Главная » Звезды » Презентация анализ 4 действия горе от ума. Урок по литературе «Чтение и анализ четвертого действия комедии А.С Грибоедова «Горе от ума» (9 класс). I. Проверка домашнего задания

Презентация анализ 4 действия горе от ума. Урок по литературе «Чтение и анализ четвертого действия комедии А.С Грибоедова «Горе от ума» (9 класс). I. Проверка домашнего задания


«А мне нравится здешний городок»…
«Дары города»
?
Цель: создать условия для работы над 4 действием «Ревизора»;
формировать аналитические умения;
Оргмомент(1 мин)
Здравствуйте. Мы продолжаем работу над комедией Н.В.Гоголя «Ревизор» Дома вы читали 4 действие. Проверим насколько внимательно вы это делали.
Тест (5 мин)
Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку.

Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)
Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)
“Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
Работа с эпиграфом (2 мин)

На доске до урока. Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около Солнца.
Ю. Манн
- Правомерно ли это утверждение? (Да. Все чиновники крутятся около Хлестакова, пытаются ему угодить).Целеполагание (2 мин)
Поставьте цель урока, исходя из сказанного. Какие задачи будем решать.?Беседа (3 мин)
А) С каким намерением собрались чиновники в доме городничего на следующий день? (Ищут форму, как лучше представиться ревизору и решают вопрос, как дать взятку)
Б) Что обозначает слово взятка? Записать в тетрадь
(Мальцева А. Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу, как подкуп, как оплата караемых законом действий)
В) Почему Гоголя заменил выражение «дать взятку» на глагол «подсунуть». Что он обозначает?
(Нияз Подсунуть – 1.дать, сунуть незаметно 2. Подсунуть что –то ненужное, плохое)
Г) В каком значении Гоголь его употребил?
6. Чтение монолога (2 мин)
Стр.314 учебника со слов Пдсунуть… до вы первый и начнете..)Беседа (2 мин)
Что указывает на то, что давать взятки привычное дело?
Кто первый предлагает подсунуть? Цель?
(Судья. Защитить свое ведомство от ревизии)В чем это проявляется?
(В действии, в речи, в ремарке)
Самостоятельная работа (15 мин)
Раздаю маркер, бумагу Дети заполняют. Особенности поведения чиновников во время дачи взятки.
Явл 3 Амос Федорович Ляпкин –Тяпкин (судбя) Явл.4 Шпекин (почтмейстер) Явл 5. Лука Лукич Хлопов (смотритель училищ) Явл.6 Артемий Филиппович Земляника9 смотритель богоугодных заведений) Явл.7
Добчинский, Бобчинский (помещики)
« так вот коленки и ломает»
«точно горячие угли под тобою»
Растерялся
Уронил деньги на пол
Обращается к пресвятой Матери
Запинается и путается в разговоре
Сивов ТПовторяет слова за Хлестаковым
Поддакивает
Наивен
Простодушен
С готовностью дает деньги
«от души готов служить»
Козин ВНерешителен
Испугался «сгубила проклятая робость»
Недоумевает, что отвечает
Заикается
Дрожит
Не уверен
Почти бегом выбегает
НиязНе теряется
Услужлив
Говорит о своих достоинствах
Подло доносит на чиновников
Пытается уйти, не подсунув
Аня Пытаются друг на друга переложить бремя взятки
Первые обращаются с просьбой
Андрей
Маша
Проверка самостоятельной работы (5 мин)
(Дети крепят свои работы на доску магнитами)
Решение проблемы6 понимает ли Хлестаков за кого его принимают?(10 мин)
Смотрим реплики в конце каждого явления

Судье Недоуменно Какого приказания?
ШпекинуУвереннее Нет ничего
ХлоповуПрощайте
Землянике Развязно Эй, вы! Как вас там?
Д -БСразу требует деньги
Учитель
С каждым разом он становится развязаннее и наглее, потому что понимать начинает, что его принимают не за того
Творческая работа (2 мин)
Закончи предложение:
Я узнала о Хлестакове, что он…
Фрагмент фильма «Объяснение Хлестакова с Анной Андреевной и Марьей Антоновной) (10 мин)
Что вызывает смех?
Что добавляет о Хлестакове?
Вывод: (1 мин)
«сосулька, «пустейший человек без царя в голове» - вот на чьей удочке оказались уездные чиновники во главе с городничим, который «мошенников над мошенниками» обманывал
С 4 действия меняется пафос пьесы.
Пафос –подъем, воодушевление, энтузиазм
12.Посмотрите на темы. Какая из них наиболее полно соответствует содержанию занятия?(2 мин)
А может вы предложите другой вариант?
Рефлексия(1 мин)
Мои ожидания от урока оправдались?
Д\з читать 5 действие, установите связь между картиной К.Брюллова «Последний день Помпеи» и финалом пьесы.
Литература:
Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. 8 класс. Методическое пособие. М., 2012г
А.М.Докусов, В.Г.Маранцман Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» в школьном изучении Л, 1975
Литература 8 класс Поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И.Коровина Автор –составитель С.Б.Шадрина Издание 3 –е исправленное 1 часть
Уроки литературы №8 -2009 Приложение к журналу «литература в школе» стр1 -16
Фрагмент фильма «Ревизор» 1952г


Приложенные файлы

«Мильон терзаний»
(Анализ 4 действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
Смысл названия пьесы.

Цели урока.
Образовательная.
Продолжать работу над анализом драматического произведения, анализом эпизода, углубить знания о характеристике персонажей пьесы, овладеть литературоведческими терминами (развязка, второстепенные персонажи, персонаж- пародия).

Развивающая.
Развивать навыки самостоятельной работы учащихся, умение создавать социально- психологическую характеристику персонажей; продолжать работу над связной монологической речью; обогатить лексикон девятиклассников.Развивать воображение, вызвать у детей сопереживание героям комедии А. С. Грибоедова. Способствовать развитию внимательности, наблюдательности учащихся, актерских задатков.

Воспитательная.
На примере жизни главного героя способствовать воспитанию высших нравственных качеств. Формировать собственное мнение о поступках героев литературных произведений.

.
Эпиграф к уроку.

Так! Отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой- и спала пелена
А. С. Грибоедов

Словарная работа.

Сарказм- язвительная насмешка, злая ирония.
Пародия- 1. Комическое или сатирическое подражание кому- либо.
2. перен. неудачное, вызывающее насмешку подобие чего-нибудь.
Развязка- заключительная часть литературного произведения.
Разоблачение- раскрытие чьих- либо тайных замыслов, лжи, злоупотребления.

План урока.
Оргмомент.
Сообщение целей урока.
Объяснение нового материала.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.

Слово учителя.
- В центре нашего урока- анализ четвертого действия комедии А. С. Грибоедова.
Какие события произойдут с нашими героями? Каково их поведение в трудных ситуациях? Что нового мы узнаем об их характере? Логична ли такая развязка? – вот вопросы, на которые мы сегодня ответим.
А также нам предстоит познакомиться с новыми, второстепенными персонажами пьесы, задуматься над смыслом названия грибоедовской комедии.
По ходу анализа четвертого действия мы будем составлять его цитатный план.
Работа с текстом. Аналитическая беседа по 3 явлению.
- Какое чувство испытывает Чацкий после бала?
(Разочарование, боль, одиночество) .
- Где находится Чацкий, опишите его позу?
- Почему Грибоедову надо изобразить героя недвижимым и в сенях фамусовского дома?

Анализ монолога.
Ну вот и день прошел, и с ним
Все призраки, весь чад и дым надежд
Чего я ждал? Что думал здесь найти?
Где прелесть встреч? Участье в ком живое?
Крик! Радость! Обнялись!Пустое
И пусто, и мертво
Досадно, мочи нет, чем больше думать станешь.

Учащиеся анализируют монолог главного героя: «Ну вот и день прошел», обращают внимание на языковые средства, передающие состояние Чацкого: парцелляция, ряды однородных членов, наличие восклицательных предложений, риторических вопросов. Все это свидетельствует о неудовлетворенности Чацкого людьми, которых он встретил на балу.
- Как бы вы озаглавили этот эпизод, используя цитаты?
(Дети говорят варианты. Запись на доске, например: «Ну вот и день прошел, и с ним все призраки», или: «Крик!радость!обнялись!- Пустое!», или: «И пусто, и мертво»)
Работа с текстом. Аналитическая беседа по 4,5 явлениям.
- Но вот интонация комедии меняется. Почему? (на сцене появляется новый персонаж- Репетилов.)
Учащимся предлагается
1. сыграть появление Репетилова;
2. выразительно зачитать несколько его реплик, помогающих раскрыть суть персонажа. (При этом важно обратить внимание на тот факт, что при появлении на сцене герой падает, речь его чрезмерно напыщенна, тороплива. После признаний достоинств Чацкого, он с тем же подобострастием обращается и к Скалозубу).

Сообщение учащегося. Характеристика Репетилова.
-Каков Репетилов?
-Почему Грибоедов не привел его на бал?
- С какой интонацией описан этот персонаж?
-Что он олицетворяет?
-Для чего Репетилов введен в пьесу?
Вывод: Репетилов- болтун и пустомеля, говорит о таких вещах, в которых ничего не смыслит. В его речи сочетаются разговорный и высокий стили, что создает комический эффект. Этот персонаж- пародия на главного героя Введение этого образа подчеркивает одиночество Чацкого.

Работа с текстом. Аналитическая беседа по 6-10 явлениям.
- Какой темой объединены эти три явления? (Из них мы видим, как быстро разносится мысль о безумстве Чацкого уже вне дома Фамусова)
-Почему так быстро разносится мысль о безумстве Чацкого уже вне дома Фамусова?

Работа над составлением плана четвертого действия.
Озаглавьте эту часть комедии. (Возможные варианты: «С ним говорить опасно», « А вы заметили, что он в уме серьезно поврежден?»
-Как к этой сплетне относится Чацкий?

Сообщение учащегося. Анализ монолога Чацкого «Что это? Слышал ли моими я ушами?»(Герой испытывает горечь, он потрясен, но более всего его интересует вопрос: « А Софья знает ли?»)

Слово учителя.
А вот следующий эпизод я бы назвала так: « Уж коли горе пить, так лучше сразу, чем медлить» Удары продолжают сыпаться на нашего героя: верно говорится, что беда не приходит одна.

Какие новые потрясения ждут самого «умного» героя грибоедовской комедии? (Во- первых, он узнаёт, что Софья любит Молчалина; во- вторых, что именно она распустила слух о безумии друга детства)
- Как вы думаете, какое из этих событий страшнее для Александра Андреича? Почему?

Страшно, ужасно, тяжело Войдите в положение героя! Почувствуйте глубину его потрясения. Одновременно быть отвергнутым обществом и узнать о нелюбви и предательстве девушки, из- за которой он и приехал в Москву. «Мильон терзаний»
Эти слова произнес Чацкий на балу в доме Фамусова. Эти слова можно отнести и к настоящему положению героя. « Мильон терзаний»- вот итог нахождения героя в родных местах, городе своего детства, юности- Москве.

И вот последний монолог Чацкого (явление 14): «Не образумлюсь, виноват».

Сообщение учащегося. Выразительное чтение и анализ монолога.
- Что чувствует герой?
-Против кого и чего направлены его упреки?
- Каким чувством проникнуты его слова? (сарказм)
- Справедлив ли Чацкий в своих обвинениях?

Работа над составлением плана четвертого действия.
Озаглавьте этот эпизод.(Возможные варианты: «Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!», «с вами я горжусь своим разрывом», « Так, отрезвился я сполна», «Все гонят! все клянут! Мучителей толпа!»)
Подведение итогов.
Слово учителя.
- Четвертое действие- развязка произведения. В ней наблюдаем разоблачение героев. Каждый получил сполна. Каждый расплатился за свои ошибки, притом и отрицательные персонажи, и положительные. И как в жизни: кто лучше, достойнее, честнее- тот страдает больше.А лжец,хитрец - и тут «вывернется».Подумайте, как Молчалин выйдет из сложной ситуации? Легко, вероятно.
А Софья? Чацкий? Они честны, прямолинейны. И долго им еще нести тяжелый крест свой из- за отсутствия житейской мудрости, житейской наблюдательности. Финал не как в классической трагедии- нет счастливой развязки. Но это правда. Так бывает в жизни чаще всего.Горе от ума- это реализм, это правда жизни.
Быть умным, честным, отстаивающим своё мнение, не отступающим от своих принципов- это правильно, по- человечески. Но Лучшие люди всегда страдают больше других. Правдолюбов не любят, их гонят. В истории- и физически уничтожают. Вспомните Исуса Христа! Разве вы не видите сходные черты в характере, судьбе богочеловека и Чацкого?
Примеров достаточно и в литературе: это и писатель из «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова, и Авдий Каллистратов из романа Ч. Айтматова «Плаха». Все эти люди- лучшие, но все они страдают и даже гибнут. Цена победы- в страдании лучших людей. Таков закон жизни.Это люди- первопроходцы, им всегда тяжело, в отличие от тех, кто прячется за спинами других, как,например,Молчалин.
Таков смысл бессмертной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Бессмертной, потому что Фамусов, Молчалин, Чацкий- вечные образы. Как жить вам, какую дорогу избрать- решайте сами

Домашнее задание. Подготовка к семинару «Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал А. С. Грибоедова». Индивидуальные задания: характеристика персонажей, анализ эпизодов.

Комедия «Горе от ума» создавалась в 1816-1824 гг. - в период, когда в России возникали и действовали первые тайные общества. Комедия является как бы художественной летописью и историей декабризма. Основной конфликт комедии - столкновение лагеря молодой России, представленного Чацким, и лагеря крепостников, представленного Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими. Это не выдумка автора, а отражение той общественной борьбы, которая была характерна для русской жизни начала XIX века. Против чего же восстает Чацкий, о котором А. Герцен сказал, что это декабрист, шедший прямой дорогой на каторгу? Крепостное право

Вот что сковывало творческие силы «умного, бодрого русского народа», препятствовало экономическому и культурному развитию России.

Именно Репетилов в парадных сенях дома Фамусова разоткровенничался перед Чацким. Сперва он сознался, что при Чацком чувствует себя жалким и смешным, а потом поведал, что он теперь сильно изменился, участвует в тайных собраниях в английском клубе с умнейшими людьми.

Все объяснять ему недосуг, но нельзя не упомянуть, что в собраниях участвует князь Григорий, другой - Воркулов Евдоким, прекрасный певец, но гением Репетилов считает Удушьева Ипполита Маркелыча, который пишет книги: «отрывок, взгляд, и нечто - обо всем». Сам Репетилов может написать каламбур. Так они вчетвером, глядь, водевильчик слепят. «Способностями Бог меня не наградил, дал сердце доброе, вот чем я людям мил, совру - простят...»

В «Горе от ума» типична сама общественно-историческая ситуация, поскольку она верно и глубоко отражает конфликт, вполне характерный для данной эпохи. Именно поэтому типичны и все человеческие образы, созданные Грибоедовым.

Пусть во времена Грибоедова, накануне восстания декабристов, фамусовщина еще казалась прочной основой общественного быта в самодержавно-крепостническом государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы, Молчалины, Загорецкие и иже с ними еще занимали тогда господствующее положение, но как социальная сила фамусовщина уже загнивала и была обречена на умирание. Чацких было еще очень мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную силу, которой было суждено развиваться и которая поэтому была неодолима.

Поняв закономерность исторического развития и выразив свое понимание в художественных образах «Горя от ума», Грибоедов и отразил объективную правду жизни, создал типический образ «нового человека» - общественного протестанта и борца - в типических обстоятельствах его исторического времени.

Столь же типичны и исторически характерны представители другого общественного лагеря, действующие в комедии Грибоедова. Фамусов, Молчалин, Хлестова, Репетилов, Скалозуб, Загорецкий, княгиня Тугоуховская, графиня Хрюмина и все прочие персонажи старобарской Москвы, каждый по-своему, в своем индивидуальном художественном воплощении, с замечательной полнотой и заостренностью выражают существо той социальной силы, которая стояла на страже охранения старых, реакционных порядков феодально-крепостнического мира.

Смело, по-новаторски решив в «Горе от ума» проблему типичности, Грибоедов тем самым с полной ясностью, не допускающей никаких кривотолков, сказал своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он разоблачил фамусовщи-ну. Проникнув творческой мыслью в суть основных социальных и идеологических противоречий своего времени, показав, что Чацкий представлял в своем лице растущую и развивающуюся силу русского общества, щедро наделив его характер героическими чертами, Грибоедов тем самым решил и политическую проблему. В этом в первую очередь и сказалась общественно-политическая позиция Грибоедова, в этом и проявилась с наибольшей убедительностью идейная направленность его творчества.

Работу подготовили ученики 9 класса Кузнецово-Михайловской ООШ I-III ступеней

Учитель: Кривонос Е.И.

2006 год


Тип урока: контроль знаний.

Жанр урока: защита творческих проектов.

Цели и задачи: развитие продуктивной творческой деятельности (индивидуальной и групповой) через монологическое и диалогическое высказывание, тестирование художественного произведения, содействие саморазвитию и самообразованию учащихся, оценивание творческих проектов одноклассников по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», опираясь на частичный анализ текста произведения; воспитание человека культуры, человека творческого поиска: содействие самосовершенствованию личности.
Оборудование: портрет А. С. Грибоедова, иллюстрации учащихcя к комедии «Горе от ума, компьютеры, программа «Конструктор тестов», локальная сеть.

Примечание. Задания по подготовке к защите творческих проектов и алгоритм действия каждой группы были предложены учащимся предварительно.

Алгоритм действия творческой группы:
1. Внимательно перечитать произведение.
2. Составить и подобрать разные вопросы по биографии и по содержанию произведения.
3. Написать критическую статью на тему: «В чем успех комедии?»
4. Сделать рисунки и снабдить их соответствующим текстом

СТРУКТУРА УРОКА

I. Актуализация
Вступительное слово учителя, где еще и акцентируется внимание на том, что защита проводится в устной форме, а материалы, оформленные письменно, сдаются учителю:
регламент (для вступительного слова — 2 мин; тестирование — 5 мин.);
защита индивидуальная или групповая в форме монолога, диалога, сообщения, тестирования;
в ходе урока работает арбитражная комиссия (учащиеся). Оцениваются содержание текста, соблюдение стиля автора, глубина понимания содержания произведения и характеров героев, выразительность высказывания, артистичность.

II. Защита творческих проектов

Творческая группа историков-литературоведов
Подтвердите слова Белинского о том, что «..Грибоедов принадлежит

к самым могучим проявлениям русского духа». Тестирование.
А. С. Грибоедов
(1795-182.9)

ВОПРОСЫ
1.Общепринятой датой рождения писателя считается 4(15) января 1795 года, знаете ли вы (укажите) еще две даты рождения Грибоедова, которые называют различные исследователи литературы?
2.На каких трех факультетах учился в Московском университете Александр Грибоедов?
3.Сколько лет было Грибоедову, когда он поступил в Московский университет?
4.Сколько иностранных языков знал Грибоедов?
5.Какое звание получил Грибоедов после окончания Московского университета?
6.Как называлось первое литературное произведение Грибоедова?
7.Как называлась статья, напечатанная Грибоедовым в 1814 году в журнале «Вестник Европы», о которой он говорил, что это «небольшая исследовательская, работа по экономике страны»?
8.Какие пьесы Грибоедова, кроме «Горе от ума», вы знаете?
9.Кто из русских поэтов служил с Грибоедовым в Коллегии иностранных дел?
10.Кто дал Грибоедову следующую характеристику: «Находясь при мне в должности адъютанта, исполнял как сию должность, так и прочие делаемые ему поручения с особым усердием, ревностью и деятельностью»?
11.Кто из русских поэтов, восхищаясь комедией «Горе от ума», писал Грибоедову: «О стихах я не говорю, половина должна войти в пословицу»?
12.Кто сказал: «Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа»?
13.Кто из русских писателей сказал: «Комедия "Горе от ума" держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова»?
14.Кто из русских писателей, узнав о гибели Грибоедова, писал: «Сколько людей завидовало его возвышению,
не имея и сотой доли его талантов... Молния не свергается на мураву, но на высоту башен и на главы гор»?
15.На могиле Грибоедова в Тифлисе (ныне Тбилиси) из бронзы вылита фигура женщины, склонившейся в тоске к подножию креста, на постаменте начертаны слова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя». Кому они принадлежат?

ОТВЕТЫ
1. 1790 год и 1794 год, ни одна из дат рождения писате-; ля, даже общепринятая — 1795 год, не имеет документально подтвержденной основы.
2. На философском (словесное отделение), юридичес-" ком и физико-математическом.
3. И лет.
4. Восемь (английский, французский, итальянский, /немецкий, персидский, латинский, греческий, арабский).
5. Кандидат словесности и права.
6. «Дмитрий Дрянской» — стихотворная пародия на трагедию «Дмитрий Донской» В. А. Озерова.
7. «О кавалерийских резервах».
8. «Молодые супруги» (1815), «Проба интермедии» (1818), в соавторстве: с П. А. Катениным «Студент» (1817), с А. А. Шаховским и с Н. И. Хмельницким «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817), с А. А. Жандром «Притворная неверность» (1818), с П. А. Вяземским «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (1823).
9. А. С. Пушкин и В. К. Кюхельбекер.
10. Генерал от кавалерии Андрей Семенович Кологри-вов, адъютантом которого служил Грибоедов в Иркутском гусарском полку, в Брест-Литовске.
11. А. С. Пушкин.
12. В. Г. Белинский.
13. И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний».
14. Писатель-декабрист Александр Бестужев.
15. Жене Грибоедова Нине Александровне.

Творческая группа литературоведов-критиков
“Мильон терзаний” Софьи Фамусовой


Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии “Горе от ума”, как близкий Чацкому, - это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: “Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку…” В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго “не везло” в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: “Софья начертана неясно”. И только Гончаров в “Мильоне терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.

Софья – лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она – так же как и Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок – это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника – все мысли только о скорой встречи. В Софьи воплотилась сила первого чувства, но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья уже внутренне готова к борьбе. Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему человеку – Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенны?” Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: “Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?” Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена – это один из самых драматичных моментов пьесы.

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека? Отвлечемся от Софьи и вспомним другую литературную героиню – Марью Болконскую из “Войны и мира”. Вспомним, как отец ежедневно давал ей уроки геометрии, в которой бедная княжна так и не смогла разобраться. Так ли нужна была эта геометрия Марии Болконской? Нет, разумеется. Князь стремился научить дочь мыслить: ведь математика развивает логическое мышление. Заставляя княжну изучать математику, князь лишь искал пути нового воспитания, ибо видел всю пагубность того образования, которое получали девушки-дворянки его эпохи. В “Горе от ума” есть исчерпывающее определение такого образования:

Берем же побродяг и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему –
И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.

Как отчетливо сформулированы в этой гневной реплике ответы на основные вопросы воспитания: кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были серыми и не образованными: они знали не так уж и мало. Дело в другом: вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества. Софья не умеет думать – вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой шаг. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти свой путь.

С одной стороны, ее воспитываю книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки. Восхищается их верностью, преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Плохо другое –она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь “отбывает повинность”.

С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии система женских образов представлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости. От княжон Тугоуховских до графини бабушки. Таков удачный, благополучный путь светской дамы, совершить который стремится любая барышня – и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных, почтение окружающих – и так до того момента, когда “с бала да в могилу”. И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин – просто идеал!

И как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от “молчалинского типа”. Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным. Оскорбленная, униженная Софья гонит от себя недостойного возлюбленного. И все же у нее вырывается:

…будьте рады,
Что при свиданиях со мной в ночной тиши
Держались более вы робости во нраве,
Чем даже днем, и при людях, и въяве;
В вас меньше дерзости, чем кривизны души.

Даже это “кривизна души”, доставившая Софье такой страдание, пугает ее меньше, чем дерзость – определяющее качество Молчалина. Вся жизнь света построена на криводушии – поэтому так легко пошла Софья на подлость, распустив слух о безумии Чацкого. А вот дерзости свет не приемлет. Разочаровавшись в Молчалине, Софья продолжает ценить его робость: верный залог того, что следующий ее избранник не многим будет отличаться от Молчалина.

Софья, безусловно, - натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие – вот почему поистине драматичен образ главной героини “Горя от ума”.

Лучший анализ образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статьи “Мильон терзаний” он сравнил ее с Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в ней все достоинства характера реалистического. Две характеристики заслуживают особого внимания: “Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения и слепоты, в котором жили все…” “Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”.

компьютеров готовит тестирование:

Знаете ли вы комедию Грибоедова «Горе от ума»?

ВОПРОСЫ

1.В какой день недели происходит действие пьесы?
2.В какое время года происходят события пьесы?
3.Сколько лет Софье Фамусовой?
4.Как звали деда Чацкого по отцу и деда по матери?
5.С какого года служит в армии полковник Скалозуб?
6.В какой дивизии служит полковник Скалозуб?
7.Как звали дядю Фамусова и какой поступок он совершил, чтобы заслужить милость при дворе Екатерины II?
8.Сколько лет Софьиной тетке Хлестовой?
9.Как звали деда Софьи по отцу и деда по матери?
10.Кто и о ком из персонажей комедии говорит:
a) «И золотой мешок и метит в генералы».

Б) «Но будь военный, будь он статский,
Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как...»
в)«Он славно пересмеять умеет всех...
И верно, счастлив там, где люди посмешнее».
г) «...он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине».
д) «Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти — так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом...»
е)«Теперь в отставке, был военный,
И утверждают все, кто только прежде знал,
Что с храбростью его, с талантом,
Когда бы службу продолжал,
Конечно, был бы он
Московским комендантом».
ж)«Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки!»
з)«Зови меня вандалом;
Я это имя заслужил,
Людьми пустыми дорожил!
Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! Обманывал жену!
Играл! Проигрывал! В опеку взят указом!
Танцовщицу держал! И не одну:
Трех разом!
Пил мертвую! Не спал ночей до девяти!
Все отвергал: Законы! Совесть! Веру!»
и)«Но голова у нас, какой в России нету.
Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся аулетом,
И крепко на руку нечист».
к)«...человек он светский,
отъявленный мошенник, плут...
При нем остерегись: переносить горазд,
И в карты не садись: продаст».
л)«Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю».

М) «Ах! Этот человек всегда
Причиной мне ужасного расстройства!
Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!?

ОТВЕТЫ
1.Действие пьесы происходит в четверг:

«У нас есть общество, и тайные собрания
По четвергам. Секретнейший союз...»
«Поедем-ка сейчас; мы благо находу;
С какими я тебя сведу людьми!»

Репетилов — Чацкому, действие 4, явление 4.

2.События пьесы «Горе от ума» происходят зимой:

«И день и ночь по снеговой пустыне,
Спешу к вам, голову сломя».

3.Софье семнадцать лет:

«Да-с, а теперь,
В семнадцать лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно».

Чацкий — Софье, действие 1, явление 7.

4.Дедов Чацкого звали Илья и Алексей:

«...Вот-с — Чацкого, мне друга,
Андрея Ильича покойного сынок».
Фамусов — Скалозубу, действие 2, явление 5.
«По матери пошел, по Анне Алексевне;
Покойница с ума сходила восемь раз».

Фамусов — гостям, действие 3, явление 21.

5.Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич служит с 1809 года:

«Я с восемьсот девятого служу» .

6.Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич служит в 15-й дивизии.

«Бывает моего счастливее везет,
У Нас в пятнадцатой дивизии, не дале,
Об нашем хоть сказать бригадном генерале».

Скалозуб — Фамусову, действие 2, явление 5.

7.Дядю Фамусова звали Максим Петрович, в приемный день в царском дворе он поскользнулся и упал, ударившись затылком, затем еще два раза упал, рассмешив Екатерину П.

«...или покойник дядя, Максим Петрович...
На куртаге ему случилось обету питься:
Упал да так, что чуть затылка не пришиб...
Был высочайшею пожалован улыбкой...
Привстал, оправился...
Упал вдругорядь — уж нарочно
А хохот пуще, он и в третий так же точно».

Фамусов — Чацкому, действие 2, явление 2.

8.Хлестовой шестьдесят пять лет:

«Легко ли в шестьдесят пять лет
Тащиться мне к тебе, племянница?»

Хлестова — Софье, действие 3, явление 10.

9.Дедов Софьи звали Афанасий и Нил. Фамусова зовут Павел Афанасьевич. Следовательно,
деда по отцу звали Афанасий. Тетку Софьи, сестру ее матери — Хлестову, зовут Анфиса Ниловна, об этом мы узнаем из 4-го действия, явления 8, где Репетилов говорит, обращаясь к Хлестовой:

«Царь небесный! Анфиса Ниловна! Ах! Чацкий! Бедный! Вот!...»

Значит, отчество матери Софьи было тоже Ниловна. Следовательно, деда по матери звали Нил.

10. 1) Лиза о полковнике Скалозубе, действие 1, явление 5.
2) Лиза о Чацком, действие 1, явление 5.
3) Софья о Чацком, действие 1, явление 5.
4) Фамусов о своем дяде Максиме Петровиче, действие 2, явление 2.
5) Фамусов о Чацком, действие 2, явление 5.
6) Наталья Дмитриевна Горич о своем муже Платоне Михайловиче Горич, действие 3, явление 5.
7) Чацкий о Скалозубе, действие 3, явление 1.
8) Репетилов сам о себе, действие 4, явление 4.
9) Репетилов о председателе Английского клуба, действие 4, явление 4.
10) Горич Платон Михайлович о Загорецком Антоне Антоновиче, действие 3,

явление 9.
11) Софья о Молчалине, действие 3, явление 1
12) Софья о Чацком, действие 3, явление 14.

Творческая группа литературоведов при использовании

компьютеров готовит тестирование:
Знаете ли вы персонажей комедии?

Кому из персонажей пьесы «Горе от ума» принадлежат эти слова
1. «Ба! Знакомые всё лица».
2. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
3. «Когда в делах — я от веселий прячусь,
Когда дурачиться — дурачусь.
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, а не из их числа».

4. «Я глупостей не чтец, А пуще образцовых».
5. «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь».
6. «Так: частенько там
Мы покровительство находим,
где не метим».

7. «Чины людьми даются,
А люди могут обмануться».

8. «Помилуйте, мы с вами не ребята,
Зачем же мнения чужие только святы?»

9. «Счастливые часов не наблюдают».
10. «Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев и барская любовь».

11. «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
12. «А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма».

13. «Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший;
Свежо предание, а верится с трудом».

14. «Грех не беда, молва не хороша».
15. «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!»
16. «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок».
17. «Вот то-то все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы на старших глядя».

18. «Что говорит! И говорит, как пишет!»
19. «Зачем ума искать и ездить так далеко» .
20. «Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!»

21. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений».

22. «Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен!»

23. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!»
24. «Кричали женщины ура!
И в воздух чепчики бросали!»

25. «А! Злые языки страшнее пистолета».
26. «<герой> не моего романа».
27. «Какие-то уроды с того света,
и не с кем говорить, и не с кем танцевать».

28. «Бал вещь хорошая, неволя-то горька;
И кто жениться нас неволит!»

29. «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак».
«Шумим, братец, шумим».

30. «Муж-мальчик, муж-слуга...».
31. «Я князь Григорию и вам Фельдфебеля в Волтеры дам,
Он в три шеренги вас построит,
А пикните, так мигом успокоит».

32. «Приданого взял — шиш, по службе — ничего».
33. «Послушай, ври, да знай же меру».
34. «Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?»

35. «А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных».

36. «Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты».

37. «При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки».

«Ну как не порадеть родному человечку!»
38. «Дома новы, но предрассудки стары».
39. «Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам».

40. «Что нового покажет мне Москва?»
41. «...тот и славился, чья чаще гнулась шея».
42. «Окроме честности есть множество отрад».
43. «Чему он рад? Какой тут смех?
Над старостью смеяться грех».

44. «...уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь».

45. «...Басни — смерть моя!
Насмешки вечные над львами! Над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари».

46. «Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий».

47. «Молчаливы блаженствуют на свете!»
48. «А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой».
49. «Что гений для иных, а для иных чума».
50. «Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»

ОТВЕТЫ
1. Фамусову, действие 4, явление 14.
2. Чацкому, действие 1, явление 7.
3. Чацкому, действие 3, явление 3.
4. Чацкому, действие 3, явление 3.
5. Молчалину, действие 3, явление 3.
6. Молчалину, действие 3, явление 3.
7. Чацкому, действие 3, явление 3.
8. Чацкому, действие 3, явление 3.
9. Софье, действие 1, явление 3.
10. Лизе, действие 1, явление 2. //. Чацкому, действие 2, явление 2.
11. Чацкому, действие 2, явление 2.
12. Чацкому, действие 2, явление 5.
13. Чацкому, действие 2, явление 2.
14. Лизе, действие 1, явление 5.
15. Фамусову, действие 4, явление 14.
16. Чацкому, действие 4, явление 14.
17. Фамусову, действие 2, явление 2.
18. Фамусову, действие 2, явление 2.
19. Софье, действие 1, явление 5.
20. Чацкому, действие 4, явление 14.
21. Фамусову, действие 3, явление 21.
22. Чацкому, действие 1, явление 7.
23. Фамусову, действие 1, явление 10.
24. Чацкому, действие 2, явление 5.
25. Молчалину, действие 2, явление 11.
26. Софье, действие 3, явление 1
27. Графиня, внучка Хрюмина, действие 4, явление 1
28. Горичу Платону Михайловичу, действие 4, явление 2
29. Репетилову, действие 4, явление 4.
30. Чацкому, действие 4, явление 14.
31. Скалозубу, действие 4, явление 5.
32. Репетилову, действие 4, явление 5.
33. Чацкому, действие 4, явление 4.
34. Чацкому, действие 2, явление 5.
35. Чацкому, действие 1, явление 7.
36. Скалозубу, действие 2, явление 5.
37. Фамусову, действие 2, явление 5.
38. Чацкому, действие 2, явление 5.
39. Фамусову, действие 1, явление 4.
40. Чацкому, действие 1, явление 7.
41. Чацкому, действие 2, явление 2.
42. Чацкому, действие 3, явление 9.
43. Хлестовой, действие 3, явление 10.
44. Фамусову, действие 3, явление 21.
45. Загорецкому, действие 3, явление 21.
46. Скалозубу, действие 3, явление 21.
47. Чацкому, действие 4, явление 13.
48. Фамусову, действие 1, явление 5.
49. Софье, действие 3, явление 1.
50. Фамусову, действие 4, явление 15.

Творческая группа литературных критиков
Ответить на вопрос: «В чем успех комедии»

Творческая группа художников
Нарисуйте главных героев комедии и текстом подчеркните характер героев:

А) Чацкого;

Б) Фамусова;


в) Скалозуба



д) Молчалина?


III. Домашнее задание
Провести аналогию образов: Чацкий-Онегин-Печорин.

Чацкий, Онегин, Печорин
И в мире был он одинок...
Д. Байрон

Как стремителен бег времени! Уже многие годы отделяют нас от героев Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Но мы вновь и вновь обращаемся к ним, к их чувствам, мыслям, раздумьям, ищем и находим в них близкое и нужное нам, детям беспокойного XX века.
Литература всегда была тесно связана с жизнью общества, отражала в художественной форме самые волнующие проблемы своего времени.
Первая половина XIX века - период, на который приходится жизнь и творчество этих замечательных русских поэтов и писателей - была эпохой великих событий и потрясений; живы были еще идеи Великой Французской революции; Отечественная война 1812 года показала всему миру примеры невиданного мужества русского народа; передовая немецкая философия обосновала вольнолюбивые стремления передовой дворянской молодежи.
Это и есть три составляющие части того первого в России организованного революционного выступления, которое получило название "декабризм".
В литературе, как в зеркале, отразились зарождение, формирование и укрепление свободомыслия, непокорности, бунтарства самой передовой части дворянской молодежи.
Чацкий, Онегин и Печорин - блестящие представители этой молодежи, в делах и поступках которых авторы отразили силу и слабость своего поколения.
Одними из первых в русской литературе показал человека, гордо и прямо противопоставившего себя обществу, удивительный, "загадочный", по словам А. Блока, писатель и человек - Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829 г.г.) Это был человек одаренный многими талантами: блестящий поэт и писатель, интересный композитор и музыкант, выдающийся дипломат. Но главное, это был человек яркого ума, благородства, чести, любви к Родине, уважения к русскому народу и страстного желания счастья и свободы России и ее людям.
Многое сближало Грибоедова с декабристами: происхождение, воспитание, образование, участие в Отечественной войне 1812 года. Так же, как и декабристы, он ненавидел крепостное право и неограниченную самодержавную власть. Но во многом Грибоедов был мудрее и прозорливее будущих декабристов. Он выразил сомнение в победе этого движения, заявив, что сто прапорщиков не в состоянии изменить государственный строй России. Но именно Грибоедов показал первого из этих "ста прапорщиков" воплотив в его образе все лучшее, что он видел в будущих декабристах.
Комедия "Горе от ума" создавалась в 1816 - 1824 г.г. - в период, когда в России возникали и действовали первые проблемы общества. Комедия является как бы художественной летописью и историей декабризма. Основной конфликт комедии - столкновение лагеря молодой России, представленного Чацким, и лагеря крепостников, представленного Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими, - это не выдумка автора, а отражение той общественной борьбы, которая была характерна для русской жизни начала XIX века.
Против чего же восстает Чацкий, о котором А. Герцен сказал, что это декабрист, шедший прямой дорогой на каторгу. Крепостное право - вот что сковывало творческие силы "умного, бодрого русского народа", препятствовало экономическому и культурному развитию России. В своих страстных монологах Чацкий клеймит позором варварский мир крепостников, где человека ценят за количество крепостных душ, где верного слугу, спасшего жизнь своему господину, "обменяли на борзые две собаки".
Этот мир - "век минувший" - вечный враг Чацкого. Герой комедии - страстный боец против дельцов, шутов, "предателей в любви, в вражде неутолимых, рассказчиков неукротимых."
Сам Чацкий, несомненно, пламенный патриот, любящий Россию народную, но не государство царя, помещиков и чиновников. Служить Отчизне и народу - вот девиз Чацкого.
Передовое мировоззрение Чацкого, его вера в силу разума, близость свободы сталкиваются с реальной крепостнической действительностью, cо страшным миром фамусовых, отчаянно борющихся за свое положение и привилегии. Комедия заканчивается видимым поражением Чацкого. По словам И. Гончарова, герой "сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей". И. Гончаров называет Чацкого "вечным обличителем лжи, запрятавшейся в пословицу: "один в поле не воин". Нет, воин, если он - Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва." (И.А. Гончаров)
Чацкий любимый герой А.С. Грибоедова. Голос Грибоедова звучащий то насмешливо и гневно, то взволнованно и вдохновенно, - это голос писателя, отдавшего все свое сочувствие Чацкому, а все свое презрение - "толпе его мучителей".
Борьба Чацкого против фамусовского общества не завершилась в комедии. Она и в русской жизни только начиналась.
Если Чацкий - "герой своего времени", герой эпохи, предшествующей воспитанию декабристов, то Евгений Онегин представляет более поздний период русской истории.
Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин", "самое задушевное произведение писателя, самое любимое дитя его фантазий", был начат в 1823 году и завершен в 1831 году. В нем нашли отражения заветные думы и чувства поэта, его взгляды и размышления над современной жизнью.
При всей широте тематики роман "Евгений Онегин" - это прежде всего художественное исследование духовных исканий передовой дворянской молодежи, их сомнений и тревог, стремлений и надежд.
Работа над романом был начата в годы общественного подъема, а закончилась уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевской реакции. В годы создания романа автору пришлось пережить ссылки, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России.
Поэтому первые главы проникнуты радостными, жизнеутверждающими настроениями, а в последних усиливаются трагические мотивы. Роман явился плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".
Умом и "сердцем" автор пытается понять и представить на суд читателя духовный и нравственный облик лучших людей своего времени. Типичным представителем их в романе является Евгений Онегин. Даже название романа подчеркивает его центральное место среди остальных персонажей.
Итак, перед нами столичный аристократ. Хотя, Онегин, по шутливому замечанию автора, "учился чему ни будь и как-нибудь", он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличались своей эрудицией от большинства окружающих. Пушкинский герой - порождение светского общества, но вместе с тем чужд и враждебен ему. Отчуждение и противостояние окружающему обществу проявляются не сразу. Сначала молодой человек с головой погружается в светскую жизнь, находя в ней радость и удовольствия, но однообразия и пустота этих "радостей и удовольствий" быстро наскучили ему, и, по словам Белинского, он "покинул свет, как это делали слишком немногие." Онегин слишком глубокая и богатая натура, чтобы не замечать пороков окружающего мира. Многое выделает его из толпы:

Мечтам невольная преданность,
Неподражаемая странность
И резкий, охлажденный ум.

Оставив свет, герой пытается заняться какой либо полезной деятельностью. Он талантлив, пробует писать:

Хотел писать - но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его

Книги так же быстро надоедают ему:

Как женщин, он оставил книги
И полку с пыльной их семьей
Задернул траурной тафтой.

В имении, полученном в наследство от дяди, Евгений пытается улучшить жизнь крестьян:

Ярем от барщины старинной
Оброком легким заменил...

Но этой единственной реформой и ограничилась вся деятельность Онегина-помещика. И опять жизнь "без цели, без трудов". Судьба посылает ему друга, он искренне привязывается к Ленскому. Онегин и Ленский очень разные, но вместе они олицетворяют то прекрасное, что было присуще молодежи того времени: рассудительность и порывистость, скептицизм и мечтательность, трезвый ум и романтизм. Но светские предрассудки привели к роковому, непоправимому событию: дуэли и гибели Ленского.
"Убив на поединке друга", Онегин остается один на один с муками совести, тоской, разочарованием во всем и во всех.
В подавленном состоянии Онегин покидает деревню, отправляется в странствия. Но и это не спасает его: тоска, хандра и недовольство собой только усиливаются. Это до какой степени отчаяния должен дойти человек, чтобы произнести вот эти слова:

Зачем я пулей в грудь не ранен,
Зачем не хилый я старик,
Как этот бедный откупщик?
Я молод, жизнь вполне крепка,
Чего мне ждать? Тоска, тоска...

По мнению Белинского, Онегин - богатая, одаренная натура, но силы и возможности его остались без применения. В Онегине Пушкин первым из русских писателей показал тип просвещенного дворянина, сложившийся в 20-е годы XIX века. Эта часть дворянской интеллигенции избегала служить царизму, но, в то же время стояла в стороне от общественной деятельности. Такой путь, являясь своеобразным протестом против политической системы, неизбежно обрекал героя на бездействие, пассивность, на обостренное внимание к собственным, эгоистическим интересам и желаниям. Недаром Белинский назвал Онегина "эгоистом поневоле": бездеятельность, пустота и пошлость жизни душат его, но он так и не знает, чего ему хочется, что ему надо для счастья, душевного покоя и гармонии. Новая встреча с Татьяной открыла в герое способность любить возвышенно и страстно. Но верная долгу, воспитанная в традициях народной нравственности, Татьяна не способна другого человека - своего мужа:

Но я другому отдана;
И буду век ему верна.

Онегин опять одинок. Что ждет его впереди? "... Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, роман без конца", - так оценил Онегина и "поэму" о нем великий критик Белинский.
Историю жизни "лишнего человека", человека способного на многое и не свершившего ничего, продолжил великий преемник А.С.Пушкина - Михаил Юрьевич Лермонтов, создав роман "Герой нашего времени". Это итоговое произведение Лермонтова, первый русский социально - философский и психологический роман в прозе. Как и в стихотворении "Дума", автор пытается найти ответ на волнующий его вопрос: почему молодые люди, умные, энергичные, полные сил, не находят применения своих недюжинным способностям и "вянут без борьбы" в самом начале жизненного пути. История жизни Печорин, представителя поколения 30-х годов, трагическая судьба его - ответ на этот вопрос. В предисловии, к роману автор писал: "Это точно портрет, но портрет, составленный из пороков всего поколения". Как и в стихотворении "Дума", Лермонтов в романе выносит суровый приговор своему поколению, упрекая его в равнодушии, бездействии, в неспособности "более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья".
Лермонтов глубоко и всесторонне раскрывает внутренний мир своего героя, сильные и слабые стороны его натуры, обусловленные временем и средой. Вслед за А.С.Пушкиным Лермонтов делает героем романа типичного представителя образованной дворянской молодежи. Но другим было время и иначе выглядели его "герои". Это был период страшной николаевской реакции, наступившей после разгрома декабрьского восстания. "Черной страницей в истории России" назвал этот период И.А. Герцен. Реакция не смогла заглушить голос М.Ю. Лермонтова, но время наложило свой отпечаток на творчество великого поэта, оно диктовало свои темы, образы, настроения. По словам А. Герцена, "... то были сомнения, отрицания; мысли, полные ярости".
Противоречия между высоким сознанием дворянского интеллигента, страстной внутренней активностью души и внешней бездеятельностью, прожиганием жизни в маскарадном аду, в бессмысленном существовании привело к мрачным проклятиям "Думы", прозвучавшей как похоронная песня потерянному поколению:

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы:
Перед опасностью позорно малодушны,
А перед властию - презренные рабы

"Дума" - поэтическое выражение проблем и мыслей романа "Герой нашего времени".
Образ Печорина, главного героя романа, - вершина всего творчества Лермонтова. Писатель смог создать образ героя своего времени, обобщив большой материал жизненных впечатлений, хорошо зная и понимая историческую сущность окружавшей его действительности.
Печорин - сильная личность, в нем много исключительного, особенного: выдающийся ум, необыкновенная сила воли. Раздумывая о людях предшествующих поколений, полной веры, жажды свободы, страстных и пламенных, Печорин причисляет себя к их жалким потомкам, которые скитаются по земле без гордости и убеждений. Отсутствием веры в подвиг, любовь и дружбу и порожденная этим скука лишают для Печорина жизнь всякой ценности. Печорин ощущает в душе своей "силы необъятные", и в то же время он не знает, зачем живет, для какой цели родился. Автор не скрывает недостатков и противоречий своего героя, но это были пороки целого поколения. Трагедия молодого человека усугублялась тем, что он вынужден жить в среде, которую презирал и отвергал. Передовой человек 30-х годов XIX века чувствовал себя "лишним" в своей стране и даже в целом мире. Но в реалистическом романе "Герой нашего времени" Лермонтов уже приводит своего героя к сознанию того, что хотя жизнь и приносит страдания, невыносима "скучна", но лишь в ней человек может обрести счастье, испытать и печаль, и радость.
В этом оптимизм и жизнеутверждающая сила романа "Герой нашего времени".
Таким образом, Чацкий, Онегин, Печорин - типичные представители определенной исторической эпохи, каждый из них - герой своего времени. Время определило их общие черты и те различия, которые позволили современникам увидеть в Чацком будущего декабриста, в Онегине - "эгоиста поневоле", в Печорине "страдающего эгоиста".
Для нас же, детей бурного XX века, эти герои интересны и важны своими высокими, человеческими достоинствами: благородством мыслей и стремлений, желанием жить осмысленно, для великого дела; приносить пользу родине и народу, жить честно, по совести. Эти человеческие качества вечны, а значит, вечны и всегда будут волновать читателя герои А. Грибоедова, А.Пушкина, М.Лермонтова.

Тема урока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума»

Цели: в ходе анализа третьего, четвертого действий обобщить представления об образе жизни и идеалах мос­ковского барства, показать роль Репетилова в пьесе, определить кульминацию и развязку комедии.

  1. I. Оргмомент.

Обобщение по второму действию комедии.

Развитие любовного и социального конфликта коме­дии.

Взгляды на жизнь Чацкого и Фамусова.

  1. II. Анализ третьего действия.
  2. Молчалин и его роль в комедии. Диалог Софьи и Чацкого о Молчалине.

Каков Молчалин, по мнению Софьи?

Молчалин в восприятии Софьи - нравственный идеал, по сути христианский, с его смире­нием, любовью к ближнему, душевной чистотой, готов­ностью к самопожертвованию, нежеланием судить и т. д.

Почему Чацкий воспринимает слова Софьи как насмешку

над Молчалиным?

Молчалин в восприятии Чацкого - низкопоклонник, человек, лишенный самостоятельности, льстец, угодник,

крайне не умен.

Какое впечатление на вас произвёл Молчалин?

Чем страшен Молчалин?

Он лицемерит, скрывает свое истинное лицо, все время меняет свое поведение в зависимости от ситуации, для него нет ничего дорогого, это человек без принципов и чести.

Чацкий и Молчалин как антиподы.

  1. Анализ сцены бала.

Дайте характеристику гостям на балу. Какова роль персонажей второго плана в комедии?

В пьесе события следуют одно за другим, но вдруг как бы приостанавливаются, уступая место панорамному изображению бала в доме Фамусова. В дом съезжаются приглашенные. Бал начинается со своеобразного парада гостей, каждый из которых впервые появляется в пьесе. Но с помощью всего нескольких выразительных штри­хов, прежде всего речевой характеристики, Грибоедову удается создать объемный образ, живой, полнокровный характер.

Первой в галерее гостей проходит чета Горичей. Пла­тон Михайлович, бывший сослуживец Чацкого, теперь не просто отставной военный, а «прелестный муж», человек без воли, полностью подчинившийся своей жене. Его реп­лики однообразны и кратки, да он и не успевает отвечать Чацкому, за него это делает жена. Все, что он может ска­зать бывшему другу. «Теперь, брат, я не тот...».

Ему-то кажется, что он «не тот», потому что попал под каблук своей жены. Но на самом деле «не тот» он прежде всего потому, что утратил прежние идеалы. Не имея в себе воли решительно защитить Чацкого против клевет­ников, он в итоге предает своего приятеля. И не случайно в четвертом действии при разъезде Горич брюзжит по по­воду скуки и ни словом не вспоминает своего оклеветан­ного товарища.

Вереницей проходят гости перед зрителями.

Князья Тугоуховские , озабоченные лишь тем, чтобы удачно вы­дать замуж дочерей; злая и язвительная графиня-внучка , находящая недостатки в каждом из присутствующих, «отъявленный мошенник, плут» Антон Антоныч Загорец кий , сплетник и шулер, но мастер услужить; старуха Хлестова , старая московская барыня, отличающаяся гру­боватой прямотой.

Показателен спор Хлестовой с Фамусовым по поводу того, сколько крепостных душ у Чацкого. Тут все знаме­нательно: и точное знание состояния другого человека («Уж чужих имений мне не знать!» ), и знаменитое хлестовское «Все врут календари» , и то, что последнее слово оказывается за ней.

Все персонажи второго плана важны в комедии не сами по себе - в совокупности они являют собой мир дворян­ской Москвы, где царят свои законы и правила. В их среде особенно ярко проявляется чужеродность Чацкого. Если в столкновении с Молчалиным, Фамусовым, Скало­зубом они «сходились» один на один, то сцена бала от­крыла полное одиночество Чацкого.

  1. Кульминация пьесы.

Что является кульминацией комедии?

Кульминацией всей комедии является сплетня о сумасше­ствии героя.

Как это произошло? Как и почему родился слух о сумасшествии Чацкого?

Первая реплика Софьи: «Он не в своем уме» - просто сорвалась у нее с языка, сначала она испугалась: « Не то, чтобы совсем.» , но светские сплетники Г. Н., по­том Г. Д. увидели возможность поразвлечься, распрост­раняя слухи. Затем Софья приняла осознанное решение, которое диктовалось обидой за Молчалина: «А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить,/Угодно ль на себя приме­рить?»

- Попробуем проследить распространение этой «новости »/составление таблицы/

принятие «новости»

«обоснование» сумасшествия Чацкого

«выяснение» причин

сумасшествия Чацкого

А, знаю, помню, слышал.

Представьте, я заметила сама.

Я, первый, я открыл!

Переменил закон! окаянный вольтерманец!

Сказала что-то я – он начал хохотать.

Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах.

Меня модисткою изволил величать!

А мужу моему совет дал жить в деревне.

Я видела из глаз.

Безумный по всему.

В горах изранен в лоб.

По матери пошел..

Покойница с ума сходила восемь раз.

Чай, пил не по леть.

Шампанское стал

нами тянул.

Нет-с, бочками соковыми.

Ученье –вот чума, ученость- вот причина.

Было ли объявление Чацкого сумасшедшим неизбежным и вытекало из всего разви­тия действия, или это все-таки случайность?

Почему так быстро распространилась сплетня о сумас­шествии Чацкого?

Его мысли, идеалы непонятны, он не приемлет того, что ценят они, он человек другой породы, он «белая ворона». Для них его правда звучит как оскорбление, за которое хочется отомстить

Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого?

В чем гости и члены семьи Фамусова видят признаки и причины «безумия» Чацкого?

Сплетня распространилась с необычайно быстротой.

Во-первых, с точки зрения фамусовского обще­ства, Чацкий действительно выглядит сумасшедшим. Все хором перечисляют усомнившемуся Платону Михайло­вичу не совсем нормальные поступки Чацкого:

Попробуй о властях - и нивесть что скажет! (Фамусов)

Сказала что-то я - он начал хохотать. (Хлестова)

Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах. (Молчапин)

Меня модисткою изволил величать! (Графиня-внучка)

А мужу моему совет дал жить в деревне. (Наталья Дмитриевна)

И общий вердикт - «безумен по всему».

Чем Чацкий их оскорбил?

Каждое общество вырабатывает свои нормы морали, по которым живет и требует их исполнения от других Чацкий в их нормы морали не вписывается. Просто изолировать его нельзя: он не совершил никакого противоправного действия. Объявив же его сумасшедшим, фамусовским общество получает право изгнать его вон.

Приехав на бал, графиня-внучка, войдя в комнату, полную людей, скажет бабушке: Ну кто так рано приезжает! Мы первые!

Трудно предположить, что она не заметила по крайней мере десятка лиц, находящихся в этот момент в комнате. Конечно, нет, в ней говорит спесь. Грибоедов показывает, что среди гостей Фамусова нет дружелюбия или"душев­ной близости. Поразительно, как эта взаимная неприязнь обернется полным единодушием, с которым все собрав­шиеся, забыв о собственных распрях, обрушатся на Чац­кого. И здесь уже будет не до собственных мелких обид, потому что все в равной мере почувствуют опасность, исходящую от Чацкого, для их мира.

III. Заключение.

Заканчивается сцена бала знаменитым монологом Чац­кого о «мильоне терзаний». Исследуя русскую культуру, Ю. Лотман писал о том, что декабристы любили «греметь на балу и в обществе», высказывать публично свои пере­довые взгляды. Но Чацкий произносит свой монолог в пустоту: объявив его безумным, все сразу же о нем забы­ли. Он с жаром говорит о «пустом, рабском, слепом подражаньи» , но «все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Этот эпизод усиливает одиночество Чацкого и в какой-то степени демонстрирует бессмысленность его действий. Никто не разделяет взглядов героя, все его речи - стук в закрытую дверь. Здесь, на балу, он и сам начинает ощущать свое одиночество.

  1. IV. Анализ четвертого действия.

Зачем нужно 4 действие?

Здесь развязка двух конфликтов:

общественного (Чацкий – фамусовское общества)

и любовного (Чацкий – Софья)

На какие две части делится 4 действие?

С центром – Репетиловым и с центром – Чацким

Какое впечатление на вас произвёл Репетилов?

Чем похожи Репетилов и Чацкий? По каким параметрам мы можем это определить?

Репетилов – это шарж, пародия на Чацкого, в нем преувеличенно изображаются отрицательные черты его характера, например, излишняя искренность, доверчивость, многословие, некоторая «глухота» к мнению окружающих, неадекватная оценка ситуации, непроницательность.

Чем же эти герои отличаются?

Чацкий выстрадал свои убеждения. Он им верен до конца. Такие, как Репетилов, - это «пена», это «опошление» передовых идей. Чацкий- декабрист. Репетилов дан в пьесе для того, чтобы это стало всем очевидным.

Репетилов выдает себя за человека передовых убежде­ний, хотя не имеет вообще никаких убеждений. Его рассказы о «тайных собраниях» обнажают всю пошлость, мелочность, глупость этого человека. Репетилов - своего рода пародия на Чацкого. Его появление еще больше усугубля­ет одиночество и драматизм положения Чацкого.

  1. V. Обобщение.

В третьем действии ярко раскрылись образ жизни и идеалы московского барства - пустота и однообразие, отсутствие ярких событий, ненависть к просвещению и образованию.

Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого? И да, и нет. Конечно, его поступки алогичны с точки зрения московского барства, но во многом их стремление объя­вить героя безумным похоже на месть, расправу с инако­мыслящим. Именно так поступят не в пьесе, а в жизни с П. Я. Чаадаевым, в чем-то схожим с Чацким.

Конфликт комедии дошел до своего логического фина­ла на балу в доме Фамусова. Вольнодумство Чацкого стало для его противников синонимом сумасшествия.

  1. VI. Домашнее задание.

Подготовить характеристики представителей фамусовского общества

(Фамусов, Скалозуб, внесценические персонажи, гости на балу Фамусова)





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта