Все люди, хоть раз в жизни, да допускают речевые ошибки. Примеры исчисляются тысячами, особенно если это касается русского языка, который, как известно, отличается богатством и разнообразием. Но говорить нужно грамотно, потому лучше заниматься развитием своей речи. Для собственного развития стоит узнать, какие виды речевых ошибок существуют и что нужно делать, чтобы избежать их употребления.
Речь - это абстрактная категория, которую непосредственно воспринять никак не получится. Также это важный показатель человеческой культуры, мышления и, конечно же, интеллекта. Разговаривая, можно познать многие вещи, разобраться в сложностях, связанных с обществом, природой, и передать полученную информацию коммуникативным путём. Но ошибки делают все - как в устной, так и в И чтобы добиться совершенства в плане знания русского языка, надо распознавать все ошибки - начиная стилистическими, заканчивая речевыми. И для начала хотелось бы затронуть тему понятий. Что собой представляют в русском языке? Это отклонение от существующих Можно спокойно жить, не зная о них, однако насколько будет эффективно общение такого человека с остальными - это вопрос. Он просто может быть неправильно понят.
Стоит вкратце перечислить виды речевых ошибок, которые существуют в русском языке. Итак, это произносительные, лексические, фразеологические, стилистические, орфографические, морфологические, пунктуационные и, наконец, синтаксические. К первым из перечисленных относятся те ошибки, которые допущены из-за нарушения орфоэпии. Самые часто встречающиеся речевые ошибки в русском языке. Если человек говорит вместо “почти” слово “пошти”, путает ударения (“а́лкоголь” - “алкого́ль”), сокращает “тысячу” до “тыщи” - это значит то, что он допускает такие помарки, которые для носителя языка являются позорными.
Говоря про типы речевых ошибок, нельзя не затронуть вниманием лексические. Они также встречаются довольно часто. К таковым относятся те помарки, которые случаются из-за употребления фраз или слова в том значении, что является для них несвойственным. искажается морфемная форма слов, а также правила смыслового согласования. Кстати, в лексикологии также существует классификация речевых ошибок. Есть три типа. К первому относится смешение тех слов, которые близки между собой по значению. Некоторые умудряются выразиться таким образом: “Я пешком постою”. Второй вид - это смешение тех слов, что близки по звучанию. Встречается довольно часто: одинарный - ординарный, кларнет - корнет, эскалатор - экскаватор и т.д. И наконец, третий вид ошибок - это смешений слов, которые близки и по звучанию, и по значению. Часто путают адресанта с адресатом, а дипломанта с дипломатом. Нельзя не сказать об “авторских” ошибках. Если быть точнее, то о сочинительстве несуществующих слов. Например, “грузинец”, “мотовщик”, “героичество” и т.д.
Нарушение смысла предложения путём введения в него неподходящего слова - это тоже частые речевые ошибки. Примеры можно взять из повседневной жизни: “Я поднимаю этот тост”. Так говорить нельзя, ведь “поднять” - значит переместить что-то. А тост - это торжественные слова. Их поднять никак не получится. Потому лучше в данном случае либо “тост” заменить словом “бокал” либо же вместо “поднимаю” сказать “произношу”. В обоих случаях будет и грамотно, и логично. Кстати, на этом же примере можно понять, как определить речевую ошибку и что нужно сделать, чтобы избежать её вообще. Перед тем как произнести фразу, в правильности которой есть сомнения, следует вспомнить значение слов, участвующих в её построении. Как в случае с приведенным примером. Также часто встречаются в речи тавтологии и так называемые плеоназмы. К последним относятся сочетания двух слов, являющихся полностью идентичными. Самый яркий пример - это фраза “огромный мегаполис”. Лучше сказать “большой город”. Ведь “мегаполис” так и переводится, потому не нужно сюда добавлять определение “огромный”. Анализируя, таким образом, всё, что хочется произнести, получится избежать массы ошибок. К тому же такие тренировки развивают речь и мышление. И наконец, тавтология. Тут всё просто: “видел видео”, “стрелял стрелами”, “задала задание”, “сделал дело” и т.д. Тут спасают синонимы - можно заменить одно слово на другое - и фраза уже будет смотреться более логично.
Предложения с речевыми ошибками, относящимися к морфологическим, можно слышать каждый день - на рынке, в метро, на улице, в магазине. Речь идёт о неправильном образовании того или иного слова. Людям, которые хорошо владеют русским, такие “перлы” режут слух. Допустим, “сыграй на пианине”, “там было дешевше”, “одна джинса”, “тот полотенец” и т.д. В данном случае нужно просто заучивать слова, чтобы не употреблять в неправильной форме. заключаются в неправильном сочетании слов. “Чтение Есенина произвело огромное впечатление” - тут возникает логичный вопрос, читали его произведения, или же читал сам Сергей Александрович? Или, например, такое предложение: “На полке стоят много банок” - тут явное неправильное согласование. И таких примеров масса. Некоторые люди так говорят случайно, в спешке, другие - из-за незнания. В любом случае стоит исправлять себя, чтобы собеседник не посчитал своего оппонента безграмотным.
Грамматические и речевые ошибки люди совершают не только в процессе живого общения. Многие допускают помарки во время переписок, составления отчетов, написании текстов. К таковым относятся Их человек допускает из-за того, что он не знает, как нужно переносить, писать или сокращать слова. Забывают ставить две “нн” вместо одной, вместо “о” пишут “а”, пренебрегают мягкими знаками в окончаниях глаголов на “ш”. Ошибки могут быть незначительными (допустим, человек пропустил букву, промахнувшись мимо клавиши), а существуют и откровенные несуразицы. Был даже случай, когда школьник допустил в слове “ёж” четыре ошибки, написав “иошь”. Однако это ребёнок, который только учится, а когда взрослые, состоявшиеся личности совершают абсурдные помарки, это как минимум странно. Потому нужно следить за своей речью, чтобы, как говорится, не попасть впросак.
Наша речь должна быть логичной - это известно всем. Потому надо стараться не нарушать причинно-следственные отношения, не пропускать звена в своих объяснениях, не переставлять части предложения и, конечно же, не “бежать” вперёди своей мысли. Чтобы понятно изъясняться, нужно преподносить информацию такой, какой её могут усвоить собеседники. Это не так трудно, нужно просто сконцентрироваться на своей мысли.
Были рассмотрены многие речевые ошибки, примеры которых наглядно показывают, в чём именно заключается тот или иной недочет. Но на самом деле видов подобных “помарок” намного больше, расширенная классификация речевых ошибок, соответственно, более объемна. Взять, к примеру, ошибки, заключающиеся в неоправданном употреблении определенных слов. “Благодаря тебе он заболел” - предложения, подобные этому, встречаются очень часто. Употребление слова “благодаря” здесь невозможно, поскольку оно несет совершенно иную эмоциональную окраску. А порой люди допускают такие ошибки, которые даже звучат смешно. Например, “«Нос» Гоголя наполнен глубоким смыслом” или “Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы” - очень неудачно употреблены местоимения. Кстати, к речевым ошибкам также можно отнести бедность лексики человека. Обычно это объясняется его небольшим словарным запасом. Он часто употребляет одни и те же слова, много повторяется. Этого тоже надо избегать.
Рассмотрев таковых и выяснив природу их возникновения, можно понять, что грамотно разговаривать - это не так-то просто. А ведь практически каждый человек хочет изъясняться так, чтобы его понимали. Для этого нужно постоянно работать над собой и своей речью, развивая её. Как предупредить речевые ошибки? Для этого нужно читать художественную литературу, посещать выставки, музеи и театры, разговаривать с умными и образованными личностями. Всё это нужно, чтобы расширить свой словарный запас и набраться опыта в плане употребления тех или иных слов. Кстати, между подобным развитием речи и изучением иностранного языка можно провести параллель. Ведь все знают, что человек, попадая в языковую среду, усваивает его лучше. В данном случае то же самое - больше общаясь с грамотными людьми и уделяя время культурным мероприятиям, можно стать образованнее.
Виды речевых ошибок
Разновидности речевых недочетов |
Примеры |
1. Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мой брат стал дипломатом международного конкурса исполнителей |
2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом |
Сейчас производятся экономические электроприборы – они потребляют мало электроэнергии |
3. Нарушение лексической сочетаемости |
Причинять радость, уделять заботу |
4. Употребление лишнего слово (плеоназм) |
Окружить вокруг, старые ветераны |
5. Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология) |
Учитель учит учеников, в следующей картинке прослеживается |
6. Неудачное употребление личных и указательных местоимений |
Девочка взяла тарелку, подошла к собаке и положила ее на пол |
7. Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм |
Птичка лежала на траве, и дрожит всем телом |
8. Повторение одного и того же слова |
Автор пытается показать нам разницу между Родиной и родными местами. Любовь к Родине начинается с ее культуры. |
9. Употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски |
Этот роман реально является одним из лучших романов Толстого. |
Грамматические ошибки – это нарушение норм слово- и формообразования, а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Разновидности грамматических ошибок |
Примеры |
|
Словообразовательные |
Ошибочное словообразование |
Заимообразный, назади, надсмехаться |
Морфологические |
1. Ошибки в образовании форм существительного |
Наши инженерА, много банан и мандарин, светлая тюль |
2. Ошибки в образовании форм прилагательного |
Более красивые, самый ярчайший, слаже |
|
3. Ошибки в образовании форм местоимений |
Всехние работы, в ихнем доме, оставил приём |
|
4. Ошибки в образовании форм глаголов |
Дерзю, пылесосю, выжгет |
|
Синтаксические |
1. Нарушение согласования 2. Нарушение управления 3. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом 5. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом 6. Ошибки в построении предложения с однородными членами 7. Ошибки в построении сложного предложения 8. Смещение прямой и косвенной речи |
Это была известная депутат Сергеева. Я не имею ни малейшее понятие о происшедшем. Двадцать один человек пришли на собрание. Открыв окно, начался дождь Глухо шумело море, взволнованное бурей, начавшейся еще утром. Классный руководитель рассказывал об успеваемости выпускников, их поведении и почему они так плохо учатся.
|
Логические ошибки (Л) – связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
|
КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ
Шерстобитова И.А., доцент кафедры гуманитарного образования СПб АППО
Белокурова С.П., методист ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Гвоздинская Л.Г., зав. центом гуманитарного образования СПб АППО
Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
|
КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ
Шерстобитова И.А., доцент кафедры гуманитарного образования СПб АППО
Белокурова С.П., методист ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Гвоздинская Л.Г., зав. центом гуманитарного образования СПб АППО
Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
|
КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ
Шерстобитова И.А., доцент кафедры гуманитарного образования СПб АППО
Белокурова С.П., методист ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Гвоздинская Л.Г., зав. центом гуманитарного образования СПб АППО
Фактические ошибки (Ф) – разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания).
|
Этические ошибки (Э) – нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.
|
Виды речевых ошибок
Речевые ошибки - это нарушение законов употребления в речи языковых единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций.
Разновидности речевых недочетов |
|
1. Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мой брат стал дипломатом международного конкурса исполнителей |
2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом |
Сейчас производятся экономические электроприборы - они потребляют мало электроэнергии |
3. Нарушение лексической сочетаемости |
Причинять радость, уделять заботу |
4. Употребление лишнего слово (плеоназм) |
Окружить вокруг, старые ветераны |
5. Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология) |
Учитель учит учеников, в следующей картинке прослеживается |
6. Неудачное употребление личных и указательных местоимений |
Девочка взяла тарелку, подошла к собаке и положила ее на пол |
7. Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм |
Птичка лежала на траве, и дрожит всем телом |
8. Повторение одного и того же слова |
|
9. Употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски |
Этот роман реально является одним из лучших романов Толстого. |
Виды грамматических ошибок
Грамматические ошибки - это нарушение норм слово- и формообразования, а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Разновидности грамматических ошибок |
||
Словообразовательные |
Ошибочное словообразование |
Заимообразный, назади, надсмехаться |
Морфологические |
1. Ошибки в образовании форм существительного |
Наши инженерА, много банан и мандарин, светлая тюль |
2. Ошибки в образовании форм прилагательного |
Более красивые, самый ярчайший, слаже |
|
3. Ошибки в образовании форм местоимений |
Всехние работы, в ихнем доме, оставил приём |
|
4. Ошибки в образовании форм глаголов |
Дерзю, пылесосю, выжгет |
|
Синтаксические |
1. Нарушение согласования 2. Нарушение управления 3. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом 5. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом 6. Ошибки в построении предложения с однородными членами 7. Ошибки в построении сложного предложения 8. Смещение прямой и косвенной речи |
Это была известная депутат Сергеева. Я не имею ни малейшее понятие о происшедшем. Двадцать один человек пришли на собрание. Открыв окно, начался дождь Глухо шумело море, взволнованное бурей, начавшейся еще утром. Классный руководитель рассказывал об успеваемости выпускников, их поведении и почему они так плохо учатся. Всё сопровождается картинами природы, что делает Татьяна. Онегин говорит, что «я выбрал другую, когда б я был, как ты, поэт». |
Виды логических ошибок
Логические ошибки - это нарушение последовательности (логики) изложения.
Логические ошибки состоят в нарушении правил логического мышления. К этому типу ошибок относятся следующие недочеты в содержании работы: 1) нарушения последовательности высказывания; 2) отсутствие связи между частями и предложениями; 3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли; 4) раздробление одной микротемы другой микротемой; 5) несоразмерность частей высказывания; 6) отсутствие необходимых частей; 7) перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); 8) неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).
Что же такое речевые ошибки? Это любые случаи отклонения от языковых норм, которые являются действующими. Человек без знания этих законов может нормально работать, жить, выстраивать коммуникации с другими. Однако в определенных случаях эффективность при этом может страдать. Возникает риск быть понятым превратно или недопонятым. В этих и других случаях просто необходимо знать, какие существуют ошибки и как с ними бороться.
Исправить речевые ошибки в предложениях бывает не всегда просто. Для того чтобы понять, на что именно обратить внимание, составляя то или иное устное высказывание или письменный текст, мы создали эту классификацию. Прочитав данную статью, вы узнаете, какие именно недочеты необходимо будет исправить, когда перед вами стоит такая задача.
Классифицируя речевые ошибки, было бы логично при этом считать основополагающим критерием единицу языкового яруса - ту, нормы написания, образования, функционирования которой были нарушены. Выделяются при этом следующие уровни: слова, словосочетания, предложения и текст. Классификация речевых ошибок была создана при использовании этого разделения. Так будет удобнее запомнить различные их виды.
Слово является важнейшей единицей языка. Именно оно отражает происходящие в обществе изменения. Слова не только называют явление или предмет, но и выполняют при этом эмоционально-экспрессивную функцию. Поэтому, выбирая, какие из них уместны в том или ином случае, следует обращать внимание на стилистическую окраску, значение, сочетаемость, употребительность, поскольку нарушение хотя бы одного данного критерия может привести к появлению речевой ошибки.
Здесь можно отметить орфографические ошибки, то есть нарушение орфограмм, существующих в современном русском языке. Их перечень известен, поэтому подробно останавливаться на этом не будем.
На уровне слова существуют также словообразовательные речевые ошибки, то есть нарушение различных норм словообразования русского литературного языка. К ним относятся следующие виды:
Все это типы речевых ошибок, которые относятся к словообразовательным.
Имеются также и другие разновидности неправильного употребления слов. Встречаются в русском языке, кроме словообразовательных, и грамматические, и речевые ошибки. Их следует уметь различать. Грамматические ошибки - это неправильное образование различных форм, нарушение у разных частей речи свойств формообразовательной системы. К ним можно отнести следующие разновидности:
Следующий вид ошибок составляют лексические, то есть нарушение различных лексических норм, лексико-семантической сочетаемости и норм словоупотребления. Они проявляются в том, что нарушается сочетаемость (реже - у предложения, чаще всего - на уровне словосочетания).
Это может быть употребление несвойственного слову значения. Такая речевая ошибка допущена в предложении "Все стены комнаты были покрыты панелями" (нельзя в этом контексте использовать слово "покрыты"). Еще один пример: "Роскошный (то есть живущий в роскоши) был помещик Троекуров".
Следует отметить здесь же нарушение лексико-семантической сочетаемости некоторого слова: "Светлое стояло небо" ("стоять" в значении "иметь место" можно употреблять лишь по отношению к погоде), "Лежали на поляне лучи солнца" (правильно: "освещали поляну"). Подобный тип ошибок в первую очередь затрагивает глагол.
Кроме этого, можно выделить приписывание некоторого переносного значения не имеющему его слову: "Натруженные руки этого человека утверждают, что ему приходилось много работать".
Употребление синонимов также может быть неправильным. Это речевые ошибки, примеры которых выглядят следующим образом: "Маяковский применяет в своем творчестве сатиру" (вместо "использует"), "Широко расставив ноги, мальчик смотрит на футбольное поле, на котором бьются игроки" (правильно - "борются"). Здесь же выделим смешение значений паронимов: "Удивительно поднялись его брови" (вместо "удивленно"), "Произведение это - типичный образ фантастического жанра (верно - "образец"). Дополним виды речевых ошибок многозначностью, в предложении не снимаемой: "Всего лишь несколько дней в году живут эти озера".
Следует при выборе слова учитывать не только его значение в литературном языке, но также и лексическую сочетаемость. Сочетаться могут далеко не все слова. Это определяется их семантикой, эмоциональной окраской, стилистической принадлежностью, грамматическими свойствами и др. Когда трудно определить, можно ли использовать вместе те или иные слова, следует обратиться к словарю сочетаемости. Это поможет избежать ошибок на уровне словосочетаний, предложений, а также текстовом.
Ошибки на этом уровне имеют место, когда наблюдается нарушение различных синтаксических связей. Например, согласования: "Я хочу научить всех волейболу - этому хорошим, но одновременно тяжелым спортом" (хорошему, тяжелому спорту). Управления: "ощущаю жажду к славе", "поражаюсь его силой", "набраться силами". Может нарушаться связь между сказуемым и подлежащим: "Ни жара, ни лето не вечно (используется вместо формы мн. ч. "вечны" форма единственного). Все это - виды речевых ошибок на уровне словосочетания.
На этом уровне можно выделить синтаксические и коммуникативные. Рассмотрим подробно эти речевые ошибки в русском языке.
Это может быть неоправданная парцелляция, нарушение структурных границ. В качестве примера можно привести следующие предложения с речевыми ошибками: "Отправился Сережа на охоту. С собаками", "Вижу. Мои собаки носятся по полю. Гоняют зайца". К синтаксическим ошибкам отнесем и нарушения в построении различных однородных рядов: выбор разных форм в ряду однородных членов: "Она была гладко причесана, румяной". Еще одна разновидность - различное их структурное оформление, например, как придаточного и как второстепенного предложения: "Я хотел вам рассказать о случае с тем человеком и почему он поступил так (правильно "и о его поступке"). Может быть также смешение косвенной и прямой речи: "Она сказала, что обязательно буду бороться (здесь подразумевается один и тот же субъект - "она", правильно - "будет"). Нарушение в придаточном и главном предложениях видо-временной соотнесенности сказуемых или однородных членов: "Она идет и сказала", "Когда девочка спала, то видит сон". И еще одна разновидность - отрыв от определяющего слова придаточного: "Одна из работ перед нами висит, которая называется "Весна".
Следующий раздел - коммуникативные ошибки, то есть нарушение различных норм, которые регулируют коммуникативную организацию некоторого высказывания. Они бывают следующие:
Все ошибки на этом уровне носят коммуникативный характер. Они могут быть следующих видов:
Можно рассматривать аналогичным образом и существующие на уровне текста стилевые нарушения. Следует при этом заметить, что мы относим к ним также однообразие и бедность синтаксических конструкций, поскольку тексты типа: "Очень просто был одет мальчик. Он был одет в куртку, подбитую цигейкой. На ногах были одеты носки, проеденные молью" - свидетельствуют не о синтаксических нарушениях, а о неумении разнообразно изложить мысли. На уровне текста речевые нарушения сложнее, чем на уровне высказывания, хотя в последнем они "изоморфны". Как правило, текстовые ошибки имеют синкретический характер, то есть в них неверно используются конструктивные, лексические, логические стороны речевой единицы. Это является закономерным, поскольку текст строить труднее. При этом нужно удерживать в нашей памяти предыдущие высказывания, а также семантику всего текста и общую идею, создавая его продолжение и завершение.
Умение находить недочеты в тексте, а также исправление речевых ошибок - важные задачи, которые стоят перед каждым выпускником школы. Ведь для того, чтобы хорошо написать ЕГЭ по русскому языку, необходимо научиться определять все вышеперечисленные виды ошибок и стараться их по возможности не допускать.
Виды грамматических ошибок | Примеры ошибок | Правильный вариант/правило |
Ошибки в управлении Неправильнное употребление падежной формы существительного с предлогом | * Оплатить за проезд Скучаю по вам *согласно приказа, по приезду | (кому? чему?) Лагодаря Согласно По приезде , прибытии , завершении , истечении , возвращении (в П.п.) |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Смешение конструкций главного и придаточного предложений | *МГУ завершило прием *Кресло-кровать стояла *Пришел добрый врач Иванова. Никто, даже отличники, не решили. *Те , (кто опоздал), не посмотрел фильм. | Гл.слово-м.р. Гл.слово-ср.р Полеж.-ж.р./Сказ-ж.р. Никто не решил Те не посмотрели, кто опоздал. |
Ошибки в построении предложения с однородными членами 1.Употребление общего з.с. при о.ч.п. , требующих разного управления 2.Неправильный порядок слов в предложении с двойными союзами 3. Употребление двойных союзов в искаженном виде 4. Избыточность союзных средств 5. Устранение не только одинаковых, но и разных предлогов 6. Несовпадение формы обобщающего слова и о.ч.п. 7. Объединение в однородном ряду «неравноправных» компонентов. | * Аспирант занимается подбором и наблюдением над фактами. *Живые ветви не только непригодны для разведения огня, но и для его поддержания. * Живые ветви непригодны не только для разведения огня, а также для его поддержания. *Хозяин удивился, но, однако, тем не менее промолчал. *Концерты проходили В театрах, парках, стадионах. *Она вырастила пятерых детей: два мальчика и три девочки. * Нашлась /потерявшаяся вчера/ собака и (которую разыскивали соседи) | Подбор (чего?) Наблюдение(над чем?) не только для разведения, но и для поддержания. Не только, но и Как, так и но//тем не менее НА стадионах Двух мальчиков и трех девочек Или 2 /п.о/, или 2 придаточных!!! |
Ошибка в построении предложения с причастным оборотом - разорван определяемым словом Неправильное согласование причастия с определяемым словом | *Издалека были видны /плывущие бревна по воде/ Мы увидели бревна , плывущих по воде | Бревна, /плывущие по воде/ |
Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом Деепричастие и глагол должны иметь одно действующее лицо | * Листая альбом, мне попались две фотографии | Листая альбом, я увидел две фотографии. |
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением - приложение должно стоять в Им.п. при наличии определяемого существитель-ного, а при его отсутствии – в нужном падеже. | *В романе «Капитанской дочке» Пушкин отразил события 18 века. *В «Капитанская дочка» главный герой – П.Гринев. | В романе «Капитанская дочка».. В «Капитанской дочке»… |
Ошибка в построении сложного предложения - с придаточным определительным (оно относится к последнему сущ. в главном) -употребление составных союзов в искаженном виде -избыточность союзных средств | * Семинар был организован профессором Матвеевым, который прошел очень интересно. * Перед тем чтобы написать письмо, он долго искал нужные слова. * Он спросил, что где его вещи. * Я не знаю, что сможем ли мы найти общий язык | Профессором Матвеевым был организован семинар, который прошел очень интересно Перед тем как Для того чтобы Вмето того чтобы Прежде чем С тех пор как По мере того как Подобно тому как Виду того что Вследствие того что несмотря на то что Он спросил, где его вещи. Я не знаю, сможем ли мы найти… |
Косвенная речь
Прямая речь | Средство связи при замене на косвенную | Косвенная речь |
Повествовательное предложение * «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости,»-сказала Валя. | *Валя сказала, что она будет ждать меня поблизости. |
|
Побудительное предложение *Иван попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них». | чтобы | * Иван попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них» |
Вопросительное предложение «Уж не думаешь ли ты со мною в прятки играть?»-сказал Ваня с досадой. | *Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть. |
В косвенной
Прямая речь | Примеры ошибок | Косвенная речь |
Он сказал: | Он сказал, что он сделает эту работу для меня. |
|
Он сказал: «Приходи пораньше». | Он сказал, чтобы я пришел пораньше. |
|
Ты спрашиваешь: | Ты спрашиваешь, |
|
Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?» | Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте. |
5. опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:
1. Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение , то при замене ее косвенной речью используется союз что, например:
*Слуга вошел и объявил, что лошади поданы (П.). (Ср.: Слуга вошел и объявил: «Лошади поданы»).
2. Если прямая речь представляет собой побудительное предложение , то при замене ее косвенной речью используется союз чтобы, например:
*Скажите, чтоб он убирался... (Ч.). (Ср.: Скажите: «Убирайтесь...»).
3.Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение , то при замене ее косвенной речью возможны два случая:
а) при наличии в прямой речи вопросительных местоименных слов они сохраняются в косвенной речи в роли относительных слов, например: Подъехали они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть (Фурм.). (Ср.: Подъехали они к избе, спрашивают: «Где тут разыскать хозяйственную часть?»).
б) при отсутствии в прямой речи вопросительных местоименных слов косвенный вопрос выражается при помощи частицы ли в роли союза, например: Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева (П.). (Ср.: Генерал осведомился: «Вы сын Андрея Петровича Гринева?» или «Не сын ли вы Андрея Петровича Гринева?»).
4. В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:
Прямая речь | Примеры ошибок | Косвенная речь |
Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя». | Он сказал, что я сделаю эту работу для тебя. | Он сказал, что сделает эту работу для меня. |
Он сказал: «Приходи пораньше». | Он сказал, что приходи пораньше. | Он сказал, чтобы я пришел пораньше. |
Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?» | Ты спрашиваешь, что когда ты вернешь мне мою книгу. | Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу. |
Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?» | Я спрашиваю, что ты был вчера в институте? | Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте. |
5.Обращения, междометия, эмоциональные частицы , имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например.