Главная » Звезды » Решу егэ литература доктор живаго. Какие философские мотивы характерны для лирики Б.А.Пастернака

Решу егэ литература доктор живаго. Какие философские мотивы характерны для лирики Б.А.Пастернака

15. Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б.Л. Пастернака? ("ИЮЛЬ")

В данном стихотворении Б. Пастернак изображает особенности июльской поры. Лирический герой стихотворения сравнивает летний месяц с привидением, домовым, затем и с «дачником-отпускником», наделяя его человеческими свойствами. Присутствие этого гостя в доме героя не мешает ему, а наоборот, вызывает нежность и поднимает настроение. Изображение июля проникнуто загадочным, но в то же время веселым и игривым духом. Таким образом, июль в данном стихотворении – это долгожданный, желанный месяц, вызывающий у героя большое счастье.

16. Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

Изображая природные явления очеловеченными, Пастернак продолжает традицию М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева.

В стихотворении «Тучи» Лермонтов, сравнивая себя с тучами, очеловечивает их: он называет их «вечно-свободными», «вечными странниками», которые мчатся по небу. Как и у Пастернака, у Лермонтова звучит мотив свободы: июльская погода свободно вторгается в дом лирического героя, «мешается во все дела», а тучки плывут куда хотят, не скованные ничем.

В стихотворении «Ты, волна моя морская…» Тютчева море, которое «покоясь иль играя», «чудной жизни» и смеха полна, приносит лирическому герою счастье. Так же и у Пастернака приход июля привносит в жизнь лирического героя радость и безмятежное счастье.

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
1912

Определение поэзии
Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок.
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.

Это - сладкий заглохший горох,
Это - слезы вселенной в лопатках,
Это - с пультов и с флейт - Figaro
Низвергается градом на грядку.

Всё. что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде - духота.
Небосвод завалился ольхою,
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная - место глухое.
1917

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.
1956

Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

Стихи бывают разные. Иные прочтешь и забудешь. А есть такие, к которым тянет вернуться и прочесть еще и еще раз, заучить наизусть. К таким произведениям, мне кажется, относятся и стихи Бориса Пастернака. Они заставляют задуматься о жизни, о взаимоотношениях между людьми, о собственном понимании и восприятии мира. Философский подход свойственен всему творчеству этого русского поэта серебряного века. Критики справедливо называют его поэтом-мыслителем. Главная тема философской поэзии Пастернака – «живая жизнь», которая объединяет людей и их окружение:

Казалось альфой и омегой-
Мы с жизнью на один покрой;
И круглый год, в снегу, без снега,
И я назвал ее сестрой.

(«Все наклоненья и залоги…»)

Говоря в своих стихах о природе, поэт не довольствуется просто описанием, изображает ее как живую личность. Он встречает рассветы, гуляет по аллеям и лесным тропам, а окружающие его деревья, дожди живут в его душе. Состояние поэта сливается воедино с природой, как, например, в стихотворениях « Зимняя ночь» или «Июльская гроза».

Философская направленность лирических произведений Пастернака определена его постоянными мыслительными усилиями, которые направлены на поиск основ, целей:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Желание «докопаться до самой сути» характерно для многих произведений поэта, написанных в разные годы. Поэтому он хочет показать читателю не только внешнее, но и проникнуть в самую суть каких-то обычных вещей, явлений. Например: «Мой друг, ты спросишь, кто велит, Чтоб жглась юродивого речь? В природе лип, в природе плит, В природе лета было жечь» ,- это узнаваемая мысль Пастернака. Главное «не лето было жарким», а именно «в природе лета…», то есть сущность летнего времени. Иногда поэт строит стихотворение таким образом, что раскрывается не только визуальное восприятие предмета, но и его понятие, идея, как к примеру стихи «Определение души», «Определение поэзии».

Для позднего периода творчества Бориса Пастернака характерно философское осмысление судьбы и взаимоотношений человека и истории. Он стремится донести до понимания, что человек с высокими нравственными идеалами, может быть незаметен в общей массе, но способен совершить подвиг,утверждая силу жизни, торжество бытия:

Твой поход изменит местность.
Под чугун твоих подков,
Размывая бессловесность,
Хлынут волны языков.
Крыши городов дорогой,
Каждой хижины крыльцо,
Каждый тополь у порога
Будут знать тебя в лицо.

(«Художник» )

Пастернак поднимает в своем творчестве основную философскую проблему — бытия. В некотором смысле для него ее не существует. Просто есть жизнь – и все. Без лишних вопросов: « Не надо толковать, Зачем так церемонно Мареной и лимоном Обрызнута листва». Утверждение существующего мира и есть главное содержание всей поэзии Пастернака. Она – отражение удивления и преклонения перед торжеством жизни.

Иначе и не может быть. Жизнь – это чудо, дарованное свыше, способное исцелить любую боль: «На свете нет тоски такой, Которой снег бы не излечивал».

Пастернак пережил тяжелые времена: мировые войны, революции, сталинские репрессии, послевоенную разруху. Обо всей его жизни можно сказать словами из его стихов: «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно - что жилы отворить».

Читать стихи Пастернака нелегко. И не потому, что сложна поэтика. Скорее, тяжело читать произведения наполненные глубиной и динамичностью мысли. Когда он сказал, что философия это листва поэзии и читая произведения мастера, убеждаешься в его правоте. Отличной чертой философской лирики Пастернака является то, что в каждую строку надо вчитаться и задуматься. И, тем не менее, философские произведения Бориса Пастернака полны жизнеутверждающей силы и оптимизма. Да в мире много драматического, несчастий, но через трагедии и горести человек идет к новому пониманию жизни. Миром правит любовь. Люди должны это понять и принять.


Б. Пастернак ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ Это - круто налившийся свист, Это - щелканье сдавленных льдинок, Это - ночь, леденящая лист, Это - двух соловьев поединок. Это - сладкий заглохший горох, Это - слезы вселенной в лопатках, Это - с пультов и с флейт - Figaro Низвергается градом на грядку. Все, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях. Площе досок в воде - духота. Небосвод завалился ольхою. Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная - место глухое. 1. Как называется стилистическая фигура, использованная Пастернаком в семи первых строках стихотворения? 1. Как называется стилистическая фигура, использованная Пастернаком в семи первых строках стихотворения?


Б. Пастернак ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ Это - круто налившийся свист, Это - щелканье сдавленных льдинок, Это - ночь, леденящая лист, Это - двух соловьев поединок. Это - сладкий заглохший горох, Это - слезы вселенной в лопатках, Это - с пультов и с флейт - Figaro Низвергается градом на грядку. Все, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях. Площе досок в воде - духота. Небосвод завалился ольхою. Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная - место глухое. 2. Какой фонетический приём использует Пастернак для усиления выразительности в выделенных словах? 2. Какой фонетический приём использует Пастернак для усиления выразительности в выделенных словах?


Б. Пастернак ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ звездам к лицу б хохотать Это - круто налившийся свист, Это - щелканье сдавленных льдинок, Это - ночь, леденящая лист, Это - двух соловьев поединок. Это - сладкий заглохший горох, Это - слезы вселенной в лопатках, Это - с пультов и с флейт - Figaro Низвергается градом на грядку. Все, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях. Площе досок в воде - духота. Небосвод завалился ольхою. Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная - место глухое. 3. Какой вид тропа, основанный на сходстве неодушевлённых предметов с живыми существами, использован в выделенных строках? 3. Какой вид тропа, основанный на сходстве неодушевлённых предметов с живыми существами, использован в выделенных строках?


Б. Пастернак ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ Это - круто налившийся свист, Это - щелканье сдавленных льдинок, Это - ночь, леденящая лист, Это - двух соловьев поединок. Это - сладкий заглохший горох, Это - слезы вселенной в лопатках, Это - с пультов и с флейт - Figaro Низвергается градом на грядку. Все, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях. Площе досок в воде - духота. Небосвод завалился ольхою. Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная - место глухое. 4. Каким трёхсложным размером написано стихотворение? 4. Каким трёхсложным размером написано стихотворение?


Б. Пастернак ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ Низвергается градом завалился ольхою Это - круто налившийся свист, Это - щелканье сдавленных льдинок, Это - ночь, леденящая лист, Это - двух соловьев поединок. Это - сладкий заглохший горох, Это - слезы вселенной в лопатках, Это - с пультов и с флейт - Figaro Низвергается градом на грядку. Все, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях. Площе досок в воде - духота. Небосвод завалился ольхою. Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная - место глухое. 5. Назовите приём соотнесения различных явлений, использованный поэтом в выделенных словосочетаниях. 5. Назовите приём соотнесения различных явлений, использованный поэтом в выделенных словосочетаниях.

Борис Пастернак (1890-1960)

Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 г. В Москве. Отец поэта - Л. О. Пастернак - академик живо­писи, преподаватель в московском училище живописи, вая­ния и зодчества; мать - Р. И. Кауфман, известная пианист­ка, ученица Антона Рубинштейна. Мир искусства, мир та­лантливых творческих людей - писателей, музыкантов, ху­дожников, мир, в котором прошло детство и отрочество Бо­риса Пастернака, определил его жизненный путь - путь твор­чества. В гимназии (1901 - 1908) он мечтал о музыке, о композиторской деятельности: «Жизни вне музыки я себе не представлял... музыка была для меня культом, то есть той разрушительной точкой, в которой собиралось все, что было самого суеверного и самоотреченного во мне» («Охранная грамота»). Музыкальные произведения Пастернак начал сочинять с тринадцати лет - ранее, чем стал «лепетать ли­тературно». И хотя он не состоялся как композитор, музыка слова - звукопись, особый звукоряд строфы - стала отли­чительной чертой его поэзии. В 1913 г. Пастернак закончил философское отделение историко-филологического факультета Московского универ­ситета (незадолго перед этим, летом 1912 г., он изучал фило­софию в Марбурге, а также совершил небольшое путеше­ствие по Италии) и впервые издал свои стихи в сборнике «Лирика». В. 1914 г. выходит его книга «Близнец в тучах», о которой сам автор впоследствии скажет с сожалением: «до глупости притязательно... из подражания космологи­ческим мудреностям, которыми отличались книжные загла­вия символистов и названия их издательств». В начале XX века в России сосуществовали, а иногда и противостояли друг другу различные литературные группы (символисты, акмеисты, футуристы, реалисты), почти все они выпускали свои программы, манифесты; их объединения, журналы, клу­бы и сборники носили подчас удивительные названия. Бо­рис Пастернак примкнул к группе так называемых умерен­ных футуристов «Центрифуга», куда его привело не столько собственное эстетическое кредо, сколько дружба с членами этой группы - Сергеем Бобровым и Николаем Асеевым. В 1915-1917 гг. Пастернак служил на уральских хими­ческих заводах и одновременно работал над новыми книга­ми стихов: «Поверх барьеров» (издана с цензурными изъя­тиями в 1917 г., до Октябрьской революции) и «Сестра моя - жизнь», которая, будучи опубликована лишь в 1922 г. в Москве, сразу выдвинула молодого поэта в число крупней­ших мастеров стиха. Книга эта посвящена М. Ю. Лермонтову, «как если бы он еще жил среди нас, - его духу, до сих пор оказывающему глубокое влияние на нашу литературу. Вы спросите, чем он был для меня летом 1917 года? Олицетво­рением творческого поиска и откровения, двигателем повсе­дневного творческого постижения жизни» («Охранная гра­мота»). Сборник открывался стихотворением-посвящением «Памяти Демона»:
Приходил по ночам
В синеве ледника от Тамары.
Парой крыл намечал,
Где гудеть, где кончаться кошмар.
Не рыдал, не сплетал
Оголенных, исхлестанных, в шрамах.
Уцелела плита
За оградой грузинского храма.
Как горбунья дурна,
Под решеткою тень не кривлялась.
У лампады зурна,
Чуть дыша, о княжне не справлялась.
Но сверканье рвалось
В волосах, и, как фосфор, трещали.
И не слышал колосс,
Как седеет Кавказ за печалью.
От окна на аршин,
Пробирая шерстинки бурнуса,
Клялся льдами вершин:
Спи, подруга, - лавиной вернуся.

В 1920-х гг. Пастернак присоединяется к «лефовцам» (ли­тературную группу «Леф» возглавлял В. В. Маяковский) и обращается к большим монументальным формам, в частности к поэме, тяготеющей к эпической традиции. Темами его поэм становятся события, так или иначе связанные с революцион­ным движением в России. «Высокая болезнь» (1924) посвя­щена IX съезду Советов и выступлению на нем В. И. Лени­на. Значительным событием в советской поэзии стали две поэмы: «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», издан­ные также во второй половине 1920-х гг. Следующая поэма - «Спекторский» (1930), которую сам поэт называет романом, предвосхищает появление нового писателя-прозаика - Бори­са Пастернака. Вослед поэме появляется прозаическая «По­весть» (1934). Их взаимосвязь сам Пастернак объяснял следу­ющим образом: «Часть фабулы в романе, приходящуюся на военные годы и революцию, я отдал прозе, потому что харак­теристики и формулировки, в этой части всего более обяза­тельные и разумеющиеся, стиху не под силу. С этой целью я недавно засел за повесть, которую пишу с таким расчетом, чтобы, являясь прямым продолжением всех до сих пор печатавшихся частей «Спекторского» и подготовительным звеном к стихотворному его заключению, она могла бы войти в сбор­ник прозы, - куда по всему своему духу и относится, - а не в роман, часть которого составляет по своему содержанию. Иными словами, я придаю ей вид самостоятельного рассказа. Когда я ее кончу, можно будет приняться за заключительную главу «Спекторского». Еще в «футуристический» период творчества Пастернак выразил свое поэтическое кредо: «Не надо обманываться; действительность разлагается. Разлагаясь, она собирается у двух противоположных полюсов: Лирики и Истории. Оба равно априорны и абсолютны». Творчество поэта 1920 - 1930-х гг. опровергло этот тезис: Лирика и История начали сближаться, пока не слились в единый поток - особый про­странственно-временной континуум пастернаковской поэзии. Лирика, созданная Пастернаком в тот же период, что и его поэмы, составила два сборника: «Стихи разных лет» и «Второе рождение» (1932). Преобразования в стране, новая «массовая и классовая» культура, когда «телегою проекта нас переехал новый человек», приходящие в противоречие с потребностями духовного развития, столь необходимого каж­дому не «новому» человеку, обусловили содержание поэзии 1920 - 1930-х гг. Пастернак пытается отстраниться от социа­лизма, он смиряется с окружающей его действительностью и наблюдает ее. Создается впечатление, что он пытается стать сопричастным ей, но некое свойство души поэта не позволя­ет ему слиться с общим потоком:

Ты рядом, даль социализма.
Ты скажешь - близь?
- Средь тесноты,
Во имя жизни, где сошлись мы,
- Переправляй, но только ты.

Пастернак осознает, что никогда не был «всем детством - с бедняком, всей кровию - в народе», и ощущение, что он «в родню чужую втерся», не покидает поэта. Эта раздвоенность исчезла перед лицом трагедии Отече­ства - войны 1941 - 1945 гг. В эти годы Пастернак пишет цикл стихотворений, посвященных борьбе с фашизмом, ра­ботает в качестве военного корреспондента на Орловском участке фронта. Стихотворения, написанные в годину бед, вошли в книгу «На ранних поездах» (1944), но главное их содержание не война, а мир, творчество, человек. После войны выходят книги «Земной простор» (1945), «Избранные стихи и поэмы» (1945). В 1958 г. Б. Л. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. Последние годы жизни Пастернак много работал над собранием своих поэтических произведений, переосмысляя написанное и редактируя тексты, позднее вошедшие в сбор-пик «Когда разгулялися», изданный после смерти автора в составе его «Стихотворений и поэм» (1965). Начиная с 1940-х гг. раскрывается дар Пастернака-прозаика («Доктор Живаго») и поэта-переводчика. Благодаря Пастернаку русский читатель смог познакомиться с творчеством гениального грузинского поэта Бараташвили, произве­дениями Важа Пшавела, Чаковани, Табидзе, Яшвили, в переводе Пастернака были изданы стихи Шевченко, Тычины, Рыльского (Украина), Исаакяна, Ашота Граши (Армения), проза Вургунда (Азербайджан), Субдрабкална (Латвия), а также драмы и стихи классиков мировой литературы: Шек­спира, Шиллера, Кальдерона, Петефи, Верлена, Байрона, Китса, Рильке, Тагора. Вершиной мастерства Пастернака-пе­реводчика по праву считается «Фауст» Гете. Скончался Борис Леонидович Пастернак 30 мая 1960 г.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытия.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта