Главная » Отношения » Кавказский пленник рассказ жизнь в ауле. Быт горцев в рассказе кавказский пленник. Толстой, Анализ произведения Кавказский пленник, План

Кавказский пленник рассказ жизнь в ауле. Быт горцев в рассказе кавказский пленник. Толстой, Анализ произведения Кавказский пленник, План

Почти каждый писатель-классик XIX века писал о Кавказе. Этот охваченный почти бесконечной войной (1817-1864) регион привлекал авторов своей красотой, непокорностью и экзотикой. Л.Н.Толстой не стал исключением и написал простой и жизненный рассказ «Кавказский пленник».

Л. Н. Толстой, ставший известным во всем мире после романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других, в 70-х годах 19 столетия отрекся от своего прошлого творчества, потому что его мировоззрение изменилось. Писатель разработал свое неохристианское учение, в соответствии с которым он решил переделывать себя путем «опрощения» жизни и своих будущих произведений. А более ранние литературные труды были написаны непонятно для народа, который был мерилом нравственности и производителем всех благ.

Решив писать по-новому, Толстой создает «Азбуку» (1871-1872) и «Новую Азбуку» (1874-1875), отличающиеся простотой, ясностью и силой языка. В первую книгу входил и «Кавказский пленник», основой для которого послужили впечатления самого автора, чуть не плененного горцами в 1853 году. В 1872 году рассказ был напечатан в журнале «Заря». Писатель высоко оценивал свое произведение, причисляя «Кавказского пленника» к «искусству, передающему самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,- искусству всемирному».

Суть рассказа

Небогатый офицер Жилин, служащий на Кавказе, собирается домой, чтоб повидать мать и, возможно, жениться. Дорога была опасная, потому герой поехал вместе с обозом, медленно тащившимся под защитой солдат. Не выдержав жары, духоты и медленного движения, всадник уехал вперед. Прямо навстречу горцам, которые захватили его вместе с встретившимся сослуживцем Костылиным в плен.

Герои живут в сарае, днем закованные в колодки. Жилин делает местным детям игрушки, особенно это привлекает Дину, дочь их «хозяина». Девочка жалеет умельца, приносит ему лепешки. Жилин не может надеяться на выкуп, он решает сбежать через подкоп. Взяв с собой Костылина, он направляется к свободе, но товарищ, неповоротливый и тучный, сгубил весь план, пленников вернули. Условия стали хуже, их перевели в яму и колодки перестали снимать на ночь. С помощью Дины Жилин опять бежит, а вот его товарищ категорически отказывается. Беглец, несмотря на скованные колодками ноги, добрался до своих, а его приятеля позднее выкупили.

Характеристика главных героев

  1. Жилин – офицер из бедных дворян, в жизни привык надеяться только на себя, умеет делать все своими руками. Герой понимает, что из плена его никто не спасет: мать слишком бедна, сам он за службу ничего не накопил. Но он не падает духом, а охвачен деятельностью: роет подкоп, делает игрушки. Он наблюдателен, находчив, настойчив и терпелив – именно эти качества помогли ему освободиться. Мужчина не лишен благородства: он не может оставить своего товарища по службе, Костылина. Хотя последний бросил его при нападении горцев, из-за него не удался первый побег, Жилин не держит зла на «сокамерника».
  2. Костылин — знатный и богатый офицер, он надеется на деньги и влияние, поэтому в экстремальной ситуации оказывается ни на что не способным. Он изнеженный, слабый духом и телом, инертный человек. Подлость присуща этому герою, он бросил на произвол судьбы Жилина и при нападении, и когда не мог бежать из-за стертых ног (рана вовсе не большая), и когда не побежал второй раз (вероятно, думая о безнадежности предприятия). Вот почему этот трус долго гнил в яме в горном ауле и был выкуплен еле живой.
  3. Главная мысль

    Произведение действительно написано просто и даже его смысл лежит на поверхности. Основная идея рассказа «Кавказский пленник» – никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться.

    Казалось бы, у кого больше шансов спастись из плена: у бедного Жилина или богатого Костылина? Конечно, у последнего. Однако первый обладает мужеством и силой воли, поэтому не ждет милости, выкупа, божественного вмешательства, а просто действует, как может. При этом не идет по головам, считая, что цель оправдывает средства, он и в сложной ситуации остается человеком. Главный герой близок к народу, у которого, по мнению автора, еще остались порядочность и благородство в душе, а не в родословной. Именно поэтому он и победил все враждебные обстоятельства.

    Тематика

  • Многие вопросы затронуты в рассказе. Тема дружбы, искренней и настоящей со стороны Жилина и «дружбы по случаю» у Костылина. Если первый защищал второго, как самого себя, то последний бросил товарища на смерть.
  • Тема подвига также раскрывается в рассказе. Язык и описание событий естественные и житейские, ведь произведение для детей, поэтому подвиги Жилина описываются совершенно обыденно, но на самом деле кто будет защищать своего товарища в любой ситуации? Кто будет готов все отдать, чтобы освободиться? Кто добровольно откажется беспокоить старушку-мать непосильным для нее выкупом? Конечно, настоящий Герой. Для него подвиг – естественное состояние, потому он не гордится этим, а просто так живет.
  • Тема милосердия и сочувствия раскрыта в образе Дины. В отличие от «Кавказского пленника» А.С. Пушкина, героиня Л.Н. Толстого спасла пленника не из любви, ей руководили более высокие чувства, она пожалела такого доброго и умелого человека, прониклась к нему чисто дружеской симпатией и уважением.
  • Проблематика

    • Кавказская война продолжалась почти полвека, немало русских полегло в ней. А ради чего? Л.Н. Толстой поднимает проблему бессмысленной и жестокой войны. Она выгодна только высшим кругам, простым людям совершенно не нужна и чужда. Жилин, выходец из народа, чувствует себя в горном ауле чужим, но не ощущает враждебности, ведь горцы просто жили себе спокойно, пока их не завоевали и не стали пытаться подчинить себе. Автор показывает в положительный характер «хозяина» Жилина Абдуллу, который нравится главному герою, и его сострадательную и добрую дочь Дину. Они не звери, не изверги, они такие же, как и их противники.
    • Проблема предательства в полной мере встает перед Жилиным. Его предает товарищ Костылин, из-за него они в плену, из-за него не сразу сбежали. Герой – человек с широкой душой, он великодушно прощает сослуживца, понимая, что не каждый человек способен быть сильным.
    • Чему учит рассказ?

      Главный урок, который читатель может вынести из «Кавказского пленника» — никогда нельзя сдаваться. Даже если все против тебя, даже если кажется, что надежды нет, то когда-нибудь все изменится в лучшую сторону, если направлять все усилия для достижения своей цели. И пусть, к счастью, немногим знакома такая экстремальная ситуация, как у Жилина, у него стоит поучиться стойкости.

      Еще одна важная вещь, которой учит рассказ – война и национальная рознь бессмысленны. Эти явления могут быть выгодны безнравственным людям, имеющим власть, но нормальный человек должен стараться не допустить этого для себя, не быть шовинистом и националистом, потому что, несмотря на некоторые различия в ценностях и образе жизни, каждый из нас всегда и везде стремиться к одному – спокойствию, счастью и миру.

      Рассказ Л.Н. Толстого спустя почти 150 лет не потерял актуальности. Он написан просто и понятно, но это вовсе не отражается на его глубоком смысле. Поэтому это произведение обязательно к прочтению.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» достоверен. Он основан на реальных фактах, потому что автор сам служил в Кавказской армии и был очевидцем военных событий, чуть не попал в плен, но его выручил друг – чеченец Садо. Л. Н. Толстой писал свой рассказ для детей. Его наблюдения за обычаями, нравом и бытом народов Кавказа делают произведение познавательным.

В своем рассказе Толстой показывает, что жизнь и культура разных народов отличается. Она зависит от тех природных условий, в которых живут люди. Так русские привыкли к простору, у нас и селения большие, и дома просторные. В горах все по-другому. Деревни горцев – аулы маленькие, «домов десять и церковь ихняя с башенкой». Дома называются саклями. Они невысокие, «стены глиной гладко вымазаны», мебели почти нет, вместо нее ковры и подушки. Вокруг домов растут сады с черешневыми, абрикосовыми деревьями, ограды из камня.

На Кавказе строго чтут обычаи: все люди ходят в национальной одежде. Здесь не встретишь европейских костюмов, как в России. Так мужчины носят бешметы и бараньи шапки на голове, а женщины под длинной рубахой носят штаны. По одежде, какой ее описывает Толстой, можно понять, что в горах, как и в России, живут люди с разным достатком. Одежда более богатых мужчин красиво украшена, а женщины носят украшения из трофейных русских монет. Богатые люди имеют по две пары башмаков, а кто победнее – только сапоги.

Чувствуется, что к оружию горцы относятся с особым почтением: оно и в доме развешено на стенах по коврам, и у мужчин к поясу крепится кинжал.

Между собой горцы живут дружно, свято соблюдают обычаи веры, исповедуют ислам. Каждый мусульманин в течение жизни должен посетить Мекку. Это очень почетно. К такому человеку относятся с большим уважением. «Кто в Мекке был, тот называется хаджи и чалму надевает».

Л. Н. Толстой подробно описывает мусульманский обряд погребения. Он тоже отличается от христианских обычаев. «Завернули мертвого в полотно… Принесли к яме. Яма вырыта не простая, а подкопана под землю, как подвал. Взяли мертвого под мышки да под лытки, подсунули сидьмя под землю…» Погибшего поминают три дня.

Л. Н. Толстой дает понять, что среди горцев, как и среди людей любых других национальностей, есть «хорошие» и «плохие». Горцы по-разному относятся к иноверцу. Хотя на Кавказе дети с детства воспитываются в духе неприязни к русским, но они сразу чувствуют доброту Жилина, а многие взрослые жители аула уважают его мастерство. В обычаях горцев прислушиваться к мнению старейшин. Так Толстой показывает старика, который люто ненавидит всех русских и требует их смерти.

Объективно описывая жизнь и нравы горцев, Л. Н. Толстой своим рассказом призывает с уважением относиться к традициям и культуре людей всех национальностей. Он утверждает, что нет «плохих» и «хороших» народов, есть «плохие» и «хорошие» люди вне зависимости от того, как они выглядят и где живут. Л. Н. Толстой осуждает войну. Он показывает, что не вера делает людей врагами, а война, которая не позволяет народам жить в дружбе и согласии.

Включил в свое знаменитое пособие для детей "Азбука" (1872 г.).

Еще при жизни писателя произведение пользовалось широкой популярностью. Простым и доступным для детей языком Толстой рассказывает о простом русском офицере, попавшем в плен к кавказским горцам.

2. История создания . Источником для рассказа могли быть воспоминания самого Льва Николаевича, которые в 1850-е гг. служил на Кавказе. Он приводил реальный случай из жизни, когда сам чуть не попал в плен. При этом один из его товарищей не смог уйти от погони и был зарублен горцами.

Также при создании рассказа Толстой использовал "Воспоминания кавказского офицера" Ф. Ф. Торнау. В них автор описывал свое пленение и жизнь в плену, неудачный первый побег, дружбу с кавказской молодой девушкой и ее помощь, а также избавление от неволи.

3. Смысл названия . "Кавказский пленник" - главный герой произведения. Название также отсылает читателей к известной поэме А. С. Пушкина.

4. Жанр . Рассказ для детей. Иногда произведение называют повестью.

5. Тема . При написании рассказа Толстой руководствовался воспитательными целями. Он стремился познакомить детей с суровыми реалиями войны на Кавказе. При этом писателю было важно показать человеческую доброту и отзывчивость. Поэтому центральными темами произведения являются осуждение войны и гуманность.

Толстому был глубоко чужд показной патриотизм. В рассказе нет прямого указания на правых и виноватых. Даже непримиримая позиция старика-мусульманина, который требует смерти пленников, вполне понятна: все его сыновья были убиты русскими. Хозяин Жилина и Костылина вообще настроен вполне доброжелательно. Он только требует выкупа за пленников.

После своеобразного торга с Жилиным за сумму выкупа Абдул-Мурат признает стойкость и мужество русского офицера и соглашается на 500 рублей. Человеческая доброта и отзывчивость ярче всего показана в образе Дины. Кавказская девочка привязывается к Жилину. Она не понимает жестокости своих единоверцев. С огромным риском для собственной жизни Дина в конце концов помогает пленнику бежать.

6. Проблематика . Главная проблема рассказа - многолетняя вражда и ненависть между горцами и русскими. Толстой избегает описания обоюдной жестокости. Детям достаточно знать о горе старого мусульманина и положении пленников после неудачного побега. Взаимная неприязнь двух народов усиливается огромной разницей между мусульманской и православной культурами. Даже добрый Жилин с некоторой насмешкой относится к "вонючим татарам" и их похоронному обряду.

Жилин испытывает огромную любовь к своей родине. На протяжении всего плена он постоянно думает о побеге. Уважение Абдул-Мурата не может заменить ему родного дома и старушки-матери. Еще одна важная проблема - поведение человека в плену. Костылин - слабохарактерный человек. Он сразу же согласился на условия горцев (5 тысяч рублей) и стал безропотно ждать выкупа.

Жилин обладает твердым и решительным характером. Он всегда проявляет инициативу. Благодаря своим умелым рукам Жилин добивается уважения горцев и, что самое главное, "привязывает" к себе Дину. Жилин тащит на себе Костылина в прямом и переносном смысле. Не его вина в том, что товарищ остается в плену в ожидании выкупа.

7. Герои . Жилин, Костылин, Дина , Абдул-Мурат

8. Сюжет и композиция . Жилин попадает в плен в горцам. Там он встречается со своим товарищем Костылиным. Горцы требуют выкупа за пленников. В противном случае их ждет смерть. Жилин готовит побег и знакомится с дочерью хозяина - Диной Пленники совершают побег, но их вновь ловят и садят в яму.

Дина узнает о готовящейся казни и помогает Жилину опять бежать. Костылин остается, так как совершенно обессилел в плену. Жилин чудом избегает смерти и добирается до русских солдат. Сюжет рассказа предельно прост и ясен. В отличие от поэмы Пушкина он имеет счастливый конец: о помощи Дины никто не узнает, а Костылин также получает свободу.

Сочинение

Тема моей работы «Образ кавказского пленника в русской литературе». Для исследования я выбрала три произведения: поэму А.Пушкина «Кавказский пленник», рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник», рассказ В.Маканина «Кавказский пленный». К этой теме я решила обратиться после прочтения рассказа Маканина «Кавказский пленный». Я вспомнила, что мы читали рассказ «Кавказский пленник» Толстого, и у Пушкина есть поэма с таким названием. Тема Кавказа актуальна и в наши дни. И мы решили выяснить, как в произведениях Пушкина, Толстого и Маканина трактуется образ кавказского пленника.

Тема предопределила цели работы:
1. провести анализ текстов художественных произведений
2. сопоставить способы и приёмы изображения главного героя
3. выделить отличительные черты кавказского пленника в каждом из рассмотренных произведений.

Все события, случившиеся с героями произведений, выбранных нами для исследования, происходят на Кавказе. Это не трудно определить по названиям рассказов. Кавказ привлекает авторов своей экзотичностью, красотой. Непростыми были отношения России с Кавказом на протяжении XIX – XX веков. Лев Толстой сам служил на Кавказе, материалом для рассказа послужили события из жизни писателя и истории, услышанные им на службе. Пушкин также был на Кавказе, там он и начал свою поэму вдохновлённый красотой Кавказа и рассказами горцев. Маканин пишет о реальных событиях 90-х в Чечне. Рассказ Маканина – полемика с традициями классической литературы, это проявилось в названии произведения.
В истории русской литературы есть такие факты, когда писатели разных эпох, направлений, эстетических позиций обращаются к одним и тем же названиям своих произведений, например: «Кавказский пленник» А.Пушкина и «Кавказский пленник» Л. Толстого, «Кавказский пленный» В. Маканина.
В XIX веке Кавказ был эмблематическим пространством свободы, ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями миру «цивилизации». Мы заметили, что в прозе Толстого Кавказ стал обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений, мелочами повседневности. Неизменной составляющей Кавказской темы является горный пейзаж: «Пред ним пустынные равнины лежат зелёной пеленой; Там холмов тянутся грядой однообразные вершины... » - писал Пушкин
«Кавказский пленник» романтическая поэма Пушкина, написанная во время южной ссылки. Автор поставил перед собой цель воспроизвести характер молодого человека своего времени, неудовлетворенного действительностью и охваченного жаждой свободы. В романтической поэме эпическая линия (Кавказ, экзотическая жизнь горцев, приход русских завоевателей) переплетается с лирической (любовь пленного русского и черкешенки). Впервые Пушкин изображает романтического героя-современника. Автор не указывает ни имени героя, ни его прошлого, но немного о герое мы можем узнать по намёкам и недосказаниям. Герой поэмы жестоко разочарован. Он отправился на Кавказ - край сильных и свободолюбивых людей - обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а попал в плен.
«Кавказский пленник» Толстого - рассказ-быль. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне законных основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп. Главный герой – Жилин, его характер соответствует фамилии. Следовательно, делаем вывод: он крепкий, стойкий, жилистый. У него золотые руки, в плену он помогал горцам, чинил что-то, к нему даже лечиться приходили. Имени автор не указывает, лишь то, что его называют Иваном, но так называли всех русских пленников.
У Маканина главный герой – Рубахин. Фамилия, как и у Толстого говорящая, соответствующая характеру героя: рубаха-парень. Анализируя рассказ, мы видим, что Рубахин находится в постоянном состоянии войны, не только реальной, но и душевной. Он настолько привык к этому состоянию, что уже не в силах из него выбраться. Отслуживший свое, все время собирается навсегда уехать домой в «степь за Доном», и каждый раз остаётся на Кавказе, хочет понять, что же красота гор хотела ему сказать, «зачем окликала»? Его имени мы тоже не знаем.
Маканин интересно обыгрывает название рассказа «Кавказский пленный» а не пленник. По словарю С.И.Ожегова лексическое значение слова «пленный»– взятый в плен, находящийся в плену. «Пленник» – тот, кто пленён кем-чем-либо. В рассказе пленён не только юноша, но и главный герой пленён красотой гор: «который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность»
Как пленники сумели сбежать?
Благодаря любви молодой черкешенки, герой Пушкина получает возможность обрести свободу. «Ты волен,- дева говорит,- беги». Из-за безответной любви гибнет «дева гор».
Жилину помогла горская девочка Дина, с которой они подружились. В обоих случаях сыграли роль человеческие чувства: любовь, дружба, сострадание, а также красота человеческой души, доброта.
Проанализировав взаимоотношения героев произведений, мы можем отметить следующее. У Маканина Рубахин и Вовка-стрелок товарищи по службе, но кавказский юноша вызывает смутные и непонятные для Рубахина переживания. Его первая реакция на внешность юноши: «лицо удивило». Главный герой только потом понимает почему. Он был очень красив, что было странно: боевики всегда ценили мужественность и жестокость, и такого красавца в свой отряд не взяли бы. В конце Рубахин убивает пленного ради своего спасения.
Сопоставляя героев рассказов, мы видим: толстовский герой хороший товарищ. Он не бросает Костылина в беде, хотя именно из-за него они и попали в плен. Жилин стал симпатичен всему аулу, кроме старика, который ненавидел русских.
У Пушкина герой негативно относится к горцам, и не отвечает на любовь черкешенки, его сердце уже не способно любить.
Таким образом, мы выяснили, что авторы не указывают имён героев, что герои Маканина и Толстого служат на Кавказе, а Пушкинский герой отправился на Кавказ в поисках свободы. У Пушкина и Толстого герои попадают в плен и выбираются из него, а у Маканина герой взял в плен юношу с целью обмена.
Во всех рассмотренных произведениях тема истинных и ложных ценностей, истинной красоты. Красота, не только гор, но и человека. У Пушкина и Толстого это красота души, поступков, человеческих чувств, а у Маканина внешняя, красота пленного, и пугающая солдат красота местного пейзажа. «Серые замшелые ущелья. Бедные и грязноватые домишки горцев, слепившиеся, как птичьи гнёзда. Но всё-таки – горы?! Там и тут теснятся их жёлтые от солнца вершины. Горы. Горы. Горы. Который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность..." В «Кавказском пленном» постоянно присутствует фраза Достоевского – «красота спасёт мир», но в рассказе она «не успела спасти».
Пушкинский герой – романтический. Толстовский хороший друг и товарищ, а Маканинский солдат, устал от войны, но никак не может уехать домой.
Мы провели анализ текстов, способов изображения главного героя и выделили отличительные черты кавказских пленников.

Вопросы:
1. Какие события подсказали Л.Н. Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник» , а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?
2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?
3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом подробно, близко к тексту.
4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они себя вели в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары? В чём смысл рассказа?
Помогите пожалуйста! Очень прошу! Срочно надо!

кто читал кавказский пленник помогите!!!

1.Что считал Л.Н. Толстой своей главной задачей в Ясной Поляне?
2.Какие события подсказали Л.Н Толстому идею создания рассказа Кавказский пленник?Почему он назван кавказский пленник а не кавказские пленники?какова идея рассказаКавказский пленник?
3.Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?заранее спасибо!

1. Действие рассказа происходит:

а) летом, б) весной, в) осенью.

2. Жилин поехал домой:

А) жениться, б) лечиться, в) проведать старую мать.

3. Жилин поехал:

А) один, б) с обозом, в) вдвоем с Костылиным.

4. Офицеры, оказались одни, потому что:

А) они и поехали вдвоем, б) других всех убили, в) обоз шел медленно, они не хотели ждать.

5. У Жилина:

А) было ружье, б) не было ружья, в) ружье он потерял.

7. Костылин:

А) бедный, б) богатый, в) об этом в рассказе не говорится.

8. Костылин попал в плен:

А) вместе с Жилиным, б) отдельно от него, в) он не попал в плен.

А) 10 лет б) 17 лет в) 13 лет

10. Пленных держали:

А) в сарае, б) в доме, в) в мечети.

11. Жилин лепил кукол:

А) из хлеба, б) из глины, в) из пластилина.

12. Жилин вылечил татарина:

А)потому что был врачом, б)вспомнил способ лечения, о.. читал в) случайно так получилось.

13.Пленников велел убить:

А) красный татарин, б) старик, в) черный татарин.

14. Офицеры были в плену:

А) неделю, б) меньше месяца, в) больше месяца.

15. Жилин вновь решается на побег, потому что

А) Костылину стало лучше б) с него сняли колодки в) узнал, что его хотят убить

16. Костылин не мог бежать из плена, потому что:

А) испугался, б) разболелся, в) надеялся и ждал, что его выкупят.

17. Жилину помогли бежать:

А) Дина, б) красный татарин в) Костылин.

18. Жилин:

А) сразу убежал, б) бежал дважды, в) остался у татар до выкупа.

19. Жилин вернулся в крепость:

А) на коне, б) в колодках пешком, в) его привели татары.

20. Какая пословица применима к содержанию рассказа «Кавказский пленник»:

А)Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

Б) Лихо помнится, а добро век не забудется.

В)Двум шпагам в одних ножнах не ужиться.

как отнеслись русские офицеры к предложению о выкупе Жилина и Костылина?как это характерезует их?как ведут себя Жилин иКостылин в плену?кому из них по



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта