Главная » Звезды » Как учился лев толстой. Л.Н.Толстой полная биография. Литературная и общественная деятельность

Как учился лев толстой. Л.Н.Толстой полная биография. Литературная и общественная деятельность

Лев Николаевич Толстой – один из величайших писателей-романистов мира. Он является не только крупнейшим мировым литератором, но также философом, религиозным мыслителем и просветителем. Обо всем этом подробнее вы узнаете из данной .

Но вот в чем он действительно достиг успеха, – так это в ведении личного дневника. Эта привычка вдохновила его на написание своих романов и повестей, а также позволила сформировать большинство жизненных целей и приоритетов.

Интересен факт, что этот нюанс биографии Толстого (ведение дневника), было следствием подражания великому .

Увлечения и военная служба

Естественно, у Льва Толстого было . Он чрезвычайно сильно любил музыку. Самыми любимыми его композиторами были Бах, Гендель и .

Из его биографии явственно следует, что иногда он мог по несколько часов кряду играть на рояле произведения , Шопена, Мендельсона и Шумана.

Достоверно известно, что старший брат Льва Толстого – Николай, имел на него большое влияние. Он был другом и наставником будущего писателя.

Именно Николай пригласил младшего брата присоединиться к военной службе на Кавказе. В результате Лев Толстой стал юнкером, а в 1854 г. был переведен в , где участвовал в Крымской войне до августа 1855 г.

Творчество Толстого

Во время службы у Льва Николаевича было довольно много свободного времени. За этот период он написал автобиографическую повесть «Детство», в которой мастерски описал воспоминания первых лет жизни.

Это произведение стало важным событием для составления его биографии.

После этого Лев Толстой пишет следующую повесть – «Казаки», в которой описывает свою армейскую жизнь на Кавказе.

Работа над этим произведением велась вплоть до 1862 г., и была окончена лишь после службы в армии.

Интересен факт, что Толстой не прекращал свою писательскую деятельность даже во время участия в Крымской войне.

В этот период из-под его пера выходит повесть «Отрочество», являющаяся продолжением «Детства», а также «Севастопольские рассказы».

После окончания Крымской войны Толстой уходит со службы. По приезду домой, он уже имеет большую славу на литературном поприще.

Его выдающиеся современники поговаривают о крупном приобретении для русской литературы в лице Толстого.

Будучи еще молодым, Толстой отличался высокомерием и упрямством, что хорошо заметно по его . Он отказывался принадлежать к той или иной философской школе, и однажды публично назвал себя анархистом, после чего решил уехать во в 1857 г.

Вскоре у него появился интерес к азартным играм. Но длилось это недолго. Когда он проиграл все свои сбережения, ему пришлось возвратиться из Европы домой.

Лев Толстой в молодости

Кстати, страсть к азартным играм наблюдается в биографиях многих писателей.

Несмотря на все трудности, он пишет последнюю, третью часть своей автобиографической трилогии «Юность». Произошло это в том же 1857 г.

С 1862 года Толстой начал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна», где главным сотрудником являлся он сам. Однако, не имея призвания издателя, Толстой сумел выпустить только 12 номеров.

Семья Льва Толстого

23 сентября 1862 года в биографии Толстого происходит крутой поворот: он женится на Софье Андреевне Берс, которая была дочерью врача. От этого брака родилось 9 сыновей и 4 дочери. Пять детей из тринадцати умерли в детстве.

Когда свадьба состоялась, Софье Андреевне было всего 18 лет, а графу Толстому – 34 года. Интересен факт, что перед женитьбой Толстой признался будущей жене в своих добрачных связях.


Лев Толстой с женой Софьей Андреевной

На некоторое время в биографии Толстого наступает самый светлый период.

Он по-настоящему счастлив, причем во многом благодаря практичности своей жены, материальному достатку, выдающемуся литературному творчеству и в связи с ним всероссийской и даже всемирной славе.

В лице жены Толстой нашёл помощницу во всех делах, практических и литературных. В отсутствие секретаря именно она по нескольку раз переписывала набело его черновики.

Однако очень скоро их счастье омрачается неизбежными мелкими размолвками, мимолётными ссорами и взаимным непониманием, которое с годами лишь усугубляется.

Дело в том, что для своей семьи Лев Толстой предложил своеобразный «план жизни», согласно которому он предполагал часть семейного дохода отдавать на бедных и школы.

Образ жизни своей семьи (пища и одежда), он хотел значительно упростить, при этом намеревался продать и раздать «всё лишнее»: фортепьяно, мебель, экипажи.


Толстой с семьей за чайным столом в парке, 1892 год, Ясная Поляна

Естественно, его супругу, Софью Андреевну, такой неоднозначный план явно не устраивал. На почве этого у них вспыхнул первый серьёзный конфликт, послуживший началом «необъявленной войны» за обеспечение будущего своих детей.

В 1892 году Толстой подписал раздельный акт и, не желая быть собственником, передал жене и детям всю недвижимость.

Надо сказать, что биография Толстого во многом необычайно противоречива именно из-за его отношений с женой, с которой он прожил 48 лет.

Произведения Толстого

Толстой является одним из самых плодотворных писателей. Его произведения масштабны не только по объему, но и по смыслам, которые он в них затрагивает.

Наиболее популярными произведениями Толстого считаются «Война и Мир», «Анна Каренина» и «Воскресение».

«Война и Мир»

В 1860-х Лев Николаевич Толстой со всем семейством живет в Ясной Поляне. Именно тут появился на свет его самый известный роман «Война и мир».

Изначально часть романа была напечатана в «Русском вестнике» под названием «1805 год».

Через 3 года появляются еще 3 главы, благодаря чему роман был полностью окончен. Ему было суждено стать самым выдающимся творческим результатом в биографии Толстого.

Как критики, так и общественность долго дискутировали о произведении «Война и мир». Предметом их споров были войны, описанные в книге.

Также остро обсуждались продуманные, но все же вымышленные герои.


Толстой в 1868 г.

Роман стал интересен еще и тем, что в нем были представлены 3 содержательных сатирических эссе о законах истории.

Среди всех прочих идей, Лев Толстой старался донести до читателя то, что положение человека в обществе и смысл его жизни, являются производными его ежедневной деятельности.

«Анна Каренина»

После того как Толстой написал «Войну и Мир», он приступил к работе над своим вторым, не менее знаменитым романом «Анна Каренина».

В него писатель внес множество автобиографических очерков. Это легко проследить, глядя на отношения Китти и Левина – главных персонажей «Анны Карениной».

Произведение печаталось частями в период между 1873-1877 гг., и было очень высоко оценено как критиками, так и обществом. Многие замечали, что «Анна Каренина» – это практически автобиография Толстого, написанная от третьего лица.

За свой очередной труд, Лев Николаевич получил баснословные по тем временам гонорары.

«Воскресение»

В конце 1880-х Толстой пишет роман «Воскресение». Его сюжет был основан на подлинном судебном деле. Именно в «Воскресении» четко обозначены резкие взгляды автора на церковные обряды.

К слову сказать, эта работа стала одной из причин, послуживших к полному разрыву между Православной церковью и графом Толстым.

Толстой и религия

Несмотря на то, что выше описанные произведения имели колоссальный успех, писателю это не доставляло никакой радости.

Он находился в депрессивном состоянии и переживал глубокую внутреннюю опустошенность.

В связи с этим, очередным этапом биографии Толстого стал непрерывный, практически судорожный поиск смысла жизни.

Изначально Лев Николаевич искал ответы на вопросы в Православной церкви, однако это не принесло ему никаких результатов.

Со временем он начал всячески критиковать как саму Православную церковь, так и вообще христианскую религию. Свои мысли по этим острым вопросам он стал публиковать в издании «Посредник».

Основная его позиция заключалась в том, что христианское учение хорошее, а вот сам Иисус Христос как будто и не нужен. Именно поэтому он решил сделать свой собственный перевод Евангелия.

Вообще религиозные взгляды Толстого были крайне сложными и запутанными. Это была какая-то невероятная смесь христианства и буддизма, приправленная различными восточными верованиями.

В 1901 году вышло определение Святейшего Правительствующего Синода о графе Льве Толстом.

Это было постановление, в котором официально извещалось, что Лев Толстой более не является членом Православной церкви, так как его публично высказываемые убеждения несовместимы с таким членством.

Определение Священного Синода иногда ошибочно трактуют, как отлучение (анафема) Толстого от церкви.

Авторские права и конфликт с женой

В связи со своими новыми убеждениями, Лев Толстой хотел раздать все свои сбережения и отказаться от собственного имущества в пользу бедных. Однако его супруга, Софья Андреевна, выразила категорический протест в этом отношении.

В связи с этим в биографии Толстого наметился главный семейный кризис. Когда Софья Андреевна узнала, что ее муж публично отказался от авторских прав на все свои произведения (что, по сути, было их главным источником дохода), у них начались ожесточенные конфликты.

Из дневника Толстого:

«Не понимает она, и не понимают дети, расходуя деньги, что каждый , проживаемый ими и наживаемый книгами, есть страдание, позор мой. Позор пускай, но за что ослабление того действия, которое могла бы иметь проповедь истины».

Разумеется, понять жену Льва Николаевича несложно. Ведь у них было 9 детей, которых он, по большому счету, оставлял без средств к существованию.

Прагматичная, рациональная и деятельная Софья Андреевна не могла позволить этому произойти.

В конечном счете, Толстой составил формальное завещание, передав права младшей дочери, Александре Львовне, которая полностью сочувствовала его взглядам.

При этом к завещанию прилагалась объяснительная записка, что на самом деле тексты эти не должны стать чьей-то собственностью, а полномочия по наблюдению за процессами берёт на себя В.Г. Чертков – верный последователь и ученик Толстого, который должен был забрать все сочинения писателя, вплоть до черновиков.

Позднее творчество Толстого

Поздние произведения Толстого представляли собой реалистичную беллетристику, а также рассказы, наполненные нравственным содержанием.

В 1886 г. появляется одна из самых знаменитых толстовских повестей – «Смерть Ивана Ильича».

Ее главный персонаж осознает, что большую часть своей жизни он потратил впустую, и осознание пришло слишком поздно.

В 1898 г. Лев Николаевич написал не менее известное произведение «Отец Сергий». В нем он подвергал критике собственные убеждения, появившиеся у него после своего духовного перерождения.

Остальные работы посвящены теме искусства. К ним относится пьеса «Живой труп» (1890) и гениальная повесть «Хаджи-Мурат» (1904).

В 1903 г. Толстой написал маленький рассказ, который называется «После бала». Он был опубликован лишь в 1911 г., после смерти писателя.

Последние годы жизни

Последние годы своей биографии, Лев Толстой был больше известен, как религиозный лидер и нравственный авторитет. Его мысли были направлены на то, чтобы оказывать сопротивление злу ненасильственным методом.

Еще при жизни Толстой стал кумиром для большинства . Однако, несмотря на все свои достижения, в его семейной жизни были серьезные изъяны, которые особенно обострились к старости.


Лев Толстой с внуками

Супруга литератора, Софья Андреевна, не соглашалась с взглядами мужа и испытывала неприязнь к некоторым его последователям, которые часто приезжали в Ясную Поляну.

Она говорила: «Как можно любить человечество, и ненавидеть тех, кто рядом с тобой».

Все это не могло продолжаться долго.

Осенью 1910 года Толстой в сопровождении только своего врача Д.П. Маковицкого навсегда покидает Ясную Поляну. При этом у него не было никакого определенного плана действий.

Смерть Толстого

Однако по дороге Л. Н. Толстой почувствовал себя плохо. Сначала он простудился, а потом болезнь обернулась воспалением лёгких, в связи с чем пришлось прервать поездку и вынести больного Льва Николаевича из поезда на первой большой станции рядом с населённым пунктом.

Этой станцией была Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область).

Слух о болезни писателя моментально распространилась на всю окрестность и далеко за ее пределами. Шесть врачей тщетно пытались спасти великого старца: болезнь неумолимо прогрессировала.

7 ноября 1910 года Лев Николаевич Толстой скончался в возрасте 83 лет. Его похоронили в Ясной Поляне.

«Душевно сожалею о кончине великого писателя, воплотившего во время расцвета своего дарования в творениях своих образы одной из славных годин русской жизни. Господь Бог да будет ему милосердный судья».

Если вам понравилась биография Льва Толстого, поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вы вообще любите биографии великих людей и просто обо всем – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Графа Льва Толстого, классика российской и мировой литературы, называют мастером психологизма, создателем жанра романа-эпопеи, оригинальным мыслителем и учителем жизни. Произведения гениального писателя – величайшее достояние России.

В августе 1828 года в имении Ясная Поляна в Тульской губернии родился классик российской литературы. Будущий автор «Войны и мира» стал четвертым ребенком в семье именитых дворян. По отцовской линии он принадлежал к старинному роду графов Толстых, служивших и . По материнской линии Лев Николаевич – потомок Рюриков. Примечательно, что у Льва Толстого и общий предок – адмирал Иван Михайлович Головин.

Мама Льва Николаевича – урожденная принцесса Волконская – скончалась от родовой горячки после рождения дочери. На тот момент Льву не было и двух лет. Спустя семь лет умер глава семейства – граф Николай Толстой.

Уход за детьми лег на плечи тетки писателя – Т. А. Ергольской. Позже опекуншей осиротевших детей стала вторая тетушка – графиня А. М. Остен-Сакен. После ее смерти в 1840 году дети переехали в Казань, к новой опекунше – сестре отца П. И. Юшковой. Тетушка повлияла на племянника, и детство в ее доме, считавшемся самым веселым и гостеприимным в городе, писатель назвал счастливым. Позже Лев Толстой описал впечатления от жизни в усадьбе Юшковых в повести «Детство».


Силуэт и портрет родителей Льва Толстого

Начальное образование классик получил дома от немецких и французских преподавателей. В 1843 году Лев Толстой поступил в Казанский университет, выбрав факультет восточных языков. Вскоре из-за низкой успеваемости перешел на другой факультет – юридический. Но и здесь не преуспел: через два года оставил университет, не получив степени.

Лев Николаевич вернулся в Ясную Поляну, желая по-новому наладить отношения с крестьянами. Затея провалилась, зато молодой человек исправно вел дневник, любил светские развлечения и увлекся музыкой. Часами Толстой слушал , и .


Разочаровавшись жизнью помещика после проведенного в деревне лета, 20-летний Лев Толстой покинул имение и перебрался в Москву, а оттуда в Петербург. Молодой человек метался между подготовкой к кандидатским экзаменам в университете, занятиями музыкой, кутежами с картами и цыганами, и мечтами стать то чиновником, то юнкером конногвардейского полка. Родные называли Льва «самым пустяшным малым», а раздавать наделанные им долги пришлось годами.

Литература

В 1851 году брат писателя – офицер Николай Толстой – уговорил Льва ехать на Кавказ. Три года Лев Николаевич жил в станице на берегу Терека. Природа Кавказа и патриархальная жизнь казачьей станицы позже отобразились в повестях «Казаки» и «Хаджи-Мурат», рассказах «Набег» и «Рубка леса».


На Кавказе Лев Толстой сочинил повесть «Детство», которую опубликовал в журнале «Современник» под инициалами Л. Н. Вскоре написал продолжения «Отрочество» и «Юность», объединив повести в трилогию. Литературный дебют оказался блестящим и принес Льву Николаевичу первое признание.

Творческая биография Льва Толстого развивается стремительно: назначение в Бухарест, перевод в осажденный Севастополь, командование батареей обогатили писателя впечатлениями. Из-под пера Льва Николаевича вышел цикл «Севастопольских рассказов». Сочинения молодого литератора поразили критиков смелым психологическим анализом. Николай Чернышевский нашел в них «диалектику души», а император прочитал очерк «Севастополь в декабре месяце» и выразил восхищение талантом Толстого.


Зимой 1855 года 28-летний Лев Толстой прибыл в Петербург и вошел в кружок «Современник», где его радушно встретили, назвав «великой надеждой русской литературы». Но за год писательская среда с ее спорами и конфликтами, чтениями и литературными обедами надоела. Позже в «Исповеди» Толстой признался:

«Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел».

Осенью 1856 года молодой писатель уехал в имение Ясная Поляна, а в январе 1857 – за границу. Полгода Лев Толстой путешествовал по Европе. Побывал в Германии, Италии, Франции и Швейцарии. Вернулся в Москву, а оттуда – в Ясную Поляну. В родовом имении занялся обустройством школ для крестьянских ребятишек. В окрестностях Ясной Поляны с его участием появилось двадцать учебных заведений. В 1860-м писатель много путешествовал: в Германии, Швейцарии, Бельгии он изучал педагогические системы европейских стран, чтобы применить увиденное в России.


Особую нишу в творчестве Льва Толстого занимают сказки и сочинения для детей и подростков. Писатель создал для маленьких читателей сотни произведений, среди которых добрые и поучительные сказки «Котенок», «Два брата», «Еж и заяц», «Лев и собачка».

Школьное пособие «Азбука» Лев Толстой написал для обучения детей письму, чтению и арифметике. Литературно-педагогическая работа состоит из четырех книг. Писатель включил в нее поучительные истории, былины, басни, а также методические советы учителям. В третью книгу вошел рассказ «Кавказский пленник».


Роман Льва Толстого "Анна Каренина"

В 1870 годы Лев Толстой, продолжая учить крестьянских детей, написал роман «Анна Каренина», в котором противопоставил две сюжетные линии: семейную драму Карениных и домашнюю идиллию молодого помещика Левина, с которым отождествлял себя. Роман лишь на первый взгляд казался любовным: классик поднял проблему смысла существования «образованного сословия», противопоставив ему правду мужицкой жизни. «Анну Каренину» высоко оценил .

Перелом в сознании писателя отразился в произведениях, написанных в 1880-ых. Духовное прозрение, меняющее жизнь, занимает центральное место в рассказах и повестях. Появляются «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий» и рассказ «После бала». Классик российской литературы рисует картины социального неравенства, бичует праздность дворян.


В поисках ответа на вопрос о смысле жизни Лев Толстой обратился к Русской православной церкви, но и там не нашел удовлетворения. Писатель пришел к убеждению, что христианская церковь коррумпирована, а под видом религии священники продвигают ложное учение. В 1883 году Лев Николаевич основал издание «Посредник», где изложил духовные убеждения с критикой Русской православной церкви. За это Толстого отлучили от церкви, за писателем наблюдала тайная полиция.

В 1898 году Лев Толстой написал роман «Воскресение», получивший одобрительные рецензии критиков. Но успех произведения уступал «Анне Карениной» и «Войне и миру».

Последние 30 лет жизни Лев Толстой с учением о ненасильственном сопротивлении злу признан духовным и религиозным лидером России.

"Война и мир"

Лев Толстой недолюбливал свой роман «Война и мир», называя эпопею «многословной дребеденью». Произведение классик писал в 1860-х, живя с семьей в Ясной Поляне. Первые две главы, названные «1805 год», напечатал «Русский вестник» в 1865 году. Спустя три года Лев Толстой написал еще три главы и завершил роман, вызвавший бурные споры критиков.


Лев Толстой пишет "Войну и мир"

Черты героев произведения, написанного в годы семейного счастья и душевного подъема, романист взял из жизни. В княжне Марье Болконской узнаваемы черты матери Льва Николаевича, ее склонность к рефлексии, блестящее образование и любовь к искусству. Чертами отца – насмешливость, любовь к чтению и охоте – писатель наградил Николая Ростова.

При написании романа Лев Толстой трудился в архивах, изучал переписку Толстых и Волконских, масонские рукописи, побывал на Бородинском поле. Молодая жена помогала ему, переписывая черновики набело.


Роман читался взахлеб, поразив читателей широтой эпического полотна и тонким психологическим анализом. Лев Толстой характеризовал произведение как попытку «написать историю народа».

По подсчетам литературоведа Льва Аннинского, к концу 1970 годов только за рубежом произведения российского классика экранизировали 40 раз. До 1980-го эпопею «Война и мир» сняли четырежды. Режиссеры Европы, Америки и России сняли 16 фильмов по роману «Анна Каренина», «Воскресение» экранизировано 22 раза.

Впервые «Войну и мир» экранизировал режиссер Петр Чардынин в 1913 году. Более всего известен фильм, снятый советским режиссером в 1965 году.

Личная жизнь

На 18-летней Лев Толстой женился в 1862 году, когда ему исполнилось 34 года. Граф прожил с супругой 48 лет, но жизнь пары трудно назвать безоблачной.

Софья Берс – вторая из трех дочерей врача Московской дворцовой конторы Андрея Берса. Семья жила в столице, но летом отдыхала в тульском имении неподалеку от Ясной Поляны. Впервые Лев Толстой увидел будущую жену ребенком. Софья получила домашнее образование, много читала, разбиралась в искусстве и окончила Московский университет. Дневник, который вела Берс-Толстая, признан образцом мемуарного жанра.


В начале супружеской жизни Лев Толстой, желая, чтобы между ним и женой не было тайн, дал Софье прочитать дневник. Шокированная супруга узнала о бурной молодости мужа, увлечении азартными играми, разгульной жизни и крестьянской девушке Аксинье, ждавшей от Льва Николаевича ребенка.

Первенец Сергей родился в 1863 году. Вначале 1860-х Толстой взялся за написание романа «Война и мир». Софья Андреевна помогала мужу, несмотря на беременность. Всех детей женщина учила и воспитывала дома. Пятеро из 13 детей умерли в младенческом или раннем детском возрасте.


Проблемы в семье начались после окончания работы Льва Толстого над «Анной Карениной». Писатель погрузился в депрессию, выражал недовольство жизнью, которую так старательно обустраивала в семейном гнезде Софья Андреевна. Нравственные метания графа привели к тому, что Лев Николаевич потребовал от родных отказаться от мяса, алкоголя и курения. Толстой заставлял жену и детей одеваться в крестьянскую одежду, которую сам мастерил, и пожелал отдать нажитое имущество крестьянам.

Софья Андреевна приложила немалые усилия, чтобы отговорить мужа от идеи раздать добро. Но произошедшая ссора расколола семью: Лев Толстой ушел из дома. Вернувшись, писатель возложил обязанность переписывать черновики на дочерей.


Смерть последнего ребенка – семилетнего Вани – ненадолго сблизила супругов. Но вскоре взаимные обиды и непонимание отдалили их окончательно. Софья Андреевна находила утешение в музыке. В Москве женщина брала уроки у преподавателя, к которому появились романтические чувства. Их отношения остались дружескими, но граф не простил жене «полуизмены».

Роковая ссора супругов случилась в конце октября 1910 года. Лев Толстой ушел из дома, оставив Софье прощальное письмо. Он написал, что любит ее, но иначе поступить не может.

Смерть

82-летний Лев Толстой в сопровождении личного врача Д. П. Маковицкого покинул Ясную Поляну. В пути писатель заболел и сошел с поезда на железнодорожной станции Астапово. Последние 7 дней жизни Лев Николаевич провел в домике станционного смотрителя. За новостями о состоянии здоровья Толстого следила вся страна.

Дети и жена приехали на станцию Астапово, но Лев Толстой не хотел никого видеть. Не стало классика 7 ноября 1910 года: он умер от воспаления легких. Супруга пережила его на 9 лет. Похоронили Толстого в Ясной Поляне.

Цитаты Льва Толстого

  • Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.
  • Все приходит к тому, кто умеет ждать.
  • Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
  • Всякий пусть метет перед своей дверью. Если каждый будет делать так, вся улица будет чиста.
  • Без любви жить легче. Но без нее нет смысла.
  • У меня нет всего, что я люблю. Но я люблю все, что у меня есть.
  • Мир движется вперед благодаря тем, кто страдает.
  • Величайшие истины - самые простые.
  • Все строят планы, и никто не знает, проживет ли он до вечера.

Библиография

  • 1869 – «Война и мир»
  • 1877 – «Анна Каренина»
  • 1899 – «Воскресение»
  • 1852-1857 – «Детство». «Отрочество». «Юность»
  • 1856 – «Два гусара»
  • 1856 – «Утро помещика»
  • 1863 – «Казаки»
  • 1886 – «Смерть Ивана Ильича»
  • 1903 – «Записки сумасшедшего»
  • 1889 – «Крейцерова соната»
  • 1898 – «Отец Сергий»
  • 1904 – «Хаджи-Мурат»

«Время в Казани проходило весело» - так характеризует светская хроника этот период жизни будущего классика мировой литературы.

Насколько прилежным и любознательным юношей был Лев Толстой, рассказала Стелла Писарева - создатель, первый и почетный директор музея истории КФУ.

Казанский период жизни Л.Н.Толстого - это, прежде всего, Казанский университет, возглавляемый великим Н.И.Лобачевским, это выдающиеся ученые - математики, химики, медики, востоковеды, юристы, прославившие Россию как своими исследованиями и открытиями, так и своими демократическими взглядами.

Казанский период жизни Льва Толстого - период становления личности, формирования мировоззрения великого писателя, философа, гуманиста - нашел свое яркое отражение в его творчестве (автобиографические повести «Отрочество» и «Юность», рассказы «После бала», «Исповедь», «Утро помещика», «Казаки» и др.).

Связи Толстых с Казанью возникли в середине XVIII столетия. Прадед Льва Николаевича граф Андрей Иванович Толстой в 1754 — 1759 гг. служил секунд-майором в Казанском гарнизоне, дед его граф Илья Андреевич пять лет (1815 — 1820 гг.) был казанским губернатором и похоронен на кладбище Кизического монастыря. В Казани жила его младшая дочь Пелагея Ильинична, выданная замуж за казанского помещика Владимира Ивановича Юшкова. В 1841 г. П.И.Юшкова, взяв на себя роль опекунши своих несовершеннолетних племянников (совершеннолетним был только старший — Николай) и племянницы, привезла их в Казань.

Поселились Толстые в доме И.К.Горталова на Поперечно-Казанской улице (ул. Япеева, д. 15), заняв нижний этаж и мезонин (верхний этаж занимали хозяева). В этом доме братья Толстые прожили большую часть своей казанской жизни - 1841-1845 гг. «Мы жили в доме Горталова против острога», - вспоминал позднее писатель.

Старший брат Николай, студент Московского университета, в 1841 году перевелся на 2-й курс математического отделения философского факультета Казанского университета. В 1843 г. на это же отделение поступили Сергей и Дмитрий. Мария была определена в Родионовский институт благородных девиц.

Лев выбрал разряд восточной словесности философского факультета. С 29 мая по 5 июня 1844 г. вместе с учениками I и II гимназий он подвергался испытаниям. Получив положительные оценки «4» по закону божьему, алгебре, русской словесности, английскому языку, «5+» по французскому и «5» по турецко-татарскому, он провалился по истории и географии. Пересдав с разрешения ректора эти предметы, 3 октября 1844 г. Л.Толстой был зачислен студентом Императорского Казанского университета. Однако изучение восточных языков не увлекало Толстого.

В первые же годы студенчества Л.Толстой вошел в казанское светское общество, жизнь которого отличалась множеством всяких развлечений. «Весело проходит зима в Казани. Бал за балом, маскарад за маскарадом» , - сообщала газета «Казанские губернские ведомости» в №5 за 1844 г. Родовитый молодой человек был везде желанным гостем. (Н.П.Загоскин).

Родовитый молодой человек был везде желанным гостем. «Казанские старожилы помнят его на всех балах, вечерах и великосветских собраниях, всюду приглашаемым, всюду танцующим» (Н.П.Загоскин).

Граф Л.Толстой бывает в доме попечителя Казанского учебного округа М.Н.Мусина-Пушкина, в усадьбе казанского военного губернатора И.А.Боратынского.

Веселая светская жизнь мешала сосредоточиться на учебе. По итогам полугодичных испытаний 1844-1845 гг. Толстой не допускается к переводным экзаменам. 25 августа 1845 г. он подает прошение проректору К.К.Фойгту о переводе его на юридический факультет.

На 1 курсе юридического факультета Толстой стал серьезно заниматься, посещал лекции Д.И.Мейера, А.Г.Станиславского, Е.Г.Осокина, собеседования, которые проводил по уголовному праву профессор Г.Л.Фогель. Тем не менее, на экзаменах по уголовному праву у Фогеля и по истории гражданского права у Мейера он получает «2» (проходной балл) и за «успехи» и за «прилежание». После экзамена Д.И.Мейер в разговоре со студентом П.П.Пекарским о Толстом заметил: «У него нет охоты серьезно заниматься, а это жаль: у него такие умные глаза, что я убежден, что при доброй воле и самостоятельности он мог бы сделаться замечательным человеком» .

Сверх факультетских предметов Д.И.Мейер дал студенту Толстому задание сравнить «Наказ» Екатерины II и «Дух законов» Монтескье. Задание Мейера не только увлекло Л.Толстого и привело к глубоким размышлениям об устройстве государственной жизни, о правовых нормах и т.п., но и сыграло значительную роль в его дальнейшей судьбе. Эта работа нашла отражение в его Дневнике: «Работа с «Наказом» и «Esprit des lois» Montesguieu открыла мне новую область умственного самостоятельного труда, а университет со своими требованиями не только не содействовал такой работе, но мешал ей» .

12 апреля 1847 г. Л.Н.Толстой подает прошение на имя ректора И.М.Симонова об исключении его из числа студентов «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам» и 23 апреля покидает Казань. Л.Н.Толстой бывал в Казани и позднее: в 1851 г., направляясь на военную службу на Кавказ, он неделю провел в Казани, а в 60-70-х годах - во время стоянок парохода, когда совершал поездки в Самарскую губернию.

В 1908 году общественность России отмечала 80-летний юбилей великого писателя. Л.Н.Толстой был избран Почетным Членом Императорского Казанского университета, и по решению Совета его портрет был установлен в Актовом зале. «Духовная и общественная связь графа Л.Н.Толстого с Казанью и его … великие литературные произведения дают ему право на звание Почетного члена Императорского Казанского университета» (из представления историко-филологического факультета в Совет университета).

Скорбная весть о смерти Л.Н.Толстого, наступившей 7 ноября 1910 года, глубокой болью отозвалась в сердцах многих казанцев. Первыми откликнулись студенты университета. На сходке, состоявшейся в этот день, была принята резолюция: 8 ноября объявить Днем траура, запретить посещение увеселительных мест, просить администрацию городского театра отменить спектакль, закрыть кинематограф. На сходке была избрана делегация от казанского студенчества для участия в похоронах писателя.

Нет такого человека, который бы не читал художественных произведений Льва Николаевича Толстого. Школьник заканчивает изучение букваря чтением коротеньких рассказов Льва Николаевича и далее не расстается с великим знатоком человеческой души и непревзойденным мастером слова в течение всех школьных лет. Не все, однако, знают, что Лев Николаевич Толстой является также замечательным учителем и воспитателем детей, великим педагогом .

Школа Толстого в Ясной поляне

Вопросы воспитания волновали великого писателя на протяжении всей его долгой жизни. Делу воспитания детей он отдавался с такой же страстностью, с какой творил свои художественные произведения.

По возвращении из университета в Ясную Поляну Лев Николаевич занимается с крестьянскими детьми в Яснополянской школе . Будучи офицером и принимая участие в боевых операциях на Кавказе, Л. Н. Толстой пишет «Детство» и «Отрочество» - произведения одновременно поэтические, психологические и педагогические. По окончании Крымской войны, в которой Л. Н. Толстой проявил себя пламенным патриотом и мужественным защитником Севастополя на самых опасных участках, - он наряду с другими художественными произведениями пишет повесть «Юность» и тем заканчивает трилогию, посвященную становлению человеческой личности.

К тридцатилетнему возрасту Лев Николаевич Толстой стал общепризнанным, знаменитым писателем. Перед ним открылось широкое и благодарное поле литературной деятельности и славы. Но его волнуют трудные вопросы воспитания народа. Он возвращается в Ясную Поляну и решает целиком отдаться делу воспитания и обучения детей. В одном из его писем этого времени (1860 г.) читаем: «Любителям антиков, к которым я принадлежу, никто не мешает читать серьезные стихи и повести и серьезно толковать о них. Другое теперь нужно. Не нам нужно учиться, а нам нужно Марфутку и Тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем».

Работая в Яснополянской школе и наблюдая работу учителей других немногих школ для крестьянских детей, Лев Николаевич убеждается в полной непригодности установившихся методов воспитания и обучения. Чтение педагогической литературы не дало ответов на волнующие его вопросы. В 1860 году Лев Николаевич едет за границу, изучает воспитательные учреждения Германии, Италии, Франции, Бельгии, Англии. Но и здесь ни теория, ни практика воспитания и обучения детей не удовлетворили великого чадолюбца. Вот выдержка из его дневника: «Был в школе. Ужасно. Молитвы за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети».

Педагогическая деятельность, система Л. Н. Толстого

По возвращении из-за границы Лев Николаевич превращает свою Яснополянскую школу в своего рода педагогическую лабораторию по выработке новой системы воспитания и обучения . Одновременно в качестве мирового посредника Крапивенского уезда Тульской губернии учреждает ряд новых школ для крестьянских детей. Для освещения своего опыта и опыта работавших под его руководством учителей издает педагогический журнал «Ясная Поляна». Постановка воспитания и обучения в Яснополянской школе была отрицанием всех устоев феодально-бюрократической педагогики, ревностно охраняемых правительством крепостников. Вместо муштры, палочной дисциплины и зубрежки- внимательное человечное отношение к детям, дружная и свободная жизнь ребенка в школьном коллективе, сознательное изучение элементов науки. Детей не принуждали учиться, а они приходили в школу с рассветом и уходили из нее поздно вечером. Детей не наказывали, не били, а они добровольно подчинялись требованиям учителя, признавали его авторитет и вели себя примерно.

Дух свободы витал над Яснополянской школой. Это не могло не беспокоить чиновников крепостнического правительства. Летом 1862 года в отсутствие Льва Николаевича Толстого был произведен обыск в «крамольной» школе. Искали тайную типографию и нелегальную литературу. И хотя ничего крамольного не было найдено, Лев Николаевич принужден был оставить работу в своей школе и прекратить издание журнала «Ясная Поляна». И тем не менее трехлетний опыт Яснополянской школы и статьи Толстого в журнале «Ясная Поляна» произвели на передовых русских людей огромное впечатление. Была показана новая школа на практике. Была доказана возможность осуществления разумной, подлинно человечной системы воспитания и образования детей.

Работая ряд лет над эпопеей «Война и мир», Толстой не переставал думать о детях, их воспитании, о школьной работе. В письме к А. А. Толстой в 1865 году он пишет: «Я все много думаю о воспитании, жду с нетерпением времени, когда начну учить своих детей, собираюсь тогда открыть новую школу и собираюсь написать резюме всего того что я знаю о воспитании и чего никто не знает, или с чем никто не согласен». Закончив роман «Война и мир», Л. Н. Толстой вновь всю свою кипучую энергию направляет на решение больших теоретических и практических вопросов воспитания детей. Он пишет «Азбуку» в четырех книгах, в которой по существу даны материалы по всем предметам начальной школы,- от алфавита до художественных рассказов, статей по естествознанию и материалов по арифметике. Какое значение придавал Л. Н. Толстой своей работе над «Азбукой», можно судить по следующей выдержке из одного его письма к А. А. Толстой: «Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее и что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть».

Закончив работу над «Азбукой», Л. Н. Толстой вновь принимается за решение той же задачи: он пишет «Новую азбуку» в одной книжке, а вслед за тем - «Книги для чтения».

Как истинный ученый, Лев Николаевич Толстой не доверял своему педагогическому чутью и своему знанию детей. Все свои учебники для школы он лично сам и через посредство учителей и членов своей семьи проверял в школах.

Живя в Москве, Лев Николаевич посещал школы и даже пытался получить место учителя в одной из начальных школ. Однако Министерство народного просвещения не сочло возможным доверить ему обучение детей.

Интерес к школе и детям Лев Николаевич Толстой донес до самой своей смерти. Незадолго до смерти он провел беседу с детьми Яснополянской школы по поводу розданного им журнала «Солнышко».

Чем можно объяснить глубокий интерес величайшего из писателей к вопросам воспитания детей народа? На этот вопрос отвечает сам Лев Николаевич. Он пишет: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. Ах, батюшки! Как бы вытащить! И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех, тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе». Л. Н. Толстой был пламенным патриотом своей Родины. Он видел могущество и славу своей Родины в развитии творческих сил народа. На каждом шагу он убеждался, что господство помещиков и идущих им на смену капиталистов не только материально разоряет народ, трудящихся, но и держит его в темноте, невежестве. Завладев всеми благами культуры и технического прогресса, помещики и капиталисты с помощью этой культуры и этого прогресса еще более закабаляют народ и грабят его, обрекают трудящихся на нищету и моральное одичание. В просвещении народа он видел важнейшее средство возрождения своей Родины.

Вклад Льва Толстого в педагогику

Интересующиеся вопросами воспитания, найдут в педагогических сочинениях Л. Н. Толстого очень много свежих, правильных идей и мыслей . Читать Толстого - истинное наслаждение, несмотря на противоречивость многих его утверждений и парадоксов. В каждой его строчке вы чувствуете живую мысль, зоркий глаз, великую любовь к человеку и великую веру в него. Перед вами встают живые, умные, жизнерадостные, способные на творчество и великие труды, морально чистые крестьянские дети.

«Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят?» - так озаглавливает Л. Н. Толстой одну из замечательнейших своих статей. В этой статье он подробно описывает проведенные им уроки сочинения рассказов в Яснополянской школе. После многих неудачных методических приемов, подтверждавших неспособность детей к самостоятельной творческой работе, Лев Николаевич предложил детям написать рассказ на пословицу: «Ложкой кормит, стеблем глаза колет». Сперва ребята не приняли предложение учителя.

«- Да ее как напишешь?- сказал Федька, и все другие, насторожившие было уши, вдруг отшатнулись, убедившись, что это дело не по их силам, и принялись за свои прежде начатые работы.
- Ты сам пиши,- сказал мне кто-то.
Все были заняты своим делом; я взял перо и чернильницу и стал писать.
- Ну,- сказал я,- кто лучше напишет,- и я с вами».

Так необычно начался урок. Дети заинтересовались. Первая страница сочинения Льва Николаевича была ими забракована. Началось коллективное творчество. Увлечение, энтузиазм были необычными. «Мы работали,- пишет Лев Николаевич,- с 7 до 11 часов; они не чувствовали ни голода, ни усталости и еще рассердились на меня, когда я перестал писать; взялись сами писать по переменкам…»

Дети проявили не только свой интерес к «сочинительству», но и большое художественное чутье, верность и меткость глаза, глубину переживаний, чистоту нравственных определений и чувств. Лев Николаевич был потрясен своим открытием. «Мне и страшно, и радостно было, как искателю клада, который бы увидал цвет папоротника: радостно было потому, что вдруг, совершенно неожиданно, открылся мне тот философский камень, который я тщетно искал два года,- искусство учить выражению мыслей; страшно потому, что это искусство вызывало новые требования, целый мир желаний, не соответственный среде, в которой жили ученики, как мне казалось в первую минуту. Ошибиться нельзя было. Это была не случайность, а сознательнее творчество».

За первой удачей последовали другие, еще более блестящие успехи. Вся современная Л. Н. Толстому педагогика и представить не могла, чтобы одиннадцатилетние крестьянские ребята могли сочинять повести, а Толстой печатал рассказы и повести, сочиненные яснополянскими учениками, как образцы подлинного искусства. Литературные критики могли лишь восхищаться и недоумевать.

В педагогике был совершен переворот. Л. Н. Толстой открыл педагогике ребенка. Он неопровержимо доказал всему миру, что ребенок, если ему предоставлена возможность творчества, если ему верят, если с ним обходятся по-человечески, если ему помогают, а не понукают и не начиняют всякой непонятной ему всячиной, проявляет ум, настойчивость и способен подняться до подлинного художественного творчества.

Лев Николаевич Толстой не смог научно объяснить своего педагогического открытия, будучи в плену идеализма. Идеал воспитания, по его словам, находится не впереди, а позади нас, так как ребенок родится на свет совершенным в смысле гармонии в отношении правды, красоты и добра.

Немало критиков посмеялось над порядками Яснополянской школы, в которой не было ни строго устава, ни строго установленного режима, ни строго установленных программ, где каждый учился тому, что было для него интересно. Но сквозь весь этот внешний беспорядок всякий внимательный педагог видит великую силу Яснополянской школы Толстого. Дети в ней учились со всей энергией и даже страстью. Это потому, что в этой школе детей уважали, о них заботились, интересы их изучали и старались учить интересно.

Учение есть серьезный и часто тяжелый труд. Толстой доказал, что это - увлекательный труд, если только учитель найдет должный предмет, будет учить тому, что надо для жизни и применит соответствующие детской природе и детским интересам методы. Умейте открыть душу ребенка, дайте пищу его уму, дайте направление его неиссякаемой энергии, и он будет прилежен, старателен, трудолюбив. При интересном преподавании и правильной организации ученик без страха и без палки усвоит в тысячу раз больше, чем при принудительном преподавании.

Из журнала «Семья и школа» о вкладе Льва Толстого в педагогику, 1960 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Где учился Лев Николаевич Толстой? и получил лучший ответ

Ответ от Зульфия Усманова[новичек]
Образование Толстого шло сначала под руководством грубоватого гувернёра-француза Сен-Тома (M-r Жером из «Отрочества») , заменившего собою добродушного немца Ресельмана, которого с такою любовью изобразил Толстой в «Детстве» под именем Карла Ивановича.
В 15 лет, в 1843 году, Толстой вслед за братом Дмитрием поступил в число студентов Казанского университета, одного из лидирующих университетов того времени, где профессорствовали на математическом факультете знаменитый Лобачевский, а на Восточном - Ковалевский. До 1847 года он готовился здесь к поступлению на единственный в России того времени Восточный факультет по разряду арабско-турецкой словесности. На вступительных экзаменах он, в частности, показал отличные результаты по обязательному для поступления «турецко-татарскому языку» .
Из-за конфликта его домашних с преподавателем российской истории и немецкого, неким Ивановым, Лев Толстой по результатам года имел неуспеваемость по соответствующим предметам и должен был заново пройти программу первого курса. Во избежание полного повторения курса он перешёл на юридический факультет, где его проблемы с оценками по российской истории и немецкому продолжались.
Источник:

Ответ от Анастасия Кожухова [эксперт]
В 1844 году Лев Николаевич поступил учиться в Казанский университет, на философский факультет по разряду восточной словесности. Вскоре, через год он перевелся на юридический факультет. Не закончив университет Лев Николаевич решил уехать из Казани вместе с братьями, которые к этому времени уже закончили учёбу.


Ответ от Џрослав Вилкин [новичек]
название университета не указали


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Где учился Лев Николаевич Толстой?

Толстой. Киньте пожалуйста хронологию жизни Л. Н. Толстого! Желательно краткую. Или хотя бы очень краткую биографию
Толстой Лев Николаевич (28 августа 1828 года, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - 7 ноября





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта