жизни Пастернак много работал над собранием своих поэтических произведений, переосмысляя написанное и редактируя тексты, позднее вошедшие в сбор-пик «Когда разгулялися», изданный после смерти автора в составе его «Стихотворений и поэм» (1965). Начиная с 1940-х гг. раскрывается дар Пастернака-прозаика («Доктор Живаго») и поэта-переводчика. Благодаря Пастернаку русский читатель смог познакомиться с творчеством гениального грузинского поэта Бараташвили, произведениями Важа Пшавела, Чаковани, Табидзе, Яшвили, в переводе Пастернака были изданы стихи Шевченко, Тычины, Рыльского (Украина), Исаакяна, Ашота Граши (Армения), проза Вургунда (Азербайджан), Субдрабкална (Латвия), а также драмы и стихи классиков мировой литературы: Шекспира, Шиллера, Кальдерона, Петефи, Верлена, Байрона, Китса, Рильке, Тагора. Вершиной мастерства Пастернака-переводчика по праву считается «Фауст» Гете. Скончался Борис Леонидович Пастернак 30 мая 1960 г.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,