Главная » Красота и здоровье » Когда появился первый человек? Откуда пришел Homo sapiens Кто такой человек умелый

Когда появился первый человек? Откуда пришел Homo sapiens Кто такой человек умелый

Введение

Культурология – наука о сущности и основных этапах развития культуры. Культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей; мир, созданный руками и головой человека; искусственная среда, отличная от природной среды. Главная функция культуры – обеспечить благоприятные условия для жизни человека. Эту функцию называют гуманистической, подчеркивая тем самым, что культура служит человеку.

В настоящем пособии рассмотрены наиболее важные проблемы становления и развитии мировой культуры с момента ее зарождения до эпохи эллинизма, до начала новой эры. Первая глава посвящена культуре первобытного общества. Глава начинается с рассмотрения проблемы антропогенеза – происхождения человека разумного. В этой связи автор приводит две основные существующие концепции: «творения» и эволюции. Показывает особенности их аргументации. В последующих разделах главы показано, что процесс становления человека был неразрывно связан с его трудовой деятельностью по созданию искусственной, т. е. культурной среды, которая и помогала ему лучше приспособиться к окружающему миру. Именно с такой точки зрения рассматриваются происхождение искусства, магии, религии, мифологии, родовой общины и парной семьи.

Во второй главе анализируются две древнейшие цивилизации Ближнего Востока – шумерская и египетская. На примере Шумера показан механизм становления основных признаков цивилизации (как этапа, более высокого по сравнению с первобытным обществом): городских поселений, государства, права, классового общества, письменности. Обращение к истории Египта позволяет показать высокий уровень развития культуры Древнего Востока.

Третья глава посвящена анализу развития культуры Древней Греции. Особое внимание уделяется проблеме возникновения нового политического строя (республики в форме полиса), а также новациям в области науки и художественной культуры (философия, театр, архитектура, скульптура).

Предложенные темы не исчерпывают всех важных проблем истории культуры Древнего мира. Так, за пределами пособия оказались сюжеты, связанные с историей Вавилона, Индии, Китая, Рима. Поэтому материалы пособия не заменяют лекционного курса. Однако они позволяют студентам более глубоко изучить, в том числе и самостоятельно, ключевые проблемы становления и развития культуры первобытного общества и древних цивилизаций.

ГЛАВА 1. Культура первобытного общества

Происхождение и становление культуры связаны с происхождением и становлением человека – антропогенезом. Антропогенез есть составная часть биогенеза – процесса происхождения жизни на Земле. Существует две основные точки зрения на проблему происхождения природы и человека.



Креационизм. Первая отражена в концепции креационизма или «творения », согласно которой человек и все живое на земле сотворены некой верховной силой, Богом или богами. Концепция «творения» прослеживается уже в самых древних мифах, созданных в Месопотамии и Египте в 3-м тыс. до н. э. Она отражена в книге «Генезис» («Бытие»), созданной древними иудеями в 1-м тыс. до н. э. и воспринятой христианами как составная часть Библии. В книге говорится о том, что Бог сотворил весь мир и человека за 6 дней. Скоротечность творения выявляет всемогущество Бога. Эту концепцию принял на вооружение и ислам, созданный в Аравии в VII в. н. э.

Поддержанная авторитетом ведущих мировых религий концепция «творения» долго безраздельно господствовала в мире, но в XIX–XX вв. ее позиции были потеснены в Европе, Северной Америке и ряде других стран. Тем не менее, многие люди в этих странах и сегодня привержены концепции «творения», принимая ее более современные версии. Так, например, библейская версия о сотворении мира в течение шести дней получает новый вариант интерпретации, согласно которому библейские «дни» надо понимать как целые эпохи и т. п. Сторонники традиционных взглядов отвергают такие модификации, полагая, что они подрывают версию о всемогуществе Бога. Традиционалисты отвергают саму необходимость аргументации концепции творения, заявляя, что она дается человеку божественным откровением.

Тем не менее, ученые уже в античном мире и в средние века искали рациональные аргументы в пользу концепции «творения». И главный аргумент видели в том, что без признания существования высшего существа, Бога–творца трудно объяснить всю сложность мироздания и мирового порядка. На вопрос, кто создал так сложно и разумно устроенный мир природы, легче всего дать такой ответ: все это создала вышестоящая могущественная сила, которая есть начало всех начал, первопричина всего. Однако при более глубоком рассмотрении, это объяснение порождает вопросы, которые остаются без убедительного ответа. Например: если Бог создал мир, то кто создал Бога? Где обитает Бог? И т. п. И у человека возникает выбор: либо просто верить в то, что Бог создал мир, либо искать какие-то другие объяснения.

Эволюционная теория. Наряду с концепцией «творения» издавна существовала идея становления человека в результате постепенной и долгой эволюции природы. Философы Древнего мира обращали внимание на то, что различные формы жизни на земле проходят постоянно повторяющиеся циклы: рождаются, развиваются и умирают. Это порождало мысль о том, что природа бесконечна и ее развитие идет по единым всеобщим законам. Кроме того, было видно, что природа постоянно создает какие-то новые формы жизни, и развитие идет от простого к сложному. Эти наблюдения вели к возникновению точки зрения, согласно которой человек является результатом длительной эволюции природы, в ходе которой возникли сначала простые формы живых организмов, а затем они становились все более и более сложными.

Некоторые ученые древности удивительно прозорливо наметили основные этапы и последовательность эволюции. Так, древнегреческий философ Анаксимандр (VI в. до н. э.) полагал, что растения, а затем животные, и, наконец, человек возникли из тины на формирующейся Земле. Китайский мудрец Конфуций (VI–V вв. до н. э.) считал, что жизнь возникла из одного источника при помощи постепенного развертывания и разветвления.

В Новое время эти блестящие догадки древних ученых получили развитие и обоснование в рамках эволюционной теории , которая выступает какальтернатива концепции «творения». Вначале ученые не стремились полностью рвать с концепцией Бога–творца и искали компромиссные варианты. Так, в XVII в. французский ученый Декарт признавал роль Бога как творца материи и первопричину ее развития , но далее обосновывал тезис о естественном возникновении Вселенной и ее развитии по законам, присущим самой материи . Нидерландский философ Б. Спиноза отождествил Бога с природой, которую рассматривал как вечную систему, развивающуюся по своим собственным законам (пантеизм ). В XVIII в. Эразм Дарвин (1731–1802) высказал идею о том, что жизнь возникла из одной нити, созданной Богом , а затем эта нить постепенно развивалась вплоть до возникновения человека под влиянием изменяющейся среды в результате наследования приобретенных признаков.

В начале XIX века ведущим представителем эволюционизма был французский зоолог Ж. Б. Ламарк, который объяснял сходные черты, присущие определенной группе животных (например, львам, тиграм и другим представителям породы кошачьих) тем, что они имеют общего предка. Возникшие различия между ними Ламарк объяснял разными условиями жизни. Особая роль в создании эволюционной теории принадлежит Чарльзу Дарвину (1809–1882), автору учения о происхождении различных видов живых существ в результате естественного отбора в ходе борьбы за выживание: те организмы, которые сумели лучше приспособиться к изменяющейся природной среде, имеют больше шансов на выживание и размножение. Менее приспособленные вымирают. Таким образом, Дарвин более четко, чем его предшественники, показал общий механизм биологической эволюции. Вначале Ч. Дарвин также не решался полностью порвать с концепцией Бога–творца, но затем сделал это.

К проблеме происхождения человека первым применил теорию эволюции американский ученый Л. Г. Морган, который в ходе изучения жизни американских индейцев создал концепцию, согласно которой человек прошел три стадии развития: «дикости», «варварства» и «цивилизации». Моргана считают родоначальником антропологии как современной науки.

В ХХ в. ученые проделали огромную работу по обнаружению и изучению древних останков растений, животных и человека. В ходе изучения четко прослеживалась закономерность: в нижних, самых древних, слоях земной коры находятся наиболее примитивные организмы, в верхних слоях появляются все более сложные. Эти свидетельства очень длительного восхождения от простых форм жизни к сложным – главный аргумент в пользу теории эволюции. В результате создана достаточно стройная картина эволюционного биогенеза и антропогенеза, которая выглядит так.

Возраст Земли определяется учеными примерно в 5 млрд. лет. Первые живые организмы (одноклеточные) появились примерно 3 млрд. лет назад. Развитие примитивных организмов привело к появлению растительного, а затем и животного мира (700 млн. лет тому назад). Примерно 200 млн. лет назад появились млекопитающие – класс позвоночных животных, который вскармливал своих детенышей молоком. Примерно 60 млн. лет назад в этом классе сформировался отряд приматов – пятипалых, с большим пальцем, сильно противостоящим остальным (результат жизни на деревьях). Примерно 8 млн. лет назад высшие приматы (дриопитеки), обитавшие в лесах Восточной Африки, дали три ветви, которые привели к появлению шимпанзе, гориллы и человека (Homo).

В процессе становления человека выделяют три главных звена, которые образуют так называемую гоминидную триаду . Первым звеном становления человека стало прямохождение . Изменение климата привело к вытеснению в ряде районов лесов саваннами, и поэтому часть высших приматов встали на задние конечности. Прямохождение освободило передние конечности для разносторонней деятельности и привело к формированию второго звена триады – кисти руки, способной к тонкому манипулированию . Это позволило заниматься более сложной работой и, в свою очередь, вело к развитию третьего звена– мозга – центрального отдела нервной системы животного, что в частности проявилось в нарастании объема черепа. Развитие мозга породило способность к целенаправленной заранее спланированной, т. е. сознательной , деятельности. Эта способность нашла свое выражение в изготовлении орудий труда – орудийной деятельности . Орудийная деятельность отличает человека от других животных. Обезьяна может использовать палки и камни, но не делает из них более удобные орудия труда для повседневного применения, не занимается их постоянным совершенствованием.

Развитие сознания сделало человека способным к абстрактному мышлению: мышлению при помощи образов, закрепленных в языке . Человек оперирует абстрактными понятиями (символами), которыми он обозначает различные предметы и явления. Языкчеловека отличен от языка животных. Последний есть система сигналов, передающих звуковую реакцию на какой-либо непосредственный внешний раздражитель. Например, уловив запах врага, животные подают сигнал тревоги. Речь человека есть инструмент передачи очень сложной информации, которая может быть и не обусловленной непосредственными внешними раздражителями. Язык и мышление неразрывно связаны. Наряду с орудийной деятельностью они отделяют человека от животных. Таким образом, удачное сочетание ряда факторов позволило человеку в процессе борьбы за выживание подняться на самую высокую ступеньку эволюции.

Этапы становления человека (род Homo). В рамках наиболее распространенной классификации непосредственным предшественникомрода Homo считают австралопитека («южная обезьяна»), жившего в южной и восточной Африке IV–V млн. лет тому назад. Строение тазобедренных костей и стопы австралопитеков, характер сочленения позвоночника и головы показывают, что они были прямоходящими . Объем мозга у австралопитека доходил до 500 куб. см.

Первыми представителями рода Homo являются так называемые архантропы – « древнейшие люди». Некоторые ученые полагают, что они появились уже 4 млн. лет назад, но достоверным считается срок 2 млн. лет. Помимо прямохождения главная отличительная особенность архантропов – орудийная деятельность. В число архантропов входят:

1) Хомо хабилис – «человек умелый». Он жил 2 млн. лет назад в Африке в районе озера Танганьика (Танзания), где найдена искусственно обработанная галька. Объем мозга – 500–700 куб. см.

2) Homo erectus – «человек выпрямленный». Он появился в тропической зоне Африки 1,5–2 млн. лет назад. Объем мозга – 800 – 1000 куб. см. Ему принадлежат более совершенные орудия труда – рубила, обточенные с двух сторон камни миндалевидной формы. Из Африки homo erectus перешел в Азию и Европу. Наиболее известные представители:

– питекантроп – обезьяночеловек, найденный на острове Ява в Индонезии;

– синантроп – китайский человек, найден недалеко от Пекина;

– гейдельбергский человек, найденный в Германии.

3)Homo ergaster – «человек ремесленный», который появился 1,5 млн. лет назад и морфологически был ближе к современному человеку.

Новая ступень развития человека – палеоантропы (древние люди). Период расцвета – 200–40 тыс. лет до новой эры. Наиболее известные представители названы неандертальцами по имени первой находки в долине Неандерталь в Германии. Мозг – до 1500 куб. см. Неандертальцев считают первыми представителями «хомо сапиенс» – человека разумного, но, скорее всего, неандерталец – это боковая тупиковая ветвь эволюции.

Последняя ступень антропогенеза – неоантропы (новые люди)– хомо сапиенс сапиенс. Наиболее ранние датировки появления неоантропов – 100 тыс. лет. Появились в Африке. Вероятно, это линия идет от Homo ergaster. Наиболее известный неоантроп – кроманьонец, найденный в гроте Кро–Маньон во Франции. Время появления – 35 тыс. лет. Мозг – 1400 куб. см. С биологической точки зрения кроманьонец однотипен современному человеку. В ходе дальнейшей эволюции до 10-го тыс. идет складывание основных рас, но расы – это географические популяции одного и того же биологического вида неоантропа.

Появление человека разумного стало результатом длительного эволюционного развития, занявшего десятки миллионов лет.


Первые признаки жизни на Земле зародились около 4 млрд. лет назад, в дальнейшем возникли растения и животные, и только примерно 90 млн. лет назад на нашей планете появились так называемые гоминиды, которые были самыми ранними предшественниками Хомо Сапиенс.

Кто такие гоминиды?

Гоминидами называют семейство прогрессивных приматов, ставших прародителями современных людей. Появившись около 90 млн. лет назад, они обитали на территории Африки, Евразии и .

Примерно 30 млн. лет назад на Земле началось глобальное похолодание, во время которого гоминиды вымерли повсеместно, за исключением африканского континента, южной части Азии и Америки. В эпоху миоцена приматы пережили продолжительный период видообразования, в результате чего от них отделились ранние предки людей – австралопитеки.

Кого такие австралопитеки?

Кости австралопитеков были впервые найдены в 1924 году в африканской пустыне Калахари. По мнению ученых, эти существа относились к роду высших приматов и жили в период от 4 до 1 млн. лет назад. Австралопитеки были всеядными и могли перемещаться на двух ногах.


Не исключается, что к концу своего существования они научились пользоваться камнями для раскалывания орехов и других нужд. Примерно 2,6 млн. лет назад приматы разделились на две ветви. Первый подвид в результате эволюции преобразовался в человека умелого, а второй – в австралопитека африканского, впоследствии вымершего.

Кто такой человек умелый?

Человек умелый (Homo habilis) был самым первым представителем рода Homo и существовал на протяжении 500 тысяч лет. Являясь высокоразвитым австралопитеком, он имел достаточно крупный головной мозг (около 650 граммов) и совершенно сознательно изготавливал орудия труда.

Считается, что именно человек умелый сделал первые шаги по подчинению окружающей природы, таким образом перешагнув границу, которая отделяла приматов от людей. Homo habilis обитали в стоянках и для создания орудий труда использовали кварц, который приносили в свое жилище из отдаленных мест.

Новый виток эволюции превратил человека умелого в человека работающего (Homo ergaster), появившегося около 1,8 млн. лет назад. Мозг этого ископаемого вида был гораздо крупнее, благодаря чему он мог изготавливать более усовершенствованные орудия труда и разжигать огонь.


В дальнейшем человека работающего сменил человек прямоходящий (Homo erectus), которого ученые рассматривают уже как непосредственного предка людей. Эректусы могли делать орудия из камня, носили шкуры и не гнушались питаться человечиной, а впоследствии научились готовить еду на костре. В дальнейшем они распространились из Африки по всей территории Евразии, включая Китай.

Когда появился человек разумный?

До сегодняшних дней ученые полагают, что человек разумный заменил человека прямоходящего и его неандертальский подвид примерно 400–250 тысяч лет назад. Согласно исследованиям ДНК ископаемых людей, Хомо Сапиенс произошел из Африки, где около 200 тысяч лет назад проживала Митохондриальная Ева.

Этим именем палеонтологи нарекли последнего общего предка современного человека по материнской линии, от которого людям досталась общая хромосома.

Предком по мужской линии был так называемый «Y-хромосомный Адам», существовавший несколько позже – около 138 тысяч лет назад. Митохондриальную Еву и Y-хромосомного Адама не следует отождествлять с библейскими персонажами, поскольку оба они являются лишь научными абстракциями, принятыми для более упрощенного исследования появления человека.


В целом же в 2009 году после проведения анализа ДНК жителей африканских племен ученые пришли к выводу, что древнейшей человеческой ветвью в Африке были бушмены, ставшие, вероятно, общими прародителями всего человечества.

Предмет: История
Класс: 5
Тема урока по учебно-тематическому плану: Появление “человека разумного”.
Форма урока: Комбинированный урок
Оборудование: Учебник Уколова и др., контурные карты,документы, сравнительная таблица, История Мультимедиа комплекс, ЦОР “История древнего мира 5 классы”, издательство НФПК, ЦОР “История 5-е классы” издательство “Просвещение”, ЦОР “Атлас истории Древнего мира ”, собственная презентация
Цель: Доказать, что “человек разумный” наш современник.
Задачи: Развитие познавательного интереса

Воспитание любви к всеобщей истории и следственно к своей Родине

Формирование навыка работы с исторической картой и историческими источниками

Ожидаемые результаты: самостоятельно продолжить рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объяснить разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнить отличия рас друг от друга и сделать выводы; выявлять закономерность исторического развития; сравнивать и делать логические выводы. Ответить на проблемный вопрос.

Цель урока: доказать, что “человек разумный” - наш современник.

Оборудование урока: карта “Территории государств в древности”, презентация, задания. Макеты орудий труда, подготовленные к уроку.

Опрос Д.З.

  • вопросы №1-3 (3чел)
  • задание №1-3 (устно)

Новый материал.

Назвать цель урока.

Открыть тетради и записать дату и тему урока.

“Появление “человека разумного”. (Слайд №1 )

На каких континентах жил древнейший человек. (Африка, Евразия ) Показать на карте.

Вспомним теории о происхождении человека (божественная, инопланетная, от крупного млекопитающего)

Чарлз Дарвин (Слайд №2)

Что такое эволюция (Слайд №3) Записываем в тетради.

Посмотрим, как происходило развитие человека или антропогенез – антропо (человек) и генез (развитие). (Слайд №4)

Кто изображен Слайд №5 . (южная обезьяна )

Кто изображен Слайд №6 .(обезьяночеловек)

Все вместе они составляли название “человек умелый”.

Когда появился “человек умелый” (ок. 2,5 млн. лет назад)

Какими были главные занятия древнего человека. (Слайд № 7)

Что такое собирательство.

Какой тип хозяйства вел древний человек.(присваивающее)

Почему. (все необходимое для жизни брал из природы )

Что умел изготовлять “человек умелый”. (орудия труда и оружие) (Слайд №8) + макеты орудий

Из какого материала человек изготовлял орудия труда и оружие. (Дерево и камень )

Как называется такой век, в котором орудия и все необходимое делалось из камня. (каменный)

Из скольких периодов состоит каменный век. (трех) Как они называются и что означают? (палеолит, мезолит, неолит)

Что способствовало развитию мышления человека? (труд)

Эволюция продолжалась и на смену “человек умелый” пришел “человек разумный”. (Слайд № 9) Запись в тетради.

К этому типу относятся неандерталец и кроманьонец. Запись в тетради.

Где его родина. Читаем текст с.18 посл.абзац . Неандерталец (Приложение №10 ) получил название по месту первой находки его останков в долине Неандерталь в Германии. У него были сильно развитые надбровные дуги, мощные выдвинутые вперед челюсти с крупными зубами.

Неандерталец не мог отчетливо говорить, так как голосовой аппарат у него был недостаточно развит. Неандертальцы делали орудия из камня, строили примитивные дома. Они охотились на крупных зверей. Их одеждой были звериные шкуры. Хоронили умерших в вырытых могилах. У них впервые появились представления о смерти как о переходе в загробный мир. (Слайд №11 – 14).

Как назывались места, где древние люди по долгу останавливались. (стоянка) (Слайд №15)

Долгое время считалось, что неандертальцы были непосредственными предшественниками человека современного типа. Однако сейчас ученые отказались от данной точки зрения и считают неандертальцев тупиковым видом. Неандертальцы некоторое время жили с другим видом “человека разумного” - кроманьонцем, останки которого впервые были найдены в пещере Кро-Маньон во Франции.

(Слайд № 16)

Есть ли сходство кроманьонца с современным человеком. (Да)

- Кроманьонцы – наши прямые предки. Ученые называют кроманьонцев, как современных людей, “хомо сапиенс, сапиенс”, т.е. “человек разумный, разумный”. Тем самым подчеркивается, что человек является обладателем самого развитого разума на нашей планете.

40-30 тысяч лет назад – появился кроманьонец . (запись в тетради )

Благодаря постоянному труду, объем мозга человека увеличивался. (Слайд №17)

Человек начинает все более осмысленно трудиться, учится говорить и общаться с сородичами.

Ледниковый период. (Слайд №18 ) Запись в тетради.

Во время оледенения в Европе лишь на короткий период земля оттаивала, и на ней появлялась скудная растительность. Но, ее хватало для пропитания – мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, северных оленей.

Как вы думаете, какое занятие становится главным у людей и почему. (Охота, т.к. осталась скудная растительность)

Охота в ледниковый период превращается в важнейшее занятие кроманьонцев. Орудия стали изготовлять не только из камня, но и из кости и рога диких животных.

Кроме этого появились костяные иглы, которыми шили одежду из лисицы, волка, и др. животных. (Слайд №19)

Какими способами охотились древние люди на диких животных. (Слайды №20-22)

Изменилось и жилище. (Слайд №23) Читаем. С 20 посл. Абзац.

Можно ли было охотиться на дикого зверя и строить дома в одиночку. (Нельзя)

Требовались десятки людей, организованных, собранных, дисциплинированных. Люди стали жить родовыми общинами. (Слайд № 24) Запись в тетради.

В такую семью входило несколько больших семей, которые образовывали род. Мужчины сообща охотились. Совместно изготовляли орудия труда и строили жилище. Особым уважение пользовалась женщина-мать. Первоначально родство велось по материнской линии. В местах обитания древних людей часто находят искусно сделанные женские фигурки.

Что делали женщины. (Занимались собирательством, готовили пищу, следили за огнем, сохраняли запасы пищи, шили одежд, и главное – растили детей)

Родом управляли старейшины – наиболее мудрые и опытные члены рода.

Сообщение на тему “Воспитание детей в родовой общине)

Как вы думаете, почему так жестко воспитывали доисторических мальчиков. (это время – время выживания, и от того как ты будешь подготовлен к жизни, зависит будущее тебя и твоих близких)

С появлением кроманьонца стали формироваться человеческие расы. Раса – группа человечества. Всего в мире их существует- три. (Слайд № 25) Запись в тетради.

Чем человеческие расы различаются. (Слайд № 26 – 28) (Цветом кожи, разрезом глаз, цветом и видом волос, длиной и формой черепа).

Вывод: расы различаются только внешними признаками. Все расы обладают равными возможностями для развития.

Закрепление.

Задание №4. Группами и все вместе.

Вернемся к цели нашего урока. Вспомните, сегодня на уроке мы с вами говорили, что ученые называют кроманьонца и современных людей – “хомо сапиенс”,

“человек разумный”. Докажите почему? (внешний облик; человек приобрел качества, которые стали отличать от животного мира: сознание, труд, речь, общение)

(Слайд № 29)

Оценки за урок:

IV. Домашнее задание.

& 4 (в.1,2 у.); творческое задание. “Я – писатель”

Задание №1.

Вставьте недостающие слова.

А) Древнейшие люди жили на земле более ________ лет назад.

Б) Главным отличием древнейших людей от животных было ________.

В) Древнейшими орудиями труда были: ______________.

Г) У древнейших людей было два главных способа добывания пищи _________.

Задание №2.

Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?

В гроте Тешик -Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади – 2, медведя – 2, горного козла – 767, леопарда – 1.

Задание №3.

Продолжи рассказ. Почему старейшина так поступил?

“… Крек рассказал всё, что с ними случилось, почему они не могли во время вернуться в пещеру. Он попробовал разжалобить стариков.

Мы надеялись раздобыть много пищи для всех, - задыхаясь, закончил мальчик свой рассказ, - и только потом я покинул пещеру. Уходя, я позаботился о том, чтобы огонь не погас, а прожил бы до нашего возвращения.

Огонь умер… - проворчал один начальник. – И пусть он будет отомщён.

Крек и Ожо растерянно озирались кругом. Дикие крики, взывавшие о мести, становились всё громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах старейшин и охотников. Все лица были искажены отчаянием и яростью, во всех взглядах светилась свирепая решимость.

Старший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и …”.

Задание №4.

Заполни таблицу, отметив знаком “+” членов родовой общины, которые выполняли перечисленные дела и обязанности. Подчеркни ту работу, которую мужчины, женщины и дети делают и в наши дни.

Дела и обязанности Мужчины Женщины Дети Старейшина
1 Рыть ямы и ловушки
2 Строить жилища
3 Изготавливать орудия труда
4 Шить одежду
5 Готовить пищу
6 Поддерживать огонь
7 Растить детей
8 Собирать фрукты, орехи, сладкие корешки
9 Проверять запасы пищи
10 Учить делать орудия труда
11 Рассказывать предания рода

Задание №5.(Домашнее задание)

Первый, самый протяженный отрезок первобытной истории является одновременно периодом антропогенеза - формирования современного физического типа человека, соединенного с развитием его социальности и культуры (социокультурогенез). Он

завершается появлением людей, внешне почти неотличимых от нынешних жителей Земли. С этого времени все человечество представлено подвидом Homo sapiens sapiens вида Homo sapiens (Человек разумный)

семейства гоминид, которое входит в отряд приматов. К гоминидам относятся современные и ископаемые люди. Одни ученые включают в семейство и двуногих ископаемых приматов, другие выделяют их в самостоятельное семейство. Последние известны по останкам из Южной и Восточной Африки и названы австралопитеками . Около 5 млн лет назад австралопитеки уже отделились от непрямоходящих приматов. Строением черепа они напоминали шимпанзе, но имели более крупный (примерно на 20-30%) мозг. Их гоминизация была вызвана переходом от жизни во влажных тропических лесах к условиям степей и саванн.

Австралопитеки были предками (скорее всего, непрямыми) первых людей - архантропов, которые появились около 2 млн лет назад. Древнейший из архантропов именуется Homo habilis (Человек умелый). Его мозг еще более увеличился, передняя часть черепа укоротилась и преобразовалась в лицо, зубы уменьшились, держался он прямее, чем двуногие обезьяны. (Сменивший его около 1,6 млн лет назад Homo erectus - Человек прямоходящий - по этим признакам еще ближе к нам.) Назвав самого древнего человека умелым, его открыватели стремились подчеркнуть культурное отличие людей от обезьян. Хабилисы уже изготавливали простейшие орудия труда, а не только пользовались камнями и палками, как обезьяны. Их изделия - оббитые гальки: камень превращался в грубое орудие несколькими ударами с одной стороны.

Индустрия галек - первая археологическая культура каменного века, иногда называемая дошелльской, а иногда олдувайской - по имени ущелья в Танзании, где английский ученый Л. Лики сделал выдающиеся антропологические открытия. Однако деятельность по изготовлению орудий придает хабилису человеческий статус отнюдь не столь прямо и однозначно, как может показаться на первый взгляд. Первые обработанные камни -древнее орудие первых людей. Они изготовлены австралопитеками. Очевидно, эти прямоходящие приматы пользовались палками, камнями, а в некоторых случаях могли обрабатывать их. Граница, отделяющая первых людей от последних прямоходящих обезьян, достаточно зыбка и условна. Похоже, что носителями культуры галек были те и другие. Длительное

время они сосуществовали, образовав переходную между обезьяной и человеком зону, где переплетаются различные ветви антропогенеза.

Восточноафриканские гоминиды бродили мелкими группами, поедая съедобные растения и охотясь на небольших животных. Люди постепенно расширяли преимущества, которые давали использование рук и прямохождение. Они лучше, чем высшие обезьяны, манипулировали предметами, дальше передвигались, звуковые сигналы, которыми они обменивались друг с другом, были точнее и разнообразнее. Имея развитые конечности и сложный мозг, архантропы могли совершенствовать инструментальные, ориентировочно-познавательные, коммуникативные и групповые навыки, выработанные высшими приматами. В сущности, первые люди не изобрели ничего принципиально нового по сравнению с тем, чем пользовались их соседи по африканской саванне. Но они неуклонно выделяли из общего фонда адаптивного поведения древнейших гоминид инструмен­тальные и социально-коммуникативные компоненты, строя, таким образом, культуру в дополнение к биологии. Останки австралопитеков сопровождаются орудиями труда спорадически, останки первых людей - постоянно.

Около миллиона лет назад африканские архантропы начали переселяться в Европу и Азию. Вторая археологическая культура палеолита, шелльская (700-300 тыс. лет назад), пополнила технический инвентарь человека важной новинкой - ручным рубилом. Это камень миндалевидной формы, оббитый с двух сторон, утолщенный у основания и заостренный с другого конца. Рубило - универсальный инструмент, им можно обрабатывать камень и дерево, копать землю, дробить кости. Такие орудия находят в Африке, Европе, Юго-Западной и Южной Азии. Их изготовители - представители разновидности Homo erectus, расселившиеся далеко от африканского очага антропогенеза. Не исключено, что они встретились там с местными гоминидами. Возможно, что к ним относился питекантроп , останки которого найдены на о. Ява (Индонезия). Это было прямоходящее существо с крупным (около 900 см 3), сложным мозгом. У поздних популяций человека прямоходящего его объем возрастает до 1000-1100 см 3 . Таков синан -268

троп , кости которого обнаружили в пещере Чжоукоудянь (недалеко от Пекина). Он представляет следующую палеолитическую культуру - ашельскую (400-100 тыс. лет назад). Набором орудий и антропологическим обликом ашельцы близки к предшественникам, но жить им пришлось в ледниковый период, а поэтому - обживать пещеры, пользоваться огнем и коллективно охотиться на крупных парнокопытных животных.

Около 300 тыс. лет назад популяции поздних архантропов начинают вытесняться новым видом - человеком с признаками Homo sapiens. Вид «Человек разумный» разделяется на два подвида: Homo sapiens neanderthalensis (неандертальцы) и Homo sapiens sapiens (Человек разумный разумный). Неандертальцы (палеоантропы) , жившие примерно 300-400 тыс. лет назад, были меньше ростом и коренастее современного человека, имели выступающие надбровные дуги и мощные передние зубы, но объемом мозга не отличались от современного человека. Неандертальцы создали мустьерскую культуру, значительно превосходившую разнообразием орудий предшествовавшие. Обитали они в пещерах и под открытым небом, но могли сооружать жилища из костей мамонтов и шкур. Очень интересна проблема появления духовной культуры у неандертальцев. Основанием для ее постановки служат захоронения мустьерцами умерших, где находят во множестве медвежьи кости. Эти археологические факты позволяют начать дискуссию о первых религиозных верованиях. Однако вести ее трудно из-за отсутствия изображений и знаков в мустьерской культуре. То же относится и к языку неандертальцев. По-видимому, неразвитость гортани препятствовала появлению у них членораздельной речи. Неандертальцы изъяснялись жестами, но, конечно, предположить в палеолите подобие языка глухонемых невозможно.

Соотношение примитивного и современного человека

Как показывает молекулярный анализ, неандертальцы не были прямыми предшественниками Человека разумного разумного. Сейчас принято считать, что он пришел из Африки, где самые ранние его следы появились около 100 тыс. лет назад. В Евро-

пе он обосновался 30-40 тыс. лет назад, вытеснив неандертальцев и в незначительной степени скрестившись с ними. Мустьерской культурой заканчивается ранний палеолит (некоторые исследователи выделяют ее в средний палеолит), и начинается поздний (верхний) палеолит. В придачу к орудиям появляются изображения, и культура приобретает более привычный нам, «полный» характер 1 .

С конца 1950-х гг. антропологические открытия в Восточной Африке неуклонно расшатывали слишком упрощенные представления об очеловечивающей роли труда и линейные схемы антропогенеза. Возраст человека пришлось удлинить по крайней мере на миллион лет, а вместо классической последовательности австралопитеки - питекантропы -синантропы -неандертальцы - кроманьонцы вырисовывается контур многоветвистого эволюционного древа высших приматов. Сейчас понятно, что помимо линии, ведущей к современному человеку, были и самостоятельные ветви ископаемых гоминид, рас­полагавших орудиями труда и, возможно, другими элементами культуры. Можно предположить, что эти боковые побеги антропогенеза имеют относительно

самостоятельный и завершенный характер, но тогда едва ли возможно трактовать их только как эволюционные предпосылки современного человека или как пробы и ошибки на пути к нему. Напрашивается важная теоретическая дилемма: существует ли культура только в единственном числе как атрибут Человека разумного или можно говорить о множественности культур, имеющих других авторов? Культура или культуры?

1 Следует заметить, что рассуждения о культуре полного или неполного состава имеют смысл только в сравнении с творениями человека современного типа. Достижения других биологических видов и подвидов при этом рассматриваются как шаги на пути к известному эволюционно-историческому результату, а их способность создать самостоятельные нетупиковые культуры отвергается. Однако, объявляя культуру человека современного физического типа константой, мы обедняем возможности, скрытые в качественно изменившихся за последние десятилетия данных по антропогенезу, а равно и в революционизирующих с другого конца знания о человеке достижениях молекулярно-генетических технологий. Напротив, признавая относительно самостоятельный характер досапиентных и раннесапиентных стадий эволюции, мы вносим научную основательность в дискуссию.

Пока только культура Человека разумного (точнее, его подвида - Человека разумного разумного) дает определения собственно культуры в качестве родового термина, являясь одновременно и родом, и видом. Но, во-первых , искусственную среду творят и в ней существуют не только прямоходящие приматы. Разумеется, у «венца природы» сейчас нет соперников в переустройстве планеты, однако развитые негоминидные культуры теоретически возможны. Во-вторых, к таким поискам подталкивают упомянутые антропологические открытия последних десятилетий. В-третьих , техноэволюция стреми­тельно приближает пору искусственного, заданного преобразования биологии. До XXI в. телесно-видовая конструкция, приобретенная человечеством на рубеже позднего палеолита, считалась неизменной. Сейчас преобразовательный порыв цивилизации перенесен с природы внешней на собственную фактуру человека. Изменение пола, создание искусственных органов, клонирование, вторжение в генетический код организма - речь идет о трансформации биологического естества Homo sapiens"а и, возможно, о возобновлении эволюции, «уснувшей» 40 тыс. лет назад.

На протяжении длительного времени в антропогене биологические факторы и закономерности постепенно вытеснялись социальными, что обеспечило, наконец, появление в верхнем палеолите человека современного типа – Homo sapiens, или человек разумный. В 1868 году в пещере Кро-Маньон во Франции было обнаружено пять человеческих скелетов вместе с каменными орудиями и просверленными раковинами, поэтому Homo sapiens еще часто называют кроманьонцами. До появления человека разумного на планете существовал другой гуманоидный вид, называемый неандертальцами. Они заселяли практически всю Землю и отличались крупными размерами, серьезной физической силой. Объем их мозга был практически как у современного землянина – 1330 см3.
Неандертальцы жили в эпоху великого оледенения, поэтому им приходилось носить одежду, изготовленную из звериных шкур, и укрываться от холодов в глубине пещер. Единственным их соперником в природных условиях мог быть только саблезубый тигр. У наших предков были сильно развиты надбровные дуги, они обладали мощной выдвинутой вперед челюстью с крупными зубами. Останки, найденные в палестинской пещере Эс-Схул, на горе Кармел, со всей очевидностью говорят о том, что неандертальцы – предки человека современного типа. В этих останках сочетаются как древние неандертальские черты,так и особенности, характерные уже для современного человека.
Предполагается, что переход от неандертальца к человеку нынешнего типа происходил в наиболее благоприятных в климатическом отношении регионах земного шара, в частности, в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, Крыму и на Кавказе. Последние исследования показывают, что неандерталец некоторое время жил даже одновременно с кроманьонцем – прямым предшественником современного человека. Сегодня неандертальцев принято рассматривать как своеобразную боковую ветвь эволюции Homo sapiens.
Кроманьонцы появились около 40 тыс. лет тому назад в Восточной Африке. Они заселили Европу и в течение весьма непродолжительного периода полностью вытеснили неандертальцев. В отличие от своих предков, кроманьонцы отличались большим деятельным мозгом, благодаря которому в короткий промежуток времени сделали невиданный шаг вперед.
Поскольку человек разумный жил во многих регионах планеты с различными природными и климатическими условиями, это наложило определенный отпечаток на его внешний облик. Уже в эпоху верхнего палеолита стали развиваться расовые типы современного человека: негройдно-австралоидная, европейско-азиатская и азиатско-американская, или монголоидная. Представители различных рас отличаются цветом кожи, разрезом глаз, цветом и видом волос, длиной и формой черепа, а также пропорциями тела.
Важнейшим занятием для кроманьонцев стала охота. Они научились делать дротики, наконечники и копья, изобрели костяные иглы, с их помощью сшивали шкуры лис, песцов и волков, а также начали строить жилища из костей мамонта и других подручных материалов.
Для коллективной охоты, строительства жилища и изготовления орудий люди стали жить родовыми общинами, состоявшими из нескольких больших семей. Женщины считались ядром рода и были хозяйками в общих жилищах. Разрастание лобных долей человека способствовало усложнению его общественной жизни и разнообразию трудовой деятельности, обеспечило дальнейшую эволюцию физиологических функций, двигательных навыков и ассоциативного мышления.

Постепенно совершенствовалась техника производства орудий труда, увеличивался их ассортимент. Научившись пользоваться преимуществами своего развитого интеллекта, человек разумный стал полновластным хозяином всего живого на Земле. Помимо охоты на мамонтов, шерстистых носорогов, диких лошадей и бизонов, а также собирательства, Homo sapiens освоил и рыболовство. Менялся и образ жизни людей – началось постепенное оседание отдельных групп охотников и собирателей в обильных растительностью и дичью лесостепных районах. Человек научился приручать животных и одомашнивать некоторые растения. Так появилось скотоводство и земледелие.
Оседлый образ жизни обеспечил быстрое развитие производства и культуры, что привело к расцвету жилищного и хозяйственного строительства, изготовлению разнообразных орудий труда, изобретению прядения и ткачества. Начал складываться совершенно новый тип хозяйствования, и.люди стали меньше зависеть от капризов природы. Это привело к увеличению рождаемости и распространению человеческой цивилизации на новых территориях. Изготовление более совершенных орудий труда стало возможным благодаря освоению золота, меди, серебра, олова и свинца примерно в IV тысячелетии до нашей эры. Происходило общественное разделение труда и специализация отдельных племен в производственной деятельности в зависимости от тех или иных природно-климатических условий.
Делаем выводы: в самом начале эволюция человека происходила очень медленными темпами. Понадобилось несколько миллионов лет, прошедших с момента возникновения древнейших предков, чтобы человек достиг этапа своего развития, на котором научился создавать первые наскальные рисунки.
Но с появлением на планете Homo sapiens все его способности начали стремительно развиваться, и за сравнительно небольшой промежуток времени человек превратился в господствующую форму жизни на Земле. Сегодня наша цивилизация уже достигла отметки в 7 млрд людей и продолжает расти. При этом по-прежнему работают механизмы естественного отбора и эволюции, однако эти процессы медленны и редко поддаются прямому наблюдению. Возникновение Homo sapiens и последовавшее за этим стремительное развитие человеческой цивилизации привели к тому, что природа постепенно начала использоваться людьми для удовлетворения их собственных потребностей. Воздействие людей на биосферу планеты произвело в ней существенные перемены – изменился видовой состав органического мира в окружающей среде и природе Земли в целом.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта