Главная » Отношения » Конспект урока-исследования "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия."(9 класс)

Конспект урока-исследования "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия."(9 класс)

УРОК № 32

Тема. Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными цели

Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; формировать умения выделять главную и придаточную части, определять вид придаточной (цели); научить разграничивать союзы и союзные слова, при помощи которых придаточные цели связываются с главным предложением; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать культуру речи, внимательное отношение к одноклассникам.

Оборудование: учебник, раздаточный материал для учащихся.

ХОД УРОКА

Девять десятых мудрости заключается в том, чтобы быть мудрым вовремя.

Т. Рузвельт

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

Если вы удачно выб..рете труд и влож..те в него свою душу то счастье само отыщет вас. (К. Ушинский)

Карточка № 2

Переведите предложение на русский язык. Расставьте знаки препинания. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Начертите его структурную схему.

Якщо добре працюватимеш честь і славу матимеш. (Народна творч ість)

Карточка № 3

Запишите предложение, расставив знаки препинания и пропущенные буквы. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Начертите его структурную схему.

И всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света. (В. Катаев)

2. Проверка домашнего задания.

Установите соответствие между началом и окончанием пословиц. Запишите восстановленные высказывания. Определите виды сложноподчиненных предложений.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

Придаточные предложения цели указывают на цель действия, о котором говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью? и присоединяются к главному союзом чтобы, которому в главном предложении часто соответствуют указательные слова затем, для того, с тем.

Придаточное цели может стоять перед, после и внутри главного предложения, выделяется запятыми.

Например: Затем кузнец клещи кует, чтобы рук не сжечь. Указательные слова для того, для этого, затем, с тем могут относится как к главному предложению, так и к придаточному. В первом случае запятая ставится перед словами, во втором - после них.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

Перепишите предложения; расставьте знаки препинания; определите вид придаточного; подчеркните союз, которым оно присоединяется к главному, и указательные слова в главном предложении.

1) С утра была метель но к завтраку погода разгулялась.

2) Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей чтобы успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору и во все горло распевал песни.

3) Для того чтобы вовремя попасть в село мы должны были перебраться через широкую реку.

4) Ученик делал точно так как учил его мастер.

С данными словосочетаниями составьте предложения по образцу и запишите. Подчеркните союзы.

Образец:

Словосочетание - надо заниматься систематически. Предложение - Чтобы овладеть иностранным языком, надо заниматься им систематически.

Напишите советы одноклассникам на самые разные случаи жизни, используя союзы чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Закончите предложения, записанные на доске.

Придаточные предложения цели указывают на...

Придаточные предложения цели отвечают на вопросы...

Придаточные предложения цели присоединяются к главному союзами...

Придаточное цели может стоять...

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал по учебнику.

2. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.

3. Выписать 5-7 предложений с придаточными цели, сделать синтаксический разбор одного из них.




Урок в 9 классе

Проводила учитель русского языка Абильдина Карлыгаш Капановна

І.Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

ІІ Цели :

1. Познакомить со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными.

2. Формировать умение различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; простые и составные союзы в с/п предложениях с придаточными обстоятельственными.

3. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность.

Оборудование: учебник “Русский язык. 9 класс”,

ІІІ. Ход урока

I. Орг. момент. (Распоряжения учителя, организующие работу класса).

II. Повторение изученного материала.

1. Теоретические вопросы.

Чем отличается сложное предложение от простого предложения?

На какие виды делятся сложные предложения?

Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных?

Какие виды сложноподчиненных предложений вам известны?

Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными определительными?

Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными?

2 . Записать предложения и построить схемы.

1) Чернила так глубоко проникали в пергамент, что самое жестокое скобление не могло изгладить следов текста.

2) Достаточно бывает иногда смочить рукопись тем или другим химическим составом, чтобы выступили на поверхность голубоватые или красноватые очертания старого текста.

3) А до ее изобретения материалами, которые использовали наши предки для письма, были камень, глина и металл.

IV. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся с видами обстоятельственных придаточных. Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.

Давайте вспомним, какие виды обстоятельств вы знаете? (Образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки)

А как мы различаем виды обстоятельств? (По вопросам)

Виды придаточных обстоятельственных мы тоже будем различать по вопросам, а также по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединяются к главному предложению.

Изучение видов придаточных обстоятельственных по таблице учебника.

Рассмотрим таблицу.

Образа действия или степени

Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др.

Девочка рассказала так хорошо (как?), что ни у кого не было вопросов.

Где, куда, откуда

Путники шли туда (куда?), откуда слышался шум машин.

Когда (когда…то), пока, как только, едва, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др.

Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

(С.А.Есенин)

Если (если…то), когда, раз и др.

Я приду к вам завтра (при каком условии?),если ты не возражаешь

Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др.

Нужно зажечь лампу (почему?), потому что становится темно.

Чтобы, для того чтобы и др.

Мы пошли через поле (зачем?), чтобы сократить путь.

Сравнения

Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др.

Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло.

Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни

Как ни торопились мы к станции, все равно опоздали на последний поезд (несмотря на что?).

Следствия

Она ничего не читала, так что не сдала экзамен.

Придаточные обстоятельственные

V. Закрепление. Выполнение упражнения учебника.

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте придаточные предложения, а также союзы и союзные слова, прикрепляющие придаточное к главному.

1) Там где ранее было устье реки тропа взб…рается на гору.

2) Куда ни взглянешь всюду холмы.

3) Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться.

4) Утром как только мы отошли от бивака тотчас же натолкнулись на тропу.

5) Должно быть солнце скрылось за горизонтом потому что вдруг стало темно.

VII. Итоги урока.

С чем познакомились сегодня на уроке?

Какие виды придаточных обстоятельственных выделяются?

Как различать эти виды придаточных?

VIII. Домашнее задание: правило упр. 5-6,7

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

урок русского языка в 9 классе

1. Актуализация знаний.

Давайте вспомним темы предыдущих уроков: о чём мы говорили? что изучали? (слайд 1)

ПП

БСП

СПП

ССП

СП

Предложение

Обратим пристальное внимание на СПП. Что вы уже знаете об этом виде сложных предложений?

2. Интеллектуальная разминка. (слайд 2)

Сегодня каждый из вас будет работать в рабочем листе, они лежат у вас на партах.

Вам представлено предложение, нужно разобрать его по членам предложения и подумать: чем оно интересно?

Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во двор очень увлечённо поиграть в футбол.

В этом предложении много обстоятельств различного вида, а именно:

в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия;
вечером – обстоятельство времени;
несмотря на дождь – обстоятельство уступки;
во двор - обстоятельство места;
поиграть – обстоятельство цели;
увлеченно – обстоятельство образа действия;
очень – обстоятельство степени

3. Формулировка темы и цели урока.

А теперь ещё раз обратите внимание на это предложение, вспомните предыдущие темы уроков и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема: (слайд 3) СПП с придаточными обстоятельственными.

Какова цель урока? Как вы можете её обозначить?

Цель: изучить СПП с придаточными обстоятельственными, их виды и свойства.

4. Выдвижение гипотезы

Что вы можете предположить о придаточных обстоятельственных уже сейчас?

(щелчок) Существует много видов придаточных обстоятельственных, они отвечают на вопросы обстоятельств.

5. Проверка гипотезы. слайд 4

Для того, чтобы проверить нашу гипотезу, нужно выполнить задание.

Определите вид придаточных. Составьте схемы предложений. (один ученик у доски)

1. Смелый там найдет, где робкий потеряет.

2. Когда пьешь воду, помни об источнике.

3. Чтобы много знать, надо много читать.

4. Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками.

5. Я счастлива, потому что умею любить.

6. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.

Наша гипотеза подтвердилась или нет? (ответы обучающихся)

6. Подумай! (слайд 5)

Ребята, обратите внимание! На слайде вам представлены три предложения. На первый взгляд они практически одинаковы, но разница есть. Подумайте и скажите: в чём разница между этими предложениями. (устная работа)

1.Медведь остановился там, где только что стоял лось.

2. Медведь остановился на той поляне, где только что стоял лось.

3. Медведь заметил, где стоял лось.

7. Самостоятельная работа (слайд 6)

А теперь выполним самостоятельную работу и закрепим ваши знания.

Упражнение 135 (учебник)
Распределите предложения в три колонки (указывайте только номер предложений):

1 – СПП с придаточными обстоятельственными;

2 – СПП с придаточными определительными;

3 – СПП с придаточными изъяснительными.

Составьте схемы 1, 6, 7 предложений.

А теперь проверьте свою работу по образцу на слайде. (слайд 7) один ученик - схемы на доске.

У кого всё выполнено верно? У кого есть ошибки? Почему не получилось?

8. Домашнее задание (слайд 8) : одно на выбор (есть в рабочих листах)

    « на 3» - Выписать из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 5 СПП с придаточными обстоятельственными и составить схемы.

    « на 4» - Выписать из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 2 ССП и 3 СПП с придаточными всех видов.

    « на 5» - Дать характеристику одного из главных героев романа, используя все виды придаточных предложений.

9. Повторение.

    что мы сегодня изучали на уроке?

    что вы узнали о придаточных обстоятельственных?

10. Этап рефлексии.

В конце урока я предлагаю вам оценить ваши знания. У каждого на парте лежит листок самооценки. Возьмите его, внимательно прочитайте и проставьте те цифры, которые считаете нужными. Этот листок вы оставите для меня в качестве обратной связи. (слайд 9)

«Знаю», «умею» - это 1 балл,

«нет», «не уверен» - 0 баллов.

Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

Знание теоретического материала: ___________

Умение определять смысловые отношения в СПП: ___________

Умение конструировать СПП: ____________

Умение находить СПП с придаточными обстоятельственными в тексте: __________

Умение решать нестандартные лингвистические задачи: _____________

Оценка

Сложноподчиненные предложения с

придаточными обстоятельственными

Цели:

Обучающие:

Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в данного типа сложноподчиненных предложениях.

Развивающее:

Определять типы придаточных обстоятельственных в СПП.

Воспитывающие:

Воспитывать любовь к природе родного края, к творчеству русских поэтов.

Оборудование:

1.Компьютерная программа “Фраза”. 2.Презентация “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными”.

Предварительная подготовка:

1.Создание презентации к уроку в программе Power Point.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

- Сегодня мы приступаем к изучению темы “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными” : познакомимся с видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в предложениях этого типа. Но прежде повторим изученное.

(Запись в тетради числа )

II. Повторение изученного. (слайд 2).

- Расставьте ударение в словах, записанных на слайде.

(Проверка по цепочке)

- Слова, в которых допустили ошибки, запишите в тетрадь для правил.

2. «Сложные предложения» (слайд 3 )

А сейчас повторим сложные предложения (Повторение теоретических сведений о сложных предложениях).

3 .- Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? (СПП)

А) Какие предложения называются СПП? Чем они отличаются от сложносочиненных?

в) На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения?

Вывод: «Сложноподчинённые предложения» (слайд 4)

- Хорошо, теорию вы знаете неплохо.

4. Фронтальный опрос – графический диктант.

А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях.

  1. Мы вспомнили известных певцов, чьё детство прошло в нашем городе. (Придаточное определительное)
  2. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (Придаточное изъяснительное)
  3. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (Сложносочиненное предложение)
  4. Нет города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков.(Придаточное определительное)
  5. Известно, что русский язык богат словами, называющими небесные явления. (Придаточное изъяснительное)

А следующее предложение давайте запишем полностью и, кроме схемы, сделаем его полный синтаксический разбор.

  1. Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас. (Повеств., невоскл., сложное, сложноподч.)

- Назовите обстоятельства с их значениями и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия.)

Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, места, причины, сравнения, уступки, условия, следствия)

Учитель: подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении .

- Итак, переходим к знакомству с новым материалом. (Запись темы в тетради)(слайд 1)

III. Изучение нового материала.

  1. Так на какие же группы делятся придаточные обстоятельственные?(Слайды 5 -9)

- Как мы будем различать их? (По вопросам, союзам и союзным словам) (Слайд 10)

IV. Закрепление новой темы.

Проверим, как вы поняли новую тему при помощи распределительно – цифрового диктанта.

1. Распределительно - цифровой диктант.

Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:

  1. в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,
  2. во 2-й - простые предложения с обстоятельствами.
  1. Если жизнь тебя обманет,не печалься, не сердись. (С придаточным условным)
  2. Войдя в лес, человек чувствует дыхание пробудившейся земли. (Простое предложение)
  3. Зимой, когда все водоёмы замерзают, водоплавающая птица может погибнуть. (С придаточным времени)
  4. Природа с глубокой древности используется для оздоровления и лечения человека. (Простое предл.)
  5. Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (С придаточным цели)
  6. Люблю грозу в начале мая. (Простое пр.)
  7. Дорогою свободною иди, куда влечёт тебя свободный ум. (С придаточным места)
  8. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Простое предл.)
  9. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить. (С придаточным причины)
  10. Подлинное большое искусство возвышает ум и душу народа. (Простое предл.)

Ключ: сложноподч. предл. простые предл.

1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10

Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений.

На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ)

А сейчас посмотрите на улицу. Какое настроение вызывает у вас эта погода?

- Да, природа всегда прекрасна, всегда совершенна. Природа всегда действует благородно.

У природы нет плохой погоды! Каждая погода благодать. Дождь ли, снег…любое время года Надо благодарно принимать,… (из к/ф Эльдара Рязанова « Служебный роман»)

2. Работа с учебником. Упр.116, стр.74.

Задание: выписать СПП с придаточными обстоятельственными, составить схему предложения, определить тип придаточного обстоятельственного.

- Ну и, наконец, проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных, которое будет оценено самым беспристрастным учителем – компьютером.

3.Коллективная работа на компьютере (компьютерная программа “Фраза”: 9 класс, “Сложноподчиненное предложение”, вариант “Отдельные предложения” № 515-518).

Задание: расставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных.

(Сообщить оценки за выполнение работы по упражнению)

V. Подведение итогов урока.

1. Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?

2. Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

3. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: п.12, с.67–68, выписать из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” 9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.


____________________________________________
СПП с придаточными обстоятельственными
Цели: закрепить умение определять структуру СПП; учить расставлять знаки препинания; закреплять навыки правописания.
Оборудование: таблица «Придаточные обстоятельственные».
Ход урока
Проверка домашнего заданияРассказать, в чем разница между придаточными изъяснительными и придаточными определительными.
Зачитать предложения, составленные по схемам.
Повторение ранее изученного материала Осложненное списываниеСписать, расставить знаки препинания, определить вид придаточных.
Первая мысль которая пришла ему в голову была мысль о том нельзя ли уйти. (А. Фадеев) Нужно было отыскать коменданта города и узнать у него где находится дивизия в которую его назначили. (Н. Чуковский) Я оказался в том положении когда не знаешь нужно уйти или остаться. Я чувствовал что он единственный человек который в этом положении может подсказать мне как я должен поступить.
- Какого вида придаточных вы не встретили в данном упражнении? (Обстоятельственных.)
- Что обозначают придаточные обстоятельственные? (Обстоятельственные придаточные означают место, время, цель, причину, образ действия, условие и т. д. того, о чем сообщается в главной части СПП. Они отвечают на вопросы обстоятел ьств.)
Распределительный диктант
Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку. (В. Арсень- ев) Хотя королек небольшая птичка, но летает он быстро и достаточно высоко. (Т. Скрибецкий) Куда мать, туда и дитя. (Пословица) По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется... (М. Лермонтов) Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него. (Л. Толстой) Раз дождя нет, значит, можно идти дальше. (В. Арсеньев) На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, т. к. его звал граф Илья Андреич, и провел у них Целый день. (Л. Толстой) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценный камень излучает таинственный блеск. (К. Паустовский) За крестьянскими усальбами начинался спуск к реке, крутой и обрывистый, так что в глине, там и сям, обнажались громадные камни. (А. Чехов)
Ключи к диктанту:
- с придаточным цели;
- уступки;
- места;
- времени;
- образа действия и степени;
- условия;
- причины;
- сравнительные;
- следствия.
Самостоятельная работа
Вариант I
Составьте и запишите СПП, используя данные схемы. Определите вид придаточного в каждом случае.
[...], (когда...).
(Пока...), [...].
[..., (когда...),...].[... сущ.], (когда...).
[..„(куда...), ...].[... глаг.], (когда...).
Вариант IIСоставьте и запишите СПП, соответствующие данной синтаксической модели. Что является общим для всех этих предложении? Сделайте вывод.
[Там, туда, оттуда], (союзные слова: где, куда, откуда). Вариант III
Закончите каждое предложение, определите вид придаточного. Собравшимся сказали, что... Собравшимся сказали, чтобы... Собравшимся сказали, будто... Собравшимся сказали, где... Собравшимся сказали, куда... Собравшимся сказали, почему... Собравшимся сказали, сколько...
Самостоятельная работа проверяется в классе. Графический диктант
Составить схемы предложений, в которых, кроме придаточных, следует выделить обособленные определения и обстоятельства.Пока я еще соображал, в какую сторону пойти, глазам моим внезапно представился низкий шалаш возле поля, засеянного горохом. (И. Тургенев) Пошевеливая ушами, животные чутко улавливали изредка доносившиеся до них голоса и, вздрогнув кожей, замерли, когда на том берегу появилась машина. (Ч. Айтматов) После экзаменов мы подождали, пока инспектор объявил нам отметки, и, обрадованные тем, что никто не провалился, шумно вырвались на улицу. (К. Паустовский) Слезы у него были на глазах, когда он сказал это, и рука, которую он протянул Володе, бывшему в это время в другом конце комнаты, я заметил немного дрожала. (J1. Толстой) Я никогда не забуду того ужаса и восторга, какие я испытывал, когда парус, надувшись, накренил шлюпку так низко, что вода поднялась до уровня борта. (К. Паустовский)
IV. Итоги урокаДомашнее заданиеИспользуя данную схему, составьте и запишите предложения. Докажите, что они иллюстрируют один вид СПП. Какой? [Там, туда, оттуда], (союзные слова: где, куда, откуда).





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта