Главная » Звезды » Скульптура древнего египта - отличительные черты. История развития статуй древнего египта Какое выражение находят каноны в скульптуре

Скульптура древнего египта - отличительные черты. История развития статуй древнего египта Какое выражение находят каноны в скульптуре

Государство Древнего Египта было богатым и могущественным. Именно в Египте зародились монументальная архитектура, реалистически правдивый скульптурный портрет, произведения художественных ремёсел.

Одним из достижений египтян стало создание человеческого образа вместе с другими людьми. В искусстве Древнего Египта утвердился интерес к личности и индивидуальным особенностям человека.

Всё древнеегипетское искусство подчинялось культовым канонам. Рельеф и скульптура здесь не были исключением. Мастера оставили потомкам выдающиеся скульптурные памятники: статуи богов и людей, фигуры животных.

Человек был вылеплен в статической, но величественной позе стоя или сидя. При этом левая нога была выдвинута вперёд, а руки либо складывались на груди, либо прижимались к туловищу.

От некоторых скульпторов требовалось создать фигуры работающих людей. При этом для изображения конкретного занятия существовал строгий канон – выбор момента, характерного именно для данного вида работы.

Религиозное назначение статуй

У древних египтян статуи не могли существовать отдельно от культовых сооружений. Их использовали сначала для оформления свиты умершего фараона и ставили в гробнице, находящейся в пирамиде. Это были сравнительно маленькие фигурки. Когда царей стали хоронить вблизи храмов, то дороги к этим местам заставляли множеством огромных по размеру статуй. Они были настолько большими, что никто не обращал внимания на детали изображения. Статуи ставились у пилонов, во внутренних дворах и имели уже художественное значение.

В представлении египтян человек имел несколько сущностей. Соединение их в одно целое давало ему надежду на обретение вечной жизни. Следовательно, в рельефе и скульптуре создавали не те образы, которые видели воочию, а то, что хотели видеть или находили самым подходящим для счастья и вечного покоя в потустороннем мире.

Во времена Древнего царства в египетской скульптуре устанавливается круглая форма, и возникают основные типы композиции. Например, статуя Микерина изображает стоящего человека, выдвинувшего левую ногу и прижавшего руки к телу. Или статуя Рахотепа и его жены Нофрет представляет сидящую фигуру с руками, положенными на колени.

В скульптуре Египта можно увидеть не только одиночное изображение человека, но и групповые композиции, где людские фигуры располагаются на одной линии. Главная фигура превосходит другие по величине в 2-3 раза. Общее правило – создавать преувеличенную статую царя - соблюдалось и в плоскостных изображениях.

Из каких материалов делали скульпторы свои изваяния? Камень, дерево, бронза, глина, слоновая кость. Многие громадные статуи высекались из гранита, базальта или диорита. Статуи в реальный рост человека лепились из песчаника и известняка и покрывались краской.

Исторический период, именуемый Древним царством, радует нас большим количеством прекрасных древних скульптур, в том числе и портретных. В круглой скульптуре, больше чем в рельефе, наблюдаются четкие каноны и композиции, которые в дальнейшем просматриваются во всём развитии египетской пластики. Скульптура изображает, как правило, человека в движении, у которого левая нога выставлена вперед. Ещё изображают фигуры, стоящие на одном колене, фигуры на корточках или сидящими на троне с одинаково расположенными руками на коленях.

Скульптуры Древнего царства отличаются высоким качеством обработки используемых материалов. В то время, большинство древних скульптур изготавливались из камня или дерева. Древние скульптуры Нофрет и Хемона свидетельствуют о прекрасном владении навыками обработки мягкого известняка. А древняя диоритовая скульптура Хефрена из Каирского музея свидетельствует об удивительном умении обрабатывать твердые породы камня. сельского старосты в Каире – прекрасное подтверждение навыков обработки дерева. Изначально все эти скульптуры были разукрашены и даже на многих из них, которые дошли до нас, превосходно сохранился цвет. Даже в раскраске имеет своё отражение канонизация искусства Древнего царства. Вследствие чего, художник не мог самостоятельно выбирать цвет, он был определён для каждого отдельного объекта. Можем привести пример: фигура мужчины, как в рельефе, так и в круглой скульптуре имела кирпично-красный оттенок, а фигура женщины коричневато-желтый оттенок. Скульптурный портрет Древнего царства, так же как и рельеф, имел тесную связь с религией, с теми сложными представлениями, которые установили жрецы для укрепления существовавших ранее классовых отношений.

Изначально, лишь фараон мог пользоваться привилегией загробных благ, позже её начинают использовать и приближенные ему лица. Учёные и историки уже во второй половине прошлого века отмечают высокую реалистичность облика Нофрет и Шейх эль Беледа. Интересен тот факт, что в 1888 году во время раскопок Мариэтта из земли показалась статуя Шейх эль Беледа, и люди воскликнули: «О, это же наш сельский староста». Эта древняя скульптура так же, как большинство других скульптур Египта периода пятой династии, середины третьего тысячелетия до нашей эры, являются очень реалистичными. Но главная задача состоит не в том, чтобы установить реализм этих архитектурных памятников, а в том, чтобы выяснить особенный характер данного реализма. Даже если бегло взглянуть на эти портретные головы, то легко можно увидеть различие между головами Древнего, Среднего и Нового царства. Но если сделать более глубокий анализ, то можно увидеть, что скульптура тесно связана с архитектурой, которая в эту эпоху приобретает свои самые величественные монументальные черты.

Древние скульптуры писцов в Лувре и Каире являются яркими представителями того, как в синтетическом типе искусства Древнего царств архитектура определяла формы пластики. Портрет является типизированным. Передается своеобразная идеальная сущность. В облике нет ничего мимолетного, лишнего. Религиозные представления о двойнике, которые связанны с тем, что нужно оживить статую, в конечном счёте, привели скульпторов Древнего царства к использованию вставных глаз. К примеру, радужная оболочка глаз в статуях Рахотена и Нофрет изготовлена из серовато-голубого халцедона (его ещё называют сапфирином). Взгляд очень реалистичен и живой. Взгляд в скульптурном портрете Древнего царства обладает неким иллюзионизмом. Этот образ особо выразительно представлен в каирской статуе фараона четвёртой династии Хефрена. Составными элементами образа являются обобщенность формы, полная статика и геометрия композиции. Ещё ни разу в Древнего царства, образы не достигали таких абсолютных форм идеализации.

Но хочется отметить, что лицо находится в полной гармонии со стилистической направленностью всего памятника. Живое начало в лице, представляется длительным процессом, а не мгновением, которое остановилось. В этом и вся суть воплощенной здесь идеи иератизма. Древняя статуя Хефрена олицетворяет его не только как личность, но и как образ фараона в целом, с его идеей власти наместника некоего божества на земле. Нужно вспомнить, что период правления четвёртой династии, к которому относится этот памятник, приходился на третье тысячелетие до нашей эры, и это был период расцвета. Переход к искусству пятой династии ознаменован некой утерей идей монументальности. В эпоху правления этой династии власть фараона становилась слабее, а земельная знать начала приобретать самостоятельность. И когда эта знать давала индивидуальные заказы, то скульпторы на свои работы переносили черты лица, которые недавно характеризовали самого фараона.

Со временем в памятниках пятой династии стиль изменяется, хотя общий остаётся таким же. Удлиняются пропорции тела, увеличивается линия силуэта. Ни на голове Ти, Ранофера или писца из Лувра, ни даже в образе «сельского старосты» не наблюдается ничего индивидуального, мимолетного. Отдельное место занимает группа древних памятников, найденных в течение последних лет в Гизе. Они относятся ко времени правления IV династии и выполнены из известняка. Особого внимания заслуживают скульптуры в виде женских голов царских дочерей. Они были обнаружены отдельно от тела перед камерой с саркофагом фараона. По мнению ученых, обследовавших на месте эти головы, их расширяющиеся у основания шеи, указывают на постамент.

Для скульптуры Древнего Египта характерны геометрическая обобщенность формы, строгая фронтальность фигур, симметрия и статика. В круглой скульптуре наблюдается высшая степень реализма при максимальном отказе от всего случайного и второстепенного. Образы рассчитаны на вечность и связаны с погребальным культом. По представлениям египтян портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ. Торжественно статичные портретные статуи отличались ясностью и точностью передачи наиболее существенных характерных черт и социального положения портретируемого. Объемы изваяний обобщены. Складки одежды парики, головные уборы, ювелирные украшения тщательно проработаны. Скульптуры раскрашивались, глаза выполнялись в технике инкрустации. В искусстве Древнего Египта большого развития достигла анималистическая скульптура, т.к. многие боги египтян имели звериные головы. Древнеегипетский рельеф был очень широко распространен и имел свои каноны схожие с живописью. Канон (от греч. сл. kanon – норма, правило) – твердо установленные правила, определяющие в произведении искусства нормы пропорций, композиции, колорита или в целом иконографии какого либо изображения:

  1. Изображение человека: плечи, глаз, торс изображались в фас. Лицо, грудь, ноги изображались в профиль. Левая нога всегда выдвигалась вперед.
  2. Изображение сочеталось с иероглифическим текстом.
  3. Плоскость рельефа понималась как «книга», где информация с изображениями располагалась полосами.
  4. Использовалась разно масштабность фигур, отражавшая иерархию власти социальной структуры.

В эпоху Среднего царства в скульптурном портрете проявились более индивидуальные черты при сохранении канонов композиции. Фиксировались возрастные особенности, появились элементы раскрытия характера. Виртуозно преодолевая сопротивление материала, скульпторы выявляли четкую структуру лица, подчеркивая его суровость, придавали изображению драматичность, экспрессию.В период правления Эхнатона (Ахетатон) в скульптуре появляется заостренность образов, гротескность, подражание и типизация болезненно-уродливых черт фараона и его семьи. Появляется идеал красоты и впервые появляется изображение семьи в рельефе.

Виды круглой скульптуры:

Идущий человек Сидящий человек

с выставленной вперед со скрещенными ногами.

левой ногой

Примеры произведений искусства Древнего Египта:

  1. Плита Нармера (рельеф, шифер, h – 64см, 1 династие)
  2. Статуя Джоссера (известняк, 2 династие, 28 в. до н. э.)
  3. Статуя Хефрена (диорит, h -1, 68м, 4 династие, 27 в. до н. э.)
  4. Статуя писца Каи (раскрашенный известняк, глаза инкрустированы, 5 династие, 3 тыс. до. н.э.)
  5. Статуя Каапера (дерево, глаза инкрустированы, h – 1,1м, 4 династие, 3 тыс. до н. э.)
  6. Пирующий Птаххотеп перед жертвенным столом (рельеф, 5 династие, середина 3 тыс. до н. э.)
  7. Плакальщицы (рельеф, известняк, h – о,29м, нач 12 династии, 14 в. до н. э.)
  8. Семья Эхнатона (рельеф, известняк, 18 династие, 14 в. до н. э.)
  9. Голова Нефертити (раскрашенный известняк, глаза инкрустированы, h – 0,50м, 14 в. до н. э.)

Во времена первых династий (фиван-ская эпоха) скульптура еще не была в полной мере ни определена, ни кодифицирована. Тем не менее уже тогда были созданы фигуры, которые предвосхитили характерные черты классической египетской скульптуры.

Наиболее употребительными материалами являются мрамор, дерево, а также покрывавшаяся эмалью глина, которые представляют собой более нежные материалы, чем камень, и позволяют изготавливать самые смелые формы.

Некоторые неолитические и калколи-тические погребения Египта содержали в своей домашней утвари отдельные весьма элементарные человекообразные фигурки. Эти фигурки, зачастую женского пола, говорят о религиозных установках, уже получивших развитие в эпоху фараонов, о вере в то, что загробная жизнь испытывала те же потребности, что и земная. Женская фигурка эпохи додинастическо-го Египта, которая хранится в Лувре. Эта стереотипная статуэтка, выполненная с высокой степенью стилизованности и бесспорными чертами индивидуальности, иногда интерпретировалась по своим половым атрибутам как изображение богини-матери

Наиболее часто встречающийся тип представлен обнаженными женщинами. Они выполнены с изяществом, ноги вместе, а руки вытянуты вдоль тела. Выделяется сильно вырезанный «публичный треугольник», характерный символ плодородия. Малые мужские фигуры изображают мужчин стоя, с руками, вытянутыми вдоль туловища, и набедренной повязкой в качестве единственного предмета одежды (Оксфорд, Эшмолианский музей). Наконец, фигуры, которые изображают коленопреклоненных и связанных пленников, могут быть независимыми от опоры, в состав которой они вписываются.

Это статуи округлой объемности. Они могут также включаться в какую-нибудь меблировку или другие предметы в качестве составной части декорации.

Фигуры животных обнаруживают более смелое изваяние, нежели человеческая фигура, продолжая тем самым доисторическую традицию, при которой животное изображалось с поразительным совершенством и правдоподобностью. Грациозны фигурки, выполненные из камня или других материалов (керамики, слоновой кости) и воспроизводят животных - обезьян, гиппопотамов или львов. Некоторые из этих животных зафиксированы в угрожающих позах с раскрытой пастью, но большинство все же пребывает в серьезных и спокойных позах. Такой тип изображения повторялся во времена различных династий, поскольку манера изображения природы и установления связи с нею являла собой константу в египетской культуре.

Первые изображения фараонов

Одним из первых предметов скульптурного изображения царей, относящихся к фиванской эпохе, является крошечная фигурка из слоновой кости, несущая корону Верхнего Египта, которая изображает идущего фараона. В тот же самый период уже возникают сидящие и стоящие прототипы, изготовленные из известкового камня, у которых почти отсутствует разделение головы и плеч. Ноги, как правило, изображаются вместе. Даже если одна из них выставлена вперед, то и тогда обе они соединены остатками каменного материала. Поначалу сидящие статуи обладали величественными и весьма экспрессивными чертами, что производит на зрителя глубокое впечатление. Со временем произошло постепенное смягчение этих черт, и в конечном счете стало изображаться полное спокойствие, которое характерно для лиц египетских статуй. Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Сак-кара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение.

Именно в первой скульптуре в натуральную величину выкристаллизовывается нацеленность на поиски отражения торжественности. Она выражается посредством простоты форм. В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе. Тогда фигура составляет единое целое с двумя планами, которые ей служат поддержкой: одним у основания ног, а другим - в стволе-опоре. Нижние конечности соединены вместе, одна рука лежит протянутой на бедрах, а вторая со сжатой ладонью прижата к груди. Голова с головным убором и церемониальной бородой имеет лицо с правильными чертами и неизменным выражением, оживляемым стеклянными глазами. Можно сказать, что это представляет собой одну из первых попыток египетского искусства освоить стиль изображения человека.

Статуя царя Хафра

Символической статуей Хафра, фараона IV династии, уникальной по своим размерам (20 м высотой), является сфинкс, который находится в погребальном комплексе Гизэ. Речь идет о фигуре льва с головой царя. Она высечена в горе с использованием первоначальной формы известковой скалы, так что туловище оказывается включенным в равнину пустыни на том же уровне, и единственное, что выступает над ним, - это голова. Идеализированное лицо Хафра украшено головным убором и церемониальной бородой, которые персонифицируют могучую фигуру льва. Гигантская статуя смотрит на восток, туда, где рождается бог Солнца, с которым отождествляли этого царя. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве. Он выступает также покровителем Земли - отгоняет злых духов, возвышаясь бессменным стражником некрополя монархов.

Семейные группы и писцы

В рамках однородного египетского искусства наблюдается разнообразие фигур, выраженное в различных сочетаниях групп из двух, трех и более персонажей. Среди семейных групп в одном из мастабов Медума были обнаружены сидящие фигуры из известкового камня, которые изображают знатную супружескую чету, супругов Рахотепа и Нофрет. Их туловища образуют единый компактный блок с пьедесталами и сиденьями, на которых они изображены, будучи выполненными в форме горельефа. Как это и характерно для скульптуры, изображения не отделены от каменного блока; скорее похоже, что они возникают из него. Обе фигуры раскрашены в обычные нормативные цвета - коричневая кожа у мужчины и желтая или розовая - у женщины. Объемы максимально упрощены, чтобы не задерживаться на излишних деталях, которые бы отвлекали внимание от того, что считается важным.

Один из самых прекрасных образцов деревянной скульптуры Древнего Царства, фигура жреца Каапера, начальника над чтецами или церемониалом (высота 109 см), которая в настоящее время хранится в Египетском музее в Каире. Обнаруженная в его собственном мастабе в Саккаре, эта скульптура, созданная в конце IV или начале V династии, известна под общераспространенным названием Шейх-эль-Белед, что означает «сельский староста». Это прозвище она получила по причине необычайного сходства с представителями властей, которые в то время правили тем муниципалитетом, где она была найдена. Будучи уникальным примером гипертрофированного высокомерия, которым кичились высшие должностные лица Древнего Египта, эта фигура, одно из множества творений из дерева, которое, к сожалению, сохранилось не в полной мере, не имела в нижней части обеих ног и слоя гипса, который помогал подчеркнуть ее особый реализм. Тем не менее до сих пор сохранилась часть ее прежнего блеска. Кроме того, в настоящее время данная скульптура отреставрирована

Сидящие писцы представляют собой скульптурные изображения, воплощающие в себе большой реализм. Несомненно, двумя из наиболее важных являются писцы, датируемые временем V династии. Один из них хранится в Лувре, а другой в Египетском музее Каира.

Египетская администрация с самого начала была весьма неплохо организована, а посты должностных лиц, занятых администрированием, были весьма многочисленны. Среди наиболее признанных профессий фигурировала профессия писца.

Лицо, исполнявшее эту должность, должно было уметь одновременно и читать, и рисовать, что предполагало высочайшую степень специализации и социального признания. В скульптурах писцы изображаются сидя, со скрещенными ногами и руками, держащими папирус и палочку для рисования. Это статуи из раскрашенного в разные цвета известкового камня, с отделенными от торса руками и с выражением собранности, сосредоточенности и спокойствия. Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом.

У группы статуй Древнего Царства, изображающих как фараонов, так и лиц, не обладающих высоким рангом, спокойные позы и действия, лишенные напряженности мускулов, позволяют достичь умеренного реализма в стиле и в выражении лиц, как правило, нежной отделки. Скульптура времен V династии, известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара. Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице. Скульптура, достигающая 53,5 см, впечатляет глубокой сосредоточенностью, которую она воплощает. Лицо выражает загадочную улыбку и обнаруживает пристальный взгляд, подчеркнутый посредством инкрустации твердого камня. Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. Вероятно, эта скульптура являлась портретной копией усопшего и была призвана гарантировать ему бессмертие.

Деревянные статуи придворных должностных лиц являют собой примеры другой тенденции в скульптуре, в которой допускается индивидуализация фигуры. Поскольку речь идет о лицах, не обладавших аристократическим рангом, они могли изображаться без воплощения классической строгости, отличавшей изображения фараонов или членов царской семьи. Кроме того, с чисто технической точки зрения обработка дерева весьма отличается от обработки камня. Древесина позволяла обрабатывать различные части скульп- туры в отдельности, чтобы впоследствии соединить их. Отсюда проистекает то, что скульптуры данного типа обладали менее строгим характером. Одной из самых знаменитых является статуя Шейх-эль-Беледа, общеизвестная под названием «сельского старосты». Она изображает взрослого мужчину стоя, сжимающим в руке посох из египетской смоквы. Стеклянные глаза еще более подчеркивают реализм фигуры и воплощают достижения этой своеобразной тенденции в скульптурном искусстве.

Скульптура Древнего Египта

Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Сохранилось огромное количество резных статуэток — от фигур богов до игрушек и посуды. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.

Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена. В традиционных статуях сидящих писцов столь же часто обнаруживается сходство с формой пирамиды (кубическая статуя).

Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Существовали определенные правила изображения египетских богов: так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

Скульптура Раннего Царства

Статуя фараона Хасехемуи.

Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, где находились храмы — Она, Абидоса и Коптоса. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» — ритуалом обновления физической мощи фараона. К этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур царя, исполненных в круглой скульптуре и рельефе, а также изображение его ритуального бега — характерное исключительно для композиций в рельефе.

К списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема, представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов: фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована. Здесь уже выявлены основные черты стиля — монументальность формы, фронтальность композиции. Неподвижна поза статуи, вписывающейся в прямоугольный блок трона, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени, являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства. К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела.

Новые черты появились и в рельефах. Если в предшествующую эпоху мастера обычно предпочитали многофигурные композиции, то теперь они стремились к лаконичной форме выражения. Чем больше в изображениях отброшено второстепенных, частных признаков, тем сильнее выступает главное и существенное в образе, приобретающем многозначный смысл, возводящий его в категорию символа. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Здесь художник нашел простые и емкие по значению изобразительные средства. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя.

Строгое вертикальное членение фасада, аналогичное архитектурным сооружениям, контрастирует в стеле Джета с гибким телом змеи. Изображение сокола Гора, входившее в состав имени фараонов нулевой династии и Раннего Царства, являлось образцом каллиграфического написания соответствующего иероглифического знака.

В композиции можно заметить смещение изображений влево относительно рамки стелы и центральной вертикальной оси. Этот прием основан на ритмическом равновесии пропорций «золотого сечения».

Скульптура Древнего Царства

Статуя Каапера («Сельский староста»). Каирский музей. Египет.

От эпохи Древнего Царства сохранилось много скульптурных памятников, большинство из которых имело ритуальное назначение. Погребение и храмы изобилуют портретными изображениями двойников умерших — ка, в которых сложились портретного искусства Египта. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» — слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений.

Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов. Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые. Широко применялся канонический тип статуи писца. В связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет — живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки; царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера, известной под названием «Сельский староста»). В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки, изображавшие работающих людей. Здесь канон соблюдён менее строго, хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры.

Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. В них появляется сюжетная повествовательность, особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах. Постепенно складывается строгая система их размещения: у входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост. Далее вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров, сюжетно направленные к средней нише с ложным входом. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Такие ансамбли выполнялись группой мастеров по единому замыслу, строго соответствующему характеру архитектурного решения. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Рельефные композиции дополнялись росписью.

Скульптура Среднего Царства

Три гранитных статуи фараонаСенусерта III. Британский музей. Лондон

Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем Царстве, что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов. К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра, изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц.

Со временем меняется и иконография царей. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III, который изображался во всех возрастах — от детского до зрелого. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III. Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи — изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок.

Искусство Среднего Царства — эпоха расцвета пластики малых форм, связанных в большинстве своём по-прежнему с погребальным культом и его обрядами (плавание на ладье, принесение жертвенных даров и др.). Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Нередко создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре (подобно тому, как это было принято в рельефах Древнего Царства).

Скульптура Нового Царства

Рельеф из гробницы Хаемхета

Искусство Нового Царства отличается значительным развитием монументальной скульптуры, назначение которой теперь часто выходит за пределы сферы погребального культа. В фиванской скульптуре Нового Царства появляются черты, не свойственные доселе не только официальному, но и светскому искусству. Индивидуальность отличает портретные изображения Хатшепсут.

В искусстве Нового Царства появляется скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы.

Новые качества приобретает искусство рельефа. На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, получившие в эпоху Нового Царства широкое распространение: гимны, военные летописи, любовная лирика. Нередко тексты, выдержанные в этих жанрах, соединяются с рельефными композициями в храмах и гробницах. В рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности, свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями. Таков портрет Аменхотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением. Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности.

Амарнский период

Бюст Нефертити

Искусство Амарнского периода отличается замечательным своеобразием, которое вытекает прежде всего из характера нового мировоззрения. Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона. Новый стиль нашел отражение даже в колоссах Аменхотепа IV, установленных в храме Атона в Карнаке. В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретности, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, поэтому особым смыслом наполняется слово «маат» — истина. Изображения Эхнатона — любопытный пример сочетания достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности, свойственными египетскому искусству. Форма головы фараона, необычайно удлиненный овал лица, тонкие руки и узкий подбородок — все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах — скульптурных моделях.

Характерные приемы изображения фараона были распространены и на членов его семьи. Откровенным новшеством стало изображение фигур целиком в профиль, что прежде не допускалось египетским каноном. Новым был и факт сохранения в портрете этнических черт: такова инкрустированная золотом и стекловидной пастой голова матери фараона, царицы Тии. Интимное лирическое начало проявляется в амарнских рельефах, исполненных естественной пластики и не содержащих канонических фронтальных изображений.

Кульминацией развития изобразительного искусства справедливо считаются произведения скульпторов мастерской Тутмеса. К их числу принадлежит и широко известная полихромная голова царицы Нефертити в синей тиаре. Вместе с завершёнными произведениями в раскопках скульптурных мастерских найдено и множество гипсовых масок, служивших моделями





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта