Главная » Отношения » Что написал клод дебюсси. Фортепианное творчество. Поздний творческий период

Что написал клод дебюсси. Фортепианное творчество. Поздний творческий период

Существует мнение, что композитор из Франции Клод Дебюсси определил будущее развитие музыки в XX веке. В его произведениях каждый аккорд обретает особую красочность, звуки постепенно растворяются в тишине. Если возможно говорить об импрессионизме в музыке, то Дебюсси – главный представитель этого движения.

Клод Ашиль Дебюсси появился на свет 22 августа 1862 года в Сен-Жермене, под Парижем. Его родители ценили музыку на обывательском уровне. Они изредка посещали оперу и, отдавая дань моде, определили девятилетнего Клода в музыкальную школу в класс фортепиано при Парижской консерватории. Одарённость мальчика проявилась сразу же: он получал премии по сольфеджио, интересовался новыми гармониями и сложными ритмами. Однако его игра не была виртуозной, и ни преподаватели, ни сверстники не признавали его таланта. Занимаясь гармонией в классе Эрнеста Гиро, юноша создаёт первые вокальные произведения «Чудный вечер» и «Мандолина», в которых проявляется его самобытность.

В 1881 году Дебюсси был приглашён на должность домашнего пианиста для сопровождения русской меценатки Надежды фон Мекк в путешествии по Европе. Подружившись с ней, он неоднократно посетил Россию, где и произошло его знакомство с творчеством , .

В 1884 году Дебюсси окончил консерваторию и стал обладателем Римской премии, которая обеспечила его четырёхлетнее проживание в итальянской столице, на вилле Медичи. Там он знакомился с итальянской музыкой эпохи Возрождения, что внесло новизну и разнообразие в его собственный стиль.

Дебюсси вернулся в Париж раньше намеченного. Там он завёл дружбу с поэтами-символистами, в частности со Стефаном Малларме. Так появились романсы на стихи Пьера Вернера, Поля Бурже, Пьера Луиса и Шарля Бодлера и первое произведение для оркестра « » (1894). В его единственной опере «Пеллеас и Мелизанда» (1892–1902) также прослеживается влияние символизма. В основе оперы лежит драма Мориса Метерлинка – трагическая история любви.

Дебюсси писал музыку почти исключительно для фортепиано, поскольку он сам был одарённым пианистом и дирижёром. Его музыка пронизана воздушностью, как у . Но он был не единственным источником вдохновения: композитор увлёкся французской музыкой эпохи рококо, а именно произведениями и Жана Филиппа Рамо. Их влияние прослеживается в « » Дебюсси. Он создал свой образ музыки того времени, не копируя её.

Чаще всего Дебюсси творил в жанре программной сюиты для оркестра и фортепиано. Примерами таких оркестровых произведений служат « » (1899), « » (1905), « » (1912), а фортепианных – « » (1903), « » (1906–1908), вторая серия пьес «Образы» (1907).

Также Дебюсси написал две тетради прелюдий (1910, 1913). Самыми яркими среди них стали «Девушка с волосами цвета льна», «Вереск», «Терраса, посещаемая лунным светом», «Ароматы и звуки реют в вечернем воздухе». Их названия говорят сами за себя – музыка пронизана светом, звуки чисты и где-то насыщенны, а где-то тон можно сравнить с акварельным рисунком. Прелюдия «Затонувший собор» звучит эпически, а «Дельфийские танцовщицы» по-настоящему античны.

С годами музыка Дебюсси становилась сложнее и многограннее, проявился интерес композитора к сценической музыке: балеты «Камма» (1910–1912), «Игры» (1912–1913), «Ящик с игрушками» (1913). Он также работал с произведениями Шопена, редактируя их, что вдохновило его на создание Двенадцати этюдов (1915) в память о маэстро.

В 1915 году композитор тяжело заболел и перенес операцию, но не прекратил творческих поисков. В последние годы была сильна тяга музыканта к драматическим образам. Так родились произведения «Героическая колыбельная», «Рождество детей, лишённых крова», «Одна Франции».

Дебюсси погиб во время бомбардировки Парижа немцами в марте 1918 года. Своим новаторством и страстью к экспериментам он внёс неоценимый вклад в музыкальное искусство Франции и всего мира.

Все права защищены. Копирование запрещено

Французский композитор. 22 августа 1862 в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа в семье скромного достатка - его отец в прошлом был морским пехотинцем, затем совладельцем лавки фаянсовых изделий. Первые уроки фортепианной игры давала одаренному ребенку Антуанетта-Флора Моте (теща поэта Верлена).

В 1873 Дебюсси поступил в Парижскую консерваторию, где в течение 11 лет учился у А.Мармонтеля (фортепиано) и у А.Лавиньяка, Э.Дюрана и О.Базиля (теория музыки). Около 1876 он сочинил свои первые романсы на стихи Т. де Банвиля и П.Бурже. С 1879 по 1882 проводил летние каникулы как - сначала в замке Шенонсо, а затем у Надежды фон Мекк - в ее домах и поместьях в Швейцарии, Италии, в Вене и в России.

Во время этих путешествий перед ним открылись новые музыкальные горизонты, причем особенно важным оказалось знакомство с сочинениями русских композиторов петербургской школы. Влюбленный в поэзию Де Банвиля (1823-1891) и Верлена, молодой Дебюсси, наделенный беспокойным умом и склонный к экспериментам (преимущественно в области гармонии), пользовался репутацией революционера. Это, впрочем, не помешало ему получить в 1884 Римскую премию за кантату Блудный сын (L"Enfant prodigue).

Дебюсси провел в Риме два года. Там он познакомился с поэзией пре-рафаэлитов и начал сочинять поэму для голоса с оркестром Дева-избранница на текст Г.Россетти (La Demoiselle lue). Глубокие впечатления он вынес из посещений Байройта, вагнеровское влияние отразилось в его вокальном цикле Пять стихотворений Бодлера (Cinq Pomes de Baudelaire). Среди других увлечений молодого композитора - экзотические оркестры, яванский и аннамитский, которые он услышал на парижской Всемирной выставке в 1889; сочинения Мусоргского, в то время постепенно проникавшие во Францию; мелодическую орнаментику григорианского пения.

В 1890 Дебюсси начал работу над оперой Родриг и Химена (Rodrigue et Chimиne) по либретто К.Мендеса, но через два года оставил произведение незавершенным (долгое время рукопись считалась утерянной, затем была найдена; сочинение инструментовано русским композитором Э.Денисовым и поставлено в нескольких театрах). Примерно в то же время композитор стал постоянным посетителем кружка поэта-символиста С.Малларме и впервые прочел Эдгара По, который стал любимым автором Дебюсси. В 1893 он приступил к сочинению оперы по драме Метерлинка Пеллеас и Мелисанда (Pellas et Mlisande), а год спустя, вдохновленный эклогой Малларме, закончил симфоническую прелюдию Послеполуденный отдых фавна (Prlude l"Aprs-midi d"un faune).

Дебюсси был с юности знаком с главными деятелями литературы этого периода, среди его друзей были писатели П.Луис, А.Жид и швейцарский ученый-лингвист Р.Годе. Его внимание привлекал импрессионизм в живописи. Первый концерт, целиком посвященный музыке Дебюсси, прошел в 1894 в Брюсселе в художественной галерее - на фоне новых полотен Ренуара, Писсарро, Гогена и прочих. В том же году началась работа над тремя ноктюрнами для оркестра, которые первоначально были задуманы как скрипичный концерт для известного виртуоза Э.Изаи. Первый из ноктюрнов (Облака) автор сравнивал с.

К концу 19 в. творчество Дебюсси, которое считали аналогами импрессионизма в изобразительном искусстве и символизм в поэзии, охватило еще более широкий круг поэтических и визуальных ассоциаций. Среди сочинений этого периода - струнный квартет соль минор (1893), в котором отразилось увлечение восточными ладами, вокальный цикл Лирические прозы (Proses Lyriques, 1892-1893) на собственные тексты, Песни Билитис (Chansons de Bilitis) по стихотворениям П.Луиса, навеянным языческим идеализмом Древней Греции, а также Ивняк (La Saulaie), незаконченный цикл для баритона с оркестром на стихи Россетти.

В 1899, вскоре после женитьбы на манекенщице Розали Тексье, Дебюсси лишился и того небольшого дохода, который имел: скончался его издатель Ж.Артманн. Отягощенный долгами, он все же нашел в себе силы закончить в том же году Ноктюрны, а в 1902 - вторую редакцию пятиактной оперы Пеллеас и Мелисанда. Поставленный в парижской 30 апреля 1902, Пеллеас произвел фурор. Это произведение, замечательное во многих отношениях (глубокая поэзия сочетается в нем с психологической утонченностью, инструментовка и трактовка вокальных партий поражает новизной), было оценено как крупнейшее достижение в оперном жанре после Вагнера. Следующий год принес цикл Эстампы (Estampes) - в нем уже складывается стиль, характерный для фортепианного творчества Дебюсси. В 1904 Дебюсси вступил в новый семейный союз - с Эммой Бардак, что едва не привело к самоубийству Розали Тексье и вызвало безжалостную огласку некоторых обстоятельств личной жизни композитора. Впрочем, это не помешало завершению лучшего оркестрового произведения Дебюсси - трех симфонических эскизов Море (La Mer; впервые исполнено в 1905), а также замечательных вокальных циклов - Трех песен Франции (Trois chansons de France, 1904) и второй тетради Галантных празднеств на стихи Верлена (Ftes galantes, 1904).

Лучшие дня

В течение всей остальной жизни Дебюсси приходилось бороться с недугами и бедностью, но он работал неустанно и весьма плодотворно. С 1901 он начал выступать в периодической печати с остроумными рецензиями на события текущей музыкальной жизни (после смерти Дебюсси они были собраны в сборнике Господин Крош - антидилетант, Monsieur Croche - antidilettante, опубликован в 1921). В тот же период появляется большинство его фортепианных произведений. За двумя сериями Образов (Images, 1905-1907) последовала сюита Детский уголок (Children"s Corner, 1906-1908), посвященная Шушу, дочери композитора (она родилась в 1905, но официально оформить свой брак с Эммой Бардак Дебюсси смог лишь три года спустя).

Хотя первые признаки заболевания раком появились уже в 1909, в последующие годы Дебюсси совершил несколько поездок с концертами для того, чтобы обеспечить семью. Он дирижировал собственными сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах. Две тетради прелюдий для фортепиано (1910-1913) демонстрируют эволюцию своеобразного письма, характерного для фортепианного стиля композитора. В 1911 он написал музыку к мистерии Г. д"Аннунцио Мученичество св. Себастьяна (Le Martyre de Saint Sbastien), партитуру по его разметке делал французский композитор и дирижер А.Капле. В 1912 появился оркестровый цикл Образы. Дебюсси уже давно привлекал балет, и в 1913 он сочинил музыку к балету Игры (Jeux), который был показан труппой Сергея Дягилева в Париже и Лондоне.

В том же году композитор начал работу над детским балетом Ящик с игрушками (La bооte а joujoux) - его инструментовка была завершена Капле уже после кончины автора. Эта бурная творческая деятельность была временно приостановлена Первой мировой войной, но уже в 1915 появились многочисленные фортепианные произведения, в том числе Двенадцать этюдов (Douze tudes), посвященных памяти Шопена. Дебюсси начал серию камерных сонат, в определенной мере опирающихся на стилистику французской инструментальной музыки 17-18 вв. Он успел завершить три сонаты из этого цикла: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915), для скрипки и фортепиано (1917). У него еще хватило сил переделать оперное либретто по повести Э.По Падение дома Эшеров - сюжет давно привлекал Дебюсси, и еще в молодости он начинал работу над этой оперой; сейчас он получил заказ на нее от Дж.Гатти-Казацца из. Композитор умер в Париже 26 марта 1918.

Клод Дебюсси родился в предместье Парижа Сен-Жермен 22 августа 1862 года. Он был старшим из пяти детей. Его отцу принадлежал магазин по продаже фарфора, а мать была швеей. В 1867 году семья Дебюсси переезжает в Париж. Первые уроки игры на фортепиано Клод стал брать в возрасте девяти лет, и уже в 1872 году поступил в Парижскую консерваторию на младшее отделение. На протяжении одиннадцати лет, Дебюсси изучал композицию в классе Эрнеста Гиро, а преподавателем фортепиано у него был Антуана Франсуа Мармонтеля, от занятий с которым Клод получал особое удовольствие. С самого начала обучения в консерватории Дебюсси оспаривал устоявшиеся мнения и экспериментировал в области гармонии и звучания. Он бросал вызов академическим традициям, отдавая предпочтение диссонансным созвучиям и интервалам, которые в то время находились в опале.

Дебюсси был прекрасным пианистом и превосходно читал с листа. В 1881 году в поездке по Европе он сопровождал русскую меценатку Надежду фон Мекк, которая была большим другом Чайковского, в качестве домашнего пианиста. Впоследствии по её приглашению он дважды побывал в России. Знакомство с русской музыкой в дальнейшем сильно повлияло на формирование его собственного стиля. В 1884 году Дебюсси, победив в конкурсе на соискание Римской премии, отправился в столицу Италии на виллу Медичи для четырехлетнего усовершенствования. За это время он изучил хоровую музыку эпохи Возрождения, это внесло свежую струю в его творчество. Однако произведения, которые он послал в Париж для отчета (симфоническая ода «Зулейма», кантата «Весна»), не были одобрены. Он находил душной атмосферу, в которой ему приходилось работать и обучаться, часто был подавлен вплоть до того, что не мог сочинять. Домой Дебюсси вернулся раньше срока. "Я уверен, что институт не одобрит это... но, я влюблен в свою свободу, и слишком люблю свои собственные идеи", пишет он в одном из своих писем в Париж.

В 1890 году Дебюсси начинал писать оперу «Родриг и Химена», работу над которой оставил спустя два года. За ней последовала «Пеллеас и Мелисанда», а год спустя он написал симфоническую прелюдию «Послеполуденный отдых фавна». Поскольку Дебюсси был поклонником импрессионизма в живописи, первый концерт, составленный исключительно из его музыки, прошел в художественной галерее в Брюсселе в 1894 году. На протяжении девяностых им также были написаны три ноктюрна для оркестра, вокальный цикл «Лирические прозы», струнный квартет соль минор.

В 1899 скончался его издатель Ж. Артманн, это лишило Дебюсси заработка. Тем не менее, он заканчивает работу над второй редакцией своей оперы «Пеллеас и Мелисанда». Премьера состоялась 30 апреля 1902 года в парижской «Опера-комик» и вызвала довольно противоречивые отзывы. Произведение назвали крупнейшим достижением в жанре оперы после Вагнера. В течение следующего года Дебюсси пишет фортепианный цикл «Эстампы». А в 1904 году симфонические эскизы «Море», вокальную тетрадь «Галантных празднеств», и вокальные циклы «Три песни Франции».

На протяжении остальной жизни Дебюсси работал неустанно и очень плодотворно. Он писал рецензии на события музыкальной жизни, в тот же период было написано большинство его фортепианных произведений. Он гастролировал со своей музыкой по Европе, включая Россию, написал музыку к балету «Игры», две тетради прелюдий для фортепиано ещё до начала войны, балет «Ящик с игрушками», инструментовка которого была закончена уже после его смерти. В 1915 году, не смотря на войну, Дебюсси пишет много фортепианных произведений, и начинает цикл сонат, из которого успел завершить только три.

Клод Дебюсси умер в Париже 25 марта 1918 года от рака, в разгар воздушной бомбардировки города, всего за восемь месяцев до окончания войны.

Клод Дебюсси (фр. Achille-Claude Debussy, 1862-1918) - известный французский композитор, один из ярчайших представителей импрессионизма. Его произведения отличаются необыкновенным музыкальным изяществом, поэтичностью, изысканностью музыкальных образов.

Дебюсси нередко называют отцом музыки XX века за способность по-новому передавать звучание каждого аккорда и тональности. Музыкальный талант Дебюсси был настолько широк, что позволял проявить себя в качестве прекрасного исполнителя, дирижера и музыкального критика.

Ранняя биография

Клод Дебюсси родился 22 августа 1862 года в небольшом городе Сен-Жермен-ан-Ле в небогатой буржуазной семье. Его отец в молодости был военным и служил в морской пехоте, а впоследствии стал заниматься фаянсовым бизнесом. Но, испытав неудачу на этом поприще, он продал свой магазин и перевез родственников в Париж. В семье не было потомственных музыкальных традиций, тем не менее Клод с детства стал демонстрировать большие музыкальные способности. Его первым педагогом стала теща известнейшего поэта П. Верлена Антуанетта-Флора Моте, которая называла себя ученицей Шопена.

Под ее руководством мальчик проявлял невероятные успехи и в 11-летнем возрасте был зачислен в Парижскую консерваторию. Здесь юное дарование проходило обучение у светил французской музыкальной сцены А. Ф. Мармонтеля, А. Лавиньяка и Э. Гиро. Клод учился очень прилежно и старательно, но особенно ничем не выделялся. Будучи студентом, Дебюсси в течение нескольких лет подрабатывал в летний сезон у пианистки Н. Фон Мекк, а также обучал музыке ее детей. Благодаря этому он побывал в России и даже проникся расположением к сочинениям композиторов «Могучей кучки».

Первый взлет

К завершению долгого 11-летнего обучения Клод представил свою дипломную работу - кантату «Блудный сын», написанную на библейский сюжет. Позднее он был награжден за нее Большой Римской премией. Ее создание было навеяно личным обращением автора к Богу. После исполнения произведения в стенах консерватории Ш. Гено назвал 22-летнего Клода гением. Последующие несколько лет Дебюсси как лауреат премии провел в Италии на вилле Медичи. По условиям контракта он должен был заниматься музыкальным творчеством, но композитора постоянно мучили глубокие внутренние противоречия. Находясь под колпаком академических традиций, Клод стремился найти свой музыкальный язык и стиль. Это вызывало многочисленные конфликты и даже споры с преподавателями.

В результате итальянский период не стал самым запоминающимся в творчестве Дебюсси, хотя именно здесь он начал работать над поэмой для голоса с оркестром «Дева-избранница». В этом произведении проявились первые черты собственного музыкального стиля композитора. В дальнейшем на творческое становление Дебюсси оказали большое влияние посещенные им вагнеровские торжества и Парижская всемирная выставка, где он познакомился со звуком яванского гамелана и попал под сильное впечатление от сочинений М. Мусоргского. Кроме того, Клод увлекся творчеством французского поэта-символиста С. Маларме и нередко посещал его кружки. Находясь в этой среде и общаясь со многими поэтами, Дебюсси взял их стихи за основу ряда своих произведений - «Бельгийские пейзажи», «Лунный свет», Мандолина», «Пять поэм» и других.

Время музыкальных экспериментов

В 1890 году композитор взялся за написание оперы «Родриг и Химена», однако завершить ее так и не смог. Главная причина - у него нередко заканчивалось вдохновение, и найти в себе силы вернуться к начатому он так и не смог. В 1894 году Клод пишет наиболее известное свое произведение - «Послеполуденный отдых фавна». Эта прелюдия для большого оркестра создана на основе поэмы С. Маларме, написанной по мотивам мифологического сюжета. Через некоторое время эта музыка вдохновила С. Дягилева поставить балет, хореографией которого занимался сам В. Нежинский. Еще не завершив предыдущее произведение, Дебюсси принялся за написание трех «Ноктюрнов» для симфонического оркестра. Впервые они были исполнены в декабре 1900 года в Париже. Правда, тогда прозвучали только две части «Облака» и «Празднества», а третий «Ноктюрн» под названием «Сирены» был представлен только через год.

Сам автор пояснял, что «Облака» олицетворяли образ неподвижного неба с медленно плывущими облаками. «Празднества» демонстрировали танцующий ритм атмосферы, сопровождающийся вспышками яркого света, а в «Сиренах» представлен образ моря, где посреди освещенных луною волн заливается смехом и исчезает загадочное пение сирен. В этом произведении отчетливо проявилось стремление автора воплотить в музыке жизненно-реальные образы. «Музыка - как раз то искусство, которое ближе всего к природе», - утверждал Дебюсси.

В 90-е годы XIX века композитор создает единственную завершенную до конца оперу «Пеллас и Мелизанда». Она была показана в Париже в 1902 году и имела неплохой успех у публики, хотя критики выражали довольно негативные оценки. Автору удалось добиться удачного сочетания психологической утонченности музыки с вдохновленной поэзией, что позволило задать новое настроение музыкального выражения. В 1903 году появляется музыкальный цикл «Эстампы», в которых автор попытался синтезировать музыкальные стили различных культур мира.

Период высшего творческого подъема

Начало XX века стало самым плодотворным временем в творчестве Дебюсси. Он постепенно покидает плен символизма и уходит в жанр бытовых сцен и музыкальных портретов. В 1903-1905 годах Клод пишет крупнейшее из своих симфонических сочинений - «Море». Он задумал написать это произведение по мотивам глубоких личных впечатлений, полученных от наблюдения за огромной водной стихией. Кроме того, на него вновь оказали влияние художники-импрессионисты и японский мастер ксилографических пейзажей Хокусаи. «Море относилось ко мне хорошо», - однажды произнес Дебюсси.

Масштабное сочинение состоит из трех частей. Первая «От зари до полудня на море» начинается неторопливо, но затем начинают перекликаться деревянные инструменты, и появляется движение морских волн. Далее в «Игре волн» сохраняется радужное настроение, подчеркнутое оркестровыми эффектами и звонкими колокольчиками. В третьей части «Диалог ветра и моря» море показано совсем иным - бурным и грозным, его облик дополняют драматические образы, обозначающие мрачное и тревожное настроение.

Имя Дебюсси неразделимо с фортепианной музыкой. Он не только прекрасно сочинял, но и был блестящим пианистом и даже выступал в роли дирижера. Известная пианистка М. Лонг сравнивала игру Клода с манерой Ф. Шопена, в которой угадывалась плавность исполнения, а также полнота и густота звука. Нередко именно в этой воздушности он и искал вдохновение, находясь в долгих колористических поисках.

Также композитор пытался нащупать прочную связь с национальными музыкальными истоками. Подтверждением этому стала серия фортепианных произведений «Сады под дождем», «Вечер в Гранаде», «Остров радости».

Начало прошлого века было ознаменовано поиском новых нетрадиционных средств музыкальной выразительности. Многие авторы были убеждены, что классические и романтические формы бесперспективны исчерпали себя. Пытаясь обнаружить новые средства, композиторы стали все чаще обращаться к истокам неевропейской музыки. Среди жанров, привлекших пристальное внимание Дебюсси, оказался джаз. Именно с его подачи это музыкальное направление стало очень популярно в Старом свете.

Поздний творческий период

Несмотря на начавшуюся тяжелую болезнь, это время запомнилось активнейшей композиторской и исполнительской деятельностью Дебюсси. Он участвует в концертных поездках по Европе и России, где был принят с большими почестями и размахом. Клод лично встречался с рядом российских музыкантов, отчего стал испытывать еще больший пиетет к русской музыке.

Автор вновь обращается к фортепианному творчеству. В 1908 году он закончил сюиту «Детский уголок», которую посвятил собственной дочери. В этом произведении Клод попытался представить с помощью музыки мир глазами ребенка, используя узнаваемые образы - игрушечного слона, куклы, маленького пастуха. В 1910 и 1913 годах были созданы тетради прелюдий, где слушателю полностью открывается образный мир Дебюсси. В «Дельфийских танцовщицах» Клод сумел найти уникальное сочетание строгости античного храма и обрядовой языческой чувственности, а в «Затонувшем соборе» отчетливо перекликаются мотивы старинной легенды.

В 1913 году Дебюсси удалось выразить свою любовь к балетному искусству. Он написал музыку к балету «Игры», который труппа С. Дягилева представила в Лондоне и Париже. В годы Первой мировой творческая активность автора пошла на спад, его охватывают глубокие патриотические чувства. Он поставил перед собой задачу воспеть красоту в пику масштабным разрушениям войны. Эта тема прослеживается в ряде произведений - «Ода Франции», «Героическая колыбельная», «Рождество детей, лишенных крова». В 1915 году он решил создать Двенадцать этюдов в память о Ф. Шопене, но закончить их до конца не сумел.

Клод был чрезвычайно подавлен всем происходящим в стране. Ужас войны, кровь и разрушения вызывали глубокую душевную тревогу. Усиливала тяжкое восприятие действительности тяжелая болезнь, поразившая композитора в 1915 году. Однако до своих последних дней Дебюсси был верен музыке и не прекращал творческих исканий. Композитор скончался в Париже 26 марта 1918 года во время бомбардировки города немецкими войсками.

Личная жизнь

Знаменитый французский музыкант вел активную личную жизнь, но женат был лишь дважды. Первой его супругой стала Лили Тескье, брак с которой был заключен в 1899 году. Их союз продлился всего пять лет. Новой пассией Дебюсси станет обольстительная мадам Бардак, с сыном которой Клод занимался композицией. Спустя некоторое время у пары родилась дочь Эмме.

Композитор Ашиль Клод Дебюсси, примиривший романтизм с модернизмом и век девятнадцатый с двадцатым, является одной из самых значительных фигур в музыкальной жизни этого времени. Кроме прекрасных музыкальных композиций он написал немало добротной музыкальной критики. Есть много достойных сыновей, которыми гордится Франция, и один из них - Клод Дебюсси. Краткая биография его рассматривается в данной статье.

Детство

Родился композитор в пригороде Парижа в августе 1862 года. Его отец был владельцем маленькой посудной лавочки, которую он вскорости продал и получил место бухгалтера в Париже, куда семья и переехала.

Там и провёл почти всё детство Клод Дебюсси. Краткая биография отмечает, что был важный период отсутствия будущего композитора в городе. Шла франко-прусская война, и матушка увезла ребёнка подальше от обстрелов - в Канны.

Фортепиано

Там в восьмилетнем возрасте Клод начал брать уроки фортепиано, и они ему так понравились, что, и возвратившись в Париж, он их не бросил. Здесь его учила Антуанетта Моте де Флёрвиль, тёща поэта Верлена и ученица композитора и пианиста Шопена. Через два года (в десять лет) Клод уже учился в Парижской консерватории: фортепиано ему преподавал сам Антуан Мармонтель, сольфеджио - Аотбер Лавиньяк, а орган -

Через семь лет Дебюсси получил премию за исполнение сонаты Шумана, более ничем он отмечен не был во время учебы в консерватории. Зато в классе гармонии и аккомпанемента разразился настоящий скандал, в котором участвовал Клод Дебюсси. Краткая биография и та обязательно об этом упоминает. Преподаватель старой закалки Эмиль Дюран не позволял даже самые скромные эксперименты гармонического плана, а Дебюсси назвал гармонию учителя напыщенно-смешным способом сортировки звуков. Композиции он начал учиться только почти через десять лет, в 1880-м, у профессора Эрнеста Гиро.

Дебюсси и Россия

Незадолго до этого была найдена работа домашнего учителя музыки и пианиста в богатой русской семье. Семья путешествовала по Италии и Швейцарии, с ней вместе и Клод Дебюсси. Краткая биография с подробностями рассказывает о меценатке Надежде фон Мекк, которая помогала Чайковскому и многим другим творческим людям. Именно она и наняла Клода Дебюсси. Два лета подряд композитор провёл под Москвой - в Плещеево, где подробно знакомился с новейшей русской музыкой и был в восторге от этой композиторской школы.

Здесь ему открылись и Чайковский, и Балакирев, и Бородин. Особенно его впечатлила музыка Мусоргского. Вместе с фон Мекк в Вене Дебюсси впервые услышал Вагнера и был очарован "Тристаном и Изольдой". К сожалению, вскоре с этой приятной и полезной (да и прекрасно оплачиваемой) работой пришлось расстаться, потому что внезапно обнаружилась некая влюблённость Дебюсси в одну из дочерей фон Мекк.

Снова Париж

В родном городе композитор устроился аккомпаниатором в вокальную студию, где и познакомился с любительницей пения мадам Ванье, которая весьма расширила его знакомства в кругу парижской богемы.

Для неё он и сочинил первые свои шедевры. Здесь, наконец, начинается настоящий "вокальный" Клод Дебюсси. Биография, краткое содержание которой содержит описание этих отношений и результат - изысканные романсы "Под сурдинку" и "Мандолина", отметила первые вехи.

Академические премии

Одновременно продолжались консерваторские занятия. Там Клод пытался найти признание и успех среди коллег. И в 1883 году был награждён за кантату "Гладиатор" второй Римской премией. Тогда он написал ещё одну кантату - "Блудный сын", и уже в следующем году стал лауреатом Большой Римской Премии, причём помог ему в этом (внезапно и трогательно) композитор Шарль Гуно.

Такие премии нужно было отрабатывать в обязательном порядке, и Дебюсси со скандальным опозданием в два месяца отправился за казённый счёт в Рим, где долгих два года предстояло жить вместе с прочими лауреатами на вилле Медичи и творить там такую музыку, которая придётся по вкусу академическим консерваторцам.

Рим

Жизнь, которую вёл Клод Дебюсси, краткая биография для детей вряд ли вместит, настолько она противоречива и двойственна. Он и хотел быть в рядах консерваторов Академии, и сопротивлялся. Премию получил, но отрабатывать её нет желания, потому что приходится считаться с академическими требованиями.

И вместо прекрасных романсов писать нечто традиционное. А так нужен свой, оригинальный и ни на кого не похожий музыкальный язык и стиль! Вот отсюда и противоречия. Академическая профессура не принимала и даже не терпела ничего нового.

Импрессионизм

Как и ожидалось, римский период творчества не стал очень уж плодотворным. Итальянская музыка не была близка композитору, Рим он не любил... Однако нет худа без добра. Здесь Дебюсси узнал поэзию прерафаэлитов и начал писать поэму "Дева-избранница" для голоса и оркестра. Стихи для неё сочинил Габриэль Росетти. Именно в этом произведении Дебюсси проявил черты своей музыкальной индивидуальности.

Через несколько месяцев в Париж направилась симфоническая ода по Гейне "Зюлейма", а через год сюита для хора (вокализ) и оркестра "Весна" - по картине Боттичелли. Вот эта-то сюита и сподвигла академиков произнести впервые по отношению к музыке слово "импрессионизм". Слово это было для них ругательным. Дебюсси тоже не полюбил этот термин и всемерно от него открещивался по отношению к своему творчеству.

О стиле

На тот момент импрессионизм вполне оформился у живописцев, но в музыке даже не намечался. Даже в вышеперечисленных произведениях композитора этот стиль пока не был представлен. Просто академические уши профессоров правильно уловили тенденцию и испугались за Дебюсси.

Но о той же "Зюлейме" сам Дебюссии отзывался даже не с иронией, а с сарказмом, что напоминает ему эта музыка не то Мейербера, не то Верди. А вот последние два произведения у него уже никакой иронии не вызывали, и когда "Весну" отказались исполнять в консерватории, исполнив-таки "Деву-избранницу", Дебюсси вспылил и разорвал отношения с Академией.

Вагнер и Мусоргский

Мало кто так увлекался новыми веяниями, как Клод Дебюсси. Краткая биография творчество в целом охватить не в силах, однако вокальный цикл "Пять стихотворений Бодлера" достоин отдельного слова. Это не подражание Вагнеру, но влияние этого мастера на Дебюсси было огромным, и это слышно. Многое там и от воспоминаний о России, в частности от обожания музыки Мусоргского.

По его примеру, Дебюсси решает найти опору в фольклоре, не обязательно родном. В 1889 году в Париже проходила Всемирная выставка, и там композитор обратил внимание на экзотическую музыку яванского и аннамитского оркестров. Впечатление отложилось, но формированию своего композиторского стиля пока не помогло, это потребовало ещё трёх лет.

Салон Шоссона

В самом конце 80-х годов начинает выстраиваться "импрессионистическая" биография Дебюсси Ашиль Клода. Основные даты жизни композитора не так многочисленны, чтобы их не запомнить, а вот эту - тем более, потому что она важна. Дебюсси знакомится с композитором-любителем Эрнестом Шоссоном и близко сходится со многими посетителями его артистического салона.

Там были легендарные знаменитости, чрезвычайно интересные люди, такие как композиторы Альбенис, Форе, Дюпарк, певала там и Полина Виардо, а с нею приходил писатель Иван Тургенев, играли там скрипач Эжен Исаи и пианист Альфред Корто-Дени, там рисовал Клод Моне. Именно там и именно тогда подружились и Клод Дебюсси. Биография композитора обогатилась новыми встречами, знакомствами, дружбами и сотрудничеством. А ещё именно тогда Эдгар По на всю жизнь стал любимым писателем Клода Дебюсси.

Эрик Сати

Однако в этот период времени все вышеперечисленные люди не так сильно повлияли на становление композиторского таланта, как встреча на Монмартре в 1891 году с обыкновенным тапёром "Трактира в Клу". Звали его Эрик Сати. Импровизации, которые Дебюсси услышал в этом ресторанчике, показались ему необычайно свежими, ни на кого не похожими, и уж никак не кафешантанными. Познакомившись с ним, Дебюсси оценил и свободу, с которой жил и рассуждал о жизни этот независимый человек. В его суждениях о музыке не было стереотипов, он был едко остроумен и не щадил авторитетов.

Вокальные и фортепианные сочинения Сати были отчаянно смелыми, хотя и написаны не вполне профессионально. Отношения этих двух людей длились почти четверть века и никогда не были простыми, это была дружба-вражда, полная ссор, но всегда насыщенная пониманием. Он и объяснил Дебюсси всю необходимость освободиться от подавляющего творчество влияния всех Вагнеров и Мусоргских, поскольку это не французские природные наклонности. Он и показал Дебюсси те изобразительные средства, которыми уже давно пользуются художники Сезанн, Моне, Тулуз-Лотрек, осталось только найти, каким образом перенести их в музыку.

Послеполуденный отдых фавна

В 1893 году только предстоит начать долгое сочинение оперы по Метерлинку "Пеллеас и Мелисандра". И вот тогда уже можно смело к слову "импрессионизм" добавлять имя - Дебюсси Клод. Биография - история жизни, творчество, поворотные встречи на пути в искусство и многое-многое другое, но это составные части её, а главной всегда является какая-то одна. Для Дебюссии это, безусловно, творчество. Через год, в 1894-м, его вдохновила эклога Малларме, и он сочинил "визитную карточку" импрессионизма - "Послеполуденный отдых фавна", непревзойдённую по красочности симфоническую прелюдию.

Работа над оперой потребовала девяти лет жизни. Параллельно Дебюсси писал менее объёмные произведения, но не менее знаковые: оркестровый триптих "Море" с поистине симфоническим размахом, где стихии переговариваются друг с другом (финал - "Разговор ветра и моря"). Вся музыка композитора стала действительно похожа на картины Моне - звуковые тембры - "цвета" - изменчивы, как узоры в калейдоскопе.

"Образы", "Мученичество" и "Игры"

Оркестровые праздничные картины, посвящённые трём странам - Франции, Испании и Англии, были написаны и исполнены в течение семи лет, начиная от 1905-го. Особенно хороша испанская "Иберия" - с яркими и весёлыми крайними частями и контрастным ночи" в средней части.

В 1911 году прозвучала неожиданная для слушателей музыка Дебюсси, которые уже и привыкли, и полюбили прихотливую игру переменчивых гармонических переплетений в его последних произведениях. Гармонии вдруг принесли дух античности, фактура стала суровой и очень экономной. Это была музыка, оформившая мистерию "Мученичество святого Себастьяна" Габриэля д"Аннуцио. Затем, уже в 1913-м, поступил заказ на одноактный балет "Игры" от С. П. Дягилева, за который Дебюсси смело взялся и великолепно с задачами справился.

Фортепиано

Сюиты для фортепиано Дебюсси создал на непередаваемо долгие века, практически каждый даже слегка концертирующий пианист сейчас вооружён этой музыкой. Это и четырёхчастная "Бергамасская сюита", сочинённая в 1890-м, и трёхчастная, впервые зазвучавшая в 1901-м, в которой прослеживаются стилизации под стиль рококо.

С 1903-го по 1910-й Дебюсси писал две тетради фортепианных "Прелюдий" и "Эстампы". В 1915 году закончен цикл из двенадцати "Этюдов", посвящённых Фредерику Шопену. Знакомство и дружба с Игорем Стравинским "слышны" в сюите для двух фортепиано "По чёрному и белому", которая была окончена в 1915-м, и в некоторых вокальных произведениях этого периода.

Вокал и камерная музыка

Гораздо более неоклассицистскими стали его вокальные произведения последнего периода жизни. Стихи Возрождения легли в основу "Песен Франции", которые Дебюсси дописал в 1904 году, "Прогулки влюблённых", на которые автор положил шесть лет своей жизни, окончив их только в 1910-м, а вот "Три баллады" на стихи Вийона написались быстро.

Помимо вокальной музыки, Дебюсси не оставлял и камерный жанр: им написано множество небольших, но очень ярких и ставших навсегда популярными произведений для виолончели и фортепиано, альта, флейты и арфы - трио, скрипки и фортепиано. Он не успел окончить цикл из шести камерных сонат. Умер Клод Дебюсси в 1918 году, в Париже, от рака. Но мир его будет помнить всегда.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта