Главная » Отношения » Самолюбивый человек засыхает словно одинокое дерево. Афоризмы и цитаты про честолюбие. Себялюбие и религия

Самолюбивый человек засыхает словно одинокое дерево. Афоризмы и цитаты про честолюбие. Себялюбие и религия

1. Стихотворение Н.А. Некрасова «Пророк» (восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение Н.А. Некрасова «О Муза! Я у двери гроба…» (восприятие, истолкование, оценка).

а) Кто из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему?

б) Каким предстает белое движение в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»?

в) Каково нравственное значение рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»?

3. Тема «общей жизни» нации в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

4. Темы и мотивы поэзии Серебряного века. (На примере творчества одного из поэтов.)

Тема любви в поэзии Серебряного века. (На примере творчества одного из поэтов.)

5. «Себялюбие - самоубийство. Самолюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево…» (И.С. Тургенев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Консультация

№ 1

Некрасовский «Пророк», разумеется, должен быть поставлен в ряд с пушкинским и лермонтовским. “Нарождение пророка (у Пушкина), прохождение тернистого пути (у Лермонтова) - у Некрасова прозревается исход подвижничества - завершающий его мученический венец” (Р.Б. Заборова). Напомнить ребятам, что о заглавии стихотворения и его датировке существуют различные мнения. Объяснить, почему стихотворение рассчитано на ассоциации библейских образов с Н.Г. Чернышевским и его соратниками и каков смысл подзаголовка «Из Барбье». Отобрать у ребят тексты с “царям земли” в последней строке и оставить только правильный вариант “рабам земли” (Некрасов Н.А. ПСС: В 15 т. Л.: Наука. Т. 3. С. 154).

“Непростые и необычные отношения сложились у поэта с Музой” (А.А. Илюшин). “…Кнутом иссечённую музу” - последняя строка, написанная поэтом перед смертью. Сопоставить с «Вчерашний день, часу в шестом…» и с «Безвестен я. Я вами не стяжал…». (См.: Илюшин А.А. Поэзия Некрасова. М.: МГУ, 1998. С. 50–53; серия «Перечитывая классику».)

№ 2

Свита Воланда, разумеется, действует с его ведома и в его духе. Жертвы свиты - жертвы и Воланда. Следует пояснить слово “жертва”, предполагающее некоторое сочувствие. Однако все, наверное, согласятся, что сочувствовать Лиходееву, Варенухе, Сокову, Латунскому, Семплеярову, Майгелю и тому подобным как-то не хочется. Заметим, что эти и другие малоприятные персонажи именно сами становятся жертвами дьявольщины: им был дан нравственный выбор, и они сознательно отдали себя злу, выбрав не Бога, а мамону. Становится ли жертвой Иван Бездомный? Или его страдания и даже болезнь (наркомания, как считают некоторые исследователи) принесли ему пользу, вырвав его из невежества? Почему из двух персонажей, лишившихся головы (глупейшего Бенгальского и эрудированнейшего Берлиоза), столь важную часть тела возвращают только первому? Берлиоз (почему это, интересно, Булгаков дал ему своё имя и полностью совпадающие инициалы?) наказан страшнее всех, он уходит в небытие, потому что он не просто грешник, а вероотступник, не просто презрел заповеди Христа, а полностью отрёкся от Бога, заменив христианство марксизмом. Получается, что Воланд и его “ведомство” - помощники Бога, они вступаются за Христа, который, как и всякий старый Бог при смене религий (менялось христианство на марксизм), был объявлен злом и вредной выдумкой. “У Булгакова Бог и дьявол не противостоят, а дополняют друг друга... Это первый дьявол в мировой литературе, который наказывает за несоблюдение заповедей Христа” (Б.В. Соколов). Поэтому именно Воланд и его свита наказывают у Булгакова тех, кого мы, читатели, и сами хотели бы наказать.

№ 3

Тема “общей жизни” (а лучше “настоящей жизни”) звучит неплохо, но зачем ограничение: “общей жизни”, “нации”? Толстой имел в виду не нацию, а “общую, роевую жизнь человечества” (т. 3, ч. 1, гл. 1). Это “настоящая жизнь” (т. 2, ч. 3, гл. 1), которая идёт независимо и вне политики. Людей (и людей разных стран) объединяют не договоры и дипломатические депеши, не масоны и тайные общества, а “не вражеское лицо”, которое было у молоденького французика, захваченного в плен Николаем Ростовым. Для создания образа “общей, роевой жизни” Толстой часто прибегает к сравнениям людей с пчёлами или муравьями, напоминавшими ему, видимо, об идеале любовного объединения в духе “муравейных братьев”. Наконец, высшая степень объединения - объединение с высшими силами и природой - взаимопонимание князя Андрея и облаков, дуба, волн в реке, полыни на бородинском поле… Это “общая жизнь” людей, сверхсуществ, божеств, сил (как разновидности ангелов) и вообще всего миро здания, здания мира и мiра.

№ 4

Тему принято понимать как “жизненный материал”, “жизненную основу” произведения, мотив - как устойчивый смысловой элемент литературного или фольклорного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений. Ключевое слово в формулировке темы нашего сочинения - “и”. Значит, объяснить соотношение тем и мотивов, скажем, в поэзии Блока. Возьмём, например, тему “революционного переустройства жизни” (формулировка из списка тем - № 258) в поэме «Двенадцать». Какие мотивы пронизывают поэму? Христианские (конкретно - рождественские, Христос в ней, скорее всего, младенец), святочные (разгул нечистой силы), карнавальные, мотивы ряжения, света и тьмы, святости и греха, колядования и разбоя, метели (белого движения) и чёрной бездны. Контрастные мотивы представлены на всех уровнях: в ритмике, лексике, фонетике, строфике… Тема Петербурга реализована как “петербургский текст”, то есть подчинена эсхатологической: “…ветер на всём белом свете ”, числовая символика последнего часа - эти мотивы недвусмысленно намекают на конец - не капиталистической России, а эпохи христианства или, может быть, вообще на “гибель богов”. “Христос” в поэме рифмуется с “из роз”, но и с “голодный пёс”, хотя этот пёс отделён шестью строчками от Христа. Но ничего не поделаешь - тематическая рифма… Так что тема революционного переустройства жизни наполнилась мотивами “чёрной мессы” (И.А. Есаулов). Возьмём мотив розы, восходящий, без сомнения, к дантовскому. Роза красная, белая, даже чёрная. А какие разные темы “нанизаны” на этот мотив! «Вот он - Христос - в цепях и розах…», «Двенадцать», «Роза и Крест», «Анне Ахматовой», «В ресторане», «В густой траве пропадёшь с головой» и так далее.

рагедия гражданской войны. (По роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».) б) Давыдов и Половцев в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина». в) Анализ финала рассказа М. А. Шолохова» Судьба человека».

329. а) Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова? (По роману М. А. Шолохова «Тихий Дон.) б) Почему Половцев проигрывает «битву за мужика»? (По роману М. А. Шолохова «Поднятая целина».)

В чем необычность главного героя рассказа В. И. Белова «Привычное дело»?

330. Значение массовых сцен в прозе М. А. Шолохова. (По одному из романов: «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)

331. Тема поиска правды в прозе М. А. Шолохова. (По одному из романов: «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)

332. Проблема нравственного выбора человека в прозе М. А. Шолохова. (По одному из романов: «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)

Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

333. Быт и нравы казачества в прозе М. А. Шолохова. (По одному из произведений писателя: «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)

334. а) Возвращение Григория Мелехова на хутор. (Анализ финала романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»: том 4, часть 8, глава 18.) б) Сцена «бабьего бунта» в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина». (Анализ фрагмента главы 33, книги первой.)

335. а) Кошевой в доме Мелеховых. (Анализ главы 2, части 8, тома 4 романа М. А. Шолохова «Тихий Дон».) б) Объяснение Давыдова с Варей. (Анализ эпизода из главы 24 тома 2 романа М. А. Шолохова «Поднятая целина».) в) Автор в доме Екатерины Ивановны. (Анализ эпизода из рассказа К. Г. Паустовского «Зарубки на сердце».)

336. а) Возвращение Григория Мелехова на хутор. (Анализ финала романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»: том 4, часть 8, глава 18.) б) Сцена раскулачивания. (Анализ эпизода из романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» книга первая, глава 7). в) Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером. (Анализ эпизода рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека».)

337. а) Красноармейцы в доме Мелеховых. (Анализ главы 16, части 6, тома 3 романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».) б) Спор гремяченских активистов о раскулачивании. (Анализ главы 9, книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина».)

338. Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

339. Особенности народного характера в прозе А. П. Платонова.

Сила женского характера в рассказе А. П. Платонова «Песчаная учительница».

340. Нравственная проблематика лирики А. Т. Твардовского.

341. Тема памяти в лирике А. Т. Твардовского.

342. Как в творчестве А. Т. Твардовского представлена тема войны?

343. Образ «русского труженика-солдата» в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин».

344. «Василий Теркин» Твардовского поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль... и какой необыкновенный народный солдатский язык» (И. А. Бунин).

345. Стихотворение Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Метаморфозы». (Восприятие, истолкование, оценка.)

346. Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Читая стихи». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Все, что было в душе...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

347. Темы, идеи, образы лирики Н. А. Заболоцкого.

348. Проблема человека и власти в прозе А. И. Солженицына.

349. Русская деревня в изображении А. И. Солженицына. (По рассказу «Матренин двор».)

Крестьянская тема в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор».

350. Правда о войне в современной отечественной прозе. (По произведению одного из писателей.)

Правда о войне в произведениях современных писателей. (По 1 - 2 произведениям русской и родной литературы)

351. Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы.

Нравственная проблематика произведений конца ХХ века. (По 1 - 2 произведениям русской и родной литературы.)

352. Тема русской деревни в современной отечественной прозе. (На примере 1 - 2 произведений.)

Тема русской деревни в современной прозе. (На примере 1 - 2 произведений русской и родной литературы.)

353. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов.

354. Образ современника в отечественной прозе последних десятилетий. Тема природы в творчестве В. Распутина.

355. Кто он, «герой нашего времени»? (По одному из произведений современной отечественной литературы.)

Кто он, «герой нашего времени»? (По двум произведениям русской и родной литературы последней четверти ХХ века.)

356. Каковы особенности лирики одного из современных поэтов?

357. Природа и человек в современной отечественной прозе. (На примере 1 - 2 произведений.)

358. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть высочайшее счастье для литератора...» (И. С. Тургенев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

359. «Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир...» (И. С. Никитин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

360. «Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи...» (В. Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

361. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей...» (Ф. М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

362. «Искусство стремится непременно к добру...» (Н. В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

363. «Школа несчастья есть самая лучшая школа...» (В. Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

364. «Любить истинно может только вполне созревшая душа...» (В. Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

365. «Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

366. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» (А. П. Платонов). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

367. «Поэзия - плуг, взрывающий время...» (О. Э. Мандельштам). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

368. «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно полезно...» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям и русской литературы XX века.)

369. «Мужество есть великое свойство души» (Н. М. Карамзин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

370. «Сильные люди всегда просты» (Л. Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

371. «Счастье и радость жизни... в правде...» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

372. «Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала...» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

373. «Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости...» (Н. В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

374. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих...» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

375. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека...» (В. Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

376. «Найти свою дорогу, узнать свое место - в этом все для человека, это для него значит сделаться собой...» (В. Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

377. «Революция обнаруживает и высоту человеческой природы и истребление духовных ценностей» (Н. А. Бердяев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

378. «Общество находит в литературе свою действительную жизнь...» (В Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

379. «Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством» (В. Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

380. «Болезнь любви неизлечима...» (А. С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

381. «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А. С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

382. «Настоящий писатель - то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

383. «Страдания и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

384. «Избавиться от мысли люди не могут...» (К. С. Аксаков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

385. «Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает э


Тургенев: коротко и мудро о жизни, о женщинах и любви: мысли и высказывания Тургенева.

Тургенев Иван Сергеевич
(28.10/09.11.1818-22.08/03.09.1883) Русский писатель, поэт.

Родился в Орле в семье отставного офицера. В 1837 г. окончил словесное отделение философского факультета Петербургского университета. С 1838 по 1840 г. продолжал образование за границей, где получил степень магистра философии. В 1840-х годах создал множество поэтических, прозаических и драматических произведений: «Параша» (1943), «Три портрета» (1846), «Помещик» (1846), «Нахлебник» (1848), «Месяц в деревне» (1850) и др. Но самым знаменитым произведением этого периода стал цикл очерков «Записки охотника», осуждающих крепостное право, оказавших большое влияние на развитие русской литературы. Теми же настроениями проникнуты повести «Муму» (1854), «Постоялый двор» (1855). В 1856 г. написал роман «Рудин», затем «Дворянское гнездо» (1859), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867), «Новь» (1877). В 1870-е годы, живя в Париже, вошел в кружок крупнейших французских писателей: Г. Флобера, Э. Золя, А. Доде и др., где пропагандировал русскую литературу. Умер близ Парижа.

Мужчина может сказать, что дважды два не четыре, а пять или три с половиною, а женщина скажет, что дважды два - стеариновая свеча.

Женщина не только способна понять самопожертвование: она сама умеет пожертвовать собой.

Жизнь есть не что иное, как постоянно побеждаемое противоречие.

Жизнь - это красноватая искорка в мрачном и немом океане вечности, это единственное мгновение, которое нам принадлежит.

Русские люди - самые изолгавшиеся люди в целом свете; а ничего так не уважают, как правду, ничему так не сочувствуют, как именно ей.

Бесполезно доказывать предубежденному человеку несправедливость его предубеждений.

Брак, основанный на взаимной склонности и на рассудке, есть одно из величайших благ человеческой жизни.

Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх - даже презрение. Да, все чувства… исключая одного: благодарности. Благодарность - долг, всякий человек платит свои долги…, но любовь - не деньги.

Всякая любовь счастливая, равно как и несчастная, - настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь.

Всякому человеку следует не переставая быть человеком, быть специалистом.

Вы еще не знаете, есть ли у вас талант? Дайте ему время вызреть; а если его даже не окажется, разве человеку необходим именно поэтический талант, чтобы жить и действовать?

Говорят, всякая мысль подобна тесту: стоит помять ее хорошенько - всё из нее сделаешь.

Добро по указу - не добро.

Если стремление происходит из источника чистого, оно все-таки, и не удавшись вполне, не достигнув цели, может принести пользу великую.

Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают.

Жалок тот, кто живет без идеала!

Заметили ли вы, что человек, необыкновенно рассеянный в кружке подчиненных, никогда не бывает рассеян с лицами высшими?

Идите вперед, пока можете, а подкосятся ноги, сядьте близ дороги и глядите на прохожих без досады и зависти: ведь и они недалеко уйдут!

Иная барышня только оттого и слывет умною, что умно вздыхает.

Исполнение долга: вот о чем следует заботиться человеку.

Каждый делает свою судьбу, и каждого она делает.

Какую клевету ни возведи на человека, он, в сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того.

Кто стремится к великой цели, уже не должен думать о себе.

Личность всегда главное, человеческая личность должна быть крепка как скала, ибо на ней всё строится.

Много дрязг плавает в шумных волнах молодости и уплывает с ними; а все-таки лучше этих волн нет ничего.

Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках.

Нет ничего тягостнее сознания только что сделанной глупости.

Ничего не может быть хуже и обиднее слишком поздно пришедшего счастья. Удовольствия оно все-таки вам доставить не может, но зато лишает вас права браниться и проклинать судьбу.

Ничего нет утомительнее невеселого ума.

О, взгляд женщины, которая полюбила, - кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались…

О, молодость! Молодость! Может быть, вся тайна твоей прелести не в возможности всё сделать, а в возможности думать, что ты всё сделаешь.

Порицать, бранить имеет право только тот, кто любит.

Самолюбие - архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть.

Себялюбие - самоубийство. Самолюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево; но самолюбие как деятельное стремление к совершенству есть источник великого.

Скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием.

Слезы - это гроза, после нее человек всегда тише.

Слово «завтра» придумано для людей нерешительных и для детей.

Смешного бояться - правды не любить.

Стремление к отысканию общих начал в частных явлениях есть одно из коренных свойств человеческого ума.

Счастье - как здоровье. Когда его не замечаешь, значит, оно есть.

Толпа - наш царь - и ест и пьет исправно / И, что в душе задумчиво живет, / Болезнию считает своенравной.

Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями.

У нас всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга.

Ум, направленный на одно порицание, беднеет, сохнет.

Учение - не только свет, по народной пословице, - оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание.

Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать.

Человек без самолюбия ничтожен. Самолюбие - архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть.

Человек все в состоянии понять - и как трепещет эфир, и что на солнце происходит, а как другой человек может иначе сморкаться, чем он сам сморкается, это он понять не в состоянии.

Человек, желающий создать что-нибудь целое, должен употребить на это целое свое существо.

Человек, который расстается с женщиной, некогда любимой, в тот горький час и великий миг, когда он невольно сознает, что его сердце не всё, но вполне проникнуто ею, этот человек, поверьте мне, лучше и глубже понимает святость любви, чем те малодушные люди, которые от скуки, от слабости продолжают играть на полупорванных струнах своих вялых и чувствительных сердец.

Чрезмерная гордость - вывеска ничтожной души.

* * *

СЕБЯЛЮБИЕ

В русском литературном языке, еще в донациональную эпоху освоившем основные, старославянские и греко-византийские модели словосложения, затем по их образцу самостоятельно возникали новые сложные слова. С XVIII в. русская многосторонняя система литературного словосложения была видоизменена и углублена влиянием иных методов образования сложных слов, укоренившихся в западно-европейских языках, особенно немецком. На почве старославянских типов словосложения стали развиваться новые отличные от них методы образования сложных слов. Иногда происходила своеобразная подстановка синонимичных морфем в уже отстоявшиеся формы сложных слов. Например, нельзя не заметить изолированного положения в ряду сложных слов, содержащих в своей второй части -любие : честолюбие, властолюбие, сластолюбие, женолюбие, братолюбие, добротолюбие, сребролюбие и некоторых других, слова – себялюбие (ср. прилаг. себялюбивый ). Других – сложных имен существительных отглагольного типа с формой себя- в первой части в современном русском языке нет (ср. позднее образование себестоимость ).

Правда, в индивидуальных стилях русской литературной речи XIX в. встречаются отдельные сложные слова, составленные из отглагольного имени существительного во второй части и формы себя – в первой. В драме А. А. Шаховского «Двумужница, или за чем пойдешь, то и найдешь»: «...статочное ли дело, чтоб она в другой раз посягнула на такое себягубство ..? » (Шаховской, с. 142–143).

В «Дневнике» А. И. Герцена 40-х годов употреблены слова: себяобольщение и себяпознание .

Однако легко заметить, что слово себялюбие – образование более архаического типа. С другой стороны, нетрудно убедиться в том, что себя – это синонимический эквивалент первой части сам-о- : самолюбие, самообольщение, самопознание . Ясно, что сложные слова, включающие в первой части форму себя – и даже более архаические из них, как себялюбие , – представляют собой вторичное, более позднее явление в истории русского языка – сравнительно с такими старославянизмами, как самодоволие (α τάρκεα ), самолюбие (α θάδεια ) и т. п.

Слова себялюбие и себялюбивый не зарегистрированы в памятниках древнерусской письменности (ср. в «Материалах» И. И. Срезневского: себевластный в значении"самовластный, самостоятельный», греч. α τεξουσάα ; т. 3, с. 320). Для выражения соответствующих значений в древнерусском языке служили старославянизмы: самолюбие (­ пристрастие к самому себе, себялюбие; греч. α θάδεια φιλαυτίας ), самолюбьство, самолюбивый (ср. самолюбьць ) (Срезневский, 3, с. 250–251; ср. Востоков, Сл. ц.-сл. яз., т. 2, с. 163; Погорелов, Сл. к толк. на Псалтырь, с. 184). Это понятно. Местоименная основа само- как первая часть составных слов, выражала эту направленность качества, свойства, действия на субъект, на самого себя (ср. самомнение, самоубийца, самообольщение и т. п.).

Очевидно, слова себялюбие, себялюбивый, себялюбец явились тогда, когда смысловые оттенки слов самолюбие, самолюбивый, самолюбец – в общественном быту, далеком от церковной идеологии, существенно изменились, когда возникла потребность в новообразованиях для выражения понятий эгоизма, эгоиста т. п. В самом деле, уже в XVIII в. слово самолюбие , определявшееся в словарях Академии Российской как «любовь, пристрастие к самому себе» (сл. АР 1822) включало в себя новый признак – высокой оценки своих сил, своего социального достоинства, выражало чувствительность к мнению окружающих о себе.

Правда, еще в конце XVIII в. самолюбие и себялюбие воспринимались как синонимы. Так, в «Полном немецко-российском лексиконе», изданном Обществом ученых людей (1798, ч. 2, с. 488), die Selbstgefälligkeit передается через слова: самородие, самолюбие, любление самого себя », a die Selbstheit переводится словами : «самолюбие, себялюбие, личность ».

Есть указания на то, что слова себялюбие, себялюбивый в 70–80-х годах XVIII в. еще воспринимались как неологизмы. А. Т. Болотов, найдя эти слова в стиле П. Львова, сочинителя романа «Российская Памела, или история Марии добродетельной поселянки» (1789, 2 ч.), отзывался о них, как о «словах совсем вновь испеченных»: «Но что касается до отваги господина сочинителя помещать тут же в сочинении своем многие совсем вновь испеченные и нимало еще необыкновенные слова, как например: ”себялюбие, себялюбивый, белольнистая борода, флейтоигральщик, челопреклонцы, великодушцы, щедротохищники “ и другие тому подобные; так в сем случае он совсем уже неизвинителен, и ему б было слишком еще рано навязывать читателям подобные новости, а надлежало б наперед акредитоваться поболее в сочинениях» (Лит. наследство. М., 1933, № 9–10, с. 217; ср. Виноградов. Очерки, 1938, с. 121).

В «Российской Памеле» Павла Львова (1789), между прочим, очень любопытен такой диалог между Виктором и Плуталовым о словах себялюбивый, себялюбие и самолюбивый, самолюбие (ч. 1-я, с. 25 и след.): «И так ты влюблен в Поселянку, поздравляю, прекрасной выбор, и весьма приличной благородному человеку, долженствующему быть себя любивым. – Себялюбивым – да что ты разумеешь, г. Плуталов, под словом себя любая , скажи. – Я разумею, отвечал Плуталов, человека хорошо мыслящего, не уничижающего себя ни в чем; то есть человека так себя уважающего, которой не позволит себе влюбиться в простую девку» (Львов, с. 25); «...Да кстате скажи мне, каковым же ты представляешь человека самолюбивого ? – Таковым же, каковым и себялюбивого , это все равно, только одно произношение различествует. – Нет, а я так держусь в сем разделении батюшкиного мнения; который человека себялюбивого всегда почитал недостойным, ибо он его полагал безрассудным и низким, который, никогда не входя в самого себя, любит себя по одной наружности; не зная достоинств своих, полагает всю цену свою в одной лишь надменности и знает добродетель не по опыту: а потому только, что она называется добродетелью: по сему-то глупому высокомерию он почитает подлостию глядеть на бедного, и на мужика, кои тем только виноваты, что не богаты и не знатны. Самолюбивым же он называл всегда того, который справедливо чувствует и мыслит, и который из почтения к хорошим своим правилам, из стыдливости пред самим собою и из любви к себе не сделает не токмо порочного, но и предосудительного дела. Себялюбивого человека, говаривал он, оказывают низкие дела, презрение к ближнему; да и что может он сделать доброго, когда он никого более не любит и не видит как только самого себя, а напоследок как приглядится, то и сам себе будет несносен. Человека же самолюбивого оказывают великие и почтенные дела, снисхождение к бедным, и уважение достоинств во всяком роде; ибо, он знает, что всякий человек рожден быть самолюбивым, то есть рожден быть любящим как всех ровных ему человеков, так и себя. Должное и ограниченное самолюбие нужно для побуждения нашего; а есть ли оно преходит свои меры, то затмевает наше умозрение и перерождается в гнусное себялюбие . Вот мое мнение о тех словах, кои ты считаешь одинакими, каково оно?» (там же, с. 26–27).

Для истории употребления слова себялюбие интересны наблюдения над образованием и применением синонимических выражений. Масон А. М. Кутузов в письме к А. А. Плещееву (от 7–8 мая 1791 г.) писал: «Все мои выговоры, деланные и впредь делаемые, суть ничто иное, как действие моего собственнолюбия . Письмы твои приносят мне удовольствие; я люблю быть с тобою, ежели не лично, то хотя чрез письмы, и вот для чего стараюсь иногда прервать твое молчание» (Русский исторический журнал, 1917, №№ 1–2, с. 131). И тут же: «Благодарю тебя искренно за доброе твое мнение о будущих моих произведениях, скажу однако ж, что ежели нынешние мои правилы не пременятся, ежели не буду принужден на сие каким-либо непредвидимыми обстоятельствами и ежели самолюбие и жаждание пустыя, суетныя и по большой части весьма сомнительныя славы, не преодолеют моего разума, то ожидание твое останется навсегда тщетно» (там же, с. 132).

Слово собственнолюбие было широко распространено в масонской среде. Оно очень употребительно в масонской литературе. В деле о Новикове и его товарищах, изданном проф. Тихонравовым, в 5 т. «Летописей русской литературы и древности» (М., 1863), оно встречается в показаниях Лопухина И. В.: «Мы говаривали так, что старание сделаться приятными той особе, хотя в том виде, чтоб когда-нибудь благоволение ее обращать на обогащение себя и прочее, уже мерзки и гнусны в отношении к чистой добродетели, а вид сей, по свойственным человечеству пристрастиям, может тайно, иногда и самому себе несведомым образом, сокрываться под личиною мнимого доброжелательства. И ежели бы случилось привлечь благоволение той особы, то всегдашнее играние собственнолюбия и страстей человеческих могло бы породить в нас желание скорее той особе быть в возможности, благоволением оныя, существенно пользовать нас, а одна мысль такового желания есть адская и ужасная для сердца христиан и верноподданных» (с. 76).

Можно предполагать, что слово себялюбие составлено и пущено в литературный оборот великим русским сатириком Д. И. Фонвизиным. Дело в том, что в «Недоросле» Фонвизина это слово, встречающееся в речи Стародума, обставлено семантическими комментариями и, как острое новое обозначение, противопоставляется старому термину самолюбие .

В «Недоросле» (д. 3, явл. 1) читаем: «Тут не самолюбие , а, так назвать, себялюбие . Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся» (Стародум).

Слова себялюбие, себялюбивый укрепляются в системе русского литературного языка XVIII в. и крепко входят в общенациональный словарный фонд русского языка.

У Пушкина в «Евгении Онегине» (гл. 7):

В которых отразился век

И современный человек

Изображен довольно верно

С его безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой...

У Н. А. Некрасова в стихотворении «Поэт и гражданин» (1856):

Хитро скрывает ум надменный

Себялюбивые мечты...

У Тургенева в «Рудине»: «Себялюбие , – так заключил он, – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое, бесплодное дерево; но самолюбие , как деятельное стремление к совершенству, есть источник всего великого...».

Опубликовано в Ученых записках МГПИ им. Ленина (т. 56. М., 1948, Кафедра русск. яз., вып. 2) вместе со статьями «В сорочке родился (родилась )», «Двурушник, двурушничество », «Отчитать – отчитывать », «Завсегдатай », «Себялюбие, себялюбивый » под общим названием «Из истории русской литературной лексики». Сохранилась рукопись (9 пронумерованных листков разного формата) «История слов себялюбие, себялюбивый » и машинопись с авторской правкой (6 стр.). В. В. Виноградов вставил в машинописный текст отдельные куски. Например, в самом начале статьи после первой фразы был введен тезис об углублении системы русского словосложения в связи с воздействием (в XVIII в.) западно-европейских языков. В машинопись были включены два больших абзаца, начиная со слов «Для истории употребления слова себялюбие интересны наблюдения...» и кончая словами: «мысль, ... ужасная для сердца христиан и верноподданых» (они вошли в окончательный вариант).

При подготовке статьи к изданию В. В. Виноградов дополнил ее текстом (отсутствующим в рукописи и машинописи), который начинается словами: «В ”Российской Памеле“ Павла Львова...» и завершается: «Вот мое мнение о тех словах, кои ты считаешь одинакими».

Здесь публикуется по печатному тексту с внесением добавлений и поправок по машинописи.

Слово себялюбие упоминается В. В. Виноградовым в ряду других и в труде «Русский язык» (см. комментарий к статье «Отсебятина »). – Е. X .

Себялюбие – есть у всех, но у каждого в разной степени. Как влияет себялюбие на человека, на его духовность? – сегодня отвечаем на этот не простой вопрос.

Определение себялюбия:

забота только о себе, о своих интересах; эгоизм.

Себялюбие и религия

Себялюбие не входит в список смертных грехов, но любой священник скажет Вам, что себялюбие является причиной всех остальных грехов.

Себялюбие – исполнение прихотей человека. И обжорство, и похоть, и гордыня, и тщеславие, и зависть, и упрямство, и алчность, и – это список можно перечислять бесконечно, и всему этому одна причина – себялюбие.

Противоположность себялюбию является вера в бога, божественная, . Так как в человеке не может быть места для творца, если все его мысли, желания и действия подчинены только его эго. Именно поэтому божественный, идеальный инструмент для достижения целей – – у нас не работает. Как может бог помогать тому, кто о нем не думает, кого он изгнал из себя, заменив своими прихотями?

Себялюбие и парапсихология

На курсе «Духовное исцеление» нам тоже поступил вопрос про себялюбие:

Верно ли то, что в нас живут Эго и истинное Я? Как разделить свое истинное Я от Эго? Какая разница между эгоцентризмом (эгоизмом) и себялюбием? Ведь в заповедях говорится, что надо возлюбить ближнего как себя самого… Значит любовь к себе это нормально, а эгоизм это грех? Какая разница между эгоизмом и себялюбием? Благодарю.

Отвечает преподаватель Елена Николаевна Кузьмина (0:08:52):

Есть очень простой пример, как проверить есть ли в Вас эго? – представьте, что завтра Ваш муж или жена уйдет к другому (ой), и он (она) будут в разы лучше, чем Вы. И посмотрите свою реакцию. Если Вы скажите, что да, я готов (а), чтобы моя бывшая половина будет в разы счастливее, богаче, успешнее, то Вы сразу поймете, ест ли в Вас себялюбие или нет. Именно Ваше эго все стремится забрать себе, но не делает для этого ничего.

И только истинное Я, скажет Вам, посмотри какой он (она) будет счастливый (ой). И это возможно только, если Вы любите по-настоящему, безусловно, божественно.

Из опыта работы практика-парапсихолога Елены Николаевны никто себя не любит, все работают только на свое эго, потакая своим низменным прихотям.

Для себя мы экономим: мы не готовы оплатить себе курс духовного развития, купить себе удобную и качественную одежду или полноценный, здоровый продукт питания. А вот слить свои деньги на пустышки, безделицы, в какие-то инвестиционные фонды (пирамиды), прокачать чужие цели, это всегда запросто.

На духовное развитие, на свое истинное Я, для своей души, мы жалеем деньги. В тоже время съесть три куска торта, которые пойдут только во вред организму, но единомоментно удовлетворит наше обжорство – на это денег нам не жалко.

Себялюбие и эгоизм – страшные, опасные и лукавые враги души человека, только духовное развитие может помочь справиться с ними.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта