Главная » Мода » Какие оперы написал беллини. Беллини – непревзойденный мастер бельканто Винченцо беллини музыкальные произведения

Какие оперы написал беллини. Беллини – непревзойденный мастер бельканто Винченцо беллини музыкальные произведения

Итальянская опера после Россини: творчество Беллини и Доницетти

В период между последними операми Россини и первыми зна­чительными произведениями Верди Италия выдвинула двух опер­ных композиторов, завоевавших мировую известность: Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти. В исторической перспективе их произведения не выдерживают сравнения ни с музыкой их велико­го предшественника, ни с творчеством гениального потомка. В опе­рах Беллини и Доницетти не было блеска, искрящейся жизнерадостности и простоты Россини. Эти композиторы не обладали и его исключительным мелодическим даром. Искусство ряда гениальных музыкантов второй половины века (Вагнера, Верди, Чайковского, Мусоргского) полностью затмило достижения Беллини и Доницет­ти в оперном театре. Но в свое время эти композиторы были очень известны. С ними связан и тот замечательный расцвет вокального исполнительства (представленный именами Малибран, Паста, Пат­ти, Гризи, Рубини, Лаблаш, Тамбурини), который так характерен для европейской культуры середины прошлого столетия.

В то же время эти два современника резко отличаются друг от друга художественной направленностью творчества.

Более оригинален и последователен Беллини. Его лучшие произведения отразили, подобно операм Россини, патриотиче­ский подъем национально-освободительного движения в Ита­лии. Следуя за парижской оперой Россини - «Вильгельмом Теллем», Беллини развил романтические элементы в итальянской муыке.

Винченцо Беллини родился в Сицилии 1 ноября 1801 года в семье потомственных музыкантов. Образование он получил в Неа­политанской консерватории. Начало его композиторской деятельно­сти совпало с кульминацией успеха Россини. Из одиннадцати опер, сочиненных Беллини, наиболее значительные («Капулетти и Монтекки», 1830, «Сомнамбула» и «Норма» - обе 1831 года - и «Пу­ритане», 1835) были созданы после россиниевского «Вильгельма Телля» и под его явным воздействием. Плодотворное влияние этой народно-поэтической оперы особенно ощутимо в последних произ­ведениях Беллини - «Норме» и «Пуританах».

В драматургии Беллини ясно вырисовываются две тесно пе­реплетающиеся линии.

Одна из них продолжает героику «Вильгельма Телля». Постановки опер Беллини в Италии часто сопровождались бур­ными патриотическими демонстрациями. Зрители усматривали в них актуальный политический смысл, и это немало способствовало их успеху. Так, в «Норме» сквозь мелодраму отчетливо вырисовы­вается тема восстания угнетенного галльского племени друидов. В «Пуританах» действие развертывается на фоне гражданской борь­бы между демократически настроенными пуританами и приверженцами монархии. Подобных патриотических сюжетов было бы достаточно, чтобы воспламенить революционно настроенную ита­льянскую публику. Однако и музыка опер Беллини отличалась романтической приподнятостью, пафосом. Композитор нашел свои самобытные интонации, соответствующие эмоциональному содер­жанию героических сцен. Массовые хоровые сцены воинственного характера поданы в его операх в декламационной манере, свойст­венной итальянским освободительным песням. Маршевые ритмы, острые пунктирные обороты часто придают его музыке суровый, волевой характер. Таковы, например, воинственный хор из третьего действия оперы «Норма», сцена призыва к восстанию и другие:

Но в творчестве Беллини есть и другая сторона, которая осо­бенно пленяла современников. Это изящный лиризм, романтиче­ская мечтательность.

Лиризм Беллини выражается преимущественно в мелодическом своеобразии его музыки. Несомненно, истоки его лежат в народ­ных итальянских песнях. И все же в нежности, меланхоличности, элегичности беллиниевских мелодий есть нечто новое. На близость интонационного склада оперных арий Беллини и многих фортепи­анных тем Шопена неоднократно обращалось внимание. В самом деле, их роднит не только характер лирической грусти, но и многие общие выразительные приемы. Характерна здесь широкая кан­тилена, противопоставляемая отдаленному гармоническому фону. Таковы, например, романс Джульетты из оперы «Капулетти и Монтекки»; знаменитая молитва «Casta diva» из «Нормы»:

Вокальный стиль Беллини отличается исключительной плавно­стью, гибкостью; фиоритуры органически включены в мелодиче­скую ткань.

В последнем произведении Беллини, написанном для Театра итальянской оперы в Париже («Пуритане»), заметно разнообра­зие музыкально-драматургических приемов. Здесь встречаются раз­витые оркестровые эпизоды, овеянные романтическим колоритом, большие хоровые сцены, подвижные и драматичные речитативы. Беллини стремился насытить итальянскую оперу большим дра­матизмом. Однако творческое развитие композитора было неожи­данно прервано его ранней кончиной. Он умер в расцвете своего таланта 23 сентября 1835 года в Париже.

После смерти Беллини, совпавшей с полным отходом Росси­ни от оперной деятельности, на итальянской сцене в продолжение почти двух десятилетий царствовал Гаэтано Доницетти (1797- 1848). Это был весьма плодовитый композитор, автор шестидесяти пяти опер различных жанров.

Творчество Доницетти пользовалось широкой популярностью. Его оперы отличались острой занимательностью, исключительной легкостью мелодики, доступностью и изяществом. Многообразие и эффективность театральных приемов, блестящая вокальная вирту­озность привлекали к ним публику из многих стран Европы.

К наиболее популярным произведениям Доницетти относятся: «Лючия ди Ламмермур» (1835) - лирико-романтическая, а по существу мелодраматическая опера; «Фаворитка» (1840) - драматическое произведение в жанре большой французской оперы; «Дон Паскуале» (1843) - блестящая итальянская opera buffa; «Дочь полка» (1840) - французская комическая опера; «Линда ди Шамуни» (1842), написанная для Вены. Доницетти с одинако­вой свободой овладевал различными национальными стилями разными жанрами.

Вместе с тем его творчество отличалось не только разнообоазием, но и стилистической пестротой. Находясь под сильным влияни­ем Россини и Беллини, Доницетти преувеличивал развлекательные черты музыки одного и мелодраматический характер опер другого Вокальная фиоритура, использованная обоими его предшественни­ками с большим чувством меры, переходила у Доницетти в вирту­озные излишества. Изящная мелодика его опер не имеет россиниевского блеска и силы, лирического обаяния Беллини. Многие об­разы трафаретны. Против идейной «легковесности» произведений Доницетти, присущего им характера бездумного наслаждения бо­ролись передовые художники Европы, стремившиеся к созданию национальных оперных школ.

БЕЛЛИНИ Винченцо

(3 XI 1801, Катания, Сицилия - 23 IX 1835, Пюто, близ Парижа)

Он богат чувством печали, чувством индивидуальным, ему одному присущим!

Дж. Верди

Итальянский композитор В. Беллини вошел в историю музыкальной культуры как выдающийся мастер бельканто, что в переводе с итальянского означает прекрасное пение. На обороте одной из золотых медалей, выпущенных еще при жизни композитора в его честь, краткая надпись гласила: "Творец итальянских мелодий". Его славу не мог затмить даже гений Дж. Россини. Необыкновенный мелодический дар, которым обладал Беллини, позволил ему создать самобытные и исполненные сокровенного лиризма интонации, способные воздействовать на самый широкий круг слушателей. Музыку Беллини, несмотря на отсутствие в ней всестороннего мастерства, любили П. Чайковский и М. Глинка, Ф. Шопен и Ф. Лист создали ряд произведений на темы из опер итальянского композитора. В его произведениях блистали такие выдающиеся певцы XIX в., как П. Виардо, сестры Гризи, М. Малибран, Дж. Паста, Дж. Рубини А. Тамбурини и др. Беллини родился в семье музыкантов. Музыкальное образование он получил в неаполитанской консерватории Сан-Себастьяно. Ученик известного тогда композитора Н. Цингарелли, Беллини очень скоро начал искать свой путь в искусстве. И его короткая, всего лишь десятилетняя (1825-35) композиторская деятельность стала особой страницей в итальянской опере.

В отличие от прочих итальянских композиторов Беллини был совершенно равнодушен к опере-buffa, этому излюбленному национальному жанру. Уже в первом произведении - опере "Адельсон и Сальвини" (1825), с которым он дебютировал в консерваторском театре Неаполя, ярко проявилось лирическое дарование композитора. Имя Беллини приобрело широкую известность после постановки оперы "Бианка и Фернандо" неаполитанским театром Сан-Карло (1826). Затем с огромным успехом в миланском театре Ла Скала проходят премьеры опер "Пират" (1827) и "Чужестранка" (1829). С восторгом встречает публика спектакль "Капулети и Монтекки" (1830), впервые поставленный на сцене венецианского театра Фениче. В этих произведениях нашли горячее и искреннее выражение патриотические идеи, созвучные новой волне национально-освободительного движения, начавшейся в Италии в 30-е гг. прошлого века. Поэтому многие премьеры опер Беллини сопровождались патриотическими манифестациями, а мелодии из его произведений напевали на улицах итальянских городов не только завсегдатаи театров, но и мастеровые, рабочие, дети.

Слава композитора еще больше упрочилась после создания опер "Сомнамбула" (1831) и "Норма" (1831), она выходит за пределы Италии. В 1833 г. состоялась поездка композитора в Лондон, где он с успехом дирижировал своими операми. Впечатление, производимое его сочинениями на И. В. Гёте, Ф. Шопена, Н. Станкевича, Т. Грановского, Т. Шевченко, свидетельствует об их значительном месте в европейском искусстве XIX столетия.

Незадолго до смерти Беллини переехал в Париж (1834). Там для Итальянского оперного театра он создал свое последнее произведение - оперу "Пуритане" (1835), о премьере которой дал блестящий отзыв Россини.

По количеству созданных опер Беллини уступает Россини и Г. Доницетти - перу композитора принадлежит 11 музыкально-сценических произведений. Он работал не так легко и быстро, как его прославленные соотечественники. Во многом это было связано с методом работы Беллиня, о котором он рассказывает в одном из своих писем. Вчитывание в либретто, проникновение в психологию персонажей, актерское перевоплощение в характер, поиск речевого, а затем музыкального выражения чувств - таков путь, начертанный композитором.

В создании романтической музыкальной драмы подлинным единомышленником Беллини оказался поэт Ф. Романи, ставший его постоянным либреттистом. В содружестве с ним композитор добивался естественности воплощения речевых интонаций. Беллини великолепно знал специфику человеческого голоса. Вокальные партии его опер чрезвычайно естественны и удобны для пения. Они наполнены широтой дыхания, непрерывностью мелодического развития. В них отсутствуют излишние украшения, ибо смысл вокальной музыки композитор видел не в виртуозных эффектах, но в передаче живых человеческих эмоций. Считая своей главной задачей создание прекрасных мелодий и выразительного речитатива, Беллини не придавал большого значения оркестровому колориту и симфоническому развитию. Однако, несмотря на это, композитор сумел поднять итальянскую лирико-драматическую оперу на новый художественный уровень, во многом предвосхитив достижения Дж. Верди и итальянских веристов. В фойе миланского театра Ла Скала стоит мраморная фигура Беллини, на его родине, в Катании, оперный театр носит имя композитора. Но главный памятник себе создал сам композитор - им стали его чудесные оперы, которые и по сей день не сходят со сцен многих музыкальных театров мира.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Смотреть что такое "БЕЛЛИНИ Винченцо" в других словарях:

    ВИНЧЕНЦО БЕЛЛИНИ (Bellini, Vincenzo) (1801 1835), итальянский композитор, автор прославленной оперы Норма. Родился 3 ноября 1801 в Катанье на острове Сицилия. Отец Беллини, церковный органист, стал первым его учителем, а один из местных дворян,… … Энциклопедия Кольера

    У этого термина существуют и другие значения, см. Беллини. Винченцо Беллини Vincenzo Bellini … Википедия

    - (Bellini) (1801 1835), итальянский композитор. Представитель романтического направления, способствовал развитию искусства бельканто. Оперы «Сомнамбула», «Норма» (обе 1831), «Пуритане» (1835) и др. * * * БЕЛЛИНИ Винченцо БЕЛЛИНИ (Bellini) Винченцо … Энциклопедический словарь

    Беллини (Bellini) Винченцо (3.11.1801, Катания, Сицилия, ‒ 23.9.1835, Пюто, близ Парижа), итальянский композитор. Происходил из семьи музыкантов (отец ‒ дирижёр, дед ‒ органист и композитор). Учился в Неаполитанской консерватории. Написал 11 опер … Большая советская энциклопедия

    - (Bellini) итальянский оперный композитор, род. в г. Катании (в Сицилии) 3 ноября 1802 г., музыкальное образование получил в Неаполитанской консерватории. Успех его оперы Bianca e Fernando , данной в 1826 г. в театре Сан Карло в Неаполе, открыл… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - … Википедия

    Надгробие Беллини на кадбище Пер Лашез в Париже Винченцо Беллини (итал. Vincenzo Bellini; 3 ноября 1801, Катания, Сицилия 23 сентября 1835 … Википедия

    - (Винченцо Bellini) итальянский оперный композитор, род. в.Катании в Сицилии) 3 ноября 1802 г., музыкальное образование получил внеаполитанской консерватории. Успех его оперы Bianca е Fernando ,данной в 1826 г. в театре Сан Карло в Неаполе,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Фамилию Беллини (итал. Bellini) носили несколько венецианских художников эпохи Возрождения: Беллини, Якопо (ок. 1400 1470). Беллини, Джентиле (ок. 1429 1507). Беллини, Джованни (ок. 1430 1516). Другие известные персоналии: Беллини, Винченцо… … Википедия

    - (1801 35) итальянский композитор. Представитель романтического направления, способствовал развитию искусства бельканто. Оперы Сомнамбула, Норма (обе 1831), Пуритане (1835) и др … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Камерно-вокальные произведения для голоса и фортепиано. Ноты , Беллини Винченцо. Винченцо Беллини (1801 1835) итальянский композитор, автор 11 опер. Несмотря на свою непродолжительную жизнь, Беллини оставил после себя потрясающие вокальные сочинения. Пятнадцать романсов и…

Винченцо Беллини

За карьеру композитора, более короткую чем у Моцарта, Винченцо Беллини дал миру несколько самых знаменитых оперных арий.

Ведущие сопрано всего мира с удовольствием исполняют его арии с стиле бельканто, вершиной которых является ария Нормы «Casta diva».

Игре на фортепиано Беллини начал обучаться в 5 лет

Винченцо Беллини родился 3 ноября 1801 года в сицилийском городе Катания. Его дедушка, Винченцо Тобия Беллини, был нанят местным дворянином в качестве композитора и органиста. Отец также был композитором.

Некоторые биографические документы описывают чуть ли не врожденный дар малолетнего Беллини: якобы он мог спеть арию в 18 месяцев. Скорее всего эти данные сильно преувеличены вследствие посмертной романтизации жизни композитора. Вполне вероятно, что он начал обучаться в 5 лет, и безусловно являлся талантливым учеником.

Первым преподавателем музыки для Винченцо стал дедушка. Успешность этого образования подтверждена церковным гимном «Tantum ergo», написанным Беллини в семь лет. В подростковом возрасте Винченцо вызвал ажиотаж в Катании. Родной город в конечном счете наградил его четырехлетней стипендией, чтобы он мог учиться в Неаполе в Real Collegio di Musica (ныне - Консерватория).

По прибытии в консерваторию в 1819 году Беллини был зачислен в первые классы, но через формальное прошение его перевели на год старше. А в январе 1820 года он успешно сдал экзамены по теории музыки и стал получать ежегодную стипендию, таким образом освободив средства, выделенные городом, и направив их на поддержку семьи. Достижения Винченцо становились все более значимыми. За время студенчества он завоевал уважение своих учителей, даже несмотря на то, что на пару со своим другом Франческо Флоримо получил выговор за участие в движении карбонариев – тайном обществе, подстрекавшем революцию 1820 года.

Юношеские впечатления Беллини от оперы

В январе 1824 года, после сдачи экзаменов, Винченцо был удостоен звания прима Маэстрино – должности, необходимой для получения права преподавания младшими курсами. Это позволило ему получить отдельную комнату для проживания, а также бесплатно посещать оперу по четвергам и воскресеньям. Так и состоялось знакомство Беллини с оперой «Семирамида».

После окончания консерватории Беллини сразу заработал контракт с королевским театром

Вайншток писал, что, возвращаясь со спектакля, Беллини был необычайно молчалив, а затем вдруг воскликнул: «Вы знаете, что я думаю? После Семирамиды нам бесполезно даже пытаться чего-либо добиться»

Можно считать, что это впечатление стало и своеобразным вызовом, подтолкнувшим Винченцо к работе над собственной оперой. После церемонии вручения дипломов в 1825 году Беллини закончил свою самую успешную студенческую работу – «Адельсон и Сальвини». Опера была основана на французском романе Франсуа Арно. Постановка, реализованная студентами в небольшом театре консерватории, вызвала восторг у публики, и продолжала ставиться каждое воскресенье в течение года. Этот успех принес, в свою очередь, контракт на написание оперы для королевского театра.

Начало творческого пути. Первые оперы Беллини


Опера Беллини «Бьянка и Гернандо»

Для нового произведения Беллини выбрал в качестве либреттиста молодого писателя Доменико Гилардони, который подготовил свое первое либретто «Бьянка и Фернандо». Но так как наследника престола звали Фердинанд, название пришлось сменить на «Бьянка и Гернандо». Премьера состоялась в театре Сан-Карло 30 мая 1826 года и прошла настолько успешно, что сам король нарушил обычай - никаких аплодисментов в зале в присутствии членов королевской семьи.

Через девять месяцев Доменико Барбайя, будучи распорядителем королевских театров, предложил Винченцо новый заказ на оперу для Ла Скала. Беллини провел с 1827 по 1833 годы в Милане, не занимая никакой должности в оперной компании, живя за счет дохода от своих композиций, за которые он получал несколько больше обычных сборов.

Для первого миланского проекта был назначен либреттист Феличе Романи, который стал для Беллини творческим партнером, обеспечив композитора либретто для всех последующих опер. Первое совместное произведение получило название «Пират».

Винченцо понравилось либретто, когда он понял, что история «представила несколько страстных и драматичных ситуаций …, что такие романтичные персонажи были в новинку для оперной сцены».

С другой стороны, Романи, известный своим пренебрежением к композиторам, так же проникся уважением к Беллини и даже шел ему на встречу, внося правки в свою работу.

За четыре года, проведенных в Северной Италии, соавторы создали четыре великих шедевра:

  • «Пират»
  • «Капулетти и Монтекки»
  • «Сомнамбула»
  • «Норма»
  • а также несколько других удачных работ.

Так в 1929 году состоялась премьера второй оперы для Ла Скала – «La straniera». Внимание критиков привлек уникальный стиль Беллини, а именно использование ариозо в местах, где обычно ожидается речитатив. Такой творческий выбор сделал композитора изобретателем нового оригинального голоса в мире оперы. Признание и успех обеспечили вход Винченцо Беллини в миланское общество, где он приобрел многочисленных друзей и покровителей.
В 1929 году состоялась премьера второй оперы для Ла Скала – «La straniera»

Работу над следующей оперой Беллини начал еще до премьеры «La straniera». Тем не менее заказ был срочный, и времени не хватало, много его было потрачено на споры по сюжету. В конечном счете выбор пал на «Заира» Вольтера, а сам продукт был соединен довольно поспешно. Эти проблемы, а также осведомленность общественности о них, привели к плохому приему оперы. Но неудача не остановила Беллини, а даже косвенно способствовала последовавшему успеху.
Опера «Капулетти и Монтекки»

Во время пребывания композитора в Венеции в 1830 году, где он адаптировал «Пирата» для певицы Джудитты Гризи, его попросили предоставить театру замену сорвавшейся опере.

За месяц Беллини, на основании уже существовавшего либретто, сочинил новую музыку, использовав часть переработанного материала «Заиры».

Новая опера «Капулетти и Монтекки» (на основе свободной интерпретации Шекспира) была тепло встречена в Венеции.

Жизненные перипетии Винченцо Беллини

Винченцо вернулся в Милан и заболел. Семья музыкантов старшего поколения, Поллини, заботилась о нем, став ему заменой родителей, пока композитор не встал на ноги.

В 1831 году он начал работу для одного из театров Милана. Хотя опера изначально обращалась к «Эрнани» Виктора Гюго, неизвестные обстоятельства внесли коррективы, и от идеи отказались в пользу более нежной темы. Так появилась «Сомнамбула». Дебют оперы в марте 1831 года стал триумфом. А 26 декабря того же года была представлена «Норма», встреченная гораздо прохладнее, но быстро получившая распространение и популярность во всей Европе.
Опера “Норма” быстро получила распространение и популярность во всей Европе

Во время работы над следующим произведением – « Беатриче ди Тенда», происходит ссора между композитором и Романи, задержавшим либретто настолько, что потребовалось вмешательство полиции. Последовал диалог в миланских и венецианских газетах между Романи и анонимным сторонником Беллини. В конечном счете многострадальную оперу ожидал более чем прохладный прием. Сотрудничество композитора и либреттиста закончилось, хотя есть основания предполагать, что конфликт был исчерпан, и они планировали совместную работу незадолго до смерти Винченцо.

В 1834 году Беллини посетил Лондон, чтобы проконтролировать постановки своих опер. Однако поездка не была удачной, и по тому, как были приняты произведения, и по компенсациям за них. Визит в Париж прошел гораздо лучше. Хотя у Беллини прежде не было ни одного контракта с франкоязычными оперными театрами, он заключил с одним из них соглашение, в результате которого появились «Пуритане».
В результате контракта с франкоязычным оперным театром появилась опера «Пуритане»

Художественным руководителем театра был Россини, который в некоторой степени восхищался музыкой Винченцо, но обозначил определенные проблемы относительно простоты. Для Россини музыка была зрелой и эмоционально окрашенной, но излишне «философской» за счет оркестровых оттенков и разнообразия. В конце концов Беллини вынужден был сосредоточиться на гармонии, как того желал Россини, так как понял, что французская аудитория, по сравнению с итальянской, больше интересуется музыкальной составляющей.
Беллини приняли в кавалеры Ордена Почетного легиона

Италии является Винченцо Беллини. С самых малых лет будущий композитор поражал окружающих своим музыкальным талантом. Значительную роль в творчестве Беллини сыграло близкое сотрудничество с поэтом Ромни, который был оперным маэстро. Их профессиональный тандем оказался достаточно плодотворным. Благодаря стараниям двух гениев мир услышал естественные и легкие вокальные произведения, которые и сегодня вызывают восхищение у многих оперных критиков.

Все музыкальные произведения, созданные Винченцо Беллини, наполнены внутренним лиризмом и потрясающей музыкальной гармонией, которая запоминается даже далеким от музыки людям. Любопытно, что Беллини никогда не отдавал предпочтение итальянскому оперному buffa, наполняя свои произведения внутренним драматизмом. С профессиональной точки зрения его произведения далеки от идеала, но за мелодичность и адаптированность к возможностям человеческого голоса, а , за гармоничность его творения снискали любовь И. В. Гее, Т. Шевченко, Ф. Шопена, Т. Грановского, Н. Станкевича.

За всю свою профессиональную деятельность Беллини смог написать одиннадцать оперных произведений. Современники отмечали, что, несмотря на безусловный талант, каждое произведение рождалось в муках и отнимало много сил маэстро.

В 1825 году было написано произведение - «Адельсон и Сальвини», после чего через год вышло творение - «Бянка и Джернандо». Далее в 1827 году появилась творческая работа под названием «Пират». В первый месяц появления произведения на сцене, оно прошло 15 раз. И с каждым разом опера набирала все больший успех у зрителей, которые посещали каждое представление. Через два года свет увидели еще два произведения - «Чужестранка» и «Заира». Любопытно, что премьера «Заира», которая прошла в Пармском театре, не смогла вызвать восхищения у зрителей и стала настоящим провалом. Большая часть слушателей не услышали в произведении музыку маэстро, им показалось, что оно наполнено только чувствами. Критические мнения так расстроили композитора, что он решил покинуть не только сцену театра, но и город, в котором она находилась...

Впрочем, писать Беллини не перестал, и в 1830 году на свет появились две действительно уникальные работы «Эрнани» и «Капулетти и Монтекки», последняя впервые была представлена взыскательной венецианской публике в театре Ла Фениче. Найти подходящий по архитектуре голос для исполнения партии молодого Ромео оказалось для Беллини отнюдь не просто, поэтому на сцене в образе юноши появилась Джудитта Гризи с прекрасным меццо-сопрано. Исполнение Гризи до сих пор считается едва ли не эталонным.

Самая популярная опера маэстро «Норма» и рожденная следом «Сомнабула» были созданы в 1831 году. Беллини буквально обожал «Норму», только ее считая действительно удачным своим произведением. Он часто повторял, что, случись кораблекрушение или потоп, спасать нужно только «Норму». Каждая из арий оперы представляет собой законченное и вполне самостоятельное произведение, которое отличается свойственной композитору мелодичностью.

Через год вышло творение композитора «Беатриче де Тенда», и конец произведениям положила музыкальная картина «Пуритане», созданная в 1885 году. Эти материалы не доставили удовольствия Беллини, о чем он писал в мемуарах. Он стремился повторить внутреннюю гармонию «Нормы», но, как казалось взыскательному вкусу, все было не то, все было не так.

Конечно, если брать количественный показатель произведений, то Беллини уступает многим композиторам, однако в качестве музыкального материала мало кто может сравниться с итальянским маэстро. Все вышеперечисленные оперы Беллини являются настоящими шедеврами оперного искусства, которые смогли навсегда войти в музыкальное искусство.

Сын Розарио Беллини, руководителя капеллы и учителя музыки в аристократических семействах города, Винченцо закончил Неаполитанскую консерваторию «Сан-Себастьяно», став её стипендиатом (его учителями были Фурно, Тритто, Цингарелли). В консерватории он знакомится с Меркаданте (своим будущим большим другом) и Флоримо (своим будущим биографом). В 1825 году по окончании курса представляет оперу «Адельсон и Сальвини». Не сходившая со сцены в течение года, опера понравилась Россини. В 1827 году в миланском театре «Ла Скала» успех ожидал оперу Беллини «Пират». В 1828 году в Генуе композитор знакомится с Джудиттой Канту из Турина: их связь будет длиться до 1833 года. Прославленного композитора окружает большое число поклонниц, среди которых Джудитта Гризи и Джудитта Паста, его великие исполнительницы. В Лондоне вновь с успехом были поставлены «Сомнамбула» и «Норма» с участием Малибран. В Париже композитора поддерживает Россини, который даёт ему множество советов во время сочинения оперы «Пуритане», принятой необычайно восторженно в 1835 году.

Оперы: Адельсон и Сальвини (1825, 1826-27), Бьянка и Джернандо (1826, под названием Бьянка и Фернандо; 1828), Пират (1827), Чужестранка (1829), Заира (1829), Капулети и Монтекки (1830), Сомнамбула (1831), Норма (1831), Беатриче ди Тенда (1833), Пуритане (1835).

С самого начала Беллини сумел почувствовать то, что составляет его особую оригинальность: ученический опыт «Адельсон и Сальвини» дал не только радость первого успеха, но и возможность использовать многие страницы оперы в последующих музыкальных драмах («Бьянка и Фернандо», «Пират», «Чужестранка», «Капулетти и Монтекки»). В опере «Бьянка и Фернандо» (имя героя было изменено на Джердандо, чтобы не оскорблять короля из династии Бурбонов) стиль, ещё находящийся под влиянием Россини, уже смог обеспечить разнообразное сочетание слова и музыки, их нежное, чистое и непринуждённое согласие, которым отмечены и удачные речетативы. Широкое дыхание арий, конструктивная основа многих сцен однотипной структуры (например, финала первого действия), усиливающих по мере вступления голосов мелодическое напряжение, свидетельствовали о подлинном вдохновении, уже могучем и способном одушевить музыкальную ткань.

В «Пирате» музыкальный язык становится глубже. Написанная на основе романтической трагедии Мэтьюрина, известного представителя «литературы ужасов», опера была поставлена с триумфом и укрепила реформаторские тенденции Беллини, проявившиеся в отказе от сухого речетатива с арией, которая была полностью или в значительной мере освобождена от обычной орнаментики и разнообразно разветвлялась, изображая безумие героини Имоджены, так что даже вокализы были подчинены требованиям изображения страдания. Наряду с партией сопрано, начинающей ряд знаменитых «безумных арий», следует отметить и другое важное достижение этой оперы: рождение героя-тенора (в его роли выступал Джованни Баттиста Рубини), честного, красивого, несчастного, мужественного и загадочного. Как пишет Франческо Пастура, страстный поклонник и исследователь творчества композитора, «Беллини принялся за сочинение музыки оперы с усердием человека, который знает, что от его работы зависит его будущее. Несомненно, что с этого времени он начал действовать по системе, о которой поведал впоследствии своему другу из Палермо Агостино Галло. Композитор заучивал стихи наизусть и, запершись в своей комнате, громко декламировал их, «стараясь перевоплотиться в персонажа, который произносит эти слова». Декламируя, Беллини внимательно слушал себя; различные изменения интонации постепенно превращались в музыкальные ноты…» После убедительного успеха «Пирата», обогащённый опытом и сильный не только своим мастерством, но и мастерством либреттиста - Романи, внёсшим свой вклад в либретто, Беллини представил в Генуе переделку «Бьянки и Фернандо» и подписал новый контракт с «Ла Скала»; прежде чем ознакомиться с новым либретто, он записал некоторые мотивы в надежде затем «эффектно» развить их в опере. На сей раз выбор пал на роман Прево д’Арленкура «Чужестранка», переделанный Дж. К. Козенцей в драму, которая была поставлена в 1827 году.

Опера Беллини, поставленная на сцене знаменитого миланского театра, была принята с восторгом, показалась выше «Пирата» и вызвала длительную полемику по вопросу о драматической музыке, напевной декламации или декламационном пении в их отношении к традиционной структуре, державшейся на более чистых формах. Критик газеты «Альгемайне музикалише цайтунг» увидел в «Чужестранке» тонко воссозданную немецкую атмосферу, и это наблюдение подтверждает современная критика, подчёркивая близость оперы романтизму «Вольного стрелка»: эта близость проявляется и в загадочности главной героини, и в изображении связи человека с природой, и в использовании мотивов-реминисценций, служащих намерению композитора «сделать сюжетную нить всегда ощутимой и последовательной» (Липпман). Акцентированное произнесение слогов при широком дыхании порождает ариозные формы, отдельные номера растворяются в диалогических мелодиях, создающих непрерывный поток, «до чрезмерности мелодическую» последовательность (Камби). В целом есть что-то экспериментальное, нордическое, позднеклассическое, близкое по «тону к офорту, отливающему медью и серебром» (Тинтори).

Опера «Норма» была заказана композитору летом 1831 г. для миланского театра Ла Скала. В поисках сюжета Беллини обратился к трагедии А. Суме и Ж. Лефевра «Норма, или Детоубийство», которая была показана в Париже в апреле 1831 г. и имела триумфальный успех. Сюжет трагедии заимствован из истории Галлии времен ее покорения Римской империей, но истоками своими восходит к «Медее» Еврипида и «Велледе» Шатобриана (идея отмщения неверному возлюбленному убийством собственных детей). Трагедия привлекла композитора волнующим содержанием, яркими страстями, силой характеров. Центральная партия требовала великолепной певицы, которая кроме уникального голоса и безупречной техники обладала бы незаурядными актерскими, драматическими способностями.
Либретто «Нормы», как и других беллиниевских опер, начиная с «Пирата», писал Ф. Романи (1788 – 1865), которому удалось создать основу для подлинной музыкальной трагедии. Поскольку авторов беспокоило, что довольно распространенная фабула может вызвать у слушателей ассоциации с другими операми, в частности, «Медеей» Керубини и «Весталкой» Спонтини, Романи подверг существенным изменениям многие сцены и характеры французского оригинала. Музыку Беллини сочинял с сентября по ноябрь, премьера «Нормы» состоялась 26 декабря 1831 г. в миланской Ла Скала.
Опера оказалась на грани провала, так как певцы устали от напряженных репетиций, а многие новшества музыкального языка и драматургии насторожили слушателей. Однако уже на следующем спектакле успех стал расти, и «Норма» начала триумфальное шествие по музыкальным театрам Европы. Способствовали тому и политические причины: в Италии, охваченной освободительным движением, призыв к восстанию, отчетливо звучащий в произведении Беллини, находил особый отклик в сердцах патриотов.

После успехов опер «Капулетти и Монтекки», «Сомнамбула» и «Норма», несомненный провал ожидал в 1833 году оперу «Беатриче ди Тенда» по трагедии кремонского романтика К. Т. Фореса. Отметим по меньшей мере две причины неудачи: поспешность в работе и очень мрачный сюжет. Беллини обвинил либреттиста Романи, который в ответ обрушился с упрёками на композитора, что привело к разрыву между ними. Опера, между тем, не заслуживала такого возмущения, так как обладает немалыми достоинствами. Ансамбли и хоры отличаются великолепной фактурой, а сольные партии - обычной красотой рисунка. В какой-то мере она подготавливает следующую оперу - «Пуритане», помимо того что является одним из наиболее ярких предвосхищений стиля Верди.

В заключении приведём слова Бруно Кальи - они относятся к «Сомнамбуле», но значение их гораздо шире и приложимо ко всему творчеству композитора: «Беллини мечтал стать преемником Россини и не скрывал этого в своих письмах. Но он осознавал, как трудно приблизиться к сложной и развитой форме произведений позднего Россини. Гораздо более искушённый, чем принято его представлять, Беллини уже во время встречи с Россини в 1829 году увидел всю разделяющую их дистанцию и написал: «Я буду впредь сочинять самостоятельно, основываясь на здравом смысле, так как в пылу юности достаточно экспериментировал». Эта непростая фраза всё же ясно говорит об отказе от изысканности Россини ради так называемого «здравого смысла», то есть большей простоты формы».





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта