Главная » Мода » Как поставить логическое ударение в предложении. Логические ударения

Как поставить логическое ударение в предложении. Логические ударения

  • БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ (БИОЛОГИЧЕСКОЕ) ОРУЖИЕ. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОКСИНОВ И БОЛЕЗНГЕТВОРНЫХ МИКРОБОВ
  • Бактериологическое (биологическое) оружие. Проблемы биотерроризма.
  • Биологическое действие ионизирующих излучений и способы защиты от них
  • Чтобы сделать логическое ударение на слове, нужно только снять ударение со всех остальных слов, и тогда оно будет естественно ударным.

    (К.С. Станиславский)

    Для того чтобы безупречно владеть техникой речи, необходимо уметь правильно разбираться в структуре предложения, находить в нем главное и второстепенное, определять связь между его членами, определять основную мысль и доносить её до слушателя средствами звучащей речи.

    Что такое логическое ударение? Как в каждом слове есть ударный слог, который является его центром, так и в каждом предложении есть главное, ударное слово, т.е. то, которое заключает в себе основной смысл высказыва­ния и на котором фиксируется внимание слушателя.

    Ударное слово – это основной смысловой центр, тот конкретный образ, который необходимо вызвать у слушателя.

    Как в слове от перемены ударения может меняться или теряться значение самого слова (змок замк, доргой – дорогй; мка – мук ), так и в предложении от перенесения ударения с одного слова на другое меняется или искажается смысл высказывания. Прочтение фразы Вечером я лучше усну (с ударением на слове лучше )предполагает, что речь идет о человеке,страдающем бессонницей. Вечером он уснет лучше, чем ночью. Ночью он не может уснуть.

    Прочтение этой же фразы Вечером я лучше усну (с ударе­нием на слове усну )изменяет смысл предложения. При таком ударении предполагается, что говорится о человеке, любящем поспать, который вечером лучше ляжет спать, чем, например, пойдет в кино.

    Ударное слово не только выделяется паузами, но и отличается в произношении от других слов своей протяженностью, звучностью, изменением высоты голоса.

    Помните, логическое ударение – это не просто повышение или понижение голоса, это прежде всего выделение средствами звучащей речи центра мысли , создание конкретного образа у слушателя.

    ВЫВОДЫ

    1. Звуковая сторона речи играет не менее важную роль, чем ее содержательная часть. Блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками.

    2. Дикция включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, степень ее отчетливости и манеру выговаривать слова. Дефекты дикции (шепелявость, картавость и т.п.) можно устранить при помощи специальных упражнений.



    4. Интонация – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предположение, словосочетание или даже слово, произнесенное с разными интонациями, может приобрести разные смыслы в зависимости от предлагаемых обстоятельств, конкретных условий и цели высказывания.

    5. Главным компонентом интонации является мелодика речи, т.е. изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания. Существует несколько типов мелодики: мелодика завершенности, вопросительная мелодика, мелодика незавершенности.

    7. Темп речи – это скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Следите за темпом своей речи.



    8. Роль паузы в речи исключительно велика. Неправильно сделанная пауза меняет смысл высказывания, а иногда лишает фразу всякого смысла.

    9. Ритм речи требует не однообразия в длительности пауз, а разнообразия в их применении. Для этого следует делать интонационную разметку текста, выделяя короткую и длинную паузы, подчеркивая слова, на которые должно падать логическое ударение.

    10. Для того чтобы безупречно владеть техникой речи, необходимо правильно делать логическое ударение. Логическое ударение – это выделение средствами звучащей речи центра мысли.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Какую роль играет звуковая сторона устной речи и как она соотносится с ее содержательной стороной ?

    2. Какую роль в восприятии речи оратора играет его дикция и каким образом можно устранить ее дефекты?

    4. Важна ли для речи оратора интонация и почему?

    5. Почему оратор должен обращать особое внимание на интонационное оформление своей речи?

    6. Каким образом следует пользоваться громкостью голоса при произнесении речи?

    7. Что такое темп речи и на какие ошибки при неправильном использовании темпа речи указывал К.С. Станиславский?

    8. Какова роль паузы в речи оратора?

    9. В чем состоит интонационная разметка текста?

    10. Что такое логическое ударение?

    Основными средствами оформления предложения являются порядок слов, актуальное членение предложения, интонация и логическое ударение.

    Для правильного построения предложения существенное значение имеет порядок слов , последовательность в расстановке членов предложения. В русском языке порядок слов свободный. Это означает, что за тем или иным членом предложения не существует строго закрепленного места. Однако произвольная расстановка слов в предложении может привести к нарушению логических связей между словами и впоследствии к изменению смыслового содержания всего высказывания.

    Например: На встрече представителей двух государств принятые обязательства были успешно выполнены. (Смысл данного предложения может быть понят так, что обязательства были выполнены на самой встрече. Для устранения неточности необходимо исправить предложение следующим образом: Обязательства, принятые на встрече представителей двух государств, были успешно выполнены .) Особенно важен точный порядок слов для письменной речи, в которой смысловое содержание высказывания не может быть уточнено с помощью логического ударения, невербальных средств общения (жестов, мимики) и самой ситуации.

    Синтаксическая функция выражается в том, что бывают случаи, кода в зависимости от положения в предложении слово может быть определенным членом предложения.

    Сравните: Мать (подлежащее) любит дочь (дополнение). - Дочь (подлежащее) любит мать (дополнение); Приехал больной (определение) человек . - Человек приехал больной (именная часть составного именного сказуемого), Моя мама (подлежащее) - наша учительница (сказуемое). - Наша учительница (подлежащее) - моя мама (сказуемое) и т.д.

    Порядок слов в русском языке важен при выражении мысли, так как он выполняет три основные функции.

    1. Порядок слов служит для полной передачи смысла сообщения .

    Например, в предложениях: Машина обыграла Каспарова и Каспарова обыграла машина , которые различаются не лексически, а только порядком слов, содержится два разных по смыслу сообщения: в первом случае речь идет о машине (тема сообщения), а во втором - о Каспарове, то есть именно он является темой высказывания, хотя в обоих случаях машина - подлежащее, а Каспаров - дополнение. Другой порядок слов приводит к иному актуальному членению предложения.

    2. Особый порядок слов может придавать предложению эмоциональную окраску , выполняя при этом стилистическую функцию: Дремлет Красная площадь. Тих прохожего шаг .

    3. Порядок слов может различать члены предложения , и тогда он выполняет синтаксическую функцию: Грузовик обогнал автомобиль .

    При достаточном свободном порядке слов в русском языке все же выделяются прямой и обратный порядок слов .

    При прямом порядке слов члены предложения обычно располагаются так:

    В повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое: .
    - приглагольное дополнение следует за определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы .
    - согласованное определение ставится перед определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы .
    - несогласованное определение стоит после определяемого слова: Она купила платье в горошек .
    - обстоятельства могут занимать различное положении в предложении: Вчера он пришёл домой поздно. Мы поедем завтра в деревню .

    Обратный порядок слов может быть любой, он используется для выделения нужных слов, тем самым достигается выразительность речи. Обратный порядок слов также называется инверсией (лат. «инверсио» - перестановка).

    Инверсия позволяет:

    1) выделить наиболее важные по смыслу члены предложения ;
    2) выразить вопрос и усилить эмоциональную окраску речи;
    3) связать части текста .

    Так, в предложении Роняет лес багряный свой убор (А. Пушкин.) инверсия позволяет усилить смысл главных членов предложения и определения багряный (сравните: прямой порядок: Лес роняет свой багряный убор ).

    В тексте порядок слов является также одним из средств связи его частей: Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. Тургенев.) Инверсия дополнения не только усиливает его смысловое значение, но и связывает предложения в тексте.

    Особенно часто инверсия встречается в поэтической речи, где она не только выполняет указанные выше функции, но и может служить средством создания напевности, мелодичности:

    Над Москвой великой, златоглавою,
    Над стеной кремлевской, белокаменной
    Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
    По тесовым кровелькам играючи,
    Тучки серые разгоняючи,
    Заря алая подымается.

    (М. Лермонтов.)

    Интонация включает в себя мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр речи, логическое ударение. Она используется для выражения различных грамматических категорий или для выражения чувств говорящего.

    Выделяют различные виды интонации : вопросительную, восклицательную, перечислительную, выделительную, пояснительную и т.д.

    Интонация - явление сложное. Она состоит из нескольких компонентов.

    1. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное.
    2. Интонация состоит из повышения и понижения голоса - это мелодика речи.
    3. Речь протекает ускоренно или замедленно - это образует ее темп.
    4. Интонацию характеризует также ее тембр, который зависит от целевой установки и может быть мрачным, веселым, испуганным и т. д.
    5. Паузы также часть интонации. Их очень важно делать в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания:

    Как удивили его / слова брата!
    Как удивили его слова / брата!

    Интонация вопросительных предложений состоит в повышении тона на слове, на которое падает логическое ударение: Ты написал стихи? Ты написал стихи? Ты написал стихи? В зависимости от места логического ударения интонация может быть восходящей, нисходящей или восходяще-нисходящей:

    Особенности интонации восклицательных предложений состоят в том, что наивысший подъем тона, сила звучания падают на выделяемое ударением слово.

    Логическое ударение - это ударение смысловое, оно может падать на любое слово в предложении, в зависимости от желания и задач говорящего. Оно выделяет в предложении самое главное.

    Прочитайте вслух следующие предложения, выделив интонацией отмеченные слова:

    1) В нашем саду созрел виноград ;
    2) В нашем саду созрел виноград ;
    3) В нашем саду созрел виноград .

    В первом предложении говорится, что созрел виноград, а не что-нибудь иное; во втором, что виноград созрел, уже готов; в третьем, что виноград созрел у нас, а не у соседей или ещё где-нибудь и т. д. Самое важное в сообщении обычно бывает новым, которое даётся на фоне данного, известного собеседникам.

    Возьмем, например, предложение Брат учится в школе .

    Если выделить более сильным ударением первое слово, то подчеркнем, что в школе учится именно брат (а не сестра или кто-нибудь еще). Если выделить второе слово, то подчеркнем, что именно делает брат. Выделив логическим ударением последнее слово, подчеркнем, что брат учится в школе (а не в техникуме, университете и т. п.).

    В зависимости от логического ударения меняется смысл предложения.

    При изменении места логического ударения меняется и интонация: если логическое ударение падает на последнее слово, то интонация всего предложения обычно спокойная и само логическое ударение слабое. А в остальных случаях интонация напряженная, а само логическое ударение сильное.

    Примером того, как важно правильно делать логическое ударение, может служить отрывок из статьи В. Лакшина о пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».

    «Удивительна емкость чеховской фразы. Петя Трофимов говорит в пьесе: „Вся Россия наш сад“. Актеры на разных сценах в нашей стране и во всем мире по-разному произносят эти четыре слова.
    Сделать ударение на слове „сад“ - отозваться на чеховскую мечту о будущем родины.


    На слове „наш“ - подчеркнуть чувство бескорыстной собственности, причастности к тому, что дано совершить твоему поколению.


    На слове „Россия“ - значит откликнуться на свою принадлежность ко всему русскому, земле не выбираемой, а дарованной с рождения.


    Но вернее всего, быть может, поставить ударение на слове „вся“: „Вся Россия наш сад“. Ибо нет уголка в ней, к заботе и нуждам которого мы вправе остаться глухи, который не хотели бы видеть в цветении „вечной весны“.


    А вернейший путь к этому, по Чехову, совершить для начала хотя бы один безусловно бескорыстный добрый поступок. Написать хотя бы одну вдохновенную, честную страницу. Посадить хотя бы одно дерево».

    Таким образом, самое важное в сообщении можно выделить и порядком слов, и логическим ударением.

    Порядок слов - средство устной и письменной речи, а логическое ударение - только устной речи .

    Логическое ударение обязательно, если порядок слов не выделяет самого важного в сообщении.

    Умение выделять наиболее значимое в предложении - необходимое условие выразительной устной речи.

    Так, например, в строке из басни Крылова «Борона и Лисица»: «Лисица видит сыр» - слово «сыр» - глав­ное по смыслу, так как из-за сыра Лиса остановилась и завела с Вороной разговор, поэтому именно это слово следует выделить логическим ударением.

    Логическое ударение имеет очень большое значение для выразительного чтения. Фраза, прочитанная без вы­деления голосом слова, несущего сановной смысл, зву­чит неясно, ее сущность не доходит быстро до сознания слушателей.

    «Ударение, - писал Станиславский,- указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» 1

    Логическое ударение достигается различными сред­ствами: силой голоса, его понижением или повышением, паузой перед выделяемым словом или замедлением темпа три произнесении этого слова. Однако надо помнить, что при постановке логического ударения никогда не следует злоупотреблять чрезмерным нажимом на вы­деляемое слово, так как это нарушает смысловую связь его с другими словами в фразе и вырывает из текста.

    Чтобы правильно поставить логическое ударение, не­обходимо очень внимательно ознакомиться с текстом, вникнуть в его содержание, понять, что в нем главное, основное, о чем, как и с какой целью ведется в нем рас­сказ автором.

    Вспомним стихотворение А. Пушкина «Осень». В этом стихотворении автор рисует осеннее состояние природы и те чувства, которые возникают с наступле­нием осени. Поэтому при чтении следует выделить логи­ческим ударением именно те слова, при помощи кото­рых поэт наиболее ярко воссоздает картину осени и пе­редает чувства, связанные с ее приближением:

    Уж небо осенью дышало,

    Уж реже солнышко блистало,

    Короче становился день,

    Лесов таинственная сень

    С печальным шумом обнажалась,

    Ложился на поля туман ,

    Гусей крикливых караван

    Тянулся к югу : приближалась

    Довольно скучная пора;

    Стоял ноябрь уж у двора.

    Постановка логического ударения без предваритель­ного осмысления текста, без продумывания и сознательного произнесения каждой отдельной фразы его может привести к искажению смысла, а следовательно, и к неверному восприятию читаемого.

    Так, если в рассказе В. Осеевой «Просто старушка» вопрос девочки: «Это твоя бабушка?» - произнести с выделением не слова «твоя», а слово «бабушка», то смысл произведения будет передан неверно, так как главное в рассказе не в том, бабушка ли это, мама или еще кто из родственников мальчика, а в том, что он ус­тупил место посторонней, незнакомой старушке, проявив вежливость в отношении к старшим.

    Логическим ударением может быть выделено любое слово в фразе в зависимости от ее смысла, и осознанного намерения читающего обратить внимание слушателя на то или иное слово.

    Возьмем фразу: «У меня вчера очень болела голова». Произнесем ее с выделением различных слов и посмот­рим, как эта фраза будет восприниматься.

    У меня вчера очень болела голова (у меня, а не у кого-то другого).

    У меня вчера очень болела голова (вчера, а не в другое время).

    У меня вчера очень болела голова (не просто боле­ла, а очень сильно).

    У меня вчера очень болела голова (был не здоров, а болел).

    У меня вчера очень болела голова (голова, а не что-то другое).

    Существуют правила постановки логических ударе­ний, которые помогают в ряде случаев находить наиболее важные в смысловом отношений слова.

    Логическим ударением выделяются:

    1. Новые понятия, явления, действующие лица, о ко­торых говорится впервые:

    Был мальчик, звали его Филипп.

    (Л. Толстой «Филиппок»)

    Деревья весело шумели,

    «когда вернулась к нам весна;

    и только ель одна меж ними

    была безмолвна и мрачна.

    Деревья жалобно

    шумели, когда настали холода;

    лишь ель молчала равнодушно

    и зеленела, как всегда.

    (А. Плещеев «Ель»)

    3. Подлежащее (если наибольшее значение имеет предмет, лицо) или сказуемое (если наибольшее значе­ние имеет процесс, действие) в нераспространенном
    предложении:

    Подули студеные ветры .

    (И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная»)

    Побежали оба Мороза...

    («Два мороза»)

    4. Существительное в родительном падеже при соче­тании с другим существительным:

    Вот уже темнеют реки ,

    тянет кверху дым костра.

    (А. Твардовский «Осень»)

    5. Существительное, стоящее после прилагательного:

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит...

    (А. Пушкин «Зимнее утро»)

    Однако, если читающий хочет особо выделить приз­нак предмета, особенность действующего лица, подчерк­нуть исключительность явления, события, логическое ударение может быть сделано на прилагательном:

    Январь. Начало года.

    Морозец во дворе.

    Хорошая погода

    бывает в январе:

    (Н Саконская «В гостях у Ленина»)



    6. Прилагательное (или несколько прилагательных), стоящее после существительного:

    Мороз десятиградусный

    трещит в аллеях парка.

    (3. Александрова «Лыжники»)

    7. Пояснение при глаголе:

    Мигом команда моя разбежалась...

    (Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)

    8. Слова, выражающие сравнения:

    Нашу речку, словно

    в сказке ,

    за ночь вымостил мороз.

    (С. Маршак «Елка»)

    9. Слова, обозначающие перечисление или счет:

    Проходят , встают предо мною

    деревни , поля и леса ,

    и месяц над самой трубою,

    и липа напротив крыльца.

    (М. Исаковский «У самой границы»)

    10. Обращение, стоящее в начале фразы:

    Соседка , слышала ль ты добрую молву?

    (И. Крылов «Мышь и крыса»)

    Если обращение стоит в середине или в конце фразы, то оно логическим ударением не выделяется:

    Не ешь меня, косой зайчик, я тебе песенку спою!

    (Русская народная сказка «Колобок»)

    Не плачь , зайчик!

    (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»)

    11. Слова, выражающие короткое, быстрое действие, такие, как хвать, брык, толк, глядь и т.д.:

    Баран разбежался - да бац , бац , начал осаживать волка по бокам.

    (Русская народная сказка «Зимовье зверей»)

    12. Слова, выражающие вопрос:

    Кто там?

    13. Прилагательное с существительным, если они обозначают главное лицо, предмет, явление:

    Поздняя осень .

    Сквозь волнистые туманы

    Пробирается луна.

    (А. Пушкин)

    Правила постановки логических ударений в равной степени относятся как к прозе, так и к стихам. Необос­нованное увлечение ритмико-мелодической стороной, стремление особо выделить рифмующиеся слова может привести к нарушению смысла стиха. Так, при постанов­ке логического ударения только на рифмующихся сло­вах смысл четверостишия будет искажен:

    Лучше б снег да вьюгу

    Встретить грудью рад !

    Словно как с испугу

    Раскричавшись, к югу

    Журавли летят.

    И, наоборот, при верном выделении наиболее важ­ных в смысловом отношении слов текст четверостишия будет восприниматься быстро и точно:

    Лучше б сне г да вьюгу

    Встретить грудью рад!

    Словно как с испугу

    Раскричавшись , к югу

    Журавли летят.

    (А. Фет «Осень»)

    Приведенные правила облегчат подготовку к выразительному чтению. Однако в зависимости от намерения читающего выделить какое-либо слово, которое, по его мнению, имеет важное значение, от этихправил допу­стимо отступление, если оно не противоречит замыслу автора, идее произведения и вытекает из внутреннего смысла текста (подтекста).

    Так, в двустишии из стихотворения М. Лермонтова «Смерть поэта»:

    Пустое сердце бьется ровно,

    В руке не дрогнул пистолет -

    логическое ударение можно сделать не на существитель­ном «сердце», а на прилагательном «пустое», если чи­тающий хочет особо отметить бездушие убийцы.

    Задания

    1. На каждое правило подобрать два примера, выписать в тет­радь, проставить логическое ударение и прочитать вслух.

    Мы идем по темному ельнику.

    Мы идем то темному ельнику.

    Мы идем по темному ельнику.

    Мы идем по темному ельнику .

    Кто кинул луком в Луку?

    Кинул луком Клим в Луку.

    Что сделал Клим?

    Кинул луком Клим в Луку.

    Чем Клим кинул в Луку?

    Кинул луком Клим в Луку.

    4. Списать текст в тетрадь, подчеркнуть слова, которые выде­ляются логическим ударением, и объяснить, почему именно эти сло­ва следует выделить.

    Ударение - это выделение какого-либо компонента речи акустическими способами.

    Ударение слова или словесное ударение - это выделение одного слога в Ударение в русском языке силовое, то есть ударный слог произносится с большей силой звука. Также он не подлежит редукции, то есть произносится без заметных изменений его звуковых характеристик, в отличие от безударных звуков.

    Кроме словесного, существует также логическое ударение. Это повышение тона, которое выделяет главное слово или группу слов в предложении, то есть оно относится уже не к отдельному слову, а к словосочетанию или предложению. Оно расставляет акценты и отражает главную идею предложения. Так, если в предложении "Таня ест суп" логическое ударение ставится на слово "Таня", то речь идёт именно о Тане, а не о Маше или Кате. Если ударным словом будет "ест", то для говорящего имеет значение то, что она ест его, а не солит или помешивает. А если под ударением будет слово "суп", то важно, что это суп, а не котлета или макароны.

    Логические и грамматические паузы

    Логическое ударение тесно связано с логическими и грамматическими паузами. В звучащей и каждая фраза подразделяется на смысловые части, в состав каждой из которых входит несколько слов или всего одно. Такие смысловые группы в предложении называются речевыми звеньями, тактами или синтагмами. В звучащей речи синтагмы отделяются друг от друга логическими паузами - остановками, продолжительность и наполненность которых может быть разной. Каждая отдельная синтагма сама по себе неразрывна: в её составе нет пауз. Существуют также и грамматические паузы, которые в письменном тексте обозначаются запятыми, точками и другими Там, где есть грамматическая пауза, всегда появляется и логическая, но не каждая логическая пауза обозначается знаком препинания.

    Существуют также психологические паузы, которые на письме обозначаются многоточием.

    Логическая пауза может быть соединительной и разделительной. Соединительная пауза обозначает границы между синтагмами внутри предложения или между частями она непродолжительна. Разделительная пауза длиннее. Она делается между отдельными предложениями, а также сюжетными или смысловыми композиционными частями текста.

    Главное слово или группа слов в предложении может быть выделена логической паузой перед этим словом или после него. Может быть и сразу две паузы, которые "обрамляют" выделяемое слово.

    Интонация и логическое ударение

    В существует тональное ударение - повышение или понижение тона. Изменение его высоты не только обозначает главные слова или сочетания слов в звучащей речи, но и делает речь более разнообразной, внятной и приятной для слуха. Без необходимого изменения интонаций речь, даже снабжённая необходимыми паузами, становится монотонной, невнятной и усыпляющей. Если логическое ударение передаёт смысл высказывания, то тональное удерживает внимание слушателей.

    Говоря или читая вслух, важно не только правильно произносить слова, но и акцентировать нужные фразы, которые несут основную смысловую нагрузку. Даже если материал, который излагается устно, очень ценный, но преподнесен без нужного логического ударения, то он не будет усвоен аудиторией как следует. Когда докладчик говорит вяло и монотонно, то вряд ли он сможет долго удерживать внимание слушателей, не говоря уже про то, чтобы убедить их в чем-то или поощрить к действию.

    Логическое ударение — это выделение в речи слова или фразы, которые являются наиболее важными в сообщении. Как это делать? И связано ли оно с паузами и изменениями интонации?

    Методы передачи логического ударения

    Их несколько, и умелые докладчики научились их совмещать. К примеру, если нужно выделить важную мысль, то сделать это можно так: увеличить силу голоса, медленнее проговорить нужную фразу, сделать паузу до и/или после нее, использовать подходящие жесты и мимику. Еще один способ сфокусировать внимание — это правильное изменение громкости, высоты и темпа, то есть интонация. Логическое ударение способствует тому, чтобы усвоить смысл сказанного, а вот интонация помогает сделать речь красочной. Эти два инструмента дополняют друг друга.

    Какой из этих способов самый приемлемый в конкретной ситуации, зависит от содержания материала и обстоятельств.

    Что выделять?

    Если говорить про доклад, логическое ударение может обозначать начало новой мысли или переход от одной мысли к другой, чтобы слушатели уловили то, как построена речь. Это можно сделать, подчеркивая такие слова: "в первую очередь", "в конце концов", "из этого следует", "поэтому", "напрашивается вывод" и т. д.

    Если речь идет о нескольких факторах, причинах или составляющих чего-то, вполне уместно будет каждый из них выделить акцентированными фразами "во-первых", "во-вторых", "в-третьих" вместе с перечисляющими жестами.

    Также докладчик с помощью логического ударения может показать личное отношение к обсуждаемому. Это те мысли, которым он хочет придать особенную эмоциональную окраску. А выделить их помогут слова "безусловно", "чрезвычайно важно", "немыслимо", "полностью". Тут пригодится правильное изменение интонации. В таком случае мнение докладчика может передаться слушателям и даже повлиять на их собственную позицию.

    Логическое ударение при чтении текста

    В обыденных разговорах люди используют смысловое ударение без труда, даже не задумываясь про это, потому что ясно осознают, что именно хотят сказать. Трудность возникает, когда надо прочитать вслух текст, написанный кем-то другим.

    Ключ к успеху — понять для себя, какова же главная мысль текста. Затем надо тщательно проанализировать каждый абзац предложение за предложением и найти не отдельные слова, а целые фразы, которые эту мысль выражают.

    Для удобства можно их подчеркнуть карандашом или маркером. Если слово уже выделено курсивом, то это дополнительное напоминание, что на нем тоже следует поставить акцент.

    Логическое ударение: ошибки

    Нельзя при чтении текста выделять слишком большое количество слов: это рассеивает внимание.

    Также некоторые используют прием периодического подчеркивания, то есть акцентируют слова через равные промежутки времени, не важно, несут эти слова смысловую нагрузку или нет. А некоторые без надобности выделяют предлоги и союзы, такие как "и", "но", "тоже", "за", "перед" и т. д. Это очень отвлекает и выглядит как плохая манера.

    Если докладчик говорит очень быстро и без остановок, то польза от такой речи сводится к нулю. Логические паузы и ударения способствуют ясности сказанного.

    Чтобы стать умелым оратором, надо упорно тренироваться до тех пор, пока не получится выделять слова и фразы так, чтобы это звучало естественно.





    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта